Можно ли разобрать кулер. Как отремонтировать бытовой вентилятор

Нормальная работа любого компьютера, а особенно устройства, которому больше трех лет, не может осуществляться, если системный блок не очищается от пыли и не смазывается время от времени. Но далеко не все пользователи ПК считают это необходимым условием, что в корне неправильно. На довольно быстрое израсходование термопасты влияет нагрев внутренних элементов и, как следствие, повышение температуры в системном блоке. Чтобы заменить смазку, не потребуется много усилий или особых навыков. Главное - это элементарные знания и предельная аккуратность. Далее будет описан процесс технического обслуживания и, собственно, рассказано, как разобрать кулер.

Тревожные сигналы

Любые неполадки проявляют себя тревожными сигналами. Так, перед тем как разобрать кулер, стоит выяснить, действительно ли это необходимо. Если никаких явных признаков неполадок нет, то это не значит, что предпринимать ничего не стоит. Иногда смазывать комплектующие нужно в целях профилактики. Но если на это есть весомые причины, то тем более нужно предпринять решительные действия.

Главным признаком того, что в работе системного блока возникают трудности, является повышенный уровень издаваемого шума. Заметный гул будет резать слух, со временем он станет только сильнее. Но лучше не доводить до такого состояния и своевременно менять смазку, ведь новый кулер обойдется значительно дороже.

Начало чистки

С вопросом «как разобрать кулер» справиться достаточно легко. Первым делом нужно отключить компьютер от сети и отсоединить все имеющиеся шнуры. Следующим шагом является снятие крышки корпуса с левой стороны, при этом блок нужно аккуратно разместить на правом боку. Далее необходимо очистить внутренние части компьютера от пыли и посторонних загрязнений.

Так как работа кулера состоит в правильном распределении воздушных потоков, то, соответственно, из окружающей среды деталь забирает множество пыли и мелкого мусора. Большая часть ненужных пылевых загрязнений оседает на радиаторе и других важных комплектующих.

Очистку можно начать с самых общих действий, например с применения обычного пылесоса. Но вот закончить лучше более тщательно - протереть детали салфеткой, смоченной любым спиртовым раствором. Можно использовать и одеколон, и водку. Любое спиртосодержащее вещество хорошо тем, что оно не вступает в реакцию с воздухом, быстро высыхает и не вызывают коррозию металла (что характерно для воды). В зависимости от того, насколько тонко и глубоко была проведена чистка, зависит и дальнейшая работа компьютера.

Профилактика процессорного вентилятора

С тем, как разобрать кулер, более детально можно ознакомиться далее. Для осуществления данного действия нужно снять процессорный вентилятор, а затем и радиатор. Друг от друга их также нужно отсоединить. Чистка этих элементов состоит также из двух этапов - поверхностного очищения пылесосом и более детального, осуществляемого при помощи спички.

Чтобы обеспечить дальнейшую бесперебойную работу, нужно затронуть и поверхность радиатора, и его ребра, и а также сопутствующие детали.

Замена термопасты

Лучший кулер для процессора - это та деталь, которая хорошо смазана. При разборе компьютера заменить специальную термическую пасту очень важно. Для этого нужно вначале удалить остатки старого вещества. Их смывают спиртовым раствором. После нужно обязательно выждать, чтобы поверхность хорошо высохла. В конце нужно нанести тонким аккуратным слоем новую смазку.

В том случае, если новой термопасты нет, а потребность в её замене существует, нужно постараться равномерно распределить следы старого вещества по всем трущимся местам.

Единая система

Многие интересуются не только тем, как разобрать кулер ноутбука Acer, но и обратным действием. Это актуально для тех, кто предпочитает наносить смазывающее вещество на единую систему. Для того чтобы это осуществить, нужно найти наклейку на кулере. Сняв её, можно аккуратно очистить шпиндель вентилятора от следов смазки.

Там, где находилась наклейка, нужно также провести очистку. Необходимо протереть это место спиртовым раствором и высушить его. Следующим действием является нанесение новой пасты. После этого можно вернуть наклейку обратно (оригинальную наклейку может заменить скотч). Его остатки не должны нарушать работу детали, так как они будут создавать излишний шум. Если проделать этот процесс точно, то эффективность будет максимальной. Главное - обеспечить герметичность, смазка вследствие повышения температуры не должна вытекать наружу.

Если осуществить смазку данным образом, то вопрос о том, как разобрать неразборный кулер не станет проблемой.

Профилактика вентилятора блока питания

В процессе очистки пользователь сталкивается с вопросом о том, как разобрать кулер блока питания. В первую очередь необходимо демонтировать комплектующую. Желательно, чтобы все манипуляции, производимые с блоком, не потребовали отсоединения шнуров от потребителей электропитания. Далее все происходит по стандартной схеме - вначале общая очистка пылесосом, а затем более тщательная, с помощью спиртосодержащего вещества.

