Кто и почему запрещает военным соцсети.

Текст выдержан в неформальном стиле и предназначен не только для самих военных, но и для членов их семей. Последние правки, внесенные в 2016-м, по утверждению ведомства, обусловлены новыми технологическими возможностями сети, несущими в себе риски (среди них названы, в частности, живые трансляции Facebook и Periscope).

Хотя в документе есть раздел, аналогичный англо-американскому «обеспечению OPSEC» (секретности операций), а также грозный перечень уголовных статей за разглашение государственной и служебной тайны, основной упор сделан на обеспечение личной безопасности военных и их родственников.

Сеть рассматривается как активный источник угроз и среда обитания бдительных врагов, мониторящих неаккуратное размещение чувствительной персональной информации.

Французские госструктуры активно финансируют разработки средств мониторинга и глубокого анализа данных, размещаемых в соцсетях. В частности, прототипы таких систем показывала компания Thales.

Скриншот из Guide du Bon Usage des Reseaux Sociaux

Германия

Германские военные ввели регулирование социальных сетей («Рекомендации по безопасному использованию») в мае 2012 года, после длительной и достаточно нудной полемики в прессе, сводящейся к тому, что надо бы уже что-то написать, а то у всех есть, а мы как бедные родственники.

В итоге было написано именно «что-то». Несмотря на национальную привычку к созданию многотомных «руководящих документов» на каждый случай, «Рекомендации» исключительно лаконичны и фрагментарны даже в сравнении с французскими. Ничего близкого к развесистой американской системе нормативов немцы и близко не пытались воспроизвести.

В остальном немцы сохранили себе этим документом полную свободу для индивидуального подхода, строго указав на необходимость сохранения конфиденциальности в части чувствительной информации (без уточнения какой, когда и как именно).

Израиль

Израильские нормы регулирования рыхлы и разрознены, хотя внедряются уже давно. В основном они касаются защиты персональных данных и предотвращения угроз для личной безопасности военных.

Минобороны запретит военнослужащим выкладывать в интернет фото, видео и геотеги, которые могут их раскрыть. Используя эти данные, террористы и экстремисты дестабилизируют ситуацию в различных регионах мира, утверждают в ведомстве

Фото: Владимир Пирогов / РИА Новости

По примеру ФСБ

Военнослужащие по контракту, в том числе иностранцы, не должны размещать в интернете любую информацию о себе и других военных, которая указывает на их ведомственную принадлежность, раскрывает служебную деятельность и место их дислокации. Исключение могут составлять случаи, предусмотренные российским законодательством, отмечают разработчики, не уточняя, о каких нормативных актах идет речь. Проект разработанного в Минобороны документа с предложением внести изменения в закон «О статусе военнослужащих» опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Скорее всего, под «исключениями» подразумевается справочная информация о высших должностных лицах, опубликованная на сайте Минобороны, предполагает полковник запаса, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. «Если говорить о соцсетях, то, возможно, такая оговорка делается для того, чтобы под запрет не подпали официальные аккаунты Минобороны», — отметил Мураховский.

Законопроект разработан в целях повышения уровня информбезопасности личности, общества и государства, сказано в пояснительной записке к документу. Спецслужбы отдельных государств, а также экстремистские и террористические организации часто используют размещаемую российскими военнослужащими в интернете информацию для того, чтобы ​дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуации в различных регионах мира, объясняют в Минобороны. Это делается с целью «подорвать суверенитет» и «нарушить территориальную целостность» других государств, подчеркивается в пояснительной записке. Ее автор также отмечает, что сегодня аналогичный запрет уже предусмотрен для военнослужащих и гражданского персонала ФСБ и ФСО.

При этом внесение поправок к закону «О статусе военнослужащих» не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета и увеличения штата чиновников, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Селфи из Сирии

В законе «О статусе военнослужащих» сказано, что солдат обязан хранить гостайну, напомнил собеседник РБК в Минобороны. «Закон этот писался, когда о социальных сетях в стране никто и не слышал. С массовым распространением интернета практика забежала вперед теории и не соответствует тому, что прописано в законе. Люди начали делать селфи, выкладывать фотографии с геотегом. Получается, что они косвенно нарушили запрет о неразглашении. Эти поправки призваны восстановить статус-кво», — пояснил собеседник РБК.

При этом в опубликованном законопроекте ничего не сказано о каких-либо ограничениях в интернете для военнослужащих срочной службы. У срочников обычно изымаются средства мобильной связи и передаются на временное хранение старшине, пояснил полковник запаса Андрей Паюсов. «Контрактники имеют телефоны при себе, однако они обязаны следовать установленным ограничениям в их использовании», — пояснил военный эксперт.

Кроме того, срочников не отправляют за границу в мирное время. «Военнослужащего срочной службы могут передислоцировать за рубеж только в случае межгосударственной войны или только с его письменного согласия», — подчеркнул Паюсов. Контрактники же воюют в горячих точках: в частности, в Сирии, напомнил он. Поэтому позиционирование своего местоположения метками геолокации или излучением гаджета практически гарантированно приведет к выявлению подразделения и срыву задачи, подытожил военный эксперт.


Фото: Виктор Погонцев / Интерпресс / ТАСС

В июне Минобороны , касающейся ограничений в интернете. Военное ведомство хочет обязать россиян и иностранцев, поступающих на службу по контракту в российскую армию, отчитываться за свои соцсети и активность в интернете за три предыдущих календарных года. Речь идет об адресах сайтов и страниц, где военнослужащий размещал общедоступную информацию, а также о данных, позволяющих его идентифицировать.

Из иностранных граждан правом на службу в России по контракту обладают граждане стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — Армении, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Киргизии.

