Намоточные данные тр вза 10 69 у2. Старинное зарядное устройство

Название: Зарядные устройства. Выпуск 1: Информационный обзор для автолюбителей

Год издания: Москва, 2005

Количество страниц: 192

Описание: Настоящий справочник содержит данные о различных зарядных устройствах. Материал систематизирован таким образом, чтобы читатель мог обеспечить грамотную эксплуатацию, применение, ремонт и даже изготовление зарядных устройств в домашних условиях. В книге также представлены принципиальные схемы и печатные платы зарядных устройств промышленного производства. Частные разработки помогут автолюбителям усовершенствовать и модернизировать уже имеющиеся промышленные приборы, изготовить один из предложенных вариантов или на базе огромного количества схемных решений собрать свое оригинальное устройство, объединив понравившиеся узлы и блоки из нескольких предложенных зарядных устройств. Книга будет полезна широкому кругу автомобилистов и радиолюбителей, а также работникам ремонтных служб и заводов изготавливающих электрооборудование для автомобилей.

Номер раздела

Название раздела

Количество страниц

Сокращения, принятые в справочнике

Введение

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Общие сведения

ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА

Общие сведения

Зарядные устройства работающие по закону Вудбриджа

Выпрямитель для зарядки аккумуляторов

Выпрямители полупроводниковые типа “ВПМ” и “ВПА”

Устройство зарядное

Выпрямитель для зарядки аккумуляторов “ВА-2”

Выпрямитель зарядный “ВЗУ”

Устройство зарядное “УЗ-С-12-6,3”

Выпрямительное устройство “ВУ-71М”

Зарядный аппарат “ВЗА-10-69-У2”

Универсальное зарядное устройство “УЗУ”

Устройство зарядное “Заряд-2”

Устройство питающее многоцелевого назначения “Каскад-2”

Выпрямительные устройства типа “ВСА”

Модернизация простых зарядных устройств

Зарядные устройства с лампами накаливания

Зарядное устройство-стабилизатор напряжения

Зарядное устройство на торойде от ЛАТР-2

Регулируемый источник питания для ремонта автомобильного электрооборудования и зарядки аккумуляторов

Источник для ремонта автомобильного электрооборудования и зарядки аккумуляторов

Зарядное устройство для стартерных АБ

Простое тиристорное зарядное устройство

Мощный лабораторный источник питания для ремонта электрооборудования и зарядки аккумуляторов

Маломощное зарядное устройство

Универсальные выпрямители для зарядки АБ с электронным регулированием

Зарядное устройство

Несложное зарядное устройство на ТС-200

Зарядно-восстановительное устройство

Зарядное устройство

Десульфатирующее зарядное устройство

Подзарядное устройство “Электроника-АВС”

Зарядное устройство-автомат

Автомат для зарядки аккумуляторов

Простое автоматическое зарядное устройство

Зарядное устройство с электронной защитой

Автоматическое устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов

Автоматическое зарядное устройство

Автоматическое зарядное устройство

Автоматическое зарядное устройство

Автоматическое зарядное устройство

Зарядное устройство

Зарядно-питающее устройство с расширенными эксплуатационными возможностями

Приставка-автомат к зарядному устройству

Доработка зарядного устройства

Автоматический подзарядник аккумуляторов “ПАА-12/6”

Зарядное устройство с гасящим конденсатором в первичной цепи

Подзарядное устройство

Зарядное устройство

Простое зарядное устройство

Вариант зарядного устройства

Простое зарядное устройство

Зарядное устройство-автомат

Зарядное устройство-автомат

Автоматическое зарядное устройство для АБ

Зарядное устройство

Зарядное устройство для АБ

Автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Устройство для заряда аккумуляторов

Прибор для зарядки аккумуляторов “асимметричным” током

Автоматическое зарядное устройство

Автоматическое зарядное устройство

Устройство зарядно-выпрямительное “Бархат”

Автоматические зарядные устройства с лампами накаливания

Зарядное устройство

Автоматическое зарядное устройство

Автоматическое зарядное устройство

Автомат для дозарядки АБ

Электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы

Литература

В длительном туристском походе (пешем или велосипедном) не обойтись без освещения. Фонариков, которые подзаряжаются от электросети, надолго не хватает, а туристические маршруты проходят в основном в местах, где отсутствуют линии электропередач. Решить эту проблему поможет зарядное устройство "Турист". Для этого нужно вынуть из двух фонариков малогабаритные аккумуляторы типа Д-0.25 и вделать в зарядное устройство . 1...

Зарядное устройство для малогабаритных элементов

Электропитание Зарядное устройство для малогабаритных элементов В. БОНДАРЕВ, А. РУКАВИШНИКОВ г. Москва Малогабаритные элементы СЦ-21, СЦ-31 и другие используются, например, в современных электронных наручных часах. Для их подзарядки и частичного восстановления работоспособности, а значит, продления срока службы, можно применить предлагаемое зарядное устройство (рис. 1). Оно обеспечивает ток зарядки 12 мА, достаточный для "обновления" элемента через 1,5...3 часа после подключения к устройству. рис. 1 На диодной матрице VD1 выполнен выпрямитель, на который подается сетевое напряжение через ограничительный резистор R1 и конденсатор С1. Резистор R2 способствует разрядке конденсатора после отключения устройства от сети. На выходе выпрямителя стоит сглаживающий конденсатор С2 и стабилитрон VD2, ограничивающий выпрямленное напряжение на уровне 6,8 В. Далее следуют источник зарядного тока, выполненный на резисторах R3, R4 и транзисторах VT1-VT3, и сигнализатор окончания зарядки, состоящий из транзистора VT4 и светодиода HL). Как только напряжение на заряжаемом элементе возрастет до 2,2 В, часть коллекторного тока транзистора VT3 потечет через цепь индикации. Зажжется светодиод HL1 и просигнализирует об окончании цикла зарядки. Вместо транзисторов VT1, VT2 можно использовать два последовательно включенных диода с прямым напряжением 0,6 В и обратным напряжением более 20 В каждый, вместо VT4 - один такой диод, а вместо диодной матрицы - любые диоды на обратное напряжение не менее 20 В и выпрямленный ток более 15 мА. Светодиод может быть любой прочий, с постоянным прямым напряжением приблизительно 1,6 В. Конденсатор С1 - бумажный, на номинальное напряжение не ниже 400 В, оксидиый конденсатор С2-К73-17 (можно К50-6 на напряжение не ниже 15 В). Детали устройства смонтированы на печатной плате (рис. 2), которая помещена в корпус из полистирола. На корпусе укреплена сетевая вилка ХР1 и установлены контакты для подключения элемента. (Радио...)1...

ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

Автомобильная электроника ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ К.СЕЛЮГИН, г.Новороссийск, Краснодарского края. Кислотные аккумуляторы "не любят длительного пребывания без работы". Глубокий саморазряд бывает губителен для них. Если авто ставится на долгосрочную стоянку, то возникает проблема: что совершать с аккумулятором. Его либо отдают кому-нибудь в работу, либо продают, что одинаково неудобно. Я предлагаю довольно простое устройство , которое может служить как для зарядки аккумуляторов, так и для их долгосрочного хранения в рабочем состоянии. Со вторичной обмотки трансформатора Т1, ток в которой ограничен включением последовательно с первичной обмоткой балластного конденсатора (С1 или С1+С2), ток подается на диодно-тиристорный мост, нагрузкой которого является аккумуляторная батарея (GB1). В качестве регулирующего элемента применен автомобильный регулятор напряжения генератора (РНГ) на 14 В любого типа, предназначенный для генераторов с заземленной щеткой. Мною опробованы регулятор типа 121.3702 и интегральный -Я112А. При использовании "интегралки" выводы "Б" и "В" соединяются совместно и с "+" GB1. Вывод "Ш" соединяется с цепью управляющих электродов тиристоров. Таким образом, на аккумуляторной батарее поддерживается напряжение 14В при зарядном токе, определяемом емкостью конденсатора С2, которая ориентировочно рассчитывается по формуле: где Iз - зарядный ток (А), U2 - напряжение вторичной обмотки при"нормальном"включении трансформатора (В), U1 - напряжение сети. Трансформатор - любой, мощностью 150...250 ВА, с напряжением на вторичной обмотке 20...36 В. Диоды моста - любые на номинальный ток не менее 10 А. Тиристоры - КУ202 В, Г и т.д. S1 служит для переключения режимов зарядки и хранения. Ток зарядки выбирается равным 0,1 от численного значения емкости аккумулятора, а ток хранения - 1...1.5А. Если есть вероятность, то периодически, примерно один раз в две недели, желательно производить разряд аккумуляторной батареи током 2Iз с контролем температуры электролита. Настройки устройство прак1...

