Необычного вида музыкальные клавиатуры стр 7. Клавишные музыкальные инструменты

Электронные клавишные инструменты

В отличие от акустических клавишных инструментов в электронных источником звука является колебательный контур (а не вибрирующая струна или воздушный столб), управление которым осуществляется с помощью разного рода регуляторов, позволяющих изменять форму звуковой волны. Полученный звук усиливается и передается на динамики.

Таким образом, главное типологическое отличие электронных клавишных - это формирование звука с помощью электроники: звука, до того «неслыханного». Это открытие привело в первую очередь к многочисленным экспериментам в области звучания, ведь электронная «начинка» дает возможность получать новые и непривычные тембры и спецэффекты, а также имитировать звучание многих инструментов. Так, в развитии электронных клавишных наметились две основные тенденции: первая (более ранняя) - устремленность к получению максимально необычного звучания, вторая (более поздняя) - имитация тембров, наиболее приближенных к аутентичному звучанию акустических инструментов.

Как все начиналось

Итак, с начала XX века развитие клавишных инструментов приняло новое направление, обусловленное интересом к открытиям в области электричества и желанием применить эти открытия для собственных - музыкальных - нужд. Строго говоря, первые опыты в данной сфере относятся еще к концу XIX века: 1885 годом датируется появление - детища американского изобретателя Тэда Кахилла, которое представляло собой двухсоттонный агрегат, собранный из телефонных трубок и электрогенераторов и снабженный клавиатурой. Агрегат был способен производить шумовые эффекты, но не музыкальные тоны с фиксированной звуковысотностью. Однако уже через 9 лет автору удалось восполнить этот пробел и воспроизвести на этом подобии синтезатора некое подобие мелодии.


Телармониум

Искания Кахилла продолжил русский экспериментатор Лев Термен, не ставший давать своему инструменту звучных псевдогреческих имен, но передавший ему - как «сыну» - собственное имя. Творение, таким образом, именовалось термен (или же терменвокс ) и обладало способностью воспроизводить звуки, подобные звучанию человеческого голоса (этот факт вызвал особый интерес композиторов к данному устройству).

Первый концерт, где с изобретением дебютировал и сам автор в качестве исполнителя, состоялся в 1929 году. Исполнялось сочинение под названием «Первая аэродинамическая сюита», а сопровождением «термену» и Термену служил Кливлендский симфонический оркестр. Термен (младший) имел вид небольшой коробочки, наподобие радиоприемника, и, так же как приемник, был снабжен антенной, точнее, двумя: одна прямая (для регуляции звуковысотности), другая - петлеобразная (отвечающая за громкость).

В 20-х годах XX века в театрах и кинотеатрах появилась музыкальная новинка - электроорган , обладающий как причудливым звучанием, так и экстравагантным внешним видом: когда в перерывах между актами спектакля или киносеансами это чудо техники поднималось из-под сцены, переливаясь огоньками индикаторов на манер рождественской ёлки, зрители просто не могли остаться равнодушными. Первая попытка создания такого инструмента относится к 1924 году, когда Йорг Магер (немецкий органист и педагог) предпринял первые опыты синтезирования музыкальных звуков. Прототип современных синтезаторов (названный стереофоном ) мог имитировать множество звуков, а также менять сам звук с помощью набора кнопок и всяческих регуляторов.

Йорг Магер и его "партитурофон" (потомок стереофона)

Во второй половине ХХ века (особенно в 80-е годы) усовершенствованный электроорган приобрел такую популярность (в западных странах даже была своего рода эра массового распространения электрооргана, под девизом: «Орган - в каждый дом!»), что стал самым распространенным домашним инструментом: если не в качестве средства музыкального обучения, то уж излюбленной звучащей игрушки - наверняка.

Но до этого было еще далеко. Эксперименты продолжались. В 1928 году французским музыкантом Морисом Мартено был изобретен чрезвычайно любопытный электрический инструмент, получивший название по имени своего создателя - Волны Мартено . Звучание этого (оркестрового, как правило) инструмента обеспечивается пульсацией, вызванной комбинированием двух электрических потоков, слегка различающихся по частоте. Воздушные волны усиливаются и транслируются через систему динамиков, а клавиатура позволяет получать различные по высоте звуки - основные тоны (диапазон здесь практически такой же, как у фортепиано). Однако между этими основными тонами имеются и промежуточные звуковысотные градации, которые воспроизводятся с помощью специальной ленты, крепящейся к пальцу исполнителя. Это порождает особый эффект «плавающего» звучания. Экзотичность этого звука привлекла в первую очередь композиторов-новаторов, в частности, француза Оливье Мессиана (а также Дариуса Мийо, Эдгара Вареза, Артюра Онеггера и др.). Именно симфония Мессиана «Турангалила», «Песнь любви» (санскр.), тематически связанная с индийской мифологией, а следовательно, и с индийской музыкальной традицией, вывела Волны Мартено на мировую сцену.


Волны Мартено

Все вышеупомянутые инструменты обладали одним существенным недостатком: они были монофоническими (от греч. monos - «один» и phone - «звук»), то есть могли воспроизводить одномоментно лишь один звук. Но с начала 30-х годов начались попытки создания инструментов, способных издавать созвучия. Так, в 1936 году появился хеллертион - инструмент, обладающий диапазоном в 6 октав, способный подражать звучанию других инструментов (за счет работы с педалями) и, самое главное, могущий воспроизводить одновременно до 4 звуков. Так началась эра инструментов, называемых нынче полифоническими (от греч. polus - «многий») (следует помнить, что речь в данном случае, как и в случае с «полифонией» мобильных телефонов, идет именно о способности сочетать в одновременности много звуков; что же касается музыкальных терминов «полифонический», «полифония», то в строгом смысле слова они означают особый тип музыкальной организации).

