Методическая разработка (музыка) на тему: Организация детского хора. Ходим строем, поем хором

Коллеги, приветствую! С Вами Ирина Иваськив. Создание хора – что может быть ответственнее? Столько всего нужно будет продумать и учесть! И лучше будет не допустить серьезных ошибок с самого начала, чем потом тратить время и силы на их исправление. В этой статье рассмотрим два способа организации церковного хора со всеми их преимуществами и недостатками. В этой статье мы будем говорить о хорах, создаваемых в церквах, но, поверьте, создание обычного хора будет иметь такие же принципы.

Создание хора. Способ № 1. Набор по объявлению

Недостатки:

1) Может не дать нужных результатов:

Организовывать хор на основе добровольного прихода всех желающих (по объявлению) чрезвычайно рискованно. Часть людей, которые на самом деле хотят петь, которые имеют для этого необходимые данные, которых Вы хотите видеть в Вашем хоре, по разным причинам могут не откликнуться на Ваше объявление. Например, юноши, которые испытывают возрастной дискомфорт в голосе и из-за этого сомневаются в своих вокальных способностях, могут постесняться подойти к Вам. Но зато на Ваше объявление могут откликнуться люди, которые по разным причинам не могут быть участниками хора (например, новообращённые, или люди на замечании, или люди, недавно перешедшие к Вам из другой церкви, или беременные женщины, или др.). Что удивительно, таких людей, как правило, оказывается большинство! Это ставит руководителя перед необходимостью решать неприятную проблему: как отказать тому или иному человеку.

2) Может сопровождаться большим отсевом.


Преимущества:

1) Оправдан, когда хоровое служение в церкви только зарождается или возрождается после долгого перерыва, когда церковь маленькая, когда хор нужно организовать срочно, когда хоровое служение меняет свою структуру.

2) Оправдан при создании объединённых хоров.

3) Требует чёткого, грамотного объявления (лучше, если его сделает сам руководитель, или, по крайней мере, напишет текст объявления человеку, делающему объявления).

4) Объявление можно делать разными способами: устно на служении (не просить, а предоставлять возможность – для людей это должно быть привилегией!), на доске информации, в церковной газете или специальном бюллетене.

5) Объявление лучше делать, используя все эти способы одновременно.

6) Пользоваться этим способом организации хора следует крайне редко!


1) Более эффективен, потому что даёт не столько количественный, сколько качественный набор хористов!

2) Как правило, сопровождается незначительным отсевом.

  • Набором новичков лучше заниматься в определённое время года (например, с мая по август). Летом, как правило, хоровое служение имеет небольшие нагрузки, Пасхальные выступления уже прошли, до праздника Жатвы (тем более до Рождества!) можно немного «расслабиться». Многие хористы разъезжаются на отдых, поэтому новых произведений разучивается сравнительно немного. Это помогает новичкам более мягко влиться в коллектив. В течение лета, пока упор в работе с хором делается на закрепление ранее выученных произведений, более-менее знакомых новичкам, они постепенно адаптируются к графику репетиций, к вокальным нагрузкам, к правилам и требованиям. А в сентябре, когда начинается основная работа по разучиванию нового материала, новички начинают разучивать новые песни вместе с опытными хористами. Эти новые песни являются новыми и для новичков и для опытных хористов, и этот факт «выравнивает» всех в правах. Именно летом новичкам могут уделить достаточно внимания!
  • Если набором новичков заниматься в течение всего года, то работа с основным составом будет существенно приостановлена! Заниматься новичками можно, конечно, и в течение всего года, но при соблюдении единственного условия: у руководителя есть несколько помощников (по количеству партий в хоре), ответственных за работу с новичками!
  • Новички на репетициях сидят на 1-м ряду, перед хором, ближе к регенту. Это даёт регенту возможность уделять им больше внимания, лучше их слышать, вовремя их исправлять. К тому же, в таком положении им лучше слышно свою партию от более опытных хористов, стоящих сзади. Таким образом, новички быстрее учатся. Через пару месяцев некоторых из новичков регент рассаживает на репетициях в соответствующие партии, по одному между ведущими голосами.
  • По окончании испытательного срока и проверки партий, которые новый хорист успел разучить за это время, регент разрешает хористу становиться в хор и на служениях. Это должно быть праздником для нового хориста. Некоторым хористам испытательный срок может быть продлён.

Заключение

Друзья, который из способов выбрать, решать Вам. В любом случае, желаю Вам множество самых прекрасных творческих идей и вдохновения! Пусть создание Вашего хора будет окружено только приятными хлопотами!

Нет такого проекта, который нельзя сделать лучше. На любом сайте можно выделить как хорошо проработанные моменты, так и те элементы, которые требуют улучшения.

Если ваш сайт полезен для пользователей, интересен им и предлагает ценную информацию или возможности, он будет таковым и для поисковых систем. Лучшими в своей нише всегда становятся не те ресурсы, у которых удачнее оптимизированы метатеги или статьи с большим количеством символов, а те, которые представляют большую ценность для своей целевой аудитории.

Если вы хотите сделать свой сайт лучше, чем у конкурентов и добиться того, чтобы он занимал более высокие позиции в результатах поиска, начните с того, чтобы сделать его лучше для пользователей. Есть несколько проверенных способов, как этого добиться.

Добавьте интерактивности

Кроме посещаемости есть еще одна важная метрика – вовлеченность. Напрямую или косвенно показатель вовлеченности влияет на множество метрик, в частности – коэффициент конверсии и поведенческие факторы.

Несмотря на большое количество трафика на сайте, то, как он конвертируется, зависит именно от качества юзабилити и уровня вовлеченности посетителей во взаимодействие с ресурсом.

Интерактивные элементы можно реализовать как самыми простыми методами, например, добавив видео на посадочные страницы или прикрепив опросы к статьям, так и задействовать более сложные форматы. К примеру, заказать разработку калькулятора или мини-игры, а затем внедрить их на сайте.

Учитывая тот факт, что одним это мешает сделать лень, а другим – нежелание вкладывать дополнительные бюджеты, можно рассматривать данный пункт как отличный способ выделится на фоне конкурентов.

Внедрите призывы к действию

Важный момент для коммерческих проектов. Задумайтесь: когда пользователи переходят на ваш сайт, знают ли они что им делать дальше? CTA-элементы (Call To Action – призыв к действию) являются теми самыми направляющими и указывают на следующий шаг, который пользователь должен сделать на странице.

Вот несколько примеров:

Не стоит ожидать, что посетители вашего сайта сами выполнят те действия, которые вам нужны. Прямо им это предложите! Те, кому это не нужно, все равно подобные призывы проигнорируют, а вот по заинтересованным пользователям показатель конверсии вырастет.

Это отличная возможность получить больше продаж, лидов или просто просмотров страниц. А главное – эффект от подобных действий несложно отследить, и путем регулярных экспериментов можно найти оптимальное для себя решение.

Оптимизируйте все под мобильные

В условиях роста доли мобильного трафика практически во всех нишах качественная оптимизация любого сайта под просмотр на мобильных устройствах является объективной необходимостью.

Google готовит постепенный перевод поисковых алгоритмов на mobile-first индекс, а статистика говорит, что более 60% посетителей сайта, которые испытывали проблемы с его мобильной версией, вряд ли вновь на него вернутся. А более 40% такой аудитории просто перейдут на сайты конкурентов.

Будучи владельцем сайта, у которого все еще нет адаптивной версии дизайна, я бы как минимум начал беспокоится. Так что проверьте все ли у вас хорошо при помощи таких сервисов, как Iloveadaptive.ru и Mobile Website Speed Testing , и при необходимости исправьте ошибки.

Кроме использования перечисленных сервисов, не лишним будет ручками вбить адрес сайта на своем же смартфоне и попробовать удобство работы с ним на личном опыте.

Узнайте, что заставляет людей покидать сайт

Удержание пользователей на сайте – задача не менее важная, чем их привлечение. Какой толк, если вы увеличите бюджет на продвижение в несколько раз, но продажи все равно будут желать лучшего из-за высокого показателя отказов и прочих факторов, которые заставляют людей закрывать вкладку в поисках лучшей жизни и возвращаться к поисковой выдаче.

Отсортируйте страницы сайта по такой метрике, как показатель отказов и время пребывания посетителя, и определите, какие из них являются самыми слабыми в этом плане:

Затем постарайтесь посмотреть на них глазами посетителя – есть ли там достаточно развернутые ответы на вопросы, под которые они оптимизированы? Удобна ли подача информации и визуальное оформление? Сравните их с аналогичными страницами из ТОПа выдачи и подумайте, что можно улучшить.

Также рекомендую активировать Вебвизор в Метрике и посмотреть несколько записей визитов по важным посадочным, это тоже может помочь обнаружить проблему. Например, дело может быть вовсе не в юзабилити или тексте, а в каких-нибудь технических ошибках.

