Гармоничная композиция в веб-дизайне. Основные принципы создания гармоничной композиции в дизайне

Таким образом, очевидно, что композиция имеет большое значение. Но что такое композиция? Грубо говоря, это пространство, где отдельные элементы должны превратиться в одно целое, и где изображения, текст, графика и цвета формируются в единый дизайн, в котором все сочетается между собой.

Удачная композиция предполагает, что вы упорядочили элементы и правильно их распределили, и это не только выглядит красиво внешне, но также эффективно с функциональной точки зрения. Поэтому давайте пробежимся по основным советам, уловкам и техникам, которые в считанные минуты сделают из вас гуру композиции.

1. Акцентируйте внимание на главном

Как нам когда-то говорили в школе, распределение акцента — это очень важно. Ключевым элементом любой хорошей композиции является фокус, так как он помогает зрителю в первую очередь сконцентрироваться на самых важных деталях дизайна.

Среди методов привлечения внимания можно отметить масштаб, контраст и указатели, и более подробно о них мы поговорим позже. А сейчас давайте проанализируем приведенный пример.

2. Направляйте взгляд читателя с помощью указателей

Так же, как вы указываете человеку на что-то, что хотели бы ему показать, направляйте взгляд зрителей с помощью определенного расположения линий и различных фигур. Так вы сможете добиться правильного восприятия вашего дизайна.

Скорее всего, вы уже знакомы с одним из самых распространенных видов указателей — схематичных. В схемах используются линии, которые направляют взгляд с одного пункта на другой в достаточно очевидном порядке. Взгляните на эту открытку с приглашением на свидание, выпущенную Paper and Parcel . Дизайнер решил использовать схематичные указатели для передачи информации в интерактивном и необычном виде.

Кроме того, они могут указывать на какие-то связующие элементы текста или небольшие кусочки информации. Как уже говорилось, сначала вы должны сфокусироваться на главном объекте; но куда вы будете смотреть после? Правильно разместив указатели, вы не только сможете контролировать внимание на основных элементах, но и направлять взгляд вашего зрителя по всему дизайну.

Давайте, к примеру, посмотрим на постер от Design By Day , где используются четкие указательные линии, которые сначала направляют вас к основному элементу (названию), а затем к разным сегментам текста.

Разумеется, нет смысла использовать такие очевидные указатели в каждом дизайне, но это не значит, что нет другого выхода. Найдите какие-то фигуры и линии в используемых изображениях и графических элементах и применяйте их для того, чтобы задавать направление взгляду зрителя.

Подобное можно наблюдать на постере 1 Trick Pony , где правая рука мужчины используется для «переадресации» взгляда от изображения к логотипу, и затем к нижней части изображения. Таким образом, формы изображения могут послужить указателями.

3. Масштаб и иерархия

Масштаб и визуальная иерархия — это одни из тех креативных основ, которые могут либо испортить ваш дизайн, либо сделать из него конфетку. Поэтому так важно уметь правильно их применять для создания удачной композиции.

Если говорить вкратце, иерархия — это структурирование элементов в порядке важности. Так, более важный объект вашего дизайна вы можете сделать крупнее и ярче, а вторичные элементы — меньше и бледнее.

Особенно важно учитывать иерархию при написании текста. Для более подробной информации по вопросу иерархии в типографике вы можете обратиться к статье «Почему в каждом дизайне необходимо иметь три уровня типографической иерархии».

Масштаб часто используется для связности элементов иерархии. Крупный масштаб привлекает внимание к определенным объектам, подчеркивая их значимость для правильной коммуникации.

Например, в дизайне этого постера Джессики Свендсен в качестве самого крупного элемента используется увеличенное изображение, что позволяет привлечь максимальное внимание к данному объекту. Заголовок представляет собой самый крупный текстовый элемент, являясь важнейшим элементом информации в данном контексте, в то время как остальная часть текста написана в гораздо меньшем масштабе. Таким образом, масштаб идентифицирует главные объекты дизайна и сохраняет типографическую иерархию.

Масштаб также является невероятно полезным инструментом, когда речь заходит о создании пропорций и чувства размера. Вы можете сделать так, что некоторые вещи будут казаться максимально детализированными, замысловатыми и маленькими, а можете сделать их большими и даже громоздкими.

Создавая контраст между маленьким и крупным элементом в композиции, вы можете добиться самых разнообразных эффектов.

4. Соблюдайте баланс между элементами

Баланс — это довольно важная вещь с точки зрения многих аспектов. И, разумеется, ваш дизайн не является исключением.

Но как же соблюсти этот самый баланс в рамках собственного дизайна? Давайте быстренько пробежимся по двум основным типам баланса и приемам его соблюдения.

Во-первых, существует симметричный баланс. Суть его очевидна — баланс дизайна достигается за счет симметрии. Отражая определенные элементы по обеим сторонам (право-лево, верх-низ), вы добиваетесь абсолютной сбалансированности.

Вот пример симметричного баланса. В приглашении на свадьбу Дженнифер Уик использует симметричную композицию, где текст и графика размещены зеркально. Благодаря симметрии приглашение смотрится элегантным, аккуратным и сбалансированным.

Дженнифер Уик

Второй тип, который, вероятно, встречается гораздо чаще — это асимметричный баланс. Его название также говорит само за себя — баланс достигается путем асимметричного расположения элементов.

Вот пример удачного использования асимметричного баланса. В своем постере Munchy Potato целенаправленно распределил окружности разного размера по разным областям пространства, добившись таким образом асимметрии.

В приведенном выше примере три центральных окружности являются самыми крупными элементами дизайна, но, тем не менее, они сбалансированы благодаря правильно подобранному шрифту, графике и использованию небольшой текстурной окружности в нижнем углу постера.

