Автомобильный аккумулятор и ИБП – это реально! Ошибки подключения акб к ибп Как подключить дополнительные аккумуляторы к ибп.

Такая мысль у меня появилась, когда я увидел аккумулятор от автомобиля, которым временно не пользовался. Переведя с него взгляд на мой бесперебойник я подумал – можно ли сделать ИБП с внешним аккумулятором, например, как в моем случае – с автомобильным? А почему нельзя? Кто нам запретит? Ведь, по идее, время автономной работы должно стать НАМНОГО выше!

И вот я решил провести такой эксперимент. Что из этого вышло, читайте ниже.

Итак, наши подопытные:

  • ИБП APC Back-Ups CS 500
  • Аккумулятор MULTU -12 V, 60 а/ч

АХТУНГ!

  1. Если ИБП на гарантии, вы ее лишитесь. Он будет подвержен разборке и переделке.
  2. В автомобильном аккумуляторе содержится электролит, в состав которого входит серная кислота. Её пары – это не самая лучшая ингаляция для организма. Ввиду этого, лучше всю конструкцию устанавливать на балконе, лоджии, или в том месте, где помещение хорошо проветривается.

Чтобы не томить душу, вот результат:

Для того, чтобы подружить ИБП с автомобильным аккумулятором, нам понадобятся следующие инструменты и компоненты:

  • Обычный паяльник. Можно использовать ручную газовую горелку;
  • Двойной провод, сечением не меньше, чем 1,5 мм2;
  • Специальные зажимы для подключения к клеммам аккумулятора;
  • Разъёмы, типа «мама», в количестве двух штук.

Мой набор:

Припаиваем к проводу разъемы и зажимы. Отметьте плюсовой провод.

Следующим шагом разбираем ИБП. Мой разобрался на «ура». Нужно на задней панели выкрутить два шурупа.

Отводим корпус на себя и тянем вверх. Он снимается.

Отделяем вторую часть корпуса.

Снимаем старый провод, который подключался к штатному аккумулятору. Не забудьте пометить или запомнить, какой вывод «+» и какой «-»

Меня постоянно отвлекало пищание бесперебойника, когда он переходил в автономный режим, т.е. работал от аккумулятора. Поэтому я заклеил динамик толстым слоем изоленты, чтобы он работал тише.

Пропускаем сделанный ранее провод через крышку корпуса и подключаем, соблюдая полярность. Зафиксируйте его, чтобы он не выдернулся случайно.

Всё, можно собрать ИБП в обратном порядке.

Результат дружбы ИБП с автомобильным аккумулятором

С учетом значительного увеличения автономной работы, я взял старый сетевой фильтр, и переделал его. Теперь можно подключать к ИБП любые потребители, а не только компьютер.

Понедельник начинается с субботних установок нашими клиентами купленных за неделю комплектов ИБП с парой аккумуляторов. Выявлена закономерность - чем больше батарей в цепочке, тем больше вероятность ошибок в их соединении. Хотя чего проще - соединение последовательное ! Но все равно, в слове их трех букв три ошибки. И что характерно, почти во всех случаях монтаж делали приглашенные "профи-электрики". Грустно! Комплекты стоят не дешево, что бы можно было испортить и выкинуть вздутый от короткого замыкания аккумулятор или заменить плату заряда в ИБП (10 тыс. рублей за чужую ошибку).