Покажите личности

Есть простая истина, которая актуальна как для оффлайн, так и для онлайн-бизнеса: люди хотят работать с людьми. Если у вас коммерческий сайт, особенно в сегменте услуг – добавьте ему персонализации.

Сделайте расширенную страницу «О компании», на которой поделитесь историей создания и развития своего бизнеса, миссией и планами на будущее. Добавьте фото офиса/производства, сотрудников за работой, сделайте фотоотчет после интересного мероприятия. Покажите, кто вы есть.

Даже за счет этих, казалось бы, небольших действий можно качественно выделиться на фоне однообразных корпоративных сайтов, сделав свой ресурс более атмосферным.

Замените «мы» и «наш» на «вы» и «ваш»

Желая произвести впечатление на потенциальных клиентов, при создании текстов для сайта многие попадают в опасную ловушку самолюбования. «Мы лидеры в отрасли N…», «Наши преимущества включают…» и т. д. И таких примеров можно привести очень много.

Дело в том, что те, кто нуждается в ваших услугах, хотят, чтобы вы поняли именно их потребности и предложили решение. Поэтому сведите к минимуму упоминание «мы» и «наш», заменив их на «вы» и «ваш».

На примере кейсов, направленных на клиентов, заинтересованные пользователи могут видеть, как вы решаете проблемы и помогаете своим заказчикам на практике.

Такое изменение на первый взгляд может показаться совсем незначительным, но подсознательно это оказывает ощутимое влияние на то, как люди воспринимают вас и ваш бизнес.

Вдохновляйтесь другими отраслями

На перегретом рынке игра в стиле «сделаю так же, как и у конкурентов» в конечном итоге может не дать выдающихся результатов. Более интересный способ оказаться на шаг впереди остальных игроков – изучить лидеров других отраслей. Инновации и фичи, которые сработали у них, полностью или частично можно применить и у себя.

Если вы являетесь владельцем интернет-магазина аксессуаров для смартфонов, это не значит, что вы не сможете ничему научиться у того же 220-volt.ru. Многие владельцы сайтов работают в интернете достаточно давно, чтобы на практике протестировать практически все возможные схемы и определить те из них, которые работают.

Когда мы работали над очередной версией сайта нашего сервиса SEO-Reports.ru (по автоматизации отчетности в digital), мы изучали не только схожие продукты, но и сервисы и стартапы из других смежных ниш. На основе этого принимались решения, какие блоки добавить на сайт, а затем экспериментировали и с порядком их расположения.

Конечно, есть определенный риск, что заимствованная идея не даст результатов. Но даже в мире крупного бизнеса и транснациональных корпораций эта схема работает. Достаточно посмотреть на рынок мессенджеров или смартфонов, чтобы в этом убедится.

Слишком много сайтов выглядят так же, как и их конкуренты в нише. Если вы хотите добиться того, чтобы пользователи вас запомнили, нужно задуматься над тем, чтобы выделится из толпы.

А как насчет дизайна?

Думаете, дизайн не важен? Попробуйте тогда продать элитный шоколад, обернув его вместо яркой обложки в рулон туалетной бумаги. Тот самый момент, когда люди судить будут именно по одежке, не заморачиваясь над тем, чтобы проверить содержание.

Чтобы вывести сайт на следующий уровень, не обязательно даже запускать маховик глобального редизайна. Можно внести ряд изменений, которые способны существенно улучшить его в эстетическом плане:

  • добавьте качественные изображения там, где они уместны, но отсутствуют, и замените там, где они явно устаревшие и плохие;
  • поэкспериментируйте со шрифтами и их параметрами – удачно подобранный шрифт может оказать глубокое влияние на внешний вид ресурса;
  • используйте яркие визуальные элементы, например, значки и разного рода CTA (призывы к действию);
  • также значки можно использовать вместо слов, изобразить пользователям, что нужно сделать или что их ждет;
  • поэкспериментируйте с цветовыми схемами – иногда добавление нескольких ярких оттенков способно эффективно «освежить» сайт.

В целом, дизайн относится к вопросам, которые нужно рассматривать индивидуально. Иногда можно обойтись косметическими правками, а иногда дешевле будет просто переделать все с нуля.

Закажите юзабилити-аудит

Для этого не обязательно обращаться к профильному агентству, особенно если бюджет это не особо позволяет. Есть более простые и быстрые способы получить нужный фидбек, например, при помощи специализированных сервисов:

1. AskUsers.ru – сервис, в котором можно получить обратную связь от реальных пользователей в виде анкеты со скриншотами, видео и текстовым описанием опыта взаимодействия. Асессоров можно отбирать по различным социально-демографическим параметрам, чтобы получить отзывы от людей максимально похожих на вашу целевую аудиторию;

2. Usabilityhub.com – похожий по концепции англоязычный сервис, который отличается по ряду опций. Доступно несколько вариантов тестирования: Five Second, Click Test, Question Test, Navigation Test, Preference Test. Подробности по каждому из пунктов можно прочитать уже на самом сайте.

Как минимум результаты таких тестов должны быть интересны любому владельцу ресурса. А главное, они могут помочь сделать его действительно лучше. Потенциальные выгоды от улучшения пользовательского опыта огромны.

Делайте сложные вещи

Вы не задумывались, сколько клиентов действительно внедряют заказанные SEO-аудиты? Я бы не удивился, если б это цифра была на уровне 20%, не больше. Люди всегда ищут легкие пути, им не нравится заниматься тем, что требует дополнительных усилий.

Можно сделать сайт с десятком типичных страниц, а можно сделать такой же, но развивать на нем полноценный блог. Можно использовать скачанный где-то бесплатный шаблон, а можно купить премиум-тему или заказать разработку с нуля, реализовав адаптивный дизайн и качественную оптимизацию под мобильные. И таких примеров, когда чаще всего выбирают наиболее простой путь, можно привести много.

Существует немало способов сделать сайт лучше, которые требуют серьезных инвестиций времени и денег. Чем больше таких вещей вы реализуете у себя, тем большим будет ваш отрыв от конкурентов. Что самое интересное, в большинстве случаев речь идет о разовой работе, но ее реализация обеспечивает преимущества в долгосрочной перспективе.

Изучайте своих конкурентов

Определите их сильные и слабые стороны, изучите стратегию и сравните со своими действиями. Автоматизированные сервисы – это хорошо, но работать нужно и руками. Можно создать обычный файл в Excel/Google Docs, в котором вынести в одну колонку сайты конкурентов (или конкретные страницы), а по остальным колонкам разнести пункты, по которым будет проводится анализ.

Пример такой таблицы по странице услуг:

Потратив время на анализ, становится понятно, что именно можно улучшить. На примере этой же таблицы можно сделать несколько выводов:

  • дизайн не так уж и важен, но с его помощью можно выделиться;
  • список преимуществ и фото есть не у всех, хотя потенциальному клиенту эта информация может быть интересной;
  • видео и отзывы – именно та фишка, которой нет ни у кого из нашего списка, так что этим стоит заняться;
  • хорошее портфолио работ – тоже редкость;
  • кроме опции обратного звонка, никакие другие интерактивные элементы на сайтах конкурентов не используются. Сделав даже простенький калькулятор расчета стоимости, уже можно рассчитывать на хороший отклик.

При попытке внедрить дополнительные элементы на странице делайте это аккуратно, чтобы избежать информационной перегрузки. И в зависимости от ниши, список пунктов в табличке может быть существенно больше, чем на примере.

Занимаясь развитием своего сайта, думайте не только о его оптимизации под поисковые системы, но и о том, как сделать его лучше для людей. Ведь именно от ваших клиентов зависит то, будет ли успешным ваш бизнес. И надеюсь, моя статья вам в этом поможет.

А какие еще по вашему мнению есть способы сделать свой сайт лучше, чем у конкурентов? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Несмотря на свой молодой возраст Михаил Вандаловский – известный киевский регент. Он возглавляет хор столичного храма святого апостола Андрея Первозванного, также он хормейстер капеллы «Днипро» Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, певец джазового ансамбля Ad Libitum, занявшего второе место в 2010 году на песенном конкурсе «Червона Рута», певец муниципального камерного хора «Киев». Кроме этого, он еще и вокалист, композитор, аранжировщик, и в недалеком прошлом ― прекрасный скрипач. Его часто приглашают на престольные праздники разных храмов, дабы хор под его чутким «руководством» украсил праздничное богослужение, а потом и застолье. Поэтому именно к нему мы решили обратиться, чтобы разузнать, чем живет молодой музыкант, какие тенденции наблюдаются сегодня в церковной хоровой музыке, и за какими церковными хорами будущее: профессиональными или аматорскими.