В отличие от только поступивших на службу контрактников те, кто уже отслужил какое-то время, должны будут отчитываться ежегодно, но каждый раз только за предыдущий год. Контрактники, которые не предоставят таких сведений либо предоставят недостоверные, в том числе неполные данные, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, которая регулируется законом «О статусе военнослужащих», подчеркивается в законопроекте. По этому закону провинившийся может быть привлечен к ответственности вплоть до дисциплинарного ареста на 30 суток. В то же время военнослужащим по контракту не нужно будет отчитываться за информацию, опубликованную в интернете «в рамках исполнения должностных обязанностей».

Благодаря соцсетям СМИ не раз удавалось получить прямые или косвенные подтверждения пребывания российских солдат в 2014 году на Украине, а с 2015 года — в Сирии. Например, на странице во «ВКонтакте» 21-летнего Ильдара Максутова из 137-го гвардейского полка 106-й гвардейской дивизии ВДВ, погибшего 28 июля 2014 года, журналисты статус «На Украину!».

Группа расследователей Conflict Intelligence Team (CIT) в ноябре 2015 года благодаря фотографиям, опубликованным российским военнослужащим Аясом Сарыг-Оолом, узнала , что он находится в Сирии, в провинции Хама, в 100 км от авиабазы в Хмеймиме. Также CIT удалось узнать, чем Аяс был вооружен, на какой технике он перемещался и в каком направлении.

Международная экспертно-журналистская группа B​​ellingcat на основе данных из соцсетей , что Boeing 777, потерпевший крушение в июле 2014 года в небе над восточной Украиной, был сбит ополченцами из зенитно-ракетного комплекса «Бук» под номером 332.

Зарубежный опыт

В 2008 году канадское военное ведомство советовало своим сотрудникам внимательнее отнестись к размещению фотографий в социальных сетях по причине возможного шпионажа со стороны боевиков «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в России).

В 2011 году отдел по связям с общественностью и социальным медиа Пентагона опубликовал свод правил по поведению в соцсетях. В брошюре подчеркивались растущее значение социальных сетей в современном мире, их важность для связи с родными и распространения информации в патриотических целях.

В 2012 году в докладе австралийского Министерства обороны отмечалось , что боевики движения «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России) «использовали фотографии привлекательных женщин в своих профилях на Facebook» в качестве способа для сбора информации.

В 2012 году в израильских СМИ появилась информация о намерении военного министерства страны ограничить доступ к социальным сетям для высокопоставленных военнослужащих, а служащим званием ниже запретить раскрывать информацию о службе в армии и загружать фотографии в форме.

В конце 2015 года правила поведения в соцсетях появились и в индийской армии. Поводом послужило расследование, в ходе которого выяснилось, что один из военнослужащих выдал сведения, являвшиеся военной тайной, девушке, с которой познакомился в Facebook. Она, как выяснилось, оказалась пакистанской шпионкой.

Сохранить
Сохранить
Сохранить

Развитие технологий дало толчок человечеству в плане ведения диалогов. Сегодня очень много бесед ведется в электронном варианте, это касается как делового общения, так и повседневного. Знакомства в публичных местах заменили знакомством в социальных сетях, многие предпочитают переписываться в чатах и на форумах. И в этом нет ничего плохого, до момента пока ваша персональная информация ни оборачивается против вас.

Этикет общения в социальных сетях

Во многих странах существуют определенные правила этикета при общении, они же и существуют при общении в социальных сетях. Но вот парадокс, при такой доступности к информации, лишь немногие знают правила этикета при общении в социальных сетях .

Основное правило, которое применимо не только в реальной, но и в виртуальной жизни – приветствие . Всегда здоровайтесь вне зависимости от способа общения с человеком. Отправляете вы письмо по электронной почте, задаете вопрос на форуме или ведете переписку в социальной сети, этикет предполагает приветствие во всех случаях.

Всегда называйте человека по имени . Об этом многие забывают, что является неправильно. Называя человека по имени, вы подчеркиваете свой индивидуальный подход к вопросу, а также демонстрируете уважение к человеку.

Избегайте слов и предложений, написанных заглавными буквами . Слово, предложение, состоящее только из заглавных букв, подсознательно воспринимается человеком, как повышение голоса.

Всегда будьте грамотны . В реальной жизни человека оценивают по внешнему виду, а в виртуальном мире, первое впечатление складывается по тому, как вы пишите. Во время общение не забывайте ставить знаки препинания, излагайте свои мысли кратко и недвусмысленно, чтобы они были всегда понятны, да и попросту следите за грамматикой. Во время переписки не спешите написать предложение, так как вы рискуете понаделать кучу ненужных ошибок.

Исключите ненормативную лексику . Как и в случаи с реальным общением, ненормативная лексика будет восприниматься негативно и в общении в интернете.

Перед тем как отправить сообщение вашему собеседнику, подумайте, важно ли оно ему ? Не стоит загружать вашего собеседника бессмысленной информацией.

Всегда благодарите собеседника за уделенное вам время и предоставленную вам информацию.

Основные правила поведения в социальных сетях

Ограничьте вашу персональную информацию . В социальной сети вовсе не обязательно выкладывать свой адрес и номер телефона. Эту информацию можно сообщить уже в разговоре, если она понадобится. Размещенная в открытом доступе персональная информация о вас грозит неприятностями для вас со стороны других людей.


Избегайте откровенных фотографий
. Вы несомненно привлечете противоположный пол такими снимками, но понравятся ли они вашим родственникам и друзьям? Да и злоумышленники могут использовать такие фото в плохих целях.

Не отмечайтесь на всех фотографиях . Просмотрите кадры, на которых предлагают вам отметиться. Выбирайте те фотографии, на которых отсутствует компромат, например, кадры с алкоголем или сигаретами. Вежливо попросите удалить такие фотографии, да и сами не размещайте фотографии с другими людьми без их ведома и согласия.

