Оптимизация программного кода. Основные возможности оптимизации кода программистом и компилятором

Оптимизация программного кода называют изменение корректного кода, направленное на повышение его эффективности. «Оптимизация» подразумевает внесение небольших изменений, затрагивающих один класс, один метод, а чаще всего – несколько строк кода. Крупномасштабные изменения проекта или другие высокоуровневые способы повышения производительности оптимизацией не считаются. Это не самый эффективный способ повышения производительности. Улучшение архитектуры программы, перепроектирование классов и выбор более эффективного алгоритма - приводят к более впечатляющим результатам. Кроме того, оптимизация кода не самый легкий способ повысить производительность: легче купить новое оборудование или компилятор с улучшенным модулем оптимизации. Наконец, это не самый дешевый способ повысить производительность: на оптимизацию кода вручную изначально уходит много времени, а потом оптимизированный код труднее сопровождать.

Оптимизация программистом .

1). Расширить структуру данных добавлением дополнительной информации или изменить представление данных в этой структуре. 2). Вычисление результатов заранее и их хранение, для последующего использования. 3) . Применение упаковки данных. 4) . Внутренний цикл должен содержать min воз­можное количество проверок, а лучше всего только одну. 5) . Удаление безусловных переходов. 6) . Логические проверки должны быть располо­жены так, чтобы более быстрые условия, которые чаще оказываются пра­вильными, стояли перед более медленными условиями, которые реже оказываются правильными.7). Логическая функция на небольшом множестве исходных значений может быть заменена таблицей, представляющей это множество.8). Удаление одинаковых выражений. 9). Если два и более одинаковых выражения часто вычисляются подряд, их следует вынести в подпрограмму. 10) . Изменение типов данных может оказаться эффективным способом сокращения кода и повышения его быстродействия. 11) . Переписывание кода на низкоуровневом языке. При низком быстродействии код следует переписать на языке низкого уровня. Если вы пишите на С++, языком низкого уровня может быть Assembler. Переписывание кода на низкоуровневом языке обычно положительно влияет на быстродействие кода.

Оптимизация компилятором .

Методы оптимизации кода могут применяться на разных уровнях синтаксических конструкций: 1 ). на уровне оператора - большинство компиляторов выполняют некоторую оптимизацию на этом уровне. 2 ). на уровне блока – оптимизирующий компилятор выделяет операционную структуру программе путем конструирования ориентированного потокового графа программы, в кот каждая вершина представляет основной блок, а связи м/у вершинами представляют потоки управления. Большинство компиляторов производят оптимизацию на уровне блока. 3 ). на уровне цикла. 4 ). на уровне программы - наиболее сложный уровень оптимизации.

Чем выше уровень оптимизации, тем больше возможностей повышения быстродействия программного модуля. Однако затраты на применение большей степени оптимизации могут значительно увеличить время компиляции.

42. Оформление программ: основные пункты.

1) Описание реализации (язык, среда программирования, тестирования, предполагаемого исполнения):

· размеры в байтах, операциях, строках;

· размеры необходимой памяти под данные;

· требуемые технические ресурсы.

2) Обращение к подпрограмме (число, тип и порядок передачи входных параметров): способ передачи (по ссылке или по значению).

3) Описание возвращаемых параметров:

· параметр, который возвращает сама функция;

· описание входных параметров, которые функция изменяет.

4) Описание исключительных ситуаций и реакция программы на них.

5) Описание сообщений программы, если они есть.

6) Краткое описание алгоритма:

· если имеет название, то указать его;

· назвать источник или где приведен текст программы, откуда был взят алгоритм;

· можно привести блок-схему.

8) Описать все входные и выходные файлы и краткое их содержимое.

9) Привести структуры записи всех файлов:

· разбивка по полям записи;

Оптимизация программного кода - это модификация программ, выполняемая оптимизирующим компилятором или интерпретатором с целью улучшения их характеристик, таких как производительности или компактности, - без изменения функциональности.