Время расцвета

После Второй мировой войны развитие электронных инструментов, прерванное в связи с военными событиями, возобновилось. В 1951 году сначала в Кельне, следом - в Нью-Йорке были открыты электронные студии. Студийный характер электронная музыка сохраняла еще на протяжении ряда лет: партии электронных музыкальных инструментов записывались композиторами в студии, а затем, на концертах, воспроизводились в сочетании с «живыми» тембрами (на фото - «оркестр громкоговорителей»).

Особо значительные эксперименты в области электронного звучания в этот период осуществлялись академическими музыкантами (опыты Карлхайнца Штокхаузена, «Новая музыка» дармштадтской школы, хореография Мориса Бежара, конкретная музыка и т. д.).

Однако волна звуковых экспериментов захлестнула не только академических композиторов, она коснулась и музыкантов, работающих в сфере масскультуры. Появившиеся в 1964 году синтезаторы позволили исполнять электронную музыку вживую: непосредственно во время исполнения музыкант мог варьировать и громкость, и длительность, и тембральную окраску каждого звука. Именно синтезаторы впервые предоставили возможность одному исполнителю создавать такое звучание, какое до сих пор было доступно разве что симфоническому оркестру. Что же представляют собой эти инструменты?

Слово о синтезаторе

Синтезаторы - самые распространенные инструменты из семейства электронных клавишных, как явствует из их названия, синтезируют звук, составляют тембр из ряда акустических элементов. В повседневном употреблении слово «синтетический» понимается как «искусственный». Таким образом, задача синтезатора сводится либо к созданию искусственных звуковых эффектов, либо к искусственному (и максимально искусному) воссозданию живых тембров.

Синтезатор

Как уже упоминалось, первооткрывателем в области синтезирования звука был Йорг Магер (1924). В 1968 году вышел альбом Венди Карлос Switched-onBach, составленный из клавирных и оркестровых сочинений И. С. Баха, аранжированных для синтезатора. Спустя год эстафету подхватили The Beatles в альбоме Abbey Road. Немецкое трио Tangerine Dream впервые использовало электронный секвенсор - устройство для автоматического воспроизведения вспомогательных партий, а также вывело электронную поп-музыку на такой уровень экспериментаторства, который сопоставим разве что с акустическими опытами постсериалистов в музыке академической. А дальше... Все больше академических композиторов начали включать синтезаторы в инструментальный состав своих произведений, все больше рок- и поп-исполнителей использовали это звучание, а производители клавишных инструментов все больше и больше расширяли их возможности и разрабатывали их разновидности для самых разнообразных нужд.

Классифицируют синтезаторы либо исходя из уровня сложности (детские, полупрофессиональные, профессиональные), либо по функциональной направленности (с автоаккомпанементом - предназначенные для самостоятельных выступлений и без автоаккомпанемента - для профессиональной гастрольной или студийной деятельности).

Между электроникой и акустикой

Электронное фортепиано - близкий родственник синтезатора по части имитации различных музыкальных тембров. Но в отличие от синтезатора оно имеет в своем звуковом банке лишь от 10 до 20 тембров (как правило) и лишено возможности менять звучание, преобразовывать звук в процессе игры.

Корпусное цифровое пианино

Основные отличия электронного фортепиано от акустического состоят в следующем: регулируемый уровень громкости, малый вес и связанная с этим мобильность. Этот инструмент чрезвычайно удобен для гастролирующего музыканта: с одной стороны, он легко транспортабелен, с другой - его акустические характеристики достаточно высоки для воспроизведения даже рояльного звучания.

Если же проводить параллели с синтезатором, то электронное пианино предпочтительнее для обучения детей музыке. Во-первых, и звучание, и характер звукоизвлечения здесь максимально аутентичны - приближены к пианино акустическому, а во-вторых, в то время как большое количество тембров и звуковых эффектов синтезатора может служить фактором, отвлекающим юного пианиста от занятий, количество тембров электронного пианино обычно сведено к минимуму и ограничено звучанием классических клавишных: пианино, рояль, орган, клавесин и их вариации. Наконец, в-третьих, особое удобство создает регулировка по высоте, которой обладают многие модели и которая позволяет установить инструмент сообразно росту вашего ребенка, с тем чтобы обеспечить правильное положение корпуса при игре и, как следствие, правильную постановку руки - залог успешного пианистического будущего.

Вообще говоря, под наименование «электронное пианино» подпадают два разряда инструментов. Первый - корпусное цифровое пианино , разработанное в качестве альтернативы пианино акустическому и ориентированное на максимальное приближение к оригиналу, за исключением веса и необходимости регулярной настройки. Некоторые модели оснащаются также функцией автоаккомпанемента и, таким образом, по функциональной направленности приближаются к синтезаторам с автоаккомпанементом. Учитывая, что такое «синтезатороподобие» вовсе не исключает вышеупомянутых отличительных характеристик цифрового пианино, последнее можно охарактеризовать как инструмент поистине универсальный.

Второй разряд - электропианино - может рассматриваться как альтернатива корпусному цифровому пианино, более доступная по цене. Но все же по своим функциональным характеристикам электропианино приближается скорее к синтезатору, нежели к акустическому фортепиано. Отличия же от синтезатора состоят в наличии клавиатуры на 76 или 88 клавиш (у многих моделей синтезаторов лишь пятиоктавная клавиатура), уделении особого внимания качеству звучания фортепианных тембров, использовании динамической клавиатуры с эффектом сбалансированной молоточковой механики (когда клавиши нижнего регистра нажимаются туже, чем верхнего) и, наконец, в полноразмерности самих клавиш (основной недостаток многих моделей синтезаторов с точки зрения профессионального музыкального обучения - укороченные и суженные клавиши).

