На что влияет dia. О центральном отверстии диска

Многим автовладельцам знакомо чувство досады, когда увиденные на витрине и очень понравившиеся диски на машину не подходят. А ещё обиднее, когда все их параметры такие, как нужно, кроме одного, и чаще всего в такой ситуации оказывается неподходящим диаметр ступичного отверстия. Всегда ли можно нивелировать этот вопрос, и что делать, если DIA оказался не по размеру?

1. Каким должно быть центральное отверстие

Прежде чем искать пути обхода, позволяющие посадить неродной диск на ступицу своего автомобиля, уточним, что именно означает аббревиатура DIA. Это сокращение от слова «Hub Diameter», что дословно переводится как «посадочный диаметр». Так называется размер центрального отверстия в диске, соответствующий по диаметру посадочному пояску на ступице.

Перед тем, как подобрать диски на автомобиль, сопоставьте DIA с размером ступицы

2. Если ЦО больше, чем надо

Увеличение центрального отверстия на дисках вполне допустимо, но с одним условием – если вы нашли адаптер нужного размера. Что это такое? Это вкладыш – центровочное кольцо из металла или пластика, внешний диаметр которого соответствует отверстию на диске, а внутренний ступичному диаметру. Поэтому на кольцах всегда указывается два размера, что мы и видим на фото.


Иногда разница между этими окружностями составляет всего 1 мм, и у владельца машины возникает желание одеть эти диски и ездить так. Чем это чревато?
При неплотном прилегании диска к ступице, колесо вынужденно центрируется крепёжными элементами – болтами или шпильками. Им приходится принимать на себя все ударные нагрузки, в результате чего они деформируются или попросту ломаются.
При неравномерном креплении колеса диск смещается со своей оси, появляется радиальное биение, устранить которое на балансировочном станке невозможно. При этом на определённой скорости может бить руль, возникает неприятная вибрация кузова, что может способствовать самопроизвольному откручиванию колёс.
Но даже если этого не случилось, то машине обеспечен ускоренный износ рулевой рейки, амортизаторов, шаровых опор и всех резинок на подвеске. И это не говоря уже о преждевременном и неравномерном истирании протектора на шинах, которые и так являются довольно дорогостоящим удовольствием для каждого водителя.


Чтобы избежать такого внушительного количества проблем, стоит поискать или диски с правильным ступичным отверстием, или адаптеры, цена которым максимум 150 руб. за штуку (если алюминиевые) и 50 руб., если пластиковые. Тем более что нормальные магазины, торгующие дисками, чаще всего имеют в продаже и ассортимент центровочных колец.
Кроме того, многие производители целенаправленно выпускают универсальные диски, с двойной сверловкой, которые можно ставить на разные автомобили. При этом центральное отверстие имеет больший из возможных диаметров, а переход на меньший предусматривается именно за счёт ступичных адаптеров.

Примечание: В основном такие варианты предлагаются для легковых машин, с размером ступицы, не превышающей 73 мм. Такого не бывает, чтобы можно было снять диски с большого джипа и одеть их на маленький седан.

3. Если отверстие на диске меньше ступицы

Глупо, конечно, покупать для автомобиля заведомо неподходящие колёса. Зачем протачивать диски, если без проблем можно найти родной размер? Но иногда приходится.

Ситуации ведь бывают разные. Например, модель машины довольно редкая, и диски с нужными параметрами просто не найти в магазинах. Или допустим, человек не может позволить себе купить новый комплект, а на рынке есть подходящий вариант, но только немного не помещается на ступицу вашей машины.

На заметку: Чтобы определить точную разницу, нужно воспользоваться штангенциркулем, и замерить диаметр ступицы и диаметр отверстия на диске, как показано на фото.


Перед тем, как выбрать бу диски, замерьте ступичное отверстие

4. Самостоятельная расточка стальных дисков

В таком случае, автовладельцы часто обращаются к токарям с просьбой о расточке, или ищут ответ на вопрос: как самому проточить ЦО литого диска. Конечно, это работа не для гаража, потому что необходимо снять слой металла, и сделать это надо точно. Снимете лишнее – испортите диски.

Максимум, что можно сделать в домашних условиях – это убрать 1-2 мм, если диски железные. Для этого можно использовать дрель с лепестковым кругом, подогнанным по диаметру к отверстию диска.




Но это штамповка. А можно ли проточить литые диски изнутри? На этот вопрос ответим далее.