Вступая в дискуссию с другим человеком, критикуйте аргументы, а не его самого. Всегда обосновывайте ваше мнение, опирайтесь на реальные факты.

Это основные правила общения и поведения в социальных сетях. Соблюдайте их и вы всегда будете себя комфортно чувствовать на просторах интернета. Да и вообще, старайтесь назначать личные встречи взамен общения с людьми в социальных сетях.

", опубликованном информационным агентством "Росбизнесколнсалтинг ", россияне и иностранцы, поступающие на службу по контракту в Российскую армию, должны отчитываться за свои соцсети и активность в интернете за три предыдущих календарных года. Речь идет об адресах сайтов и страниц, где военнослужащий размещал общедоступную информацию, а также о данных, позволяющих его идентифицировать.

Известное селфи матроса тяжелого атомного крейсера "Петр Великий" проекта 11442, сделанное у восточного побережья Крита, ноябрь 2016 года (с) Twitter


В отличие от контрактников-новичков, тех, кто уже служит, отчитываться обяжут ежегодно, но каждый раз только за предыдущий год. Такой проект закона, подготовленный Минобороны, во вторник, 13 июня, был опубликован на портале нормативных правовых актов.

Кроме того, законопроектом «может быть запрещено» размещать в интернете информацию о себе и других военнослужащих, позволяющую раскрыть их ведомственную принадлежность. Ограничения коснутся и распространения сведений о служебной деятельности военнослужащих и дислокации подразделений.

Из иностранных граждан правом на службу в России по контракту обладают граждане стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это Армения, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия.

Контрактники, которые не предоставят таких сведений либо предоставят недостоверные, в том числе неполные данные, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, которая регулируется законом «О статусе военнослужащих», подчеркивается в законопроекте. По этому федеральному закону провинившийся может быть привлечен к ответственности вплоть до дисциплинарного ареста на 30 суток. В то же время военнослужащим по контракту не нужно будет отчитываться за информацию, опубликованную в интернете «в рамках исполнения должностных обязанностей».

Без призывников

Уведомление о разработке проекта появилось на сайте regulation.gov.ru в конце мая. Однако тогда не уточнялось, о какой категории военнослужащих идет речь.

Военнослужащих по призыву эти нововведения не затрагивают по нескольким причинам, отметил полковник запаса, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Во-первых, они не имеют доступа к серьезным данным в отличие от контрактников, которые служат в структурах, отвечающих за режим соблюдения гостайны. Во-вторых, призывников не отправляют в горячие точки или зарубежные группировки, добавил военный эксперт.

В пояснительной записке к документу сказано, что кадровый контроль — это «приоритетный инструмент» регулирования военной службы, а нововведения, согласно которым военные должны будут отчитываться за соцсети, «повысят качество работы с кадровым составом». Анализ соцсетей поможет определить, нужен тот или иной кандидат российским Вооруженным силам, прокомментировал замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.


В настоящее время российским военнослужащим не рекомендовано заводить аккаунты в соцсетях, при этом у многих страницы все же есть, отмечал ранее источник РБК в Минобороны. «Пока удалять требований не поступало, но есть рекомендации, что нельзя размещать и где нельзя размещать. Например, нельзя указывать наименования воинских частей, нельзя светить дислокацию, нельзя фотографироваться, особенно на фоне секретных документов», — пояснил источник РБК, добавив, что это делается в рамках информационной безопасности.

К примеру, благодаря соцсетям СМИ не раз удавалось получить прямые или косвенные подтверждения пребывания российских солдат в 2014 году на Украине, а с 2015 года — в Сирии. Например, на странице во «ВКонтакте» 21-летнего Ильдара Максутова из 137-го Гвардейского полка 106-й Гвардейской дивизии ВДВ, погибшего 28 июля 2014 года, журналисты обнаружили статус «На Украину!».

Группа расследователей Conflict Intelligence Team в ноябре 2015 года благодаря фотографиям, опубликованным российским военнослужащим Аясом Сарыг-Оолом, узнала, что он находится в Сирии, в провинции Хама, в 100 км от авиабазы в Хмеймиме. Также CIT удалось узнать, чем Аяс был вооружен, на какой технике он перемещался и в каком направлении.

Расследовательская группа Bellingcat на основе открытых данных из соцсетей пришла к выводу, что в июле 2014 года Boeing 777, на борту которого находились 298 человек, был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук» под номером 332, который приписан к 53-й зенитной ракетной бригаде из Курска.

Зарубежный опыт​

Рекомендации для военнослужащих о нормах поведения в социальных сетях существуют во многих странах. Еще в 2008 году канадское военное ведомство советовало своим сотрудникам внимательнее отнестись к размещению фотографий в социальных сетях по причине возможного шпионажа со стороны боевиков «Аль-Каиды».

В 2012 году в докладе австралийского Министерства обороны отмечалось, что боевики движения «Талибан» «использовали фотографии привлекательных женщин в своих профилях на Facebook» в качестве способа для сбора информации.

В 2011 году отдел по связям с общественностью и социальным медиа Пентагона опубликовал целый свод правил по поведению в соцсетях. В 40-страничной брошюре подчеркивались растущее значение социальных сетей в современном мире, их важность для связи с родными и распространения информации в патриотических целях. В методичке содержались основные правила безопасного поведения в интернете.


В 2012 году подобные рекомендации появились и в Великобритании. Кроме предостережения по поводу возможного раскрытия секретной информации в документе говорилось, что «социальные сети помогают миру лучше понять роль Вооруженных сил Великобритании». Аккаунты военных в соцсетях нужно поощрять, если военнослужащий не нарушает никаких правил и ведет свою страничку надлежащим образом, указывалось в справке.