Не исполнительством единым...

Среди электронных клавишных стоит также упомянуть MIDI-клавиатур у. В отличие от прочих инструментов данной группы MIDI-клавиатура представляет собой управляющее устройство, так как сама по себе она чаще всего звук не формирует и не воспроизводит. Используется она для управления виртуальными синтезаторами в компьютере, секвенсорами, сэмплерами и т. д. Удобство MIDI-клавиатуры состоит в том, что при наличии компьютера и самой этой клавиатуры вы имеете возможность создать простую домашнюю студию.

Музыкальная рабочая станция

И, наконец, имеются также музыкальные рабочие станции - профессиональные клавишные электроинструменты (уже без функции автоаккомпанемента, разумеется), использование которых позволяет осуществлять профессиональную работу со звуком, создание аранжировок и пр. Предназначены они в первую очередь для профессионалов - обычно композиторов и аранжировщиков. Любителям же они будут мало полезны.

Размышления перед покупкой

Итак, вы решили приобрести электронный клавишный инструмент. Но еще остаются сомнения: быть может, акустика предпочтительнее? Чтобы облегчить принятие решения, правильного именно для вас, охарактеризуем кратко положительные и отрицательные стороны предполагаемого приобретения.

Плюсы

  • Легкость и мобильность при транспортировке . Это позволяет без затруднений перемещать инструмент и, в частности, брать его с собой в гастрольные поездки. Мало кто даже из профессиональных исполнителей рискнет возить за собой собственный рояль, как это делали, скажем, Рубинштейн, Рихтер или Горовиц.
  • Нетребовательность в уходе . Электронные клавишные не нуждаются в настройке и довольствуются очисткой от пыли.
  • Наличие наушников . Это чрезвычайно полезная деталь, позволяющая заниматься в любое время дня и ночи, не беспокоя соседей и домочадцев.
  • Возможность записи . В некоторых случаях вы можете не только записать свои исполнительские опыты, но и подвергнуть их компьютерной коррекции.
  • Эффект «быстрых результатов» . Даже при «однопальцевой» игре вы можете получить полнозвучный (оркестровый!) результат, а при наличии функции автоаккомпанемента вообще почувствовать себя настоящим музыкантом. Эта возможность, как правило, особенно радует новичков, а для детей служит дополнительным стимулом к продолжению занятий музыкой.
  • Тембровая универсальность . Большинство электронных инструментов воспроизводят звучание всех оркестровых тембров, а также всех разновидностей акустических клавишных: и органа, и клавесина, и челесты, и многих других.
  • Взвешенная, или динамическая, клавиатура . Основное удовольствие от игры на хорошем инструменте заключается в том, что инструмент вас «слышит»: на малейшее изменение атаки звука (качества прикосновения) отвечает изменением качества звука.

Минусы электронных клавишных инструментов:

  • Сложное внутреннее устройство . Вследствие этого электронные инструменты ломаются чаще и непоправимее. Особенно это касается динамической клавиатуры, которая воспроизводит эффект молоточковой механики, будучи лишена самой этой механики. Именно устройство молоточкового механизма, со множеством составляющих его деталей, дает возможность безлюфтового режима эксплуатации клавиатуры. Иными словами, в электронных клавишных, как и в акустических, механический износ клавиатуры имеет место, а средств исправить его, в отличие от акустических, здесь нет.
  • Обязательное наличие источника электроэнергии .
  • Качество звука . Как уже говорилось, электронный инструмент воспроизводит копии живых тембров, то есть подражает акустическому инструменту с большей или меньшей степенью подобия.
  • «Легковесность» . Это обратная сторона легкости. В результате инструмент не дает ощущения устойчивости при игре (особенно при исполнении произведений с аккордовой масштабной фактурой).
  • Быстрое устаревание . Это общая «беда» большинства электронных устройств и компьютеров: каждая новая модель делает все предшествующие достоянием вчерашнего дня и провоцирует приобретение очередной «последней версии».

Таким образом, и плюсов, и минусов электронные клавишные инструменты имеют предостаточно (аналогичную картину мы наблюдали и в случае с акустикой). Последнее слово здесь остается за покупателем. Электронный инструмент подойдет вам идеально, если вы занимаетесь профессиональной студийной работой - композицией или аранжировками. Он станет также замечательным подспорьем для гастролирующего музыканта. Что же касается обучения с его помощью, следует подумать, что вы хотите получить. Если ваша цель - повышение образовательного уровня и обретение базовых пианистических навыков, электронный инструмент подойдет вам как нельзя лучше. Если же вы стремитесь к профессиональной исполнительской карьере, то выбор «Электроника или акустика?» лучше осуществлять с помощью специалиста-консультанта.

Приподнимающийся и подходящий к струне тангент ударом своего лезвия выводил ее из состояния равновесия и приводил в колебание. Левый, более короткий участок струны, оплетенный полоской материи, не принимал участия в нем. Правый же участок, от лезвия тангента до штифта на штеге, приходя в колебание, начинал звучать, пока сообщенная ему энергия не расходовалась на излучение и затухание. Звук клавикорда был всегда очень слабым, длился недолгое время и имел несколько звенящий "проволочный" тембр. Этому способствовало применение сравнительно слабо натянутых, очень тонких латунных или железных струн.