Последние три слова в этом определении очень важны: как бы не улучшала оптимизация характеристики программы, она обязательно должна сохранять изначальный смысл программы при любых условиях. Именно поэтому, например, в GCC существуют различные уровни оптимизации
Идём дальше: оптимизации бывают машинно-независимыми (высокоуровневыми) и машинно-зависимыми (низкоуровневыми) . Смысл классификации понятен из названий, в машинно-зависимых оптимизациях используются особенности конретных архитектур, в высокоуровневых оптимизация происходит на уровне структуры кода.

Оптимизации также могут классифицироваться в зависимости от области их применения на локальные (оператор, последовательность операторов, базовый блок), внутрипроцедурные, межпроцедурные, внутримодульные и глобальные (оптимизация всей программы, «оптимизация при сборке», «Link-time optimization»).

Отладка модуля с целью выявления логических ошибок

Отладка ПС - это деятельность, направленная на обнаружение и исправление ошибок в ПС с использованием процессов выполнения его программ. Тестирование ПС - это процесс выполнения его программ на некотором наборе данных, для которого заранее известен результат применения или известны правила поведения этих программ. Указанный набор данных называется тестовым или просто тестом . Таким образом, отладку можно представить в виде многократного повторения трех процессов: тестирования, в результате которого может быть констатировано наличие в ПС ошибки, поиска места ошибки в программах и документации ПС и редактирования программ и документации с целью устранения обнаруженной ошибки. Другими словами:

Отладка = Тестирование + Поиск ошибок + Редактирование.

В зарубежной литературе отладку часто понимают только как процесс поиска и исправления ошибок (без тестирования), факт наличия которых устанавливается при тестировании. Иногда тестирование и отладку считают синонимами. В нашей стране в понятие отладки обычно включают и тестирование, поэтому мы будем следовать сложившейся традиции. Впрочем, совместное рассмотрение в данной лекции этих процессов делает указанное разночтение не столь существенным. Следует, однако, отметить, что тестирование используется и как часть процесса аттестации ПС.



Принципы и виды отладки программного средства

Успех отладки ПС в значительной степени предопределяет рациональная организация тестирования. При отладке ПС отыскиваются и устраняются, в основном, те ошибки, наличие которых в ПС устанавливается при тестировании. Как было уже отмечено, тестирование не может доказать правильность ПС, в лучшем случае оно может продемонстрировать наличие в нем ошибки. Другими словами, нельзя гарантировать, что тестированием ПС практически выполнимым набором тестов можно установить наличие каждой имеющейся в ПС ошибки. Поэтому возникает две задачи. Первая задача: подготовить такой набор тестов и применить к ним ПС, чтобы обнаружить в нем по возможности большее число ошибок. Однако чем дольше продолжается процесс тестирования (и отладки в целом), тем большей становится стоимость ПС. Отсюда вторая задача: определить момент окончания отладки ПС (или отдельной его компоненты). Признаком возможности окончания отладки является полнота охвата пропущенными через ПС тестами (т.е. тестами, к которым применено ПС) множества различных ситуаций, возникающих при выполнении программ ПС, и относительно редкое проявление ошибок в ПС на последнем отрезке процесса тестирования. Последнее определяется в соответствии с требуемой степенью надежности ПС, указанной в спецификации его качества.

