Приморская что поблизости. Вокруг метро «Приморская

Здравствуйте, дорогие путешественники! Васильевский остров – это сердце Петербурга, самый большой из островов города. Его улицы пропитаны историей Российского государства. А Пётр I планировал превратить его в российскую Венецию, но эти планы так и не были реализованы. Что посмотреть на Васильевском острове, когда вы приедете в Петербург?

На улицах Васильевского острова, как нигде больше в Петербурге, чувствуется атмосфера XVIII-XIX веков. Некоторые дома выглядят также как и сто лет назад, поэтому оказываясь там, вы словно попадаете в прошлый век.

Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, между выцветших линий на асфальт упаду, — Иосиф Бродский

Летом тысячи туристов приезжают, чтобы посмотреть на главное событие города – развод Дворцового моста, соединяющего Васильевский остров с Невским проспектом.

А вот местные жители не в восторге от того, что добраться домой ночью можно лишь вплавь или дожидаясь сведения мостов. С недавнего времени запустили ночную линию метро, которая доставляет жителей с одного берега на другой в период разведения мостов.

Погода на Васильевском острове отличается от Петербурга – здесь практически всегда холоднее и ветренее, поэтому будет не лишним взять на прогулку теплые вещи.

История застройки

История Васильевского острова берёт начало в 18 в., когда Пётр I подарил его А. Д. Меншикову. Он же построил на нём дворец, первозданный вид которого сохранён и по сей день. В 1732 г. его передали в распоряжение Первого кадетского корпуса. А с 1981 г. здесь обосновался филиал Эрмитажа и экспозиция времён Петра I.

Активно застраивать Васильевский остров начали, когда Петр I возжелал возвести нечто сродни городам Европы.

В 1720 г. архитектором Трезини был представлен проект с параллельными улицами-каналами, в духе Венеции. Идею приняли, но без каналов, а улицы переименовали в линии.

К 1810 г. на восточной части была построена Стрелка Васильевского острова. Чуть позже перенесли порт. Обустроили место под кладбище. Возвели Благовещенский мост. Открыли учебные и научные заведения. Стали активно застраивать жилые и общественные здания. На севере и юге острова заработали промышленные предприятия. Проложили первую трамвайную линию.

В 20-21 вв., путём слияния с соседним островом Декабристов, появился Василеостровский район. Проведена реконструкция Большого проспекта. Формировались магистрали. Активно застраивались: район Гавани, район Западной стороны, что является морским фасадом Санкт-Петербурга.

В устье р. Смоленки, после постройки на ней моста Кораблестроителей, планировалось разбить парк, под названием «Окно в Европу», однако из-за начавшейся перестройки проект пришлось свернуть. По последней информации проект парка «Окно в Европу» на Васильевском острове может увидеть свет.

Достопримечательности Васильевского острова

Первое, что видят гости острова – это Ростральные колонны на Биржевой площади, построенные в 1810 году и раньше выполнявшие функцию маяков.

С самого верха колон открывается потрясающий вид на Стрелку Васильевского острова.

Стрелка Васильевского острова

Стрелка — восточный край Васильевского острова. Это комплекс архитектурных строений, гармонично сочетающихся с набережной Невы.

Здесь находится самая узкая улица города – Репина и самые живописные 6-я и 7-я линии Васильевского острова.

На самой Стрелке Васильевского острова есть что посмотреть:

  • Здание Двенадцати коллегий построено в стиле петровского барокко и состоит из 12 трехэтажных зданий. Сейчас там работает Санкт-Петербургский государственный университет и педагогический институт.
  • Биржа – центральный элемент ансамбля Стрелки Васильевского острова. Выглядит как древнегреческий храм, окруженный по периметру 44 колоннами. До 2010 года внутри располагался Военно-морской музей, сегодня здесь еще работает Музей почвоведения, но вопрос о дальнейшем использовании здания все еще открыт.
  • Дворцовый мост длиной 260 метров к Адмиралтейству. Построен в 1916 году.
  • Биржевый мост длиной 250 метров соединяет с Петроградским островом. Был достроен в 1960 году с учетом пропорций и форм Дворцового.

  • Ростральные колонны построены в 1810 году, украшены носовыми частями кораблей. Ранее их использовали в качестве маяков, поэтому внутри есть винтовые лестницы наверх.
  • Памятный знак Стрелка Васильевского острова к 300-летию города.
  • Плавающий фонтанный комплекс размером 70×70 метров. Максимальная высота центральной струи – 60 метров. Работает в трех режимах: музыкальное, светомузыкальное и лазерное шоу.

Большой, Средний и Малый проспект

Прогуляться можно и от метро Василеостровская, двигаясь по Большому проспекту.

По пути можно посетить:

  • Андреевский собор . В середине XVIII века храм сгорел и вместо него возвели новый, в стиле барокко, который и сохранил своей внешний вид по настоящее время.
  • Церковь Трех Святителей – старейший храм Санкт-Петербурга. Его построили по-соседству с Андреевским собором, чтобы зимой прихожане могли посещать более теплое строение.
  • Церковь Святой Екатерины – построена в XIX веке и долгое время не действовала.
  • Церковь иконы Божией Матери – напоминает по внешнему виду Константинопольский Софийский собор и лишь в 2012 году стала доступна для посещения.

На Большом проспекте буквально каждое здание имеет историю, например, дом No6 или дом купца Громова. В начале XVIII века здесь открыли музей Л.Н. Толстого. После этого жил писатель – Н. Чернышевский, а в военные годы — Татьяна Савичева, чьи истории о жизни в блокадном Ленинграде поведали об этом страшном периоде города.

В наши дни в этом здании находится Музей специй.

На Среднем проспекте вы найдете:

  • Знаменитый музей городского электрического транспорта , в котором можно пофотографировать экспозиции и побывать внутри вагонов.
  • Лютеранскую церковь Святого Михаила отреставрированную 7 лет назад. Прихожане говорят, что в церкви – хороший звук и один из лучших органных инструментов в городе.
  • В музее геологии свыше 1 млн. экспонатов, в их числе — редкие и дорогие экземпляры.

На Малом проспекте не так много достопримечательностей, но прогуляться по улочкам и насладиться видом Благовещенской церкви непременно стоит.

Университетская набережная

На Васильевском острове сразу 4 набережных: Университетская, набережная Лейтенанта Шмидта, Макарова и Морская.

