Zx spectrum из старого компьютера. ZX Spectrum Next — новый «Спектрум» вышел на Kickstarter

3,5 МГц

О компьютере

ZX Spectrum, Спектрум, Спекки, Спек - так называют большую группу совместимых компьютеров. Официальных моделей Спектрумов было только только 7, причем уникальных моделей было только 3 (48, 128, +3). Но в мире было выпущено больше сотни различных Спектрум-совместимых компьютеров.

Краткая история официального Спектрума

Первая и официальная модель этого компьютера ZX Spectrum 16K или ZX Spectrum 48K была разработана фирмой Sinclair Research в 1982 году. Директор фирмы ставил перед разработчиками всего две цели - компьютер должен стоить $100 и уметь показывать цветное изображение (цветные игры). Компьютер был слабее других компьютеров на рынке и имел ненадежную и неудобную клавиатуру, но низкая цена стала главным фактором успеха этого компьютера. За короткое время для компьютера было разработано множество программ и расширений.

В 1984 году была выпущена вторая официальная модель ZX Spectrum+ , которая отличалась от прошлой модули только более удобной клавиатурой и стильным корпусом. Фирма Sinclair Research хотела продать компьютеры школам, а по закону такие компьютеры должны иметь нормальную клавиатуру.

В 1985 году была выпущена третья официальная модель ZX Spectrum 128К . Этот компьютер спроектировал по собственной инициативе испанский партнер Investrónica . Испанское правительство ввело налог на иностранные компьютеры с объемом памяти 64Кб и менее. Помимо увеличения памяти с 48 Кб до 128 Кб, фирма Investrónica значительно переработала компьютер. В компьютер добавили звуковой чип AY-3-8912 , дополнительный улучшенный Бейсик, MIDI-порт , RS-232 порт. В Испании продажи этого компьютера начались сразу же в 1985 году, а в Британии по экономическим соображениям на год позже.

В 1986 году фирма Sinclair Research была на грани банкротства и продала права на компьютер конкурирующей фирме Amstrad .

В том же 1986 году Amstrad выпустила следующую модель ZX Spectrum +2 . Это был ZX Spectrum 128К со встроенным магнитофоном. Они использовали корпус и магнитофон компьютера Amstrad CPC , немного его доработав.

В 1987 году фирма Amstrad выпустила модель ZX Spectrum +3 . Это был ZX Spectrum 128К со встроенным дисководом и операционной системой +3DOS. Они использовали корпус и уникальный 3" дисковод компьютера Amstrad CPC . Этот дисковод не поддерживал стандартные 3,5" дискеты.

Так же для удешевления производства были выпущены модели ZX Spectrum +2A и ZX Spectrum +2B незначительно отличающиеся от ZX Spectrum +2 .

На этом история официальных компьютеров ZX Spectrum оканчивается.

Почти вся схема оригинального ZX Spectrum 48K была спрятана в специализированную микросхему ULA и неизвестна до сих пор. В 1987 году начались первые попытки расшифровки и повторения функций ULA и создания отечественного Спектрума.

Так же проблемой был дефицит Z80 -совместимых процессоров. Они не производились в Советском Союзе.

В 1988 году были выпущены первые советские ZX-совместимые компьютеры: Москва 48 , обладающая хорошей совместимостью с оригиналом, и более простой, но менее совместимый компьютер Балтика .

В 1989 году был выпущен компьютер

Самым популярным домашним компьютером в позднем СССР был синклер.
Он работал в компьютерных классах, кооперативах, игровых залах. Многие из нынешних программистов
начинали с него.

Разработка

"...Все работы велись в ОКБ Львовского Политехнического института - секретное, режимное предприятие в то время, ныне (1999) называется НИКИ ЭЛВИТ (Научно-Исследовательский Конструкторский Институт Электронно-Вычислительной Измерительной Техники) госуниверситета "Львовская Политехника"

Инициатором перевоплощения фирменного "Спектрума" в отечественный можно считать Эдуарда Андреевича Марченко. Он выступил дизайнером корпуса компьютера и впервые подключил "Спектрум" к телевизору через антенный вход. Тем не менее он не так уж горд своими свершениями.

По словам Марченко, знай он, что со всех предприятий Союза начнут пропадать микросхемы памяти РУ5, растаскиваемые спектрумистами-самоделкиными (причём в таких масштабах, что стало невозможным выполнение некоторых госзаказов), он бы ещё хорошенько подумал, прежде чем способствовать популярности "Спектрума".Первым полностью воспроизвёл "Спектрум" Юрий Дмитриевич Добуш: он изучил и разобрал на доступные в СССР детали фирменную и особо секретную микросхему ULA, в которой фактически и содержался весь компьютер, не считая памяти, процессора и пары мультиплексоров.Также в разработке принимали участие Евгений Евгеньевич Натопта, занимавшийся программной частью компьютера, и Олег Васильевич Старостенко - создатель первой печатной платы "Львова".

"Как возникла идея копировать Спектрум, и почему именно Спектрум? Дело в том, что тогда уже витала в воздухе потребность в компьютере такого класса, особенно, была необходимость в разработке чего-нибудь с графикой. Тогда еще не было такого понятия, как домашний компьютер. Просто компьютер, который бы имел хорошую графику. Это раз. Кстати сказать, я до сегодняшнего дня удивляюсь и восхищаюсь тем, насколько оригинально придуман экран (экранная память /авт./) в Спектруме! Нужно было чтоб это был компьютер с достаточным количеством программных средств, в частности, игр, и чтоб они были доступны. Это два. Что было третьим?

Наверное то, что IBM"кой тогда начали заниматься в Киеве. И она была очень громоздкой и дорогой. Поэтому возник вопрос, как сделать что-то компактное, удобное, дешевое, и одновременно надежное. Тогда дисководов нормальных не было. Единственное, что появилось, - машина СМ 1800 с 8-ми дюймовыми дисководами, ими постоянно нужно было клацать, и это была такая бандура... Использование же в системе магнитофона было достаточно удобным. Спектрум не создавался как бытовой компьютер или как компьютер для игр. Он создавался как система проектирования для разработки и отлаживания программ на 580-м процессоре.

Был такой Женя, где-то он имел контакты. Кто-то из иностранных студентов привез фирменный Спектрум сюда, в ОКБ. Этот Женя контактировал с Натоптой Евгением Евгеньевичем, который, увидев этот компьютер, попросил Женю взять его себе домой поиграться... Мы берем с работы 99-й осциллограф, тащим его туда и буквально проходим по всем ножкам, зарисовываем осциллограммы этой ULA"шки. Кроме того, у нас была информация по структуре программного обеспечения: буквально был исписан один листок. Еще мы считали информацию из ROM компьютера. И начали работать. Евгений Евгеньевич Натопта занимался программным обеспечением, а я, молодой еще тогда специалист, - конкретно железом. Собственно разработкой. По осцилограммам восстанавливал схему.

Это было недолго. Месяц максимум.... Но мы работали! Мы работали так: с утра приходишь в девять, и до одиннадцати, пока не выгонял охранник, и в субботу, и в воскресенье. Вот это была работа! Кстати, интересный у нас тогда был подход к синтезу схемы: мы не рисовали схему - мы ее паяли. И вся схема всегда была в голове. Уже, как она заработала, так ты к ней и не возвращался, главное, чтобы работала. Тяжело было эту рутину сделать - нарисовать схему. Синклер еще интересен тем, что он был очень компактный и достаточно мощный по тем временам.

Смотрели мы его на таком маленьком телевизоре (показывает размер телевизора - чуть больше ладони), который стоял на компьютере, компьютер - это была плата с напаянными проводками.

