Ялтинская конференция (54 фото). Ялтинская конференция - разное


Крымская (Ялтинская) конференция, вторая по счёту встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — во время Второй мировой войны(1939-1945 гг.), занимает важную главу в истории не только нашей страны, но и всего мира. Интерес к ней не ослабевает, хотя прошло уже 70 лет со дня ее проведения.

Место проведения конференции было выбрано не сразу. Первоначально предлагалось провести встречу в Великобритании, как равноудаленной от СССР и США. Среди названий предполагаемых мест проведения фигурировали также Мальта, Афины, Каир, Рим и еще ряд городов. И.В. Сталин настаивал провести встречу именно в Советском Союзе, чтобы главы делегаций и их окружение смогли лично убедиться в том ущербе, который нанесла Германия СССР.

Конференция проходила в Ялте 4-11 февраля 1945 г. в период, когда в результате успешно проведенных стратегических операций Красной Армии боевые действия были перенесены на германскую территорию, и война против гитлеровской Германии вступила в завершающую стадию.

Кроме официального названия у конференции было несколько кодовых. Отправляясь на Ялтинскую конференцию, У. Черчилль дал ей название «Аргонавт», проведя аналогию с древнегреческими мифами: он, Сталин и Рузвельт, подобно аргонавтам, отправляются на черноморские берега за золотым руном. Рузвельт ответил в Лондон согласием: «Вы и я — прямые наследники аргонавтов». Как известно, именно на Конференции в Ялте состоялся раздел сфер влияния трех держав в послевоенном мире. Кодовое название - «Остров» - конференция получила для введения в заблуждение противников, так как одним из возможных мест ее проведения фигурировала Мальта.

В Конференции приняли участие руководители трех союзных держав: Председатель Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталин, Премьер-Министр Великобритании У. Черчилль, Президент Соединенных Штатов Америки Ф.Д. Рузвельт.

Кроме Глав Трех правительств в Конференции также участвовали члены делегаций. От Советского Союза - Народный Комиссар Иностранных Дел СССР В.М. Молотов, Народный Комиссар Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецов, Заместитель Начальника Генерального Штаба Красной Армии генерал армии , Заместители Народного Комиссара Иностранных Дел СССР А.Я. Вышинский и И.М. Майский, Маршал Авиации С.А. Худяков, Посол в Великобритании Ф.Т. Гусев, Посол в США А.А. Громыко. От Соединенных Штатов Америки - Государственный Секретарь Э. Стеттиниус, Начальник Штаба Президента адмирал флота В. Леги, Специальный Помощник Президента Г. Гопкинс, Директор Департамента Военной Мобилизации судья Дж. Бирнс, Начальник Штаба Американской Армии генерал армии Дж. Маршалл, Главнокомандующий Военно-Морскими Силами США адмирал флота Э. Кинг, Начальник Снабжения Американской Армии генерал-лейтенант Б. Сомервелл, Администратор по военно-морским перевозкам вице-адмирал Э. Лэнд, генерал-майор Л. Кутер, Посол в СССР А. Гарриман, Директор Европейского Отдела Государственного Департамента Ф. Мэттьюс, Заместитель Директора Канцелярии по специальным политическим делам Государственного Департамента А. Хисс, Помощник Государственного Секретаря Ч. Болен вместе с политическими, военными и техническими советниками. От Великобритании - Министр Иностранных Дел А. Иден, Министр Военного Транспорта лорд Лезерс, Посол в СССР А. Керр, Заместитель Министра Иностранных Дел А. Кадоган, Секретарь Военного Кабинета Э. Бриджес, Начальник Имперского Генерального Штаба фельдмаршал А.Брук, Начальник Штаба Воздушных Сил Маршал авиации Ч. Портал, Первый Морской Лорд адмирал флота Э. Каннингхэм, Начальник Штаба Министра Обороны генерал X. Исмей, Верховный Союзный Командующий на Средиземноморском театре фельдмаршал Александер, Начальник Британской Военной Миссии в Вашингтоне фельдмаршал Вильсон, член Британской Военной Миссии в Вашингтоне адмирал Сомервилл вместе с военными и дипломатическими советниками.

К принятию высокопоставленных гостей в Ялте СССР подготовился всего за два месяца, несмотря на то, что Крым сильно пострадал от военных действий. Разрушенные дома, остатки боевой техники произвели неизгладимое впечатление на всех участников конференции, Президент США Рузвельт даже «ужаснулся размерами разрушений, причиненных немцами в Крыму».

Подготовка к конференции была развернута во всесоюзном масштабе. Оборудование, мебель, продукты свозили в Крым со всей территории СССР, в Ялту прибывали специалисты строительных организаций и сферы обслуживания. В Ливадии, Кореизе и Алупке за два месяца установили по нескольку электростанций.

Местом стоянки союзных кораблей и судов был выбран Севастополь, где были созданы запасы топлива, питьевой и котельной воды, отремонтированы причалы, маяки, навигационное и противолодочное оборудование, проведено дополнительное траление в бухтах и по фарватеру, подготовлено достаточное количество буксиров. Аналогичные работы были проведены в ялтинском порту.

Участники конференции располагались в трех крымских дворцах: делегация СССР во главе с И.В. Сталиным в Юсуповском дворце, делегация США во главе с Ф. Рузвельтом в Ливадийском дворце и делегация Великобритании во главе с У. Черчиллем в Воронцовском дворце.

За безопасность участников конференции отвечала принимающая сторона. Охрану на суше обеспечивали авиационные и артиллеристские спецгруппы, с моря - крейсер «Ворошилов», эскадренные миноносцы, подводные лодки. Кроме того, к ним присоединились и боевые корабли союзников. Поскольку Крым все еще находится в радиусе действия немецкой авиации, базировавшейся в Северной Италии и Австрии, нападение с воздуха не исключалось. С целью отражения опасности были выделены 160 истребителей авиации флота и вся ПВО. Было также построено несколько бомбоубежищ.

В Крым было направлено четыре полка войск НКВД, в том числе специально подготовленные для несения охраны 500 офицеров и 1200 человек оперативных работников. За одну ночь парк вокруг Ливадийского дворца огородили четырехметровым забором. Обслуживающему персоналу запрещалось покидать территорию дворца. Был введен строжайший пропускной режим, в соответствии с которым вокруг дворцов устанавливались два кольца охраны, а с наступлением темноты организовывалось третье кольцо пограничников со служебными собаками. Во всех дворцах были организованы узлы связи, обеспечивающие связь с любым абонентом, и ко всем станциям были прикреплены сотрудники, владеющие английским языком.

Официальные встречи членов делегаций и неофициальные - обеды глав государств - проводились во всех трех дворцах: в Юсуповском, например, И.В. Сталин и У. Черчилль обсуждали вопрос о передаче людей, освобожденных из фашистских лагерей. В Воронцовском дворце встречались министры иностранных дел: Молотов, Стеттиниус (США) и Иден (Великобритания). Но основные встречи проходили в Ливадийском дворце - резиденции американской делегации, несмотря на то, что это противоречило дипломатическому протоколу. Связано это было с тем, что Ф. Рузвельт не мог передвигаться самостоятельно без посторонней помощи. С 4 по 11 февраля 1945 г. в Ливадийском дворце состоялось восемь официальных встреч.

Круг обсуждаемых военных и политических вопросов оказался весьма широким. Решения, которые были приняты на конференции, оказали большое влияние на ускорение окончания войны и послевоенное устройство мира.

