Петя был буржуй. Владимир Маяковский — Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий: Стих
Не читала я этого в детстве. И мне не читали. Маяковского очень люблю, а этакая чудесная штука прошла мимо. Валя открыл. Получила большое удовольствие!
Впервые сказка была опубликована в журнале "Огонек" в 25-м году.
СКАЗКА
О ПЕТЕ,
ТОЛСТОМ РЕБЕНКЕ,
И О СИМЕ,
КОТОРЫЙ ТОНКИЙ
Жили были
Сима с Петей.
Сима с Петей
были дети.
а Симе 7 -
и 12 вместе всем.
Петин папа
Был преважным:
10
в доме жил пятиэтажном
и, как важный господин,
в целом доме
Жил один.
Очень толстый,
Очень лысый,
злее самой злющей крысы.
В лавке сластью торговал,
даром сласти не давал.
Сам себе под вечер в дом
20
сто пакетов нес с трудом,
а за папой,
друг за другом,
сто корзин несет прислуга.
с Петею деля,
мармелад и кренделя.
и ручкой маме машет:
Положи еще, мамаша! -
30
Петя
Варенье в вазе,
прямо в вазу мордой лазит.
Грязен он, по-моему,
как ведро с помоями.
Ест он целый день,
И глядь -
Пете некогда гулять.
С час поковыряв в носу,
40
спит в двенадцатом часу.
Дрянь и Петя
И родители:
общий вид их отвратителен.
Даже и ежу -
этот Петя
Был буржуй.
50
жил с отцом,
залихватским кузнецом.
Папа - сильный,
на заводе
с молотками дружбу водит.
Он в любую из минут
подымает пальцем пуд.
Папа явится под вечер,
поздоровавшись для встречи,
скажет маме:
60
- Ну-ка,
нам с товарищем тащи! -
Кашу съев
да щи с краюшкой,
пьют чаи цветастой кружкой.
У рабочих денег нету.
В редкость есть конфету.
70
она и слаще,
чем для Пети
Целый ящик.
Чай попив,
Во весь опор
Сима с папой
мчат во двор.
Симин папа
Всех умнее,
всё на свете он умеет.
80
Колесо нашел
сделал Симе самокат.
Сима тоже деловит:
у него серьезный вид.
Хоть ручонки и тонки,
трудится вперегонки.
Из мешка,
На радость всем,
Сима сам смастачил шлем.
90
Красную надев звезду,
Сима всех сумел бы вздуть!
Да не хочет -
Не дерется!
Друг ребячьего народца.
Сима чистый,
чище мыла.
Мылся сам,
И мама мыла.
Вид у Симы крепыша,
100
пышет, радостью дыша.
Ровно в восемь
Сима спит.
Спит, как надо -
не сопит.
Птицы с песней пролетали,
«Сима - пролетарий!»
Выйдя на балкончик,
110
жадно лопал сладкий пончик:
словно дождик по трубе,
льет варенье по губе.
Четверней лохматых ног
шел мохнатенький щенок.
Глаза на Петю вскинул:
Дай мне, Петя, половину!
При моем щенячьем росте
не угрызть мне толстой кости.
120
Я сильнее прочих блюд
эти пончики люблю.
Да никак не купишь их:
заработков никаких. -
Но у Пети
Грозный вид.
Отвернуться норовит.
Не упросишь этой злюни.
Щен сидит,
глотает слюни.
130
Невтерпеж,
Поднялся -
впился в пончиковый бок.
Посинев от злости,
отшвырнул щенка за хвостик.
И четверо колен
об земь в кровь расквасил щен.
140
Омочив слезами садик,
сел щенок на битый задик.
Изо всех щенячьих сил
Ну, и жизнь -
Не пей, не жуй!
Обижает нас буржуй.
Выйди, зверь и птичка!
Накажи обидчика! -
150
откуда ни возьмись,
сто ворон слетают вниз.
Весь оскаленный, шакал
из-за леса пришагал.
За шакалом
Волочится
разужасная волчица.
А за ней,
На три версты
распустив свои хвосты,
160
два огромных крокодила.
Как их мама уродила?!
Ощетинивши затылки,
выставляя зубы-вилки
и подняв хвостища-плети,
подступают звери к Пете.
Ах, жадаба!
Ах ты, злюка!
Уязви тебя гадюка!
Ах ты, злюка!
170
Ах, жадаба!
Чтоб тебя сожрала жаба!