О церковных хорах: певческие конкурсы решают проблему коммуникации

― В этом году в Киеве состоялся первый фестиваль-конкурс приходских коллективов «Пентикостия», проведенный по благословлению Блаженнейшего Митрополита Владимира. Как ты относишься к этому начинанию?

― Хочу сказать, что это очень важная инициатива, за которую я хочу лично поблагодарить Блаженнейшего Митрополита Владимира и настоятеля храма Преображения Господня архиепископа Александра (Драбинко). К сожалению, я не смог принять участие в конкурсе, но в следующем году обязательно примем участие. Считаю, что такой фестиваль нужен церковному Киеву. На мой взгляд, в дальнейшем можно больше внимания обратить на выполнение богослужебных задач, таких как: пение с листа стихир и тропарей на гласы, мобильная подстройка тональностей и расположения аккорда под возгласы священнослужителей, логичное и своевременное пение прошений во время ектений. На первый взгляд это может показаться не таким важным аспектом, но на самом деле это очень важно. То есть, больше упора делать именно на практические вопросы пения церковных хоров во время богослужений. Фестиваль «Пентикостия» хорош тем, что он решает проблему коммуникации между православными хорами. Было бы здорово, если бы на базе фестиваля была создана единая площадка, вроде ассоциации или клуба православных хоров, где можно будет делиться нотами, опытом и обсуждать новые направления творчества.

― Почему именно нотами? Что, есть проблема с тем, чтобы их достать?

― Для начинающего хора это может стать проблемой. До сих пор не существует единого православного ресурса, где можно было бы найти ноты тех или иных песнопений. Есть различные сайты, но пока все это очень слабо развито. Еще, к сожалению, есть проблема с тем, что между хорами храмов не очень принято нотами обмениваться. Например, мне, когда я начинал свою регентскую деятельность, некоторые ноты приходилось доставать вообще чуть ли не хитростью. Сейчас у нас есть проблема с тем, чтобы достать ноты или крюки под древние богослужебные распевы.

― Сколько лет нужно, чтобы создать свой церковный хор?

― Чтобы создать хороший церковный хор нужно Божие произволение, человеческое усердие, терпение, и самое главное ― любовь к тому, чем занимаешься. А время ― это как Бог даст. Можно репетировать год каждую субботу, а можно один месяц каждый день, смотря какие люди собрались вместе и насколько усердно они стараются во имя Господне. Кстати мужской хор намного сложнее собрать в храме, чем женский. Православные мужчины, как правило, добытчики в семье и они намного больше заняты, потому, как правило, им сложнее выбрать свободное время для репетиций.

«Нам есть, что миру показать!»

― Кого бы ты назвал сегодня в Украине лучшим среди церковных хоров и ансамблей?

― Когда я послушал три диска песнопений ансамбля «Сретение» под руководством дьякона Игоря Сахно из Харькова, я понял, что это сегодня лучшее исполнение древних распевов на территории стран СНГ. Исполнение песнопений Византии и Древней Руси, которое я слышал до сих пор, не идет ни в какое сравнение с тем, что исполняет коллектив Игоря Сахно. Кстати, в «Сретение» поет шесть человек и каждый из них, это, если так можно выразиться, мега-звезда. А четверо еще и первоклассные регенты. Так, Дмитрий Болгарский сейчас регент хора Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Неофициально он считается лучшим регентом Украины. Он издает ноты, воспитывает новых регентов, помогает другим регентам. Всегда поможет, растолкует, ответит на любой вопрос. Если когда-нибудь создадут какое-нибудь объединение регентов, наверное, это лучшая кандидатура, чтобы его возглавить. Другой участник «Сретения» ― Игорь Сахно регент хора харьковского храма Трех Святителей. Вячеслав Марцинков, регент архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора Днепропетровска. Сергей Ковалев, регент хора храма во имя святых мучеников Космы и Дамиана в Днепропетровске. Руководитель ансамбля «Сретение» Игорь Сахно стажировался у известного афинского протопсалта Ликурга Ангелопуло. Но кроме знания у него чувствуется еще и духовный опыт, личные отношения с Богом и постоянный настрой на молитву. Если вы возьмете запись болгарского распева «Тебе поем» в исполнении этого ансамбля ― это очень высокий уровень исполнения древних распевов. Думаю, с этим согласятся многие. Кроме уже перечисленных людей, я бы особо выделил Елену Соловей из храма Живоносный источник, которая является регентом молодежного хора Киево-Печерской Лавры. Она, кроме того, что блестяще проводит службы в Лавре, еще и умудряется вывозить свой хор за границу. Это здорово! Нужно обмениваться опытом, показывать нашу церковную певческую культуру не только на Украине, но и за рубежом. У них есть много чему поучиться, и им у нас тоже. А еще она гениальный преподаватель по дирижированию ― я у нее занимался несколько лет и очень ей за это благодарен. Хотелось бы упомянуть Александра Тарасенко, регента архиерейского хора «Воскресение» Свято-Воскресенского кафедрального собора города Ровно. Ну и конечно Богдан Плиш. В его хоре «Кредо», созданном на основе церковного хора, я пел на протяжении 5 лет и могу сказать, что он большой мастер своего дела. Я благодарен Богу за то, что встретил на своем пути такого музыканта.

Внутренние проблемы в церковных хорах есть, но мы видим и примеры «звездных» достижений

― Существует устойчивое мнение, что церковный хор ― это место, где часто вспыхивают ссоры, ходят сплетни и царит нездоровая конкуренция. Так ли это?

― В целом это не так. Но бывают варианты. Большое значение имеет регент. Как говорится: рыба гниет с головы. Если регент и певцы приходят в храм к Богу, а не ради заработка, проблем не будет. Обычно в светских хорах конкурируют намного больше, чем в церковных. В церковных хорах есть проблема другого рода ― разговоры между собой в ходе пения, перешептывания, когда не все хористы настроены на молитву, на прославление Бога должным образом. Просто надо приучить себя – ты зашел в храм и все, что было до того, оставил за дверью.

― Хотелось бы уточнить относительно вопроса оплаты работы хора. Есть мнение, что исполнителям в храме вообще платить не нужно, они должны петь безвозмездно…

― Меня часто спрашивают, а вы поете за деньги или нет? Я говорю, что если 5-10 евро это деньги, то за деньги… На самом деле, люди просто вынуждены брать эти 5-10 евро, для того чтобы выживать. И я понимаю, что когда люди спрашивают у меня о 5-10 гривнах, которых им не хватает, то это не от хорошей жизни. И мне очень жаль их и себя, что нам вообще приходится на такую тему разговаривать. Ну, виной тому не взгляд человека на Церковь, а тяжелая жизнь. Действительно, в странах, где уровень жизни выше, например, в Финляндии, православные приезжают петь в храм без оплаты. Но, они могут себе это позволить, потому что в миру зарабатывают хорошие деньги.

― Как ты считаешь, будущее в храмах за профессиональными хорами или за аматорскими?

― Я думаю, что в большей степени за аматорскими, правда, не в ближайшее время. Поработав с капеллой «Днипро» я могу сказать, что добиться хорошего качества пения можно и с аматорами. Например, недавно в Киев из Лондона приезжал хор «Ориана». Так вот это ― аматорский хор, его участники не профессиональные музыканты, но они исполнители высочайшего класса. Об уровне этого хора говорит то, что они записали совместный диск с ex-Led-Zeppelin Робертом Плантом и исполняли композицию Duel of the Fates к первому эпизоду «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Если можно создать такой хор, собрав обычных людей, каждый из которых имеет свое основное место работы не в хоре, а где-то вне его, так скажите, что мешает создать в храме или соборе хор из числа обычных прихожан, а не профессиональных певцов? Но думаю, что для всех уровней исполнителей найдется своя ниша. К сожалению, мы видим, что клиросы, состоящие из бабушек да дедушек не исчезают из храмов. Хотелось бы видеть картину наоборот. Представляете, вы приходите в храм, а там полный клирос молодых людей, слаженно воспевающих Бога. Это прекрасно! Все это постепенно так и будет. А церковные хоры, состоящие из профессиональных певцов, думаю, будут всегда. Одно другому не мешает. Ну, и конечно детские хоры. Хотелось бы и их пение чаще слышать в церкви.

О музыке: духовной и душевной

― Существует мнение, что человеку полезна лишь церковная музыка, а остальная – вредна для души. Как ты к этому относишься?

― Я категорически не согласен с этим. Я считаю, что большая часть всей хорошей музыки является душевной, а христианские песнопения ― духовными. В том числе душевна и та музыка, что исполняется исключительно на инструментах. Недавно начал читать одного автора – он сильно разделяет богослужебное пение и музыку. И пишет, что богослужебное пение – это вечно и хорошо, а вся остальная музыка – это плохо и это от лукавого. Я считаю такой подход своего рода современным гностицизмом – материя плохо, а дух это хорошо. И богослужебное пение, и классика, и многая современная музыка – это все от Господа. Только богослужебная музыка ― духовная, а остальная хорошая музыка – душевная. Да, есть некоторые стили музыки, которые можно действительно считать от лукавого, и которые несут зло. Но любая музыка, которая заставляет задуматься о вечном, которая говорит о красоте творения, греет душу и сердце, которая написана и исполнена человеком верующим или даже ищущим Бога и любящим то, что он исполняет ― хороша для души. Духовную же музыку можно исполнить так плохо и в таком состояние духа, что она уже не будет таковой.

