Таблица умножения и деления для детей. Детские игры

Сейчас спустя много лет, когда нам пришлось изучить и освоить многое, нам кажется очень легким изучение таблицы умножения.

А вспомните себя в возрасте ученика второго или третьего класса вам казалось, что выучить таблицу умножения невозможно.

Но приходилось учить, и каждый учил разными способами.

Давайте рассмотрим самый простой способ изучения таблицы умножения, чтобы ребенку было интересно, и он быстро запомнил таблицу умножения.

Рассмотрим простой способ изучения таблицы умножения

Этап 1. Подготовка к изучению таблиц умножения.

Самое главное, чем вы можете помочь ребенку в изучении таблицы умножения это, найти и распечатать саму таблицу умножения и рассказать принцип умножения.

Когда ребенок поймет сам принцип умножения, тогда он быстро сможет выучить таблицу умножения и ему будет легко выучить ее.

Таблицу умножения вы можете вырезать из тетрадки, она находится на обороте тетрадки.

Таблица умножения бывает двух видов:

Самое главное вы должны правильно объяснить ребенку закономерность таблицы умножения, если ребенок поймет принцип умножения, то он легко выучит таблицу умножения и ему не надо будет ее учить и зубрить не понимая ее смысла.

Этап 2. Принцип таблицы умножения

Перед тем как начать учить таблицу умножения рассмотрите ее вместе с ребенком найдите определенные последовательности, закономерности, которые есть в таблице объясните ребенку, как и из чего появляются эти закономерности.

Постарайтесь сконцентрировать внимание ребенка на важных моментах таблицы умножения.Когда дети начинают изучать таблицу умножения, у них уже есть небольшой опыт в математических действиях, они умеют складывать, вычитать и начинают умножать простые числа.

Начните изучать таблицу умножения на два и одновременно рассматривайте с ребенком сложение, чтобы он понял суть самого умножения.

Например: вам надо выучить таблицу умножения на два, вы вместе с ребенком умножаете 2 * 3 = 6 это же самое действие вы расписываете с ребенком в виде сложения 2 + 2 + 2 = 6.

То есть число два вы берете и складываете три раза и у вас получается одинаковый ответ.

Объясните ребенку, что умножая всего два числа он быстро найдет ответ, а если он будет складывать число два несколько раз, то он потратит много времени, чтобы получить ответ.

Рассмотрим следующие примеры:

2 + 2 + 2 + 2 = 8

2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 14

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 16

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 18

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 20

На основе этих примеров ребенок легко поймет суть умножения, ему не захочется складывать одно и то же число несколько раз, он наглядно увидит путь умножения и его закономерность.

Разобравшись с таблицей умножения на два и выучив ее, ребенок легко может приступать к изучению таблицы умножения на три и так далее.

Этап 3. Учите таблицу умножения частями

Не надо учить таблицу умножения всю сразу это очень сложно для ребенка и вместо знаний у ребенка в голове будет одна каша.

Всегда учите таблицу умножения по частям, начните с самых простых чисел сначала на два, три, затем закрепите выученную таблицу умножения. Поспрашивайте ребенка в разнобой, затем можно приступать к изучению таблицы умножения на четыре, потом на пять.

Учите таблицу умножения постепенно этап за этапом и обязательно закрепляйте выученную таблицу умножения примерами, интересными вопросами или в виде игры, ребенку не только будет полезно выучить таблицу умножения, но и интересно.

Можно распечатать или начертить несколько таблиц умножения с пустыми клеточками, ребенок может тренироваться и проверять свои знания по уже выученной таблице умножения.

Этап 4. Объясните правило умножения

Ребенок должен запомнить главное правило таблицы умножения: от перестановки множителей произведение не меняется.

Рассмотрите с ребенком несколько примеров из таблицы умножения, которые относятся к этому правилу.

Например:

Таких примеров в таблице умножения много и когда ребенок запомнит правило ему не надо будет учить каждую строку таблицы умножения, потому что многие примеры повторяются в следующих столбцах.

Этап 5. Никогда не забывайте о закономерностях таблицы умножения

В таблице умножения очень много закономерностей о которых всегда надо помнить и знать при помощи этих закономерностей легко выучить и запомнить таблицу умножения.

Рассмотрим несколько закономерностей таблицы умножения

Закономерность 1. Умножение на единицу

Не важно какое число вы хотите умножить на единицу вы всегда получите то же самое число, которое умножаете, умножение на цифру один не меняет конечного результата.

Например:

Закономерность 2. Умножение на пять

Все примеры умножения на цифру пять всегда оканчиваются на 0 или на 5, если рассматривать столбик таблицы умножения на пять, то вы увидите, что умножение нечетных чисел всегда заканчивается на 5, а умножение четных чисел заканчивается на 0.

Например:

Умножение четных чисел

Умножение нечетных чисел

Закономерность 3. Умножение на десять

Рассмотрим столбик таблицы умножения на десять, умножение любого числа на число десять оканчивается на 0.

Например:

Закономерность 4. Некоторые примеры вполовину меньше

Рассмотрим примеры умножения на пять и примеры умножения на десять, то мы увидим, что примеры на пять меньше, чем примеры на десять вполовину.

Например:

Закономерность 5. Умножить на четыре или дважды удвоить число

Рассмотрим пример умножения цифры шесть на четыре и пример удвоения числа шесть два раза.Например:

Ответ получается одинаковый 24.

Рассмотрим еще несколько примеров:

Закономерность 6. Умножение на девять

Если рассмотреть таблицу умножения на девять и ответы которые получаются, то вы тоже увидите закономерность первого и последнего числа в ответе каждого примера. Первая цифра ответа всегда увеличивается на единицу, а вторая цифра ответа всегда уменьшается на единицу.

09,18,27,36,45,54,63,72,81,90

Этап 6. Регулярно повторяйте выученную таблицу умножения

Постоянно проверяйте выученную таблицу умножения у ребенка, сначала спрашивайте таблицу умножения по порядку, медленно, чтобы у ребенка было время подумать и вспомнить, если ребенок отвечает правильно, то можно начать спрашивать вразброс, постепенно увеличивая темп между вопросами.

Таким образом ваш ребенок будет хорошо ориентироваться в таблице умножения и хорошо ее запомнит.

Этап 7. Таблица умножения в виде игры

Не для кого ни секрет, что дети с рождения любят играть, в ходе игры они узнают много нового и интересного.

Поиграйте с ребенком в разные игры, чтобы он лучше усвоил таблицу умножения.

У каждого ребенка в классе есть друзья и подружки пригласите их в гости и поиграйте все вместе.

Игра 1. Шустрый мяч

Взрослый берет мяч в руки и встает в центр комнаты, а дети встают вокруг него по кругу или в полукруг. Ведущий задает вопросы по таблице умножения и кидает мяч в любом порядке дети ловят мяч и отвечают.

Если ребенок ответил неправильно, то можно повторить вопрос и кинуть ему мяч повторно. Во время игры не забывайте хвалить детей за правильные ответы.

Во время игры у детей появляется дух соревнования каждый старается ответить правильно.

Игра 2. Карточки

Заранее приготовьте карточки по таблице умножения, на которых будет написан пример, вы показываете карточку, а ребенок отвечает.

В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми одновременно.

Чем больше будет детей участвовать в игре, тем интереснее будет вашему ребенку.

В эту игру можно играть на время, кто ответит больше и правильно, тот считается победителем.

Игра 3. Ответь быстро

В эту игру можно играть вдвоем, но лучше несколько человек, выбирается ведущий, это может быть взрослый, он дает задание и кто первый ответит правильно, тот человек набирает очки.