Во время проведения конференции Главами трех держав было продемонстрировано желание к сотрудничеству, взаимопониманию и доверию. Удалось добиться единства в вопросах военной стратегии и ведения коалиционной войны. Совместно были согласованы и спланированы мощные удары армий союзников в Европе и на Дальнем Востоке.

Одновременно решения, принятые участниками конференции, по сложнейшим вопросам мировой политики, явившиеся результатом компромиссов и взаимных уступок, в значительной степени определили развитие международно-политических событий на долгое время. Были созданы благоприятные возможности для эффективного действия послевоенной системы международных отношений, основанной на принципах баланса интересов, взаимности, равенства и сотрудничества, в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности.

В результате работы конференции были одобрены важнейшие международно-правовые документы, такие как Декларация Свободной Европы, документы об основных принципах создания международной Организации Объединенных Наций, заложившие основу отношений между государствами.

Были разработаны условия обращения союзников с побежденной Германией и решены вопросы о ее будущем. Участники конференции заявили о непреклонной решимости ликвидации германского милитаризма и нацизма, договорились об участии Франции в урегулировании германской проблемы, о границах Польши и составе ее правительства, об условиях вступления СССР в войну против Японии. Важную роль на ходе и результатах проведения переговоров оказал огромный рост международного авторитета Советского Союза, которому способствовали выдающиеся победы Советских Вооруженных Сил.

Тем не менее, по ряду вопросов между участниками конференции существовали серьезные разногласия. У представителей западных стран-членов антигитлеровской коалиции были опасения, связанные с превращением СССР в державу мирового масштаба. Однако настойчивое стремление советской дипломатии к поискам взаимоприемлемых решений и принятию их на основе равенства без навязывания своего мнения другим привело к тому, что документы, одобренные на конференции, явились отражением согласия ее участников, а не результатом советского диктата.

Работа Конференции началась с рассмотрения обстановки на европейских фронтах. Главы правительств трех держав поручили военным штабам обсудить на своих заседаниях вопросы координации наступления союзных армий с востока и запада. В ходе совещаний по военным вопросам было подтверждено, что 8 февраля 1945 г. на западном фронте начнется советское наступление. Однако американские и английские военные специалисты уклонились от выполнения просьб советской стороны воспрепятствовать переброске немецких войск из Норвегии и Италии на советско-германский фронт. В общих чертах было намечено взаимодействие стратегических сил авиации. Координация соответствующих операций возлагалась на Генеральный штаб Советской Армии и главы союзных военных миссий в Москве.

В ходе Конференции был решен вопрос и о вступлении СССР в войну на Дальнем Востоке. Подписанное 11 февраля 1945 г. секретное соглашение предусматривало, что Советский Союз через два - три месяца после капитуляции Германии вступит в войну против Японии. В этой связи были согласованы условия вступления СССР в войну против Японии, которые выдвинул И.В. Сталин: сохранение статус-кво Монгольской Народной Республики; возвращение Советскому Союзу южной части Сахалина и всех прилегающих к ней островов; интернационализация Дайрена (Даляня) и восстановление аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР; возобновление совместной с Китаем (с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза) эксплуатации Восточно-Китайской и Южно-Маньчжурской железных дорог; передача СССР Курильских островов.

Это соглашение конкретизировало общие принципы союзнической политики, которые были зафиксированы в Каирской декларации, подписанной США, Англией и Китаем и опубликованной 1 декабря 1943 г.

Поскольку перспектива вступления СССР в войну с Японией предполагала ее поражение в ближайшем будущем, эта политическая договоренность определяла границы возможного продвижения Советских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке.

Руководители трех великих держав обсудили политические вопросы, которые должны были возникнуть после поражения Германии. Они согласовали планы принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции и общие принципы обращения с побежденной Германией. Союзные планы предусматривали, прежде всего, разделение Германии на оккупационные зоны. Конференция подтвердила разработанные Европейской консультативной комиссией соглашения «О зонах оккупации Германии и об управлении «Большим Берлином», а также «О контрольном механизме в Германии».

По условиям соглашения «О зонах оккупации Германии и об управлении «Большим Берлином» вооруженные силы трех держав должны были занять в ходе оккупации Германии строго определенные зоны. Советским Вооруженным Силам предназначалась для оккупации восточная часть Германии. Северо-западная часть Германии отводилась для занятия английскими войсками, юго-западная - американскими. Район «Большого Берлина» должны были занять совместно вооруженные силы СССР, США и Англии. Северо-восточная часть «Большого Берлина» предназначалась для занятия советскими войсками. Зоны для войск Англии и США еще не были определены.

В соглашении «О контрольном механизме в Германии», подписанном 14 ноября 1944 г., говорилось, что верховная власть в Германии в период выполнения ею основных требований безоговорочной капитуляции будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США и Англии, каждым в своей зоне оккупации по инструкциям своих правительств. По вопросам, затрагивающим Германию в целом, главнокомандующие должны будут действовать совместно в качестве членов Верховного контрольного органа, который в дальнейшем стал называться Контрольным советом по Германии. Расширив эти постановления, Крымская конференция решила предоставить зону в Германии также и Франции за счет британской и американской оккупационных зон и пригласить французское правительство войти в качестве члена в Контрольный совет по Германии.

При обсуждении германского вопроса на Крымской конференции руководители США и Великобритании настаивали на принятии решения о создании комиссии для изучения вопроса о послевоенном устройстве Германии, о возможности ее расчленения. Однако англо-американские планы расчленения Германии не получили одобрения советской делегации.

Точка зрения Советского Союза на будущее Германии была хорошо известна с самого начала войны из выступлений советских руководителей. СССР отвергал политику мести, национального унижения и гнета. В тоже время, руководители трех держав заявили о решимости осуществить в отношении побежденной Германии важные мероприятия: разоружить и распустить все германские вооруженные силы; уничтожить германский генеральный штаб; определить наказание гитлеровским военным преступникам; уничтожить нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения.

Особое место на конференции занял вопрос о репарациях Германии, инициированный СССР. Советское правительство потребовало, чтобы Германия возместила ущерб, нанесенного союзным странам гитлеровской агрессией. Общая сумма репараций должна была составить 20 млрд. долларов, из которых СССР претендовал на 10 млрд. долларов. Советское правительство предложило, чтобы репарации взимались в натуре - в форме единовременного изъятия из национального богатства Германии и ежегодных товарных поставок из текущей продукции.

Взимание репараций путем единовременного изъятия из национального богатства (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей и т. д.) предусматривалось главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии. Конференция учитывала опыт разрешения репарационной проблемы после первой мировой войны, когда от Германии требовали возмещения ущерба валютой и когда репарационный вопрос, в конечном счете, способствовал не ослаблению, а усилению военного потенциала Германии.

В ходе обсуждения этого вопроса руководители США и Великобритании вынуждены были признать справедливость советских предложений о репарациях с Германии. В результате переговоров был подписан протокол, опубликованный полностью лишь в 1947 г. В нем излагались общие принципы решения репарационного вопроса и намечались формы взимания репараций с Германии. Протокол предусматривал учреждение в Москве межсоюзной комиссии по репарациям в составе представителей СССР, США и Великобритании. В протоколе указывалось, что советская и американская делегации согласны положить в основу своей работы предложение Советского правительства об общей сумме репараций и о выделении из нее 50 процентов для СССР.