Сию минутку,
как поджаренную утку,
так съедим
Или ина́че.
Угнетатель ты зверячий! -
180
как только мог,
хвать пузана
за пупок!
Понемногу
крокодил нацелил ногу
и брыкнул,
Как футболист.
190
Катись!
Вались! -
Плохо Пете.
Пете больно.
Петя мчит,
Как мяч футбольный.
Долетел,
От шишек страшный,
до Сухаревой башни.
200
Для принятья строгих мер -
к Пете милиционер.
Говорит он грозно Пете:
Ты ж не на велосипеде!
Что ты скачешь, дрянный мальчик?
Ты ведь мальчик,
А не мячик.
Беспорядки!
Сущий яд -
дети этих буржуят!
210
Образина милая,
как твоя фамилия? -
Петя стал белей, чем гусь:
Петр Буржуйчиков зовусь.
Где живешь,
мальчишка гадкий?
На Собачьевой
площадке. -
Собеседник Петю взял,
вчетверо перевязал,
220
затянул покрепче узел,
поплевал ему на пузо.
Страшный страж
свой чернильный карандаш,
вывел адрес без помарки.
наклеил марки,
230
а на нос
Не зря ж торчать! -
сургучовую печать.
Сунул Петю
почтовому ящику.
Щелка узкая в железе,
Петя толст -
Пищит, да лезет.
Уважаемый папаша,
240
получайте
чадо ваше!
Сказка сказкой,
ковылял четверкой ног.
Ковылял щенок,
проходил известный Сима,
получивший
250
что-то вроде леденца.
Щений голод видит Сима,
Невыносимо.
Крикнул,
Выпятивши грудь:
Кто посмел щенка отдуть?
Объявляю
к общей гласности:
все щенята
260
в безопасности!
Я защитник слабого
и четверолапого. -
Взял конфету из-за щек.
На́, товарищ!
Ешь, щенок! -
Проглотил щенок
кланяться концом хвоста.
Сел на ляжечки
270
и вот
Симе лапу подает.
Спасибо
От всей щенячьей души!
Люби бедняков,
Богатых круши!
Узнается из конфет,
добрый мальчик
Животные домашние -
280
тебе
Друзья всегдашние. -
Замолчал щенок,
появляется верблюд.
Зад широкий,
Морда у́же,
весь из шерсти из верблюжьей.
Рабочий честный скот,
290
вот штаны,
И куртка вот!
Чтобы их тебе принесть,
на брюхе
Выстриг шерсть.
А потом пришел рабочий,
взял с собою
шерсти клочья.
Чтобы шерсть была тонка,
300
день работал у станка. -
За верблюдиной баранчик
преподносит барабанчик
собственного пузыря.
Барабаньте, чуть заря! -
А ближайший красный мак,
цветший, как советский флаг,
на Симу прикололся.
310
У зверей
Восторг на морде:
Красный орден! -
Смех всеобщий пять минут.
В это время,
Тут как тут,
шла четверка
Из ребят,
320
развеселых октябрят.
Ходят час,
не могут стать.
Где нам пятого достать?
Как бы нам помножиться? -
Обернули рожицы.
Тут фигура Симина.
Вот кто нужен именно! -
Храбрый,
330
сильный,
Видно - красный,
А не белый.
И без всяких разногласий
обратился к Симе Вася:
Заживем пятеркой братской,
звездочкою октябрятской? -
340
Оля,
с Симой ходят, барабаня.
Радостью пылая,
впереди несется, лая.
Перед ними
Автобусы
рассыпаются, как бусы.
Вся милиция
350
как есть
отдает отряду честь.
Сказка сказкою,
едет, как письмо, в пакете.
Ехал долго он и еле
был доставлен в две недели.
Почтальон промеж бумажками
сунул в сумку вверх тормашками.
Проработав три часа,
360
начал путать адреса.
Сдал, разиня из разинь,
не домой, а в магазин.
Скисши от поста,
распечатался и встал.
Плоский, как рубли.
Он уже не шар,
370
Воскресенье -
В лавке пусто.
Вмиг приходит в чувство
и, взглянув на продовольствие,
расплывается от удовольствия.
Рот раскрыл,
Слюна на нем.
Ну, - сказал, -
С чего начнем?
380
Запустил в конфеты горсти
и отправил в рот для скорости.
Ел он, ел
И еле-еле
все прикончил карамели.