― Сейчас модно ругать консерваторское хоровое пение и хвалить монастырское простопение. Это объективная критика или субъективная?

― Для этого есть и объективные причины, и не очень. Сейчас много исполняют в храмах Веделя, Бортнянского, Березовского, Леонтовича. Эти композиторы написали великолепную музыку. Но не у всех исполнителей есть тот духовный опыт, который был у этих композиторов. Проблемы начинаются, когда в хоре начинают петь так, чтобы не прославить Бога, а чтобы показать свои способности, выделится и утвердится за счет других. То есть когда начинается эгоизм. Концерн «Тебе Бога хвалим» Бортнянского в исполнение хора издательского отдела Московского Патриархата звучит так, что ни у кого не должно оставаться сомнений, что эту музыку написал прекрасный верующий композитор. Хотя это многоголосное сочинение, в котором присутствуют и сложные для слуха аккорды, и модуляции, и полифония. Но это спето с духовным наполнением, с чувством, очень слажено, без эгоизма отдельных исполнителей, и главное ― в духе. Еще я хочу отметить, что плохо бывает не только, когда человек умеет хорошо петь, но не имеет должных духовных качеств, но и наоборот. Когда кто-то петь не умеет, пусть это духовной жизни человек, все равно ничего толкового он не исполнит. Нужна гармония. Человек, окончивший консерваторию, сам по себе не может обладать каким-либо духовным опытом лишь только на основе освоенных им музыкальных дисциплин. Для этого надо быть верующим и воцерковленным человеком. Нужно иметь личные отношения с Богом, ощущать Его дыхание, видеть вечность. Поэтому, если вы видите, что произведение церковного композитора исполнено неподобающим образом, то проблема в большинстве случаев не в композиторе и его творении, а в регенте и его хоре.

― А какие субъективные причины?

― Как говорят, светлому все светло. Также и тут. Увы, в последнее время увеличилось количество людей, которые не помнят завещания: «Непрестанно радуйтесь». И не имеют должной любви к другим. Отсюда и попытка найти что-то злое, выискать недостатки даже в духовной музыке. Я сам иногда в себе это замечаю. Недавно, когда мы репетировали с хором «Киев» Литургию композитора Михаила Вербицкого, я поймал себя на мысли, что она написана как-то очень просто, сладко, и меня это раздражает. А потом спохватился: это ведь красивая, светлая, гармоничная музыка. Почему меня так «крутит»? Это значит, что проблема во мне. Я сейчас плохой, а не Михаил Вербицкий со своей Литургией. И на самом деле, я уверен, что мы поедем с этой Литургией в Канаду, и там будет множество людей, которые будут ликовать, плакать, слыша её, а многие из них потом придут в церковь, покаются, сделают дела милосердия. Когда мы исполняли капеллой «Днипро» запричастный стих Березовского «Блаженни яже избрал» (это первый трек нашего диска) люди пели и плакали, не от горя ― от того, что ощущали любовь Творца, вечность, надежду. Тогда мне в голову пришла такая мысль, что не Березовский придумал эту музыку, ее придумал Господь, она была всегда, она из вечности, где нет начала и конца. А Березовский лишь открыл ее и записал, чтобы мы ее тоже смогли увидеть, передать другим. Это от Бога и свидетельство тому – люди, которые под эту музыку учатся молиться, любить, надеется, прощать и верить.

«Воспеть песнь Богу так, чтобы Ему пели души всех, кто стоит в храме»

― Ты назвал некоторых композиторов, писавших церковную музыку и, конечно, я хотел уточнить, как ты относишься к Рахманинову и его творчеству?

― Всенощное бдение Рахманинова ― доказательство того, что не обязательно человеку быть в сане или быть монахом, чтобы писать великолепную духовную музыку. Если посмотреть на музыку другого композитора – Моцарта, на его «Реквием» или «Мессу» в «до минор» – это также духовная музыка высочайшего класса и уровня. Вопрос только в том, чтобы исполнение этих произведений не превратилось в вычурное, чересчур импульсивное. Или наоборот пластмассовое, бездушное, механическое. И музыка Рахманинова и Моцарта могут быть исполнены как духовно наполненными, так и наоборот. Я рекомендую послушать, как исполняет киевский хор «Кредо» из Всенощного бдения Рахманинова «Ныне отпущаеши», на диске «Киевский распев». Это образец для подражания, потому что есть и духовное наполнение и мастерство исполнения, и много-много всего. На самом деле, петь можно очень многих композиторов, но важно думать, как ты это споешь. Важно, как это повлияет на молитвенный процесс и молитвенный настрой в храме. Очень важно, сделать все, чтобы прихожане хотели молиться. Основная цель хора – воспеть песнь Богу и сделать так, чтобы Богу пели души всех, кто стоит в храме.

― Есть ли современные молодые украинские композиторы, которые пишут церковную музыку?

― Да, конечно. У нас в храме, например, поет Максим Кучмет, молодой композитор, который также пишет духовную музыку и песнопения. Причем пишет так, что это не выходит за рамки канона и в то же время дает что-то новое, некую новую струю.

― Сейчас модна мысль, что каждые распевы хороши для особого состояния. Например, для Пасхальной службы лучшие распевы Киево-Печерской Лавры, а для первой недели Великого Поста, скажем, византийские…

― Это очень субъективно. Например, помню на фестиваль «Глас Печерский» приезжает хор, который называется «Византия». Они поют первое произведение и все в восторге. Слушатели не могут понять ― на небе они или на земле. Все взлетают. Вот это настоящее православное пение! Второе произведение… Третье. Все начинают меняться в настроении. На четвертое песнопение люди начинают выходить из храма. Дело в том, что долго слушать византийские песнопения оказывается непросто для публики, которая в храме. А это была подготовленная публика, надо заметить. То есть, если приход готов к тому чтобы молиться долгое время и славить Бога, когда исполняется богослужение византийским распевом, то тогда можно, хоть все службы вести таким образом. А если нет, то не стоит и одной такой службы проводить.

― На каком языке сложнее петь, на украинском или на церковно-славянском?

― Это вопрос привычки. Технически для меня одинаково сложно петь на любом языке, но духовно я больше привык молиться на церковнославянском. Есть люди, которые хотят молиться на украинском или русском. Я считаю, что необходимо оставить право выбора по этому вопросу. Но, выбирать должен весь приход, а не только настоятель храма единолично или хор.

― Хотел спросить относительно темпа исполнения песнопений в церковных хорах. Сейчас есть тенденция петь все быстрее. Как к этому относишься?

― Хотелось бы в этом смысле замедлить процесс богослужения. То есть петь медленней и понятней. Если есть задача сохранить время Литургии, то возможно, от какой-то части службы лучше отказаться, но то, что осталось, петь надо медленней и понятней. К сожалению, часто сталкиваюсь с поспешностью в пении певцов. Иногда их скорость становится неуправляемой. Тогда ищу методы воздействия…

― Какие произведения сложнее петь – светские или церковные?

― Многие церковные произведения не супервиртуозны, в отличие, кстати, от светских. Но в церковном хоре непрестанно нужно еще иметь молитвенное состояние, нужно быть духовно готовым к Литургии. В светском ― свои, другие особенности.

Все думал: кому это нечего делать, перед пением все время какое-то «та-та-та»

― Расскажи о том, как ты начал заниматься музыкой…

― Я родился в Киеве. С раннего детства ходил в Крестовоздвиженский храм. Там на клиросе пел и читал мой папа, на хоре мама, и мой крестный – дядя Миша. И я помню, как он немного занижал (смеется – прим. авт.). Хотя этого тогда я точно знать не мог. Теперь я всегда большое внимание уделяю строю хора ― не позволяю петь ни на грамм фальшиво, так как это создаст внутренний дискомфорт не только поющим, но и слушающим. Уже тогда я обращал внимание, на то, как регент дает настройку на пение, думал: кому это нечего делать, перед пением все время какое-то «та-та-та». И поэтому сейчас стараюсь настройки хору давать тихо и своевременно. Так чтобы это не сбивало молитвенный дух службы. Но делал это неосознанно, то есть я что-то анализировал, а что, не понимал, но чувствовал дискомфорт во время неслаженного пения хора. Часто во время службы отец читал мне на ухо молитвы, объяснял, что происходит в храме. Иногда нам делали даже замечания, мол, чего вы разговариваете во время службы. Думаю, это очень важно – объяснять людям, что вообще происходит во время службы. Иначе получается человек пришел в храм, молится, как может, но что происходит, понимает только на уровне сердца, а этого мало. Потом я начал подниматься на хор, подпевать. С 6 лет пошел в музыкальную школу, начал играть на скрипке, фортепиано. Потом с 3-го класса поступил в школу Лысенко. Со мной много занималась бабушка, и она привила мне настоящее понятие о звуке. Впрочем, только через пять лет занятий на скрипке начинаешь понимать, что такое настоящий, наполненный звук. Бабушка положила на это немало труда. Она была профессиональный музыкант, закончивший консерваторию и аспирантуру. Учила в школе Лысенко и преподавала игру на скрипке.