Для развития навыков создания асимметричного баланса необходимо думать о каждом элементе как о единице, имеющей свой «вес». Объекты поменьше, соответственно, должны «весить» меньше, а насыщенные текстурами элементы должны «весить» больше, чем однородные. Какой бы ни была цель вашего дизайна, необходимо всегда достигать равновесия среди используемых объектов.

5. Используйте элементы, которые дополняют друг друга

Вы, должно быть, слышали о взаимодополняющих цветах, но слышали ли вы о взаимодополняющих элементах дизайна? Один из ключевых элементов удачной и эффективной композиции — это тщательный, целенаправленный подбор каждого объекта дизайна, в котором все должно превращаться в единое целое.

Типичная ошибка при создании композиции — это использование изображений, которые не дополняют друг друга. Поэтому, когда вы решаете использовать несколько изображений, всегда проверяйте, оказывают ли они должное воздействие на зрителя, и существует ли между ними необходимая связь. Вот несколько способов достижения этого эффекта.

Используйте снимки из одной фотосессии. Это невероятно легкий способ удостовериться, что изображения будут связными, учитывая, что они сделаны в одном стиле и принадлежат к одному направлению. Например, дизайнеры Jekyll & Hyde и Елена Бонаноми используют данный прием в одном из разворотов журнала Must.

Изображения должны быть в одной цветовой гамме. В настоящее время существует широкий выбор разнообразных фильтров и инструментов для редактирования фотографий, которые помогут вам сделать так, что выбранные изображения будут принадлежать к одной цветовой гамме, и, следовательно, будут взаимосвязанными. A is a Name сделал свой постер полностью черно-белым, чтобы добиться цветовой связи между объектами.

A is a Name

Выбирайте похожие снимки. Старайтесь комбинировать изображения со сходными параметрами и стилем. Например, если одна из фотографий сделана в минималистическом стиле, необходимо использовать подобные снимки. Ниже приведено дизайнерское решение Feint, где во всех подобранных изображениях можно наблюдать определенные «неровности» — разнообразные текстуры, древесные мотивы и холодные оттенки.

Создание хорошего макета также предполагает правильное сочетание текста и графики, где эти элементы взаимодополняют друг друга. Каждый шрифт в различном окружении имеет определенные оттенки и ассоциации — к примеру, четкий, курсивный шрифт с множеством завитков может ассоциироваться с элегантностью и утонченностью. Поэтому старайтесь подбирать шрифт в зависимости от собственных целей и замысла.

6. Увеличьте (или уменьшите) контраст

Контраст — это невероятно полезный помощник, как для выделения каких-то элементов вашего дизайна, так и для их скрытия. Усиливая контраст, или используя высококонтрастную палитру, вы можете привлечь внимание к определенному объекту. В то же время, уменьшив контраст, вы можете добиться эффекта прозрачности для каких-то элементов, сделав их менее заметными.

В то время как в предыдущем дизайне резонирующий цвет используется для привлечения внимания, в следующем примере он служит для скрытия определенного элемента.

Здесь повторяются некоторые стили шрифтов, графика и линейность, что помогает связать между собой элементы и добиться желаемого эффекта. Если бы автор дизайна вдруг решила использовать где-нибудь в середине какие-нибудь чертежные розовые элементы с полужирными линиями, ни о какой связности не могло бы быть и речи. Но она решила использовать для текста маленький размер, минимизировала цветовую гамму и сохранила графические элементы в изящной простоте, поэтому дизайн вышел удачным.

При разработке дизайна записывайте всю информацию об используемых шрифтах, линиях, цветах и т.д., и старайтесь использовать их повторно для объединения вашего макета в единое целое.

8. Не забывайте о белом пространстве

Чтобы обидеть белое пространство, достаточно назвать его «пустым местом». Пустота предполагает, что она должна быть чем-то заполнена, и поэтому она не «выполняет свою работу» должным образом. Но это не одно и то же.

Когда белое пространство используется целенаправленно, оно помогает повысить четкость и ясность вашего дизайна: когда более нагруженные и замысловатые части композиции сбалансированы белым пространством, ваш дизайн начинает дышать.

Например, взгляните на дизайн, выполненный Cocorrina . Белое пространство помогает достигнуть баланса между картинкой, текстурой и текстом, что придает дизайну изысканность и чистоту.

Итак, как же лучше использовать белое пространство?

Уменьшите масштаб графических элементов. Благодаря этому, вы сможете создать больше белого пространства вокруг центральных элементов, и при этом не выйдете за рамки изначального дизайна. Для наглядности взгляните на дизайн открытки с кулинарным рецептом от Serafini Creative , где основные элементы целенаправленно уменьшены для создания прекрасного обрамления из белого пространства.

Не пытайтесь заполнить все белое пространство. Как уже было сказано, белое пространство — это не пустое место, оно служит определенным целям, поэтому не пытайтесь заполнить каждый его кусочек.

В качестве примера можно привести дизайн веб-сайта от Creative Web Themes , где для презентации товара используется одно изображение, заголовок с полужирным начертанием, две небольшие линии текста и ссылка на дальнейшую информацию. Благодаря такому простому плану и большому количеству белого пространства каждый элемент имеет собственную территорию и может «дышать», что позволяет дизайну выглядеть опрятно и оказывать должный эффект на зрителя.

При создании дизайна всегда спрашивайте себя, все ли элементы на 100% необходимы. Нужен ли весь этот текст, обязателен ли ярко-голубой заголовок, нужны ли все 3 изображения? Удаляя лишние частички из макета, вы можете создать более точный дизайн, который будет только выигрывать за счет белого пространства.

9. Выстраивайте элементы дизайна

При создании композиции, включающей множество объектов, не стоит хаотично размещать их на странице, ведь выстраивание элементов — это быстрый и легкий способ превратить ваш дизайн в конфетку.

