Компоненты Indy, применяемые в Delphi. Разработка клиент-серверных приложений с использованием Indy в Delphi

Если в двух словах, Indy — компоненты для удобной работы с популярными интернет-протоколами. Принцип их работы основывается на использовании сокетов в блокирующем режиме. Indy интересен и удобен тем, что достаточно сильно абстрагирован. И программирование в Indy сводится к линейному программированию. Кстати, в интернете широко распространена переводная статья, в которой есть слова "блокирующий режим не является дьяволом" :)) В свое время меня очень позабавил этот перевод. Статья — часть книги Хувера и Харири "Глубины Indy". В принципе, для работы с Indy вам вовсе не обязательно всю ее читать, но ознакомиться с принципами работы протоколов интернета я все-таки рекомендую. Что касается "дьявольского" режима. Вызов блокирующего сокета действительно не возвращает управления, пока не выполнит свою задачу. Когда вызовы делаются в главном потоке, интерфейс приложения может "подвиснуть". Чтобы позволить избежать этой неприятной ситуации, разработчики индей создали компонент TIdAntiFreeze . Достаточно просто кинуть его на форму — и пользовательский интерфейс будет преспокойно перерисовываться во время выполнения блокирующих вызовов.

Вы наверняка уже ознакомились с содержимым различных закладок "Indy (...)" в Delphi. Компонентов там немало, и каждый из них может быть полезным. Я сама работала далеко не со всеми, так как не вижу надобности их изучать без определенной задачи.

В базовый дистрибутив Delphi входят Indy v.9 с копейками. Наверное, желательно сразу сделать обновление до более новой версии (например, у меня сейчас 10.0.76, но есть и более поздние, вроде).

Есть клиентские и серверные компоненты для работы с одними и теми же протоколами. Indy реально упрощают разработку приложений, в отличие от варианта разработки того же самого функционала на сокетах. Например, чтобы установить связь с сервером, вы должны просто-напросто вызвать метод Connect. Успешное установление соединения ознаменуется возвратом из метода без возникновения эксепшена. Если же соединение неызовется установится — вызовется исключение.

"Академический" пример (код не рабочий, не запускайте:)):

With IndyClient do
begin
Host:= "test.com";
Port:= 2000;
Connect;
Try
// работа с данными (чтение, запись...)
finally
Disconnect;
end;
end;

Host и port могут быть установлены в инспекторе объектов или в рантайме.

Для чего же можно использовать компоненты Indy в задачах парсинга? Применение разнообразно! Самое простое — получение содержимого страницы (с этим уже все, наверное, сталкивались) с использованием компонента IdHTTP :

Var
rcvrdata: TMemoryStream;
idHttp1: TidHttp;
begin
idHttp1:= TidHttp.Create(nil);
rcvrdata:= TMemoryStream.Create;
idHttp1.Request.UserAgent:= "Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 5.5; Windows 98)";
idHttp1.Request.AcceptLanguage:= "ru";
idHttp1.Response.KeepAlive:= true;
idHttp1.HandleRedirects:= true;
try
idHttp1.Get(Edit1.Text, rcvrdata);
finally
idHttp1.Free;
end;
if rcvrdata.Size > 0 then begin
ShowMessage("Получено " + inttostr(rcvrdata.Size));
rcvrdata.SaveToFile("c:\111.tmp");
end;
rcvrdata.Free;
end;

Как видно, можно не только получить содержимое страницы, но и имитировать загрузку документа с определенного клиента. Компоненты Indy вообще удобны для формирования заголовков и POST-запросов. Об этом с примерами в следующий раз.