На Университетской находится большое количество достопримечательностей:

  • Зоологический музей . Его коллекция содержит свыше 50 млн. экспонатов. Среди них представлены чучело взрослого мамонта, и скелет кита длиной.
  • Кунсткамера – галерея редкостей, которая прославилась из-за экспонатов заспиртованных уродцев, представленных в залах музея.
  • Меньшиковский дворец , построенный в манере барокко
    времен Петра I.
  • Румянцевский сад с фонтанами и бюстами Репина и Сурикова.
  • Академия наук , возведенная в конце 80-х годов XVIII века.
  • Академия Художеств.
  • Сфинксы на пристани установили в 30-х годах XIX века. На самом деле им больше 3 500 лет. Таинственные Сфинксы из Фив стерегут здесь воды Невы. Это единственные сфинксы в городе, имеющие отношение к искусству Древнего Египта.

Набережная Лейтенанта Шмидта

Двигаясь по Университетской набережной в сторону Благовещенского моста, вы попадёте на набережную Лейтенанта Шмидта.

Гуляя по этим местам, можно увидеть: Военно-морской и Горный институт, Церковь Пресвятой Богородицы и ледокол-музей «Красин», который был участником спасательной операции на Северном полюсе и Великой Отечественной Войны.

Горный Музей Горного университета

Горный музей в Санкт-Петербурге основан 21 октября 1773 г. вместе с Горным училищем по указу Екатерины II. Он находится на втором этаже здания Горного университета. Коллекции музея занимают лучшие исторические залы здания.

Музей является важным культурно-просветительным и учебно-научным центром университета. Его коллекции на протяжении нескольких веков служат базой для научной и учебной деятельностью Горного университета.

На сегодняшний день Горный музей состоит из 20 залов, площадь которых превышает 4000 кв. м. Фонды музея насчитывают свыше 240 тысяч экспонатов, некоторые из которых являются уникальными и редкими.

Музей разделен на 3 отдела: история горной техники, минералогия и геология. Посетители смогут увидеть коллекции минералов и метеоритов, собранные в XVIII–XIX веках.

Также здесь представлены редкие изделия ювелирной фирмы Фаберже, предметы из стали, меди и чугуна.

Режим работы — Понедельник-четверг с 9.00 до 17.00.
Пятница с 9.00 до 16.00.
Экскурсии только в составе организованных групп (студенты, школьники, организации).
Суббота: только экскурсии по предварительной записи для индивидуальных посетителей (2 группы по 25 человек).
Стоимость билета — Посещение музея бесплатное. При себе обязательно иметь удостоверение личности.

Что говорят путешественники:

Мы с коллективом поехали в одну из суббот на экскурсию в горный музей. К моему стыду прожив столько лет в этом прекрасном городе я не была в этом музее. Это было потрясение. Выставочные экспонаты поражали своей красотой. Как будто окунулись в мир сказки. Замечательно оформленные витрины Видно что музей создавали с любовью. Очень понравилась девушка экскурсовод. Я влюбилась в камень Чароит. Самое главное что музей бесплатный. Оказывается надо просто записаться.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Находится на набережной Лейтенанта Шмидта, дом 27/2. Заложена на подворье Киево–Печерской лавры в 1895 г. Строительство завершено в 1903 г. Псевдорусский стиль придаёт храму изящность и лёгкость.

Церковь пятиглавая, возведена без применения колонн из кирпича, бетона, гранита, радомского песчаника. Архитектор смог достичь удивительного сочетания монументального собора и уюта домовой церкви. В. А. Косякову удалось гармонично вписать здание в панораму Васильевского острова.

Вмещает до 2000 чел. Не избежала закрытия. До 1991 г. в ней находились и спортивный зал и крытый каток и бани и цветочные плантации.

Богослужения возобновились в августе 1991 г. По фотографиям удалось восстановить уникальный фарфоровый иконостас.

Музей Ледокол «Красин»

Ледокол «Красин» - уникальный музей под открытым небом, подлинный арктический ледокол, прошедший за свою долгую жизнь десятки тысяч километров по всем океанам мира. За более чем вековую историю существования ледокол успел послужить в российском и советском флоте, поработать конвойным кораблем и научно-исследовательским судном.

В последние же полтора десятилетия изрядно постаревший, но все еще крепкий красавец пришвартован на вечную стоянку у набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге и коротает дни в роли живого музея.

Годы перестройки стали сложным периодом в жизни ледокола. Отсутствие финансирования и даже попытки продать ставшее никому не нужным обветшавшее судно чуть не привели «Красина» к гибели.

Благодаря усилиям неравнодушных людей, энтузиастов нашлась организация, которая была готова спонсировать восстановление исторического корабля и превращение его в музей на воде.

Время работы — Ср–вс с 11:00 до 18:00 (касса до 17:00).
Пн, вт – выходные.
Последняя среда месяца – санитарный день.
Стоимость билета — Входной билет (экскурсия): взрослые – 400 р, школьники, студенты, пенсионеры, дети от 5 до 7 лет – 200 р, дети до 5 лет, участники боевых действий, военнослужащие срочной службы – бесплатно.

Что говорят путешественники:

Нам повезло, мы попали на внеплановую экскурсию (они обычно проводятся каждый час -12.00, 13.00 и тд), у нас был потрясающий экскурсовод — Диана Борисовна. Рассказ был очень интересным, эмоциональным (со стороны посетителей). Рассказали историю ледокола, отличие его от других кораблей, можно было подержать штурвал (крутить нельзя — ледокол работающий), постучали морзе, заглянули в каюту капитана. Дали время на фотографирование. Очень довольны остались экскурсией все, вернёмся летом для прогулки по верхней палубе!! (Были в середине марта).

Другие достопримечательности

Часовня Святой Ксении Петербургской — самое посещаемое место среди верующих людей. Она находится рядом с метро Приморская, на территории Смоленского кладбища. Существует поверье, что Ксения помогает всем, кто просит у нее помощи.

Можно дойти также до Ленэкспо – в числе самых больших выставочных комплексов в РФ.

А морской вокзал, расположенный на площади Морской Славы, готов принимать любые корабли.

Мосты

Самым первым на Васильевском острове появился Благовещенский мост.

Позднее появились Дворцовый, Биржевой и Тучков. В летнее время все эти мосты разводятся по очереди в соответствии с расписанием, но каждый год оно меняется, поэтому лучше уточнить заранее.

Чтобы добраться до Петербурга и Васильевского острова, забронируйте билеты на самолет заранее.

Для онлайн бронирования авиа- и железнодорожных билетов, а также гостиниц и туров, вы можете воспользоваться сайтом «Ozon.Travel».

Здесь же вы получите информацию об оплате заказа и доставке билетов, тарифах, наличии мест.

