Компьютер друг или враг языка. Конспект интегрированного занятия «Компьютер — друг или враг? Даже в космосе летает

Классный час на тему «Компьютер – друг или враг»

Класс: 6А

Классный руководитель: Ахмадуллина Л.Г.

Задачи классного часа :

  1. обсудить пользу и вред общения с компьютером;
  2. сформировать понятие о причинах зависимого поведения;
  3. способствовать воспитанию ответственности за своё здоровье и будущее;
  4. продолжить формирование навыков самоконтроля, планирование здорового будущего.

Ход классного часа

Беседа (слайд 1)

Что такое компьютер?

Что является прародителем компьютера?

История создания компьютера?

(слайд 2)

1623г. Первая «считающая машина», созданная Уильямом Шикардом. Это довольно громоздкий аппарат мог применять простые арифметические действия (сложение, вычитание) с 7-значными числами.

1956г. В США создан первый компьютер на транзисторной основе и первый накопитель информации – прототип винчестера – жёсткий диск.

1960г. разработали первый модем.

1963г. изобретён манипулятор – «мышь».

1990г. Рождение сети Интернет. Intel представляет новый процессор. Скорость 27 миллионов операций в секунду.

1999г. Выпуск новых процессоров Pentium III.

2000-2003 гг. Жёсткая конкурентная борьба между Intel и AMD, приведшая к созданию процессоров с ужасающей скоростью 3200 МГц. Это привело и к росту оперативной памяти, объёму жёстких дисков, видеокарт и т.д.

Почему так поставлен вопрос - «Друг или враг»?

Работа в группах

Дать определение слову – друг, враг (учитель записывает определения на доске)

Друг – человек, который поможет в трудной ситуации, к которому можно обратиться с проблемой, с которым интересно общаться.

Враг – человек, который приносит вред здоровью физическому и психическому, из за которого возникают конфликты с близкими людьми.

Работа в группах

  1. Докажите что компьютер друг (мальчики)
  2. Докажите что компьютер друг (девочки)

Учитель записывает ответы на доске

Предполагаемые ответы

друг

враг

  1. работа на компьютере - игра, это интересно
  2. Развивает мышление (рисунки, схемы, знаки)
  3. Развивает память и внимание (яркие, запоминающиеся предметы, действия)
  4. Возможность общения со сверстниками
  5. Возможность продемонстрировать свою индивидуальность, хобби, талант)
  6. Развитие мелкой моторики рук
  7. Быстрый доступ к информации
  8. Возможность дистанционного обучения

1. Нагрузка на зрение
2. Стесненная поза
3. Излучение

4. Воздействие на психику

5. Вызывают агрессию

6. сужение круга интересов

7. уход от реальности

8. Трата денег

(слайд 3) Учитель поддерживает сторону «за», дополняет список

(слайд 4) Учитель поддерживает сторону «против», дополняет список и подводит к понятию зависимости. Обсуждение слайда (обезьяна).

Человечество с каждым днем становится все более зависимым от Интернета. И если лет двадцать назад компьютер был признаком высокого интеллекта его обладателей, то теперь благодаря ему мы практически разучились писать ручкой. Мы стали зависимыми от машин, к сожалению, не только материально, но и, что более важно, психологически.

Сеть INTERNET - она мертва,
Но мне как жизнь она нужна
Тут легче все, тут можно жить
И без проблем тебя любить
Но снова я стою одна
В реальном мире - пустота
Опять заботы и дела,
В реально мире нет тебя...
Вчерашний день как будто сон
Вчера был ты, вчера был комп.
Опять забросив все дела,
Бегу к тебе, но нет тебя
В канале вновь кричит народ,
А ты мне словно кислород,
Тебя мне не хватает - жду
Приди скорей - или умру...

(слайд 5)

Зависимость – это подчинённость другим людям, предметам, веществам, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы.

Зависимые люди, которые уходят от проблем, усугубляют их и наносят вред своему здоровью, а так же благополучию окружающих людей.

(слайд 6)

Нарушение физического здоровья. (слайд)

Упражнение «воронка зависимости». Учитель предлагает назвать свои увлечения. Если увлечение подавляет волю человека, занимает всё свободное время, нарушает режим жизни, это уже зависимость. Подавляются остальные увлечения, радости, заботы человека. Человек лишает себя общения с друзьями, получения информации, отдыха и т.д. В результате превращается в ограниченную личность, лишённую здоровья, духовность.

А что делать, если такая беда приключилась с человеком, он стал зависимым. Но он очень хочет вернуться к нормальной жизни. Где же получить помощь?

(родители, близкие люди, школьный психолог, телефон доверия)

(слайд 7) Мы так и не пришли с вами к выводу кто же компьютер для человека?

Так как же решить вопрос; «Компьютер – друг или враг»

Учитель: Подводя итоги, хочется предложить вам, небольшой экскурс в историю. Еще не забыты те времена, когда в научных сообществах, на страницах газет и журналов велись дебаты о «книголюбах». Может быть, вы сами, а может быть, ваши бабушки и дедушки, дяди и тети читали книги, что называется, «запоем». Еще не закончив одну, тут же кидались на поиски следующей. Это явление волновало общественность не меньше, чем сейчас «компьютеромания», его тоже изучали и делали всевозможные прогнозы о полной оторванности от реальности и неприспособленности к жизни «книгоманов». И говорили о том, как портится зрение и искривляется позвоночник...

