Раннее развитие. Раннее развитие Все для детского развития

Сейчас я работаю над новой статьей для журнала «Лиза. Мой ребенок» о трудностях первого года материнства. Как мама, дважды имевшая счастье пройти через этот опыт, я считаю, что это очень важная тема, о которой нужно говорить как можно больше. Собственно, это сейчас и происходит. Практически через день в сети мне встречаются статьи и перепосты публикаций молодых мам, которые делятся своими откровениями о жизни с малышом.

Я не сторонница крайностей, поэтому не люблю чересчур слащавых постов, в которых мамы пытаются убедить читателей, что все успевают с ребенком на руках или, наоборот, ничего не успевают, даже помыться, но это «все равно так здоровски, и вообще, муж меня любит любой». Не люблю я и депрессивно-агрессивных постов, в которых появление ребенка в семье преподносится как тяжкий крест, непосильная ноша, которую так тоскливо и тяжело теперь нести до самого совершеннолетия (кстати, у меня сложилось ощущение, что именно таких настроений вокруг больше, может, потому что о спокойном ровном счастье мало кому приходит в голову писать в интернете).

Я попросила своих подписчиц в соцсетях рассказать о том, с какими трудностями им пришлось столкнуться в первый год материнства. Конечно, мои подписчицы — увлеченные мамы — это особенные мамы, тем не менее, ответы были очень разными. Спасибо за них всем, кто писал в соцсетях, и особенно тем, кто написал в личку и искренне рассказал о своем особенно болезненном опыте.



Любая любящая мама может растеряться и запаниковать, ведь важно не пропустить «тревожный звоночек» и вовремя обратиться к врачу, если малыш в какой-то из сфер отстает в развитии. Оба варианта: и полная беспечность, и повышенная тревожность нам не подходят. Лучше всего, если мама будет владеть полной информацией по нормам развития ребенка до года по месяцам и оценивать его способности самостоятельно, а в случае неоднозначности ситуации, советоваться с педиатром и узкими специалистами.



У вас родился малыш. Как же это здорово! И теперь Вам хочется подарить ему весь мир. Вот малыш уже немного подрос и даже пытается держать какие-то первые предметы в ручках, а вот он уже переворачивается на животик сам и тянет в ротик все, что попадается ему в ручки. И нам так хочется дать ему какие-то особые первые игрушки, чтобы они были самыми-самыми лучшими. кучу прорезывателей, погремушек, каких-то музыкальных игрушек. Но постойте, а будет ли он ими играть?

Недавно у меня родилась третья дочка, и вот ей уже четыре месяца. Пришло как раз то самое время для первых игрушек. От первых двух деток в наследство младшей осталось много разных покупных игрушек. Но чем же она играет сейчас и что она грызет с особым восторгом? В этой статье я поделюсь этим с вами.



24 января моей крошке-дочке исполнилось полгодика. Чем не повод порадовать ребенка новой развивающей игрушкой своими руками ? Тем более, что для меня процесс изготовления таких игрушек — это самый лучший отдых и хобби одновременно.

Когда еще Егорка был малышом, для него я делала подобную игрушку-перетягивалку своими руками из картонной коробки — просто вставляла в нее ленточки, и он тянул их с разных сторон. Для Василисы мне захотелось сделать более прочный и долговечный вариант и добавить игрушке дополнительные свойства — так появились деревянные бусины-грызунки, разные ленточки, бусины внутри игрушки и вязаная основа для обогащения сенсорных впечатлений, более привлекательного вида игрушки, да и просто для утилизации остатков пряжи.



Прогуливаясь вдоль полок с так называемыми развивающими игрушками для детей , я пришла к выводу, что моя 5-месячная дочь не нуждается в таком подарке от Деда Мороза на Новый год. С одной стороны, все эти игрушки кажутся мне какими-то однотипными, с другой — от Егора осталось множество таких игрушек (ведь в его первые месяцы жизни я еще не была увлеченной мамой и скупала все, до чего могла «дотянуться»), к тому же, Василисе, конечно, пока еще нет дела ни до подарков, ни до Деда Мороза, ни до Нового года. Тем не менее, за пару дней до Нового года «супер-мама» внутри меня все-таки проснулась, и я решила смастерить для Василисы подарочек сама — сделать игрушку-неваляшку своими руками . Целый вечер я рисовала эскизы будущей игрушки — сначала у меня была идея сделать ее в виде снеговика, потом — в виде головы Санта-Клауса, и наконец (наверное, вдохновившись недавно проходившим у нас ), я остановилась на том, что буду делать елку-неваляшку .



