Реестр российского программного обеспечения Минкомсвязи. Правила регистрации и закупки ПО

Уважаемые коллеги!

Интересный и полезный материал для государственных и муниципальных заказчиков размещён на сайте Экспертного центра электронного государства d-russia.ru. Данный материал содержит пошаговую инструкцию по применению постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Реестр российского ПО – инструкция для госзаказчиков

С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для того, чтобы принять решение о закупке ПО, заказчику необходимо провести работу с реестром. При работе с реестром российского ПО заказчик, размещающий заказ на поставку программных продуктов, должен:

1) изучить классификатор и определить, какому классу соответствует программное обеспечение, планируемое к закупке;

2) зайти на официальный сайт реестра и выяснить, есть ли в реестре сведения о программном обеспечении по данному классу (как это сделать, см. ниже);

3) если сведения об одном или нескольких программных продуктах по искомому классу в реестре есть, заказчику необходимо будет самостоятельно определить, соответствует ли хотя бы один из продуктов тем характеристикам, которые требуются заказчику и которые он планирует включить в описание объекта закупки. Для этого целесообразно определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре.

Примерная форма сравнения характеристик приведена ниже:

№ п/п Характеристики ПО Требуемые Продукт А Продукт Б
1. Функциональные характеристики
1.1. Централизованное управление Да Да Да
1.2. Управление физической и виртуальной инфраструктурой Да Ограничено Да
Возможность управлять средами виртуализации от различных поставщиков Да Да Да
2. Технические характеристики
2.1. Максимальное количество хостов виртуализации 64 64 200
2.2. Максимальное количество виртуальных машин 3000 8000 Не документировано
2.3. Автоматическое восстановление ВМ после сбоя (HA) Да Да Да
3. Эксплуатационные характеристики
3.1. Интеграция c AD Да Да Нет
3.2. Возможность централизованного управления через веб-браузер да Да Да
3.3. Наличие API для резервного копирования Нет Да Нет

Примечание

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1236 в части характеристик ПО, реестровая запись содержит только адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. На практике сайт правообладателя не всегда содержит всю необходимую информацию о ПО. Механизм получения такой информации для подготовки обоснования не урегулирован. В случае недостаточности информации о необходимом ПО целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

По результатам проведенной работы заказчик принимает одно из двух решений: либо приобретать один из российских программных продуктов, указанных в реестре, либо обосновывать закупку ПО, не входящего в реестр.

Второе возможно, если:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении искомого класса;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по искомому классу, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.

В этом случае заказчик должен подготовить, утвердить и опубликовать (вместе с документацией о закупке) обоснование невозможности соблюдения запрета. Такая обязанность установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок подготовки обоснования (Порядок) утвержден постановлением правительства от 16.11.2015 г. № 1236 .

Стоит обратить внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка, заказчик должен утвердить указанное обоснование по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки. Недостаточно утвердить обоснование одновременно со всем пакетом документации о закупке.

Для соблюдения указанного положения, учитывая сложные процедуры закупки в целом, заказчикам стоит осуществлять мониторинг не только самого реестра, но и заявлений, поданных для включения в реестр (они также размещены на сайте оператора реестра). Это позволит заранее предусмотреть включение того или иного программного обеспечения в реестр.

Целесообразно подготовить проект обоснования в момент подготовки полного пакета документации о закупке, а затем актуализировать и утвердить его в день публикации.

Обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, в связи с которым невозможно соблюдение запрета (выбирается подпункт «а» или «б» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236);

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком (с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, см. выше);

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра (с указанием его названия). Сравниваемые таким образом программные продукты должны принадлежать одному классу (пример сравнения программных продуктов ).

Если в реестре нет сведений о программном обеспечении по искомому классу (выбран подпункт «а» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236), последний блок («г») в обоснование не включается.

По данному блоку («г») также следует иметь в виду, что постановлением правительства Российской Федерации № 1236 не предусмотрено обязательное указание и функциональных, и технических, и эксплуатационных характеристик закупаемого ПО, чтобы доказать его отличие от ПО, указанного в реестре. Тем не менее, некорректно указанные характеристики, как требуемого заказчику ПО, так и ПО, размещенного в реестре, могут послужить основанием для возникновения претензий контролирующих органов. Причиной для претензий может послужить, например, обращение разработчика программного обеспечения, сведения о котором внесены в реестр, с жалобой в Федеральную антимонопольную службу на некорректное обоснование заказчиком невозможности соблюдения запрета.

