Прикрепленная тема гонец. Оао «спутниковая система «гонец» возможности использования системы спутниковой связи «гонец» в регионах с ограниченным радиопокрытием систем сотовой связи

Я человек, доставляющий письма
до адресата, до его дома, квартиры,
порога, почтового ящика.
Я приношу людям послания
не всегда радостного толка,
а, как известно,
гонцу с плохими вестями
отрубают голову.
Слава Богу,
что это осталось в далеком
варварском прошлом!
По воздуху тянется
сладко-дымный дух
кипящего сургуча,
от запаха дерева ломит зубы -
всюду ящики
с почтовыми отправлениями!
Каждое утро
я захожу в святую святых почтамта -
в сортировочную,
чтобы забить свою сумку письмами,
которые нужно доставить.
А еще я читаю чужие письма!
Вы скажете, что это
некультурно,
безнравственно и непорядочно!
У меня нет слов в свое оправдание!
Я понимаю, что это болезнь,
но лекарств от нее еще не придумали!
Уверяю вас, это не банальное любопытство,
вуайеризм и черти что еще...
грязное и непристойное!
В каждом письме - своя маленькая жизнь,
которую я проживаю с вами,
с вашим старательно прописным
или нарочито-небрежным почерком,
с каждым тихим вдохом и шумным выдохом,
с каждой чернильной запятой или точкой.
Каждый день я прочитываю
всего одно-единственное письмо!
Как я его выбираю?
Очень просто!
Я оставляю себе самое последнее письмо,
которое оказывается
на самом дне
моей старой почтальонской сумки!

Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый -
Младенца Дева родила.

И было знамение и чудо:
В невозмутимой тишине,
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.

Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.

В сценарии записано: стареть,
Не рваться ввысь, питаться овощами,
Покорно обустраивая клеть
Безжизненными нужными вещами,

Ходить в контору или на завод,
Топить себя в простом рутинном вздоре,
Дремотно избежав нейтральных вод
И сладостно манящих территорий.

Вся эта жизнь - простая штука. Ведь
Не наш удел - турусы да торосы.
В сценарии записано: стереть,
Как ластиком, сомненья и вопросы;

Не веря в шансы, жить наверняка,
Закрыв свой мир иронией всегдашней
И тихо ждать гонца из городка,
Известного своей наклонной башней.

Точи металл, твори изящный стих
в кругу привычных маленьких событий.
Сценарий очертил от сих до сих
границы, за которые не выйти.

Но, отыграв знакомую игру
И доведя строку до многоточия,
Однажды ты проснешься поутру -
И, сделав вдох,
Порвешь сценарий в клочья.

А если я скажу тебе, что ты -
Мне нужен так же, как глоток воды
Гонцу усталому, бредущему пустыней,
Как нечто важное и ценное, отныне..

А если я скажу, что без тебя -
Не плодоносит моя грешная земля,
И засыхают словно родники
Без влаги, все во мне стихи..

А если я скажу, что за тобою -
Давно душа продрогшим волком воет,
И бренным ветром мается по свету,
Чтобы хоть как-то побыть рядом где-то..

И я когда-то обязательно скажу -
С тобой - не страшен мне и мира край!
Но, если вдруг забуду, или - не смогу..
Не сомневайся в этом!.. Просто знай..

Когда некий человек вернулся домой, он обнаружил, что его жена занимается прелюбодеянием со слугой в супружеской спальне.
Увидев его, слуга убежал через кухню. Тогда муж вошел в спальню и убил жену.
Позвав служанку, он объяснил ей, что произошло, и сказал: «Чтобы эта история не легла позорным пятном на наших детей, следует сделать вид, что она умерла от болезни, и поэтому мне потребуется твоя помощь. Если же ты считаешь, что не можешь на это пойти, то я убью и тебя как соучастницу этого тяжкого преступления».
Служанка ответила: «Если вы пощадите меня, я буду вести себя так, словно ничего не знаю». Она привела в порядок комнату, надела на труп одежду для сна и уложила его в постель. Затем, несколько раз послав человека за врачом, с сообщением, что хозяйку одолел внезапный недуг, они отправили последнего гонца, который сказал врачу, что уже слишком поздно и ему нет нужды приезжать. Затем позвали дядю жены и, поведав ему о болезни, убедили его в том. что так оно и было. Все сошло как смерть в результате болезни, и никто так никогда и не узнал правды. Позднее служанку уволили. Эта история произошла в Эдо.

Ты к морю пришел, где увидел меня,
Где, нежность тая, полюбила и я.
Там тени обоих: твоя и моя,
Тоскуют теперь, грусть любви за тая.

И волны на берег плывут, как тогда,
Им нас не забыть, не забыть никогда.
И лодка плывет, презирая века,
Туда, где в залив попадает река.

И этому нет и не будет конца,
Как бегу извечному солнца-гонца.

Подальше положишь - поближе возьмёшь,
Положишь поближе - вовек не получишь,
Мне снится ночами, что мысли летучи,
И жажда всегда превращается в дождь.
Заветные мысли, что по сердцу мне,
Со мною всегда - и не ведают странствий
Мечта не сбывается, ибо в пространство
Не пущен за нею крылатый гонец.

