88 фз от 01.05 комментарии. Федеральный закон

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬИ 7 И 38 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЕНСИОННОМ

ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ

СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ВОЙСК

НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ИХ СЕМЕЙ"

Государственной Думой

Советом Федерации

Внести в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 23, ст. 2813; 2000, N 50, ст. 4864; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5505; 2007, N 50, ст. 6232; 2008, N 19, ст. 2098; N 30, ст. 3612; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 26, ст. 3247; 2014, N 30, ст. 4217; 2016, N 27, ст. 4160) следующие изменения:

1) статью 7 дополнить частью пятой следующего содержания:

"Лицам, указанным в частях второй и третьей настоящей статьи, потерявшим вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, двух и более кормильцев (супруга и (или) детей) из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, устанавливается в связи со смертью (гибелью) одного из указанных кормильцев по выбору этих лиц.";

2) статью 38 дополнить частями третьей - шестой следующего содержания:

"К пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере) лицам (супругам и (или) родителям), потерявшим вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, двух и более кормильцев (супруга и (или) детей) из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), начисляется надбавка в размере 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, в связи со смертью (гибелью) каждого из указанных кормильцев (за исключением кормильца, в связи со смертью (гибелью) которого им установлена пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона).

Детям, не достигшим 18 лет, а проходящим обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста, и детям, являющимся инвалидами с детства I и II групп, потерявшим вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, обоих родителей из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), к пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере), установленной им в связи со смертью (гибелью) одного из родителей, начисляется надбавка в связи со смертью (гибелью) другого родителя в размере 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, на каждого из указанных детей.

Детям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, имеющим одновременно право на начисление надбавок, предусмотренных частями второй и четвертой настоящей статьи, начисляется одна надбавка в наибольшем размере.

Надбавки к пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренные частями третьей и четвертой настоящей статьи, начисляются федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, которыми назначена пенсия по случаю потери кормильца.".

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

"О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Комментарий

Напомним, что российская платежная карта "МИР" создана в рамках национальной платежной системы в качестве альтернативы международным картам VISA и MasterCard.

Первые карты "МИР" были выпущены в конце 2015 года. На данный момент значительное число банков на территории России осуществляют эмиссию этих карт. См. информацию на сайте национальной платежной системы.

  1. если оплата осуществляется в местности, где отсутствует подключение к Интернету и не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи;
  2. если выручка от реализации товаров через торговый объект за предшествующий календарный год составила менее 5 млн рублей.

Из этого правила следует: если у организации несколько торговых объектов, то выручку от реализации продукции необходимо определять по каждому из них. Освобождение от обязанности устанавливать терминал будет действовать в отношении тех объектов, в которых не превышен упомянутый лимит выручки.

Напомним, что торговым объектом признается здание, строение, сооружение (их части), оснащенные оборудованием для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения расчетов при продаже товаров (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

Не вполне ясно, как на практике применять новые положения продавцам (исполнителям), которые не только реализуют товары, но также выполняют работы и (или) оказывают услуги, принимая заказы в торговом объекте. К примеру:

  1. организация основную деятельность осуществляет в сфере услуг. При этом через торговый объект она реализует сопутствующие товары. Прием заказов и реализация продукции происходят в одном объекте. Возможно, что по итогам календарного года выручка от всех видов деятельности окажется выше 40 млн рублей, а выручка непосредственно от продажи товаров – менее 5 млн рублей. С одной стороны, организация обязана обеспечить в таком торговом объекте возможность приема от покупателей карты "МИР", так как выручка от предпринимательской деятельности превысила 40 млн рублей. С другой стороны, организация подпадает под исключение, поскольку выручка от продажи товаров составила менее 5 млн рублей;
  2. организация представляет собой торговую сеть. При этом в процессе реализации продукции она принимает от покупателей заказы на ряд услуг (в частности, по упаковке, доставке проданных товаров и др.). Предположим, выручка за год от продажи товаров через отдельные торговые объекты оказалась меньше 5 млн рублей. При этом в целом по торговой сети (с учетом поступлений за оказанные услуги) сумма выручки более 40 млн рублей. Нужно ли в подобной ситуации размещать терминалы для приема карты во всех торговых точках?

Полагаем, что за разъяснениями в таких случаях целесообразно обратиться в Роспотребнадзор.

