Почему в Исламе нельзя слушать музыку? Мусульманская страна. Молись или выспись Высказывания учёных Ислама

Что такое исламская страна многие из моих соотечественников знают не понаслышке, вернее из телепередач: во-первых, это страна наркоторговцев, где производится героин и марихуана на весь мир; во-вторых, это нецивилизованная, необразованная и небезопасная страна, где у каждого верного в шкафу ружьё, а за фразой «Аллах Акбар» следует автоматная очередь; в-третьих, это страны, где женщина – едва ли друг человека, где иностранцев ненавидят и изредка похищают, а по пятницам сжигают американские флаги.

Я воздержусь от комментирования подобной чепухи, крепко подпирающей границы мировоззрения многих западных телезрителей. Лучше я расскажу о мусульманской действительности юго-восточных стран, способной удивить, разочаровать, обескуражить, рассмешить и иногда покорить необремененного излишней религиозностью человека Запада.

Малайзия и Индонезия до мозга костей мусульманские страны, как две капли воды похожие в своих духовных изысканиях и находках, а Индонезия из них – ещё и самая большая на этой планете, где имя Аллах не пишут на стенах туалетов.

Первый мусульманский сюрприз ожидает вас часов в 5 утра, когда из динамиков минарета до вас донесется утреннее пение муэдзина, призывающего на утреннюю молитву Субу (Subuh). Если учесть, что в рассвет здесь не раньше шести, то для неверных сюрприз этот будет не из самых приятных. Однако через месяц пребывания здесь вы заметите, как закаленный расслабленной юго-восточной атмосферой сон одержит верх над Субу.

Напомню, что мусульмане молятся пять раз в день и пять раз в день из динамиков над минаретами разносятся пения, чтения и пятничные нотации. Последняя молитва Исиа (Isia) заканчивается в 11 вечера. Суть позыва заключается в том, что в течение 10 минут самым мягким и протяжным голосом, на который способен муэдзин, он поёт протяжную фразу «Аллах Акбар». Звучание это не самое отталкивающее, вернее даже вдохновенно проникающее и мелодичное, что прощает его, даже если пять раз в день покажется слишком много. Иногда после пения в воздухе разносятся строки из Корана или какие-нибудь сочувствующие речи по поводу минувшего пожара, урагана, дня рождения губернатора или иного важного события. В пятницу динамики почти не умолкают, так как в этот день Джумат – самая важная молитва, ради которой население обличается в красивые одежды и почти не работает. У муэдзинов пятница самый тяжёлый день: чтения Корана на арабском, лекции о нравственности и многое другое утомляют не только слушателей. Но в некоторых мечетях подобные проповеди дополняются диалогами, шутками и музыкой, напоминая чем-то вещание передач радио Маяк.

Если вы думаете, что избежать это ненавязчивое притяжение ислама легко, просто поселившись подальше от мечети, то сильно заблуждаетесь. На практике лучше слушать пение из одной мечети, чем какофонию голосов из трёх ближайших. Акустическое покрытие в Индонезии и Малайзии едва ли хуже покрытия сотовой связи. В городе вы не найдете места, где муэдзин вас не навестит вас своим надрывным пением. Вдоль дорог же в каждой деревне есть мечеть, не дающая пропустить молитву ни одному страннику, а дорожные знаки повсеместно оповещают, сколько метров до ближайшей мечети.

Однако, тотальная оккупация воздушного пространства исламом не мешает индонезийцам расслабляться и быть верными традиционной индонезийской попущенности. Время молитвы вовсе не означает, что весь город затихает, а каждый индонезиец лежит на своем саронге в мечети. В действительности очень немногие молятся 5 раз в день, и лишь единицы всегда делают это в мечети. Большинство же воспевают молитву Аллах время от времени дома или на работе. Однако на случай полной распущенности Кораном предусмотрена специальная пятничная молитва Джумат, на которую каждый верный обязан явиться в мечеть. Это единственный час 12.30 до 13.30***, так напоминающий китайский обед, когда улицы и прилавки пустеют, а над городом нависает нега молчаливого напряжения. Если ты не явишься на эту молитву в мечеть три раза подряд, считать себя верным мусульманином ты уже не в праве. И если ты не носитель белой кожи или иностранного паспорта, то не почувствовать такой статус на своей смуглой шкуре будет довольно сложно. Поэтому наши самые неотягощённые грузом традиций друзья ходят в мечеть аккурат раз в три недели.

Вообще, процесс мусульманской молитвы не самый обременительный, что прекрасно вписывается в простой и незамысловатый быт индонезийцев. Для молитвы требуется лишь саронг*, пол квадратных метра ровного пола, стена или угол и 3 мин. свободного времени. Во время молитвы мусульманин должен быть обращен к чему угодно, что даже случайно не было бы человеком, поэтому мусульмане молятся в стену. Обычно мусульманина не смущают события и люди в помещении, поэтому не удивляйтесь, если кто-нибудь разложит перед вами саронг в холе, где вы ловите WiFi, и, обратившись к вам спиной, примется совершать молитвенные пасы. Во время молитвы под мусульманином должен быть саронг, а его ладони, ступни и лицо должны быть чисты, как слеза Мухаммеда. Последнее обстоятельство в сочетании со сказанным выше делает мусульманские страны чрезвычайно удобными для самостоятельных путешествий, так как совершенно бесплатные туалет и душ** будут ждать вас в каждой мечети, близость которой вы без труда будете определять пять раз в день.

Если жить в Индонезии или Малайзии долго, то можно полюбить аккустические атаки муэдзинов, привыкнуть к тому, что все ваши друзья внезапно покидают вас в час молитвы, можно усвоить, что в пятницу лучше не планировать никаких важных дел, но невозможно поверить, что народ всей страны может быть настолько благородным и верным постулатам Корана, насколько можно себе это представить. Позже я постараюсь приблизить эти слова к пониманию читателя.

<<<< продолжение следует >>>>

________________________________________ _______
* Cаронг – труба длиною в метр, сшитая из тонкой хлопчатобумажной ткани в клетку. На практике – весьма универсальная вещь: индонезийцы спят в саронге, одев его по пояс, используют как килт, когда ходят в лавку за сигаретами, покрывают голову и плечи в случае неожиданной солнечности и т.п.
** Индонезийский и Малазийский душ, как и туалет, совсем не то, что может подумать европеец. Эта тема достойна отдельного фоторепортажа.
*** Расписание молитв:
Subuh – 5...6am
Zhuhur (в пятницу Jumat) – 12:30...14:30
Ashar – 15:30...17:30
Maghrib – 18:20...19:20
Isya – 19:30...23:00
Кроме множественных повторений "Аллах Акбар" призыв муэдзина состоит из других слов прославления Аллаха и призывов молиться на арабском.

