Программа обеспечения качества пок пример. Положение о разработке программ обеспечения качества при проектировании изделий, поставляемых на объекты аэ

РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
ПО ВЫГРУЗКЕ ОТРАБОТАВШИХ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ СБОРОК
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА "ЛЕПСЕ"


Дата введения 2001-06-04


УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госатомнадзора России от 04.06.2001 г. N 6


Настоящее руководство по безопасности содержит рекомендации Госатомнадзора России по разработке общей и частных программ обеспечения качества выполнения работ по выгрузке отработавших тепловыделяющих сборок из птб "Лепсе" при реализации комплексного проекта утилизации "Лепсе", предусматривающего проведение выгрузки сборок, в том числе дефектных, из хранилища птб "Лепсе" с использованием специально изготовленного технологического оборудования.

Рекомендации конкретизируют применительно к указанной деятельности требования к программам обеспечения качества выполнения работ в хранилище ядерного топлива третьего класса безопасности, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Правила безопасности при хранении и транспортировке ядерного топлива на объектах ядерной энергетики" (ПНАЭ Г-14-029-91) и "Требования к программе обеспечения качества эксплуатации атомного флота" (РД-31.20.24-94), дополняя эти требования применимыми в соответствии со спецификой указанной деятельности требованиями, установленными для атомных станций действующими федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Требования к программе обеспечения качества для АС" (НП-011-99) и "Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности АС с реакторами типа ВВЭР" (ПНАЭ Г-01-036-95). Рекомендации настоящего руководства также позволяют эксплуатирующей организации и организациям, выполняющим работы для эксплуатирующей организации и предоставляющим ей услуги, корректно учесть при разработке программы обеспечения качества требования введенного в действие регламента проведения обязательной сертификации оборудования и изделий отечественного и иностранного производства, имеющих отношение к безопасности. В приложениях к настоящему руководству представлены рекомендации, позволяющие выполнить разработку всех необходимых разделов программы обеспечения качества в соответствии с применимыми требованиями НП-011-99 , ПНАЭ Г-01-036-95 , РД-31.20.24-94.

Настоящее руководство выпускается впервые.

В его разработке принимали участие Агеев А.В., Арутюнян В.А., Лаухин Е.В., Плужников И.М. (Госатомнадзор России), Гордон Б.Г., Строганов А.А., Шульгин А.Я. (НТЦ ЯРБ).

В настоящем руководстве учтены замечания управлений центрального аппарата Госатомнадзора России, Северо-Европейского межрегионального территориального округа Госатомнадзора России, Минтранса России, эксплуатирующей организации ОАО "Мурманское морское пароходство", а также экспертов Норвежского агентства по радиационной безопасности, Шведского инспектората по ядерной и радиационной безопасности, МАГАТЭ и Великобритании.

Перечень сокращений

Перечень сокращений

Отработавшие тепловыделяющие сборки

Программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке OTBС из птб "Лепсе" при реализации комплексного проекта "Лепсе" (далее - Проект)

Общая программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" при реализации Проекта

Частная программа обеспечения качества разработки (проектирования) установки (представляющей из себя комплекс оборудования) для выгрузки ОТВС из птб "Лепсе" (далее - установка)

Частная программа обеспечения качества разработки входящего в состав установки оборудования, важного для безопасности при реализации Проекта

Частная программа обеспечения качества изготовления входящего в состав установки оборудования, важного для безопасности при реализации Проекта

Частная программа обеспечения качества сооружения установки - монтажа и наладки входящего в состав установки оборудования, важного для безопасности при реализации Проекта

Частная программа обеспечения качества ввода в эксплуатацию установки

Частная программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" (эксплуатации установки), включающих: извлечение пеналов с ОТВС из танков хранилища "Лепсе", их сушку, помещение в чехлы и герметизацию чехлов, помещение чехлов в контейнеры, транспортирование контейнеров в определенные Проектом хранилища для временного хранения контейнеров с выгруженными из птб "Лепсе" ОТВС перед их транспортированием за пределы площадки эксплуатирующей организации

ПОК(ВвЭ)У

Частная программа обеспечения качества дезактивации и демонтажа оборудования, предназначенного для выгрузки ОТВС из птб "Лепсе", и при обращении с образованными вторичными радиоактивными отходами после завершения выгрузки ОТВС

Плавучая техническая база

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе применяются следующие термины и определения:

Качество - совокупность свойств и характеристик работ (услуг) или оборудования при выгрузке ОТВС из птб "Лепсе", определяющая пригодность результатов работ (услуг) или оборудования удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением этих работ (услуг) или оборудования.

Контроль качества - элемент деятельности по обеспечению качества, позволяющий определить, соответствует ли работа (услуга) и/или оборудование установленным требованиям.

Корректирующие меры - меры по устранению выявленных несоответствий с целью предотвращения их повторного возникновения.*

Несоответствие - невыполнение одного или нескольких установленных требований.*

________________

* Определение дано по НП-011-99

Обеспечение качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" при реализации Проекта (далее - обеспечение качества) - планируемая и систематически осуществляемая деятельность, направленная на выполнение установленным образом всех работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе", влияющих на ядерную и радиационную безопасность, и соответствие их результатов установленным требованиям.

Общая программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" при реализации Проекта - программа обеспечения качества реализации Проекта эксплуатирующей организацией (ОАО "Мурманское морское пароходство"), организующая и координирующая деятельность эксплуатирующей организации и организаций, выполняющих работы для эксплуатирующей организации и предоставляющих ей услуги (РТП "Атомфлот", SGN и др.), в области обеспечения качества.

Пересмотр программы обеспечения качества - проверка ПОК в целях подтверждения ее соответствия установленным требованиям или возможного усовершенствования.

Политика в области обеспечения качества - основные направления и цели эксплуатирующей организации, реализующей Проект, или организации, выполняющей работы для эксплуатирующей организации и предоставляющей ей услуги, в области обеспечения качества в целях безопасности, установленные руководством эксплуатирующей организации или руководством организации, выполняющей работы для эксплуатирующей организации и предоставляющей ей услуги.

Проверка - систематический и независимый анализ, осуществляемый с целью оценки эффективности ПОК.

Программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" при реализации Проекта - документ (комплект документов), устанавливающий совокупность организационно-технических и других мероприятий по обеспечению качества, направленных на реализацию установленных критериев и принципов обеспечения безопасности при реализации Проекта.

Процедура - документ (например, стандарт системы качества организации, производственная инструкция, методика, специальная программа), регламентирующий способы и порядок действий, обеспечивающих выполнение работ, важных для безопасности, а также порядок и способы контроля результатов этих работ.*

________________

* Определение дано по НП-011-99 "Требования к программе обеспечения качества для АС".

Требования к качеству - установленные количественные и качественные значения свойств и характеристик работ (услуг) и (или) оборудования.

Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.*

________________

* Определение дано по НП-011-99 .

Услуга - выполнение работ по отдельным этапам реализации Проекта.

Частная программа обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" при реализации Проекта (далее - частная ПОК ) - ПОК работ (услуг) эксплуатирующей организации или организации, выполняющей работы для эксплуатирующей организации и предоставляющей ей услуги на конкретном этапе работ по Проекту.

Эффективность ПОК - характеристика ПОК, определяющая степень достижения целей ПОК и заключающаяся в том, что цели ПОК, установленные руководством эксплуатирующей организации или организации, выполняющей работы для эксплуатирующей организации и предоставляющей ей услуги, достигнуты.*

________________

* Определение дано по НП-011-99 .

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Руководство по безопасности "Требования к программе обеспечения качества выполнения работ по выгрузке отработавших тепловыделяющих сборок при реализации комплексного проекта "Лепсе" (далее - Руководство) содержит рекомендации Госатомнадзора России эксплуатирующей организации ОАО "Мурманское морское пароходство", осуществляющей Проект, и организациям, выполняющим работы для эксплуатирующей организации и предоставляющим ей услуги, по разработке и реализации программы обеспечения качества выполнения работ по выгрузке ОТВС из птб "Лепсе" при реализации Проекта (ПОК).

1.2. Рекомендации настоящего Руководства с учетом специфики технологии работ и конструкции птб "Лепсе" конкретизируют требования к ПОК, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии ПНАЭ Г-14-029-91 "Правила безопасности при хранении и транспортировке ядерного топлива на объектах ядерной энергетики" и руководящим документом РД-31.20.24-94 "Требования к программе обеспечения качества эксплуатации атомного флота", и дополняют их применимыми к деятельности по Проекту требованиями к ПОК, установленными федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии для атомных станций НП-011-99 и ПНАЭ Г-01-036-95 "Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности АС с реакторами типа ВВЭР".

1.3. В случае, если эксплуатирующая организация, осуществляющая Проект, и (или) организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги, используют иные способы и методы разработки и реализации ПОК, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве, они, согласно требованиям РД-03-42-97 "Система нормативных документов Госатомнадзора России", должны представить обоснование соответствия выбранных способов и методов разработки и реализации ПОК применимым требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии ПНАЭ Г-14-029-91, НП-011-99 , ПНАЭ Г-01-036-95 и РД-31.20.24-94.

1.4. В соответствии с требованиями НП-011-99 и ПНАЭ Г-01-036-95 настоящее Руководство устанавливает цель ПОК и требования к составу, содержанию и реализации ПОК.

1.5. Настоящее Руководство распространяется на выгрузку ОТВС с птб "Лепсе" и осуществление аналогичных видов деятельности на других плавучих технических базах.

1.6. Настоящее Руководство предназначено для:

эксплуатирующей организации, осуществляющей реализацию Проекта (ОАО "Мурманское морское пароходство");

организаций, выполняющих работы для эксплуатирующей организации и предоставляющих ей услуги (РТП "Атомфлот", SGN и др.).

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Целью ПОК является регламентация деятельности по обеспечению качества, направленной на достижение соответствия установленным принципам, критериям и требованиям обеспечения безопасности при реализации Проекта и осуществляемой эксплуатирующей организацией и организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги.

2.2. Объектами деятельности по обеспечению качества при реализации Проекта являются устройство и надежность систем (элементов), важных для безопасности при реализации Проекта, документация и различные виды работ, влияющие на обеспечение безопасности при реализации Проекта.

2.3. Осуществляемая в соответствии с ПОК деятельность по обеспечению качества должна гарантировать:

соответствие всех выполняемых работ и предоставляемых услуг при реализации Проекта, а также используемого специально изготовленного оборудования и оборудования серийного производства, важного для безопасности, требованиям нормативных документов;

соответствие (по завершению каждого из этапов работ по Проекту) всех конечных результатов указанных работ требованиям, установленным для этого этапа проектно-конструкторской документацией Проекта (включая заданное конечное состояние, в которое должна быть приведена птб "Лепсе" после завершения реализации Проекта);

своевременное выявление несоответствий качества - отступлений от требований к качеству работ (услуг) и оборудования, которые могут сделать качество работ (услуг) или оборудования неприемлемым с точки зрения требований ядерной и радиационной безопасности;

своевременное принятие заранее разработанных корректирующих мер по устранению выявленных несоответствий (отступлений) и предотвращению их повторения;

эффективный контроль качества выполнения всех работ и используемого оборудования на любом этапе реализации Проекта;

возможность на любом этапе реализации Проекта зафиксировать факт наступления ответственности за ненадлежащее выполнение ПОК, однозначно определить ответственную сторону (эксплуатирующую организацию или одну из организаций, выполняющих для нее работы и предоставляющих ей услуги) и ответственное подразделение.

2.4. Эксплуатирующая организация, выполняющая Проект, на основе рекомендаций настоящего Руководства (детализирующих требования, установленные НП-011-99 , ПНАЭ Г-14-029-91, ПНАЭ Г-01-036-95 , РД-31.20.24-94) разрабатывает ПОК(О), которая должна:


определять политику эксплуатирующей организации в области обеспечения качества;

устанавливать требования к частным ПОК.

2.5. Организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги при реализации Проекта (подрядные организации), на основе рекомендаций настоящего Руководства и требований ПОК(О), реализуемых через договорные отношения, разрабатывают свои частные ПОК на конкретных этапах реализации Проекта, - ПОК(Р)У, ПОК(Р)О, ПОК(И)О, ПОК(С)У, ПОК(ВЭ)У, ПОК(Э)У, ПОК(ВвЭ)У, которые должны:

соответствовать требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

соответствовать политике эксплуатирующей организации в области обеспечения качества и требованиям к данным (конкретным) частным ПОК, установленным в ПОК(О) эксплуатирующей организацией;

устанавливать реализуемые через договорные отношения требования к частным ПОК субподрядных организаций (если такие предусмотрены организационной схемой реализации Проекта), выполняющим работы для подрядных организаций и предоставляющим им услуги.

2.6. Все субподрядные организации, участвующие в реализации Проекта, выполняющие работы для других субподрядных организаций и предоставляющие им услуги, на основе рекомендаций настоящего Руководства и реализуемых через договорные отношения требований соответствующих частных ПОК указанных выше субподрядных организаций разрабатывают свои частные ПОК выполнения отдельных работ на конкретных этапах реализации Проекта таким образом, чтобы все требования к частным ПОК, установленные в ПОК(О) эксплуатирующей организацией, были выполнены вне зависимости от количества участников цепи договоров подряда между эксплуатирующей организацией и субподрядными организациями.