Он как сучок в глазу души моей!
В года расцвета Рима, в дни побед,
Пред тем как властный Юлий пал, могилы
Стояли без жильцов, а мертвецы
На улицах невнятицу мололи.
В огне комет кровавилась роса,
На солнце пятна появлялись; месяц,
На чьем влиянье зиждет власть Нептун,
Был болен тьмой, как в светопреставленье,
Такую же толпу дурных примет,
Как бы бегущих впереди событья,
Подобно наспех высланным гонцам,
Земля и небо вместе посылают
В широты наши нашим землякам.

Одной из главных причин формирования первобытной человеческой речи была необходимость в передаче информации. Доисторические люди обменивались новостями при помощи голоса. Но этот вид связи был несовершенен, так как слышимость человеческого голоса на расстоянии уменьшается. Поэтому позже для передачи известий от одного племени к другому первобытные люди начали использовать:

  • звуки полых стволов деревьев;
  • звуки барабанов;
  • дым от костра;
  • само пламя.

Стоит отметить, что в некоторых племенах Африканского континента для этих же целей барабаны тамтамы применяются даже сегодня.

Во времена античности пешие или конные гонцы изучали текст сообщений на память и пересказывали его тем, для кого он предназначался. Но все вышеуказанные методы были неэффективны. Только с возникновением письменности передача информации стала более или менее похожа на известную нам почтовую связь.

В середине прошлого века археологи раскопали остатки библиотеки Ассирийского царя (669-633 гг. до нашей эры). В ней сохранились не только интереснейшие книги и архивные записи, но и первые письма, которые пересылались в глиняных «конвертах», гарантируя сохранность содержания письма. На «конверте» указывали адресата. Иногда его запечатывали именной печатью. Для прочтения письма глиняная оболочка разбивалась.

Довольно совершенный вид связи существовал во времена правления Дария I Гистапса, Ксеркса и Дария II Нотта (VI-Vст. до нашей эры). На всех военных путях на расстоянии 1,5-2 км друг от друга находились своего рода почтовые станции. Послания передавались эстафетным способом: один гонец получал письмо и мчался к нужной почтовой станции, где его уже ждал второй гонец. На следующей станции второго гонца ждал третий и т.д… Таким способом конные гонцы курсировали в Древнем Египте, Ливии, Аравии, Абиссинии и Персии . Также существовали и пешие гонцы (скороходы), которые должны были поддерживать контакты с соседними провинциями. Известно также, что для передачи писем использовалась и «голубиная почта».

В Древней Греции корреспонденция доставлялась бегунами (гемеродромами), нередко победителями Олимпийских игр. Также письма распространялись и морским транспортом. Особо важные и спешные сообщения передавались всадниками на верблюдах.

В Древнем Риме передача информации осуществлялась:

  • пешими гонцами (курсориусы);
  • конными гонцами (вередарии);
  • морской почтой.

Конные гонцы курсировали от одной «почтовой» станции к другой, меняя верховой и вьючный транспорт. Некоторые маршруты посланников были объединены в унитарную почтовую сеть «Курсус публикус», использовать которую могли только члены императорской семьи и важные чиновники.

Монгольские ханы также имели свою почтовую службу, которая называлась «ургин-ула». Гонцам, которых отправляли в срочную далекую поездку, выдавали специальную металлическую или деревянную пластинку с изображением сокола на ней. Эта пластина позволяла сменить коня в любом первом встречном табуне. Такие посланники за сутки могли преодолеть расстояние в 300 км.

Ацтеки и инки до прихода конкистадоров не знали коней, поэтому все сообщения доставлялись эстафетным способом пешими гонцами (часки), которые за час пробегали в среднем 10 км.

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словом «гонцом»

Мы нашли 80 предложений со словом «гонцом». Также посмотрите синонимы «гонцом» .
Значение слова