Чтобы произвести глубокое и тщательное очищение, нужно избавить блок от вентилятора. Затронуть необходимо все поверхности, ребра радиаторов и крылья вентилятора.

Очистка вентилятора блока питания проводится по той же схеме, что и процессорного кулера. Нужно отделить от поверхности наклейку, под ней будет торцевая заглушка. Этот элемент также необходимо извлечь. С помощью обычной спички нужно убрать загрязнения в виде сгустков старой смазки и пыли с вала и шайбы вентилятора.

Затем также нужно равномерно и однородно распределить масло по шпинделю кулера. Чтобы это сделать, вентилятор вращают - достаточно нескольких оборотов вокруг оси.

После завершения всех манипуляций систему нужно собрать: поставить заглушку на место, приклеить скотч. В процессе желательно очистить и высушить торцы вентилятора. Концы скотча удаляются, а блок питания монтируется обратно.

Важно также плотно закрепить крышку. Если она сядет неплотно, то будет создавать звук, похожий на неработающий вентилятор.

Тихая работа компьютера - это показатель того, что все было сделано не напрасно.

Выбор смазывающего вещества

При очистке ПК возникает вопрос о том, Специалисты советуют выбирать в качестве смазывающего вещества не слишком вязкие смеси. Это связано с тем, что последние приводят к уменьшению скорости оборотов. Наилучшим выбором будет машинное масло. Как вариант можно использовать синтетические и минеральные масла. Только не нужно применять их одновременно.

Наносится несколько капель масла с помощью спички. Спичка нужна для того, чтобы взять минимальное количество вещества.

Для смазки вентилятора подойдет:

  • WD-40 - антикоррозийная смесь;
  • масло парикмахерского инструмента;
  • силиконовая смазка;
  • синтетическое автомобильное масло;
  • минеральное автомобильное масло.

Приготовление смазки

Чем смазать кулер компьютера? Можно приготовить смесь в домашних условиях. В состав должны входить графит и масло. Графит можно взять из карандаша, масло лучше использовать синтетическое.

Лучший кулер

Таким образом, лучший кулер для процессора - это тот, за которым регулярно ухаживает пользователь. Деталь должна быть своевременно очищена и смазана. Эти процедуры обеспечат надежную и комфортную работу вентилятора практически любой модели.

Что же касается конкретных характеристик лучшего кулера, так большинство деталей сегодня изготавливаются с подобными параметрами, особенно это характерно для вентиляторов. Конечно, бывают "игровые" модели, которые обеспечивают хорошее охлаждение, но их использование целесообразно только при высокой нагрузке на процессор: требовательных играх, работе с несколькими массивными программами одновременно, сложной обработке аудио или видео. Если говорить о производителях, то высоким качеством отличаются товары таких брендов, как Cooler Master, DeepCool (отличный выбор - модель Deepcool Lucifer V2), Thermaltake (к примеру, Thermalright Macho Rev.A), Zalman (например, модель Zalman CNPS12X).

Практически любой персональный компьютер регулярно требует чистки и смазки кулера – специального вентилятора, служащего для охлаждения процессора или других важных частей (блока питания, видеокарты и пр.). Насколько сложна подобная процедура? Можно ли провести её в домашних условиях? На что стоит обратить внимание, а также что может понадобиться при проведении чистки вентиляторов и их смазки? Обо всём этом и многом другом мы расскажем в этой статье.

Для начала нужно понять, чем лучше всего в компьютере. Первое, что приходит на ум – это масло. Естественно, не растительное, не оливковое и не животное! Ведь если вы будете использовать такую смазку, то можете и вовсе испортить кулер. К нему просто начнёт усиленно налипать пыль и грязь.

  • Машинные масла (т. е. моторные автомасла – синтетические, полусинтетические);
  • Смазочные масла для швейных машин и различного электрооборудования;
  • Высокоэффективные смазки для подшипников;
  • Специальные силиконовые смазки.

Не стоит использовать те смазочные вещества, которые склонны к загустеванию. Это солидол, циатим, литол и пр. Подойдёт ли WD-40? Опять же, нет. Это вариант смазки от американского производителя предназначен лишь для обработки тех поверхностей, которые редко находятся в движении. Например, дверная петля. Тогда как кулер работает постоянно и при больших оборотах.