Чтобы быть в курсе обновлений блога, можно

Введение в Indy

Введение в Indy
Автор: Chad Z. Hower
Домашняя страница: http://www.atozedsoftware.com
Перевод: Анатолий Подгорецкий
Вступительное слово
Я написал эту статью, когда текущей версией была Indy 8.0. Многое их этой статьи применимо и очень полезно в следующих версиях Indy. Если вам понравилась данная статья, и вы желаете прочитать более подробные статьи, то обратите внимание на книгу Indy in Depth.
Indy работает в блокирующем режиме
Indy использует работу с сокетами в блокирующем режиме. Блокирующий режим подобен чтению-записи файла. При чтении данных или записи функция не возвращает управления до окончания операции. Отличие от работы с файлами состоит в том, вызов может быть более долгим, поскольку запрошенных данных еще нет, это зависит скорости, с какой работает ваша сеть или модем.
Для примера, просто производится вызов метода, и ожидание пока не будет возвращено управление в точку вызова. Если вызов был успешный, то управление будет возвращено из метода, при ошибке будет возбуждено исключение.
Блокирующий режим это не смертельно
Из-за блокирующего режима мы неоднократно были биты нашими противниками, но блокирующий режим не является дьяволом.
Проблема появилась после портирования Winsock в Windows. В Юниксе типично проблема решалась за счет раздвоения (похоже на много поточность, но за счет отдельных процессов вместо потоков). Юникс клиенты и демоны (daemons) должны были раздваиваться процессы, которые должны выполняться и использовать блокирующий режим. Windows 3.x не мог распараллеливаться и не поддерживал много поточность. Использование блокирующего интерфейса замораживало пользовательский интерфейс и делало программы не реагирующими. Поэтому к WinSock были добавлены не блокирующие режимами, позволяя Windows 3.x с его ограничениями использовать Winsock без блокирования основного и единственного потока программы. Это потребовало другого программирования, Microsoft и другие страстно поносили блокирующие режимы, что бы скрыть недостатки Windows 3.x.
Затем пришла Win32, которая смогла поддержать много поточность. Но к этому моменту мозги уже были запудрены (то есть разработчики считали блокирующие сокеты порождением дьявола), и уже было тяжело изменить содеянное. По этому поношение блокирующих режимов продолжается.
В реальности в Юникс есть только блокирующие сокеты. Блокирующие сокеты также имеют и свои преимущества, и они намного лучше, для много поточности, безопасности и других аспектов. Некоторые расширения была добавлены и в Юникс для не блокирующих сокетов. Тем не менее, они работают совсем по другому, чем в Windows. Они также нестандартны и не очень распространены. Блокирующие сокеты в Юниксе используются почти во всех случаях, и будут и далее использоваться.
Достоинства блокирующего режима·Проще программировать - Блокирующие режимы проще программировать. Весь пользовательский код может находиться в одном месте и выполняться в естественном, последовательном порядке. ·Проще перенос в Юникс - Поскольку Юникс использует блокирующие сокеты, переносимый код написать в данном случае проще. Indy использует этот факт для написания единого кода. ·Удобнее работать с потоками - Поскольку у блокирующих сокетов последовательность приобретена по наследственности, поэтому их очень просто использовать в потоках.
Недостатки блокирующего режима·Пользовательский интерфейс замораживается в клиентах - Вызов блокирующего сокета не возвращает управления, пока не выполнит свою задачу. Когда такой вызов делается в главном потоке приложения, приложение не может обрабатывать пользовательские сообщения. Из-за этого пользовательский интерфейс замораживается, не обновляются окна, и другие сообщения не могут быть обработаны пока управление не будет возвращено из блокирующего сокета.
Компонент TIdAntiFreeze
В Indy имеется специальный компонент, который решает проблему замораживания пользовательского интерфейса. Просто добавьте один компонент TIdAntiFreeze куда ни будь в своем приложении, и вы сможете выполнять блокирующие вызовы без замораживания пользовательского интерфейса.
TIdAntiFreeze работает по внутреннему таймеру вне стека вызовов и вызывает Application.ProcessMessages по окончанию таймаута. Внешние вызовы к Indy продолжают оставаться блокирующими и поэтому работают точно также как и без использования компонента TIdAntiFreeze. Использование TIdAntiFreeze позволяет получить все преимущества блокирующих сокетов, без из недостатков.
Кодовые потоки (Threading)
С блокирующими сокетами почти всегда используются кодовые потоки. Не блокирующие сокеты также могут использовать потоки, но это требует некоторой дополнительной обработки и их преимущества в этом случае теряются, по сравнению с блокирующими сокетами.
Достоинства потоков·Настройка приоритетов - Приоритеты отдельных потоков могут быть настроены. Это позволяет выполнять выделять отдельным задачам больше или меньше процессорного времени. ·Инкапсуляция - Каждое соединение может содержать некоторое подобие интерфейса с другим соединением. ·Безопасность - Каждый поток может иметь различные атрибуты безопасности. ·Несколько процессоров - дает преимущество на системах с несколькими процессорами. ·Не нужна сериализация - предоставляет полную конкурентность. Без много поточности все запросы должны быть обработаны в одном потоке. Поэтому каждая задача должна быть разбита на небольшие куски, чтобы она могла работать быстро. Пока выполняется один блок, все остальные вынуждены ожидать его окончания. По окончанию одного блока выполняется следующий и так далее. С многопоточностью каждая задача может быть запрограммирована как одно целое и операционная система распределяет время между всеми задачами.
Опрос потоков
Создание и уничтожение потоков очень интенсивно использует ресурсы. Это особо тяжелая задача для серверов, которые имеют коротко живущие соединения. Каждый сервер создает поток, использует его короткое время и затем уничтожает. Это приводит к очень частому созданию и удалению потоков. Примером этого является Веб сервер. Посылается одиночный запрос, и возвращается простой ответ. При использовании браузера, при просмотре какого либо Веб сайта, могут происходить сотни соединений и отсоединений
Опрос потоков может исправить эту ситуацию. Вместо создания и уничтожения потоков по требованию, потоки выбираются из списка неиспользуемых, но уже созданных потоков, из пула. Когда поток уже не нужен, он возвращается в пул, вместо его уничтожения. Потоки в пуле помечаются как неиспользуемые и поэтому они не жрут процессорное время. Для еще большего улучшения потоки могут динамически подстраиваться под текущие нужды системы.
Indy поддерживает опрос потоков. Пул потоков в Indy доступен через компонент TIdThreadMgrPool.
Множество потоков
Для сильно нагруженного сервера может потребоваться сотни или даже тысячи потоков. Есть общее убеждение, что сотни и тысячи потоков могут убить вашу систему. Это неверное убеждение.
В большинстве серверов потоки находятся в ожидании данных. Во время ожидания при блокирующем вызове поток неактивен. В сервере с 500 потоков только 50 могут быть активны в одно и тоже время.
Количество потоков, которые запущены на вашей системе, может удивить вас. При минимальном количестве запущенных серверов и указанными запущенными приложениями моя система имеет 333 созданных потоков, даже при 333 потоках процессор нагружен только на 1%. Сильно нагруженный сервер IIS (Microsoft Internet Information Server) может создать сотни и тысячи потоков.
Потоки и глобальные секции
При нескольких потоках Вы должны обеспечить целостность данных при доступе к ним. Это может оказаться сложным для программистов, не работавших с потоками. Но, как правило, большинству серверов не требуется использование глобальных данных. Большинство серверов выполняет изолированные функции. Каждый поток выполняет свою изолированную задачу. Глобальные секции чтения/записи это особенность многих многопоточных приложений, но не типичны для серверов.
Методология Indy
Indy отличается от других Winsock компонент, к которым Вы привыкли. Если вы работали с другими компонентами, то лучшим решением будет забыть как они работают. Многие другие компоненты используют не блокирующие (асинхронные) вызовы и работают асинхронно. Им требуется реагировать на события, создавать машину состояния и часто выполнять циклы ожидания.
Например, с другими компонентами, когда вы вызывает соединение вы должны или ждать возникновение события соединения или в цикле ожидать когда свойство покажет что соединение произошло. С Indy вы можете вызвать метод Connect, и ожидать возврата из него. Возврат будет произведен в случае успешного соединения или возбуждения исключения в случае проблемы. Поэтому работа с Indy очень похоже на работу с файлами. Indy позволяет разместить весь ваш код в одном месте, вместо размазывания по разным событиям. В дополнение, Indy очень прост и наиболее удобен при работе с потоками.
Насколько Indy отличается
Краткий обзор·Используются блокирующие вызовы ·Не ориентирован на события - события есть, но они используются для информационных нужд, и реально не требуются. ·Разработан для потоков - Indy разработан для потоков, тем не менее, может использоваться и без потоков. ·Последовательное программирование
Подробное рассмотрение
Indy не только использует блокирующие вызовы (синхронные) но еще и работает так. Типичная сессия в Indy выглядит так:
with IndyClient do begin
Connect; Try
// Do your stuff here
finally Disconnect; end;
end;
С другими компонентами это выглядит так:
procedure TFormMain.TestOnClick(Sender: TComponent);
begin
with SocketComponent do begin
Connect; try
while not Connected do begin
if IsError then begin
Abort;
end;