Периодами в Интернете бурно обсуждается тема запретности музыки с точки зрения Ислама. Говорят примерно одно и то же, слышать друг друга у противоборствующих в данном вопросе сторон желание, как мне видится, отсутствует. Думаю, настало время и есть необходимость раскрыть тему, обосновать мнения и поставить предположительно последнюю точку.

По моим наблюдениям (на протяжении более чем 15 лет), кажется, что запрещающие в современной молодежной среде - это в большинстве случаев те, кто слепо следует чьему-то мнению (однобоко обоснованному), или те, кто проявляет «набожность» вперемешку с юношеским максимализмом, желая тем самым бросить вызов окружающим. Кстати, запрещающие и громогласно заверяющие о запрете сами временами слушают музыку (которая им по душе) или начинают слушать ее через год-другой, отходя от прежней категоричности. Таких примеров я видел немало, особенно когда человек выходит из состояния спора и полемики, успокаивается и начинает заниматься повседневными бытовыми делами. Главное - чтобы он не забыл о том, что такое ежедневная обязательная молитва.

Религия и духовность даны людям вне сект и течений, говорящих о своей избранности и особой правильности. В истории мусульманского богословия велась самая разнообразная богословская полемика по вопросам, не имеющим прямого и однозначного ответа в Коране и Сунне. Музыка относится именно к таковым. И сила Ислама - в гибкости канонов. Если же человек не имеет гибкости мышления (а для развития интеллекта важно сегодня и высшее образование, и чтение не только религиозной литературы), то все каноны видятся ему незыблемо окостенелыми («только так и никак по-иному») .

Аргументы тех, кто запрещает музыку

«И среди людей есть те, которые покупают «лахв аль-хадис» » (см. ).

Если принять во внимание слова некоторых толкователей Корана о том, что здесь подразумевается и музыка (наряду с речью, прозой, поэзией, юмором, например), тогда аят явно и четко указывает на то, что музыка, пение и другие формы использования речевого аппарата относятся к той категории вещей, дозволенность или запретность которых определяется намерением и формой применения.

Да, некоторые из сподвижников Пророка и ученых последующих веков цитировали данный аят в качестве аргумента в пользу запретности пения, однако далеко не все были согласны с таким толкованием аята. Например, известный факых и богослов Ибн Хазм в своей книге «Аль-мухалля» писал: «В этом аяте нет доказательств запретности пения. Контекст аята и сам текст ясно подтверждают это, ибо продолжение аята раскрывает то, с какой целью «покупается развлекающая речь» . Отсюда понятно, что описанное действие относится к безбожнику, и не к обычному безбожнику, а к тому, кто толкает в неверие других! Ибо если некто, к примеру, купит книгу изречений пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) для того, чтобы сводить людей с пути Истины посредством выборочных, вырванных из контекста цитат, то он поистине грешник и безбожник! И именно такого рода действие описывается в аяте. В то же время никоим образом не порицаема Богом словесная забава (песни, анекдоты, притчи, смешные истории), которые человек использует для развлечения и отдыха. Но преднамеренно отвлекающий себя от выполнения очередной обязательной молитвы даже чтением Священного Корана или хадисов, а также разговорами, пением или чем-либо иным грешен пред Господом и является фасиком (грешником). Кто выполняет свои религиозные обязанности (фарды) пред Творцом и находит время для отдыха и развлечений не в ущерб служению Богу, исполнению Его заповедей, тот является мухсином (праведником)» .

2. Другой аят, упоминаемый людьми, запрещающими музыку:

«Если услышат они «аль-лягв» [то есть то, что заслуживает устранения из речи, подобно пустой болтовне и пошлым словам; если услышат оскорбления в свой адрес от тех, кто воспринял их выбор и рост в штыки, либо кого другого], отворачиваются от этого» (см. ).

Аргументировать запретность музыки посредством приведенного аята представляется странным и неверным. Здесь (даже в случае отдельного, вырванного из контекста рассмотрения) явно говорится о бессмысленной и пустопорожней речи, ругани, словесной суете, вызванных скудостью духовного разумения. Подобное толкование следует из продолжения аята: «Если услышат они «аль-лягв», отворачиваются от этого и говорят:

«Нам - наши дела, а вам - ваши! Мир вам , мы не желаем [становиться] невеждами [вступая в конфликт или спор с кем-либо из вас] (мы не хотим водиться с невеждами)» (см. ).

Слово «аль-лягв», упомянутое в вышеприведенном аяте, означает все то, что не приносит какой-либо пользы. Слушание того, что не приносит пользы, не является явно запретным до тех пор, пока оно не начинает поглощать время, отведенное для выполнения обязанностей перед Всевышним или людьми.

Необходимо заметить, что не всякое пение является пустословием, ибо многое зависит от текста песни и намерения поющего. Ведь благое намерение делает игру одной из причин обретения близости ко Всевышнему, а шутку может превратить в проявление покорности Ему. В свою очередь, недоброе намерение умаляет благородность действия, превращая его в обряд внешнего поклонения, что является проявлением лицемерия. Ведь сказано: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не смотрит на внешние проявления [покорности Ему], однако смотрит на сердца ваши» .

Что касается еще нескольких аятов, приводимых запрещающими музыку, то ни один из них не говорит о музыке прямым текстом: они или порицают различные формы применения речевого аппарата и всего того, что может усиливать его влияние, воздействие, с намерением опорочить веру, Священное Писание (см. ), или предостерегают от сатанинских нашептываний, побуждающих к греху и преступлению (см. ). То, что некоторые комментаторы оговаривали в данном контексте и песню, не является чем-то странным, ведь и песню, и стихотворение, и повесть, и красноречивое публичное выступление, и телевидение, и Интернет можно применять с намерением достижения греховных целей.

3. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Появятся среди моих последователей люди (народы), которые позволят себе (будут считать разрешенным) прелюбодеяние, натуральный шелк , употребление спиртного [включая все, что опьяняет рассудок] и струнные инструменты [музыкальные инструменты]. Вне всяких сомнений, спустятся люди (народы) к подножию высокой горы (расположатся у подножия высокой горы). Вернется к ним вечером [пастух] с их стадом. Придет к ним [бедный, нищий] со своей нуждой, а они ему ответят: «Приходи завтра!» Ночью же обрушит Всевышний на них гору [у подножия которой они находятся], а остальных [кто из них останется в живых] превратит в обезьян и свиней до Конца Света [возможно, здесь аллегория, имеется в виду, что они потеряют нормы морали, так и не приобретя их до конца своей жизни]» .