Не получается выстраивать объекты? Canva поможет избавиться от этой проблемы буквально за секунду с помощью специального автоматического и очень удобного инструмента. Просто перетаскивайте тот или иной элемент по странице, а Canva выровняет его с другими объектами дизайна и автоматически поставит его на нужное место. Волшебство!

Взгляните на этот идеально выстроенный дизайн из журнала, созданный Huck . Благодаря четкому построению элементов дизайн выглядит отчетливо и точно, он очень удобен при чтении и приятен с эстетической точки зрения.

Последовательное и четкое выравнивание элементов поможет вам также выстроить определенный порядок среди многих объектов. Так, если вы используете большое количество изображений, текста и/или графических элементов, выравнивание должно стать вашим лучшим другом.

Особенно важно умение применять выравнивание при работе с текстом. Существует множество способов это сделать, но одним из лучших остается выравнивание по левому краю, так как для большинства зрителей этот вариант наиболее удобен для чтения и понимания прочитанного.

10. Разделите дизайн на трети

Правило третей — это простой метод, с помощью которого дизайнеры могут разделить макет на 9 равных частей. Там, где пересекаются вертикальные и горизонтальные линии, находятся точки фокусировки.

Дизайнер Уилльям Бичи решил поиграть с этим правилом в своих работах (пример ниже). Его дизайн выглядит эффектно и привлекает внимание за счет того, что на каждом пересечении находится определенная точка фокусировки. Бичи также отмечает, что «Когда вы помещаете объекты не в центр дизайна, а на его периферию, картинка становится живой и интересной».

Использование правила третей поможет усовершенствовать композицию вашего дизайна, так как это один из наиболее быстрых и простых способов размещения и структурирования элементов.

Если вы хотите использовать правило третей в своем дизайне, желательно начать с сетки. Сетка позволит выстроить элементы более последовательно и видеть, как должны располагаться точки фокусировки на макете. Вы можете посмотреть обучение, где рассказывается, как использовать инструмент разметки в Canva, что поможет структурировать и упорядочить ваш дизайн.

Если после долгих часов работы над дизайном он вам наконец покажется эффективным, постарайтесь разделить его мысленно на части и увидеть глубинную структуру. Есть ли там деление на трети? Или он строится на основе другой разметки? Так или иначе, вы можете просматривать различные примеры разметки и черпать вдохновение из них.

Обращение к читателю

При создании композиции следует обращать внимание на многие вещи. Если вы еще начинающий дизайнер, вам скорее всего придется приложить немало усилий и потратить много времени на попытки систематизирования и перемасштабирования объектов, затем снова на их переразметку и т.д., но это нормально.

А у вас есть какие-нибудь хитрости для работы с композицией? Или, возможно, вы знаете примеры каких-нибудь дизайнов с высокоэффективной композицией? В любом случае, не стесняйтесь делиться своими мыслями и идеями по этому поводу в комментариях!

От автора: сегодня мы поговорим о том, что такое композиция в веб-дизайне, о которой так любят поговорить фотографы, художники и веб-дизайнеры. Новичку в этой сфере может показаться, что это какое-то секретное знание, доступной лишь избранным. Но сегодня вам повезло: я помогу разобраться в этом вопросе, да так, что вы сможете влиять не только на настроение посетителей сайта, но и их решение о покупке. Ну что, поехали?

Наверняка, вам часто приходится посещать сайты, которые, на первый взгляд, вроде как и ничего - и картинки красивые, и текст складный, однако, не хватает в них какой-то логичности, завершенности, что ли. А все потому, что владельцы таких сайтов, скорее всего, не стали заморачиваться с соблюдением законов композиции - искусства организовывать элементы сайта, объединяя и расставляя их по своим местам.

Ох уж этот мозг…

Наш мозг имеет способность мгновенно воспринимать информацию и создавать визуальные связи. Объясню на примерах. Ниже вы видите два круга.

Вы сразу же нашли способ различить их, не правда ли? А вот вам задачка посложнее.

Несмотря на такое разнообразие объектов, вы точно сможете описать любой из них.
При чем здесь веб-дизайн, баланс, основы композиции? - спросите вы. Все дело в том, что наш мозг имеет уникальную способность к мгновенной классификации информации. Он может группировать визуально похожие объекты в группы. Используя простейшие визуальные инструменты, вы можете передавать пользователям большой объем информации и управлять их вниманием.

Композиция - это определенное сочетание элементов сайта

Гармония в соотношениях частей целого, красота и логика построения присуща не только творениям человека. Признаки композиции можно обнаружить в строении вселенной, животных организмов и растений, природных формах. Поэтому термин «композиция» можно одинаково применить к строению веб-сайта, описанию цветка и характеристике ораторской речи.
Проще всего говорить о композиции в веб-дизайне, когда она не соблюдена. Каждый из нас интуитивно чувствует ее присутствие/отсутствие: находятся ли элементы в гармоничном взаимодействии, подчинены ли они главной идее сайта, картины, фотографии.

Чтобы дизайн вашего сайта смотрелся естественно и гармонично, не разваливаясь на отдельные составляющие, следуйте базовым принципам дизайна, описание которых я даю в данной статье.

Выбираем правильные цвета

От выбора цвета зависит то, как люди воспримут ваш сайт, а заодно, и ваш продукт. Приглушенные цвета кажутся нам расслабленными и спокойными, а яркие и контрастные - бодрыми и энергичными.

Подумайте, какую эмоцию вы желаете вызвать в посетителе вашего сайта, а после этого подбирайте подходящую цветовую схему. Хорошим примером может послужить свежий дизайн сайта Orangina, подчеркивающий имидж бренда:

Для привлечения внимания следует использовать цветовые акценты. В контрастных цветах можно, к примеру, оформить самые важные кнопки - «Купить» и «Связаться с нами». Ознакомлю вас с некоторыми важнейшими принципами выбора и сочетания цветов.