2.7. При проектировании, сооружении (монтаже), вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации установки (представляющей из себя комплекс оборудования), а также при конструировании и изготовлении входящего в состав установки оборудования эксплуатирующая организация и организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги, должны обеспечивать выполнение и совершенствование разработанных ПОК(О) и частных ПОК.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ ПОК

3.1. Для реализации Проекта разрабатываются ПОК(О) и частные ПОК при:

разработке (проектировании) установки - ПОК(Р)У;

разработке входящего в состав установки оборудования, изделий и систем, важных для безопасности при реализации Проекта, - ПОК(Р)О;

изготовлении входящего в состав установки оборудования, изделий и систем, важных для безопасности при реализации Проекта, - ПОК(И)О;

сооружении установки - ПОК(С)У;

вводе в эксплуатацию установки - ПОК(ВЭ)У;

эксплуатации установки (обращение с ОТВС при их выгрузке, включая извлечение пеналов с ОТВС из танков хранилища птб "Лепсе", сушку пеналов, помещение их в чехлы и герметизацию чехлов, помещение чехлов в контейнеры, транспортирование контейнеров в определенные Проектом хранилища для временного хранения контейнеров с выгруженными из птб "Лепсе" ОТВС перед их транспортированием за пределы площадки эксплуатирующей организации) - ПОК(Э)У;

выводе из эксплуатации установки - ПОК(ВвЭ)У.

3.2. Организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги при реализации Проекта (подрядные организации), привлекающие к выполнению этих работ и (или) предоставлению услуг субподрядные организации, устанавливая на основе рекомендаций настоящего Руководства (применимых требований НП-011-99 , ПНАЭ-Г-01-036-95 , ПНАЭ Г-14-029-91, РД-31.20.24-94), требований ПОК(О) и требований частных ПОК - ПОК(Р)У, ПОК(Р)О, ПОК(И)О, ПОК(С)У, ПОК(ВЭ)У, ПОК(Э)У, ПОК(ВвЭ)У необходимость разработки субподрядными организациями частных ПОК и требования к этим ПОК в соответствии с требованиями пунктов 2.5 и 2.6, тем самым определяют дополнительные требования к составу ПОК.

4. ФУНКЦИИ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ ДЛЯ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЙ УСЛУГИ, ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПОК И ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗРАБОТКУ ПОК

4.1. Эксплуатирующая организация обеспечивает организацию и координацию разработки и выполнения ПОК(О) и частных ПОК на всех этапах выполнения Проекта.

С этой целью эксплуатирующая организация:

осуществляет выбор организаций, выполняющих для нее работы и предоставляющих ей услуги;

устанавливает требования к ПОК организаций, выполняющих для нее работы и предоставляющих ей услуги;

проводит проверку ПОК организаций, выполняющих для нее работы и предоставляющих ей услуги, на соответствие установленным требованиям;

контролирует и проводит внутренние проверки выполнения ПОК(О) и частных ПОК, относящихся к ее ответственности;

осуществляет сбор и анализ информации о качестве выполненных работ и предоставленных услуг;

осуществляет пересмотр ПОК(О).

4.2. Разработчик проекта установки разрабатывает, утверждает и выполняет ПОК(Р)У.

4.4.* Разработчики оборудования, изделий и систем, важных для безопасности при реализации Проекта, разрабатывают, утверждают и выполняют ПОК(Р)О.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.5. Изготовители оборудования, изделий и систем, важных для безопасности при реализации Проекта, разрабатывают, утверждают и выполняют ПОК(И)О.

4.6. Организация, осуществляющая сооружение и ввод в эксплуатацию установки, разрабатывает, утверждает и выполняет ПОК(С)У, ПОК(ВЭ)У.

4.7. Организация, осуществляющая эксплуатацию и последующий вывод из эксплуатации установки, разрабатывает, утверждает и выполняет ПОК(Э)У, ПОК(ВвЭ)У.

4.8. Эксплуатирующая организация, согласно утвержденным планам, проверяет на соответствие установленным требованиям ПОК(Р)У, ПОК(Р)О, ПОК(И)О, ПОК(С)У, ПОК(ВЭ)У, ПОК(Э)У, ПОК(ВвЭ)У.

4.9. Организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги (подрядные организации), разрабатывают, утверждают и выполняют свои ПОК в зависимости от специфики выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также осуществляют организацию и координацию разработки, проверку на соответствие установленным требованиям и проверку выполнения ПОК субподрядных организаций, выполняющих работы для упомянутых подрядных организаций и предоставляющих им услуги.

4.10. Эксплуатирующая организация и организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги, должны разрабатывать процедуру оценки эффективности ПОК.

5. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОК

5.1. ПОК всех участников реализации Проекта следует разрабатывать в соответствии с установленными настоящим Руководством рекомендациями к их содержанию (применимыми требованиями НП-011-99 , ПНАЭ-Г-01-036-95 , ПНАЭ Г-14-029-91, РД-31.20.24-94). Представленная в ПОК информация должна обеспечивать уверенность в том, что проектирование, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации установки ведутся должным образом и удовлетворяют установленным требованиям к обеспечению качества.

5.2. В соответствии с требованиями, установленными НП-011-99 , ПОК(О) должна содержать разделы согласно приложению 1 (обязательному) и требования к частным ПОК, которые должны реализовываться организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги, в частных ПОК через договорные отношения с эксплуатирующей организацией.

5.3. В соответствии с требованиями, установленными НП-011-99 и ПНАЭ Г-01-036-95 , частные ПОК должны состоять из разделов, приведенных в приложении 1 (обязательном).

5.4. В ПОК, разрабатываемые эксплуатирующей организацией и (или) организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги, допускается не включать разделы, освещающие вопросы обеспечения качества, деятельность в соответствии с которыми упомянутыми организациями не осуществляется.

5.5. В зависимости от специфики работ эксплуатирующая организация предусматривает разработку дополнительных разделов по сравнению с установленными в приложении 1 разделами ПОК.

5.6. В случае, если эксплуатирующая организация и (или) организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги, внедрили систему качества согласно международным стандартам Международной Организации по Стандартизации серии ИСО 9000, что документально оформлено, соответствующая ПОК может содержать ссылки на соответствующие документы (процедуры, методики).

5.7. Для каждой из единиц оборудования или однородной партии изделий иностранного производства ПОК должна дополнительно содержать ссылки на документы, подтверждающие, что эксплуатирующей организацией, организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги, или иными субподрядными организациями, участвующими в реализации Проекта, были выполнены требования РД-03-36-97 "Условия поставки импортного оборудования, изделий и комплектующих для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения Российской Федерации".

6. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОК

6.1. ПОК вводится в действие соответствующим приказом по эксплуатирующей организации или организации, выполняющей работы для эксплуатирующей организации и предоставляющей ей услуги, и является стандартом.

Ввод в действие ПОК(О) и частных ПОК осуществляется до начала работ, регламентируемых в этих ПОК.

