Как разбирается вентилятор. Как разобрать и смазать кулер процессора, видеокарты и блока питания компьютера

Если во время работы компьютера кулер издаёт скрипящие звуки, скорее всего, его требуется прочистить от пыли и смазать (а может и вовсе заменить). Произвести смазку кулера можно в домашних условиях, при помощи подручных средств.

Для начала подготовьте все необходимые компоненты:

  • Спиртосодержащую жидкость (можно водку). Она понадобится для более качественной очистки элементов кулера;
  • Для смазки лучше использовать машинное масло невязкой консистенции. Если оно будет слишком вязким, кулер может начать работать ещё хуже. Рекомендуется использовать специальное масло для смазки комплектующих, которое продаётся в любом компьютерном магазине;
  • Ватные диски и палочки. На всякий случай возьмите их побольше, т.к. рекомендуемое количество сильно зависит от степени загрязнения;
  • Сухая тряпка или салфетки. Будет идеально, если у вас окажутся специальные салфетки для протирания компьютерных комплектующих;
  • Пылесос. Желательно имеющий небольшую мощность и/или имеющий возможность её регулировки;
  • Термопаста. Необязательно, но рекомендуется во время данной процедуры сделать смену термопасты.

На данном этапе необходимо отключить компьютер от сети электропитания, если у вас ноутбук, то также выньте аккумулятор. Поставьте корпус в горизонтальное положение, дабы снизить риск случайного отсоединения от материнской карты какой-либо комплектующей. Снимите крышку и приступайте к работе.

Этап 1: первичная очистка

На данном этапе вам требуется сделать максимально качественную очистку всех компонентов ПК (особенно, вентиляторов и радиатора) от пыли и ржавчины (если таковая появилась).

Следуйте данной инструкции:


Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым .

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора» .

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз не заметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы ни поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.


Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчаты и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Рассмотрим ремонт напольного вентилятора своими руками, воспользовавшись примером типичного изделия Краснодарского завода. Внутри ничего сложного, однако описать сразу способ регулировки скорости вращения непросто. Конструкция средненькая. Сравнительно тяжелый корпус попирает невесомую ножку, почуяв малейший толчок, изделие падает. Ситуация усугубляется лежащим коврами. Не спасают четыре пластиковые опоры, раскиданные по углам крестовины тончайшей стали. Подставка хрупкая, легко гнется, держится на соплях. Поэтому первая рекомендация – не связываться с изделиями, имеющими механическую неустойчивость, чтобы не заразиться психической. Изделия Bork снабжены защитой от падения, только не изделия Краснодарского завода. Однако мотор не сгорит в случае эксцесса, имеется защита…

Устройство типичного напольного вентилятора

На повестке ремонт напольного вентилятора своими руками! Начать следует малым: у простейших вентиляторов отсутствует клемма заземления. Прибор не обладает степенью электробезопасности. Устройство напольного вентилятора включает корпус, изготовленный из пластмассы. Внутрь попадет вода — ожидайте хорошей встряски. Напольный вентилятор указанной разновидности нельзя использовать поблизости от воды. Начиная аквариумом с рыбками, заканчивая цветочной вазой. Особо опасен, где проживают маленькие дети. Упадет штуковина, чадо догадается налить внутрь молока… Выводы делайте сами:

  • конструкция неустойчивая;
  • основание легко ломается, гнется;
  • защиты от удара током отсутствует.

При падении напольного вентилятора с высокой степенью вероятности ничего не случится. Погрузимся внутрь конструкции. Оставим пока в стороне особенности регулирования скорости двигателя и кнопки. Поговорим про редуктор. Краснодарский напольный вентилятор несет один асинхронный конденсаторный двигатель. Передняя сторона вала через штифт, гайку с левой резьбой соединена с лопастями, задняя выходит на редуктор, образованный двумя шестерням, одна двойная.

Вал снабжен резьбой, цепляющей, вращаясь, зубчики большого колеса. Момент передается малому колесу, приводящему в движение маховик. Шестерня кривошипно-шатунного механизма диаметром в руку, поэтому вращение уступает скоростью исходному вала асинхронного двигателя.

  1. Лопасти крутятся на полной скорости вращения мотора.
  2. Кривошипно-шатунный механизм, благодаря редуктору, движется медленнее.