Как избежать такой ситуации:

  1. Правило первое - если монтаж состоялся, и котел вроде бы работает, произведите контрольное отключение электричества в присутствии монтажника. Наблюдайте за поведением котла - особенно горелки, ГОРЕЛКА НЕ ДОЛЖНА ПОГАСНУТЬ. Если гаснет и пытается зажечься несколько раз - ошибка фазировки ИБП и котла . Или просто ИБП не включили!!! (такое часто бывает, работа вентилятора это еще не показатель, что ИБП включился)
  2. Второе - если все хорошо, горелка не гаснет, через 3-4 часа проверьте температуру корпусов аккумуляторов. Если замечена разница в температуре, одни холодные, другие горячие - фотографируйте, переписываете серийные номера АКБ и присылайте нам, будем разбираться что не так!
  3. Не работает ИБП , табло не светится или на табло висит код ошибки . Немедленно отсоедините батареи от ИБП и сфотографируйте соединение. После этого размонтируйте все АКБ для предотвращения саморазряда или КЗ. Все оборудование мы проверяем перед продажей на стенде, ошибки в соединении аккумуляторов могут привести в выходу из строя ИБП!
  4. Если не работает, прочтите инструкцию от нас, там нарисовано как соединять АКБ и она вкладывается в каждый ИБП, если произведен не правильный монтаж, АКБ могут закипеть, а это опасно!

На фотографии изображено творение электрика по последовательному соединению аккумуляторов. Как такое вообще могло придти в голову и почему за это еще и деньги берут мы не знаем, но мы знаем точно - хочешь сделать хорошо, сделай это сам, по нашей инструкции, ничего сложного в сборке и подключении ИБП к котлу отопления нет!

Пример соединения шести аккумуляторов. Как видно на фото, некоторые клеммы вообще оставлены не подключенными!

Даже если выполнили последовательное соединение аккумуляторов, и с виду все правильно, пожалуйста, проверьте напряжение на проводах, которые потом присоединяются к ИБП.

Напряжение должно быть 12 умножить на шесть, т.е. 72 вольта.

А на заряженных полностью АКБ около 78 вольт .

Источники бесперебойного питания от фирмы APC весьма надежны, но, как и все бытовые бесперебойники, имеют малое время работы на штатной нагрузке - 10-20 минут. Поэтому было решено увеличить емкость аккумулятора использованного в ИБП путем замены его на автомобильный.

В качестве бесперебойника был использован верно отслуживший три года .

Рабочее напряжение батареи в этом бесперебойника 24 вольта, поэтому необходимо использовать два аккумулятора от автомобиля по 12 вольт. Автомобильные аккумулятры были взяты самые недорогие по соотношению цена/мощность из имеющихся на рынке - тюменские 6СТ60-АП3.

Штатный аккумулятор, состоящий их двух батарей, был удален из корпуса ИБП и вместо него подключены толстые трехжильные медные провода сечением 4 квадрата. Большое сечение провода необходимо, ибо ток от аккумуляторов к бесперебойнику может достигать 100 ампер и более тонкие провода будут греться и могут расплавить изоляцию. Провод был выведен через специально пропиленное отверстие в лицевой панели.

К аккумуляторам провод был подключен с помощью стандартных автомобильных клемм. Между собой аккумуляторы соединены последовательно с помощью короткого куска того же провода. При подключении аккумуляторов к бесперебойнику нужно строго соблюдать полярность и не перепутать плюс с минусом, что может привести к выходу всей конструкции из строя.

Бесперебойники не расчитаны на многочасовую работу, поэтому для дополнительного охлаждения к отверстиям на боковых поверхностях корпуса были примотаны два 12 вольтовых компьютерных вентилятора, соединенных последовательно для получения напряжения питания 24 вольта. Направление потока воздуха было выбрано разнонаправленое - один вентилятор дует внутрь корпуса ИБП, второй наружу. Вентиляторы подключены к проводам идущим из UPS к аккумуляторам.

Напряжение на полностью заряженных аккумуляторах в дежурном режиме соствляет 27.54 вольта по показаниям программы APC и 27.6 вольт по показаниям вольтметра на клеммах. Напряжение делится на оба аккумулятора равномерно и на один аккумулятор приходится 13.8 вольта. Это хорошее значение для автомобильной батареи, которая может очень долго проработать в таких условиях.