Затем пришла эпоха телевизоров. И все было очень похоже. Разговоры о том, что телевидение заменит театр и кино, книги и музыку. Телезрители сутки напролет сидели перед экранами. «Телевидение, – писали американские научные издания, – это не просто электронная игрушка или одно из многих развлечений. Оно оказывает огромное воздействие на семейные взаимоотношения и традиции, в том числе и на жизнь детей. Фактически у телевизора дети стали проводить больше времени, чем за любым другим занятием (исключая, пожалуй, только сон). Как вы понимаете проблема совсем не в компьютере, а в отношении к нему.

Как вы понимаете правильное отношение к компьютеру?

Какие правила пользования компьютером вы знаете?

Для того, чтобы компьютер был другом и помощником нужно соблюдать правила пользования компьютером.

Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола.

Следить за исправностью монитора и чистотой экрана, так как грязь дает дополнительное искажение.

Индивидуально подобранные стол и стул позволят ребенку соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-60 см).

Не ставить компьютерный стол так, чтобы сидеть спиной к окну. Блики на экране способствуют утомлению глаз.

Наиболее вредной считается работа в Интернете.

Поощряйте использование звуковых эффектов, мультимедийных программ и приложений. Считается, что это помогает расслаблять зрение.

Необходимо, делать каждые 15-20 минут перерывы – давать глазам отдохнуть. Делать зарядку для глаз, в которую входят, например, такие упражнения: поочередно сосредоточьте взгляд то на близкой точке, то на далекой; попеременно посмотрите влево - вправо, вверх - вниз, не поворачивая головы.

Можно подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере.

Спасибо за работу, я желаю, что бы для каждого из вас компьютер стал другом.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. В современном мире многое и многие зависят от компьютера. Компьютер быстро вошел в нашу жизнь, он во многом помогает нам, но такая проблема, как компьютерная зависимость не должна оставлять нас равнодушными.

Многие отмечают, что компьютер и здоровье детей - противоречащие друг другу понятия, но при разумной организации работы на персональном компьютере можно снизить негативное воздействие его на здоровье школьников .

В современном компьютеризированном мире мобильные устройства и компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни - ими пользуются родители, пожилые люди и школьники. Дети и подростки готовы проводить за монитором круглые сутки. К сожалению, многие дети сидят за компьютерами и встречаются с друзьями только в виртуальной реальности. Сидя очень долго за компьютером, люди теряют свое здоровье, портят зрение и сами забирают у себя живое общение. Больше всего это относится к детям, которые из-за возраста не понимают, сколько приятных мгновений и эмоций они теряют, сидя за компьютером. Лучше будет, если они пойдут, поиграют с друзьями на улице, проводя время активно и полезно, почитают интересную книгу.

Цель исследовательской работы: изучить положительные и отрицательные стороны влияния работы на компьютере на развитие и здоровье школьников в нашей школе.

Задачи исследования:

Изучить роль компьютера в современной жизни;

Проанализировать отношение школьников к компьютеру;

Изучить какое влияние оказывает работающий компьютер на окружающее пространство.

Предмет исследования: влияние использования компьютера на развитие и здоровье школьников разного возраста в одной школе.

Гипотеза исследования . При правильной организации рабочего места и знаниях об отрицательной стороне длительного использования компьютера можно снизить негативное его воздействие на здоровье школьников.

Основная часть

Для решения первой задачи мне необходимо было встретиться с человеком, который каждый день связан с компьютером, и подробнее расспросить его, насколько распространено применение этого важного прибора в жизни современного человека. При беседе с учителем информатики Склюевым Вадимом Валерьевичем я узнал, что оказывается компьютеры встречаются практически во всех сферах нашей жизни. Ежедневно служащие транспортных агентств при помощи компьютера получают информацию о рейсах самолетов в разные точки земного шара, в магазинах устройство, считывающее с товара штриховый код, посылает информацию в кассовый аппарат, который мгновенно узнает, что за продукцию вы купили и по какой цене, компьютеры работают в банках и поликлиниках, ведя учет многочисленным операциям.

Однако при несоблюдении определенных правил пользования компьютер из доброго друга он может превратиться в злейшего врага. Дети меньше проводят времени на улице, меньше читают книги, меньше играют в подвижные игры. Компьютер «привязывает» к себе человека и может стать не только его верным помощником, но и источником многих заболеваний, связанных с органами зрения, позвоночником.

Нами были проведены опросы, где у ребят есть возможность пользоваться компьютером; дома, у друзей или на работе родителей. Анализ ответов показал, что практически у всех школьников дома есть стационарный компьютер (рис.1).

Рисунок 1. Оценка возможности использовать компьютер

На следующем этапе исследования я решил выяснить, каким образом учащиеся нашей школы строят свои отношения с компьютером. Проводилось анкетирование учащихся 4-х классов начальной школы, среднего звена и старшего звена. В числе прочих анализировались следующие вопросы:

Сколько часов в день ты проводишь за компьютером?

