Интерфакс-религия. "интерфакс-религия": в

- Валентина Вячеславовна, расскажите, как возникла идея создания религиозного портала под эгидой информационного агентства «Интерфакс»?

Подобная идея давно витала в воздухе, просто многие не верили, что ее можно воплотить в жизнь. Долгое время было принято считать, что религиозные новости - это довольно узкая и малоинтересная широкому читателю сфера, которой отводилось место на периферии общеполитических или культурных новостей. Конечно, ведущие информационные агентства, газеты и журналы привлекали журналистов, специализирующихся на этой теме, однако, за исключением удачной инициативы «Независимой газеты», не предпринимали попыток выделить ее в самостоятельное направление.

Между тем, по данным опросов, религиозное мировоззрение присуще большинству россиян, это вовсе не удел маргинальной группы «мракобесов», мнением которых можно безболезненно пренебречь. Граждане России желают получать о религии объективную и оперативную информацию, и это желание должно быть удовлетворено. Агентство «Интерфакс» осознало это в полной мере и приняло решение о запуске специального портала «Интерфакс-Религия».

Первые месяцы работы портала «Интерфакс-Религия» показали, что самые оптимистические прогнозы сбылись. Сейчас его счетчик регистрирует до 50 тысяч запросов и до 10 тысяч посетителей в день при среднем количестве обновлений в 35 материалов, что, как нам кажется, весьма неплохой показатель даже для общеполитического новостного ресурса. Стало заметно, что печатные СМИ, основываясь на наших новостях, стали писать больше позитивных статей о религии. Портал «Интерфакс-Религия» -первое подразделение «Интерфакса», предоставляющее полностью открытый доступ как к новостям в реальном времени, так и к их архиву за последние 15 лет.

К моменту запуска портала «Интерфакс-Религия» в Рунете уже существовало несколько информационно-аналитических сайтов, специализирующихся на религиозной тематике. В чем принципиальные отличия вашего портала?

- «Интерфакс-Религия», будучи подразделением крупнейшего российского информационного агентства, по определению задает более высокую планку работы. Его суммарная аудитория (с учетом подписчиков основной ленты «Интерфакса») ежедневно составляет до 30 тысяч человек, из которых две трети принадлежат к политической, деловой, культурной и медийной элите СНГ и многих стран дальнего зарубежья.

Таким образом, аудитория нашего ресурса значительно превышает суммарную аудиторию всех аналогичных сайтов, самый крупный из которых посещает не более полутора тысяч человек в день. При этом вся целевая группа потребителей религиозных новостей в Рунете может быть оценена в 5-10 тысяч человек, так что большая часть наших читателей составляет принципиально новый контингент, который только открывает для себя эту интересную информационную сферу. Именно поэтому мы стараемся облекать наши новости в форму, максимально доступную для неспециалиста, разъясняем многие термины и понятия. Большая доля первичных новостей и собственных переводов с английского позволяет нам работать в самом оперативном режиме. Не стоит забывать и о том, что портал «Религия» может использовать всю обширную корреспондентскую сеть «Интерфакса» и привлекать дополнительных стрингеров.

Работа уже существовавших агентств и порталов религиозной тематики - «Благовест-инфо», «Православие.ру», «Джевиш.ру» и некоторых других, конечно, заслуживает самой высокой оценки, однако полностью охватывает только целевую группу. Если «Интерфаксу» удастся расширить эту группу, то религиозные информационно-аналитическиересурсы от этого только выиграют. Вообще, мы склонны считать их своими партнерами, а не конкурентами.

Каковы особенности информационной политики вашего портала?

Мы стараемся следовать общим установкам агентства «Интерфакс», которые требуют выпускать максимально нейтральные по своей окраске новости. При этом доля новостей о той или иной религиозной традиции или религиозной организации должна быть пропорциональна количеству ее членов и влиянию в обществе. Это необходимо для того, чтобы информационная «гиперактивность» новых религиозных движений, которая наблюдается сейчас, не создавала искаженного впечатления о религиозной жизни в России. К примеру, если религиозная группа получила широкую известность только благодаря скандальным наклонностям своего «митрополита», то и заслуживает она не более одной новости в полгода.

Мы стараемся не перенасыщать наш сайт материалами негативного характера и не допускать трансляции через него откровенно клеветнических заявлений. Я вообще полагаю, что серьезные веб-порталы не должны становиться свалкой компромата, в которой зачастую трудно разобраться даже специалисту.