Таким образом, несмотря на разногласия, союзные державы приняли на Крымской конференции согласованные решения не только о полном разгроме Германии, но и об общей политике в германском вопросе после окончания войны.

Важное место среди решений Крымской конференции занимала Декларация об освобожденной Европе. Это был документ о согласовании политики в деле помощи народам, освобожденным от фашистской оккупации. Союзные державы заявили, что общим принципом их политики в отношении стран освобожденной Европы является установление такого порядка, который позволит народам «уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору». Крымская конференция показала пример практического разрешения подобных проблем в отношении двух стран - Польши и Югославии.

«Польский вопрос» на конференции являлся одним из самых сложных и дискуссионных. Крымская конференция должна была решить вопрос о восточных и западных границах Польши, а также о составе будущего польского правительства.

Польша, которая перед войной была крупнейшей страной Центральной Европы, резко уменьшилась и сдвинулась к западу и северу. До 1939 г. её восточная граница проходила практически под Киевом и Минском. Западная граница с Германией находилась восточнее р. Одер, при этом большая часть балтийского побережья также принадлежала Германии. На востоке довоенной исторической территории Польши поляки являлись национальным меньшинством среди украинцев и белорусов, тогда как часть территорий на западе и севере, населённых поляками, находилась под германской юрисдикцией.

СССР получил западную границу с Польшей по «линии Керзона», установленной в 1920 г., с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между Германией и СССР в 1939 г. по Договору о дружбе и границе между СССР и Германией, основным отличием от которого стала передача Польше Белостокского региона.

Хотя Польша к началу февраля 1945 г. в результате наступления советских войск уже находилась под властью временного правительства в Варшаве, признанного правительствами СССР и Чехословакии (Эдварда Бенеша), в Лондоне находилось польское правительство в изгнании (премьер-министр Томаш Арчишевский), которое не признало решения Тегеранской конференции o линии Керзона и потому не могло, по мнению СССР, США и Великобритании, претендовать на власть в стране после окончания войны. Разработанная 1 октября 1943 г. инструкция правительствa в изгнании для Армии Крайовой содержала в себе следующие инструкции на случай несанкционированного польским правительством вступления советских войск на довоенную территорию Польши: «Польское правительство направляет протест Объединенным нациям против нарушения польского суверенитета - вследствие вступления Советов на территорию Польши без согласования с польским правительством - одновременно заявляя, что страна с Советами взаимодействовать не будет. Правительство одновременно предостерегает, что в случае ареста представителей подпольного движения и каких-либо репрессий против польских граждан подпольные организации перейдут к самообороне».

Союзники в Крыму осознавали, что «Новое положение создалось в Польше в результате полного освобождения её Красной Армией». В результате длительного обсуждения польского вопроса было достигнуто компромиссное соглашение, по которому было создано новое правительство Польши - «Временногo правительствa национального единства», на базе Временного правительства Польской Республики «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим, в результате чего столкновения между прозападными и прокоммунистическими формированиями в этой стране были решены в пользу последних.

Достигнутая в Ялте договоренность по польскому вопросу, несомненно, была определенным шагом по пути решения одного из наиболее спорных вопросов послевоенного устройства мира. Конференция не приняла англо-американский план замены Временного польского правительства каким-то новым правительством. Из решений конференции становилось ясно, что ядром будущего Правительства национального единства должно стать существовавшее Временное правительство.

По предложению СССР Крымская конференция обсудила вопрос о Югославии. Речь шла о том, чтобы ускорить образование единого югославского правительства на основании заключенного в ноябре 1944 г. соглашения между председателем Национального комитета освобождения Югославии И. Тито и премьер-министром югославского эмигрантского правительства в Лондоне И. Шубашичем. По этому соглашению новое югославское правительство должно было быть сформировано из руководителей национально-освободительного движения при участии нескольких представителей эмигрантского югославского правительства. Но последнее при поддержке правительства Англии тормозило выполнение соглашения.

Обсудив югославский вопрос, конференция приняла предложение СССР с поправками английской делегации. Это решение было большой политической поддержкой национально-освободительного движения Югославии.

Важное место в работе Крымской конференции заняла проблема обеспечения международной безопасности в послевоенные годы. Огромное значение имело решение трех союзных держав о создании всеобщей международной организации для поддержания мира.

Руководителям трех держав удалось в Ялте разрешить важный вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности, по которому не было достигнуто соглашения на конференции в Думбартон-Оксе. В результате был принят предложенный Рузвельтом «принцип вето», то есть правило единогласия великих держав при голосовании в Совете Безопасности по вопросам мира и безопасности.

Руководители трех союзных держав договорились о созыве 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций с целью подготовки устава международной организации безопасности. На конференцию предполагалось пригласить страны, подписавшие декларацию Объединенных Наций 1 января 1942 г., и те страны, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 года.

В ходе работы Крымской конференции была принята специальная декларация «Единство в организации мира, как и в ведении войны». В ней указывалось, что государства, представленные в Ялте, подтверждают свою решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство действий, которое сделало победу в войне возможной и несомненной для Объединенных Наций. Это было торжественным обязательством трех великих держав сохранить в будущем принципы могучей антифашистской коалиции, сложившейся в годы второй мировой войны. Одним из проявлений такой решимости было соглашение об учреждении постоянного механизма для регулярной консультации между тремя министрами иностранных дел. Этот механизм получил название «Совещание министров иностранных дел». Конференция решила, что министры будут собираться через каждые 3-4 месяца поочередно в столицах Великобритании, СССР и США.

Крымская конференция руководителей СССР, США и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний во время войны и высшей точкой сотрудничества трех союзных держав в ведении войны против общего врага. Принятие Крымской конференцией согласованных решений по важным вопросам служит убедительным доказательством возможности и эффективности международного сотрудничества государств с различным общественным строем. При наличии доброй воли союзные державы, даже в условиях острейших разногласий, смогли достигнуть соглашений, проникнутых духом единства.

Таким образом, решения Крымской конференции укрепили антифашистскую коалицию на заключительном этапе войны и способствовали достижению победы над Германией. Борьба за всестороннее и полное осуществление этих решений стала одной из главных задач советской внешней политики не только в конце войны, но и в послевоенные годы. И хотя ялтинские решения выполнялись точно лишь Советским Союзом, они, тем не менее, были примером боевого содружества «большой тройки» в годы войны.

Вся работа Крымской конференции проходила под знаком неизмеримо возросшего международного авторитета Советского Союза. Результаты работы глав трех союзных правительств послужили основой тех демократических, миролюбивых принципов послевоенного устройства Европы, которые были разработаны Потсдамской конференцией, вскоре после победы над фашистской Германией. Созданный в Ялте биполярный мир и раздел Европы на Восток и Запад сохранились более чем на 40 лет, до конца 1980-х годов.

Прохоровская А.И.
старший научный сотрудник 3 управления Научно-исследовательского
института (военной истории) Военной академии
Генерального штаба ВС РФ
кандидат исторических наук

Незадолго до завершения Второй мировой войны состоялась вторая по счету встреча глав государств антигитлеровской коалиции: И. В. Сталина (СССР), У. Черчилля (Великобритании) и Ф. Рузвельта (США). Проходила она в период с 4 по 1945 года и по месту своего проведения получила название Ялтинской конференции. Это было последнее международное совещание, на котором встретились представители «большой тройки» в преддверии наступления ядерной эпохи.