Чему ты отдаешь предпочтение, сидя за компьютером?

Что для тебя важнее, чем компьютерная игра?

Планируешь ли ты в будущем использовать компьютер?

В анкетировании приняли участие: начальная школа -70 человек, среднее звено школьников - 40 человек, старшее звено школьников -25 человек.

Выяснилось, что больше всего времени за компьютером проводят ученики среднего звена, 9 человек проводят более 6 часов в день за этим занятием (рис.2).

Рисунок 2. Анализ количества времени проведенного за компьютером

При анализе ответов на вопрос «Чему ты отдаешь предпочтение, сидя за компьютером?» оказалось, что учащиеся среднего звена - активные пользователи Интернетом, чем, вероятнее всего, и объясняется большое количество времени, потраченное на это занятие. Компьютерные игры больше всего интересуют учащихся начальной школы (рис.3).

Рисунок 3. Анализ предпочтений при использовании компьютера

Порадовало то, что, несмотря на активное использование компьютера, абсолютное большинство учащихся считают, что общение с друзьями важнее, чем компьютерная игра. На втором месте по значимости в среднем и старшем звене школьников- занятие спортом. И лишь на третьем месте во всех классах - чтение книг (Приложение А).

Так же на диаграмме видно, что практически все наши ребята понимают значимость и важность компьютера в будущей взрослой жизни и планируют его использовать и для учебы, и для работы, и в свободное время для организации отдыха.

Так какие же опасности таит в себе слишком длительное и неправильное общение с компьютером? Этот вопрос я задал медицинскому работнику школы Колесниковой Наталье Владимировне. Она рассказала мне, что слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения. Если ребенок ежедневно проводит за компьютером более 2 часов в день, его зрение заметно ухудшается уже в течение одного года.

Обязательно нужно помнить о том, что для каждого возраста существует ограничение по времени занятий пред компьютером:

В 7-10 лет ребенок может находиться у компьютера до 40 минут;

В 11-15 лет - до 1,5 часа;

В 16-18 лет - не более 2 часов.

В помещениях с работающим компьютером изменяются физические и химические характеристики воздуха: повышается температура, снижается относительная влажность воздуха, а содержание углекислого газа увеличивается.

В воздухе помещения, где работает компьютер, образуется большое количество ионов, которые способствуют ионизации пылинок воздуха, которые потом легче попадают в дыхательные пути человека. У детей может появляться першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых оболочек дыхательных путей.

А как же ответили ребята нашей школы на вопрос: «Влияет ли работа за компьютером на твое здоровье?» Из 70 учащихся начальной школы 40 человек ответили - не влияет. Из 40 опрошенных ребят в среднем звене школьников 15 человек отметили, что у них возникли проблемы со здоровьем (стали быстрее уставать, ухудшилось зрение, изменилась осанка) (рис.4).

Рисунок 4. Анализ мнений о степени влияния на здоровья использование компьютером школьниками разных классов.

Из 25 учащихся среднего звена 12 человек также отметили негативные изменения состояния здоровья. Если вернуться к первым этапам наших исследований и вспомнить, что учащиеся именно этого возраста проводят за компьютером более 3 часов, то можно предположить, что длительное нахождение за компьютером отражается на состоянии здоровья учащихся.

Чтобы избежать вредного воздействия компьютера на здоровье детей необходимо соблюдать правила безопасности:

1.Компьютер следует расположить в углу комнаты или задней поверхностью к стене.

2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка.

3. До и после работы на компьютере следует протирать экран специальной салфеткой.

4.Считается, что наши зеленые друзья растения (например, кактусы) помогают уменьшить негативное влияние компьютера.

5. Не забывайте чаще проветривать комнату. Поставьте в ней аквариум, который не только повысит влажность воздуха в комнате, но и поможет нашим глазам отдыхать при наблюдении за движением рыбок.

6. Через каждые 20 минут работы за компьютером необходимо делать перерыв и проводить комплекс упражнений для глаз (Приложение Б).

Заключение

Таким образом, моя гипотеза о том, что только от самого человека зависит, кем будет ему компьютер - другом или врагом, подтвердилась в результате анализа наших исследований.

Из проведенной работы можно сделать вывод: вредное воздействие компьютера можно предупредить, если ограничить длительность работы за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно организовать рабочее место, использовать только качественные программы.

Список использованной литературы

    Василькина Ю. «Игры с разумом» - Здоровье школьников, №9.-2006.-С.10-15.

    Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам ЭВМ. СанПин 2.2.2.542-96 Госкомсаннадзор России 1996.-55 с.

    Ковальская О.И. «Компьютер и здоровье школьников.-Биология, №6,- 2007.-С.2-5.

    Компьютер и здоровье детей. Здоровье школьника.-№6.-2017

    Сачек Д.С Роль компьютера в жизни человека https://univerfiles.com/622451/.1.09.2017

    Сычева С.Н. Роль компьютера в жизни взрослых и детей/ www.openclass.ru/node

Приложение А. Анализ степени важности компьютерной игры в системе ценностей школьников

Приложение Б. Профилактика зрительного и общего утомления

Упражнения для улучшения кровообращения в органах зрения

Упражнения могут выполняться на рабочем месте сидя на стуле.