В случае недостаточности информации о характеристиках ПО, сведения о котором размещены в реестре, целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

Если такая информация не будет предоставлена, целесообразно сделать скриншоты страниц сайта правообладателя, на которых размещена информация о характеристиках ПО из реестра (на момент публикации обоснования), и приложить данные скриншоты к обоснованию.

Пример обоснования невозможности соблюсти запрет на закупку ПО приведен в приложении .

Проверка наличия в реестре сведений о программном обеспечении по конкретному классу на сайте reestr.minsvyaz.ru в его нынешнем виде выполняется следующим образом:

1) на сайте реестра российского ПО заходим в раздел «Реестр» ;

2) выбираем необходимый класс (классы) ПО:

3а) если в реестре сведений о программном обеспечении по искомому классу нет, появляется соответствующее сообщение:

3б) если в реестре есть сведения о программном обеспечении искомого класса, появляется список программных продуктов:

В 2016 году производители программного обеспечения столкнулись с множеством трудностей. Продавать разработки в рамках закона от 5 апреля 2013 года стало очень сложно. Заказчики отказались работать с фирмами, продукция которых не включена в единый реестр. С января привлекать к исполнению государственных или муниципальных контрактов разрешено лишь отечественных производителей, прошедших процедуру регистрации.

Прибегать к помощи иностранных компаний допускается в порядке исключения.

Коротко об изменениях

Нормы о поддержке российских разработчиков включены в закон 149-ФЗ от 27.07.2006 года. Важные коррективы в систему закупок внесло и постановление Правительства РФ № 1236. Приобретать разрешили продукты, зарегистрированные в едином государственном реестре. Возможность купить иностранный аналог у заказчиков осталась. Однако для реализации права необходимо составить исчерпывающее обоснование.

Важно! Если ранее договор был заключен на поставку российского программного обеспечения, приобрести иностранный вариант уже нельзя. Такое условие содержится в закона 44-ФЗ.

Обойти запрет заказчик может в четырех случаях:

№ п. п. Ситуация Ссылка на постановление № 1236 Документальное обоснование
1 Ни один программный продукт не соответствует требованиям конкурсной документации. п. а ч. 2 требуется
2 В реестре присутствуют российские разработки одного класса с иностранными, но в значительной мере уступают последним по функциональным, эксплуатационным и техническим характеристикам. При этом отечественный продукт признан не соответствующим требованиям заказчика. п. б ч. 2 требуется
3 Закупка проводится для обеспечения деятельности на территории другого государства. В роли заказчика могут выступать торговые представительства России, консульские или дипломатические учреждения. п. 3 не требуется
4 Разработка, либо сведения о ней отнесены к государственной тайне. п. 4 не требуется

Каким требованиям должно соответствовать программное обеспечение?

Российским компаниям остается только одно – совершенствовать собственный продукт и добиваться его включения в реестр. Перед направлением документов в Минкомсвязь РФ потребуется провести анализ соответствия. Внести сведения в государственную базу чиновники обязаны при выполнении шести условий:

№ п. п. Критерий оценки Описание
1 Исключительные права

Участник закупки должен являться зарегистрированным правообладателем. Разрешено сотрудничать со следующими собственниками:

  • Россия, регионы или муниципальные образования;
  • отечественные некоммерческие и коммерческие организации;
  • граждане РФ.

Нормативными актами введен запрет на приобретение программного обеспечения у компаний с преобладающим участием иностранных лиц.

2 Оборотоспособность В реестр вносят программы, разработанные в соответствии с гражданским законодательством. Продукт должен без ограничений реализовываться на территории России.
3 Годовая сумма выплат

Правообладатель может претендовать на регистрацию продукта, если общий размер отчислений третьим лицам не превышает 30% дохода. При расчете объема издержек учитывают:

  • вознаграждения за предоставление прав на средства индивидуализации, объекты
  • интеллектуальной собственности, выполнение специфических работ;
  • оплату разработки, модификации или адаптации программы;
  • иные выплаты, связанные с реализацией и поддержанием работоспособности.

Расчетным периодом признают 12 месяцев.