  • Великий хан дал Марко Поло поручение и отправил его гонцом на запад.
  • Начиная работу над «Гонцом », Рерих не знал, что окончание Академии для него и других воспитанников Куинджи станет весьма необычным.
  • Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его.
  • Наверное, ни одна разведка не хочет быть гонцом , приносящим плохие вести, памятуя, что за это можно и головы лишиться.
  • Да будет угодно Вашей милости сообщить свою волю со следующим гонцом .
  • Британские корабли выбросили белый флаг и спустили на воду шлюпку с гонцом .
  • И ты из тех людей одного, которые в поиманье сидят, отпусти и своего человека с ними к нам пришли гонцом .
  • Тем временем у колодца скопилось много караванщиков и новости, привезенные гонцом , стали общим достоянием.
  • Ни послом, ни посланником, ни даже «гонцом » (официальным курьером, доставлявшим правительственные депеши) Нёвилль не был.
  • Антоний отправил в Египет гонца и велел Клеопатре явиться к нему для объяснений.
  • Он послал гонца за лекарем к царю Египта Амасису.
  • Она неизбежна, и усталая фигура гонца не дает ответа, как, каким образом ее можно предотвратить.
  • На смену первому гонцу прибыл второй, с тем же самым посланием, а когда принц выпроводил и его, примчался третий.
  • Предлог был таков: перехватили тверского гонца с грамотами к Казимиру.
  • Защищавший этот форпост афинский стратег Евкл послал гонца к Фукидиду с просьбой о помощи.
  • Наивный юноша не ведал, что его, по выражению летописца, готовят на роль жертвенного барашка, что Асаф Хан уже тайно послал гонца к Хурраму.
  • Моим заданием было отправить гонца к Императору в тот момент, когда у меня появится какая-либо новая информация.
  • Возврат последовал, когда от гонца , нарочно посыланного в Коломну, получено известие, что «все спокойно».
  • Плятт разрывался, собирая послания, поднимая посох и самого гонца , который, кряхтя, ронял их опять.
  • Заключив соглашение с французами, Дрейк отправил гонца к марунам.
  • Гонца от военного министра герцога де Фельтра срочно провели к императрице, и он объяснил, что же произошло в Париже.
  • Фридрих Великий в это время послал в Берлин гонца , чтобы приказать своей семье покинуть столицу.
  • Только одному гонцу удалось добраться до Эворы, да и тот был убит на обратном пути крестоносцами.
  • Утром к нам прискакал гонец из Парижа, и мы поняли причину салюта на английском корабле.
  • Мне амир Хусайн через гонца прислал приглашение войти в город.
  • Он передал через гонца , что у нее остался один способ выяснить правду.
  • Резухин сразу же после происшествия отправил гонца в ставку «Толстого вана», где, по последним сведениям, и находился барон.
  • Я был в Стокгольме, когда прискакал гонец из Парижа и сообщил, что, по слухам, голодные толпы готовятся идти на Версаль.
  • Но тот ее так и не получил: через несколько дней после прибытия в Тир гонца с этим известием он был убит.
  • Он немедленно послал гонца с наказом Гистаспу, отцу Дария, бдительно следить за сыном до тех пор, пока царь не вернется из похода.
  • Клеопатра отправила гонца к Октавиану с дарами.
  • Те спустились в шлюпку и через короткое время доставили гонца к Хиксому.
  • Они поспешили отправить гонца к Ивану Грозному, чтобы сообщить ему об этом замечательном событии.
  • Письмо отправляет анонимно, через гонца .
  • Гонец из Экбатаны, догнавший их полк, привез поздравления от царя Астиага и сообщение о рождении в Парсагардах второго сына Кира.
  • Хитрая Ольга, чтобы обмануть Мала, тут же отправила к нему гонца с сообщением о том, что согласна стать его женой.
  • Выслали в Варшаву гонца , тот призвал варшавян к «ганнибаловой» клятве о полной тайне и передал задание.
  • Казакам удалось поймать французского гонца , который с несколькими пакетами направлялся из Парижа к Наполеону.
  • Возвращая гонцу присланные Франсуазой слитки золота, он велел передать на словах своей «бывшей королеве сердца»: «Верните ей все это.
  • Последние окружили остров и послали к Генриху гонца с донесением о произошедшем.
  • Вечером гонец принес Наполеону известие о том, что казаки приближаются к Монтеро.
  • Наконец Третьяков подходит: «Отдадите «Гонца » за 800 рублей?» А он стоил тысячу, о чем говорить!
  • Не упустил случая противодействовать верховникам и Феофан Прокопович, тоже отправивший в Митаву своего гонца .
  • Враги обступили город со всех сторон, так что нельзя было ни выйти из города, ни гонца послать.
  • Итого нас должно быть одиннадцать человек, включая Пашу (нашего «гонца »), который не поедет в Индию (у него нет загранпаспорта).
  • Возницын многократно выполнял дипломатические поручения в Турции, Польше, Австрии и Венеции в качестве участника посольств и гонца .
  • Необходимо срочно снарядить гонца в город и гонец был назначен.
  • Под утро все листы были заполнены и переданы гонцу , чему тот был невероятно удивлен.
  • Они дико ох***ли и тут же послали гонца «в нумера».
  • Он направил в Египет гонца со свадебным предложением.
  • Направил в лагерь турок гонца с известием о капитуляции, осада прекратилась.
  • Принц кивком отослал гонца , но с места не сдвинулся.
  • Мал, естественно, обрадовался известию киевского гонца и не заподозрил обмана.
  • К Александру послали гонца , который должен был сообщить ему о приезде отца.
  • Сам я этого гонца , скорее всего, не видел, но в памяти моей накрепко засели известие о нём и плач женщин по всему селу.
  • Поэтому и прислал гонца за монахом Андреем Рублёвым, о котором все вокруг говорили как об очень искусном изографе.
  • Это полотно большинство критиков отнесли к «новой живописи», в отличие от «Гонца », бывшего образцом классической русской живописи.
  • Сначала он послал к своей дочери Фатиме гонца , чтобы узнать, действительно ли она общается теперь со Смердисом, сыном Кира.
  • Так, еще одна песня повествует о том, как «владыка, судьбой гонимый» тайно посылает к своей супруге гонца .
  • Леонардо послал гонца к отцу, чтобы сообщить, что работа завершена.
  • Но вот заскрипели ворота: гонца из Москвы впустили и повели в монастырскую трапезную, чтобы подкрепился с дороги.
  • Я послал «гонца » за водкой и закуской, но он вернулся только со шкаликами коньяка и без закуски.
  • Предложение являлось плодом вдохновения, и мы немедленно послали гонца к Абдулле.
  • Застигнутый врасплох, Феодосий послал гонца к Валентиниану Третьему, советуя ему задобрить гуннов и отдать им Гонорию.
  • Это сделать мог только консул, (6) а послать к нему гонца с письмом через Италию, занятую карфагенскими войсками, было затруднительно.
  • Он удалился, подозвал какого-то парня, что-то ему быстро нашептал, мы поняли: послал гонца к рыбакам на пирсе.
  • Беки испугались совершить ошибку, позволив гонцу увидеть царевича в таком состоянии.
  • И когда божественный Юпитер послал к Энею гонца с приказом плыть в Рим, Дидона предпочла смерть на костре разлуке с любимым.
  • Он так поверхностно отнесся к факту ее смерти, что мы узнаем о ней только через гонца .
  • Они ни о чем не подозревали, когда Ольга прислала им очередного гонца .
  • Сейчас же мы послали гонца к племени бени Атийе, сильному народу, живущему на северо-востоке.
  • Через две недели бадмаевский посланец появился у Илиодора, но тот уже передумал и на глазах гонца подлинники «заменил копиями».
  • Поэтому они тут же послали в Киев гонца и сообщили жениху о своем согласии отдать ему в жены принцессу.
  • Он послал к ее двору гонца , притворяясь, что ищет себе жену, но осмотрительная Томирис поняла, что Киру нужно кое-что другое.
  • Затем оно было запечатано с соблюдением всех церемоний и отдано гонцу , который немедленно отправился в Лхасу.
  • В тот хмурый зимний день девятого декабря 1542 года, когда за окнами стоял непроницаемый туман, в ворота замка Фокленд постучал гонец .
  • Помпей отправил к царю гонца с известием о своем прибытии и просьбой о помощи.
  • Послали гонца с приказом отменить экзекуцию сына египетского царя, однако он прибыл слишком поздно.
  • Гонец с печальным известием прискакал к вечеру: отец скончался утром и прошло несколько часов, пока послали гонца .
  • Узнав почерк капитана, Хиксом согласился выслушать гонца .

