На какие уровни делят цифровую грамотность. Цифровая грамотность

Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков. Уровни цифровой (информационной) грамотности. Роль цифровой грамотности учащихся в практике дополнительного образования.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков. Компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров. Информационная грамотность - это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. В этом определении есть два очень важных момента:

1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, это называется определением границы знания / незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.

2. Умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.

Можно сказать, что информационная грамотность - это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:

· осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;

· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;

· найти информацию, соответствующую данной теме;

· оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;

· оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;

· сформировать собственное отношение к этой информации;

· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

· осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.

Эти умения определены понятием «информационная грамотность», поэтому мы можем взять их в качестве показателей. При этом у каждого из этих показателей можно выделить высокий, средний и низкий уровни развития. Такого рода типология дает представление о дифференцированном подходе к развитию информационной грамотности, когда при наличии высоких уровней контактного или креативного показателей возможен средний или даже низкий уровень информационного и оценочного показателей. Если же говорить об уровнях перцептивного показателя, то у многих людей при наличии ярко выраженного одного показателя остальные могут проявляться в неразвитом, «свернутом» состоянии. Несомненно, одно: без развитой способности к анализу и оценке текстов, их использования для решения каких-либо задач невозможно говорить о высоком уровне информационной грамотности человека. Только практические умения создавать тексты не могут сами по себе сделать индивида информационно грамотным.

Уровни содержательных показателей информационной грамотности личности:

1. Высокий уровень: осознание значимости информации для решения какой-либо проблемы; выработка стратегии поиска информации; умение самостоятельно найти информацию; оценить, проанализировать, отсортировать информацию; сформировать собственное отношение к этой информации; умение представить собственную точку зрения аудитории; умение обработать информацию программными средствами.

2. Средний уровень: не совсем может осознать значимость информации для решения какой-либо проблемы; выработать стратегию поиска информации; находят информацию по подсказкам, с частичной помощью преподавателя; не совсем умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; испытывают затруднения в представлении собственной точки зрения аудитории; обработать информацию программными средствами с затруднениями.

3. Низкий уровень: не осознает значимость информации для решения какой-либо проблемы; не может выработать стратегию поиска информации; находят информацию только по подробным инструкциям учителя; не умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; с трудом представляют собственную точку зрения аудитории; обработать информацию программными средствами по подробным инструкционным картам.

На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга. Информационные технологии и здесь востребованы и актуальны.Рассмотрим их применение в различных областях дополнительного образования.

Использование ИТ в техническом направлении:

Использованием ИТ в технической направленности в современном мире никого не удивишь. Это норма. И поэтому мы подробно не будем останавливаться на данном направлении. В связи с этим «помолодел» возраст учащихся, занимающихся в объединениях. Сейчас педагог дополнительного образования, посещает курсы по робототехнике. В планы Дворца входит написание отдельной программы по данному курсу и активное внедрение этого кружка в систему. Ведется работа количеством компьютерных программ (Adobe Photoshop, Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign).

Хотелось обратить внимание на то, как можно использовать ИТ в направлениях, которые, на первый взгляд далеки от техники и науки.

Использование ИТ в художественном направлении:

Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.

Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

На теоретических музыкальных уроках уже просто не обойтись без презентаций. Активно используют ИТ в своей работе и педагоги, работающие в вокальной, театральной студиях. Такие программы, как Finale– программа для набора и вёрстки нотного текста, Band-in-a-Box, Cakework– программы для создания минусовок, SoundForge– программа для обработки музыкальных фрагментов (изменение формата, обрезка), TimeFactory– программа для изменения тональности и темпа – стали неотъемлемой частью работы вокальной студии.

Использование ИТ в физкультурно-спортивном направлении:

В первый момент кажется, что использовать ИТ на уроке физкультуры невозможно, ведь физкультура – это, прежде всего движение. Однако, практика показывает, что и здесь использование ИТ уместно. Вот некоторые примеры:

Текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.

Использование мультимедиа: занятия физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. С помощью презентации можно продемонстрировать технику выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение различных теоретических вопросов.

Использование тестирующих компьютерных программ. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения.

Использование видеозаписей игр для анализа.

ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.

Использование ИТ в работе кружков прикладного направления:

Кружок вязания, изостудия, художественное конструирование, вышивка бисером, моделирование одежды для кукол тоже не обходятся без ИТ. Это создание слайд-шоу, презентаций, видео мастер-классов. На обычном занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, в классе - практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения. Этот же фильм может помочь ребёнку восполнить пропущенный материал.