4 Доступность сведений о программе В реестр не вносят секретные разработки, а также продукты, информация о которых так или иначе отнесена к государственной тайне.
5 Безопасность Программное обеспечение должно соответствовать стандартам защиты информации. Правила сертификации утверждены Правительством России. Требование распространяется на новинки, использование которых предполагает обработку конфиденциальных сведений.
6 Лицензия Этот документ правообладатель обязан получить до начала фактической деятельности.

Внимание! Обязательными условиями внесения записи в реестр являются наличие у заявителя квалифицированной цифровой подписи и регистрация в ЕСИА.

Как составить документы на регистрацию ПО в реестре?

Производителю программного обеспечения необходимо внимательно ознакомиться с правилами, утвержденными правительственным постановлением № 1236, а также изучить приказ МЭР РФ № 614 от 31.12.2015 года.

Первым шагом станет заполнение электронной формы на официальном сайте реестра. В анкете следует указать:

  • название программного продукта;
  • альтернативное наименование;
  • код по ;
  • класс;
  • подробную информацию о правообладателе;
  • данные о доле участия отдельных субъектов в учредительном капитале компании;
  • контакты заявителя, включая электронную почту и номер мобильного телефона;
  • адрес официальной интернет-страницы с описанием программного продукта;
  • сведения о должностном лице, подписавшем заявление;
  • реквизиты и наименование документа, предоставившего представителю полномочия на обращение.

В качестве приложения к электронному заявлению выступят сканированные копии доверенности, устава компании, решений о назначении руководства. Дополнительно потребуется прикрепить один экземпляр регистрируемой программы, а также бумаги, подтверждающие права на нее.

Внимание! Рассмотрению подлежат файлы в формате pdf.

В виде текстовых документов можно загрузить технические паспорта, описание функциональных характеристик, сведения о возникновении прав на разработку. Прикрепить к заполненной форме нужно инструкции об устранении неисправностей и порядке совершенствования. Здесь же отражают информацию о требованиях к оборудованию и обслуживающему персоналу. Заявитель вправе прикрепить дополнительные бумаги.

Порядок внесения сведений в реестр Минкомсвязи

Производителю программного обеспечения придется выстраивать отношения с тремя субъектами. Представители Минкомсвязи РФ принимают решение о включении записи в единую базу данных, оператор ведет реестр, а экспертный совет оценивает продукт.

Процедуру оформления можно разбить на девять стадий:

№ п. п. Этап Характеристика
1 Проверка заявления Задачей сотрудников является оценка соблюдения требований к форме документов, комплектности приложения. На выполнение поставленной задачи отводят 10 дней.
2 Запрос сведений В течение 5 суток контролирующий орган направляет запросы впубличные структуры. На этой стадии получают документальное подтверждение полноты и достоверности информации.
3 Регистрация заявления

По итогам первых двух этапов принимают решение о рассмотрении, либо возврате обращения. Отклонить заявку могут по следующим основаниям:

  • нарушение установленных правил;
  • отказ в регистрации или исключение программы из реестра по причине недостоверности, фальсификации документов.

Устранить ошибки и вновь подать обращение можно лишь в первом случае. В остальных ситуациях придется дождаться окончания штрафного срока – 12 месяцев.

4 Публикация данных Оператор размещает информацию о регистрации заявления на официальном сайте реестра в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения. Персональные данные из сообщения исключают.
5 Экспертиза Совет квалифицированных специалистов рассматривает заявление, оценивает соответствие декларируемых характеристик фактическим параметрам. Заключение выдают по истечении 30 суток. В расчет принимают только рабочие дни.
6 Направление документов оператору Пересылка заключения не может длиться дольше 1 дня.
7 Публикация результатов экспертизы В систему информацию включают незамедлительно. Мнение независимых специалистов находится в свободном доступе на официальной странице реестра.
8 Решение о включении записи Правилами установлены сразу два ограничения по сроку. Приказ Минкомсвязи РФ должен быть издан не позднее 10 суток с момента утверждения заключения эксперта. При этом общий период рассмотрения не должен превышать 65 рабочих дней.
9 Внесение записи После получения документов оператор размещает сведения в единой базе данных. Срок минимален – рабочий день.