Петя, переевши сласть,
начал в пастъ закуски класть
и сожрал по сей причине
все колбасы и ветчины.
Худобы в помине нет,
390
весь налился,
Как ранет.
Все консервы Петя ловкий
скушал вместе с упаковкой.
Все глотает, не жуя:
аппетит у буржуя!
Без усилий
И без боли
съел четыре пуда соли.
Так наелся,
400
что не мог
устоять на паре ног.
Петя думает:
«Ну, что же!
Кушать лежа».
Но он не сыт,
слопал гири и весы.
410
Видано ли это в мире,
чтоб ребенок
Лопал гири?!
Жадности образчик;
гири хрустнули,
как хрящик.
Пузу отдыха не дав,
вгрызся он в железный шкаф.
Шкаф сжевал
420
и новый ищет...
Вздулся вербною свинищей.
С аппетитом сладу нет.
велосипед -
съел колеса,
Ест педали...
Тут их только и видали!
Но не сладил Петя бедный
430
с шиною велосипедной
С грустью
Объявляю вам:
Лопнул пополам.
В минуту
С места срыв,
загремел ужасный взрыв.
Люди прыгают, дрожа.
440
«Это, - думают, - пожар!»
От вели́ка до мала́
все звонят в колокола.
Вся в сигналах каланча,
все насосы волочат.
Подымая тучи пыли,
носятся автомобили.
Кони десяти мастей.
Сбор пожарных всех частей.
450
на видном месте
вскачь несется
Сам брандмейстер.
Сказка сказкою,
ходит городом
Вместе с Симою в ряд
весь отряд октябрят.
Все живут в отряде дружно,
460
каждый делает что нужно, -
как товарищ,
Если туго,
Выручит друг друга.
Радуется публика -
детская республика.
Воскресенье.
Сима рад,
за город ведет отряд.
470
В небе флаг полощется,
дети вышли в рощицу.
Дети сели на лужок,
надо завтракать ужо.
Сима, к выдумкам востер,
в пять минут разжег костер.
Только уголь заалел,
стал картошку печь в золе.
Почернел картошкин бок.
Сима вынул,
Есть картошка,
нету соли. -
Плохо детям,
Хоть кричи,
приуныли, как грачи.
раздался страшный гром.
490
Дети
Стихли впятером.
Луг и роща в панике.
к ногам компанийки
в двух мешках упала соль -
ешь, компания,
Вслед за солью
500
градом
монпасье
с доставкой на дом.
Льет и сыплет,
К общей радости,
булки всякие
и сладости.
Смех средь маленького люда:
Вот так чудо!
Чудо-юдо!
510
Нет,
Не чудо это, дети,
а - из лопнувшего Пети.
Все, что лопал Петя толстый,
рассыпается на версты.
Липнем льет
и валит валом -
так беднягу разорвало.
Масса хлеба,
сласти масса -
520
и сосиски,
и колбасы!
Сели дети,
съел с восторгом всё подряд.
Пир горою и щенку:
И вновь набьет щеку -
кожицею от колбаски.
Кончен пир -
530
конец и сказке.
Сказка сказкою,
А вы вот
сделайте из сказки вывод.
Полюбите, дети, труд -
как написано тут.
Защищайте
Всех, кто слаб,
от буржуевых лап.
Вот и вырастете -
540
истыми
силачами-коммунистами.
«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» написана в 1925-м году. Это первое детское произведение Владимира Маяковского.
Владимир Маяковский – убеждённый коммунист по своим взглядам, а значит выступает против богатых эксплуататоров, поэтому он настойчиво демонстрирует неприязнь, граничащую с ненависть, по отношению к частным собственникам (в короткий период Новой Экономической Политики в СССР в середине 20-х годов было разрешено мелкое предпринимательство).
Сознательно укрупняя, преувеличивая отдельные стороны характера персонажей, поэт вместе с тем стремится к тому, чтобы образ не терял своей конкретности, не нарушал привычных для детей представлений о добре и зле:
Петин папа
был преважным:
в доме жил пятиэтажном
и, как важный господин,
в целом доме
жил один.