Послевоенный раздел Европы

Если в ходе предшествующей встречи высоких сторон, состоявшейся в 1943 году в Тегеране, обсуждались главным образом вопросы, связанные с достижением совместной победы над фашизмом, то суть Ялтинской конференции заключалась в послевоенном разделе сфер мирового влияния между странами-победительницами. Поскольку к тому времени наступление советских войск уже развивалось на германской территории, и крах нацизма не вызывал сомнений, можно было смело говорить о том, что в Ливадийском (Белом) дворце Ялты, где собрались представители трех великих держав, определялась будущая картина мира.

Кроме того, вполне очевидным было и поражение Японии, поскольку почти вся акватория Тихого океана находилась под контролем американцев. Впервые в мировой истории сложилась обстановка, при которой в руках трех государств-победителей находилась судьба целой Европы. Понимая всю уникальность представившегося шанса, каждая из делегаций приложила максимум усилий к принятию наиболее выгодных для нее решений.

Основные пункты повестки дня

Весь спектр вопросов, рассматриваемых на Ялтинской конференции, сводился к двум основным проблемам. Во-первых, на обширных территориях, ранее находившихся под оккупацией Третьего Рейха, необходимо было установить официальные границы государств. Кроме того, на территории самой Германии требовалось четко определить сферы влияния союзников и разграничить их демаркационными линиями. Это разделение побежденного государства являлось неофициальным, но тем не менее должно было признаваться каждой из заинтересованных сторон.

Во-вторых, все участники Крымской (Ялтинской) конференции прекрасно сознавали, что временное объединение сил стран Запада и Советского Союза после завершения войны теряет смысл и неизбежно обернется политическим противостоянием. В связи с этим было крайне необходимо разработать меры, гарантирующие неизменность ранее установленных границ.

Обсуждая вопросы, касающиеся передела границ европейских государств, Сталин, Черчилль и Рузвельт проявили выдержку, и, согласившись на взаимные уступки, сумели достичь договоренности по всем пунктам. Благодаря этому, решения Ялтинской конференции существенно изменили политическую карту мира, внеся изменения в очертания большинства государств.

Решения, связанные с границами Польши

Однако общая договоренность была достигнута в результате напряженной работы, в ходе которой одним из наиболее сложных и дискуссионных оказался так называемый польский вопрос. Проблема заключалась в том, что до начала Второй мировой войны по своей территории Польша являлась крупнейшим государством Центральной Европы, однако в год Ялтинской конференция она представляла собой лишь незначительную территорию, сдвинутую к северо-западу от своих прежних границ.

Достаточно сказать, что до 1939 года, когда был подписан печально известный пакт Молотова-Риббентропа, включавший в себя раздел Польши между СССР и Германией, ее восточные рубежи находились вблизи Минска и Киева. Кроме того, полякам принадлежал отошедший к Литве Виленский регион, а западная граница проходила восточнее Одера. В пределы государства входила и значительная часть балтийского побережья. После поражения Германии договор о разделе Польши терял силу, и требовалось выработать новое решение, касающееся ее территориальных границ.

Противостояние идеологий

Кроме того, существовала еще одна проблема, остро стоявшая перед участниками Ялтинской конференции. Кратко ее можно определить следующим образом. Дело в том, что благодаря наступлению Красной армии, с февраля 1945 года власть на территории Польши принадлежала временному правительству, сформированному из просоветски настроенных членов Польского комитета национального освобождения (ПКНО). Этот орган власти был признан только правительствами СССР и Чехословакии.

В то же время в Лондоне находилось польское правительство в изгнании, возглавляемое ярым антикоммунистом Томашем Арчишевским. Под его руководством было составлено обращение к вооруженным формированиям польского подполья с призывом всеми силами воспрепятствовать вступлению советских войск на территории страны и установлению ими коммунистического режима.

Формирование польского правительства

Таким образом, одним из вопросов Ялтинской конференции была выработка совместного решения, касающегося формирования польского правительства. Надо заметить, что особых разногласий по этому вопросу не возникло. Решили, что, поскольку Польша была освобождена от фашистов исключительно силами Красной армии, то вполне справедливым будет предоставить советскому руководству взять под свой контроль формирование на ее территории органов власти. В результате было создано «Временное правительство национального единства», в которое вошли лояльные к сталинскому режиму польские политические деятели.

Решения, принятые по «германскому вопросу»

Решения Ялтинской конференции коснулись и другого, не менее важного вопроса - оккупации Германии и разделу ее на территории, подконтрольные каждому из государств-победителей. К ним, по общему согласию, была причислена и Франция, также получившая свою оккупационную зону. Несмотря на то что данная проблема являлась одной из ключевых, договоренность по ней не вызвала бурных дискуссий. Принципиальные решения были приняты руководителями Советского Союза, США и Великобритании еще в сентябре 1944 года и зафиксированы при подписании совместного договора. В итоге на Ялтинской конференции главы государств лишь подтвердили свои прежние решения.

Вопреки ожиданиям, подписание протокола конференции послужило толчком последующих процессов, результатом которых стал раскол Германии, растянувшийся на долгие десятилетия. Первым из них было создание в сентябре 1949 года нового государства прозападной ориентации - Федеративной Республики Германии, Конституцию которой тремя месяцами ранее подписали представители США, Великобритании и Франции. В ответ на этот шаг ровно через месяц советская оккупационная зона была преобразована в Германскую Демократическую Республику, вся жизнь которой находилась под неусыпным контролем Москвы. Предпринимались также попытки отделения Восточной Пруссии.

Совместное заявление

В коммюнике, подписанном участниками встречи, говорилось, что решения, принятые на Ялтинской конференции, должны послужить гарантией того, что Германия никогда в будущем не сможет развязать войну. С этой целью должен быть уничтожен весь ее военно-промышленный комплекс, разоружены и распущены еще остававшиеся армейские части, а нацистская партия «стерта с лица земли». Лишь только после этого немецкий народ сможет вновь занять подобающее место в сообществе наций.

Положение на Балканах

Извечный «балканский вопрос» также был внесен в повестку дня Ялтинской конференции. Одним из его аспектов являлась обстановка в Югославии и Греции. Есть основания полагать, что еще на встрече, состоявшейся в октябре 1944 года, Сталин предоставил возможность Великобритании определять дальнейшую судьбу греков. Именно по этой причине столкновения, последовавшие в этой стране год спустя между сторонниками коммунистов и формированиями прозападной ориентации, завершились победой последних.

Однако в то же время Сталину удалось настоять на том, что в Югославии власть осталась в руках представителей Национально-освободительной армии, которую возглавлял Иосип Броз Тито, придерживавшийся в тот период марксистских взглядов. Ему было рекомендовано при формировании правительства включить в него возможно большее количество демократически настроенных политиков.

Заключительная декларация

Один из важнейших итоговых документов Ялтинской конференции получил название «Декларации об освобождении Европы». В нем определялись конкретные принципы политики, которую государства-победители намеревались проводить на территориях, отвоеванных у фашистов. В частности, предусматривалось восстановление суверенных прав проживающих на них народов.

Более того, участники конференции брали на себя обязанность совместно оказывать помощь населению этих стран в реализации их законных прав. В документе особо подчеркивалось, что порядок, установленный в послевоенной Европе, должен способствовать ликвидации последствий германской оккупации и обеспечивать создание широкого круга демократических учреждений.