― Как она тебя учила?

― Например, она говорила, что смычок всегда должен идти как по маслу. То есть ты представляешь, что водишь по куску масла смычком. Таким образом, ты можешь добиться, чтобы скрипка пела, а не скрипела. Через некоторое время я понял, что слышу не только звуки, слышу то, что за ними. А когда речь идет о религиозных произведениях, в том числе классической музыки для музыкальных инструментов, которая написана композиторами-христианами и имеет христианский смысл, то я слышу уже не только звуки и музыку, но и молитву в музыке. Дело ведь вовсе не в технике. Главное, уметь в двух-трех нотах ограниченных на земле, сыграть бесконечное и неограниченное, что есть на небе. То есть передать неисчерпаемую благодать и любовь Бога. Задача христианской музыки найти в звуках то, чего здесь, на этой земле, нет… Через некоторое время я решил заняться хоровым пением. Вначале я немного не понял, куда я попал. Люди в двух трех аккордах, ладно построенных, видели уже совершенные песнопения. Столкнулся с невысоким уровнем музицирования в хорах. Часто это было связано с дирижерами и их уровнем. Дирижер ― это своего рода лидер, но этот лидер должен не только все делать хорошо с точки зрения музыкальной вертикали, но и наполнить пение смыслом. Ну, потом, конечно, я увидел много прекрасных дирижеров и понял, что все реально, но нужно еще многому учиться.

Когда открылось Слово в звуке

― То есть музыка для тебя не просто набор звуков?

― Конечно. Для меня большое значение имеет то, что стоит за музыкой. Написано, что вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Так вот всегда нужно помнить, что слово можно сказать, а можно пропеть. Слово, в конце концов, можно просто выразить в музыке. Есть музыканты, которые, к сожалению, никогда это не поймут. Я говорю не о том, чтобы удивить кого-то профессионально исполненным crescendo или morendo. Я говорю о том, чтобы вложить смысл в то, что ты поешь. Исполнить музыку и песнопения, пережив опыт своей встречи с Богом и передав его другому человеку. Как говорила моя бабушка, наполнить звук не просто частотами, но смыслом.

― Давай вернемся к хоровому пению…

― Когда я учился в десятом классе школы Лысенко, мы создали смешанный хор «Небесні крила». Ребята сами просили, чтобы я с ними репетировал. Я охотно это делал, но, к сожалению, тогда еще мало чего понимал. Репетировали мы тогда в классах школы, и в иконописной мастерской моего отца на территории Киево-Печерской Лавры. Мы выступали в большом зале консерватории, в Киево-Печерской Лавре. Это были первые шаги, я начинал работать с хором, и это учило меня работать с людьми. Вообще хоровое пение учит еще и коммуникациям, правильному общению друг с другом. Когда я поступил в консерваторию и пришел на концерт камерного хора «Кредо», я был поражен как качеством пения хора, так и дирижерской техникой его руководителя Богдана Плиша. От техники дирижирования ведь очень много чего зависит. В жест также можно очень много вложить. Все, о чем я мог только мечтать, и даже более, было в его работе на репетициях и дирижировании на концертах. После этого я забросил свои детские попытки создать хор и начал еще охотнее изучать хоровое дело в консерватории. Пять лет я пропел в хоре «Кредо» и Богдана Плиша считаю своим вторым учителем после бабушки. После я начал узнавать много новых коллективов высокого уровня и учиться, и еще раз учиться.

― Что тебя больше всего поразило в технике Плиша?

― Я увидел, что хоровым пением также можно передать любовь к Богу и любовь Бога к нам, как и при помощи игры на скрипке. Увидел, что действительно можно играть на хоре, как на скрипке, только еще глубже, шире, и проникновеннее. Хотел бы еще отметить, что большое влияние на меня оказало знакомство с женским хором училища Глиера, и его руководителем Галиной Горбатенко. Хор училища Глиера и по сей день поет на уровне с лучшими хорами мира, и доказывает это регулярно на международных хоровых конкурсах. Я также пел в хоре храма Живоносный источник Киево-Печерской Лавры, где регент Алена Соловей. В ее хоре я по возможности пою и сейчас. Собственно из ее хора и вышел хор храма святого апостола Андрея Первозванного, где я регент. В консерватории я учился у преподавателя Олега Тимошенко дирижированию, но во многом научила меня ему именно Алена Соловей. Кстати она ученица Галины Горбатенко, и сейчас хормейстер в ее хоре. Общаемся, делимся опытом, развиваемся. В свое время параллельно с пением я занялся компьютерной музыкой и писал совершенно разные композиции. Через время появились заказы, и мне начали платить. Параллельно подрабатывал ― писал караоке и мелодии для мобильных телефонов. Одно время это приносило немалый доход и очень развило гармонический слух.

Я чувствую, что могу служить Богу и развиваюсь как профессионал. Как человек…

― Совместимо ли пение в церковном хоре и исполнение популярной или рок-музыки?

― Не знаю, но у меня это раньше получалось. Еще будучи в консерватории, параллельно своему обучению я играл в музыкальной группе, в том числе в разных заведениях. Мы играли Рэя Чарльза, Стинга, Джеймса Брауна. Это занимало у меня немало времени, ведь параллельно был и хор «Кредо», Лаврский молодежный хор, мой церковный хор, мелодии для мобильных телефонов, караоке, тусовки, компьютерные аранжировки. Я еле поспевал всюду – хорошо, что у меня был скутер. Мне нравилась моя жизнь тогда, нравится и сейчас. Ничего плохого в том, чем я занимался ― не было. Я общался с большим количеством разных, в том числе и не церковных, но хороших людей, исполнял совершенно разную музыку. Я жил, творил, искал.

Когда закончил консерваторию, почувствовал, что хочу найти что-то другое в своем времяпровождении с музыкой, и бросил многие занятия, в том числе и группу. Какое-то время мне понадобилось, чтобы понять, по какой дороге дальше идти.

Как-то мне позвонили, и предложили спеть небольшой концерт с джазовым ансамблем Man Sound. Я взял ноты и очень загорелся. Это были технически очень сложные музыкальные произведения. Я их выучил, спел с ансамблем, и почувствовал, что хотел бы параллельно с другими своими занятиями петь в джазовом ансамбле. Пожалуйста ― через пару месяцев я уже пою в Ad Libitum. И одновременно с этим иду в капеллу «Днипро» и хор «Киев». Так все и покатилось.

Я очень доволен, что имею возможность заниматься тем, чем занимаюсь, и иметь дело с теми людьми, с которыми поем вместе. В университетском хоре «Днипро» поют философы, математики, физики. Совершенно разная публика. Но главное, что многие теперь посещают храм, причем воцерковились через то, что начали петь в хоре. Эта работа стала подарком для меня. В Ad Libitum тоже большинство ребят поют в храмах. Кстати нас там шестеро, и трое из нас, включая меня, поют у нас в храме Андрея Первозванного. И у меня есть идея вообще объединить Ad Libitum и церковный хор, но пока это нереально, не все воцерковленные. Деньги пока зарабатываю очень малые, но я чувствую, что могу служить Богу и развиваюсь как профессионал ― как дирижер, как певец, как учитель и как ученик. Как человек.

С капеллой «Днипро» мы уже побывали с концертами в Германии, Швейцарии, в ближайшее время поедем в Италию. С Ad Libitum уже были на конкурсе в Германии, и думаю, в недалеком будущем будем много гастролировать. С хором «Киев» мы вообще уже побывали, не хватит места в интервью где! ― в очень многих странах. Этому хору уже 20 лет, и его дирижер Николай Гобдич профессионал экстракласса. Записал уже более 40-а дисков, дал более 1300-т концертов. В общем, есть чему и у кого учиться. В ближайшее время летим в Америку, Канаду, Голландию. Очень приятно и интересно работать в этом коллективе, плюс я уже пять лет регент в храме святого апостола Андрея Первозванного. Пока налаживаем контакты с зарубежьем, ищем спонсоров, поднимаем качество пения, готовимся к записям дисков, строим гастрольные планы. Вначале я опасался взять на себя эту ношу, но меня убедил настоятель храма протоиерей Владимир Савельев. Он буквально сказал, что мне надо быть смелее, и что дорогу осилит идущий. И я очень благодарен Богу за то, что Он дал мудрость сделать этот выбор, и благодарен настоятелю за то, что он помог мне принять правильное решение.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №409

ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕТСКОГО

для молодых специалистов,

разработанные учителем музыки

ШИРОКОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ЛЬВОВНОЙ

ДЕТСКИЙ ХОР

Это живой организм. Это живое существо, существо удивительное, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое.