После пары циклов зарядки-разрядки была выполнена перекалибровка бесперебойника, которая показала время работы более 7 часов (434 минуты) на нагрузке 200 ватт (системный блок, хаб и WiFi точка доступа).

ребят а я вот хочу такую схему применить для получения в авто разетки в 220 вольт(в поездках удобно).кто нибудь пробывал?

UPS расчитаны на работу от сети 220в и при аварийном отключении электроэнергии моментально переходят в режим работы от АКБ.

В вашем случае гораздо проще приобрести авто инвертор.

Доброго времени суток.

Имеется некоторое количество APC SMART UPS 1000 и 1500.

Вопрос с выбором аккумуляторов, GEL или AGM ? Хотелось бы избежать паров…

Вот у меня стоит UPS Mercury 600 можно ли поставить один аккум. на 12 волт дабы увеличить время работы от UPSa

Доброго времени суток.

Какой ибп лучше для авто аккумулятора APC Back-Up CS 500 или APC Back BK650MI 650VA.

у меня такой же ИБП, и есть вопрос, при калибровке батареи, он показывает что батареям хана, при напряжении на них 24вольта. Как можно изменить этот порог отключения? Автомобильные аккамуляторы допускают просадку то 10,5 вольт при нагрузке, а тут 12 и все, тухнет (((Есть варианты?

http://www.apc-fix.com/ эта лучше http://saprjkin.narod.ru/upsdiag.htm оживлял и убитые прошивки… вообщем 2 сотки атласы работают уже год на smart i1000 установил доп вентилятор время зарядки 15-20 часов от ИБП не жалею что купил, кстати минут 5 назад электричество отключили вот сижу пишу, про страничку эту вспомнил… Комп правда со встроенным видео + сервак 2 процессорный третий пень с 2мя гигами маразма и 2мя винтами. модем ещё с коммутатором всё это на 8-9 часов работы больше не проверял.

4 часа без питания отработал…

Поделюсь своим опытом:

Имелся UPC APC 500 CS. Сделал из него зарядник для автомобильной АКБ (60А/ч), спасал неоднократно, т.к. обычным зарядником для авто-аккумулятора пока не обхавёлся, зато есть куча UPS.

Так-же целью было получение 220 вольт из 12 для зарядки фото,видео, и прочих маломощных гаджетов.

Для этого пришлось по колдовать с задней стенкой UPS, а конкретнее с разъёмами, дабы сделать всё цивильно и не сверлить корпус: провода от штатного аккумулятора припаял к разъёму типа «ПАПА», который раньше служил для выдачи 220 вольт от UPS , так-же был модифицирован тот-же самый кабель, который питал устройства от UPS, а конкретнее - отрезана вилка типа «ПАПА», и припаяны разноцветные «крокодилы» соблюдая полярность(Красный - Плюс, чёрный - минус). Кабель был выбран как можно толще, из тех, что был.

Потом купил себе инвертор, и места мало занимает, и более эстетично. А модифицированный UPS лежит в гараже, и иногда выручает.

Добрый день всем попался вот такой упс http://evrokom.com/UPS500VABackMiAPCBK500MII_3056.html скажите почему прри подклчении ЛСД телевизора 42 дйма потребление должно быть в районе 100 ват а упс его выбивает? и скажите при подклчении к нему более емкого акума его тоже как-то нужно калибровать?

ippon smart winner 1000 неплохо тоже, цена 6000 руб, чистый синус. минус слабый ток заряда- 0,5А -то есть питание примерно 5% оф лайн только можно,а плюсы цена и малый ток заряда) не вскипит акамулятор.

Всегда неприятно когда неожиданно отключают электричество, но если оборудование подключено через источник бесперебойного питания, то он может поддерживать его работоспособность в течении некоторого времени, которого хватит для закрытия всех приложений и выключения компьютера в штатном режиме. А если выключение компьютера или другого оборудования недопустимо - тогда нужно использовать более мощный ИБП, либо подключить более емкие аккумуляторы к существующему.