Использование ИТ в военно-патриотическом направлении:

В кружках военно-патриотической направленности педагоги активно используют различные, в том числе, онлайн обучающие программы. Это и тренажёры по вождению; это ПДД в режиме реального времени; это различного вида тесты; это просмотр различного вида фильмов по направлениям военно-прикладного мастерства.

Результатами применения ИКТ в дополнительном образовании становятся всестороннее развитие учащихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества дополнительного образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на занятиях делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к изучаемому предмету. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Итак, мы приходим к выводу, что информационная грамотность личности - это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, созданию, критическому анализу, оценке и передаче информационных сообщений, текстов(в различных видах, формах и жанрах), анализу сложных процессов функционирования информационных потоков. Живущему в цифровую эпоху человеку, окруженному ИКТ, важно развивать осознанное восприятие технологического прогресса. Для принятия информированных решений он должен учитывать положительные и отрицательные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов. Успешное развитие ИКТ и медиа технологий будет зависеть от нашей способности осознанно принимать решения, предвидя их потенциальное воздействие. Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски. Данный потенциал может быть реализован в интересах общества при условии непрерывного укрепления сознательности и ответственности каждого человека и общества в целом.


Похоже, слово «цифровизация» надолго вошло в повестку масштабных событий, посвящённых образованию. Это неудивительно: согласно принятой Правительством программе «Цифровая экономика» , к 2025 году система образования в России должна быть настроена так, чтобы подготовить к рывку в цифровое светлое будущее достаточное количество грамотных пользователей информационных технологий, обладающих необходимыми в XXI веке компетенциями.

Цифровизация экономики - это не просто перевод данных и процессов из «аналоговой» эпохи в цифровой вид.

Поэтому цифровизация системы образования не может ограничиться созданием цифровой копии привычных учебников, оцифровкой документооборота и предоставлением всем школам доступа к скоростному Интернету. Это как начинать строительство нового дома с поклейки обоев и выбора люстры, вместо того, чтобы думать о фундаменте. Должен меняться сам подход, чему и как учить.

Цифровая грамотность

Казалось бы, грамотность - понятие, знакомое всем. Согласно самому общему определению, это степень владения основными когнитивными навыками: чтением, письмом и счётом на родном языке. Но с развитием технологий и усложнением информационного пространства, в котором мы существуем, представление о грамотности расширяется. Международные организации, которые пытаются классифицировать необходимые современному человеку компетенции, говорят о важности цифровой, информационной, научной грамотности. Часто эти виды грамотности пересекаются и дополняют друг друга.

Цифровая грамотность - это способность создавать и использовать контент с помощью цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиск и обмен информацией, коммуникацию с другими людьми.

Существуют разные критерии развития цифровой грамотности. Например, Генри Дженкинс считает , что цифровая грамотность включает в себя умение работать с компьютером как «железом» (то есть вы должны понимать, как происходит взаимодействие человека и цифровой техники), понимание особенностей устройства и распространения цифровой информации (например, умение работать с ПО), понимание устройства сетевого сообщества и особенностей социальных медиа.

Дуг Белшоу выделяет восемь элементов цифровой грамотности, среди которых понимание культурного контекста интернет-среды, умение коммуницировать в онлайн-сообществах, умение создавать и распространять контент, навыки использования цифровые технологии для саморазвития.

Авторы разных концепций цифровой грамотности сходятся в одном: только понимание того, как устроена цифровая реальность, может научить человека контролировать «информационный шум» и сделать взаимодействие с цифровыми технологиями источником развития, а не стресса.

Чтобы жить в цифровой экономике долго и счастливо, человек должен обладать культурой потребления информации и уметь сделать выбор между условным томиком Донцовой и «Войны и мира», понимая свои потребности и природу этих произведений.

Очевидно, что цифровая грамотность - это сложный комплекс навыков, для развития которых недостаточно только лишь обновления программы по предмету «Информатика» или технического переоснащения школы. А без их развития фундамент цифровой экономики, увы, не построишь.

Индивидуализация образовательной траектории

Если учесть, что развитие цифровых технологий вытесняет из производства прежде всего работников «рутинного» труда, то конвейер массового образования, готовящий специалистов по одной программе, становится неактуален. К тому же эксперты уверены, что цифровая экономика требует от человека развития навыков самоорганизации, планирования, самомотивации - а этому способствует индивидуализация образования.

Цифровые технологии, приходя в систему образования, позволяют индивидуализировать процесс обучения и на этапе освоения нового материала, и на этапе контроля индивидуальных результатов. Возможности для этого создают такие проекты, как «Мобильная электронная школа» - система для учебно-методического сопровождения образовательного процесса, которая представляет собой социальную сеть для учителей, учеников и родителей, с учебным контентом, системами оценки и обратной связи.