    Глаза закрыты. Круговые движениями пальцами обеих проводить легкие массирующие движения глаз -10 сек.

    2. Взгляд прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх и вниз -10 сек.

    Усиленно зажмуривать и открывать глаза - 10 сек.

    Поворачивать глаза в стороны 2-3 раза, затем закрывать их на 10 сек.

Упражнения, предупреждающие возникновение общее утомление

    Исходное положение - стоя, руки опущены. Полукруговые движения головой к правому и левому плечу.

    Исходное положение тоже. Повороты головой вправо и влево.

    Исходное положение - стоя, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.

    Исходное положение то же. Круговые движения головой.

    Исходное положение - стоя, руки на голову. Легкое надавливание обоими руками на голову.

    Исходное положение - стоя, правая рука на правой щеке. Надавливание. Тоже повторяем другой рукой.

    Исходное положение - стоя, руки опущены вдоль тела. Поднимание и опускание плеч.

    Исходное положение - стоя, руки к плечам. Круговые движения руками вперед и назад.

    Исходное положение - стоя, руки соединены сзади в «замок». Отведение рук назад. Спина прямая.

    Исходное положение - стоя, руки в стороны. Круговые движения руками вперед и назад.

Упражнения просты и не требуют специальной подготовки, поэтому, если пользователь компьютера будет выполнять ежедневно хотя бы часть этих упражнений, он поможет себе избавиться от неприятных последствий влияния компьютера- гиподинамии и утомления глаз.

Шультунова Арюна

Исследовательская работа выполнена ученицей 2 класса, делаем "первые шаги в исследование". На районной научно-практической конференции "Я - исследователь" заняла 3 место, приняла активное участие в окружной нонференции, получила диплом. Материал можно использовать для бесед с учащимися, родителями.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает

И даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту,

Догадайтесь, что за гений?

Ну, конечно же, … компьютер

Сегодня компьютеры стали частью нашей жизни. Современному ребенку ничего не остаётся, как жить в соседстве с такой привычной и обыденной вещью, как КОМПЬЮТЕР.

В моей семье тоже есть компьютер. Он привлекает меня обилием непознанного материала, огромным количеством игр: весёлых, шумных, захватывающих.

Мама с папой иногда говорят: «Сядь правильно!», «Хватит сидеть у компьютера!», «В эту игру тебе играть нельзя!». У меня возникла проблема : «А почему нельзя? Ведь мне интересно!!!» На что я получила ответ от папы, что «компьютер плохо влияет на здоровье человека, что не все игры полезны для детей».

Так что же такое к омпьютер – угроза для здоровья детей или современный друг и помощник?

И я решила провести своё исследование.

Тема исследования:

«Компьютер: наш друг или враг?»

Цель исследования: выяснить, о пользе компьютера в жизни человека и вреде, наносимом здоровью; об опасности компьютерных игр, их влиянии на детский организм.

Мне хотелось получить ответы на вопросы:

  1. Для каких целей используют компьютер?
  2. В какие игры дети предпочитают играть?
  3. Сколько времени они тратят на компьютер?

Я поставила следующие задачи :

  1. познакомиться с историей появления компьютеров, чтобы узнать истинное предназначение этой машины для человека;
  2. выяснить путём анкетирования, какие игры более популярны среди одноклассников, сколько времени они тратят на игры;
  3. найти информацию о влиянии компьютерных игр на человека;
  4. представить одноклассникам результаты исследования.

Гипотеза исследования. Я предположила, что если мои одноклассники используют компьютер лишь для игр, и тратят на это занятие много времени, то при этом страдает здоровье учащихся, ухудшается зрение, портятся отношения с родителями, снижается качество учёбы.

Практическая значимость исследования. Материалы работы можно использовать при проведении уроков окружающего мира, бесед с учениками начальных классов, родительских собраний.

Изобретение компьютера. С момента появления на Земле человек ещё был вынужден постоянно считать. Житель каменного века обходился простейшими вычислениями. Как разделить убитого мамонта? Сколько кореньев запасти на зиму? Неужели у первобытного человека был персональный компьютер? Да, у каждого из нас он всегда под рукой! Это десять пальцев. А когда их не хватает, то и пальцы ног. Считать на пальцах просто и удобно. Только результаты вычислений хранить трудно. И тогда появились чёрточки на стенах пещер, зарубки на древках копий, узелки на верёвочках, камешки, косточки.

Древнегреческий абак

Первым счётным прибором древности стал абак , в переводе «пыль» или «мелкий песок». На специальной доске раскладывали в определённом порядке камешки и, чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Знаменитый древнегреческий математик Пифагор считал счёт на абаке обязательным для математиков.

Постепенно «вычислительные машины» усовершенствовались. Косточки для счёта нанизали на нити. Получившиеся «бусы» натянули на рамку. Получились счёты.

Один из экземпляров этой машины был подарен русскому царю Петру I великим математиком Лейбницем. Умножение в ней осуществлялось многократным сложением, деление – многократным вычитанием. Это было великое изобретение для своего времени. Главный недостаток арифмометра – передвигать колёсики, устанавливать цифры, запоминать промежуточные результаты – всё это должен был делать человек.