Для оптимизации набора тестов, т.е. для подготовки такого набора тестов, который позволял бы при заданном их числе (или при заданном интервале времени, отведенном на тестирование) обнаруживать большее число ошибок в ПС, необходимо, во-первых, заранее планировать этот набор и, во-вторых, использовать рациональную стратегию планирования (проектирования) тестов. Проектирование тестов можно начинать сразу же после завершения этапа внешнего описания ПС. Возможны разные подходы к выработке стратегии проектирования тестов, которые можно условно графически разместить между следующими двумя крайними подходами. Левый крайний подход заключается в том, что тесты проектируются только на основании изучения спецификаций ПС (внешнего описания, описания архитектуры и спецификации модулей). Строение модулей при этом никак не учитывается, т.е. они рассматриваются как черные ящики. Фактически такой подход требует полного перебора всех наборов входных данных, так как в противном случае некоторые участки программ ПС могут не работать при пропуске любого теста, а это значит, что содержащиеся в них ошибки не будут проявляться. Однако тестирование ПС полным множеством наборов входных данных практически неосуществимо. Правый крайний подход заключается в том, что тесты проектируются на основании изучения текстов программ с целью протестировать все пути выполнения каждой программ ПС. Если принять во внимание наличие в программах циклов с переменным числом повторений, то различных путей выполнения программ ПС может оказаться также чрезвычайно много, так что их тестирование также будет практически неосуществимо.

Модульное тестирование

Каждая сложная программная система состоит из отдельных частей – модулей, выполняющих ту или иную функцию в составе системы. Для того, чтобы удостовериться в корректной работе системы в целом, необходимо вначале протестировать каждый модуль системы в отдельности. В случае возникновения проблем это позволит проще выявить модули, вызвавшие проблему, и устранить соответствующие дефекты в них. Такое тестирование модулей по отдельности получило называние модульного тестирования (unit testing ).

Для каждого модуля, подвергаемого тестированию, разрабатывается тестовое окружение, включающее в себя драйвер и заглушки, готовятся тест-требования и тест-планы, описывающие конкретные тестовые примеры.

Основная цель модульного тестирования – удостовериться в соответствии требованиям каждого отдельного модуля системы перед тем, как будет произведена его интеграция в состав системы.

При этом в ходе модульного тестирования решаются четыре основные задачи.

1. Поиск и документирование несоответствий требованиям – это классическая задача тестирования, включающая в себя не только разработку тестового окружения и тестовых примеров, но и выполнение тестов, протоколирование результатов выполнения, составление отчетов о проблемах.

2. Поддержка разработки и рефакторинга низкоуровневой архитектуры системы и межмодульного взаимодействия – эта задача больше свойственна "легким" методологиям типа XP, где применяется принцип тестирования перед разработкой (Test-driven development), при котором основным источником требований для программного модуля является тест, написанный до самого модуля. Однако, даже при классической схеме тестирования модульные тесты могут выявить проблемы в дизайне системы и нелогичные или запутанные механизмы работы с модулем.

3. Поддержка рефакторинга модулей – эта задача связана с поддержкой процесса изменения системы. Достаточно часто в ходе разработки требуется проводить рефакторинг модулей или их групп – оптимизацию или полную переделку программного кода с целью повышения его сопровождаемости, скорости работы или надежности. Модульные тесты при этом являются мощным инструментом для проверки того, что новый вариант программного кода работает в точности так же, как и старый.

4. Поддержка устранения дефектов и отладки - эта задача сопряжена с обратной связью, которую получают разработчики от тестировщиков в виде отчетов о проблемах. Подробные отчеты о проблемах, составленные на этапе модульного тестирования, позволяют локализовать и устранить многие дефекты в программной системе на ранних стадиях ее разработки или разработки ее новой функциональности.

В силу того, что модули, подвергаемые тестированию, обычно невелики по размеру, модульное тестирование считается наиболее простым (хотя и достаточно трудоемким) этапом тестирования системы. Однако, несмотря на внешнюю простоту, с модульным тестированием связано две проблемы.

1. Не существует единых принципов определения того, что в точности является отдельным модулем.

2. Различия в трактовке самого понятия модульного тестирования – понимается ли под ним обособленное тестирование модуля, работа которого поддерживается только тестовым окружением, или речь идет о проверке корректности работы модуля в составе уже разработанной системы. В последнее время термин "модульное тестирование" чаще используется во втором смысле, хотя в этом случае речь скорее идет об интеграционном тестировании.