Зарядное устройство для 3-6-вольтовых аккумуляторов

Предлагаемое зарядное устройство разработано для зарядки стабильным током в первую очередь шахтерских аккумуляторов, именуемых в народе "коногонкой". Саморазряд у этих аккумуляторов очень большой. А это означает, что уже через месяц, более того без нагрузки тот самый аккумулятор надобно заряжать. Устройство несложно доработать и для зарядки 12-вольтовых аккумуляторов, подходит оно (без доработки) и для зарядки 6-вольтовых аккумуляторов. Схема зарядного устройства очень проста (см. рисунок). Выпрямитель и трансформатор на схеме не показаны. Вторичная обмотка обеспечивает ток в нагрузке более 3 А при напряжении 12 В. Выпрямитель мостового типа на диодах Д242А, фильтрующий конденсатор - 2000 мкФх50 В (К50-6). Полевой транзистор типа КП302Б (2П302Б, КП302БМ) с начальным током стока 20-30 мА. Стабилитрон VD1 типа Д818 (Д809). Транзистор типа КТ825 с любой буквой. Его можно сменить схемой Дарлингтона, например, КТ818А и КТ814А и т.д. Резистор R1 типа МЛТ-0,25; резистор R2 типа ППЗ-14, но полностью подойдет и с графитовым покрытием; R3 - проволочный (нихром - 0,056 Ом/см). Транзистор VT2 размещен на ребристом теплоотводе с охлаждающей поверхностью приблизительно 700 см. Электролитический конденсатор С1 любого типа. Конструктивно схема выполнена на печатной плате, расположенной вблизи транзистора VT2. Чтобы заряжать и 12-вольтовые аккумуляторы, следует предусмотреть вероятность увеличения на 6 В переменного напряжения на вторичной обмотке сетевого транзистора зарядного устройства. Данную схему использовали так же, как приставку к блоку питания (подойдет и не стабилизированный источник напряжения). Достоинство данной схемы - не боится коротких замыканий по выходу, поскольку представляет собой фактически генератор стабильного тока. Величина этого тока зависит в первую очередь от смещения, которое устанавливают переменным резисторов R2. Схема аналогична включению с общей базой в усилителях мощности звуковых частот. Иногда транзисторы типа КТ825 переходят в режим генерации. Поэтому при длинном проводнике, ведущем от базы транзистора VT2 к движку резистора R2, следует включить прибавочный резистор сопротивлением до 1 кОм. Его припаивают непосредственно к отводу базы транзистора VT2. А.Г.Зызюк, г.Луцк. 1...

Автоматическое зарядное устройство для Ni-Cd-аккумуляторов

Электропитание Автоматическое зарядное устройство для Ni-Cd-аккумуляторов Huynh Trung Hung, Париж, Франция Хотя понятно много способов эффективной зарядки никель-кадмиевых (аккумуляторных) батарей, описываемая схема уникальна тем, что объединяет почти все их преимущества. Так, она вырабатывает постоянный зарядный ток, роль которого может лежать в диапазоне 0,4-1,0 А. Схема может работать либо от сети переменного тока 220 В, либо от 12-В батареи. Заряжаемая батарея защищена от перезаряда благодаря автоматическому отключению схемы при достижении заданного уровня напряжения на батарее. Более того, тот самый уровень можно подстраивать. Наконец, схема недорога и защищена от коротких замыканий. Если батарея разряжена, то напряжение на инвертирующем входе операционного усилителя U1 будет ниже напряжения на неинвертирующем входе, устанавливаемом посредством потенциометра R1 (см. рисунок). Вследствие этого выходное напряжение U1 будет примерно равно положительному напряжению питания, что приведет к отпиранию транзистора Q1, а также транзистора Q2, который будет работать в режиме генератора постоянного зарядного тока. Уровень этого тока можно найти из соотношения (Vd-Vbe)/R6, где Vd-напряжение между его базой и эмиттером. Этим током, протекающим дальше через диод D8, и заряжается Ni-Cd-батарея. При этом будет пылать светодиод D7, индицируя тем самым протекание процесса зарядки, и являясь индикатором рабочего режима. По мере зарядки батареи напряжение на ней увеличивается, что приводит к возрастанию напряжения на инвертирующем входе U1, пока оно не сравняется с Vin. В тот самый момент выходное напряжение U1 падает до потенциала земли, и транзисторы Q1 и Q2 запираются, предотвращая тем самым перезаряд батареи. Задаваемый предельный уровень выходного напряжения, Vout, можно вычислить из соотношения Vout=Vin(R7+R8)/R8. При приведенных значениях компонентов схема вырабатывает зарядный ток 400 мА, который можно изменять, подбирая R6 до достижения максимального значения, равного 1 А. Задаваемый уровень зарядного напряжения следует устанавливать при отключенной батарее. Диод D8 предотвращает разряд в обратном направлении в случае отключения сети или 12-В источника питания. Для 7,2-В Ni-Cd-батареи, задаваемое роль 1...

ЗУ шахтерского фонаря

Данное зарядное устройство (ЗУ) рассчитано на зарядку аккумуляторов емкостью до 10 А-ч. "Сердцем" устройства является интегральный стабилизатор напряжения DA1 и транзисторы VT1 и VT2, образующие генератор тока. Ток задается резисторами R3 и R4. Переключателем SA1 можно изменять величину тока (1 или 0,08 А). При указанном положении SA1 задается ток 1 А, который является зарядным (0,1 от емкости), а 0,08 А - подзарядным для аккумулятора 10 Ач. VT3 и VT4 сообща с HL2 и HL3 образуют цепи индикации соответствующего режима. Детали. Диоды - КД202 или любые другие средней мощности. Вместо КТ817 можно установить KT815, КТ604; вместо КТ805А - КТ805АМ, БМ или любые другие п-р-п мощные транзисторы. Трансформатор - любой со вторичной обмоткой на 15...18 В, рассчитанной на ток 2...4 A. VT2 надобно установить на радиаторе. Налаживание. Вместо аккумулятора к клеммам GB1 подключают амперметр и подбирают R1 и R2 до получения нужного значения тока. И.САГИДОВ, с.Щара, Дагестан,1...

Ремонт зарядного устройства для MPEG4-плеера

После двух месяцев эксплуатации вышло из строя "безымянное" зарядное устройство к карманному проигрывателю MPEG4/MP3/WMA. Схемы его, конечно, не было, поэтому пришлось составить ее по монтажной плате. Нумерация активных элементов на ней (рис.1) - условная, остальные соответствуют надписям на печатной плате. Узел преобразователя напряжения реализован на маломощном высоковольтном транзисторе VT1 типа MJE13001, узел стабилизации выходного напряжения произведен на транзисторе VT2 и оптроне VU1. Кроме того, транзистор VT2 защищает VT1 от перегрузки. Транзистор VT3 предназначен для индикации окончания зарядки аккумуляторов. При осмотре изделия оказалось, что транзистор VT1 "ушел на обрыв", a VT2 - пробит. Сгорел также резистор R1. На поиск и устранение неисправностей ушло не более 15 минут. Но при грамотном ремонте любою радиоэлектронного изделия обычно недостаточно одного лишь устранения неисправностей, надобно ещё узнать причины их возникновения, чтобы подобное не повторилось. Как оказалось, во час работы зарядного устройства более того при отключенной нагрузке и открытом корпусе транзистор VT1, выполненный в корпусе ТО-92, разогревался до температуры приблизительно 90°С. Поскольку, поблизости не было более мощных транзисторов, подходящих на замену MJE13001, я решил приклеить к нему небольшой теплоотвод. Фотография зарядного устройства показана на рис.2. Дюралюминиевый радиатор размерами 37x15x1 мм приклеен к корпусу транзистора теллопроводящим клеем "Радиал". Этим же клеем можно приклеить радиатор и к монтажной плате. С теплоотводом температура корпуса транзистора снизилась до 45...50°С. Причина изначально сильного нагрева транзистора VT1. быть может, кроется в "упрощении" при сборке его демпферной цепи. Рисунок и топология печатной платы дают основание полагать, что вместо резистора R10 сопротивлением 100 кОм в коллекторной цепи транзистора VT1 должны стоять два конденсатора и диод. Это зарядное устройство на холостом ходу потребляет от сети 220 В ток приблизительно 3.5 мА. а при токе нагрузки 200 мА - приблизительно 18 мА. После несложных вычислений видно, что его КПД - приблизительно 25%. Правильно спроектированный маломощный лине1...