А вы бывали на Васильевском острове? Может мы что-то упустили? Добавляйте свои маршруты в комментариях.

До встречи!

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Бывший Ждановский, а ныне - Приморский район - один из самых быстроразвивающихся в Северной столице. Это огромная территория с более чем полумиллионом жителей, очень перспективная, неоднородная и, без сомнения, заслуживающая внимания.

Приморский район сегодня - это современные новостройки, перспективные предприятия и хорошие транспортные развязки, одна из наиболее востребованных областей на рынке недвижимости Санкт-Петербурга. Мы расскажем подробнее о месте, где Дантес застрелил «солнце русской поэзии», где жили коменданты Петропавловской крепости, строили дачи аристократы царской России и испытывали первые советские ракеты в советское время.

Станция метро «Комендантский проспект»

В своих границах Приморский район находится с 90-х годов прошлого столетия. Это огромная территория почти в 110 квадратных километров. Район изначально формировался как жилой массив, способный вместить в себя значительную часть второго по значимости и величине города России.

Области, постепенно вошедшие в состав Приморского района, были известны еще до того, как царь Петр I решил, что «здесь будет город заложен». Ольгино, Лахта, Лисий Нос, Старая и Новая Деревни - все это были финские поселения на берегах реки Невы, впоследствии отданные во владения приближенным к императору дворянам и чиновникам. Здесь расположилась бессменная резиденция коменданта Петропавловской крепости, бывшей в то время оплотом безопасности молодой столицы. Были построены поместья Бестужевых-Рюминых, графов Орловых и других высокопоставленных аристократов царской эпохи. Постепенно Петербург рос, живописные места северо-западных окрестностей привлекали сюда состоятельных дачников: уже к концу 19-го века территория будущего Приморского (при Советах - Ждановского) района практически полностью застроена загородными усадьбами и летними домиками.

Октябрьская революция 1917-го года внесла свои коррективы: район постепенно стал превращаться в стратегический объект. Организованный еще в начале 20-го века Комендантский аэродром — «первая взлетная полоса России» — приобрел новое значение: здесь испытывались первые российские самолеты, летательные аппараты, а, впоследствии, и космические ракеты.

В Великую Отечественную войну именно с помощью Комендантского аэродрома удалось наладить воздушное сообщение с блокадным Ленинградом: у пилотов получалось доставить немного продовольствия и увезти с территории города раненых и подлежащих эвакуации. Именно с расположением Комендантского аэродрома и его значением для российской авиации связаны наименования улиц в Приморском районе: Парашютная, Планерная, Авиаконструкторов, Испытателей и так далее. В настоящее время Комендантский аэродром не существует, его территория находится «под» жилыми массивами одноименного муниципального округа Санкт-Петербурга.

На сегодня на территории Приморского района находятся несколько крупных проспектов: Приморское шоссе (переходящее в федеральную трассу «Скандинавия», ведущую из Санкт-Петербурга в Финляндию), проспект Испытателей, Богатырский проспект, Комендантский проспект и другие, четыре станции метро: «Черная речка», «Пионерская» («синяя» ветка), «Старая Деревня» и «Комендантский проспект» («коричневая» ветка). Жители района также могут пользоваться и «Удельной» и «Озерками», расположенными в Выборском районе, и станциями метро, находящимися на территории Петроградки.

Есть и железнодорожное сообщение: через Приморский район проходят пути Сестрорецкого и Выборского ж\д направлений - это станции «Яхтенная», «Старая деревня», «Лахта», «Лисий Нос», «Новая деревня» и «Ольгино».

Однако стандартная для Санкт-Петербурга проблема - пробки и очень плотный автомобильный траффик - не миновала Приморский район: в часы пик, в летнее время года, в выходные и праздники во время массового выезда или въезда в город здесь можно довольно долго стоять. Недавно построенная Кольцевая дорога и множество автомобильных развязок, конечно, облегчили, но не решили кардинально эту проблему. На данный момент надежды водителей и чиновников городской администрации возложены на Западный скоростной диаметр, однако, по прогнозам специалистов, и этой современной магистрали не удастся полностью «разгрузить» забитый машинами Питер.

Приморский район в настоящее время, как уже было упомянуто выше, является одним из самых перспективных и привлекательных областей в городе. Да, здесь есть несколько депрессивных микрорайонов: например, «старые» унылые новостройки в районе «Пионерской» и загрязненная промзонами местность у Черной речки и Невской губы, однако в общем и целом район производит приятное впечатление: новые дома, чистые дворы, широкие проспекты, множество возможностей для покупок и развлечений.

Недвижимость здесь очень разная: есть привлекательные «немецкие коттеджи», в настоящее время перестраиваемые, реконструируимые и пользующиеся спросом у любителей малоэтажных домов «с историей», есть сталинки, хрущевки, дома 137-й, 528-й, 611-й и других популярных серий, современные жилые комплексы, таунхаусы в Лахте, Ольгино и Лисьем Носу. Как говорится, можно выбрать именно то, что вам по вкусу, были бы деньги: цены в Приморском районе выше, чем цены на аналогичную недвижимость в южных районах города.

Стандартный пакет услуг ЖКХ обходится жителям района примерно в 2000-2200 рублей в месяц, все зависит от того, какого класса ваш дом и какое количество воды и электричества вы потребляете.

Экология района

Несмотря на огромные территории Чернореченской промзоны, Приморский район считается одним из самых экологически чистых в городе. Большое количество зеленых насаждений - около четверти всей площади района - помогают справиться с загазованностью и последствиями вредных выбросов в атмосферу. Благоприятствует этому и роза ветров, которая помогает принести в Приморский район чистый воздух с берегов Финского залива и из Курортного района.

Радиационный фон, в целом, в норме, лишь в районе Комендантского проспекта и улицы Авиаконструкторов норма превышена на 3-7 микрорентген\час. Сказывается то, что в советское время на этой территории располагались радиоактивные захоронения. Вообще, территория Комендантского аэродромы является достаточно загрязненной: в почве и грунтовых водах присутствуют тяжелые металлы и вредные химические соединения.

Загрязнена также и область Черной речки - сказывается близость промышленных предприятий. Особенно опасными с этой точки зрения является то место, где Черная речка впадает в Большую Невку. Неподалеку от проспекта Королева находится огромный перевалочный пункт бытового мусора, по сути, — свалка, наносящая вред атмосфере, почве и внешнему виду района. Периодически чиновники вносят предложения по передислокации этого перевалочного пункта и очистке территории, но конкретных действий пока предпринято не было.