Хор нужно не просто создать его нужно вырастить, как малое дитя, его придется учить и воспитывать - дать ему образование и наделить высокой духовностью ».

А.ПОНОМАРЕВ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоровая самодеятельность является органической частью художественного народного творчества - специфической формы деятельности широких масс, которая сочетает в себе идею массового культурного движения и обязательно искусств.

Эти две стороны - общественно-политическая и эстетическая - составляют ее сущность, находятся в тесной диалектической взаимосвязи.

Хоровое пение - это основа музыкальной культуры народа. Хоровое пение по своей природе отличается естественностью формы проявления коллективного творчества масс, оно наиболее доступно им.

Основная задача хорового коллектива - идейно-эстетическое воспитание певцов. С помощью хорового пения дети знакомятся с сокровищами фольклора, наследием русской национальной классики, советским композиторским творчеством и овладевают ими.

Хоровой коллектив подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную взыскательность, требовательность, что имеет большое значение в формировании человека будущего. Вот почему роль хормейстера, как художественного руководителя, интерпретатора, педагога и воспитателя с каждым годом приобретает все большую значимость.

хормейстерам.

Эти советы помогут облегчить начинающим руководителям организовать детский хоровой коллектив, помогут ответить на ряд вопросов:

  1. Какими качествами должен обладать руководитель хора?
  2. С чего начать организацию хорового коллектива?
  3. Роль хора в системе всей организации.
  4. Принципы режима его повседневной деятельности.
  5. Методы привлечения в хоровой кружок.
  6. Прослушивание поступающих в хор.
  7. Некоторые тезисы - аксиомы:
  • для администрации;
  • для родителей;
  • для детей.

С чего начать?

Так с чего же начать?

Наверное, с себя. Готовы ли мы посвятить себя избранному делу целиком? Есть ли для этого необходимая любовь и самоотверженность? Ведь придется не спать ночами, нередко отказываться от выходных, переживать частые творческие неудачи и довольствоваться редкими взлетами успеха и признания. И, наконец, хватит ли сил бороться с косностью, невежеством и бюрократией, что, к сожалению, встречается на нашем пути?

Если признались себе, что готовы справиться, что хватит терпения и настойчивости, можно браться за дело.

Прежде чем организовать хоровой коллектив, важно создать благожелательную для этого атмосферу. Достижение взаимопонимания с руководителями учреждения, при котором начинает жить детский творческий коллектив, - важнейшая задача в деятельности руководителей хора, который, обсуждая проблемы, выдвигая предложения и просьбы, должен быть образцом компетентности, деловитости, профессионализма.

Характерная черта настоящего профессионала - неудовлетворенность уровнем своих познаний. Важно знать свое дело и познание его продолжать всю свою творческую жизнь.

Руководитель самодеятельного хора должен быть не только педагогом-хормейстером, но и хорошим организатором, человеком находчивым,

инициативным. Эти качества особенно необходимы в момент создания коллектива.

Ситуации, при которых мы начинаем свою творческую деятельность, могут быть различны.

В одном случае - это работа с уже сложившимся коллективом, который по каком-либо причине лишился своего предыдущего руководителя. В этом случае надо хорошо осмыслить и понять старые традиции коллектива, взять за свою основу накопленный певцами положительный опыт.

Другой случай - когда создается новый хоровой коллектив. Хормейстер самостоятельно решает вопросы комплектования состава хора, определяет его художественно - творческое направление, т.е. на его плечи ложатся все организационные и творческие задачи, которые встают в момент создания хора - наиболее ответственный, трудоемкий и хлопотливый момент в жизни любого творческого коллектива, а самодеятельного - в особенности, так как самодеятельное творчество строится на добровольных началах.

Чтобы заинтересовать детей, требуется мастерство, большое терпение и настойчивость.

Итак, заручившись поддержкой администрации школы, клуба, Дома культуры целесообразно развернуть широкую пропаганду самой идеи создания хора. Для этого нужно использовать весь арсенал средств агитации за хоровое искусство:

  • местную и стенную печать;
  • местное радио;
  • афиши;
  • объявления.

Эффективными могут быть и личные беседы с потенциальными участниками. В итоге должна сложиться группа энтузиастов - ядро будущего коллектива.

Полезно организовать конкретное мероприятие, которое поможет вызвать интерес к хоровому пению, например выступление какого - либо хора или певческого ансамбля. После концерта желательно провести беседу слушателей с участниками выступившего коллектива. Это может стать самой действенной агитацией за хоровое пение. Словом, от руководителя требуется большая фантазия, инициатива в деле создания коллектива.

Процесс создания длится от одной - двух недель до года, в зависимости от реальных условий. Желательно, конечно, этот период не затягивать, привлечь к хоровому делу общественность и обязательно мобилизовать ее влияние.

А. Пономарев - художественный руководитель детской хоровой школы « Весна » разъясняет ряд вопросов стратегического значения в организации хорового коллектива.

В первую очередь - понимание роли хора в системе всей организации (школа, клуб) как очага культуры, творчества, духовности.

Хор должен стать гордостью организации, его жизнь должна быть оберегаема всеми службами, в ней необходимо видеть и ценить некоторую таинственность, хрупкость и романтизм.

Имея в виду задачу вырастить хор, необходимо выдержать принципы режима его повседневной деятельности, то есть создать условия для его постоянного роста и развития.

Хор должен иметь свое место - зал для занятий, комнаты для работы руководителя, различных творческих групп, хранения нот, принадлежностей, альбомов, реликвий и т.д.

Должны быть свои стены в общем коридоре для стендов, объявлений, приглашений.

Занятия должны быть регулярными. Обеспечить регулярность не всегда просто. Дни и часы занятий хора по расписанию должны быть неприкосновенны для администрации. Отношение к расписанию со стороны администрации и руководителей хора характеризует их серьезность и компетентность, прямо соответствует авторитету хора и пониманию его роли.

Состав хорового кружка не ограничивается какими - либо рамками и требованиями к участникам. В него, практически, входят все желающие. Наша задача - заинтересовать занятиями всех. Дело это нелегкое; его успех зависит от умения увлечь детей, которые чаще всего не представляют, насколько интересно и увлекательно пение в хоре. Ведь многие приходят из-за любопытства, просто интересно провести время.

Не нужно завлекать участников в хор обещаниями успешной концертной деятельности, гастрольными поездками. Во-первых, нет гарантии, что коллектив сможет вырасти до высоких творческих вершин. Во - вторых, необходимо учитывать местные условия и возможности работы коллектива. И, конечно, давая установку на высокий художественный результат, который часто оказывается недостижимым, можно разочаровать участников, и коллектив распадется. Этим я до сих пор всегда руководствовалась в своей практике.

Организация хорового коллектива на базе средней школы 409 заставила действовать обратно. Детей, занятых почти во всех кружках и мероприятиях в школе и Доме культуры, оказалось сложно чем - то удивить. И откликнулись они, к удивлению, преимущественно, получив положительный ответ па один и тот же вопрос:

  • « Выступать будем? »
  • «А выезжать с концертами? »
  • « А одной можно петь? »

Как видно, иногда можно и сверхзадачу ставить, но осторожно и умело решая ее и направляя в нужное русло. Конечно, решение вопроса подобным образом требует большой трудоспособности, творческой активности.

В зависимости от контингента желающих петь, создаваемый хор может быть мужским, женским или смешанным. Оптимальное число участников хора составляет, как правило, 20-30 детей. Но, может возникнуть и большой по составу хор. Такой коллектив создается при серьезной моральной и материально - технической поддержке администрации.

Какие же качества необходимо выявить в ребенке, пожелавшем поступить в хор, и как это сделать?

Прежде всего, необходимо убедиться в том, что ребенок здоров во всех отношениях. Нельзя принимать в хор детей с хронически больным голосовым аппаратом - пение « через силу » не принесет им радости, очень осторожно нужно решать вопрос о приеме в хор ребенка с нарушенной психикой - ведь ему предстоят часы и дни очень напряженной работы и двойной нагрузки (школа и хор!). В некоторых случаях нужна серьезная беседа с родителями.