OutData:= "Data To send";
while length(OutData) > 0 do begin
Application.ProcessMessages;
end;
finally Disconnect; end;
end;
end;
procedure TFormMain.OnConnectError;
begin
IsError:= True;
end;
procedure TFormMain.OnRead;
var
i: Integer;
begin
i:= SocketComponent.Send(OutData);
OutData:= Copy(OutData, i + 1, MaxInt);
end;
Многие компоненты не очень хорошо выполняют работу по изоляции программиста от стека. Многие компоненты вместо изоляции пользователя от сложностей стека просто оставляют его наедине с ним или предоставляют обертку над стеком.
Особый путь Indy
Indy разработан с нуля быть многопоточным. Построение серверов и клиентов в Indy подобно построению серверов и клиентов в Юниксе. Юникс приложения обычно вызывают стек напрямую с минимумом или совсем без слоя абстрагирования.
Обычно Юникс сервера имеют один или несколько слушающих процессов, которые следят за входящими запросами клиентов. Для каждого клиента, которого требуется обслужить, создается новый процесс. Это делает простым программирование, каждый процесс только для одного клиента. Каждый процесс запускается в своем собственном контексте безопасности, который задается слушающим процессом или процессом, базирующимся на существующих правах, идентификации или других вещах.
Indy серверы работают почти аналогичным образом. Windows в отличие от Юникс не может хорошо размножать процессы, но зато хорошо работает с потоками. Indy сервера создают отдельный поток для каждого соединения клиента.
Indy сервера назначают слушающий поток, который отделен от главного кодового потока программы. Слушающий поток слушает входящие запросы от клиентов. Для каждого клиента, которому отвечает, создается новый поток для обслуживания клиента. Соответствующие события затем обслуживаются в контексте данного потока.
Обзор клиентов Indy
Indy разработан чтобы предоставить очень высокий уровень абстракции. Запутанность и детализация TCP/IP стека скрывается от программиста.Обычно типичная сессия клиента в Indy выглядит следующим образом:
with IndyClient do begin
Host:= "zip.pbe.com"; // Host to call
Port:= 6000; // Port to call the server on
Connect; Try
// Do your stuff here
finally Disconnect; end;
end;
Обзор серверов Indy
Indy серверные компоненты создают слушающий поток, который изолирован от главного кодового потока программы. Слушающий поток прослушивает входящие запросы от клиентов. Для каждого клиента, которому отвечает, создается новый поток для обслуживания клиента. Соответствующие события затем обслуживаются в контексте данного потока.

Практические примеры
Следующие примеры должны помочь вам начать работать с компонентами для простого использования, но для того, что бы продемонстрировать примеры сделаны как простые приложения. Некоторые проекты сделаны для демонстрации различных ситуаций. Данные примеры также доступны для загрузки как zip файлы.
Примечание от переводчика: ссылка на сайте не рабочая.
Пример 1 - Проверка почтового индекса
Первый проект сделан максимально простым. Поиск по почтовому индексу, клиент запрашивает сервер какому городу и штату принадлежит указанный индекс.
Для тех кто живет за пределами США и не знают что такое zip код, это почтовый код, который указывает место доставки. Почтовые коды состоят из 5 цифр.
Протокол
Первый шаг в построении сервера и клиента - это разработка протокола. Для стандартных протоколов это определяется соответствующим RFC. Для почтового индекса протокол определяется ниже.
Большинство протоколов обмена работают в текстовом режиме. Обмен означает, что передается команда, а в ответ состояние и возможно данные. Протоколы не ограничиваются обменом, но все равно используется простой текст. Протокол определения почтового индекс также текстовый. Простой текст делает протоколы простыми для отладки и позволяет общаться различным языкам программирования и операционным системам.
После соединения, сервер посылает приветственное сообщение, затем принимает команду. Эта команда может быть "ZipCode x" (Где x это почтовый индекс) или "Quit". В ответ на команду ZipCode посылается ответ в виде одной строки с ответом или пустая строка если код не найден. Команда Quit заставляет сервер разорвать соединение. Сервер может принять несколько команд, прежде, чем будет послана команда Quit.
Исходный код сервера

unit ServerMain;

interface

uses

type

TformMain = class (TForm)

IdTCPServer1: TIdTCPServer;

procedure FormCreate(Sender: TObject ) ;

procedure FormDestroy(Sender: TObject ) ;

procedure IdTCPServer1Connect(AThread: TIdPeerThread) ;

private

ZipCodeList: TStrings;

public

end ;

FormMain: TformMain;

implementation

{R *.DFM}

procedure TformMain.IdTCPServer1Connect (AThread: TIdPeerThread) ;

begin

AThread.Connection .WriteLn ("Indy Zip Code Server Ready." ) ;

end ;

SCommand: string ;

begin

SCommand:= ReadLn ;

end ;

end ;

end ;

procedure TformMain.FormCreate (Sender: TObject ) ;

begin

ZipCodeList:= TStringList.Create ;

ZipCodeList.LoadFromFile (ExtractFilePath (Application.EXEName ) + "ZipCodes.dat" ) ;

end ;

procedure TformMain.FormDestroy (Sender: TObject ) ;

begin

ZipCodeList.Free ;

end ;

end .

