Стимулирование продаж. Флешмоб

В последнее время становится все сложнее продвигать товары и услуги. Реклама и различные методы стимулирования не дают должную отдачу, на которую надеялся бы производитель и которую рассчитывал рекламодатель (организатор мероприятий по стимулированию сбыта). По данным портала Public.ru, а это одна из крупнейших баз данных русскоязычных СМИ, только за последний год словосочетание «неэффективность рекламы» встретилось в прессе 707 раз . Множество видов креативной рекламы и методов стимулирования сбыта либо рано или поздно копируются и не больше могут заинтересовать потребителя, становясь частью его обыденности, либо слишком дорогостоящи. К тому же считается, что увеличился поток информации, обрушивающийся на современного потребителя. Становится все сложнее заинтересовать потенциального потребителя приобрести товар. Для получения внимания потребителя к своему товару производители наряду с рекламистами используют такие методы рекламы и стимулирования сбыта, которые вовлекали бы потребителя в процесс создания информационного сообщения, создавали бы иллюзию участия в деятельности предприятия.

Одним из таких методов стимулирования сбыта являются флешмобы. Явление относительно новое в сфере маркетинга и стимулирования продаж, но набирающее все большую популярность и все большие масштабы. Флешмобы относят к «партизанскому маркетингу». К подобному виду продвижения прибегают зачастую представители малого и среднего бизнеса в виду дешевизны. Он может использоваться и в крупном бизнесе, но будет отличаться лишь подходом .

Флешмобы сложно назвать «чистым» видом стимулирования сбыта, но он и не является чисто рекламной категорией, хотя часто используется и там, и там. Флешмоб как таковой не предназначен информировать потребителя о каких-либо свойствах товара, хотя способен на это, он лишь вызывает интерес.

Флешмоб или флэшмоб (от англ. flash mob -- flash -- вспышка; миг, мгновение; mob -- толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») -- это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте,

выполняет заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходятся. Смартмоб является разновидностью флешмоба (Интернет-флешмоб). Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет) .

Преимуществами флешмбов являются:

Неожиданность. Для большинства людей, не задействованных во флешмобе подобные мероприятия являются полнейшей неожиданностью. Правильно, хорошо продуманный флешмоб способен надолго запомниться и вызвать значительную заинтересованность потенциальных потребителей товаром-предметом флешмоба.

Носит «вирусный» характер. В значительной степени это касается флешмобов проходящих в сети Интернет. Интересный моб-сценарий способен привлечь значительную аудитории. Подобный флешмоб будет подвергаться постоянному «репосту»

Дешевизна. Одним из постулатов флешмоба для участников является отсутствие материальной заинтересованности. Во флешмобах зачастую участвует социально-активная молодежь, для которой участие - это возможность получить эмоции и впечатления.

Благодаря сети Интернет информация как о флешмобе, так и о его предмете распространяется крайне быстро.

Негативные стороны флешмобов в стимулировании сбыта:

Носит кратковременный характер. Как следует из самого понятия «флешмоб», любые подобные организации проводятся быстро и не способны длиться в течении нескольких дней подряд.

Имеет одноразовый характер. Любые флешмобы проводятся в среднем не чаще раза в 3 месяца. Большинство сценариев «отыгрываются» раз в год.

Носит локальный характер. Флешмоб привязан к месту его проведения. Его невозможно растянуть на очень большой регион.

Результат от проведения флешмоба невозможно спрогнозировать

И все же возможности флешмоба, особенно в сети, огромны. Ярким примером является метод продвижения нового браузера Mozilla Firefox 3.0 :

Рис. 1

«Одним из самых известных примеров такого маркетингового хода можно считать выпуск новой версии браузера Mozilla Firefox 3.0. Пока конкуренты тратили бешеные деньги на рекламу своих новых браузеров, рекламная кампания Mozilla Firefox была совсем минимальной. Денег было затрачено только на самую основную рекламу. Но маркетологам пришла в голову отличная идея - они предложили своим клиентам устроить флэшмоб и попасть в Книгу рекордов Гиннеса, как программа, наиболее часто загруженная на протяжение одних суток! Сначала идея была выдвинута на официальном сайте браузера и на основных форумах. А потом компании вообще оставалось только смотеть и наслаждаться. Люди сами начали рекламировать их продукт - постить ссылки в жж и на различных сайтах. И в итоге браузер установило себе более 8 миллионов человек! За одни только сутки! О таком результате браузеры-конкуренты, конечно, не могли и мечтать. И Mozilla Firefox стал

самым популярным браузером. И к слову, в Книгу рекордов Гиннеса он все-таки попал, так что усилия людей не прошли зря.» На рис. 1 предоставлен пример репоста сообщения, опубликованного на официальном сайте браузера с просьбой помочь установить мировой рекорд Гиннеса.

Так же флешмобы часто используются не только как средство стимулирования сбыта, но и в рекламе. Например, реклама телевизоров от компании Samsung, которая транслировалась и на украинских телеканалах (рис. 2 )


Рис. 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Якимова Жанна Что такое флешмоб? Флешмоб - это… [Электронный ресурс] / Ж. Якимова // Форум маркетинг и реклама. Раздел промо-акции. - Режим доступа: http://www.reclama.su - название с экрана. - URL: http://www.reclama.su/viewtopic.php?t=1843

2. Партизанский маркетинг [Электронный ресурс] // Ya2B.ru. Я и бизнес: сообщество деловых людей. - Режим доступа: http://www.ya2b.ru - название с экрана. - URL: http://www.ya2b.ru/ya2b/post/elements/30632/

3. Флешмоб [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org - название с экрана.