Это уже потом можно было по разному изощряться, но мы повторяли осциллограмму один в один - боялись, что программа может не заработать. У нас были специфичные врезки в RAS"ы и CAS"ы. Была целая система хитростей, которая позволяла все сделать оптимально. И мы старались максимально вы- держать все так, как оно было в оригинале. Это потом уже люди начали думать: есть схема и пробовали сделать по другому. Кро- ме того, мы использовали ту элементную ба- зу, которая у нас была в наличии. Напри- мер, только через полгода в продаже появи- лись восьмиразрядные регистры ИР22, ИР23. Тогда их еще не было. Поэтому там так мно- го ИР16. И что характерно, я старался сделать компьютер с тем же потреблением, что и у оригинала. И это удалось!

Я помню, там стояла 176 серия, для некотрых фрагментов схемы ставилась задача не только реализовать, но и оптимизировать. Некотрые были с такими закрутами! Помню, делал счетчик на 176ИР2, так там было так закручено, что я иногда удивляюсь, как мне в голову пришло так все сделать. ... Вместе с нами шел только Каунас. Но Каунас опоздал с разработкой, хотя их первый вариант раньше начал работать. Натопта с ними контактировал и кое- какие зарисовки были от них, там тоже были свои наработки. Это была паралельная работа, но у них не получилось синтезировать всю схему. Мы отдали им свою схемотехнику и тогда они смогли закончить работу. У них были проработки, где-то вырвали какие-то кусочки по структуре программ, где какая память размещена. Я помню, карты памяти были привезены из Каунаса. Это дало нам возможность работать быстрее. А потом мы завезли им свою схемотехнику. Затем появились ленинградские, новосибирские...

(Программы)Копировали непосредственно с магнитофона на магнитофон. Потом уже появились программы копирования, через два года уже кто-то начал писать эти программы. Я лично этим уже не занимался. Мы тогда ставили вопрос, как сделать аппарат для копирования. Но там уже стоял вопрос скорости ленты. Первая копия нормально, потом вторая, третья: все хуже и хуже. Мы буквально полгода еще этим побаловались и забыли вообще, как это всегда бывает. Кроме того, были проблемы по работе - нас за это, мягко говоря, не похвалили. Не непосредственно наше начальство, а органы. Нет, вообще нельзя было тогда что-то сделать. Главное, что мы были режимной организацией. Поэтому, возможно, о нас ничего и не слышали.

Очень мало программ было. Я помню, их можно было еще коллекционировать - две, три, четыре... Помню, имел около пятидесяти кассет за два года. Кcтати, так же как и на IBM"ке когда-то коллекционировал все программки, какие только были - все помещалось в одну коробку, пятидюймовки, 360 килобайт. Что интересно, когда они создали этот макет, тут же нашлись энтузиасты, такие как Старостенко Олег Васильевич, который работал в этой же группе. Он и взялся это все воплотить в "металле" - печатные платы и прочее, прочее. Во-первых, его задача была по этим висящим и торчащим из макетницы проводкам воспроизвести принципиальную схему, развести плату и т.д. Он полгода над этим работал.

Когда Олег Васильевич уже сделал печатную плату, то с ее появлением появился и первый компьютер. Это был 84-85 год. И первый этот вариант он же и вывез в Москву своим заказчикам. У него были друзья в Москве и Ленинграде, вероятно, что он туда ее и потащил. Важно, что уже был работающий компьютер, и это вселяло уверенность, что все пойдет. А ведь когда ставились первые микросхемы, то они по техническим характеристикам не проходили. Это был тоже своего рода риск.

Говорили, что отечественные РУ5-е вообще не должны были там работать. Так они вообще никогда не работали. Ну РУ6-e потом начали работать, а РУ5-е я не помню, чтобы они работали. Ну, вроде бы работает, но сбоит. Сбоит. По той жа причине СМ1800-е постоянно сбоили, постоянно ломались. На наших микросхемах ничего нормального сделать нельзя было, особенно память. Это была катастрофа. Я еще припоминаю, мы такие толстенные шины питания ставили и конденсаторы сверху навешивали - это ужас. У меня еще где-то такие платы есть. Чем характерна наша "память", что там внутри конденсаторы стоят, и во время регенерации, во время фронтов, за счет их перезарядки она очень сильно потребляла, и там такие "звоны" были... Что мы только ни делали: и многослойные, и развязки как только ни ставили, даже фирмы тогда рекомендовали, как разводить матрицу, как проводники пускать. Самое плохое, что наши конденсаторы имели большую индуктивность выводов и они для фильтрации не годились. С этим мы столкнулись уже на IBM"ке..."

настоящий фирменный Синклер http://demin.ws/blog/russian/2012/09/01/sinclair-zx-spectrum/

Производство:
Источник: как оно было в Ленинграде: http://habrahabr.ru/post/118474/
Впервые стихийный рынок начал формироваться у магазина «Юный техник», что в доме 55 по Краснопутиловской еще в 80-ых годах прошлого века. Причиной было то, что во времена тотального дефицита на весь Питер было всего несколько магазинов продававших радиодетали вообще, да и ассортиментом они не блистали. По этому в выходные дни у входа в магазин собирались люди, и пытались что-то купить или продать. Причем делалось все это из подполы, т.к. деятельность считалась незаконной, и частенько эту «толпу» из 30-40 человек милиция гоняла. По этому кто-то стоял скажем с инструкцией от магнитофона в руках, кто-то держал список имеющихся транзисторов приколотой к подкладке пиджака. В общем все, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

В Ташкенте, например, это были радио ряды на Тезиковке (толкучка). На расстеленной газетке выкладывались детали, платы, инструкции по эксплуатации, Цэшки,комплекты деталей итд. Базарком собирал по 50 копеек за место.

Платы были промышленного изготовления, отдельно продавались различные кнопки на клавиатуру и наклейки на них. Для изготовления корпуса использовали кто что мог, например пластмассовые коробки для фотопленки или бижутерии.

Иногда в "Юном технике" покупали набор для сборки усилителя, использовали его корпус и трансформатор. Джойстик делали из тонарма, 5-ти микровыключателей и резиновой ручки для руля мотоцикла.

Синклер подключался через тумблер непосредственно на видеовход кинескопа телевизора.

БК - семейство советских 16-разрядных домашних и учебных компьютеров.Производился серийно с января 1985 года. В 1990 году розничная цена на БК 0010-01 в сети фирменных магазинов «Электроника» составляла 650 рублей

Это Цешка - незаменимый измерительный прибор любого радиолюбителя. Штатный провод заменен фторопластовым

Источник: http://abzads.livejournal.com/32469.html
"25 лет назад вид этого устройства вызывал восхищение знатоков:


ZX Spectrum, в просторечии "Синклер". Конкретно этот - "зоновский" вариант, его разработал некий Зонов. Это был самый распространённый вариант в Ленинграде. Кнопка слева - Reset. Разъёмы для подключения к монитору и блоку питания. Данное устройство не продажное, это машина для настройщика. Все микросхемы установлены в разъёмы, в просторечии именуемые "кровати"

Обратите внимание на ряд крупных "кроватей" с золочёными контактами. Такие разъёмы позволяли быстро вставить и вынуть комплект микросхем, в данном случае - ОЗУ. Я зарабатывал ещё и на проверке микросхем, когда стоял на рынке. Это расширенный вариант Синклера, имевший ОЗУ на 128 КБ. Не смешно, даже 48 КБ простого варианта позволяли и поиграть и программировать на Бэйсике. У Синклера была резидентная ОС со встроенным Бэйсиком, причём операторы языка набирали одним нажатием соответствующей кнопки.
Чтобы расширенное устройство работало, надо было к стандартной разводке кое-что добавить и сделать монтаж проводами:


Я гордился этим. Шаг монтажа, расстояние между двумя соседними ножками микросхемы, 2,5 миллиметра. То есть, между проволочками, которые соединяют ножки ОЗУ (в нижней части платы) - 1,25 миллиметра, без учёта толщины проволочек. Провода во фторопластовой изоляции. Чтобы припаять, нужно снять кусочек изоляции не более полмиллиметра длиной. Это делалось на пламени спички или зажигалки, фторопласт не плавился, а испарялся. Припой немного затекал под изоляцию, получалось достаточно крепко, выдерживало эксплуатацию на улице, на рынке "Юнона".На первом снимке слева вверху можно заметить две большие "кровати", одна в другой. Это для проверки работы звукового сопроцессора, их было два варианта. Сей сопроцессор выдавал довольно приличный стереозвук.Чтобы настраивать все эти чудеса, нужны были блок питания, монитор и клавиатура. Я перепробовал разные варианты и в конце концов остановился на этих:


Монитор монохромный, клавиатура герконовая. Я и играл на ней. Всё это я носил в субботу и воскресенье на рынок, чтобы продать сделанное за неделю. Представьте себе, это работало и в мороз.К этому компьютеру можно было подключить дисковод:


Как видите, это мобильное устройство. На коробке лежит плата контроллера. Проверив комплект микросхем на этой плате, я впаивал его в устройство для продажи. Дисковод пятидюймовый. На дискете помещалось с десяток или более(?) игрушек.
Монтаж проводили при помощи жидких кислотных флюсов, после пайки нужно было вымыть плату. Позже начали применять припой с размещённым внутри проволочки флюсом. И чаще всего, после монтажа компьютер не работал. Бывали "залипы" припоя между дорожками. Бывала плохая печать, с теми же залипами или с трещинами в дорожках. Бывали плохо работающие микросхемы. Иногда нужно было сдвинуть импульс. Чтобы увидеть работу устройства, импульсы, нужен осциллограф. Начав с огромного ящика с круглым окошком, в конце концов я выбрал этот:


А следующее устройство работает до сих пор. Иногда в хозяйстве нужно припаять какую-нибудь мелочь:


Проволока на катушке - припой. Внутри проволоки залита канифоль.
Вы не смотрите, что паяльник такой неказистый. Я их перепробовал много. Медное жало довольно быстро растворялось в припое, теряло плоский срез, образовывалось углубление. Насадки покупали пучками. Как видите, никакого регулятора и термостабилизатора. Пайка велась варварским способом, перегретым жалом, чтобы ускорить процесс. На нормально лужёной плате на пайку одного вывода микросхемы уходило полсекунды. Далее перемещался на следующий вывод и т.д. Я ставил на проигрыватель пластинку в стиле диско и под её ритм паял.
Самым распространённым вариантом был маленький корпус, в котором плата помещалась под плоской плёночной клавиатурой, с выносным блоком питания. По заказу мы делали компьютеры в больших корпусах с дисководами:


На переднем плане - один из вариантов Синклера. Советский аналог Z80 и одна большая микросхема, обеспечивающая всю работу компьютера.Даже делали компьютеры с двумя дисководами:


Сзади виден блок питания, слева - компьютер с контроллером дисковода.
Некоторые пользователи ухитрялись вести на Спектруме бухгалтерию, редактировать тексты (можно было подключить принтер, который печатал не только текст, но и графику). Но подавляющее большинство покупало его для игрушек.
Воспоминания об этом периоде жизни у меня противоречивые. С одной стороны, всё это довольно искуссное ремесло. С другой стороны - кустарщина, никакого прогресса, регресс организации производства.

Со временем часть изготовителей переключились на торговлю компьютерным барахлом. Очень немногие продолжили изготовление различных устройств. А большинство занялось самыми разнообразными делами, не связанными с компьютерами.

Какое-то время я работал в одиночку. Сам делал, сам продавал. Поначалу прибыль была велика. Но однажды почувствовал, что так дальше нельзя: компьютеры дешевели, а кормиться нужно. Удалось сэкономить, закупил детали, нанял рабочих. Рабочие были те же соседи по общежитию РФФ, знакомые. И стал я буржуем. Поначалу воспринимал это как новую задачу: распределить финансы так, чтобы выпустить максимально большое количество изделий. Со временем счёт пошёл на десятки штук в неделю.
update:
С 1990 по 1994 цены значительно изменились;) Всего и не упомнить.
В 1988-м, когда я вернулся со срочной службы, комплект деталей стоил 600-800 рублей. Точнее запамятовал, помнится цифра 800, но кажется теперь великоватой, потому что средняя зарплата тогда была под 200, хотя перестройка уже давала свои гнилые плоды. Чёрно-белый телевизор был в каждой комнате общежития, где его хотели иметь. Подержаный стоил рублей 50. Аналогично с магнитофоном, поэтому речь о комплекте деталей без монитора и драйвера;) Отец отказался субсидировать такую глупость, поэтому на первый компьютер я насобирал денег через два года мелкой спекуляцией. Тогда многие студенты занимались этим гнилым делом. Вскоре стал зарабатывать исключительно компьютерами и отказался от помощи родителей.

Около 90-го года цена сформировалась, процессор стоил около доллара, рабочий процесс шёл вовсю, и для шустрых кооператоров появилось выгодное дельце: они брали кредит в рублях, конвертировали его в доллары по государственному курсу, покупали процессоры по доллару, продавали их здесь за рубли по курсу чёрного рынка и возвращали рублёвый кредит. За такую прибыль, как известно, капитал не остановится перед любым преступлением, не говоря о банальной спекуляции и взятке нужному человеку.

Комплект из двух ПЗУ по 64Кб стоил тоже около доллара, насколько помнится. Потом появились ПЗУ на 128Кб, такой было достаточно одной. В 1992-м, когда я нанимал рабочих-паяльщиков, работа стоила примерно как процессор.

У рабочего был кошмар - развернуть процессор. Запомнилось, как одна девушка испугалась, что развернула, и с испугу попыталась выпаять его, но только напортила. У меня выпаивание процессора занимало считанные минуты посредством инструмента именуемого "отсос", и потом мало кто мог по едва заметным следам определить, что процессор разворачивали. Вообще, иногда во время настройки приходилось выпаивать микросхемы, в работоспособности которых не был уверен. Однажды рабочий сдвинул всю память, там были отверстия для конденсаторов. И понятно, разворачивали не только процессоры.

Поначалу собирали компьютер на кроватках на такой проверочной плате, и если комплект микросхем работал, впаивали. Позже пошли более работоспособные партии, и проверяли только память и процессор. Ещё через некоторое время процент брака так уменьшился, что проще было сразу всё спаять и уже при настройке заменить неисправные. Хотя однажды я напрочь разругался с одним поставщиком, когда едва ли не половина купленой памяти оказалась дохлой.

В общем, это была весьма насыщенная жизнь.

Насколько помню, за пару лет моя лавчонка выпустила несколько тысяч Синклеров.Я испытал это пьянящее чувство: деньги появляются сами. Но я-то знал, что они не появляются сами. Я чувствовал некоторое неудобство перед своими рабочими и никакого превосходства над ними. Хотя были какие-то позывы к тому, чтобы сказать себе, мол, они могли бы и сами навариться, я не виноват. Однажды был неприятный момент, с удивлением я узнал, что старые знакомые испытывают ко мне неприязнь. Позже я разговаривал с некоторыми буржуями. Похоже это общее: сверху социальное расслоение менее заметно, чем снизу. Буржуй полагает, что нормально общается с нижестоящими, по-человечески, и не подозревает об их ненависти."

История развития компьютерных игр в России неразрывно связана с культовым компьютером ZX Spectrum. Появившийся в СССР в конце 80-х годов, он молниеносно занял пустовавшую до этого времени нишу домашних ПК
Формально Spectrum не являлся первым компьютером, появившимся в России, - подобия домашних компьютеров типа “Радио РК-86” появились у нас еще раньше. Не был он и революционным с технической точки зрения - на 41 Kb тот момент существовали и более мощные машины. Однако два фактора сыграли решающую роль в его популярности - доступная цена и превосходные игровые возможности.