Здесь нужно дать уместные цитаты (а не какие попадутся), которые насыщены деталями гиперболическими и гротескными, которые характеризуют жадных, а также их оценку окружающими. Например:
Очень толстый , очень лысый, злее самой злющей крысы . В лавке сластью торговал, даром сласти не давал . Сам себе под вечер в дом 20 сто пакетов нес с трудом , а за папой, друг за другом, сто корзин несет прислуга . Ест он, с Петею деля, мармелад и кренделя . Съест и ручкой маме машет: - Положи еще, мамаша! - 30 Петя взял варенье в вазе, прямо в вазу мордой лазит. Грязен он, по-моему, как ведро с помоями.
В дальнейшее развитие событий (каких событий дальнейшее развитие?? Текст нужно составлять так, чтобы было понятно людям, не читавшим стихотворение) в сказке активно вмешиваются звери: они расправляются с Петей, «обжорой», невоспитанным жадиной, «угнетателем зверей»:
выйдя на балкончик,
жадно лопал сладкий пончик:
словно дождик по трубе,
льет варенье по губе.
Четверней лохматых ног
шел мохнатенький щенок.
Глаза на Петю вскинул:
Дай мне, Петя, половину!
При моем щенячьем росте
не угрызть мне толстой кости.
Я сильнее прочих блюд
эти пончики люблю.
Да никак не купишь их:
заработков никаких. -
Но у Пети
грозный вид.
Отвернуться норовит.
Не упросишь этой злюни.
Щен сидит,
глотает слюни.
Невтерпеж,
поднялся -
впился в пончиковый бок.
посинев от злости,
отшвырнул щенка за хвостик.
и четверо колен
об земь в кровь расквасил щен.
Омочив слезами садик,
сел щенок на битый задик.
Изо всех щенячьих сил
Ну, и жизнь -
не пей, не жуй!
Обижает нас буржуй.
Выйди, зверь и птичка!
Накажи обидчика! -
откуда ни возьмись,
сто ворон слетают вниз.
Весь оскаленный, шакал
из-за леса пришагал.
За шакалом
волочится
разужасная волчица.
на три версты
распустив свои хвосты,
два огромных крокодила.
Как их мама уродила?!
Ощетинивши затылки,
выставляя зубы-вилки
и подняв хвостища-плети,
подступают звери к Пете.
Ах, жадаба!
Ах ты, злюка!
Уязви тебя гадюка!
Ах ты, злюка!
Ах, жадаба!
Чтоб тебя сожрала жаба!
сию минутку,
как поджаренную утку,
так съедим
или иначе.
Угнетатель ты зверячий! -
как только мог,
хвать пузана
за пупок!
понемногу
крокодил нацелил ногу
и брыкнул,
как футболист.
Плохо Пете.
Пете больно.
Петя мчит,
как мяч футбольный.
от шишек страшный,
до Сухаревой башни.
Из-за ошибки почтальона Петя (его милиционер послал родителям по почте) попадает в магазин, проглатывает сначала все съестное, а затем весы, гири и шкафы; наконец, он лопается с натуги, и все проглоченное летит к ногам октябрят, которые сели и с восторгом съели все продукты. (краткие цитаты!!)
По контрасту с Петей показана рабочая семья Симы – средоточие всех достоинств.
Это описание делало образ буржуя конкретным, более выпукло подчеркивало сущность его натуры хозяйчика, алчного и жадного. Вторая часть вводит ребенка в знакомый ему мир, который он любит и ценит: отец Симы - «залихватский кузнец», силач («он в любую из минут подымает пальцем пуд»), а главное - «Симин папа всех умнее, все на свете он умеет». Маяковский как бы «вычленяет» такие художественные детали, которые делают образы Симы и отца очень близкими детям: на столе у них щи да каша, чай в цветастой кружке («у рабочих денег нету»). Становится понятным и дальнейшее противопоставление: «дрянь и Петя и родители; общий вид их отвратителен», но зато «Сима чистый, чище мыла, мылся сам, и мама мыла. Вид у Симы крепыша, пышет, радостью дыша». Поэту такое противопоставление необходимо для того, чтобы дети поняли социальную причину этих различий: дети трудящихся не изуродованы жадностью могут, не имеют права быть другими, потому что они «пролетарии».
Завершается сказка обращением поэта к детям:
Полюбите, дети, труд - как написано тут.
Защищайте
всех, кто слаб, от буржуевых лап.