5. Флешмоб! О новом Firefox 3 [Электронный ресурс] // Livejournal. Живой Журнал. - Режим доступа: http://shurik-c.livejournal.com - название с экрана. - URL: http://shurik-c.livejournal.com/27769.html

6. Samsung [Электронный ресурс] // Вконтакте. Раздел видеозаписи. - Режим доступа: vk.com - название с экрана.

Без нее ничего не получится. Нередко бывает, что людей проще убедить сделать крупное пожертвование, чем уговорить их дать сто рублей, но при этом совершить что-то необычное, например, надеть на голову цветочный горшок. Идея вашего флешмоба должна быть настолько зажигательной и оригинальной, чтобы людям хотелось присоединиться, потому что возможность просто дать денег они, если есть такое желание, и так найдут. Постарайтесь не повторяться. Феерический успех ice bucket challenge вовсе не означает, что он и далее будет настигать всякого, кто предложит людям обливаться холодной водой. Перекрашивание аватарок в разные цвета уже тоже всем слегка надоело. Нужно искать новые дебютные идеи.

Шаг 2

Онлайн или офлайн?

Это, как говорят в Одессе, две большие разницы, несмотря на то, что основные цели - PR вашей организации и, в конечном итоге, фандрайзинг на ее проекты - совпадают. Выбор формата флешмоба имеет смысл основывать на том, какими ресурсами для его подготовки вы в большей степени располагаете. В онлайн версии вам понадобится, в первую очередь, мощный интернет-PR , крайне желательно с привлечением звезд, имеющих в социальных сетях большое количество подписчиков и крупных блоггеров. При выборе второго варианта будет нужно много «живых» волонтеров. Их необходимо будет организовывать и координировать. Также могут понадобиться, пусть небольшие, но все-таки финансовые вложения в реквизит. PR , конечно, тоже предполагается, но зато в этом случае можно рассчитывать не только на социальные сети, но и на любые виды СМИ, которые получится привлечь.

Шаг 3

Как приглашать участников?

Офлайн флешмоб, конечно, нужно готовить заранее. Недостаточно просто разместить в сети приглашение к участию. Более того, этого делать вообще нельзя, разве что в закрытых группах, иначе пропадет эффект неожиданности. Костяк группы, которая будет реализовывать флешмоб, вам нужно будет собрать вручную, по друзьям, знакомым и проверенным волонтерам, только это даст уверенность в том, что мероприятие точно состоится. Если же кто-то захочет присоединиться дополнительно, это уже будет, что называется, призовая игра. Приглашение к участию в сетевом флешмобе, как правило, распространяется вирусно в социальных сетях, и тут основная задача в привлечении к участию людей, которые имеют много подписчиков и друзей.

Шаг 4

Как собирать деньги?

Если вы собираетесь проводить «живой» флешмоб, то лучше вовсе отказаться от идеи сбора денег непосредственно «в процессе». Пусть это лучше будет PR-мероприятие, знакомящее людей с вашим фондом. Если вы его проведете на должном уровне, в смысле фандрайзинга вы все равно получите своего рода отложенный результат, а пытаться собрать с людей деньги за пять минут «прямо сейчас, пока они не пришли в себя» - не очень удачная идея. Основной механизм сбора денег при онлайн флешмобе - принцип эстафеты. Человек совершает некое действие, например, идет на работу в разных носках, переводит в фонд некоторую сумму и бросает своего рода вызов еще двум-трем или более потенциальным участникам. Можно, конечно, присоединяться и просто так, без всякого вызова, но благотворительный перевод нужно сделать обязательно. Поэтому система электронного перевода денег в ваш фонд всеми возможными способами должна у вас быть и четко работать. Сбор наличных при таком формате не предусмотрен.

Шаг 5

При проведении флешмоба офлайн подумайте о реквизите.

Понадобится он или нет, зависит от того, на каком жанре вы в итоге остановитесь. Придумывать что-то сложное вроде одновременного проезда на всех линиях метро переодетых в костюмы разных эпох персонажей, может быть, и не стоит, но если вдруг триста человек одновременно остановятся посреди Арбата, надуют и подарят остальным прохожим воздушные шарики с логотипом и адресом сайта вашего фонда, это будет эффектно. Надо только позаботиться, чтобы эти шарики (зонтики, платки и т. п.) были в наличии и в достаточном количестве.

Шаг 6

Решите, на что пойдут собранные деньги.

Если флешмоб будет проходить онлайн, и сбор средств будет вестись, то надо решить, на что эти деньги пойдут. В данном случае вполне допустимо собирать и просто «в фонд» или (это все-таки лучше и нагляднее) на поддержку одной из его программ. Адресный сбор на конкретного больного лучше не проводить, в данном случае правильнее ограничиться именно программой.

Шаг 7

Информация о вашем фонде должна быть широко представлена.