1. Дополнительные цвета. Все противоположности на цветовом круге создают сильный контраст, поэтому их использовать можно, но только осторожно.

2. Аналоговые цвета. Такие «соседи» на цветовом круге не имеют сильного контраста.

3. Триада. Практически беспроигрышная комбинация - это равнобедренный треугольник.

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого роста с нуля в сайтостроении

4. Тетрада. Две пары дополнительных цветов следует применять очень осторожно, чтобы не добиться хаоса в теплохолодности.

Правило третей - что куда ставить?

Правило третей относится к основам композиции в веб-дизайне. Оно возникло в результате интерпретации правила золотого сечения (может, помните, Леонардо да Винчи еще его использовал на своих картинах).

Вначале хотел для примера показать вам картину «Витрувианский человек», но по причине его чересчур откровенного наряда, точнее, его отсутствия, решил, что не буду. Вдруг, здесь дети статью читают Поэтому полюбуйтесь на Мадонну:

Мысленно проведите на странице две вертикальные и две горизонтальные линии, поделив область на девять равных частей. Считается, что большинство людей фокусируют взгляд именно на точках пересечения этих линий. Вспоминайте о правиле третей каждый раз, когда думаете, куда разместить, к примеру, кнопку с призывом к действию.

Вообще, это довольно забавно, что такое математическое правило применяется к чему-то настолько субъективному, как веб-дизайн. Это своеобразный эстетический компромисс, который создает ощущение сбалансированности на экране, не перегружая его, но и не делая излишне статичным.

Расчищаем пространство

Наверняка в детстве родители просили вас навести порядок в своей комнате, потому что (цитирую) «места свободного нет». Эх, золотые слова… Пустое пространство, или, как говорят дизайнеры, «воздух» - эта основа основ композиции веб-дизайна. Иногда он даже важнее, чем контент. Поэтому, если свободного пространства мало, сделайте генеральную «уборку» и не поддавайтесь искушению добавить как можно больше текста, иконок, картинок и т. д.

Сайт не должен быть перегруженным, иначе у людей будет рябить в глазах, и они не смогут «поймать» мысль, которую вы пытались до них донести. Ограничьтесь текстом строго по существу, парой картинок и четко структурированным меню.

Управляйте взглядом пользователя

Существует множество исследований, посвященных тому, как именно люди просматривают веб-сайты, позволяющие понять, как направить взгляд посетителя на самые важные элементы. В результате этих исследований выяснилось, что люди сканируют экран по траектории, напоминающей или букву Z, или букву F, то есть, сверху вниз и слева направо.

Обладая этим знанием, вы сможете эффективно использовать преимущества визуальной иерархии, проектируя страницы так, что это принесет вам максимальную прибыль и отдачу.

Размещайте картинки, комбинации цветов, шрифты, горизонтальные, диагональные и вертикальные линии в соответствии с визуальными стандартами, и ваши пользователи с удовольствием пойдут по проторенному вами пути, просмотрев вначале самое необходимое, а потом уже - второстепенное.

Хотите, чтобы посетители не прошли мимо конкретной кнопки? Выделите ее контрастным цветом и разместите туда, куда сразу стремится взгляд. Желаете показать, какие обалденные у вас товары? Выделите их на общем фоне и разместите по правилу F-Z или правилу третей, рассмотренному выше.

Таким образом, теория композиции в дизайне web-сайта не является секретным знанием, доступным единицам, и каждый может создать красивый и функциональный сайт самостоятельно, не обращаясь к дорогим специалистам. В интернете существует множество видеокурсов по созданию сайтов с нуля. Дерзайте, и у вас все получится!

На этом буду заканчивать этот увлекательный, я надеюсь урок. Подписывайтесь на обновления нашего блога, и до встречи в следующих статьях!

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого роста с нуля в сайтостроении

Все дизайнерские элементы в композиции никогда не бывают сами по себе. Они находятся в определенном взаимодействии друг с другом, подчинены некой единой идее. И вот для того, чтобы вся композиция смотрелась гармонично и естественно, и не разваливалась на отдельные составляющие лучше всего следовать базовым принципам дизайна. Возникает вопрос, а можно ли научиться принципам дизайна. Мне кажется, что конкретных упражнений, для того чтобы научиться этим принципам, нет. Все эти навыки уже заложены в наше восприятие. Поскольку каждый из нас интуитивно чувствует гармоничная композиция, или нет.

Скорее все ниже перечисленные принципы нужно учитывать и соблюдать при построении композиции. Нужно уметь видеть их в чужих работах и уметь описать собственную работу, исходя из этих принципов. И еще один момент, говорить об этих принципах легче всего, когда они нарушены. Потому что, когда они соблюдены — все и так смотрится гармонично.

1. Баланс
Баланс — это равновесие взаимодействующих или противоположных сил в композиции. В такой композиции не возникает ощущения, что какая то ее часть доминирует над всем остальным. Баланса можно достичь с помощью правильного размещения объектов, размеров объекта и по цвету. Баланс может быть симметричным (верхний рисунок), асимметричным (нижний рисунок), радиальным (объекты расположены кругом и расходятся из одной точки).

2. Контраст
Контраст — это взаимодействие противоположных элементов композиции, таких как цвет, размер, текстура и т.д. Примеры контраста: большой и маленький, шероховатый и гладкий, толстый и тонкий, черный и белый.

3. Значимость и подчиненность
Этот принцип предполагает выделение, так называемого, центра интереса, на котором предполагается сосредоточить внимание зрителя. Объекты должны находиться в иерархии по значимости и подчиненности. Если все объекты будут иметь одинаковую значимость, то внимание пользователя рассеивается.

