Петя был буржуй. Владимир Маяковский — Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий: Стих

Не читала я этого в детстве. И мне не читали. Маяковского очень люблю, а этакая чудесная штука прошла мимо. Валя открыл. Получила большое удовольствие!
Впервые сказка была опубликована в журнале "Огонек" в 25-м году.

СКАЗКА
О ПЕТЕ,
ТОЛСТОМ РЕБЕНКЕ,
И О СИМЕ,
КОТОРЫЙ ТОНКИЙ


Жили были

Сима с Петей.

Сима с Петей

были дети.

а Симе 7 -

и 12 вместе всем.

Петин папа

Был преважным:

10
в доме жил пятиэтажном

и, как важный господин,

в целом доме

Жил один.

Очень толстый,

Очень лысый,

злее самой злющей крысы.

В лавке сластью торговал,

даром сласти не давал.

Сам себе под вечер в дом

20
сто пакетов нес с трудом,

а за папой,

друг за другом,

сто корзин несет прислуга.

с Петею деля,

мармелад и кренделя.

и ручкой маме машет:

Положи еще, мамаша! -

30
Петя

Варенье в вазе,

прямо в вазу мордой лазит.

Грязен он, по-моему,

как ведро с помоями.

Ест он целый день,

И глядь -

Пете некогда гулять.

С час поковыряв в носу,

40
спит в двенадцатом часу.

Дрянь и Петя

И родители:

общий вид их отвратителен.

Даже и ежу -

этот Петя

Был буржуй.

50
жил с отцом,

залихватским кузнецом.

Папа - сильный,

на заводе

с молотками дружбу водит.

Он в любую из минут

подымает пальцем пуд.

Папа явится под вечер,

поздоровавшись для встречи,

скажет маме:

60
- Ну-ка,

нам с товарищем тащи! -

Кашу съев

да щи с краюшкой,

пьют чаи цветастой кружкой.

У рабочих денег нету.

В редкость есть конфету.

70
она и слаще,

чем для Пети

Целый ящик.

Чай попив,

Во весь опор

Сима с папой

мчат во двор.

Симин папа

Всех умнее,

всё на свете он умеет.

80
Колесо нашел

сделал Симе самокат.

Сима тоже деловит:

у него серьезный вид.

Хоть ручонки и тонки,

трудится вперегонки.

Из мешка,

На радость всем,

Сима сам смастачил шлем.

90
Красную надев звезду,

Сима всех сумел бы вздуть!

Да не хочет -

Не дерется!

Друг ребячьего народца.

Сима чистый,

чище мыла.

Мылся сам,

И мама мыла.

Вид у Симы крепыша,

100
пышет, радостью дыша.

Ровно в восемь

Сима спит.

Спит, как надо -

не сопит.

Птицы с песней пролетали,

«Сима - пролетарий!»

Выйдя на балкончик,

110
жадно лопал сладкий пончик:

словно дождик по трубе,

льет варенье по губе.

Четверней лохматых ног

шел мохнатенький щенок.

Глаза на Петю вскинул:

Дай мне, Петя, половину!

При моем щенячьем росте

не угрызть мне толстой кости.

120
Я сильнее прочих блюд

эти пончики люблю.

Да никак не купишь их:

заработков никаких. -

Но у Пети

Грозный вид.

Отвернуться норовит.

Не упросишь этой злюни.

Щен сидит,

глотает слюни.

130
Невтерпеж,

Поднялся -

впился в пончиковый бок.

Посинев от злости,

отшвырнул щенка за хвостик.

И четверо колен

об земь в кровь расквасил щен.

140
Омочив слезами садик,

сел щенок на битый задик.

Изо всех щенячьих сил

Ну, и жизнь -

Не пей, не жуй!

Обижает нас буржуй.

Выйди, зверь и птичка!

Накажи обидчика! -

150
откуда ни возьмись,

сто ворон слетают вниз.

Весь оскаленный, шакал

из-за леса пришагал.

За шакалом

Волочится

разужасная волчица.

А за ней,

На три версты

распустив свои хвосты,

160
два огромных крокодила.

Как их мама уродила?!

Ощетинивши затылки,

выставляя зубы-вилки

и подняв хвостища-плети,

подступают звери к Пете.

Ах, жадаба!

Ах ты, злюка!

Уязви тебя гадюка!

Ах ты, злюка!

170
Ах, жадаба!

Чтоб тебя сожрала жаба!

Сию минутку,

как поджаренную утку,

так съедим

Или ина́че.

Угнетатель ты зверячий! -

180
как только мог,

хвать пузана

за пупок!