Независимо от выбранного формата подумайте о том, как сделать так, чтобы максимально четко донести до участников и зрителей флешмоба информацию о том, что он проводится именно вашим фондом, и цель его состоит не просто в развлечении. При перепостах в социальных сетях, если вы договариваетесь о них с кем-то из крупных блоггеров персонально, просите их дать ссылку на ваш сайт. Если в офлайн флешмобе примут участие волонтеры, обеспечьте их вашими промо материалами, хотя бы визитками и буклетами, возможно, к ним будут потом подходить люди и задавать вопросы об организаторах.

Шаг 8

Сделайте ролик «живого» флешмоба.

Если мы говорим о «живом» флешмобе, то нужно позаботиться заранее о том, чтобы было кому его качественно снять на видео. Потом из этого материала нужно оперативно смонтировать ролик и запустить его по соцсетям. Это даст дополнительный мощный PR-эффект.

Шаг 9

Отчетность.

В кратчайшие сроки после проведения онлайн флешмоба нужно подсчитать собранную сумму и информация о ней должна появиться на вашем сайте и в соцсетях. Естественно, со словами благодарности всем принявшим участие.

Шаг 10

Как связать мероприятие с #ЩедрыйВторник?

Онлайн флешмоб, также как и офлайн, в принципе, можно провести и одним днем, но в этом случае нет гарантии, что получиться сделать его действительно массовым. Лучше всего, чтобы он длился от двух недель до месяца, и последний день можно назначить как раз на #ЩедрыйВторник. Или накануне на ближайший конец недели, а в #ЩедрыйВторник подвести итоги и объявить результаты.

Одни и те же рекламные технологии «замылившемуся глазу» потребителя, конечно, надоедают. Милый ребенок и подгузники, красавица и машины, брутальные мужчины и дорогие часы. Чтобы видеть «полет» творчества, уже не нужно приезжать на какой-нибудь фестиваль, вроде Red Julbars, достаточно проехать по улицам нашего города. Правда, скажем честно, что и другие города мира переполнены самой разнообразной рекламой - красотки, детки, лимузины, новостройки, средства гигиены заполонили все и вся и… стали невидимками!

Еще в 2005 году представители Procter&Gamble заявляли, что сегодня прежняя маркетинговая стратегия уже не работает и использовать старое мышление в новых реалиях, по меньшей мере, глупо.

Профессиональные маркетологи давно осознали, что эффект стандартных рекламных кампаний катастрофически снижается. Сегодня это понимают и заказчики. Очевидно, что рынок требует новшеств.

На помощь пришли люди! Много людей!

Вечер. В одном из вагонов метрополитена появляется девушка, читающая журнал «СамаЯ». Естественно, пассажиры не обращают на нее внимания. Но на каждой следующей станции в вагон входит другая девушка с таким же журналом. Вскоре этих «читательниц» становится едва ли не больше, чем самих пассажиров. Следуя основному условию флэшмоба, они будто не догадываются о присутствии других, с такими же журналами. Пассажиры не понимают, что происходит, волнуются, пытаются через плечо посмотреть на страницы журнала… И вдруг под громогласное «Осторожно, двери закрываются» на одной из станций все девушки выходят из вагона.

Сейчас примеров интересных и ярких флешмобов достаточно много. Этим рекламным инструментом активно пользуются в мире и странах ближнего зарубежья.

Иногда для проведения флэшмоба не нужны большие затраты, а силы распространения в социальных сетях творят чудеса – всего за несколько часов о флешмобе и рекламируемом товаре становится известно за тысячи километров от его непосредственного проведения.

В рамках Узбекистана флешмоб пока явление не слишком частое в силу различных обстоятельств. Но нельзя говорить, что абсолютно новое и неизвестное.

18 октября в холле Дворца Творчества Молодёжи перед началом полуфинальной игры Высшей Лиги КВН Узбекистана был проведен «культурный флешмоб». Все шло как обычно, но вдруг появились два виолончелиста, оперная дива, хор. И в зале полилась музыка. А изумленные и ничего не подозревающие зрители стали с восторгом наблюдать за происходящим. И в течение нескольких минут фото распространились в социальные сети, что позволило охватить большое количество людей.

Методов привлечения людей. В общем понимании флешмоб – это проведение акции, при которой множество людей, которые зачастую даже не знакомы друг с другом, одновременно делают какие-то действия с определённой целью. Флешмоб считается одним из самых результативных методов привлечения внимания, а организовать его достаточно просто.

Флэшмобы подразделяются на следующие стили:

1) Танцевальный флэшмоб.

2) Вокальный флэшмоб.

3) Вокально-танцевальный флэшмоб.

4) Акробатический флэшмоб.

5) Спортивный флэшмоб (также с атрибутикой: мячи, ленты, перчатки, ракетки и пр.).

6) Театральный флэшмоб и др. флэшмобы по интересам.

Флэшмобы могут быть абсолютно любой направленности. Понятие флэшмоб несет в себе смысл объединения толпы в каком-то общем деле, чаще всего оно является спонтанным среди "живых" зрителей, вызывающим неоднозначную, но всегда позитивную реакцию.