На данный момент продавцы (исполнители) также обязаны обеспечить покупателям возможность оплаты по карте "МИР". Однако это касается тех субъектов, у которых доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год превышает 120 млн рублей (п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

Отметим, что штрафы за несоблюдение указанного требования не изменились. В соответствии со ст. 2.4 , ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ :

  • индивидуального предпринимателя и должностное лицо организации могут оштрафовать на сумму от 15 000 рублей до 30 000 рублей;
  • организацию – на сумму от 30 000 рублей до 50 000 рублей.

За отсутствие в торговом объекте терминала для обслуживания международных платежных карт санкции не применяются (см. письмо Роспотребнадзора от 22.07.2015 "О разъяснении законодательства").

Нужно ли учреждениям бюджетной сферы оформлять для сотрудников зарплатные карты "МИР"?

В скором времени кредитные организации будут обязаны зачислять выплаты физлицам за счет бюджетных средств только на банковские счета, операции по которым осуществляются с использованием карты "МИР". Переход на такой порядок выплат поэтапный. Он начинается с 1 июля 2017 года и должен завершиться к 1 июля 2020 года.

Однако на карту "МИР" будут зачисляться не все средства. Их перечень ограничен. Так, согласно поправкам новый порядок зачисления средств распространяется на (пп. "з" п. 6 ст. 2 Закона № 88-ФЗ):

  • вознаграждения государственным служащим;
  • заработную плату работников государственных и муниципальных органов, учреждений, внебюджетных фондов;
  • государственные стипендии;
  • ежемесячное пожизненное содержание судей.

Обратим внимание, что Закон № 88-ФЗ содержит оговорку о том, что Правительство РФ по согласованию с ЦБ РФ может в последующем расширить перечень таких выплат (пп. "и" п. 6 ст. 2 Закона № 88-ФЗ).

В таблице – виды выплат из бюджета и предельные сроки, до наступления которых на имя физлица в банке (иной кредитной организации) должен быть открыт счет, обслуживаемый картой "МИР", чтобы банк зачислил на этот счет предназначенные физлицу средства (пп. "в" , "е" , "з" п. 6 ст. 2 Закона № 88-ФЗ).

Бюджетные средства Условия зачисления средств на счет Предельный срок для перехода на карту "МИР"
вознаграждения госслужащих;

Государственные стипендии

01.07.2018
вознаграждения госслужащих;

Заработная плата работников государственных и муниципальных органов, учреждений, внебюджетных фондов;

Государственные стипендии

дата открытия счета
пенсии и иные социальные выплаты; счет в банке открыт до 01.07.2017 и обслуживается иными платежными картами по истечении срока действия платежной карты, но не позднее 01.01.2020
пенсии и иные социальные выплаты;

Ежемесячное пожизненное содержание судей

счет в банке впервые открывается с 01.07.2017 дата открытия счета

Для работодателей в бюджетной сфере важно следующее.

Если в настоящее время работодатель перечисляет заработную плату сотрудникам (госслужащим) на счета, которые обслуживаются платежными картами VISA и MasterCard, он может придерживаться такого порядка расчетов до 1 июля 2018 года. С указанной даты работодатели должны перечислять вознаграждение или заработную плату только на счета, к которым привязана карта "МИР". В частности, для этого можно заключить соглашение с банком, осуществляющим эмиссию таких карт, о централизованном перечислении оплаты труда в рамках зарплатного проекта.

Если вознаграждение или заработная плата (из средств бюджета) будет выплачиваться работникам (госслужащим), которые впервые обратились за открытием банковского счета в целях получения указанных выплат с 1 июля 2017 года (например, с этой даты в организацию принят новый сотрудник, у которого не открыт счет в банке), работодателю следует проконтролировать, чтобы зарплатные счета таких работников обслуживались кредитной организацией с помощью карты "МИР".

Отметим, что счет в банке, к которому привязана карта "МИР", не понадобится физлицу для получения следующих выплат из бюджета (пп. "ж" п. 6 ст. 2 Закона № 88-ФЗ):

  • денежных сумм в связи с предоставлением вычетов по НДФЛ;
  • средств, зачисляемых на счета, которые не предусматривают осуществление по ним операций с использованием платежных карт;
  • единовременных выплат или выплат с периодичностью реже одного раза в год;
  • выплат в пользу физлиц с постоянным местом жительства за пределами РФ.