Клайв Синклер-компьютерный лорд

Биография создателя “Спектрума” не менее интересна, чем история самого компьютера.
Клайв Синклер родился 30 июля 1940 года неподалеку от города Ричмонда в английском графстве Суррей. Отец и дед будущего компьютерного гения были инженерами, что не могло не сказаться на увлечениях молодого отпрыска. Интерес к инженерному делу проявился у него еще в детстве. Любимым предметом молодого Синклера в школе была математика. Еще учась в школе, он изобрел вычислительное устройство, способное работать с перфокартами, и даже изобрел свой аналог двоичной системы исчисления. Можете представить себе разочарование будущего изобретателя, когда он узнал, что у этого “открытия” уже есть автор - Джордж Буль, разработавший основы двоичной алгебры почти век назад.
В это же время Синклер стал увлекаться электроникой. Клайв ремонтировал радиоприемники для друзей и знакомых, мастерил усилители и переговорные устройства.
В 1957 году Клайв закончил среднее образование в колледже Святого Георга в Вейбридже. С его знаниями ему был открыт путь практически в любой университет, но любовь к самообразованию и уверенность в своих силах привели его к выводу, что он и сам всему сможет обучиться. Все свои силы он решил отдать собственному бизнесу.
Для создания компании требовались деньги, и Клайв занялся поисками работы для сбора стартового капитала. Сначала он стал заместителем главного редактора в захудалом журнале “Практическое радио”, который еле-еле сводил концы с концами. Почти год 18-летний Клайв проработал в журнале, выпуская его в одиночку. Он принимал почту, выбирал нужные статьи, сводил их в номер так, чтобы там был материал и для любителей, и для профессионалов. Вся работа у него занимала около одного дня в неделю, и у Клайва оставалось много времени для собственных разработок.

Уже в 1958-м Клайв нашел более выгодную работу в издательском доме, выпускающем техническую литературу, - там он занимался вычерчиванием электронных схем и подготовкой иллюстраций. Однако денег по-прежнему было мало. В 1962-м году Синклер устроился на работу техническим редактором в солидный журнал Instrument Practice. Это было время активного внедрения транзисторной техники, пришедшей на смену ламповым устройствам. Клайв попал в струю, и для него были открыты двери всех производителей радиодеталей. На этой же работе Клайв набрел на интересную идею. Все производители деталей выдерживают заданные параметры на свою продукцию. Те элементы, которые не вписывались в них, считались бракованными и продавались за бесценок. На деле это были работоспособные детали с нестандартными характеристиками. Клайв занялся их изучением и пришел к выводу, что, используя их, можно получать гораздо лучшие результаты, чем на обычных деталях, главное - решить, где и как их использовать. Так появилась первая фирма Синклера - Sinclair Radionics.
Используя свой инженерный талант и связи с производителями радиодеталей, Синклер наладил выпуск миниатюрных усилителей и приемников, которые не уступали своим “стандартным” конкурентам. К 1967 году годовой оборот его компании составлял уже более 100 тысяч фунтов. В 1972-м Sinclair Radionics выпустила самый миниатюрный в мире карманный калькулятор Executive. Он был лидером не только по компактности, но и по цене (79 фунтов). Эта модель завоевала огромное количество наград и призов, а ее объем продаж превысил 2,5 миллиона экземпляров.
В 75-м году Sinclair Radionics выпустила до смешного дешевый мультимер с богатыми возможностями и компактные электронные часы, в 77-м - первый в мире карманный телевизор. А в 1979-м году Клайв создал фирму Sinclair Research Ltd. и меньше чем через год потряс весь мир выпуском первого персонального компьютера по цене меньше 100 фунтов. Параллельно с разработками в области вычислительной техники Клайв успевал заниматься и другими проектами - в 1983-м году он выпустил карманный телевизор с плоским экраном.
Одно из главных достижений Синклера всегда состояло в том, что ему удавалось делать не только лучшие и самые миниатюрные изделия в мире, но и делать их удивительно дешевыми. Именно поэтому спрос на его изобретения всегда был колоссальным.

8-битный гость из туманного Альбиона

Первые модели компьютеров с заманчивой приставкой “персональный” появились в конце 70-х годов - первый шаг на пути к рынку домашних пользователей сделали компании Apple и Commodore. Однако “персональность” этих устройств заключалась разве что в скромных возможностях, а стоили такие компьютеры прилично - тот же Commodore образца 70-х продавался по цене около $700. Расставаться с подобной суммой за малопонятное устройство желающих было очень мало. Различные аналитики предсказывали в скором будущем появление дешевых персональных компьютеров (около $150), но даже самые смелые прогнозы предрекали всеобщее компьютерное счастье не раньше, чем через 5 лет.



Однако момент истины наступил уже в 1980-м, когда молодая и малоизвестная британская компания Sinclair Research Ltd. представила компактный ПК стоимостью всего 99,95 фунтов стерлингов. Модель получила название ZX80 и была построена на 8-битном процессоре Z80A с тактовой частотой 3,5 МГц. Оперативки у Sinclair ZX80 было 4 Кбайт, и он мог работать только с черно-белым изображением. В качестве устройства ввода использовался обычный кассетный магнитофон, а для вывода изображения подходил любой телевизор. Цена в данном случае оказалась решающим фактором - спрос на ZX80 превзошел все ожидания, и за короткое время Sinclair Research удалось продать 50000 штук этих компьютеров. Пришедший через год ZX81 с 16 Кбайт ОЗУ стал еще более доступным - его цена составляла всего 69,95 фунтов. Результат не замедлил сказаться на продажах - во всем мире было продано около 300000 таких машин.

Третью модификацию - ZX82 - было решено выпустить в продажу под более благозвучным названием: ZX Spectrum. Он, в отличие от своих предшественников, обладал уже более впечатляющими возможностями: 16-цветная графика в разрешении до 256х192 пикселей, улучшенный интерпретатор BASIC и два варианта поставки - с 16 или 48 Кбайт оперативной памяти.

К моменту выпуска ZX Spectrum компания Sinclair Research, возглавляемая Клайвом Синклером, уже прочно стояла на ногах, выпуск же новой модели “народного” ПК только укрепил ее позиции - начался самый настоящий бум. “Спектрумы” продавались сумасшедшими темпами в 30 странах мира (в одной только Англии еженедельно покупали около 15000 машин), а фирмы, создававшие игры и прочий софт для этого компьютера, стали плодиться быстрее, чем грибы после дождя. У компьютера появилась солидная армия поклонников, стали выходить книги и журналы, целиком посвященные ему.

Однако 84-й год, когда Sinclair Research выпустила очередную модель персонального компьютера, стал для компании началом конца. Новый Spectrum QL по задумке создателей был предназначен не для домашнего, а для делового применения: для дома он был слишком дорогим, но для бизнес-задач - недостаточно мощным. Вдобавок в этом секторе у компании был серьезный конкурент в лице компьютерного монстра IBM с ее бурно развивающейся платформой IBM PC. В дополнение к неудаче с продвижением Spectrum QL Клайв Синклер подорвал свое финансовое положение еще одним провальным проектом - электромобилем. Одним словом, дела компании пошатнулись, ее финансовая стоимость рухнула со 128 миллионов фунтов стерлингов до 5, что практически поставило Sinclair Research на грань банкротства. Очередной рывок в виде модели Spectrum 128K (со 128 Кбайт ОЗУ) уже не мог изменить ситуацию. В результате было решено продать компанию и все права на торговую марку Spectrum конкурирующей фирме Amstrad.