5. Проточка литого диска

Вообще, делать это нежелательно, так как прочность диска в точке его крепления к ступице при механическом воздействии ослабевает. Он может при движении попросту треснуть. Если и точить, то совсем немного, и делать это лучше в нормально оборудованной мастерской.

При этом диск укладывается на стол координатно-расточного станка. В его пазах имеются шпильки и надета ступица, чтобы можно было качественно зафиксировать диск.


Для грубой центровки устанавливается конус, который опускается в ЦО диска, после чего на шпильки наворачиваются гайки.


Затем конус снимают и ставят на его место микрометр, с помощью которого определяется более точное положение диска на столе. То есть, осуществляется полноценная центровка.
Далее устанавливается резец и начинается проточка диска. Подготавливается нутромер и фиксируется на том размере, до которого нужно расширить отверстие.


Первичная подгонка осуществляется приблизительно, точное значение достигается уже в финале.


Готовые, расточенные диски останется только примерить.


Работа по расточке отверстий у четырёх дисков обойдётся порядка 3000-3500 руб. Если эту сумму, вкупе со стоимостью б/у дисков (и уж тем более новых), вы сочтёте вполне приемлемой – дело ваше. Но за их состоянием придётся регулярно следить, ведь маленькая трещина вокруг ЦО может вырасти в большую проблему.

5. Ступичные отверстия и разболтовки у автомобилей от разных производителей

При покупке дисков в магазине проблем с выяснением их размерности не возникает. Все параметры указаны на ценнике, а если нет – так можно прочитать на упаковочной коробке. Если же родного размера в продаже не оказалось, консультант всегда подскажет, от какого авто подходят колесные диски на вашу машину.

В основном, подобная информация может понадобиться автовладельцу, если он приобретает колёса с рук. О том, как выбрать литые диски бу, будет рассказано далее.

6. Модели и размеры. Таблица параметров.

Так как при подборе дисков нужно ориентироваться не только по DIA и радиусу, но и по разболтовке и вылету, приведём таблицу с основными параметрами дисков наиболее популярных автомобилей. В ней будет видно, от каких авто подходят диски на тот или иной автомобиль.

Бренд автомобиля

Модель

Основные параметры
DIA PCD

ET (от и до)