Цифровые технологии предоставляют инструменты для развития смешанного обучения, преодоления ограничений классно-урочной системы с одинаковым для всех учебным планом и одинаковым временем для его освоения. Правда, в массовой школе эти возможности реализуются нечасто.

А если посмотреть на недавние обсуждения новой редакции ФГОС, которая вызвала возмущение учителей литературы , то возникает вопрос. Как сочетается беспокойство о том, что дети, переходя из одной школы в другую, могут испытывать неудобства из-за разности образовательных программ, с пониманием, что для цифровой экономики как раз важны такие качества, как умение адаптироваться к новым условиям и выстраивать свою собственную траекторию развития, постоянно выбирая из множества вариантов?

Непрерывное образование

Цифровая экономика кардинально меняет рынок труда: там, где компьютер может заменить человека, он его заменит. Выходом для лишившихся работы людей будет самозанятость, тем более что цифровые технологии дают новые возможности организации и развития бизнеса. Кроме того, в ближайшем будущем станет нормой регулярная смена профессии, да и нахождение в одной профессиональной сфере будет всё больше и больше требовать готовности к обучению. Концепция непрерывного образования предполагает, что жизнь человека не делится строго на период учёбы (до получения диплома) и работы, а обучение является постоянным процессом на протяжении всей жизни.

Для того, чтобы непрерывное образование становилось жизненной нормой, должна развиваться структура онлайн-образования и меняться отношение общества к обучению. И если первая задача напрямую связана с развитием онлайн-платформ, программного обеспечения, оцифровкой контента, то вторая - с развитием внутренней мотивации человека к учёбе. Как показало исследование НИУ ВШЭ, посвящённое образованию взрослых россиян, главная причина, почему взрослые не идут учиться новому - отсутствие внутренней потребности в этом.

А потребность такая формируется (или нет) с младших классов, при том не так важно, есть ли там интерактивная доска.

Цифровая экономика требует от системы образования не просто «оцифровки» отдельных процессов, а комплексного подхода, который ставил бы новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса. А для этого, пожалуй, сами лидеры образования должны научиться не бояться уже наступившего будущего.

Об этом и многом другом будут говорить эксперты на Московском международном салоне образования - крупнейшем российском образовательном событии, которое пройдет с 18 по 21 апреля в 75-ом павильоне ВДНХ. Мероприятие будет интересно педагогам, тем, кто занимается организацией и управлением в образовании, а также родителям.

Внедрение цифровых технологий осуществляют как бизнес, так и государство и обычные граждане. Именно активность всех трех сегментов обеспечивает фундамент для дальнейшей диджитализации экономики. На ее фоне быстро растет

Фото: Владимир Афанасьев/ТАСС

Стремительное развитие интернет-отрасли требует постоянного притока квалифицированных IT-кадров. В компаниях и организациях, относящихся к интернет-рынкам, работают около 2 млн человек, включая самозанятое население, отмечают в РАЭК. При этом кризис не сильно отразился на отрасли — спрос на специалистов сократился здесь на 15%, в то время как в других секторах российского рынка количество вакансий уменьшилось на 20-40%.

К темпам изменений на рынке интернет-технологий пока не успевает адаптироваться система образования и самообучения. Сегодня IT-специальность можно получить в каждом третьем вузе страны. Однако не решена проблема подготовки и цифровой грамотности рядовых пользователей или специалистов, не имеющих профильного IT-образования. (Цифровая грамотность — набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета; включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность).

Цифровое пользование растет на фоне распространения интернета и бума онлайн-сервисов. При этом темпы роста цифровой грамотности несколько запаздывают. Эту проблему помогут решить государственная поддержка и инвестиции в повышение цифровой грамотности, считают в РОЦИТ.

Интернет-индустрия Рунета — самый активный и развивающийся сегмент экономики страны. За последние несколько лет рынок вышел в лидеры по целому ряду направлений и показателей в Европе: самая большая аудитория, самые крупные компании, самый активный сегмент рекламы, четвертое место по объему инвестиций и пятое по обороту электронной торговли, говорит Леонид Левин, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ: «Но, в отличие от подавляющего большинства европейских стран, Рунет имеет серьезный запас роста по всем названным позициям и многим другим направлениям инновационной экономики страны. Результаты бизнеса в Рунете напрямую зависят от активности пользователей— именно эти закономерности демонстрирует Индекс цифровой грамотности».