мог изменить ситуацию. В результате было решено продать компанию и все права на торговую марку Spectrum конкурирующей фирме Amstrad. Так в 1986-м году была выпущена модель Amstrad Spectrum +2 со встроенным в корпус магнитофоном и новым набором микросхем, который, по задумке, должен был увеличить производительность машины, но на деле это привело лишь к нестабильной работе и проблемам совместимости. Через два года появился Spectrum +3, в котором вышеописанные проблемы были решены, но момент был упущен.

На самом деле платформа Spectrum была обречена с самого начала - сегодня это видно совершенно ясно. Дело в том, что все модели “Спектрумов” были привязаны к одному и тому же процессору - Z80, возможности которого были далеко не безграничны.
Но что самое печальное - архитектура Spectrum, как и архитектура подавляющего большинства компьютеров того времени, была закрытой, поэтому совершенствовать эти компьютеры и выпускать для них новое железо могла только Sinclair Research. Первыми ошибочность этой стратегии поняли в IBM: IBM PC стала первой открытой компьютерной архитектурой, что и породило огромное количество клонов этих компьютеров и дополнительных устройств к ним. Немного отклоняясь от темы, не могу не упомянуть, что впоследствии IBM неоднократно жалела о своем решении и даже несколько раз пыталась “закрыть” архитектуру, начиная выпуск модельных рядов, несовместимых с IBM PC. Но джин, единожды выпущенный из бутылки, уже не хотел возвращаться обратно. Теперь вернемся к “Спектрумам”. Их плавный закат на родине в конце 80-х по иронии судьбы совпал с расцветом этой платформы в СССР. То, что у них уже отгремело и отболело, у нас только начиналось.

Удивительные приключения “Спектрумов” в СССР

Перед тем как мы перейдем к истории появления “Спектрума” в СССР, нужно упомянуть, что не только у себя на родине, но и практически во всех странах, где продавался ZX Spectrum, существовало два варианта его поставки - в уже собранном виде и в виде конструктора “Сделай сам”. Для 80-х метод продажи радиотехнических устройств в виде набора деталей и инструкции по сборке был крайне популярен, не в последнюю очередь из-за дешевизны.Нужно ли говорить, что в СССР первые “Спектрумы” стали поступать именно в разобранном виде? Собственно, нашим соотечественникам, как показало время, для сборки “Спектрума” не требовался даже полный набор “запчастей” - вполне хватало одной лишь принципиальной схемы и, разумеется, самого главного компонента - процессора Z80. Все остальное “наши” изготавливали либо самостоятельно (разводили платы из подручных средств, мастерили клавиатуры), либо делали на базе отечественной элементной базы

Подобный подход позволил снизить стоимость и без того недорого “Спектрума” настолько, что на просторах СССР он стал доступен практически любому желающему - стоимость комплекта для сборки ZX Spectrum еще до начала серийного производства его отечественных клонов равнялась одной месячной зарплате среднестатистического советского инженера. На дворе тогда был всего 1987-й год, “перестройка” только начиналась. Сразу же после принятия закона о кооперативах и индивидуальной трудовой деятельности эволюция “Спектрума” в СССР вышла на новый виток развития. Если раньше компьютеры нужно было собирать самостоятельно или охотиться уже за собранными экземплярами на стихийных радиорынках, то теперь его производством и продажей занялись многочисленные кооператоры, которые стали даже разрабатывать собственные модификации оригинального ZX: “Москва”, “Балтика”, “Ленинград”, “Пентагон”, “Хоббит”, “Кворум”, “Харьков”, “Зеленоград”, “Робик” и другие.

Точное количество произведенных и проданных “Спектрумов” в главной стране развитого социализма никто никогда не считал, однако есть все основания полагать, что эта цифра никак не меньше полумиллиона экземпляров.
Не стоит недооценивать масштабы и стремительность спектрумизации СССР. Достаточно вспомнить, что до появления “Спектрума” вычислительная техника у нас была представлена лишь большими ЭВМ, доступ к которым был только у профессиональных программистов, и убогими монстриками отечественного компьютеростроения типа БК 0010. Основам программирования тогда можно было научиться лишь в популярных журналах “Наука и жизнь”, “Техника - молодежи”, “Юный техник” - в рубриках, посвященных программированию микрокалькуляторов. Ближайший импортный конкурент “Спектрума” - IBM PC/XT - стоил в то время около 10 средних советских окладов, что мгновенно переводило его из разряда конкурентов в стройные ряды несбывшихся мечтаний типа покупки яхты и загородной виллы. Забавно, что при этом XT-шки еще и умудрялись уступать “Спектрумам” в графических возможностях - CGA-видеоадаптер работал только 4-мя цветами.

Параллельно с развитием производства ZX Spectrum начали зарождаться и первые игровые клубы - родные “братья” советских видеосалонов, в которых все желающие на экране маленького телевизора могли приобщиться к “шедеврам” мировой киноиндустрии - ужастикам, боевикам категории “Б”, фильмам с участием Брюса Ли и к другим запретными плодам. Типичный компьютерный клуб того времени - полуподвальное помещение с пятью-шестью “Спектрумами”. Разумеется, из ассортимента игр тогда наибольшую популярность получили аркады, ни о каких сетевых развлечениях и тому подобных радостях тогда и речи не шло. И тем не менее до начала 90-х подобные клубы собирали аншлаги - для того чтобы поиграть, нужно было выстоять очередь.
Стоит заметить, что были попытки создания игровых клубов на базе других платформ - чаще всего Commodore или Atari. Однако ни один из конкурентов не смог прижиться в СССР.

Виртуальная жизнь “Спектрума”

Но несмотря на всенародную любовь, судьба “Спектрума” в России также была предрешена. Цены на IBM-совместимые компьютеры падали день ото дня, а возможности этой платформы росли быстро. Вдобавок игровая индустрия, почуяв запах наживы, стала стремительно осваивать и эту нишу.Нельзя сказать, что все это время “Спектрум” не стоял на месте - он обзавелся поддержкой 5,25-дюймовых флоппи-дисководов, “научился” работать с принтером, память некоторых его модификаций была расширена до 1 Мбайт! Однако все эти “апгрейды” были не более чем предсмертными судорогами. В 1992 году началась миграция российских пользователей на IBM PC.
Однако у некоторых “спектрумистов” любовь к этому компьютеру достигла такой стадии, что люди продолжали его использовать и развивать. Продолжали появляться новые программы, игры, Spectrum “обучили” поддержке жестких дисков, CD-приводов и сетевых возможностей. Благодаря последнему была создана аналогичная FIDO сеть ZXNet. Увлечение “Спектрумом” переросло из рационального хобби в культ. К слову, фанаты “Спектрума” живы и здоровы даже в наши дни - сейчас они находятся в двух шагах от вывода “Спектрума” в интернет - ICQ-клиент и браузер уже почти готовы.

Одновременно с массовым переходом на PC-платформу начали появляться и первые эмуляторы “Спектрума” для PC - сначала под MS-DOS, а потом и под все версии Windows. Большую часть этих эмуляторов, а также десятки тысяч игр, можно скачать в интернете. Однако будем откровенны - игры для “Спектрума” сейчас уже не способны вызвать ту бурю радости, как раньше. Автор этих строк на своей собственной шкуре несколько раз убеждался, что светлые воспоминания детства лучше оставить в неприкосновенности, иначе не избежать разочарования: первый раз мои светлые образы прошлого накрылись медным тазом при попытках перечитать в зрелом возрасте “Незнайку на Луне”, второй раз - когда я вызвал дух “Спектрума” при помощи эмулятора - 16-цветная графика и скромное разрешение спустя 20 лет воспринимаются “немного” иначе.
“Спектрум” и его богатое игровое наследие успешно дожили и до наших дней. И вполне вероятно, что в виде эмуляторов этот легендарный компьютер успешно проживет еще пару десятилетий - на сей раз на КПК и мобильных телефонах. Не секрет, что сейчас наблюдается ренессанс старых аркад на всевозможных мобильных платформах. Популярные игры прошлого успешно портируют на мобильники и КПК, и “Спектрум” не стоит в стороне - недавно появился эмулятор для Palm OS. Появление эмуляторов для других мобильных устройств - вопрос времени!

