Ситуативные задания для метода кейса по литературе. Тема: «Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы

Как использовать на уроке элементы кейс-технологий? Обратимся к античной философии.

«Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, а укажу только правдоподобные предположения», – говорил Цицерон.

Эта цитата объясняет принцип действия элементов кейс-технологии на уроке.

Кейс (от англ. case – случай) – это описание некоторой ситуации, события, которое несет в себе проблему и предполагает возможные варианты её решения.

Использование кейсов сводится не столько к приобретению конкретных знаний, сколько к развитию способностей, умений и навыков, среди которых особое внимание уделяется умению перерабатывать и анализировать большие массивы информации.

Кейс-вопрос, кейс-задание, кейс-ситуация не предполагают однозначного ответа, ответов может быть несколько, но все они будут по-своему правильными. Учащиеся должны проанализировать, обсудить, рассмотреть все варианты ответов.

Примеры кейс-заданий

Кейс-вопрос: С каким литературным персонажем можно сравнить героя поэмы «Мцыри»?

Кейс-задание: Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Кейс-ситуация: Представьте себя на месте главного героя. Нужно ли было убегать из монастыря из-за трех дней пребывания вне его стен?

На каждое задание нет и не может быть однозначного ответа.

Таким образом, кейс-технологии предлагают возможные варианты решений с вероятностным прогнозом их последствий.

Урок литературы для 8 класса с элементами кейс-технологий

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

Цели урока:

Деятельностная: расширять творческое воображение учащихся, образное мышление, поэтическое видение мира; пополнять активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения; обогащать внутренний мир обучающихся, воспитывать любовь к литературе.

Оборудование урока: текст поэмы, электронная презентация «Тропы поэтической речи», фотографии природы Кавказа (у каждой группы на столах), аудиоверсия прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М. Павленко.

Формулирование темы и цели урока учащимися.

(Формируются регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, учебное сотрудничество).

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы подготовленным учеником.

Краткое сообщение учеников

1) Об истории создания поэмы «Мцыри».

2) Об отношениях М.Ю. Лермонтова к Кавказу, жителям гор.

(Формируются познавательные УУД – самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание)

Слово учителя:

– Жизнь Лермонтова круто переменилась в феврале 1837 года. За стихотворение «Смерть поэта», посвящённое А.С.Пушкину, он был арестован. Дело о «непозволительных» стихах завершилось ссылкой – поэта отправили на Кавказ в действующую армию. Кавказ стал для М.Ю. Лермонтова не просто любимым местом уединения, он стал для него основой целого периода творчества.

Работа в группах.

На этом этапе урока формируются личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в межличностных отношениях; познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, строить логическую цепь рассуждений и доказательств; коммуникативные УУД, обеспечивающие сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.

Задания для I группы.

  • К какому литературному направлению относится произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Аргументируйте свой ответ.
  • Определите тему произведения. Докажите.
  • Какие образы предстают перед нами? Назовите их.
  • Какие понятия смешал поэт? Почему? Как эти понятия соотносятся в русском и английском языках?
  • Кейс-вопросы: какова идея произведения? Что автор выразил своим произведением? Кто из героев детской литературы может считаться близким по духу герою произведения «Мцыри»?

Звучит отрывок из поэмы «Мцыри».

Примерный ответ группы:

Это романтическая поэма. Герой-одиночка, который в финале произведения переходит в тот идеальный мир, к которому стремился. Герой стремится в единении с природой найти исцеление от своих мук. Природа параллельна чувствам человека.

Близко оно к другим произведениям Лермонтова: «Демон», «Маскарад» (изучались на уроке внеклассного чтения). Основными понятиями произведения являются понятия «СОБОДА» и «ВОЛЯ». Поэт разграничивает их. Свобода – понятие относительное (монастырь-символ неволи, но несвободы). Понятие «воля» – безгранично.

Из «Философского словаря», 2003 г.:

С философской точки зрения свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от», т. е. отсутствие внешнего принуждения, гнета и ограничений. Понятие «воля» имеет более широкое значение (оформилось примерно в XV – XVI в.). С одной стороны, «воля» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой. А с другой стороны, в воле есть и свое желание и повеление природы, степи, дали, что характерно для русского восприятия мира. Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.

Возможно, эта разница и определяет идеи произведения «Когда волнуется желтеющая нива» – это не просто описание природы, а философское размышление, поиск внутренней гармонии.

Примерный кейс-ответ:

1. Идея стихотворения в том, что каждый выбирает свой путь. Но и Лермонтов, и Мцыри обречены на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе. Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире "бездушных людей", "приличьем стянутых масок".

Герой «Книги джунглей»-Маугли также не может сосуществовать с миром человека. В этом мире нет гармонии, нет воли, единения с природой, естественности чувств. Горцы (а многих из них Лермонтов считал своими друзьями, но с многими же и воевал) свободны в своем желании жить. Этому способствует особая горная природа. Многие сцены посвящены только стихии природы (барс, дикая горная природа). Читатели должны обратить внимание на совершенство окружающего мира, слиться с этой красотой.

Задания для II группы.

  • В чём особенность композиции?
  • Когда в нём слышится голос лирического героя?
  • Определите строфику произведения и количество строф.
  • Попытайтесь изложить содержание каждой части стихотворения, наблюдая за мыслями и чувствами лирического героя. О чём говорится в каждой строфе?
  • Кейс-задание: должен ли человек отдать жизнь за три дня вольного счастья?

Примерный ответ группы:

В произведении трудно отделить лирического героя или автора. Лермонтов всегда пытается скрыться за «маской» своих героев. Это и является особенностью композиции, в которой явно чувствуется лишь лирическое переживание героя-автора, хотя сам автор повествует об истории, случившейся с «Мцыри» лишь в начале поэмы.

Части поэмы связаны между собой тематически и интонационно. В их расположении отражается постепенное слияние человека с природой и возврат в чуждый ему мир.