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

Pepuxoвский "Гонец” (1897) возвестил миру о рождении нового самобытного художника, ученого, мыслителя, общественного деятеля, которому было суждено сыграть выдающуюся роль в культурном движении XX века. Принадлежащий к плеяде творцов русского космизма, он во многом воплотил мечты и надежды, возникшие на заре нашего столетия. Однако не менее значительны его прозрения прошлого - и не только по мысли, но и по способности воочию показать в своих художественных произведениях дохристианскую жизнь славян. Его обращение к первобытности было настолько неординарным, что и сегодня идеи и образы художника вызывают бурную полемику и находятся на самом острие современного знания.

"Гонец. Восстал род на род" стала первой получившей известность картиной Н. К. Рериха. Это хрестоматийное произведение изучалось многими исследователями. С. П. Дягилев сразу обратил внимание на новую лирическую трактовку исторического жанра. П.Ф. Беликов и В.П. Князева писали, что «пейзаж картины переносит зрителей в далекое прошлое,... захватывает воображение и делает зрителей как бы соучастниками изображенной сцены». Е.И. Полякова связала сюжет “Гонца” не только с событиями "начальной летописи", но и с раздумьями о России и тревожной судьбе ее народа. Л В. Короткина отметила умение создать настроение в картине, а также стремление к обобщенному решению. Однако все исследователи всегда анализировали картину без рамы. Между тем авторское оформление полотна дает на наш взгляд ключ не только к более полному пониманию замысла полотна, но и к пониманию дальнейших путей эволюции его творчества.

Рама темная по цвету, с плетеной рогожей, соединяющей внутреннюю и внешнюю окантовку. По наружному краю идет орнамент из косых крестов и ромбов, а на рогоже вылеплены фигурки животных. Они изготовлены из песка и покрыты золотой краской. Внешний кант также оклеен прокрашенным темным песком. Сразу возникает вопрос: не брал ли для вящей убедительности молодой художник этот песок из какого-либо кургана того времени, о котором повествует средник картины? Наверное, когда-нибудь в будущем этот вопрос будет выяснен. Однако главное, конечно, не в этом штрихе возможной документальности, а в том, какой, собственно, смысл или дополнительное содержание могла нести эта рама?