Alfa Romeo 145,146; 155; 164 58,1 4×98 35-42
Alfa Romeo 75, 156, 164 2.0 turbo, GTV, Spider 58,0 5 x 98 28-30
ВАЗ 2101-2107 58,6 4×98 25-32
ВАЗ 2108-все легковые 58,6 4×98 35-40
Fiat все 58,1 4×98 35-42
Audi A6, A8, S6, Quattro, Audi 200 57,1 5×112 35-42
Audi A3 96-03гг, S3 98, TT 99 57,1 5×100 38-42
Audi Audi 80, Audi 100 57,0 4×108 35-42
Seat Ibizia; Leon Cupra R; Toledo II 57,1 5×100 35-45
Skoda Fabia, Octavia 57,1 5×100 35-42
Chevrolet Corsica, Beretta, Cavalier 57,1 5×100 35-40
Chevrolet Camaro, Corvette, Lumina, Blazer 70,5 5 x 120 38-50
Chevrolet Tahoe 78,1 6 x 139.7 31
Volkswagen Golf IV, Bora; Golf III 5 57,1 5×100 35-42
Volkswagen New Golf V; Passat 5; Transporter; Phaeton, Sharan, Touran 57,1 5×112 40-45
Volkswagen Corrado 4, Golf I и II, Passat 4, Polo 57,1 4×100 35-42
Volkswagen Touareg 71,6 5×130 50
Citroen C8, Evasion 58,1 5×98 25-38
Citroen Berlingo, C2 — C5, Saxo 65,1 4×108 15-25
Saab 9, 900, 9000 65,1 4×108 35-42
Volvo 850 4 Stud 65,1 4×108 25-42
Volvo 7 & 9 Series 65,1 5×108 15-25
Volvo 850 5 Stud, 960, C70 & S70, S60, S80, V70 65,1 5×108 35-42
Volvo S40 / V40 67,1 4×114,3 35-42
Ford Escort, Fiesta, Scorpio, Mondeo 63,4 4×108 35-42
Ford Focus, C-MAX, New Mondeo, Taunus 4 63,4 5×108 38-45
Ford Galaxy 57,1 5 x 112 42-45
Ford Explorer, Maverick 100.0 6 x 139.7 -3-0
Honda Civic/CRX, Jazz 01 64,1 4×100 35-42
Honda Accord / Prelude, Civic 1.8 / Aerodeck 64,1 4×114,3 38-45
Honda Accord 03, CR-V, HR-V, Integra, Odysee 64,1 5×114,3 38-50
Rover 600, 800 64,1 4×114,3 35-42
Rover 200, 400, 25, 75, Steetwise 56,1 4×100 35-42
Hyundai Accent, Elantra, Sonata, Matrix 67,1 4×114,3 35-45
Hyundai Santa Fe, Trajet 67,1 5×114,3 35-45
Hyundai Getz 54,1 4×100 35-45
Kia Carens, Magnetis 67,1 4×114,3 35-42
Kia Rio 54,1 4×100 35-42
Lexus все 60,1 5×114,3 38-45
Toyota Avensis, Carina, Celica 54,1 5×100 35-42
Toyota Avensis Verso, Camry, MR2 W2, Picnic, Rav 4, Sienna, Supra 60,1 5×114,3 35-42
Toyota Corolla 02, Corolla Verso, Prius, Starlet, Yaris 54,1 4×100 35-42
Renault Clio, Kangoo, Megane, Scenic, Super 5 60,1 4×100 35-42
Renault Espace, Laguna 01, Scenic RX4, Vel Satis 60,1 5×108 38-45
Renault Trafic, Twingo 71,2 5×118 38-45
LADA PRIORA, KALINA, GRANTA 58,6 4×98 33-38
LADA LARGUS, VESTA, XRAY 60,1 4×100 45-50
LADA Нива, 4X4 URBAN 98,5 5×139.7 15,35,58
Mazda Premacy, Tribute, Xedos, 626; 3; 6 67,1 5×114,3 35-45
Mazda 323, Demio, MX3 54.1 5×114,3 35-45
Mercedes C Class, CL Class, CLK, E Class, S Class W140, SL Class 66,6 5×112 35-42
Mercedes A Class, 66,6 5×112 45-50
Mercedes M Class ML430, S Class W220 66,6 5×112 98-99
Mitsubishi Carisma 1.6, Colt, Lancer 56,1 4×100 38-45
Mitsubishi Carisma 1.8, Galant, Space Star, 67,1 4×114,3 38-45
Mitsubishi Outlander, Pinin, Space Wagon 67,1 5×114,3 38-45
Nissan Almera 99, 100 NX, Micra, Sunny 66,1 4×100 35-42
Nissan Almera 00, 200 SX, Primera 66,1 4×114,3 35-42
Nissan Almera Tino, Maxima, Serena, X Trail 66,1 5×114,3 35-45
Peugeot 106, 205, 206, 306-406 65,1 4×108 15-20
Peugeot 605, 607 65,1 5×108 35-42
Subaru Forrester, Impreza, Legacy 56,1 5×100 42-50
Subaru SVX 56,1 5×114,3 42-50
Opel Astra, Astra 4, Corsa 00, Mervia, Tigra, Vectra 4 56,6 4×100 35-45
Opel Astra 5, Astravan, Vectra 5, Corsa 1.7 Cdti, Vectra/Sigrum, Zafira 65,1 5×110 35-45
Opel Sintra 70,3 5×115 35-45
Opel Vivaro 71,2 5×118 40-45
BMW BMW 3 serija (E30) 57,0 4 x 100 15-25
BMW BMW M3 (E30), BMW 3 serija (E36), BMW 3 serija (E46), BMW 5 serija (E34), BMW 7 serija (E32) и (E38), BMW 8 serija 72,5 5 x 120 18-20
BMW BMW 5 serija (E39) 74,0 5 x 120 18-20
Daewoo Espero, Lanos, Nexia 56,5 4 x 100 38-42
Daewoo Matiz 69,1 4×114,3 38

Хоть в таблице перечислены далеко не все марки и модели машин, надеемся, что эта информация поможет сориентироваться в параметрах. Но перед тем, как выбрать диски на авто , необходимо точно замерить на них ступичное отверстие.


Вылет (ЕТ) можно прочитать на обороте диска – где именно, на фото показано стрелкой. Что касается PCD, то его придётся высчитывать по формуле, в зависимости от количества отверстий. Более подробно об этом вы можете прочитать на нашем сайте о том,

На чтение 11 мин.