Кроме того, на различных форумах многие пользователи рекомендуют для смазывания кулеров ПК использовать графитовую смазку. Однако мнение специалистов на этот счёт другое. Ею вы нанесете больше вреда, чем пользы. Во-первых, она хорошо проводит ток, что может стать причиной замыкания. Во-вторых, графитовая смазка предназначена для смазывания тяжело нагруженных механизмов, которые работают на умеренных скоростях.

Однако кулер – это высоко оборотистое устройство. К примеру, даже самый простой и миниатюрный вентилятор у слабенького процессора intel или amd способен вращаться на скорости 1000-1500 об/мин. Что уж говорить про дорогие и мощные модели кулеров от таких производителей как deepcool, zalman, coolermaster и пр.

Поэтому применять графитовую смазку нельзя. Из-за неё обязательно снизится скорость вращения вентилятора, увеличится износ подшипников и т. д.

Что важно знать про вентилятор компьютера?

Многие оснащены сразу несколькими вентиляторами. Как правило, их три. Это кулеры, предназначенные для охлаждения блока питания компьютера, процессора и видеокарты. Все они крайне важны для стабильной работы системы. Если даже один выйдет из строя, то из-за перегрева пк могут быть большие проблемы.

Что же тогда делать? Всё просто – внимательно следить за тем, не греется ли компьютер, не издаёт ли он странные звуки, не появились ли дополнительные шумы при его работе. Каждый из перечисленных пунктов – это явный симптом, говорящий о необходимости смазать вентилятор ПК.

Почему же кулер компьютера периодически требует дополнительной смазки? Всё дело в его конструкции. Как правило, устройство работает за счёт подшипников скольжения или качения, имеющих специальный вал. Он вращается внутри втулки или цилиндра, где имеется смазка, создающая специальную маслянистую пленку. Постепенно она испаряется либо загрязняется, а это приводит к тому, что металлические детали начинают соприкасаться друг к другу. В итоге появляется шум, вентилятор работает намного медленнее и компьютер греется.

Как смазать вентилятор (кулер) процессора?

Итак, вы уже поняли, чтобы кулер не шумел, а различные части компьютера не грелись, его необходимо почистить и смазать. Для этого мы предлагаем вам следующую схему действий:

  • Первым делом разбираем корпус системного блока, чтобы получить доступ к кулерам.
  • Обычно проще всего снять вентилятор процессора, так как он располагается на видном месте. Так что начнём с него. Понадобится отвертка, чтобы открутить болты и снять кулер.
  • Попутно с вентилятором процессора снимаем и радиатор. Отделяем каждый друг от друга и тщательно очищаем. Можно воспользоваться пылесосом. Затем ватными палочками, смоченными в спирте (одеколоне или водке). Желательно, подвергнуть очистке все рёбра, детали и доступные поверхности.
  • Если у вас есть термопаста, то неплохо обработать ею места соприкосновения радиатора и процессора. Правда, не забываем предварительно с помощью спирта убрать старую пасту.
  • Затем всё собираем обратно. Теперь переходим к процедуре смазывания. Для этого на кулере процессора убираем специальную наклейку, расположенную в центре. Далее нужно вытащить маленькую резиновую пробочку (например, при помощи пинцета или отвертки). Будьте предельно аккуратны.
  • Под резинкой вы обнаружите втулку и ось. С помощью спички, зубочистки или ватной палочки удаляем старую смазку.
  • После чего можно приступать к смазыванию. Просто нанесите немного масла на ось вентилятора. При этом помните, что нет никакой необходимости в большом количестве смазки. Ведь при наложении резиновой пробки все излишки будут выдавлены наружу. К тому же, из-за этого может запачкаться корпус, и защитную наклейку будет сложно приклеить обратно.
  • Как вы уже поняли, заключительный этап – это возвращение резиновой пробочки на место. При этом нужно следить, чтобы смазка не вышла наружу. После чего протираем корпус кулера и переходим к наклейке. Если она сильно износилась, то её можно заменить обычным кусочком скотча. Только не забудьте убрать все излишки клейкой ленты, а то из-за работающего кулера они будут шелестеть и издавать дополнительный шум.

Смазывать можно и внутренние части вентилятора. Но это довольно сложно. Причём придётся полностью разбирать кулер. Поэтому беритесь за такую работу, только если вы уверены в своих силах и имеете определённый опыт. Иначе можно легко испортить кулер.

Как смазать кулер видеокарты или блока питания?

Процесс смазывания и чистки кулера видеокарты или блока питания зачастую оказывается немного сложнее, чем процессора. Обычно это объясняется тем, что приходится разбирать корпус и откручивать большее количество болтов. Иначе получить доступ к точке смазки нельзя.

Также кулеры у видеокарт и блоков питания не всегда одинаковые. У некоторых точка смазки сверху (просто под герметизирующей наклейкой), у других – нужно снимать радиатор, отсоединять вентилятор и затем лишь переходить к чистке и смазке. Во всём остальном процедура аналогична работе с процессорным вентилятором.