Схема организации флэшмоба (этапы организации):

Здесь очень важно понимать реальные сроки организации флэшмоба. Существует минимальный промежуток времени, за который стоит начинать подготовку флэшмоба, иначе результат не оправдает ожиданий.

Сроки подготовки флэшмоба зависят, прежде всего, от количества и уровня участников, задействованных в нем.

Этапы организации флэшмоба:

1) Встреча с участниками флешмоба.

2) Начало работы по организации флэшмоба:

а) сценарий;

б) постановка флэшмоба: хореография , вокал, театральное действие, распределение ролей, спортивное действие, схемы из людей и пр.).

в) организация флэшмоба:

ü поиск участников, постоянная связь с ними;

ü сборы на репетиции, подбор музыки, организация схемы репетиций;

ü поиск залов для репетиций (при масштабных флэшмобах открытых мест или закрытых стадионов);

ü поиск, разработка костюмов.

г) составление графика репетиций: кол-во репетиций, встреча с участниками и разделение на группы, просмотр участников и распределение ролей по уровням танцевальной, вокальной, спортивной, театральной и пр. подготовки, возрасту, и др. критериям.

д) совместные репетиции участников, объединение всех групп в одну массовую постановку со всей атрибутикой и пр. усилениями общей картины.

ж) генеральная репетиция флэшмоба на площадке (при такой возможности!).

Некоторые этапы могут варьироваться и обсуждаться индивидуально в каждом конкретном случае.

Из истории возникновения «ФЛЕШМОБА»

Одним из средств современного самовыражения и стал флэшмоб.

Флэшмоб как явление появился в начале лета 2003 года в США и оттуда за считанные дни распространился практически по всему миру. С виду флэшмоб прост. Большое количество незнакомых людей, самоорганизовавшись с помощью современных средств коммуникации (интернет, мобильный телефон), собираются в определённое время в определённом месте и чётко выполняют обговоренное ранее действие. Основная суть в стихийности, одновременности и, главное, абсурдности действий. Ведь когда невольный зритель оказывается в гуще акции флэшмоба, где все окружающие выполняют некое «сумасшедшее» действие, после некоторого удивления человек начинает задумываться о том, кто действительно сумасшедший: мир вокруг или он сам. В этом главная цель флэшмоба - вывести человека хоть на мгновение из собственного уютного, но замкнутого мирка и, заодно, выйти из него самим участникам. Трудно однозначно сказать, что заставляет людей участвовать во флэшмобах. Для некоторых это уход от рутины, просто способ развлечься, для некоторых - способ избавиться от комплексов и страхов, для некоторых - способ сделать вызов окружающему миру, знаковая революция.

Перфоманс, хэппенинг, флэшмоб

Естественно, можно провести параллели между флэшмобом и тем, что было до него. Флэшмоб перекликается культурой перфомансов 60-х и хэппенингов 80-х годов 20-го века. Однако, если перфоманс можно рассматривать как демократизированный театр, а хеппенинг как еще более демократизированный перфоманс, то флэшмоб слишком демократичен по отношению к этим явлениям. А потому, являясь, по сути, воплощением идей смерти автора, самостоятельной жизни текста, пульсирующей эстетики, он оказался мало востребованным художественной элитой. Флэшмоб - это культура для площади. Это воплощение идей Бахтина про «карнавальную культуру», «карнавальную энергию».

Однако во флэшмобе происходит отстранение коллективного восприятия. Недаром в инструкциях по участию в мобах настоятельно рекомендуется не общаться с другими участниками ни до, ни после проведения флэшмоба, никак себя не проявлять во время его проведения. Просто делать свое дело и расходиться.

Флэшмоб как игра

И всё же, флэшмоб это не в последнюю очередь игра. Ведь недаром в среде мобберов глаголом, который обозначает их занятие, является глагол «играть» («играть моб», «отыгранный сценарий»).

Рассмотрим, в чём же состоит игра.

Флэшмоб возвращает искусству некий элемент игры.

Однако, сами понятия удовлетворения, удовольствия, выгоды, присущие всякой игре, чрезвычайно размыты в флэшмобе. Участники собираются только для того, чтобы поучаствовать в флэшмобе. Такова истинная «мотивация» флэшмобов.

Флэшмоб как средство коммуникации

Флэшмоб это альтернативный способ самоорганизации людей, исключающий официальные каналы.

Флэшмоб на мгновение объединяет десятки и сотни людей, большей частью не знакомых друг с другом, заставляет их появиться в одно и то же время, в одном и том же месте и делать одно и то же действие, а потом быстро разойтись по своим делам. Казалось бы, что в этом необычного? Ежедневно, ежечасно, ежеминутно десятки и тысячи людей так же собираются в одно и то же время в одном и том же месте, чтобы сделать одно и то же действие: в транспорте, на улице, в магазине, в кино. Отличие в том, что в случае флэшмоба люди перестают быть частью серого случайного потока и становятся частью «умной толпы», сохранив свою индивидуальность и обдуманность действий. Создаётся особое моделируемое социо-коммуникативное пространство.

Флэшмоб как художественный метод

Почти сразу же после своего появления, флэшмоб вышел за те жанровые рамки, в которых он был задуман. Та площадная культура карнавала, с которой начинался флэшмоб, оказалась лишь одной из частей флэшмоба как метода художественного сознания. Пусть самой видимой и большой его частью, присвоившей само название «флэшмоб», однако, далеко не единственной.