Домашний компьютер ZX Spectrum – детище известного британского изобретателя Клайва Синклера. Он является прародителем современных устройств, которыми пользуются взрослые и дети. История создания компьютера «Спектрум» насыщена интересными фактами. Его совершенствовали, клонировали и модифицировали.

ZX Spectrum – что это

Восьмиразрядный ZX Spectrum появился на рынке 23 апреля 1982 года. Его создателем выступила производственная компания Sinclair Research Ltd , основанная Клайвом Синклером. Британский предприниматель занимался разработкой радиотехнических устройств бытового назначения. Его труды увенчались большим успехом. В 80-ых годах домашний компьютер «Спектрум» стал востребованным в европейских странах. В 90-ых годах его клоны распространились на территории бывшего СССР.

Особенности домашнего компьютера ZX Spectrum

«Спектрум» обладал рядом инновационных решений. Часть из них были призваны уменьшить стоимость готового изделия до заветных 99 фунтов стерлингов, часть были обусловлены развитием электронной базы восьмидесятых годов:

  • в качестве монитора использовался экран телевизора;
  • компьютер поставлялся в двух модификациях – с 16 и 48 килобайтами оперативной памяти;
  • в качестве языка программирования ZX Spectrum применялся диалект языка Бейсик;
  • загрузка компьютера осуществлялась за несколько секунд;
  • в качестве внешнего накопителя применялся бытовой кассетный магнитофон;
  • первая модель была оснащена недорогой клавиатурой, состоящей из 40 резиновых клавиш. Ключевой особенностью клавиатуры являлась многофункциональность;
  • первые модели имели однобитный выход звука. Для этой цели использовался встроенный динамик. Это была «пищалка», ритмично пикавшая в играх;
  • наличие графического режима совмещенного с текстовым. Главное отличие от предшественников «Спектрума» — цветное изображение, хоть и с некоторыми ограничениями;
  • к компьютеру могли подключаться джойстики, состоящие из рукоятки и кнопки.

Первые модели восьмиразрядных устройств пользовались огромным спросом. Благодаря простоте, дешевизне (меньше 100 фунтов) и обилию доступного , «Спектрум» был идеальным домашним компьютером.

В середине восьмидесятых годов советские умельцы начали повторять оригинальный компьютер, они разрабатывали аналоги на отечественной элементной базе. Для создания компьютера использовали пригоршню советских микросхем и процессор Z80. Клоны выпускали и государственные заводы. В магазинах продавались «Байты», «Импульсы», «Спектры», «Синтезы» и «Дельты», на которых играли тысячи школьников.

Клайв Синклер — гений минувших дней

Клайв Марльз Синклер (англ. Clive Marles Sinclair) родился 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Мальчик последовал их примеру. В 1962 году англичанин создал компанию Sinclair Radionics, производящую детали для усилителей звука и радиоприемников. Вскоре ассортимент продукции расширился. Предприятие начало выпускать портативные телевизоры и электронные часы.

В 1979 году Клайв Синклер учредил новую компанию Sinclair Research Ltd . В 1980 году был выпущен первый продукт – компьютер Sinclair ZX80. Модели поставлялись в виде готовых устройств или наборов для сборки. Во втором случае покупателю нужно было самостоятельно собирать компоненты в единое целое.

В 1981 году компания запустила в производство компьютер ZX81. Сначала устройство поставлялось по почте. Позже аксессуары для сборки начали продаваться в розничной сети. Объем продаж составил 400 000 экземпляров.

В 1982 году случилось знаменательное событие. Было разработано устройство «ZX81 Colour». Позже компьютер переименовали. Новое название ZX Spectrum подчеркивало основополагающее отличие от предшественника – цветное изображение. За первые 17 месяцев пользователи приобрели больше миллиона устройств. Многие ласково называли компьютер «Спекки». Невысокая цена была главным преимуществом, благодаря которому «Спектрум» успешно конкурировал с Commodore 64 и BBC Micro.

Развитие западного рынка для ZX Spectrum разделяется на три этапа:

  • 1982-1984 годы – наблюдается количественный рост продаж. Появление домашнего компьютера вызвало бум в индустрии программного обеспечения. В чем заключалась такая тенденция? Все просто: написанием программ для «Спектрума» активно занимались компании и энтузиасты-одиночки;
  • 1985-1987 годы – потенциал устройства раскрылся во всей красе. Рынок был переполнен играми разнообразных жанров. Огромное внимание разработчики уделяли сюжету и звуковому сопровождению;
  • 1988-1993 годы – интерес к компьютеру снизился. Устройство устарело, а пользователи перешли на другие системы.

Клайв Марльз Синклер спонсировал разные проекты: плоский телевизор, электромобиль, новая модель компьютера Sinclair QL. В 1983 году он был удостоен звания «Рыцарь королевского Ордена». В 1986 году англичанин закончил карьеру в компьютерной индустрии. В 2004 году изобретатель продемонстрировал миру раскладной велосипед, который легко собирался и помещался в рюкзак. В 2010 он анонсировал электровелосипед.

Разновидности компьютера ZX Spectrum и их особенности

Развитие компании Sinclair Research Ltd не стояло на месте. Вниманию пользователей было представлено несколько моделей компьютеров:

  • ZX Spectrum – базовая модель с резиновой клавиатурой, в качестве монитора использовался бытовой телевизор, а в качестве внешней памяти – бытовой магнитофон;
  • ZX Spectrum+ — он появился на рынке в 1984 году. Устройство имело 48 КБ памяти, обновленный корпус и клавиатуру с кнопкой сброса. Изменения в компьютере были незначительными, но он быстро приобрел популярность и хорошо продавался;
  • ZX Spectrum 128 – модель, появившаяся на рынке в 1986 году. Она была разработана совместно с дистрибьютором Investronica. Особенности новой модели заключались в следующем: 128 КБ ОЗУ, трехканальный звук, улучшенный Бейсик-редактор, совместимость с цифровым интерфейсом музыкальных инструментов. Дистрибьютор адаптировал компьютер к испанскому рынку и существенно повысил уровень продаж.

В 1986 году компьютерное подразделение Sinclair Research Ltd купила британская компания Amstrad . Это было выгодное приобретение для производителя электроники, потому что одним конкурентом стало меньше, а «Спектрумы» хорошо продавались.

После передачи прав на выпуск машин разработчики компании Amstrad создали новые модели:

  • ZX Spectrum +2 – устройство 1986 года выпуска имело пружинную клавиатуру, два порта джойстиков и встроенный кассетный магнитофон. В остальном компьютер был идентичен предшественнику;
  • ZX Spectrum +3 – в 1987 году разработчики создали компьютер, с приводом трехдюймовых гибких дисков вместо магнитофона. ОЗУ отображалось на 64 КБ адресного пространства. Глобальные изменения привели к возникновению несовместимостей с программами для предыдущих версий «Спектрума» — на новой машине некоторые игры не работали;
  • ZX Spectrum +2A – устройство 1987 года выпуска. Эта модель была сделана на базе предшественника. Без изменений не обошлось: уменьшилось количество чипов, появился встроенный кассетный привод.