Пророк Мухаммад также оповестил: «Появятся среди моих последователей люди, которые будут пить спиртное (хамр), называя его иначе [на сегодняшний день есть огромное количество алкогольной продукции, в том числе пиво, дорого ценящиеся вина и слабоалкогольные напитки, некоторые производители которых не жалеют денег, доказывая их пользу для здоровья, хотя официальная медицина это категорически отрицает], над головами их будут играть на струнных инструментах [на музыкальных инструментах] и петь певицы. Всевышний опустит под ними землю и сделает их обезьянами и свиньями» .

Контекст явно указывает на недопустимость применения музыки в сопровождение греха, ведь относительно всего упомянутого (прелюбодеяние, спиртное, натуральный шелк для мужчин) имеются однозначные запреты в Коране и достоверной Сунне, а относительно музыки запрета нет, чего никто опровергать не станет. Вся имеющаяся по музыке аргументация косвенна, домыслена, а не однозначна. Кстати, подробные комментарии имамов аль-‘Аскаляни и аль-‘Айни к хадису из свода хадисов имама аль-Бухари только подтверждают именно такой подход к вопросу: музыка с точки зрения Ислама относится к той категории вещей, разрешенность или запрещенность которой определяется формой применения . Соглашусь, что в ученой среде были и есть те, кто категорично говорит о запрете музыки в Исламе, аргументируя свое мнение в том числе и упомянутыми хадисами, но это не придает вопросу однозначности, а лишь говорит о том, что такое мнение также есть в мусульманском богословии. Есть и другие мнения, так как ни в Коране, ни в достоверной Сунне однозначного запрета (подобно тому, как например, на свинину, спиртное) на музыку нет.

Если проводить параллель с современной жизнью, упомянутые два хадиса говорят об атмосфере ночных клубов, дискотек, баров и казино, где, к сожалению, можно встретить и мусульман, а посещение такого рода заведений, конечно же, запретно (харам).

4. Также те, кто категорично высказывается о запрете музыки, приводят в доказательство следующие два хадиса: «Ангелы [проявления милости Всевышнего] не сопровождают тех, с кем собака или колокол (колокольчик)» , ведь «колокол (колокольчик) - это дудка Сатаны» . Имам Муслим, в своде хадисов которого приведено данное повествование, назвал раздел «Нежелательность собаки и колокола (колокольчика) в пути» . Имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Богословский смысл хадиса состоит в том, что наличие собаки и колокола (колокольчика) в пути относится к нежелательному» . Тема эта и хадисы, связанные с ней, касаются колокольчиков, которые вешались на шеи верблюдов и других животных . С музыкой данный хадис вообще никак не связан, кроме как если постараться что-то домыслить и додумать.

Приводят они и слова ‘Абдуллы Ибн ‘Умара, услышавшего в пути звук свирели (дудки) [у имама Ахмада - звук дудки пастуха] и заткнувшего себе руками уши. Пройдя так некоторое время (сменив направление) и уверившись, что звук уже не слышен, он отнял руки и сказал: «Я был вместе с Пророком, и когда он услышал подобное, то поступил именно так» . Возможно, такой случай и был, но это не говорит о запрете музыки, а больше указывает на то, что она бывает разной и по-разному может быть воспринята, так как если бы она была запретна, то Пророк (да благословит его Господь и приветствует), воспользовавшись ситуацией, оговорил бы запрет, подобно тому как это происходило касательно многих других вопросов и положений, но такого не произошло. Еще следует добавить: имам Абу Дауд , приведя данное изречение в своем своде хадисов, сказал, что это как хадис абсолютно недостоверно (мункяр).

Думаю, вышеприведенного достаточно, так как все остальное или недостоверно, или является мнением отдельного ученого, многие века назад высказанным и неизвестно откуда некоторыми нашими современниками процитированным. Ссылки обычно не дают, поэтому проверить сложно. Но даже если что-то категоричное на самом деле было сказано, то в любом случае необходимо понимать это в контексте аятов и достоверных хадисов, которые конкретно не говорят: «музыка запретна», «пение харам». А потому никто не может наложить запрет, кроме как касательно самого себя или когда музыка идет в примесь к чему-то, относительно чего оговорен однозначный запрет.

Аргументы тех, кто разрешает музыку

Прямого канонического текста, запрещающего музыку, нет ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне, а потому музыка остается быть тем, запретность или разрешенность чего зависит от формы применения и намерения. В мусульманских канонах есть общеизвестное правило: все то, что не запрещено, является разрешенным. Перевести разрешенное в категорию запрещенного или нежелательного может, к примеру, медицинская настоятельная и аргументированная рекомендация (подобно ситуации с курением) или какой-либо фактор, касающийся лично индивидуума, определенной группы людей или общества.

Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша передает: «Пророк пришел домой, когда дома у меня были две служанки, они пели. Он прилег и повернул лицо (повернулся, отвернулся; накрылся с головой). Через некоторое время зашел Абу Бакр, поругал меня и воскликнул: «Дудка Сатаны в доме Пророка?!» Посланник Всевышнего приблизился к нему (повернулся в его сторону) и сказал: «Оставь их!» . Когда он задремал, я взглядом подала им знак, и они обе вышли» . В другом риваяте (версии хадиса) слова Пророка звучат так: «Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, это же (эти дни) - наш праздник [не ругай ее, пусть играют, поют]» . Текст хадиса явно указывает на то, что музыка и пение допустимы и позволительны, если не несут собой аморальность, безнравственность и то, что запретно .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) вместе с ‘Аишей наблюдал за тем, как группа мусульман-эфиопов торжественно и с музыкальным сопровождением из разных подручных предметов проявляли чувства радости и веселья. Какое-либо порицание данных действий со стороны Божьего посланника отсутствовало, а было, в том числе и словесное, одобрение и поощрение .

Некоторые убежденные в запретности музыки приводили в качестве аргумента слова Ибн Мас‘уда о том, что якобы пророк Мухаммад сказал: «Пение взращивает в сердце лицемерие!» На самом-то деле эти слова принадлежат не Пророку, а самому Ибн Мас‘уду, вследствие чего не могут рассматриваться в качестве пророческого предания . А потому если в ком-то и появляются, начинают произрастать плохие чувства от прослушивания музыки, то он, конечно же, соответствующим образом отреагирует на это.

Что касается хадисов, по смыслу своему дававших некую однозначность в пользу запрета, то все они недостоверны. Известный богослов, шариатский судья Абу Бакр ибн аль-‘Араби в своей книге «Ахкям аль-кур’ан» , а также богословы Ибн ан-Нахва (1041–1119 гг. по григорианскому), имам аль-Газали (умер в 1111 г. по григор.), Ибн Хазм, как и многие другие, в том числе и наши современники, считали и считают, что «все хадисы, упоминающие запретность песен, или недостоверны, или выдуманы» .