В районе крупных автомагистралей района: Приморского шоссе, проспектов Испытателей и Авиаконструкторов, Богатырского, Комендантского и Приморского проспекта, а также улицы Савушкина наблюдается стандартная загазованность и превышающий норму уровень шума.

Население района

В Приморском районе проживает, по данным, размещенным на официальном сайте администрации этого административного образования, около 540 тысяч человек. Это один из самых молодых, быстро растущих и развивающихся районов Санкт-Петербурга.

По традиции, жилье в северных областях города пользуется большим спросом, нежели на юге. Здесь охотнее покупают квартиры, а, следовательно, район активнее застраивается. Некоторый спад во время и сразу после кризиса конца нулевых годов не сильно повлиял на развитие рынка недвижимости: в Приморском районе представлено жилье на любой вкус и кошелек, от престижного и элитного бизнес-класса до квартир комфорт и эконом. Благодаря такому разнообразию, стремлению застройщиков угодить каждому клиенту, хорошему местоположению и экологии, развитой инфраструктуре и транспортным развязкам, население Приморского района постоянно растет.

Здесь покупают жилье приезжие и жители Северной столицы: молодые семьи, решившие начать самостоятельную жизнь. Социальный состав очень разнороден и «привести его в общему знаменателю» вряд ли возможно. Множество ипотечных программ делает возможным приобрести квартиру в рассрочку или кредит, и район стремительно молодеет - работоспособное население здесь составляет более половины от всей численности жителей.

Муниципальное разделение и недвижимость

Приморский район включает в себя 8 муниципальных округов: это - Лисий Нос, Юнтолово, Озеро Долгое, Черная Речка, Лахта-Ольгино, Комендантский аэродром, Коломяги и муниципальный округ № 65.

это небольшой прибрежный поселок, включенный в городскую черту. По данным переписи населения за 2010-й год, здесь проживает около 5 тысяч человек. История Лисьего Носа уходит своими корнями глубоко в допетровские времена: упоминание о нем встречается в летописях еще за 1500-й год. Это самостоятельное муниципальное образование, граничащее с окрестностями Сестрорецка (Александровской и Горской). Долгое время Лисий Нос «был» Ленинградской областью, потом был присоединен к Курортному району и только уже во второй половине 90-х годов прошлого столетия отошел к Приморскому.

В Лисьем Носу на сегодня ведется активное строительство загородной недвижимости. Небольшие дачи и садоводства уступают место роскошным коттеджам и виллам. Это живописное место с хорошей транспортной доступностью: в поселок можно добраться как по железной дороге (станция «Лисий Нос»), так и по современной автомобильной трассе М10\Е18. Если бы не привычные для этих мест пробки, дорога в Лисий Нос занимала бы не более 30-40 минут. Земля здесь дорогая, место считается престижным. Коттеджи можно найти от 200 до 500 тысяч долларов.

Юнтолово - это бывший муниципальный округ № 69, в котором, согласно переписи-2010, проживает более 100 тыся человек. Жители округа могут пользоваться станциями метро «Озерки» и «Старая Деревня», но до любой из них нужно добираться общественным транспортом. Границы округа проходят по реке Каменке и Лахтинскому разливу, по территории сельхозпредприятия «Пригородный», по Шуваловскому проспекту, затем по местной железнодорожной ветки до промзоны «Экогазсервис» и по ее периметру - по южному берегу пруда, по границам промзон «Радар» и «Викаар-прим», по Новосельковской, Репищевой и Парашютной улице, затем по Долгоозерной и Планерной, по ней - по Камышовой улице и реке Глухарке, по реке - до Лахтинского разлива и реки Каменки.

Несмотря на обилие рядом находящихся промзон, это красивая местность со множеством зеленых насаждений - именно на территории этого муниципального округа расположен Юнтоловский заказник, один из немногих природных заповедников, находящихся непосредственно на территории урбанизированной застройки в Санкт-Петербурге.

Не слишком удобная транспортная доступность компенсируется парками, скверами, а в некоторых кварталах и вовсе ощущением загородной жизни. Недвижимость здесь строится разная: от «многоэтажек» класса эконом до комфортных малоэтажных жилых комплексов. Есть и более депрессивные кварталы «старых» новостроек прошлого века. Цены колеблются от 2000-2200 долларов за квадратный метр в стандартных квартирах вторичного жилья до 3500-3800 долларов за квадратный метр в современных жилых комплексах.

ранее муниципальный округ № 68, расположенный в районе станции метро «Комендантский проспект». Здесь проживает, по данным последней переписи населения за 2010-й год, около 90 тысяч человек. Границы округа проходят по северной части Торфяной дороги, затем по Гаккелевской улице, Камышовой и Планерной до Долгоозерной улицы, затем по ней - до Парашютной и Байконурской улиц, по Байконурской улице до того места, где улица Генерала Хрулева примыкает к Черной речке, и по Черной речке до железнодорожных путей Сестрорецкого направления и Торфяной дороге.

Когда-то это было неблагополучное, с экологической точки зрения, место, так как предприятия, располагающиеся в Чернореченской промышленной зоне, «с удовольствием» сбрасывали свои отходы в находящиеся на территории округа водоемы: озеро Долгое (благодаря которому округ и получил свое название), в Байконурскую артезианскую скважину и Черную речку. На сегодня власти города пересмотрели свое отношение к этой уникальной зоне и всячески стараются очистить ее от неблагоприятного воздействия промышленных предприятий.

Недвижимости в округе немного. С самого начала существования района эта местность считалась чем-то вроде «буферной зоны» между жилыми массивами на севере Приморского района и обширными промзонами, находящимися южнее, на берегах Черной речки. Домов здесь строили мало, кое-где и в настоящее время можно обнаружить «частный сектор» — деревянные дома «как в деревне». Однако все изменяется, благодаря живописным озерам и прудам, нетронутым паркам и сравнительно удобному местоположению относительно общественного транспорта, округ становится весьма популярным у застройщиков. Цены пока невысоки, жилье можно приобрести в среднем за 2000-2500 долларов за квадратный метр.

Черная Речка - район станции метро «Черная Речка», здесь проживает более 56 тысяч человек. Округ ограничен Большой Невкой и Липовой аллеей до пересечения ее с железнодорожными путями Сестрорецкого направления, затем по железнодорожному полотну Выборгского направления, по Сердобольской и Студенческой улицам, по Белоостровской улице до территории промзоны «Радуга» и по ней до Кантемировской улице, потом замыкается на Большую Невку вплоть до примыкания к ней Липовой аллеи.