Такая игра научит вашего ребенка запоминать и отвечать быстро. Если играют нескольких человек, то у играющих появляется дух соревнования, и каждый будет пытаться ответить быстрее и набрать, как можно больше очков.

Вопрос 1. Восемью два - ?

Вопрос 2. Пятью восемь - ?

Вопрос 3. Семью пять - ?

Вопрос 4. Трижды десять - ?

Вопрос 5. Шестью три - ?

Вопрос 6. Дважды семь - ?

Вопрос 7. Девятью четыре - ?

Вопрос 8. Семью шесть - ?

Вопрос 9. Восемью девять - ?

Вопрос 10. Шестью четыре - ?

Вопросы можно менять метами до бесконечности, чем больше вы будете задавать такие вопросы, тем быстрее ребенок запомнит таблицу умножения и будет в ней хорошо ориентироваться.

Этап 8. Спокойная обстановка

Родители должны знать несколько правил которые помогут вашему ребенку выучить таблицу умножения.

Правило 1. Мотивация ребенка

Если ваш ребенок не хочет заниматься или учить таблицу умножения займитесь мотивацией ребенка.Каждый родитель хорошо знает своего ребенка и знает, как и когда надо промотивировать ребенка для достижения цели и результата.

Правило 2. Не ругать

Никогда не ругайте своего ребенка за плохие оценки замечания в дневнике за ошибки обязательно разберитесь почему не получается у вашего ребенка хорошо учиться быть внимательным не повторять ошибки и так далее.Разберитесь и помогите вашему ребенку добрым словом и советом.

Правило 3. Одноклассники

Никогда не ставьте в пример своему ребенку одноклассников, родственников, друзей, не унижайте своего ребенка, цените его, любите не забывайте, что каждый ребенок, это отдельная личность, которая имеет свою индивидуальность и особенность.

Научитесь находить правильный подход к своему ребенку в любой даже самой сложной ситуации.

Правило 4. Рассчитывайте силы ребенка

Никогда не ставьте перед ребенком сверх планку, которую он должен преодолеть, старайтесь планировать обучение ребенка постепенно, планомерно без перенагрузок и большого объема материала.

Не пугайте ребенка большим объемом материала приучайте его трудиться постепенно, ребенок постепенно втянется и справится с нагрузками.

Правило 5. Хвалите ребенка

Не забывайте хвалить своего ребенка даже если у него очень маленькие успехи, подбадривайте его, тогда ребенок еще больше будет стараться и у него появится желание осваивать все больше и больше материала.

Курсы для развития интеллекта

Еще у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Заключение:

Не забывайте заниматься со своим ребенком всегда дома, на природе, на даче и так далее, любите своего ребенка, хвалите его, цените его труд и способности, помогайте ему. Желаем вам удачи.

Страх и ужас охватывают родителей, когда приходит пора учить таблицу умножения! Не стоит паниковать! Есть множество приемов и советов, способных облегчить освоение трудной темы. Зазубривание по порядку, оказывается, не считается эффективным методом запоминания чисел.

Как быстро выучить таблицу умножения? Лучший способ - превратить учебу в занимательную игру. Игра в любой форме позволяет ребенку сразу же применить новые знания на практике, и это заметно улучшает запоминание!

Из этой статьи вы узнаете

Помогите ребенку понять смысл умножения

Первое, что нужно сделать, - объяснить удобство умножения. Вы можете начать изучение таблицы умножения задолго до ее появления в школьной программе. Например, заранее расскажите, что существует такое волшебное математическое действие, которое позволяет не складывать поочередно одни и те же числа, а в одно действие получить результат.

Психологический бонус. Такое опережающее обучение не только поможет ребенку лучше понять математику, но и немного повысит самооценку, ведь он будет знать чуточку больше, чем его одноклассники.

Наглядное чудо

Предположим, в семье есть традиция подсчитывать расходы за месяц. Попросите ребенка принять участие в домашней бухгалтерии. Он ведь у вас уже такой взрослый и даже сам ходит за хлебом!

Пускай юный математик посчитает нарастающим итогом каждый день или сразу весь месяц. А потом просто покажите ему как волшебство единственное действие:

А я знаю один удивительный математический секрет: 20 рублей х 30 дней = 600 рублей за месяц

Этот прием - своеобразная презентация важного навыка. В результате родители получают неплохой мотивационный инструмент для ребенка: «Давай учить таблицу умножения, чтобы можно было легко и быстро считать».

Школа математических фокусов

Фокусы с числами не должны заканчиваться на подсчете семейного бюджета. Теперь предложите своему второкласснику самостоятельно найти взаимосвязь между сложением и умножением. Разберите с учеником задание-продолжение.

- Два дня подряд мы с тобой покупали чупа-чупсы по 9 рублей. Сколько денег мы на них потратили?

- 9+9 = 18 рублей, - ответит школьник.

- А если я буду покупать тебе такие конфеты всю неделю, сколько денег я потрачу?

- ?.. В неделе 7 дней, значит: 9+9+9+9+9+9+9=…, - задумается и станет долго считать. Позвольте ему дописать пример и получить 63.

- 7! - выберите столбец на 7.

- А сколько стоит каждая конфета?

- 9 рублей! - найдите строку на 9.

- Смотри, сколько получается?

- Тоже 63! Ого!

- Калькулятор тоже знает таблицу умножения. Смотри: 7 умножаем на 9, равно 63. Видишь, как быстро! Здорово?

Ведите диалог занимательно, старайтесь увлекать ребенка, создавать интригу, указывать на «чудесные» свойства чисел.

Важно! Не запрещайте игры с калькулятором. Сами задавайте вопросы. Разброс тем любой. Пусть малыш посчитает, например, сколько граммов муки в двух стаканах, если известно, сколько вмещает один. Такие задания учат ориентироваться в понятиях множителей, слагаемых, сумм и произведений.

Другие удивительные и простые закономерности

Мальчики и девочки быстро понимают, что умножение - это облегченное сложение. Сразу же можно поведать и о других интересных закономерностях произведений:

«Я каждый день даю тебе в школу по 1 яблоку. Сколько яблок за неделю? А за 30 дней? А за 365?»

«Ты каждый день уходишь и не берешь с собой яблоки. Сколько моих яблок ты не съешь в школе за неделю? А за 30 дней? А за 365?»

«Первый множитель «такой-то», второй - 10. Чтобы получить значение произведения, нужно дописать нолик к первому множителю справа».

  • Умножение на 100, 1000 и более лучше пока отложить, если только ребенок сам не задаст вопрос.

От практики к теории: закономерности таблицы

Когда чадо окончательно увлечется всевозможными подсчетами, можно переходить к освоению теории. Обычно в классе над доской висит таблица Пифагора, которую дети и изучают в течение года по столбцам и строкам. Здесь есть несколько моментов, укажите на них ребенку:


Таблицу желательно повесить в нескольких местах в доме, где на нее можно почаще смотреть. Зрительная память будет работать сама, а в случае необходимости малыш сможет обратиться к шпаргалке при подсчете бытовых предметов и игрушек.

Полезный совет! Купите набор солдатиков или достаньте свои старые коллекции игрушек из «киндеров». Выстраивайте их в ряды и колонны, прямо на распечатанную таблицу - один солдатик на клетку. Так абстрактное и наглядное мышления соединятся.

Пары и тройки

Счет парами, как и счет тройками, тоже легко освоить по принципу армии солдатиков. Для объяснения подойдут бусины или пуговицы, которые нужно выкладывать на таблицу в разных конфигурациях.


Четверки, восьмерки и пятерки

Четверки примечательны тем, что это пара пар. Выходит, чтобы умножить число на 4, достаточно 2 раза умножить на 2: 2х2=4, 4х2=8.