Собственно, сам «флэшмоб» (площадная культура) разделился на две разновидности: x-mob (моделирование социо-коммуникативных пространств и систем) и social-mob (игра со стереотипами массового сознания). Кроме этого «адепты » флэшмоба «признают» такие разновидности «официального» флэшмоба: mob-art (акции художественной направленности), i-mob (флэшмоб в сети интернет), auto-mob (флэшмоб с участием средств передвижения), bookcrossing (флэшмоб, целью которое является популяризация той или иной книжки или вообще чтения как такового), long-mob (флэшмоб, который рассчитан на длительный процесс реализации влияния на социум). Однако, вполне понятно, что этим флэшмоб как явление культуры не ограничивается.

Так что же характеризует флэшмоб как художественный метод и позволяет его выделить среди других субкультур?

Во-первых, это его стихийность. Для свидетеля флэшмоба его участники появляются из ниоткуда и отправляются в никуда.

Во-вторых, массовость. Невозможно точно определить количество участников для того, чтобы флэшмоб удался. Основной критерий таков - чтобы моб был заметен. Это и десять человек, и несколько тысяч человек в зависимости от ситуации.

В-третьих, деперсонификация. В истории не остаётся ни имена авторов акции, ни имена участников.

В-четвёртых, отказ от документации. Документация флэшмобов носит скорее вынужденный эмпирический характер и уничтожается сразу после проведения акции. Флэшмоб пытается освободить себя от истории, а заодно и от действительности, с которыми так срослось современное искусство.

В-пятых, процесс ради процесса.

Казалось бы, постмодернизм оголил кризис современной культуры, показав её тупиковость и не способность создать что-то принципиально новое. Флэшмоб же оказался вещью куда более глубокой, чем постмодернизм. В нём не может быть иррациональности, которая присуща постмодернизму, потому как в нём вообще ничего не может быть.

Культура - это способ воздействия на личность путём создания обобщений, стереотипов, ментальности. Флэшмоб же, наоборот, разрушает это, смещает привычные культурные координаты. Абсурдность флэшмоба умышленно подчёркивает смерть культуры, смерть знака - как основы культуры. Можно сказать, что флэшмоб - это культура отрицания культуры.

Однако, можно смело предположить, что флэшмоб это не тупик культуры, а новый её виток.

Флэшмоб выводит нас в другую плоскость. Если раньше искусством считалось, когда единицы творят для масс, во флэшмобе массы творят для случайных единиц. Ярким примером этого служит интернет. Ролевые игры, когда знаменитое произведение разлаживается по персонажам среди пользователей интернета, которые пишут свою альтернативную историю. «Народный перевод» «Гарри Поттера», литературные лаборатории, когда незнакомые авторы пишут по главе, по несколько страниц, а то и по абзацу, да и форумы, гостевые, чаты, в конце концов. Всё это рассчитано на массовость, внезапность и временность.

В этой статье мы собрали успешные флешмобов по всей России и поговорили с их организаторами: как собрать толпу, воплотить в жизнь сумасшедшую идею и организовать успешный флешмоб.

Что такое флешмоб сегодня знает, наверное, каждый. И не просто знает, а видел своими собственными глазами или даже участвовал. Однако не многие пробовали флешмоб организовать. А как показывает опыт — дело это совсем не сложное.

Калуга

Примером может служить опыт калужских ребят, которые, прослышав о новомодном тренде, попробовали организовать такое мероприятие в Калуге. Михаилу Василенко сейчас 17 лет и он ещё учится в школе. Однако вместе со своими друзьями он уже третий год радует калужан интересными флешмобами, а творческим и скучающим подросткам помогает реализовать себя и весело провести свободное время. А началось у него всё совершенно случайно, с детской шалости:

Я шел с другом после тренировки, это был конец мая (2011 год) и было тепло. Мы проходили мимо фонтана и увидели в нём пену, он заметил: «Как было бы классно искупаться в фонтане с пенкой». Я его идею не воспринял, но он настоял на том, чтобы мы купили пену для ванны и развели ее в фонтане. Так мы в итоге и сделали! Увидели, что это круто и подумали, что надо как-то собраться своей компашкой и устроить пенную вечеринку в фонтане.

Ребята создали встречу ВКонтакте и стали приглашать поучаствовать в ней своих друзей. А друзья — своих друзей и т.д. Людей набралось очень много. По словам Миши, они такого не ожидали. Пенная вечеринка состоялась и фонтан для большой компании собравшихся оказался маловат – на встречу пришло около 400 человек. После проведения «пенки на фонтане» ребята создали ВКонтакте группу под названием Flashmob_Kaluga, в которую позвали всех участников, а также залили фотки. Все делились впечатлениями, благодарили Мишу и… просили продолжения. Так началась деятельность ребят по организации флешмобов. Они начали рассматривать варианты тех мероприятий, который можно легко организовать в ближайшее время, опрашивая участников и создавая опросы. А все вступившие в группу активно стали приглашать в неё своих знакомых – за пару дней у группы было уже 500 подписчиков, а за неделю – почти тысяча. Всё закрутилось само собой.