В завершение отметим, что отклонить заявку правообладателя уполномоченный орган может при выявлении одного из трех обстоятельств. Причиной отказа служат недостоверность информации, неисполнение заявителем дополнительного запроса, направленного экспертом, либо установление факта несоответствия программного продукта действующим стандартам.

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр отечественного ПО) предназначен для расширения использования отечественной ИТ-продукции в органах государственной власти РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки. Реестр содержит перечень российского ПО, отечественное происхождение которого было подтверждено и для которого предусмотрена преференция при государственных и муниципальных закупках. Реестр формируется Экспертным советом по российскому ПО при Минкомсвязи России . Большинство голосов в совете имеют представители отечественной ИТ-отрасли.

Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ) и баз данных расположен по адресу: http://reestr.minsvyaz.ru .

Инициирование

Создание единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестра отечественного ПО) предусмотрено Федеральным законом №188 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статью 14 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”» от 29 июня 2015 года.

Цели

Реестр отечественного ПО создан в целях расширения использования российского ПО и подтверждения его российского происхождения, оказания государственной поддержки правообладателям ПО.

Сроки

29 июня 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон №188 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статью 14 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”», который определил порядок и условия признания ПО происходящим из РФ, а также создание реестра российского ПО. В законе также были определены базовые критерии включения программных продуктов в реестр.

С 1 января 2016 года заказчики обязаны ограничить закупки ПО для государственных и муниципальных нужд программным обеспечением, включенным в реестр российского ПО, за исключением тех случаев, когда в нем отсутствует программное обеспечение с необходимыми функциональными, техническими и эксплуатационными характеристиками.

С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для того, чтобы принять решение о закупке ПО, заказчику необходимо провести работу с реестром. При работе с реестром российского ПО заказчик, размещающий заказ на поставку программных продуктов, должен:

1) изучить классификатор и определить, какому классу соответствует программное обеспечение, планируемое к закупке;

2) зайти на официальный сайт реестра и выяснить, есть ли в реестре сведения о программном обеспечении по данному классу (как это сделать, см. ниже);

3) если сведения об одном или нескольких программных продуктах по искомому классу в реестре есть, заказчику необходимо будет самостоятельно определить, соответствует ли хотя бы один из продуктов тем характеристикам, которые требуются заказчику и которые он планирует включить в описание объекта закупки. Для этого целесообразно определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре.

Примерная форма сравнения характеристик приведена ниже:

№ п/п Характеристики ПО Требуемые Продукт А Продукт Б
1. Функциональные характеристики
1.1. Централизованное управление Да Да Да
1.2. Управление физической и виртуальной инфраструктурой Да Ограничено Да
Возможность управлять средами виртуализации от различных поставщиков Да Да Да
2. Технические характеристики
2.1. Максимальное количество хостов виртуализации 64 64 200
2.2. Максимальное количество виртуальных машин 3000 8000 Не документировано
2.3. Автоматическое восстановление ВМ после сбоя (HA) Да Да Да
3. Эксплуатационные характеристики
3.1. Интеграция c AD Да Да Нет
3.2. Возможность централизованного управления через веб-браузер да Да Да
3.3. Наличие API для резервного копирования Нет Да Нет

Примечание

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1236 в части характеристик ПО, реестровая запись содержит только адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. На практике сайт правообладателя не всегда содержит всю необходимую информацию о ПО. Механизм получения такой информации для подготовки обоснования не урегулирован. В случае недостаточности информации о необходимом ПО целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

По результатам проведенной работы заказчик принимает одно из двух решений: либо приобретать один из российских программных продуктов, указанных в реестре, либо обосновывать закупку ПО, не входящего в реестр.

Второе возможно, если:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении искомого класса;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по искомому классу, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.

В этом случае заказчик должен подготовить, утвердить и опубликовать (вместе с документацией о закупке) . Такая обязанность установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок подготовки обоснования (Порядок) утвержден .

Стоит обратить внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка, заказчик должен утвердить указанное обоснование по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки. Недостаточно утвердить обоснование одновременно со всем пакетом документации о закупке.

Для соблюдения указанного положения, учитывая сложные процедуры закупки в целом, заказчикам стоит осуществлять мониторинг не только самого реестра, но и заявлений, поданных для включения в реестр (они также размещены на сайте оператора реестра). Это позволит заранее предусмотреть включение того или иного программного обеспечения в реестр.