Важно, что это обращение не выглядит у Маяковского скучным нравоучением, потому что дети были уже подготовлены к нему развитием всех событий в сказке. Как уже отмечалось выше, в качестве основных поэт использует приемы контраста и гиперболизации поступков и действий героев. Особое внимание следует обратить на роль художественной детали в стихотворении. Маяковский великолепно знает читателя, его интересы, жизненный опыт. Именно отсюда и «родились» такие находки, как «сто корзин несет прислуга» (дети чаще всего представление о множественности выражают цифрой 100), «съест и ручкой маме машет» (характерный детский жест), Петин папа «в лавке сластью торговал» (у детей представление о благополучии в семье связывается с наличием или отсутствием сладостей), отец Симы «колесо нашел и рад - сделал Симе самокат» (любимая детская игрушка).
Необходимо также отметить, что первые две части сказки лишены действия, они статичны: поэту важно, чтобы юные читатели поняли сущность характеров отцов Пети и Симы, это подготавливает их к восприятию тех необыкновенных событий, которые произойдут в следующих главах. Особый динамизм события приобретают с того момента, когда Петя Буржуйчиков, швырнув щенка, расквасил ему «нос и четверо колен»: Вдруг, откуда ни возьмись, сто ворон слетают вниз. Весь оскаленный, шакал из-за леса пришагал. Согласно советской идеологии, такое отрицательное качество как жадность есть один из так называемых пережитков капитализма, которые нужно активно преодолевать. Используя традиционные формы народной сказки, Маяковский бичует в глазах детей то чуждое новому обществу, что осталось ему «в наследство» от буржуазного быта и морали. В то же время очень естественно, не впадая в назидательность, он утверждает, как полагалось согласно политической доктрине большевизма, то новое, что принесла с собой революция, славит труд, направленный на благо общества, человечность, величие настоящей дружбы, коллективизм.
Поэт убеждает, не боясь высказывать открытую, бьющую прямо в цель мораль. В ней нет сухого дидактизма и резонерства. Концовки стихотворений звучат как лозунг - требовательный призыв к действию.
Сказка сказкою,
сделайте из сказки вывод.
полюбите, дети, труд –
как написано тут.
Защищайте
всех, кто слаб,
от буржуевых лап.
Вот и вырастете
силачами-коммунистами.
Создавая лирику для детей, Маяковский стремился по-новому раскрыть тему, учитывая детский угол зрения на мир. Он прекрасно понимал, что в произведении для маленьких читателей есть свои секреты. Многое позаимствовал поэт из русского фольклора. В «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» широко использованы элементы традиционной сказки и гротескной литературы. Человеку труда Маяковский противопоставляет бездельников и резко высмеивает лень и тунеядство.
Капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму - первой фазе коммунизма. (Большая советская энциклопедия)
Социали́зм - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.
Коммуни́зм (от лат. commūnis - «общий») - в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.
Резонёрство - один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.
Буржуй - Презрительное или бранное обозначение буржуа. Буржуази́я - социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности
Начнем с произведения Н. Носова «Незнайка на Луне».
«Незнайка на Луне» - роман-сказка Николая Носова из серии о приключениях Незнайки с элементами научной фантастики и социальной сатиры и антиутопии. Это заключительная часть трилогии романов Носова, состоящей из произведений: Сначала о том (очень кратко), что герои романа попадают из мира абсолютного взаимного доверия между людьми, бескорыстия и коммунистического равенства, где даже не знают, что такое деньги, в мир капитализма, описанный советским писателем как мир жестокости, лжи и беспредельной жадности.
Мне кажется, что на эту книгу надо обратить особое внимание. Трудно назвать какое-нибудь детское литературное произведение, где так рельефно было бы показано непримиримое идеологическое противоборство капитализма и социализма (бесспорно, оценка Носовым этого противостояния однозначна - иного и не могло быть в советской литературе того периода). Любимый всеми детьми герой Незнайка попадает на Луну - мир товарно-денежных отношений, общества, где святыми являются институты частной собственности и свободы предпринимательства, где мерилом достоинств и качеств человека является его капитал, где царит жадность и алчность. Здесь действуют иные законы, совсем не похожие на порядки незнайкиной страны идеального коммунизма.
Книга чрезвычайно идеологизирована. Писатель яркими красками расцвечивает ужасы алчного («Лунного») мира: нищету, безработицу, безнравственность, жадность, стремление к наживе.
Здесь немного расписать, т.е. привести примеры того, как жадность правит миром Луны: Мига и Жулио, Большой бредлам, Скуперфильд, ну, и цитату ввернуть с указанием актуальности в современной России.
«- К чему же богачам столько денег? - удивился Незнайка. - Разве богач может несколько миллионов проесть?