Оптимизировать код HTML и каскадные таблицы стилей (CSS) нужно для того, чтобы ускорить процесс загрузки сайта и контента, размещенного на нем. Экономия времени и трафика, в целом, спустя долгий срок после оптимизации, получится существенной, даже если внешне изменение скорости будет не очень заметно.

Оптимизация HTML-кода

Для того чтобы HTML-код способствовал быстрой загрузке сайта, он должен соответствовать нескольким условиям:

  • Быть простым и информативным. Проверив его на валидность, нужно исправить ошибки, чтобы ботам было легче анализировать его. Код должен четко представлять структуру страницы.
  • Основные составляющие страниц, такие как заголовки, указатели, блоки информации должны быть легко и быстро определяемы.
  • Освобождение кода от лишних сведений, вынесение их в отдельные файлы (например, можно вынести CSS и JS), повысит скорость загрузки, что также упрощает работу ботов.

Добившись выполнения этих условий, сайт можно сделать более быстрым, удобным и повысить эффективность индексации его ботами поисковых систем.

Уменьшение объема кода и оптимизация CSS

Сделать код сайта проще можно, уменьшив его объем. Для этого нужно выполнить несколько операций.

Прежде всего, следует избегать флеш-технологий, JavaScript, фреймов, текста, представленного картинкой. Все элементы, какие возможно, следует оформить в отдельных, внешних файлах (например, CSS и JS, как уже отмечалось выше). Помогут для оптимизации кода специальные плагины. К примеру, можно установить плагин Autoptimize, который автоматически оптимизирует код HTML, CSS, JS (если поставить соответствующие галочки). Необходимо настроить грамотную и удобную навигацию по сайту, которая будет понятна пользователям и корректно распознаваема поисковиками. Это увеличит скорость, качество загрузки и индексации сайта.

Что касается оптимизации CSS, то ее можно сделать самостоятельно или доверить это специальному ресурсу или программе. Ручная оптимизация – трудоемкий и длительный процесс, к тому же можно пропустить какие-то ошибки. Программа или сервис для оптимизации качественнее устранят недостатки, но могут нарушить некоторые функции, которые работали на сайте, и после проверки может некорректно отображаться контент, поэтому их работу нужно корректировать.

Некоторые способы улучшить структуру CSS в ручном режиме:

  • Удалить лишние пробелы и разрывы строк, которые перегружают файл CSS и затрудняют работу роботов;
  • Прописывать обобщающие свойства вместо несколько раз повторяющихся похожих команд;
  • Использовать лаконичные, понятные описания в комментариях;
  • Необычные шрифты прописывать при помощи стилей, а не изображений;
  • Для картинок создавать alt и title (разные для каждого изображения), чтобы их содержание распознавалось ботами поисковых систем;
  • Применять к заголовкам инструменты H1 – и далее, чтобы они корректно распознавались при индексации;
  • Прописывать в keywords только те ключевые слова, которые используются на странице, минимизировать их количество;
  • Использовать разнообразные и краткие мета-теги.

CSS и HTML оптимизаторы

Удобно и быстро осуществить оптимизацию непосредственно в браузере можно при помощи специальных сервисов, например:

  • CleanCSS.com;
  • CSS Optimizer;
  • CSS Compressor;
  • CY-PR.com;
  • плагин Autoptimize.

Специалисты в SЕО и IT советуют пользоваться CleanCSS.com, так как он позволяет выбрать степень сжатия от низкой до высочайшей или подобрать индивидуальные настройки. После высокого и высочайшего уровней оптимизации код сайта принимает практически нечитаемый вид, и вносить в него изменения будет практически невозможно. Поэтому для начала следует воспользоваться стандартной оптимизацией. Можно выбрать режимы сжатия конкретного контента или оптимизацию отдельных параметров: сжатие шрифтов, изображений, удаление пробелов.