Целесообразно подготовить проект обоснования в момент подготовки полного пакета документации о закупке, а затем актуализировать и утвердить его в день публикации.

Обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, в связи с которым невозможно соблюдение запрета (выбирается подпункт «а» или «б» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236);

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком (с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, см. выше);

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра (с указанием его названия). Сравниваемые таким образом программные продукты должны принадлежать одному классу ().

См. также примеры обоснований невозможности закупки ПО из реестра: ; . Ещё примеры аналогичных документов, представленных в обоснование невозможности закупить отечественный программный продукт, можно посмотреть .

Если в реестре нет сведений о программном обеспечении по искомому классу (выбран подпункт «а» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236), последний блок («г») в обоснование не включается.

По данному блоку («г») также следует иметь в виду, что постановлением правительства Российской Федерации № 1236 не предусмотрено обязательное указание и функциональных, и технических, и эксплуатационных характеристик закупаемого ПО, чтобы доказать его отличие от ПО, указанного в реестре. Тем не менее, некорректно указанные характеристики, как требуемого заказчику ПО, так и ПО, размещенного в реестре, могут послужить основанием для возникновения претензий контролирующих органов. Причиной для претензий может послужить, например, обращение разработчика программного обеспечения, сведения о котором внесены в реестр, с жалобой в Федеральную антимонопольную службу на некорректное обоснование заказчиком невозможности соблюдения запрета.

В случае недостаточности информации о характеристиках ПО, сведения о котором размещены в реестре, целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

Если такая информация не будет предоставлена, целесообразно сделать скриншоты страниц сайта правообладателя, на которых размещена информация о характеристиках ПО из реестра (на момент публикации обоснования), и приложить данные скриншоты к обоснованию.

Пример обоснования невозможности соблюсти запрет на закупку ПО приведен в .

Проверка наличия в реестре сведений о программном обеспечении по конкретному классу на сайте reestr.minsvyaz.ru в его нынешнем виде выполняется следующим образом:

1) на сайте реестра российского ПО заходим в раздел «Реестр» ;

2) выбираем необходимый класс (классы) ПО:

3а) если в реестре сведений о программном обеспечении по искомому классу нет, появляется соответствующее сообщение:

3б) если в реестре есть сведения о программном обеспечении искомого класса, появляется список программных продуктов:

Актуальные дополнения (по состоянию на декабрь 2017)

В марте 2017 года правительство утвердило к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения. Требования определяют состав, архитектуру, функции ПО, необходимого для замены импортных аналогов.

В частности, интерфейс ПО должен быть реализован на русском языке. ПО не должно требовать установки иного ПО (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории России, за исключением операционных систем. Обновления ПО должны выполняться только после подтверждения со стороны пользователя или уполномоченных сотрудников. При этом для каждого вида ПО (операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, ПО файлового менеджера, справочно-правовая система (СПС), ПО системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты) предусмотрены специальные требования.

Согласно постановлению реестровая запись дополнена сведениями о соответствии или несоответствии ПО дополнительным требованиям. Однако по состоянию на конец 2017 года таких сведений в реестре обнаружить не удалось.

В июне 2017 года Минкомсвязь опубликовала по реализации планов перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе взамен ранее закупленного офисного ПО.

Полный перечень нормативных актов, относящихся к импортозамещению ПО, см.

5) российской коммерческой организации без преобладающего иностранного участия. Коммерческая организация является такой, если более 50 процентов в ней составляет суммарная доля прямого и (или) косвенного участия:

  • Российской Федерации,
  • муниципальных образований,
  • граждан Российской Федерации.

6) гражданину Российской Федерации.

Требование 2. ПО правомерно введено в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Экземпляры ПО либо права его использования свободно реализуются на всей территории Российской Федерации.

Требование 3. Это требование относится к общей сумме выплат за календарный год по лицензионным и иным договорам (независимо от вида договора).

Речь идет о договорах, которые:

1) предусматривают предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг;

2) связаны с разработкой, адаптацией и модификацией программного обеспечения и заключены для разработки, адаптации и модификации программного обеспечения;

3) предполагают выплаты:

  • иностранным юридическим и (или) физическим лиц, контролируемым ими российским коммерческим и (или) некоммерческим организациям,
  • агентам, представителям иностранных лиц и контролируемым ими российским коммерческим и (или) некоммерческим организациям.

