Что такое типографика в дизайне. Основы веб-типографики

Коммуникация играет в дизайне огромную роль. Очень важно создавать крепкую связь между веб-сайтом и непосредственно самим пользователем и затем помогать ему в достижении поставленных целей. Когда мы говорим о коммуникации в контексте веб-дизайна, обычно мы имеем в виду текст. Типографика является неотъемлемой частью данного процесса:

Более 95% информации в Интернете хранится в письменном виде.

Хорошая типографика — это залог легкодоступной информации, в то время как при плохой типографике приходится прикладывать усилия для понимания текста. Как отмечает Оливер Райхенштайн в статье «Веб-дизайн на 95% состоит из типографики »:

Оптимизация типографики — это оптимизация читабельности, доступности, удобства использования (!) и достижение графического баланса в целом.

1. Используйте минимальное количество шрифтов

При использовании более 3 разных шрифтов ваш веб-сайт теряет структуру и выглядит непрофессионально. Помните, что злоупотребление размером и стилем шрифта может испортить любую разметку.

Чтобы предотвратить подобную ситуацию, старайтесь свести количество используемых шрифтов к минимуму.

В целом, сведите количество шрифтов к минимуму (двух более чем достаточно, часто хватит и одного) и придерживайтесь использования одних и тех же на всем веб-сайте. Если вы решите работать с более чем одним шрифтом, убедитесь, что семейства шрифтов подходят друг другу с точки зрения ширины букв. Взгляните на пример, приведенный чуть ниже. У комбинации Georgia и Verdana (слева) есть общие характеристики, что позволяет им гармонично сочетаться друг с другом. Возьмем для сравнения комбинацию Baskerville и Impact (справа). «Тяжеловесный» Impact подавляет своего «засечного» напарника.

Убедитесь, что семейства шрифтов подходят друг другу с точки зрения ширины букв

2. Старайтесь использовать стандартные шрифты

В сервисах со шрифтами (например, Google Web Fonts или Typekit) можно найти много интересных, которые добавят в ваш дизайн нечто новое и необычное. К тому же, ими очень легко пользоваться. Возьмем, к примеру, Google:

1. Выбираете любой шрифт. Скажем, Open Sans .

2. Генерируете код и вставляете его в

Своего HTML. 

3. Готово!


Но что может пойти не так?

На самом деле, у этого метода есть одна серьезная проблема — пользователи привыкли к стандартным шрифтам и читают быстрее текст, написанный именно такими шрифтами.

Обычно наилучшим выходом будет использование системных шрифтов (Arial, Calibri, Trebuchet, etc.). Исключением может стать необходимость придерживаться каких-то шрифтов, которые задал сам клиент: например, для брендинга или для создания чего-то запоминающегося. Помните, что хорошая типографика влияет на прочтение текста, а не на визуальное восприятие шрифта.

3. Ограничьте длину строки

Правильно подобранное количество знаков на одной строке — это ключ к легкости прочтения вашего текста. Выбирая ширину текста, вы должны ориентироваться не на ваш дизайн, а на ясность и четкость написанного. Обратите внимание на этот совет от Baymard Institute :

«Если вы хотите, чтобы вашему читателю было комфортно, каждая строка должна содержать не более 60 знаков. Правильно подобранное количество знаков на одной строке — это ключ к легкости прочтения вашего текста».

Если строка слишком короткая, глазам придется часто менять фокус, что сбивает темп чтения. Если же строка слишком длинная, глазам читателя, наоборот, придется долго фокусироваться на написанном. Фото: Material Design

Что касается мобильных устройств, придерживайтесь диапазона в 30-40 знаков в строке. Ниже представлен пример двух сайтов, открытых на мобильных устройствах. На одном строка содержит от 50 до 75 символов (лучшее количество знаков в строке для печатного текста и разрешения компьютера), а на втором мы видим оптимальные 30-40 знаков.

В веб-дизайне можно достичь необходимого количества знаков, уменьшив ширину текстовых блоков с помощью em или пикселей.

4. Выбирайте гарнитуры, которые хорошо читаются в любом размере

Пользователи будут заходить на ваш сайт с разных устройств, у которых, соответственно, различается размер и разрешение. Большинство пользовательских интерфейсов используют текстовые элементы различной величины (кнопка «копировать», подписи полей, заголовки секций и т.д.). Необходимо выбирать гарнитуру, которая будет хорошо выглядеть, и оставаться читабельной в любом размере.

Roboto от Google

Убедитесь, что гарнитура, которую вы выбрали, легко читается на маленьких экранах! Старайтесь не использовать курсивные шрифты, например, Vivaldi (на изображении ниже): хоть они и выглядят красиво, понять написанное иногда бывает сложно.