Перед прослушиванием поступающих в хор надо постараться создать атмосферу, при которой ребенку захотелось бы выглядеть, как можно лучше. Руководителям хора к этому дню нужно хорошо подготовиться. Чистое, нарядное помещение, доброжелательность и торжественность, спокойствие и деловитость. Присутствие родителей нежелательно. Руководитель хора и его помощник, могут принимать участие и другие педагоги.

Чтобы снять с детей естественную стеснительность, скованность, первые занятия целесообразно посвятить знакомству с коллективом, дать возможность поближе узнать друг друга. Хормейстер по очереди должен познакомиться с каждым ребенком: побеседовать с ним и определить уровень музыкальных данных.

Общение с ребенком во время прослушивания всегда очень индивидуально. Надо быть особенно чутким, человечным и тактичным, ведь кому - то придется отказать, а лучше всего, если бы удалось увидеть в таком ребенке другие способности и убедить его, что в другом кружке ему будет гораздо интереснее.

Начать надо со знакомства:

  • как зовут?
  • любит ли ребенок петь, слушать музыку?
  • какая песня нравится больше других?
  • что споет сейчас?

Песню надо выслушать до конца, не сбивать, а соучаствовать в исполнении. Не каждый ребенок может « показать » себя сразу из-за застенчивости, скромности, растерянности и даже страха, он может просто не понять, чего от него хотят. В таких случаях рекомендуется выявить какое - нибудь, даже малозаметное, музыкальное качество и, зацепившись за него, раскачать, расшевелить творческие задатки, определив его шансы на поступление в хор.

Опыт работы показывает, что через год малозаметные вначале, со скромными данными дети, вдруг начинают развиваться так быстро, что обгоняют иных «вундеркиндов », которые таковыми только показались вначале, но, увы, надежд не оправдали.

Первому занятию хора должна предшествовать встреча с родителями хористов. К ней нужно хорошо приготовиться. Если место будущих занятий хора – зал или большой класс - уже подготовлено, то хорошо бы посадить родителей на хоровые места. Чтобы собрание началось вовремя, дата и время его проведения должны быть определены с учетом занятости родителей на работе.

Конечно, их часто могут заменять бабушки и дедушки,

Начать нужно с поздравления. Еще раз представиться и познакомить родителей с коллегами, концертмейстером, педагогами.

По возможности, проще и доходчивее рассказать родителям о роли искусства и музыки в жизни человека, о большом значении личного участия в коллективном творчестве наших детей, которое будет; способствовать воспитанию в них чувства прекрасного, потребности в труде, верности в дружбе, преданности идеалам, расширит их кругозор, благотворно отзовется на их воспитанности и культуре.

Надо разъяснить родителям, что наша цель - не создание « кружка », а создание храма искусства, что дети будут здесь не развлекаться, а обогащаться и очищаться духовно.

На первом родительском собрании желательно остановиться только на некоторых принципиальных положениях, особенно важных в начальный период становления хора. Это, прежде всего, дисциплина и взаимное уважение. Дисциплина в хоре одна для всех!

Для детей - полное равенство и одинаковая ответственность младших и старших перед хором в вопросах режима:

  • опоздания;
  • пропуски;
  • внешний вид;
  • общественная работа.

Находить удовольствие в заботе друг о друге (их надо этому учить!), привыкнуть к вежливому обращению с товарищами, со взрослыми.

Для родителей - недопустимость попыток поставить своего ребенка, даже однократно, в исключительное положение, например, заставить пропустить занятие по неуважительным причинам:

  • день рождения;
  • билеты в кино;
  • наказание за непослушание;
  • гости;
  • дача;
  • холодная погода;
  • плохое настроение.

Для администрации - незыблемость расписания, уважение к выделенной хору территории (невторжение!), согласование любых действий, касающихся хора, с его руководителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №409

ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕТСКОГО

ХОРА

для молодых специалистов,

разработанные учителем музыки

ШИРОКОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ЛЬВОВНОЙ

2010 г.

ДЕТСКИЙ ХОР

Это живой организм. Это живое существо, существо удивительное, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое.

Хор нужно не просто создать его нужно вырастить, как малое дитя, его придется учить и воспитывать - дать ему образование и наделить высокой духовностью ».

А.ПОНОМАРЕВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоровая самодеятельность является органической частью художественного народного творчества - специфической формы деятельности широких масс, которая сочетает в себе идею массового культурного движения и обязательно искусств.

Эти две стороны - общественно-политическая и эстетическая - составляют ее сущность, находятся в тесной диалектической взаимосвязи.

Хоровое пение - это основа музыкальной культуры народа. Хоровое пение по своей природе отличается естественностью формы проявления коллективного творчества масс, оно наиболее доступно им.

Основная задача хорового коллектива - идейно-эстетическое воспитание певцов. С помощью хорового пения дети знакомятся с сокровищами фольклора, наследием русской национальной классики, советским композиторским творчеством и овладевают ими.

Хоровой коллектив подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную взыскательность, требовательность, что имеет большое значение в формировании человека будущего. Вот почему роль хормейстера, как художественного руководителя, интерпретатора, педагога и воспитателя с каждым годом приобретает все большую значимость.

хормейстерам.

Эти советы помогут облегчить начинающим руководителям организовать детский хоровой коллектив, помогут ответить на ряд вопросов:

  1. Какими качествами должен обладать руководитель хора?
  2. С чего начать организацию хорового коллектива?
  3. Роль хора в системе всей организации.
  1. Принципы режима его повседневной деятельности.
  1. Методы привлечения в хоровой кружок.
  2. Прослушивание поступающих в хор.
  3. Некоторые тезисы - аксиомы:
  1. для администрации;
  2. для родителей;
  3. для детей.

С чего начать?

Так с чего же начать?

Наверное, с себя. Готовы ли мы посвятить себя избранному делу целиком? Есть ли для этого необходимая любовь и самоотверженность? Ведь придется не спать ночами, нередко отказываться от выходных, переживать частые творческие неудачи и довольствоваться редкими взлетами успеха и признания. И, наконец, хватит ли сил бороться с косностью, невежеством и бюрократией, что, к сожалению, встречается на нашем пути?

Если признались себе, что готовы справиться, что хватит терпения и настойчивости, можно браться за дело.

Прежде чем организовать хоровой коллектив, важно создать благожелательную для этого атмосферу. Достижение взаимопонимания с руководителями учреждения, при котором начинает жить детский творческий коллектив, - важнейшая задача в деятельности руководителей хора, который, обсуждая проблемы, выдвигая предложения и просьбы, должен быть образцом компетентности, деловитости, профессионализма.

Характерная черта настоящего профессионала - неудовлетворенность уровнем своих познаний. Важно знать свое дело и познание его продолжать всю свою творческую жизнь.

Руководитель самодеятельного хора должен быть не только педагогом-хормейстером, но и хорошим организатором, человеком находчивым,

инициативным. Эти качества особенно необходимы в момент создания коллектива.

Ситуации, при которых мы начинаем свою творческую деятельность, могут быть различны.

В одном случае - это работа с уже сложившимся коллективом, который по каком-либо причине лишился своего предыдущего руководителя. В этом случае надо хорошо осмыслить и понять старые традиции коллектива, взять за свою основу накопленный певцами положительный опыт.

Другой случай - когда создается новый хоровой коллектив. Хормейстер самостоятельно решает вопросы комплектования состава хора, определяет его художественно - творческое направление, т.е. на его плечи ложатся все организационные и творческие задачи, которые встают в момент создания хора - наиболее ответственный, трудоемкий и хлопотливый момент в жизни любого творческого коллектива, а самодеятельного - в особенности, так как самодеятельное творчество строится на добровольных началах.

Чтобы заинтересовать детей, требуется мастерство, большое терпение и настойчивость.

Итак, заручившись поддержкой администрации школы, клуба, Дома культуры целесообразно развернуть широкую пропаганду самой идеи создания хора. Для этого нужно использовать весь арсенал средств агитации за хоровое искусство:

  1. местную и стенную печать;
  2. местное радио;
  3. афиши;
  4. объявления.

Эффективными могут быть и личные беседы с потенциальными участниками. В итоге должна сложиться группа энтузиастов - ядро будущего коллектива.

Полезно организовать конкретное мероприятие, которое поможет вызвать интерес к хоровому пению, например выступление какого - либо хора или певческого ансамбля. После концерта желательно провести беседу слушателей с участниками выступившего коллектива. Это может стать самой действенной агитацией за хоровое пение. Словом, от руководителя требуется большая фантазия, инициатива в деле создания коллектива.

Процесс создания длится от одной - двух недель до года, в зависимости от реальных условий. Желательно, конечно, этот период не затягивать, привлечь к хоровому делу общественность и обязательно мобилизовать ее влияние.

А. Пономарев - художественный руководитель детской хоровой школы « Весна » разъясняет ряд вопросов стратегического значения в организации хорового коллектива.

В первую очередь - понимание роли хора в системе всей организации (школа, клуб) как очага культуры, творчества, духовности.