В 2012 году в израильских СМИ появилась информация о намерении военного министерства страны ограничить доступ к социальным сетям для высокопоставленных военнослужащих, а служащим званием ниже запретить раскрывать информацию о службе в армии и загружать фотографии в форме.

В конце 2015 года правила поведения в соцсетях появились и в индийской армии. Поводом послужило расследование, в ходе которого выяснилось, что один из военнослужащих выдал сведения, являвшиеся военной тайной, девушке, с которой познакомился в Facebook. Она, как выяснилось, оказалась пакистанской шпионкой. После скандала индийским военным посоветовали не использовать в соцсетях фото в форме, не принимать запросы в друзья от иностранцев, не выкладывать снимки с оружием и не смотреть порнографию в социальных медиа.

ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.

1. Из истории этикета.

2. Правила поведения военнослужащих на службе и в общественных местах.

Воспитанность человека проявляется прежде всего в общении с другими людьми. Умение правильно вести себя, искусство общаться во все времена ценились очень высоко и во многом определяли как степень уважения человека в обществе, так и его продвижение по службе, успех в карьере.

При этом важно учитывать, что в области общения с другими людьми мало желания вести себя правильно, необходимо твердо знать правила приличия, принятые в данном обществе и применять их на практике, воспринимая их как норму. Особые требования к поведению человека предъявляет армия. Но и здесь знание определенных законов поведения - непременное условие нравственной свободы и естественности действий. Именно поэтому изучение требований воинского этикета позволяет лучше приспособиться к условиям армейской среды, с достоинством выйти из типичных и затруднительных ситуаций, встречающихся в жизни.

1. Из истории этикета.

Этикет - это система правил поведения, важная составная часть общей культуры человека. Веди себя так, как я предписываю, и ты будешь "своим человеком" в той или иной социальной группе. Если мораль определяет поведение человека стратегически (я поступаю так, исходя из моих внутренних убеждений), то этикет задает тактику поведения и касается внешнего проявления отношения человека к людям (я поступаю так, потому что так принято в этом обществе). Этикет затрагивает прежде всего обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведения в общественных местах, манеры и одежду. Проще говоря, этикет определяет как нужно двигаться и говорить, что одевать и как поступать в той или иной ситуации. Само слово происходит от французского "etiquette" - этикетка. Рассказывают, что на одном из своих приемов французский король Людовик XIV вручил своим гостям карточки, на которых были расписаны правила поведения в зале и за столом.

История развития этикета показывает, что он, в конечном счете, идет по пути определения наиболее целесообразного поведения человека в той или иной ситуации.

Выделяют различные виды этикета. Дипломатический этикет включает правила поведения официальных лиц в ходе различных контактов - на переговорах, приемах, обедах и т.д.; общегражданский этикет - это совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом в повседневных условиях жизни и работы; воинский этикет представляет собой свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их служебной и неслужебной деятельности.

Стремление людей вести себя прилично уходит корнями в древнейшую историю человечества. Описания правил поведения людей в той или иной ситуации мы находим в самых первых письменных документах. Столовые приборы, правила пользования которыми сегодня неизвестны многим молодым людям, были в особом почете еще у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно было отличительным признаком культурного человека во все времена.

На Руси существует большое количество литературных памятников, в которых зафиксированы требования к поведению людей. Так, в "Изборнике 1076 года" отражены основные моральные нормы, господствовавшие в XI веке. В "Слове" и "Молении" Даниила Заточника мы находим не только черты быта и особенности обыденного сознания русского общества XII - XIII вв., но и целый свод правил народной мудрости относительно нравственного образа мыслей и действий. В "Поучении Владимира Мономаха", относящихся к началу XII века, содержатся правила этикетного характера, не потерявшие своего значения до наших дней: "...есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчиненными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дурными женщинами не общаться, глаза опуская долу, в душу ввысь, суеты избегая не пытаться поучать беспечных во власти, ни во что почитать всенародную славу" (Мудрое слово Древней Руси. - М., 1989. - С.138-139).

В XVI веке на Руси появляется "Домострой", в котором предписывались нормы отношения человека к богу, к государству и к окружающим людям, в том числе близким.

При Петре I была выпущена книга "Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Впервые она была издана в 1717 году и выдержала впоследствии пять изданий. В ней содержались требования к поведению в различных жизненных ситуациях. Примечательно, однако, что, стремясь обучить российское юношество правилам европейского этикета, Петр I не пошел по пути бездумного и слепого копирования, требовал применения европейских этикетных норм с учетом российской действительности. А когда Павел I стал копировать армию прусского образца и в российские части вместе с новым уставом были присланы специальные палочки-мерки для буклей и кос париков, то Суворов во всеуслышание сформулировал свое отношение к этому в чеканном афоризме: "Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, а я не немец, а природный русак!".

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.

Знание этикета определяет уровень культуры общения человека. Культура общения, кратко говоря - это умение наладить должные взаимоотношения с людьми.

Для того, чтобы изучить требования современного этикета, нужно представлять себе его структуру. В учебниках можно встретить понятия "речевой" и "неречевой" этикет. Действительно, человека во многом оценивают по тому, как он говорит. Причем речь может быть или устной, или письменной. Существуют этикетные требования к докладу начальнику и выступлению на собрании, публичной лекции или беседе с друзьями, разговору при личной встрече или по телефону. Не менее важно правильно подготовить служебную записку или рапорт, составить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особенности. Все они входят в понятие "речевой этикет". Он, в свою очередь, определяет одну из граней культуры общения. Громкость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуации и др. ярко демонстрируют уровень культуры общения.

Очень важную роль, особенно для военнослужащего, играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, мимика, даже взгляды - все это также учитывается при оценке культуры общения военнослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета следующим образом: "Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения" (ст.60). Эти правила далее предписывают военнослужащему, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях.