Использование шрифта Vivaldi затруднит прочтение текста на маленьком экране

5. Используйте шрифты с четкими буквами

Многие шрифтовые гарнитуры созданы таким образом, что иногда бывает очень легко спутать похожие буквы, особенно «I» и «L», написанные латиницей (как на изображении ниже). В некоторых же буквы расположены так близко друг к другу, что сочетание «r» и «n» можно принять за букву «m». Поэтому, выбирая шрифт, протестируйте его в разных контекстах. Так вы сможете убедиться, что из-за шрифтовой гарнитуры у читателя не возникнет проблем с пониманием текста.

6. Избегайте капса

Текст, написанный капсом — или одними заглавными буквами — подходит для ситуации, где пользователь не вовлекается в процесс чтения (например, в аббревиатурах или логотипах). Но в других случаях не насилуйте ваших читателей текстом, написанным заглавными буквами. Как отмечает Майлз Тинкер в своей известной работе «Legibility of Print», такой текст читается гораздо медленнее текста, написанного строчными.

7. Не сводите межстрочное расстояние к минимуму

В типографике существует специальный термин для обозначения расстояния между строками — интерлиньяж (или межстрочный интервал). Увеличивая интерлиньяж, вы увеличиваете вертикальное пространство между строками, тем самым улучшая читабельность текста на экране. По правилам, для обеспечения читабельности текста интерлиньяж должен быть примерно на 30% больше, чем высота знака.

Правильное межстрочное расстояние способствует лучшей читабельности текста. Фото: Microsoft

По словам Дмитрия Фадеева, правильно подобранное расстояние между абзацами увеличивает понимание прочитанного на 20%. Умение дизайнера работать с белым пространством позволяет пользователям усваивать содержание текста целиком без упущения каких-либо деталей.

Слева: Текст написан практически вплотную. Справа: Правильное межстрочное расстояние способствует читабельности текста. Фото: Apple

8. Убедитесь, что у вас все в порядке с цветовым контрастом

Не используйте одни и те же или похожие по гамме цвета для текста и фона. Чем лучше виден текст, тем быстрее пользователи смогут прочитать его и уловить основные моменты. Консорциум Всемирной паутины советует использовать следующее соотношение для основного текста и текста изображения:

  • Небольшие тексты должны иметь коэффициент контраста минимум 4,5:1 по отношению к фону.

  • Большие тексты (от 14 размера полужирным шрифтом/от 18 размера и выше стандартным шрифтом) должны иметь коэффициент контраста минимум 3:1 по отношению к фону. 


Этот текст не соответствует стандарту цветового контраста, поэтому его тяжело различить на фоне.

Этот текст соответствует стандарту цветового контраста, поэтому он читается легко.

Когда вы подобрали цветовую гамму, необходимо дать ваш текст для прочтения реальным пользователям и желательно на нескольких разных устройствах. Если в ходе тестирования выявятся какие-то трудности с распознаванием текста, то можете быть уверены, что в будущем многие пользователи могут столкнуться с такой же проблемой.

9. Старайтесь не использовать красный или зеленый цвет в тексте

Дальтонизм — явление довольно распространенное, особенно среди мужчин (8% мужского населения — дальтоники). Поэтому, помимо цвета, желательно использовать какие-то другие знаки для выделения важной информации. Также старайтесь не прибегать к красному и зеленому цвету, так как именно эти цвета чаще всего не распознаются дальтониками.

10. Старайтесь не использовать мерцающий текст

Информация, которая мигает или мерцает, может вызвать недомогание у восприимчивых к этому пользователей. Кроме недомогания, это также может вызвать раздражение у многих читателей, так как будет отвлекать их от процесса чтения.

Не используйте мерцающий текст!

Заключение

Типографика — это очень важная вещь. Делая правильный выбор, вы наделяете веб-сайт ясностью и четкостью. В то же время, неправильный выбор может привести к невнимательному прочтению текста, так как отвлекает все внимание на себя. Типографика должна быть читабельной, ясной и понятной.

Типографика должна уважительно относиться к контенту

Это подразумевает, что читатель никогда не должен испытывать дискомфорта при прочтении текста.

Коммуникация играет жизненно важную роль в дизайне - важно установить четкую связь между веб-сайтом и пользователем и помочь им достичь своих целей. Когда мы говорим об общении в контексте веб-дизайна, мы обычно подразумеваем текст. Типографика играет жизненно важную роль в этом процессе:

Более 95% процентов информации в Интернете представлено в виде письменного языка.