Важно отметить, что в этом время ВКонтакте уже долгое время существовала группа калужских флешмобберов. Однако подписчиков у них было меньше, меропрития они проводили редко, а народу на них собиралось всё меньше и меньше. На их флешмобах присутствовало всего по 30-50 человек, а ребята смогли на первую встречу вдруг собрать в 8 раз больше. Страничка Flashmob Kaluga сама собой стала основной страничкой калужских флешмобберов.

Идеи флешмобов нам не приходилось придумывать, зачем изобретать велосипед? Ведь существует сайт http://www.flashmob.ru/, где есть большая база флешмобов: и тех, которые уже проводились где-то, и тех, которые пока существуют только на уровне идей! Вот на этом сайте мы и берем идеи, — рассказывает Миша.

О самом процессе организации он говорил только в общих чертах:

Я бы не сказал, что флешмоб готовится за короткое время, но одного месяца вполне хватает, а если заниматься привлечением участников активней, то хватит и трёх недель. Всех участников мы собираем ВКонтакте: создаем встречу, в которой указываем всю информацию (о времени, месте, необходимом реквизите и одежде) и отправляем ссылку на встречу всем друзья, знакомым.

Миша отметил, что для привлечения участников они используют и местные СМИ – газеты, телевидение:

На ТВ меня пригласили, на канале Ника есть ток-шоу, в одном из их выпусков была тема Интернет, в котором я участвовал. Как я связался с телевизионщиками? Мы искали людей, имеющих отношение к ТВ, но они оказались безнадежными. Тогда я напрямую позвонил в студию телеканала и договорилс, чтобы про нас сняли сюжет. И у нас это получилось! Главное желание и настойчивость!

Статья о калужских флешмобберах появилась и в крупной городкой газете “Калужский перекрёсток”. Всё это подогрело общественный интерес и привлекло новых участников на мероприятия.

Тем летом ребята использовали и ещё один старый дедовский способ: развешивали объявления по городу. Они были яркими, жизнеутверждающими и ориентированными на школьников, скучающих на каникулах.

О самых ярких флешмобах:

Самым сложным в организации был танцевальный флешмоб ко дню города в августе 2011 года. Нам пришлось репетировать танец почти каждый день, репетировали две недели. Зато какой был эффект, когда мы танцевали у сцены во время концерта группы Градусы. Самый запоминающийся флешмоб по-моему мнению – рыбалка: люди собираются возле фонтана с самодельными удочками и ловят рыбу! Это было смешно со стороны.

На DreamFlash 21 апреля 2012 года пришло самое большое количество людей – около 600 человек. В этом году мы опять, уже традиционно, проводим DreamFlash, который состоится 27 апреля, и мы планируем собрать еще больше людей, чем в прошлом году. Уверен, у нас это получится, так как мы подкрепляем свои силы поддержкой калужских СМИ, в т.ч. телевидения.

Однако ребята проводят не только флешмобы для развлечения, на которых все могут подурачиться и повеселиться. Есть и серьезная деятельность. Например, в 2012 году они проводили мероприятие «Свеча памяти», приуроченное ко Дню победы, совместно с администрацией города и Молодежный центром города Калуги.

Мероприятие это изначально проводили не мы, но в прошлом году узнали, что старые организаторы «Свечи памяти» не собираются проводить его. Тогда мы решили взять это мероприятие на себя. Суть его состоит в том, что вечером 8 мая, люди собираются люди в сквере Мира [один из центральных скверов Калуги], зажигают свечи и в тишине проходят до площади Победы, где возлагают цветы, ставят свечи возле памятника погибшим в Великой Отечественной войне.

Однако чтобы наладить связи со СМИ, организовать большое количество людей, обеспечить согласованность их действий, предусмотреть все возможные проблемы требуется не один человек. Миша рассказывает, что в настоящий момент в их команде четыре основных организатора, которые распределяют обязанности между собой. Но он признаётся, что быть хорошим организатором нелегко:

Организаторы за эти два года менялись: кто-то уходил, кто-то приходи. А кто-то очень стремился попасть в организаторы флешмоба, мы их брали, но потом оказывалось, что у этих людей, кроме простого стремления, ничего, к сожалению, нет, они просто не были настроены на работу, вот и приходилось их убирать из списка организаторов, так как они не приносили никакой пользы. Сейчас у нас образовался плотный коллектив, который в этом составе работает почти год.

Сейчас в команде (кроме Миши) работает две девушки, а также ещё один парень, который занимается видео и фотоотчетами, он же снимает видео-приглашения на встречи, которые выглядят намного веселее, интересней, креативней и многообещающей, чем просто словесные объявления.

Организация флешмобов — это большая ответственность: за порядок, чтобы всё прошло мирно, так и за то, чтобы все прошло организованно. Я всегда волнуюсь перед флешмобами, думаю — «вдруг что-то случиться, вдруг никому не понравится». Последнее опасение – это больше к новым флешмобам, которые ещё не проверенны. После каждого флешмоба я получаю огромное удовлетворение и радость. Мне всегда приятно, когда мне пишут люди и благодарят за то, что в Калуге есть такие мероприятия. А многие люди познакомились на флешмобах, завели друзей, знакомых, — ведь это тоже очень круто. Я понимаю, что занимаюсь этим не зря.