Единственные части в проекте, специфические для Indy, это компонент IdTCPServer1, методы IdTCPServer1Connect и IdTCPServer1Execute.
На форме размещен компонент IdTCPServer1 типа TIdTCPServer. Изменены следующие свойства: ·Active = True - После старта приложения сервер прослушивает. ·DefaultPort = 6000 - Значение порта для данного проекта. Сервер слушает запросы клиента на этом порту.
Метод IdTCPServer1Execute связан с событием OnExecute сервера. Событие OnExecute возбуждается после того, как соединение клиента акцепцировано. Событие OnExecute отличается от других известных вам событий. OnExecute выполняется в контексте потока. Событие потока вызывается и ему передается аргумент AThread, переданный в метод. Это важно, поскольку множество событий OnExecute может выполняться в одно и тоже время. Это сделано для того, чтобы сервер мог работать без создания нового компонента. Есть также методы, которые могут быть перекрыты при построении наследников.
Событие OnConnect вызывается после того, как соединение было акцепцировано и поток для него был создан. В данном сервере это используется для посылки приветственного сообщения клиенту. При желании это также может быть выполнено и в событии OnExecute.
Событие OnExecute может быть возбуждено несколько раз, пока соединение не будет разъединено или потеряно. Этим устраняется необходимость проверять соединение, на предмет разъединения или потери в цикле внутри события.
IdTCPServer1Execute использует две базовые функции, ReadLn и WriteLn. ReadLn читает строку из соединения, а WriteLn посылает строку в соединение.
sCommand:= ReadLn;
Выше приведенный код принимает строку от клиента и помещает ее в локальную строковую переменную sCommand.

if SameText (sCommand, "QUIT" ) then begin

end else if SameText (Copy (sCommand, 1 , 8 ) , "ZipCode " ) then begin

WriteLn (ZipCodeList.Values [ Copy (sCommand, 9 , MaxInt) ] ) ;

end ;


Далее sCommand проверяется на допустимые команды.
Если команда "Quit" то производится Разъединение. Никакое чтение или запись не разрешены после разъединения. После окончания события, слушающий поток более его не вызывает, а очищает поток и прекращает соединение.
Если же команда "ZipCode", то параметр после команды извлекается и просматривается таблица на предмет наличия города и штата. Город и штат затем передаются клиенту или же передается пустая строка если нет соответствия.
Далее происходит выход из метода. Сервер повторит вызов события снова, как только поступит новая команда, позволяя клиенту посылать множество команд.
Исходный код клиента

unit ClientMain;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,

StdCtrls, ExtCtrls, IdAntiFreezeBase,

IdAntiFreeze, IdBaseComponent, IdComponent, IdTCPConnection, IdTCPClient;

type

TformMain = class (TForm)

Client: TIdTCPClient;

IdAntiFreeze1: TIdAntiFreeze;

Panel1: TPanel;

Panel2: TPanel;

MemoInput: TMemo;

LboxResults: TListBox;

Panel3: TPanel;

Button1: TButton;

Button2: TButton;

Label1: TLabel;

procedure Button2Click(Sender: TObject ) ;

procedure Button1Click(Sender: TObject ) ;

private

public

end ;

FormMain: TformMain;

implementation

{R *.DFM}

procedure TformMain.Button2Click (Sender: TObject ) ;

begin

MemoInput.Clear ;

LboxResults.Clear ;

end ;

procedure TformMain.Button1Click (Sender: TObject ) ;

I: integer ;

S: string ;

begin

ButnLookup.Enabled := true ; try

LboxResults.Clear ;

with Client do begin

Connect; try

LboxResults.Items .Add (ReadLn ) ;

for i:= 0 to memoInput.Lines .Count - 1 do begin

WriteLn ("ZipCode " + memoInput.Lines [ i] ) ;

LboxResults.Items .Add (memoInput.Lines [ i] ) ;

S:= ReadLn ;

if s = "" then begin

S:= "-- No entry found for this zip code." ;

end ;

LboxResults.Items .Add (s) ;

LboxResults.Items .Add ("" ) ;

end ;

WriteLn ("Quit" ) ;

finally Disconnect; end ;

end ;

finally butnLookup.Enabled := true ; end ;

end ;

end .