6.2. Методы обеспечения качества, устанавливаемые в ПОК, в соответствий с требованиями, приведенными в НП-011-99 , должны учитывать классификации оборудования, систем и технологий по влиянию на безопасность при реализации Проекта, определенные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

6.3. Содержание процедур, положений о структурных подразделениях и должностных инструкций работников (персонала) устанавливается эксплуатирующей организацией и организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги, при необходимости с учетом положений, касающихся обеспечения качества, приведенных в приложении 2 (рекомендуемом).

6.4. Эффективность ПОК(О) и частных ПОК должна определяться путем проведения проверок их выполнения.

6.5. В ПОК(О) и частных ПОК должен устанавливаться порядок внесения в них необходимых изменений и дополнений.

6.6. В соответствии с требованиями, установленными НП-011-99 , эксплуатирующая организация должна предусматривать проверку выполнения частных ПОК, разработанных организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги. Организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги, должны предусматривать проверку частных ПОК организаций, выполняющих для них работы и предоставляющих им услуги.

6.7. Эксплуатирующая организация, организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги (подрядные организации), а также субподрядные организации (если такие предусмотрены организационной схемой реализации Проекта), выполняющие работы для подрядных организаций и предоставляющие им услуги, должны проводить независимые внутренние проверки выполнения ПОК, их анализ и совершенствование.

7. ТРЕБОВАНИЯ К СЕРТИФИКАЦИИ ИСПОЛЬЗУЕМОГО В ПРОЕКТЕ ОБОРУДОВАНИЯ И ИЗДЕЛИЙ

7.1. Оборудование и изделия, включая импортируемые, используемые в Проекте и влияющие на безопасность, подлежат сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в соответствии с установленным порядком проведения сертификации.

7.2. В проектную и конструкторскую документацию по Проекту (в том числе в техническое задание) должны быть включены технические условия (технические спецификации) на поставляемое оборудование и изделия, используемые в Проекте и влияющие на безопасность. Для указанного оборудования и изделий в эту документацию должны быть включены также перечни характеристик (параметров), влияющих на безопасность и подтверждаемых при проведении сертификации.

7.3. Для подлежащих сертификации оборудования или изделий ПОК должна содержать полный перечень нормативных или иных документов (государственных и отраслевых стандартов, технических условий, технических требований, иных документов), соответствие которым должно быть удостоверено сертификатами оборудования или изделий. Для оборудования или изделий, подлежащих сертификации на отдельные требования упомянутых документов, должны быть указаны разделы или пункты последних, содержащие требования к качеству, подлежащие подтверждению сертификатами соответствия.

7.4. Сертификаты соответствия подлежащего сертификации оборудования и изделий требованиям к качеству, установленным в проектной и конструкторской документации по Проекту, должны быть представлены изготовителями (поставщиками) оборудования и изделий в комплекте документов, поставляемых с этим оборудованием и изделиями.

7.5. Эксплуатирующая организация, организации, выполняющие работы для эксплуатирующей организации и предоставляющие ей услуги, а также их субподрядные организации имеют право использовать оборудование и изделия, подлежащие сертификации, только при наличии сертификатов соответствия, выданных в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Оборудование и изделия, подлежащие сертификации и имеющие сертификаты соответствия, выданные в других Системах сертификации, могут быть использованы эксплуатирующей организацией, организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги, а также их субподрядными организациями только при условии, что эти сертификаты признаны в соответствии с установленной процедурой в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). РАЗДЕЛЫ ПОК ПРИ ВЫГРУЗКЕ ОТВС ИЗ птб "ЛЕПСЕ"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(обязательное)

В связи с тем, что в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, в государственных и отраслевых стандартах, международных руководствах и стандартах используются различные термины и определения, целесообразно при изложении информации в ПОК исходить из единого определения терминов, для чего рекомендуется в начале ПОК приводить используемые термины и их определения.

1. Политика в области обеспечения качества

В соответствии с требованиями, установленными НП-011-99 , раздел должен содержать описание общей политики в области обеспечения качества, принятой эксплуатирующей организацией и (или) организациями, выполняющими работы для эксплуатирующей организации и предоставляющими ей услуги при реализации Проекта или его конкретных этапов, и устанавливать:

приоритет обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

основные цели обеспечения качества;

задачи, направленные на достижение поставленных целей обеспечения качества, и методы их решения;

принятые на высшем управленческом уровне обязательства руководства организации - разработчика соответствующей ПОК осуществлять и постоянно проводить в жизнь ПОК.

Должно быть показано, что политика в области обеспечения качества непосредственно связана с основными направлениями деятельности эксплуатирующей организации и (или) организаций, выполняющих работы для эксплуатирующей организации и предоставляющих ей услуги.



ОБЩАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АЭС

ПОКАС(О)

G 0 QAP 00 XX 00 OR 002
СОГЛАСОВАНО


Заместитель Генерального директора -
директор по производству и
эксплуатации АЭС

А.В. Шутиков

«___»______201__


Заместитель Генерального
директора - директор филиала
ОАО «Концерн Росэнергоатом»
«Нововоронежская атомная станция»
В.П. Поваров

«___»______201__


Заместитель директора по
производству и эксплуатации АЭС -
директор Департамента инженерной
поддержки

Ю.П. Тетерин

«___»______201__


Директор по качеству

В.Н.Блинков

«___»______201__


Заместитель Генерального
директора – директор филиала
ОАО«Концерн Росэнергоатом»
«Управление сооружением объектов

А.В. Паламарчук

«___»______201__


С

одержание

1 Область применения 3

3 Термины и определения 15

4 Сокращения 15

5 Политика Нововоронежской АЭС в области качества 19

6 Организационная деятельность 21

7 Управление персоналом 66

8 Управление документацией 111

9 Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг 141

10 Управление несоответствиями 164

11 Аудиты (проверки) 191

Библиография 233

Принципиальная схема внешних взаимодействий Нововоронежской АЭС 236

Организационно - функциональная структура управления филиала
АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» 237

Лист регистрации изменений ПОКАС(О) 238

Лист ознакомления 239

  1. Область применения


  1. Настоящая «Общая программа обеспечения качества Нововоронежской АЭС» (далее - ПОКАС(О)) разработана в соответствии требованиями НП-001, НП-090, СТО 1.1.1.01.0678 (ОПЭ АС), СТО 1.1.1.04.004.0214, РД ЭО 1.1.2.25.1077, действующих норм и правил в области использования атомной энергии, нормативных документов АО «Концерн Росэнергоатом», а также с учетом ТПРГ 1.2.6.9.0091, норм МАГАТЭ по безопасности № GS-R-3 «Требования безопасности» и требований стандарта ГОСТ ISO 9001-2011.