Вы когда-нибудь задумывались о том, что ритм – это не только что-то из мира музыки и танцев? Ритм — это сама наша жизнь. Мы спим и бодрствуем, опять спим и бодрствуем. Нормальный сердечный ритм и ритмичное дыхание (попробуйте задержать его хоть надолго) дают нам возможность радоваться этой жизни и тому, что нас окружает. Но и то, что нас окружает, — тоже ритмично. Утро, день, вечер и ночь, смена времен года, приливы и отливы — это ритм планеты, на которой мы живем. Развивая чувство ритма у малыша , мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.



Эта публикация — просто гимн тем людям, которые догадались печатать рисунок на фетре. Сколько же времени они сэкономили мама-рукодельницам, которые любят побаловать своих малышей игрушками, сделанными своими руками . Если честно, слово «рукодельница» ну никак не вяжется у меня с моим образом, хотя я страсть как люблю что-нибудь придумывать и мастерить для сынули, а теперь и для доченьки. Фетр с рисунком я уже использовала, когда делала игру-рыбалку для Егорки (о ней я рассказывала ), а недавно в сети мне попался фетр с черно-белым рисунком! Конечно, я сразу же его заказала. Потом уже посмотрела варианты использования, которые предлагались на сайте, — среди них была мини-книжечка и мобиль. А поскольку уже давно значился в моем рукодельном списке хотелок, я немедленно приступила к реализации этой идеи.

Как вы понимаете, для изготовления такого мобиля совсем необязательно покупать фетр с рисунком, да и вообще шить. Мобиль вполне можно быстро смастерить из картона или бумаги, распечатав развертки кубиков из интернета и раскрасив их по своему усмотрению.



Наверняка многие из вас слышали о том, что с самых первых месяцев жизни можно и нужно стимулировать движения малыша — почаще выкладывать его на живот, подвешивать в кроватку или манеж интересные игрушки, до которых крохе непременно захочется дотянуться, учить малыша захватывать погремушку из разных положений и т.д. Предприимчивые родители придумали и еще одну интересную игрушку для малыша — погремушку в виде браслетика, которая крепится прямо на ручку или ножку малыша.

Приветствую участниц курса «Вижу. Слышу. Ощущаю. Сенсорное развитие ребенка до года». Сегодня пятый заключительный день нашего курса. Я очень надеюсь, что за прошедшие дни вы чуть лучше разобрались в вопросах сенсорного развития ребенка до года, чуть внимательнее присмотрелись к своему малышу и уже научились подбирать подходящее время для игры и подходящий вариант занятия в зависимости от настроения крохи и ситуации.

Сегодня мы закрепим этот «побочный» результат ежедневных игр и обсудим вопросы организации занятий с малышом первого года жизни.

В конце этой публикации вы найдете домашнее задание (конечно же, обязательное к выполнению) и условия финального розыгрыша.



По дате ▼ ▲

По имени ▼ ▲

По популярности ▼ ▲

По уровню сложности ▼

Не знаете, чем занять малыша? Заходите на «Твиди» и выбирайте для него увлекательные игры. Здесь ребят ждут развлечения на разную тематику. Любителей приключений сайт зовет отправиться в путешествие вместе с любимыми героями мультфильмов. Девочки могут наряжать принцесс, менять им стиль и прически. Читайте в режиме онлайн комиксы и веселые рассказы. Не беда, если вы в дороге и с вами нет компьютера - данный портал сможет развлекать ваше чадо благодаря мобильной версии.