Единственные части специфические для клиентского компонента - это метод Button1Click.
Компонент Client типа TIdTCPClient и размещен на форме. Изменены следующие свойства: ·Host = 127.0.0.1 - Сервер находится на той же самой машине, что и клиент. ·Port = 6000 - Порт сервера
Метод Button1Click связан с событием OnClick компоненты Button1. При нажатии кнопки вызывается этот метод. Indy часть этого метода может быть уменьшена до следующего: 1.Соединение с сервером (Connect;) 1.Чтения приветствия с сервера. 1.Для каждой строки введенной пользователем в TMemo: 1.Посылка запроса на сервер (WriteLn("ZipCode " + memoInput.Lines[i]);) 1.Чтение ответа с сервера (s:= ReadLn;) 1.Посылка команды Quit (WriteLn("Quit");) 1.Разъединение (Disconnect;)
Тестирование
Данный пример был протестирован и работает при установленном TCP/IP. Вы может изменить его для работы через сеть с одного компьютера с другим. Запустив сервер на другом компьютере и изменив имя или IP сервера на клиенте.
Для тестирования проектов откомпилируйте и запустите сервер. Затем откомпилируйте и запустите клиента. Введите почтовый индекс в мемо поле и нажмите клавишу lookup.
Отладка
Текстовые протоколы очень просто отлаживать, поскольку они могут быть проверены с помощью Телнет. Для этого достаточно знать порт сервера. Zip Code Lookup Server слушает на порту 6000.
Запустите снова Zip Code Lookup Server. Затем откройте консоль (например, окно Dos). Теперь введите:
telnet 127.0.0.1 6000
Теперь вы соединились с сервером. Некоторые серверы при этом посылают приветственное сообщение. Некоторые этого не делают. Вы не увидите вводимых вами строк. Большинство серверов не делают эха, с целью экономии трафика. Тем не менее, вы можете изменить настройки телнет, установкой параметра "Echo On". В разных телнет клиентах это делается по разному, а ряд вообще не имеют такой возможности. Теперь введите:
zipcode 37642
Вы увидите ответ сервера:
CHURCH HILL, TN
Для отсоединения от сервера введите:
quit
Пример 2 - доступ к базе данных
Данный пример эмулирует сервер, который должен выполнять блокирующие задачи, другие чем вызовы сокетов. Многие сервера вынуждены работать в таких условиях. Сервера которые нуждаются в обращение к базе, вызовах внешних процедур или расчетов часто не могут прервать эти вызовы, поскольку это внешних вызовы или из-за сложности этого. Обращение к базе не может быть разбито на маленькие куски и разработчик должен ожидать окончания операции с базой. Это является особенность не только обращений к базе данных, но и другими операциями, таким как сжатие, расчеты и другая обработка того же рода.
Для целей демонстрации, представим, что сервер делает обращение к базе, которое требует 5 секунд для выполнения. Для упрощения выполним это просто с помощью паузы, используем для этого функцию Sleep(5000), вместо реально обращения.
Данный пример также требует меньше детальности, чем предыдущий пример, поскольку многие концепции пока еще не понятны.
Исходный код

unit main;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,

IdBaseComponent, IdComponent, IdTCPServer;

type

TformMain = class (TForm)

IdTCPServer1: TIdTCPServer;

procedure IdTCPServer1Execute(AThread: TIdPeerThread) ;

private

public

end ;

FormMain: TformMain;

implementation

{R *.DFM}

procedure TformMain.IdTCPServer1Execute (AThread: TIdPeerThread) ;

I: integer ;

begin

with AThread.Connection do begin

WriteLn ("Hello. DB Server ready." ) ;

I:= StrToIntDef (ReadLn , 0 ) ;

// Sleep is substituted for a long DB or other call

Sleep (5000 ) ;

WriteLn (IntToStr (i * 7 ) ) ;

end ;

end ;

end .

Поскольку событие Execute возникает в контексте потока, код обработки может быть любой длины. Каждый клиент имеет свой собственный поток и не блокирует других клиентов.
Тестирование
Для тестирования DB сервера, откомпилируйте и запустите его. Соединитесь с ним с помощью Телнет на порт 6001. Сервер ответит приветственным сообщением. Введите номер. Сервер "обработает" ваш запрос и ответит через 5 секунд.

Indy — это достаточно мощный пакет компонентов, позволяющий разрабатывать различные сетевые приложения. В этом уроке я расскажу вам о том, как можно создавать клиент-серверные приложения при помощи компонентов TIdTCPClient и TIdTCPServer.

Прежде всего хочется отметить два важных преимущества этих компонентов. Самое главное из них — это многопоточность, которая заключается в том, что для каждого клиента сервер создает отдельный поток, и это безусловно влияет на быстродействие серверной программы на компьютерах с многоядерным процессором. Второе из преимуществ — это простота использования. Достаточно 10-20 строчек кода, чтобы написать простейшее клиент-серверное приложение. Данный пакет компонентов присутствует в стандартных сборках Delphi.

Напишем простую программу, позволяющую передавать текстовое сообщение от клиента к серверу. Приступим к созданию сервера.
Поместим на форму компонент IdTCPServer со вкладки «Indy Servers». Все настройки этого компонента мы проведем в runtime в событии OnCreate формы:
IdTCPServer1.DefaultPort:= 12345;
IdTCPServer1.Active:= true;
Здесь все просто — указываем порт, на котором будет работать сервер, и активируем сам сервер.

Для того, чтобы получать данные на сервере от клиента, существует специальное событие «OnExecute». Выглядит это событие следующим образом:

begin
end;

Отредактируем содержимое события следующим образом:
procedure TForm3.IdTCPServer1Execute(AContext: TIdContext);
var
l: string; // строковая переменная, в которую мы будем получать
begin
l:= AContext.Connection.IOHandler.ReadLn();
Memo1.Lines.Add(l);
end;

Теперь, как только на сервер будет поступать сообщение, мы будем его записывать в строковую переменную l и выводить в многострочное текстовое поле.

На этом, как не удивительно, создание сервера заканчивается. Все остальное Indy сделает за нас. Приступим к клиентской программе. Она будет соединяться с сервером, отсылает на него некое сообщение, и отключаться от сервера.