4. Направление внимания
По сути, это управление движением взгляда зрителя во время его перемещения по сайту, чтобы привлечь его внимание к значимым элементам.

5. Пропорции
Пропорция — это отношение отдельной части ко всему объекту, а также соотношение отдельных частей друг с другом. В данном примере показано «Золотое сечение». Подробнее о «Золотом сечении» можно прочитать в статье».

6. Масштаб
Масштаб — это реальный, видимый размер объекта, рассматриваемый в отношении других предметов, людей, окружающей среды.

7. Повторение и ритм
Предполагает повторение элементов дизайна для достижения определенной цели, например, чтобы задать направление взгляда или для непрерывности внимания.

8. Единство в разнообразии
Предполагает сочетание разнообразных элементов композиции в единую целостную структуру, подчиненную единой концепции.

В современном обществе Internet играет важную роль, как связующий инструмент между людьми. Веб-технологии стремительно развиваются, создавая новые возможности способам передачи информации. Современный человек привыкает к мобильности. Появляются новые беспроводные устройства, дающие доступ к удаленным ресурсам, находящимся в другой точке земного шара. Идет процесс глобализации. Библиотеки начинают «оцифровывать» свои фонды, давая возможность прикоснуться к мировому наследию любому желающему. Коммерческие структуры начинают вести свой бизнес на качественно другом уровне, используя современные достижения для привлечения новых клиентов.

В период развития Веб-дизайна проектированием Веб-сайтов занимались люди в основном технических специальностей. Они создавали Веб-страницы, не задумываясь над ее эстетическим и художественным содержанием, делая упор на информацию в том виде, какая она есть. Как правило, это был только текст. Чуть позже, с ростом и популяризации сети Интернет появились первые попытки оформить Веб-страницы не только в вербальных знаках (синтактике) – тексте, но и в изобразительных знаках (семантике) – картинках. Отсутствие у разработчиков Веб-страниц знаний по композиции приводит к повсеместной дилетантской подаче визуальной информации, воспринять которую бывает крайне затруднительно.

Со временем композиция в графическом дизайне начала оказывать влияние на внешний вид Веб-страниц, так как в разработку сайтов включились художники и дизайнеры. В противовес «подростковому» дизайну появились четкие и строгие интерфейсы корпоративных Веб-сайтов, мягкие и ненавязчивые тона контент-проектов. Этот стиль также был некой ступенью в развитии Веб-дизайна, поскольку был предназначен для успокоения пользователей Интернета, истосковавшихся по зрительному комфорту в течении долгих лет.
Какие же знания прежде всего необходимо использовать при создании качественного Веб-сайта? Знания композиции. Почему композиция так важна? Дело в том, что композиция как учебный предмет является ключевым для всех видов искусств.

Такое положение композиции требует более подробного рассмотрения. В современном справочнике мы можем встретить следующее определение композиции:
«Композиция (от лат. compositio – сочинение, составление, соединение) в дизайне – построение (структура) произведения дизайнерского искусства, расположение и связь его частей, обусловленные их компоновкой, отвечающие назначению и технической идее этого произведения и его художественному (образному) замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.

При оценке композиции в дизайне в процессе проектирования она анализируется с позиций выразительности, логической завершенности и эстетической целесообразности формы, с точки зрения ее существования в контексте культурной ситуации.

Средства и приемы композиции в дизайне складываются как следствия системы традиционных и современных методик проектирования. Классические средства композиции в дизайне – это следующие закономерности гармонизации формы: пропорционирование, симметрия и асимметрия, масштабность, метро-ритмическая организация, тектоника, тождество, нюанс, контраст – сочетаются с сегодняшней трактовкой способов формирования дизайн продукции – ассамбляж, комбинаторика, инсталляция, монтаж и др. Конечная цель применения этих средств – комплексная эстетическая организация материально-конструктивных визуальных слагаемых вещи (плаката, средовой системы и пр.) как результат формообразующей деятельности.

Характер композиции в дизайне во многом зависит от вида дизайна, диктующего выбор способа реализации замысла автора. В графическом дизайне композиция в дизайне ограничена сопоставлением различного рода изображений, шрифтов, цветовых пятен на плоскости, в промышленном – линии, тон и цвет дополняют пластику объемной формы и фактуру ее элементов, в средовых решениях произведения промышленного и графического дизайна образуют пространственные комбинации, взаимодействующие с характеристиками (размер, конфигурация и пр.) архитектурной основы проекта.»

Композицию условно в искусстве принято делить на следующие виды:

  • фронтальная;
  • объемная;
  • глубинно-пространственная.

В Веб-дизайне используются все три вида, но присуща ему фронтальная композиция.

Фронтальная композиция в свою очередь, как и объемная и глубинно-пространственная, может классифицироваться как:

  • сюжетная;
  • формальная.

Сюжетная композиция строится на тех же принципах, что и всякое изобразительное реалистическое искусство, в котором участвуют содержание и форма. Их отношения и действия взаимообусловлены, и поэтому восприятие персонажей требует своеобразного "прочтения", "осознания" связей между ними и определения роли каждого из них в этих отношениях. Здесь всегда присутствует момент противостояния, противопоставления одного другому. Однако это противостояние служит не взаимоотрицанию, а наоборот, взаимоутверждению, взаимообоснованию и выявлению их взаимосвязи. Сюжетная композиция предполагает ее пристрастное, заинтересованное восприятие; здесь всегда присутствуют момент их сравнения, сопоставления, желание зрителя внимательно рассматривать произведение, напряженно вникать в его смысл, стремление понять суть воспринимаемого, увидеть и оценить реальный образ.

Формальная композиция отличаются тем, что в ее основе лежит форма без содержания (сюжета). Сама форма становится содержанием – это является неотъемлемым признаком прикладного искусства к которому относятся: декоративное, дизайн, архитектура.