Хорошая типографика делает чтение непринужденным, в то время как плохая типографика отталкивает пользователей. Как утверждает Оливер Райхенштейн в своей статье “Веб-дизайн - это 95% типографики ”:

Оптимизация типографики - это оптимизация читабельности, доступности, удобства использования (!), общего графического баланса.

Другими словами, оптимизируя типографику вы также оптимизируете ваш пользовательский интерфейс. В этой статье я предоставлю ряд правил, которые помогут улучшить читаемость и разборчивость вашего текстового контента.

Использование более трех разных шрифтов заставляет сайт выглядеть неструктурированным и непрофессиональным. Имейте в виду, что слишком много размеров и стилей шрифта одновременно также могут разрушить любой макет.

Чтобы предотвратить подобную ситуацию, попробуйте ограничить количество семейств шрифтов до минимума

В общем, ограничьте количество семейств шрифтов до минимума (два - это много, часто бывает достаточно одного) и придерживайтесь их на всем веб-сайте. Если вы используете более одного шрифта, убедитесь, что семейства шрифтов дополняют друг друга в зависимости от ширины их символов. Ниже приведен пример сочетаний шрифтов. Сочетание Georgia и Verdana (слева) имеет сходные значения, которые создают гармоничное соединение. Сравните это с парой Baskerville и Impact (справа), где тяжелый вес шрифта Impact значительно затмевает другой шрифт.


2. Попробуйте использовать стандартные шрифты

В сервисах внедрения шрифтов (например, Google Web Fonts или Typekit) есть много интересных шрифтов, которые могут придать вашим проектам что-то новое, свежее и неожиданное. Они также очень просты в использовании. Возьмем, например, Google:

  1. Выберите любой шрифт, например, Open Sans .
  2. Сгенерируйте код и вставьте в своего HTML-документа.
  3. Готово!

Так что может пойти не так?

На самом деле, этот подход имеет одну серьезную проблему - пользователи более знакомы со стандартными шрифтами и могут читать их быстрее.

Если на вашем веб-сайте нет особой необходимости в использовании специального шрифта, например, для целей брендинга или создания впечатляющего опыта, обычно, лучше всего использовать системные шрифты. Беспроигрышный вариант - использовать системные шрифты: Arial, Calibri, Trebuchet и т.д. Имейте в виду, что хорошая типографика привлекает читателя к контенту, а не к самому шрифту.

Наличие правильного количества символов в каждой строке является ключом к удобочитаемости вашего текста. Не должно быть так, чтобы ваш дизайн диктовал вам ширину текста. Это также должно быть вопросом читабельности. Посмотрите этот совет по удобочитаемости и длине линии от :

“У вас должно быть около 60 символов на строку, если вы хотите получить хороший опыт чтения. Наличие правильного количества символов в каждой строке является ключом к читабельности вашего текста”.


Если линия слишком короткая, глазу придется слишком часто возвращаться, нарушая ритм читателя. Если строка текста слишком длинная, пользователю будет сложно сосредоточиться на тексте. Изображение: Material Design

Для мобильных устройств вы должны использовать 30-40 символов в строке . Ниже приведен пример двух сайтов, просматриваемых на мобильном устройстве. Первый использует 50-75 символов в строке (оптимальное количество символов в строке для печати и для компьютера), а второй использует оптимальные 30-40 символов.


Изображение: Usertesting

В веб-дизайне вы можете добиться оптимального количества символов в строке, ограничивая ширину ваших текстовых блоков используя em (относительную единицу измерения) или пиксели.

4. Выберите шрифт, который хорошо работает в разных размерах

Пользователи получат доступ к вашему сайту с устройств с различными размерами экрана и разрешениями. Большинство пользовательских интерфейсов требуют текстовые элементы различных размеров (текст кнопок, метки полей, заголовки разделов и т. д.). Важно выбрать шрифт, который хорошо работает в разных размерах, чтобы обеспечить читаемость и удобство использования в любом размере.


Убедитесь, что шрифт, который вы выбираете, может быть разборчивым на меньших экранах! Старайтесь избегать шрифтов, которые используют курсивное написание, например, Vivaldi (в приведенном ниже примере): хотя они красивы, их трудно читать.

Во многих шрифтах слишком легко перепутать аналогичные формы букв, в частности “i” и “L” (как видно на изображении ниже), и маленькие расстояния между буквами, например, когда “r” и “n” выглядят как “m”. Поэтому, выбирая шрифт, обязательно проверяйте его в разных контекстах, чтобы убедиться, что это не вызовет проблем у ваших пользователей.

Текст, целиком написанный прописными буквами - отлично подходит в контекстах, которые не подразумевают чтение (например, акронимы или логотипы), но, когда ваше сообщение подразумевает чтение, не заставляйте своих пользователей читать текст, написанный заглавными буквами. Как уже упоминалось Майлсом Тинкером , в его знаковой работе “Легкость печати”, текст целиком написанный в верхнем регистре значительно замедляет скорость просмотра и чтения по сравнению с нижним регистром.

В типографике у нас есть специальный термин для расстояния между двумя строками текста - лидинг (leading) или межстрочный интервал. Увеличивая межстрочное расстояние, вы увеличиваете вертикальный пробел между строками текста, как правило, улучшая читаемость в обмен на ценное пространство экрана. Как правило, для хорошей читаемости межстрочный интервал должен быть на 30% больше, чем высота символов.


Хорошо подобранное межстрочное расстояние улучшает читабельность. Изображение: Microsoft

Было доказано, что правильное использование пробела между абзацами повышает понимание до 20%, как отметил Дмитрий Фадеев. Умение использовать пустое пространство заключается в том, чтобы предоставить пользователям легко усваиваемое количество контента, а затем удалять посторонние детали.


Слева: Текст, строчки которого почти перекрывают друг друга. Справа: Хорошо подобранные интервалы способствуют читабельности. Изображение: Apple

8. Убедитесь, что у вас достаточный цветовой контраст

Не используйте одинаковые или похожие цвета для текста и фона. Чем более заметен текст, тем быстрее пользователи могут просмотреть и прочитать его. W3C рекомендует следующие коэффициенты контрастности для текста и текста на изображении:

  • Маленький текст должен иметь коэффициент контрастности не менее 4,5: 1 по отношению к фону.
  • Большой текст (при 14 pt жирный / 18 pt обычный) должен иметь коэффициент контрастности по крайней мере 3: 1 по отношению к фону.

Эти строки текста не соответствуют рекомендациям цветового контрастности и их трудно отличить от цветов фона.
Эти строки текста соответствуют рекомендациям цветового контрастности и легко читаются на цветах фона.

После того, как вы выбрали цвет, крайне необходимо проверить его с помощью реальных пользователей на большинстве устройств. Если какой-либо из тестов показывает проблему с чтением вашего текста, вы можете быть уверены, что у ваших пользователей будет аналогичная проблема.

Цветная слепота - распространенное заболевание, особенно среди мужчин (8% мужчин - дальтоники), рекомендуется использовать другие сигналы в дополнение к цвету, чтобы отметить важную информацию. Также избегайте использования только красных и зеленых цветов для передачи информации, поскольку красная и зеленая цветовая слепота является наиболее распространенной формой дальтонизма.

читабельной , понятной и разборчивой .

Типографика существует, чтобы обеспечивать контент

Типографика должна обеспечивать контент таким образом, чтобы она никогда не добавляла когнитивную нагрузку на пользователя.

У вас есть собственные советы по типографике в веб-дизайне? Или вы хотите получить более подробную информацию о упомянутых выше вопросах? Дайте мне знать в комментариях ниже!

Подписывайтесь на UX Planet :

Чтобы прояснить путаницу, которая может возникнуть, нужно сразу прояснить значение некоторых ключевых терминов. Первый важный набор ключевых слов определяют понятия «шрифт» и «гарнитура».

Шрифт — набор символов определенного размера и рисунка. Гарнитура точно так же определяет семейства стилей шрифтов.Ключевым словом здесь является стили, которые отделяют различные шрифты в группы или семьи. Например, это могут быть шрифты с засечками, без засечек, рукописные, акцидентные, моноширинные и другие. Можно сказать, что гарнитурой называется комплект шрифтов разных начертаний и размеров, объединенных общим стилем исполнения. Как видим, шрифт-это более узкое понятие.

При создании макета веб-страницы очень важным является выбор шрифта. Естественно, лучше всего использовать шрифты из стандартного набора Windows или Mac. Но порой этого набора не хватает что бы воплотить в жизнь задумку дизайнера, и тут вся нагрузка ложится на плечи верстальщика. К счастью, Google Web Fonts предлагает очень элегантное решение этой проблемы.

Еще существуют такие термины, как «вес» и кернинг. Все они могут изменяться с помощью средств CSS и быть применены к абзацам, заголовкам или другим элементам текста. Свойство «вес» шрифта определяет степень толщины линий при начертании. Это ряд значений от 100 до 900, где каждый номер указывает вес, соответствующий жирности начертания. Нормальный шрифт "normal" соответствует номеру 400, полужирный "bold" — 700. Кернинг - изменение интервала между буквами в зависимости от их формы. Это процесс правильного размещения символов, регулируя расстояния между ними, в результате которого должна быть достигнута гармония. Хотя на кернинг многие особого внимания не обращают, именно мелочи помогают достичь очень хороших результатов.

Нарушение норм

Вполне разумным будет обсудить необходимость создания новых шрифтов. За последнее время многие веб-сайты устарели. На них используются стандартные шрифты, которые уже достаточнго нам надоели.

Сегодня существуют сотни шрифтов, но различные операционные системы предлагают свои собственные пакеты. И только немногие из шрифтов включены в эти пакеты. Если вы выберете шрифт, который у кого то в в системе может отсутствовать, то шрифт будет заменен на шрифт по умолчанию. По этим причинам рекомендуется использовать базовые шрифты. Но иногда базовые шрифты не могут полностью отобразить воображение дизайнера. Поэтому, если вы твердо уверены, что специальный шрифт необходим вашему дизайну, вы можете превратить ваш специальный шрифт в изображение и загрузить его на свой сайт. Сделайте ваши заголовки, шапки или меню графикой и используйте её.

Обязательно нужно следить, чтобы заголовки соответствовали темам сайта. Они могут включать в себя различную цветовую гамму, подчеркивание, фоновые иконки или графический текст. В конечнем счете, решение остается за вами.

Кроме того, нужно следить, чтобы все текстовые ссылки имели один и тот же шрифт на сайте. Использование ссылок разного шрифта и оформления доставит пользователю значительных трудностей в навигации.

Правильный выбор шрифта

Нужно также заметить, что различные гарнитуры шрифтов могут по-разному влиять на настроение читателей. Как правило, шрифты с засечками лучше подходят для печатных материалов. Засечки помогают создать пространство между буквами, а также отделить один знак от другого. Часто, шрифты с засечками дают ощущение личного, они выражают уважение, интеллект и профессионализм.

Для веб-страниц лучше подходят шрифты без засечек. Низкое разрешение экранов способствует тому, что засечки будут выглядеть размытыми и, в свою очередь, плохо восприниматься. Шрифты без засечек, как правило, выражают чувства рациональности, стильности, молодости и современности.

Например, выбор засечек дает чувство профессионализма и авторитетной информации. Это часто можно увидеть в основных медиа-ресурсах, например New York Times. В небольших блогах можно использовать шрифт без засечек с большой высотой строки. Это дает пользователям возможность быстро просматривать текст блога.

Нужно всегда думать о том, какую информацию вы пытаетесь донести посетителю. Выбирая шрифт, нужно помнить, что счастливые сообщения должны сопровождаться легким, воздушным и мягкими формами шрифтов, в то время как сообщения каких-то более мрачных тем, например, Хэллоуин, лучше было бы сопровождать шрифтами с более жесткими краями.

Разборчивость

Типографика, а чаще именно неразборчивая, может очень резать глаза. Существуют, конечно, некоторые исключения, когда можно использовать Funky или другие неразборчивые шрифты, например для акций ночного клуба.

Но все же, если у вас возникло желание использовать, например, Soda , Bored or Akka , то от этой идеи лучше отказаться. Если желание все же достаточно велико, то эти шрифты нужно применять умерено. Например, в качестве заголовка. Но потом основной текст должен быть более разборчивым. Это может помочь создать динамику в вашем сайте. И обязательно нужно помнить, что использование таких шрифтов должно быть достоинством дизайна, а не недостатком.

Информативность

Дизайн должен дополнять вашу информацию. Пользователю не нужно выяснять, что именно имел в виду дизайнер. Неправильный выбор типографики может поспособствовать неправильному представлению пользователя о компании и ее услугах.

В дизайне для бизнес-проектов нужно применять в основном традиционные гладкие шрифты. Это нужно учитывать и в том случае, если у вас не официальный дизайн. Особенно, если вы хотите, чтобы люди воспринимали ваш сайт всерьез.

Размещение и размеры

Очень важно для эффективного дизайна — в каких местах нужно размещать текст, и какие его размеры. Никто не хочет напрягать глаза, чтобы прочитать информацию или наблюдать на сайте неимоверно огромные слова. Целью создания хорошего дизайна является нахождение баланса. И первым шагом к этому будет выяснение, какая информация будет более важной.

Как правило, слова, на которые нужно обратить внимание, нужно сделать немного больше. Либо наоборот — незначительные должны быть меньшими. Все зависит от важности. Другими словами, нужно создать иерархию слов.

Что касается размещения шрифта, постарайтесь сделать его сбалансированным. Не нужно разбрасывать части текста по четырем углам. Это может значительно отвлечь пользователей.

Цвет

Это один из самых легких аспектов. Нужно выбирать цвет, с помощью которого текст будет выделяться из фона и оставаться читаемым.

Вашими помощниками будут контрастные цвета, а также использование эффектов, таких как strokes (обводка) и glows (свечение). Это поможет сделать сайт более привлекательным и легким для чтения. Нужно выбрать цвет, который заставит людей остановиться и посмотреть, а информацию сделать доминирующей частью дизайна.

Заключение

Использование шрифтов в Photoshop значительно отличается от применения их в веб-страницах. Это объясняет, почему некоторым дизайнерам так сложно работать с типографикой. Типографика в веб — достаточно обширная тема и требует множество исследований. Всегда нужно помнить, что очень важно найти подход использования типографики, который соответствует настроению и эстетике дизайна. Не бойтесь смешивать и сочетать различные типы шрифтов, просто убедитесь, что они удачны.

Одна из самых часто встречающихся бед дизайна - это проблема с .

В этой статье мы расскажем о нескольких принципах правильной типографике и посоветуем, как вам избежать многих распространенных ошибок.

Статья не является книгой по типографике или искусству книгопечатания, это больше похоже на «быстрые советы по улучшению шрифтовой основы дизайна».

Правило 1. Чем меньше шрифтов, тем лучше

Одна из самых больших ошибок, которые делают дизайнеры, заключается в использовании слишком большого количества шрифтов и/или их стилей. Постарайтесь снизить их до двух или трех. То есть, основной текст должен быть одного шрифта и размера.

Выберите один для заголовков и придерживайтесь его, может быть, на крайний случай, еще один для подзаголовков. Не бойтесь, если шрифты будут оченьразличаться между собой. При использовании двух очень похожих шрифтов в дизайне, читатель может подумать, что вы просто сделали ошибку и случайно выбрали не тот шрифт при наборе.

Позаботьтесь о единстве цвета, плотности и т.д. или ваш текст будет выглядеть, как будто пьяные мухи разбежались по всей странице.

Правило 2. Следите за разрядкой

Будьте осторожны, чтобы не слишком скучковывать буквы. Если у вас возникли проблемы с нехваткой места для текста, то лучше уменьшите шрифт. Да это, возможно, добавит пространства между абзацами, но в этом нет ничего страшного, это даст некоторую передышку при чтении.

Правило 3. Правильное выравнивание

Пожалуйста, не выравнивайте все по центру (если это не специальный дизайнерский ход). Подумайте об использовании сетки. Ведь на странице все взаимосвязано. Используйте направляющие и размещайте согласно им объекты. Не раскидывайте объекты по углам страницы так как будто вы не смогли решить, где их разместить.

Правило 4. Поменьше декоративных шрифтов

У вас есть красивые декоративные шрифты? Замечательно! Но это совсем не означает, что необходимо использовать их для текста абзацев. За декоративными шрифтами, чаще всего стоит, история или они применяются в конкретном случае, например, для заголовка или названия. Часто, чем проще, тем лучше, поэтому такие шрифты как Helvetica так популярны.

Правило 5. Размер имеет значение

Это о размере букв текста;). Заголовки хороши, когда набраны жирным и большим шрифтом, но если вы будете использовать и в основном тексте слишком большие буквы, это удешевит его. Подумай об этом. Вы идете в хороший ресторан и часто бывает, что меню написано мелким шрифтом, это выглядит классно. (Только убедитесь, что шрифт не так мал, чтобы было трудно прочитать). Не бойтесь делать заголовки гораздо больше, чем основной текст.

Правило 6. Следите за читабельностью

Все что вы делаете, делается для того, чтобы это можно было прочесть. Темный текст на темном фоне – это не очень хорошая идея. Еще хуже, помещать мелкий текст над высококонтрастным фото. Помните, что надо избегать размещения текста над чем-либо.

Правило 7. Правильно подбирайте цвета

Какой цвет лучше всего подходит для шрифта? Как правило, верите вы в это или нет, черное или белое часто лучше всего. Если вы используете цвет отличный от разных оттенков серого, снижайте насыщенность. Ярко окрашенный шрифт может быть труден для чтения. Остерегайтесь сложных вибрирующих сочетаний, таких как красный на зеленом.

Правило 8. Подходящая группировка

Связанные части информации лучше объединять вместе. Это позволит сделать дизайн яснее. Например: посмотрите на постер фильма, все данные сгруппированы в привлекательные блоки. Они теперь могут рассматриваться как отдельный элемент дизайна. Примеры плохой группировки – откройте желтые страницы.