Исламский ученый аль-Факхани писал: «Я не видел ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне Пророка запрета на музыкальные инструменты (развлечения, забавы, игры). Поистине, люди додумывают из общего смысла слов, а категоричных аргументов тому не имеют» .

В ответ тем, кто запрещает пение, уместно будет привести высказывание Ибн Хазма из его книги «Аль-мухалля»: «И объясняют они запретность пения, говоря: «Пение является одним из двух - или истиной (аль-хакк), или ложью (аль-батыль). Ведь третьего не дано?!» И это потому, что Господь сказал: «Он - Бог, ваш истинный Господь, а все, что вне истины, - заблуждение. Почему же вы отходите, отклоняетесь [от верного курса]?!» (). А ответом нашим с надеждой на согласие Господа является следующее: «Пророк сказал: «Поистине, дела [оцениваются] по намерениям. И поистине, каждый получит то, что намеревался [получить]…» И говорим мы: кто слушает пение с намерением пробудить в себе низменные чувства, тот - сошедший с правильного пути (фасик). И это касается не только пения, но и всего остального. Кто же намеревается получить душевное успокоение и дать себе отдых, обрести новые силы для проявления покорности Господу, ободриться для совершения благих дел, то такой человек проявляет религиозную кротость и благонравие. Действие его - истина (аль-хакк)» .

Приведем полезный богословский комментарий из книги «Энциклопедия хадисов. Шесть сводов достоверных хадисов»: «Музыка не является как абсолютно запретной, так и абсолютно разрешенной. При объективном и рациональном взгляде невозможно сказать о том, что хадисы, явно повествующие о ее дозволенности, несут какой-то иной смысл, а также невозможно сказать, что они появились раньше хадисов, запрещающих музыку. С другой стороны, нельзя не видеть слабости и недостоверности хадисов, свидетельствующих о запретности музыки. В то же время мы знаем, что хадисоведение имеет следующее правило: если на одну тему есть более одного недостоверного хадиса, то они подкрепляют друг друга и при значительном их количестве могут приблизиться к степени частичной достоверности (хасан ли гайрихи).

При изучении текстов аятов и хадисов по данному вопросу невозможно использовать элемент взаимоисключения, ибо каждый из хадисов уместен в каждом отдельно взятом случае. Нужно принять во внимание как первую, так и вторую группу хадисов.

Ученые Ислама в подавляющем своем большинстве придерживались именно этого пути: не говорить об абсолютной запретности или абсолютной дозволенности музыки, а оговаривать условия, при которых музыка становится запрещенной или дозволенной» .

На данную тему есть оригинальное высказывание одного из крупных исламских ученых XX века Бедиуззамана Саида Нурси . С учетом мнений и условий, оговоренных предшествовавшими ему учеными, он приводит смелую трактовку данного вопроса. Саид Нурси считает, что человеческая душа в определенной степени имеет потребность в музыке: «Как люди нуждаются в Истине, так же в них есть потребность и в наслаждениях. Однако последнее должно составлять не более одной пятой». Также Саид Нурси сказал: «Звуки и голоса, пробуждающие в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу, являются разрешенными (халяль). Те же звуки, которые пробуждают сиротскую опечаленность, безнадежность и уныние, эгоизм или животную страсть, являются запретными (харам). Если запретность или дозволенность чего-то явно не определены шариатом, то это определяется состоянием души человека и влиянием на его действия».

Наш современник Юсуф Кардави, проживший уже семь десятилетий и всю свою сознательную жизнь занимающийся мусульманским богословием, говорит: «Пение (музыка) в основе своей относится к разрешенному (халяль), так как все то, что не запрещено Кораном и достоверным текстом из Сунны, является разрешенным. А все то, что приводится в доказательство запрета пения (музыки), является или ясным по смыслу, но недостоверным, или достоверным, но неясным по смыслу» . Думаю, стоит прислушаться и к этому мнению, имеющему грамотное богословское обоснование.

В заключение темы

Те, кто категорично говорит о запрете музыки в Исламе, не слышат Сунну, а также идут против природы, установленной Всевышним. Ни в Коране, ни в достоверной Сунне последнего Божьего посланника нет прямых запретов на музыку. Те, кто говорит о запрете, приводят косвенную аргументацию, что может быть применимо, но не может нести собой канонической категоричности.

Ответы на вопросы о дозволенности и запрете музыки в Исламе

Можно ли женщине слушать мужчину-певца, и наоборот?

Иногда я танцую дома под музыку, не содержащую ничего противоречащего Исламу и делаю различные произвольные движения. Разрешается ли это, если я дома одна?

Конечно же да.

Объясните мне, пожалуйста, как музыка может быть разрешенной, когда само слово «музыка» уже означает «играть на инструменте»?! А как мы знаем, инструменты являются харамом. Так о какой музыке идет речь? Бывает музыка без инструментов? Или имеется в виду, что некоторые инструменты не являются харамом? A.

Инструменты являются харамом? С чего бы это?

Скажите, пожалуйста, как мусульманину следует относиться к музыке. Правда ли, что Ислам признает только ударные инструменты? Какова позиция Ислама относительно произведений Баха, Генделя и других классиков, в творчестве которых важное место занимают религиозные произведения - мессы и т. п.

Вот общее мнение, касающееся этой темы и высказываемое многими мусульманскими богословами: если музыка отвлекает человека от богобоязненности, пробуждает в нем животные чувства и движет его сознание к греху и безнравственности, то для него эта музыка является запрещенной (харам). При отсутствии подобного слушать ее канонически допустимо.

Когда я учился в 8-м классе, то начал увлекаться рэпом. Но параллельно с этим я знакомился с Исламом. В 9-м классе у меня появилась идея сочинить свой рэп на английском. Я начал пробовать... Альхамдулиллах (слава Богу), у меня получалось. Конечно, поначалу все выходило банально и смешно, но так как я много практиковался, то уже с помощью Всевышнего, как мне кажется, мой рэп почти достиг высокого уровня. Я держу это в тайне, чтобы никто не говорил, что у меня не получится.

Слава Аллаху, в 10-м классе я начал читать намаз. И тогда перестал слушать многих исполнителей. Потом я узнал, что шариатом музыка в принципе не запрещается, все зависит от характера текстов. Ну а в моем рэпе я рассуждаю о проблемах общества, отмечаю разврат в шоу-бизнесе и призываю вести себя достойным образом и т. п. Далее, альхамдулиллах (очень сильно благодарен Всевышнему), я продолжал все глубже изучать Ислам. И тут появился один человек и сказал, что музыка харам. Насчет рэпа он ответил, что это одно и то же, что зарезать свинью по шариату!