К сотрудничеству с нашим порталом приглашаются все религиозные организации, действующие в соответствии с российским законодательством и не предлагающие заведомо ложных материалов.

Хотела бы также обратить особое внимание на программную оболочку нашего портала, максимально адаптированную для нужд пользователя такого рода ресурсов. Главной ее функцией является настройка ленты, которая позволяет быстро выбирать материалы по их типу, теме и географическому ареалу. В мониторинге печатных, электронных и сетевых СМИ можно найти самую полную подборку публикаций и вышедших в эфир материалов, а уже упоминавшийся архив содержит до 20 тысяч сообщений, которые могут быть полезны исследователям новейшей религиозной истории России.

Каковы перспективы развития портала «Интерфакс-Религия»?

В первую очередь мы бы хотели участить обновление рубрик «Аналитика» и «Справочные материалы», материалы которых помогают лучше понять смысл новостей и определить их место в общем контексте. Планируется также увеличить количество всех новостей за день и довести его до 50, что видится нам оптимальной на данный момент цифрой. Конечно, если выставлять все поступающие к нам материалы, то можно легко достичь 200 обновлений за день, однако в таком потоке информации важные новости неизбежно смешаются с второстепенными и выпадут из поля зрения.

В мониторинге печатных СМИ предполагается увеличить количество перепечаток из религиозных газет и журналов. Я знаю, что во многих епархиальных газетах Русской Православной Церкви часто появляются статьи, которые достойны самого широкого обсуждения, и наш портал готов их публиковать.

Сейчас мы изучаем востребованность наших новостей зарубежным читателем и, возможно, в будущем сделаем англоязычную версию портала «Интерфакс-Религия». Думаю, что пришло время рассказать нашим зарубежным коллегам, что в религиозной жизни России и других стран Содружества происходит немало позитивного и что она не ограничивается только притеснением иеговистов и ваххабитов.

Беседовал Артем Погосов

Валентина Дудкина закончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1997 года работала в информационном агентстве «Интерфакс», где освещала новости религиозной и политической жизни России.В конце 2004 года Валентина Дудкина была назначена главным редактором интернет-портала «Интерфакс-

Религия» (www.interfax-religion.ru).

В июле 2007 года Росрегистрация впервые обнародовала список запрещенной экстремистской литературы, который пополняется и периодически публикуется в СМИ. Большая доля материалов в нем является исламской литературой. Некоторое время назад разгорелась дискуссия по вопросу о том, насколько обоснованным является включение в "черный список" той или иной книги. Многие высказываются в пользу создания специального экспертного совета по оценке наличия в литературе экстремизма, куда вошли бы как светские, так и религиозные деятели.

Почему необходимо изменить ситуацию в этой сфере? Являются ли обоснованными заявления отдельных представителей исламской уммы о притеснении мусульман в России? В каком состоянии находится сегодня исламоведение в стране и какие изменения претерпевает эта наука в последнее время? Как складывается ситуация в сфере исламских СМИ? Своим мнением по этим вопросам в интервью "Интерфакс-Религия" поделился руководитель Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Виталий Наумкин.

– Виталий Вячеславович, как Вы относитесь к полемике вокруг Федерального списка экстремистских материалов, разделяете ли беспокойство мусульманских лидеров по поводу неправомерности критериев включения в него исламской литературы?

– Это очень тонкая сфера. Любой запрет - палка о двух концах, которая может ударить и того, кто ею размахивает, особенно если неумело. Кстати, это может создать рекламу как раз тем трудам, которые запрещают, подогреть к ним дополнительный интерес. Мы помним, как читали литературу так называемого "Самиздата" в Советском Союзе.

Та литература, которая призывает к убийствам, насилию, межнациональной розни, однозначно должна искореняться. Конечно же, мы не должны издавать книги бен Ладена или Гитлера. Но против идей бороться весьма трудно. Здесь нужен очень взвешенный и грамотный подход. Я не хочу лишний раз обвинять региональных чиновников, но случай в Пензенской области с запретом книги аятоллы Хомейни показателен. Служащие просто выполняли свою инструкцию, руководствуясь оценками экспертов, сделанными на основании каких-то старых директив. Но ведь Россия стремится развивать отношения с Ираном, и при этом в ней запрещаются труды основателя современного иранского государства! Ни в одной стране, даже в Соединенных Штатах, которые не признают нынешний режим в Иране и не имеют дипломатических отношений с этой страной, нет запрета на эту книгу!