А в случае восьмерок число трижды увеличивается вдвое: 2х2=4, 4х2=8, 8х2=16.


Счет пятерками - это не только соединение двоек и троек, но еще и особый результат. Помогите малышу заметить, что все произведения оканчиваются на 0 для четных чисел или 5 для нечетных. А еще при умножении числа на 5 результат вдвое меньше, чем при умножении этого же числа на 10.


«Побочный» эффект. При работе с пуговицами и бусинами к изучению таблицы добавится еще и мелкая моторика, которая сама по себе является движущей силой интеллектуального развития ребенка.

Шестерки и девятки

С помощью таблицы легко разобраться и со счетом шестерками (пара троек).


Счет девятками легко объяснить по принципу от обратного: если из произведения на 10 вычесть умножаемое число, то получится результат умножения на 9:

2х10=20, => 20-2=18.

Другой способ манипулирования девятками - через уже известные тройки: три тройки - это девятка.

Отмечайте прогресс

Самооценка ребенка в восемь лет очень хрупка. Обязательно не забывайте хвалить юного математика за отличную память и умение ориентироваться по таблице умножения. Когда ему удастся освоить произведение единицы или десятка, устройте небольшой праздник. А потом переходите к следующим столбцам.

Нет необходимости запоминать таблицу в строгом порядке от 1 до 9. Ребенку гораздо проще осваивать разнобой:

  1. единица и десяток;
  2. ноль;
  3. пять;
  4. пары и четверки;
  5. тройки и шестерки;
  6. семь.

Перед каждой новой ступенью закрепляйте предыдущий материал вразброс. Хорошо, если ребенок самостоятельно придет к выводу о том, что семерка - это сумма произведений одного числа на 3 и 4. Упражняйтесь с наглядной таблицей до тех пор, пока память школьника не начнет выдавать ответы автоматически.

Закрашивайте или штрихуйте те ячейки в таблице, которые хорошо освоены, чтобы ученик видел свой прогресс. Лучше всего делать это после каждого занятия. Но возвращаться к упражнениям на уже изученные примеры - обязательно.

Играй и запоминай

Даже самая идеальная армия солдатиков может наскучить ученику второго-третьего класса. Поэтому запаситесь другими играми и упражнениями. В арсенале родителей всегда должны быть запасные варианты дидактики по математике.

Математика - действительно очень увлекательная наука. Ребенку будет в разы интереснее, если вы вместе с ним заново погрузитесь в волшебство чисел и поиграете всей семьей.

Математическое лото

Можно купить готовое или распечатать и нарисовать совместно с мамой, папой, и старшим ребенком. У участников - карточки с заданиями, у ведущего - ответы-произведения. Учитывая, что одно и то же произведение можно получить с помощью разных множителей, кто-то закроет поле быстрее, если быстрее сосчитает:

18= 1х18, 2х9, 3х6, 6х3, 9х2, 18х1.

Карточки и карты

Начать можно с простых карточек без ответов. Если ребенок отвечает верно, забирает себе очко. Если ответа нет или он неверен - задание возвращается в колоду. Можно добавить одно из условий:

  • назвать больше верных ответов в единицу времени;
  • дать верный ответ минимум на семь из десяти заданий и т.д.

Усложнить эту игру можно, превратив ее из дидактической в карточную. Участники берут из колоды по четыре карты. Право первого хода можно определить по жребию или считалочкой.

Задача игроков - вычислять значения произведений (или любых других математических действий). У кого произведение больше, тот и забирает кон.

Посмотрите, как здорово с помощью игры запоминают таблицу умножения в семье Бровченко.

Бытовые задачки

Позвольте своему юному гению участвовать в решении некоторых семейных вопросов. Пусть подсчитывает вместе с мамой продукты и столовые приборы для праздника, а с папой - расход бензина на поездку в магазин и обратно.

Рифмованные строки

Развитие памяти у детей проще всего стимулировать стишками и песенками. Тем более что в школе им редко разрешены веселые способы заучивания правил. То, что изучается в позитивном настроении, на эмоциональном подъеме, запоминается быстрее и прочнее. Поэтому малыш обязательно оценит стремление мамы и папы подурачиться всем вместе и почитать математические речевки перед ужином.

Обратите внимание на специальные пособия с готовыми стихами. Одно из них - стихи Марины Казариной «Про умножение» и Андрея Усачева «Умножение». Также можно попытаться самостоятельно вместе с детьми сочинить несколько стишков. Они точно запомнятся на всю жизнь! Готовые рифмы можно найти в Сети, а сюжеты подскажет детская фантазия.

Кстати. Песня про «дважды два - четыре» может стать лишь точкой отсчета в совместном творчестве. Сочинительство и упражнения по подбору рифм помогут освоить одновременно с математикой еще и русский язык и литературное чтение. Чем не межпредметные связи?

Цветные квадраты

Распечатайте таблицу Пифагора, заштрихуйте в ней квадраты по любой схеме для вышивки крестом. Чтобы рисунок был закончен, школьнику придется заполнить цветные квадраты произведениями чисел.

Обратный вариант упражнения: задайте шифр, в котором будут даны значения произведений и цвет, а ребенку нужно закрасить квадратики в соответствии с шифром.

Чудеса продолжаются

Изучать таблицу умножения дольше 5-10 минут в день - наказание для ученика второго класса, но делать это нужно обязательно. Поговорите с ним о том, что нет в мире человека, который бы не пользовался умножением в обычной жизни или работе. Знания о числах - это основа многих наук. Приведите примеры из биологии и генетики, из истории и искусства.

Половина Пифагора

Как только переместительный закон будет усвоен, можно уполовинить таблицу умножения ровно по диагонали. Разделительная черта пройдет через квадраты чисел. И тут ребенку открывается еще одно удивительное свойство произведений - квадраты чисел в таблице Пифагора не повторяются, как остальные. Число умножается само на себя только один раз.

Меньший множитель - вперед. Подскажите школьнику технику быстрого счета: пусть усвоит, что три раза по шесть считается быстрее, чем шесть раз по три.

Умножение на пальцах: волшебная девятка

Для родителей этот прием может стать открытием. На пальцах принято складывать и отнимать, но никак не умножать числа. Однако этот прием умножения на 9 куда занимательнее, чем зубрежка равенств.

Попросите ребенка обвести левую и правую руку. Пронумеруйте каждый пальчик от левого мизинца (1) к правому (10). Чтобы умножить на девятку какое-то число, обведите соответствующий палец на бумаге кругом. Теперь объясняйте ребенку принцип счета: слева от обведенного - число десятков, а справа - количество единиц. Проверьте сами.

Есть также гиф-анимации и видео «Почему нас не учили этому в школе». Покажите такие ролики ребенку. Он обязательно оценит.

Тренируйте навык

Лучший способ запомнить большой объем информации - позволить этой информации поступать по разным каналам: звук, изображение, действия с предметами. Распечатайте яркие плакаты. Развесьте их в значимых частях жилья: на холодильник, входную дверь, на экран телевизора или доску для заметок над рабочим столом.

Каждое новое упоминание вызывает в мозге ребенка электрический импульс. Чем чаще он пробегает по своему пути, тем прочнее становится связь между внешним стимулом (заданием, примером) и внутренним ответом на него (активацией ячейки памяти).

Периодически чередуйте набор актуальных карточек и плакатов. Взгляду легче зацепиться за что-то новое. Привычный пейзаж психологически не вызывает интереса, особенно в восемь лет.

Небольшая хитрость. Попробуйте нарочно допустить ошибку, а затем обязательно похвалите ребенка, когда он сообщит вам о ней: «Какой ты молодец! Видишь, я не заметила, а ты у меня такой внимательный!»