Что же делать с неразборным кулером?

Нередко современные компьютеры оснащаются неразборными кулерами. Причём чаще всего их можно встретить на некоторых видеокартах nvidia geforce. Смазать такие вентиляторы намного сложнее. Ведь здесь не будет специальной резиновой пробочки, убрав которую вы получаете доступ к втулке. Конечно, кому-то, простите за каламбур, удаётся разобрать неразборный кулер. Однако чаще всего это заканчивается поломкой креплений и прочих деталей.

Менее рискованный вариант – сделать отверстие по центру оси, чтобы залить туда смазку. Для этого можно использовать сверло или раскалённую иглу. Если же вы всё-таки решите разобрать кулер, то у многих моделей придётся делать сразу несколько отверстий, чтобы срезать защёлки, удерживающие втулку подшипника.

Но может попасться и такой неразборный вентилятор, где крыльчатка легко снимается плоской отверткой. Тогда процедура его очистки и смазывания не доставит никаких трудностей.

Пыль – бич современных электронных приборов: оседая на механических деталях, электронных платах и т. д., пыль создает трудности в работе техники, что приводит к ее быстрому износу и полному выходу из эксплуатации. Что касается портативных компьютеров, пыль – это главная причина снижения работоспособности, перегрева устройства. Как очистить лэптоп от пыли, и какие узлы оборудования больше всего нуждаются в чистке – читайте ниже.

Опытные пользователи электронной техники давно знают, что очистка и продувка оборудования от пыли – это обязательные мероприятия по поддержанию ноутбука в рабочем состоянии. В среднем, от пыли лэптоп нужно чистить каждые полгода. В некоторых случаях, проводить мероприятия по очистке нужно чаще. Например, если программа начинает “подвисать” без видимых на то причин. Частота чисток зависит от количества пылесборников в помещении, качества уборки.

Как часто нужно проводить чистку своего ноутбука вы поймете, как только разберете технику: количество пыли подскажет стоит ли увеличивать или сокращать интервал между чистками.

Вскрывать технику, при этом, необходимо лишь после истечения гарантийного срока. Иначе, в случае поломок, в гарантийном ремонте ноутбука вам будет отказано.

Для того, чтобы почистить ноутбук от пыли нужно :

  1. Отключить прибор от питания, и извлечь аккумулятор. В зависимости от модели извлечь батарею можно будет либо, открутив болты, либо нажав специальную защелку (например, как на лэптопе Asus X51RL). Поддеть защелку можно как вручную, так и с помощью отвертки.
  2. Снять с прибора заднюю крышку. Для этого нужно открутить все винты, удерживающие крышку от демонтажа (не забывайте про болты в районе аккумуляторной батареи). Сделать это, например, как на лэптопе Асус, можно при помощи отвертки с крестообразным шлицем.
  3. Демонтировать клавиатуру (если кулер находится в передней части ноутбука, например как у Леново G780). В большинстве современных лэптопов клавиатура удерживается специальными пластиковыми замками. Нажав их, можно поддеть клавиатуру пинцетом, отключить шлейф, и демонтировать ее.
  4. Отключить все шлейфы (с помощью плоской отвертки), открутить болты металлической накладки, и демонтировать ее.

Очистить элементы от пыли можно пылесосом на малой мощности или кисточкой с мягким ворсом. При этом, особое внимание следует уделить кулеру и выходным вентиляционным шахтам в корпусе вокруг него.

Не стоит забывать о USB портах и CD-роме устройства: очистить их можно с помощью ушных палочек или баллона со сжатым воздухом.

При этом, направлять поток на оптическую линзу CD-рома не следует. Клавиатуру и экран ноутбука можно почистить с помощью специальной влажной салфетки.

Чистка кулера ноутбука

Система охлаждения ноутбука, которая называется активной, состоит из вентилятора, радиатора и вентиляционных отверстий на корпусе. Для того, чтобы почистить систему охлаждения ноутбука нужно добраться до ее основного элемента – кулера. Сделать это можно двумя способами. Так, например, чтобы добраться до кулера лэптопа Acer Aspire 5560G вам придется снять клавиатуру, отсоединить все шлейфы, и открыть верхнюю, металлическую часть корпуса ноутбука. В некоторых моделях (например, портативном компьютере Samsung NP350V5C) кулер расположен под материнской платой. Так, для чистки детали придется снимать еще и ее.

В большинстве маломощных моделей, например таких, как Lenovo G500, кулер располагается под задней крышкой ноутбука.