В битве с барсом гармонично сливаются мир природы и мир человеческой души. Каким же мы увидели лирического героя? Он любит жизнь во всех её проявлениях. Она даёт ему умиротворение, позволяет испытать счастье и заставляет задуматься о вечном, о красоте окружающего мира.

Примерный ответ на кейс-задание:

1. Каждый должен испытать чувство безудержного счастья-осознания абсолютной свободы.

2. Нельзя жить только страстями, свобода может стать хаосом, если она безгранична.

Задания для III группы.

  • С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в поэме М.Лермонтова «Мцыри»
  • В чём своеобразие лексики?
  • В чём особенность синтаксических конструкций?
  • А сейчас кейс-ситуация: вспомните своё настроение, когда вы были на Кавказе. Всегда ли вы испытывали ощущение абсолютной свободы, единения с природой? Или ваше настроение менялось? Расскажите об этом.

Примерный ответ группы:

Тропы поэтической речи

Тропы поэтической речи

Примеры

Сравнения

Она, как червь, во мне жила..

Где люди вольны, как орлы...

Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок...
Я вырос в сумрачных стенах...

Я сам, как зверь, был чужд людей...
И полз и прятался, как змей...

Метафоры

В тени рассыпанный аул..

Но страх не сжал души моей...

Олицетворение

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит...

Я видел груды тёмных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!

Количественное соотношение сравнений преобладает над остальными тропами.

Примерный анализ кейс-ситуации:

1. Обычно общение с природой Кавказа доставляет чувство свободы, стихию чувств. Городской человек (особенно живущий на равнине) испытывает минуты упоения естеством, чистым горным воздухом, красотой горной природы.

2. Жизнь состоит из разных полос, и если у человека есть серьёзные проблемы, депрессия, чувство одиночества, то никакая горная природа не сможет отвлечь его от них. Рассказывают разные случаи из жизни на отдыхе.

Коллективная работа.

Какое впечатление произвело на вас произведение?

Какое настроение оно вызывает?

Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?

Движению поэтической мысли соответствует и мелодия, интонация.

Вся 1 часть – один мелодический комплекс – повествовательная интонация.

Вся 3-19 часть – восторженно, с кульминацией в конце.

Вся 26 часть – мелодическое движение достигает вершины, и наступает её разрешение, каданс (мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение).

Таким образом, интонация позволяет запечатлеть в звуке конкретные образы героя, образы природы. Логическое ударение способствует выделению наиболее значимых в каждой части слов. При чтении последней части звучат умиротворённые нотки, завершающиеся торжественной интонацией.

Проследить интонацию стихотворения, глубже проникнуть в его смысл поможет прослушивание прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М.Павленко.

Что нового открылось вам, благодаря прослушанному прочтению?

Рефлексия по методике незаконченных предложений.

(Формируются регулятивные УУД – осознанная оценка собственной деятельности и коммуникативные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи).

На уроке я узнал…
повторил…
учился…
понял…
задумался…

Теперь я могу…

Было трудно…

Домашнее задание: создать презентацию к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Литература

1. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.

2. «Антология российской литературы», №4, аудиозапись.

3. Интернет-ресурс / lermontov.info›Мцыри

4. Тимофеев Л.И., Венгров Н. Литература. Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997.

5. Шагалов А.А. М.Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

6. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Автор-составитель Г.С. Меркин.

7. Маугли и Мцыри: две колонизации. Часть 5. Открытый урок с Дмитрием Быковым / YouTube youtube.com

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "

по использованию кейс-метода на уроках «Литературы»

Челябинск, 2015

Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом полного (общего) образования по «Литературе» и примерной рабочей программой по дисциплине «Литература» для специальностей среднего

профессионального образования

« » ____________ 20 г.

Методические рекомендации по использованию кейс-метода на уроках «Литературы» разработаны с целью дать описание методики использования кейс -технологии на уроках литературы, познакомить с типологией кейсов, их структурой и содержанием.

Составитель:

Т.В. Борецкая – преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ СПО "Челябинский педагогический колледж №2"

Рецензент:

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК

Протокол № от « » «______________» 2015г.

Содержание

Введение 4

Общая характеристика. Цель и задачи метода case -stady 5

Технологические особенности метода case -stady . Типы кейсов 7

Роль педагога 11

Принципы использования метода case -stady 12

Структура кейса и принципы построения метода 12

Требования к кейсу 13

Система оценивания 14

Пример применения кейс-метода на уроке литературы 15

Заключение 24

Список литературы 25

    Введение

Введение в образовательный процесс Федеральных государственных
стандартов определяет поиск новых форм и методов обучения в
образовательном учреждении.

В новых ФГОС НПО и СПО заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата». То есть, иными словами, происходит движение от профессионального стандарта к образовательному.

Исходя из этого, мы должны понимать и помнить, что в рамках цикла обще- гуманитарных и социально- экономических, общеобразовательных дисциплин преподаватели должны формировать общие компетенции, а не отвлечённы знания, умения, навыки.

Достичь нового качества образования невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.

Одним из основных методов по ФГОС, направленным в
первую очередь на стимулирование интереса обучающихся к овладению знаниями, является метод проблемного обучения.

Метод case -stady является одним из инновационных методов проблемного обучения, что соответствует новым стандартам.

В науке известно множество трактовок понятия кейса в педагогике, но в нашей работе мы будем придерживаться утверждения, что case-study – метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация), метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения и в дистанционном обучении. Особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучающемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, обучающиеся предлагают свои решения основных вопросов кейса, преподаватель корректирует выводы. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и обучающиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Поэтому целью методической разработки является описание методики использования кейс-метода на уроках литературы.

    Общая характеристика метода case-study

Цель и задачи метода

Кейс - технологии (Сase study ) - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, и передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.

Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Родиной данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно - Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Метод Case Study наиболее широко используется в обучении экономике, менеджменту и бизнес - наукам за рубежом.

В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская).

Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В России активно применять кейс метод в обучении стали в 80-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки. В последнее время он нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики, в дистанционном обучении, в школьном образовании и других науках.