Книги и игрушки для запоминания таблицы умножения уже изобретены и поступили в продажу. Купить их можно в спецмагазинах или через интернет. Обращайте внимание на красочность, но выбирайте пособия с минимумом отвлекающих деталей. Чтобы сделать учебные картинки дома, понадобится лишь фантазия, принтер и картон.

Книги

Возьмите на вооружение небольшой список литературы, которую можно использовать дома:

Игрушки и пособия

Отдавайте предпочтение таким пособиям, которые сочетают подачу через разные каналы восприятия. Карточки должны быть приятны глазу, плакаты лучше интерактивные, а электронные игрушки - говорящие и показывающие.

Хорошо, если игра рассчитана на нескольких участников. Например, в начальной школе детям очень нравятся настольные игры-ходилки - с фишками и кубиком. Поищите такую для своего чада и его соседей по подъезду. Их совместные игры сразу же станут полезными, образовательными, а перемежать их с войной или прятками никто не запрещает!

Интернет-проекты

Один из самых известных и нравящихся детям - учи.ру . Здесь можно тренироваться бесплатно по 20 заданий в день (около 20 минут) либо оплатить неограниченный доступ. Как бонус ребенок получает возможность изучать другие предметы из числа обязательных: русский язык, английский, окружающий мир. Видеоуроки и олимпиады хорошо мотивируют к учению.

Учить таблицу умножения можно и на других школьных проектах.

Учи.ру отличается забавным приложением для мобильных устройств. Можно играть в учебные игры, осваивать одновременно умножение и деление. Продуманная методика позволяет за 5 минут в день надежно закрепить материал.

Малышу удастся выучивать по столбцу в день, если родители будут помогать ему на каждом этапе. На изучение этой сложной темы в школе отводится как минимум целое полугодие. Математические диктанты, письменные задачки, игры - учительница в классе, как может, занимает детскую память. Старайтесь, чтобы домашние занятия не были утомительными. Цель родителей - учение с увлечением.

Предупреждения родителям:

. 3 минуты в начале изучения таблицы достаточно.
  • Не спешите заставлять ребенка учиться - принуждение никогда не было хорошим способом.
  • Нельзя смешивать организационные моменты и выполнение заданий . Перед занятием будет правильно дать ребенку время на подготовку рабочего места и приготовление ручки, тетради и счетного материала.
  • Начинать и заканчивать занятие нужно только на позитивной ноте .
  • Любой тренажер эффективен, если используется дозированно . Не стремитесь выучить все и сразу, разделяйте информацию на мелкие блоки.
  • Информация должна повторяться многократно, но не монотонно , иначе вы переутомите ребенка и получите обратный результат - плохой аппетит и сон, снижение памяти.
  • Игровой метод запоминания - лучший выбор для домашних упражнений. Играючи, дети не замечают, что их учат. Именно такое восприятие уроков позволяет информации надежно укорениться в памяти ребенка.
  • Ребенку нужно помогать учить наизусть . Вряд ли второклассник сумеет сам себя заставить сидеть и зубрить. Старайтесь хотя бы часть занятия проговаривать равенства вслух вместе. Сначала подряд, затем вразнобой.
  • Память лучше работает на сон грядущий , на ночь. Перед тем как отправить малыша спать, задайте несколько примеров вразброс.
  • Старайтесь, чтобы усложнение заданий происходило не часто и не слишком рано . Иначе ребенок перестанет понимать материал.
  • Меняйте порядок заданий от занятия к занятию . Чередуйте подвижность и сосредоточенность в играх.
  • Предложите ребенку записать на диктофон таблицу . Собственный голос лучше любого тренажера укладывает информацию в память.
  • В России прошлых веков таблицу умножения изучали через муштру, зубрежку и розги. Сегодня эффективно осваивать сложный материал помогают уникальные авторские учебные пособия, табличный и рисуночный стимулирующий материал, электронные устройства и приложения.

    Заинтересовывать детей учебой стало легче, но им по-прежнему требуется присутствие и участие родителей, ведь в общении и совместной деятельности любые уроки даются легче.

    ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

    На первый взгляд таблица умножения кажется громоздкой. 100 элементов! Ребенок, наверное, даже не ожидает, что такое придется учить. Но есть несколько способов, как можно выучить данную таблицу быстрее, чем зубрежка. Некоторые из них сложные и мало результативные, другие же наоборот очень эффективные.

    И одним из таких эффективных методов я поделюсь. Он основан на последовательности изучения отдельных таблиц для отдельных чисел и знания их некоторых закономерностей.

    Как быстро запомнить таблицу умножения

    Половину таблицы умножения даже нет смысла учить.

    Умножение на 1, 2, 10. Это очевидно, как умножать цифры на 1 и на 10. А умножение на 2 это очень простое сложение числа с самим собой.

    2 x 2 = 2 + 2 = 4
    6 x 2 = 6 + 6 = 12
    9 x 2 = 9 + 9 = 18

    Соответственно к тому времени, как учить таблицу умножения ребенок должен знать, что такое сложение чисел. Теперь когда мы разобрались с умножением на 1, 2, 10 остается таблица всего лишь из 49 элементов.

    Оставшаяся таблица

    Умножение на 3, 4. Основные сложности, замеченные мной, при запоминании таблицы умножения — это умножения на 3 и на 4. Когда вы изучите это, останется совсем немного.

    Я предлагаю выучить последовательность (результаты произведения чисел при умножении на 3) : 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 так, чтобы научиться достаточно быстро называть данную последовательность.

    Таким образом, мы сопоставляем ту последовательность (результаты умножения на 3), которую выучили ранее с множителями цифры 3. Далее предлагаю делать это в произвольном порядке:

    «3 умножить на 3» — 9!
    «3 умножить на 1» — 3!
    «3 умножить на 7» — 21!

    До тех пор, пока не усвоится умножение на 3.

    То же самое мы делаем и с умножением на 4. Учим последовательность 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

    Последовательно проходим
    «4 умножить на 1» — 4!
    «4 умножить на 2» — 8!
    «4 умножить на 3» — 12!
    «4 умножить на 4» — 16!
    …..
    «4 умножить на 10» — 40!

    Умножение на 5. Умножение на 5 учится легко, т.к. произведении любого числа на 5 заканчивается либо на 0, либо на 5.

    Умножение на 9. Для умножения на 9 есть интересный прием

    9 x 1 = 09
    9 x 2 = 18
    9 x 3 = 27
    9 x 4 = 36
    9 x 5 = 45
    9 x 6 = 54
    9 x 7 = 63
    9 x 8 = 72
    9 x 9 = 81
    9 x 10 = 90

    Во-первых, сумма цифр произведения дает нам 9.

    9 x 2 = 18 (1 + 8 = 9)
    9 x 3 = 27 (2 + 7 = 9)
    9 x 4 = 36 (3 + 6 = 9)
    9 x 5 = 45 (4 + 5 = 9)

    Во-вторых, число множителя 9 на 1 больше, чем первая цифра в результате произведения

    9 x 2 = 18 (9 умножить на 2 результат начинается с единицы)
    9 x 3 = 27 (9 умножить на 3 результат начинается с двойки)
    9 x 4 = 36 (9 умножить на 4 результат начинается с тройки)
    9 x 5 = 45 (9 умножить на 5 результат начинается с четверки)

    Используя 2 этих факта, можно значительно упростить задачу запоминания умножения на 9.

    Теперь, когда мы знаем таблицу умножения на 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10. Остается небольшой кусочек:

    Легко запомнить

    Многие находят достаточно легким выучить умножение числа на само себя (квадрат числа)

    6 x 6 = 36
    7 x 7 = 49
    8 x 8 = 64

    И тогда остается 3 «сложных» факта:

    7 x 6 = 6 x 7 = 42
    8 x 6 = 6 x 8 = 48
    8 x 7 = 7 x 8 = 56

    Их нужно просто выучить.