Воинский этикет является разновидностью служебно-профессионального этикета. Существует целый ряд факторов, которые определяют особенности этикетного поведения того или иного военнослужащего. Это прежде всего его воинское звание и служебное положение, конкретная воинская специальность (ракетчик при несении боевого дежурства или военный переводчик) и пр. Одновременно на поведение военнослужащего действуют и факторы, определяющие особенности общегражданского этикета: пол, возраст, национальность. Особенно это касается поведения военнослужащего во внеслужебное время.

Большое значение для военнослужащего имеет учет различных внешних элементов этикета. К ним в первую очередь относятся форма одежды, знаки различия, награды, оружие, снаряжение и т.д. Если с ними все в порядке, то человек чувствует себя увереннее.

Таким образом, воинский этикет - это свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, уставов и традиций Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимоотношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям.

К этикету близки такие понятия, как вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежливость составляет, по сути, основу этикета, представляя собой соблюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) - это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени соответствующую ситуации. Скромность - это стиль вежливого поведения, при котором человек не стремится привлекать внимания к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчивых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и определяет культуру общения военнослужащего.

Современный мир выработал ряд требований к этикету, которые делают его необходимым качеством любого культурного человека. Это гуманизм, общедоступность, систематичность, целесообразность, гармоничность, а также единство нравственного, эстетического и правового. Другими словами, соблюдение этикета должно обеспечивать реализацию таких понятий, как красота, полезность, удобство, поддержание достоинства человека, сохранение свободы и естественности.

Как связаны требования воинских уставов к нравственности воина с требованиями воинского этикета? Устав требует от военнослужащего быть храбрым, дисциплинированным, честным, исполнительным, бдительным воином, дорожить войсковым товариществом и т.д. (Устав Внутренней службы, ст.13). Этикет показывает, в какой форме должны проявляться эти качества в различных ситуациях.

Как изучать требования этикета? В последнее время появилось достаточно много специальной литературы. Однако несомненно, что историческая, мемуарная, психолого-педагогическая литература также несет в себе много полезных знаний о теории и практике этикета. Важную роль играет и повышение общей культуры военнослужащего. Лучшие отечественные кинофильмы и театральные постановки помогают не только рационально понять, но и эмоционально пережить различные нравственные ситуации, возникающие в жизни военнослужащих и требующие от нас того или иного стиля поведения.

Военная форма накладывает на человека особые обязательства. Военнослужащий - человек благородной профессии, он выполняет высокий долг. "Воинское звание столь почетно, - писал П.И.Пестель, - что не должно соделываться уделом недостойного человека".

Поведение человека в военной форме, по сути, - та внешняя сторона, по которой окружающие судят о надежности, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Пожилой человек, глядя на человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выводы. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и поведение представителей той армии, которой их так долго пугали...

Этикет важен во всех областях человеческого общения. Для военнослужащего он имеет особое значение в ходе служебной деятельности, в общественных местах и семье.

СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ.

Не за страх, а за совесть. Это, пожалуй, главное требование служебного этикета. В лучших традициях российской армии - забота о чести мундира. Понятие воинской чести специально культивировалось, публиковались специальные своды правил, в которых в четкой и нередко афористичной форме излагались требования к поведению военнослужащих. У моряков они назывались "Правила учтивости офицера", у драгун - "Чести напоминание", у улан - "Чести наставление".

Эта целенаправленная работа не была безрезультатной. Высокого мнения о моральных достоинствах и поведении русского солдата были лучшие представители русской интеллигенции. Ф.И.Тютчев писал: "Пройдитесь по департаментам Франции... и спросите жителей... какой солдат из войск противника постоянно проявлял величайшую человечность, строжайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям... Можно поставить сто против одного, что вам назовут русского солдата".

Служба в вооруженных силах считалась в России не просто почетным долгом каждого мужчины, но и незаменимой школой высоконравственного поведения, служившего образцом для остальных. "Чтобы слыть светским человеком, надо было прослужить два года в гвардии или хотя бы в кавалерии, - писал А.И.Герцен. - Офицеры являлись душой общества, героями праздников, и, говоря правду, это предпочтение имело свои основания. Военные были более независимыми и держались более достойно, чем трусливые и пресмыкающиеся чиновники".

2. Правила поведения военнослужащих на службе и в обществе.

Основные этикетные нормы для военнослужащих заложены в Общевоинских Уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. Общее правило сформулировано в ст.64 устава Внутренней службы: "Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других... Взаимоотношения между военнослужащими строится на основе взаимного уважения".

В ходе службы общение военнослужащих происходит на трех уровнях: общение начальников с подчиненными; общение равных по должности и званию; общение подчиненных с начальниками.

СТАРШИЕ И МЛАДШИЕ

Этикет, как уже отмечалось выше - явление историческое и его содержание определяется в том числе историческим периодом. Меняется ли служебный этикет в условиях современной Российской армии? Существует несколько точек зрения. Одни полагают, что армия есть армия, здесь все строится на точном приказании и безусловном повиновении. В этом суть военного этикета. Другие придерживаются мнения, что демократическое развитие не может обойти вооруженные силы, и современный служебный этикет требует принципиально новых отношений между начальниками и подчиненными.

Истина, думается, находится посредине. Содержание служебного этикета по-прежнему во многом определяется требованиями уставов, и от этого никуда не уйти. Но, во-первых, изменились и сами уставы. Во-вторых, критика жесткого руководства справедлива тогда, когда она направлена против грубости и тем более жестокости. Однако требовательность, решительность и энергичность вполне вписываются в облик современного военного руководителя.