Понемногу

крокодил нацелил ногу

и брыкнул,

Как футболист.

190
Катись!

Вались! -

Плохо Пете.

Пете больно.

Петя мчит,

Как мяч футбольный.

Долетел,

От шишек страшный,

до Сухаревой башни.

200
Для принятья строгих мер -

к Пете милиционер.

Говорит он грозно Пете:

Ты ж не на велосипеде!

Что ты скачешь, дрянный мальчик?

Ты ведь мальчик,

А не мячик.

Беспорядки!

Сущий яд -

дети этих буржуят!

210
Образина милая,

как твоя фамилия? -

Петя стал белей, чем гусь:

Петр Буржуйчиков зовусь.

Где живешь,

мальчишка гадкий?

На Собачьевой

площадке. -

Собеседник Петю взял,

вчетверо перевязал,

220
затянул покрепче узел,

поплевал ему на пузо.

Страшный страж

свой чернильный карандаш,

вывел адрес без помарки.

наклеил марки,

230
а на нос

Не зря ж торчать! -

сургучовую печать.

Сунул Петю

почтовому ящику.

Щелка узкая в железе,

Петя толст -

Пищит, да лезет.

Уважаемый папаша,

240
получайте

чадо ваше!

Сказка сказкой,

ковылял четверкой ног.

Ковылял щенок,

проходил известный Сима,

получивший

250
что-то вроде леденца.

Щений голод видит Сима,

Невыносимо.

Крикнул,

Выпятивши грудь:

Кто посмел щенка отдуть?

Объявляю

к общей гласности:

все щенята

260
в безопасности!

Я защитник слабого

и четверолапого. -

Взял конфету из-за щек.

На́, товарищ!

Ешь, щенок! -

Проглотил щенок

кланяться концом хвоста.

Сел на ляжечки

270
и вот

Симе лапу подает.

Спасибо

От всей щенячьей души!

Люби бедняков,

Богатых круши!

Узнается из конфет,

добрый мальчик

Животные домашние -

280
тебе

Друзья всегдашние. -

Замолчал щенок,

появляется верблюд.

Зад широкий,

Морда у́же,

весь из шерсти из верблюжьей.

Рабочий честный скот,

290
вот штаны,

И куртка вот!

Чтобы их тебе принесть,

на брюхе

Выстриг шерсть.

А потом пришел рабочий,

взял с собою

шерсти клочья.

Чтобы шерсть была тонка,

300
день работал у станка. -

За верблюдиной баранчик

преподносит барабанчик

собственного пузыря.

Барабаньте, чуть заря! -

А ближайший красный мак,

цветший, как советский флаг,

на Симу прикололся.

310
У зверей

Восторг на морде:

Красный орден! -

Смех всеобщий пять минут.

В это время,

Тут как тут,

шла четверка

Из ребят,

320
развеселых октябрят.

Ходят час,

не могут стать.

Где нам пятого достать?

Как бы нам помножиться? -

Обернули рожицы.

Тут фигура Симина.

Вот кто нужен именно! -

Храбрый,

330
сильный,

Видно - красный,

А не белый.

И без всяких разногласий

обратился к Симе Вася:

Заживем пятеркой братской,

звездочкою октябрятской? -

340
Оля,

с Симой ходят, барабаня.

Радостью пылая,

впереди несется, лая.

Перед ними

Автобусы

рассыпаются, как бусы.

Вся милиция

350
как есть

отдает отряду честь.

Сказка сказкою,

едет, как письмо, в пакете.

Ехал долго он и еле

был доставлен в две недели.

Почтальон промеж бумажками

сунул в сумку вверх тормашками.

Проработав три часа,

360
начал путать адреса.

Сдал, разиня из разинь,

не домой, а в магазин.

Скисши от поста,

распечатался и встал.

Плоский, как рубли.

Он уже не шар,

370
Воскресенье -

В лавке пусто.

Вмиг приходит в чувство

и, взглянув на продовольствие,

расплывается от удовольствия.

Рот раскрыл,

Слюна на нем.

Ну, - сказал, -

С чего начнем?

380
Запустил в конфеты горсти

и отправил в рот для скорости.

Ел он, ел

И еле-еле

все прикончил карамели.

Петя, переевши сласть,

начал в пастъ закуски класть

и сожрал по сей причине

все колбасы и ветчины.

Худобы в помине нет,

390
весь налился,

Как ранет.

Все консервы Петя ловкий

скушал вместе с упаковкой.

Все глотает, не жуя:

аппетит у буржуя!