Все сложные формы состоят из сочетания простых геометрических форм: точка, линия (прямая, ломаная, кривая), поверхность (плоская, кривая), объем. Форма от природы обладает следующими свойствами: геометрический вид формы, величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, цвет, светотень. Геометрический вид формы может иметь следующие типовые состояния: объемная форма, плоская форма, линейная форма. Понятие массы в художественно-композиционном плане рассматривается на основе ассоциативного восприятия (в отличие от понятия массы в физике). Под фактурой понимается строение поверхности формы (шероховатая, гладкая, полированная, зеркальная и т.п.). Под текстурой понимается заметный на глаз естественный или искусственный рисунок формы.

В работе с формой в дизайне (особенно графическом) активно используются такие принципы, как стилизация, трансформация и визуализация смысла. Они позволяют через реально существующие, узнаваемые предметы (их формы) передать тот или иной образ. Особенно это необходимо в символе, знаке, эмблеме.

Стилизация – это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова).

Трансформация – это изменение формы предмета, то есть трансформирование ее в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д.

В композиции не достаточно одной структуризации форм, но этому дизайнер должен пользоваться такими способами семиотических трансформаций как визуализация смысла. Визуализация смысла – это когда абстрактное понятие (смысл, образ) передается через реальные формы и прочее. Более подробное рассмотрение этого принципа выходят за рамки данной статьи.

Прежде чем разбираться в различных вариантах гармонизации форм, нужно обратить внимание на организацию композиционного центра как одной из важнейших закономерностей, так как соподчинение происходит в основном между центром и прочими элементами. Именно композиционный центр является выразителем художественного образа и несет смысловую нагрузку. Однако существует и такой принцип композиционного построения, когда центром может оказаться «пауза».

При организации композиционного центра следует учитывать закономерности визуального восприятия плоскости. Как правило, он располагается в активной, центральной ее части. Смещение относительно геометрического центра придает порой произведению большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность в раскрытии художественного образа и темы. Выявив основные свойства формы и закономерности ее гармонизации, нам необходимо выяснить, что еще как принцип применяется при создании композиции в Веб-проектировании. Большинство учебных пособий, описывающих процесс разработки Веб-сайтов, делают упор на изучение технической стороны вопроса (в частности на технологию верстки при помощи HTML или изучении интерфейса WYSIWYG-редакторов), совершенно не касаясь вопросов композиции, либо упоминая их вскользь.

Вот как Якоб Нильсен рассматривает процесс создания дизайна Веб-сайта:

«Юзабилити в некотором роде это тоже проверка на соответствие реалиям. И делается это двумя способами:

  • До того, как начался процесс дизайна. На этом этапе используются такие методы юзабилити, как исследования на месте, исследования конкурентов. Они дают возможность дизайнеру определить направление, в котором движется реальный мир. Эти методы ближе к научному подходу "гипотеза-опыт": вы выводите какие-то закономерности, а затем пытаетесь найти им подтверждение, наблюдая за реалиями, чтобы в дальнейшем пользоваться ими как путеводной нитью при создании наилучшего из возможных дизайнов.
  • После того, как закончился процесс дизайна. Здесь используются уже другие методы дизайна такие как, тестирование, наблюдение. Точно так же как предприниматели соревнуются друг с другом в том, чья бизнесс-идея лучше для покупателя, так и специалисты по юзабилити, показывают альтернативные варианты дизайна пользователям и определяют, какой из них работает лучше всего. Главное преимущество лишь в том, что тестирование бумажного прототипа вам обойдется дешевле, чем предпринимателю - основание целой компании.

Юзабилити старается объяснить поведение человека в сложных системах при весьма специфических обстоятельствах, и потому ее предсказания менее точны, чем предсказания таких полноценных наук, как физика, например. Посему юзабилити опирается в своих рекомендациях по большей части на прошлые эксперименты и опыт, чем на точные формулы.Когда какая-то функция вызывает проблемы у множества пользователей на большом количестве сайтов, мы призываем отказаться от нее. И точно так же, если какой-то элемент дизайна срабатывает при различных обстоятельствах, мы рекомендуем пользоваться им.»

Из выше сказанного делаем вывод, что многие дизайнеры практикуют эмпирический подход при создании Веб-сайта. И не имеют четко выверенных композиционных подходов для решения большинства задач.

Это так же подтверждается Чернышевым О.В. об отсутствии целенаправленного подхода при подготовке дизайнеров при изучении формальной композиции:
«К сожалению, знакомство с методическими разработками в области преподавания композиции (и особенно формальной композиции) показывает, что педагогический опыт здесь еще не перешагнул рубежа эмпирических подходов, принципов и представлений. Поэтому и знания, которые получают студенты из существующих учебных пособий, не являются теорией формальной композиции в полном смысле этого слова, а методика их практического освоения не служит в должной мере активному и целенаправленному развитию творческого потенциала профессионального дизайнера в соответствии с уровнем требований и задач развития современной материально художественной культуры.»

Так же Чернышев О.В. указывает:
«Учитывая сложность психологии художественного творчества в целом и психологии художественно проектного творчества дизайнера в особенности, педагог должен последовательно, от задания к заданию внедрять в сознание и учебно-практическую деятельность студентов ее основные принципы и, таким образом, развивать потенциал их творческого мышления и художественно композиционного мастерства.