На ресурсе CY-PR.com также есть похожий инструмент для оптимизации, который облегчает структуру CSS на 25-30%, но здесь нет возможности сформировать файл с кодом после выполнения операции.

Остальные сервисы достаточно радикально могут поменять код так, что некоторые функции на сайте перестанут работать. Поэтому с их помощью лучше производить только локальные изменения в конкретных параметрах сайта.

После оптимизации следует проверить работоспособность сайта, корректное отображение дизайна, скорость загрузки. Нормальной считается ситуация, когда страницы и пользовательские опции сайта загружаются не более 3-5 секунд.

Для того чтобы проверить степень оптимизации и понять, насколько эффективно теперь прописан HTML-код, можно воспользоваться такими сервисами, как:

  • optimization.com;
  • Портал seo-чеклист;
  • плагин Firebug.

Эти инструменты помогут проверить, все ли сделано для уменьшения объема HTML-кода и улучшения его структуры. На ресурсе SEO-чеклист можно проверять по списку, что уже было сделано для оптимизации, а что – еще нет, и устанавливать пометку на совершенных делах.

Валидация

Проверить код сайта на наличие ошибок можно при помощи сервисов проверки валидации – валидаторов. Эффективная проверка кода осуществляется с помощью validator.w3c.org

Если система при первой проверке выдаст более полутысячи ошибок, не стоит расстраиваться. После исправления определенного недочета, можно запускать проверку снова и ошибок станет намного меньше, так как один недостаток влечет за собой другие и при его исправлении они исчезнут.

Сайт с исправленным и оптимизированным кодом имеет больше шансов на высокие позиции в выдаче, чем ресурс с перегруженным HTML-кодом, в котором присутствуют ошибки.

Немного о грустном: вся наша жизнь – это борьба с тормозами. И вечно так продолжаться не может. Необходимо оптимизировать всё – начиная от своего рабочего места до времени. В этой статье я привёл примеры оптимизации кода на языке программирования Delphi, но поверь, эти советы могут пригодиться тебе и в реальной жизни, если подумать.

1. Оптимизировать можно практически всё. И даже там, где тебе кажется, что всё работает быстро, можно сделать ещё быстрее. Необходимо помнить, что любую задачу можно решить несколькими путями, и твоя задача выбрать из них наиболее рациональный.

2. Оптимизацию всегда надо начинать со слабых мест в коде программы. Обычно оптимизировать то, что и так быстро работает, необходимости не возникает. Да и эффект такой оптимизации будет минимален.

3. При оптимизации нужно разбирать все операции, каждый оператор, ничего не пропуская. Обычно оптимизацию начинают с тех мест в коде, где находятся регулярно повторяющиеся операции, циклы. То, что находится внутри цикла, будет повторена n количество раз, поэтому, чем меньше кода находится в цикле, тем быстрее процессор просчитает его. Если цикл получается слишком большой, его можно разложить на несколько более маленьких. В данном случае размер нашей программы повыситься, зато скорость увеличиться.

4. Старайтесь поменьше использовать вычисления с плавающей запятой. Любые операции с целыми числами выполняются на порядок быстрее. Операции умножения или деления также выполняются достаточно долго. Вместо умножения лучше использовать сложение, а деление можно заменить сдвигом. Сдвиг работает намного быстрее и умножения, и деления. Это связано с тем, что все числа хранятся в двоичной системе. Если перевести число из десятичной системы счисления в двоичную и сдвинуть число вправо на одну позицию, то можно заметить, что данная операция аналогична делению на 2. При сдвиге влево происходит деление числа на 2. Хоть эти операции и аналогичны, но сдвиг работает в несколько раз быстрее.

5. При создании процедур не надо обременять их большим количеством входных параметров. А всё потому, что при каждом вызове процедуры её параметры подымаются в специальную область памяти, стек, а после выхода изымаются оттуда. Также необходимо действовать аккуратно и с самими параметрами. Не надо пересылать процедурам переменные, содержащие данные большого объёма в чистом виде. Лучше передать адрес ячейки памяти, где хранятся данные, а внутри процедуры уже работать с этим адресом.