Зарядное устройство для герметичных кислотно-свинцовых аккумуляторов

Многие из нас для освещения в случае отключения электроэнергии используют импортные фонари и светильники. Источник питания в них - герметичные кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи небольшой емкости, для зарядки которых применяют встроенные примитивные зарядные устройства, не обеспечивающие нормального режима. В результате срок службы батареи немаловажно уменьшается. Поэтому надобно применять более совершенные зарядные устройства, исключающие возможную перезарядку батареи. Подавляющее большинство промышленных зарядных устройств ориентировано на эксплуатацию совместно с автомобильными аккумуляторными батареями, поэтому их применение для зарядки батарей малой емкости нецелесообразно. Применение специализированных импортных микросхем экономически невыгодно, поскольку цена(у) такой микросхемы порой в несколько раз превышает цена(у) самого аккумулятора. Автор предлагает свой вариант зарядного устройства для подобных аккумуляторных батарей. Мощность, выделяемая на этих резисторах, Р = R.Iзар2 = 7,5. 0,16 = 1,2 Вт. Для уменьшения степени нагрева в ЗУ применены два резистора по 15 Ом мощностью 2 Вт, включенных параллельно. Вычислим сопротивление резистора R9: R9=Uобр VT2 . R10/(Iзар. R - Uобр VT2)=0,6 . 200/(0,4 . 7,5 - 0.6) = 50 Ом. Выбираем резистор с ближайшим к рассчитанному сопротивлением 51 Ом. В устройстве применены импортные оксидные конденсаторы Реле JZC-20F с напряжением срабатывания 12 В. Можно применить и другое реле, имеющееся в наличии, однако в этом случае придется подкорректировать печатную плату. Диоды 1N4007 (VD1 - VD5) заменимы любыми, выдерживающими ток, минимум вдвое больший зарядного. Указанные на схеме транзисторы допустимо заместить на любые из серий КТ503 (VTI) и KT3I02 (VT2). Вместо микросхемы КР142ЕН12А можно использовать импортный аналог LM317T. В любом случае ее надобно разместить на теплоотводе, площадь которого зависит от зарядного тока, напряжения на конденсаторе С1 и АБ. В авторском варианте использован теплоотвод размерами 60x80 мм. Трансформатор Т1 должен обеспечивать на вторичной обмотке переменное напряжение 14...17 В при токе нагрузки приблизительно 0,5 А. Возможно применение трансформатора с большим выходным напряжением, 1...

Старинное зарядное устройство

Недавно мне удалось забежать вовнутрь небольшой коробочки, изготовленной (по надписям на деталях) примерно 1970 г. Это было исправное ЗУ для 6-вольтовой аккумуляторной батареи мотоцикла "ИЖ-Юпитер" (см. рисунок)! Почему ЗУ сохранилось, ведь множество схем 80-90 гг. изготовления давнехонько сгорели? Силовой трансформатор Т1 включен "классически" - с переключателем напряжения сети S1. Вторичная обмотка Т1 имеет отвод от середины и подключена к двухполупериодному выпрямителю на селеновых выпрямительных диодах VD1,2. Общая точка диодов ("минус" выхода) соединена с корпусом, поэтому выпрямительные шайбы закреплены непосредственно на металлическом корпусе, что существенно облегчает их тепловой режим. Заметим, что селеновые шайбы после перегрузки могли "залечивать" участки перегрева, что не характерно для современных полупроводников. После выпрямительных диодов включена цепочка проволочных сопротивлений, выполненных намоткой на двухваттных сопротивлениях типа ВС. Именно это новшество защитило ЗУ от выхода из строя при неизбежных в эксплуатации КЗ и переполюсовках! Выпрямленный ток проходит через резистор R1 и соединенную с ним параллельно сигнальную лампу НИ. Дальше в цепь "плюсового" провода включен резистор R2, который может шунтироваться переключателем S2. При зарядке батареи аккумуляторов (6 В) S2 должен быть замкнут и ток ограничивается только резистором R1. При зарядке одного элемента батареи (2 В) переключатель S2 разрывает шунтирующую цепь и сила тока ограничивается уже двумя последовательно соединенными резисторами R1 и R2. Такой режим работы позволяет "довести" каждый ингредиент батареи до номинального заряда (раньше на аккумуляторных батареях были доступны клеммы каждого элемента), что помогало увеличить срок службы батареи. В обоих режимах лампа НИ индицирует прохождение тока, это позволяет без амперметра диагностировать качество контактов или отсутствие напряжения в розетке сети. Такая схема ЗУ есть промежуточным звеном между сжигаемыми ("совковыми") и надежными конструкциями . Создана она, видимо, после хрущевской "оттепели". По каким же причинам позже начали множить конструкции ЗУ без ограничительных элементов после выпрямителя (такие схемы повреждались как при КЗ выхода, так и при переполюсовке более того без включения в электросеть)?! Причины были не только экономические (продать большое1...

ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАРТЕРНЫХ БАТАРЕЙ АККУМУЛЯТОРОВ

Автомобильная электроника ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАРТЕРНЫХ БАТАРЕЙ АККУМУЛЯТОРОВ Простейшее зарядное устройство для автомобильных и мотоциклетных аккумуляторных батарей, как правило, состоит из понижающего трансформатора и подключенного к его вторичной обмотке двухполупериодного выпрямителя . Последовательно с батареей включают мощный реостат для установки необходимого зарядного тока. Однако такая конструкция получается очень громоздкой и излишне энергоемкой, а другое способы регулирования зарядного тока обычно ее существенно усложняют. В промышленных зарядных устройствах для выпрямления зарядного тока и изменения его значения иногда применяют тринисторы КУ202Г. Здесь следует отметить, что прямое напряжение на включенных тринисторах при большом зарядном токе может добиваться 1,5 В. Из-за этого они сильно нагреваются, а по паспорту температура корпуса тринистора не должна превышать +85°С. В таких устройствах приходится принимать меры по ограничению и температурной стабилизации зарядного тока, что приводит к дальнейшему их усложнению и удорожанию. Описываемое ниже сравнительно простое зарядное устройство имеет широкие пределы регулирования зарядного тока - практически от нуля до 10 А - и может быть использовано для зарядки различных стартерных батарей аккумуляторов на напряжение 12 В. В основу устройства (см. схему) положен симисторный регулятор, опубликованный в , с дополнительно введенными маломощным диодным мостом VD1 - VD4 и резисторами R3 и R5. После подключения устройства к сети при плюсовом ее полупериоде (плюс на верхнем по схеме проводе) начинает заряжаться конденсатор С2 через резистор R3, диод VD1 и последовательно соединенные резисторы R1 и R2. При минусовом полупериоде сети тот самый конденсатор заряжается через те же резисторы R2 и R1, диод VD2 и резистор R5. В обоих случаях конденсатор заряжается до одного и того же напряжения, меняется только полярность зарядки. Как только напряжение на конденсато-ре достигнет порога зажигания неоновой лампы HL1, она зажигается и конденсатор быстро разряжается через лампу и управляющий электрод сммистора VS1. При этом симистор открывается. В конце полупериода симистор закрывается. Описанный процесс повторяется в каждом полупериоде 1...

РЕГЕНЕРАЦИЯ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И БАТАРЕЙ

Электропитание РЕГЕНЕРАЦИЯ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И БАТАРЕЙ И. АЛИМОВ Амурская обл. Идея восстановления разряженных гальванических элементов подобно аккумуляторным батареям не нова. Восстанавливают элементы с помощью специальных зарядных устройств. Практически установлено, что лучше других поддаются регенерации наиболее распространенные стаканчиковые марганцево-цинковые элементы и батареи, такие, как 3336Л (КБС-Л-0,5), 3336Х (КБС-Х-0,7), 373, 336. Хуже восстанавливаются галетные марганцево-цинковые батареи "Крона ВЦ", БАСГ и другие. Наилучший способ регенерации химических источников питания - пропускание через них асимметричного переменного тока, имеющего положительную постоянную составляющую. Простейшим источником асимметричного тока является однополупериодный выпрямитель на диоде, шунтированном резистором. Выпрямитель подключают к вторичной низковольтной (5-10 в) обмотке понижающего трансформатора, питающегося от сети переменного тока. Однако такое зарядное устройство имеет невысокий к. п. д.- приблизительно 10% и, кроме этого, заряжаемая батарея при Случайном отключении напряжения, питающего трансформатор, может разряжаться. Лучших результатов можно добиться, если применять зарядное устройство , выполненное по схеме, представленной на рис.1. В этом устройстве вторичная обмотка II питает два отдельных выпрямителя на диодах Д1 и Д2, к выходам которых подключены две заряжаемые батареи Б1 и Б2. рис. 1 Параллельно диодам Д1 и Д2 включены конденсаторы C1 и С2. На рис. 2 показана осциллограмма тока, проходящего через батарею. Заштрихованная часть периода - это час, в течение которого через батарею протекают импульсы разрядного тока. рис. 2 Эти импульсы, очевидно, особым образом влияют на ход электрохимических процессов в активных материалах гальванических элементов. Процессы, происходящие при этом, ещё недостаточно изучены и описания их нет в популярной литературе. При отсутствии импульсов разрядного тока (что бывает при отсоединении конденсатора, включенного параллельно диоду) регенерация элементов практически прекращалась. Опытным1...