Цель метода case-stady – научить обучающихся анализировать проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую. Итогом будет являться оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Задачи:

    Формирование и развитие информационной компетентности;

    Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;

    Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;

    Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;

    Развитие умений и навыков сотрудничества.

Кейсы – учебные конкретные ситуации, специально разработанные на основе фактического материала с целью последующего разбора на уроке. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать решения. Акцент обучения переносится на выработку готового знания самими учащимися, что очень актуально в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов.

    Технологические особенности метода case-study

1. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

2. Метод case-study выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

3. Метод case-study интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

4. Метод case-study выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности обучающихся, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

5. Метод case-study концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

    индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса;

    работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

    презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

    Типы кейсов, способы их представления

    Типы кейсов (Гарвардская школа)

    Способ представления

    Создание проблемной ситуации

    Подготовка

    кейса

    Содержание кейса

    Выбор создание итогового решения

    Обучающийкейс (Case-stated method).

    Stated - установлен

    ный, зафиксированный

    Иллюстративные учебные ситуации-кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации

    Педагог готовит кейс

    Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

    Обучающимся предлагается высказать свои мнения.

    Аналитический кейс (информационный) (Case -incident method ).

    Incident - присущий, свойственный, связанный

    учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается учебная (условная) ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы. Цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме

    Преподаватель задает, определяет проблему

    Педагог готовит кейс

    Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме

    Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

    Эвристический кейс (Case-problem method).

    Problem - проблема, проблемная ситуация

    прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

    Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)

    Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

    Кейс содержит некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

    Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

    Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

    Исследовательский кейс (Case -study method ).

    Study- исследование

    учебные ситуации – кейсы без формулирования проблемы, в которых описывается более сложная, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д. Цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов

    Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

    Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

    Кейс содержит некоторое количество информационных текстов по рассматриваемой проблеме

    Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

    Роль педагога

Педагог выступает в роли тьютора, консультанта в течение всего процесса обучения, разрешает и не допускает конфликты, создает обстановку сотрудничества, обеспечивает соблюдение личностных прав обучающихся. Направляет беседу или дискуссию с помощью проблемных вопросов, контролирует время работы, побуждает обучающихся отказаться от поверхностного мышления, вовлекает всех обучающихся группы в процесс анализа кейса.

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.

В процессе обучения любой педагог решает задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. При этом для решения этих задач преподавателю приходится выполнять шесть основных функций.

1. Гносеологическую функцию, решающую задачу получения и накопления новых знаний.

2. Проектировочную функцию, связанную с проектированием целей.

3. Конструирующую функцию, которая включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий.

4. Организационную функцию, решающую задачи реализации запланированных действий, организации учебно-воспитательного процесса.

5. Коммуникативную функцию, которая включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.

6. Воспитательную функцию, направленную на формирование личности обучающегося, его социализацию.

    Принципы использования метода case -stady

Метод кейсов основывается на следующих принципах:

    принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании их партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;

    принцип смещения роли педагога с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – возрастание роли преподавателя как эксперта и консультанта, помогающего обучающемуся;

    принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт.

6. Структура кейса и принципы его построения

При составлении кейсов нужно придерживаться следующих основных этапов создания кейсов:

    Формирование целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач. Не все темы учебной программы можно строить в технологии кейсов. Важно понимать, что должна быть жизненная конкретная ситуация, которую обучающимся нужно решить. На данном этапе преподавателю так же важно определить, сколько учебных часов будет посвящено решению данного кейса.

    Определение проблемной ситуации. При этом сама проблема не имеет однозначных решений . Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

    Построение содержания кейса, состоящего из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте. Педагогу необходимо четко понимать, что должно быть в кейсе, а без чего можно обойтись.

    Сбор информации относительно тезисов содержания кейса.

    Написание текста кейса. Содержание текста и объема кейса должно быть ориентировано на возрастные особенности обучающихся. Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Может даваться «запутанная» информация. Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для учеников. Обучающиеся сами должны выбрать те данные, которые им необходимы для решения проблемы. В связи с развитием компьютерных технологий, содержание текста может даваться в виде ссылок на информационные ресурсы Интернет.

    Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий.

    Требования кейсу

    Кейс должен:

Быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

Показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

Содержать необходимое и достаточное количество информации;

Быть актуальным на сегодняшний день.

Текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

    При составлении кейсов нужно учитывать следующие требования к формату и структуре кейса:

Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных.

Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий.

Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для обучающихся.

Структура урока в технологии кейс - метода:

Ознакомление обучающихся с текстом кейса;

Анализ кейса;

Непосредственная работа над решением проблемы;

Организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации;

Оценивание участников дискуссии;

Подведение итогов дискуссии.

8. Система оценивания

Интерактивная методика требует оценивания не столько набора определенных знаний, сколько умения обучающихся анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут оценки за: участие в дискуссии или презентации, измеренное уровнем активности обучающихся; за подготовленные письменные работы.

На уроках литературы эта проблема решается следующим образом. В процессе работы над кейсом, обучающиеся могут разделять свои обязанности в решении проблемы. Одни обучающиеся отвечают за теоретическую сторону вопроса, другие – за техническое оснащение проблемы (презентации, буклеты и прочие продуты деятельности). Преподаватель, в ходе работы над кейсами, ведет свои наблюдения и дает оценку деятельности обучающихся.

Критерии оценивания на уроке:

Оценка выступающего (выступающих):

    Грамотная речь

    Емкость, лаконичность, полное раскрытие темы, решение проблемы

    Качество ответов на дополнительные вопросы

    Доказательная база

Оценка группы:

    Существенные дополнения к выступлению

    Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания

    Участие в обсуждении проблемы

За каждую работу над кейсом каждый обучающийся может получить хорошую оценку. Данные критерии можно предложить экспертной группе, собранной из обучающихся. В этом случае стимул к работе проявляется гораздо в большей степени, ведь оценивать труд будет не преподаватель, а однокурсники.