Все ИБП предназначены для поддержания работоспособности оборудования определенной мощности, например для офисного или домашнего использования 500-1000VA, либо для более профессионального использования, с мощностью выше 1000VA - в этих моделях уже есть вентилятор, поэтому они рассчитаны на длительную работу. Однако цена таких моделей достаточно большая, а высокая мощность для обеспечения питанием одного сервера или нескольких маршрутизаторов и радиооборудования избыточна. В них установлены аккумуляторы более емкие, что позволяет подавать питание в течении длительного времени. Однако ничего не мешает установить аналогичные аккумуляторы к бюджетным моделям.

В Интернете часто возникают вопросы - можно ли установить в ИБП более емкие аккумуляторы, взамен штатным, идет бурное обсуждение с описанием страшных историй о том, как их устройство вышло из строя и т.п. Самые отважные даже подключают автомобильные аккумуляторы по 60 ампер-часов и более, но они имеют высокое внутреннее сопротивление и ИБП не правильно определяет оставшийся заряд батареи, часто выключая нагрузку раньше времени. Поэтому сразу ответим на возникающие вопросы:

1. Можно ли подключать аккумуляторы большей емкости, чем штатные - да можно.

2. Будут ли более емкие аккумуляторы заряжаться - будут, только время зарядки будет в несколько раз больше.

3. Может ли ИБП выйти из строя, если к нему подключить более емкие аккумуляторы - может, особенно если у него нет принудительного охлаждения. Однако всегда можно установить дополнительный вентилятор для обдува.

Для примера возьмем старый, отработавший свое источник бесперебойного питания и на его примере опишем пошагово установку аккумуляторов.

ИБП PowerMAN Real Smart 2000 относится к среднему уровню. Его мощность 2000VA, выдает чистую синусоиду и возможность холодного старта. Внутри установлены 2 аккумулятора напряжения 12 вольт емкостью 14 ампер. Соединены последовательно, поэтому рабочее напряжение 24 вольта. У всех мощных ИБП напряжение на аккумуляторах более 12 вольт, обычно от 24 и до 96, в последнем случае внутри устанавливается 8 аккумуляторов.

На лицевой панели расположены шкала индикатора заряда и шкала нагрузки, индикаторы режимов работы, перегрузки и необходимости замены аккумуляторов. По центру единственная кнопка включения.

Сзади 2 блока для подключения оборудования. Левый только защита от искажений, центральный используется для подачи питания при отсутствии сетевого напряжения. Справа разъем для подключения кабеля питания, выше кнопка теплового предохранителя. Есть встроенная защита телефонной линии или сетевого кабеля и COM-порт для подключения к компьютеру.

Открываем корпус ИБП PowerMAN . Штатных аккумуляторов в нем уже нет, остались только 2 кабеля для их подключения.

На замену будем устанавливать самые емкие аккумуляторы, которые можно купить в компьютерных магазинах - SVEN SV12170 . Напряжение 12 вольт, емкость 17 ампер часов. Клеммы под болт. У аккумуляторов меньшей емкости как правило для подключения используются обычные разъемы, как на автомобильные динамики.

Стоимость такого аккумулятора SV12170 всего 1300 рублей. Для нашего мероприятия нужны 2 аккумулятора, потому что требуется собрать батарею питания на 24 вольта.

С одной стороны ИБП PowerMAN расположен большой трансформатор, который весит килограмм 10, а отсек для аккумуляторов закрыт металлической полосой, поэтому нужно разбирать другую сторону.

С другой стороны для того, что бы открутить защитную планку пришлось снимать вентилятор, т.к. иначе к болтам не подлезть. Аккумуляторы SVEN 17 V 17 AH поместились впритык. Зазор между ними и платой около 2см.