В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Где выход? Электрическая энергия – вот что помогло создать совершенно новые вычислительные машины. Так пришло время ЭВМ (электронно-вычислительных машин). Слово « компьютер » произошло от латинского слова, означающего « считать , вычислять ». Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.

Но какими огромными были ЭВМ! Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.

За последние десятилетия 20 века микрокомпьютеры проделали значительный путь в своём развитии, стали работать гораздо быстрее и значительно больше перерабатывать информации. Развитие больших вычислительных систем привело к созданию суперкомпьютера - суперпроизводительной и супердорогой машины, способной просчитывать, например, модель крупного землетрясения.

В конце 20 века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети «Интернет», которая способна объединить возможности различных компьютерных систем.

Для чего ученику компьютер? Сегодня во многих семьях есть компьютер. Как его применяют? Используют ли его для рабочих целей? Или только играют? Я провела опрос своих одноклассников. Вопросы анкеты

Анкета для учащихся Класс:___

  1. Есть личный компьютер? Да, нет
  2. Есть выход в интернет? Да, нет
  3. Давно ли ты пользуешься компьютером?

а) недавно

б) давно

4. Умеешь ли ты работать на компьютере? Да, нет

5. Как часто ты работаешь на компьютере?

А) ежедневно,

Б) 2-3 раза в неделю,

В) раз в неделю,

Г) реже.

6. Сколько времени в день у тебя занимает работа на компьютере?

А) менее 1 часа

Б) 1-3 часа

В) 3 часа и более

7. Нравятся ли тебе компьютерные игры? Да, нет

В) более 3 часов.

8. Насколько важен компьютер в твоей жизни и можешь ли ты обойтись без него?

Популярен ли компьютер у моих одноклассников? Сколько времени они тратят на них? Что думают дети о влиянии компьютера на человека?

В ходе исследования в своем классе (путем анкетирования) я пришла к следующим выводам:

  1. 7 из 28 одноклассников играют 1 раз в неделю;
  2. 9 из 28 – играют редко;
  3. 15 из 28 одноклассников проводят не более 30 минут за игрой;
  4. 3 из 28 одноклассников играют не меньше 1 часа в день;
  5. 7 из 28 ребят играют более 2 часов;
  6. 19 из 28 одноклассников имеют дома компьютеры, остальные играют у друзей и в компьютерных клубах.
  7. Выводы по анкетированию:
  1. мои одноклассники предпочитают обучающие игры, большинство детей проводят за компьютерными играми меньше часа, но многие ребята тратят от 1 до 2 часов за компьютером;
  2. большее половины детей считают, что компьютерные игры влияют на них хорошо.

Что же такое к омпьютер – новая угроза для здоровья детей или современный друг и помощник? Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться ли его? Я думаю, что лучше постоянно выполнять простые правила! При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе занятий при работе на компьютере, он превращается в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.

Для пользователей компьютеров характерен жалобы на здоровье: резь в глазах, головная боль, повышенная нервозность, утомляемость, расстройство памяти, нарушение сна, выпадение волос, сухость и покраснение кожи, экземы и аллергия, боли в животе и пояснице, вызванные неправильной посадкой, боль в запястьях и пальцах, вызванная неправильной конфигурацией рабочего места.

При работе на компьютере человек имеет дело с активной зрительной нагрузкой: он рассматривает картинку на дисплее, считывает конкретные данные, символы, графики, читает текст, постоянно сосредоточен, так как принимает решения, от которых зависит его работа. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перестроится 15 - 20 тыс. раз в течение рабочего дня.

Мерцание экрана, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьезные проблемы для глаз и мозга пользователя, что приводит к зрительному дискомфорту, рези, жжения в глазах, чувство «песка» под веками, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глаз. Такие жалобы встречаются у большей части любителей компьютера, зависят от времени непрерывной работы за экраном. Особенно часто устают глаза у детей, поскольку их глаза и глазные мышцы, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером, чтение сверх меры требуют от молодых глаз серьезного напряжения.

Причины, которые влияют на зрение при работе с монитором:

Неправильно настроенная четкость и резкость изображения;

Неправильно настроенная яркость;

Мерцание изображения;

Наличие бликов.

Поэтому необходимо тщательно изучить возможности монитора и правильно настроить монитор.

Неподвижная напряженная поза в течение длительного времени работающего с экраном дисплея (сидя за компьютером, мы вынуждены принять определенное положение, и не изменять его до конца работы) , приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах. Это обстоятельство является причиной развития всех заболеваний позвоночника, возникающих у пользователей. В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника.

Для работы с компьютером, в основном используется мышь и клавиатура, однако эти устройства вынуждают человека совершать тысячи однообразных движений. Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.

Работа компьютера сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук, действие которых на человеческий организм до конца не изучено. Пока достоверно известно, что ультразвук негативно влияет на процессы обучаемости и памяти. Шум действует на барабанную перепонку, а в дальнейшем и на стволовые и корковые структуры мозга. Повышается тонус сосудов и, как следствие, артериальное давление, приводя, в конечном счете, к развитию гипертонической болезни еще в детском возрасте.