Через карданную передачу кривошип зацеплен за ножку, корпус двигателя насажен на ось. При вращении вала асинхронного двигателя лопасти двигаются плавно в одну-другую сторону. Однако можно остановить процесс. У двойной шестерни валок крепится к большей шестерне двумя шариками с пружинкой, вставленными в сквозное отверстие. Если потянуть ручку регулятора, непосредственно соединенную с осью, защелка соскальзывает вверх. Теряется связь меж шестерней, валом, вращение прекращается. Механизм реализует защиту от падения: по внутреннему посадочному отверстию приводной шестерни нарезано шесть желобков. Умещаются шарики. Положений получается шесть, взаимный переход сопровождается щелчком, ось проворачивается относительно шестерни, шарики бьют по стенкам, соскальзывая в желобки.

Слышны щелчки, высока вероятность — напольный вентилятор упал. Привод заклинило, работает, щелкая, защитный механизм, уберегая мотор от сгорания.

Полагаем, режим невыгоден напольному вентилятору, не выключить прибор, термопредохранитель мотора непременно сломается. Редуктор крепится тремя болтами к двигателю, прорезан парой смазочных отверстий, через которые можно сдобрить пластиковые шестерни. Касается приводной, вращающейся со скоростью асинхронного двигателя.

Головная боль, как починить напольный вентилятор и собрать. Видим расклад: неверно задано взаимное положение редуктора, ножки через передачу, головка напольного вентилятора будет двигаться несимметрично относительно фронтальной плоскости. Может раздражать. Присоедините редуктор, проверьте изделие, подключив питание. Осторожно, чтобы не ударило током, попробуйте визуально определить правильность выполненной сборки.

Двигатель напольного вентилятора

Внутри вентилятора стоит асинхронный двигатель с регуляцией скорости вращения вала путем коммутации обмоток. На редуктор крепится конденсатор. Радиоэлемент не является пусковым. Полагаем, обмотки недаром крепятся по четыре в два ряда, сдвинуты друг относительно друга на восьмую часть оборота. Вращение поля использует фазу напряжения и сдвиг на 90 градусов. Момент бесполезен технику, сгорит одна обмотка асинхронного двигателя напольного вентилятора, придется мотор менять. Намотать самостоятельно сложное изделие не представляется возможным новичку.

Регулирование скорости выполняется коммутацией питающего напряжения на соответствующие провода путем переключения кнопок на стойке. Одна жила идет от шнура из розетки к двигателю, а положение второй выбирается оператором. Нажата одновременно только одна из скоростей, что обеспечивается механическими методами блокировки параллельного включения. Радуют краснодарские изделия наличием подсветки: верхняя кнопка обеспечивает горение диода. Позволит избежать столкновения в темноте с напольным вентилятором. Косвенно свидетельствует: изготовитель в курсе насчет неустойчивости изделия.

Двигатель составлен изолированным силуминовым ротором-барабаном, заделана проводка катушек. Структура остается неизвестной по вполне понятным причинам, значения вопрос лишен. Полагаем, вероятность выхода из строя ротора сравнительно мала, якорь получает питание статора. Структура обычно представлена беличьей клеткой. Набор продольных проводников, расположенных кругом, объединенных двумя кольцами с торцов. С обоих концов на роторе расположена крыльчатка, обдувающая катушки статора. Позволит асинхронному двигателю работать интенсивнее. У краснодарского напольного вентилятора пластиковые крыльчатки.

В случае неясностей прозвоните проводку от кнопки (не разбирая вентилятор), исследуя скрытничащую неисправность. Сопротивление рабочей обмотки не бывает нулевым, слишком высоким. Обрыв угадать не сложно. Пусковая обмотка звонится с контактов конденсатора. Направление вращения определяется взаимным положением пусковой и основной обмоток, следовательно, перепутав местами, получите неправильный результат.

Разумеется, при выходе из строя хотя бы одной обмотки двигатель работать не будет. Одной фазы не хватит для разгона ротора. Повращайте, следуя часовой стрелке, лопасти (отдернув руку), чтобы понять наличие характерной неисправности. Напольный вентилятор заработает — сгорела одна обмотка. Неверно говорить о пусковой, рабочей катушках, медные мотки идентичны. Двигатель конденсаторный.

Метод регулирования скорости двигателя напольного вентилятора

Ничего не сказано о способе регулирования скорости, неудивительно. В рассмотренной модели на катушки приходит четыре провода, один поставляет штекер. Три других входят в обмотку через тканевые кембрики. Что находится внутри доподлинно неизвестно. Выбор невелик, двигатель асинхронного типа с изолированным ротором управляется двумя способами:

  1. Изменение амплитуды напряжения.
  2. Коммутация обмоток с неодинаковым количеством витков.