В чисто живописном отношении оформление полотна выполнено очень удачно. Коричнево-черный тон деликатно выявляет ночное освещение. Само это темное дерево с самодельной рогожей словно бы непосредственно приближает и делает более ощутимыми изображенные на полотне постройки и ограждения, изготовленные из тех же материалов. Позолоченные же фигурки на раме удивительно хорошо сочетаются с выглядывающим из-за холма желтым серпом луны.

И все же, только ли в одном живописном ансамбле смысл рамы? Нет, он значительно глубже и связан с зооморфными фигурками. Наверху, симметрично друг другу в геральдической композиции представлены так называемые "собачки". В четырех углах рамы изображены повернутые друг к другу какие-то животные, которые более всего напоминают зайчиков. "Собачки" - это повторение Рерихом подлинных археологических памятников X-XIII вв., которые были известны по материалам историков и собственных раскопок Рериха, опубликованных в его статье "Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца".

Художник точно воспроизводит их стилистику и украшения в виде кружков. У Собачка из раскопок Л.К. Ивановского животных длинный хвост с петлей у шеи и мягкая вкрадчивая поступь. Б. А. Рыбаков идентифицирует их с рысью и называет "лютым" зверем . Действительно, в контрасте с нежными беззащитными зайчиками они смотрятся явными хищниками, воплощающими дух борьбы. Единственно, что позволил себе художник, отклонившись от цитирования, так это несколько ярче выделить пасть, что придало их облику более суровый характер. Стоящие друг против друга, они как бы символизируют идею схватки или единоборства. Известно, что первобытные племена имели своих тотемных покровителей, вели свою родословную и часто назывались по имени какого-либо животного.

По-видимому, "лютые" звери и укрывшиеся, скорчившиеся зайчики олицетворяют два различных племени. Возможно, что таким символическим путем автор хотел глубже раскрыть основную идею произведения и сделать акцент на второй части названия картины - "Восстал род на род".

Если средник говорил на всем привычном языке, создавал реальный земной образ, близкий и понятный, благодаря удивительному вживанию автора в дух первобытности (по письмам к В. В. Стасову мы знаем, насколько тщательно подходил Рерих к достоверному, не придуманному изображению жилищ, лодки, одежды, оружия), то рама давала, говоря словами Н.А. Бердяева, подобия, знаки и символы иных миров. Надо полагать, что только таким путем автору удалось полностью воплотить свой замысел, показать не просто случайный эпизод приплытия гонца в лодке, но и приобщить зрителя к более глубокой реальности, к истории небесной, которая по определению Н.А. Бердяева, будет раскрываться и развертываться в земной жизни. Быть может, у художника и не было тогда такого определенного плана или ясно осознанной цели, как понимаем мы ее сейчас (кстати, Рерих неоднократно указывал, как подлинный, глубинный смысл интуитивно созданного им самим раскрывался ему значительно позднее), тем не менее близость такому пониманию истории прослеживается в его творчестве и в дальнейшем. Не случайно, видимо, зооморфные фигурки у Рериха того же цвета, что и небесное ночное светило.

Фактически образ картины получился многослойным и выраженным совершенно различными изобразительными средствами. Если полотно решено в традициях передвижнической живописной школы, то фигурки на раме - в условной манере. Мало того, что археологические древности, подобные "собачкам", вообще не появлялись в изобразительном искусстве того времени, но и оперирование, создание своих, стилистически близких им образов (зайчиков), а, главное, соединение в станковом искусстве двух совершенно различных изобразительных систем - все это было чрезвычайно смелым и дерзким экспериментом молодого художника. В этом образном и колористическом ансамбле двух, казалось бы, несоединимых истоков заключалась большая внутренняя сила, которой еще предстояло раскрыться в будущем. Во взаимодействии этих начал и рождалось оригинальное, ни на что не похожее, как бы овеянное глубокой древностью, искусство Рериха. Видно было, что не только природа, не только исторические события, но и рукотворные археологические экспонаты определяли пути его художественного мышления. Во всяком случае, художнику было тогда совершенно ясно, что «памятники наряду с природой живые вдохновители и руководители стиля» .

Возможно, что синтез этот не был здесь еще вполне органичным - слишком уж резким, непривычным было такое соединение, не случайно непонятое его современниками. Однако в этой откровенной декларативности как бы звучало кредо художника, приоткрывшего врата в богатый и огромный художественный мир древнего искусства. Здесь был непочатый край для деятельности, для любовного и чуткого перетолкования, для создания подлинно исторической и значительной по образной выразительности живописи, для стилистических поисков. Это было уже тогда ясно молодому Рериху, писавшему: «Мощь развивается в столкновении острой индивидуальности с безымянными наслоениями эпох. Вырастает логическая сила». В этом поле напряжения вызревало и крепло оригинальное творчество Рериха.

Пожалуй, можно заключить, что путь к искомому синтезу шел как бы двумя встречными путями: от передвижнической системы живописи и непосредственно от условной изобразительности древнего искусства. Казалось бы, от современной ему реалистической школы до первобытного художественного сознания был гигантский шаг, разделенный тысячелетиями. Можно ли было вообще говорить в таком случае о каком бы то ни было единстве? Однако уже в "Гонце" помимо общего колористического строя была своя внутренняя логика. Она шла поверх стилистического разнообразия, убеждая своей ясной естественноисторической правдой - правдой, которая апеллировала к прошлому, к генетической, родовой памяти.