Пусковое зарядное устройство

Запуск двигателя автомобиля с изношенным аккумулятором в зимнее час требует много времени. Плотность электролита после длительного хранения существенно уменьшается, появление крупнокристаллической сульфатации повышает внутреннее сопротивление аккумулятора, снижая его стартовый ток. Вдобавок, зимой увеличивается вязкость машинного масла, что требует от источника пускового тока большей стартовой мощности. Выходов из этого положения несколько: - подогреть масло в картере; - "прикурить" от прочий машины с хорошим аккумулятором; - завести "с толкача"; - ожидать потепления. - использовать пусковое зарядное устройство (ПЗУ). Последний вариант наиболее предпочтителен при хранении автомобиля на платной стоянке или в гараже, где есть подводка сети Кроме того. ПЗУ позволит не только запустить автомашина, но и ускоренно воссоздать и зарядить не один аккумулятор. В большинстве промышленных ПЗУ стартовый аккумулятор подзаряжается от блока питания небольшой мощности (номинальный ток- 3...5 А), которого недостаточно для прямого отбора тока стартером автомобиля Хотя емкость внутренних стартерных аккумуляторов ПЗУ очень велика (до 240 Ач), после нескольких пусков они все равно "садятся", а ускоренно воссоздать их заряд невозможно. Масса такого блока превышает 200 кг, так что подкатить его к машине нелегко и вдвоем. Пусковое зарядно-восстановительное устройство (ПЗВУ), предложенное лабораторией "Автоматики и телемеханики" иркутского Центра технического творчества молодежи, отличается от заводского прототипа небольшой массой и автоматически поддерживает рабочее состояние аккумулятора, независимо от времени хранения и времени использования. Даже при отсутствии внутреннего аккумулятора ПЗВУ способно кратковременно отдавать пусковой ток до 100 А. Режим регенерации представляет собой чередование равных по времени им- пульсов тока и пауз, что ускоряет восстановление пластин и снижает температуру электролита со снижением выброса сероводорода и кислорода в атмосферу. Схема пускового зарядного устройства (рис.1) состоит из симисторного регулятора напряжения (VS1). силового трансформатора (T1), выпрямителя на мощных диодах (VD3, VD4) и стартерного аккумулятора (GB1). Ток буферной подзарядки устанавливается регулятором тока на симисторе VS1, ток которого в зависимости от емкости акк1...

Применение интегрального таймера для автоматического контроля напряж

Электропитание Применение интегрального таймера для автоматического контроля напряжения при зарядке аккумуляторов Макгоуэн Фирма Stoelting Co. (Чикаго, шт. Иллинойс) На основе интегрального таймера типа 555 можно собрать автоматическое зарядное устройство для аккумуляторных батарей. Назначением такого зарядного устройства является поддержание в полностью заряженном состоянии резервной аккумуляторной батареи для питания какого-либо измерительного устройства. Такая батарея постоянно остается подключенной к сети переменного тока независимо от того, используется она в в данный момент для питания устройства или нет. В автоматическом зарядном устройстве из состава схемы интегрального таймера используются оба компаратора, логический триггер и мощный выходной усилитель. Опорный стабилитрон D1 при посредстве внутреннего резистивного делителя, имеющегося в ИС таймера, подает опорные напряжения на оба компаратора. Напряжение на выходе таймера (вывод 3) переключается между уровнями 0 и 10 В. При калибровке схемы вместо батареи никель-кадмиевых аккумуляторов включают регулируемый источник напряжения постоянного тока. Потенциометр "Выключение" устанавливают на требуемое конечное напряжение зарядки батареи (обычно 1,4 В на элемент), в потенциометр "Включение" - на требуемое начальное напряжение зарядки (обычно 1,3 В на элемент). Резистор R1 сдерживает рабочий ток схемы на уровне менее 200 мА при любых условиях. Диод D2 предотвращает разряд батареи через таймер, когда последний пребывает в состоянии "выключено". Конденсатор служит для блокировки колебаний во час перехода схемы в состояние "выключено". Если требуется, делитель в цепи обратной связи можно развязать емкостью, чтобы улучшить помехозащищенность схемы во час переходных процессов. 1...

Схема десульфатирующего зарядного устройства

Автомобильная электроника Схема десульфатирующего зарядного устройства Схема десульфатирующего зарядного устройства предложена Самунджи и Л. Симеоновым. Зарядное устройство выполнено но схеме одпополупериодного выпрямителя на диоде VI с параметрической стабилизацией напряжения (V2) и усилителем тока (V3, V4). Сигнальная лампочка Н1 горит при включенном в сеть трансформаторе. Средний зарядный ток приблизительно 1,8 А регулируется подбором резистора R3. Разрядный ток задается резистором R1. Напряжение на вторичной обмотке трансформатора равно 21 В (амплитудное важность 28 В). Напряжение на аккумуляторе при номинальном зарядном токе равно 14 В. Поэтому зарядный ток аккумулятора возникает лишь тогда, когда амплитуда выходного напряжения усилителя тока превысит напряжение аккумулятора. За пора одного периода переменного напряжения формируется один импульс зарядного то-ка в течение времени Тi. Разряд аккумулятора происходит в течение времени Тз= 2Тi. Поэтому амперметр показывает среднее важность зарядного тока, равное примерно одной трети от амплитудного значения суммарного зарядного и разрядного токов. В зарядном ycтройстве можно использовать трансформатор ТС-200 от телевизора. Вторичные обмотки с обеих катушек трансформатора снимают и проводом ПЭВ-2 1,5 мм наматывают новую обмотку, состоящую из 74 витков (по 37 витков на каждой катушке). Транзистор V4 устанавливают на радиатор с эффективной площадью поверхности приблизительно 200 см кв. Детали: Диоды VI типа Д242А. Д243А, Д245А. Д305, V2 один или два включенных последовательно стабилитрона Д814А, V5 типа Д226: транзисторы V3 типа КТ803А, V4 типа КТ803А или КТ808А. При настройке зарядного устройства следует подобрать напряжение на базе транзистора V3. Это напряжение снимается с движка потенциометра (470 Ом), подключенного параллельно стабилитрону V2. В этом случае резистор R2 выбирают с сопротивлением приблизительно 500 Ом. Перемещением движка потенциометра добиваются, чтобы среднее важность зарядного тока разнялось 1,8 А.1...

ЗАРЯДКА СТАБИЛЬНЫМ ТОКОМ

Электропитание ЗАРЯДКА СТАБИЛЬНЫМ ТОКОМ Существует несколько методов зарядки аккумуляторов: постоянным током с контролем напряжения на заряжаемом аккумуляторе; при постоянном напряжении, контролируя ток зарядки; по Вубриджу (правилу ампер-часов) и др. Каждый из перечисленных способов имеет как преимущества, так и недостатки. Справедливости ради следует отметить, что самым распространенным, да и надежным, остается все же зарядка постоянным током. Появление микросхемных стабилизаторов напряжения, позволяющих работать в режиме стабилизации тока, делает применение этого способа ещё более привлекательным. Кроме того, только зарядка постоянным током обеспечивает наилучшее восстановление емкости аккумулятора, когда процесс разбивают, как правило, на две ступени: заряжают номинальным током и вдвое меньшим. Например, номинальное напряжение батареи из четырех аккумуляторов Д-0,25 емкостью 250 мА-ч - 4,8...5 В. Номинальный зарядный ток обычно выбирают равным 0,1 от емкости - 25 мА. Заряжают таким током до тех пор, пока напряжение на аккумуляторной батарее не достигнет 5,7...5,8 В при подключенных клеммах зарядного устройства, а далее в течение двух-трех часов продолжают заряжать током приблизительно 12 мА. Зарядное устройство (см. схему) питают выпрямленным напряжением 12В. Сопротивление токоограничительных резисторов рассчитывают по формуле: R = Uст / I, где Uст - напряжение стабилизации микросхемного стабилизатора; I -зарядный ток. В рассматриваемом случае Ucт = 1,25 В; соответственно сопротивление резисторов - R1 = 1,25 / 0,025 = = 50 Ом, R2= 1,25/0,0125 =100 Ом. В устройстве можно применить микросхемы SD1083, SD1084, ND1083 или ND1084. Стабилизатор надобно установить на теплоотвод. Можно снизить напряжение питания зарядного устройства и тем самым уменьшить выделяемую на стабилизаторе мощность, однако целесообразно питать таким напряжением, чтобы иметь вероятность заряжать и другие типы аккумуляторных батарей. От редакции. Близкий аналог стабилизатора SD1083 - отечественная микросхема КР142ЕН22. Применим и стабилизатор КР142ЕН12. В. СЕВАСТЬЯНОВ, г. Воронеж (Радио 12-98)1...

ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРОВ АСИММЕТРИЧНЫМ ТОКОМ

Автомобильная электроника ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРОВ АСИММЕТРИЧНЫМ ТОКОМ Значительно лучших эксплуатационных характеристик аккумуляторов можно достичь, если их зарядку производить асимметричным томом. Схема устройства зарядки, реализующая такой принцип, показана на рисунке. При положительном полупериоде входного переменного напряжения ток протекает через элементы VD1, R1 и стабилизируется диодом VD2. Часть стабилизированного напряжения через переменный резистор R3 подается на базу транзистора VT2. Транзисторы VT2 и VT4 нижнего плеча устройства работают как генератор тока, величина которого зависит от сопротивления резистора R4 и напряжения на базе VT2. Зарядный ток в цепи аккумулятора протекает по элементам VD3, SA1.1, РА1, SA1.2, аккумулятор, коллекторный перепад транзистора VT4, R4. При отрицательном полупериоде переменного напряжения на диоде VD1 рабо-та устройства аналогична, но работает верхнее плечо - VD1 стабилизирует отрицательное напряжение, которое регулирует протекающий по аккумулятору ток в обратном напряжении (ток разрядки). Показанный на схеме миллиамперметр РА1 используется при первоначальной настройке, в дальнейшем его можно отключить, переведя переключатель в другое положение. Такое зарядное устройство обладает следующими преимуществами:1. Зарядный и разрядный токи можно регулировать независимо товарищ от друга. Следова-тельно, в данном устройстве может быть применять аккумуляторы с различной величиной энергоемкости.2. При каких-либо пропаданиях переменного напряжения каждое из плеч закрывается и через аккумулятор ток не протекает, что защищает аккумулятор от самопроизвольной разрядки. В данном устройстве из отечественных элементов можно применить в качестве VD1 и VD2 - KC133A, VT1 и VT2 - КТ315Б или КТ503Б. Остальные элементы выбираются в зависимости от зарядного тока. Если он не превышает 100 мА, то в качестве транзисторов VT3 и VT4 следует применить КГ815 или КТ807 с любыми буквенными индексами (расположить на теплоотводе с площадью теплорассеиваюшей поверхности 5...15 кв.см), а в качестве диодов VD3 и VD4 - Д226, КД105 тоже с любыми буквенными индексами.1...

Живая и мертвая вода

Я убедился на себе в достоинствах "живой" (лечение насморка, ангины) и "мертвой" (полиартрита) воды. Однако если использовать водопроводную воду (хлорированную), то при обработке она закипает и образует буро-зеленую пену (минеральные соли + хлор) один вид которой способен на корню "потопить" идею . Правда, сразу разделив воду на фракции ("живую" и "мертвую"), можно профильтровать каждую в отдельности и отделаться от этой пены, но все же это вызывает сомнения в качестве полученной воды. Чтобы обойтись без пены, лучше использовать колодезную или минеральную воду (не газированную) и уж в крайнем случае, кипяченую (остуженную и профильтрованную) водопроводную воду. Вы падение осадка - нормальное явление. Для хранения влага должна отстояться (в отдельных сосудах), после чего се нужно осторожно спить. Хранить готовую воду лучше всего в холодильнике. Сам метод в принципе исключает применение дистиллированной или дождевой (снеговой) воды, так как она не содержит растворенных солей. Для получения "живой" и "мертвой" воды методом электролиза довольно тока 5 мА. Поэтому установка может питаться от сети (рис.1а), аккумуляторов (рис.1б) или гальванических элементов (рис.1 в). Гасящие конденсаторы С1.С2 (рис.1 а) используются типов К73-17, К40У-9 или БМТ-2. Конденсаторы можно сменить одним резистором (43 кОм, 2,2 Вт). Конструктивное использование устройства показано на рис.2. В нем применяется "ущербная" ("неприемная") стеклянная банка 9 емкостью 1 л с подходящей крышкой1. Для крепления мешочка 4 с "мертвой" (*+") водой служат "крокодилы"3. Мешочек 4 можно сменить стаканчиком из обожженной, но неглазурованной глины. 8 крышке 1 предусмотрены отверстия 6, что позволяет заливать воду в собранное устройство поочередно (сначала у плюсового, потом у минусового электрода) через лейку и обеспечивает выход газов, образующихся при электролизе. Верхняя крышка 2 предохраняет от случайного прикосновения к высоковольтным цепям. Распорка 7 необходима, чтобы полиэтиленовая крышка 1 не прогибалась при нажатии пальцами на "крокодилы"3. К ней также крепится шурупом крышка2. Другие элементы конструкции крепятся саморезами 02,5 мм в проколотые шилом отверстия в полиэтиленовой крышке1.1...

Автоматическое ЗУ для малогабаритных аккумуляторов

Разработанное автоматическое зарядное устройство (АЗУ) позволяет заряжать малогабаритные аккумуляторы МРЗ-плееров. цифровых фотокамер, фонарей и т.д. от сети. Применение ею позволяет отказаться от нескольких зарядных устройств и производить полную разрядку аккумуляторов с поставленной задачей устранения "эффекта памяти", которым обладают просторно распространенные никель-кадмиевые (Ni-Cd) аккумуляторы. АЗУ реализует патент РФ на полезную модель №49900 от 04.08.2006 г. Прототипом для него послужило зарядное устройство из . Основные особенности АЗУ обеспечиваются применением интегральной микросхемы TL431 (регулируемого стабилитрона) и использованием генератора переменного тока на основе реактивного элемента (в данном варианте - конденсатора). АЗУ обеспечивает зарядку "пальчиковых" аккумуляторов типоразмеров AAA и АА стабильным током 155 мА от сети (220 8, 50 Гц). Оно может использоваться и при меньших значениях напряжения сети с пропорциональным уменьшением зарядного тока. Стабильность зарядного тока всецело определяется стабильностью рис.1 питающего АЗУ переменного напряжения.В начале заряда батареи аккумуляторов светится сигнальный светодиод, перед окончанием зарядки он начинает мигать, а потом полностью выключается. АЗУ обеспечивает автоматическое снижение зарядного тока (не менее, чем на порядок) при достижении ЭДС заряженной батареи и световую индикацию этого режима. В автономном режиме работы (без подключения к сети) производится автоматический разряд аккумулятора до напряжения приблизительно 0,6 В со световой индикацией процесса. При полностью заряженном аккумуляторе такой разряд начинается с тока примерно 200 мА. Разряд всей батареи аккумуляторов нерационален, т.к. может усугублять не идентичность составляющих ее аккумуляторов. Схема АЗУ показана на рис.1. Устройство содержит: - токоограничивающие конденсаторы С1. С2; - резисторы защиты R1, R2; - мостовой выпрямитель VD1; - цепи регулирования и индикации СЗ, R3. HL1, R4, R5, VD3, DA1, VS1, VT1; - развязывающий диод VD2; - цепи заряда R6. R7| C4, G81; - цепи разряда К1. R8. HL2. SB1. GB1. Работает АЗУ следующим образом. Конденсаторы С1 и С2 для переменного тока являются реактивными балластными сопротивлениями и за счет этого обеспечивают ток примерно 155 мА. Для разрядки конденсаторов после выключения устройства служит резистор R1, шунтирующий конденсаторы. Резистор R2 сдерживает амплитуду пускового тока при1...