    В итоге разложив всё на поэтапные шаги, понимаем, что запомнить таблицу умножения не так уж и сложно.

    Для повторения таблицы умножения советую использовать карточки, но именно для повторения!

    Просто пройдите последовательно по всем шагам и повторяйте запомненную таблицу по карточкам и быстрые результаты не заставят себя ждать!

    Как помочь ребёнку выучить таблицу умножения

    легко, быстро и интересно

    Как выучить таблицу умножения быстро, качественно и легко? Этот вопрос из года в год волнует тысячи школьников, родителей и даже бабушек и дедушек. К сожалению, отличным знанием таблицы умножения может похвастаться далеко не каждый.

    Таблица умножения (таблица Пифагора ) – это самый популярный и наиболее востребованный математический инструмент для вычислений. Он используется практически всеми и на каждом шагу. Невозможно предположить успешное обучение в школе без крепких знаний таблицы умножения.

    Как же помочь выучить таблицу умножения легко и быстро своему ребёнку?

    Предлагаю Вашему вниманию несколько проверенных способов, как выучить таблицу умножения быстро, легко и даже интересно.

    1)Используйте игры.

    Чтобы ребёнок смог выучить таблицу умножения, его необходимо стимулировать. Можно, найти настольные математические игры, купить арифметическое лото и играть с ребёнком в семье. Есть игры на запоминание таблицы умножения в интернете, которые можно предложить ребенку. Запоминание во время игрового процесса проходит лучше.

    2)Тренируйтесь ежедневно.

    Таблица умножения – это прекрасная тренировка памяти. Но, как и любая тренировка, она должна быть регулярной, для достижения хорошего результата. Учите таблицу умножения постепенно и не пытайтесь охватить сразу все числа. Если хотите выучить таблицу умножения быстро и легко, занимайтесь с ребёнком каждый день понемногу. Тренировки лучше начать ещё до изучения таблицы, причём они не должны заключаться в простом зазубривании. Просто невзначай спрашивайте у ребёнка о том, например, сколько нужно дать конфет ему и его другу, чтобы у них получилось по 3. Задавайте любые вопросы, которые могли бы развить его знания или могли бы помочь в их приобретении. Творческий подход – путь к успеху, ребёнок должен пройти таблицу умножения на практике.

    3)Используете разные виды деятельности ребёнка.

    Чем разнообразнее будут способы воспроизведения таблицы умножения вашим ребенком, тем прочнее и легче он её выучит. Предлагайте своему ученику написать примеры из таблицы умножения, рассказать таблицу вслух, прошептать ответы таблицы на 3, пропеть таблицу на 6.

    4) Будьте активны и заинтересованы в изучении таблицы

    Привлекайте игровые приемы. Предложите проверить таблицу умножения у Вас. Расскажите её ребенку с ошибками. Пусть, он поправит Вас. Можно по очереди с ребенком написать какой-либо столбик таблицы и проверить друг у друга работу. Дайте своему малышу возможность исправить у Вас ошибки, убедите, что он уже хорошо запомнил многие случаи табличного умножения. Можно написать несколько двузначных чисел и попросить ребенка обвести в круг красным карандашом ответы таблицы умножения, например на 8.

    5) Используйте подсказки при изучении таблицы.

    ВОТ НЕСКОЛЬКО ИЗ НИХ:

    1) Умножение на 1 и 10

    С этого стоит начать, чтобы успокоить ребенка: умножение на единицу - это само число, а умножение на 10, число и ноль после него. Вот он уже и знает ответы на первый и последний примеры во всех столбиках.

    2) Умножение на 2

    Умножить число на два - это значит сложить два одинаковых числа.

    3×2 = 3+3

    6×2 = 6+6

    3) Умножение на 3

    Для запоминания этого столбика подойдут мнемотехнические приемы, например, короткие стишки. Вы можете придумывать их вместе с ребенком или искать «готовые» в сети:

    Ну-ка, друг мой, посмотри,

    Сколько будет трижды три?

    Нечего и делать!

    Ну, конечно, девять!

    Или

    Всем ребятам нужно знать,

    Сколько будет трижды пять,

    И не ошибаться!

    Трижды пять - пятнадцать!

    Или стихи А. Усачёва «Таблица умножения в стихах»

    Что такое Умножение?
    Это умное сложение.
    Ведь умней - умножить раз,
    Чем слагать всё целый час.
    1х1
    Один пингвин гулял средь льдин.
    Одиножды один - один.
    1х2
    Один в поле не воин.
    Одиножды два двое.
    2х2
    Два атлета взяли гири.
    Это: дважды два - четыре.
    2х3
    Сел петух до зари
    На высокий шест:
    - Кукареку!..Дважды три,
    Дважды три - шесть!

    В пирог вонзилась пара вилок:
    Два на четыре - восемь дырок.
    2х5
    Двух слонов решили взвесить:
    Дважды пять - получим десять.
    То есть весит каждый слон
    Приблизительно пять тонн.
    2х6
    Повстречался с раком краб:
    Дважды шесть - двенадцать лап.
    2х7
    Дважды семь мышей -
    Четырнадцать ушей!
    2х8
    Осьминоги шли купаться:
    Дважды восемь ног - шестнадцать.
    2х9
    Вы видали подобное чудо?
    Два горба на спине у верблюда.
    Стали девять верблюдов считаться:
    Дважды девять горбов - восемнадцать.
    2х10
    Дважды десять - два десятка!
    Двадцать, если скажем кратко.
    3х3
    Кофе пили две букашки
    И разбили по три чашки.
    Что разбито, то не склеить…
    трижды три - выходит девять.
    3х4
    Целый день твердит в квартире
    Говорящий какаду:
    - Трри умножить на четырре,
    Трри умножить на четырре…
    Двенадцать месяцев в году.
    3х5
    Школьник стал писать в тетрадь:
    Сколько будет «трижды пять»?..
    Был он страшно аккуратен:
    Трижды пять - пятнадцать пятен!
    3х6
    Стал Фома оладьи есть:
    Восемнадцать - трижды шесть.
    3х7
    Трижды семь - двадцать один:
    На носу горячий блин.
    3х8
    Прогрызли мыши дыры в сыре:
    Трижды восемь - двадцать четыре.
    3х9
    Трижды девять - двадцать семь.
    Это нужно помнить всем.
    3х10
    Три девицы под окном
    Наряжались вечерком.
    Перстни меряли девицы:
    Трижды десять - будет тридцать.
    4х4
    Четыре милых свинки
    плясали без сапог:
    Четырежды четыре - шестнадцать голых ног.
    4х5
    Четыре учёных мартышки
    Ногами листали книжки…
    На каждой ноге - пять пальцев:
    Четырежды пять - двадцать.
    4х6
    Шла на парад
    Картошка-в-мундире:
    Четырежды шесть - двадцать четыре!
    4х7
    Цыплят считают под осень:
    Четырежды семь - двадцать восемь!