Чтобы добраться до элемента достаточно будет просто раскрутить болты, удерживающие заднюю панель. Снимать и разбирать вентилятор для очистки не следует. Дополнительное оборудования для очистки тоже не понадобиться: обойтись можно будет подручными средствами.

Так, очистить элемент системы охлаждения ноутбука от пыли можно с помощью строительной кисточки для покраски, продуть – с помощью пылесоса.

При этом, пылесос не должен быть в режиме “мойки”. Твердые наслоения следует удалять с детали при помощи кисточки с жестким ворсом. Вентиляционные шахты вокруг кулера можно почистить с помощью зубочистки.

Как разобрать кулер ноутбука и когда в этом есть необходимость

Разборка системы охлаждения ноута может понадобиться в том случае, если кулер начал некорректно работать (проворачиваться с усилием), сильно шуметь. Это может быть связано с попаданием в вентилятор постороннего предмета, перекосом одной или нескольких лопастей вентилятора, сильным загрязнением системы, закручиванием нитки или волоса на вентилятор и т. д.

Для того, чтобы разобрать кулер ноутбука нужно:

  1. Выкрутить болты, удерживающие верхнюю, защитную панель элемента панель;
  2. Снять металлическую панель;
  3. Извлечь из пластикового корпуса кулера рабочую лопасть с моторчиком.

После этого необходимо оценить степень поломки. Если проблема механическая – перекосились лопасти, то вентилятор придется заменить. В других случаях достаточно будет очистить деталь.

Чем смазать кулер ноутбука и как провести процедуру очистки

Со временем заводская смазка кулера может отрабатываться и испаряться. Чтобы обеспечить вентилятору быстрый ход, необходимо время от времени смазывать кулер. Сделать это можно разобрав устройство. Идеальным для смазки будет специальное масло, которое продается практически в любом компьютерном магазине. Но приобрести такое не всегда есть возможность.

Для смазки кулера можно также выбрать машинное масло для высокооборотного оборудования, силиконовую смазку.

При этом, смазка должна быть по консистенции немного гуще вазелина. Не стоит выбирать для смазки детали жидкие масла, не текучие жировые смазки: они будут вытолкнуты из детали центробежной силой.

Чтобы смазать кулер необходимо:

  1. Очистить элемент. Смазывая пыльную деталь можно добиться обратного эффекта: смазка с пылью превратиться в грязь, которая будет мешать вращению, и которую будет сложно удалить.
  2. Снять наклейку с центральной, винтовой части кулера.
  3. Вынуть резиновую пробку, ведущую к оси вентилятора.
  4. Набрать смазку шприцем и медленно залить ее в отверстие под пробкой. При этом, не стоит лить слишком много смазки. ориентировочный объем – половина кубика.
  5. Прокрутить вентилятор несколько раз вручную для того, чтобы масло хорошо распределилось по детали.

Устанавливать кулер в корпус ноутбука следует сухим. Перед установкой – нанести термопроводящую пасту на внешнюю поверхность радиатора, упирающуюся в процессор. Закручивать болты необходимо аккуратно, не перетягивая их.

Инструкция: как почистить вентилятор ноутбука от пыли (видео)

Очистка и продувка ноутбука от пыли – это важные мероприятия по поддержанию корректной работы портативного компьютера. Именно они отвечают за защиту системы от перегрева. Выполнить чистку ноутбука можно своими руками. Главное – запастись терпением и быть внимательным. Ведь раскрутка болтиков и демонтаж элементов конструкции занимает достаточно много времени, и требует концентрации. А в остальном вам помогут вышеперечисленные инструкции и советы!

В самые жаркие летние дни, единственным спасением от изнывающего зноя, является обычный напольный вентилятор.

Далеко не каждый может позволить себе полноценную сплит систему или хотя бы мобильный кондиционер.

Но к сожалению, и этот недорогой и доступный ветродуй, время от времени ломается. Особенно летят как семечки китайские модели.

А их на нашем рынке подавляющее большинство. Что же делать, если вентилятор перестал вращаться и работать? Какие у него основные болячки и из-за чего он ломается?

Давайте разберемся подробнее.

Почему не работает вентилятор

Всего можно выделить 5 основных причины выхода из строя напольных вентиляторов:

  • старая засохшая смазка или ее недостаток
  • высохший конденсатор
  • перегорание термического реле или предохранителя
  • витковое замыкание обмоток или обрыв проводов
  • механическое смещение вала двигателя

Главная проблема дешевых моделей, на которую почему-то мало кто обращает внимание - неправильное литье лопастей. Из-за этого происходит дисбаланс, разбиваются подшипники, увеличиваются зазоры.