Правило 9. Достаточный интерлиньяж

Это расстояние между строками текста. Очень важно правильно подобрать этот интервал. Гораздо более приятно читать, когда есть место для отдыха глаз между строками. Как правило, стараются использовать интерлиньяж, по крайней мере, на 2 пункта больше, чем размер шрифта. Например: для максимального удобства чтения при 10pt для шрифта должны задать хотя бы 12pt.

Правило 10. Следите за кернингом

Кернинг – интервал между отдельными символами слова. Тут важно иметь опыт в определении плохого кернинга, так как часто программы, например, такие как Фотошоп, ошибаются в его расстановке. Это надо будет отрегулировать вручную, но главное не перестараться. Если вам не нравится межсимвольное расстояние, но вы не знаете, как это улучшить, выберите другой шрифт.

Попробуйте применять эти правила, когда работаете со шрифтом. Хорошо продуманные шрифтовые блоки должны хорошо выглядеть и без каких-либо изображений. В лучшем случае, ваша шрифтовая работа укрепляет положительное впечатление от дизайна. Она должна быть привлекательной и легкой для чтения

Поправил старую статью о типографике, тем, кто не видел - будет полезно для ознакомления

Типографика - одна из самых важных сторон веб-дизайна, ведь с её помощью передаётся основная информация. К сожалению, очень многие дизайнеры и заказчики боятся смелых экспериментов, выбирая для своих проектов один-два «проверенных» шрифта.

Итак, эта статья посвящена тем, кто потерялся в океане типографики. Мы поговорим об основах типографики, о том, какие бывают шрифты и о структуре шрифтов.

Гарнитуры против шрифтов - в чём разница?

Многие люди используют слова «гарнитура» и «шрифт» как синонимы. На самом деле это не одно и тоже, сейчас я объясню, почему.

Гарнитура - это набор стилистически похожих символов, которые можно писать/печатать. Это цифры, буквы, символы. Шрифт - это более узкое понятие, котрое определяется несколькими факторами, например, размером и стилем. Вобщем, Arial - это гарнитура, а Arial Bold - это шрифт.

Классификация

Шрифты можно разделить на несколько групп - с засечками (serif), без засечек (sans-serif), рукописные (script), акцидентные (display). Впрочем, есть и другие виды классификации.

Шрифты с засечками, Антиква (Serif)

Называются так, потому что на каждой букве есть небольшие засечки. При печати больших блоков текста в веб-дизайне их не рекомендуется использовать, так как они признаны трудночитаемыми. Такие шрифты обычно применяются для заголовков.

У шрифтов с засечками довольно много подтипов - например, Old Style («Старый стиль» - так же их называют humanist, гуманистическая антиква ) - самые первые шрифты этой классификации, они использовались аж в далёких 1400-х гг. Их отличительная черта - что та часть символа, которая расположена под наклоном, делается тонкой. Примеры шрифтов - Adobe Jenson, Centaur, и Goudy Old Style.

Transitional serifs (Переходная антиква) - использовались в 1700-х годах. Сюда входят такие шрифты, как Times New Roman и Baskerville, а так же Caslon, Georgia, и Bookman. У них разница между толстыми и тонкими частями букв более заметна, чем у Old Style, но менее заметна, чем у Modern.

Modern serifs (Антиква нового стиля) - используются уже после 1700-х годов, и имеют сильный контраст между толстыми и тонкими частями символов. Сюда входят такие шрифты, как Didot и Bodoni

И, наконец, Slab serifs (Брусковые шрифты) - вообще имеют одинаковую толщину всех линий, и крупные засечки на концах

Рубленые шрифты, Гротески (Sans Serif)

Рубленые шрифты называются так потому, что у них нет засечек). Они выглядят более современно, к тому же их начали использовать в 18-м веке.

Вот 4 основных вида рубленых шрифтов: Grotesque (Старый гротеск), Neo-grotesque (Новый гротеск), Humanist (Гуманистический), и Geometric (Геометрический).
Старые гротески - самые первые, они похожи на шрифты с засечками, но без засечек.
Например, Franklin Gothic и Akzidenze

Новые гротески имеют упрощённый, по сравнению со старыми гротесками, вид. Очень многие из самых популярных ныне шрифтов это новые гротески, например, MS Sans Serif, Arial, Helvetica и Univers.

Гуманисты - более каллиграфичны, чем все остальные рубленые шрифты (то есть у них изменяется толщина линий). К ним относятся, например, Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande - их часто используют в наполнении тела сайта.

Геометрические основаны на правильных фигурах, например, «О» - это круг, и т.п.; считаются наиболее современными рубленными шрифтами. Примеры - ITC Avant Garde Gothic, Erbar Grotesk, Eurostile, Futura, Kabel, Metro, Neuzeit Grotesk, Rodchenko, Spartan.

Рукописные (Script)

Рукописные шрифты базируются на почерке. Существует две разновидности таких шрифтов - формальные (formal) и кежл (casual). Формальные как будто написаны от руки, они происходят из 17-18 вв. Некоторые шрифты основаны на почерках известных мастеров, таких, как George Snell и George Bickham. Как пример современного шрифты можно взять Kuenstler Script. Красив и элегантен, он не подходит для основного текста страницы.

Кежл-шрифты - это более современный вариант, зародился он в 20в. Он менее формальный, часто с жирной обводкой и с эффектом мазков кисти. К таким шрифтам относятся Mistral и Brush Script.

Акцидентные шрифты (Display)

Под категорию акцидентных попадают те шрифты, которые вообще не пригодны для написания текста. Чаще всего они выполняют роль акцента. Обычно используются в полиграфии, хотя начинают попадать и на интернет-страницы. Среди дисплеев можно найти и, например, blackletter - оригинальные шрифты первых типографских станков.

Неалфавитные шрифты (Dingbats)

Неалфавитные шрифты - это те шрифты, которые вообще не содержат букв, но содержат символы и орнаменты.

Пропорциональные против моноширинных

В пропорциональных шрифтах символ занимает столько места, сколько требует его естественное написание. Например, Times New Roman является пропорциональным шрифтом. А вот у моноширинных шрифтов все символы одной ширины. К таким шрифтам относится, например, Courier New

Настроение

Настроение шрифта очень влияет на то, уместно ли его будет использовать в той или иной ситуации. Довольно часто используются и контрасты - деловой стиль сочетается с неформальным, светлый с драматичным. К примеру, Times New Roman - строгий шрифт, и именно он так часто используется для деловой переписки. А вот, например, Helvetica вообще меняет своё настроение в зависимости от окружающих шрифтов.

Толщина и стиль

По толщине бывают шрифты: light, thin, regular, medium, bold, heavy, или black.

Есть три стиля шрифтов - italic, oblique, и small caps. Small caps обычно используются для заголовков.

Italic и oblique - взаимозаменяемы, хотя это различные стили. Оblique - наклонный вариант обычных шрифтов. Чтобы получить его, достаточно воспользоваться функцией Free Transform-distort в Photoshop. А вот Italic - это уже отдельный набор символов, который отвечает за наклонный вариант написания шрифта.

Структура шрифта

Каждый символ имеет некий набор характеристик, по котором можно определить, как он сочетается с другими шрифтами. Вот основные:

Линия шрифта (baseline) - воображаемая линия, на которой расположен текст. Иногда закруглённые шрифты немного отступают от линии шрифта.

Линия строчных (meanline) обозначает высоту большинства строчных букв, обычно определяется по высоте буквы «х». Отсюда же происходит и понятие x-height.

Верхняя линия прописных (Cap) - высота заглавной буквы «А».

На рисунке выше показано три общие части всех букв.

Основной штрих, Штамб (Stem) - основная вертикаль каждого символа, в том числе и наклонная.

Перекладина (Bar) - горизонтальная часть шрифта

Овал (Bowl) - закруглённая часть шрифта.

Верхний выносной (Ascender) - торчащая вверх часть таких букв, как «d», «h», и «б».

Нижний выносной элемент (Descender) - торчащая вниз часть таких букв, как «p», «q» и «ф»

Засечки - отличительная черта шрифтов с засечками). У одних шрифтов они более ярко выражены, а у других - менее ярко.

Апертура (Aperture) - обозначает зазор у открытх символов, таких, как “A”, “с” или “m”

Ухо (Ear) это декоративное дополнение символа, как, например в букве “g” на примере выше.

Соединительный штрих (Hairline) это тончайшая часть шрифта с засечками.

Перекладина (Crossbar) - горизонтальная линия, как, например, в символах “A” и “H”.

Капля (Terminal) - круглое или овальное (каплевидное) окончание штриха в рисунке некоторых знаков шрифта.

Петля (Loop) бывает только на некоторых буквах “g” нижнего регистра, и может быть целиком закрыта или частично закрыта.

Шип (Spur) - крошечная зазубринка на некоторых буквах, например, на “G”.

Присоединение (Link) соединяет верхнюю и нижнюю часть буквы “g”.

Спина (Spine) - центральная кривая, которая есть у буквы “s”.

Хвост буквы (Tail) - декоративная линия, например, на букве “R” или “Q”.

Концевой элемент (Terminal, Finial) - окончание штриха без засечки

Заплечико (Shoulder) - закруглённая линия, которая отходит от основного штриха. (честно говоря, на многих российских сайтах дают совсем другое определение этого понятия, )