Район промзон, разбитых дорог, вечно стоящих железнодорожных переездов и трамваев. Здесь неуютно, однако развитая инфраструктура, удобное положение относительно центра города и выезда на КАД делает этот округ весьма привлекательным для жилья. Недвижимость представлена небольшим количеством домов старого и сталинского фонда, «новостройками» прошлого столетия (в основном) и несколькими недавно построенными жилыми комплексами. Стоимость квадратного метра в соотношении цена-качество здесь довольно высокая: те же 2000-2500 долларов.

Лахта-Ольгино - обособленная живописная местность, расположенная по Приморскому шоссе на месте исторических поселков Ольгино и Лахта. Согласно переписи за 2010-й год, здесь проживает чуть менее 4 тысяч человек. Округ ограничивается берегом Финского залива в области Приморских лесничеств, затем железнодорожными путями Сестрорецкого направления (недействующая платформа «Морская»), рекой Парголовкой (река Черная), периметров Юнтоловского заказника, рекой Каменкой и Лахтинским разливом по восточному берегу и замыкается на берег Финского залива.

Именно в Лахте собираются строить «Лахта-центр» — башню-близнец Газпрома - один из самых спорных проектов последних лет в Санкт-Петербурге.

Как видно уже из самого описания границ округа, это природоохранная зона, до которой сравнительно легко добраться от станции метро «Старая Деревня» и «Удельная». Практически каждые 15 минут курсируют маршрутные такси, есть и автобусное сообщение. Жить в Ольгино становится все приятнее: застройщики предлагают современные условия жизни в сочетании с загородной тишиной и чистотой воздуха. Можно приобрести как загородный дом, так и апартаменты в малоэтажных жилых комплексах. Цены вполне стандартны для Санкт-Петербурга: класс комфорт - от 3000 долларов за квадратный метр, эконом - дешевле. Вторичное жилье представлено сталинскими, послевоенными домами и стандартными «старыми» новостройками второй половины 20-го века.

Комендантский аэродром - одно из появившихся сравнительно недавно муниципальных образований Санкт-Петербурга. Плотная «спальная» жилая застройка в районе метро «Комендантский проспект», расположенная на территории Комендантского поля. Граничит с остальными округами Приморского района и с Выборским районом по Черной речке, Коломяжскому проспекту, Парашютной улице и проспекту Сизова. Когда-то здесь стрелялись Пушкин и Дантес, проводились первые полеты на воздушных шарах, а чуть позже, уже в советское время, испытывались космические ракеты. В Великую Отечественную войну именно на Комендантском аэродроме, рискуя жизнью, приземлялись пилоты транспортной авиации, доставлявшие продовольствие осажденному Ленинграду.

На сегодня - это постоянно растущая область современной многоэтажной застройки, где, по данным, предоставленным переписью населения за 2010-й год, проживает более 85 тысяч человек. Развитая инфраструктура, неплохие дороги, которые администрация города регулярно ремонтирует и усовершенствует, множество парковок, хорошая транспортная доступность - округ весьма и весьма перспективен. Недостатком здесь, пожалуй, является то, что практически все территории Комендантского аэродрома уже так или иначе освоены.

Недвижимость представлена «старыми» и новыми новостройками, цены за один квадратный метр жилья в которых колеблются от 2000 до 2800 долларов.

Муниципальный округ № 65 - огромное плотнонаселенное муниципальное образование с количеством жителей более 128 тысяч человек. Ограничено - Лахтинским разливом, рекой Глухаркой, Камышовой и Гаккелевской улицами до пересечения последней с Торфяной дорогой, затем по Торфяной дороге до Липовой аллеи и по ней - до Большой Невки и Невской губы до моста, перекинутого через Лахтинский разлив. Ближайшая станция метро — «Старая Деревня».

Здесь проживает большая часть населения Приморского района. Место популярное, в этом муниципальном округе охотнее всего покупают квартиры люди среднего достатка: можно найти довольно экономичные предложения на вторичном рынке. Последний представлен практически всеми видами жилой застройки, исключая, пожалуй, старый петровский фонд. Есть и сталинки, и «хрущевки», и «брежневки», и кирпичные точечные дома второй половины 20-го века, и современный жилой фонд. Цены очень разные: от 1800 долларов за квадратный метр в «пятиэтажках» хрущевской эпохи до 3000 долларов за квадратный метр в новых жилых комплексах.

ранее муниципальный округ № 70. Население - около 40 тысяч человек. До любой станции метро в Приморском районе нужно ехать наземным общественным транспортом. Территория округа ограничена Юнтоловским заказников, рекой Парголовкой (река Черная), несколькими кварталами Песочинского лесничества, железнодорожными путями Выборгского направления, Кубанской улицей до Фермского шоссе, затем по шоссе до улицы Аккуратова и по ней, а потом по 3-ей линии 1-й половины до Мигуновской и Подгорной улиц, по последней - до Парашютной и Репищевой улиц, до Новосельковской улицы и по ней до границ периметра промзон «Викаар-прим» и «Радар», затем по южному берегу пруда до промзоны «Экогазсервис», железнодорожных путей, примыкающих к Шуваловскому проспекту, по нему - до территории сельхозпредприятия «Пригородный», до реки Каменки и территории Юнтоловского заказника до реки Парголовки.

Территория округа очень неоднородна, это и район Юнтоловского заповедника, и Чернореченские промзоны, жилая застройка и область железнодорожных развязок. По этой причине и жилье в Коломягах можно найти разное, в различных ценовых категориях и сильно дифференцированное по своему качеству. Новых домов строится мало, сильно «тормознул» процесс последний кризис на рынке недвижимости в 2008-2009 годах. Вторичное жилье представлено во всем своем разнообразии. Ценовые колебания - от 2000 до 2700 долларов за квадратный метр.

Инфраструктура района

Приморский район является одним из самых перспективных с точки зрения строительства жилой и коммерческой недвижимости. В настоящее время администрацией Санкт-Петербурга рассматриваются проекты, направленные на уменьшение в районе количества вредных производств, перепрофилирования промышленных зон в технопарки и бизнес-центры. Некоторые из подобных планов уже начали реализовываться. Положительным примером здесь можно назвать бизнес-центр «Акватория», возведенный на месте промышленной зоны.

Проводится реконструкция домов сталинской и хрущевской застройки, более экспериментальная, нежели функциональная, однако рано или поздно городские власти найдут оптимальное решение данной проблемы. Строятся туристические и развлекательные центры (район «Пьяной гавани»), малоэтажные жилые комплексы (Коломяги и Озеро Долгое). Постоянно ремонтируются дороги и трамвайные пути, строятся новые автомобильные развязки, открываются новые маршруты наземного общественного транспорта.