Благодаря простейшему устройству клавишно-тангентного механизма, исполнитель, не отнимая пальца от нажатой клавиши, мог через тангент непосредственно действовать на струну, как в момент более или менее сильного удара, так и в следующие за ним мгновения. Слегка покачивая и заставляя дрожать нажатую клавишу, исполнитель тем самым раскачивал тангент, а вместе с ним и струну. При этом в звуке появлялось нежное, мягкое дрожание и трепетание звука, придававшее ему своеобразный, оживленный и одухотворенный характер. Этот прием игры назывался по-немецки "Bebung" (дрожание, трепетание).

Кроме того, игра на клавикорде могла быть вообще очень связной, хотя при игре на первоначально применявшихся "связных" клавикордах нужно было отпускать одну клавишу перед ударом другой, если последняя извлекала более низкий звук из той же струны.

Эволюция клавикорда

На первых порах существования клавикорда в его устройстве был использован принцип, применявшийся в других ему современных струнных музыкальных инструментах. Путем постепенного укорачивания одной струны прижатием к ней пальцев или особых передвижных кобылок (как это применилось в органиструме), из нее получали несколько звуков разной, постепенно возрастающей высоты. Точно таким же способом к одной струне клавикорда подводили 2, 3 и даже 4 клавиши, тангенты на которых были расположены таким образом, что, укорачивая постепенно действующую часть струны, они могли извлекать из нее 2, 3, 4 соседних звука. Таким образом, натягивая, например, всего семь струн, клавиатуру клавикорда делали в 20 клавиш и могли получать соответствующее число музыкальных тонов. Первоначально это была сольмизация - звукоряд, изобретенный теоретиком музыки Х века Гвидо д"Ареццо. Звукоряд состоял из следующих звуков в большой октаве: до, ре, ми, фа, соль, ля, си бемоль, си бекар, до. Таким образом, здесь имелось только четыре полутона в октаве: между ми и фа, ля и си-бемоль, си-бемоль и си, си и до.

В рассмотренном нами клавикорде 1440 года применено подобное же устройство: на 12 струн приходится примерно 27 клавиш. Однако число коротких клавиш здесь довольно большое - одна такая клавиша поставлена между двумя длинными. Такое странное на наш взгляд распределение коротких клавиш может быть объяснено либо тем, что в данном инструменте было уже применено некоторое развитие звукоряда - в направлении увеличения числа звуков в октаве, либо тем, что рисовальщик, не имея музыкальных познаний, просто неверно и схематически изобразил клавиатуру инструмента, может быть, сделав это по памяти.

Примитивное устройство клавикордов вначале имело несомненный практический смысл при тогдашнем уровне строительной техники: во-первых, инструменты были сравнительно простыми по устройству, во-вторых, немногочисленные струны не трудно было настраивать. Что же касается исполнительской стороны, то музыка XIV- XVI веков, будучи еще относительно несложной в мелодическом и гармоническом отношениях, мирилась с ограничениями, присущими такой системе.

В чем же заключались такие ограничения? При обслуживании одной и той же струны несколькими соседними клавишами, каждый верхний звук автоматически исключал более низкие звуки на той же струне. При такой системе было невозможно одновременное звучание многих секунд и терций, а также некоторых трезвучий в тесном расположении (например, если первая струна обслуживалась клавишами до-ре-ми, а вторая - клавишами фа-соль-ля, то при этой системе было невозможно получить одновременно до-ре, ре-ми, фа-соль,соль-ля, до-ми, фа-ля; до-мажорное и ре-минорное трезвучия были так же неосуществимы).

Эта система так называемых "связных клавикордов" (gebundene Klavichorden) делала их по преимуществу мелодическими инструментами и сильно ограничивала их гармонические возможности. Первоначально данная конструкция клавикордов не вызывала особых неудобств для исполнителей. Но с течением времени, в связи с развитием и усложнением создаваемой композиторами клавирной музыки, подобное устройство клавикордов стало представлять все больше неудобств и ограничений для исполнителей.

Кроме того, значительное преобладание числа клавиш и тангентов, по сравнению с количеством струн, создавало большие трудности при распределении задних концов клавиш. Последние приходилось разнообразно искривлять, чтобы подводить несколько тангентов к одной струне. Эти технические трудности возрастали при параллельной поперечной натяжке струн приблизительно одинаковой длины; они уменьшились при введении диагонального расположения струн по отношении к клавишам.

Стремясь преодолеть эти игровые и технические трудности и ограничения, в клавикордах начали постепенно увеличивать число струн, а число клавиш и тангентов, действующих на одну струну, начали соответственно сокращать. Постепенно, в XVII-XVIII веках, пришли к системе "свободных клавикордов" (bundfreie Klavichorden), где каждая струна обслуживалась только одним тангентом и одной клавишей. Таким образом, число различно настроенных струн и число клавиш в таких клавикордах сравнялось, и музыканты получили возможность играть на них любые самые сложные и разнообразные сочетания звуков, как на современных клавишных музыкальных инструментах. Этот клавикорд дал полную свободу и композитору клавирной музыки, и исполнителю на инструменте. Одновременно изменялась и конструкция корпуса клавикорда и способ натяжки струн. От первоначальной натяжки приблизительно одинаковых по длине струн постепенно перешли к более удобной натяжке по диагонали ящика инструмента, и придали им неровную длину, большую-для низких струн, меньшую - для струн высокого регистра. Это давало возможность удобнее расположить задние концы клавиш и тангенты в корпусе инструмента, а также выровнять натяжение струн по всему диапазону.