Я считаю, что неадекватным был и запрет книг Саида Нурси. Сами по себе эти книги не содержат какого-либо экстремизма, призывов к чему-то плохому, противозаконному. Совершенно другой вопрос - должно ли государство разрешать деятельность каких-то групп, объединений сторонников Нурси. Здесь есть о чем подумать. Но, повторю, запрещать сами труды было, по моему мнению, ошибочно.

Отсюда возникает вопрос: кто выносит запрет? На мой взгляд, вынесение запрета на распространение той или иной литературы не должно находиться в компетенции районных органов власти, судов, которые принимают решение на основе рекомендаций недостаточно квалифицированных экспертов. Это могло бы находиться в компетенции специального органа, в который должны войти ученые, религиозные и общественные деятели, чиновники. Они должны на основе тщательного анализа вынести заключение в отношении того или иного издания, который бы учитывался при принятии окончательного решения. Ситуация, сложившаяся сегодня в этой сфере, к сожалению, может нанести ущерб межрелигиозным отношениям.

– Как Вы оцениваете заявления некоторых исламских деятелей, в частности, муфтия Нафигуллы Аширова и Гейдара Джемаля и их сторонников, которые считают, что российское государство притесняет мусульман, и периодически выставляют власти ультиматумы?

– Я сожалею, что такой авторитетный деятель, как Нафигулла Аширов, так думает. А ультиматумы наносят ущерб самим же мусульманам. Россия – многонациональное и поликонфессиональное государство. Все, кто делают эти заявления, должны понимать, что в ней преобладает русское православное население, и государство обязано обеспечивать интересы этого большинства. Конечно, в равной степени, как и мусульманского меньшинства, коренного населения России. Но как раз сейчас можно приехать в любой субъект Российской Федерации и увидеть мечети, массу верующих, которые имеют возможность отправиться в хадж. Российская исламоведческая наука переживает период расцвета, открываются исламские учебные заведения, развиваются исламские СМИ, государство выделяет финансирование, поддерживаются мусульманские общины верующих. А мы не понаслышке знаем, каким бывает ущемление верующих.

Говоря о якобы существующих притеснениях мусульман, можно нанести ущерб и межрелигиозному диалогу в нашей стране. Это не отвечает интересам самих же мусульман. Поэтому в высказываниях на эту тему необходимо осознавать свою ответственность. При этом лидеры мусульманской уммы, естественно, правы, когда решительно выступают против отдельных фактов исламофобии, в защиту прав любого члена общины.

– В каком состоянии находится сегодня отечественное исламоведение?

– Российское востоковедение и исламоведение имеют славные традиции и значительный интеллектуальный потенциал. Именно отечественное исламоведение всегда традиционно отличалось от зарубежного тем, что в нем никогда не было характерного для западных исследований однобокого, европоцентристского подхода при освещении вопросов, связанных с исламом. При этом оно было органичной частью нашего многонационального и поликонфессионального общества. Сильными сторонами наших ученых всегда была и работа с первоисточниками, мощная языковая подготовка.

Эти традиции не умерли даже во времена государственного атеизма, засилья коммунистической идеологии. Востоковедение и исламоведение сумели сохранить свой потенциал и выжить, несмотря на репрессии, обвинения в "недостаточном марксизме" целой плеяды ученых (как это было сделано, к примеру, с Крачковским).

Что касается ситуации в постсоветской России, то в результате реформ в отечественном исламоведении тоже произошли изменения. Люди получили возможность ездить по миру, нет больше государственной идеологии атеизма, увеличилось количество вузов, где стали преподаваться соответствующие дисциплины. С другой стороны, 1990-е годы стали периодом определенного упадка исламоведения, издательской деятельности.

Но в целом традиции удалось сохранить. И сейчас мы наблюдаем расцвет отечественной науки, в частности, исламоведения и востоковедения. Во многом этому способствует деятельность Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, который оказывает изучению исламской культуры значительную помощь. Можно только пожалеть, что такие шаги, направленные на поддержку исламской культуры и изучения ислама, были осуществлены государством лишь недавно. Поэтому сейчас необходимо развивать книгоиздательскую деятельность, стимулировать исследования в этой области. В целом же можно сказать, что сейчас российское исламоведение переживает расцвет. Наши исследователи работают с первоисточниками на арабском, турецком, персидском языках, то есть развивается и языковая школа.