6. В самых критических моментах работы программы, например вывод на экран, можно воспользоваться языком Assembler. Даже встроенный в Delphi ассемблер намного быстрее родных функций языка. Код ассемблера можно вынести в отдельный модуль, откомпилировать и подключить к своей программе.

7. Лишних проверок не бывает. Не надо думать, что если у вас не возникла какая-то нестандартная ситуация, то она не возникнет и у пользователя. Всегда делайте проверку того, что вводит пользователь, не дожидаясь, когда эти данные понадобятся.

8. Если ты пишешь достаточно большую и громоздкую программу, добавляй в неё комментарии. Компилятор их всё равно игнорирует. И если вдруг тебе захочется продать исходные коды своих программ, комментарии повысят им цену, да и самому будет легче в них ориентироваться.

9. Для достижения хорошего эффекта ты должен знать IDE, интегрированную среду разработчика, языка, на котором ты программируешь, в нашем случае Delphi. Обычно в опциях IDE разрешается выбирать различные типы компиляторов, а по умолчанию стоит самый простой, быстро компилирующий, но создающий менее оптимизированный код. Поэтому всегда ставь самый оптимизирующий вид компилятора.

10. Старайся делать в программах стандартный интерфейс. Ну не надо делать треугольные кнопочки, нестандартные меню и прочие графические навороты. Всё это очень сильно тормозит программу, расходует большое количество ресурсов компьютера и требует дополнительного времени на разработку. К примеру, настоящий UNIX – это вообще обычный shell – строка для ввода команд.

Вот вроде и всё. Желаю, удачи в написании своих программ, просто следуй этим советам, и всё у тебя получиться.

И повышения эффективности. Среди целей оптимизации можно указать уменьшения объема кода, объема используемой программой оперативной памяти, ускорение работы программы, уменьшение количества операций ввода вывода.

Главное из требований, которые обычно предъявляются к методу оптимизации - оптимизированная программа должна иметь тот же результат и побочные эффекты на том же наборе входных данных, что и неоптимизированная программа. Впрочем, это требование может и не играть особой роли, если выигрыш за счет использования оптимизации может быть сочтен более важным, чем последствия от изменения поведения программы.

Виды оптимизации

Оптимизация кода может проводиться как и вручную, программистом, так и автоматизированно. В последнем случае оптимизатор может быть как отдельным программным средством, так и быть встроенным в компилятор (т.н. оптимизирующий компилятор). Кроме того, следует отметить, что современные процессоры могут оптимизировать порядок выполнения инструкций кода.

Существуют такие понятия как высокоуровневая и низкоуровневая оптимизация. Высокоуровневые оптимизации в большинстве проводятся программистом, который, оперируя абстрактными сущностями (функциями, процедурами, классами и т.д.) и представляя себе общую модель решения задачи, может оптимизировать дизайн системы. Оптимизации на уровне элементарных структурных блоков исходного кода (циклов, ветвлений и т.д.) тоже обычно относят к высокому уровню; некоторые выделяют их в отдельный ("средний") уровень (Н. Вирт?). Низкоуровневая оптимизация производится на этапе превращения исходного кода в набор машинных команд, и зачастую именно этот этап подвергается автоматизации. Впрочем, программисты на ассемблере считают, что никакая машина не превзойдет в этом хорошего программиста (при этом все согласны, что плохой программист сделает еще хуже и машины).