  2. Настоящая ПОКАС(О) распространяется на перечисленные в п.1.4 ОИАЭ, которые, не являясь отдельными (от Нововоронежской АЭС) объектами, входят в состав сооружений и комплексов Нововоронежской АЭС. При этом, описания процедур и порядка, организационных, технических и других мероприятий по обеспечению качества, приведенные в соответствующих разделах настоящей программы обеспечения качества, в равной степени направлены на реализацию установленных критериев и принципов безопасности всех перечисленных ОИАЭ Нововоронежской АЭС на всех этапах их жизненного цикла.

  3. Положения ПОКАС(О) распространяются на все влияющие на безопасность направления и виды деятельности эксплуатирующей организации и организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги эксплуатирующей организации на всех этапах жизненного цикла объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ) Нововоронежской АЭС.

  4. К ОИАЭ Нововоронежской АЭС, деятельность которых подлежит лицензированию, относятся:

    • исключен

    • исключен

    • ядерная установка энергоблока №3 (находится на этапе эксплуатации);

    • ядерная установка энергоблока №4 (находится на этапе эксплуатации);

    • ядерная установка энергоблока №5 (находится на этапе эксплуатации);

    • ядерная установка энергоблока №1 АЭС-2 (находится на этапе ввода в эксплуатацию);

    • ядерная установка энергоблока №2 АЭС-2 (находится на этапе сооружения);

    • пункт хранения ядерных материалов - отдельно стоящее хранилище отработавшего топлива (ОСХОТ) (находится на этапе эксплуатации);

    • хранилище свежего ядерного топлива (ХСТ) энергоблоков №№ 1, 2 АЭС-2;

    • хранилище твердых радиоактивных отходов для временного хранения 10000 контейнеров с РАО (ХТРО) (находится на этапе ввода в эксплуатацию);

    • исключен

    • радиоактивные вещества (не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение);

    • радиоактивные отходы (радиоактивные вещества, использование которых не предусматривается);

    • новые сооружаемые ОИАЭ (ПХ ЯМ, РВ, РИ и РАО).

  1. ПОКАС(О) охватывает следующие этапы жизненного цикла ОИАЭ Нововоронежской АЭС:

    • проектирование;

    • сооружение;

    • эксплуатацию;

    • вывод из эксплуатации;

    • конструирование оборудования для ядерных установок энергоблоков;

    • изготовление оборудования для ядерных установок энергоблоков;

    • обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании;

    • обращение с радиоактивными отходами при их транспортировании.
Примечание - Ввиду того, что площадка для строительства ОИАЭ (включая новые энергоблоки) Нововоронежской АЭС определена, требования к частной программе обеспечения качества при выборе площадки в настоящем документе не устанавливаются.

  1. ПОКАС(О) определяет политику эксплуатирующей организации и руководства Нововоронежской АЭС в области обеспечения качества, организационно-технические и другие мероприятия по обеспечению качества, направленные на реализацию установленных критериев и принципов обеспечения безопасности ОИАЭ Нововоронежской АЭС на всех этапах их жизненного цикла.

  2. В ПОКАС(О) установлены требования к частным программам обеспечения качества деятельности по этапам жизненного цикла, указанным в п. 1.5. Эти требования должны применяться также к деятельности поставщиков (подрядчиков) и субпоставщиков (субподрядчиков) продукции, работ, услуг при выполнении на этих этапах отдельных видов работ (проектное сопровождение строительства, строительно-монтажные работы, монтаж, наладка, обучение, ремонт и др.).

  3. Настоящая ПОКАС(О) входит в состав комплекта документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности, предоставляемых в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения лицензий на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии в случаях, предусмотренных Административным регламентом предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии .

  4. Знание и исполнение положений настоящей ПОКАС(О) (после ввода ее в действие) обязательно для работников центрального аппарата АО «Концерн Росэнергоатом» и Нововоронежской АЭС в объёме их должностных обязанностей, устанавливаемых соответствующими должностными инструкциями, и работников подрядных организаций в объёме соответствующих договоров (контрактов).

  5. Руководство Нововоронежской АЭС обеспечивает доступность ПОКАС(О) для ознакомления любому работнику АЭС, а также предоставляет её подрядным организациям, работы (услуги) которых должны отвечать положениям ПОКАС(О).

  6. Эксплуатирующая организация осуществляет организацию разработки, утверждение, ввод в действие, выполнение, проверку выполнения и оценку результативности выполнения ПОКАС(О).

  7. ПОКАС(О) вводится в действие приказом по Нововоронежской АЭС на основании приказа по эксплуатирующей организации и подлежит пересмотру периодически, один раз в 5 лет. Внесение изменений в ПОКАС(О) производится по результатам внешних и внутренних проверок (аудитов), при изменении организационно-функциональной структуры управления атомной станции, при вводе новых и при изменении требований действующих нормативных документов и с учетом накопленного опыта эксплуатации АЭС в соответствии с СТО 1.1.1.01.003.0859 и порядком, установленным Ростехнадзором.

  8. Реализация ПОКАС(О) и частных программ обеспечения качества основывается на следующих принципах:

    • политика в области качества является элементом единой технической политики эксплуатирующей организации на этапах жизненного цикла ОИАЭ, реализуемой Нововоронежской АЭС, и утверждается ее высшим руководством в составе настоящей ПОКАС(О);

    • управление качеством является аспектом общей функции организационной структуры управления;

    • система качества периодически анализируется руководством Нововоронежской АЭС, чтобы убедиться, что она постоянно удовлетворяет необходимым требованиям и результативна;

    • ответственность за обеспечение качества при выполнении конкретной работы или услуги возлагается на исполнителей, а не на проверяющих качество её выполнения;

    • обеспечивается четкое разграничение обязанностей между всеми исполнителями работ на всех этапах жизненного цикла ОИАЭ, включая и сооружение новых объектов Нововоронежской АЭС, по вопросам качества результатов этих работ;

    • контроль качества деятельности на всех этапах жизненного цикла ОИАЭ и ревизии системы качества осуществляются компетентными лицами или группами лиц, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки, не участвовали в проверяемой работе и не являются административно зависимыми от проверяемого субъекта;

    • система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения;

    • методы обеспечения качества учитывают установленную нормами и правилами в области использования атомной энергии классификацию оборудования, систем и сооружений по влиянию на безопасность Нововоронежской АЭС;

    • работы, влияющие на безопасность и качество деятельности на всех этапах жизненного цикла ОИАЭ Нововоронежской АЭС, выполняются по документированным процедурам;

    • ПОКАС(О) отражает структуру взаимодействия организаций, участвующих в эксплуатации действующих и сооружении новых ОИАЭ Нововоронежской АЭС, в рамках которой планируется и осуществляется работа по обеспечению качества;

    • осуществляется регулярный контроль соблюдения нормативных требований и четкое документирование результатов этого контроля;

    • выполняется систематический контроль внесения в установленном порядке изменений во всю действующую документацию.