Для того, чтобы правильно выбрать диски для автомобиля необходимо знать о таких вещать как: виды дисков, диаметр диска, посадочный диаметр диска (dia), ширина обода, вылет колеса, HUMP, PCD, максимальная нагрузка, которую может выдержать диск. Зная все эти аспекты вы без труда выберете те диски, которые максимально вам подойдут.

Виды дисков

Автомобильные диски приятно отнести к трём основным видам, или категориям: штампованным, литым и кованым. Конечно, о каждом конкретном типе можно написать отдельный целый материал, однако мы здесь рассмотрим основные нюансы и различия.

Штампованные диски

Первый вид диски — это штампованные. Они самые дешевые и, пожалуй, самые распространённые: ведь это те самые колесные диски, которые мы привыкли видеть на стоковых и даже средних комплектациях множества бюджетных авто, как отечественных, так и зарубежных. И иногда даже самых дешёвых и базовых версий машин класса D и E. Те самые, которые нередко прикрыты декоративными пластиковыми колпаками. Их изготавливают из стали и окрашивают эмалью. У них свои преимущества, и среди их плюсов, кроме самой низкой стоимости, то, что они легко и быстро поддаются восстановлению, также их отличает высокая ремонтопригодность, среди остальных типов дисков. Секрет кроется в том, что «штамповка», как принято их называть в народе, при ударах и сильных повреждениях не ломается, а мнётся, и в результате, в силу их происхождения, их легко починить, ведь это целый штампованный кусок металла. Но существуют и недостатки – обратная сторона медали, опять же, из-за особенностей. Так, главный минус этих колес – это их высокая масса и дизайн, а точнее отсутствие последнего: ведь для производителей они лишь является сугубо функциональным изделием.

Литые диски


Вторая разновидность — это литые диски. Они, как показывает статистика, хоть и иногда отстают по популярности от штампованных аналогов, но почти всегда составляют достойную конкуренцию. Здесь применяется уже другая технология изготовления. Для изготовления таких дисков применяется не сталь, а более легкий сплав, как правило, алюминиевый. В отличие от «штампов» — в связи с внедрением технологий изготовления у инженеров и производителей большой простор фантазии: литые диски могут обладать самой разнообразной формой. И не только это — в совокупности с меньшей, чем у штамповки массой, это гарантирует им популярность. У литого диска имеется зернистая внутренняя структура металла.

«Литьё» также имеет некоторые недостатки: к ним можно отнести их более высокую стоимость, нежели у «штамповки». Как и их более низкую ремонтопригодность. Дело в том, что в силу происхождения литые диски после сильных ударов и при повреждениях не мнутся, как «штампы», а трескаются. Хотя стоит отметить, что уже несколько десятилетий применяют специальную технологию сварочного восстановления и прокатки, но даже при этом невозможно полностью гарантировать восстановление изначальных качеств и свойств, и их сохранение после такого ремонта.

Кованные диски


И к третьему распространённому виду относятся кованые диски. Этот вид является самый качественный и дорогой вариант из всех вышеперечисленных. При их изготовления используется горячая объемная штамповка, и благодаря этому методу гарантируется наилучшая внутренняя структура металла и, из чего следует, сочетание наивысшей прочности при наименьшей массе диска. Следует отметить обратную сторону данного метода – не столь широкую распространенность изделий и высокую стоимость. Они известны в кругу любителей дорогих, качественных дисков (как правило, к таким же авто) и любителей тюнингованных машин.


Помимо всех вышеперечисленных типов, существует ещё и так называемый сборный диск. Однако это уже является экзотикой, их изготавливают по особым технологиям из сверхлёгких и сверхпрочных металлов (из чего следует — сверхдорогих), и даже иных материалов, скажем композитных, и их мы здесь рассматривать не будем. Как правило, среднестатистический автовладелец останавливает свой выбор либо на хоть и недорогих, но визуально скучные «штамповки», либо же, хоть на более дорогих, но гораздо более приятных на вид литые диски.

Диаметр диска


Двумя словами сей параметр диска является очевидным (визуальным): проще говоря — это его диаметр окружности, который принято во всём мире считать в дюймах. Его принято обозначать литерой R: к примеру, диск R14 и R18 имеют диаметр 14 и 18 дюймов, соответственно.

Следует особо обратить внимание на то, что литера R сама по себе к диаметру отношение никакое не имеет, и происходит из обозначения свойств и параметров шины, где также принято ошибочно применять в обозначении слово «радиус». Однако в реальности же, это лишь подразумевает посадочный диаметр шины.