- «Проесть»! - фыркнул Козлик. - Если бы они только ели! Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать свое тщеславие.
Это какое тщеславие? - не понял Незнайка.
Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить»
Но это маловато и поэтому мало понятно. Поискать более убедительную.
"Незнайка на Луне" - отражение современной действительности в России. В мире, в котором правит только жажда денег, наживы и развлечений, превращающих людей в баранов. Фрагменты сказки 1964 года звучат как никогда актуально...
В эпоху холодной войны Николай Носов написал замечательную детскую книжку - "Незнайка на Луне". Она поражает вдумчивого читателя размахом затронутых проблем, скрытых под маской детской сказки.
В его книге доводятся до гротеска все недостатки институтов системы бизнеса. Так, фондовая биржа предстает перед читателем как Давилонская баржа, монополистические объединения - в виде больших бредламов. Карикатурно изображается полиция, которая, по Носову, совершенно не следит за соблюдением порядка в государстве. На фоне всего этого резким контрастом выступает общественное устройство земных коротышек. Юный читатель не может устоять перед силой носовских аргументов. Он твердо становится на сторону земных коротышек – предвестников "светлого будущего".
Даже окончательная победа социализма над капитализмом осуществляется не в результате борьбы народа с его поработителями-капиталистами и "вселунной" революции (что соответствовало бы догмам учебников марксизма-ленинизма), а совершенно фантастическим образом. Коротышкам удается разрешить проблему редкости экономических благ (по крайней мере, бесконечно раздвинуть границы области производственных возможностей) за счет резкого увеличения КПД всех отраслей промышленности в результате использования невесомости и внедрения в агротехнику гигантских земных растений. Решение неразрешимой, с точки зрения современной экономической теории, проблемы редкости автоматически приводит к смене формаций.
Проанализировав данные произведения можно сделать вывод, о том что писатели, изображая алчных, жадных взрослых людей, показывают как эти пороки оказывают разрушительное действие на них самих и на их детей. Алчные люди, их облик и поступки, изображаются отталкивающими как с этической, так и эстетической стороны. Проблемы алчности и наживы поднимаются как в реалистической, так и в сказочно-фантастической литературе.
Жили были
Сима с Петей.
Сима с Петей
были дети.
а Симе 7 —
и 12 вместе всем..
Петин папа
был преважным:
в доме жил пятиэтажном
и, как важный господин,
в целом доме
жил один.
Очень толстый,
очень лысый,
злее самой злющей крысы.
В лавке сластью торговал,
даром сласти не давал.
Сам себе под вечер в дом
сто пакетов нес с трудом,
а за папой,
друг за другом,
сто корзин несет прислуга.
с Петею деля,
мармелад и кренделя.
и ручкой маме машет:
— Положи еще, мамаша! —
варенье в вазе,
прямо в вазу мордой лазит.
Грязен он, по-моему,
как ведро с помоями.
Ест он целый день,
и глядь —
Пете некогда гулять.
С час поковыряв в носу,
спит в двенадцатом часу.
Дрянь и Петя
и родители:
общий вид их отвратителен.
даже и ежу —
этот Петя
был буржуй.
жил с отцом,
залихватским кузнецом.
Папа — сильный,
на заводе
с молотками дружбу водит.
Он в любую из минут
подымает пальцем пуд.
Папа явится под вечер,
поздоровавшись для встречи,
скажет маме:
нам с товарищем тащи! —
Кашу съев
да щи с краюшкой,
пьют чаи цветастой кружкой.
У рабочих денег нету.
в редкость есть конфету.
она и слаще,
чем для Пети
целый ящик.
Чай попив,
во весь опор
Сима с папой
мчат во двор.
Симин папа
всех умнее,
всё на свете он умеет,
Колесо нашел
сделал Симе самокат.
Сима тоже деловит:
у него серьезный вид.
Хоть ручонки и тонки,
трудится вперегонки.
Из мешка,
на радость всем,
Сима сам смастачил шлем;
Красную надев звезду,
Сима всех сумел бы вздуть!
Да не хочет —
не дерется!
Друг ребячьего народца.
Сима чистый,
чище мыла.
Мылся сам,
и мама мыла.
Вид у Симы крепыша,
пышет, радостью дыша.
Ровно в восемь
Сима спит.
Спит, как надо —
не сопит.
Птицы с песней пролетали,
«Сима — пролетарий!»