А ведь моей целью было призывать людей к Исламу во всем мире!!! Ну если даже не призывать, то хотя бы рассказать просто, кто такие мусульмане на самом деле! Дальше один брат сказал, что такие вещи не объясняются рэпом (многие начнут воспринимать Ислам несерьезно, а как какой-нибудь прикол). После этого я сразу бросил слушать рэп, пойдя против своего желания. Хотелось бы знать ваше мнение насчет музыки.

Ничего греховного в вашем музыкальном творчестве я не вижу. Если кто-то считает, что музыка является абсолютным харамом, то это его личное дело и некомпетентность. Сколько людей, столько и мнений.

Учтите, что мусульманин, выбрав для себя ту или иную жизненную стезю, должен двигаться по ней с энтузиазмом, удаляясь от сомнений, слабостей и лени, и с максимальным профессионализмом, а это подразумевает получение основательного образования, даже музыкального.

У меня сложилась непонятная ситуация: хочу жениться на носящей хиджаб мусульманке и чтоб свадьба проходила именно по исламским канонам (женщины отдельно от мужчин, без алкоголя и разных певцов), так как хочу довольствия Аллаха мною. Но моя мать хочет отпраздновать со всем торжеством по нашим таджикским традициям. Как мне быть, ведь послушание родителям тоже фарз (обязательно)?

Прислушайтесь к родителям и не будьте слишком категоричны. Главное - отсутствие на свадьбе спиртного. Народная, национальная музыка не помешает.

Можно ли свадьбу провести с участием музыкантов?

Конечно, можно и нужно, и это соответствует Сунне Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), так как придает процессу бракосочетания соответствующую гласность, открытость, информирует большее число людей о том, что конкретные мужчина и женщина становятся мужем и женой. Это должно стать праздничным фоном, привнесением радости в торжественное мероприятие, но не превращающим торжество в большую дискотеку.

Пусть будет больше традиционной, народной, национальной и доброй музыки.

Как Ислам относится к пению на свадьбах, банкетах?

Положительно.

Можно ли ходить на татарские концерты? Моя тетя (мусульманка, преподавательница) говорит, что даже слушать нельзя, не то чтобы ходить. Также она говорит, что можно слушать только мусульманскую музыку и что обычная музыка связана с Сатаной, дьяволами. А я ничего не могу с собой поделать, так как люблю свою культуру.

Конечно же, можно посещать культурные мероприятия и слушать народную, этническую музыку. То, что отдельный человек относится к тому или иному вопросу категорично касательно себя, не говорит о том, что все должны относиться к этому именно так. Ислам - это намного большее, чем представления отдельного человека, группы людей или даже большого сообщества. Кстати, советую не заявлять вашей тете об этом в категоричной форме, она вас не поймет, ведь любому тяжело воспринимать критику и несогласие, особенно когда это исходит от того, кто значительно младше. Будьте деликатны, постарайтесь не обидеть ее.

Скажите, как с точки зрения Ислама относиться к опере и балету? С вашим исследованием о музыке я ознакомился.

Не могу что-то однозначно сказать, но совершенно точно - не должно быть перегибов, крайностей, категоричных суждений. Балет, опера, театральное ремесло - это уже неотъемлемые элементы культур многих стран, поэтому в какой-то мере эти культуры важно знать (к примеру, как факт, сами мусульмане до сих пор не могут снять более-менее полноценный фильм о Пророке, в котором главные роли играли бы люди, сами исповедующие Ислам, то есть носители культуры и нравственности этой религии), но, учитывая сложившуюся сегодня нездоровую тенденцию, когда, чем более шокирующе и эпатажно зрелище, тем более оно популярно и признаваемо, к этому вопросу следует подходить выборочно и внимательно.

Хотела бы спросить, можно ли детям слушать детскую музыку, детские песни и танцевать? Моим детям они очень нравятся, и мои девочки любят потанцевать. Но я знаю мнение своих подруг, которые считают, что музыка и танцы запретны (харам). Помогите, пожалуйста, найти правильный ответ.

Извините, но мнение ваших подруг свидетельствует об их недостаточной осведомленности или радикализме.

Почитайте приведенное исследование и не ограничивайте своих детей в развитии.

Надеюсь, что в игрушки и всевозможные развивающие игры они у вас играют?..

Дело в том, что я учусь играть на гитаре. Но недавно мне сказали, что это запретно. Я прочел вашу фетву (за 1999 год), но так и не нашел точного ответа. Вы писали, что мнения исламских ученых расходятся в данном вопросе. Это намного лояльнее, чем то, что я прочел на одном из исламских форумов. Там говорилось, что прослушивание музыки приравнивается к употреблению вина, удаляет от Всевышнего и является чуть ли не смертельным грехом.

Я ужасно опечален этим и все время об этом думаю. Я люблю играть на гитаре. Но это никогда не мешало мне совершать пятикратную молитву, держать пост в установленное время и придерживаться других канонов. Я религиозно-практикующий, никогда не пробовал пить или даже курить, тем более не собираюсь делать этого в будущем. Играя на гитаре, я не впадаю в самозабвенное веселье. И так как я в основном играю классическую музыку, то не думаю, что моя игра несет какой-нибудь разврат. Узнав, что, возможно, ждет меня на том свете, я все больше и больше задумываюсь.

Развивайте свой талант, нет греха в этом. Во благо сохранения вами психического и духовного здоровья не советую участвовать в интернет-обсуждениях вешальщиков на свободные уши сетевой лапши религиозного характера, убивающих свое время в бесконечных чатах и на форумах, перегоняющих одни и те же глупости из пустого в порожнее.

Мне 36 лет, и я делаю первые шаги к истине, к Исламу. Мне очень многое непонятно. Например, у меня есть знакомый, который вот уже несколько лет соблюдает религиозную практику. Он говорит: слушать музыку грех, танцевать грех, а телевизор вообще он выбросил. Как вы считаете, он прав?

Он, конечно же, не прав, но это его личное дело. Каждый волен в выборе: ходить ему на ногах или на руках. Возможно, что он настолько занятой и деловой человек, что эти вещи мешают ему сконцентрироваться на научных, коммерческих или культурных достижениях в его профессиональной деятельности.

Данная версия материала написана мною примерно в 2006 году.

Подробнее о последнем читайте в материале «Разве вы не разумеете?» данной книги.

Лахв аль-хадис (араб.) - веселье речи, забава и игра речи.

‘Али ибн Ахмад ибн Хазм (994–1063 гг. по григор.) - богослов и факых захиритского мазхаба, поэт и историк из Андалусии. Автор многих сочинений, в числе которых «Аль-фасль фи аль-миляль ва аль-ахва’ ва ан-нихаль» и «Тавк аль-хамама».

«И среди людей есть те, которые покупают забавы речи для того, чтобы свести с пути Господнего без знаний, и делают его [этот путь] предметом насмешек. Таковым уготовано унизительное наказание [в вечности]» (Св. Коран, 31:6).