Анализ кейса, данный обучающимся при письменной работе, считается удовлетворительным, если:

    было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

    были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других обучающихся;

    решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям.

    Пример применения кейс-метода на уроке литературы

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что урок становится и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, и, что немаловажно, – научиться работать в команде.

Ситуативные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения; с составлением хронологических таблиц событий и даже с составлением карт маршрута передвижения главного героя.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.

Моделируем на уроках ситуации близкие жизненным, применимые к опыту подростков. К примеру, создаём на уроках такие проблемные ситуации, проводя параллели с жизнью современной, понятной для обучающихся, при решении которых они будут вынуждены мобилизовать все свои знания, умения, способности, свойства характера. Развиваем, тем самым, умения, способности организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения.

На уроке литературы по теме: «Странные» герои Василя Шукшина. Анализ рассказа «Чудик», на этап закрепления и систематизации знаний, используем метод case-study или метод конкретных ситуаций.

Предлагаем практический кейс, который можно использовать с обучающимися по специальности "Дошкольное образование".

Обучающиеся должны осмыслить ситуацию, описание которой одновременно отражает не только практическую проблему (поведение в необычной ситуации), но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Так как главные задачи кейса учебные и воспитательные, то жизненная ситуация в них несколько условна и, возможно, утрированна.

Предлагается проанализировать ситуацию, героиней которой является молодая женщина, воспитатель детского сада.

Обучающиеся учатся на примере им понятном терпимому поведению, выходу из конфликтной ситуации.

Задача: выработать тактику поведения в "необычной", конфликтной ситуации.

Работа с кейсом начинается с этапа погружения в совместную деятельность.

    Этап погружения в совместную деятельность

Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.

На данном этапе актуализируем знания о таких понятиях как "толерантность, "конфликт".

Вспоминаем суть « Стратегии поведения в конфликте американского психолога Кеннета Томаса»

Стратегий, моделей, всего пять:

Первая - соперничество, подавление . Человек пытается выиграть за счет чужого проигрыша, стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Вторая - сотрудничество , когда вчерашние оппоненты находят-таки совместными усилиями общую «платформу», объединяются вокруг нее и за счет этого усиливают свои позиции; выбор альтернативы, максимально отвечающий интересам обеих сторон.
Третья - компромисс , выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то теряет.

Четвёртая - это избегание спора, уход от него, или формальный контакт. Собеседник при этом может кивать, поддакивать, но в то же время не стоит питать иллюзий: в глубине души он остаётся при своём мнении.

Соответственно, Пятая модель - уступка . Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Под чьим-то давлением человек предпочитает сдаться, чтобы не нарываться.

    Знакомство с ситуационной задачей. Предварительное обсуждение кейса.

Кейс: Случай в детском саду " Хорошее настроение "

Эта история случилась весенним хмурым утром в детском саду с добрым, приветливым названием "Хорошее настроение".

За окном моросил мелкий противный-препротивный дождь.

А в детском саду светло, уютно, как в доброй сказке.

И настроение детишек улучшалось, а печали их родителей чудесным образом улетучивались, как только они переступали порог детского сада, – любимые сказочные персонажи на стенах, весёлые мультяшки, улыбающиеся каждому, мягкий струящийся свет, во время сказанное приветливое слово воспитателя тому способствовали.

Педагоги детского сада - настоящие профессионалы своего дела, просто волшебницы!

Искорка, воспитатель средней группы, работала в детском саду недолго, но усвоила, что мастерство педагога - не случайная удача, а кропотливый поиск и труд, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

Сегодня Искорка не шла, а летела на работу: три недели не видела ребятишек своих, на курсах повышения квалификации училась.

Дети рассматривали воспитателя с интересом - модный коротенький топик, коротенькая юбочка, длинные перламутровые ногти.

Детишки просто обожали Искорку: бежали к ней сломя голову, забывая о капризах. Как же, и зайкой прыгала с ними, и песню про курочку пела, и не ругала, если кашу не хотели есть или в сончас не спали. А в её глазах, больших и ясных, как небо солнечным днём, они видели любовь и понимание.

Но вот незадача, в силу взрывного характера своего, частенько Искорка попадала в щекотливые, а порой и странные ситуации. А иногда и ситуация-то была самая обычная, но, девушка умудрялась из блохи сделать верблюда.

Так случилось и сегодня.

Случайно услышала Искорка, как мама Феди Медведева расхваливала воспитательницу, замещавшую Искорку, и просила заведующую детским садом оставить Тихониду Ивановну на группе, а заведующая, вроде бы, обещала подумать над этим предложением.

Очень расстроилась Искорка. В голове её пронеслось как метеорит сразу несколько мыслей. Кто виноват: заведующая, коллега, сама что-то упустила?

Для общего осуждения кейса предлагается ряд вопросов:

Как, по вашему мнению, обстоят дела в детском саду?

Обоснуйте свой ответ.

Какой вам представляется воспитатель Искорка?

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.

Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37

Г. ВОРОНЕЖА

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла

Русский язык и литература

Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией

По теме: «Творчество А. С. Пушкина»

Выполнил:

Абрамова О. В.

Учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока литературы с использованием кейс-технологии по теме: «Творчество

А. С. Пушкина»

Краткая аннотация урока: данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.

Тип урока: урок обобщения и повторения.

Вид урока- урок-игра «Умницы и Умники».

Методическое обоснование выбора метода кейс-технологии. Технологические особенности метода кейс-технологии состоят в том, что она, являясь разновидностью исследовательско-аналитической технологии, органично включает в себя и технологию коллективного обучения, и технологию развивающего обучения, и технологию создания успеха.

Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).