выйдя на балкончик,
жадно лопал сладкий пончик:
словно дождик по трубе,
льет варенье по губе.
Четверней лохматых ног
шел мохнатенький щенок.
Глаза на Петю вскинул:
— Дай мне, Петя, половину!
При моем щенячьем росте
не угрызть мне толстой кости.
Я сильнее прочих блюд
эти пончики люблю.
Да никак не купишь их:
заработков никаких.-
Но у Пети
грозный вид.
Отвернуться норовит.
Не упросишь этой злюни.
Щен сидит,
глотает слюни.
Невтерпеж,
поднялся —
впился в пончиковый бок.
посинев от злости,
отшвырнул щенка за хвостик.
и четверо колен
об земь в кровь расквасил щен.
Омочив слезами садик,
сел щенок на битый задик.
— Ну, и жизнь —
не пей, не жуй!
Обижает нас буржуй.
Выйди, зверь и птичка!
Накажи обидчика! —
откуда ни возьмись,
сто ворон слетают вниз.
Весь оскаленный, шакал
из-за леса пришагал.
За шакалом
волочится
разужасная волчица.
на три версты
распустив свои хвосты,
два огромных крокодила.
Как их мама уродила?!
Ощетинивши затылки,
выставляя зубы-вилки
и подняв хвостища-плети,
подступают звери к Пете.
— Ах, жадаба!
Ах ты, злюка!
Уязви тебя гадюка!
Ах ты, злюка!
Ах, жадаба!
Чтоб тебя сожрала жаба!
сию минутку,
как поджаренную утку,
так съедим
или ин_а_че.
Угнетатель ты зверячий! —
как только мог,
хвать пузана
за пупок!
понемногу
крокодил нацелил ногу
и брыкнул,
как футболист.
Вались! —
Плохо Пете.
Пете больно.
Петя мчит,
как мяч футбольный.
от шишек страшный,
до Сухаревой башни.
Для принятья строгих мер —
к Пете милиционер.
Говорит он грозно Пете:
— Ты ж не на велосипеде!
Что ты скачешь, дрянный мальчик?
Ты ведь мальчик,
а не мячик.
Беспорядки!
Сущий яд —
дети этих буржуят!
Образина милая,
как твоя фамилия? —
Петя стал белей, чем гусь:
— Петр Буржуйчиков зовусь.
— Где живешь,
мальчишка гадкий?
— На Собачьевой
площадке. —
Собеседник Петю взял,
вчетверо перевязал,
затянул покрепче узел,
поплевал ему на пузо.
страшный страж
свой чернильный карандаш,
вывел адрес без помарки.
наклеил марки,
— не зря ж торчать! —
сургучовую печать.
Сунул Петю
почтовому ящику.
Щелка узкая в железе,
Петя толст —
пищит, да лезет.
— Уважаемый папаша,
получайте
чадо ваше!
Сказка сказкой,
ковылял четверкой ног.
Ковылял щенок,
проходил известный Сима,
получивший
что-то вроде леденца.
Щений голод видит Сима,
невыносимо.
выпятивши грудь:
— Кто посмел щенка отдуть?
Объявляю
к общей гласности:
все щенята
в безопасности!
Я защитник слабого
и четверолапого. —
Взял конфету из-за щек.
— Н_а_, товарищ!
ешь, щенок! —
Проглотил щенок
кланяться концом хвоста.
Сел на ляжечки
Симе лапу подает.
— Спасибо
от всей щенячьей души!
Люби бедняков,
богатых круши!
Узнается из конфет,
добрый мальчик
Животные домашние —
друзья всегдашние. —
Замолчал щенок,
появляется верблюд.
Зад широкий,
морда _у_же,
весь из шерсти из верблюжьей.
рабочий честный скот,
вот штаны,
и куртка вот!
Чтобы их тебе принесть,
выстриг шерсть.
А потом пришел рабочий,
взял с собою
шерсти клочья.
Чтобы шерсть была тонка,
день работал у станка.-
За верблюдиной баранчик
преподносит барабанчик
собственного пузыря.
— Барабаньте, чуть заря! —
А ближайший красный мак,
цветший, как советский флаг,
на Симу прикололся.
восторг на морде:
красный орден! —
Смех всеобщий пять минут.
В это время,
тут как тут,
шла четверка
из ребят,
развеселых октябрят.
Ходят час,
не могут стать.