В 2016 году Индекс цифровой грамотности пользователей Рунета составил 5,42 по десятибалльной шкале (по результатам второй волны всероссийского исследования РОЦИТ совместно с ВЦИОМ, НИУ ВШЭ, Acronis и DCA). На первое место по усредненному значению по России вышел субиндекс цифровой безопасности, составивший 5,57 (против 4,86 в 2015 году). Для многих округов этот показатель был болевой точкой. Данные второй волны демонстрируют его активный рост в Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском и Уральском округах. Вторым по величине значения стал субиндекс потребления — 5,49. Рост +0,32 за год стимулировался за счет расширения зоны покрытия широкополосного интернета. Население все чаще обращается к интернету как источнику информации. Растет уровень потребления социальных сетей, происходит расширение набора цифровых устройств, которыми пользуются россияне.

Значительный прорыв — с 4,48 до 5,27 совершил субиндекс цифровых компетенций. В частности, заметно развитие компетенции проведения финансовых операций через интернет (+12%) и повышение уровня производства мультимедийного контента (+15%).

Исследователи отмечают неравномерность уровня цифровой грамотности по регионам. Передовым стал в этом году Центральный федеральный округ, сместивший прежнего лидера — Северо-Западный ФО, в котором наблюдается снижение уровня цифровых компетенций. На третьем месте стабильно остается Урал. Быстрее всего уровень цифровых компетенций растет в Поволжье.

В РОЦИТ связывают рост показателей цифровой грамотности по стране в целом с планомерно осуществляемой работой в этом направлении. «Проведена серия уроков для всех возрастных групп населения, выпущен ряд информационно-просветительских материалов, а также заключены соглашения о взаимодействии с администрациями регионов — например, в Дагестане, Воронежской области, Приморском крае, — рассказывает директор РОЦИТ Сергей Гребенников. — В этом году нам удалось популяризовать проблему низкого уровня цифровой грамотности и привлечь к ее решению бизнес и государство. Главным достижением я считаю рост, продемонстрированный субиндексом цифровых компетенций. Его повышение объясняется расширением программ привлечения населения и его обучения».


При реализации проекта «Индекс цифровой грамотности пользователей Рунета» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз молодежи».

Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами образования: если использование ИКТ является базовым навыком, оно должно быть включено в школьную программу. Представляется, что цифровая грамотность оказывает благотворное воздействие на формирование других базовых навыков и компетентностей учащихся. Постоянно растет объем национальных и международных свидетельств позитивного влияния цифровых технологий на общие измеряемые результаты обучения.

Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая учащимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке информации, показывая ученикам различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами.

Наиболее важны компоненты цифровой грамотности общие для будущих пользователей компьютера и профессионалов в области ИКТ – доступ, управление, оценка, интеграция, создание и коммуникационный обмен информацией в индивидуальной или коллективной работе в сети, поддержка компьютерных технологий, веб-среда для обучения, работы и досуга. Эти навыки напрямую связаны с базовыми компетенциями; следовательно, цифровая грамотность так же насущна, как и традиционная грамотность – чтение и письмо, математические навыки и управление социальным поведением. Ниже показано соотношение компонентов цифровой грамотности и базовых компетенций.

Доступ к информации определяется как идентификация информационных источников, а также освоение способов сбора и получения информации, что является одним из базовых компонентов грамотности. Цифровая среда значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний. Однако поиск информации в этой среде требует более изощренных навыков по управлению информацией. При использовании Интернета не всегда возможно применить существующие традиционные организационные или классификационные схемы для оценки содержания источника. Например, книги и журналы могут оцениваться по репутации их издателя, но большинство веб-сайтов не имеет указаний на то, что они созданы уважаемым учреждением, заслуживающим доверия. Оценка информации (вынесение суждений о ее адекватности, актуальности, пользе, качестве, релевантности или эффективности) играет здесь особую роль. Способность определить авторитетность или время создания источника информации, полученного онлайн, предполагает наличие навыков цифровой грамотности, которые человек может приобрести лишь в результате обучения и практического опыта. Таким образом, управление информацией стало насущной частью программ формирования цифровой грамотности, которая, в свою очередь, опирается на другие виды грамотности и обеспечивает учащихся инструментарием для их развития.

Интеграция – еще один навык, связанный с базовыми компетенциями. В случае цифровой грамотности этот навык предполагает интерпретацию и репрезентацию информации с использованием инструментов ИКТ. Самая трудная задача – научиться синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников. Интеграция требует решения определенных технических задач: зачастую разные типы данных должны обрабатываться одновременно.