На самом деле в случае с шинами, так принято обозначать маркировку с помощью R — из за типа конструкции корда. Что означает радиальный, это понятие представляет собой пережиток прошлого. Когда-то, помимо радиальных шин, были ещё и диагональные, и для диска же применение этой маркировки уже практически не актуальна. В итоге такое ошибочное использование слова «радиус» в обозначении «диаметр» с сопутствующей буквой R так глубоко укоренились в речи, что не только автовладельцы, но и множество продавцов и сервисменов, и станций по работе с дисками применяют уже по умолчанию.

Какие возможные диаметры существуют для дисков для конкретной модели авто, которые допустимо, можно узнать в руководствах по их эксплуатации. Также об этом свидетельствуют наклейки, которые находятся в дверных проемах, на которых, помимо этого есть и данные рекомендуемого значения давления в шинах. Когда собираетесь покупать диски, то следует знать, что их диаметр должен обязательно совпадать с посадочным диаметром.

Не следует слишком перебарщивать с максимально допустимым диаметром дисков, который декларирован производителем. Если Вы, конечно, не занимаетесь комплексным тюнингом авто, особенно подвески. Дело в том, что диски, у которых слишком большой диаметр, отрицательно влияют на ходовую часть. Из-за этого у подвески меняются параметры и привычные условия её работы. Также увеличивается нагрузка не только на детали подвески, но и на её точки крепления с кузовом, ускоряется износ «ходовки». Также, часто у них геометрическая несовместимость. Даже если всё правильно подобрано и настроено, особенно после грамотного тюнинга авто, следует знать, что чем больше диаметр и ширина диска, и особенно, ниже профильность резины, то тем больше степень дискомфорта во время передвижения по плохим дорогам. И даже на неровной, или каменистой поверхности дорог. Также, другая проблема, приходится сильно сбросить скорость перед лежачими полицейскими и, особенно при переезде трамвайных путей. Или следует учесть нюансы тюнинга наоборот – то есть, когда диаметр дисков особо не вырос (хотя может и вырос), но высокий профиль у резины. То есть, в отличие от предыдущего варианта здесь некоторые плюсы – более смелый и быстрый переезд тех же трамвайных путей и лежачих полицейских и иных препятствий, и уверенное передвижение по бездорожью, и более комфортный и благородный «поступь» по плохим дорогам.

Что будет, если не провести тюнинг подвески, неважно, кроссовера, легковушки, или даже настоящего «проходимца»? Появятся аналогичные вышеперечисленные проблемы, связанные с ходовой частью, которые актуальны и здесь. Также, низкопрофильные шины гарантируют более точное и собранное поведение, уверенное прохождение поворотов на большой скорости, и хороший «держак» на высоких скоростях на шоссе. А с высокопрофильными здесь как раз всё наоборот – с ними часто возрастает центр тяжести, а реакции на руль более размазаны и запоздалые, и на больших скоростях устойчивость уступает даже стоковым колёсам.

Правда, стоит знать, что если изменять диаметр дисков в пределах рекомендуемого допустимого значения, как указано в руководстве, на дюйм больше, то, всё для шасси и кузова проходят практически без существенных последствий.

DIA

Ещё один важный параметр – это DIA, который является диаметром центрального отверстия. Точнее, диаметром центрального отверстия под ступицу.

Ширина обода диска

Теперь рассмотрим другой важный параметр, с которым, кстати, всё оказывается так же просто, как и с буквой «R», как говорилось ранее. Ширину дисков принято вычислять аналогично — в дюймах. Как приятно, обозначают её литерой J. К примеру, 6J, или 7,5J: то есть перед нами диск, у которого ширина составляет шесть или семь с половиной дюймов, соответственно.

Данные ширины диска, как правило, можно увидеть на тех же специальных местах, где и пишут его допустимый посадочный диаметр. Помимо геометрических параметров для авто, важно учесть ширину диска, когда мы выбираем шины: их производят с учётом эксплуатации с диском определенной ширины. Однако допускается некоторая погрешность. Скажем у множества российских машин заводская ширина 175 мм, но без специальных мер и тюнинга допускается 185 мм.

Вылет диска (ET)

Если коротко о вылете – это дистанция, промежуток от привалочной плоскости крепления дисков к ступице до продольной оси симметрии. Говоря проще: центральная ось симметрии представляет собой линию, которая диск делит пополам по вышеупомянутой ширине. Точку, где ступица диска соприкасается с ним и прикручивается к нему, принять называть привалочной плоскостью.