Выбор оптимизируемого участка

При оптимизации кода вручную существует еще одна проблема: нужно знать не только, каким образом проводить оптимизацию, но и в каком месте её применить. Обычно из-за разных факторов (медленные операции ввода, разница в скорости работы человека-оператора и машины и т.д.) лишь 10% кода занимают целых 90% времени выполнения (конечно, утверждение довольно умозрительно, и имеет сомнительное основание в виде закона Парето, однако выглядит довольно убедительно у Э. Таненбаума). Так как на оптимизацию придется расходовать дополнительное время, поэтому вместо попыток оптимизации всей программы лучше будет оптимизировать эти "критичные" ко времени выполнения 10%. Такой фрагмент кода называют узким местом или бутылочным горлышком (bottleneck), и для его определения используют специальные программы - профайлеры, которые позволяют замерять время работы различных частей программы.

На самом деле, на практике оптимизация зачастую проводится после этапа "хаотического" программирование (включающего такие вещи, как " ", "потом разберемся", "и так сойдет"), поэтому представляет собой смесь из собственно оптимизации, рефакторинга и исправления : упрощение "причудливых" конструкций – вроде strlen(path.c_str()), логических условий (a.x != 0 && a.x != 0) и т.п. Для таких оптимизаций профайлеры вряд ли пригодны. Однако для обнаружения таких мест можно использовать программы - средства поиска семантических ошибок на основе глубоко анализа исходного кода - ведь, как видно из второго примера, неэффективный код может быть следствием ошибок (как, например, опечатки в данном примере - скорее всего, имелось ввиду a.x != 0 && a.y != 0). Хороший обнаружит подобный код, и выведет предупреждающее сообщение.

Вред и польза оптимизаций

Практически ко всему в программировании надо относиться рационально, и оптимизации - не исключение. Считается, что неопытный программист на ассемблере обычно пишет код, который в 3-5 раз медленнее, чем код, сгенерированный компилятором (Зубков). Широко известно выражение по поводу ранних, довольно низкоуровневых (вроде борьбы за лишний оператор или переменную) оптимизаций, сформулированное Кнутом: "Преждевременная оптимизация - это корень всех бед".

К оптимизациям, проводимым оптимизатором, у большинства нет претензий, причем иногда некоторые оптимизации являются практически стандартными и обязательными - например, оптимизация хвостовой рекурсии в функциональных языках (Хвостовая рекурсия - частный вид рекурсии, который может быть приведен к виду цикла).

Однако следует понимать, что многочисленные сложные оптимизации на уровне машинного кода могут сильно замедлить процесс компиляции. Причем выигрыш от них может быть чрезвычайно мал по сравнению с оптимизациями общего дизайна системы (Вирт). Также не следует забывать, что современные, "навороченные" синтаксически и семантически языки имеют множество тонкостей, и программист, который их не учитывает, может быть удивлен последствиями оптимизации.

Например, рассмотрим язык Си++ и т.н. Return-Value Optimization, суть которой в том, что компилятор может не создавать копии возвращаемого функцией временного объекта. Так как в этом случае компилятор "пропускает" копирование, этот прием также называется "Copy elision". Итак, следующий код:

#include struct C { C() {} C(const C&) { std::cout << "A copy was made.\n"; } }; C f() { return C(); } int main() { std::cout << "Hello World!\n"; C obj = f(); }

может иметь несколько вариантов вывода:

Hello World! A copy was made. A copy was made. Hello World! A copy was made. Hello World!

Как ни странно, все три варианта являются законными, так как в стандарте языка позволяется пропускать вызов копирующего конструктора в данном случае, даже если у конструктора есть побочные эффекты (§12.8 Копирование объектов класса, пункт 15).

Итог

Таким образом, не стоит забывать проводить оптимизацию кода, по возможности применяя специализированные программные средства, но это следует делать аккуратно и с осторожностью, а иногда и приготовиться к неожиданностям от компилятора.

PVS-Studio

Библиографический список

  • Э. Таненбаум. Архитектура компьютера.
  • Вирт Н. Построение компиляторов.
  • Кнут Д. Искусство программирования, том 1. Основные алгоритмы.
  • Зубков С.В. Assembler для DOS, Windows и UNIX.
  • Wikipedia. Code optimization.
  • Wikipedia.