  1. Деятельность по обеспечению качества планируется и реализуется на Нововоронежской АЭС на основе годовых, квартальных и текущих планов-графиков по видам деятельности, утверждаемых в установленном порядке.

(ПОК) подразделяются на:

  • общую ПОК, действие которой распространяется на все выполняемые работы и предоставляемые услуги, влияющие на безопасность ОИАЭ
  • Частные ПОК организаций, которые оказывают услуги эксплуатирующей организации.

Программа обеспечения качества для таких организаций разрабатываются на отдельных этапах жизненного цикла объекта использования атомной энергии, на отдельные виды деятельности. Общая программа обеспечения качества должна содержать:

  • разделы, указанные в пунктах 14 - 17, 19, 24, 25 НП-090-11 «Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии»;
  • требования к частным ПОК.

Частная программа обеспечения качества должна содержать:

  • разделы, указанные в пунктах 14 — 25 НП-090-11 применительно к деятельности, на которую распространяется ПОК, с учетом требований общей ПОК;
  • информацию о других связанных с ней действующих или планируемых к разработке ПОК;
  • дополнительные требования к частным ПОК организаций — подрядчиков.

разработка программа обеспечения качества для организаций

Как оформить ПОК, которая бы соответствовала требованиям Ростехнадзора?

Главное требование при разработке программы обеспечения качества – это обоснование ядерной и радиационной безопасности.

Наши эксперты постоянно изучают нормы и правила в области радиационной защиты, ядерной и радиационной безопасности. Многие закончили МИФИ и всю жизнь работают в атомной отрасли.

Мы поддерживаем хорошие отношения с инспекторами Ростехнадзора всех территориальных управлений и Центрального аппарата. И при необходимости консультируемся с ними. Комплекты документов для получения лицензий на виды деятельности в области использования атомной энергии оформляются в соответствии с требованиями Административного регламента Ростехнадзора

Услуга нашей организации включает в себя:

  • подготовку полного заявочного комплекта документов, необходимого для получения ;
  • подачу комплекта в Ростехнадзор;
  • контроль за прохождением документов в процессе получения лицензии;
  • организацию проведения экспертизы.

Подача заявочного комплекта сотрудниками нашей организации позволяет избежать неприятного «зависания» документов на начальном этапе рассмотрения Ростехнадзором.

Полный комплект включает в себя ВСЕ необходимые справки и обоснования, а также Программу обеспечения качества (ПОК), разработанную под конкретного заказчика.

При выполнении работ на объектах использования атомной энергии разрабатывается в соответствии с:

  • НП-090-11 Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии;
  • РД ЭО 1.1.2.25.0655-2014 Требования к техническому содержанию программ обеспечения качества сооружения объектов использования атомной энергии;
  • МАГАТЭ № GS-R-3 Радиационная защита и безопасность источников излучения: Международные основные нормы безопасности;
  • МАГАТЭ № GS-G-3.1 Применение системы управления для установок и деятельности. Руководство по безопасности;
  • международными стандартами ИСО серии 9000.

Программа обеспечения качества для организаций актуальна не только в процессе лицензирования, но и в процессе работы компании с такими заказчиками, как РОСАТОМ и РОСЭНЕРГОАТОМ. Эксплуатирующая организация требует соответствия частной ПОК компании-подрядчика своей Общей ПОК.

Как правило, программа, разработанная на этапе получения лицензии и удовлетворившая на тот момент Ростехнадзор, не подходит под конкретный конкурс и под конкретного заказчика. Нередко срок для разработки новой Программы измеряется днями!

Мы можем выполнить эту работу в кратчайшие сроки. Наши сотрудники принимают участие в разработке подобных документов для Эксплуатирующих организаций, в том числе для РОСЭНЕРГОАТОМА.

Это локальный документ предприятия, позволяющий осуществлять контроль качества выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также надзор за надлежащим обеспечением безопасности на производственных объектах, чья деятельность связана с использованием атомной энергии (ОИАЭ).

Стоимость составления ПОК составляет 25000 рублей. Сроки – от 5 дней.

При необходимости может быть выдан сертификат соответствия системе качества ИСО. Цена 10000 рублей.

Данный вид документации содержит перечень организационно-технических мероприятий, разработанных и внедренных в рамках осуществления контроля, которые влияют на безопасность объекта деятельности Он включает распределение ответственности между руководителями и персоналом предприятия, а также перечень материалов, используемых при реализации указанных мероприятий.

Необходимость наличия рассматриваемого документа основывается на содержании НП-090-11, утвержденных Приказом Ростехнадзора №85 от 07.02.2012 г.

Также основаниями для разработки служат требования таких нормативно-правовых актов, как:

  • Закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г.;
  • Закон №162-ФЗ от 29 июня 2015 г.;
  • Закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г.

Основными целями разработки выступают:

  • контроль качества товаров и услуг;
  • контроль за обеспечением безопасности на объекте;
  • повышение конкурентоспособности предприятия;
  • привлечение новых партнеров и инвесторов;
  • совершенствование общей системы менеджмента и контроля качества на предприятии.

В соответствии с НП-090-11, выделяют две разновидности ПОК.

Действие первой распространяется на выполняемые работы и услуги, способные повлиять на состояние безопасности ОИАЭ на всех этапах его функционирования. Такая программа определяется как «Общая».

Вторая, «Частная», относится к организациям, осуществляющим лицензируемые виды деятельности на ОИАЭ и способным повлиять на безопасность таких объектов на отдельных стадиях их эксплуатации.

Особенности разработки программы обеспечения качества.

Контроль за составлением и утверждением программы, а также за исполнением указанных в ней мероприятий и их результативностью, производят как эксплуатирующие организации, так и непосредственно сами предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в сфере использования атомной энергии. Данное требование затрагивает как общие, так и частные программы.

Разработать и согласовать рассматриваемый документ требуется до начала эксплуатации ОИАЭ. Всегда стоит иметь ввиду, что он должен учитывать специфику использования предприятием атомной энергии, а также действующие в Российской Федерации нормы и правила.

Одну программу для нескольких объектов, либо для нескольких видов деятельности в области использования атомной энергии, требуется согласовать в составе формируемой на объекте ПОК.

Пересмотр документа необходимо производить не реже одного раза в 5 лет, что объясняется возможностью перспективного развития предприятия. Как правило, такое развитие связано с изменением технологии, перечня выпускаемой продукции или расширением видов предоставляемых услуг. Пункт о периодичность пересмотра в обязательном порядке включается в содержание.

Кому доверить разработку ПОК?

Поскольку главной целью данного документа является обеспечение безопасности на ОИАЭ, соответственно, его разработка требует выполнения значительного объема работы, в основе которого лежит глубокий анализ документации предприятия, применяемой технологии и используемого оборудования.