Статья 1

Пункт 1 статьи 16 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 2014, N 19, ст. 2317; 2016, N 27, ст. 4198) изложить в следующей редакции:

"1. Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

Если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2013, N 30, ст. 4084; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315, 2317; N 43, ст. 5803; 2016, N 27, ст. 4223) следующие изменения:

1) пункт 11 статьи 3 после слов "Российской Федерации," дополнить словами "если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, и";

2) часть 8 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:

"8 1 . При внесении в правила платежной системы изменений, предусматривающих введение новых тарифов или увеличение размера тарифов, оператор платежной системы обязан уведомить об этом Банк России в срок не менее чем за 30 календарных дней до дня введения в действие изменений в правила платежной системы и предоставить обоснование указанных изменений.";

3) в статье 22:

а) пункт 1 части 1 изложить в следующей редакции:

"1) осуществления в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств, осуществленных кредитными организациями;";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Платежная система является социально значимой в случае ее соответствия хотя бы одному из следующих критериев:

1) осуществления в рамках платежной системы в течение трех календарных месяцев подряд переводов денежных средств в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств, осуществленных в рамках платежных систем, и более половины этих переводов денежных средств на сумму не более значения, установленного Банком России;

2) осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств с использованием платежных карт в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств с использованием платежных карт, осуществленных в рамках платежных систем;

3) осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств без открытия банковского счета в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств без открытия банковского счета, осуществленных в рамках платежных систем;

4) осуществления в течение календарного года в рамках платежной системы переводов денежных средств по банковским счетам клиентов - физических лиц (за исключением переводов денежных средств с использованием платежных карт) в размере не менее установленного Банком России значения доли от суммы переводов денежных средств по банковским счетам клиентов - физических лиц, осуществленных в рамках платежных систем.";

4) в статье 30 1:

а) в части 2 слова "и иных электронных средств платежа, предоставляемых" заменить словами "и иных электронных средств платежа, на которых размещен товарный знак (знак обслуживания), принадлежащий оператору НСПК, и которые предоставляются";

"2 1 . В случае размещения на национальном платежном инструменте товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору иностранной платежной системы, операции с использованием национального платежного инструмента на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с правилами НСПК.";

5) в статье 30 2:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Доля участия Банка России в уставном капитале оператора НСПК не может быть ниже уровня 50 процентов плюс одна голосующая акция.";

б) в части 4 слова "более чем 10 процентов" заменить словами "более чем 5 процентов";

6) в статье 30 5:

а) часть 1 дополнить пунктами 3 - 6 следующего содержания:

"3) Внешэкономбанк в качестве индивидуального участника НСПК;

4) иностранный банк (иностранная кредитная организация) в качестве индивидуального участника НСПК;

5) иностранный центральный (национальный) банк в качестве индивидуального участника НСПК;

6) международная финансовая организация в качестве индивидуального участника НСПК.";

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Кредитные организации не позднее 1 июля 2017 года обязаны обеспечить прием национальных платежных инструментов во всех своих технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт, включая банкоматы, а также в технических устройствах, предназначенных для осуществления расчетов с использованием платежных карт, всех организаций, индивидуальных предпринимателей, с которыми у таких кредитных организаций заключены договоры об осуществлении расчетов по операциям с использованием платежных карт или национальных платежных инструментов.";

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

"5. Кредитные организации при осуществлении операций с предусмотренными частями 5 5 и 5 6 настоящей статьи выплатами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - выплаты) обязаны (за исключением случаев, предусмотренных частью 5 4 настоящей статьи) в сроки, установленные частью 5 3 настоящей статьи:

1) предоставлять клиентам - физическим лицам только национальные платежные инструменты в случае, если банковский счет предусматривает осуществление операций с использованием платежных карт. Кредитная организация, предоставляющая национальные платежные инструменты, определяет не менее чем один вид платежной карты (тип продукта в зависимости от предоставляемых клиенту - физическому лицу услуг), которая является национальным платежным инструментом и за предоставление, годовое обслуживание которой, за выдачу наличных денежных средств по которой в указанной кредитной организации, а также в ее банкоматах не взимается плата с клиентов - физических лиц, получающих выплаты, предусмотренные пунктом 4 части 5 5 настоящей статьи;

2) зачислять выплаты на банковские счета клиентов - физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов.";

г) дополнить частью 5 1 следующего содержания:

"5 1 . Кредитные организации обязаны осуществлять на территории Российской Федерации операции с использованием платежных карт по банковским счетам, на которые зачисляются получаемые клиентами - физическими лицами выплаты, только с использованием национальных платежных инструментов. Положения настоящей части не ограничивают право владельца счета осуществлять операции по такому банковскому счету без использования платежной карты.";

д) дополнить частью 5 2 следующего содержания:

"5 2 . Положения частей 5 и 5 1 настоящей статьи считаются также соблюденными в случае размещения на национальном платежном инструменте товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору иностранной платежной системы.";

е) дополнить частью 5 3 следующего содержания:

"5 3 . Обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 5 1 настоящей статьи, наступают:

1) в отношении клиентов - физических лиц при их обращении за открытием банковского счета в целях получения выплат на вновь открываемые банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, - с 1 июля 2017 года;

2) в отношении клиентов - физических лиц (за исключением указанных в пункте 1 настоящей части), получающих выплаты, указанные в пунктах 4 и 5 части 5 5 настоящей статьи, на банковские счета, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, не являющихся национальными платежными инструментами, - по истечении срока действия указанных платежных карт, но не позднее 1 июля 2020 года;

3) в отношении клиентов - физических лиц (за исключением указанных в пункте 1 настоящей части), получающих выплаты, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 5 5 настоящей статьи, - с 1 июля 2018 года.";

ж) дополнить частью 5 4 следующего содержания:

"5 4 . Положения частей 5 - 5 3 настоящей статьи не распространяются на случаи получения клиентами - физическими лицами налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, получения клиентами - физическими лицами выплат на банковские счета, не предусматривающие осуществления по ним операций с использованием платежных карт, получения клиентами - физическими лицами выплат посредством наличных расчетов (в том числе через организации почтовой связи), получения клиентами - физическими лицами определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами единовременных выплат или выплат, осуществляемых с периодичностью реже одного раза в год, а также не применяются в отношении физических лиц, имеющих постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.";

з) дополнить частью 5 5 следующего содержания:

"5 5 . Обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 5 1 настоящей статьи, возникают при осуществлении операций со следующими выплатами:

1) денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих;

2) оплата труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов;

3) государственные стипендии;

4) пенсии и иные социальные выплаты, осуществление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации;

5) ежемесячное пожизненное содержание судей.";

и) дополнить частью 5 6 следующего содержания:

"5 6 . Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России вправе установить перечень иных выплат для целей применения частей 5 и 5 1 настоящей статьи.";

к) дополнить частью 5 7 следующего содержания:

"5 7 . Размер комиссионного вознаграждения, связанного с получением, приемом национального платежного инструмента и его использованием, не должен превышать размер комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией по платежным картам платежных систем аналогичных вида, типа продукта.";

7) в статье 30 6:

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Расчетные услуги по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов оказываются Банком России при осуществлении таких переводов между участниками НСПК, указанными в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 30 5 настоящего Федерального закона, либо в случаях, если эти участники НСПК являются одной стороной перевода денежных средств, а другой стороной перевода денежных средств являются участники НСПК, указанные в пунктах 4 - 6 части 1 статьи 30 5 настоящего Федерального закона. В этих случаях оказание расчетных услуг Банком России может осуществляться с участием центрального платежного клирингового контрагента без открытия в Банке России банковских счетов участников НСПК, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 статьи 30 5 настоящего Федерального закона.";

б) дополнить частью 2 1 следующего содержания:

"2 1 . Расчетные услуги по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов, не указанных в части 2 настоящей статьи, в иных случаях могут оказываться расчетным центром, которым может являться:

1) кредитная организация;

2) Внешэкономбанк;

3) иностранный банк (иностранная кредитная организация);

4) иностранный центральный (национальный) банк;

5) международная финансовая организация.";

в) дополнить частью 2 2 следующего содержания:

"2 2 . В случае привлечения оператором НСПК расчетного центра в соответствии с частью 2 1 настоящей статьи положения части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона не применяются.".

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1 настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации

В последние дни поступают тревожные звонки и сообщения по электронной почте от граждан, которых принуждают по месту работы, в органах Пенсионного фонда РФ или в банках к получению электронной платежной карты «Мир». Эти действия представителей тех или иных организаций противоречит Конституции РФ, Трудовому Кодексу РФ и последним изменениям в законодательстве.

3 мая 2017 года в «Российской газете» опубликован новый Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей” и Федеральный закон “О национальной платежной системе”».

Декларируемая цель подписанного Президентом РФ В.В. Путиным закона - постепенный перевод работников бюджетной сферы и пенсионеров исключительно на карты Национальной системы платежных карт «Мир» (НСПК) для обеспечения полной независимости России от зарубежных платежных систем.

С 1 июля 2017 года все банки должны будут обеспечить возможность предоставления всем обратившимся карты национальной платежной системы «Мир». То есть на банки накладывается обязанность по обеспечению выдачи и осуществлению операций с помощью карты «Мир» на всей территории Российской Федерации в указанный принятым законом срок. Об этом конкретно говорится в частях 5-5.3 статьи 2 нового Федерального закона.