Слова Ибн Хазма в оригинале см., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 689.

Более подробные комментарии к аяту, подтверждающие верность сказанного при внимательном чтении, см., например: аль-Бака‘и Б. (умер в 885 г. по хиджре). Назм ад-дурар [Нанизывание жемчуга (тафсир)]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 6. С. 6, 7; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 62, 63; аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 14. С. 35–39.

В данном контексте в первую очередь подразумевается та бесполезная речь, которая оскорбительна, обидна и болезненна для тех, кому адресована.

В значении «прощайте», «вы в безопасности от ответной злой реакции» или «да исцелит вас Всевышний от заблуждений».

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 10. С. 489–494.

Аят описывает фактические и неотъемлемые качества того немалого количества праведников и ученых из числа людей Писания, которые уверовали в истинность миссии пророка Мухаммада и Божественность последнего Писания. Как следствие - им порой приходилось выслушивать обидные и оскорбительные слова в свой адрес со стороны тех, кто не понял их или не хотел понять.

Но важно отметить, что, в соответствии с правилами корановедения, аяты не столько дают нам историческую справку, сколько назидательно показывают положительный пример, следовать которому нужно стремиться. Тем более что важность этих качеств описывается в других аятах и достоверных хадисах.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не смотрит на внешние проявления [религиозности; не смотрит на форму] и богатства ваши [кто сколько заработал, чего достиг; сколь дорогой костюм или часы на себя надел], однако смотрит на сердце каждого [что оно говорит, чем живет, куда стремится; чем наполняется временами, переполняется] и дела [длиной в годы, десятилетия… жизнь]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1035, хадис № 34–(2564); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 121; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 114, хадис № 1832, «сахих».

Подробнее о границах запрета в использовании натурального шелка с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам».

Канонически употребление спиртного относится к тому, на что наложен абсолютный запрет. Применение спирта возможно лишь в медицинских целях.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1794, хадис № 5590.

См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 432, хадис № 4020, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 471, хадис № 7706, «сахих».

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 63–69; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 21. С. 260–263.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 876, хадис № 103–(2113).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 877, хадис № 104–(2114).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 876.

См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 95.

Подробнее см., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 10. С. 552–556, хадисы № 4699–4705.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 534, хадис № 4924, «мункяр»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 354, хадис № 4535.

Абу Дауд (Сулейман ибн аль-Аш‘ас ас-Саджистани) (202–275 по хиджре; 817–889) - известный богослов-мухаддис. С раннего детства получил знания мусульманского богословия и с целью приумножения их, а также работая над достоверностью повествований, приписываемых пророку Мухаммаду, посетил все научные центры того времени (Шам, Египет, Аравийский полуостров, Ирак, Хорасан и др.). В последующем стал имамом (главой) мухаддисов (хадисоведов) своего времени. Умер в Басре. Его главный труд «ас-Сунан» входит в шестерку основных сводов хадисов (Аль-кутуб ас-ситта). В нем приведено 4800 хадисов, выбранных из 500 000 повествований (отсев производится по результату кропотливой работы по установке достоверности отношения того или иного повествования к Сунне пророка Мухаммада). Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 1. С. 784, № 5824; аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 1986. Т. 3. С. 122.

См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 358, хадисы № 5809 (да‘иф) и 5810 (да‘иф). Да‘иф, то есть хадис не является достоверным.

Абу Бакр Мухаммад ибн ‘Абдулла ибн аль-‘Араби (умер в 543 г. по хиджре; в 1148 г. по григор.) - богослов из Андалусии. Его наиболее известные произведения - «Ахкям аль-кур’ан» и «Аль-‘авасым мин аль-кавасым».

Прошу не путать этого Ибн аль-‘Араби, являющегося без преувеличения великим ученым, с другим известным андалусским ученым и суфием Мухьиддином ибн аль-‘Араби (умер в 638 г. по хиджре; в 1240 г. по григор.).

См.: Абу Бакр ибн аль-‘Араби. Ахкям аль-кур’ан. Т. 3. С. 1053, 1054, 1494, а также Т. 4. С. 1950.

См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 690, 691.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2665, 2666; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 108.

См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 690.

Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 10. С. 513, 514.

Саид Нурси (1876–1960) - исламский богослов и мыслитель XX века. Родился в турецком селе Нурс. Получил имя Бедиуззаман («чудо времени»). Его богословские произведения объединены в собрание сочинений «Рисале-и Нур».

Подробное разъяснение и аргументацию по данному мнению см.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 688–693.

В наше время появилось очень много певцов и певиц, поющих на сценах, в ночных клубах и в местах сбора молодёжи. Но мало кто знает, что пошлое песнопение Ислам запрещает.

Музыка запрещена из-за того, что она отвлекает сердца от Аллаха, заполняет лицемерием и наносит огромный вред вере человека.

Существует множество доказательств из Корана и Сунны о запретности таких форм развлечений. Мы рассмотрим лишь несколько:

1) Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, кто покупает ложь, чтобы сбить (людей) с пути Аллаха, и насмехается над религией. Им уготовано унизительное наказание » (сура «Лукман», аят 6).

Великий сподвижник Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) поясняет, что означает в этом аяте слово «ложь»: «Клянусь Аллахом, здесь речь идёт о музыке » (аль-Байхаки, «Сунан», том 1, стр. 223; имам Хаким подтвердил его достоверность).

Имам Ибн Аби Шайба передаёт свою версию хадиса, согласно которой он (Ибн Масуд) сказал: «Клянусь Тем, помимо Кого нет другого Господа, что здесь говорится о пении » («Мусаннаф», том 5, стр. 132).

Великий сподвижник и толкователь Корана Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это слово означает музыку, пение и тому подобное » (Байхаки, «Сунан», том 1, стр. 122; Ибн Аби Шайба).

Он также сказал: «Музыка и покупка певиц » (Ибн Аби Шайба, «Мусаннаф», том 5, стр. 132).

Хасан аль-Басри сказал: «Этот аят был ниспослан в отношении пения и музыкальных инструментов » (Ибн Касир, «Тафсир»).

Такое же толкование передают Муджахид, Икрима, Ибрахим Нахаи, Макхульи и другие (да будет доволен ими Аллах).

Приведённый выше аят Корана, принимая во внимание его толкование, служит явным указанием на запретность музыки.

Также он является строгим предупреждением для тех, кто так или иначе занимается торговлей в сфере музыки, ведь Аллах предупреждает, что такие люди получат «унизительное наказание».