Обработать такой объем информации, выявить слабые места в технологическом процессе, указать необходимые мероприятия по их устранению и перспективному совершенствованию системы качества и обеспечения безопасности, способны только высококвалифицированные специалисты, имеющие богатый опыт выполнения данного вида работ. Соответственно, в данной ситуации лучшим вариантом станет обращение к услугам специализированных коммерческих организаций, профессионально занимающихся разработкой данного вида документации для предприятий различной специфики использования атомной энергии.

Стоимость такой услуги составит от 60 тысяч рублей, а сроки ее оказания займут от 5 дней. При определении сроков разработки и расчета стоимости работ в каждом случае применяется индивидуальный подход. Это объясняется различием используемых способов применения атомной энергии, различием технологических процессов и масштабов производственной деятельности.

Требования к содержанию.

Формирование содержания рассматриваемого вида документации производится в соответствии с требованиями НП-090-11.

Так, в составе общей ПОК указывается область распространения ее действия и требования, предъявляемые к частным ПОК (в случае их наличия).

Для частных Программ также требуется указать:

  • область распространения (с учетом специфики деятельности, которую охватывает действие формируемого документа, и требований общей Программы)
  • основания для разработки;
  • перечень связующих элементов (при их наличии);
  • перечень дополнительных требований, предъявляемых к подрядчикам.

При наличии на предприятии утвержденной и функционирующей системы менеджмента качества (в том числе международной), сведения о ней требуется кратко изложить в составе рассматриваемой документации. К таким сведениям относятся:

  • область применения системы качества;
  • перечень применяемых процедур;
  • данные полученного сертификата соответствия с указанием его срока действия.

Первое, что необходимо включить в соответствии с требованиями НП-090-11, это сведения о политике предприятия в области качества.

В данный раздел могут войти такие данные, как:

  • область применения, в которой указывается перечень работ или услуг, на которые распространяется действие;
  • основания для составления;
  • требования, предъявляемые к системе качества привлекаемых к работам на объекте подрядных организаций;
  • распределение ответственности за организацию отдельных процедур, процессов и мероприятий;
  • используемые при формировании текста документа термины, определения, условные обозначения;
  • общие положения на которые ориентируется объект при определении собственной структуры контроля качества.

Следующим разделом приводятся данные о принятой системе управления персоналом, задействованным в выполнении работ на ОИАЭ. В разделе дается обоснование количества привлекаемых работников, описание системы обеспечения безопасности, сведения об уровне квалификации и периодичности аттестации специалистов, ведении соответствующей документации и записей.

В разделе, описывающем систему управления документацией, требуется осветить:

  • перечень действующих процедур;
  • порядок их учета, согласования, корректировки и хранения;
  • порядок ведения записей;
  • перечень применяемой нормативно-технической документации.
  • соблюдения требований законодательных норм и правил;
  • общего процесса проектирования;
  • корректировки сведений проектной документации.

В разделе, посвященном управлению закупками, приводятся условия, опираясь на которые производится:

  • выбор организаций, привлекаемых к работам на ОИАЭ;
  • анализ документации приобретаемого оборудования;
  • анализ полноты надзора и испытаний в отношении приобретаемого оборудования;
  • входной контроль и приемка оборудования и комплектующих.

Обязательными разделами рассматриваемого документа выступают сведения об используемых на объекте методических указаниях, применяемом метрологическом и программном обеспечении.

Одним из наиболее важных разделов выступает описание способов надзора за надежностью элементов производственного процесса и обеспечением безопасности на ОИАЭ.

Последний раздел посвящен организации на объекте проверок эффективности функционирования внедренной системы и результативности разработанных мероприятий и процедур.

Согласование программы обеспечения качества.

Сведения о согласовании в обязательном порядке отражаются в составе содержания документа. Для этого в него включается лист согласования и утверждения. На листе указываются подписи лиц, осуществляющих его разработку, согласование, утверждение. Подписи ставятся с расшифровкой, указанием должности сотрудника и соответствующей ее внесению датой.

Согласовывается документ только с заказчиком, утверждается и вводится в действие в строительно-монтажной организации до начала осуществления деятельности на объекте использования атомной энергии.

Ответственность.

В случае несоблюдения норм и правил, установленных для объектов, использующих атомную энергию, возникает административная ответственность согласно статье 9.5 КоАП.

В соответствии с ее содержанием, размер штрафных санкций может составить от 200 до 300 тысяч рублей в отношении самого предприятия, и от 20 до 30 тысяч рублей для ответственных лиц, которые также могут быть дисквалифицированы на срок до одного года.

Управление качеством в атомной отрасли является задачей первостепенной важности, решение которой влияет не только на отдельные внутриотраслевые аспекты деятельности объектов атомной энергетики, но и на окружающую среду, жизнь и здоровье населения, работу многих предприятий и экономические показатели региона и страны в целом. Любые недочеты, влияющие на качество работ на атомных объектах и обеспечение безопасности их эксплуатации, могут привести к серьезным последствиям в масштабах региона и страны.

Обеспечение качества в сфере атомной энергетики

Для того чтобы обеспечить необходимый уровень качества деятельности, работ и услуг в сфере выработки и использования атомной энергии необходимо разработать и внедрить системы управления качеством (СМК) как в эксплуатирующей организации атомной станции (АС), так и на самой станции.

СМК для объектов атомной энергетики включает следующие элементы:

  • политика в области обеспечения качества для атомных станций;
  • организационная структура и четкое распределение обязанностей между руководителями и исполнителями;
  • система документации;
  • наличие ресурсов, включающих финансовые средства, персонал с достаточным уровнем знаний и квалификации;
  • материальная база для обеспечения качества, включая информационные системы, специализированные средства, компьютерные программы учета и обработки информации, рабочие места, оборудованные надлежащим образом.

Политика в области качества, правила и процедуры управления качеством на атомных электростанциях регламентируются специальным документом - Программой обеспечения качества атомных станций (ПОКАС) .

ПОКАС представляет собой комплект документов, устанавливающий набор организационно-технических и прочих мероприятий по обеспечению качества выполняемых работ и услуг в соответствии с определенными критериями и принципами обеспечения безопасности атомных станций. Программа обеспечения качества АС устанавливает общую политику организации в области обеспечения качества, обеспечивает регламентацию и координацию всей организационно-технической деятельности эксплуатирующих организаций, атомных электростанций, а также организаций, предоставляющих услуги и выполняющих подрядные работы на атомных станциях.

Кроме того, ПОКАС формулирует требования к частным программам обеспечения качества на каждом этапе жизненного цикла атомных объектов:

  • проектирование;
  • строительство;
  • ввод в эксплуатацию;
  • собственно эксплуатация;
  • вывод объекта из эксплуатации.