Ижевск

А вот Дмитрий Аникин из Ижевска рассказывает иную историю. Для него, в отличие от Миши, самой сложной частью организации флешмоба является собрать людей:

Обычные трудности — собрать народ и донести до пришедших свою мысль. Очень сложно большому количеству людей объяснить идею. Вот, помню, в 2011 году на мыльных пузырях было много людей, и мы даже с товарищем не знали, как их повести за собой. Пришлось собрать костяк людей из своих знакомых и уже этой массой начать движение, потом и другие подтянулись.

В числе обозначенных Дмитрием проблем оказались конфликты с полицией: двоих участников флешмоба, решивших улечься “спать” на городской площади, во время проходившего там праздника, сотрудники правоохранительных органов задержали для проверки документов. Организатор признаётся, что бывали случаи, когда флешмобберов просто выгоняли с места проведения флшемоба. Однако активных и творческих ребят ничто не может остановить.

Флешмобами Дмитрий начал заниматься в 2009 году:

В сентябре 2009 года друзья позвали на флешмоб, и я был соорганизатором. Потом в 2010 я уже начал сам организовывать.

Самым запоминающимся был флешмоб «Водное мочило» в 2010 году. Идею мне подкинула знакомая журналистка. Такое мероприятие проводилось в Перми, и она предложила мне сделать подобное в Ижевске. Собрали мы тогда около двухсот человек на площади, пришли люди разных возрастов. Так как мы проводили флешмоб в сорокоградусную жару, то людям было круто обливаться на центральной площади. После даже, помню, у многих людей статус стоял «Лучший флешмоб года».

Самым массовым флешмобом, организованным Дмитрием с его напарников Евгением Плетнёвым, был Dreamflash в 2011 году. По подсчётам прессы на нём присутствовало от восьмисот до тысячи человек.

Все мероприятия ребята готовят и организуют самостоятельно.

Акции с администрацией не проводили. Я считаю это уже не флешмобом, а запланированной акцией, — признаётся Дмитрий.

Дмитрий уже закончил учиться, сейчас он работает, но продолжает заниматься организацией флешмобов в своём городе, потому что флешмобы – это «новые знакомства, возможность для развития харизмы и способ дарить радость людям».

Москва

В Москве масштаб организации флешмобов совсем иной. Если ребята из регионов берут готовые идеи для своих акций, то в столице организаторы стремятся придумывать что-то своё – новое и необычное. Именно с такой свежей идеи и началась организаторская деятельность Вероники Михотиной:

Первый флешмоб был в сентябре 2009 года. С тремя одноклассницами придумали идею… и решили воплотить в реальность. Это был небольшой флешмоб – «подари смайл миру». Люди выходили на улицу в белых майках и просили прохожих выразить на них свое настроение в виде компьютерного смайлика.

Успех этой акции вдохновил Веронику, а потому она продолжает проводить в Москве красивые флешмобы, не просто развлекающие самих их участников, но и дарящие радость случайным прохожим-свидетелям:

Самые запоминающие… Это мимы! когда сотни человек, в образе человечка в черном и с белым лицом, молча выражали эмоци и делились радостью. Ну и конечно, один из волшебных флешмобов — это запуск небесных фонарей. На самом деле, описать это мероприятие нереально.. Настолько это красиво.

Кстати запуск бумажных фонарей является ещё и одним из самых массовых флешмобов. Хотя он проводится регулярно, на него собирается около 12 тысяч человек. Ещё один популярный вид флешмобов – это танцевальные флешмобы. Вероника отметила, что «людям они нравятся больше! И идут на них охотнее».

Приглашаем на флешмобы мы всегда по одной схеме: идея публикуется в интернете в виде встречи ВКонтакте и вывешивается в официальную группу «Флешмоб Москва».

Этот способ собрать толпу нельзя считать оригинальным, но для Москвы он самый эффективный и надёжный. Ведь редко увидишь сегодня в столице подростков или молодёжь без гаджетов и доступа к Интернету под рукой. А раз так, то размещённое в сети объявление они увидят явно быстрее, чем любую другую рекламу мероприятия.

Трудностей, описанных выше, у Вероники и её товарищей-организаторов не возникало. Единственное, что отметила девушка, это отсутствие у них информации о предполагаемом количестве участников флешмоба. Если их окажется значительно больше, чем планировали организаторы, то всем просто не хватит места, может возникнуть давка и положительные эмоции получены не будут. А если на какую-то акцию придёт меньше людей, чем ожидалось, то она может оказаться не такой эффектной и масштабной, как планировалось. Однако всё это не глобальные трудности, а лишь некоторые тонкости, которые организаторы любого флешмоба всегда должны брать в расчет.

Важно, что в отличие от ижевских флешмобберов, у москвичей под руководством Вероники проблем с представителями власти не возникало. Даже наоборот:

С администрацией города проблем не возникало. Совместные акции проводились, не так часто. Особенно запоминающейся стала для меня и других флешмобберов акция ко дню детей, больных раком. Мы выходили в минус 25 на улицу с плакатами и лозунгами о помощи.

Но в целом для Вероники флешмобы – это «хобби, способ отвлечься от обыденности»:

Здесь все иначе, люди могут и ведут себя просто. Даже самые серьезные директора посещают наши мероприятия и просто дружно отдыхают.