http://www.tvidi.ru/

Если ваш ребенок находится в возрасте почемучки, обратите внимание на этот сайт. Здесь вы найдете ответы практически на все вопросы, которые задает малыш. Вам не придется подбирать понятные слова и перестраивать предложения по смыслу, чтобы кроха вас понял. Детская энциклопедия работает в режиме онлайн, факты изложены простым, доступным языком. Расскажите, почему трава зеленая и как ездит машина. Каждый день на портале выкладывается новая порция разъяснительной информации.

http://potomy.ru/

Вас приветствует интернет-журнал о технике и науке, в котором познавательную информацию можно найти не только родителям, но и детям. Читайте о достижениях в области медицины, о космических кораблях и новых изобретениях. В разделе «Жажда творчества» вам расскажут о дизайне, арт-объектах и архитектуре. Смотрите презентации с новинками как отечественного, так и зарубежного автопрома. Чтобы быть в курсе новостей, можете регистрироваться на сайте и получать рассылку материала.

http://www.membrana.ru/

Все для досуга ребенка можно найти на данном сайте. Здесь малышей ждут мультфильмы, рассказы, сказки и увлекательные игры. Слушайте и скачивайте детские песни, разучивайте к ним слова. В рубрике «Раскраски» детишки могут рисовать животных и растения. Юным защитникам сайт предлагает охранять королевскую крепость от нападения врагов. В помощь родителям создан раздел «Учимся говорить», где собраны упражнения по развитию речи и для тренировки дыхания.

http://detochki.su/

Сборник заданий для учеников 1-4 классов выложен на этом сайте. Здесь вы найдете задания по всем предметам, которые преподают в начальной школе. Ознакомиться с упражнениями и попробовать их решить вы можете в демо-версии, а чтобы изучать полный курс, необходимо сделать заказ и оплатить услуги портала. Проверьте знания своего чада по математике, литературе и русскому языку. Выбирайте книги по внеклассному чтению. Хотите немного отвлечь малыша? Загружайте на портале мультфильмы и сериалы.

http://nachalka.info/

Сайт приглашает всех желающих посетить выставку самодельных сказок под названием «Жили-были». Их придумывали и оформляли пользователи интернет-ресурса. Бродите по рубрикам портала и выбирайте понравившиеся рассказы. Раскрашивайте любимых героев и отгадывайте головоломки. Здесь можно заказывать книги по воспитанию и обучению детей. В изданиях вас ждут полные сценарии занятий, которые помогут родителям в организации урока. На форуме мамочки могут получить бесплатную консультацию опытного педагога.

http://www.koshki-mishki.ru

Сайт станет хорошим помощников в воспитании детей. Здесь родителей ждет много познавательных статей об уходе и кормлении малышей, а также по их обучению. Учитесь правильно доносить ребенку знания. Портал подскажет, как привить любовь к литературе и не погасить желание учиться. Читайте о развитии речи крохи, разрабатывайте дикцию и тренируйте его дыхание. В разделе «Аппликации, поделки» мамочек ждут идеи для рукоделия. Знакомьте детишек с профессиями, названиями животных и растений.

http://www.poznayka.ru

Http://www.smeshariki.ru

Здесь малыши найдут, что почитать. Выбирайте произведения русских и зарубежных писателей. Знакомьтесь с народными сказками и учите веселые стихи. В разделе «Смотреть» юные спортсмены могут ознакомиться с видео-уроками по физкультуре. Для тех, кто ни дня не может прожить без песни, - музыка в рубрике «Послушать», наслаждайтесь хитами из мультфильмов и кино. Развивать свои таланты и учиться делать поделки ребятам поможет «Мастерская», где собраны примеры необычных идей для творчества.

http://webdeti.net/index.php?option=com_content&ta...