Законодательные аспекты разработки ПОКАС

При разработке программы обеспечения качества для атомных станций необходимо руководствоваться нормами Федерального закона N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года (ред. от 2 июля 2013 года), федеральными нормами и правилами НП 090-11 "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" , экологическим законодательством и другими нормами и правилами в области атомной энергетики. Важными документами для разработки ПОКАС также являются Требования безопасности НП-019-2000 и НП-020-2000 , регламентирующие правила сбора, переработки, хранения и кондиционирования твёрдых и жидких радиоактивных отходов. Также при создании ПОКАС применяются рекомендации руководящего документа эксплуатирующей организации в области атомной энергетики «Руководство по качеству» по стандарту СТО 1.1.1.04.004.0214-2009 и руководств по безопасности МАГАТЭ из серии 50-С/SG-Q .

Виды и назначение программ ПОКАС

Существуют общие и частные программы обеспечения качества для атомных станций и эксплуатирующих организаций.

Общая программа обеспечения качества АС – ПОКАС (О) применяется для атомных станций или блоков АС, регламентирует деятельность эксплуатирующих организаций и подрядных организаций, оказывающих услуги для эксплуатирующей организации АС в соответствии с политикой в области обеспечения качества.

Помимо этого, общая ПОКАС:

  • разрабатывается отдельно для каждой сооружаемой АС;
  • при постройке нового блока АС подлежит пересмотру;
  • устанавливает требования к разработке частных программам обеспечения качества.

Частная программа обеспечения качества разрабатывается для каждого отдельного этапа жизненного цикла атомной станции или блока.

Назначение частных ПОКАС:

  • ПОКАС (ВП) – обеспечение качества при выборе площадок для размещения АС/блока АС;
  • ПОКАС (П) – обеспечение качества для этапа проектирования АС/блока АС;
  • ПОКАС (С) – обеспечение качества при сооружении АС/блока АС;
  • ПОКАС (РУ) – обеспечение качества при разработке реакторных установок АС/блока АС;
  • ПОКАС (Р) – разработка оборудования, систем и изделий, необходимых для обеспечения безопасности АС;
  • ПОКАС (И) – изготовление оборудования, систем и изделий, необходимых для безопасности АС;
  • ПОКАС (СЭ) – обеспечение качества при снятии атомной станции с эксплуатации.

Требования к разработке ПОКАС и обеспечению ее эффективности

Задача по разработке общей ПОКАС и частных программ может быть передана эксплуатирующей организацией сторонним организациям, имеющим соответствующую лицензию. Требования к мерам и методам обеспечения качества устанавливаются с учетом классификации оборудования, сооружений и систем по степени важности для безопасности атомных станций. Данная классификация определена существующими правилами и нормами в сфере использования атомной энергии.

В состав ПОКАС должны входить цели и задачи организации в области качества, структура и организационно-правовые схемы взаимодействия всех участников процессов, связанных с обеспечением качества и безопасности, включая эксплуатирующую организацию, филиалы, энергоблоки, хранилища, а также субподрядные организации. Также в документе регламентируется подготовка персонала, сферы ответственности, описание нормативной документации и системы внутреннего документооборота и множество других аспектов обеспечения управления качеством.

Для того чтобы Программа обеспечения качества АС выполнялась и функционировала максимально эффективно, необходимо определить и довести до сведения всего ответственного персонала политику организации в области обеспечения качества. Это делается с помощью специальных программ для обучения персонала.

Показатели качества для контроля эффективности ПОКАС

Эффективность ПОКАС определяется степенью достижения установленных эксплуатирующей организацией АС целей. Для этого необходимо максимально подробно сформулировать цели и задачи, и выбрать показатели качества, по которым будет проводиться контроль деятельности по обеспечению качества.

Примеры показателей для оценки качества работы АС:

  • Коэффициент готовности, обеспечение возможности несения номинальной нагрузки – характеризует эффективность работы персонала атомной станции по сокращению неплановых потерь электроэнергии, повышению выработки энергии и оптимизации плановых остановок;
  • Коэффициент неготовности, неплановая недовыработка – низкое значение данного показателя демонстрирует стабильную и эффективную работу персонала и основного оборудования АС;
  • Работоспособность систем безопасности – показатель для оценки качества эксплуатации систем безопасности и их технического обслуживания;
  • Неплановые автоматические остановки реактора в критическом состоянии – количественный показатель, характеризующий степень качества и эффективности технологических процессов выработки электроэнергии и технического обслуживания;
  • Показатель тепловой экономичности – оценивает эффективность работы по преобразованию тепловой энергии в электрическую;
  • Коллективная доза радиационного облучения персонала АС – показатель эффективности деятельности по уменьшению степени радиационного облучения работников станции;
  • Объем твердых радиоактивных отходов низкого уровня – показатель эффективности деятельности по снижению количества радиоактивных отходов;
  • Показатель потерь рабочего времени из-за несчастных случаев – минимальные значения данного показателя демонстрируют эффективность деятельности и соблюдения норм по охране труда.

Своевременная диагностика процессов, установление критических значений для этих и других показателей, а также планирование процедур оперативного реагирования при отклонениях Эффективность функционирования ПОКАС подлежит постоянному контролю, как со стороны внутренних аудиторов, так и с помощью внешних инспекций. Контроль осуществляется посредством специальных контрольно-ревизионных мер, призванных отследить корректное выполнение процедур и запланированных мер по обеспечению качества, убедиться в выполнении норм и регламентов и реализации установленных целей.

Для обеспечения эффективности ПОКАС необходимо предусмотреть следующие меры:

  • контроль выполнения политики качества и установленного плана мероприятий для обеспечения качества;
  • регулярный анализ показателей качества;
  • инспекторские проверки АС;
  • ревизия эффективности функционирования общей ПОКАС и частных программ со стороны эксплуатирующей организации;
  • аудит наличия и выполнения ПОКАС в субподрядных организациях, оказывающих услуги и выполняющих работы для эксплуатирующей организации и атомных станций;
  • разработка необходимых корректирующих мер и контроля их реализации по результатам анализа показателей, ревизий и инспекторских проверок.

Услуга разработки ПОКАС от ООО «ЦЕСК»

Группа компаний «ЦЭСК» (Центр Экспертного Сопровождения Клиентов) предоставляет услуги в области разработки программ обеспечения качества для атомных станций (ПОКАС) в соответствии с федеральным законодательством, отраслевыми нормами и стандартами, а также требованиями, установленными эксплуатирующей организацией АС.

В состав услуги для атомных станций, эксплуатирующих организаций и их субподрядчиков входят:

  • Разработка программы обеспечения качества ПОКАС;
  • Коррекция разрабатываемой документации согласно замечаниям Ростехнадзора и Заказчика;
  • Информационно-консультационная поддержка процесса согласования комплекта документов ПОКАС.

Опыт и компетентность специалистов ООО «ЦЭСК» позволяет гарантировать высокое качество с учетом всех аспектов деятельности АС и согласовать все документы в кратчайшие сроки!