Периферия для «Спектрума»

Росту популярности ZX Spectrum способствовал выпуск большого количества девайсов. Периферийные устройства значительно расширяли функциональные возможности компьютера. К числу таких приборов относятся:

  • ZX Printer – принтер, в котором использовалась искровая технология печати. Устройство подсоединялось к системному разъему. В ходе работы применялась черная бумага с алюминиевым напылением. Принтер был оснащен печатающей головкой, которая перемещалась в горизонтальной плоскости. В напечатанной строке помещалось 32 символа;
  • ZX Microdrive – аксессуар, предназначенный для хранения информации. Он представлял собой сменную кассету с закольцованной магнитной лентой. С помощью такого устройства можно было быстро загружать и сохранять написанные программы и данные;
  • Kempston Interface – интерфейс для подключения джойстика;
  • ZX Interface 1 – специальное устройство, главным предназначением которого являлось расширение возможностей «Спекки». Модуль был оснащен двумя сетевыми портами. Использовался проприетарный протокол;
  • Currah Microspeech – устройство воспроизведения синтезированной речи. Оно выпускалось в виде картриджа, подключаемого к порту расширения;
  • ZX Interface 2 – внешний модуль с разъемами для подсоединения джойстиков, картриджа ПЗУ;
  • Cheetah Marketing SpecDrum – ударная машина, подключаемая к системному разъему компьютера. Она воспроизводила 8 сэмплов ударных инструментов, которые загружались с кассеты. Базовый набор состоял из нескольких элементов: бас-бочка, открытый и закрытый хэт, рабочий барабан, хлопок в ладоши, колокольчик.

Причины популярности ZX Spectrum

Восьмиразрядный «Спектрум» – компьютер, о котором, наверное, никогда не забудут. Ключевой причиной популярности устройства является наличие огромного количества прикладных программ. Библиотека программ состоит из 25 тысяч наименований. В коллекции имеются электронные таблицы, инструменты для рисования и 3D-моделирования, текстовые процессоры.

За пару лет «Спектрум» завоевал многомиллионную аудиторию, поскольку 90% софта составляют игры. Коллекция игр на ZX Spectrum потрясающая. По такой причине каждый геймер находит для себя подходящее развлечение. К числу относятся 3D Deathchase, Rainbow Islands, RoboCop, Boulder Dash.

Игры для «Спектрума» и сейчас еще создают энтузиасты, проживающие на территории нашей страны и за рубежом. Коммуникаторы и мобильные телефоны имеют возможность . Винрарный компьютер ZX Spectrum является самой эмулируемой платформой. Это весомый плюс, благодаря которому до сих пор бьется «сердце» старичка «Спекки»!

Добрый день (опционально вечер/ночь).

Свой 20й обзор я хочу посвятить компьютеру, который покорил мое сердце. Приглашаю посетить сей ламповый пост. Обязательно отмечаются все бывшие и нынешние владельцы этих великолепных аппаратов, делимся идеями, ссылками, гаджетами под наш любимый компьютер. Просьба откинуться на кресло и постепенно погружаться. (Обзор очень большой, содержит инструкции, схемы, мысли по сборке и апгрейду)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике…

Вот этот мужчина, которого Вы видите сверху, не спроста тут. Это сам Клайв Марльз Синклер, бывший владелец компании Sinclair Radionics, выпускавшей компьютеры Spectrum. Это тот самый человек, которых хотел изготовить самый дешевый аппарат для работы и точка. Да, он не любил игры и считал, что это пустая трата времени и неправильное вложение средств. (интересно, что бы он сказал сейчас, глядя на дико развивающуюся игровую индустрию). Да пускай, поправят меня знатоки, сей джентльмен ушел в изобретение электронных велосипедов с головой и похоже, что там и остался, изготавливает что-то в этом роде:

В прочем это совсем другая история. Сегодня пойдет речь о наборе для самостоятельной сборки компьютера, ушедшей эпохи, конца 80х.

Впервые я познакомился со Спектрумом, когда мне было 7 лет, отец собрал его для меня. Тогда я открыл для себя целый удивительный мир игр и программирования.
Как сказал один хороший человек - «Если ты однажды познакомился со Спектрумом, то он глубоко засядет тебе в душу и однажды, когда совсем станет невмоготу, ты будешь бегать по барахолкам и искать его.» И это правда. Только есть одно большое, НО. Купить можно, само-собой, на ибее есть лоты, продающие как 48к, так и 128к модели. Но однажды, когда мне стало «невмоготу» ища информацию о Спектрумах, я наткнулся на данный сайт, который предлагает готовые комплекты для самостоятельной сборки аппарата.

Был очень удивлен, люди продают и изготавливают платы советской копии Ленинград 48к с поправленной схемой. Плюсы и минусы конечно же у этого варианта есть. Но ребята, тут предлагают собрать компьютер своими руками, да что может быть круче чем разобраться в принципах работы компьютера на аппаратных уровнях?! Это же просто сказка. Естественно для таких работ желательно иметь опыт, маломальский, мой опыт сборки компьютеров ограничивается моделью РК-86 из журнала Радио, по сравнению со Спектрумом он песчинка, в плане сложности и придется потрудится, чтобы его отладить.

Как обычно предупреждение:

Вся ответственность, а именно самостоятельное проникновение в корпус готового изделия с последующим нарушением его целостности работоспособности, лежит на человеке совершившим это действие.

В дополнение к выше сказанному, при работе с микросхемами памяти, используйте заземленный, антистатический браслет, дабы не повредить целостность микросхемы, так же не забывайте подключать кабеля Video, RGB, Scart и тому подобные, только на выключенные приборы.

ПОДГОТОВКА К СБОРКЕ

Данный набор поставляется без оперативной памяти, чипы памяти используются и на данный момент времени найти их тяжело, можно так же использовать чипы , но с учетом небольших доработок в схеме.

Где достать? Барахолки отметаем сразу, разборы тоже по причине того, что чипы могут быть испорченными, помимо всего прочего с памятью такого рода есть особенности, а именно она чувствительна к работе одной партией (точнее все чипы, установленные в машину желательно должны быть одной партии, ревизии и даты производства, а также города производства), с этим я столкнулся, собирая РК-86, советская память больно уж капризная, даже новые чипы желательно покупать оптом, мало ли что.

По этому обзвонив все магазины в Екатеринбурге, чипы нашлись только в одном - , по баснословно низкой цене. Оно и понятно, кому в наше время может понадобиться столь маленькая оперативная память, да еще столь медленная.

Специально перед покупкой я попросил принести упаковку чипов, да бы убедиться, что отсыпают именно из этой коробки. Может быть я был излишне мнительным в этом решении, но мало ли что.

И следующими номиналами резисторов:

По мелочи аудио гнездо под Jack - 3.5, дополнительные панельки, если не хотите паять микросхемы. Есть возможность установки SMD корпусов резисторов, диодов, конденсаторов (например, блокировочные конденсаторы можно заменить на SMD).

По инструменту потребуется следующий набор:

1. паяльная станция/паяльник с регулировкой температуры,

2. осциллограф (очень и даже очень желателен),

3. мультиметр,

4. если нет осциллографа используем логический анализатор.

ПОСТАВЛЯЕМЫЙ КОМПЛЕКТ

Я зачастую мало уделяю вниманию упаковки, тк привык к поставкам с Китая, но Российские упаковки поглядеть стоит всегда, уберу под спойлер, кому захочется взглянуть, смотрите.

Упаковка

Микросхемы и запчасти оказались завернуты в пакет и приклеены скотчем:

Сама плата проложена двумя кусками гофрокартона и перетянута в упаковочный полиэтилен:

И так, давайте же взглянем на этот прекрасный набор запчастей

Плата. Вы знаете, эта плата изготовлена на высочайшем уровне, просто невероятно хорошо. Я давно не держал в руках столь качественных кастомных плат. Разводка, шелкография и надписи… Мммм великолепие, давайте просто насладимся:

От одних надписей на плате захватывает дух, уж больно они мне нравятся.