Интернет способен сделать нас социально изолированными, одинокими и способствовать возникновению состояния депрессии - таков неожиданный результат исследования, проведенного учеными. Исследование показало, что увеличение времени, проводимого в Интернет, сопровождалось снижением времени общения между членами семьи, сокращением числа друзей и знакомых, с которыми поддерживалась связь, а также усиления чувства депрессии и одиночества. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми дети ищут то, что им не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере...

Главный санитарный врач России Геннадий Григорьевич Онищенко запретил детям быть за компьютером более трех часов. Он подписал постановление, ужесточающее требования к безопасности условий труда для школьников. Они вступили в силу с 1 января 2010 года. В документе сказано, что труд ученика должен исключать повышенные нервно-психические нагрузки: как интеллектуальные, так и эмоциональные. Проще говоря, если вам нет 18-ти, то печатать и читать с монитора, разрешено не больше трех часов в день, а на просмотр фото-видео отпущено не больше двух. По мнению Геннадия Онищенко, эти меры помогут защитить неокрепшую психику ребенка.

Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет!

ХОРОШО

Компьютерные игры развивают у ребенка:

Быстроту реакции;

Мелкую моторику рук;

Визуальное восприятие объектов;

Память и внимание;

Логическое мышление;

Зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

Классифицировать и обобщать;

Аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

Добиваться своей цели;

Совершенствовать интеллектуальные навыки.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере - это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить числа по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «Молодец!», «Ты справился отлично!», это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивались и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником. Уточним, что речь идёт об обучающих компьютерных играх .

А что же тогда ПЛОХО ?

Плохо то, что при не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. В семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить нас – детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Учёные доказали, что при работе за компьютером, вырабатывается умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ожидал, которое поможет при решении более сложных задач. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – главное следить, чтобы мы выполняли те правила, которых придерживаетесь вы наши родители, сидя за компьютером.

Данное исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя. Последние исследования ученых показали, что не только компьютерная техника является причиной вредного воздействия на организм человека, но и неправильное ее расположение, несоблюдение правил работы и отдыха.

Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарно-гигиенических правил. Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие компьютера на детский организм.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Викентьева А.Б. Компьютер как диагноз // Культура. 2000. №13
  2. Коляда С. Умные игрушки // Коммерсант. Деньги. 2000. №33
  3. Леонтьев В.П. Персональный компьютер 2000-2001. Windows 98/Me и служебные программы. М.: Олма-пресс, 2001.
  4. Марысаев В.Б. 1001 вопрос и ответ про компьютер.-М.: Терра, 2000.-384с.:ил.
  5. Метьюз М., Метьюз К. – Windows 98: книга ответов. СПб: Издательство «Питер», 1999.
  6. Петрова Н.П. Виртуальная реальность: Современная компьютерная графика и анимация. М.: Аквариум, 1997.
  7. Сартан М. Верхом на драконе или что развивают компьютерные игры // Школьный психолог. 1999. №16
  8. Советский энциклопедический словарь: М. «Советская энциклопедия». 1980.
  9. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2.
  10. Шлимович Б. Компьютеры и дети // Наука и жизнь. 1998. №11

Информационные ресурсы

  1. http://computermania.narod.ru/ .
  2. www.parent.fio.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В мире есть много компьютерных игр. Все они подразделяются на игровые жанры. Выделим основные:

3D Action действие» – это группа игр, объединенных признаком непосредственной активности игрока. Одним словом, « стрелялки-убивалки ». Цель игры – уничтожение противников и собственное выживание. Игрок предстаёт от первого лица (изображение на мониторе того, что видит персонаж). Успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения. Действие таких игр развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие в игре события. При этом в качестве основного средства победы в игре, как правило, используется оружие.

Первоначально «экшен» был жанром западных фильмов - боевиков, позже он распространился на похожего типа компьютерные и видеоигры - аркадные игры (игры на приставках, автоматах для игр).

Шутер - жанр компьютерных игр , в переводе с английского языка shooter « стрелок» . В русском языке точного перевода для слова shooter нет. Сторонники русского языка используют выражение « стрелялка ».

RTC – (Real Tactic Strategy) – это серия игр, объединённых по принципу жанра – военной кампании или мирной. Данные игры не имеют сценария, и развитие игры зависит от игрока. В них игрок выглядит, как военоначальник руководящий отрядом и базой, на которой он производит свою армию, или мирный вариант, когда вы являетесь строителем какого-либо города, устраиваете быт и благополучие виртуальной семьи.

Quest – в переводе с английского языка « приключение » – самые долгие по прохождению игры. В этой игре надо думать, искать, хорошо запоминать, иметь координацию. Игрок управляет одним или несколькими персонажами, отгадывая или решая головоломки на пути к цели игры.

Sport – « спорт » – спортивные игры (симуляторы).

  1. Освещение должно быть таким, чтобы на экране не было бликов.
  2. Регулярно протирайте монитор специальным раствором.
  3. Сидеть нужно на расстоянии 50-60 см от монитора, его верхняя часть должна быть на уровне глаз или чуть ниже.
  4. Необходимо через каждые 10 минут работы на компьютере делать перерыв для отдыха.