Командир любого ранга должен прежде всего выступать примером для своих подчиненных. Это особенно касается культуры общения во всех ее проявлениях: манере поведения, форме одежды, стиле отдания приказов и так далее. Стремление быть близким к людям похвально, но заигрывание с ними недопустимо. Высоко ценится доверие командира к своим подчиненным, но резкое осуждение вызывает перекладывание им на их плечи своих функциональных обязанностей. Доброжелательность командира не должна перерастать в фамильярность и неуместное "тыкание".

СРЕДИ РАВНЫХ

Соблюдение требований этикета позволяет каждому военнослужащему ощутить себя членом единого коллектива, почувствовать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои физические и духовные возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по вопросам службы обращаться друг к другу на "вы". В других ситуация хорошо знающие друг друга военнослужащие прибегаю к более привычному для них "ты". Русский язык знает немало и других форм обращения в неформальной обстановке: "Ребята", "братцы", "земляки", "хлопцы" и др.

Показателем крайне низкой культуры является стремление некоторых военнослужащих продемонстрировать свой авторитет путем унижения других. "Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе", - говорил великий Леонардо да Винчи. Употребление кличек и прозвищ, насмешки над физическими недостатками других людей недопустимы в армейской среде. Вежливые и равные отношения со всеми, близкая дружба с некоторыми - залог прочности воинского коллектива в любой, даже экстремальной ситуации.

Необходимо отметить, что иногда грубость и хамство - обратная сторона неумения вести себя достойно и красиво. "В дурно воспитанном человеке смелость принимает форму грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие - шутовством; простота - неотесанностью, добродушие - льстивостью", - говорил английский философ и педагог Д.Локк. Можно вспомнить и еще одно высказывание, принадлежащее французскому писателю Ф.Ларошфуко: "Большая часть молодежи воображает, что она естественна, когда она бывает лишь невежлива и груба".

Настоящим учебником культуры общения воинов являются общевоинские уставы. Так, статья 13 Устава внутренней службы предписывает военнослужащим "...дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков".

Важнейшим требованием этикета всегда является учет национальных особенностей во взаимоотношениях с другими людьми. Особенно важно это в армии, где люди разных национальностей совместно выполняют единую задачу по защите своего Отечества. Ст.15 Устава внутренней службы требует от военнослужащих "дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями", проявлять "уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям".

МЛАДШИЕ И СТАРШИЕ

История во многом изменила облик Российской армии. Но и сегодня у большинства населения сохраняется твердая вера: военный не подведет. Люди в военных мундирах - в первых рядах тех, кто ликвидирует последствия катастроф, тушит пожары, противостоит бандитизму и терроризму.

Однако одно дело - проявление героизма в экстремальных ситуациях, и другое - ежедневное соблюдение требований воинского этикета. Некоторые из них молодым солдатам кажутся мелкими и поэтому неважными. Например, воинское приветствие. Подчеркнем деталь, на которую стоит обратить внимание: если раньше этот ритуал назывался "отдание воинской чести", то сегодня воинский устав как бы позволяет соответствовать требованиям средневековых рыцарей: душу - богу, жизнь - отечеству, сердце - даме, честь - никому.

Воинское приветствие - рыцарская традиция. Встречаясь друг с другом, рыцари движением руки приподнимали забрало шлема, чтобы показать, что за доспехами скрывается лицо друга. Поднося руку к головному убору, современные военнослужащие повторяют этот жест, отдавая долг вежливости своему коллеге в военной форме.

Младшие по званию приветствуют старших первыми. Если встречаются равные по званию, то первым приветствует тот, кто более воспитан. Несоблюдение этого требования - отнюдь не проявление особой смелости или показатель "опытности" военнослужащего. Это всего лишь очевидный и зримый признак его элементарной невежливости и бескультурья, неуважения исторических традиций. И не более того.

В этикете нет мелочей. Это особенно справедливо потому, что в серьезных делах человек часто стремится показать себя таким, каким его хотят видеть окружающие, и именно в мелочах нередко проявляется его сущность. Соблюдение этикетных требований должно быть естественной нормой поведения военнослужащего. Это означает, что главным судьей своего поведения всегда должен выступать прежде всего он сам. "Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне, - говорил Пифагор. - Первым законом должно быть уважение к самому себе".

Неверно мнение тех, кто полагает, что несоблюдение тех или иных требований этикета, которые кажутся им неважными, не играет большой роли. Эту мысль в жесткой, но точной форме выразил французский писатель Ж.Лабрюйер. "В любом самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер: дурак и входит и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек", - писал он.

Оправдывается неряшливость в поведении и поступках широко и давно известной, но не ставшей от этого более верной фразой "Все так делают". По этому поводу швейцарский моралист Ж.Петти-Сан заметил: "Ссылаться на дурные поступки других - это умываться грязью".

Этикет предъявляет свои требования в равной степени как к начальникам, так и подчиненным. Придавая нравственно-эстетическую окраску взаимоотношениям военнослужащих, он способствует сохранению чувства их собственного достоинства. Подчиненный, демонстрируя свое уважение командира и готовность выполнить его приказание, не должен допускать угодничества и подхалимства.

В то же время нельзя воспринимать правила элементарной вежливости как ограничение личной свободы. Военнослужащий должен встать, если в помещение входит старший по званию. Это такая же этикетная норма как необходимость спросить у начальника разрешения войти или выйти из помещения, в котором этот начальник находится. Если начальник и подчиненный встречаются у двери, то подчиненный должен уступить дорогу, не забыв при этом приветствовать его. При разговоре с начальником не следует опускать глаза вниз, говорить торопливо. Важным показателем достоинства и уверенности в себе является умение смотреть в глаза собеседнику и четко формулировать свою позицию.