Отличительной особенностью инфраструктуры Приморского района является то, что изыскиваются способы «поднять» даже самые безнадежные с инвестиционной точки зрения области.

В районе расположено около 55 средних общеобразовательных учебных заведений, множество государственных и частных детских садов, учреждений дополнительного образования. Среди вузов и научно-исследовательских институтов можно выделить Невский институт языка и культуры, один из филиалов НИИ им. Иоффе, центр малого бизнеса, принадлежащий Хельсинскому экономическому институту, научно-исследовательский центр «Экоград» и другие.

На территории Приморского района представлены практически все виды питерских гипермаркетов: «Лента», «СуперСива», «Рамстор», «Окей», «Метро», «Карусель» и другие. Достаточно много торговых центров, предлагающих широкий выбор одежды и обуви ведущих европейских марок, бытовой техники и электроники, строительных товаров для ремонта. Всего торговых зон в районе более 60-ти, и количество их постоянно увеличивается.

Предприятия и работа

Приморский район занимает одно из первых мест в Санкт-Петербурге как по объему инвестиций в располагающееся здесь производство, так и по обороту и прибыли. Район известен как один из ведущих в области энергетического производства, пищевой промышленности, производства стройматериалов, изделий бытовой и промышленной химии. Здесь расположено также нефтеперерабатывающее производство, ТЭЦ и перевалочный пункт по переработке бытового мусора.

Многокилометровые промзоны являются местом расположения многих крупных предприятий, таких, как «Метробетон», Северный завод, завод «Чупа-Чупс», питерский филиал табачной компании «Бритиш Американ Табакко», Абразивный завод и многих других. Также здесь располагается множество складских и коммерческих помещений, Оптико-механическое объединение и лесозаготовительное производство.

Действуют крупные торговые центры, рынок, множество небольших компаний по оказанию разнообразных услуг населению. Район является крупным плательщиком налогов в городскую казну. Здесь же располагается множество железнодорожных и автомобильных развязок, что также влияет на развитие района в положительную сторону.

Криминал

Криминальный фон в Приморском районе относительно спокойный. «Спальные» многоэтажные кварталы - это, в основном, бытовые преступления, уличные грабежи, автомобильные и квартирные кражи, правонарушения, связанные с употреблением и\или распространением наркотических веществ. В последнее время здесь зафиксировано также увеличение числа нападений на женщин с целью изнасилования (в большинстве случаев виновными или подозреваемыми являются иммигранты из бывших республик СССР), а также попытки похищения детей, к счастью, вовремя предотвращенные.

В лесопарках Приморского и рядом расположенного Выборгского района раньше находили тела людей с вырезанными на теле свастиками, пентаграммами и другими знаками, дававшими следствию повод думать о возможном убийстве с целью жертвоприношения. Некоторые дела подобного рода так и не были раскрыты.

Область промышленных зон, особенно территория складских помещений и свалок, традиционно привлекает злоумышленников, совершающих экономические преступления, а также тех, кому по той или иной причине хочется спрятать следы своей деятельности от правоохранительных органов: угонщики автомобилей, контрабандисты, наркотраффиканты всегда считают подобные места чуть ли не своим «домом».

Достопримечательности и развлечения

Тем, кто интересуется русской историей, литературой и культурой, без сомнения, будет интересно посетить место дуэли великого поэта Александра Сергеевича Пушкина с Дантесом, которая произошла в 1837-м году на Черной речке.

Любителям архитектуры можно порекомендовать посещение Благовещенской церкви в Старой деревне, которая была построена в начале 19-го века, и Буддистскую пагоду - единственное здание, посвященное этому религиозному направлению в Санкт-Петербурге. Заслуживает внимания и чудом сохранившаяся дача Шишмарева на Приморском проспекте, где теперь находится детская художественная школа.

Тем, кто прогулкам на природе предпочитает увеселительные заведения, где можно расслабиться в компании друзей, посмотреть спортивные соревнования на большом экране, потанцевать, выпить экзотический коктейль или посмотреть актуальное кино, Приморский район предлагает весь спектр подобных развлечений: здесь расположено большое количество баров, клубов, кафе, ресторанов, игровых и развлекательных центров как для детей, так и для взрослых.

Квартал построили в начале XX века в районе Гавани, и он стал важным социальным экспериментом по снабжению рабочих дешёвым жильём. Этот жилой комплекс считается прообразом будущих микрорайонов: на первых этажах домов размещались магазины, ясли, столовые, библиотека и училище, во дворах разбили скверы и оборудовали детскую площадку. В 80-е годы на брандмауэре дома №69 появилось живописное панно с изображением Будды. Роспись сделали студенты Мухинского училища в технике фрески, так что рисунок и сейчас остаётся ярким и красочным.

Малый пр. В.О., д. 69 – 71

Строительство гавани на Васильевском острове началось по указу Петра Первого, автором проекта стал архитектор Доменико Трезини. По его чертежам построили прямоугольный бассейн, доки и деревянные кроншпицы - сторожевые башни с флагштоками, которые служили ориентирами для кораблей. В 1754 году архитектор М. Башмаков перестроил их в камне, сохранив первоначальный облик. Башни в стиле петровского барокко стали памятником XVIII века и охраняются государством.

Шкиперский проток, д. 14а, д. 16

Сад Декабристов 0+

Фигуры участников декабрьского восстания овеяны тайнами и загадками, до сих пор точно неизвестно, где они похоронены. Одно из предполагаемых мест - остров Голодай (современное название остров Декабристов), где находилось кладбище для казнённых преступников. В 1926 году здесь установили обелиск декабристам, а через несколько десятилетий разбили небольшой парк с дубовыми деревьями, цветниками и клумбами.

Уральская ул., 30

В 1999 году на острове Декабристов появился памятник «Юнгам Балтики» - необычайно трогательная и простая бронзовая фигура мальчика на невысоком постаменте. С 1942 года в Балтийском флоте существовали роты юнг, около двух тысяч подростков обучались военному делу и потом участвовали в боевых операциях. Их героизму и подвигу посвящён мемориал, открытый по инициативе Общества ветеранов-юнг Балтийского флота.

пл. Балтийских Юнг

Причальный комплекс в лучших традициях функционализма украсил набережную Финского залива в 1983 году. Он строился по проекту архитектора В. А. Сохина в течение целого десятилетия и был предназначен специально для приёма круизных и паромных судов. Сегодня неподалёку от него построен новый порт «Морской фасад», однако его старший товарищ продолжает функционировать: отсюда отправляются паромы до Хельсинки, Стокгольма и Таллина, и здесь же туристы могут разместиться в гостиничных номерах.