К сожалению, идея совместных действий на благо освобожденных народов не получила реального осуществления. Причина состояла в том, что каждая держава-победительница имела юридическую власть лишь на территории, где были размещены ее войска, и проводила на ней свою идеологическую линию. В результате был дан толчок разделу Европы на два лагеря - социалистический и капиталистический.

Судьба Дальнего Востока и вопрос о репарациях

Участники Ялтинской конференции в ходе заседаний коснулись и такой важной темы, как размеры компенсации (репарации), которую, согласно международным законам, Германия обязана была выплатить странам-победительницам за причиненный им ущерб. Окончательную сумму на тот момент определить не удалось, но была достигнута договоренность о том, что 50 % от нее получит СССР, поскольку он понес в ходе войны самые большие потери.

По поводу событий, происходивших в тот период на Дальнем Востоке, было принято решение, согласно которому через два-три месяца после капитуляции Германии Советский Союз был обязан вступить в войну с Японией. За это, согласно подписанному договору, ему передавались Курильские острова, а также Южный Сахалин, потерянный Россией в результате русско-японской войны. Кроме того, советская сторона получала в долгосрочную аренду Китайско-Восточную железную дорогу и Порт-Артур.

Подготовка к созданию ООН

Совещание глав государств «большой тройки» состоявшееся в феврале 1954 года, вошло в историю еще и потому, что на нем была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Толчком к этому послужила необходимость создания международной организации, в задачу которой входило бы предотвращение любых попыток насильственного изменения законных границ государств. Этим полномочным юридическим органом впоследствии стала идеология которой была выработана в ходе Ялтинской конференции.

Дата созыва следующей (Сан-Францисской) конференции, на которой делегациями 50 стран-учредителей был выработан и утвержден ее Устав, также была официально объявлена участниками ялтинской встречи. Этим знаменательным днем стало 25 апреля 1945 года. Созданная совместными усилиями представителей многих государств, ООН взяла на себя функции гаранта стабильности послевоенного мира. Благодаря своему авторитету и оперативным действиям, ей многократно удавалось найти эффективные решения самых сложных международных проблем.

09:30 05.02.2015

В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» о ранее неизвестных фактах и деталях семидневных переговоров в Крыму глав государств антигитлеровской коалиции впервые рассказал советник Громыко Ростислав Александрович Сергеев.