Создадим новый проект, поместим на форме компонент IdTCPClient, который можно найти на вкладке «Indy Clients». Также поместим простой Edit и кнопку. Создадим для кнопки обработчик события OnClick, внутри которого напишем:
IdTCPClient1.Port:= 12345;
IdTCPClient1.Host:= ‘127.0.0.1’;
IdTCPClient1.Connect;
IdTCPClient1.IOHandler.WriteLn(Edit1.Text);
IdTCPClient1.Disconnect;

Данный код не обязательно помещать в событие OnCreate. На ваше усмотрение вы можете поместить этот код куда угодно.
В первой строке мы присваиваем порт, при чем необходимо указать такой же порт, какой мы указали на серверной программе, иначе клиент просто не найдет сервер. Затем указываем IP адрес сервера. Сам сервер может находиться как в локальной сети, так и удаленно. В последнем случае соединение будет произведено посредством сети Интернет и указывать нужно будет IP адрес в сети Интернет.

Я указал адрес «127.0.0.1», что говорит о том, что сервером и является компьютер на котором запущен клиент. Такой способ очень удобен для тестирования сетевых приложений.
Затем мы производим подключение, отправляем сообщение и отключаемся.Также как и само сообщение, IP адрес вы можете брать тоже из Edit или из любой строковой переменной.

Работа над клиентской программой тоже закончена. Как видите, Indy делает за нас колоссальную работу, что дает возможность даже неопытному программисту создать свое сетевое приложение.

Всем привет!

При разработки очередного Web-проекта встала задача – реализовать клиентское ПО на Delphi, которое бы передавало данные на сервер, используя метод POST. Приложение должно передавать текст и загружать файлы на Web-сервер.

Реализация такой отправки данных с использованием серверных языков Web разработки (например, PHP) довольно проста, а вот если необходимо написать прикладное, многопользовательское ПО взаимодействующее с сервером, то тут уже чуточку сложнее. Способ прямого подключения к БД и по FTP к серверу из Delphi – отпадает т.к. это не безопасно, не надежно (смена паролей, данных подключения и т.д.) и создает доп. проблемы с совместимостью ПО на стороне клиента. Для решения задачи я решил написать на языке PHP скрипты (серверную часть), которые будут обрабатывать входящие POST запросы и выдавать результат обратно клиенту (приложение на Delphi). Преимущества такого подхода в том, что все подключения и обработки данных происходят на сервере, что намного безопаснее прямого «коннекта».

Начав «гуглить» было выдано множество разрозненной информации, в основном это были форумы, но все это было кусками. Одно точно определил, что использоваться будет Indy, а именно компонент IdHTTP с реализованным методом POST. По сути все просто, данный метод принимает два параметра Url ресурса и DataStream(поток данных), в ответ же отдает результат в текстовом виде(так же это может быть HTML-код страницы). Основное заключалось в правильном формировании DataStream(потока передаваемых данных), но по ходу вылезли еще дополнительные подводные камни, а именно русская кодировка (будь она не ладна). Вот тут-то и началось веселье на несколько часов блуждания на просторах сети. В общем, хватит болтовни, давайте перейдем к практике и реализации софта.

Итак, программа проста. Она должна отправить на сервер данные методом POST, данные содержат «Заголовок » (строка), «Описание » (многострочный текст) и графический файл (jpg,png,gif-бинарные данные). Сервер должен принять эти данные, обработать, сохранить графический файл на сервере и вернуть ответ. В качестве ответа вернем Delphi приложению, тот же текст только с добавлением меток и ссылку на загруженный файл. Больше ничего.

Начнем с реализации серверной части (подобие API сайта). Откройте любой текстовый редактор (блокнот) и в нем пропишите следующий код:

"; } else { echo "Заголовок: Отсутствует"."
"; } //Проверяем в поступивших данных наличие данных поля "content" if (!empty($_POST["content"])){ echo "Содержимое: ".$_POST["content"]."
"; } else { echo "Содержимое: Отсутствует"."
"; } //Проверяем в поступивших данных наличие прикрепленного файла "file" if (!empty($_FILES["file"])) { $finfo = pathinfo($_FILES["file"]["name"]); //получаем инфо о файле (имя, расширение и т.д.) //Проверяем тип файла в списке допустимых типов(ИМПРОВИЗАЦИЯ:)) if (stripos("jpgpnggif",$finfo["extension"])==0){ echo ">>>>>>>Недопустимый тип файла<<<<<<<<"; exit; //Если не допустим тип, полностью останавливаем скрипт } $fname = "files/" . "testimgfile." . $finfo["extension"]; //формируем путь и новое имя файла move_uploaded_file($_FILES["file"]["tmp_name"],$fname);//сохраняем временный файл "tmp_name" в файл $fname echo "http://".$_SERVER["HTTP_HOST"]."/".$fname; //возвращаем полный путь к файлу } ?>

Обратите внимание ! При сохранении (через блокнот) необходимо указать кодировку «UTF-8», иначе будут проблемы с отображением кириллицы!

Скрипт постарался снабдить подробными комментариями. Скопируйте этот скрипт на свой Web-сервер, если такового нет, для теста можете воспользоваться моим скриптом, расположен он по адресу: http://api..php

В макете используются следующие компоненты: Label, Button(2шт.), Edit(2шт.), Memo(2шт.), CheckBox, OpenDialog, IdHTTP. Задайте следующим компонентам имена (свойство “Name ”):

  1. Edit(заголовок) – Name= title;
  2. Edit(путь к файлу) Name = imgfile;
  3. Memo(Содержание) Name = content;
  4. Memo(Результат) – Name = response;
  5. Button(…) – Name = chkfile ;
  6. Button(POST) – Name = PostBut ;
  7. OpenDialog(Диалог выбора файла) – Name = PictDialog ;

IdHTTP1 и CheckBox1 оставим не меняя (надоело! :)))).

Чтобы случайно не «подредактировать » путь в Edit(imgfile ), выставим ему свойство ReadOnly в True. Так же, у imgfile и chkfile свойство Enabled выставьте в false. Активировать их будем с помощью CheckBox т.е. предоставим возможность выбора – загружать изображение или нет.