КУРЕНИЕ

Часто нарушение этикетных требований бывает связано с курением. Общее правило здесь таково: курение не должно вызывать даже скрытого раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопустимо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для курения только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Постоянное сплевывание на пол и даже на землю отнюдь не украшает мужчину, особенно в военной форме. В уставе Внутренней службы, кстати, говорится (ст.17), что военнослужащий "должен... воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)".

Соответствующим образом нужно вести себя и в ходе учебных занятий, и на служебных совещаниях. Беседа с соседом, небрежная поза, чтение посторонних материалов (газета, детектив) - свидетельство невысокой личной культуры военнослужащего. Тем более невежливым по отношению к руководителю занятий и к окружающим будет что-то жевать, обстригать (не говоря уже об обкусывании) ногти, причесываться. Нехорошо опаздывать к началу мероприятия и недопустимо демонстративно покидать его, не дождавшись конца.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Важным элементом культуры личности является культура речи военнослужащего. Недопустимо, чтобы армейский коллектив превращался в своего роду "школу злословия". Между тем сквернословие - нередко бич в воинских подразделениях.

Почему используется брань? Пожалуй, в большинстве случаев это стремление "быть своим" в определенной среди, найти общий, но увы, некультурный язык; во-вторых, это способ придать "плавность" речи при затруднении в подборе "нормальной" лексики; в-третьих, желание выглядеть "мужественным" и "самостоятельным"; в-четвертых, способ унизить другого человека путем грубого оскорбления. Но во всех случаях это прежде всего яркая демонстрация ограниченности, неразвитости, некультурности, хамства того, кто прибегает к "непечатным" выражениям.

ВНЕШНИЙ ВИД

Еще одна важная составляющая служебного этикета, и не только служебного, - забота о своей внешности. Элегантный внешний вид - свидетельство уважения человеком самого себя и окружающих. И, напротив, неряшливость в одежде, прическе и т.д. - показатель отсутствия деловых и нравственных качеств, необходимых в современном мире. Хотя провожают по уму, но встречают все-таки по одежке. Помимо всего, умный человек всегда следит за своей внешностью. Стремление некоторых военнослужащих "улучшить" отдельные элементы военной формы отнюдь не придает им дополнительного "шика", а лишь делает смешными в глазах окружающих. "Красота одежды военной состоит в равенстве и в соответствии вещей с их употреблением", - говорил Г.А.Потемкин.

Следует помнить, что военнослужащий всегда на виду. И за тем, насколько аккуратно отглажена его одежда, вычищена обувь, пострижены волосы, пристально следят не только его командиры. С другой стороны, этикет требует приводить себя в порядок, не привлекая особого внимания окружающих, то есть в специально отведенных для этого местах: в гардеробе, туалетной комнате и так далее, а не в зрительном зале или за обеденным столом. Если военнослужащий заметил какой-нибудь недостаток в одежде у своего товарища, то никогда не следует выставлять его на всеобщее обозрение и тем более осмеяние, а замечание нужно делать тихо и незаметно для окружающих.

НА УЛИЦЕ

На ходу неприлично ни курить, ни есть. Бутылки из-под напитков, бумагу от мороженого и так далее следует бросать в урну. Если ее не оказалось поблизости, лучше взять мусор с собой и дождаться, пока урна не попадется на глаза.

Очень важно соблюдать этикетные требования при знакомстве. Это своего рода визитная карточка человека. Для того, чтобы познакомится, нужно представиться, четко и внятно назвать себя. Лучше, если вас представит кто-то другой, но это не всегда возможно. Как правило, первыми представляются младшие по возрасту и званию. А вот руку при знакомстве первым должен протянуть старший (или женщина). Когда представляют мужчину, он обязан встать. Женщине это делать не обязательно (если ее не представляют другой женщине, старшей по возрасту).

Одним из главных показателей воспитанности человека на улице является соблюдением им правил дорожного движения. Военнослужащий должен выступать здесь безусловным примером. Недопустимо проявлять нетерпение и переходить перекресток, не дождавшись зеленого света светофора, даже если вам кажется, что машин поблизости нет. Если по тротуару кто-то движется вам навстречу, помните, что дорогу принято уступать, делая шаг в правую сторону.

Идя к назначенному сроку, планируйте свое время так, чтобы вам не пришлось торопиться. Если вам все-таки нужно кого-то обогнать, недопустимо грубо толкаться. Особое внимание необходимо проявлять к женщинам, детям и пожилым людям. Помочь перейти улицу пожилому человеку, поднести сумку женщине, удержать ребенка от необдуманного поступка на улице - элементы естественного поведения воспитанного человека.

Заботясь о защите чести и достоинства граждан, как того требует устав, военнослужащие должны проявлять решительность в сочетании с разумной осторожностью. Защитить слабого в критической ситуации от хулигана - нормальный шаг военнослужащего; вмешательство в ссору нетрезвой компании не всегда оправдано. Не стоит провоцировать скандал, который может привести к драке, даже если вы мастер спорта по карате.

В ГОСТЯХ

Гостеприимство всегда было доброй российской традицией. Для того, что гости и хозяева получили удовлетворение от взаимного общения, следует соблюдать ряд правил этикета.

Первое правило гласит: если гостей будет достаточно много, учитывайте их взаимоотношения друг с другом. Нежелательно присутствие человека, приглашение которого будет неприятно ряду гостей. Его лучше пригласить отдельно. Хозяевам рекомендуется предупредить приглашаемых о тех людях, кто будет на встрече кроме них. Приглашать следует за несколько дней до намеченной встречи. Гости должны или заранее спланировать свое время, или отказаться. Невежливо отказываться от приглашения за несколько часов до мероприятия. Не принято ходить в гости без специального приглашения. "К обедне ходят по звону, а к обеду по зову", говорит русская пословица. Точность - вежливость не только королей, но и военнослужащих. Приходить в гости раньше намеченного срока - значит поставить хозяев в неловкое положение, так как они могут быть еще не готовы. Опаздывать, во всяком случае более чем на 10 минут, также не следует: вы можете заставить остальных ждать себя.