К сожалению, эта задача значительно усложняется вследствие негативного влияния на склад мышления студентов дизайнеров традиционных нормативно ремесленных методов их предварительной художественной подготовки. Там происходит стихийное развитие их творческого мышления под весьма сомнительным предлогом "бережного" отношения к их врожденной художественной одаренности, уникальности чувственного восприятия и индивидуальности эстетических оценок. Как правило, это приводит к тому, что в сознании студентов стирается грань между понятиями профессионального и любительского художественного творчества и формируется стереотип отношения к художественной деятельности в целом как к совершенно не зависимой ни от каких законов, принципов, норм, правил, факторов, а направляемой лишь талантом и субъективной волей самого художника.» Многие дизайнеры при проектировании Веб-страниц отдают предпочтение использованию модульных сеток в качестве композиционной основы Веб-сайта.

Этого подхода в проектировании придерживается Бородаев Д.В. в своем исследовании: «Модульная сетка играет важную роль в художественном анализе двухмерного пространства, к которому можно отнести и экран монитора. Во всех направлениях проектно-художественного творчества, связанного с конструированием печатных изданий, модульные сетки являются основным приемом, способом создания композиционной схемы и структурирования всех ее элементов.»

Этого, в свою очередь, придерживается Файола Э. Так же Файола Э. указывает, что: «Правильно подобранная сетка дает возможность сохранять преемственность с предыдущими просмотрами, так что пользователи будут легко ориентироваться на Web-сайте и смогут быстро находить то, что их интересует.» В данном случае речь идет о поддержке сквозного дизайна страниц.

Безусловно, на наш взгляд, это может являться, наряду с использованием композиционных знаний, следующим принципам гармонизации визуального материала.
Сегодня существуют два вида верстки Веб-страниц: табличный и блочный. Метод модульных сеток больше всего подходит для табличной верстки. Но к сожалению, часто происходит подмена понятий. И дизайнеры начинают путать композицию с компоновкой. Что, кстати довольно таки часто происходит и в других областях дизайна. Об этом в частности упоминает Чернышев О.В.: «Если бы это было не так, то сам процесс художественно композиционного творчества сводился бы к чисто механической процедуре соединения разнородных элементов в некую совокупность при наделении их лишь внешними признаками совместного существования. Именно таким образом поступают дилетанты от искусства, которые понимают композиционный процесс как более или менее упорядоченное расположение материала на изобразительной плоскости или поэзию – как рифмованную обыденную речь.»

Более детально к вопросу композиции в Веб-дизайне подходит Кирсанов Д. В вопросе о связях в двумерных композициях с текстом и изображениями, он указывает, что часть информации между элементами может передаваться не последовательностью их расположения или какими-нибудь видимыми стрелками или рамками, а менее очевидными визуальными средствами – выравниванием, цветовыми перекличками, контрастом. Так же он указывает, что если композиция создавалась изначально в графической среде, автор, возможно, просто не осознает некоторые из этих связей и, соответственно, не сможет «вербализовать» их при выделении структурной основы композиции. С другой стороны, некоторые фрагменты текста относятся не к содержательной основе, а к оформительской надстройке документа: например, номер главы и само слово «Глава» в заголовке, постоянная часть перекрестных ссылок (т.е. сокращения типа «стр.» или «гл.»), любые повторяющиеся элементы, такие как колонтитулы на странице книги или панель навигации на Веб-странице. Вынеся все это из текстовой основы документа в стилевые спецификации, можно не только упростить процедуру глобального изменения этих элементов во всем документе, но и приблизить к искомому идеалу ортогональности: ведь все, что при внимательном рассмотрении не принадлежит к уникальной информации документа, а лишь помогает воспринимать ее, правильнее отнести к аспекту представления, а не содержания.

В вопросах пропорции Кирсанов Д. придерживается следующей позиции: «Нет никакого смысла вычислять габариты прямоугольников с точностью до третьего знака после запятой, если их воспринимаемый размер все равно будет отличаться от реального из-за факторов, о которых не задумывались художники эпохи Возрождения. Современный дизайнер выбирает пропорции почти исключительно «на глазок», добиваясь нужного ему соотношения активностей элементов не только варьированием размеров, но и с помощью множества других инструментов.

Таким образом, волшебного правила выбора пропорций на все случаи жизни не существует. При выборе размеров элементов нужно учитывать множество факторов: вклад элементов в информационное содержание композиции, их положение в контексте данной композиции (веб-страницы) и более крупной информационной единицы (сайта), контрастные отношения между ними, необходимость нюансировки и многое другое. Стиль композиции во многом определяется тем, насколько покорно дизайнер следует «натуральным» размерам элементов, соответствующим их относительной важности и традициям оформления, или же, наоборот, насколько свободно он варьирует пропорции, добиваясь необычного звучания страницы.»

Принципам гармонизации визуального материала, на наш взгляд, так же является выравнивание, способное организовать многие формы и их элементы между собой. Но важным является выбор отношений расстояния между основными блоками или их групп (рис. 1). Основную роль здесь играют пропорция и масштаб.

(а)
(б)
(в)
Рис. 1 В (а) расстояния между элементами по горизонтали и вертикали хотя и не равны, но явно опираются на пропорции самих элементов – такое размещение смотрится привычно и даже несколько скучновато. Более динамичного размещения можно достичь, сблизив элементы по одной оси (б) и раздвинув по другой (в) – особенно если, как в (б), больший интервал перпендикулярен большему размеру самих элементов.

Хотя в некоторых случаях допустимы и другие приемы: например принцип игры – хаотическое расположение форм на определенном участке визуального материала.Кирсанов Д. так же указывает на необходимость чувства меры:

«Самый важный, на мой взгляд, принцип, с которого я хотел бы начать, – это принцип единства, целостности и экономии средств. Формулировки этого принципа многочисленны и разнообразны: тут и «талант – это прежде всего чувство меры», и «не вводи лишних сущностей», и даже «висящее на стене ружье должно выстрелить». Все это – об одном и том же: всегда старайтесь пользоваться только тем, что уже введено в вашу композицию, экономьте, одергивайте себя и никогда не старайтесь добавить украшений по принципу «чтобы повеселее смотрелось». Коротко говоря, "если можешь не писать – не пиши».