Бывает вылет трёх типов: положительный, нулевой и отрицательный. Так, в том случае, когда ось симметрии находится ближе к автомобилю, по отношению к привалочной плоскости, это считается положительным вылетом. Если они находятся на одной оси – то это считается нулевым. И третий тип — если ось симметрии находится от машины больше на отдалении, по сравнению с привалочной плоскостью – то развал считается положительным. Двумя словами, исходя от того, чем больше величина вылета у диска, то тем глубже он должен сидеть в колесной арке. И наоборот — если он меньше, то исходя от величины, диск должен выступать наружу.

Стоит учесть — вылет – один из довольно важных параметров. Ибо от него также напрямую зависит, как работает вся подвеска, ступичные подшипники и их опор, точка крепления. Если вылет нестандартный (из-за установки иных дисков), то это только увеличит или уменьшит колею авто, что неоднозначно повлияет на управляемость, и даже ухудшить её, но и может гарантировать ускоренный износ всей «ходовки» и подшипников.

HUMP

Понятие HUMP, оно же (H), оно же также известно у нас как хамп. Это название кольцевых выступов на ободе. Благодаря хампам, бескамерная шина не соскакивает с колесного диска – это предотвращается. Обычно, на колесе установлена пара хампов (обозначение Н2). Однако встречается и одинарного типа (просто — Н). В некоторых случаях их может просто и вовсе не бывает. Хампы принадлежат бывают одного из следующих типов; плоского, асимметричного () и комбинированного. Их обозначение — FН (от англ. слова Flаt), АН (Asymmetriс), и СН (Cоmbi), соответственно.

Сейчас встретить камерные шины, не имеющие хампов, лишь удастся у раритетных авто с ретро-дисками немаленького возраста. Хотя на них возможна установка бескамерной резины. Правда вопрос о безопасности авто при движении, и её герметичной посадки остаётся открытым: ведь в поворотах существует весьма высокий риск «разуться», так как внутри шины недостаточное давление.

Также следует отметить ET: так обозначатся вылет диска. Если величина вылета меньше, то исходя из его значения, тем больше диски будут выступать снаружи машины. Следовательно, чем вылет имеет больше значения, то диск тем глубже будет «утоплен» внутрь кузов авто.

Диаметр крепежных отверстий (PCD)

Для крепления дисков применяются отверстия, проще говоря, это и является PCD. Оно так же известно, как «разболтовка», что означает диаметр окружности и количество отверстий. На неё они установлены. Это сокращение от английского понятия Pitch Сircle Diаmeter и относится к диаметру окружности. Количество крепежных болтов бывает разное, и их число и увеличивается, исходя из роста массы модели автомобиля, и его максимальной скорости. Как правило, их бывает от четырёх до шести. Однако их бывает и больше (например – семь и восемь), и меньше (но не меньше трёх). Для примера, почти вся современная модельная гамма АвтоВАЗа «стоит» на разболтовке со значением 4х98-4х100, кроме таких моделей, как Ока (где применяется 3х98) и версии Нивы (где 5х139.7).

Необходимо соблюдать требуемую разболтовку диска: хотя кажется, что у некоторых дисков – к примеру, 4х100 с 4х98, они взаимозаменяемы, это не так. Казалось бы, разнице в диаметре окружности лишь какие-то незначительная пара миллиметров. Однако на деле они оказывают очень сильное влияние, а точнее мешают при установке. Дело в том, что только одно из четырех креплений получится правильно затянуть, а остальные будет иметь смещение по отношению к центру. И это может стать причиной биения колёс. Данная проблема отчасти решается применением болтов под названием «плавающий конус», но в целом эксплуатации дисков с неподходящими и непредусмотренными свойствами разболтовки следует избегать.

Максимальная нагрузка, которую может выдержать диск

Это допускаемая статическая нагрузка, которую измеряют в килограммах или фунтах. Скажем, 555 кг на литой диск, то это означает, что четыре диска рассчитаны на работу с весом максимум 2.220 кг. Если вес превышает этой нормы, то дискам будет тяжело. Каждое значение индекса имеет максимальную нагрузку в кг., или фунтах, которую шины могут выдерживать при повседневной эксплуатации.