Следовательно, для процесса интеграции необходима и визуальная, и вербальная грамотность, чтобы сопоставлять и увязывать друг с другом тексты, таблицы и изображения. Учебные программы, сформированные с встраиванием ИКТ в конкретные учебные дисциплины, приобретают в этом контексте особую ценность и ориентированы на междисциплинарный подход.

Создание новых знаний – ключевая задача всех основных видов грамотности. Аналогичным образом построение новой цифровой информации путем адаптации, применения компьютерных программ, дизайна, изобретения или разработки авторских материалов также составляет ядро цифровой грамотности. Владение ИКТ входит в число первейших технических навыков, способных поддерживать процесс творчества. ИКТ стимулируют формирование новых методов творчества и жанров в науке и искусстве.

Наконец, коммуникации представляют собой важный компонент основных видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. ИКТ обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве социокультурных контекстов.

Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку, работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными компетентностями в жизни. Молодые преподаватели, родившиеся уже в цифровую эру, могут стать хорошим примером таких специалистов, активно использующих ИКТ, но пока не обязательно обладающих достаточной грамотностью для применения ИКТ в учебном процессе. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.

Стремительный рост количества цифровых ресурсов и устройств за прошедшее десятилетие практически сформировал ландшафт новой эпохи – эпохи цифровых устройств, ресурсов и услуг, с одной стороны, и развертывания глобальной информационной медиа среды – с другой. При этом отмечается рост влияния глобальной медиа среды на человечество как системы трансляции, передачи, накопления, создания и распространения знаний в информационном обществе.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг.

Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков:

компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров,

ИКТ грамотность включает коммуникационную составляющую как набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и распределяются через Интернет, и информационную составляющую, которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) на основе международного опыта сформулировала «индикаторы развития информационного общества», определяя цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. В мае 2007 г. были утверждены 16 ключевых индикаторов для мониторинга процесса достижения задач в области образования в условиях формирования информационного общества. Многие из них имеют прямое отношение к цифровой грамотности: навыки в области ИКТ, гражданские навыки, навыки в области самообразования, участие взрослых в непрерывном обучении на протяжении жизни. Высокая ценность этих ключевых навыков, несомненно, требует непрерывного развития цифровой грамотности граждан. Существуют и другие индикаторы, включающие навыки в области ИКТ. Например, международная образовательная мобильность студентов вузов становится возможной благодаря возможности продолжать обучение в удаленном режиме. Профессиональное развитие преподавателей и учителей является еще одним ключевым индикатором, который достигается за счет использования электронного обучения, дистанционных курсов, формирующих новые методические навыки, впоследствии применяемые в педагогической практике. Эти примеры показывают важность цифровой грамотности для достижения целей информационного общества. Цифровая грамотность – важный жизненный навык, влияющий на все области современной жизни и профессиональной деятельности.

Для семи из шестнадцати индикаторов развития информационного общества центральную роль играет именно цифровая грамотность. В прошлом веке сдвиг от производства товаров к предоставлению услуг привел к построению экономики, основанной на информации и знаниях. Компьютеры заменяют работников в выполнении рутинных физических и умственных задач, но они же дополняют творческий, исследовательский, интеллектуальный труд. Современные организации и компании столкнулись с проблемой реструктуризации рабочего процесса, что означает появление распределенных организационных структур, децентрализацию процесса принятия решений, более широкий обмен информацией, гибкий рабочий график и сотрудничество внутри команды, работающей над проектом. Компании, реализующие такие перемены в организационных структурах и деловой практике, нуждаются в новых навыках, особенно в области ИКТ, новой организации рабочих мест с использованием коммуникаций, обмена информацией и компьютерного моделирования производственных процессов. Процент рутинных умственных и физических задач в экономике снижается, а доля нерутинных аналитических и интерактивных задач возрастает. Возникающая в итоге новая кадровая политика требует от работников способности гибко реагировать на сложные проблемы, эффективно использовать коммуникации, обрабатывать информацию, работать в команде, использовать информационные технологии и производить новые знания.

Этим навыкам редко учат в школе (веб-сайт «Партнерства во имя навыков XXI века» – www.21stcenturyskills.org). Сегодня новым вызовом для традиционной системы образования становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех уровнях образования, а это требует профессионального развития преподавателей и учителей. Вопросы формирования цифровой грамотности в системе общего образования решаются на основе обзора опыта принятия решений по данной проблеме в разных странах, в том числе по развитию интеграции ИКТ в образовательные программы, в информационную образовательную среду сетевого взаимодействия школ и управления школами на основе использования ИКТ.