Без усилий

И без боли

съел четыре пуда соли.

Так наелся,

400
что не мог

устоять на паре ног.

Петя думает:

«Ну, что же!

Кушать лежа».

Но он не сыт,

слопал гири и весы.

410
Видано ли это в мире,

чтоб ребенок

Лопал гири?!

Жадности образчик;

гири хрустнули,

как хрящик.

Пузу отдыха не дав,

вгрызся он в железный шкаф.

Шкаф сжевал

420
и новый ищет...

Вздулся вербною свинищей.

С аппетитом сладу нет.

велосипед -

съел колеса,

Ест педали...

Тут их только и видали!

Но не сладил Петя бедный

430
с шиною велосипедной

С грустью

Объявляю вам:

Лопнул пополам.

В минуту

С места срыв,

загремел ужасный взрыв.

Люди прыгают, дрожа.

440
«Это, - думают, - пожар!»

От вели́ка до мала́

все звонят в колокола.

Вся в сигналах каланча,

все насосы волочат.

Подымая тучи пыли,

носятся автомобили.

Кони десяти мастей.

Сбор пожарных всех частей.

450
на видном месте

вскачь несется

Сам брандмейстер.

Сказка сказкою,

ходит городом

Вместе с Симою в ряд

весь отряд октябрят.

Все живут в отряде дружно,

460
каждый делает что нужно, -

как товарищ,

Если туго,

Выручит друг друга.

Радуется публика -

детская республика.

Воскресенье.

Сима рад,

за город ведет отряд.

470
В небе флаг полощется,

дети вышли в рощицу.

Дети сели на лужок,

надо завтракать ужо.

Сима, к выдумкам востер,

в пять минут разжег костер.

Только уголь заалел,

стал картошку печь в золе.

Почернел картошкин бок.

Сима вынул,

Есть картошка,

нету соли. -

Плохо детям,

Хоть кричи,

приуныли, как грачи.

раздался страшный гром.

490
Дети

Стихли впятером.

Луг и роща в панике.

к ногам компанийки

в двух мешках упала соль -

ешь, компания,

Вслед за солью

500
градом

монпасье

с доставкой на дом.

Льет и сыплет,

К общей радости,

булки всякие

и сладости.

Смех средь маленького люда:

Вот так чудо!

Чудо-юдо!

510
Нет,

Не чудо это, дети,

а - из лопнувшего Пети.

Все, что лопал Петя толстый,

рассыпается на версты.

Липнем льет

и валит валом -

так беднягу разорвало.

Масса хлеба,

сласти масса -

520
и сосиски,

и колбасы!

Сели дети,

съел с восторгом всё подряд.

Пир горою и щенку:

И вновь набьет щеку -

кожицею от колбаски.

Кончен пир -

530
конец и сказке.

Сказка сказкою,

А вы вот

сделайте из сказки вывод.

Полюбите, дети, труд -

как написано тут.

Защищайте

Всех, кто слаб,

от буржуевых лап.

Вот и вырастете -

540
истыми

силачами-коммунистами.

«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» написана в 1925-м году. Это первое детское произведение Владимира Маяковского.

Владимир Маяковский – убеждённый коммунист по своим взглядам, а значит выступает против богатых эксплуататоров, поэтому он настойчиво демонстрирует неприязнь, граничащую с ненависть, по отношению к частным собственникам (в короткий период Новой Экономической Политики в СССР в середине 20-х годов было разрешено мелкое предпринимательство).

Сознательно укрупняя, преувеличивая отдельные стороны характера персонажей, поэт вместе с тем стремится к тому, чтобы образ не терял своей конкретности, не нарушал привычных для детей представлений о добре и зле:

Петин папа

был преважным:

в доме жил пятиэтажном

и, как важный господин,

в целом доме

жил один.

Здесь нужно дать уместные цитаты (а не какие попадутся), которые насыщены деталями гиперболическими и гротескными, которые характеризуют жадных, а также их оценку окружающими. Например:

Очень толстый , очень лысый, злее самой злющей крысы . В лавке сластью торговал, даром сласти не давал . Сам себе под вечер в дом 20 сто пакетов нес с трудом , а за папой, друг за другом, сто корзин несет прислуга . Ест он, с Петею деля, мармелад и кренделя . Съест и ручкой маме машет: - Положи еще, мамаша! - 30 Петя взял варенье в вазе, прямо в вазу мордой лазит. Грязен он, по-моему, как ведро с помоями.