На это вы повлиять никак не можете, так как уже купили вентилятор с таким изначальным дефектом. Иногда он вроде бы и работает, нормально вращается крыльчатка, но при этом не дует.

То есть, никакого охлаждающего потока воздуха от него нет. Из-за чего это происходит?

Из-за неправильного угла атаки лопастей. Его лепестки деформированы и гоняют воздушный поток по кругу, а не выбрасывают наружу.

Этот эффект может проявиться со временем, после того как вентилятор долго стоял под прямыми лучами солнца и его крыльчатка нагревшись, начала постепенно менять свою форму.

Лечится это только заменой крыльчатки на новую.

Напольный вентилятор не крутится

Наиболее часто встречающейся проблемой, является засохшая смазка или ее недостаток. Вентилятор начинает подклинивать, терять обороты и как следствие, увеличивается нагрузка на двигатель. Ветродуй уже не работает в полную силу.

Движок намотанный тоненькой проволокой в 0,2мм начинает греться и постепенно выгорают обмотки.

Как выявляется подобный дефект? В этом случае вентилятор перестает вращаться. Он гудит, но крыльчатка не крутится.

А еще бывает, что он запускается только на 3-й скорости, а на первые две вовсе не реагирует. Ему просто не хватает мощи, чтобы провернуть вал.

Дабы его завести, приходится как на старых самолетах, в наглую раскручивать лопасти.

Кстати, такой же симптом может быть и при повреждении пускового конденсатора. Как же без приборов узнать, какая причина виновата в поломке?

Для этого нужно хотя бы добраться до вала двигателя, сняв защитный кожух и лопасти. Если вал от руки будет вращаться с большим трудом, то вините грязь и засохшую смазку.

А если он крутиться легко и у него есть инерция, то скорее всего накрылся кондер. Симптом - включили вентилятор в розетку, а он не крутится. При этом прокручиваете в наглую мотор и он запускается.

Если рукой при работе придержать лопасти вентилятора, он опять может остановиться. Проверяется конденсатор мультиметром, если у него есть соответствующая шкала замера емкости.




Для замены подбирайте новый кондер по таким же параметрам, какие указаны на корпусе старого.

Кстати, еще не до конца высохший конденсатор, также влияет на обороты. Если вы заметили, что они у вас упали и вентилятор стал крутиться медленнее, это звоночек для его проверки.




Проблема тугого вращения решается новой смазкой подшипников. Здесь используются, так называемые подшипники скольжения. Кто-то называет их втулками.

Применять шарики в таких конструкциях дороговато, да и гремят со временем они будь здоров. Для ремонта вовсе не обязательно разбирать весь двигатель целиком. Достаточно открутить несколько винтиков и брызнуть в нужные места универсальным аэрозолем WD40.

Как разобрать вентилятор — инструкция с фото

Как же добраться до втулок, не снимая движок? Для начала, откручиваете центральный винт на задней стенке защитного кожуха.

Еще один саморез прячется в регулировочной кнопке-рычаге для поворота или стопора головы вентилятора.

После этого, задняя крышка легко снимается со своего места. Что находится под ней? Здесь вы можете увидеть редуктор поворотного механизма, который придает вращение всей голове.

Снизу к нему подходит специальная тяга.

Сверху закреплен пусковой конденсатор движка.

Кстати, имейте в виду, что в разных моделях его может там и не быть. В этом случае, ищите его возле кнопок переключения скоростей.

Чтобы получить доступ к подшипнику двигателя, вам потребуется снять редуктор. Крепится он на трех винтиках, а снизу подпирается тягой.

Скручиваете винты и отсоединяете тягу. После этого редуктор снимается с вала и вы получаете доступ к задней втулке.

Больше ничего раскручивать и разбирать не нужно. Остальное за вас сделает вэдэшка.

Одеваете на баллончик WD40 узкую направляющую трубочку и несколько раз пшыкаете в зазор между валом и подшипником.

После разбрызгивания WD40, рукой проворачиваете вал в разные стороны и немного двигаете его вперед-назад.

Лишняя загустевшая смазка, посторонний мусор и пыль будут постепенно выходить наружу. Эти излишки грязи легко удаляются ватными палочками.

Если у вас есть густая смазка по типу циатим или литол, желательно нанести ее на червяк редуктора. После этих чистящих процедур, капаете на подшипник с внешней стороны несколько капель масла для швейных машинок.

Только не нужно наносить ее через чур много. Иначе она в последствие растекается по всем местам и на нее налипает пыль, обратно превращаясь в грязь. В итоге вы опять получите клин и проблему с вращением вентилятора.

Возле втулок в отдельных моделях ставят войлочные шайбы. Они пропитываются маслом и при нагреве, масло стекает на вал, смазывая его.