При этом закон сохраняет за гражданами России право выбора способа получения зарплат и пенсий. Данный закон не обязывает всех граждан получать банковские платёжные карты «Мир», его положения относятся исключительно к гражданам, которые имеют или добровольно примут эти банковские карты.

Если гражданин желает получать заработную плату, пенсию или иные социальные и прочие выплаты из бюджета Российской Федерации наличными деньгами или на счет, к которому не привязана пластиковая карта, то ему обязаны предоставить такую возможность. Получение и использование электронной платежной карты «Мир» - дело абсолютно добровольное!

«Положения частей 5-5.3 настоящей статьи не распространяются на случаи получения клиентами - физическими лицами налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, получения клиентами - физическими лицами выплат на банковские счета, не предусматривающие осуществления по ним операций с использованием платежных карт, получения клиентами - физическими лицами выплат посредством наличных расчетов (в том числе через организации почтовой связи), получения клиентами - физическими лицами определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами единовременных выплат или выплат, осуществляемых с периодичностью реже одного раза в год...»

Кроме того, в статье 16-1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" сохранено следующее положение: «Продавец (исполнитель ) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ , услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя» .

Исполнителем, в частности, является каждый работодатель, орган Пенсионного фонда, банк или почтовое отделение, которые обязаны по требованию граждан осуществлять выплаты наличными деньгами.

Итак, принуждение граждан к принятию и использованию электронных платежных карт НСПК «Мир» - совершенно недопустимо.

Более того, любой гражданин, ранее получивший карту «Мир», может отказаться от ее использования. Еще в феврале 2017 года руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) Игорь Артемьев заявил : «ФАС и Центробанк РФ договорились, что с 1 января 2018 года бюджетники могут отказаться от начисления им зарплаты на карту “Мир”, но в этом случае они смогут получать свои деньги только наличными в кассе».

Пенсионеры и сегодня могут выбрать между безналичными и наличными выплатами. В последнем случае деньги проходят через банк или почту, где есть касса и нет проблем с выплатой наличных.

Больше сложностей положение об обязанности обеспечения наличных выплат создаст бюджетным организациям, считает Олег Иванов, вице-президент Ассоциации российских банков. «Многие бюджетные организации уже отказались от создания кассы, кассиры практически перестали работать с наличными, - говорит он. - Теперь эту работу придется возобновить ».

Здесь, конечно, многое зависит от воли и твердости самих граждан, но на их стороне не только подписанный Президентом РФ новый Федеральный закон, но и Основной закон государства - Конституция Российской Федерации, а также Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Статья 75 Конституции РФ: 1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации...»

«Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации...

Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы...»

Остается еще раз напомнить, что внедрение и использование электронных безналичных денег является противозаконным деянием.

совершенно обоснованно утверждает: «Это откровенное фальшивомонетничество в особо крупных размерах... Почему у меня такое непримиримое (не толерантное) отношение к безналичным деньгам? По той простой причине, что они являются незаконными средствами платежа и обмена. Проще говоря, фальшивыми деньгами.

А кто занимается выпуском безналичных денег (их еще называют депозитными)? - Коммерческие банки, коих у нас на сегодняшний день насчитывается более 800 (ныне - более 600, статья написана Валентином Юрьевичем в 2015 году - авт.). А в той же Америке (США) - без малого 7 тысяч. А какие законы определяют статус и порядок выпуска безналичных денег? - Никакие. Их выпуск и обращение находятся, как говорят юристы, “вне правого поля”. А такая деятельность в нашей стране в определенных кругах обычно называется “жизнью по понятиям”.

Законными деньгами (“законными платежными средствами”; аналог нашего термина в англо-саксонском праве - legal tender) являются лишь те обязательства, которые выпускаются Центральными банками. Это наличные деньги в виде бумажных знаков (банкнот) разного достоинства, имеющих надежную защиту от подделки. В старые добрые времена банкноты центральных банков обеспечивались полностью или частично их металлическим запасом (“золотой стандарт”). Сегодня этого уже, увы, нет. Это просто бумажные знаки (их называют “фиатными»” деньгами). Но при всем этом они являются законными деньгами, статус которых закрепляется в законах, а нередко и конституциях государств. А вот безналичные деньги - теневые, по сути, незаконные!»

Будем надеяться, что предлагаемые читателям материалы станут для них руководством к действию в борьбе за сохранение традиционной и законной системы наличных платежей в нашей любимой России.

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24, 4) - учит нас Сам Господь наш Иисус Христос.

Валерий Павлович Филимонов , русский писатель