Шлейфы от передней панели нужно аккуратно поднять вверх. В дальнейшем их понадобится аккуратно уложить без сильных изгибов. Белые следы на плате это не качественная смывка флюса во время производства.

К слову об охлаждении. 4 алюминиевых пластинки являются радиаторами транзисторов, которые и выдают синусоиду на нагрузку через трансформатор, поэтому сильно нагреваются во время своей работы. На Real Smart 2000 вентилятор установлен штатно, для других его следует установить самостоятельно.

Далее переходим к самому интересному. Для подключения этих батарей штатные провода уже не подойдут. И штатный проводок соединения 2-х аккумуляторов - тоже. Поэтому понадобятся клеммы под болт, кусок медного многопроволочного кабеля 10кв.мм, болты, гайки и шайбы для подключения клемм к аккумуляторам.

Для проведения работ обычный паяльник, даже на 100 ватт не подойдет - клемму им не возможно нагреть, поэтому будем использовать строительный фен мощностью 2000 ватт, под стать нашему бесперебойнику. Так же понадобятся пассатижи, что бы держать клемму в воздушном потоке. Тепловой фен во время работ нужно положить на бок.

Оголяем конец кабеля и припаиваем его к клемме. Процесс пайки происходит следующим способом - нагревается клемма, далее в нее вводится проволочка с флюсом и оловом, заполняется на 2/3. Далее нужно подождать когда для равномерного прогрева и опустить кабель в расплавленный припой. Для надежного соединения нужно несколько раз вынуть и погрузить кабель в клемму. Естественно нужно добиться необходимого нагрева и медной жилы кабеля, иначе не будет надежного контакта. Потом осторожно отвести клемму с кабелем в сторону и дать остыть.

Изолировать клемму можно изолентой, или термоусадкой.

Отмеряем длину кабеля, что бы соединить 2 клеммы и повторяем операцию. Из-за того, что аккумуляторы расположены почти впритык к плате, клеммы нужно загнуть пассатижами.

Аналогичную операцию производим и со штатными кабелями ИБП. Они несколько тоньше. Осторожно отрезаем клемму и оголяем кабель, тут важно не уменьшать длину провода, иначе его не хватит для подключения к дальним клеммам аккумуляторов.

В итоге получаем 2 аккуратных и надежных соединителя. Их тоже нужно защитить изолентой.

Далее аккуратно соединяем плюсовую клемму одного аккумулятора к клемме синего кабеля. Ключом можно повредить компоненты на плате - будьте внимательны. Штатные аккумуляторы PowerMAN RealSmart 2000 были сантиметров на 7 ниже.

И с другой стороны к минусовой клемме аккумулятора - тут уже места больше.

Минусовую клемму ИБП соединяем с минусовой клеммой аккумулятора. Нужно убедится что болт не касается металлической рамы.

И в заключение аккуратно, что бы не замкнуть ключом на корпус, подключаем плюсовую клемму аккумулятора. Так же надо следить что бы болт не выпирал за габариты аккумуляторной батареи SVEN SV12170 .

Обматываем изолентой промежуточную опору-усилитель корпуса изолентой и подкладываем под нее полоски пластика, для защиты от случайного контакта клемм с корпусом RealSmart 2000 .

Готово! Включаем источник бесперебойного питания PowerMAN и он сразу показывает 50 процентный заряд аккумуляторов. Для набора полной емкости следует оставить его включенным на 12 часов.

Для еще большего увеличения времени работы можно подключить дополнительные аккумуляторы, установленные снаружи корпуса, для чего нужно вывести клеммы для подключения внешних батарей сзади. Естественно следует использовать самые "толстые" провода для уменьшения сопротивления. Ведь чем выше сопротивление - тем раньше оборудование отключится при разрядке аккумуляторов.

На тот момент, когда я первый раз попробовал заменить в ИБП старый аккумулятор ёмкостью 7Ач на старый автомобильный аккумулятор номинальной ёмкостью 65Ач, я ещё не знал, почему этого нельзя делать, и как это может навредить здоровью аккумулятора, самому ИБП и людям, проживающим в одном помещении с ним.