Учителю

Ученикам

Организация гибкого учебного процесса

Работа с дополнительным материалом

Возможность организации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

Возможность самому готовить учебный материал

Развиваются навыки подбора материала

Общение с другими учащимися в группе

Освоение современных информационных технологий

Цели урока:

  • Углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути выдающегося поэта;
  • Познакомить учащихся с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта;
  • Заинтересовать обучающихся личностью и творчеством поэта с целью формирования нового духовного опыта.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения работать с литературно-критическими материалами;
  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству поэта;
  • Развитие умения воспринимать информацию;
  • Формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
  • Научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию;
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений;
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина;
  • Развитие критического мышления;
  • Развитие эстетического вкуса;
  • Осуществление системно-деятельностного подхода;
  • Формирование УУД(личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие умения опираться на свой субъективный опыт;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения работать в группах.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и уважения к литературе;
  • Воспитание ценностного отношения к слову;
  • Воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
  • Воспитание чувства любви к Родине;
  • Формирование навыков публичного выступления;
  • Развитие коммуникативных УУД:
  • Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • Взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу, умения слушать товарища.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

  • Личностных:
  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • Метапредметных:
  • Регулятивных:
  • постановка учебной задачи;
  • умение работать в группе;
  • стуктурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;
  • Познавательные:
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • использование различных источников информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • Коммуникативных:
  • умение слушать и вести диалог;
  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Предметных:
  • В познавательной сфере:
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение;
  • Владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
  • В ценностно-ориентационной сфере:
  • Приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры;
  • Формирование собственного отношения к творчеству А. С, Пушкина;
  • Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
  • В эстетической сфере:
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
  • Эстетическое восприятие произведений литературы;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции.

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • Компьютерная презентация, содержащая все этапы урока и кейсы с заданиями;
  • Распечатанные кейсы с заданиями и приложениями, выполненные в формате А4.

Игра «Умники и умницы» по творчеству А. С. Пушкина.

Проводится в среди учащихся 6 классов с учетом изученных ими к этому времени произведений.

Ход игры.

Агон 1. Биография поэта.

  1. Задание командам «Кейс №1. Устраните ошибки в тексте». Учащимся представлен текст, содержащий некоторые факты из биографии А. С. Пушкина. В нем допущены неточности, которые нужно устранить. Побеждает команда, нашедшая и устранившая наибольшее количество ошибок. За каждую устраненную неточность присуждается 1 балл. На выполнение задания дается 5 минут.

Кейс №1.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1899 году. Дом, в котором родился поэт, не сохранился, на месте его ныне – памятник великому поэтому (Пушкинская площадь).

Отец будущего поэта – Василий Львович – был известным в то время литератором, именно благодаря его стараниям пятнадцатилетний Александр Пушкин поступает в Царскосельский Лицей.

На выпускном лицейском экзамене в присутствии Ивана Федоровича Державина юный Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминание о Царском Селе». Прочитав это стихотворение, Василий Андреевич Жуковский дарит Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

Друзьями Пушкина в лицее были Дельвиг, Пущин, Лермонтов, Кюхельбекер, Грибоедов. Окончив Лицей, Александр Сергеевич устраивается на работу в качестве профессионального литератора в литературное общество «Арзамас», названное так по городу, где оно появилось.

Ключ. А.С. Пушкин родился в Москве в 1799 году. Дом, в котором родился Пушкин, не сохранился, на месте его - школа, недалеко – памятник мальчику Пушкину. Известным литератором был дядя Пушкина, которого действительно звали Василий Львович. В Царскосельский Лицей Пушкин поступает в 1811 – ему 12 лет.

«Воспоминания в Царском Селе» Пушкин читает в присутствии Державина, которого зовут на самом деле Гавриилом Романовичем. И происходит этот не на выпускном, а на переводном экзамене – 8 января 1815 года. Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет, но по прочтении не «Воспоминаний в Царском Селе», а поэмы «Руслан и Людмила».

Друзьями Пушкина в Лицее были Дельвиг, Пущин и Кюхелбекер.

Окончив Лицей Пушкин зачисляется в Коллегию Иностранных дел. В поэтическое общество «Арзамас» Пушкин вступает ещё будучи лицеистом. Название литературного общества, ориентированного на полемику с «Беседой любителей русского слова» лишь косвенно связано с названием уездного города Арзамас, расположенного далеко от столиц и ценного именно этим своим качеством.

  1. Реализация домашнего задания. Конкурс капитанов. «Кейс №2. Пушкинская эпоха» (Задание получено заранее).

Какое историческое время мы называем пушкинской эпохой? Попробуйте представить себя московским барином(барыней), крепостным крестьянином, петербургским чиновником. Опишите свои занятия в течение дня.

Пояснение по ведению игры №1. Задания первого блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над Кейсом №1, капитаны презентуют домашнее задание. Выполнение домашнего задания оценивается по пятибалльной системе.

  1. Задание. Блиц – игра «Чей портрет?». Ребятам демонстрируются слайды с изображением А. С. Пушкина и людей из его близкого окружения. Задание предполагает ответ на вопросы: «Кто изображен на портрете?» или в случае с портретами поэта: «Кто автор этих живописных полотен?» Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
  1. А. С. Пушкин. 1827 год. Орест Адамович Кипренский;
  2. А. С. Пушкин. 1827 год. Василий Тропинин.

Оба создавали портреты с натуры. Тема портретов: Пушкин – поэт.

Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин Тропинина более прост, понятен. Тропинин и Кипренский сохранили свое понимание личности поэта, свое художественное видение, а это видение зависит от многих причин: таланта художника, его мировоззрения, интересов, склонностей, отношения к личности поэта. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через нее раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчеркивая чувственную сторону образа; Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, "дум высокое стремленье", интеллектуальная ясность образа.

Очень верно подметил известный искусствовед Алексей Сидоров: "Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный, "расстегнутый" Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук; добрый "барин" у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом..."

  1. Н. Н. Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором- Ланская; акварель А. П. Брюлова 1831-1832.
  2. В. А. Жуковский. 1783-1852. Поэт. Друг А. С. Пушкина. 1838 год. К. Брюллов.
  3. И. И. Пущин. 1798 – 1859. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина. Николай Ге. 1875 год.
  4. В. Кюхельбекер.1797 – 1847. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина.
  5. Жорж Шарль Дантес, после усыновления де Геккерен.1812-1895. 1830 год. Неизвестный художник.
  6. Г. Р. Державин 1747-1816. Поэт. Государственный деятель. Сенатор. Портрет кисти В. Боровиковского 1795 год.

«Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» (А. С. Пушкин). Сказано об экзамене в Императорском лицее, что запечатлен на картине И. Е. Репина.

В январе 1815 года в Царскосельском лицее состоялись переводные экзамены из младшего класса в старший. В присутствии Державина читались его стихи; он слушал с живостью необыкновенной. Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от маститого поэта. «Я не в силах описать состояние души моей, - вспоминал позднее Пушкин. - Когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом». По свидетельству И.И. Пущина, Державин «в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать его (Пушкина) и осенил кудрявую его голову».

Юноша-поэт произвел сильное впечатление на Державина. «Скоро явится свету другой Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей», - говорил он С. Т. Аксакову.

Агон 2. Сказки А. С. Пушкина. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!».

  1. Задание командам. «Кто перед вами?». Определите героев пушкинских сказок по их словам. Как речь героев характеризует их? За каждый правильный ответ 1 балл, за пояснение – 1 балл.
  1. Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло!

Как тягаться ей со мною,

Я в ней дурь-то успокою!

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царица.

  1. Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царевна.

  1. Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела попала в море,

Это горе – все не горе…

«Сказка о царе Салтане…». Царевна-лебедь.

  1. Что тут дивного? Ну вот!

Белка камушки грызет!

«Сказка о царе Салтане…».Ткачиха.

  1. Реализация домашнего задания. Кейс №3. Что привлекает А. С. Пушкина в русском народном творчестве? Прокомментируйте слова Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». Задание оценивается по пятибалльной системе.
  2. Творческое задание. Инсценировка эпизода из сказки А. С. Пушкина. Выбор эпизода может осуществляться как участниками, так и учителем. Конкурс оценивается по пятибалльной системе (возможны дополнительные баллы за особый артистизм, декорации и костюмы)

Агон 3. Роман «Дубровский».

  1. Реализация домашнего задания №1. Кейс №4. Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значимые:

Честь – достоинство – месть – ненависть – любовь – благородство – приключение – страдание – деньги – красота – искусство – обжорство – смерть.

Свой ответ аргументируйте. Задание оценивается по пятибалльной системе.

  1. Реализация домашнего задания №2. Кейс №5. Почему А. С. Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)? Задание оценивается по пятибалльной системе

Первоначально Пушкин собирался отправить Дубровского в Петербург, где Д. ждало разоблачение. Без вины виноватый; благородный разбойник, способствующий жестокому бунту; жертва насилия, становящаяся его орудием; дворянин, покинувший общество ради сохранения внутренней свободы и ставший заложником собственной социальной роли. Социальная мысль Пушкина - автора «Дубровского» пессимистична; последняя фраза в рукописи романа читается так: «Дубровский скрылся за границу». Отъезд героя за границу - не только знак его личного поражения, но и знак поражения всей России. Д., как трагическое следствие, вытеснен за ее пределы; причины полностью сохранены.

Пояснение по ведению игры №2. Задания третьего блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над выполнением задания кейса №4, капитаны презентуют домашнее задание, заключенное в кейсе №5. Оба задания оцениваются по пятибалльной системе.

  1. Брейн-ринг по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

Пояснение по ведению игры «Брейн-ринг». Команды отвечают на вопросы по очереди. На размышление дается 20 секунд. Если у одной из команд нет ответа или он неправильный, вопрос переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

  1. Покровское, Кистеневка, Арбатово – Шабашкин, Троекуров, Верейский, Дубровский, Спицын. Раздайте имения их владельцам.
  2. «Всегдашние занятие его состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…» О ком идет речь в этом фрагменте?
  3. Как звали отца Владимира Дубровского?
  4. Поручик. Что это за чин? Кто в «Дубровском» был поручиком?
  5. Какой чин был у Троекурова?
  6. Что отвечает отец Дубровского на предложение Троекурова поженить Машу и Владимира?
  7. Кто такой Тимошка?
  8. Как звали псаря, обидевшего Дубровского?
  9. «…я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а » Вставьте в письмо Троекурова пропущенное слово.
  10. Как обошелся Дубровский с покровскими ворами?
  11. Узнайте героя по описаниям:
  1. «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели… Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний».
  2. «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»;
  3. «Живописец изобразил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах»;
  4. «Толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…»;
  1. Кто такая Егоровна, как ее полное имя и фамилия?
  2. Кто, кому и при каких обстоятельствах говорит: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».
  3. Основное занятие Маши Троекуровой.
  4. Чему должен был учить француз Сашу?
  5. «Таковы были благородные увеселения русского барина!» О чем идет речь в этом предложении?
  6. «Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только». Кто и кому говорит эти слова?
  7. Сколько лет Владимиру Дубровскому и Маши Троекуровой в то время, на которое приходятся основные события романа?
  8. «…красная шкатулка была точно пуста, деньги некогда в ней хранимые, перешли…» Куда подевались деньги? Чья была шкатулка?
  9. Сколько времени Дубровский под именем Дефоржа провел у Троекурова?
  10. Сколько лет было Верейскому?
  11. Какую песню любил насвистывать Троекуров?
  12. «…оборванный мальчишка, рыжий и косой, мелькнул из-за беседки…». Как звали мальчика?
  13. « Славная весть, - сказал ему Кирила Петрович, - я поймал Дубровского» о каком эпизоде идет речь?

Ответы к брейн-рингу.