Так же прикладываю фотографии в большом размере платы целиком, да бы оценить полностью качество изготовления, кустарщиной не пахнет:

В комплекте поставляется, кроватки под микросхемы RAM, ROM, CPU:

Рассыпуха, которая идет с платой в комплекте. (Бипер, набор транзисторов BC547, конденсаторы на все нужные номиналы, контактные разъемы 2.54мм, кварц на 14.000 MHz, диоды):

Вся логика, которая потребуется для работы компьютера (включая CPU и ROM). Кстати ROM - память уже прошита Sinclair BASIC:

Для ориентирования в микросхемах времен СССР, нарисовал следующую картинку:

Из всех микросхем ни одной военки, две с пометкой статики - К561ЛН2 и К561ИЕ10А и ворохом различных предприятий.

СБОРКА

Используем две представленных схемы и , мало-ли захочется разобраться плотнее или столкнетесь с трудностями, начинаем потихоньку собирать. Самое важное это точно отслеживать что и куда ставим.

Так же в помощь схема размещения микросхем и прочих элементов:

Главное в этом деле не торопиться, иначе запутаетесь окончательно. Я начинал сборку с мелочи (конденсаторы, резисторы, диоды). Комплектные конденсаторы (блокировочные, номиналом 104) я поменял на свои - Murata Manufacturing. Последним сажайте кварц, связано с тем, что он очень близко расположен к резистору R1 и если паять кварц под корень, резистор придется паять навесным монтажом.

Как делать не надо!

Сначала я решил все посадить на DIP - панельки (и это стало большой ошибкой ), я считал так, что если микросхема выйдет из строя, то я всегда легко смогу ее докупить, но на практике оказалось все иначе, я собрал все глюки. О глюках и их решении можно почитать ниже.

Ближе к окончанию сборки я начал собирать модуль чтения с ленты, основанный на микросхеме К561ЛН2, схема модуля классическая, прилагаю ниже:

Тестовое включение с распаянным кабелем Video с CPU и установленной RAM:

Странно, а должно быть это:

Похоже что-то имеется там. Осмотрев плату нашел пару ошибок:

1. Не распаян резистор R2.
2. Не правильно установлен резистор R1.

Так же оставшиеся конденсаторы (блокировочные), номиналом 104, заменил на Murata. Заменил транзистор К315Б.

Ииии ничего, после произведения всех замен с последующим включением аппарата я получил это:

При этом 5В по кругу имеется, но CPU не запускается. Печально. Начал искать в чем причина, попутно заказав логический анализатор.

Прошло 1.5 месяца так результата и не было, я уже начал расстраиваться, как с почты пришло уведомление о посылке - анализатор пришел.

Анализатор сигналов представляет из себя уст-во, основанное на чипах являющимся периферийным контроллером USB2.0 и 8-ми канальным приемником (я бы даже сказал снифером ), осуществляющий захват с линий данных.

Данное уст-во работает с использованием программного пакета - .

Вроде бы все есть для решения проблемы, но проблема как была, так и осталась.

Долго я мучился, пока не решил снести к черту все кроватки под микросхемы, оставив только RAM, CPU и ROM.

И о чудо, все завелось! (А ведь мой РК-86 был собран на таких же панельках, и все работает)

Так выглядел процесс отладки:

В итоге долго и мучительно перепроверяя все и отрезав ножку 1 от микросхемы DD4 (К555ИЕ7) с сопутствующей запайкой на землю я получил изображение:

Прогресс на лицо. На развертку не обращайте внимания, телевизор старый и имеет проблему в этой области. Далее, если вы приглядитесь, то увидите, что значок - © отображается некорректно, это знаменитая проблема компьютера Ленинград 48К (некорректная прорисовка окружностей), решается так, обрезаем дорожку от ИР9 ->1 и ЛН1->10 и впаиваем следующую схему:

Вообще при использовании разных производителей логики, нужно индивидуально подбирать конденсаторы на развертку у микросхем DD4 -> ИЕ7 и DD6 -> ИЕ7, по сути опытным путем, ставится конденсатор что у первой, что и у второй между землей и 11й ногой.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЛАВИАТУРЫ

Компьютер - это конечно хорошо, но без возможности ввода, иметь его нет смысла, поэтому мы будем делать клавиатуру!

Распиновка клавиатуры находится в основной схеме на Ленинград 48К:

Для клавиатуры нам понадобится:

1. Текстолит размером 100х160.

(Я решил делать компактную клавиатуру, для того, чтобы засунуть аппарат в компактный корпус, да и в целом люблю компактные клавиатуры).

2. Лазерный принтер для проведения ЛУТ.

3. Кнопки тактовые, по высоте подбираются самостоятельно.

Распаковываем, размечаем и режем:

Готовим и вырезаем шаблон для ЛУТ:

Открываем редактор и рисуем клавиатуру:

В редакторе она нарисована со вторым слоем, но скажем так, травить этот слой не надо, экономьте свое время, не стоит травить ради того, чтобы травить.

Для Вас я подготовил готовый шаблон для распечатки:

Шаблон зеркалить НЕ НАДО !

Затем печатаем его и вырезаем:

Для травления потребуется следующий набор:

1. 100 мл аптечной 3% перекиси водорода

2. 30 г лимонной кислоты

3. 5 г поваренной соли.

4. Емкость.

Для платы моего размера этого хватит с головой, причем я для скорости травления, предусмотрительно нарисовал полигоны, да бы раствор не тратить зря.

Утюгом переносим на заготовку, советую использовать подложку от оракла:

Видно небольшие огрехи я поправил маркером, стойким к хлорному железу и забросил в раствор:

По окончанию получил такой результат. Скажу сразу я накосячил, для того что бы хорошо виднелись надписи я продержал чуть дольше в растворе и кое-где попортил дорожки:

Ну да ладно, это не криминально, берем провод в 0.5 мм и пропаиваем дорожки:

К ЗАПУСКУ ГОТОВ

Ах как он хорош!

Ииии стартуем!

Устанавливаем на телефон или планшет приложение PlayZX:

Используя кабель AUX, цепляемся к Спектруму, включаем аппарат и переходим в режим загрузки (на клавиатуре Спектрума нажимаем J -> удерживая SS нажимаем дважды на P, увидите такую запись - LOAD "" и жмем энтер ). После этого выбираем нужный образ игры в телефоне и жмем play. Пойдет загрузка игры.

Процесс загрузки программы выглядит следующим образом:

Загруженный файл игры Saboteur:

И конечно же пример загрузки программы с нуля, проверим того же саботера:

ВЫВОДЫ

И так подытожим. Покупая данный компьютер, Вы не просто покупаете глупый макет для сборки подобный китайским, Вы приобретаете большой пласт опыта сборки подобных компьютеров. Как я уже раньше говорил, в детстве имел подобный компьютер, правда он был 128К и имел флоппи диски 5.2 дюйма, в любом случае я остался доволен результатом.

Если бы не этот компьютер я бы не обзавелся новым инструментом, таким как анализатор сигналов и горячим олово-отсосом, для выпайки микросхем и конечно же опытом.

Нюансы, платформа полностью скопирована с Ленинград 48К, ее можно подстроить под разные кварцы в зависимости от комплектной, логической базы, что очень хорошо.
Работает стабильно, используя приложение PlayZX, Вы откроете для себя мир игр для ZXSpectrum, да я и сам был удивлен такой большой библиотекой.

Очень большое сообщество по всему миру, кстати некоторые люди выпускают новые игры для данных компьютеров, а также портируют старые NES, например, Castlevania.

PS. Отличное начало в микроэлектронике для ребенка и отличное времяпрепровождение за решением той или иной проблемы.

PSS. Обзор получился просто гигантским, а рассказать хочется так много, но придется ограничиться только сутью, в следующем DIY будем изготавливать корпус для этого аппарата и будем прикручивать RGB и SCART, есть идеи сделать его в виде ноутбука.

Информация в помощь сборщикам Ленинград 48К:

1.
2.
3. Обзор понравился +253 +425