Звуковой объем клавикордов, в связи с расширяющимися требованиями музыкального искусства, тоже начал постепенно увеличиваться: от 20 звуков нотной системы Гвидо д"Ареццо, охватывающей только 2,5 октавы, постепенно перешли к трехоктавному объему звуков и более. Уже в 1511 году базельский музыкальный теоретик и органограф Себастьян Вирдунг в своем трактате "Мusica getutscht und ausgezogen" описывает клавикорды с 38 клавишами, объемом в 3,5 октавы (от фа большой до до третьей октавы).

Датированный 1543 годом клавикорд работы итальянского мастера Доменика из Пизары имеет 22 струны и 45 клавиш

Таким образом, в этом клавикорде имеются почти полные четыре октавы, с той особенностью, что нижняя октава построена по "гвидоновой шкале", и на этом участке клавикорд фактически был уже "свободным"; в высоких октавах он имел полную хроматическую гамму, однако именно здесь сохранилась еще "связанность" клавикорда, доходившая до четырех нот на одной струне.

Одной из характерных особенностей устройства клавикордов первого периода было применение так называемой "укороченной" нижней октавы. Внешне она выглядела доходящей внизу до ноты мибольшой октавы, однако, фактическое распределение звуков на ее клавишах, в связи с отсутствием полутонов до-диез, ре-диез, фа-диез и соль-диез, было иным, и нижним звуком была нота добольшой октавы, находившаяся на клавише ми; на клавише фа-диезнаходился звук ре, на клавише соль-диез - звук ми. Ноты фа, соль,ля, си-бемоль и си-бекар были расположены, как обычно. Справа схема подобной "укороченной" октавы.

В клавикорде 1744 г. работы Иоганна Фиреригеля (Пресбург), экспонирующемся в Государственном научно-исследовательском институте театра, музыки и кинематографии, имеется следующее расположение клавиш нижней "короткой" октавы

Здесь два первых полутона разделены пополам. Объем звуков - 4 октавы (от до большой до до третьей октавы). Соотношение клавиш и извлекаемых из струн тонов следующее


Находящийся в том же институте клавикорд 1816 года работы Г. Ленара (Пресбург) имеет еще отчасти связную систему тонов; его звуковой объем достигает пяти слишком октав (от фа контр- до соль третьей октавы).


Попытки изготовления "свободных" клавикордов следует отнести еще к XVI веку - Михаил Преториус указывает в своей Syntagma musicum (том II, стр. 64-65, 1618) на построенный в 1589 г. в Вене клавикорд, который был уже отчасти "свободным".

Первым же строителем вполне "свободного" клавикорда следует считать Иоганна Вильгельма Грунеберга из Бранденбурга, который сделал такой инструмент в 1700 году.

Клавикорды были самой разнообразной формы и величины; наряду с инструментами относительно большой звучности, предназначенными для игры в довольно больших помещениях, с длиной корпуса до полутора метров, строились и совсем маленькие "октавные" клавикорды, настраивавшиеся на октаву выше обычных, то есть в 4" тоне, в форме библии или небольших шкатулочек (футовый тон (нем. Fusston) - обозначение высоты тона, заимствованное из конструкции органа. Открытая лабиальная труба средней мензуры, дающая тон С, имела вышину приблизительно в 8 футов; поэтому восьмифутовыми нотами (8") называются звуки, соответствующие написанным нотам, 16" тоны звучат на октаву ниже написанных, 4" тоны - на октаву выше и так далее).

Форма их была большей частью прямоугольная, иногда трапепевидная или треугольная. Очень часто клавикорды, как это было принято для музыкальных инструментов того времени, украшались живописью современных художников, орнаментацией, позолотой, инкрустацией, резьбой и даже драгоценными камнями.

Некоторые мастера изготовляли так называемые педальные клавикорды, служившие для домашнего упражнения органистов. Инструмент представлял собой довольно большой ящик со струнами, которые приводились в звучание от педальной клавиатуры органного типа, имевшей обычно 25 клавиш (две октавы отдо большой до до первой октавы). На этот ящик ставились два ручных клавикорда, один поверх другого, причем нижний ящик делался несколько шире верхнего - его клавиатура выдавалась вперед по сравнению с клавиатурой верхнего клавикорда.

Нижний педальный клавикорд имел на каждую клавишу по четыре струны: две были настроены в 16" тоне (на октаву ниже нормального тона), и две - в нормальном 8" тоне. Ручные клавикорды настраивались обычно в 4" тоне (на октаву выше нормального звучания). В музее Вильгельма Гейера в Кельне хранился подобный педальный клавикорд, построенный в 1760 году герингвальдским органным мастером Иоганном Давидом Герстенбергом. Он был "свободной" системы и имел все струны одинаковой длины. Струны отличались только по толщине и натяжению.

Стремясь сколь возможно усилить слабый звук клавикордов, их стали делать многохорными, то есть на одну клавишу начали ставить не одну, а несколько струн, приводимых в звучание одновременно. Число струн, как мы видели на примере только что описанного педального клавикорда Герстенберга, доходило до четырех. В двухорных инструментах струны настраивались обыкновенно в унисон, в нормальном 8" тоне. Исключением служили только малые "октавные" клавикорды, настраивавшиеся в 4" тоне. В особенно больших клавикордах, имевших хоры из трех или четырех струн, две из них обычно настраивались в 8" тоне, остальные же в 4" или 16" тоне. Таким устройством и способом настройки достигали большей звучности и богатства тона клавикордов.