Хор должен стать гордостью организации, его жизнь должна быть оберегаема всеми службами, в ней необходимо видеть и ценить некоторую таинственность, хрупкость и романтизм.

Хор - дитя школы (или клуба), но не грампластинка для дежурных выступлений.

Имея в виду задачу вырастить хор, необходимо выдержать принципы режима его повседневной деятельности, то есть создать условия для его постоянного роста и развития.

Хор должен иметь свое место - зал для занятий, комнаты для работы руководителя, различных творческих групп, хранения нот, принадлежностей, альбомов, реликвий и т.д.

Должны быть свои стены в общем коридоре для стендов, объявлений, приглашений.

Занятия должны быть регулярными. Обеспечить регулярность не всегда просто. Дни и часы занятий хора по расписанию должны быть неприкосновенны для администрации. Отношение к расписанию со стороны администрации и руководителей хора характеризует их серьезность и компетентность, прямо соответствует авторитету хора и пониманию его роли.

Состав хорового кружка не ограничивается какими - либо рамками и требованиями к участникам. В него, практически, входят все желающие. Наша задача - заинтересовать занятиями всех. Дело это нелегкое; его успех зависит от умения увлечь детей, которые чаще всего не представляют, насколько интересно и увлекательно пение в хоре. Ведь многие приходят из-за любопытства, просто интересно провести время.

Не нужно завлекать участников в хор обещаниями успешной концертной деятельности, гастрольными поездками. Во-первых, нет гарантии, что коллектив сможет вырасти до высоких творческих вершин. Во - вторых, необходимо учитывать местные условия и возможности работы коллектива. И, конечно, давая установку на высокий художественный результат, который часто оказывается недостижимым, можно разочаровать участников, и коллектив распадется. Этим я до сих пор всегда руководствовалась в своей практике.

Организация хорового коллектива на базе средней школы 409 заставила действовать обратно. Детей, занятых почти во всех кружках и мероприятиях в школе и Доме культуры, оказалось сложно чем - то удивить. И откликнулись они, к удивлению, преимущественно, получив положительный ответ па один и тот же вопрос:

  1. « Выступать будем? »
  2. «А выезжать с концертами? »
  3. « А одной можно петь? »

Как видно, иногда можно и сверхзадачу ставить, но осторожно и умело решая ее и направляя в нужное русло. Конечно, решение вопроса подобным образом требует большой трудоспособности, творческой активности.

В зависимости от контингента желающих петь, создаваемый хор может быть мужским, женским или смешанным. Оптимальное число участников хора составляет, как правило, 20-30 детей. Но, может возникнуть и большой по составу хор. Такой коллектив создается при серьезной моральной и материально - технической поддержке администрации.

Какие же качества необходимо выявить в ребенке, пожелавшем поступить в хор, и как это сделать?

Прежде всего, необходимо убедиться в том, что ребенок здоров во всех отношениях. Нельзя принимать в хор детей с хронически больным голосовым аппаратом - пение « через силу » не принесет им радости, очень осторожно нужно решать вопрос о приеме в хор ребенка с нарушенной психикой - ведь ему предстоят часы и дни очень напряженной работы и двойной нагрузки (школа и хор!). В некоторых случаях нужна серьезная беседа с родителями.

Перед прослушиванием поступающих в хор надо постараться создать атмосферу, при которой ребенку захотелось бы выглядеть, как можно лучше. Руководителям хора к этому дню нужно хорошо подготовиться. Чистое, нарядное помещение, доброжелательность и торжественность, спокойствие и деловитость. Присутствие родителей нежелательно. Руководитель хора и его помощник, могут принимать участие и другие педагоги.

Чтобы снять с детей естественную стеснительность, скованность, первые занятия целесообразно посвятить знакомству с коллективом, дать возможность поближе узнать друг друга. Хормейстер по очереди должен познакомиться с каждым ребенком: побеседовать с ним и определить уровень музыкальных данных.

Общение с ребенком во время прослушивания всегда очень индивидуально. Надо быть особенно чутким, человечным и тактичным, ведь кому - то придется отказать, а лучше всего, если бы удалось увидеть в таком ребенке другие способности и убедить его, что в другом кружке ему будет гораздо интереснее.

Начать надо со знакомства:

  1. как зовут?
  2. любит ли ребенок петь, слушать музыку?
  3. какая песня нравится больше других?
  4. что споет сейчас?

Песню надо выслушать до конца, не сбивать, а соучаствовать в исполнении. Не каждый ребенок может « показать » себя сразу из-за застенчивости, скромности, растерянности и даже страха, он может просто не понять, чего от него хотят. В таких случаях рекомендуется выявить какое - нибудь, даже малозаметное, музыкальное качество и, зацепившись за него, раскачать, расшевелить творческие задатки, определив его шансы на поступление в хор.

Опыт работы показывает, что через год малозаметные вначале, со скромными данными дети, вдруг начинают развиваться так быстро, что обгоняют иных «вундеркиндов », которые таковыми только показались вначале, но, увы, надежд не оправдали.

Первому занятию хора должна предшествовать встреча с родителями хористов. К ней нужно хорошо приготовиться. Если место будущих занятий хора – зал или большой класс - уже подготовлено, то хорошо бы посадить родителей на хоровые места. Чтобы собрание началось вовремя, дата и время его проведения должны быть определены с учетом занятости родителей на работе.

Конечно, их часто могут заменять бабушки и дедушки, но на первой встрече лучше видеть маму и папу.

Начать нужно с поздравления. Еще раз представиться и познакомить родителей с коллегами, концертмейстером, педагогами.

По возможности, проще и доходчивее рассказать родителям о роли искусства и музыки в жизни человека, о большом значении личного участия в коллективном творчестве наших детей, которое будет; способствовать воспитанию в них чувства прекрасного, потребности в труде, верности в дружбе, преданности идеалам, расширит их кругозор, благотворно отзовется на их воспитанности и культуре.

Надо разъяснить родителям, что наша цель - не создание « кружка », а создание храма искусства, что дети будут здесь не развлекаться, а обогащаться и очищаться духовно.

На первом родительском собрании желательно остановиться только на некоторых принципиальных положениях, особенно важных в начальный период становления хора. Это, прежде всего, дисциплина и взаимное уважение. Дисциплина в хоре одна для всех!

Для детей - полное равенство и одинаковая ответственность младших и старших перед хором в вопросах режима:

  1. опоздания;
  2. пропуски;
  3. внешний вид;
  4. общественная работа.

Находить удовольствие в заботе друг о друге (их надо этому учить!), привыкнуть к вежливому обращению с товарищами, со взрослыми.

Для родителей


2. Соблюдайте принципы визуальной иерархии

Знаете, в чем отличие правильного лендинга от неправильного? Первый - очень продуманный, и вы воспринимаете его не хаотично, а последовательно. Хороший пример - по ссылке . Обратите внимание, насколько плавно вы переходите от одного пункта к другому, не пропуская ни одного слова.

3. Покажите, что нужно делать - добавьте кнопки с призывами к действию

Вы же не хотите, чтобы человек посмотрел на ваш лендинг, пожал плечами и ушел ни с чем? Значит, объясните ему, что нужно делать - добавьте кнопки с призывами к действию. Напоминаем, что тексты этих кнопок должны быть короткими и четкими - такими, как на этой странице .

4. Поработайте над оформлением - ваш лендинг должен нравиться людям

Лендинги должны вызывать любопытство, симпатию и желание нажать на кнопку. Как этого добиться? Мы знаем несколько проверенных способов: красивые фотографии, видео в качестве фона или оригинальные концепции - например, как вот .

5. Придумайте такой текст, который захочется дочитать до конца

Вы, конечно, знаете, что текст очень важен и что его роль сложно преувеличить. Лендинг - это не сайт, места у вас не очень много, поэтому тщательно взвешивайте слова и оставляйте только самые нужные. Перед вами - очень хороший пример блестяще написанного текста, который вдохновляет, заставляет поверить в свои силы и начать действовать.

6. Не забудьте добавить пару-тройку качественных и красивых фотографий

Хороший лендинг должен прочитываться за секунды и вызывать у человека положительные эмоции, поэтому нам понадобятся красивые изображения в высоком разрешении. Смотрите: сногсшибательные снимки работают в паре со стрелками и заставляют вас прокрутить страницу до конца. Еще один отличный пример перед вами :

7. Объясните читателю, в чем его выгода

Вы просите человека выполнить какое-либо действие: купить, подписаться, скачать, зарегистрироваться и т.д. А что он получит взамен? Запомните: хороший лендинг должен объяснять человеку, в чем его выгода. Отличный пример - страница про , сделанные на Wix. Вы читаете и понимаете, что это удобно и выгодно, потому что бесплатно и никакой комиссии. Четко, коротко, заманчиво.