Разбираем маркировку дисков

Например, разберем маркировку 9,5×20 5×120 ET 45 Dia 72,6

  1. 20 — посадочный диаметр диска, измеряется в дюймах;
  2. 9,5 — ширина диска, измеряется в дюймах;
  3. 5 — количество отверстий, измеряется в штуках;
  4. 72,6 — диаметр ступицы (DIA), измеряется в миллиметрах;
  5. 120 — межболтовое расстояние (PCD), измеряется в миллиметрах;
  6. 45 — вылет диска (ET), измеряется в миллиметрах.

Иногда владельцы автомобилей сталкиваются с необходимостью заменить диски на своей машине на новые. Но стоит только прийти в магазин, автолюбители сразу теряются, такой большой ассортимент колес представлен в них. Выбрать что-то конкретное не представляется возможным. При выборе дисков нужно учитывать огромное количество параметров. Одним из них является диаметр центрального отверстия диска. О том, что это такое, на что он влияет, какие характеристики лучше выбрать для вашего автомобиля, вы сможете узнать из этой статьи.

Какие параметры нужно знать при подборе дисков?

На первый взгляд может показаться, что выбрать новый диск для своего колеса несложно. Но потом вы сталкиваетесь с обозначениями следующего типа: 4*108, 6S ET47, Dia 62.5, R17. Да, именно в таком виде указываются все технические характеристики. Потому что у дисков существует множество параметров, которые нужно учитывать при покупке. Что они в себя включают?

  • Тип диска: литой или штампованный.
  • Крепежные отверстия: число и диаметр.
  • Форма ступиц.
  • Диаметр центрального отверстия (ступицы).
  • Диаметр окружности диска.

Если эти нюансы кажутся излишними, то помочь вам смогут в любом колесном магазине. Если же вы хотите разобраться во всех деталях сами, попробуем понять, что собой представляет диаметр центрального отверстия диска. Что же это?

Что такое диаметр центрального отверстия диска?

Это отверстие в середине диска, которое, несмотря на свою кажущуюся простоту, определяет немало параметров автомобиля. В списке характеристик колеса он обычно отмечен как Dia или просто D. Не стоит путать его с обозначением ПСД, которое указывает величину крепежных отверстий. Диаметр центрального отверстия диска должен точно соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице. Зачастую одни и те же диски выпускают сразу для нескольких автомобильных марок, поэтому перед покупкой нужно обязательно проверять соответствие этого параметра техническим характеристикам изготовителя. Диск может неправильно встать, неплотно держаться, из-за чего вы будете постоянно ощущать вибрации и неровный ход колеса. Еще лучше покупать оригинальные запчасти. Если же такой возможности нет, то внимательно изучите варианты размера центрального отверстия. Обычно позволяется отклонение в 2-5 мм на литых дисках и 0,01 мм на штампованных.

На какие параметры влияет центральное отверстие?

Производители современных колесных дисков сталкиваются с огромным количеством марок и моделей с разными параметрами. Естественно, выпускать диски индивидуально под каждую машину было бы бессмысленно и очень затратно. Поэтому компании идут по пути наименьшего сопротивления: они выпускают колеса с максимально возможным центральным отверстием. И это не очень хорошо сказывается на поведении автомобиля, особенно на больших скоростях. На какие еще параметры влияет это отверстие?

  • Равномерность износа шин. Выбор диска с «неправильным» центральным отверстием может привести к неравномерной стертости покрышек. Из-за неправильного распределения нагрузки рисунок протектора может стереться только с одной стороны, что в итоге скажется на других характеристиках машины.
  • Срок эксплуатации шин. От правильного выбора зависит и то, сколько вы сможете проездить на новом комплекте резины. Правильно подобранные диски увеличивают срок службы покрышек.
  • Срок эксплуатации рулевого колеса. Если машина развила достаточно высокую скорость, а DIA подобрано неправильно, то руль начинает «бить», что в итоге приводит к его поломке.
  • Вибрация кузова. Если на скорости выше 80 км/ч ваш автомобиль стало «потряхивать», то, скорее всего, проблема кроется именно в диаметре центрального отверстия литого диска.

Что делать, если центральное отверстие диска больше диаметра ступицы?