  1. Покровское - имение Троекурова; Кистеневка – имение Дубровского, Арбатово-

Имение Верейского;

  1. О Кириле Петровиче Троекурове.
  2. Андрей Гаврилович.
  3. Отставным поручиком (старшим лейтенантом) гвардии был А. Г. Дубровский
  4. Троекуров имел чин отставного генерал-аншефа.
  5. «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
  6. Штаб-лекарь, под присмотром которого находилась псарня.
  7. Псарь Парамошка.
  8. …старинный дворянин…
  9. «Дубровский …решился …проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще.
  10. 1) заседатель Шабашкин; 2) Андрей Гаврилович Дубровский; 3) мать Владимира Дубровского; 4) Спицын.
  11. Орина Егоровна Бузырева, няня Дубровского.
  12. Эти слова говорит кучер Антон Владимиру Дубровскому по дороге в Кистеневку.
  13. Чтение романов.
  14. Грамматике и географии.
  15. О «шутке» с медведем.
  16. Троекуров Спицыну.
  17. Дубровскому 22 года (23-й), Маше – 17 лет.
  18. «…в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой». Речь идет о шкатулке Антона Пафнутьевича Спицына.
  19. Три недели.
  20. Около пятидесяти.
  21. «Гром победы раздавайся».
  22. Митя.
  23. Эпизод, связанный с Митей.

Агон 4. «И назовет меня всяк сущий в ней язык…». Творческий конкурс.

Пояснение по ведению игры. Последний агон предполагает индивидуальную работу учащихся: за каждый правильный ответ ученики получают Орден «Умник» и балл, присуждаемый команде.

Задание 1.Вставьте в стихотворные отрывки недостающие слова.

  1. Что ты, баба, …объелась?
  2. Коли лгу, пусть Бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? Ведь я…

  1. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла

«…».

  1. Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего …

  1. Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег…навстречу мне

Только…

Попадаются одне.

  1. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как…

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела.

  1. Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «…».

  1. Там лес и дол видений полны;

Там… прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

… из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Ответы на задание 1.

  1. Белены
  2. Невеста
  3. «Как же долго я спала!»
  4. Своего веретена.
  5. Версты полосаты.
  6. Бледное пятно.
  7. «Давай улетим!»
  8. О заре; чредой.

Задание 2. Музыкальный конкурс. Известно, что многие произведения

А. С. Пушкина вдохновили композиторов на создание музыкальных произведений. Цель данного конкурса – узнать, насколько хорошо ребята знакомы с этими музыкальными произведениями.

  1. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра.
  2. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». «Марш Черномора».
  3. Римский-Корсаков к «Сказке о царе Салтане». «Полет шмеля».
  4. Георгий Свиридов. «Метель». Вальс.
  5. Георгий Свиридов. «Метель». Романс.

Домашнее задание: проиллюстрировать одно из прочитанных в 6 классе произведений.


МБОУ «Комсомольская СОШ №2»

Комсомольского района ЧР

Использование кейс-метода на уроках

русского языка и литературы

литературы МБОУ «Комсомольская

СОШ №2» Комсомольского района ЧР

Индюкова С.Н.

с. Комсомольское -2015

Содержание.

1. Введение.

2. Кейс-метод как форма обучения.

3. Классификация кейс - методов.

4. Примеры кейсов на уроках русского языка и литературы.

5. Пример урока с использованием кейс – метода.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

Введение.
Чтобы повысить интерес к русскому языку и литературе, активизировать детей на уроке я использую на своих уроках кейс- метод . Кейс-метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета.

Цели кейс–метода:

    активизация познавательной деятельности обучающихся, что повышает эффективность обучения;

    повышение мотивации к учебному процессу;

    отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

    умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

    приобретение навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

    выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

В России кейс - технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В последние годы кейс - технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения.

Кейс-метод как форма обучения.

Итак, как уже упоминалось, особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются учащемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, затем на уроке дети предлагают свои решения основных вопросов кейса, учитель корректирует выводы. Кейс может быть создан самими детьми или создаваться в процессе урока. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и учащиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов. Во время занятия педагог выступает в роли проводника идей. В этом случае педагог может использовать групповые формы работы и индивидуальные консультации в сети Интернет, ресурсы библиотеки и компьютерного класса.

Кейс – метод совмещает в себе такие методы как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно. Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию. Кейс - технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Это и дает базу для создания кейса.
Структура и содержание кейса:

    предъявление темы урока, проблемы, вопросы, задания;

    подробное описание спорных ситуаций;

    сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

    учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;

    режим работы с кейсом;

    критерии оценки работы по этапам.

Классификация кейс - методов.

Кейс - методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача - определить путем анализа их целесообразность. Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Наблюдение за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется в группе, то способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.
Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее. При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения. Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс - методам по формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся.
Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. оригинальные нестандартные решения. Кейс - технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.

Не следует считать кейсы универсальным методом. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета.

Примеры кейсов на уроках русского языка и литературы.

Примеры кейсов на уроках русского языка.
Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?

Ситуация: общение в социальной сети.

Погружение в ситуацию:
- Считаете ли вы важной затронутую проблему?
- Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?

Задания:

Сформулировать проблему письменно;

Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия;

Подготовить контраргументы противоположной точке зрения;

Перспективное домашнее задание:

отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.

Примеры кейсов на уроке литературы:
Ситуация: Как вы относитесь к высказыванию А.С.Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Погружение в ситуацию:

Какое значение вкладывает автор в понятия «здравомыслящий», «глупец»?

Задания:

    Сформулируйте проблему, которую обозначил Грибоедов.

    Уточните значение понятий, употребленных в теме.

    Отберите материал по проблеме:

а) в тексте комедии;

б) в критике;

в) в воспоминаниях современников;

г) сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.

Пример урока с использованием кейс – метода.

Чтобы помочь ребёнку стать компетентным, надо использовать активные методы обучения, например, метод проектов, метод проблемного изложения, игры, которые являются частью кейс-технологий. Всё это присутствует в моей педагогической практике. Метод проблемного изложения я использую на уроках русского языка и литературы. Информация добывается учениками в ходе самостоятельного решения теоретических и практических ситуаций или с помощью учителя. Школьники преодолевают определённую трудность, а их активность и самостоятельность достигает высокого уровня, что способствует развитию положительной мотивации учения. Полученная подобным образом информация усваивается прочнее и запоминается на более длительные сроки, результаты обучения улучшаются, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Особенности такого урока: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, её решение в группе или индивидуально, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.