Общая сумма выплат таким лицам за календарный год должна быть менее 30 процентов выручки правообладателя (правообладателей) ПО от его реализации (включая предоставление прав использования).

Требование 4. Сведения о ПО не составляют государственную тайну, и оно не содержит сведений, которые ее составляют.

Требование 5. ПО отвечает требованиям безопасности информации. То есть должен быть сертификат системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации. Порядок его выдачи устанавливает Правительство РФ.

Это требование касается только ПО, в составе которого реализованы функции защиты конфиденциальной информации.

Требование 6. Есть лицензия на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, если:

  • в составе ПО реализованы функции защиты конфиденциальной информации.

Кто может внести сведения в Реестр

Обратиться в уполномоченный орган (Минкомсвязь России) с заявлением о включении сведений в Реестр может правообладатель ПО или лицо, которое уполномочено всеми правообладателями (п. 9 Правил).

Если исключительное право на ПО принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, то заявление подает соответственно:

  • федеральный орган исполнительной власти,
  • орган исполнительной власти субъекта РФ,
  • орган местного самоуправления или
  • организация, которая осуществляет управление (распоряжение) таким правом.

Чтобы организация или физическое лицо смогли внести сведения о ПО в Реестр, у нее должны быть:

Учетная запись в ЕСИА

Она нужна для того, чтобы подать документы через официальный сайт Реестра. Это возможно только после авторизации в личном кабинете через ЕСИА.

Если правообладатель - физическое лицо, то достаточно его подтвержденной учетной записи в ЕСИА. С юрлицом сложнее - необходимо зарегистрировать его учетную запись. Для этого нужно, чтобы:

  • у юрлица был квалифицированный сертификат электронной подписи, выпущенный на руководителя организации, а
  • у руководителя была подтвержденная учетная запись в качестве физического лица в ЕСИА.

Чтобы создать учетную запись юрлица в ЕСИА, руководителю необходимо в личном кабинете портала Госуслуг :

1) перейти на вкладку «Организации»,

2) выбрать пункт «Создать учетную запись организации»,

3) заполнить предлагаемую форму и

4) снова подтвердить ее квалифицированной электронной подписью.

Усиленная квалифицированная электронная подпись

Она нужна для того, чтобы подписать заявление на внесение сведений о ПО в Реестр.

Если правообладатель - физическое лицо, то заявление нужно подписать личной усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если правообладатель - юридическое лицо, то речь уже идет об усиленной квалифицированной электронной подписи организации в лице ее руководителя или уполномоченного лица (на основании доверенности).

Как подать заявление

Чтобы внести сведения о ПО в Реестр, необходимо представить в Минкомсвязь России соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы и материалы (п. 14 Правил).

Для этого нужно заполнить электронные формы, которые размещены на официальном сайте реестра reestr.minsvyaz.ru (приказ Минкомсвязи России от 31 декабря 2015 г. № 614 «Об определении официального сайта оператора единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"»).

Это можно будет сделать после того, как заявитель (п. 14 Правил).

Сведения, документы и материалы, необходимые для подачи заявления (согласно разделу IV Порядка подачи заявления для внесения сведений о ПО в Реестр ):

1. Название ПО. Нужно указать текущее название программного обеспечения (без номеров версий продукта).

2. Предыдущие и (или) альтернативные названия ПО. Это поле можно не заполнять.

3. Код (коды) продукции. Нужно указать один или несколько кодов ОКПД 2. Их описание приведено в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

4. Класс (классы) ПО, которому (которым) соответствует ПО. Нужно указать один или несколько классов ПО. При этом под классом ПО понимают группу, которая:

  • объединяет ПО, имеющее аналогичные функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, и
  • определяется по классификатору (его утвердил Минкомсвязи России приказом от 31 декабря 2015 г. № 621).

Такое определение дано в пункте 2 Правил.

Порядок, которым нужно руководствоваться, чтобы определить класс (классы), утвержден приказом от 31 декабря 2015 г. № 622.

В классификаторе использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2-4 цифровых знаков.

ПО соответствует нескольким классам, если полностью или частично отвечает функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам таких классов.