На данном сайте ребята найдут много интересной и познавательной информации. Читайте анекдоты и веселые истории. Развивайте речь и тренируйте дикцию с помощью скороговорок. Учите стихи к мероприятиям. В разделе «Искусство общения» малышам расскажут, как расположить к себе собеседника и научат гостевому этикету. Смотрите идеи для проведения незабываемого дня рождения и обратите внимание на советы о выборе подарков. Участвуйте в конкурсах и викторинах - обладателей лучших ответов ждут ценные призы.

http://www.kostyor.ru/

Ежедневный курс «Эрудит» приглашает всех желающих присоединиться к обучающим занятиям. Здесь каждый день - новые задания, подобранные по возрасту детей с разной сложностью. Учитесь считать и читать, различать цвета и узнавать предметы по их форме. Сайт обещает, что занятия не будут скучными, они придуманы в виде головоломок, загадок, ребусов и криптограмм. В разделе «Игротека» ребята смогут играть в режиме онлайн и участвовать в конкурсах и викторинах, а также делать фокусы и мастерить поделки.

http://www.solnet.ee/

Сайт полон детскими развлечениями и советами для родителей. Здесь вы можете вместе с ребенком учить стихи и слова песен, играть в режиме онлайн и читать новости. В разделе «Образование» детишки смогут ознакомиться с творчеством великих писателей и композиторов. Мамочек портал зовет на кулинарные уроки, где собраны рецепты полезных блюд. Хотите устроить ребенку незабываемый праздник? Смотрите идеи мероприятий и скачивайте сценарии. Устройте своему крохе настоящий карнавал с играми и конкурсами.

http://chudesenka.ru/

Интернет-журнал приглашает к себе в гости ребят от 6 до 14 лет. Здесь малышам расскажут о книжных новинках и выставках. На страницах проиллюстрированной истории с собакой Янкой ребята узнают, как отличить ромашку от других цветов на поляне, а также где водятся птицы с голубыми лапами. В разделе «ИгроДом» малыши найдут для себя много увлекательных игр. Разгадывайте кроссворды и загадки прямо на сайте. Смотрите мастер-классы, в которых покажут идеи поделок из молочных упаковок.

http://www.murzilka.org/

Смотреть мультфильмы, документальное кино и сказки можно на данном сайте. Здесь - развивающие игры, раскраски, головоломки и паззлы. В разделе «Кинозал» для малышей выложены видео с уроками по азбуке, математике и литературе. Учите буквы и запоминайте новые слова вместе с известными персонажами. Знакомьтесь с окружающей средой и изучайте названия животных. В рубрике «Популярное на сайте» изложены варианты плетения браслетов из резинок на вилке и разнообразные идеи самодельных открыток.

http://pustunchik.ua/

Зайдя на сайт, вы точно не скажете, что даром потратили свое время. Здесь родители и дети найдут, чем себя развлечь. В разделе «Игры» выложено большое количество развивающих заданий. Малышей ждут головоломки, загадки, аркады и паззлы. Учите стихи к праздникам и утренникам. Чтобы отдохнуть от задач или для поднятия настроения, можете включить песни и послушать любимые хиты из фильмов и сказок. Родителям портал советует обратить внимание на статьи о воспитании и обучении своего чада.

http://mir-skazok.net/

С интересными фактами о животных и растениях можно ознакомиться на этом портале. Здесь ребятам расскажут об окружающей среде и что нужно делать, чтобы ее не загрязнять. В разделе «Читалка» собрана коллекция детской литературы о веселых путешествиях главной героини сайта Клёпы. Узнайте о том, как она решилась полетать на воздушном шаре и какие блюда любит готовить у себя на кухне. Рубрика «Улыбка» подарит крохам хорошее настроение. Присылайте детские рисунки и лучшие будут опубликованы на сайте.

http://www.klepa.ru/

Познакомьте ребенка в игровой форме с правилами безопасности. На данном сайте Спасик расскажет детишкам о том, как следует себя вести на отдыхе, находясь в воде и на улице. Скачивайте методические пособия, в которых речь идет о том, чего не нужно делать одному дома, проходите тесты и отвечайте на вопросы викторины. В галерее найдете тематические рисунки. Смотрите обучающие мультики и видео-уроки. Также на портале выложены все номера телефонов экстренной помощи и адреса спасательных служб.

http://www.spas-extreme.ru/

Если ребенка интересует все вокруг, тогда предложите ему посетить «Детскую страничку», где его ждут фотографии растений, истории о вселенной и рассказы о звездах. Здесь малыш прочитает о планетах, откуда появились их названия и почему жизнь есть только на Земле. В разделе «Животные» собрана информация об обитателях лесов. Смотрите картинки с водоплавающими и жителями морского дна. Читайте былины о Добрыне и Кощее, а также о том, как Василиса Премудрой стала.

http://www.deti.religiousbook.org.ua/

Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.

Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.

Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.

Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.

  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • практической жизни;
  • космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Плюсы и минусы

У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.

Достоинства:

  • стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;
  • огромный выбор пособий и развивающих материалов;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • формирование самодисциплины.

Недостатки:

  • многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
  • очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
  • для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
  • большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
  • традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

  • ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
  • дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
  • с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

  • основное внимание уделяется воображению и творчеству;
  • комфортность образовательного процесса;
  • развитие независимой личности.

Недостатки:

  • слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
  • отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
  • слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Более подробную информацию о том, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога.

Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

  • физическое развитие;
  • счёт;
  • чтение;
  • энциклопедические знания.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

  • интенсификация детского развития;
  • активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
  • развитие детского внимания.

Недостатки:

  • потребуется просто огромное количество дидактического материала;
  • мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
  • карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
  • методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
  • возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Преимущества:

  • широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
  • можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
  • ускоренный курс обучения чтению в игре;
  • выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

  • при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
  • специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
  • первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

  • возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
  • много внимания уделяется раннему физического развитию;
  • методика подойдёт для домашних занятий;
  • упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • очень тесное общение матери и ребёнка;
  • стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

  • требует от родителя полной самоотдачи;
  • множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
  • своеобразное обучение .

Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.

Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.

Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Преимущества:

  • используется с самого рождения до школьного возраста;
  • детская самостоятельность;
  • хорошо развивается интеллект ребёнка;
  • совершенствование логического мышления и воображения;
  • игра как обучающий приём;
  • особое внимание уделяется физическому развитию;
  • изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

  • неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
  • такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
  • закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
  • из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

  • в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
  • от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
  • в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
  • с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
  • с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
  • с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
  • с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
  • с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

  • разностороннее развитие малыша;
  • упражнения не потребуют от взрослых много времени;
  • упражнения подойдут каждому ребёнку;
  • хорошая подготовка к школьному обучению;
  • раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

  • непросто найти пособия;
  • сложно говорить об эффективности упражнений;
  • слишком строгие ограничения от автора;
  • не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
  • ограничение познавательной свободы ребёнка;
  • превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.

Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

Развивать интеллектуальный потенциал малыша можно с самого раннего возраста:

  • развивающие карточки познакомят с окружающими предметами (овощами, фруктами, животными и т. д.);
  • динамические кубики научат читать, а магнитные цифры - считать и понимать математические знаки.

Наборы и книги для раннего развития

Игр, направленных на развитие детского интеллекта и творческих задатков, очень много. Все они интересные и приносят много пользы, ведь ребенок не только играет - он общается с родителями, учится выражать мысли.

Интеллектуальные игры учат сосредотачиваться, развивают внимание, память и волевые качества. Впоследствии полученные знания, умения и навыки пригодятся при подготовке к школьным занятиям и в младших классах.

Особую нишу занимают наборы для творчества. Например, комплект «Жираф и пятнышки» из серии «Мои первые шедевры» фирмы «Умница» предлагает 30 уроков, в течение которых ребенок будет рисовать красками и карандашами, лепить из пластилина. В наборе предусмотрены арт-листы для мамы.

В нашем ассортименте есть игры для слабовидящих детей, способные не только дать новые знания, например, по математике, но и помогающие освоить систему Брайля.

Читать, считать, изучать иностранные языки ребенок вполне может начинать практически с пеленок, лишь бы у родителей было желание с ним заниматься. Приобретая игры для раннего развития, мы закладываем основу будущей гармоничной и успешной личности, ведь главное в этом возрасте - научить учиться, привить желание познавать новое, будь то незнакомые слова, непонятные предметы или поиск выхода из запутанного лабиринта.