— Где нам пятого достать?
Как бы нам помножиться? —
Обернули рожицы.
Тут фигура Симина.
— Вот кто нужен именно! —
Видно — красный,
а не белый.
И без всяких разногласий
обратился к Симе Вася:
— Заживем пятеркой братской,
звездочкою октябрятской? —
с Симой ходят, барабаня.
радостью пылая,
впереди несется, лая.
Перед ними
автобусы
рассыпаются, как бусы.
Вся милиция
отдает отряду честь.
Сказка сказкою,
едет, как письмо, в пакете.
Ехал долго он и еле
был доставлен в две недели.
Почтальон промеж бумажками
сунул в сумку вверх тормашками.
Проработав три часа,
начал путать адреса.
Сдал, разиня из разинь,
не домой, а в магазин.
скисши от поста,
распечатался и встал.
плоский, как рубли.
Он уже не шар,
Воскресенье —
в лавке пусто.
вмиг приходит в чувство
и, взглянув на продовольствие,
расплывается от удовольствия.
Рот раскрыл,
слюна на нем.
— Ну, — сказал, —
с чего начнем? —
Запустил в конфеты горсти
и отправил в рот для скорости.
и еле-еле
все прикончил карамели.
Петя, переевши сласть,
начал в пасть закуски класть
и сожрал по сей причине
все колбасы и ветчины.
Худобы в помине нет,
весь налился,
как ранет.
Все консервы Петя ловкий
скушал вместе с упаковкой.
Все глотает, не жуя:
аппетит у буржуя!
Без усилий
и без боли
съел четыре пуда соли.
Так наелся,
что не мог
устоять на паре ног.
Петя думает:
«Ну, что же!
кушать лежа».
но он не сыт,
слопал гири и весы.
Видано ли это в мире,
чтоб ребенок
лопал гири?!
жадности образчик;
гири хрустнули,
как хрящик.
Пузу отдыха не дав,
вгрызся он в железный шкаф.
Шкаф сжевал
и новый ищет…
Вздулся вербною свинищей.
С аппетитом сладу нет.
велосипед —
съел колеса,
ест педали…
Тут их только и видали!
Но не сладил Петя бедный
с шиною велосипедной.
С грустью
объявляю вам:
лопнул пополам.
с места срыв,
загремел ужасный взрыв.
Люди прыгают, дрожа.
«Это, — думают, — пожар!»
От вел_и_ка до мал_а_
все звонят в колокола.
Вся в сигналах каланча,
все насосы волочат.
Подымая тучи пыли,
носятся автомобили.
Кони десяти мастей.
Сбор пожарных всех частей.
на видном месте
вскачь несется
сам брандмейстер.
Сказка сказкою,
ходит городом
Вместе с Симою в ряд
весь отряд октябрят.
Все живут в отряде дружно,
каждый делает что нужно, —
как товарищ,
если туго,
выручит друг друга.
Радуется публика —
детская республика.
Воскресенье.
Сима рад,
за город ведет отряд.
В небе флаг полощется,
дети вышли в рощицу.
Дети сели на лужок,
надо завтракать ужо.
Сима, к выдумкам востер,
в пять минут разжег костер.
Только уголь заалел,
стал картошку печь в золе.
Почернел картошкин бок.
Сима вынул,
— Есть картошка,
нету соли. —
Плохо детям,
хоть кричи,
приуныли, как грачи.
раздался страшный гром.
стихли впятером.
Луг и роща в панике.
к ногам компанийки
в двух мешках упала соль —
ешь, компания,
Вслед за солью
монпасье
с доставкой на дом.
Льет и сыплет,
к общей радости,
булки всякие
и сладости.
Смех средь маленького люда:
— Вот так чудо!
чудо-юдо!
не чудо это, дети,
а — из лопнувшего Пети.
Все, что лопал Петя толстый,
рассыпается на версты.
Ливнем льет
и валит валом —
так беднягу разорвало.
Масса хлеба,
сласти масса —
и сосиски,
и колбасы!
Сели дети,
съел с восторгом всё подряд.
Пир горою и щенку:
и вновь набьет щеку —
кожицею от колбаски.
Кончен пир —
конец и сказке.
Сказка сказкою,
сделайте из сказки вывод.
Полюбите, дети, труд —
как написано тут.
Защищайте
всех, кто слаб,
от буржуевых лап.
Вот и вырастете —
силачами-коммунистами.