Недавние работы психологов показали, что наше сознание наследует наслоения многих эпох и что для человека, который целиком "освободился" от анимистического мышления, непонятны многие поэтические образы. То, что "ложно" в научном мышлении, может быть "истинно" в художественном. К анимистическим представлениям «следует добавить научные представления, не противопоставлять, а разъяснять многообразие, гетерогенность как культуры, так и соответствующего ей мышления» . Вот к этому синтезу и шел в своих произведениях Рерих, шел вне всяких сложившихся устоев и концепций, полагаясь лишь на собственные прозрения, на собственные впечатления от прикосновения к предметам далекой древности. Рерих чутким глазом художника уловил в искусстве исчезнувших Кресло (Эскиз для мастерских в Талашкине). 1904народов «не затемнелую археологию, а ясность мысли обобщения». И молодой живописец искренне надеялся, что художественное мышление способно к синтезу, к объединению, поскольку «время сложило красоту, общую всем векам и народам» . Эта общность, несомненно, основывалась на единстве человеческой природы, на общности общечеловеческих чувствований.

Казалось бы, задача для Рериха была ясна - утвердить свой поиск в искусстве «в апофеозе какого-то нового стиля, сейчас немыслимого» , где бы слились живописные достижения настоящего с глубокой мудростью прошлого. Сегодня представляется, что одну исходную точку развития своего творчества Рерих наметил как бы непосредственно от образцов древнего искусства. Рерих открыл для себя огромный материк - наследие каменного века, а также замечательные по своей стилизации скифские древности и так называемые чудские бляшки. Эти чудские бляшки - образцы пермского звериного стиля - литые бронзовые изделия ломоватовской культуры середины первого тысячелетия новой эры - теперь широко известны благодаря высокому художественному исполнению. Поначалу Рерих использовал чудские мотивы для проектов мебели. В них миниатюрные вещицы увеличивались в размерах почти без изменения и представали в резном деревянном рельефе. Рериховские проекты создавали атмосферу реальности ирреального, погружали в мир представлений, глубоко отличных от стандартизованного порядка вещей, внедряемых современной машинной цивилизацией. Рерих противопоставлял наступающей бездуховности окружения наследие далеких эпох, наполненное глубоким художественным смыслом в каждом рукотворном изделии.

Следующим шагом были эскизы фризов: "Птицы", "Звери", "Пучина морская”, "Гады подземные” (1904). Здесь чудские образы составляют лишь часть стилистически однородной монументальной композиции, призванной украсить общественное здание. Через несколько лет Рерих создает эскиз декорации к сюите А. К. Лядова "Кикимора" (1910). Весь эскиз буквально насыщен Н.К.Рерих. Задумывают одежду (Каменный век). 1908популярными образами искусства Прикамья. Претворенные в театральном действе, соразмерные человеку шаманские изображения ожили в интерьере терема Кикиморы. От этого эскиза - шаг до обычного его станкового произведения. Собственно многие театральные работы Рериха смотрятся нередко как самостоятельные картины. Таковы были и известные эскизы к "Снегурочке" и "Весне священной" о язычестве славян.

Отдельная линия, которая также вела от условной изобразительности к новому живописному стилю, связана с увлечением Рериха жизнью и искусством человека эпохи камня. Его ранние эскизы (1904) на темы каменного века следуют гравировкам верхнего палеолита и чукотско-эскимосской резьбе по кости. Упругие обнаженные женские тела в картине "Задумывают одежду" (1908), кажется, воскрешают изящные рельефы из грота Ля Магдален. В итоговом произведении этой серии "Призыв солнца" (1919) достигнута гармония образного смысла и стилистических исканий.

Интересно отметить, что источником вдохновения для создания произведений о долгожданной встрече верхнепалеолитическими жителями летнего светила послужили якутские песнопения, процитированные в статье "Радость искусству". Почитание северными народами сил природы Рерих относил к Н.К.Рерих. Борис и Глеб.1942«одной из самых поэтических религий» и считал, что она является «колыбелью лучших путей творчества» . Его с юности тянуло к этой "колыбели", к тому, что мы не ведаем уже давно, «что только иногда еще помнит индийская и шаманская мудрость».

Вторая встречная линия, которая развивалась в творчестве Рериха, шла от академической школы через средник "Гонца”, всю славянскую серию и "Заморских гостей" (1900-1903). Впитывая достижения древнерусской иконописи, эпохи Возрождения, восточного искусства и условной изобразительности, он пришел к тому новому стилю с повышенной декоративной выразительностью, который безошибочно узнается как рериховский.

Рериховский "Гонец" поставил вопрос о подлинной историчности доисторического. Как состояться здесь художнику по теме, которая столь неизвестна и столь общезначима? Трудность этой задачи осознавал и сам художник, изложив свое видение проблемы в статье «Искусство и археология».