Что касается тех, кто говорит, что в этом аяте речь идёт о вещах, которые отвлекают человека от мыслей об Аллахе, а не о музыке, то это мнение не противоречит приведённому выше комментарию. Толкование этого аята со смыслом – «вещи, которые препятствуют поминанию Аллаха» – это более общее толкование, в котором, среди прочего, подразумеваются музыка и песни (с музыкой), ведь музыка входит в число вещей, которые больше других отвлекают людей от поминания Аллаха. Вот почему большинство толкователей Корана, разъясняя этот аят, сказали либо только о музыке, либо обо всех делах, отдаляющих от истины, среди которых музыка занимает одно из главных мест.

2) Описывая качества рабов Всемилостивого (ибад ар-Рахман), Всевышний Аллах говорит: «Те, кто не свидетельствуют ложно, а когда слышат пустословие или видят пустодеяния, не участвуют в этом, а проходят мимо с достоинством » (сура «аль-Фуркан», аят 72).

Имам Абу Бакр аль-Джассас передаёт от нашего сайида имама Абу Ханифы (да будет доволен ими Аллах), что «ложь» в этом аяте означает «музыку и песни» («Ахкамуль Коран», том 3, стр. 428).

3) Всевышний Аллах сказал шайтану: «Побуждай тех из людей, кого сможешь, не повиноваться Аллаху своим голосом (искусителя) » (сура «аль-Исра», аят 64).

Один из великих толкователей Муджахид (да будет милостив к нему Аллах) сказал, что слово «голос» в этом аяте означает музыку, пение, танцы и бесполезные занятия («Рух аль-Маан», том 15, стр. 111).

Имам Суюти (да будет доволен им Аллах) цитирует слова Муджахида: «Голос (в этом аяте) – это пение и звук флейты ».

Ещё один толкователь Даххак (да будет доволен им Аллах) также говорил о флейте, разъясняя слово «савт» – голос, который был упомянут в аяте (Куртуби, «аль-Джами ли Ахкамиль Коран», том 10, стр. 288).

Эти аяты также можно истолковать в общем смысле, как сделали некоторые толкователи Корана, но такое толкование, как уже было сказано, не противоречит смыслам, которые передаются от Муджахида и Даххака, потому что они являются частью более общего и широкого значения аятов.

Существует множество хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), запрещающих музыку и использование музыкальных инструментов. Их так много, что учёные смогли собрать около сорока хадисов с достоверной цепочкой передатчиков (сахих), несколько хороших хадисов (хасан) и несколько слабых (даиф). Мы рассмотрим здесь только некоторые из них.

1) Наш сайид Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передаёт, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В моей умме появятся люди, которые станут дозволять прелюбодеяние, ношение шёлка, алкоголь и музыкальные инструменты » («Сахих», аль-Бухари).

2) Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) рассказывает похожий хадис, но с другой формулировкой. Он передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Скоро в моей умме появятся люди, которые будут употреблять алкоголь, они станут называть его иначе (считая его дозволенным), а над их головами будут играть музыкальные инструменты и исполняться песни. Аллах сделает так, что земля поглотит их, и он превратит их в обезьян и свиней » («Сахих», Ибн Хаббана; «Сунан», Ибн Маджа).

В приведённом выше хадисе использовано слово «маазиф». Знатоки арабского языка единогласны в том, что это слово обозначает музыкальные инструменты (Ибн Манзур, «Лисан аль-Араб», том 9, стр. 189).

Запретность музыки становится очевидной из двух хадисов. В первом из них (который приводится в «Сахих» аль-Бухари) говорится, что в умме Посланника Аллаха (мир ему и благословение) будут люди, которые станут отстаивать дозволенность музыкальных инструментов наряду с прелюбодеянием, шёлком и алкоголем, несмотря на то, что все эти вещи запрещены (харам) по Шариату. Здесь идёт речь о «музыкальных инструментах», а не о песнях.

Более того, тот факт, что музыка упоминается в одном ряду с прелюбодеянием и алкоголем, подчёркивает, насколько это серьёзный грех. Тот, кто пытается разрешить музыку, подобен тому, кто дозволяет алкоголь и прелюбодеяние.

Во втором хадисе описывается судьба таких людей: «Земле будет приказано поглотить их, и они превратятся в обезьян и свиней (пусть Аллах сохранит нас от этого) ». Это предостережение касается тех, кто называет музыку, алкоголь, шёлк и прелюбодеяние дозволенными. Тем, кто пытается узаконить любую из этих вещей, следует принять это во внимание.

Кроме того, утверждать, что музыка запретна только в сочетании с алкоголем, прелюбодеянием и ношением шёлка, неправильно. Если бы это было так, почему исключение из этих четырёх вещей делается только для музыки? В таком случае можно то же самое отнести к прелюбодеянию, алкоголю и ношению шёлка. Тогда можно будет утверждать, что даже алкоголь и прелюбодеяние дозволены, если они не сопровождаются оставшимися двумя грехами!

Итак, приведённые выше два хадиса любимца Аллаха (мир ему и благословение) являются явным доказательством запретности музыки и музыкальных инструментов.

3) Имран ибн Хусейн передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Эта умма увидит, как некоторых людей поглотит земля, как некоторые превратятся в животных и попадут под дождь из камней ». Один из мусульман спросил: «О Посланник Аллаха! Когда это произойдёт? ». Он ответил: «Когда появятся певицы и музыкальные инструменты, а распитие алкоголя станет повсеместным » («Сунан», Тирмизи).

4) Наш сайид Али ибн Абу Талиб передаёт, что благословенный Посланник Аллаха сказал: «Когда моя умма начнёт совершать пятнадцать вещей, её станут постигать несчастья », и (среди 15 вещей он упомянул): «Когда обычным явлением станут певицы и музыкальные инструменты» («Сунан», Тирмизи).

5) Нафи рассказывает, что однажды Абдулла ибн Умар услышал звук флейты пастуха. «Он закрыл руками уши, отвёл своего мула в сторону от дороги и сказал: ”О Нафи! Ты слышишь это?” Я (Нафия) ответил утвердительно. Он продолжал идти (закрыв уши руками), пока я не сказал: «Звук стих». Тогда он отнял руки от ушей, вернулся на дорогу и сказал: “Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) делал то же самое, когда слышал флейту пастуха ”» (имам Ахма, ибн Маджах, Абу Давуд).

6) Абдулла ибн Умар передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, Аллах запретил алкоголь, азартные игры, барабан, гитару и всё опьяняющее – харам » (имам Ахмад, Абу Давуд).

7) Абу Умама передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Могущественный и Величайший Аллах направил меня как наставление и милость для верующих и приказал мне покончить с музыкальными инструментами, флейтами, струнами, распятиями и практиками доисламского периода невежества » (имам Ахмад, Абу Давуд).

8) Абдулла ибн Масуд передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Песня способствует росту лицемерия в сердце, как вода росту травы » (Байхаки в «Сунан»).