Все продавцы дисков рекомендуют перед покупкой проверять их на машине, при этом желательно проехать на них хотя бы небольшой отрезок пути. Еще лучше разогнаться до скорости 60-80 км/ч, чтобы точно понять, как ведут себя новые колеса. Поставить на автомобиль диски с центральным диаметром меньше диаметра ступицы сложно. Можно ли ставить колеса с большим диаметром? Конечно же, лучше всего подбирать отверстие идеально подходящее именно под ваш автомобиль. Если же такой возможности нет, то вы можете установить так называемый универсальный диск, с большим центральным отверстием. Для этого необходимо приобрести комплект переходных колец, которые будут компенсировать разницу между ступицей и диском. Внимательно следите за тем, чтобы они не повреждались во время и чтобы их все время ставили обратно после сезонной смены колес. При примерке дисков не забывайте следить, не остались ли кольца на ступице от предыдущих дисков.

Плюсы и минусы увеличения центрального отверстия

На что влияет центральное отверстие, и изменятся ли технические параметры автомобиля при его увеличении? К положительным сторонам диска с универсальным центральным диаметром можно отнести:

  • Доступность - такие диски можно найти везде. Как правило, их выпускают для большого числа марок и моделей, поэтому подобрать нужный вам не составит труда.
  • Универсальность - диски с большим центральным отверстием подходят под многие модели.
  • Цена - так как изготавливают такой товар большими партиями, цена на него немного ниже, чем на «эксклюзивно» подобранные диски.

Но не только с плюсами можно столкнуться, если выбрать диск с увеличенным центральным диаметром. Есть у такого выбора и не очень приятные последствия:

  • На высоких скоростях из-за неплотного прилегания диска к ступице машину начинает «бить». Спасти от этого неприятного явления может только замена дисков.
  • В самом худшем случае, если вы неправильно подобрали диск и не поставили проставочные кольца, у колеса может сорваться резьба на гайках. Это крайний вариант, но все же такое случается, если пренебречь правилами безопасности.

Диаметр ступицы для разных автомобилей

У каждого автомобиля существует свой перечень допустимых посадочных диаметров колес. Параметры могут меняться, обычно узнать их можно по наклейке рядом с водительским сидением или из технических характеристик машины. Разнообразие диаметров центрального отверстия порой вводит покупателей в недоумение. Отличаются они иногда буквально в 0,1 мм. Единых стандартов нет, поэтому некоторые производители указывают данные более точно, а другие менее. Некоторые уважающие себя производители дисков идут дальше и указывают показатели не 1/20 миллиметра, а до целых 10 мкм, т.е. до 0,01 мм. Какие стандарты приняты для автомобилей самых популярных марок?

  • Диаметр центрального отверстия диска у «ВАЗа» будет составлять 58,6 мм.
  • Тот же показатель у «Ауди» составляет 57,1 мм.
  • Диаметр центрального отверстия диска у «Хонды» - 64,1 мм.
  • У «БМВ» ступичный диаметр колеблется от 74,1 до 72,6 мм.
  • В автомобилях марки Citroen показатели также разнятся - можно встретить машины с диаметром центрального отверстия 65.1 и 58.1 мм.
  • У «Фордов» разброс размеров также большой: 57,1; 63.4 и 64,1 мм.

Диаметр центрального отверстия для «Нивы»

У отечественных автомобилей «Нива» довольно широкие ступицы. Диаметр центрального отверстия диска у «Нивы» составляет примерно 98,5 мм или 3 и 7/8 дюйма. Какие автомобильные диски могут подойти к этой машине, если купить оригинальные нет возможности?

  • Niva Chevrolet;
  • Волга (ГАЗ 31024, 29), разных годов выпуска;
  • или Jimni.

Диаметр центрального отверстия Renault Logan

Владельцы автомобилей марки Renault Logan при выборе дисков часто задаются вопросом, какие параметры выбрать среди многообразия ассортимента? Для дисков «Рено Логан» диаметр центрального отверстия должен составлять не менее 60,1 мм. При этом их радиус лучше подбирать с показателями R14 и выше. Под такие условия подходят многие колесные диски, что весьма упрощает задачу для водителей.

При покупке колесных дисков специалисты советуют обратить внимание на следующие детали:

  • Если вы покупаете штампованный диск, будьте очень внимательны при подборе параметров. Даже отклонение в 0,1 мм будет критично: для стальных дисков не используются переходные кольца, поэтому ездить на таких колесах вы не сможете.
  • Диаметр центрального отверстия на литых дисках можно легко определить с помощью специального пластового кольца. С ним вы узнаете точные параметры, не прибегая к посторонней помощи.
  • Если вы приобретаете оригинальные диски для вашего автомобиля, то никакие переходные диски вам не потребуются. Как правило, такой товар изготавливается точно под параметры ступичного отверстия автомобиля определенной марки.