Другим способом усиления звука клавикордов было увеличение поверхности резонансной деки инструмента. Клавикорды ранней эпохи имели лишь очень небольшую деку в правой части инструмента, причем большую часть площади клавикорда занимал клавишно-тангентный механизм. По аналогии с другими струнными инструментами, стали постепенно увеличивать площадь резонансной деки клавикорда, доведя ее почти до полной площади инструмента, так что она лежала почти над всеми задними концами клавиш; при этом для прохода тангентов к струнам в деке прорезали небольшие отверстия. Оба эти усовершенствования заметно усилили звук клавикордов.

Малые размеры клавикордов обусловливали и малые размеры клавиш; по сравнению с современной клавиатурой фортепиано, клавиши клавикордов были значительно короче и уже. Вследствие этого, употребление при игре первого пальца не всегда было удобным, и исполнители старались его большей частью не применять. Постепенно выработался своеобразный тип аппликатуры без употребления первого пальца. Это не представляло особых неудобств, так как фактура сочинений для струнных клавишных инструментов в то время была довольно несложной.

И лишь в позднейшее время, когда структура клавирных сочинений стала делаться все более сложной и трудной для исполнения, мастера начали увеличивать размеры инструментов и клавиш, приближая их по величине к современным, что дало возможность без помех для игры употреблять первый палец. Постепенно вырабатывалась и все более входила в употребление пятипальцевая аппликатура, с подкладыванием первого пальца под ладонь при игре гамм и арпеджио; эта аппликатура была окончательно введена в практику и санкционирована в XVIII веке Филиппом Эмануилом Бахом.

Программисты бывают разные, и запросы у них разные, кто-то не пользуется мышью, кто-то не пользуется функциональными кл… авишами, кто-то не пользуется блоком цифровых клавиш, а кому-то не нужны даже и курсорные клавиши. Немало тех, кто проводит много времени за клавиатурой, страдают заболеваниями, вызванными неправильной посадкой, неправильным расположением рук, необходимостью постоянно переносить кисть с места на место, да и просто неумением печатать ничем, кроме указательных пальцев. Помимо внешнего вида клавиатуры могут отличатся и раскладкой, от стандартной Qwerty и Colemak и Dvorak, которые ещё более-менее на слуху, до экзотических видов, таких как аккордовая и стенографическая клавиатуры. Как ни парадоксально, но существуют даже безклавишные клавиатуры. Различаются клавиатуры и типом клавиш, от обычных механических, которые сильно могут отличаться качеством , клавиши с уменьшенным ходом, часто использующиеся в ноутбуках, а также сенсорные, проекционные и даже гибкие.

Специальные клавиатуры призваны повысить удобство печати (хотя существует недоверие к этому , освободить место на столе, и соответствовать запросам пользователя. Но клавиатур много, очень много, и нет среди них универсальной, которая подойдёт всем.

В этом топике я не стремился охватить все модели или даже все существующие виды клавиатур, а лишь наиболее часто используемые и наиболее оригинальные, а также те, которые стоят не слишком дорого.
Если вы пользуетесь чем-то необычным, что я вдруг упустил, обязательно напишите об этом в комментарии. Или просто опишите свои впечатление от пользования одним из приведённых устройств.

Во-первых, определим, что же такое «обычная» клавиатура. Стандартом де-факто долгое время являлась расширенная клавиатура IBM PC Model M.

Позже, в связи с популяризацией оконной оболочки Windows к ней добавились кнопки Win и контекстного меню.

Пристегните ремни, мы плавно пойдём от наиболее похожих на традиционные к более редким видам.

Das Keyboard



Часто обсуждавшаяся на хабре , и довольно популярная. Можно назвать её крайне традиционной, так как она один в один повторяет обычную клавиатуру. Возможен заказ с клавишами без нанесения символов, что позволяет использовать её с отличными от Qwerty раскладками. Помимо дополнительных накладок на клавиши есть также необычная опция - беруши, предназначеные для коллег, и призванные защитить их от кликающего звука некоторых моделей этой клавиатуры.
$130

A4Tech A-Shape Natural Multimedia Keyboard



Можно заметить необычные кнопки в форме параллелепипеда.

На второй картинке видно, что положение рук при печати на этой клавиатуре более правильно.
$30

IBM/Lenovo ThinkPad USB Keyboard with TrackPoint


Стоит заметить традиционное для клавиатур ноутбуков Thinkpad расположение кнопок, особенно Page Left и Page right. Но самое важное тут - наличие трекпоинта прямо посередине клавиатуры, который при определённой сноровке становится отличной заменой мыши.
$59

Microsoft Natural Ergonomic Keyboard 4000



Ещё одна клавиатура, стимулирующая правильное и удобное расположение кистей. Microsoft давно разрабатывает клавиатуры и мыши, и подобную клавиатуру даже экзотикой назвать трудно.
$50

Microsoft Arc Keyboard


Менее популярное по сравнению с Microsoft Arc Mouse устройство, тем не менее заслуживающее внимания. Курсорная клавиша, да, именно клавиша, вызывает довольно смешанные эмоции.
$60

Truly Ergonomic


Действительно эргономичная клавиатура, тут трудно поспорить.
Вот в чём разница:


Сравнение с описанной выше Microsoft 4000:



$229

Kinesis Advantage


У клавиатуры утоплены клавиши, и кисть при печати находится в свешенном положении.
$359 за Pro верстию, $299 за обычную

Maltron Fully Ergonomic 3D



Ещё одна объёмная клавиатура с отличающейся раскладкой.
$500

Freestyle Convertible Keyboard 2



Клавиатура, состоящая из двух половинок, положение которых относительно друг друга можно изменять.
$150