9) Анас передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В день Воскрешения Аллах зальёт расплавленный свинец в уши тех, кто сидел и слушал певиц » (Ибн Асакир, Ибн аль-Мисри).

10) Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Колокол – это флейта шайтана » (Муслим в «Сахих»; Абу Давуд в «Сунан»).

Существует ещё много высказываний Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о запрете музыки, музыкальных инструментов и запрещённых видах пения. Я упомянул в качестве примера лишь несколько.

Имам шафиитского мазхаба Ибн Хаджараль-Хайтами собрал все эти хадисы, которых в общей сложности примерно сорок, в своей прекрасной работе «Кафф ар-Раа ан Мухаррамат аль-Ляхвва ас-Сама» и сказал: «Все эти тексты являются явным и неоспоримым доказательством того, что музыкальные инструменты запретны » (том 2, стр. 270).

Высказывания учёных Ислама

Великий учёный ханафитского мазхаба аль-Касани говорит: «Если певец собирает людей вокруг себя с целью развлечь их своим голосом, его нельзя считать благочестивым человеком (адиль), даже если он не употребляет алкоголь, потому что он будет считаться предводителем грешников. Но если человек напевает что-то наедине с собою, чтобы спастись от одиночества, в этом нет ничего дурного.

Что касается тех, кто использует музыкальные инструменты, следует сказать: если инструменты не входят в число запрещённых, например, бубен, тогда в их использовании нет ничего плохого, и такой человек будет считаться благочестивым. Но если речь идёт о запрещённых инструментах, таких как лютня и так далее, то человек, использующий их, не может считаться благочестивым (чтобы свидетельствовать в суде), потому что эти инструменты являются запрещёнными при любых обстоятельствах» (Бадаи ас-Санаи).

В «Хуласат аль-Фатава» сказано: «Слушать звучание музыкальных инструментов запрещено (харам), потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Слушать музыку – грех » (том 4, стр. 345).

Ибн Хумам, великий муджтахид ханафитского мазхаба, решительно высказывается по этому вопросу в своей знаменитой книге «Фатх аль-Кадир»: «Пение считается запретным (харам), когда в песне поётся о запрещённых вещах, например, описывается красота или качества реального человека, восхваляется вино, что побуждает к винопитию, или приводятся детали чьей-то семейной жизни либо издевательства и насмешки в чей-то адрес ».

Что касается песен, в которых нет упоминания о запретных вещах, например, песни, описывающие природу, цветы, реки и тому подобное, то они дозволены. Но если песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов, то они будут запретными, даже если они полны мудрых наставлений, но не из-за своего смысла, а из-за музыкального сопровождения.

Ибн Кудама (ханбалитский мазхаб) в «Аль-Мугни» сказал, что музыкальные инструменты бывают двух видов :

1) Запрещённые . К ним относятся инструменты, изготовленные специально для развлечения и пения под них, например, флейта, мандолина и т. д.

2) Дозволенные . К ним относится бубен (дуфф) (игра на нём на свадьбах и по случаю других радостных событий)» (Ибн Хуммам, «Фатх аль-Кадир», том 6, стр. 36).

Дуфф (бубуен) – это барабан без дна, т.е. одна сторона открытая.

Примерно то же самое сказано в других работах по ханафитскому фикху, таких как «Аль-Ихтияр», «Аль-Бахр ар-Раик», «Аль-Фатава аль-Хиндийя» и других.

Имам ан-Навави, великий мухаддис и учёный шафиитского мазхаба, сказал: «Запрещено использовать и слушать музыкальные инструменты, которые обычно ассоциируются с пьянством, например, мандолина, лютня, тарелки и флейта. Дозволено играть на бубне (дуфф) на свадьбах, по случаю совершения обрезания и в других ситуациях, даже если к бубну приделаны колокольчики. Играть на кубе (широкий барабан с узкой средней частью) тоже запрещено » («Мугни аль-Мухтадж», том 4, стр. 429).

Однако великий учёный шафиитского мазхаба имам аль-Газали сказал:

«Знай, что слова о том, что слушать песнь – это запрет означают, что Аллах наказывает за слушание, а это не возможно представить, потому что познание Шариата основывается на цитатах из Корана и Сунны или на их киясе (сопоставлении Корана и Сунны)… но не указывают прямо на запрет ни цитаты из Корана, ни хадисы, ни сопоставления (кияс)… Музыкальные инструменты дозволяются, если они хорошо влияют на сердце, т.е. радуют его, призывают к джихаду на пути Аллаха, побуждают к совершению благих дел…» («Ихъя», раздел «Дозволенность слушания песни», 3/339–349).

Существует ещё много высказываний учёных, например, аль-Куртуби и факихов всех четырёх мазхабов, но для краткости этой статьи я ограничусь тем, что уже было приведено выше.

Некоторые заявляют, что музыка дозволена, основываясь на хадисе, который приведён в «Сахих» аль-Бухари, где рассказывается, что две девочки пели в присутствии Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сайиды Айши (да будет доволен ею Аллах).

Однако этот хадис не является доказательством дозволенности музыки. Знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни опровергает данное утверждение в «Фатх аль-Бари» (том 2, стр. 345).

Во-первых , эти девочки пели без сопровождения каких-либо запрещённых музыкальных инструментов, а во-вторых, в песне пелось о любви к Пророку (мир ему и благословение),а эта тема, без сомнения, является дозволенной. Кроме того, из текста хадиса ясно, что они не были профессиональными певицами.

Некоторые пытаются доказать дозволенность музыки с помощью хадиса, где говорится о дозволенности игры на бубне (даф).

Но в работах факихов по данной теме говорится, что игра на бубне дозволяется именно по случаю свадьбы, а бубен используется не для развлечения, а, скорее, чтобы оповестить людей о каком-либо радостном событии.

Заключение

В свете приведённых выше доказательств из Корана, высказываний любимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и слов различных учёных, шариатское решение относительно музыки выглядит так.

Музыкальные инструменты, которые изготавливаются исключительно для развлечения, запрещены, сопровождаются они пением или нет. Хотя играть на бубне (даф) на свадьбе (и, по мнению некоторых факихов, по случаю других радостных событий) дозволено.

Что касается песен, то песни с недозволенным содержанием или отвлекающие от исполнения обязательных предписаний запрещены. Но если они не обладают упомянутыми выше качествами (и исполняются без сопровождения музыкальных инструментов), петь их дозволено.

Так же стихи, если они восхваляют Пророка (мир ему и благословение), праведников, учёных, призывают к Исламу, то они (стихи), несомненно, дозволены, а если же стихи содержат разврат и сквернословие и другие мерзкие вещи, то такие стихи запретны.