    4x8
    4х9
    У Бабы Яги сломалась ступа:
    «Четырежды восемь» - тридцать два зуба! -
    Беж жубов ей нечем есть:
    - Четырежды девять - «тридцать шешть»!
    4х10
    Гуляли сорок сорок,
    Нашли творожный сырок.
    И делят на части творог:
    Четырежды десять - сорок.
    5х5
    Вышли зайцы погулять:
    Пятью пять - двадцать пять.
    5х6
    Забежала в лес лисица:
    Пятью шесть - выходит тридцать.
    5х7
    Пять медведей из берлоги
    Шли по лесу без дороги -
    За семь верст кисель хлебать:
    Пятью семь - тридцать пять!
    5х8
    Влезть сороконожке
    Трудно на пригорок:
    Утомились ножки -
    Пятью восемь - сорок.
    5х9
    Встали пушки на пригорок:
    Пятью восемь - вышло сорок.
    Пушки начали стрелять:
    Пятью девять - сорок пять.
    5х9
    Если лаптем щи хлебать:
    Пятью девять - сорок пять…
    Будет этот лапоть
    Всем на брюки капать!
    5х10
    Рыли грядку кабачков
    Пять десятков пятачков.
    И хвостов у поросят:
    Пятью десять - пятьдесят!
    6х6
    Шесть старушек пряли шерсть:
    Шестью шесть - тридцать шесть.
    6х7
    Шесть сетей по шесть ершей -
    Это тоже тридцать шесть.
    А попалась в сеть плотва:
    Шестью семь - сорок два.
    6х8
    Бегемоты булок просят:
    Шестью восемь - сорок восемь…
    6х9
    Нам не жалко булок.
    Рот откройте шире:
    Шестью девять будет -
    Пятьдесят четыре.
    6х10
    Шесть гусей ведут гусят:
    Шестью десять - шестьдесят.
    7х7
    Дураков не жнут, не сеют,
    Сами нарождаются:
    Семью семь - сорок девять…
    Пусть не обижаются!
    7х8
    Раз олень спросил у лося:
    - Сколько будет семью восемь? -
    Лось не стал в учебник лезть:
    - Пятьдесят, конечно, шесть!
    7х9
    У семи матрёшек
    Вся семья внутри:
    Семью девять крошек -
    Шестьдесят три.
    7х10
    Учат в школе семь лисят:
    Семью десять - семьдесят!
    8х8
    Пылесосит носом
    Слон ковры в квартире:
    Восемь на восемь -
    Шестьдесят четыре.
    8х9
    Восемь медведей рубили дрова.
    Восемью девять - семьдесят два.
    8х10
    Самый лучший в мире счёт
    Наступает Новый год…
    В восемь рядов игрушки висят:
    Восемью десять - восемьдесят!
    9х9
    Свинка свинёнка решила проверить:
    - Сколько получится «девять на девять»?
    - Восемьдесят - хрю - один! -
    Так ответил юный свин.
    9х10
    Невелик кулик, а нос-то:
    Девятью десять - девяносто.
    10х10
    На лугу кротов десяток,
    Каждый роет десять грядок.
    А на десять десять - сто:
    Вся земля как решето!

    4) Умножение на 4

    Умножение на 4 можно представить как умножение на 2 и еще раз на 2. Этот столбик для учеников, освоивших умножение на двойку, трудности не вызовет.

    5) Умножение на 5

    Это самый простой для запоминания столбик. Все значения этого столбика расположены через 5 единиц друг от друга. Причем, если на 5 умножается четное число, произведение будет заканчиваться на 0, а если нечетное - на 5.

    6) Умножение на 6, 7, 8

    Эти столбики, а также столбик умножения на 9, традиционно вызывают у школьников трудности. Успокоить учеников можно, объяснив, что большую часть примеров из этих столбиков они уже выучили и устрашающее 8×3 - это то же самое, что и уже изученное 3×8. Поменяв местами множители, можно вспомнить, чему равно произведение.

    А значит, детям останется запомнить всего лишь 6 «незнакомых» примеров:

    6×7=42

    6×8=48

    6×9=54

    7×8=56

    7×9=63

    8×9=72

    Эти примеры можно написать на карточках, развесить на стене и заучить механически.

    7)Умножение на 9 на пальцах.

    На пальцах:
    Положите обе руки на стол ладонями вниз. Тогда мизинец левой руки пусть будет первым пальцем, безымянный - вторым, средний - третьим и т.д., большой палец правой руки – шестым и т.д., мизинец правой руки - десятым пальцем обеих рук.
    Эти пальцы являются безошибочным счетчиком
    9
    × 5 = 45
    Чтобы решить это на пальцах, вы только должны посмотреть, сколько пальцев от 5-го пальца налево и сколько направо: налево 4 пальца - это 4 десятка, направо 5 – это 5 единиц, значит, ответ будет 45.
    9
    × 7 = 63
    От 7-го пальца налево 6, направо 3 пальца, значит 63.

    Без знания таблицы умножения не обойтись, поэтому ее включают в школьную программу уже в начальных классах. Для ученика запоминание дается весьма затруднительно. Дети пугаются, когда учитель показывает на разворот тетради, где столбиками возвышаются примеры, которые нужно выучить.

    Поэтому стоит показать, как сделать заучивание быстрым с помощью игр, секретов умножения и полезных алгоритмов.

    Таблица умножения (игра, чтобы быстрее выучить алгоритм запоминания, описана далее) придумана очень давно. Существует мнение, что Пифагорову таблицу разработал древний философ и математик. Но подтверждения этому не найдено. Зато известно, что считали с помощью нее уже в древней Японии, где во время раскопок обнаружили деревянные дощечки с частями таблицы (8 век).

    Ученые предполагают, что в Японию таблица попала через Китай. В те времена страны тесно взаимодействовали. Японские жители приезжали в Поднебесную для изучения наук. Подтверждает предположение о создании таблицы в Китае находка возрастом не менее 3-х тысяч лет в виде отдельного фрагмента таблицы.

    Некоторые специалисты высказывают мысль о том, что таблица торговыми караванами проникла из Китая в Индию, а оттуда уже распространилась во все остальные страны.

    Еще одна версия гласит: таблички с числами были найдены еще 5 тысяч лет назад в Месопотамии. Возможно, именно там ее и придумали. К тому же, ее могли придумать в нескольких странах одновременно, ведь уже в то время была понятна необходимость в подсчетах больших чисел.

    В каком классе учат таблицу умножения

    В российских школах начинают изучать таблицу во 2 классе. А к началу 4 класса преподаватели стараются закончить запоминание. Однако чаще всего применяется стандартный метод – заучивание. Он малоэффективен, поэтому некоторые ученики вплоть до окончания школы подглядывают в ответы на оборотной стороне тетради.

    Как научить ребенка умножению

    Прежде всего ребенка нужно заинтересовать. Причем стоит начать изучение вместе, а не выполнять лишь роль проверяющего.

    Несколько советов, которые помогут быстрее и качественней запоминать Пифагорову таблицу:

    • Стоит заранее подготовить распечатанную таблицу умножения и объяснить, как происходит действие (ответ на умножение находится на пересечении), рассказать основные термины: множители, произведение.
    • Разъяснить ребенку принцип работы таблицы (например, пояснить, что 3 х 2 – это тоже самое, что 3 + 3).
    • Учить материал следует постепенно, небольшими частями. Начинать нужно с самых простых примеров.
    • Следует объяснить ребенку, что от перемены мест чисел в умножении результат не меняется (2 х 4 – это то же самое, что 4 х 2);
    • Искать в таблице закономерности (например, если любое число умножить на 1, то получится это же число).
    • Делать больше повторений. Постепенно пройденный материал может забываться, поэтому его систематически стоит освежать в памяти.
    • Использовать методики запоминания.
    • Не каждому ребенку удается быстро запоминать материал, поэтому родители должны быть спокойны и внимательны. Даже если у ученика не получается что-то усвоить, не следует его заставлять сидеть над уроками дольше.

    С чего начать

    Сначала нужно дать понять ребенку смысл умножения. Делается это на простейших примерах: 3 х 4 – означает, что цифру 3 нужно взять 4 раза. Когда смысл будет ясен, станет намного проще. На тетрадках сзади обычно пишется таблица столбиками. Лучше отказаться от нее в пользу пифагоровой, где результат находится на пересечении умножающихся цифр. Наглядный метод действует лучше.