Инверторное управление в расчет не берем, в данном случае просто негде уместиться такой сложной схеме. Остается регулирование амплитуды напряжения. На каждом из проводов сидит неодинаковое количество витков. Выйдет из строя одна скорость (две), кембрики придется резать, следовательно, станет очевидной и электрическая схема двигателя. Усидчивый мастер намотает новую катушку, ленивый возьмет с клиента деньги на покупку нового двигателя (старый пустит на цветмет).

Косвенно число витков узнают через соотношения сопротивлений между выводами каждой скорости. Тестер использует постоянное напряжение для измерения величины, поэтому индуктивная часть импеданса выбрасывается из рассмотрения. Число витков прямо пропорционально омическому сопротивлению участка обмотки.

Как разобрать напольный вентилятор

Из сказанного понятно: внутри напольного вентилятора ломаться нечему. Это двигатель и конденсатор. Остальное приходится на механическую часть, редуктор. При наличии свиста и шума попробуйте смазать шестерни. Как это делать, понятно из сказанного. В корпусе редуктора пара отверстий для этих целей. Солидол сгодится для пластиковых деталей.

Самостоятельный ремонт напольного вентилятора не должен вызывать больших затруднений. Замените двигатель на подходящий по весу и размеру. Основные виды поломок касаются механической части, восстановление проводится обычными (сварка пластмассы полиэтиленом) методами умелыми руками.

Пыль – бич современных электронных приборов: оседая на механических деталях, электронных платах и т. д., пыль создает трудности в работе техники, что приводит к ее быстрому износу и полному выходу из эксплуатации. Что касается портативных компьютеров, пыль – это главная причина снижения работоспособности, перегрева устройства. Как очистить лэптоп от пыли, и какие узлы оборудования больше всего нуждаются в чистке – читайте ниже.

Опытные пользователи электронной техники давно знают, что очистка и продувка оборудования от пыли – это обязательные мероприятия по поддержанию ноутбука в рабочем состоянии. В среднем, от пыли лэптоп нужно чистить каждые полгода. В некоторых случаях, проводить мероприятия по очистке нужно чаще. Например, если программа начинает “подвисать” без видимых на то причин. Частота чисток зависит от количества пылесборников в помещении, качества уборки.

Как часто нужно проводить чистку своего ноутбука вы поймете, как только разберете технику: количество пыли подскажет стоит ли увеличивать или сокращать интервал между чистками.

Вскрывать технику, при этом, необходимо лишь после истечения гарантийного срока. Иначе, в случае поломок, в гарантийном ремонте ноутбука вам будет отказано.

Для того, чтобы почистить ноутбук от пыли нужно :

  1. Отключить прибор от питания, и извлечь аккумулятор. В зависимости от модели извлечь батарею можно будет либо, открутив болты, либо нажав специальную защелку (например, как на лэптопе Asus X51RL). Поддеть защелку можно как вручную, так и с помощью отвертки.
  2. Снять с прибора заднюю крышку. Для этого нужно открутить все винты, удерживающие крышку от демонтажа (не забывайте про болты в районе аккумуляторной батареи). Сделать это, например, как на лэптопе Асус, можно при помощи отвертки с крестообразным шлицем.
  3. Демонтировать клавиатуру (если кулер находится в передней части ноутбука, например как у Леново G780). В большинстве современных лэптопов клавиатура удерживается специальными пластиковыми замками. Нажав их, можно поддеть клавиатуру пинцетом, отключить шлейф, и демонтировать ее.
  4. Отключить все шлейфы (с помощью плоской отвертки), открутить болты металлической накладки, и демонтировать ее.

Очистить элементы от пыли можно пылесосом на малой мощности или кисточкой с мягким ворсом. При этом, особое внимание следует уделить кулеру и выходным вентиляционным шахтам в корпусе вокруг него.

Не стоит забывать о USB портах и CD-роме устройства: очистить их можно с помощью ушных палочек или баллона со сжатым воздухом.

При этом, направлять поток на оптическую линзу CD-рома не следует. Клавиатуру и экран ноутбука можно почистить с помощью специальной влажной салфетки.

Чистка кулера ноутбука

Система охлаждения ноутбука, которая называется активной, состоит из вентилятора, радиатора и вентиляционных отверстий на корпусе. Для того, чтобы почистить систему охлаждения ноутбука нужно добраться до ее основного элемента – кулера. Сделать это можно двумя способами. Так, например, чтобы добраться до кулера лэптопа Acer Aspire 5560G вам придется снять клавиатуру, отсоединить все шлейфы, и открыть верхнюю, металлическую часть корпуса ноутбука. В некоторых моделях (например, портативном компьютере Samsung NP350V5C) кулер расположен под материнской платой. Так, для чистки детали придется снимать еще и ее.