Собирается все в обратной последовательности. Тяга - три винта редуктора - внешняя крышка.

Кстати, если через чур затянуть центральный саморез на задней крышке, а это именно саморез, а не винт, он может пройти сквозь пластмассу поворотного редуктора и упереться в вал.

У вас опять будут проблемы с оборотами и заклиниванием. Порой причина поломки бывает банальна и непредсказуема.

С задним подшипником разобрались, далее переходите к передней части вентилятора. Здесь по центру стоит защитный колпачок.

Он откручивается, внимание - по часовой стрелке, так как резьба здесь левая.

Скидываете его и снимаете пропеллер с вала. Вы получаете доступ уже к переднему подшипнику скольжения.

Принцип здесь тот же самый. Сначала выдавливаете и размягчаете старую смазку и грязь вэдэшкой, а потом наносите новую.

После этого одеваете пропеллер обратно и закрываете крышечку. Закончив ремонт, включаете вентилятор на повышенных оборотах, и дав ему поработать так несколько минут, переключаете на ту скорость, которая требуется.

Замыкание обмоток или обрыв проводов

Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.

Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.

В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.

Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.

В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.

Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.

Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.

Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).

Далее, путем нажатия соответствующих кнопок - 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.

Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.

Схема подключения напольного ветилятора

Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.

Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:




Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.

При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.




Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.

Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.

Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.

Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.

Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке "0". При исправности, должно быть нулевое сопротивление.

Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку - другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.

Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.

Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.

Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.

Как проверить обмотки вентилятора

На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.

Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.

Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.

Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:

Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.

Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.

Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше - 100-200 Ом.

Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.

Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.

Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.

Разборка и неисправность двигателя

Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.

На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.

Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.




Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.

При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.

В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.

Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.

При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.

Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.

Неисправность термопредохранительного реле

Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.

Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.

После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.

Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.

Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.




В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш "термопредохранитель" сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара.

Это реле также проверяется тестером.

Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.

Смещение вала и обрыв витков

Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.

Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.

У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.

При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.

В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.

Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.

Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.

К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.

Однако это уже последняя стадия проверки, и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.


Как разобрать и смазать вентилятор если он тарахтит?

Как разобрать, смазать и потом собрать вентилятор (Fan), если он начал шуметь больше обычного. Статья в основном посвящена профилактическому обслуживанию вентиляторов собранных на подшипниках скольжения.

Если один из вентиляторов, расположенных в вашем системном блоке, начал шуметь или тарахтеть больше обычного, то причина, как правило, заключается либо в износе подшипника, либо в отсутствии смазки. Подробнее на https://сайт/ru/

Вентиляторы, применяемые для охлаждения системного блока (Case), процессора (Core), видеокарты (Video card, AGP), винчестера (HDD) и памяти (RAM), различаются размером, конструкцией и типом применимых подшипников.


Самые интересные ролики на Youtube


В вентиляторах используется всего два вида подшипников: подшипники скольжения, в том числе гидроподшипники, и качения - шарикоподшипники. Есть, правда, ещё варианты, когда, например, вал вентилятора поддерживается дополнительно магнитным полем и т.д., но это обстоятельство никак не отражается на профилактическом обслуживании и ремонте вентиляторов.

У всех вентиляторах применяемых в ПК нет коллектора, а используется электронный коммутатор обмоток. Поэтому, основными деталями подверженными механическому износу являются подшипники.

Вентиляторы на шарикоподшипниках.

В этих вентиляторах износу могут быть подвергнуты, как сами шарикоподшипники в количестве две штуки, так и посадочные места в которые они установлены, но последнее случается реже.

В первую очередь изнашивается тот шарикоподшипник, который находится со стороны крыльчатки, так как он испытывает большие нагрузки. https://сайт/ru/

В большинстве вентиляторов используются радиальные шарикоподшипники, причём, в конструкции бюджетных вентиляторов не предусмотрена возможность выборки радиального и осевого люфтов. Это приводит к преждевременному износу шарикоподшипников и увеличению шума всего вентилятора.

Ремонт вентилятора на шарикоподшипниках целесообразен только в случаях, когда нет возможности найти ему подходящую замену. Таким вентилятором, например, может быть вентилятор необычной конструкции для ноутбука или видеокарты. В этих случаях можно подобрать похожий по размерам новый вентилятор и переставить из него шарикоподшипники взамен изношенных, если они конечно туда подойдут.

Вентиляторы на подшипниках скольжения.

На чертеже показан вентилятор на подшипнике скольжения в разрезе.




1 – крыльчатка,

2 – корпус,

3 – постоянный магнит,

4 – печатная плата с элементами управления,

5 – статор с обмотками,

6 – стопорное кольцо,

8, 10 – маслосбойные кольца,

9 – втулка подшипника.