Есть еще вот какой нюанс. Нынешнее исламоведение становится более "мусульманским" - в нем появляется все больше и больше представителей российской мусульманской уммы. Я хотел бы отметить, что сейчас существует востребованность как в "светском", так и в "религиозном" исламоведении. Квалифицированные исследователи-немусульмане имеют возможность донести объективную информацию об исламе до представителей других религий в нашей стране, в то время как мусульманские авторы, богословы могут качественно освещать актуальные вопросы теории и практики для последователей ислама. Сочетание этих двух направлений, наметившееся в последние годы, - нормальный процесс и еще одна сильная сторона российского исламоведения.

– Как бы Вы оценили качество современных исламских СМИ России, в первую очередь интернет-изданий?

На мой взгляд, современные исламские интернет-ресурсы отображают плюрализм мнений, которые существуют в российской мусульманской среде. Ведь если, к примеру, тот же Гейдар Джемаль имеет возможность свободно высказывать свои мысли через Интернет - не это ли лучшее доказательство того, что с правами мусульман в нашей стране не все так плохо! Поэтому авторам таких сайтов надо понимать, что следует избегать крайностей, всего того, что не будет способствовать улучшению межрелигиозных отношений в России.

В целом же работа в исламском информационном пространстве нуждается в стимулировании, в том числе в научном плане. Отмечу, что вопрос стоит даже шире: необходимо более качественное освещение тем, связанных с исламом. Именно поэтому необходимы новые переводы Священного Корана, хорошая религиозная и исследовательская литература. Крайне актуальна большая исламская энциклопедия, которая будет востребована не только самими мусульманами, но и всем российским обществом. Необходима и активизация работы по пропаганде толерантной, умеренной интерпретации вероучения, которая составляет сердцевину богатейшего культурно-религиозного наследия российской уммы.

Портал «Интерфакс-Религия» и Московский государственный лингвистический университет совместно запускают первую интерактивную карту всех религиозных общин России.

«Это уникальная карта не только для России, но и для мира в целом - она содержит сведения о 25 тысячах действующих в нашей стране религиозных организациях, их точном названии и местоположении», - рассказал автор карты, доцент МГЛУ Роман Силантьев во вторник на презентации проекта в центральном офисе «Интерфакса» в Москве.

По его словам, на данный момент карта в открытом доступе содержит данные только о традиционных религиях России, то есть о православных общинах, мусульманах, иудеях и буддистах. В целом же карта содержит 12 категорий данных о религиозных организациях, которые будут открываться по мере дальнейшей разработки карты, отметил Р. Силантьев.

Карта будет еженедельно обновляться, причем хронология обновлений будет отображаться в специальном разделе. Р.Силантьев отметил, что уточняющие данные о своих религиозных общинах разработчикам карты смогут присылать и сами прихожане, эксперты из регионов. В будущем планируется сопровождение базы данных карты более чем пятью тысячами фотографий.

Доступ к карте возможен только через главную страницу портала «Интерфакс-Религия». Для ее использования необходимы последние версии интернет-браузеров, в частности, Internet Explorer 7-й или 8-й версии.

Как сообщил в ходе пресс-конференции эксперт-картограф, коммерческий директор проекта HitRoad Евгений Филатов, интерфейс карты позволяет «производить любые сортировки» религиозных организаций по нескольким типам, к примеру, карту только православных монастырей или только мусульманских учебных заведений. Таким образом, интерактивная карта позволяет построить оптимальный автомобильный маршрут до любого из храмов. «Любой зашедший сможет понять, где он находится, и выстроить себе маршрут паломничества», - сказал Е. Филатов.

В перспективе возможна интеграция карты в персональные навигационные устройства.

Советник спикера Совета Федерации Рахамим Эмануилов, президент фонда «Взаимодействие цивилизаций», при поддержке которого была создана интерактивная карта, отметил важность осуществления подобных проектов, способствующих расширению знаний о религиозных общинах России. По его словам, фонд намерен и в дальнейшем содействовать «развитию научно-исследовательских программ в религиозной сфере».

Интерактивная карта всех религиозных общин России получила поддержку министерства юстиции России и . Особую благодарность разработчики выразили Минюсту России, оказавшему значительное содействие при подготовке карты.