Пл.Морской Славы 1

Здания на опорах стали символом архитектурного модернизма, который нашёл отражение и в позднесоветской застройке Ленинграда. «Дома на ножках» на Новосмоленской набережной построили как часть масштабного проекта по развитию Васильевского острова в сторону залива. У них была уникальная для 80-х годов высотность - 22 этажа, и знаменитые «ножки»-опоры. Столбы позволяли освободить пространство для клумб и зелени, поднимали нижние уровни здания для защиты от городского шума, пыли и возможных наводнений.

наб. Новосмоленская, д. 2 – 8

Смоленское лютеранское кладбище

У Смоленского лютеранского кладбища находится одно из самых загадочных граффити Петербурга. На стене полуразрушенного здания изображена бледная девушка в тельняшке, которая произносит таинственную фразу: «Положи компас под подушку». Неизвестно, что хотел сказать этим автор, так что о смысле надписи можно только догадываться. Благо, место располагает к неспешным прогулкам и размышлениям.

ул. Железноводская, д. 30а

За последние годы панорама акватории Финского залива претерпела существенные изменения: на Крестовском острове выросла «Зенит-Арена», позади неё поднялась в небо громада «Лахта-центра», а с севера на юг центр города перерезала трасса Западного скоростного диаметра. Особенно хорошо эти метаморфозы заметны с пляжа у Морской набережной, от которой через Петровский фарватер тянется новый Вантовый мост. Лучше всего приходить сюда, когда зажигаются вечерние огни, в это время урбанистический пейзаж принимает завершённый вид.

Подводная лодка «Народоволец»

Подлодка «Народоволец» - это действующий мемориал героев-подводников, часть культурного достояния России. Субмарина прожила долгую жизнь (1927 – 1975 годы), неоднократно участвовала в боевых походах и ушла на заслуженный отдых на берегу, превратившись осенью 1994 года в музей. На борту подлодки можно познакомиться с вооружением, бытом моряков, увидеть старые фотографии послушать истории военных лет.

Шкиперский проток, д. 10

Музей петербургского метрополитена

Музей метрополитена - это интерактивно-образовательный центр, посвящённый петербургской подземке. Посетители могут познакомиться со всеми устройствами, обеспечивающими работу метро, узнать, как выглядели первые вагоны, побывать в электродепо и даже примерить форму машиниста. В экспозиции представлены документы и фотографии, подлинные вещи и техника, а также уникальный макет подвижного состава.

ул. Одоевского, д. 29

На площади Балтфлота можно увидеть настоящие винты и артиллерийские башни корабля-защитника города. Крейсер «Киров» был первым судном, полностью сконструированным и построенным в СССР. Он участвовал в Великой Отечественной войне: сдерживал наступление на Ленинград, оборонял Таллин и Кронштадт. В боях судно сильно пострадало, часть экипажа погибла. Памятник крейсеру «Киров» и подвигу моряков Балтийского флота открыли в 1990 году.

пл. Балтфлота

Общественное пространство «Севкабель Порт»

Новое пространство для деловых и культурных проектов - это помещение завода Siemens & Halske. Предприятие перенесло цеха, а освободившееся место решено было использовать под что-то полезное. Так появился «Порт Севкабель» - территория, где можно отдохнуть, поиграть в баскетбол, сходить на фестиваль или выставку. Здание ещё находится в процессе реконструкции, поэтому постепенно наполняется резидентами, но постоянно обновляет культурную программу. Правда, от Приморской придется добираться около получаса пешком.

Кожевенная линия, д. 40

Орудия крейсера «Киров» , подлодка-музей, церковь-универмаг и музей электротранспорта — открываем для себя новые интересные места вокруг станции метро «Приморская».

Обелиск памяти казненных декабристов. .

Существующее ныне название острову дано в 1935 году, так как предполагалось, что здесь были погребены тела казненных руководителей восстания декабристов. В то же время в память о казненных был установлен этот обелиск.
Адрес: Сад Декабристов

Дом комплекса «Новый Петербург». В 1911 году английская девелоперская компания выкупила восточную часть острова Голодай(ныне-Декабристов) под строительство жилого района для среднего класса и пригласила для проектирования Ивана Фомина и Фёдора Лидваля. Фомин предложил реализовать большую ансамблевую композицию в палладианском стиле, получившую название «Новый Петербург». До начала военных действий 1914 года по проекту Фомина были завершены лишь два полукруглых корпуса, и о крупных проектах до 1960х годов на Васильевском острове забыли.
Адрес: Площадь Балтийских юнг.

Гостиница Прибалтийская. Гостиница построена в 1976-79 годах как часть «Морского фасада Ленинграда», ныне к сожалению уничтоженного намывными территориями. Памятник Петру I работы Зураба Церетели, установленный 25 сентября 2006 года на площади у гостиницы «Прибалтийская», является первым памятником основателю Петербурга, изготовленным в XXI веке.
Адрес: ул. Кораблестроителей, 14

Орудия крейсера «Киров». За годы Великой Отечественной войны орудия «Кирова» провели более 300 боевых стрельб. Его снарядами уничтожены тысячи фашистских солдат, сотни автомашин с боеприпасами и снаряжением, подавлены десятки артиллерийских батарей противника. К сожалению,сам крейсер после списания был уничтожен- а ведь предлагалось сделать из него музей, по аналогии с «Авророй» или «Красиным».
Адрес: Морская наб 15 — 17.

Кроншпицы в Галерной гавани. Два небольших здания «кроншпицев» - единственные из многочисленных сооружений XVIII века в Галерной гавани, сохранившиеся до нашего времени. Небольшие деревянные сторожевые здания на концах молов (кроншпицы), сооруженные по проекту Д. Трезини, оформляли вход в гавань. В 1754 году кроншпицы были возобновлены в камне архитектором М. А. Башмаковым, сохранившим в их композиции черты, характерные для архитектуры начала XVIII века.
Адрес: Шкиперский проток 14.

Подводная лодка-музей. Подводная лодка Д-2 «Народоволец». Это один из 215 кораблей проекта 613. «Народоволец» стала первой подводной лодкой, которая стала музеем и памятником всем морякам подводникам и людям, которые посвятили себя морю.Уникальная лодка «Народоволец» была построена на Балтийском заводе в 1927-1931 годах. Она входила в подразделения Северного флота. В годы Великой Отечественной Войны лодка «Народоволец» воевала на Балтике. Вплоть до 1975 года Народоволец состоял, как действующая подводная лодка в составе Краснознаменного Балтийского флота.
Адрес: Шкиперский проток, д. 10

Ленэкспо. Является одним из крупнейших выставочных центров России и самым большим в Северо-Западном федеральном округе.С каждым годом роль конгрессно-выставочных мероприятий растет, ведь это возможность ознакомиться с образцами продукции, увидеть их в действии, оценить весь спектр предложения на рынке, а также в живую пообщаться со специалистами.