Доработка бесперебойника не заняла много времени, но профит был заметен сразу же. Сто-ватная нагрузка в виде домашнего «сервера» продержалась порядка двадцати часов без внешнего питания, хотя раньше 10 минут - это был предел, которого хватало разве что на корректное завершение работы. Более длительных отключений за время эксплуатации данной модификации замечено не было, а подключение интернета по технологии GPON позволяло серверу оставаться в сети даже при масштабных отключениях электроэнергии.

Но это было давно. А год назад мне случайно попалось на глаза объявление о продаже нескольких бывших в употреблении ИБП APC 3000 за смешные деньги, 4000 рублей за штуку, без аккумуляторов, но рабочие. Немного подумав, решил что надо брать, причём сразу два, правда к моменту покупки цена успела подняться до 5000 рублей за штуку, но меня это не остановило, ведь в магазине за те же деньги предлагали лишь варианты на 1кВт, да и то от всяких noname фирм с не очень лестными отзывами и модифицированным синусом.

Без аккумуляторов ИБП включаться отказался, судя по информации из интернета, ему требовалось восемь аккумуляторов по 12 вольт, т.е. батарея на 96 вольт, но конденсаторы на входе батарей были номиналом 63 вольта. Оказалось, что в картридже две параллельно соединённых цепочки по четыре аккумулятора, по 5Ач каждый. Итого получается батарея на 48 вольт и 10Ач. И вот тут началось самое интересное.

Выбор АКБ
Настало время покупать аккумуляторы. Разница в цене между специализированным аккумуляторами для ИБП и обычными автомобильными была примерно раза в два при сопоставимой ёмкости. Зачем платить больше? Решил загуглить и нашёл несколько сайтов продающих АКБ для ИБП, которые почти под копирку приводили несколько доводов, почему стоит заплатить больше. В целом звучит правдоподобно, но давайте их рассмотрим поподробнее.
Итак, первая значительная разница - это различное напряжение постоянного тока в автомобиле и у источника автономного электроснабжения. У автомобильной батареи напряжение постоянного тока примерно равно 14-14.2 В, а у аккумулятора для источника бесперебойного питания оно составляет 13.5-13.8 В. Напряжение тока заряда у обычных автомобильных и специальных для ИБП рассчитано на различные значения. После того как Вы подсоедините автомобильный аккумулятор к системе резервного электропитания, то результат будет виден такой - постоянно батарея будет недозаряжена. Высокое внутреннее сопротивление имеется у максимально заряженной батареи, так как потребляется небольшой ток при работе с ИБП. С разряженными аккумуляторами дела состоят с точностью наоборот. В конечном итоге присоединение автомобильного аккумулятора может привести к кипению электролита, так как будет потребляться постоянно ток и аккумулятор не будет до конца заряжаться.

Заглядываем в статью википедии о свинцово-кислотных аккумуляторах и видим, что ЭДС заряженного аккумулятора 2.11-2.17В, для 6 банок это получается 12,66-13,02В. Смотрим на аккумулятор для ИБП и видим надписи о рекомендуемых значениях напряжений: в режим постоянного подзаряда 13.5-13.8В, в циклическом режиме 14.4-15.0В. Смотрим на полностью заряженный автомобильный аккумулятор, видим 12.7В, заводим двигатель, напряжение поднимается до 14.2. Получается что 14.2В - это не напряжение автомобильного аккумулятора, а напряжение которым его заряжает автомобильный генератор. Но разве в автомобиле предусмотрена какая-либо схема заряда аккумулятора? В общем мне показался данный довод несостоятельным.
Второе отличие - временной этап работы и равномерное выделение электрического тока за счет пластин, которые встроены внутри аккумуляторной батареи. Средняя толщина электрода (пластины) у автомобильного аккумулятора составляет примерно 1-1.2 мм, а у специализированных для ИБП 2-2.5 мм. Движение электронов происходит на менее толстой поверхности. Если подключить автомобильный аккумулятор к источнику бесперебойного питания, то пластины которые находятся внутри быстро разрушатся из-за длительного функционирования цикла.