По словам Р. Силантьева, карта посвящена памяти выдающегося русского ученого, основателя конфессиональной картографии академика Павла Пучкова.

Кирилл :

С удовольствием вспоминаю, как в 2004 году нашими совместными усилиями при поддержке Межрелигиозного совета России был создан портал «Интерфакс-Религия», который стал одним из крупнейших информационных ресурсов, посвящённых новостям и аналитике в религиозной сфере. За это время он стал надёжным ориентиром для тех, кто ищет правдивые сведения о событиях в жизни Русской православной церкви и других традиционных общин.

«Интерфакс-Религия» - надёжный источник фактов и объективных комментариев.

Не могу не отметить прекрасную работу новостной службы «Интерфакс-Религии», ставшей за годы своего существования одним из самых авторитетных в мире источников информации о жизни верующих людей в России, в том числе о нашей общине. Ваша работа очень нужна людям в России и за её пределами. Вы выполняете свой журналистский долг на самом высоком профессиональном уровне.

Ваше просветительское служение позволяет миллионам людей быть в курсе событий. От имени многопредставительной паствы ЦДУМ России поздравляем ИА «Интерфакс» с 25-летним юбилеем и «Интерфакс-Религия» с 10-летием профессиональной деятельности, а также искренне благодарим за своевременное освещение новостей, в частности, работы ЦДУМ России.

Критические

На сайте «Интерфакс-Религия» предвзятое отношение к исламу и недостоверная информация во многих случаях. Нередко случалось, что изложенная информация на этом сайте не соответствовала действительности на 100 процентов. О каком освещении событий в мусульманской общине они говорят? Нет этого. Когда к делу приступают неспециалисты, а тем более в средствах массовой информации, получается однобокая либо недостоверная информация. Я полагаю, что это непрофессионализм, люди некомпетентны во многих вопросах религии, особенно в том, что касается ислама.

Я не склонен преувеличивать масштабы исламофобии , но то, что этот сайт перенасыщен негативной информацией об определённого рода исламских движениях, дрязгах и т. д., безусловно, создаёт негативный образ мусульманской общины. Чтобы положить этому конец, необходимо создать мощную информационную завесу, больше публиковать позитивных материалов .

- (Interfax), независимое информационное агентство в Москве. Основано в 1989. Распространяет политическую, экономическую и другую информацию для использования редакциями российских и иностранных средств массовой информации, государственными,… … Энциклопедический словарь

Интерфакс - Интерф акс, а … Русский орфографический словарь

Интерфакс - (2 м) … Орфографический словарь русского языка

- (Центр экономического анализа) аналитический центр, входящий в состав группы «Интерфакс» (Interfax Information Services Group). Генеральный директор Михаил Юрьевич Матовников. Сфера деятельности: подготовка макроэкономических… … Википедия

Независимое информационное агентство в Москве. Основано в 1989. Распространяет политическую, экономическую и другую информацию для использования редакциями российских и иностранных средств массовой информации, государственными, экономическими и… … Большой Энциклопедический словарь

Международная информационная группа «Интерфакс» (англ. Interfax Information Services Group) была создана в 1989 году и стала первым негосударственным информационным агентством в СССР. Сегодня «Интерфакс» является одним из трех крупнейших… … Википедия

Информационное агентство «Интерфакс Запад» Сайт http://www.interfax.by Информационное агентство «Интерфакс Запад» компания в структуре международной информационной группы Interfax Information Services, работает на белорусском информационном … Википедия

Информационное агентство «Интерфакс Украина» медиакомпания в структуре международной информационной группы Interfax Information Services работает на рынке политической и экономической информации Украины с 1992 года. По каналам… … Википедия

Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «Interfax.by Карты». Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{к объединению}} и добавьте… … Википедия

Книги

  • FOREXот первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов , Борис Шилов. Авторы книги являются руководителями Альпари – крупнейшего форекс-брокера России в 2011 году по версии ЦЭА «Интерфакс». Бренд Альпари, основанный в 1998 году, входит вТОП-3 рейтинга… электронная книга
  • Скрипты продаж. Готовые сценарии холодных звонков и личных встреч , Ткаченко Дмитрий Владиславович. Цитата `Скрипты продаж представляют собой `законсервированный` опыт лучших продавцов`. Дмитрий Ткаченко О чем книга Быстрота реакции - это то, что определяет успехпродаж и переговоров. При…