Морской вокзал. Причальный комплекс в Санкт-Петербурге, открытый в 1982 году специально для приема и обработки круизных и паромных грузопассажирских судов.Здание вокзала было построено в 1973-1983 годах по проекту архитектора В. А. Сохина. Одновременно является и гостиницей.
Адрес: Пл.Морской Славы 1.

Гаванская пожарная часть. Красивейшее сооружение в стиле модерн, построено в 1906 году в Гаванском рабочем городке- благоустроенном жилом квартале для рабочих.
Адрес: Остоумова ул., 21

Церковь-универмаг. Изначально церковь Тихвинской Божией Матери при подворье Пюхтицкого женского монастыря, возведенная в 1903-1906 годах арх. В. Н. Бобровым, имела, как и положено, купола и звонницу.В 1923 году церковь закрыли, а в 1929 поручили тому же архитектору ее перестроить под мирские нужды — здесь поселился Гаванский дом промкооперации, впоследствии универмаг «Свердловский» Горпромторга, затем промтоварный магазин, известный в районе как «Гаванский универмаг».
Адрес: Карташихина ул., 1-3.

Церковь Милующей Божией Матери. Церковь построена по проекту арх.Косякова в 1880х годах, в советское время переоборудована под учебно-тренировочную станцию для подводников, причем весьма оригинально. Внутри церкви построена вертикальная шахта до самого купола и наполнена водой. Обучаемый, как бы возносится с земли, под купол церкви, к Богу… пусть и подчиняясь закону Архимеда. Вход в воду по принципу подводных лодок: через торпедный аппарат или через шлюзовую камеру.
Адрес: Большой пр. ВО, дом 100.

Особняк Брусницыных. Богатый аристократический дом, расположенный в ныне совершенно нелогичном месте - в промышленной зоне Васильевского острова, некогда принадлежал богатым предпринимателям Брусницыным,владевшими кожевенными производствами на западной оконечности Васильевского острова. Сохранность особняка оставляет желать лучшего, былое убранство хоть и сохранилось до наших дней, но в большей части находится в заброшенном состоянии. Этот дом - один из адресов, который в скором времени Санкт-Петербург может потерять навсегда.
Адрес: Кожевенная линия 27.

Водонапорная башня завода «Красный». Для канатного цеха завода по проекту арх. Якова Чернихова в 1930-1931 годы соорудили водонапорную башню, памятник советского конструктивизма. Это произведение Якова Чернихова, напоминающее гвоздь, с момента строительства стало особой достопримечательностью Петербурга, сюда приезжают специалисты со всего мира.
Адрес: 24я линия,6.

Ледокол-музей Красин. «Красин» — ледокол, символизирующий собой целую эпоху в истории нашей страны. В начале ХХ века России принадлежал приоритет в освоении Северного Ледовитого океана. Для освоения этого непознанного пространства впервые были использованы линейные ледоколы. Первенцы российского ледокольного флота — «Ермак» и «Святогор» (ныне — «Красин») в течение полувека были самыми мощными кораблями этого класса в мире.
Адрес: наб. Лейтенанта Шмидта, д. 22.

Постоянная пожарно-техническая выставка. Необычный музей расположен прямо в действующей пожарной части.
Адрес: Большой пр., 73.

Памятник первому мэру Петербурга. Один из новых памятников Петербурга, небольшой, но интересный памятный мемориал первому мэру города, жизнь которого,как известно, была тесно связана с Васильевским островом.
Адрес: угол Большого пр. и 26 линии.

Дворец культуры им. Кирова. Здание было построено в 1930-ые годы прошлого столетия (арх. Н.А. Троцкий и С.Н. Козак), и на тот момент стал самым большим в Ленинграде очагом культуры. Он напоминает гигантский корабль – сейчас, к сожалению, похож на севший на мель. Раньше он словно рассекал просторы Смоленского поля, теперь и сам весьма потрепан, да и новые высотки плотно окружили и задавили обилием стекла, бетона и современной эклектики.
Адрес: Большой проспект В.О., д. 83.

Музей современного искусства «Эрарта». Самый крупный негосударственный музей современного искусства в России. В музее собрано около 2 тысяч работ современных художников. Делая свой выбор для коллекции, сотрудники музея ориентируются на три главных качества в искусстве: свободу, оригинальность и мастерство.
Адрес: 29 линия д.2

Музей городского Электротранспорта. Уникальный для всей страны музей,в котором хранится 24 ретро-вагона постройки 1924 — 1980 годов, демонстрируются макеты конки, разных видов трамваев. Здесь собраны коллекции трамвайных билетов с дореволюционных времен, проездных документов, кассовых аппаратов и компостеров.
Адрес: Средний пр.77.

Геологоразведочный музей. Музей ВСЕГЕИ (Геологического института) общедоступный, посещение бесплатно. Два крупных выставочных блока экспозиции: «Региональная геология» и «Полезные ископаемые». Одним из уникальных экспонатов музея является памятник российского камнерезного искусства 30-х годов XX века — панно «Индустрия социализма», выполненное в технике флорентийской и русской мозаики из ювелирно-поделочных камней. Та самая знаменитая самоцветная карта, которая раньше экспонировалась в Георгиевском зале Эрмитажа.
Адрес: Средний пр. ВО, 74

Часовня Ксении Блаженной. Часовня Блаженной Ксении Петербуржской была построена на Смоленском кладбище северной столицы над местом ее захоронения. По сей день тысячи верующих прибывают к часовне, чтобы хоть на несколько мгновений приложиться лбом к стене святыни. Они верят, что Ксения Петербуржская поможет им в решении важных жизненных вопросов, окажет заступничество, придаст веру.
Адрес: Смоленское кладбище.

Музей кукол. Музейчик маленький, какой-то домашний, с единой общей творчески-сказочной атмосферой. Чем-то напоминает закулисье кукольного театра — с декорациями, словно вот-вот продолжится спектакль. Куклы очень разные, и по размеру, и по технике создания, и по «национальной принадлежности», и по характеру, по индивидуальности. Есть куклы с удивительными лицами, в которые хочется подолгу смотреть и восхищаться их наивностью, какой-то невозможной в жизни законченностью чувств, полнотой эмоций.
Адрес: ул. Камская, 8.