    Поэтому стоит распечатать таблицу и повесить над столом или в любом месте, где ребенок будет на нее смотреть. Пусть она будет яркой и достаточно большой. Учить начинают с самых маленьких цифр: на 2, потом на 3.

    Следует предварительно продумать все способы заучивания. Быстрее запомнить поможет сочетание методов: с помощью карточек, игр, стихов, знания закономерностей.

    Полезные материалы для изучения

    При запоминании таблицы умножения не лишним будет использование учебных материалов.

    • Шклярова Т. «Как я учила мою девочку таблице умножения». Эта книжка небольшая, по объему меньше тетради. Автор начинает ее тем, что вычеркивает половину таблицы умножения – действует закон перемещения. В первой части книги говорится о том, что такое умножение и деление, четные и нечетные числа, особенности нахождения произведения и частного на 1, 10 и 0, как найти неизвестный множитель и другое. Во второй части рассказывается, как умножать и делить на все числа, объясняются разные нюансы и способы простого запоминания.
    • Самсонова Л. «Табличное умножение ко всем действующим учебникам» . Это пособие строится в строгом порядке изучения: сначала умножение на 2, далее на 3, на 4 и так до 9. Книга содержит много тестов, задач, интересных примеров, раскрасок. После изучения умножения на определенные числа, идет самостоятельная работа для проверки.

    • Лонг Линнет «Великолепное умножение».

    Последнее учебное пособие построено на играх, которых насчитывается 28 штук:

    • умножение на пальцах;
    • запоминание с помощью носков;
    • карандашей;
    • углов комнаты;
    • игральных карт;
    • считалок;
    • придумывание сказок;
    • крестики-нолики;
    • цифровое лото и многое другое.

    Книга разбита на 3 части – по уровню сложности. Мальчики и девочки удивятся, что для запоминания сложных примеров нужно всего лишь разукрасить медвежонка или выучить считалку.

    Карточки

    Это простой, но эффективный метод. Следует подготовить карточки с примерами умножения, не вписывая ответы. Они перемешиваются (можно воспользоваться мешочком для лото). Ребенок вытягивает по одной карточке и пытается дать ответ. Если он верный, то карточка убирается в сторону, неправильный – возвращается в мешок.


    Карточки помогут быстро выучить таблицу умножения

    Разнообразить игру можно так: давать ответы за определенный промежуток времени. Следует выделить 1 мин. (или больше), потом считать, сколько карточек было отгадано. Ребенок захочет улучшить свой результат, что станет стимулом к заучиванию.

    Еще один вариант – играть, пока не кончатся все примеры. За каждый неправильный ответ поручать ребенку задание: собрать игрушки, станцевать, поприседать, рассказать стих. Если все карточки будут верно разгаданы, то можно вручить приз в виде сладости.

    Играть любят все дети, поэтому, как только они узнают, что можно получить баллы, выиграть шоколадку или победить кого-то (пусть даже самого себя), им становится намного интереснее.

    Поэтому, предлагать ребенку учить материал можно такой фразой: «Таблица умножения – игра. Чтобы быстрее выучить, мы будем играть в «карточки, морской бой, в магазин» (смотря что будет взято). Цель – набрать столько-то очков, справиться за такое время, достичь уровня 3 и многое другое».

    Стихотворные примеры

    С помощью коротких рифмованных строчек можно хорошо запомнить самые сложные моменты.

    Можно сочинить простые стишки, которые ускорят ребенку процесс заучивания. Они не обязательно должны быть логичными:


    Стоит отметить, что некоторые примеры из пифагоровой таблицы сами собой представляют рифмованные фразы. К ним относятся:

    • Шестью шесть – тридцать шесть;
    • Семью пять – тридцать пять и другие.

    Такие вариации не вызывают особого труда в запоминании.

    Счет на пальцах

    Часто дети прибегают к обороту тетради с таблицей умножения или вовсе пользуются калькулятором, когда забывают сложные примеры. Существует легкий способ счета при помощи пальцев рук.

    Таким методом легко перемножать числа на 9. Алгоритм счета:


    Пример: нужно умножить 3 на 9. Выставляется рука вперед, подгибается третий палец. Слева от него оказываются 2 пальца – обозначают число 20. Справа получилось 7 пальцев, значит 7 единиц. В итоге вышло 27.

    Умножение 9 на 9. Загибается девятый палец. Слева остаются 8 (значит, 80), справа – 1. Получится 81.

    Следующий метод поможет умножать числа больше 5. Он сложнее. Допустим, необходимо посчитать, сколько будет 6 на 7. Для этого на левой руке вытягивается один палец (6 больше 5 на 1), другие загибаются. На правой 2 пальца остается (7 больше 5 на 2), остальные прячутся.

    Видимые пальцы складываются: 1 + 2 = 3 десятка (то есть 30). Согнутые перемножаются: 4 х 3 = 12. Остается сложить получившиеся числа: 30 + 12 = 42. Ответ найден.

    Таблицу умножения ребенок должен учить с удовольствием, поэтому следует заинтересовать его.

    Можно сделать это в виде игры-фокуса: дать малышу таблицу и попросить назвать любой пример из нужного столбика. Он задаст, после этого родитель скажет, что умеет считать при помощи собственной руки, быстро покажет всю последовательность. Важно, чтобы учащийся сам захотел научиться умножению. Так процесс будет продвигаться куда быстрее.

    Использование игрушек

    Таблица умножения (игра, чтобы быстрее выучить алгоритм, может быть предложить ребенку вместо скучного заучивания) лучше усваивается при помощи дополнительных «инструментов». Для этого понадобятся любимые игрушки ребенка.

    Суть метода проста: берутся машинки, детали конструктора, мебель из кукольного домика. На основе этого строятся примеры. Допустим, нужно 5 умножить на 3. Тогда перед малышом раскладываются 5 деталей конструктора.

    Сообщается, что нужно взять 5 кирпичиков 3 раза, чтобы построить дом. Он берет эти 5 деталей, к ним еще 5, и снова столько же. Потом подсчитывает, что на стройку привезено 15 кирпичей. При помощи такой наглядной практики материал запоминается быстрее.

    Если используется метод с игрушками, то не стоит дополнительно нагружать учащегося способом счета на пальцах. Лучше выбрать один вариант, чтобы не запутать ребенка.

    Мобильные или онлайн-игры

    Современными помощниками являются компьютерные игры. Процесс запоминания проходит весело и незаметно.

    Примеры онлайн-игр:

    • «Таблица умножения: пазлы с животными» . Ребенку необходимо собрать картинку. Сделать это можно, лишь решив примеры – они находятся внизу. Вверху экрана располагается рисунок в виде таблицы с цифрами. После решения примера, кусочек пазла перетаскивается на квадрат с полученным числом. В итоге должно открыться изображение животного. В игре можно выбрать режим с умножением на любую цифру.
    • «Таблица умножения: приключения в джунглях». Игрок переносится в мир опасных лесов, в которых живет древнее племя. Один из его представителей – парень Джим, должен получить маску. Но перед этим необходимо справиться с различными испытаниями – рыбалкой, игре на барабанах и стрельбе по мишеням. Ребенок должен помочь маленькому дикарю справиться с препятствиями. Сделать это можно, лишь решая примеры.
    • «Таблица умножения: гонки на скейтборде». Веселая поездка и запоминание примеров сделают обучение незаметным. По дороге мчит скейтбордист, которому постоянно приходится преодолевать преграды. Чтобы помочь ему, следует быстро решать примеры. В игре можно выбрать режим не только на умножение, но и на другие арифметические действия.
    • «Змейка». На зеленом лугу ползает маленький червяк. Повсюду разбросаны цифры – ответы на примеры, которые следует отгадывать. Змейке разрешается съедать только шарики с правильным ответом. Чем больше съедено, тем она длиннее. В игре есть возможность выбора режима – цифры, на которые будет производиться умножение.