Использование оптрона в цепи обратной связи стабилизатора напряжения

Электропитание Использование оптрона в цепи обратной связи стабилизатора напряжения или зарядного устройства L. A. Cherkason. Фирма Mt. ISA Mines L>td. (Квинсленд, Австралия) Простая недорогая схема, которая одновременно выполняет функции стабилизатора и зарядного устройства для малоемкостных аккумуляторов, может быть собрана без применения сложных датчиков напряжения. В этой схеме диод (излучатель) оптрона, включенный в несложную цепь обратной связи, воспринимает изменения выходного напряжения. Схема формирует стабилизированное выходное напряжение 12,7 В при токе 50 мА и может быть использована для зарядки аккумуляторов с сохранением предельных величин тока и напряжения, которые довольно просто изменяются. Оптрон является оптимальным устройство м с точки зрения его применения в качестве датчика напряжения. Диод воспринимает выходное напряжение, не нагружая схему и не нарушая нормального рабочего режима, а напряжение на нем не изменяется и имеет сравнительно небольшое роль при любых изменениях токов зарядки или нагрузки. Как показано на схеме, диодный мост и конденсатор C1 выпрямляют и фильтруют входное напряжение переменного тока. Предположим, что схема работает как зарядное устройство . При неполном заряде аккумулятора напряжение на нем ниже 12,7 В (Vz+Vd). Это напряжение устанавливается путем выбора соответствующего кремниевого стабилитрона, который включен последовательно с диодом оптрона. В этом случае последовательный транзистор 1N2270 открывается и пропускает ток в аккумулятор. Ток 1A ограничивается главным образом 220-Ом резистором. Когда напряжение аккумулятора превышает роль (Vz+Vd), стабилитрон включается, и ток Iz протекает через диод оптрона, включая фототранзистор и запирая последовательный транзистор Q. В отсутствие аккумулятора, когда схема работает в режиме стабилизатора, ток поступает в нагрузку при напряжении 12,7 В. При этом, конечно, выходной ток зависит в основном от сопротивления нагрузки. Напряжение пульсаций равно 25 мВ в режиме стабилизации и 1 мВ в режиме зарядки. Схема обеспечивает стабилизацию 30 мВ/В при изменении напряжения и 8 мВ/мА при изменении нагрузки в пределах от 5 до 301...

Немного об ускоренной зарядке

В последнее час в продаже появилось большое количество различных зарядных устройств (ЗУ). Многие из них обеспечивают зарядный ток. численно равный 1/10 от емкости аккумулятора. Зарядка при этом длится12. ..18 часов, что многих прямо не устраивает. Для удовлетворения требований рынка разработаны "ускоренные" зарядные устройства. Например, ЗУ "FOCUSRAY". модель 85 (рис.1), представляет собой автоматическое зарядное устройство для ускоренной зарядки, смонтированное в корпусе с сетевой вилкой и позволяющее заряжать одновременно два аккумулятора типа 6F22 ("Ника") или четыре NiCd или NiMH аккумулятора типоразмеров AAA или АА (316) током до 1000 мА. На корпусе ЗУ, напротив каждого аккумуляторного гнезда, в кассете имеется свой светодиод. индицирующий режим работы ЗУ. При отсутствии аккумулятора он не светится, при зарядке - мигает, по окончании зарядки светит постоянно. Естественно, наиболее полноценная работа батареи аккумуляторов происходит тогда, когда аккумуляторы одинаковые. При этом заряд и разряд происходят одновременно, и полностью используется их ресурс как источника питания. На практике такая идеальная ситуация почти не встречается, и приходится либо подбирать аккумуляторы для батареи, пользуясь приборами, либо "приучать" аккумуляторы к совместной работе. Для этого необходимо: - взять однотипные аккумуляторы с одинаковой емкостью и, желательно, из одной партии; - зарядить их и полностью разрядить на реальную нагрузку; - повторить заряд-разряд в составе батареи несколько раз, т.е. произвести ее "формовку". Подогнать аккумуляторы приятель к другу можно и при индивидуальной зарядке. Установив аккумуляторы в держатели батарейного отсека ЗУ. включаем его в сеть. Индикаторные светодиоды начинают мигать, сигнализируя об успешной зарядке. В противном случае нужно проверить аккумулятор, который стоит против неработающего светодиода. Здесь может быть несколько причин: - аккумулятор испорчен и не принимает заряд; - короткое замыкание между его выводами; - напряжение на выводах аккумулятора опустилось ниже 1 В. В первых двух случаях нужно сменить неисправный аккумулятор, в последнем - подключить "виновный" аккумулятор к обычному "долгоиграющему" ЗУ. например, такому, как на рис.2, на 30...60 минут, а уж потом вделать его в "ускоренное" ЗУ, произведя ус1...

ЗАРЯДНО-ДЕСУЛЬФАТИРУЮЩИЙ АВТОМАТ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

Автомобильная электроника ЗАРЯДНО-ДЕСУЛЬФАТИРУЮЩИЙ АВТОМАТ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ А.СОРОКИН, 343902, Украина, г.Краматорск-2, а/я 37. Давно уже известен тот факт, что заряд электрохимических источников питания асимметричным током, при соотношении Iзар: Iразр = 10:1, в частности кислотных аккумуляторов, приводит к устранению сульфатации пластин в батарее, т.е. к восстановлению их емкости, что, в свою очередь, продлевает срок службы батареи. Не вечно есть вероятность находиться около зарядного устройства и все час контролировать процесс зарядки, поэтому зачастую либо систематически недозаряжают батареи, либо перезаряжают их, что, конечно же, не продлевает срок их службы. Из химии понятно, что разность потенциалов между отрицательной и положительной пластинами в аккумуляторной батарее составляет 2,1 В, что при 6 банках дает 2,1 х 6 = 12,6 В. При зарядном токе, равном 0,1 от емкости батареи, в конце заряда напряжение повышается до 2,4 В на одну банку или 2,4 х 6 = 14,4 В. Повышение зарядного тока ведет к повышению напряжения на аккумуляторе и повышенному разогреву и кипению электролита. Заряд же током ниже 0,1 от емкости не позволяет доводить напряжение до 14,4 В, однако продолжительный (до трех недель) заряд малым током способствует растворению кристаллов сульфата свинца. Особенно опасны дендриты сульфата свинца, "проросшие" в сепараторах. Они и вызывают быстрый саморазряд батареи (с вечера зарядил аккумулятор, а утром не смог запустить двигатель). Вымыть же дендриты из сепараторов можно только растворением их в азотной кислоте, что практически нереально. Путем длительных наблюдений и опытов была создана электрическая схема, которая, по мнению автора, позволяет довериться автоматике. Опытная эксплуатация в течение 10 лет показала эффективную работу устройства. Принцип работы содержится в следующем: 1. Заряд производится на положительной полуволне вторичного напряжения. 2. На отрицательной полуволне происходит частичный разряд батареи за счет протекания тока через нагрузочный резистор. 3. Автоматическое включение при падении напряжения за счет саморазряда до 12,5 В и автоматическое отключение от сети 220 В при достижении напряжения на батарее 14.4 В. Отключение - бесконтактное, посредством с1...

Автоматическое разрядно-зарядное устройство (АРЗУ) Ni-Cd батареи

Большое количество аппаратуры с автономными источниками питания, находящейся в эксплуатации у потребителя, требует от последнего затрат на батарейные источники питания. Гораздо выгоднее эксплуатировать Ni-Cd аккумуляторы, которые при правильном их использовании способны перенести до 1000 циклов разряд-заряд. Однако к аккумуляторному блоку питания (АБП) надобно дополнительно иметь и зарядное устройство , и тестер для быстрого определения годности элементов питания. За последнее десятилетие в популярной радиотехнической литературе появилось немалое количество описаний автоматических зарядных устройств. Используя минимальные материальные и временные ресурсы, радиолюбитель разрабатывает и изготовляет полуавтоматические зарядные устройства. Они не соответствуют полному технологическому циклу по обслуживанию АБП или его отдельных элементов (далее изделие), утвержденному ГОСТом , не обеспечивают их полный заряд, а также надежную и долговременную эксплуатацию, особенно в тех случаях, когда заряд заканчивается по величине напряжения на выводах изделия. А как понятно, систематический недозаряд приводит к уменьшению активности электродов и уменьшению емкости изделия. Указанный ГОСТ требует сначала разрядить изделие нормативным разрядным током до величины, при которой на элементе АБП будет напряжение 1 В, а потом заряжать током, равным десятой части его емкости в течение определенного времени. Указанные режимы позволяют заряжать АБП без опасности накопления избыточного заряда, без опасности недозаряда, без опасности перегрева или взрыва. Наиболее близко по выполняемым функциям предлагаемому устройство , описанное в , но в отличие от него оно выполнено на доступной элементарной базе, не требует настройки времязадающей цепи с помощью частотомера. Автор предлагает устройство для элемента Д-0,55С и батареи из 10 шт. указанных элементов с номинальным напряжением 12 В, тем самым исключаются многопозиционные переключатели, уменьшаются габариты и цена(у) АРЗУ. Для работы с любыми другими Ni-Cd изделиями описанное АРЗУ можно использовать, заменив несколько резисторов, определяющих разрядно-зарядные токи и измерительный делитель напряжения, установленный на входе узла сравнений напряжений. АРЗУ обеспечивает следующие режимы: 1) разряд АБП 1...