Здесь износу подвергается вал мотора и втулка подшипника. Причём, в большинстве вентиляторов, используется всего одна втулка, которая охватывает всю свободную длину вала. Однако, в отличие от миниатюрных шарикоподшипников, у подшипников скольжения нагрузка распределяется по значительной площади поверхности подшипника, что при наличии смазки делает эти устройства довольно надёжными в эксплуатации.

Причины, по которым начинают шуметь не выработавшие свой ресурс вентиляторы, собранные на подшипниках скольжения, следующие: высыхание смазки, вытекание смазки, использование некачественной смазки и отсутствие смазки (бывает и такое).

Обычный бюджетный вентилятор, работающий по 12 и более часов в сутки, желательно смазывать не реже, чем один раз в год при первой ревизии и через полгода при каждой очередной. Чем чаще делается подобная профилактика, тем меньше износ подшипников и соответствующий ему шум вентилятора.

Вентиляторы, работающие от пониженного напряжения питания, можно смазывать чуть реже. Высокооборотные вентиляторы малого размера следует смазывать в два раза чаше крупных корпусных и процессорных вентиляторов.

Инструменты, которые могут понадобиться при сборке-разборке и чистке вентилятора.



Для разборки вентилятора сначала удаляем фирменную этикетку. Затем удаляем резиновую заглушку. (В мелких вентиляторах её функции может выполнять этикетка).






Теперь можно удалить стопорную шайбу при помощи той же отвертки или пинцета. Но, я настоятельно рекомендую перед окончательным удалением стопорной шайбы накрыть её вместе с инструментом кусочком ткани! Это предотвратит потерю шайбы.




Удаляем резиновое кольцо. Выталкиваем отвёрткой или шилом вал из подшипника.




Удаляем второе резиновое кольцо. На рисунке справа минимальный набор мелких деталей, которые должны быть использованы при последующей сборке. Это два резиновых маслосбойных кольца и стопорная шайба (если вы её ещё не потеряли). В некоторых моделях вентиляторов может дополнительно быть одна или две фторопластовые шайбы.




Теперь следует кисточкой очистить корпус вентилятора и крыльчатку от пыли, а кусочком хлопчатобумажной ткани все детали подшипника от следов старой смазки.

Застарелую органическую смазку можно удалить бензином, а силиконовую ацетоном, но при этом следует соблюдать осторожность, так как подобные растворители могут испортить внешний вид пластмассовых изделий некоторых вентиляторов. В этом плане самым безобидным растворителем является спирт, но он плохо растворяет жиры.

Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала, предварительно надев первое малосбойное резиновое кольцо. Количество масла удобно дозировать мелкой отвёрткой соответствующего размера. Чем шире жало отвёртки, тем крупнее капля масла.




Вставляем вал в подшипник. Подкладываем под крыльчатку что-нибудь вроде этого кольца на рисунке справа, чтобы её (крыльчатку) можно было вдавить внутрь корпуса вентилятора. Это нам поможет при установке стопорной шайбы.




Добавляем ещё пару капель смазки со стороны вылета вала и одеваем второе маслоотбойное кольцо.




Надеваем стопорную шайбу на самый конец вала и затем проталкиваем её в дальше в зазор. При этом нужно пальцами прикрыть пинцет и шайбу так, чтобы ей не было больше куда деваться, кроме движения вниз. Это предотвратит потерю шайбы.




После установки стопрной шайбы можно устанавить на место заглушку и фирменную этикетку.



Масло для смазки подшипников скольжения.

Профессор Преображенский: «… А во-вторых, - бог их знает, чего они туда плеснули. Вы можете сказать - что им придет в голову?»


Доктор Борменталь: «Все, что угодно!»


Ни в коем случае не используйте для смазки вентиляторов пищевое растительное масло, густые смазки и технический вазелин!

Можно использовать, машинное, веретённое, силиконовое, синтетическое, минеральное, бытовое и другие масла продающиеся в розничной сети. Если о масле известно больше, чем просто название, то нам подойдёт масло предназначенное для смазки высокооборотных подшипников скольжения.

Смазочные материалы отличаются по куче разных параметров, но большинство из них мы не можем проверить.

Однако есть один важный параметр, который легко определить на глаз, это вязкость. Даже болтая пузырьки с маслами разной вязкости можно определить, какое из них более вязкое. Косвенным подтверждением может служить и размер капли, который удерживается на рабочей поверхности отвёртки.

Масло с низкой вязкостью может вытечь из подшипника не имеющего сальников (а их нет в большинстве бюджетных вентиляторов), а с очень высокой вязкостью может затруднить вращение ротора мотора.


Однако любая смазка лучше, чем её отсутствие.

Близкие темы.