А задача эта была, действительно, необычайно сложная, поскольку надо не погрешить против археологического материала, как правило, скудного и Н.К.Рерих. Строят ладьи. 1903достаточно частного и в то же время в картине должно преобладать подлинное поэтическое начало. Притом произведение должно быть исполнено на уровне современных художественных задач и одновременно для воскрешения времени оно, наверное, должно отзвучать на прошлое в каких-то чисто стилистических параллелях? Ведь подчас ничто так лучше не скажет о прошлом, как какое-то изделие того времени: наскальный рисунок или женское украшение. Дух времени может ожить и в претворении стилистики, и в смысловой организации сюжета. Во всем этом нужно чувство меры и большого художественного такта. Рерих избрал для себя верный путь, не воскрешая бытовые подробности жизни, не описывая детали, хотя все это в известной степени и присутствует в его картинах, а прежде всего нацеливаясь на обобщающий, соответствующий духу времени образ.

Рериховские замыслы охватывали огромную панораму жизни древних славян и уходили в недра палеолита. В русском искусстве еще не было столь всеохватного проникновения в доисторическую эпоху. Его картины были не сухой, более или менее удачной реконструкцией, а поражали жизненной правдой, как будто бы автор все это видел, пережил и прочувствовал сам. На рериховские полотна может быть распространено с некоторыми изменениями Платоновское учение о познании как припоминании. Это припоминание лишь тогда плодотворно, когда оно, говоря словами Н.А. Бердяева, есть «внутренняя память всего великого, свершившегося в истории человечества, какое-то глубинное соединение, отождествление того, что совершается внутри, в самой глубине духа познающего, с тем, что было когда-то, в разные исторические эпохи».

Это "глубинное соединение", убеждающее своей подлинностью, возможно, и в самом деле было необычной внутренней памятью, разбуженной когда-то археологическими раскопками. Юношеское увлечение тайнами курганов, исчезнувших народов служило богатым источником воображению. В этом смысле «археология, - как писал впоследствии Рерих, - давала неоспоримый материал - истинную основу». Рерих признавал, что «художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь». Однако в этом проникновении у Рериха не было стремления к изображению какого-либо острого события. Он, прежде всего, хотел показать духовную жизнь определенного периода в ее наиболее типичных проявлениях. Новым качеством в эстетических исканиях русской исторической живописи было и то, что в рериховских образах «психология отдельных характеров заменяется изображением жизни более сложных организмов, как: толпа, государство, человечество».

В.М. Васнецов в своем "Каменном веке" (1882-1885) исходил из индивидуальных Каменный век. В.М. Васнецов. характеристик персонажей, и общий замысел возникал от "прочтения" действий каждого его героя. Художественное мышление Рериха основывалось на цельном психологическом образе, воплощаемом в достоверных деталях, которые однако отнюдь не доминировали в композиции, а лишь насыщали ее ничем не заменимым правдоподобием. Конечно, художник-археолог, как признавал сам Рерих, «может пойти дальше ученого, но только без санкции ученых, этот шаг не может иметь особого значения». Успех его полотен определялся этим счастливым сочетанием в нем художника и ученого и удивительной способностью поэтического проникновения, не случайно А.М. Горький назвал его «величайшим интуитивистом современности».

"Гонец" словно привез России неведомое раньше наследие ее древней культуры. Он сразу сделал близкими и родными наших далеких предков, наделив их столь понятными нам человеческими чувствами. Вслед за "Гонцом" буквально хлынул поток рериховских картин на темы древних славян. Все это было столь убедительно, столь точно в деталях и в постановке сюжета, столь прочувствовано, проникнуто народным духом, к которому естественно протягивались нити современной общинной жизни крестьян, к их обычаям и отголоскам языческих верований, что не принять как свое было просто невозможно. Так и только так, рериховскими глазами мы теперь многое видим в нашей дохристианской истории. Рерих создал целую живописную летопись славян, известную ранее лишь по фрагментарным записям. Теперь мы видим ее воочию, цельную и могучую. И в том, что истоки нашей истории предстают теперь в нашем сознании столь весомо, с достоинством и уважением, столь полнокровно, зримо и величаво - в том громадная заслуга Рериха.

После рериховских работ мы теперь по-новому представляем не только прошлую жизнь людей, но и жизнь природы. Вернее, Рерих сумел убедить нас, что и социум, и природа едины. Ранее было ясно, что жизнь человеческих сообществ, несомненно, связана с природой, зависима от нее. Теперь же мы в природе увидели одухотворенность ее человеком; каким-то шестым чувством ощущаем присутствие вокруг живших когда-то предков, ходивших по этой земле, поклонявшихся ей, небесам, рекам и холмам, размышлявших и страдавших среди белых берез, клубящихся облаков и бездонного неба... Тут не анимистический взгляд язычника, тут как бы незримое присутствие... Это драгоценное ощущение взаимосвязи человека и природы, гармония их существования в вечном круговороте времен, это совершенно неизвестное дотоле ощущение причастности всего человеческого к живому веществу планеты ярко передано в искусстве Рериха.