Зарядно-питающее устройство

Это простое устройство на мощных транзисторах совершенно пригодно не только для зарядки автомобильных аккумуляторов, но и для питания различных электронных схем. Напряжение на выходе устройства регулируется от 0 до 15 В. Ток зависит от степени разряда аккумуляторных батарей и может добиваться 20 А. Так как катоды диодов и коллекторы транзисторов соединены между собой, то все эти детали размещаются на одном большом радиаторе без изолирующих прокладок. Если не предъявляются особые требования к стабильности напряжения, то резистор R1 и стабилитрон VD3 из схемы можно исключить. Добавив емкости, показанные на схеме пунктиром, можно использовать устройство в качестве блока питания. В.САЖИН, г. Ливны, Орловской обл.1...

Защитное устройство

Предлагаемое защитное устройство автоматически отключает электродвигатель при переходе из режима нагрузки в режим холостого хода. Это особенно целесообразно для электронасосов, если колодец или скважина имеют ограниченный припас воды. Схема защитного устройства приведена на рисунке. Работает устройство следующим образом. При нажатии на кнопку SB2 тиристоры VS1 и VS2 включают электродвигатель M1. При этом напряжение на резисторе R2 выпрямляется мос¬том VD5...VD8 и поступает на тиристорную оптопару U1, которая блокирует кнопку SB2. Если нагрузка на электродвига¬теле уменьшается (соответственно снижается потребляемый ток), напряжение на резисторе R2 также уменьшается и становится недостаточным для включения тиристорной оптопары U1, тиристоры VS1 и VS2 отключают электродвигатель. При налаживании устройства может понадобиться подбор резистора R3. Тиристоры VS1 и VS2 устанавливают на радиаторах. Рези¬стор R2 проволочный. В.Ф.Яковлев, г.Шостка, Сумская обл. 1...

Устройство переключения с автоматическим зарядным устройством

Схема устройства переключения с зарядным устройство м показана на рисунке. При наличии сетевого напряжения контактами К1.1 и К1.2 нагрузка подключена к сети, контактом К3.1 аккумулятор подключен к зарядному устройству. При пропадании сети контактами К1.1 и К1.2 нагрузка подключается на вторичную обмотку трансформатора Т1 преобразователя напряжения. Контактами К2.1 преобразователь подключается к аккумулятору. 1...

Настоящий справочник содержит данные о различных зарядных устройствах. Материал систематизирован таким образом, чтобы читатель мог обеспечить грамотную эксплуатацию, применение, ремонт и даже изготовление зарядных устройств в домашних условиях. В книге также представлены принципиальные схемы и печатные платы зарядных устройств промышленного производства. Частные разработки помогут автолюбителям усовершенствовать и модернизировать уже имеющиеся промышленные приборы, изготовить один из предложенных вариантов или на базе огромного количества схемных решений собрать свое оригинальное устройство, объединив понравившиеся узлы и блоки из нескольких предложенных зарядных устройств. Книга будет полезна широкому кругу автомобилистов и радиолюбителей, а также работникам ремонтных служб и заводов, изготавливающих электрооборудование для автомобилей.

СОДЕРЖАНИЕ:]
Введение
1. Система электроснабжения автомобиля
1.1. Общие сведения
2. Зарядные устройства
2.1. Общие сведения
2.2. Зарядные устройства работающие по закону Вудбриджа
2.2.1. Выпрямитель для зарядки аккумуляторов
2.2.2. Автоматическое зарядное устройство
2.3. Выпрямители полупроводниковые типа "ВПМ" и "ВПА"
2.4. Устройство зарядное
2.5. Выпрямитель для зарядки аккумуляторов "ВА-2"
2.6. Выпрямитель зарядный "ВЗУ"
2.7. Устройство зарядное "УЗ-С-12-6,3"
2.8. Выпрямительное устройство "ВУ-71М"
2.9. Зарядный аппарат "ВЗА-10-69-У2"
2.10. Универсальное зарядное устройство "УЗУ"
2.11. Устройство зарядное "Заряд-2"
2.12. Устройство, питающее многоцелевого назначения "Каскад-2"
2.13. Выпрямительные устройства типа "ВСЛ"
2.14. Модернизация простых зарядных устройств
2.15. Зарядные устройства с лампами накаливания
2.16. Зарядное устройство - стабилизатор напряжения
2.17. Зарядное устройство на торойде от ЛАТР-2
2.18. Регулируемый источник питания для ремонта автомобильного электрооборудования и зарядки аккумуляторов
2.19. Источник для ремонта автомобильного электрооборудования и зарядки аккумуляторов
2.20. Зарядное устройство для стартерных АБ
2.21. Простое тиристорное зарядное устройство
2.22. Мощный лабораторный источник питания для ремонта электрооборудования и зарядки аккумуляторов
2.23. Маломощное зарядное устройство
2.24. Универсальные выпрямители для зарядки АБ с электронным регулированием
2.25. Зарядное устройство
2.26. Несложное зарядное устройство на ТС-200
2.27. Зарядно-восстановительное устройство
2.28. Зарядное устройство
2.29. Десульфатирующее зарядное устройство
2.30. Подзарядное устройство "Электроника-ЛВС"
2.31. Зарядное устройство-автомат
2.32. Автомат для зарядки аккумуляторов
2.33. Простое автоматическое зарядное устройство
2.34. Зарядное устройство с электронной защитой
2.35. Автоматическое устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов
2.36. Автоматическое зарядное устройство
2.37. Автоматическое зарядное устройство
2.38. Автоматическое зарядное устройство
2.39. Автоматическое зарядное устройство
2.40. Зарядное устройство
2.41. Зарядно-питающсс устройство с расширенными эксплуатационными возможностями
2.42. Приставка-автомат к зарядному устройству
2.43. Доработка зарядного устройства
2.44. Автоматический подзарядник аккумуляторов "ПАА-12/6"
2.45. Зарядное устройство с гасящим конденсатором в первичной цепи
2.46. Подзарядное устройство
2.47. Зарядное устройство
2.48. Простое зарядное устройство
2.49. Вариант зарядного устройства
2.50. Простое зарядное устройство
2.51. Зарядное устройство-автомат
2.52. Зарядное устройство-автомат
2.53. Автоматическое зарядное устройство для АБ
2.54. Зарядное устройство
2.55. Зарядное устройство для АБ
2.56. Автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
2.57. Устройство для заряда аккумуляторов
2.58. Прибор для зарядки аккумуляторов "ассиметричным" током
2.59. Автоматическое зарядное устройство
2.60. Автоматическое зарядное устройство
2.61. Устройство зарядно-выпрямительное "Бархат"
2.62. Автоматические зарядные устройства с лампами накаливания
2.63. Зарядное устройство
2.64. Автоматическое зарядное устройство
2.65. Автоматическое зарядное устройство
2.66. Автомат для дозарядки АБ
3. Электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы
Литература


Подборка справочников из серии "Автоэлектроника " содержит данные о различных приборах и устройствах, используемых для проверки электрооборудования автомобиля. Приводятся принципиальные схемы и печатные платы зарядных и пуско-зарядных устройств, их описания.

Информационный обзор для автолюбителей, содержание:

Зарядные устройства. Выпуск 1: Информационный обзор для автолюбителей.
М.: НТ Пресс, 2005. -192 с.: ил. - (Автоэлектроника)
ISBN 5-477-00101-1


В книге также представлены принципиальные схемы и печатные платы зарядных устройств промышленного производства. Частные разработки помогут автолюбителям усовершенствовать и модернизировать уже имеющиеся промышленные приборы, изготовить один из предложенных вариантов или на базе огромного количества схемных решений собрать своё оригинальное устройство, объединив понравившиеся узлы и блоки из нескольких предложенных зарядных устройств.

Книга будет полезна широкому кругу автомобилистов и радиолюбителей, а также работникам ремонтных служб.