Для OpenDialog(PictDialog ) необходимо задать фильтр (свойство Filter) следующим образом:

Собственно визуальная подготовка окончена! Приступаем к кодированию!

В проекте мы будем формировать поток данных с помощью типа идущего в комплекте с Indy – TidMultiPartFormDataStream. Хотя и попадались варианты реализации на TStream, но работать с TidMultiPartFormDataStream – проще!

Чтобы этот тип стал доступен нашему проекту, необходимо в Uses добавить следующую библиотеку: IdMultipartFormData .

Для CheckBox1 создайте событие OnClick (двойным нажатием мыши по объекту) и пропишите в это событие следующий код:

Procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject); begin //делаем активными или неактивными элемнты пути файла и кнопки диалога imgfile.Enabled:=CheckBox1.Checked; chkfile.Enabled:=CheckBox1.Checked; end;

Здесь мы активируем объекты imgfile и chkfile в зависимости от наличия галочки (если галочка стоит, то объекты становятся активными).

Теперь организуем выбор изображения. Для этого создайте событие OnClick на кнопке chkfile (так же двойным кликом по объекту) и пропишите следующее:

Procedure TForm1.chkfileClick(Sender: TObject); begin //открываем диалог и вносим полный путь к файлу в imgfile(TEdit) if PictDialog.Execute then imgfile.Text:= PictDialog.FileName; end;

Это событие вызовет диалог выбора изображения и если пользователь нажмет «Открыть », то путь на этот файл будет добавлен в imgfile .

И вот мы подошли к финальной кнопке “POST”. Создайте событие OnClick для данной кнопки и добавьте следующий код:

Procedure TForm1.PostButClick(Sender: TObject); var dataPost:TIdMultiPartFormDataStream; begin dataPost:=TIdMultiPartFormDataStream.Create; dataPost.AddFormField("title",title.Text,"utf-8").ContentTransfer:= "8bit"; dataPost.AddFormField("content",content.Text,"utf-8").ContentTransfer:= "8bit"; if CheckBox1.Checked and (trim(imgfile.Text)="") then //проверка выбран файл или нет begin ShowMessage("Необходимо выбрать графический файл!"); exit; end; if CheckBox1.Checked then dataPost.AddFile("file",imgfile.Text,""); //добавляем поле с файлом response.Text:= StringReplace(idHTTP1.Post("http://api..php",dataPost),"
",#13#10,); datapost.Free; end;

Итак, по порядку (хотя и есть комментарии):

Datapost – объект типа TIdMultiPartFormDataStream . Позволяет формировать структуру POST запроса состоящую из полей разного типа.

dataPost . AddFormField (" title ", title . Text ," utf -8 "). ContentTransfer := " 8 bit "; – добавляет в DataPost поле с именем «title», значение из «title.Text», устанавливает кодировку передаваемых данных «utf-8»(параметр не обязательный, но без его явного указания кириллица передается знаками вопроса «?») и очень важный метод «ContentTransfer». Без этого метода на сервер улетают данные «абракадаброй ». Обратите внимание, имя поля(«title») на передающей стороне, должно соответствовать имени прописанному в скрипте: $_POST["title"].

Аналогично передаются данные в поле «content».

dataPost . AddFile (" file ", imgfile . Text ,"") – этой строкой мы формируем поток с данными из файла.

Все, данные сформированы, осталось их передать скрипту на сервере и получить ответ:

response.Text:= StringReplace(idHTTP1.Post("http://api..php",dataPost),"
",#13#10,);

т.к. TMemo не понимает тэг переноса строки «
», мы воспользуемся функцией « » для его замены на понятные символы переноса строки «#13#10».

По завершению всего очищаем память от объекта DataPost строкой:

datapost.Free;

Хотя в нашем примере это произойдет автоматически по окончании процедуры, но все ж…

Собственно результат работы программы на экране:

Таким образом, мы можем отправить на сервер сколь угодно данных, файлов, обработать эти данные на сервере и сообщить приложению ответом, результат выполнения скрипта. Это может быть даже просто 0 или 1, что станет сигналом к дальнейшей реакции приложения.

Все. Всем удачи. Надеюсь, информация была полезной, и Вы найдете ей применение.

Готовый пример и скрипт Вы можете скачать .

Полный код модуля:

Unit PostUnit; interface uses Winapi.Windows, Winapi.Messages, System.SysUtils, System.Variants, System.Classes, Vcl.Graphics, Vcl.Controls, Vcl.Forms, Vcl.Dialogs, Vcl.StdCtrls, IdBaseComponent, IdComponent, IdTCPConnection, IdTCPClient, IdHTTP, IdMultipartFormData, Vcl.ExtDlgs; type TForm1 = class(TForm) IdHTTP1: TIdHTTP; title: TEdit; content: TMemo; PostBut: TButton; response: TMemo; Label1: TLabel; Label2: TLabel; Label3: TLabel; imgfile: TEdit; chkfile: TButton; Label4: TLabel; CheckBox1: TCheckBox; PictDialog: TOpenDialog; procedure PostButClick(Sender: TObject); procedure chkfileClick(Sender: TObject); procedure CheckBox1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation {$R *.dfm} procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject); begin //делаем активными или неактивными элемнты пути файла и кнопки диалога imgfile.Enabled:=CheckBox1.Checked; chkfile.Enabled:=CheckBox1.Checked; end; procedure TForm1.chkfileClick(Sender: TObject); begin //открываем диалог и вносим полный путь к файлу в imgfile(TEdit) if PictDialog.Execute then imgfile.Text:= PictDialog.FileName; end; procedure TForm1.PostButClick(Sender: TObject); var dataPost:TIdMultiPartFormDataStream; begin dataPost:=TIdMultiPartFormDataStream.Create; dataPost.AddFormField("title",title.Text,"utf-8").ContentTransfer:= "8bit"; dataPost.AddFormField("content",content.Text,"utf-8").ContentTransfer:= "8bit"; if CheckBox1.Checked and (trim(imgfile.Text)="") then //проверка выбран файл или нет begin ShowMessage("Необходимо выбрать графический файл!"); exit; end; if CheckBox1.Checked then dataPost.AddFile("file",imgfile.Text,""); //добавляем поле с файлом response.Text:= StringReplace(idHTTP1.Post("http://api..php",dataPost),"
",#13#10,); datapost.Free; end; end.