Если бы в автомобиле не было сигнализации и магнитолы, то наверное можно было бы поверить в то, что автомобильный аккумулятор не способен длительное время отдавать малые или средние токи, но ведь они питаются от того же аккумулятора. И это не говоря о том, что автомобиль в принципе может некоторое время двигаться без генератора, только лишь на заряде аккумулятора, и после этого достаточно будет просто зарядить аккумулятор и он продолжит работать. По поводу толщины пластин сложно что либо сказать, разве что в аккумуляторах от ИБП некоторым попадаются нанотехнологические вставки из стекла. Стекло добавляет толщины пластинам и вес батареи, правда в химических реакциях не участвует.

И третье важное отличие - в процессе заряда аккумулятора выделяется водород. Когда батарея установлена под капотом автомобиля, то водород быстро улетучивается и не представляет никакой опасности. Так как источник бесперебойного питания установлен как правило в замкнутом пространстве, то газ начнет скапливаться, а смесь водорода с кислородом образует взрывоопасную смесь, которая может детонировать от любой искры (даже от включения света). Аккумулятор для ИБП полностью герметизирован, в процессе работы он не выделяет водород в атмосферу, а рециркулирует в пространстве батареи.

Данный довод мне сразу показался подозрительным, ввиду того, что мне не доводилось видеть герметичных аккумуляторов в ИБП. Если посмотреть на аккумулятор, то можно увидеть небольшие отверстия для отвода газов, в отличии от автомобильных аккумуляторов, они закрыты резиновыми колпачками и замурованы под пластиковые заглушки, но вовсе не герметично. Если снять пластиковые заглушки и поставить аккумулятор на зарядку, то некоторые резиновые колпачки весело улетят в неизвестном направлении. Значит вода всё таки распадается на кислород и водород, и простой резиновый колпачок не заставит их преобразоваться обратно в воду, а после определённого давления газы всё равно выйдут наружу. Впрочем ладно, если за несколько лет эксплуатации автомобильного аккумулятора в закрытом шкафу ничего не взорвалось, то в проветриваемом подвале и на балконе наверняка проблем с накоплением водорода не возникнет.

Автомобильные аккумуляторы имеют разбавленный электролит, а так как в жидкой среде все процессы протекают быстро, то срок службы этих батарей намного меньше чем у специализированных для ИБП. Внутри АКБ для источников бесперебойного питания находится губчатый материал, который пропитан электролитом. И поэтому ток самозаряда получается небольшим. И когда система перейдет на функционирование от аккумулятора, то батареи для ИБП проработают больше.

Действительно, в автомобильном аккумуляторе электролит находится в жидком состоянии, а в специализированных аккумуляторах для домашних ИБП им пропитан пористый материал, и если перевернуть его с открытыми заглушками, то ничего из него не выльется, это позволяет размещать его внутри ИБП в любом положении, хоть вверх ногами (хотя и не рекомендуется). Как это связано с током саморазряда, полностью электролита и скоростью протекания химических реакций - я не знаю, но вероятнее всего, что никак.

И не стоит забывать о том, что автомобильный аккумулятор работает в суровых условиях, от него несколько раз в день требуют больших токов, несколько месяцев в году это сопровождается очень низкими температурами, а несколько месяцев высокими, кроме того он испытывает вибрационные и ударные нагрузки во время движения автомобиля, а генератор заряжает его без какого либо контроля, и хорошо, если владелец следит за его состоянием.