"Сталин, Черчилль и Рузвельт в Ялте: почему крымчане мирную конференцию приняли за начало войны с Турцией?" Крым. 04 февраля 1945 года 17:00. За круглым столом главного зала Ливадийского дворца сидят Рузвельт и Черчилль. Напротив них – нарком иностранных дел Молотов и посол СССР в Америке Громыко. Гости поглядывают на дверь, через которую должен был войти Сталин, но его нет. Все молчат. Премьер-министр Великобритании и президент США знают, что Сталин приехал из Москвы еще 1 февраля, на день раньше них, но почему его нет? В воцарившейся тишине только громко стучит механизм напольных часов. Проходит минута, и в дверях появляется низкорослый усатый мужчина в белом военном кителе, садится за стол. Переговоры о послевоенном устройстве Европы, наконец, начинаются.В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» о ранее неизвестных фактах и деталях семидневных переговоров в Крыму глав государств антигитлеровской коалиции впервые рассказал советник Громыко Ростислав Александрович Сергеев.«Сталин опоздал на конференцию только один раз – на первую встречу. Его резиденция находилась в 10-ти минутах езды от места проведения переговоров. «Пробок» на дорогах тогда, как Вы понимаете, не было. Сейчас трудно сказать, почему это произошло. Можно только предположить, что Иосиф Виссарионович просто захотел «задать тон» трудным переговорам», - вспоминает дипломат.Хозяин. Место встречи изменить нельзя! К трехсторонней встрече готовились полгода. Еще в мае 1944 года первым о ней заговорил американский президент. Но Рузвельт и Черчилль не хотели ехать в СССР. Сталин же настаивал на встрече в Крыму. Президент США и премьер-министр Великобритании предлагали самые экзотические места проведения конференции.«Рузвельт утверждал, что конституция Америки не позволяет ему надолго отлучаться из Белого Дома, да и здоровье тоже, - из-за болезни он мог передвигаться только в инвалидной коляске. Президент США предлагал поговорить в Риме. Сталин категорически отказался от такой идеи, и предложил провести конференцию в Крыму», - говорит Чрезвычайный и Полномочный посол, проректор МГИМО МИД РФ Ростислав Сергеев.Черчилля место встречи, судя по всему, мало интересовало. В октябре 1944 года он приезжал в Москву, она ему понравилась, особенно его впечатлил поход в Большой Театр. «В Большом в этот вечер давали «Жизель». Сталин со своим английским гостем появился в правительственной ложе только тогда, когда выключили в зале свет, так что их никто не видел, до антракта. Когда в антракте включили свет, Сталин и Черчилль встали, и весь зал повернулся в их сторону. Кому предназначались аплодисменты, - понять было трудно…», - рассказывает дипломат.Но Рузвельт, получивший отказ на предложение встретиться в Риме, и не собирался «сдаваться». Он предлагал избрать для встречи Александрию, Иерусалим или Афины. Из-за слабого здоровья ему хотелось, чтобы это было место с тёплым климатом. Кроме того, поездка Сталина в Средиземноморье по расстоянию уравновесила бы предыдущую поездку Рузвельта на переговоры в Тегеран.«У Сталина был сложный характер. Спорить с ним было очень трудно. Но тут надо было проявить дипломатичность. Сталин достаточно долго раздумывал и только в октябре сообщил Рузвельту, что может встретиться с ним и с Черчиллем на Черноморском побережье. Он даже сообщил Рузвельту, что врачи не рекомендовали ему ездить в Средиземноморье, хотя к мнению врачей на самом деле крайне редко прислушивался. В общем, Сталин, как всегда, настоял на своем. Ну, прямо, как в том фильме, помните? «Место встречи изменить нельзя», - с улыбкой вспоминает советник А.А. Громыко.Для пущей убедительности, Черчиллю намекнули на то, что в Семфирополе есть английское кладбище, на котором он сможет найти могилу своего родственника из рода Мальборо, который в 19 веке был участником Крымской войны. После того, как место встречи было согласовано, Сталину доложили, что помещений, пригодных для проведения международной конференции в Крыму нет. Немцы за время оккупации, вывезли в Германию все, что только могли.«Дворец в Ливадии был определен, как место проведения встреч. Но оказалось, что вся мебель, предметы роскоши и прочее фашисты попросту сперли, даже ткань, которой были обтянуты стены, сняли медные предметы, дверные ручки, шпингалеты. Из картин осталось только две – их не смогли вывести из-за их больших размеров», - говорит дипломат Сергеев. Сталин, узнав обо всем этом, немедленно отдает приказ навести порядок.Операция «Долина» 3 января 1945 года Сталин вызвал к себе Берию и поручил ему подобрать и подготовить необходимые помещения. Берия энергично взялся за решение поставленной задачи, срочно направил в Крым двух своих заместителей С.Н. Круглова и Л.Б. Сафразьяна для личного осмотра зданий Ялтинского района.Одновременно с ними в Крым был направлен и начальник 2-го (контрразведывательного) управления НКГБ П.В. Федотов, который должен был организовать контрразведывательное обеспечение безопасности проведения Крымской конференции. За два дня, 4–5 января, Круглов, Сафразьян и Федотов объехали всё Южное побережье Крыма. Для размещения американской делегации был выбран дворец Ливадия, там же планировалось проведение конференции; для размещения советской делегации – дворец Юсупова, для английской – Воронцовский дворец.Уже 6 января было переброшено 2200 рабочих, основная часть из которых, 1200 человек приступила к ремонтно-восстановительным работам во дворце Ливадия, 649 человек – во дворце Юсупова, 351 – во дворце Воронцова. На каждом объекте был назначен комендант из числа старших офицеров контрразведки. Наркомат обороны направил 100 грузовых автомашин с обслуживающим персоналом и горючим, а также в течение двух суток переместил из корпусов в Ливадии 600 раненых в другие крымские госпитали.«Из Москвы эшелонами в Крым отправлялись мебель, ковры, дорожки, кухонная посуда, дорогостоящие сервизы и, конечно же, продовольствие. В конце 1944 не по карточкам в Москве можно было купить только черную икру. Ею были завалены все магазины, но, конечно, никто ее не покупал – это было очень дорого», - вспоминает бывший советник А. Громыко.К работе приступила контрразведка. На участках трассы Саки–Симферополь, Симферополь–Алушта, Алушта–Ялта, Ялта–Алупка, Алупка– Севастополь, Севастополь–Симферополь были созданы специальные оперативно-чекистские группы, в составе которых находились 784 оперативных работника, в основном из НКГБ и НКВД Крымской АССР. Уже с 15 января эти группы вели контрразведывательную работу во всех населённых пунктах вдоль трассы. По Крыму поползли слухи…«Скоро начнется война с Турцией!» Особые меры безопасности на всем Черноморском побережье насторожили местных жителей. Тем более, что по Автономной Советской Социалистической Республике Крым прокатились аресты. В первой половине января сотрудники контрразведки выявили и арестовали несколько агентов германской и румынской разведок. По их показаниям был организован розыск ещё 10 агентов, закончивших разведшколы противника. Всего органы контрразведки и внутренних дел провели 287 облав, проверок документов в поездах, на вокзалах и пристанционных посёлках, проверили 67 267 человек, задержали 324 и арестовали 197 человек. Было изъято 267 винтовок, 1 пулемёт, 43 автомата, 49 пистолетов, 283 гранаты и 4186 патронов.К 18 января были вывезены все военнопленные, находившиеся в районах, прилегавших к трассе Симферополь–Ялта–Севастополь. Но самым подозрительным для местных жителей стало то, что в море появились боевые корабли. В 1945 году люди шептались на улицах и базарах о том, что кто-то видел даже подводные лодки.Три кольца морской защиты С 20 января 1945 года был запрещён выход в море любых рыболовецких судов и даже лодок в прибрежной зоне от Ялты до Симеиза. К этому дню "зачистка" местности была в основном завершена.Кто и как 70 лет тому назад охранял морские рубежи Крыма во время Ялтинской конференции откровенно рассказал телеканалу «Звезда» командир бригады подводных лодок, капитан первого ранга, ветеран ВМФ России Михаил Александрович Крук. Это его первое интервью на эту тему.«Мы вышли в море за неделю до начала Ялтинской конференции. Морякам, конечно, ничего про Сталина, Рузвельта и Черчилля не сказали, знали только офицеры. Все подлодки и корабли из Севастополя вышли, им надо было сформировать тройное кольцо в акватории от Ялты до Феодосии. Я все эти дни провел на плавбазе. Корабль назывался наш «Волга». Точное количество надводных кораблей мне неизвестно. А вот за свои подлодки сказать могу. В районе Ялты на патрулировании находились три подлодки. Моя – С-33 и еще две: С-42 и С-61. Почему я был на плавбазе? Да потому что мне доверили в эти дни очень важное задание – я был назначен командиром бригады подводных лодок», - вспоминает ветеран ВМФ.92-летний участник Великой Отечественной войны не сразу признался, что была и еще одна причина на то, чтобы оставить его «на берегу». «Я свободно владел английским языком. И "кто нужно", объяснил мне, что надо будет в Ялте общаться с английскими и американскими моряками. Я сразу не поверил, но когда мне дали 4 февраля первое увольнительное, все понял», - говорит капитан второго ранга.
Встречи с союзниками проходили в фешенебельной гостинице Ялты под названием «Крым».«О, там было все! Шампанское, коньяк, легкие закуски. Это называлось «коктейль». Но пьяных во время этих вечеринок я не видел, поддатых – да, но пьяных не было. Не было ни одной драки, все было чинно и мирно», - вспоминает ветеран ВОВ Крук. Несмотря на особый режим, введенный на всей территории Крыма, моряков-черноморцев и их американских и английских коллег, по словам защитника Ялтинской конференции, никто не трогал, документы на улице не проверяли.«Понимаете, вечером Ялта «гудела», как будто, и войны не было! Там ведь было много наших и иностранных журналистов, обслуги разной. После «Крыма» мы возвращались в море (ровно в 23:00 у нас был «отбой»), а иностранцы шли на набережную, там много очень было всяких питейных заведений…», - говорит Михаил Александрович.Разговоры в ресторане гостиницы «Крым» шли, как правило, на бытовые темы – политики не касались.«Ну, о чем мы говорили? О слабом поле, конечно, о море, о скором окончании войны, показывали друг другу фотографии, хвастались, как нам хорошо живется и служится, травили анекдоты. С непривычки так наговоришься, что руки болят! Практики с английским языком-то не было, вот и говорили с помощью рук, когда не хватало слов, «на пальцах» объяснялись. Здорово было, весело», - вспоминает 92-летний моряк.Михаилу Александровичу американцы понравились больше, чем англичане.«Англичане такие были «деловые», важные такие, а американцы, типа нас – заводные, бесшабашные, без «задней мысли», - так можно сказать. Боролись на руках – армс-рейслинг называется. Меня «валяли», я «валял», по всякому было», - говорит ветеран флота М.А. Крук.Веселая жизнь через 7 дней закончилась – гости уехали. Все матросы и офицеры по приказу Главнокомандующего получили грамоты и благодарности, а еще – увольнительные. «Мы, когда все закончилось, попросили нам организовать экскурсию в Ливадийский дворец. Нас усадили за тот самый стол, за которым сидели Сталин, Рузвельт и Черчилль, сфотографировали, потом прислали по почте фотографии», - вспоминает ветеран ВМФ.Но сколько не искал в альбомах этой фотографии Михаил Александрович, так и не нашел, еще и извиняться пытался, заслуженный человек. Вот такое это поколение – настоящие фронтовики!Сталин кричит на Черчилля. Черчилль кричит на Сталина Сталин хорошо относился к Черчиллю, во всяком случае, лучше, чем к Рузвельту. И все это знали. Все так же знали, что премьер-министр «не дурак выпить и закусить». Поэтому по дороге из аэропорта г.Саки в Ялту ему приготовили сюрприз.«Черчилль перед вылетом отправил в наш Наркомат Иностранных дел телеграмму: «Вылетаю, позавтракаю в самолете». Дорога после войны был разбита, хоть ее и подлатали к приезду высоких гостей. К тому же расстояние – не маленькое – 5-6 часов езды. Встречал его Молотов, ехали они вместе. Вот где-то посередине пути машины останавливаются возле большого шатра. Премьер-министру Великобритании предлагают выйти на свежий воздух, заходят в эту палатку, а там «поляну накрыли» - икра, балыки, коньяк, вино…», - рассказывает российский дипломат Сергеев.Позже один из высокопоставленных сотрудников Министерства иностранных дел Великобритании Александр Кадоган напишет в своих воспоминаниях о Ялтинской конференции: «Премьер чувствует себя хорошо, хотя и хлещет ведрами кавказское шампанское, которое подорвало бы здоровье любого обычного человека».В ходе семидневного обсуждения вопросов послевоенного устройства Европы только один вопрос вызвал у сторон серьезные разногласия – это был вопрос о репарациях. Сталин настаивал на том, что Германия должна компенсировать материальные потери Советского Союза в размере 10 млрд долларов. Бывший советник Андрея Громыко вспоминает:«Черчилль вскочил со своего кресла, стал очень резко говорить, возник жаркий спор. Сталин кричал, что Черчилль не понимает, о чем говорит, и с кем говорит – со страной победительницей! Ну, в общем, как говорится, «обменялись комплиментами». Все документы, которые должны были быть подписаны в Ялте, были подготовлены дипломатами уже за 2 месяца до начала самой конференции. С нашей стороны за это отвечали тогдашний посол в США Андрей Андреевич Громыко и Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов.«Обсуждение вопроса об объявлении войны Японии после окончания войны с Гитлером прошло легко. СССР был в этом заинтересован. Так же не вызвали споров вопросы о распределении зон ответственности государств-участников антигитлеровской коалиции в Европе, появления новых границ государств. Только «польский вопрос» о ее новых границах, с учетом присоединения части территории Германии и политическое устройство (англичане очень надеялись оставить Польшу под своим влиянием) обсуждался дольше остальных. Впрочем, до конца на конференции в Крыму он так и не был решен. Его «дорешали» уже на Потсдамской конференции. Все согласились также и с необходимостью создания Организации Объединенных Наций. Этот новый орган был призван решать все конфликтные ситуации в мире только мирным путем», - говорит ветеран дипломатических отношений.Ростислав Сергеев рассказывает, что советский дипломатический корпус в Ялте все 7 дней почти не спал, много приходилось делать по ночам. Особенно уставал переводчик Сталина Владимир Павлов. Он работал в прямом смысле за двоих.«Переводчика Бережкова отозвали из Крыма, не помню, на какой день. Госбезопасность выяснила, что он утаил тот факт, что его родители были на оккупированной территории, и покинули Киев вместе с немецкими войсками. Вот Павлов и отдувался за него. Был такой там случай. У переводчиков есть такая традиция – «пообедать перед обедом», - ну это чтобы во время официальных застолий рот был свободен. И вот он однажды Павлов этого сделать не успел, взял что-то со стола, и тут же получил замечание Сталина: «Мы сюда не кушать приехали, товарищ Павлов!» Вечером 11 февраля 1945 года в Ливадийском дворце состоялся прощальный ужин. Сталин подарил всем гостям русские сувениры, а Черчиллю – бочку коньяка. Главнокомандующий предложил тост: «Предлагаю выпить за Черчилля! Вот нас называют «святой троицей» – Сталин, Рузвельт, Черчилль. А мы никакая ни «святая троица», потому что Черчилль много летает на самолете, много времени проводит в воздухе. Черчилль – это «святой дух». Вот за него я и предлагаю выпить».Все присутствующие дружно засмеялись и выпили. Расставание прошло в дружеской обстановке. Однако неудовольствие подписанными документами, и настоящее свое отношение к СССР союзники продемонстрировали буквально через день. С 13 по 15 февраля авиация союзников «стерла с лица Земли» город Дрезден, а затем и огромное число промышленных зон во всех тех странах, которые попадали, согласно ялтинским договоренностям, в зону ответственности Советского Союза.

— конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне СССР, США и Великобритании, созванная в целях согласования планов окончательного разгрома фашистской Германии и ее союзников, выработки основных принципов общей политики в отношении послевоенного устройства мира.

В Коммюнике конференции была сформулирована единая политика СССР, США и Великобритании в отношении послевоенного статута Германии. Было решено, что вооруженные силы трех держав после полного разгрома оккупируют Германию и займут определенные ее части (зоны).

Предусматривалось также создание союзнической администрации, осуществление контроля ситуации в стране через специально создаваемый орган, который возглавят главнокомандующие трех держав, с местом пребывания в Берлине. При этом предполагалось пригласить Францию в качестве четвертого члена этого контрольного органа, чтобы она взяла на себя одну из зон оккупации.

В целях уничтожения немецкого милитаризма и нацизма и превращения Германии в миролюбивое государство Крымская конференция намечала программу ее военного, экономического и политического разоружения.

Конференция приняла решение по репарационному вопросу. Она признала необходимым обязать Германию возместить союзным странам причиненный ею ущерб в "максимально возможной мере" путем натуральных поставок. Определение размеров репараций и способов их взыскания возлагалось на специальную комиссию по возмещению убытков, которая должна была работать в Москве.

Участники конференции приняли "Декларацию об освобожденной Европе", в которой союзные державы заявили о стремлении согласовывать свои действия при решении политических и экономических проблем освобожденной Европы.

Одним из наиболее сложных на конференции стал польский вопрос. Главами трех держав было достигнуто соглашение о реорганизации действующего Временного правительства на более широкой базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. В отношении польских границ было решено, что "восточная граница Польши должна идти вдоль "линии Керзона" с отступлением от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши". Предусматривалось также, что Польша "должна получить существенные приращения территории на Севере и Западе".

По вопросу о Югославии конференция приняла ряд рекомендаций в отношении образования Временного объединенного правительства из представителей Национального комитета освобождения Югославии и эмигрантского королевского правительства в Лондоне, а также создания Временного парламента на основе Антифашистского веча народного освобождения Югославии.

Крупнейшее значение имело решение Крымской конференции об учреждении всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности — Организации Объединенных Наций (ООН) и постоянного органа при ней — Совета Безопасности.

Обстановка на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий официально участниками Ялтинской конференции не обсуждалась, так как СССР был связан с Японией договором о нейтралитете. Соглашение было достигнуто в секретных переговорах глав правительств и подписано 11 февраля.

В принятом на Крымской конференции Соглашении трех великих держав по вопросам Дальнего Востока предусматривалось вступление Советского Союза в войну против Японии через два — три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. В обмен на участие советских войск в войне против Японии США и Великобритания предоставили Сталину существенные уступки. СССР передавались Курилы и Южный Сахалин, потерянные еще в русско-японской войне 1904-1905 годов. Монголия получила статус независимого государства.

Советской стороне также были обещаны восстановление аренды Порт-Артура, как военно-морской базы СССР, и совместная с Китаем эксплуатация Китайско-Восточной и Южно-Манчжурской железных дорог.

На конференции были также подписаны двусторонние соглашения , определявшие порядок обращения с военнопленными и гражданскими лицами государств — участников соглашений в случае их освобождения войсками стран-союзниц, а также условия их репатриации.

Было достигнуто соглашение о создании постоянного механизма для консультации между министрами иностранных дел трех великих держав.

На Крымской конференции 1945 года были заложены основы послевоенного миропорядка просуществовавшего почти всю вторую половину XX века, а некоторые его элементы, такие как ООН, существуют и поныне.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ялтинская конференция 1945 года — улыбка на лице мировой истории. Во время завершающего этапа Второй мировой войны три мировых лидера собрались за столом переговоров для принятия принципиально важных решений для всего мира. Результаты ее мы ощущаем на себе до сих пор. Осуществились передел границ, была принята декларация об освобожденной Европе, намечены пути образования ООН.