Ученые также советуют в перерывах между работой за компьютером делать различные упражнения для глаз, массаж для глазных яблок. Также полезно смотреть в окно на предметы вдали. Самым лучшим отдыхом после напряженной умственной деятельности являются физические упражнения и прогулка на свежем воздухе.

Для снятия усталости нужно выполнить упражнения для глаз и мышц тела.

РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ

Совершайте движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, круговые, по диагонали. Все движения нужно выполнять по часовой и против часовой стрелки.

Интенсивное поморгайте, зажмурьтесь.

Внимательно рассмотрите вдалеке какой-нибудь предмет, затем резко переведите взгляд на близкий предмет, через 2–3 минуты вновь посмотрите вдаль. Повторить 6–10 раз.

«Бантик»: не поворачивая головы, нарисуйте глазами бантик - переведите взгляд в правый нижний угол, затем - в левый верхний, в левый нижний и в правый верхний. Повторить 5–7 раз (в том числе и в обратном порядке).

Зажмурьте глаза, досчитайте до 10, а потом широко откройте их.

Закройте глаза, досчитайте до 10. Широко откройте глаза, поднимите вверх и не опускайте, пока снова не досчитаете до 10.

Не поворачивая головы, посмотрите влево. Досчитав до 10, переведите взгляд прямо, закройте глаза и снова досчитайте до 10.Повторите упражнение, смотря вправо.

Закройте один глаз, вторым старательно всматривайся в какую-нибудь точку в дальнем углу. Через 10 секунд расслабьте глаз. Повторите другим глазом.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С ГЛАЗ

Упражнение 1. Сидя за компьютером, примите удобную позу: расслабьтесь, не напрягайтесь; мягко, не спеша, выпрямите спину; закройте глаза, сомкните веки; с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой, не напрягая глаза; голову держите легко, без усилий; тело не напрягайте и выполняйте легкие наклоны головы: к груди, назад; по очереди к левому и правому плечу.

Упражнение 2. Закройте глаза и помассируйте пальцами, делая легкие круговые поглаживающие движения от носа наружу, надбровные дуги и нижнюю часть глазниц 20-30 секунд. Затем посидите с закрытыми глазами 10-15 секунд.

Упражнение 3. Посмотрите вдаль 2-3 секунд, затем переведите взгляд на кончик носа, замрите на 2-3 с. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Поднимите руки вверх, напряженно разведите пальцы, напрягите все мышцы тела, задержите дыхание на 7-8 секунд. С поворотом тела «уроните» руки и расслабьте все тело на 7-8 секунд. Повторите 3-5 раз.

УПРАЖНЕНИЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

  1. Встаньте так, чтобы ноги были на ширине плеч. Соедините ладони выпрямленных рук над головой. Представьте, что вы дровосек. Со всего размаха наклонитесь вниз, как будто разрубаете палено. При этом движении сделайте выдох. После наклона вдохните воздух и вернитесь в исходное положение. Упражнение надо делать 5 раз. Оно поможет зрению улучшиться.
  2. Не вставая из за стола, обопритесь на стол локтями. Чтобы разогреть руки потрите ладонями друг о друга. Когда они станут достаточно теплыми, приложите их к закрытым глазам. Опустите лицо на ладони, но так, чтобы ладони не давили на глаза, а прикрывали их, как куполом. Вы находитесь в полной темноте. Рисуйте в воображении только темные цвета. Постарайтесь их увидеть. Упражнение длится примерно пять минут. После этого вам надо будет сильно зажмуриться и открыть глаза. Повторите его три раза.
  3. Расположите указательный палец любой руки перед носом. Поворачивая голову из стороны в сторону, старайтесь на смотреть на палец. Вы должны ощутить, что палец находится в движении. Не поленитесь проделать около тридцати поворотов в каждую сторону. Это упражнение поможет глазам расслабиться!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Как избежать проблем с осанкой?

Следите за тем, чтобы во время работы за компьютером вы сидели на стуле прямо, удобно, плечи - расслаблены, спина опирается на спинку стула, а шея должна быть прямой, но ни в коем случае не вытянутой вперед. Это особенно важно, так как напряжение мышц неизбежно приводит к напряжению глаз и головной боли.

Проверьте или попросите родителей помочь: ПРАВИЛЬНО ЛИ СИДИТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ?!

Подлокотники стула или кресла не должны подпирать локти и заставлять поднимать плечи. Необходимо, чтобы больше половины длины предплечий упирались на стол. Руки не должны быть на весу.

Высота стола должна составлять приблизительно 75 см (для человека среднего роста).

Под столом должно быть достаточно места для ног, чтобы их можно было вытянуть или согнуть.

Клавиатуру должна располагаться на уровне ниже груди, руки - лежать на клавиатуре согнутые в локтях под углом примерно 90°, плечи при этом расслаблены.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Советы родителям,

желающим уберечь детей от компьютерной зависимости

  1. Купив компьютер, изучите внимательно инструкции и постарайтесь обеспечить все меры безопасности.
  2. Помогайте ребенку выбрать игры. Исключите игры с насилием и жестокостью.
  3. Помогите организовывать время так, чтобы его хватало на все.
  4. Ограничьте время игры до разумных пределов.
  5. Уважайте чувства детей.
  6. Проводите вместе свободное время.
  7. Интересуйтесь, чем ребенок увлекается.
  8. Станьте для него лучшим другом.
  9. Создавайте условия для гармоничного развития ребенка.
  10. Не ущемляйте его интересы.
  11. Расширьте круг интересов ребенка. Обратите внимание на спорт, музыку, рисование и т.д.
  12. Будьте внимательны к детям.
  13. Показывайте положительный пример своими поступками.
  14. При необходимости проконсультируйтесь с психологом.