    Многие игры направлены не на обучение, а на припоминание, то есть предполагается, что ребенок уже запоминал материал, а в ходе игры он просто проверяет себя. Поэтому можно разрешать использовать такой способ после учебы – в качестве заминки.

    Морской бой

    Таблица умножения (игра, чтобы быстрее выучить, ее может использоваться в виде морского боя) легче запоминается в игровой форме. Согласно правилам, участвует пара игроков. Каждый на листе в клетку чертит два поля: одно для собственных кораблей, а второе – для флота соперника. Для заучивания таблицы вместо букв на одной из сторон пишутся цифры – поле напоминает подобие пифагоровой таблицы.

    Начертив корабли, начинается бой. Играть стоит так: называется действие на умножение, например, 2 х 7. Ребенок видит, что на пересечении находится ответ 14, смотрит, есть ли там корабли. Таким образом делаются все ходы.

    Еще вариант – называется ответ, допустим, 32. А ребенок смотрит, что это число получается при умножении 4 на 8. Наглядность этого способа упростит запоминание.

    Как выучить таблицу умножения, играя в морской бой:

    Примеры из жизни

    Обучаться будет проще и приятнее, если строить процесс на вещах, которые близки ребенку. Приводить можно примеры из быта. Вместо стандартного вопроса: сколько будет 2 х 3, можно спросить «сколько машин в гараже, если 2 раза заехало по 3 автомобиля?». Для разъяснений используются любые предметы: спички, монетки, кубики и фломастеры.

    Можно играть в магазин. Предложить ребенку купить 4 конфеты по 3 руб. Пусть сосчитает, сколько денег понадобится.

    Умножение на 1 и 10

    Решать примеры с этими числами очень просто. При умножении любого числа на 1 остается это число: 1 х 4 = 4 (то есть единицу взяли 4 раза или четверку 1 раз). Так и со всеми другими случаями: 1 х 6 = 6; 1 х 8 = 8 и так далее. При увеличении числа в 10 раз просто в конце приписывается 0: 5 х 10 = 50; 10 х 28 = 280 и так с любой цифрой.

    Умножение на 2

    Произведение чисел на 2 показывает удвоение цифры, то есть она берется 2 раза: 2 х 12 = 12 + 12; 5 х 2 = 5 + 5 и так каждое. Поэтому все примеры с удвоением можно считать легкими, ведь сложение дети уже знают.

    Умножение на 3

    Начать объяснение таблицы на число 3 стоит с простого: 1 х 2 – это значит, что цифру 1 берут 2 раза, то есть 1 + 1. Если взять еще одну единичку, выйдет 1 + 1 + 1. Данный пример заменяется умножением: 1 х 3 или 3 х 1 (от перемены мест множителей результат не изменится).

    Тогда выходит, что все остальные примеры умножения на 3 строятся по одному принципу: число удваивается и прибавляется. Например, 6 х 3 – это значит, что 6 умножили на 2 и добавили еще 6. Выглядит это так: 6 х 2 + 6 = 18, то есть 6 х 3 = 18.

    Таким образом стоит проделать умножение со всеми числами. Еще можно отметить, что четные результаты умножения на 3 в таблице чередуются с нечетными.

    Умножение на 4

    Предполагается, что какое-либо число берется 4 раза, например, 3 х 4 можно записать так: 3 + 3 + 3 + 3 = 12, то есть тройку взяли 4 раза. Если переставить местами, получится 4 х 3 = 4 + 4 + 4 – четверку взяли 3 раза. Для объяснения используют пример с ногами животного. Ребенку задается вопрос: сколько ног у кошки? Он отвечает, что 4 (лучше использовать картинку для наглядности с изображением животного).

    Если у одной кошки столько ног, значит, получится пример: 4 (ноги) х 1 (кошку) = 4. Далее спрашивается количество ног у двух кошек. Ребенок скажет, что 8. Составляется снова пример: 2 (кошки) х 4 (ноги) = 8. Таким способом можно записать все примеры умножения на 4.

    Умножение на 5

    Запоминать таблицу умножения на 5 достаточно просто, но если необходимо умножать большие числа, возникают трудности. Чтобы умножить число на 5, нужно разделить его пополам (на 2), потом к ответу просто приписывается 0. Если в результате деления на 2 получилось число не целое, то просто в конце ставится 5 (не обращая внимания на запятую).

    Пример: 3258 х 5 = (3258 / 2) и приписывается нолик = 16290.

    Умножение на 6,7,8

    Существует простой способ счета на пальцах. Пока ребенок не запомнил всю таблицу умножения на большие числа, ему будет полезно научиться такому простому варианту умножения. Итак, кисти поворачивают ладонями к себе. Каждому пальцу на руках присваиваются цифры от 6 до 10 (начинать нужно с мизинца).

    Для примера:

    • посчитать произведение 6 на 7. Следует соединить палец под шестым номером левой руки и седьмым – на правой.

    Теперь нужно подсчитать: количество пальцев под соединившимися и те, что сцепились. В данном случае один палец внизу и два соединены, вышло 3 пальца. Это будет 3 десятка. Оставшиеся сверху пальцы умножаются: на левой руке четыре и на правой три – 3 х 4 = 12. Так как число больше 9, то десятки и получившуюся цифру складывают: 30 + 12 = 42. Это и будет ответом.

    Еще один пример:

    • 8 х 7. Восьмой палец левой руки соединяется седьмым пальцем правой. Вместе с соединенными получится пять пальцев, то есть число 50. Если перемножить оставшиеся, выйдет 6 (единиц). В итоге выходит 56.

    Умножение на 9

    Умножение на девять с помощью пальцев было рассмотрено выше. На самом деле, здесь стоит запомнить лишь один пример: 9 х 9 = 81. Все остальные относятся к другим числам, ведь от смены мест произведение не меняется. Так, 9 х 8 = 8 х 9, а 9 х 5 = 5 х 9 и так далее.

    Чтобы ребенок не пугался огромного количества примеров на развороте тетради по математике, ему стоит сразу рассказать, что можно зачеркнуть табличку больше чем на половину, ведь учить все это не обязательно.

    При умножении на 1 и 10 запоминать ответы не нужно. Умножение на 2 – это простое удвоение числа, складывать детей учат раньше. От перемены множителей местами произведение не меняется, поэтому заучивать придется не все.

    Секрет Что означает Пример
    Произведение на 1 и 10 Умножение на 1 оставляет число в прежнем виде;
    на 10 – приписывается ноль
    1 х 5 = 5 (число не изменилось);
    2 х 10 = 20 (к двойке написали ноль)
    Умножение на 2 Число прибавляется к самому себе 30 х 2 = 60 (так как 30 + 30 = 60)
    Перемена множителей местами Если при умножении первое число поставить вместо второго, а второе на место первого, то ответ не изменится 6 х 3 = 3 х 6 = 18

    Так, из 80 примеров, расположенных на тетрадном обороте, нужно будет выучить всего лишь 36 (остальные вычеркиваются).

    Среди представленных методик по работе с таблицей Пифагора и хитростей запоминания можно выделить те, которые помогут быстро и эффективно учить материал, не превратят математику в скучный и неинтересный предмет, а сделают ее подобной игре.

    Стоит приложить немного усилий, и ребенку не придется нигде подглядывать даже самые сложные примеры.

    Оформление статьи: Светлана Овсяникова

    Видео на тему: занятия с ребенком: как быстро выучить таблицу умножения

    Как быстро выучить таблицу умножения: