Виды современного программного обеспечения актуальность. Теоретическое обоснование необходимости использования пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательной школе Актуальность проблемы, её общественная значимость

Актуальность работы современных бухгалтеров находится на очень высоком уровне. Ни одно предприятие, ни одна фирма, офис, не может существовать без экономической составляющей. Каждая коммерческая организация включает в себя доход/расход. Естественно, обойтись без таких специалистов как бухгалтера, очень сложно.

Технологии прогрессируют. Процесс работы, работоспособность бухгалтеров может резко вырасти в том случае, если позаботиться о наличии некоторого программного софта. Наиболее популярным среди всех существующих является программное обеспечение 1С, используемое на более, чем 90% организаций. Однако кроме такого обеспечения можно использовать тензор электронная отчетность. Это еще один вариант программного обеспечения для бухгалтеров.

На данный момент программа Тензор включает в себя множество полезных функций, которые жизненно необходимы для любого бухгалтера. Такое обеспечение не только поможет создать отчет, проверить его, но и сдать полученные результаты в готовом виде при помощи интернета в ФНС и другие органы, производящие контроль на территории РФ. В этом случае ни одному бухгалтеру не нужно «ходить» по всему интернету в поисках очередной формы отчетности. А в случае полученных обновлений в таком обеспечении все происходит в автоматическом формате (естественно, ПК/ноутбук сообщает обо всем этом).

Что позволяет сделать СБиС (Тензор)?

  • Создание отчетности, подготовка;
  • Проверка отчета, который будет отправлен;
  • Сверка всего единого расчета с указанным бюджетом;
  • Документооборот, контролирующих органов;
  • Обмен юридическими документами;
  • Оценка вероятности проведения общей налоговой проверки после сдачи отчетности;
  • Полное управление отчетом для директора (все происходит на бухгалтерской основе);
  • Полный анализ необходимого предприятия.

В чем заключается суть в использовании программного обеспечения для бухгалтеров?

  1. Безопасность. Полная безопасность установленного программного обеспечения в области заражения вирусами. Полная конфиденциальность данных в любой документации;
  2. Отсутствие необходимости «беготни» по всем необходимым органам сдачи документации. Все находится прямо на рабочем столе. Остается зайти в программу, создать все необходимое и отправить в соответственный орган;
  3. Значительная экономия в области траты средств. Многочисленное программное обеспечение требует от владельцев значительных финансовых трат. В случае с программой СБиС, придется тратить всего 1000 рублей ежемесячно. Количество рабочего времени, количество создания и отправки отчетов в электронном виде — все это неограниченно. Это один из наиболее удобных и главное — экономных вариантов.

В современном мире бухгалтерская отчетность — это очень важная составляющая, от которой зависит очень многое. Действительно, грамотных бухгалтеров не так много, как кажется на самом деле. Поэтому, дабы хорошие бухгалтера успели всегда и везде, придется позаботиться о создании максимально комфортных условий для работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Размещено на http :// www . allbest . ru /

на тему: Программное обеспечение компьютера

по предмету: Инфокоммуникационные технологии обучения

Набережные Челны-2017

Введение

1.Классификация программного обеспечения

2.Принцып действия операционной системы

3.Файлы и файловая система

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Компьютер - это машина, которая отличается от всех прочих машин тем, что не может работать без программ. Электронная начинка компьютера хоть и сложная и дорогая, но она ни на что не способна, пока в компьютер не загружена хотя бы одна программа. Без этой электронной начинки программа работать не будет, а без программ не будет работать электроника. Поэтому говорят, что компьютеру для работы необходимы две вещи: аппаратное обеспечение и программное обеспечение.

Программное обеспечение Ї неотъемлемая часть компьютерной системы. Оно является логическим продолжением технических средств. Сфера применения конкретного компьютера определяется созданным для него ПО. Сам по себе компьютер не обладает знаниями ни в одной области применения. Все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютерах программах. Программное обеспечение современных компьютеров включает миллионы программ Ї от игровых до научных.

Актуальность нашей работы заключается в рассмотрении принципов взаимосвязи человеческих потребностей с их математическим выражением, воплощенном в программном обеспечении персонального компьютера.

Цель работы состоит в изучении особенностей механизма работы программного обеспечения ПК.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) изучить механизм работы персонального компьютера;

2) выделить элементы программного обеспечения;

3) рассмотреть функционирование системного, прикладного и инструментального ПО

4) определить принцип действия операционной системы;

5) изучить файлы и файловую систему.

1.Классификация программного обеспечени я

Программное обеспемчение (произношение обеспечемние не рекомендуется) -- наряду с аппаратными средствами, важнейшая составляющая информационных технологий, включающая компьютерные программы и данные, предназначенные для решения определённого круга задач и хранящиеся на машинных носителях.

Программное обеспечение представляет собой алгоритм, реализованный в виде последовательности инструкций для процессора.

В компьютерном жаргоне часто используется слово «софт» от английского software.

По назначению программное обеспечение разделяется на системное, прикладное и инструментальное .

Рис. 1 К лассификация программного обеспечения .

Инструментальное ПО предназначено для использования в ходе проектирования, разработки и сопровождения программ. Это: интегрированные среды разработки, SDK, компиляторы, интерпретаторы, линковщики, ассемблеры, отладчики и т.п.

Таблица 1.

Инструментальное программное обеспечение

Прикладное ПО (приложения) -- программы, предназначенные для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитанные на непосредственное взаимодействие с пользователем. К прикладному ПО относятся: банковские и бухгалтерские программы, игры, текстовые и графические редакторы, Интернет-клиенты и т. п.

Таблица 2.

Прикладное программное обеспечение

Программы

Пояснение

Текстовые процессоры

Программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов

Табличные процессоры

Программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме

1С: Бухгалтерия

Средства ввода, поиска, размещения и выдачи больших массивов данных

Microsoft Access

Компьютерная графика и анимация

Средства создания неподвижных и движущихся изображений

Средства создания презентации

Программы создания и показа наборов слайдов

Microsoft PowerPoint

Средства коммуникаций

Программы для работы в компьютерной сети

Internet Explorer

Системы автоматизированного проектирования (САПР)

Средства проектирования электронных схем, машин, механизмов

Обучающие программы

Помогают процессу обучения

Клавиатурные тренажеры

Системное ПО используется для обеспечения работы компьютера самого по себе и выполнения прикладных программ. Конкретные виды системного программного обеспечения включают загрузчики, операционные системы, драйверы устройств, утилиты (сервисные программы). Наиболее общая часть системного программного обеспечения - операционная система.

Таблица 3.

Системное программное обеспечение

Программы

Пояснение

Операционные системы

Комплекс программ, распределяющих ресурсы компьютерной системы и организующих работу других программ

Файловые менеджеры

Программы, обеспечивающие более комфортное общение пользователя с командами ОС

Windows Commander

Программы диагностики

Проверяют работу основных устройств компьютера

Антивирусные программы

Программы обнаружения компьютерных вирусов и их уничтожения

Антивирус Касперского

Программы обслуживания дисков

Программы проверки целостности логической и физической структуры дисков, дефрагментация

Архиваторы

Программы упаковки файлов и группы файлов для уменьшения занимаемого ими места на диске

При построении классификации ПО нужно учитывать тот факт, что стремительное развитие вычислительной техники и расширение сферы приложения компьютеров резко ускорили процесс эволюции программного обеспечения. Если раньше можно было по пальцам перечислить основные категории ПО - операционные системы, трансляторы, пакеты прикладных программ, то сейчас ситуация коренным образом изменилась. Развитие ПО пошло как вглубь (появились новые подходы к построению операционных систем, языков программирования и т.д.), так и вширь (прикладные программы перестали быть прикладными и приобрели самостоятельную ценность).Соотношение между требующимися программными продуктами и имеющимися на рынке меняется очень быстро. Даже классические программные продукты, такие, как операционные системы, непрерывно развиваются и наделяются интеллектуальными функциями, многие из которых ранее относились только к интеллектуальным возможностям человека .

2. Принцип действия операционной системы

Операционная система (ОС) ЭВМ, - программа или комплекс программ, постоянно находящихся в памяти ЭВМ; организует общее управление устройствами машины и ее взаимодействие с пользователем. Обеспечивает запуск и работу всех остальных программ.

В частности, ОС выполняет: управление памятью, вводом-выводом, файловой системой, взаимодействием процессов; диспетчеризацию процессов; защиту и учет использования ресурсов. Часто она включает в себя значительную часть специализированных сервисных или вспомогательных программ.

Операционная система загружается непосредственно при включении компьютера, перестает работать только после его выключения. Она осуществляет диалог с оператором или пользователем и организует эффективное взаимодействие (интерфейс) других (в том числе прикладных) программ со всеми узлами ЭВМ. Операционные системы могут создаваться как для конкретных ЭВМ, так и для ЭВМ определенных типов или классов. В последнем случае соответствующие ОС называются стандартными. Например, MS DOS (Microsoft System Disk Operating System) корпорации Microsoft и PTS DOS компании Физтех-софт ориентированы на IBM-совместимые ПК; Mac OS фирмы Apple -- на ПК Macintosh; ОС Unix фирмы Bell Labs -- является стандартной для ЭВМ разных классов, выполняющих функции серверов и рабочих станций, но используется также на портативных ПК и больших стационарных ЭВМ.

Одним из свойств операционной системы и ЭВМ является многозадачность, при которой один процессор может обрабатывать несколько разных программ или разных частей одной программы одновременно. При этом все программы вместе удерживаются в оперативной памяти и каждая выполняется за определенный период времени. Например, одна программа может работать, пока другие ожидают включения периферийного устройства или сигнала (команды) оператора. Способность к многозадачности зависит в большей степени от операционной системы, чем от типа ЭВМ.

Многопользовательская система позволяет нескольким пользователям одновременно иметь доступ к одной ЭВМ со своего терминала (локального или удаленного). Многопользовательский характер работы достигается благодаря режиму разделения времени, который заключается в быстром переключении ЭВМ между разными терминалами и программами и соответственно быстрой отработке команд каждого пользователя. При этом пользователи не замечают задержек исполнения команд. Примерами многопользовательских систем могут служить операционные системы Windows, Netware, Unix.

REAL/32 -- многопользовательская многозадачная операционная система реального времени. В этой системе каждый терминал, состоящий из монитора и клавиатуры, предоставляет пользователю возможности максимально простого ПК. Эта система выступает альтернативой локальным сетям, состоящим из множества персональных компьютеров.

Однопользовательская система (one user system) -- вычислительная система или ее часть (например, операционная система), не обладающая свойствами многопользовательской. Примерами однопользовательских ОС являются MS DOS американской фирмы Microsoft и ОС/2, созданная совместно Microsoft и IBM.

Сетевая операционная система (Network Operating System, NOS) -- операционная система, предназначенная для обеспечения работы вычислительной сети. Примерами сетевых операционных систем являются Windows NT, Windows 2000, Netware, Unix, Linux.

Сейчас используются 4 типа ОС:

* ОС-10 - для моделей ЕС-1010;

* МОС (малая) - для моделей ЕС-1021;

* ДОС ЕС (дисковая) - для всех других моделей ЕС ЭВМ в малой конфигурации;

* ОС ЕС - для тех же моделей, что и для ДОС ЕС, но в средней и расширенной конфигурации;

Структуру ОС можно разделить на несколько групп:

Программы начального запуска машины, первоначальный ввод информации в оперативную память, настройка ЭВМ.

Программы управления данными.

Программы управления задачами.

Обслуживающие и обрабатывающие программы.

Так же в состав ОС входят средства, которые снижают трудоёмкость подготовительного процесса при решении задач. Это система автоматизации программирования (САП). Она включает в себя такие компоненты, как:

1. Алгоритмические языки программирования;

2. трансляторы;

3. интерпретирующие и компилирующие системы;

4. пакеты стандартных программ;

5. программы сервиса.

Значительной частью СПО является пакет прикладных программ (ППП). ППП - это комплекс программ, необходимых для решения определённой задачи. Они обязаны удовлетворять требования ОС, под управлением которых они работают.

Сейчас современные ППП разрабатывают как программные системы. Каждый пакет состоит из: набор обрабатывающих программных модулей (тело пакета), предназначенных непосредственно для решения задачи пользователем; управляющая программа пакета (управление обработкой данных). При запросе на решение задачи эта программа формирует из обрабатывающих модулей рабочую обрабатывающую программу; комплекс обслуживающих программ (вспомогательные функции);средства для обеспечения создания пакета.

Ещё одной функцией ППП является расширение возможностей ОС при подключении новых устройств.

Комплекс программ технического обслуживания (КПТО) служит для профилактического контроля, исправления неисправностей, оперативной проверки работы периферийного оборудования. Комплекс состоит из двух групп тестовых программ. Первые работают под управлением ОС, вторые работают независимо от ОС .

компьютер программный обеспечение операционный

3. Файлы и файловая система

Проблема хранения множества программ и данных на дисках, их рационального использования - загрузки в операционную память компьютера, удаление из неё, записи на другие диски, изменения названий и др. - была решена путем создания программных систем управления файлами.

Слово файл имеет английское происхождение. Оно имеет несколько значений. Самые близкие к смыслу, в котором употребляется понятие файла, в нашем случае такие: подшитые бумаги, картотека, дело, подшивать бумаги.

В компьютерной терминологии сначала под файлом подразумевали поименованную совокупность записей информации, размещенных на диске. Эти записи моли содержать тексты программ, составленных на алгоритмических языках или в кодах машины, а также любые числовые или символьные данные. В первом случае запись называли программным файлом, во втором - файлом данных. Позже понятие файла расширили и стали им называть информацию, размещённую на всех устройствах ввода-вывода компьютера. Появилась, например, такие термины, как выходной файлы, выводной в файл, чтение из файла ит.д. В дальнейшем под файлом мы будем подразумевать поименованную совокупность записей на дисках.

Поскольку совокупность записей поименована, это значит, что она имеет название, это название и есть имя файла, оно состоит из двух частей: собственно имени и его расширения .

Современные операционные системы допускают использование длинных имён (до 30 символов). Однако с целью сокращения письма рекомендуется давать файлам более короткие имена. Среди имён файлов некоторые имена запрещены, как правило, это имена устройств ввода/вывода информации. Имя файла записывается прописными и строчными буквами латинского алфавита и заканчиваются точкой. Далее указывается расширение, состоящее из трёх символов.

Вот пример наиболее часто употребляемых расширений имён файлов:

ASM -программные файлы на языке ассемблера;

BAS -программные файлы на языке BASIC;

PAS -программные файлы на языке PASCAL;

C -программные файлы на языке Си;

FOR -программные файлы на языке FORTRAN;

DAT -файлы с различного рода данными;

EXE -исполняемые файлы на машинном языке;

COM -исполняемые файлы на машинном языке;

TXT -текстовый или символьный файл;

HLP -файлы помощи;

BAK -копия файла, создаваемая перед его изменением;

BAT -командные файлы для операционной системы;

SYS -файлы операционной системы.

Таким образом, вся информация, выносимая на диски, представляется в виде файлов. Вся дисковая память того или иного диска условно разбивается на две части: служебную и рабочую. При подготовке дисков к работе в заводских условиях или с помощью специальной программы операционной системы в служебный раздел памяти записывается программа первоначальной загрузки данных с диска в оперативную память, формируется таблица распределения дисковой памяти и главный (корневой) каталог диска.

Главный каталог диска - это последовательность полей также служебной части дисковой памяти. Они используются в следующих целях: для регистрации файла, записываемого на диск, и создания системы подкаталогов, в которых в свою очередь можно регистрировать другие файлы.

Следует подчеркнуть, что главный каталог создаётся производителем диска либо специальной программой операционной системы при его переформатировании. Подкаталоги могут указываться, если необходимо, перед записью файла на диск. .

Программа записи-чтения файлов является одной из основных программ операционных систем. Она взаимодействует с целым рядом других программ, связанных с обслуживанием файловой системы: смены текущего каталога, создания и удаления каталога, копирования файлов, вывода файлов на экран монитора её удаления и переименования файлов и др.

Теперь о другой важнейшей функции операционных систем - оперативном слежении за работой всех узлов компьютера в процессе выполнения некоторой программы. Это слежение осуществляется путём немедленной реакцией центрального процессора на любое заведомо определённое событие, которое может произойти в том или ином устройстве компьютера .

В персональных компьютерах предусмотрено 256 типов прерываний с номером от 0 до 255. Часть из этих номеров предназначена для вызова различных программ.

Согласно каждому номеру в общей программе операционной системы, обрабатывающей прерывания, расположенной в резидентной памяти компьютера, выделяется её фрагмент (часть) с адресами первой и последней команды. Эти адреса определяются при каждой очередной загрузке резидентной части операционной системы. Адреса первых команд записываются в специальный раздел оперативной памяти (в самом начале) в виде вектора по номерам прерываний. Таким образом, очередная i-я компонента вектора - это адрес начала фрагмента программы операционной системы, обрабатывающего i-е прерывание. Этот раздел получил название вектора прерываний.

Удобный диалог пользователя с компьютером посредством программы операционной системы ведется на специальном языке команд этой системы. Раньше команды формировались на клавиатуре и запускались на выполнение клавишей Enter. В современных компьютерах эти действия выполняются преимущественно с помощью мыши. Насчитывается более 60 команд. Большая часть из них относится к работе с файлами и дисками. Команды выполняются целым набором программ. Основная из них - командный процессор.

Раньше мы говорили о том, что программы операционных систем - это обычные программы, которые после инсталляции операционной системы размещаются и хранится на жестком диске компьютера. Эти программы образуют четко выраженную файловую структуру. Имеется главный каталог системы, в котором зарегистрированы основные файлы: программа загрузки операционной системы, управления вводом-выводом, управления файловой системой, командный процессор, графический интерфейс.

Вместе с тем часть программы операционной системы под общим названием BIOS (Basic Input/Output System -базовая система ввода/вывода) записана в микросхеме постоянного запоминающего устройства. Это программы: инициализации и проверки правильности работы всех основных узлов компьютера - процессов, памяти, устройств ввода/вывода и т.д.; первоначальной загрузки операционной системы с диска; обслуживания аппаратных прерываний; настройки узлов компьютера на заданные режимы работы.

Сразу же после включения компьютера начинает выполняться программа проверки всех узлов. Эта программа имеет название POST (Power On Self Test). После её завершения начинается загрузка в оперативную память резидентной части операционной системы. Сначала программа первоначальной загрузки из BIOS находит и вызывает с диска, как правило, программу-загрузчик операционной системы, которая последовательно загружает в память файлы, необходимые операционной системе. Последним загружается файлы, обеспечивающие графический интерфейс человек-машина.

До 1995 года на большинстве персональных компьютеров модели IBM PC использовались операционная система фирмы Microsoft MS DOS. На компьютерах Макинтош фирмы IBM PC была оборудована операционная система торговой марки UNIX. С 1995 года операционная система MS DOS стала постепенно заменятся новой операционной системой под названием «Windows» -окна.

Идей конструирования этой системы были заимствованы у фирмы Apple и развиты Microsoft в таких версиях, как Windows 95, Windows 98, Windows МЕ, Windows 2000, Windows NT, Windows XP, Windows Vista. В настоящее время наиболее популярной системой в организациях и личном пользовании является Windows XP.

Файлы, подкаталоги и главный каталог получили другие названия. Файл стали называть документом, каталоги и подкаталоги - папками (folders). Тогда каталог и подкаталог с файлами - это папки с документами. Самой главной папкой (папкой верхнего уровня) является корневой каталог, т.е. рабочий стол. Подкаталоги называются вложенными папками. Таким образом, получается наглядная картина: рабочий стол, на котором расположены папки с вложенными папками и документами .

Заключени е

Программное обеспечение сегодня это актуальная тема для разговоров для всех, имеющих хоть какое-то отношение к компьютерам. Программное обеспечение - это язык общения с компьютерным миром. И этот язык, вернее множество языков, в постоянном развитии, процессе эволюции. Только классификация программного обеспечения займет достаточно много времени и места. Можно упомянуть программное обеспечение системное и прикладное, программное обеспечение инструментальное.

Программное обеспечение - это и сама операционная система компьютера, то есть условие его работопригодности. Активируя процессор, операционная система в свою очередь нуждается в системах криптозащиты, антивирусных программах, драйверах и утилитах. Это так называемые задачи внутреннего круга, требующие своего программного обеспечения.

Надо ли говорить, что сегодня любое производство и любой бизнес невозможны без информационной поддержки на базе новейших компьютерных систем и соответствующего программного обеспечения. Для проведения в жизнь решений управленческих задач, бухгалтерских расчетов, создания систем автоматического проектирования, осуществления эффективного обмена электронной документацией также требуются программы, то есть соответствующее программное обеспечение. Причем все усложняющаяся жизнь требует непрерывного обновления применяемых программных продуктов.

Программное обеспечение для всего множества современных запросов от политики, промышленности и науки не может быть полностью стандартизированным. Постоянно программистам приходится решать частные и специальные задачи. Поэтому число фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения, постоянно растет. Эксперты прогнозируют дальнейший рост производства, резкое увеличение транспортных грузопотоков, усложнение коммуникационной сферы.

Всюду и во всех областях человеческой деятельности компьютеры будут все более востребованы. Соответственно, будет расти спрос и на программное обеспечение. Мы вступаем в совершенно новую эпоху. Эпоху программирования будущего.

Список использованной литературы

1. Канцедал С.А. Алгоритмизация и программирование: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2014.

2. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей и родителей. - М.: АСТ - ПРЕСС, Инфорком - Пресс, 2013.

3. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком - Пресс, 2015.

4. Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования (+CD) / Под общ.редакцией И.А. Черноскутовой - СПб.: Питер, 2015.

5. В.З.Аладьев, Ю.Я.Хунт, М.Л.Шишаков. Основы информатики. Учебное пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ». 2012.

6. Ляхович В.Ф. Основы информатики. - Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2014.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функциональное назначение системного, прикладного и инструментального программного обеспечения компьютера. Характеристика состава и командного языка операционной системы MS DOS. Интерфейс и структура окон в Windows 98; методы управления программами.

    реферат , добавлен 18.12.2011

    Сущность и назначение программного обеспечения - совокупности программ, управляющих работой компьютера или автоматизированной системы. Функции операционной системы - набора взаимодействующих программ, обеспечивающих работу (функционирование) компьютера.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2011

    Изучение теории вероятностей и математической статистики, биноминального закона распределения дискретных величин, особенностей числовых функций. Исследование системного и прикладного обеспечения персонального компьютера, алгоритмизации, программирования.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    Понятие и структура персонального компьютера, его возможности. Уровни программного обеспечение компьютера. Базовое и прикладное программное обеспечение персонального компьютера. Особенности стационарных ПК, ноутбуков, нетбуков, моноблоков, планшетов.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Программное обеспечение компьютера: понятие и содержание, классификация и типы. Назначение и особенности структуры операционной системы, ее формы. Файлы и файловая система. Принципы действия вирусов и антивирусных программ. Системы программирования.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2012

    Состав и обоснование выбора компонентов персонального компьютера (процессора, материнской платы, комплектующих и периферийных устройств), требования к ним и характеристики. Структурная схема компьютера, его программное обеспечение и расчёт стоимости.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2015

    Компьютерная техника в образовании. Устройства в составе персонального компьютера (ПК). Исходная конфигурация, стратегии модернизации. Установка дополнительно модуля памяти, программного обеспечения, куллеров. Расчет потребляемой мощности, тепловой режим.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Характеристика программного обеспечения персонального компьютера, которое делиться на три класса: системное, прикладное ПО, инструментарий программирования. Особенности работы компьютерной сети - системы связи компьютеров или компьютерного оборудования.

    контрольная работа , добавлен 10.06.2010

    Общая функциональная схема компьютера. Назначение, основные характеристики устройств. Назначение, основные функции операционной системы. Работа с файлами. Ввод и вывод данных. Состав и назначение программного обеспечения компьютера. Носители информации.

    методичка , добавлен 05.10.2008

    Конструкция системного блока, монитора, клавиатуры и мыши персонального компьютера, как элементов его минимальной комплектации, а также их назначение, особенности работы и современные тенденции развития. Отрывки статей о новинках архитектуры компьютера.

В июле 2007 года президиумом Совета по приоритетным национальным проектам была поддержана инициатива Мининформсвязи России по разработке отечественного пакета свободного программного обеспечения. «Если Россия не будет независимой в области программного обеспечения, то все остальные сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой», - заявил тогда Дмитрий Медведев .

Российская Ассоциация свободного программного обеспечения (РАСПО) поддерживает переход российских школ на использование свободного программного обеспечения и рекомендует использование пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в образовательной сфере в силу следующих преимуществ:

    основные потребности школ относительно программного обеспечения покрываются существующей функциональностью ПСПО, и затраты на покупку дополнительных коммерческих лицензий в большинстве случаев являются нецелесообразными;

    возможность легального распространения ПСПО за пределы школ, в частности на домашние компьютеры учителей и школьников, предоставляет гораздо более комфортные условия для организации процесса обучения в рамках закона.

Свободное программное обеспечение (СПО) для образовательных учреждений должно давать полноценное комплексное решение: функциональную платформу поддержки всех видов деятельности этих учреждений: как по организации учебного процесса, так и по обеспечению методической, административной, коммуникативной и мониторинговой составляющих этой деятельности (рис. 1) .

Рисунок 1 – Образовательный программно-аппаратный комплекс на базе ПО с открытым кодом

Исходя из этого, содержание разрабатываемых программных пакетов для школьного образования целесообразно разделить на следующие модули:

    едина среда для учащихся (учебные материалы, пространство для ведения учебных занятий, совместная работа групп);

    рабочая среда для педагогов и организаторов учебного процесса (учебные планы, расписание занятий, средства автоматизации проведения уроков и проверки знаний учеников и т.д.);

    управленческая рабочая среда (бухгалтерия, средства контроля и управления учебной деятельностью, административно-хозяйственный блок и т.д.);

    инфраструктура дополнительных информационных услуг (портал для работы с родителями и группами бывших выпускников, предоставление информационных образовательных ресурсов всем заинтересованным, связь с органами МВД и т.д).

Концепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации предусматривает комплексный подход к программе расширения использования свободного программного обеспечения, которая предусматривает обучение пользователей, подготовку справочных и методических материалов, обеспечение технической поддержки, миграцию унаследованных приложений, решение проблем совместимости с аппаратной частью .

Использование ПСПО в общеобразовательных учреждениях позволит уменьшить расходы на закупку лицензий программного обеспечения, пользоваться дополнительными свободно распространяемыми программами, тиражировать пакет, обеспечивая им учителей и учащихся, тем самым создавая единую информационную среду учебного заведения. Каждое общеобразовательное учреждение города по-своему понимает процесс перехода на ПСПО, поэтому необходима методическая поддержка этого процесса, обоснование того или иного внедренческого решения. Использование интернет-технологий позволяет вести методическую поддержку, распространять передовой педагогический опыт процесса внедрения пакета свободного программного обеспечения, оказывать консультативную помощь .

Актуальность проблемы обусловлена решением Правительства Российской Федерации о переходе общеобразовательных учреждений на пакет свободного программного обеспечения, что связано с окончанием срока действия лицензий на проприетарное программное обеспечение, взятым курсом на создание российского свободного программного обеспечения и нашло свое отражение в представленных приоритетных программных мероприятиях плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года, утвержденном Президентом России Дмитрием Медведевым .

В настоящее время переход на свободное программное обеспечение является не только «идеей» и методом экономии денежных средств, но и насущной необходимостью. Аналитики разного уровня признали свою ошибку в недооценивании масштаба использования такого программного обеспечения и вынуждены констатировать его бурный рост. В рамках национального проекта «Образование» также выбран курс на постепенный отказ от закрытого программного обеспечения и переход на свободное программное обеспечение.

Поскольку существует изрядная путаница с терминологией, имеет смысл привести определения далее используемых терминов.

Под свободным программным обеспечением понимается разновидность программ для электронно-вычислительных машин (ЭВМ), лицензионным договором на право использования которых предоставляются следующие права :

    использовать программу для ЭВМ в любых, не запрещенных законом целях;

    получать доступ к исходным текстам программы как в целях изучения и адаптации, так и в целях переработки программы для ЭВМ;

    распространять программу (бесплатно или за плату по своему усмотрению);

    вносить изменения в программу для ЭВМ (перерабатывать) и распространять экземпляры измененной (переработанной) программы с учетом возможных требований наследования лицензии.

Конкретная «лицензия» (условия конкретного договора) могут предоставлять приобретателю дополнительные правомочия, безусловно или на определенных условиях, и это не делает программу несвободной. Несвободной является программа, распространяемая на условиях, ограничивающих вышеперечисленные права приобретателя.

Свободные программы (free software) не следует, как это часто делают, путать со «свободно распространяемыми» (shareware, иногда почему-то называемыми у нас «условно-бесплатными») или «бесплатными» (freeware).

Также следует иметь в виду, что, хотя термин «программы с открытыми исходниками» (open source software) часто используется как синоним «свободных программ», им иногда злоупотребляют.

Свободное программное обеспечение не следует путать и с «открытым» (open software): «открытость» относится к соблюдению стандартов на интерфейсы, и только, а свобода - к условиям лицензирования и модели разработки .

И наконец, не следует путать «коммерческое» с несвободным, а «некоммерческое» - со свободным. Хотя роль программистов, в порядке активизма или хобби пишущих и развивающих свободные программы, очень велика, значительная часть (вероятно, большая) свободного кода разрабатывается в коммерческих рамках. В то же время, существует большое количество некоммерческого несвободного кода.

Узел терминологических тонкостей и концептуальных сложностей можно разрубить, введя альтернативное определение: свободные программы - это программы, все услуги по разработке, модификации, сопровождению и поддержки которых продаются на свободном рынке.

Соответствующий рынок успешно развивается уже в течении четверти века, есть примеры исполнения им задач, немыслимых для отдельных корпораций (самый яркий из них - разворачивание в девяностых на основе свободных программ и систем всемирного сообщества сетей Интернет), и, наконец, то, что после многочисленных колебаний, лидеры компьютерной отрасли сегодня практически однозначно высказываются в поддержку свободного программного обеспечения.

Разработка пакета свободного отечественного программного обеспечения – одна из центральных задач, которую необходимо решить для информационной безопасности России. Об этом неоднократно заявлял Президент РФ Дмитрий Медведев. По его словам в России должна быть создана собственная операционная система с открытым кодом и полный комплект приложений для обеспечения эффективной работы государственных органов и бюджетных организаций. В октябре 2007 года вышло Распоряжение Председателя Правительства РФ № 1447-р., согласно которому Министерству образования и науки и Министерству связи предписывалось :

    закупить лицензию на 3 года на проприетарное программное обеспечение для всех школ;

    обеспечить разработку и внедрение в школы свободного программного обеспечения по перечню программ, входящих в стандартный (базовый) пакет программного обеспечения.

Закупка трёхлетних лицензий на проприетарное ПО осуществлена для того, чтобы снять накал проблем, связанных с пиратским ПО, и за это время качественно подготовить систему образования к переходу на СПО.

Первый открытый конкурс на разработку и поставку пакета свободного программного обеспечения был проведен в России осенью 2007 года. Его победителем стала группа компаний «РБК-центр» (ГК «Армада»), а соисполнителями - ведущие отечественные разработчики программного обеспечения AltLinux, Linux Online и Linux Ink. Был заключен контракт на разработку и внедрение программного обеспечения на базе операционной системы Linux в школах трех пилотных регионов России: Татарии, Пермского края и Томской области. На основе требований стандартного базового пакета программного обеспече­ния был разработан пакет свободного программного обеспечения для нужд ОУ, не требующий лицензионных отчислений. Федеральное агентство по образованию выпустило циркулярное письмо “Об использовании ПСПО для общеобразовательных учреждений Российской Федерации” от 17 июня 2008 №15-51-450/01-09, в котором предлагает образовательным учреждениям из любого региона РФ принять участи в апробации ПСПО. Поступают заявки на участие из разных регионов России. Число непилотных школ превысило число пилотных .

По заказу Федерального Агентства по Образованию разрабатывается проект «Обеспечение поддержки внедрения пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». Исполнителем проекта в 2009-2010 гг. по итогам федерального конкурса является Группа Компаний АйТи. Основная цель проекта - создание условий для массового внедрения специально разработанного и прошедшего апробацию пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Для достижения указанной цели в рамках проекта решаются следующие задачи :

    обеспечивается ввод в эксплуатацию единого государственного репозитория свободного программного обеспечения, как средства разработки, тестирования и распространения ПСПО;

    обеспечивается сопровождение и развитие программных продуктов ПСПО в соответствие с требованиями, предъявляемыми образовательными учреждениями.

Компания АйТи в лице исполнителя в рамках Группы Компаний PingWin Software выдвинула принципы реализации проекта, состоящие в том, что поддерживая идеи Федерального агентства по образованию о максимально широком использовании в школах СПО, она собирается и дальше расширять линейку программных продуктов, поставляемых в российские школы. Помимо обязательных работ, планируется создать расширенные репозитории (хранилища программ) дистрибутивов Linux, которые уже сейчас используются в образовательных учреждениях, и репозиторий учебных программ, которые можно использовать под любым из Linux. Это даст учителям возможность выбора, облегчит учебный процесс.

Для решения задачи внедрения ПСПО в общеобразовательных учреждениях необходимо следовать определенной методике, основанной на стандартных принципах разработки и модернизации, которая позволит осуществить переход с минимальными потерями и в установленные сроки. Основными шагами этой методики являются :

    обследование существующего положения в учебном заведении : установка ПСПО сопряжена с такими трудностями, как наличие неподдерживаемого оборудования и несовместимость используемого программного обеспечения; решение задачи определения наличия лицензионного программного обеспечения, которое стоит на машинах, определение круга задач, решаемых с помощью данных компьютеров и техники;

    выработка концепции перехода : полный переход на Linux и СПО или частичный с использованием как закрытого, так и открытого программного обеспечения; при этом надо руководствоваться как денежными средствами общеобразовательного учреждения, так и потребностями учебного процесса;

    специализированные структуры по внедрению и поддержке СПО : переход на ПСПО – это мероприятие не одного дня, поэтому в учебном заведении необходим сотрудник, умеющий решать текущие проблемы перехода;

    проведение обучения преподавателей и сотрудников;

    составление плана поэтапного внедрения ПСПО в учебный процесс : необходимо составить развернутый план перевода учебных классов и подразделений образовательного учреждения на ПСПО. Развертывание ПСПО должно вестись «по нарастающей», в первую очередь оно должно устанавливаться на машины, для которых анализ показал 100% безболезненную установку. Перевод хотя бы 50% из существующего парка будет уже считаться успешным началом. В последнюю очередь следует переводить компьютеры с предустановленным лицензионным Windows. Также обязательно нужно предусмотреть установку отдельных серверов для репозиториев, обновлений и копий образов мастер-дисков. Обязательно необходимо учесть наличие подключения к сети Интернет сервера обновлений для поддержки системы в должном состоянии по безопасности.

    переход : на этом этапе выполняются работы технического характера по установке и настройке ПСПО.

На каждом шаге внедрения ПСПО в учебный процесс общеобразовательных учреждений необходима методическая поддержка, которая заключается, в том числе, и разработке методических рекомендаций по использованию программ ПСПО.


Разработка пакета свободного отечественного программного обеспечения – одна из центральных задач, которую необходимо решить для информационной безопасности России. Об этом неоднократно заявлял Президент РФ Дмитрий Медведев. По его словам, до 2010 г. в России должна быть создана собственная операционная система с открытым кодом и полный комплект приложений для обеспечения эффективной работы государственных органов и бюджетных организаций.


Осенью 2007 года в рамках национального приоритетного проекта «Образование» осуществляется разработка и апробация пакета СПО. Этапы проекта: Закупка на 3 года лицензий на распространенное проприетарное программное обеспечение (СБПО) распоряжение о разработке пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) 2007 год


В июле 2007 года президиумом Совета по приоритетным национальным проектам была поддержана инициатива Мининформсвязи России по разработке отечественного пакета свободного программного обеспечения. Объем средств, выделяемых в рамках федерального бюджета на разработку и внедрение пакета СПО в пилотных регионах, составил 59,5 млн рублей. "Если Россия не будет независимой в области программного обеспечения, то все остальные сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой» Д.А. Медведев.


В 2009 году на установку отечественного ПО на всех персональных компьютерах и адаптацию ранее разработанных приложений для его использования предполагается направить 650 млн рублей. Для определения компании, которая осуществит реализацию этого проекта, был объявлен конкурс. Он был проведен в России осенью 2007 года. Его победителем стала группа «Армада». Согласно подписанному контракту, стоимость которого составила 59,5 млн. руб., «Армада» обязалась разработать и протестировать пакет свободного ПО.


2008 год В течение 2008 года данный комплект устанавливается более чем в 1000 школах республики Татарстан, Пермского края и Томской области.После внесения необходимых доработок, подобными программными продуктами оснащаются еще более 60 тысяч российских школ. В реализации проекта «Армаде» помогают ведущие российские разработчики свободного ПО «АЛЬТ ЛИНУКС», Linux-online, ЛИНУКС-ИНК и ВНИИНС, а также системные интеграторы РАМЭК и НЦИТ.




« Массовое внедрение свободного программного обеспечения, которое должно прийти в школы в качестве альтернативы коммерческим продуктам, планируется в 2009 году, - рассказала Альбина Константинова, директор Окружного методического центра ЮОУО. - Но в одночасье освоить и внедрить в образовательный процесс новую программную среду учителям и административным работникам школ будет совсем не просто. Именно поэтому мы приняли решение познакомить работников школ с СПО заранее, еще до момента, когда в их компьютерный класс с установленными новыми программами войдут учащиеся».


Сайт проекта сайт проекта


2009 год Доработка и распространение ПСПО. По планам правительства в 2009 году предполагается внедрение ПСПО во всех образовательных учреждениях России с целью создания условий для альтернативного выбора программного обеспечения. "Таким образом, школам будет предоставлен выбор", - подчеркнул в своем выступлении Максут Шадаев, директор Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи России.


В 2009 году все школы, получив ПСПО и имея действующие лицензионные соглашения в рамках проекта "Первая помощь 1.0", смогут принять обоснованное решение о том, какое программное обеспечение следует использовать в дальнейшем. Пингвинизация школ: «за» и «против» На самом высшем уровне вопрос об использовании свободного ПО в российских школах уже решен положительно. Но в официальных заявлениях всячески подчеркивается, что СПО – дело добровольное и за школами сохранится право выбора.


Аргументы против: Отсутствии драйверов для компьютерной периферии (хотя это опровергают опубликованные результаты Linux Driver Project (LDP): эта ОС поддерживает самое большое количество устройств, в сравнении с коммерческими аналогами) Совместимость с форматами и Windows- приложениями (мы работаем на Windows потому, что нет приложений под Linux, а приложений нет потому, что все работают под Windows)


Большой объем унаследованных приложений, написанных без учета требований к многоплатформенности (но как правило, лучшие образцы свободного ПО являются кроссплатформенными, что позволяет осуществить переход на новую среду плавно и безболезненно. Единственное программное обеспечение, с которым могут быть проблемы – это обучающие программы, разработанные в последние годы в России практически исключительно для платформы Windows). главным препятствием в российских условиях может стать отсутствие квалифицированных кадров


Лицензионная чистота (позволяет каждому распространять и использовать Linux без каких-либо ограничений.). Экономия бюджетных средств (на коммерческое ПО для школ в годах запланированы расходы в 2,6 млрд. рублей, на проект по внедрению СПО – всего 650 млн.) В работе «Линукса» почти никогда не происходит фатальных сбоев, после которых приходится перезагружать компьютер. Аргументы за:


Защита национальной безопасности и прекращение дотирования американской экономики (всегда существует риск, что в закрытых программах есть некоторые недокументированные функции, которые, например, позволяют системе самостоятельно обмениваться данными с производителями, не сообщая об этом пользователю) Способность Линукса удовлетворительно работать на слабых машинах


Во время установки можно указывать самые различные параметры, которые помогут вам выбрать ту конфигурацию, которая подходит именно вам. Будь то компьютер исключительно для работы, медиа центр, ноутбук, веб-сервер, сервер для хранения данных или даже маршрутизатор сети. Linux славится своей превосходной совместимостью с другими операционными системами. Например, «Пинвгин» может без проблем считывать, записывать, копировать, стирать и производить другие действия с файлами, которые расположены на разделах жёсткого диска, где установлена Windows.


Отсутствием вирусов и большим пакетом программ, доступных для использования в учебной деятельности. Выбор среди дистрибутивов Linux внушительный несколько сотен версий, и каждая наделена своими специфическими характеристиками. При этом все системы совместимы друг с другом. Все это позволяет пользователю выбрать ту версию, которая подходит ему больше всех.


Возможности работать с исходным кодом открытых операционных систем, которая отсутствует в Windows. Наличие международного сообщества (дистрибутив Linux активно поддерживается сообществом из тысяч пользователей по всему миру, которые всегда готовы прийти на помощь новичку). Открытость и познаваемость (все программные продукты, составляющие дистрибутив, документированы и сопровождаются исходными текстами. Исходные тексты можно свободно изучать, дорабатывать и собирать из них улучшенные версии программных продуктов).


Возможность поставить Linux второй операционной системой. Комплект ПСПО содержит все необходимые программы для изучения информатики в школе, а также программы для преподавания алгебры, геометрии, физики, химии и других предметов в старших классах, программы для обучения младших школьников и программы для организации элективных курсов и углублённого изучения информатики.


Конфигурация оборудования Типовая конфигурация 1: Процессор x86-32 (233 МГц); 128 МБ ОЗУ; CD-ROM; SVGA-монитор (1024x768, не менее 256 цветов); клавиатура, мышь Типовая конфигурация 2: Процессор x86 (667 МГц); 256 МБ ОЗУ; DVD-ROM; SVGA-монитор (1024x768, не менее 256 цветов); клавиатура, мышь Типовая конфигурация 3: Процессор x86 (1,5 ГГц); 1024 МБ ОЗУ; DVD-ROM; SVGA-монитор (1024x768, не менее 16,7 млн цветов); клавиатура, мышь Терминальный сервер (сервер для класса из12 рабочих мест) Процессор x86 (2 ГГц); 2 Гб ОЗУ;Жёсткий диск 2*160 Гб; 2 Ethernet-адаптера, DVD-ROM;




WindowsLinux Растровый графический редактор Paint Adobe Photoshop Растровый графический KPaint Gimp Редактор HTML-документов Microsoft Frontpage Редактор HTML-документов Quanta Plus Эмулятор приложений Windows (Используется исключительно для запуска приложений, которые были специально созданы для учебного процесса: тренажер мышки и клавиатуры, интегрированная среда учебного языка программирования и т.п.) - Wine Файловый менеджер Norton Commander и FAR Manager Total Commander Файловый менеджер Midnight Commande Gnome-Commander




Создание схем и диаграммKdia Рабочий столKDE, Gnome Мультимедиа плеерXmms, Xine Язык программированияFreePascal Программы для работы с периферией (принтером, сканером, CDRW и т.п.) Cups, Xsane, K3b и др. редактор формул.OpenOffice.org Math позволяет создавать рисунки различной сложности и экспортировать их с использованием нескольких общепринятых форматов изображений. OpenOffice.org Draw Linux


Нельзя не упомянуть, что и просмотр фильмов в любом из форматов (DVD, MPEG4 и других) под Линуксом удобнее, так как все необходимые кодеки устанавливаются вместе с системой. Blender - свободный аналог 3D Max и 3D Maya и множество других всевозможных приложений на все случаи жизни. Книги по Линукс Здесь представлен список книг, которые предлагает компания ALT Linux К. Маслинский, книга+диск ALT Linux снаружи. ALT Linux изнутри (416 стр. 1DVD) руб. Г.В. Курячий, К.А. Маслинский Операционная система Linux. Курс лекций. Учебное пособие (387 стр., твед.пер.) руб. Г.В. Курячий


Статья Ричарда Столлмана, основателя Фонда свободного программного обеспечения. «Почему школам следует использовать только свободные программы». 1. Свободное ПО может помочь школам экономить деньги 2. Даёт свободу копировать и распространять компьютерные программы 3. Если школы обучают людей использовать свободные программы, тогда люди будут использовать свободные программы после того, как закончат школу.


4. Образовательные учреждения, которые использую свободные программы позволят развиваться одаренным программистам среди учеников. 5. Обучение людей использованию свободных программ и участию в сообществе разработчиков и пользователей свободных программ -- это практическое обучение гражданственности. Это также учит людей ролевой модели общественно полезной деятельности и взаимопомощи, а не модели пренебрежения окружающими. Оригинал статьи: перевод: Vladimir B. Tsarkov


В ноябре 2009 стартовал проект «Обеспечение поддержки внедрения ПСПО в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (НП-12), чтобы по окончании срока использования пакета «Первая помощь 1.0» и «Первая Помощь 2.0» каждая школа могла решить работать ли им на лицензионном ПО и выплачивать определённую сумму за поддержку лицензии или перейти на свободное программное обеспечение.


Проект включает в себя три задачи: "Развитие и модернизация пакета свободного программного обеспечения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации». "Оказание услуг технической поддержки общеобразовательных учреждений Российской Федерации при внедрении и использовании пакета свободного программного обеспечения. "Обучение специалистов сферы образования внедрению пакета свободного программного обеспечения и использованию свободного программного обеспечения в учебном процессе.


13 февраля 2010 года Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества Российской Федерации утвердил план реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года (Пр-357)


Наименование мероприятия Объем и источник предусмотренного финансирования (млн. рублей) Целевой индикатор Показатели (нарастающим итогом) Ответственные исполнители 2010 год* 2011 год (справочно) ** Обеспечение перехода ОУ на использование разработанного пакета свободного программного обеспечения Всего – 20,0, из них: из федераль ного бюджета – 20,0 Всего – 20,0, из них: из федеральн ого бюджета – 20,0 доля ОУ, использую щих разработан ный пакет СПО не менее чем на 50% имеющихся ПК, в среднем по субъекту РФ 13% 25% 35% Минобрнауки России, органы исполнитель- ной власти субъектов РФ

Аннотация: Первая лекция курса "Разработка требований. Архитектурное проектирование программного обеспечения" является вводным этапом старта изучения направления информационных технологий, посвященного исследованию и описанию архитектуры программного обеспечения, которое находится в основе каждого создаваемого ИТ-продукта, чуть более сложного, чем программа объемом в 3 строчки кода. В данном курсе мы постараемся комплексно, рассматривая разные точки зрения, подвергнуть изучению, а также необходимому и достаточному описанию различные представления архитектуры программного обеспечения, от оптимального проектирования которых, в заданных условиях, зависит эффективность не только самого программного продукта, но и направление деятельности, в котором он используется. Первая лекция будет базисом для нашего курса. Сегодня мы обоснуем актуальность и востребованность темы архитектурного проектирования, рассмотрим предпосылки развития данной тематики, сформулируем цель, очертим ограничения, формирующие рамки нашего курса, познакомимся с лучшими отечественными и мировыми практиками в области архитектурного проектирования программного обеспечения, погрузимся в актуальное состояние данной активности сферы высоких технологий.

Цель: в лекции мы планируем объективно представить значимость темы архитектурного проектирования для отрасли информационных технологий, и специалистов, осуществляющих свою профессиональную активность в данном домене, задать рамки курса, привести краткий обзор "best practice ", который составляет "неприкосновенный" репозиторий направления архитектурного проектирования, используемый в области информационных технологий всеми компаниями, которые стремятся к созданию, сопровождению и развитию высокотехнологичных программных продуктов.

Введение

Архитектурное проектирование, как профессиональное направление человеческой деятельности, имеет глубокие корни и появилось задолго до того, как был создан первый компьютер .

В основе рассматриваемой деятельности лежат понятия, которые являются двумя разными сторонами одной и той же медали:

  • Архитектура – как результат;
  • Проектирование – как средство достижения поставленного результата;

Если говорить об архитектуре в целом, а вернее о классическом этапе развития данной отрасли человеческой деятельности, то на ум сразу приходят параллели, связанные с величественными и значимыми постройками – Пирамиды Хеопса, Эйфелева Башня и т.д., поражающими, прежде всего, своей грандиозностью и внешним обликом.

Если мы поднимем вопрос о направлении развития архитектуры последнего времени, то оно связано со стремлением максимально использовать функциональность зданий, а уж потом с совершенством образа проектируемых сооружений.

Эти тренды обусловлены эволюцией человеческого сознания и переходом от созерцательного образа мысли и жизни к более действенным формам существования, обеспечивающим быстрейшее достижение результата.

Научно-технические, технологические и социальные преобразования порождают изменения всего мира, а архитектура , не только как прикладное искусство, но как фундаментальная наука и технология, это всего один из объектов внешних преобразований.

Проектирование - это вид активности, направленный на создание уникального продукта (услуги), последовательность этапов реализации которого будет определяться "внешними" факторами и определять его конечные преимущества и недостатки.

Область проектирования получила широкое распространение в виде современной и эффективной формы деятельности – проект.

Архитектурное проектирование - это вид активности, который своей целью ставит создание архитектуры в процессе выполнения проекта.

Архитектурное проектирование программного обеспечения, в своей актуальной форме, одной из задач ставит создание артефакта (архитектуры), который должен обеспечить достижение результатов деятельности организаций, использующих программные продукты для реализации своих процессов.

Нужно сказать о том, что окружающий нас мир все более и более зависит от области информационных технологий в целом, а в частности от различного программного обеспечения, которое:

  • Частично или полностью автоматизирует выполнение рутинных операций, которые, как правило, являются наиболее ресурсозатратными;
  • Предоставляет уникальные возможности, связанные с "online" обменом и преобразованием информации в разных целях;
  • Оптимизирует не только использование человеческого капитала, но и затраты, связанные с содержанием недвижимого имущества;
  • И т.д.

Программные продукты – это основной элемент большинства современных высокотехнологичных доменов (сотовая связь , видеотрансляции, охранная деятельность , управление транспортным и другими видами движения и т.д.) деятельности. Сегодня очень трудно (вернее практически невозможно) найти компанию, которая не использует информационные технологии в своей деятельности.

Все, от предприятий малого бизнеса, до традиционных, консервативных по своей природе общественных, финансовых, социальных организации госсектора стремятся автоматизировать выполнение многих рутинных операций. А многие из них не смогут существовать на рынке без применения специализированного программного обеспечения. Об инновационных компаниях и значимости для них информационных технологий говорить излишне.

Информационные продукты, используемые для достижения результатов деятельности организаций, просто уже не существовали бы, а точнее не выдержали проверку временем.

Подобную проверку выдерживают те программные продукты, в процессе создания и внедрения которых была фаза проектирования архитектуры программного обеспечения.

Именно этот этап отличает "временную" программу, разрабатываемую для "залатывания дыр", от осознанного программного продукта, применять и развивать который, организации нацелены на достаточно длительном временном интервале своего жизненного цикла .

В трудах классика сферы информационных технологий - Фредерика Брукса, можно найти следующее отличие программы от программного продукта:

  • Максимально обобщённый диапазон и типы входных данных;
  • Тщательное тестирование;
  • Наличие подробной документации;
  • Программный продукт требует в 3 раза больших временных затрат, чем программа;

В нашем курсе мы будем рассматривать именно программные продукты и некоторые процессы, сопутствующие их реализации.

Именно качественные (или не очень) программные продукты формируют электронный мир программного обеспечения, который не только окружает каждого современного жителя планеты Земля, но формирует его сознание и образ поведения в нем.

Чтобы качественно поддерживать и развивать сегодняшний мир программного обеспечения необходимо целостное понимание того, что именно и каким образом надо развивать, какие ранее допущенные ошибки не следует повторять, а что из прошлого необходимо учесть и использовать сейчас и в будущем.

Программное обеспечение , лежащее в основе мира будущего, должно обеспечивать необходимые качественные характеристики, такие как:

  • Функциональность;
  • Производительность;
  • Надежность;
  • Безопасность;
  • И пр.

Теме создания таких информационных систем, а вернее архитектуре, которая будет являться ядром для подобных информационных продуктов, посвящен наш курс.

Исторические предпосылки к созданию курса. Актуальность архитектурного проектирования программного обеспечения

Начиная с середины 50-х годов ХХ века понятие архитектуры программного обеспечения стало очень широко и бурно обсуждаться в профессиональном сообществе ИТ специалистов. Связано это было с тем, что архитектуру, в её первоначальном способе применения, рассматривали только в виде необходимого базиса создаваемых информационных систем.

Немного оговоримся и уточним – в тот момент архитектуру программного обеспечения понимали как сугубо техническое понятие, т.е. набор программных и системных модулей, оптимально взаимодействующих между собой по заранее спроектированным связям и протоколам, обеспечивающим заданное эффективное функционирование программных продуктов. А программные продукты, в свою очередь , служили для узконаправленных специализированных задач, покрывавших потребности военных целей.

Со временем, по причинам постепенных "рывков" развития сферы ИТ, последующего масштабирования на все области деятельности человечества, архитектура программного обеспечения стала целиком и полностью предметом работы разработчиков программного обеспечения и в большинстве случаев, незримо подразумевалась как часть процессов жизненного цикла разработки информационных систем. Это было связано с тем, что ресурсов на создание программного обеспечения стало выделяться меньше, различные этапы "сращивались", а результатов от разработки, внедрения и применения стали ждать как можно раньше.

С учетом постепенно возрастающего количества запросов к качеству информационных продуктов, складывающегося из множества различных компонентов, так долго продолжаться не могло.

Тема архитектуры программного обеспечения, но уже не только как технического артефакта процесса разработки, обеспечивающего высокие показатели нефункциональных характеристик, но как центральной части программных продуктов, снова стала актуальной.

В последнее десятилетие созрело понимание того, что архитектура программных продуктов должна быть результатом работы не столько программистов, а специальных групп разнопрофильных профессионалов. Эти группы должны быть способны с заданным уровнем качества создать полноценную архитектуру, способную охватить многочисленные составляющие информационных продуктов.

Архитектурное проектирование, это преимущественно инженерная дисциплина, рассматривать которую только с технической или только с бизнес точки зрения не корректно. Она должна быть рассмотрена в взаимосвязаннном комплексе причин возникновения, процессов создания и, соответственно, результатов. Только так удастся установить причинно – следственные связи и выстроить оптимальную систему, на которой сможет быть спроектирована архитектура любой сложности.

Для того чтобы обеспечить результат архитектурного проектирования важно сам процесс проектирования рассматривать еще и с позиции социальной активности, которая должна контролироваться по соответствующим нормам и правилам.

Разработка архитектуры и последующего программного обеспечения это "гибкая" активность современного мира.

Доказано, что на сегодняшнем этапе развития процессов создания программного обеспечения, существующие классические инженерные практики уже не столь эффективны, как несколько лет назад. Они довольно "тяжеловесны" для непостоянных требований и изменяющихся условий окружающего мира.

Также надо отметить, что архитектура это 100% продукт "человеческой мысли", что предъявляет особые дополнительные требования к ключевым аспектам исследования данной профессиональной области.

Результат подобного отношения к архитектурному проектированию характеризует данную активность еще и как социальный объект .

Из всего сказанного следует, что большая роль человеческого фактора заложена в успешное архитектурное проектирование и создание качественного и эффективного программного продукта, поэтому в нашем курсе мы так же уделим дополнительное внимание не только инженерным аспектам архитектурного проектирования, но и социально-менеджерским характеристикам домена разработки и документирования архитектуры программного обеспечения.

Рамки и задачи курса

Разрабатывая курс, мы преследовали цель сделать его доступным и понятным широкому кругу ИТ специалистов, стремящихся развивать свои навыки в области архитектурного проектирования.

Здесь мы не претендуем на открытие "terra incognita" в области проектирования компьютерных программ. Одной из наших основных задач - синтезировать набор имеющихся мировых "best practice " рассматриваемого нами домена, переработать его, дополнить малоизвестной, но важной информацией, обогатить полученную "суть" практическими подходами к работе и методологиями, учитывающими реалии деятельности сотрудников в сфере информационных технологий и ситуацию на рынке разработки информационных программ Российской Федерации.

Другая, не менее важная задача, заключается в том, что мы стараемся пробудить интерес у наших коллег к подробному рассмотрению области разработки требований и последующего документирования архитектур программных продуктов, влияющих, по нашему мнению, на качество и эффективность программного обеспечения настоящего и будущего.

Многие вопросы, которые мы будем поднимать по ходу лекций, не имеют однозначного, а иногда и единого верного ответа. Домен архитектурного проектирования является областью, в которой принимаемые решения субъективны и зависят от многих, различных по своей природе условий, изменяющихся достаточно быстро.

Каждое принятое решение является определяющим для будущей архитектуры информационного продукта и должно быть обосновано, но при этом оно "должно" уметь гибко учитывать и реагировать на направления развития бизнес активностей, для которых оно создается.

При разработке курса мы осветим следующие "высокоуровневые" аспекты, связанные с архитектурным проектированием программного обеспечения:

  1. Характеристики архитектуры программного обеспечения:

    Будут приведены функциональные и нефункциональные/качественные характеристики архитектур, которые, в итоге, являются катализаторами в формировании основных преимуществ и недостатков разрабатываемого программного обеспечения;

  2. Требования, формирующие архитектуру программного обеспечения:

    Будут изложены основные требования, после тщательного анализа которых следует этап проектирования. В ходе этого этапа вырабатываются основные характеристики будущего программного продукта (см.п.1);

  3. Объекты архитектуры программного обеспечения и связи между ними:

    Будут перечислены объекты, объединение которых в единую систему позволит добиться результатов, ожидаемых от использования проектируемых программных продуктов;

  4. "Внешнее" окружение процесса архитектурного проектирования:

    Обзорно освятим факторы, которые будут оказывать влияние на процесс архитектурного проектирования и дальнейшего использования соответствующих программ;

  5. Процесс архитектурного проектирования:

    Опишем то, как должна выглядеть активность, в которой должны быть учтены наиболее эффективные, на сегодняшний день, методологии организации процессов архитектурного проектирования;

  6. "Пакет" документации на архитектуру ПО:

    Приведем список документов, необходимых и достаточных для последующего развития и сопровождения создаваемого программного обеспечения;

  7. Риски, связанные с архитектурой и архитектурным проектированием:

    Изложим наиболее популярные риски, которые встречаются в тех случаях, когда применение созданной архитектуры не соответствует первоначально заданным задачам и условиям её использования;

  8. Уровни архитектуры ПО:

    Приведем те представления архитектуры программного обеспечения, без которых не будет возможным её разработка и последующее использование;
  9. Подходы к созданию архитектуры ПО:

    Изложим наиболее эффективные современные методологии и принципы архитектурного проектирования программных продуктов, их преимущества и недостатки;

  10. Роль системного архитектора:

    Опишем его роль в процессе архитектурного проектирования. Перечислим те навыки и профессиональные качества, которыми должен обладать архитектор информационных продуктов;

  11. Процессы развития и сопровождения архитектуры ПО:

    Расскажем о том, как должны быть выстроены данные процессы, чтобы архитектура программного обеспечения была эффективна в заданных условиях функционирования;

В процессе решения обозначенных задач и освещения аспектов архитектуры и архитектурного проектирования будет происходить изложение материала курса. Довольно часто мы будет прерываться на небольшие паузы, в ходе которых будут приведены практические примеры, подкрепляющие и дополняющие основной материал лекций.

Первоначально планировалось включить в курс еще дополнительное количество материала, также связанного с областью проектирования архитектуры программного обеспечения, но, после первичного анализа предполагаемого объема, стало понятным, что стоит себя ограничить обозначенными выше аспектами. В противном случае мы рисковали бы тем, что курс трансформируется в обширную учебную программу, на составление которой профессиональной жизни 2 авторов будет мало.

Учитывая то, что мы приложили много усилий на ниве бизнес анализа, понятие "рамок курса" будет контролироваться нами на протяжении всего общения с Вами достаточно жестко и дисциплинированно.

Ограничения курса

Под ограничением мы понимаем тот материал, который сознательно не включен в состав курса по причине его не актуальности, "отдаленности" от основной темы.

Перечень ограничений, которыми мы "очертили" рамки нашего курса, включают в себя:

  • Организационные аспекты создания, развития и сопровождения архитектуры и процессов её проектирования:
    • Мы сознательно не стали включать в наш курс аспекты, связанные с управленческими дисциплинами. Область менеджмента обширно и подробно изучена. Для рассмотрения конкретных, интересующих Вас вопросов, можно найти специализированную литературу, но определенные специфические моменты менеджмента, влияющие на архитектуру и архитектурное проектирование, мы обязательно рассмотрим;
  • Процессы разработки кода архитектуры:
    • Процессы разработки "кода" архитектуры, это активности, которые должны следовать после того, как выполнено проектирование архитектуры. С одной стороны, учитывая реальное положение дел в области программной инженерии, нужно сказать о том, что в 60% проектов, связанных с созданием программного обеспечения, проектирование и разработка это процессы, которые выполняются параллельно, но, с другой стороны, такая практика работ является не лучшим "образчиком" создания программного обеспечения. Мы, в определенных частях нашего курса, будем учитывать этот аспект, но, "по умолчанию", абстрагируемся от его влияния. Такой принцип обучения является классическим. Это позволит нам изложить основные моменты, формирующие базисные понятия, наиболее эффективным образом. Этап "кодирования" - это следующий, после архитектурного проектирования шаг. Он будет учтен, но описывать и излагать его мы не будем.
  • Политические, социальные, экономические моменты, влияющие на образ созданного программного обеспечения:
    • Когда речь заходит о каком-то "внутреннем" процессе, а архитектурное проектирование (не архитектура) - это именно такой процесс, оказывающий влияние только на ограниченное число пользователей, то факторы "внешнего" влияния рассматриваются отдельно. Для анализа подобных факторов существует разнообразный инструментарий. В частности, можно привести в пример "PEST" анализ. При необходимости его можно изучить отдельно и использовать результаты проведенного анализа в своих исследованиях.
  • "Человеческий" фактор:
    • Пожалуй, данный аспект наших ограничений - это основная причина самых потрясающих достижений и наиболее запоминающихся провалов при проектировании архитектур программного обеспечения. "Человеческий фактор" и все его составляющие, такие как мотивация, эффективность и т.д. - это части человеческой личности, рассмотрению которых сегодня уделяется большое количество внимания ученых и специалистов, при этом нет предпосылок к тому, что эти тенденции будут ослабевать. Возможно, фокус внимания проводимых исследований сместится в более антропогенно - техническое направление, но внимание к ним со временем будет только усиливаться. При желании, любой сможет найти достаточное количество материала из данной области

Тем самым, мы даем понять нашим коллегам, что курс направлен именно на активности, связанные с разработкой требований, но при этом аспекты, рассмотрение которых необходимо для формирования базиса архитектурного проектирования мы обязательно рассмотрим в нашей работе.

Остается только сожалеть о том, что процессам разработки требований в профессиональной литературе ранее уделялось так мало внимания. Этим курсом мы постараемся заполнить существующую нишу. Особенно этот тезис касается направления разработки требований для активности архитектурного проектирования, которое на 60% определяет будущую эффективность разрабатываемых программных продуктов.