5. Статус правообладателя. Здесь нужно выбрать один или несколько пунктов из списка:

  • российская коммерческая организация;
  • российская коммерческая организация, имеющая в цепочке владения иностранных лиц (иностранные организации или трасты);
  • российская некоммерческая организация;
  • гражданин Российской Федерации.

6. Сведения о правообладателях ПО. Содержание зависит от статуса правообладателя:

1) в отношении гражданина нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество,
  • наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность,
  • адрес регистрации по месту жительства (пребывания) или, если такая регистрация отсутствует, - адрес места фактического проживания;

2) в отношении организации нужно указать полное наименование, ОГРН и ИНН.

7. Сведения о долях прямого и косвенного участия в правообладателе:

  • Российской Федерации,
  • субъектов Российской Федерации,
  • муниципальных образований,
  • российских некоммерческих организаций без преобладающего иностранного участия и
  • граждан Российской Федерации.

Это поле нужно заполнить в двух случаях - если исключительное право на ПО принадлежит правообладателю :

  • «российская коммерческая организация» или
  • «российская коммерческая организация, имеющая в цепочке владения иностранных лиц».

В первом случае нужно указать конечных владельцев (российских граждан) и размеры их долей.

Во втором случае необходимо раскрыть всю цепочку владения в форме таблицы и загрузить сканированные выписки (или иные документы) из реестров соответствующих государств.

Сведения нужно заполнить в отношении всех конечных бенефициаров (российских граждан), которые владеют более 5 процентами уставного капитала организации-правообладателя.

Отдельное правило установлено для случая, когда такие бенефициары совокупно владеют менее 50 процентами уставного капитала (т. е. проверить критерий о принадлежности исключительного права невозможно). В такой ситуации необходимо включить сведения о российских гражданах, владеющих долями менее 5 процентов. Сделать это нужно так, чтобы заявление содержало сведения о российских гражданах, которые владеют в совокупности более 50 процентами уставного капитала организации-правообладателя. То есть представлять информацию обо всех конечных бенефициарах - российских гражданах не обязательно.

8. Адрес электронной почты и номер телефона для связи с заявителем. Необходимо указать действующие контакты для направления уведомлений и запросов о предоставлении дополнительной информации.

9. Адрес страницы сайта правообладателя в Интернете с документацией, которая содержит описание функциональных характеристик ПО и информацию для его установки и эксплуатации. Речь идет о пользовательской документации.

10. Статус лица, подписывающего заявление. В этом поле нужно выбрать одну позицию из списка:

  • представитель правообладателя, действующий на основании доверенности;
  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени правообладателя, являющегося юридическим лицом;
  • правообладатель, являющийся гражданином Российской Федерации.

11. Документ, который подтверждает полномочия лица, подписывающего заявление (если заявление на включение сведений в Реестр подписывает представитель по доверенности). Речь идет о доверенности с полномочиями на осуществление действий от имени правообладателя (правообладателей) ПО. Заявителю необходимо загрузить сканированную версию доверенности в формате pdf.

12. Копия устава правообладателя ПО (если заявление подает организация). Необходимо загрузить сканированную версию устава в формате pdf. Сделать это нужно одним файлом.

13. Экземпляр ПО. В данном разделе необходимо предоставить действующую ссылку на скачивание дистрибутива ПО. Также нужно приложить инструкцию (в виде одного документа в произвольной форме) по скачиванию и установке. Она должна включать (при необходимости) лицензионный ключ (серийный номер) для активации.

14. Документы, которые подтверждают, что ПО отвечает требованию о принадлежности исключительного права (если заявление подает ). Необходимо загрузить:

  • файл с описанием цепочки владения в форме таблицы (в произвольной форме) и
  • сканированную версию выписок (или иных документов) из реестров соответствующих государств, подтверждающих данные таблицы.

15. Сведения об основаниях возникновения у правообладателя (правообладателей) исключительного права на ПО на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права. Это поле нужно заполнить в текстовом виде (в произвольной форме).

Основанием возникновения исключительного права могут быть, например, собственная разработка (создание служебного произведения) или приобретение исключительного права.

16. Документация с описанием функциональных характеристик ПО и информацией для его установки и эксплуатации. Эту документацию необходимо загрузить в текстовом формате.

17. Документация, которая содержит:

1) описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла ПО, в том числе:

  • устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации ПО,
  • совершенствование ПО;

2) информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.