Объясняется это следующим: «Введение в композицию нового элемента в подавляющем большинстве случаев требует не «украшения», т. е. усложнения его, а, наоборот, упрощения, «обтесывания», отбрасывания лишнего, приведения к общему знаменателю.» Т.е. соподчинение всех элементов единому стилю, единому образу.

Итак из выше сказанного видно, что в области проектирования Веб-страниц кроме эмпирического принципа, описанного Нильсеном Я., кроме модульной сетки, выравнивания и принципа игры и пр., используемых на завершающей стадии разработки Веб-ресурса, необходимо овладеть основными средствами закономерности композиции, для полного и профессионального решения любых задач, в том числе и стилевого единства как в графическом дизайне в целом, так и в Веб-дизайне в частности.Список литературы:

  1. Бандуристый Ф.Ф. Семиотические системы как средство образовательного и воспитательного процесса в изобразительном искусстве и дизайне / Ф.Ф. Бандуристый // Современное искусство: проблемы, тенденции, перспективы, (в рамках второго Международного фестиваля современного искусства "Увидеть невидимое"): сб. статей / под ред. Л. В. Блинова. - Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2011. С. 23-33.
  2. Блуднов Г.П. Веб-дизайн как средство специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов: диссертация … канд. пед. наук / Г. П. Блуднов. – М., 2004. – 186 с.
  3. Бородаев Д.В. Веб-сайт как объект графического дизайна. Монография. – Х.: «Септима ЛТД», 2006. – 288 с.
  4. Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд. дом «Искусство», 2004. – 120 с.
  5. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. – М.: «Архитектура-С», 2004. – 288 с.
  6. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. – СПб.: Символ-Плюс, 2004. – 376 с.
  7. Кринский В.Ф. Элементы архитектурно-пространственной композиции / В.Ф. Кринский, И.В. Ламцов, М.А. Туркус. – М.: Издательство литературы по строительству, 1968. – 168 с.
  8. Нильсен Я. Юзабилити: наука или идеология? URL: http://www.webmascon.com (Usability: Empiricism or Ideology? (June 27, 2005), перевод: Александр Качанов, 20.12.2005 г.). Дата обращения: 19.10.2010 г.
  9. Файола Э. Шрифты для печати и Web-дизайна. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 288 с.
  10. Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум. Мн.: Харвест, 1999. – 312 с.
  11. Краткий словарь по эстетике / под ред. М. Фовеянникова. – М.: Изд-во Просвещение, 1983. – с. 152-153.

Филенко Р. Е. Композиция в Web / Р. Е. Филенко // Современное искусство: проблемы, тенденции, перспективы, (в рамках второго Международного фестиваля современного искусства "Увидеть невидимое"): сб. статей / под ред. Л. В. Блинова. - Хабаровск: Издательство ДВГГУ, 2011. - С. 258-266.

Друзья, приветствую! На связи Ирина. У каждого из нас есть несколько страниц в социальных сетях, а у некоторых – и собственный сайт. Многие из нас научились создавать макеты простых визиток, флаеров, листовок, логотипов, баннеров, а кто-то освоил программы для создания презентаций. Чтобы всё это радовало глаз, было читабельным и смотрибельным, мы поразмышляем сегодня о несложных правилах дизайна: основах композиции.

Композиция - это...

Для тех, кто слышит это словосочетание впервые, поясню: композиция – это предмет (или наука) о правильной компоновке разных элементов в пределах одного пространства (на одной странице буклета, на одной стороне визитки, на одном слайде презентации, на одном баннере, на одной странице сайта и т.д.). И, каким бы ни было это пространство (вертикальным или горизонтальным, маленьким или большим), правила композиции будут одинаковыми. Итак…

Основные правила композиции

  1. Правило равновесия элементов

Элементы в пределах одного пространства нужно располагать таким образом, чтобы зрительно всё смотрелось уравновешенно, сбалансированно, гармонично. Различают симметричное и асимметричное равновесие. При симметричном равновесии:

При асимметричном равновесии:

  1. Правило контрастности элементов

Элементы в пределах одного пространства бывают совершенно противоположными по цвету, размеру, форме, текстуре. Располагать их нужно согласно правилу контрастности.

  1. Правило значимости элементов

Элементы в пределах одного пространства нужно располагать согласно правилу значимости: более значимые элементы нужно выделять цветом, размером, формой, текстурой. Более значимый элемент маленького размера располагают на переднем плане поверх всех остальных.

  1. Правило единства

Элементы в пределах одного пространства можно располагать таким образом, чтобы они образовывали нечто целостное и единое.

  1. Правило движения

Элементы в пределах одного пространства можно располагать таким образом, чтобы они создавали ощущение движения. Этого можно достичь и самим расположением элементов, и разными дополнительными фишками: линиями, стрелками, нумерацией.

  1. Правило пространства

Элементы в пределах одного пространства можно располагать таким образом, чтобы они создавали ощущение пространства. Иногда полезно приблизить элемент к зрителю (например, сделать макро снимок), но иногда тот же элемент можно приблизить к зрителю совершенно противоположным способом – отдалив его, создав вокруг него пространство.

  1. Правило открытости

Элементы в пределах одного пространства нужно располагать таким образом, чтобы они создавали ощущение открытости. Сравните:

Заключение

Друзья! Используя эти несложные секретные фишки, Ваш дизайн усовершенствуется в разы! Он оживёт, станет визуально привлекательным, в нём будто заработает невидимый магнит. Конечно, это далеко не все секретные фишки. Если тема эта окажется полезной и актуальной для Вас, если Вы хотели бы её продолжения, напишите об этом в комментариях.