Введение

1.1. Общие сведения

2. Зарядные устройства
2.1. Общие сведения
2.2. Зарядные устройства работающие по закону Вудбриджа
2.2.1. Выпрямитель для зарядки аккумуляторов
2.2.2. Автоматическое зарядное устройство
2.3. Выпрямители полупроводниковые типа "ВПМ" и "ВПА"
2.4. Устройство зарядное
2.5. Выпрямитель для зарядки аккумуляторов "ВА-2"
2.6. Выпрямитель зарядный "ВЗУ"
2.7. Устройство зарядное "УЗ-С-12-6,3"
2.8. Выпрямительное устройство "ВУ-71М"
2.9. Зарядный аппарат "ВЗА-10-69-У2".
2.10. Универсальное зарядное устройство "УЗУ"
2.11. Устройство зарядное "Заряд-2"
2.12. Устройство питающее многоцелевого назначения "Каскад-2"
2.13. Выпрямительные устройства типа "ВСА"
2.14. Модернизация простых зарядных устройств
2.15. Зарядные устройства с лампами накаливания
2.16. Зарядное устройство - стабилизатор напряжения
2.17. Зарядное устройство на торойде от ЛАТР-2
2.18. Регулируемый источник питания для ремонта автомобильного электрооборудования и зарядки аккумуляторов
2.19. Источник для ремонта автомобильного электрооборудования и зарядки аккумуляторов
2.20. Зарядное устройство для стартерных АБ
2.21. Простое тиристорное зарядное устройство
2.22. Мощный лабораторный источник питания для ремонта электрооборудования и зарядки аккумуляторов...
2.23. Маломощное зарядное устройство
2.24. Универсальные выпрямители для зарядки АБ с электронным регулированием
2.25. Зарядное устройство
2.26. Несложное зарядное устройство на ТС-200
2.27. Зарядно-восстановительное устройство
2.28. Зарядное устройство
2.29. Десульфатирующее зарядное устройство
2.30. Подзарядное устройство "Электроника-АВС"
2.31. Зарядное устройство-автомат
2.32. Автомат для зарядки аккумуляторов
2.33. Простое автоматическое зарядное устройство
2.34. Зарядное устройство с электронной защитой

Зарядные и пуско-зарядные устройства. Выпуск 2: Информационный обзор для автолюбителей
Сост. А. Г. Ходасевич, Т. И. Ходасевич
М.: НТ Пресс, 2005.-192 с.: ил.-(Автоэлектроника).
ISBN 5-477-00102-Х

Настоящий справочник содержит данные о различных зарядных устройствах. Материал систематизирован таким образом, чтобы читатель мог обеспечить грамотную эксплуатацию, применение, ремонт и даже изготовление зарядных устройств в домашних условиях.
В книге также представлены принципиальные схемы и печатные платы зарядных устройств промышленного производства. Частные разработки помогут автолюбителям усовершенствовать и модернизировать уже имеющиеся промышленные приборы, изготовить один из предложенных вариантов или на базе огромного количества схемных решений собрать свое оригинальное устройство, объединив понравившиеся узлы и блоки из нескольких предложенных зарядных устройств.

Книга будет полезна широкому кругу автомобилистов и радиолюбителей, а также работникам ремонтных служб

Введение

1. Система электроснабжения автомобиля
1.1. Общие сведения

2. Зарядные устройства
2.1. Общие сведения
2.2. Автоматическое устройство для АБ автомобильной радиостанции..
2.3. Таймер для зарядного устройства резервного аккумулятора
2.4. Устройство подзарядное автоматическое "1П-12/6- УЗ"
2.5. Устройство подзарядное автоматическое "Искра"
2.6. Устройство зарядное "Кедр-М"
2.7. Устройство зарядное "Кедр-Авто 4А" и "Кедр-Авто 12В"
2.8. Устройство зарядное "Электроника" УЗС-П-12-6,3
2.9. Устройство зарядное "Электроника" УЗ-А-6/12-6,3
2.10. Устройство зарядное "Электроника" УЗ-А-6/12-7,5
2.11. Зарядно-разрядное устройство
2.12. Зарядно-десульфатирующий автомат для автомобильных аккумуляторов
2.13. Устройство для заряда и формирования аккумуляторов
2.14. Автоматическое устройство для зарядки и восстановления АБ
2.15. Прибор для автоматической тренировки аккумуляторов
2.16. Зарядное устройство-автомат
2.17. Зарядное устройство для продления срока службы аккумулятора.
2.18. Простое автоматическое зарядное устройство
2.19. Приставка-автомат к зарядному устройству
2.20. Маломощное зарядное устройство
2.21. Двухрежимное зарядно-разрядное устройство
2.22. Автоматическая приставка к зарядному устройству
2.23. Устройство зарядно-восстановительное "УВ31"
2.24. Импульсное зарядное устройство
2.25. Импульсное зарядное устройство
2.26. Импульсный блок питания на базе БП ПК
2.27. Измеритель заряда
2.28. Конденсаторный преобразователь напряжения с умножением тока
2.29. Источник постоянного тока "Б5-21"
2.30. Регулируемый стабилизатор тока
2.31. Регулируемый стабилизатор напряжения с ограничением по току
2.32. Лабораторный источник питания с регулировкой тока ограничения

3. Пусковые и пуско-зарядные устройства
3.1. Пусковые устройства на основе ЛАТРа
3.2. Устройство зарядно-пусковое "УЗП-С-6,3/100"
3.3. Автоматическое зарядно-пусковое устройство для автомобильного аккумулятора

Устройства и приборы для проверки и контроля электрооборудования автомобилей. Выпуск 3: Информационный обзор для автолюбителей
Сост. А. Г. Ходасевич, Т. И. Ходасевич
М.: НТ Пресс, 2005. -208 с.: ил. - (Автоэлектроника).
ISBN 5-477-00103-8

Настоящий справочник содержит данные о различных приборах и устройствах, используемых для проверки электрооборудования автомобиля. Материал систематизирован таким образом, чтобы читатель мог обеспечить грамотную эксплуатацию, применение, ремонт и даже изготовление приборов в домашних условиях.
В книге представлены принципиальные схемы и печатные платы электронных изделий используемых для проверки элекрооборудования автомобилей.
Книга будет полезна широкому кругу автомобилистов и радиолюбителей, а также работникам ремонтных служб и заводов изготавливающих электрооборудование для автомобилей.

Введение

Система обозначений приборов электрооборудования применяемая в автомобильной промышленности
Оборудование для контроля технического состояния электрооборудования автомобилей

1. Переносные стрелочные приборы для контроля технического
состояния электрооборудования автомобилей
1.1. Индикатор исправности цепей высокого напряжения
системы зажигания и свечей зажигания
1.2. Индикатор исправности свечи зажигания
1.3. Индикатор исправности свечи зажигания "Поиск-1"
1.4. Прибор автолюбителя из вольтметра
1.5. Универсальный прибор автолюбителя
1.6. Прибор для диагностики автомобиля
1.7. Автомобильный тестер
1.8. Тестер водителя
1.9. Автотестер
1.10. Аппарат переносный "Автотестер АТ"
1.11. Автотестер "А-Г"
1.12. Прибор комбинированный "Автотестер АТ-1М"
1.13. Прибор автолюбителя "КПА-1".
1.14. Прибор автолюбителя
1.15. Простой прибор автолюбителя
1.16. Самый простой измеритель угла ЗСК
1.17. Прибор автолюбителя "ПА-1"
1.18. Прибор автолюбителя "ТОР-01"
1.19. Прибор автолюбителя "ШП6"
1.20. Прибор комбинированный Ц4328
1.21. Прибор комбинированный 43102
1.22. Прибор комбинированный 43102-М2

2. Приборы для проверки якорей генераторов и стартеров
2.1. Модель Э236
2.2. Модель Э202
2.3. ППЯ модели 533

3. Приставки к цифровым мультиметрам
3.1. Мультиметр - автомобильный тахометр
3.2. Измеритель угла ЗСК - приставка к мультиметру.
3.3. Приставка к цифровому мультиметру

4. Устройсва для контроля элекрооборудования
4.1. Бортовой индикатор отклонения угла ЗСК
4.2. Индикатор качества смеси "ИКС-1"

Литература

Название: Подборка справочников из серии "Автоэлектроника"
Авторы: А. Г.Ходасевич, Т. И.Ходасевич
Год: 2005
Формат: DjVu
Количество страниц: 192+192+208
Качество: отличное
Язык: Русский
Размер: 12,1 MB (+3% вост.)

Скачать Подборка справочников из серии "Автоэлектроника"