Серж Досюков (Serge Dosyukov) Майк Фэм (Mike Pham)

В статье рассказывается о том, как создать автономную Web-службу, используя комплект Indy и Delphi 7 и как использовать комплект Indy для осуществления поддержки в Delphi 7 Web-служб на основе протокола SOAP. За дополнительной информацией о создании Web-служб рекомендуем обратиться к великолепной статье Ника Ходжеса (Nick Hodges) на сайте сообщества Borland: "Шекспир в сети" .

Рано или поздно может возникнуть необходимость создания сервера, который являлся бы автономным HTTP-сервером и осуществлял поддержку Web-служб. Например, может понадобиться создать сервер приложений на основе протокола SOAP для n-уровневого приложения, созданного с помощью Delphi.

Введение

Интерактивная справка Delphi предоставляет великолепную последовательную инструкцию о том, как создать Web-службу, MIDAS-сервер (COM, DCOM-модель), но в ней практически отсутствует информация о создании автономного n-уровневого MIDAS-приложения на основе протокола SOAP.

Ранее была опубликована Дэйва Нотажа (Dave Nottage). В этой статье была описана идея о том, как создать в Delphi 6 Web-службу с поддержкой SOAP и возможностью публикации SOAP-интерфейсов модуля Datamodule, то есть эта статья позволяла научиться создавать собственные n-уровневые MIDAS-системы.

Выпущенные компанией Borland Delphi 7 и новый комплект Indy обладают встроенной поддержкой такой функциональности.

Однако, несмотря на встроенную поддержку, документальное описание этой возможности отсутствует.

Недавние сообщения в сетевой конференции Borland и поиск в сети с помощью сервера Google, позволили авторам разработать способ преобразования существующего кода из Delphi 6 в Delphi 7. Но - всему свое время.

Основная идея

Данная статья является первой частью цикла из трех статей. В ней описываются основные положения. Вторая и третья части будут посвящены некоторым проблемам и способам их решения. Приступим к описанию основной идеи.

  • быть автономным HTTP-сервером;
  • использовать Indy в качестве платформы;
  • поддерживать публикацию по протоколу SOAP;
  • быть способным к публикации SOAP-модулей DataModules, что позволило бы создать собственный n-уровневый сервер на основе SOAP/HTML.

HTTP-сервер и SOAP

Многие знают Indy и использовали компоненты THTTPServer раньше. Несложно поместить этот компонент на форму приложения, но как заставить его поддерживать SOAP? В каталоге "C:Program FilesBorlandDelphi7SourceIndy" можно найти файл IdHTTPWebBrokerBridge.pas. Это как раз то, что нужно.

Этот файл не является частью исполняемого модуля Indy, поэтому нужно включить его в текущий проект в качестве стандартного проектного файла. (Для компиляции проекта также понадобится файл IdCompilerDefines.inc.) Данные файлы необходимо скопировать в каталог текущего проекта. Для увеличения скорости может потребоваться изменения кода, так что эти файлы лучше хранить отдельно от дистрибутива Indy.

Далее описывается реализация замещения компонента из THTTPServer, расширенного для поддержки пакетов SOAP и называющегося TIdHTTPWebBrokerBridge. Эта конструкция является классом, наследуемым от TCustomHTTPServer и поддерживающим базовую привязку запросов.

Так как этот класс недоступен из палитры, необходимо будет определить его как регулярный объект при выполнении программного кода.

Этот объект можно использовать точно таким же образом, как и обычный THTTPServer, за исключением тех дополнительных свойств, которые обеспечивают работу с SOAP.
Однако, сначала рассмотрим подготовку необходимого кода.

WebBroker и Indy

Тем, кому раньше приходилось создавать Web-службы, известно, что для этого используется WebBroker . Delphi 7, также как и Delphi 6, использует архитектуру WebBroker для поддержки SOAP.

Поэтому нужно создать модуль TWebModule и поместить в него следующие три компонента: THTTPSoapDispatcher, THTTPSoapPascalInvoker и TWSDLHTMLPublish. Все они доступны из вкладки WebServices палитры компонентов. После связывания SOAPDispatcher с SOAPPascalInvoker форма приложения готова. В качестве конечного результата должно получится нечто вроде того, что изображено на следующем рисунке:

(модуль uWebModule.pas)

Лучше все оставить как есть, так как нет необходимости изменять или исполнять какой-либо собственный код для данной формы.

WebModule и Indy

Перейдем к другой части кода, необходимой для реализации HTTP-сервера.

Как можно заметить TIdHTTPWebBrokerBridge обладает методом RegisterWebModuleClass, который позволяет зарегистрировать собственный модуль WebModule и сделать его доступным для сервера.

Таким образом, после создания серверного объекта fServer, нужно просто вызвать класс fServer.RegisterWebModuleClass (TwmSOAPIndy).

Примечание. При обычной реализации TIdHTTPWebBrokerBridge объект TwmSOAPIndy будет создаваться каждый раз когда приходит запрос. Очевидно, что в этом нет необходимости. Поэтому класс можно модифицировать так, чтобы обеспечить перманентное создание данного объекта в течении времени пока существует объект Server. За дополнительной информацией рекомендуется обратиться к документации о реализации классов.

Готов ли сервер?