Компьютер: друг или враг?

В современном обществе всё более возрастающее значение приобретают телекоммуникационные и информационные технологии. Многие сферы жизни уже немыслимы без участия подобных систем, а в некоторых отраслях экономики и управления они уже играют определяющую роль. Безусловно, молодое поколение должно стремиться к освоению новых технологий, и, прежде всего, компьютерных. Вместе с тем, мы не должны фиксироваться только на положительных результатах развития компьютерных и информационных технологий. В частности, за последние 15 лет бурно развивалась индустрия компьютерных и он-лайн игр, в результате чего появился термин «компьютерная зависимость». Сам термин "компьютерная зависимость" определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые, об этой зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. Феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал весьма очевиден и приобретает с каждым годом все больший и больший размах. Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для детей, которые используют компьютер для учебной деятельности и как средство развлечения.

Обратимся к данным:по итогам анкетирования среди учащихся 4-7 классов (в опросе участвовало 230 человек) мы может отметить, что у 100% учащихся имеется дома персональный компьютер, 35% опрошенных детей проводят за компьютером более 2-х часов в день; 23%– 2 часа; 22 – 1 час;19 % – 30 минут. И это при компьютерной норме для детей 7-12 лет– 30 минут в день, но не ежедневно. Для 12-14 летних подростков – 1 час в день. 59% опрошенных учащихся используют компьютер как средство развлечения (мультфильмы, кинофильмы) и общения в сети; 53% – играют в компьютерные игры; И только 36% детей используют компьютер в учебных целях.

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность? Одной из причин является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности. Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет. Надо помнить, что на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше

Чем опасна компьютерная зависимость? Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка. Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.

Последствия неограниченного пребывания за компьютером:

1. Общение с компьютером учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение, так как машина безропотно выполняет команды человека. Личность ребенка при этом не развивается. Создается иллюзия общения.

2. Человек в Интернете просматривает, например электронные энциклопедии. Именно просматривает, а не изучает – так формируется поверхностное отношение к познавательной информации.

3. Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в компьютерные игры, сайты. Так формируется эмоциональная зависимость от компьютера и инфантильный стиль отношения к проблемам.

4. Сидение за компьютером «сажает» зрение. Если ребенок в возрасте 14-15 лет ежедневно проводит у компьютера около двух часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована.

5. При длительной работе за компьютером может развиваться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник.

Цензурирование взрослыми компьютерных игр - вещь совершенно необходимая, причем не надейтесь, что за вас это кто-то сделает. Каждая игра, попадающая в руки ребенка, вначале должна проиграться кем-то из взрослых. Вникните в ее содержание. Задайтесь вопросами: что даст эта игра моему ребенку? Какие качества личности будет развивать в нем? Не даст ли толчок развитию слабых сторон личности? Не будет ли формировать агрессивный стиль поведения? Не даст ли какую-то опасную информацию? В игре не должно быть ни одного «минуса». Она должна: развивать, не содержать бранных слов и выражений, не формировать циничное отношение к происходящему, не содержать агрессивной информации, не вызывать привыкания к боли, драматичным ситуациям, не учить противозаконным вещам, не искажать (уродовать) внешний облик человека.

От интернет-зависимости, зависимости от игромании можно избавиться, если переключить внимание подростка на что-либо другое. Для этого, в первую очередь, обратите внимание на образ жизни вашей семьи - достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку, есть ли у вас свои интересы и разделяет ли он их, как часто вы собираетесь все вместе, чтобы выйти на природу, сходить в музей, покататься на велосипедах… Если такого нет, попробуйте начать прямо сейчас – поговорите с ребенком, дайте понять ему, что вам искренне интересны все его мысли и дела; предложите ему придумать какое-нибудь совместное мероприятие. Занятия спортом, путешествия и прогулки, общение с друзьями, интересы которых шире, чем жизнь онлайн – всё это способствует появлению новых жизненных целей и приоритетов у молодого человека. Главное, чтобы ваши с ним отношения носили не формальный, а искренний и доброжелательный характер, ведь часто дети с головой уходят в интернет именно из-за нехватки родительской любви и внимания.

Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?

1. Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству, его попыткам, уходу из дома и пр.).

2. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

3. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учетом индивидуальной ситуации и личностных особенностей вашего ребенка.

4. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.

5. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.

6. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.

7. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала – к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.

Список литературы:

  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р.
Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб., 2002.
  • Ольшанский Д.В.
  • Психология масс. – СПб., 2001.
  • Современный словарь по психологии.– Минск, 2000.
  • Интернет-ресурсы:

    1. http://blogi.vitebsk.biz/mitka/640/
    2. http://sch1207.edusite.ru/p71aa1.html
    3. http://www.inter-job.ru/stat_zdorovje_igromania.htm