В большинстве маломощных моделей, например таких, как Lenovo G500, кулер располагается под задней крышкой ноутбука.

Чтобы добраться до элемента достаточно будет просто раскрутить болты, удерживающие заднюю панель. Снимать и разбирать вентилятор для очистки не следует. Дополнительное оборудования для очистки тоже не понадобиться: обойтись можно будет подручными средствами.

Так, очистить элемент системы охлаждения ноутбука от пыли можно с помощью строительной кисточки для покраски, продуть – с помощью пылесоса.

При этом, пылесос не должен быть в режиме “мойки”. Твердые наслоения следует удалять с детали при помощи кисточки с жестким ворсом. Вентиляционные шахты вокруг кулера можно почистить с помощью зубочистки.

Как разобрать кулер ноутбука и когда в этом есть необходимость

Разборка системы охлаждения ноута может понадобиться в том случае, если кулер начал некорректно работать (проворачиваться с усилием), сильно шуметь. Это может быть связано с попаданием в вентилятор постороннего предмета, перекосом одной или нескольких лопастей вентилятора, сильным загрязнением системы, закручиванием нитки или волоса на вентилятор и т. д.

Для того, чтобы разобрать кулер ноутбука нужно:

  1. Выкрутить болты, удерживающие верхнюю, защитную панель элемента панель;
  2. Снять металлическую панель;
  3. Извлечь из пластикового корпуса кулера рабочую лопасть с моторчиком.

После этого необходимо оценить степень поломки. Если проблема механическая – перекосились лопасти, то вентилятор придется заменить. В других случаях достаточно будет очистить деталь.

Чем смазать кулер ноутбука и как провести процедуру очистки

Со временем заводская смазка кулера может отрабатываться и испаряться. Чтобы обеспечить вентилятору быстрый ход, необходимо время от времени смазывать кулер. Сделать это можно разобрав устройство. Идеальным для смазки будет специальное масло, которое продается практически в любом компьютерном магазине. Но приобрести такое не всегда есть возможность.

Для смазки кулера можно также выбрать машинное масло для высокооборотного оборудования, силиконовую смазку.

При этом, смазка должна быть по консистенции немного гуще вазелина. Не стоит выбирать для смазки детали жидкие масла, не текучие жировые смазки: они будут вытолкнуты из детали центробежной силой.

Чтобы смазать кулер необходимо:

  1. Очистить элемент. Смазывая пыльную деталь можно добиться обратного эффекта: смазка с пылью превратиться в грязь, которая будет мешать вращению, и которую будет сложно удалить.
  2. Снять наклейку с центральной, винтовой части кулера.
  3. Вынуть резиновую пробку, ведущую к оси вентилятора.
  4. Набрать смазку шприцем и медленно залить ее в отверстие под пробкой. При этом, не стоит лить слишком много смазки. ориентировочный объем – половина кубика.
  5. Прокрутить вентилятор несколько раз вручную для того, чтобы масло хорошо распределилось по детали.

Устанавливать кулер в корпус ноутбука следует сухим. Перед установкой – нанести термопроводящую пасту на внешнюю поверхность радиатора, упирающуюся в процессор. Закручивать болты необходимо аккуратно, не перетягивая их.

Инструкция: как почистить вентилятор ноутбука от пыли (видео)

Очистка и продувка ноутбука от пыли – это важные мероприятия по поддержанию корректной работы портативного компьютера. Именно они отвечают за защиту системы от перегрева. Выполнить чистку ноутбука можно своими руками. Главное – запастись терпением и быть внимательным. Ведь раскрутка болтиков и демонтаж элементов конструкции занимает достаточно много времени, и требует концентрации. А в остальном вам помогут вышеперечисленные инструкции и советы!

При работе системного блока можно услышать гул. Многих пользователей компьютеров это настораживает. Поначалу шум возникает в момент включения системного блока, через несколько минут пропадает. Этот шум исходит от одного из кулеров.

Шум исчезает потому, что смазка нагревается и протекает в подшипник, смазывая его. Однако через некоторое время шум становится постоянным, так как смазка закончилась. Если появился шум в кулере, необходимо смазать подшипник. Если этого не сделать, он износится и придется приобретать новый вентилятор.

Смазку подшипников можно произвести при помощи машинного масла. Используя разные виды смазок, я выбрал наилучшую, которая подходит для подшипников. Она может быть, как самостоятельно изготовлена, так и куплена. Если масло отсутствует, можно воспользоваться моторным маслом, пару капель которого можно добыть при проверке уровня в двигателе.

Однако смазка шариковых подшипников (качения), скольжения не всегда дает хороший результат. Так как шум может происходить из-за износа обоймы, оси, втулки. В таком случае смазка снизит шум на некоторое время. Если обнаружено медленное вращение кулера (причина зависания компьютера, перегрева процессора) или шум, вызванные загустением или полным высыханием смазочной жидкости, новая смазка увеличит срок работы вентилятора вдвое.

Конструктивно кулеры ни чем не отличаются. Будь то вентиляторы блока питания, процессора, видеокарты. Отличий несколько- это производительность и способ крепления. Разборка, смазка и сборка кулеров происходит в одинаковом порядке.

Для того, чтоб произвести смазку кулера, следует снять его с радиатора, затем разобрать. Без снятия произвести смазочные работы не удастся, так как поверхность со смазкой прижата к радиатору. Если кулер находится на радиаторе процессора, он закреплен при помощи защелок, которые с первого раза не заметны. Прежде чем приступить к разборке кулера, необходимо со стороны, на которой располагаются провода, отклеить эмблему. Она приклеена липким слоем. Отдирать нужно медленно, ничего не повредив.

Некоторые кулеры имеют резиновую пробку. Она извлекается при помощи острого инструмента. Следует только поддеть ее по краям. Это делается при малейших усилиях, так как пробка не приклеена.

Крыльчатку кулера удерживает пластиковая плоская шайба, которая разрезана и зафиксирована в месте проточки оси. Чтоб извлечь крыльчатку, необходимо снять эту шайбу.

Снимать ее придется двумя инструментами. На глаз определить место разреза сложно, поэтому иголкой проходим по поверхности шайбы, слегка придавливая, пока не нащупаем это место. Отверткой прижмем шайбу около места разреза, а шилом или иглой поддеваем другую сторону. После этих действий шайба выйдет из паза.

Эта операция должна быть проделана аккуратно, не сломав и не потеряв шайбу. Бывает такое, что она улетает в сторону, приходится ее искать. Если шайба потеряется, работа кулера будет невозможна. По той причине, что крыльчатку нечем будет прижимать. Далее следует извлечь резиновое кольцо, затем вынуть саму крыльчатку. На ее оси есть еще одно колечко, его тоже нужно снять.

Давно работающий кулер имеет стертые резиновые кольца. Они могут быть, как полностью стерты, так и частично. Зачастую на месте колец остаются изношенные кусочки. Найти резиновые кольца на рынке не возможно, такие мелкие запчасти не продаются.

Смазанный подшипник не прекратит издавать шум, если колец не будет на месте. Так как будет смещение крыльчатки по оси. Можно поискать старые вентиляторы, может на них есть хотя бы одно уцелевшее кольцо.

Зачастую быстро изнашиваются кольца, которые располагаются в месте фиксирующей шайбы. Вся нагрузка при работе возлагается на него. Если есть уцелевшее кольцо, его нужно установить на оси перед шайбой, фиксирующей крыльчатку. Тогда кулер должен работать тихо. Если этого не произойдет, придется привыкнуть к шуму или приобрести новый кулер.

Как смазать кулер

Перед смазкой кулера, возьми салфетку, смочите ее любым растворителем и удалите все продукты износа вместе со старой смазкой. Особенно вычистите насухо отверстие втулки подшипника. На трущие части кулера тонким слоем наносится смазка, сборка производится в обратном порядке.

Если вы обнаружили, что этикетка разорвалась, либо не хочет приклеиваться на место, протрите поверхность кулера, удалив остатки масла. Если наклейка все же не хочет прилипать, приклейте вместо нее скотч. Он защитит подшипник кулера от попадания пыли.

Графит применяется в виде смазочного материала потому, что он имеет чешуйчатые кристаллы, которые в свою очередь обеспечивают тонкое покрытие поверхности. Масло выступает в роли связующего для графита. Самостоятельно приготовленная смазка, нанесенная на поверхность подшипника, обеспечит длительный срок эксплуатации кулера. Так как в ее состав входят графит и синтетическое масло.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для того, чтоб самостоятельно приготовить смазку, следует взять пару капель синтетического масла, добавить графит. Все это перемешивается до образования однородной массы. Получившаяся смазка должна быть густой.

Как получить графит?

  • Взять простой карандаш и тереть его грифель о наждачную бумагу
  • Можно использовать щетку от электродвигателя. Однако, некоторые щетки сделаны из смеси угля с графитом. Поэтому, если есть вероятность, что графит в ней находится не в чистом виде, лучше отложить эту затею.

Лучше, конечно, использовать промышленную смазку.