Результат решения кейс-заданий может быть представлен в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Предлагаю урок по литературе в 5 классе по теме « Стихотворение

К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс - технологии (работа в группах).

Цели урока:

    научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;

Задачи урока:

Образовательные:

    обеспечить в ходе урока повторение и закрепление литературоведческих понятий: строфа, виды рифмовки, эпитеты, олицетворения, сравнения;

    сформировать умение работать по кейс технологии

Воспитательные:

    воспитание любви к родной речи;

    формировать нравственные качества личности, культуру.

Развивающие:

    развивать эмоции, создавая на уроках эмоциональные ситуации радости, удивления, занимательности, используя яркие иллюстрации;

    развитие интеллекта, духовности, эстетического видения действительности.

Форма урока: Урок открытых мыслей с применением кейс - технологии

Методы обучения: работа с кейсом, беседа, создание проблемной ситуации

Методическое оснащение урока:

    кейс

    презентация урока;

    раздаточный материал: карточки с текстом стихотворения Бальмонта “Снежинка”, анкета «Откровенно говоря».

Ход урока (фрагмент)

Вступительная беседа.

Зима. В представлении каждого человека зима – это искрящийся снег, переливание снежинок, приятный скрип снега под ногами и горы, горы пушистых сугробов. Издревле люди любовались этой красотой. Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты. А поэты посвящали ей свои стихи. Одним из таких поэтов был К.Д. Бальмонт.

Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Снежинка». Изучить подробно это стихотворение нам поможет вот такой кейс, в котором содержится определённая информация. Сейчас каждая группа получит по файлу для дальнейшей работы. (раздаются кейсы)

Найдите файл со стихотворением К.Д. Бальмонта «Снежинка». Попробуем раскрыть образ снежинки на примере этого стихотворения.

Чтение учителем под музыку П.И. Чайковского “Времена года. У камелька”.

Снежинка.

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную -
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается.
На нем, лелеющем,
Светло качается

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Вы прослушали стихотворение Константина Бальмонта. Давайте поработаем над ним. 1 группа изучает биографию поэта. 2 группа работает над осмыслением содержания стихотворения. 3 группа работает над изобразительно-выразительными средствами языка. 4 группа выполняет творческое задание. В файлах есть вопросы, которые помогут вам справиться с полученным заданием. На выполнение задания даётся не более 5 минут. (работа в группах)

Ребята, время вышло. Слово предоставляется группе, которая нам расскажет об авторе этого стихотворения. (выступление 1 группы)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная и редкостная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта.
Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней душой". Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны

Спасибо за интересный рассказ. А теперь послушаем вторую группу ребят. Они работали над тем, о чём же это стихотворение, какое содержание вложил поэт?

С каким настроением написано стихотворение? (настроение спокойствия, размышления, умиротворения)

- Куда стремится снежинка? (Не ввысь лазурную, на землю просится ).

Какие слова на это указывают? (« Скользит, умелая, звезда кристальная. Какая чистая! Какая смелая!)

Спасибо за сообщение. Садитесь. 3 группа работала над вопросом изобразительно-выразительногых средств.

Найдите эпитеты, которые помогают представить снежинку. (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая. Умелая, сохранно белая, пушистая)

О ком можно сказать “смелый”?

Что у человека может быть белым, чистым?

Какая появилась часть речи? (Глаголы)

Как вы понимаете глагол “просится”? (Она стремится по собственной воле )

Подберите синоним к слову “дорога” (Путь: жизненный путь, жизненная дорога )

Какой эпитет относится к “дороге”? (Бурная дорога. “Бурная” – лучше сочетается со словом жизнь. Бурная жизнь – сложный, жизненный путь, проходящий ярко, насыщенно, в борьбе и стремлениях).

Откуда и куда проносится? (Из выси лазурной (в прямом значении – голубое небо, в переносном – прекрасное, тихое, безмятежное) в безвестную страну-землю, что подтверждает смелость снежинки. Она не боится “бурной дороги”, стремительности движения.)

Что покинула? ( Лазурь, т.е. небо – родной дом )

Куда низринула? (В безвестную страну, т.е. на землю )

Покинула и низринула – волевой характер движения.

А человек сознательно стремится в неизвестное будущее.

Найдите эпитеты.

В чем ее умение? (Умение сохранить белизну и чистоту, когда другие тают ).

Человек сохраняет чистоту души.

Какой персонаж появился? (Ветер).

Как ведет себя ветер по отношению к снежинке? (Дрожит, взметает, лелеет, что показывает непостоянство ветра)

Ветер для человека – это превратности судьбы, резкие повороты, изменения.

Какова тема? ( Конец пути ).

Как называет снежинку поэт? (Звезда кристальная )

Чем отличается снежинка от звезды? (“Звезда” ассоциируется с “ небом”, имеет четкие очертания, символ чистого, высокого)

8 строфа.

Сравним с 1-ой строфой. (Возвращает к началу, но не является повторением).

С какой целью поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? (Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой).

- Спасибо большое. А теперь посмотрим, что получилось у 4 группы ребят. Творческая работа «Образ снежинки в стихотворении К. Бальмонта».

Молодцы. Какова же тема стихотворения? (Тема жизненного пути). Снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой. Также и человек, преодолевая трудности жизни, должен оставаться добрым, сохранив чистоту души.

А закончим мы наш урок изготовлением вот такой снежинки.

Заключение.

Кейс - технологии, с одной стороны, противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие методы, как игровое проектирование, ролевая игра, ситуативный анализ, разбора деловой корреспонденции. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету и сформировать ключевые образовательные компетенции.

Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально. Однако следует отметить, что выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей группы обучаемых, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента многих других факторов, обусловливающих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.

Наибольшего эффекта в образовательной деятельности можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга.

Список литературы .

    Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE - технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.

    Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.

    Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

    Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

    Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/

    Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/