Эту документацию также необходимо загрузить в текстовом формате.

18. Иные документы. Заявитель может приложить любые документы, которые подтверждают, что продукт соответствует критериям российского ПО и классу ПО.

Заявитель должен (п. 14 Правил).

Кто и как включает сведения о ПО в Реестр

В процессе включения сведений о ПО в Реестр, кроме , можно выделить еще трех действующих лиц.

1. Минкомсвязи России. Это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по формированию и ведению Реестра. Минкомсвязи России принимает решения о включении сведений о ПО в Реестр и об их исключении из него.

2. Оператор реестра. Он занимается непосредственно ведением Реестра.

Минкомсвязи России привлекает оператора в порядке Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) (п. 6 Правил). Он должен отвечать двум условиям:

  • иметь регистрацию на территории РФ;
  • иметь право получать обязательный экземпляр ПО.

Этим условиям отвечают три организации, перечисленные в статье 13 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»:

  • Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл»;
  • Научно-технический центр «Информрегистр»;
  • Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина.

Оператор из числа своих работников определяет лиц, уполномоченных на включение в реестр сведений, их изменение и (или) исключение из реестра (п. 7 Правил).

3. Экспертный совет по российскому ПО. Его создает Минкомсвязи России для того, чтобы проводить экспертизу при включении сведений о ПО в Реестр (п. 8 Правил, приказ Минкомсвязи России от 30 декабря 2015 г. № 615 «Об утверждении Положения об Экспертном совете по Российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»).

Процесс включения сведений о ПО в Реестр можно условно разделить на девять этапов.

Этап 1. Уполномоченный орган проверяет заявление и прилагаемые к нему документы и материалы в течение 10 рабочих дней со дня поступления (п. 16 Правил).

Этап 2. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления запрашивает у органов государственной власти документы и информацию, подтверждающую сведения в заявлении и прилагаемых к нему документах и материалах (п. 20 Правил).

Этап 3. Уполномоченный орган регистрирует заявление (п. 19 Правил).

Заявителю откажут в регистрации, если (п. 17 Правил):

  • он нарушил Правила;
  • уполномоченный орган в течение 12 месяцев до поступления заявления уже:
  • отказывал заявителю во включении сведений в Реестр из-за того, что тот представил подложные документы, материалы и (или) недостоверные сведения (подп. «а» п. 27 Правил), или
  • исключил сведения из Реестра по той же причине (подп. «в» п. 33 Правил).

После того как заявитель устранит причины, указанные в первом пункте, он сможет повторно подать заявление (п. 18 Правил).

Этап 4. Оператор реестра в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления, размещает его в открытом доступе на официальном сайте (п. 19 Правил). При этом персональные данные (при наличии) обезличивают.

Этап 5. Экспертный совет рассматривает заявление в течение 30 рабочих дней со дня его регистрации и утверждает экспертное заключение (п. 21 Правил). Оно должно содержать выводы о том, соответствует ли ПО:

Этап 6. Экспертное заключение передают оператору системы в течение одного рабочего дня со дня его утверждения (п. 21 Правил).

Этап 7. Оператор реестра размещает экспертное заключение в открытом доступе на официальном сайте (п. 21 Правил).

Этап 8. Уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о ПО в Реестр. Он это должен сделать:

  • в течение 65 рабочих дней со дня регистрации заявления, но
  • не позднее 10 рабочих дней со дня, когда экспертный совет утвердил экспертное заключение.

Указанное решение издают в форме приказа Минкомсвязи России (п. 25 Правил).

Уполномоченный орган может отказать во включении сведений о ПО в Реестр по трем основаниям (п. 27 Правил):

  • заявитель представил подложные документы, материалы и (или) недостоверные сведения;
  • заявитель не представил в течение 30 рабочих дней пояснения и (или) документы по запросу экспертного совета (п. 22 Правил), если без них невозможно подтвердить достоверность представленных сведений и (или) подлинность представленных документов;

Этап 9. Оператор реестра:

  • размещает решение уполномоченного органа на официальном сайте и информирует о нем заявителя по адресу электронной почты, который указан в заявлении (п. 28 Правил);
  • включает сведения о ПО в Реестр (п. 29 Правил).

Оператор должен это сделать в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда уполномоченный орган примет решение.