Тех гостей, которые приходят первыми, встречают хозяин и хозяйка. Затем хозяйка остается с гостями, а остальных прибывающих встречает хозяин. В обязанности хозяина входит познакомить гостей друг с другом, если они раньше не были знакомы. В прихожей гости снимают верхнюю одежду. Распространяющаяся в последнее время привычка приносить с собой домашние тапочки не является этикетной нормой. Хозяева могут обеспечить гостям возможность хорошо вытереть подошвы запачкавшейся обуви, но просить их переобуваться вовсе не обязательно.

Еще одно важное правило: придавать значение искусству беседы за столом. Следует помнить, что в гости ходят не только, и даже не столько ради приема пищи и напитков, сколько ради человеческого общения. Умение дать высказаться каждому, кто хочет, слушать собеседника, избегать обсуждения вопросов, неприятных для кого-либо из присутствующих существенно важно для успеха встречи.

Со времен Петра I придавалось большое значение умению вести себя за столом. До сих пор сохранили свою актуальность требования уже упоминавшейся книги под названием "Юности честное зерцало". Здесь, в частности, говорится:

"Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, если ешь. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукой и не пей, пока пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Хлеба, приложив к груди, не режь, ешь, что перед тобой лежит, а далеко не хватай.

Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори. Около твоей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножом по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, да не избоченясь сидеть".

Этикет предписывает мужчине оказывать внимание в первую очередь женщине, сидящей справа от него.

Если вы решили уйти раньше других, нужно сделать это, не привлекая к себе внимания. Но попрощаться с хозяевами и поблагодарить их обязательно.

В ТЕАТРЕ, МУЗЕЕ, КИНО

В театр и кино следует приходить заранее, чтобы иметь возможность не спеша снять верхнюю одежду, привести себя в порядок, при необходимости -

осмотреть сам театр, купить программку, найти свои места. Женщина в театре проходит к своему месту первой. Но сидеть она должна справа от мужчины. В ложе впереди сидят женщины, за ними - мужчины. Партнер придерживает сиденье стула, когда на него садится дама.

До начала спектакля следует проходить к своему месту, повернувшись лицом к уже сидящим зрителям. Если проход узок, то сидящие мужчины, как правило, встают. Некрасиво сидеть, склонившись друг к другу головами, или тем более обниматься. Этикет строго запрещает непредусмотренное нарушение тишины в зрительном зале: шуршание конфетными и шоколадными бумажками, громкое кашлянье или чихание, высказывание вслух своего мнения, подпевание мелодии, выбивание такта рукой и тем более ногой. Женщине не следует злоупотреблять духами. Тишину и порядок следует соблюдать и в музейных залах. Недопустимо громкое и категоричное высказывание своих суждений об увиденном, особенно отрицательных.

После окончания спектакля не следует немедленно бросаться в гардероб. Тем более некрасиво выходить из зала за несколько минут до его окончания. Если вам понравилась игра артистов, следует аплодисментами поблагодарить их за доставленное удовольствие.

Во время демонстрации кинофильмов в воинских частях нередки случаи вызова дежурными отдельных военнослужащих. Это вызывает досаду зрительного зала. Очевидно, что военнослужащий, предполагающий, что он может понадобиться во время демонстрации фильма, должен или не ходить в кино, или садиться поближе к выходу, дав знать дежурному, где он будет находиться. Начальник, в свою очередь, должен подумать о том, нельзя ли отложить вызов до окончания сеанса. Если требуется вызвать целое подразделение, и это займет много времени, то целесообразно прервать демонстрацию на время выхода военнослужащих.

НА ДИСКОТЕКЕ

Умение себя вести ярко проявляется именно здесь. Важно и правильно одеться, и красиво двигаться, и действовать в соответствии с требованиями этикета. Выбор одежды зависит от того, куда вы направляетесь. Торжественный вечер или бал требуют строгого гражданского костюма с галстуком или парадно-выходной военной одежды. На дискотеку с друзьями можно пойти в более свободной одежде. Если вы пришли на танцы вместе с знакомой, но именно она должна весь вечер быть в центре вашего внимания. Приглашать другую девушку он вправе только тогда, когда его партнершу уже пригласили. К незнакомой девушке невежливо обращаться с предложением "Потанцуем?". Для этого случая подойдут фразы типа: "Можно вас попросить?", "Разрешите Вас пригласить?" или "Прошу Вас на танец". Если дама находится в сопровождении мужчины, нужно убедиться, что он не возражает. Свое согласие спутник подтверждает кивком головы.

Женщина имеет право отказаться от танца, не объясняя причин. Вежливый мужчина никогда не обижается на отказ. С другой стороны, мужчина не должен отказываться, если девушка пригласила его на белый танец. Если он просто не умеет танцевать этот танец, лучше сказать об этом прямо, и, поблагодарив, проводить девушку на место. Это же кавалер должен сделать и после окончания танца.

В заключении следует отметить: жизнь многообразна в своих проявлениях. Военнослужащий сталкивается с такими ситуациями, которые затруднительно предусмотреть заранее. Поэтому невозможно предписать правила поведения на каждый случай. Есть один общий принцип, который выручает почти всегда: помни о чести и поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой.

Литература:

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 1994.

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990.

Военно-морской протокол и церемониал. - М., 1979 Подоляк Я.В. Офицеру об этикете.- М., 1991

Панкратов В.Н. Культура общения офицера. - М., 1993

Платонов Б.Н. Воинский этикет. - М.:1983

Хороший тон: сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. - М., 1991.