Время и участники


С 4 по 11 февраля 1945 года в Крыму состоялась эта военная конференция. Она имела строго регламентированный состав участников.
Большая тройка уже собиралась ранее, так что это было их очередным шагом друг к другу — ялтинская конференция. В 1943 в Тегеране они наметили основные вехи в обсуждении, но принятие конкретных решений отложили до этого собрания.
Сталина с делегацией разместили в Юсуповском дворце, Рузвельта — в Ливадийском(Белом) дворце, Черчилля — в Воронцовском дворце. В связи с тем, что президент США находился в инвалидном кресле уже долгие годы и был ограничен в передвижении, все собирались в предоставленном ему дворце. Обсуждение велось практически непрерывно.
Участники ялтинской конференции 1945 года позиционировали себя как хороших друзей, царила особая атмосфера, стороны стремились прийти к консенсусу. Была проделана огромная работа, в ходе которой было согласовано и подписано коммюнике из 9 пунктов.

Заседание №1, 4 февраля 1945 г.


Над картой мира склонены три головы. Весь первый день конференции был посвящен обсуждению военных вопросов.
Обсуждаются действия Красной армии на Восточном фронте, вероятные действия германских войск, соотношение сил, сближение союзнических войск.
Особо подчеркивается возможность нанесения авиа ударов союзниками, говорили о возможном подкреплении Германии за счет переброски итальянских дивизий, местах концентрации подводных лодок, форсировании рек и переделке железнодорожных путей (их размер не подходил для передвижения советской техники), длине фронта, на которой предполагается совершить прорыв.
Лидеры стран обсуждают численность своих сил и стратегию. Так, у СССР 9 тыс. танков, у союзников — 300(Великобритания) и 10 тыс.(США). Самолетов — 8-9 тыс и у СССР и у союзников. Выясняется, скоро СССР планируют включить в зону артиллерийского огня Денциг. Мир и война в страшном сочетании вот что такое — ялтинская конференция. В 1943 году на Тегеранской конференции страны Европы были разрознены и еще не могли составить общий алгоритм действий. Сейчас это стало возможно.

Заседание №2, 5 февраля 1945 г.


Сталин конкретно ставит вопрос о расчленении Германии. Черчилль предложил отделить Пруссию как источник главных бед. Общими усилиями было принято решение поручить министрам разработать план ее деления. В последствии так оно и произошло. Долгое время Германия была двумя отдельными государствами — ФРГ и ГДР.
Остро был поставлен вопрос о репарациях Германии СССР. Возмещение убытков, в частности его размер не должен был пагубно отразиться на налаживании послевоенной жизни немецкого народа. При этом оговаривалась цифра около 10 миллиардов долларов.
Принципиальная позиция СССР состояла в том, что репарации Германии следовало отдавать натурой — трудом, наукоемкими технологиями, новейшими разработками, машинами (в последствии так и происходило, но частично и устаревшей техникой).
Было принято конструктивное решение: создать специальную репарационную комиссию, которая бы рассчитала все причитающееся каждой стране. В конце лидеры стран сошлись на том,что каждому нужно дать по его заслугам. Ключевым вопросом стали детали о репарациях и Польше, особо подчеркивающиеся на ялтинской конференции. В 1943 году в Тегеране это уже обсуждалось, но ни к каким конкретным действиям не привело.

Заседание № 3, 6 февраля 1945 г.

Рузвельт открывает обсуждение об способах обеспечения международной безопасности, поддержания мира на ближайшие 50 лет. Обсуждаются типы международных ситуаций (Египет требует Суэтский канал, Китай попросит о возвращении Гонконга). Лидеры стран пошутили о мировом господстве одной из стран (всем было понятно, что в одиночку ни одной державе не удастся удерживать контроль над всем миром).
Затем все погрязли в Польском вопросе. При обсуждении он был наиболее сложным, спорным по принципиальным позициям. На него было затрачено 24% всех посылов, зарождающихся в Ялте. Вся трудность заключалась в том, что на тот момент существовало два польских правительства. Союзники же имели разные позиции относительно их легитимности. Сталин особо подчеркнул, что Линия Керзона — не русское решение. Таким образом, идеальный компромиссный диалог — это ялтинская конференция. Кратко осветить польский вопрос бы не удалось, но все же были достигнуты договоренности о ее границах и выборах.

Заседание № 4, 7 февраля 1945 г.


Договорились послать за представителями обоих польских правительств для принятия адекватного решения. Ожесточенную полемику вызвала ситуация с вхождением стран в будущую ООН.Какие страны будут приглашены на конференцию по ее созданию? Какие станут ее членами?
Велось обсуждение об учете голосов в ООН советских республик — Украинской и Белорусской.

Заседание № 5, 8 февраля 1945 г.

В список организаций ООН предлагаются разные страны. Их участие в войне учитывалось по отношению к военным действиям. Были упомянуты такие страны как Египет (с его нейтралитетом, более выгодном, чем объявление войны Германии), Аргентина, Исландия, Эйре, Дания. Черчилль уточнил, можно ли все же допустить на последующую конференцию страны, при условии, если они объявят войну Германии до 1 марта.
По польскму вопросу ситуация сдвинулась с мертвой точки. Единое мнение таково: в Польше в срочном порядке должны были пройти всеобщие выборы. Критичность положения Польши признается и доверяется дальнейшему обсуждению к министрам.
Вопрос про встречи министров иностранных дел трех государств. Эти встречи решено было сделать постоянными, по мере необходимости и положения на международной арене. Первая встреча была назначена в Лондоне.

Заседание № 6, 9 февраля 1945 г.

США представили проект порядка изъятия с Германии репарационных сумм. Сталин с помощниками внесли корректировку относительно суммы и предложили ориентироваться на ценообразование 1938 г. плюс-минус 10%.
Встал вопрос об опеке над колониальными не самостоятельными народами (не Британских колониях). Последняя поправка очень взволновала и была принципиальна для Черчилля и всей Великобритании с ее колониями.
На тот момент состояние правительства в Югославии оставалось очень шатким. Обговорено при ее вопросе применение договоренности Тито – Шубашич с поправками (они приняты на следующий день).
Принимается для практического применения декларация об освобожденной Европе. Документ предлагается опробовать на Польше.
Поднимается вопрос о военных преступниках. Глава Великобритании высказывает позицию такого решения: расстрелять главных преступников по мере того как будут пойманы. Сталин соглашается, но поправляет, что это должно происходить по политическому суду и без участия широких масс и прессы.
Поговорили о наступлении союзников на Западном фронте.На следующий день армия союзников выступает в районе Неймегена.

Заседания № 7, 8 от 10 и 11 февраля 1945 г.

Обсуждение текста коммюнике. Каждое слово было тщательно рассмотрено, поправлены формулировки, термины во избежании не взвешенности.
Текст был оглашен 12 февраля 1945 г. в 23-30.

Последствия

Как бы мы не относились к вождям и их решениям, некоторые из них оказывают на нас влияние и поныне. К функциональным решениям, принятые в Крыму, к примеру, относятся существование ООН, принятые границы в Европе и на Дальнем Востоке, независимость КНДР и Республики Корея, территориальная целостность КНР.