Так же, некоторые высказывают сомнение по поводу того, что ИБП в состоянии зарядить автомобильный аккумулятор, ведь у него значительно большая ёмкость. Но ведь увеличив ёмкость, мы получаем увеличение длительности работы от батареи, странно ожидать, что последующая зарядка будет производиться за прежнее время.

Прочитав ещё несколько статей о вреде использования автомобильного аккумулятора в быту, стало понятно, что ничего не понятно. Но, учитывая предшествующий положительный опыт, было решено выбрать вариант с большей ёмкостью, т.е. автомобильные аккумуляторы. Для одного ИБП были выбраны самые дешёвые аккумуляторы от Тюменского Медведя на 75Ач, для второго АКБ фирмы BRAVO на 90Ач примерно за ту же стоимость. И вот сейчас, спустя почти год эксплуатации решил попробовать замерить ёмкость аккумуляторов, чтобы понять, насколько всё плохо.

Результаты замеров

Параметр АКБ №1 АКБ №2
Модель BRAVO 6CT-90VL Tyumen Batbear 75
Ёмкость, макс. ток 90Ач, 760А 75Ач, 610А
Стоимость на момент покупки 2200 руб 2400 руб
Дата установки 9 ноября 2014 11 ноября 2014
ИБП APC Smart-UPS 3000VA, 2700Вт, 230В, чистый синус 50Гц +-3 Гц
насос газового котла, насос тёплого пола,
насос скважины с водой, морозильная камера,
холодильная камера, освещение
освещение, холодильник
Циклов заряда-разряда 330+ 10
Производилась калибровка нет да
Дата контрольного замера 31 августа 2015 1 сентября 2015
Контрольный разряд 4 часа 20 минут, 37.22Ач 9 часов, 55.7Ач
Напряжение после разряда 45.0В под нагрузкой, 48.7В без нагрузки 44.6В под нагрузкой, 46.3В без нагрузки
Контрольный заряд 9 часов, 37.32Ач 14 часов, 52.28Ач
Напряжение после заряда 55.4В, плюс-минус 0.02В на каждой батареи
Уровень электролита Визуально не изменился, уровень выше пластин с запасом
Графики процесса разрядки-зарядки по данным самого ИБП можно посмотреть и . Одна линия показывает напряжение на батарее, вторая мощность нагрузки в процентах.

Хотя я не уверен, что правильно произвёл замер, но лучше способа, чем включить цифровой ватт-метр в разрыв между АКБ и ИБП, я придумать не смог. Сомнения в корректности замеров у меня возникли из-за того, что не смотря на постоянно включенную нагрузку, ИБП потреблял ток периодами (3-5 секунд потребление нарастает до номинала и опускается до нуля, 1-2 секунды потребления нет), возможно это связано с тем, что по аккумуляторному входу установлена пара ёмких конденсаторов, которые сглаживают нагрузку на АКБ. Зарядка производится примерно таким же образом (некоторое время подаётся ток, затем пара секунд перерыв). После полной зарядки ИБП продолжает периодически подавать ток на АКБ в районе 1А.

Не смотря на то, что один бесперебойник нещадно насиловал аккумуляторы каждый день почти полностью разряжая их, а затем вновь заряжая, а второй работал в штатном режиме и разряжал АКБ только при отключениях электричества, спустя год они по-прежнему работают и держат нагрузку. Специализированные аккумуляторы в ИБП, что стоящие с завода, что купленные в процессе эксплуатации не жили у меня даже этого времени, они просто высыхали и переставали держать заявленную ёмкость. В общем я не смог ответить для себя на вопрос, почему же автомобильные аккумуляторы не годятся для использования в ИБП, но через год я постараюсь повторить измерения и сравнить результаты.

P.S. Перед тем, как произвести замер ёмкости аккумуляторной батареи №2, я умудрился закоротить её плоскогубцами. Теперь они будут служить хорошим напоминанием о том, что так лучше не делать. Кстати, все картинки кликабельные.