Чебоксары и Кострома

Новички в деле проведения флешмобов – Сергей Илларионов из города Чебоксары и Ксения Гусарова из Костромы – также делятся своим позитивным опытом организации флешмобов.

Сергей начал заниматься этим делом менее года назад, летом 2012 года, и пока имеет небольшой опыт в подготовке флешмобов:

Все началось с того, что мне захотелось устроить такое мероприятие, в котором люди бы с радостью поучаствовали и, тем самым, подняли себе настроение.

К числу самых запоминающихся Сергей отнёс сразу три флешмоба: «Перестрелка» [суть этого флешмоба в том, что в по сигналу двух людей-маяков, изображающих конфликт, нацеливают друг на друга пальцы, сложенные в виде пистолета, другие участники моба начинают нацеливать свои «пистолеты» на тех, кто уже держит кого-то на прицеле, образуя две цепочки. Далее по сигналу разыгрывается перестрелка, по цепочке «раненые» падают и лежат неподвижно 20 секунд, после чего встают и расходятся], «Пляжные войны» [правила битвы просты — прийти «на войну» сухим и начать обливаться. Ограничений никаких — можно стрелять из водяного пистолета, а можно взять оружие посолидней — ведро или тазик] и «Harlem Shake» [знаменитый танец, покоривший весь интернет].

Они были и самыми массовыми. Я делал оригинальные и актуальные флешмобы для того времени. Люди сами тянулись. Про нас писали в газетах.

К подготовке флешмобов Сергей подходит просто и уверенно, а потому с проблемами не сталкивается:

Трудностей особых не возникало с организацией. Я, например, могу договорится с администрацией ТРЦ Мадагаскар для проведения очередных флешмобов на их территории. Они всегда рады помочь. В среднем, подготовка одного флешмоба занимает 2-3 недели. За это время нужно собрать народ, определиться со временем и местом проведения.

Проблем с администрацией Чебоксар у Сергея не возникало, разрешение для проведения различных акций ему получить удавалось без особых затруднений. Совместных акций с городскими властями Сергей, однако, не устраивал.

По словам Сергея, главная его цель проведения флешмобов – «поднять настроение людям и скрасить однообразную жизнь нашего города».

Ксения работает в сфере молодёжной политики, а потому вместе с коллегами придумывает разные интересные формы проведения мероприятий. Однажды перед ними поставили задачу – организовать какую-нибудь акцию, посвященную Дню матери… Тогда они решили устроить первый танцевальный флешмоб, прошедший в ТРЦ «Коллаж», в котором участвовали дети.

Сейчас Ксения занимается подготовкой ещё одного танцевального мероприятия «Ритм сердца», который она проводят в рамках всероссийского музыкального конкурса танцевальных флешмобов «Музартерия – 2013». Планируется, что в постановке танца примут участие от 500 до 1000 человек. На мероприятие людей собирают уже хорошо знакомыми нам способами – через социальные сети и при поддержке местных СМИ, а еще посредством объявлений и встреч в общеобразовательных учреждениях. Девушка предполагает, что он станет одним из самых запоминающихся для костромичей событий.

О проблемах, возникающих при подготовке флешмобов, Ксения рассказала следующее:

Трудности при подготовке любого флешмоба, думаю, возникают при выборе места проведения. Если выбрана площадь, то надо писать письмо с запросом городской администрации, а она, скорее всего, откажет. Если же делать всё внезапно и без предварительных договорённостей, то сталкиваешься уже с городской полицией, что также нежелательно. Ещё одна трудноть для начинающего организатора – отсутствие у наработанной базы участников.

Кому-то может показаться, что в Костроме у флешмобберов существует конфликт со всеми представителями правоохранительных органов. Но все они – люди понимающие, а потому всё же идут навстречу активной молодёжи, сотрудничают с ней:

Мы сейчас готовим флешмоб совместно с ГИБДД, я бы даже сказала по их просьбе. Даже ГИБДД заинтересована такой формой!

Ксения не первая взялась за организацию флешмобов в своём родном городе, этим уже давно занимаются два молодых человека. Но, кажется, Ксения всерьез увлеклась движением флешмобберов и останавливаться не собирается:

Флешмоб – это огромный опыт в организации различных мероприятий, знакомства и общение с интересными людьми, которые в других различных мероприятиях также могут поддержать тебя. И самое главное: каждым флешмобом мы можем что-то выразить (какой-нибудь протест, например), либо привлечь внимание к актуальной проблеме в городе.

Подводя итоги, можно сказать, что толпу собрать в наше время совсем не сложно. Главное, чтобы твоя идея была свежей и интересной. Если ты предлагаешь что-то новое и актуальное, то люди поддерживают твою идею. Они откликаются, советуют, помогают и… организация оказывается делом уже не одного, но группы людей. При таком подходе обязанности распределяются, все возможные неприятности просчитываются и мероприятие в конце концов проходит на ура!

Дерзайте и не бойтесь реализовывать свои самые сумасшедшие задумки. Ведь, как показывает опыт ребят, собрать народ и привлечь к флешмобу внимание совсем не сложно, а опыт приходит с практикой.