В сюжетном плане "Гонец" также имел несколько ответвлений. Среди рериховских тематических картин мотив ладьи оказался впоследствии одним из самых распространенных. "Ладьи" (1901,1903), "Строят ладьи" (1903), "Волокут волоком" (1915) воплотили образ мощной созидательной энергии народа. "Заморские гости" (1900,1901,1902,1903) в своих суднах с яркими парусами, раздуваемыми ветром, бороздят речную гладь. Из ладьи опускает рериховский герой в потаенное озеро "Клад захороненный" (1917, 1947). По завету Христа выискивают в людском океане его последователи души отзывающиеся - "И мы продолжаем лов" (1922). На утлом суденышке, среди волн торопятся "Беглецы” (1937) и застыли в окаменелости персонажи "Печали" (1939). На ладье плывут по неведомому морю первые русские "Святые Борис и Глеб" (1904,1919,1942,1943). Ладья стала тем средством, с помощью Н.К.Рерих. Вестник от Гималаев (Направляясь домой) 1940которого рериховские герои преодолевают века и пространства и обретают свою реальность. Это некий символ динамизма эпохи, явления героев; нить, связующая миры.

Не менее значительной, сквозной темой в творчестве Рериха стал мотив Вестника. "Вестник" является в 1914 и 1915 годах. В 1918 году появились "Облако-вестник" и небесные Рыцари утра, дня, вечера, ночи. "Вестник" стучался в дверь при блеске молнии - велении неба (1922,1946). То ли по воде, то ли по небу плывет "Вестник от Гималаев" (1940).

Во всем этом было немало автобиографического: Рериху дано было принять благую Весть, и сам он стал Вестником. Как и его герои, внимающие небесам, он прислушивался к голосу пространства и наполнял им свои произведения. Будучи до конца своих дней художником-символистом, Рерих как никто из мастеров его круга смог, кажется, довершить в своей жизни все, о чем мечталось в начале века. Быть символистом значило быть жрецом и пророком, стремиться к «пересозданию жизни», к «пересозданию человечества». Именно таким жрецом, поклонявшимся Прекрасному, пророком и провозвестником Учения жизни предстал Рерих перед человечеством. Следуя наказу Льва Толстого выше руль держать, он пришел в сумрачное XX столетие проповедником Культуры, принесшим Весть, что спасение мира в осознании Красоты.

Его гонец приплыл хотя и с гуманной миссией, но все же тревожной, как ночное небо.

Один только раз, написав образ, полный тягостных предчувствий, Николай Константинович в дальнейшем старался как бы искупить его радостью и надеждой, предотвратить своим искусством все бойни мира, пересилить их созидательными строительными задачами, а на почве общественной деятельности - защитить от уничтожения все памятники мировой культуры. Наполнив свои полотна сиянием, усилив его до космической мощи и глубины, он лучом Прекрасного стремился объединить человечество и как горьковский Данко, своим горящим сердцем показывал путь к Свету.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Дягилев С. П. Ученическая выставка. // Новости и биржевая газета. 1898, № 309.

2. Беликов П. Ф., Князева В. П. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1972. С. 34-35.

3. Полякова Е. И. Николай Рерих. М.: Искусство, 1973. С. 42.

4. Короткина Л. В. Николай Константинович Рерих. СПб.: Художник России; Золотой век, 1996. С. 6.

5. Рерих Н. К. Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца. // ЗИРАО. Т. XI, вып. 1-2. СПб., 1899. Рис. 44. С. 358.

6. СпицынА. А. Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л. К. Ивановского. MAP, № 20. СПб., 1896. Таблица XIV, № 18.

7. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. С. 548.

8 .Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 168.

9. Бердяев Н. А. Указанное сочинение. С. 21.

10. Рерих Н. К., ГЦ, 1991. С. 57.

11. Рерих Н. К., ГД, 1991. С. 132.

12. Тульвисте П. Э. Типы мышления и традиционные занятия. // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986. С. 106.

13.Рерих Н. К., ГД, 1991. С. 100.

14. Рерих Н. К., ГД, 1991. С. 123.

15. Рерих Н. К.. ГД, 1991. С. 89.

16. Рерих Н. К. Нехудожественность наших художественных магазинов. // ИХП. СПб., 1899. № И. С. 914-918.

17. Рерих Н. К., ГД, 1991. С. ИЗ.

18. Рерих Н. К., ГД, 1991. С. 99.

19. Рерих Н. К., ГД, 1991. С. 113.

20. Ежегодник общества архитекторов-художников. Вып. 3. СПб

21. Рерих Н. К. Искусство и археология. // ИХП. № 3. С. 185-194. № 4-5. С. 251-266.

22. Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 19.

23. Рерих Н. К., ЛД, 1995-1996. Т. III. С. 387.

24. Рерих Н. К. Искусство и археология... С. 192.

27. Белый А. Символизм. М., 1910. С. 3.