TypeMatrix USB EZ Reach Keyboard



Интересная раскладка, клавиши находятся одна под другой без сдвига. Есть модели под другие раскладки или вообще без нанесения символов на клавиши (пустые клавиши).
$110

UPD:

DataDesk Tech Smart-Board





Не просто ещё одна клавиатура, а клавиатура, совмещающая лучшее из Truly Ergonomic, TypeMatrix, ко всему прочему имеющей механические переключатели, и очень скромную цену.
$99

Cherry Programmable Rows and Columns Keyboard


Тут даже нечего сказать. Делай с ней что хочешь.
$200

Plum Keyboard



Ещё одна клавиатура с расположением клавиш без сдвига. С настраивающейся раскладкой.
$140

Roll & Go Flexible Keyboard



Конечно же, не имеющая ничего общего с удобством и программированием, но тем не менее забавная.
$45

Happy Hacking Keyboard



На днях обсуждавшаяся , с минимальным набором клавиш. Активно используется адептами Emacs. Существует модель с курсорными клавишами.
$300 за кликающую, $490 за тихую

Guru board/Miniguru



Компактная клавиатура со стандартной раскладкой, либо кастомизируемой раскладкой (пустые клавиши). Невыгодно отличается тем, что это пока только дизайн-проект, и автор ещё не решил, сможет ли продажами первой партии окупить затраты. Нетрудно заметить, что как и у Happy Hacking у клавиатуры отсутствуют функциональные курсор и клавиши, а также и цифровой блок. Тем не менее, не всем они нужны. В отличие же от Happy Hacking расположение кнопок более традиционно.

Safetype Keyboard


Очень необычная конфигурация самой клавиатуры.
$295

The magic FrogPad


Представитель аккордовых клавиатур. Фанаты ZX Spectrum в восторге.
$130

Datahand



Пальцами перебирать больше не нужно. Только слегка шевелить.
$995

Keybowl orbiTouch Keyboard



Назвать это клавиатурой даже язык не поворачивается. Принцип действия - поворотный. Работает также и в качестве мыши.

В современном мире компьютер является важным изобретением, которое есть почти в каждом доме, будь-то ноутбук, настольный компьютер или планшет. Большинство семей имеет хотя бы что-то одно из этого списка. Компьютеры приносят бесконечные возможности: от оплаты счетов до написания мемуаров, от общения до покупок в интернете, от обмена признаниями в любви до ненависти. Однако, ценность и важность клавиатуры мы очень часто упускаем из виду.
Большую часть внешнего вида клавиатура взяла у пишущей машинки, однако другими ее предками являются телетайпы и клавишные перфораторы. Люди начали использовать телетайпы для передачи данных в начале 1870-х годов.
Часто используемая клавиатура может представлять собой нечто оригинальное и необычное. Ниже представлены 10 самых дорогих клавиатур для компьютера
10. KIRAMEKI PURE GOLD KEYBOARD, $315-$360

Клавиатуру производит японская компания Wazakura Studios, покрывая ее 100% чистым листовым золотом. К сожалению, полнофункциональная 86-клавишная клавиатура доступна только на японском языке. На клавиатуре имеется:
два порта USB,
регулируемое основание,
несколько разъемов для соединительного кабеля.
9. COMFORT KEYBOARD: $350


Comfort Keyboard разделена на три секции, которые легко регулируются и, таким образом, она очень удобна в использовании. Эта возможность регулировать позволяет пользователям настроить клавиатуру «под себя», как им удобно.
Например, для левшей будет намного удобней использовать цифровую клавиатуру, если она будет слева или в центре. Есть инновация и для тех, кто слишком много времени проводит за компьютером. В клавиатуре запрограммирован «Индикатор отдыха», который напоминает пользователю, что нужно немного отдохнуть, когда это требуется.
8. PROFESSIONAL II DATAHAND: $675


Клавиатура легко регулируется, чтобы соответствовать форме и размеру рук каждого пользователя. На указательном и большом пальце есть переключатели, чтобы изменить четыре различных режима набора текста.
Для того, чтобы напечатать текст, не нужно набирать текст на клавиатуре, а лишь немного шевелить пальцами в направлении кнопок, чтобы напечатать нужные слова и символы.
7. КЛАВИАТУРА MALTRON: $920


Maltron создает эргономичную клавиатуру, которая снижает нагрузку на пальцы, запястья и руки во время набора текста. Отличный выбор для тех, кто целыми днями печатает в больших количествах. Клавиатура Maltron облегчает боль при наборе большого количества текстов.
6. DATAMANCER CUSTOM KEYBOARDS: $1 500

Эта пользовательская клавиатура украшена:
драгоценными светодиодными фонариками,
хромированными клавишами,
рамками из латуни.
Так как эта клавиатура относится к товарам под заказ, ее цена может варьироваться от $1200 до $1500.
5. FINGERWORKS KEYBOARD TOUCHSTREAM: $1 500


Первая цена этой клавиатуры составляла $340, но так как клавиатуру очень быстро раскупили, цена взлетела примерно до $1500. Сейчас такую клавиатуру не производят, разве что ее можно найти за целое состояние на Ebay и в других подобных интернет-магазинах.
4. КЛАВИАТУРА 2000-IS-DT: $2 200


Stealth.com производит крепкие и прочные клавиатуры, которые справляются там, где офисные клавиатуры не выдерживают нагрузки. Клавиатура сделана из нержавеющей стали с защитным покрытием. Влага, грязь и экстремальные температуры – вовсе не проблема для такой клавиатуры.
2000-IS-DT & 2000 IS-PM имеет температурный диапазон от -40 до +90 градусов. Stealth.com выпускает много других дорогостоящих клавиатур, сертифицированных NEMA, начиная $400 и заканчивая $2200.
3. OPTIMUS MAXIMUS: $2 400


Клавиатура создана, благодаря дизайну Артемия Лебедева и его студии. Она легко настраивается под личные желания и предпочтения. Клавиатура имеет простой, но элегантный дизайн, и белую подсветку OLED, позволяя пользователю настроить клавиатуру под себя.
Слева находятся клавиши для использования соцсетей, таких как Твиттер и Фейсбук. Это очень удобно для пользователей. Клавиатура имеет собственную карту SD на 32MB для хранения пользовательских проектов.
2. OPTIMUS POPULARIS: $2 554


Optimus Popularis – клавиатура, разработанная студией Артемия Лебедева во главе с дизайнером Артемием Лебедевым. Для каждой кнопки в клавиатуре Optimus Popularis можно подобрать любое изображение и назначить любую функцию. Например, на клавиатуре можно установить разные раскладки, языки и символы.
Это могут быть:
ноты,
цифры,
коды,
математические функции,
изображения,
специальные символы,
кириллица,
древнегреческие буквы.
Optimus Popularis является неотъемлемой частью и помощником, когда дело доходит до высокой производительности в творческой области. Эта клавиатура будет высоко оценена графическими художниками, дизайнерами, фотографами, музыкантами и всеми, кто ценит разнообразные клавиатуры для работы.
1. HAPPY HACKING KEYBOARD HP: $4 400


PFU Ltd of Ishikawa, Япония, отдел Fujitsu, создает клавиатуру Happy Hacking Keyboard HP. Клавиатура покрыта лаком Urushi. Для этого используют специальную кисть, изготовленную из волос девственниц, а затем посыпают золотой пылью. Количество клавиш на ней ровно 60. Цена на дорогую клавиатуру составляет $ 4,440.

Электронные клавишные инструменты создают ряд достаточно удобных и полезных возможностей. Они могут быть относительно компактны и не очень тяжелы и , соответственно, не занимать много места в квартире и быть мобильными. В отличии от акустических (в основном сделанных из дерева) инструментов не бояться до определенной степени воздействия окружающей среды в виде перепадов температуры и влажности, которые могут повлечь разбухание или, наоборот, усыхание, и как результат растрескивание, порчу и даже гибель инструмента. Они не требуют регулярной настройки (а для клавишных это достаточно трудоемкая и, соответственно, дорогостоящая операция).

Кроме того они имеют ряд дополнительных функций: подсоединив наушники, Вы можете играть при любом уровне громкости, в любом окружении и в любое время суток, не беспокоя своих близких и соседей. Наличие таких приятных дополнений как метроном, регулировка темпа, возможность транспонирования, подсоединения к компьютеру и как следствие: запись, корректировка и редактирование, вставление дополнительных эффектов и, естественно, последующее прослушивание, тиражирование и т.п. делает электронные инструменты по сути звукозаписывающими станциями.

Как и у своих акустических "родителей" у электроинструментов может быть динамическая или статическая клавиатура. Более того, у их клавиатуры то же есть свои преимущества: регулировка чувствительности к нажатию, касанию. Клавиатура бывает либо жесткой (взвешенной - имитирующей рояль), либо более мягкой (полувзвешенной и невзвешенной).

Не последнюю роль в этом списке играет цена: очень приличное электропианино будет на порядок дешевле реального пианино и уж тем более рояля!

Появление электропианино и синтезатора, наличие у них ряда неоспоримых дополнительных возможностей и полезных функций и, особенно, стремительное развитие электроники в направлении приближения их звучания к классическим акустическим музыкальным инструментам, привело к возникновению расхожего мнения о том, что: де, ни рояль, ни пианино больше не нужны! Следующий шаг - не нужны и другие инструменты: ни духовые, ни струнные, ни ударные - все звуки вполне может воспроизвести качественное электропианино или синтезатор! И апофеоз таких рассуждений: не надо учиться играть на том или ином музыкальном инструменте: можно, просто потыкав пальчиком по компьютерным клавишам и подключив Midi , заставить зазвучать симфонический оркестр!

Хочется отметить, что такого рода рассуждения играют не последнюю роль в деградации определенной части современной музыки, что мы и наблюдаем ежедневно по телевизору и слушаем по радио.

Рояль всегда останется роялем, а пианино - пианино.
Электропианино - это инструмент, который в дополнение к более или менее реалистической передаче тембра рояля и пианино (все зависит от требовательности музыканта и слушателя и, конечно, от развитости слуха), дает определенные плюсы и в габаритах, и в новых полезных функциях (тембры других инструментов , многоголосие и т.д.), и в цене.
Синтезатор предоставляет дополнительные возможности либо имитировать
- природные звуки (ветер, шум дождя, волн, пение птиц и т.п.);
- звуки, издаваемые творениями человека (шумы машин, механизмов и пр.);
- либо создавать новые звуки, не встречающиеся ни в живой природе, ни являющиеся продуктом деятельности человека.
Наверно должно существовать и первое (традиционные акустические инструменты), и второе (их электронные собратья), и третье (принципиально новые инструменты с принципиально новым тембром/тембрами). А скорее всего рано или поздно появится еще и четвертое... а там и пятое.... Это и есть прогресс человечества.
Но любое новое не отменяет старое, как кино не отменило театр, телевидение не отменило кино, а домашнее видео - телевидение!