В дальнейшее развитие событий (каких событий дальнейшее развитие?? Текст нужно составлять так, чтобы было понятно людям, не читавшим стихотворение) в сказке активно вмешиваются звери: они расправляются с Петей, «обжорой», невоспитанным жадиной, «угнетателем зверей»:

выйдя на балкончик,

жадно лопал сладкий пончик:

словно дождик по трубе,

льет варенье по губе.

Четверней лохматых ног

шел мохнатенький щенок.

Глаза на Петю вскинул:

Дай мне, Петя, половину!

При моем щенячьем росте

не угрызть мне толстой кости.

Я сильнее прочих блюд

эти пончики люблю.

Да никак не купишь их:

заработков никаких. -

Но у Пети

грозный вид.

Отвернуться норовит.

Не упросишь этой злюни.

Щен сидит,

глотает слюни.

Невтерпеж,

поднялся -

впился в пончиковый бок.

посинев от злости,

отшвырнул щенка за хвостик.

и четверо колен

об земь в кровь расквасил щен.

Омочив слезами садик,

сел щенок на битый задик.

Изо всех щенячьих сил

Ну, и жизнь -

не пей, не жуй!

Обижает нас буржуй.

Выйди, зверь и птичка!

Накажи обидчика! -

откуда ни возьмись,

сто ворон слетают вниз.

Весь оскаленный, шакал

из-за леса пришагал.

За шакалом

волочится

разужасная волчица.

на три версты

распустив свои хвосты,

два огромных крокодила.

Как их мама уродила?!

Ощетинивши затылки,

выставляя зубы-вилки

и подняв хвостища-плети,

подступают звери к Пете.

Ах, жадаба!

Ах ты, злюка!

Уязви тебя гадюка!

Ах ты, злюка!

Ах, жадаба!

Чтоб тебя сожрала жаба!

сию минутку,

как поджаренную утку,

так съедим

или иначе.

Угнетатель ты зверячий! -

как только мог,

хвать пузана

за пупок!

понемногу

крокодил нацелил ногу

и брыкнул,

как футболист.

Плохо Пете.

Пете больно.

Петя мчит,

как мяч футбольный.

от шишек страшный,

до Сухаревой башни.

Из-за ошибки почтальона Петя (его милиционер послал родителям по почте) попадает в магазин, проглатывает сначала все съестное, а затем весы, гири и шкафы; наконец, он лопается с натуги, и все проглоченное летит к ногам октябрят, которые сели и с восторгом съели все продукты. (краткие цитаты!!)

По контрасту с Петей показана рабочая семья Симы – средоточие всех достоинств.

Это описание делало образ буржуя конкретным, более выпукло подчеркивало сущность его натуры хозяйчика, алчного и жадного. Вторая часть вводит ребенка в знакомый ему мир, который он любит и ценит: отец Симы - «залихватский кузнец», силач («он в любую из минут подымает пальцем пуд»), а главное - «Симин папа всех умнее, все на свете он умеет». Маяковский как бы «вычленяет» такие художественные детали, которые делают образы Симы и отца очень близкими детям: на столе у них щи да каша, чай в цветастой кружке («у рабочих денег нету»). Становится понятным и дальнейшее противопоставление: «дрянь и Петя и родители; общий вид их отвратителен», но зато «Сима чистый, чище мыла, мылся сам, и мама мыла. Вид у Симы крепыша, пышет, радостью дыша». Поэту такое противопоставление необходимо для того, чтобы дети поняли социальную причину этих различий: дети трудящихся не изуродованы жадностью могут, не имеют права быть другими, потому что они «пролетарии».

Завершается сказка обращением поэта к детям:

Полюбите, дети, труд - как написано тут.

Защищайте

всех, кто слаб, от буржуевых лап.

Важно, что это обращение не выглядит у Маяковского скучным нравоучением, потому что дети были уже подготовлены к нему развитием всех событий в сказке. Как уже отмечалось выше, в качестве основных поэт использует приемы контраста и гиперболизации поступков и действий героев. Особое внимание следует обратить на роль художественной детали в стихотворении. Маяковский великолепно знает читателя, его интересы, жизненный опыт. Именно отсюда и «родились» такие находки, как «сто корзин несет прислуга» (дети чаще всего представление о множественности выражают цифрой 100), «съест и ручкой маме машет» (характерный детский жест), Петин папа «в лавке сластью торговал» (у детей представление о благополучии в семье связывается с наличием или отсутствием сладостей), отец Симы «колесо нашел и рад - сделал Симе самокат» (любимая детская игрушка).

Необходимо также отметить, что первые две части сказки лишены действия, они статичны: поэту важно, чтобы юные читатели поняли сущность характеров отцов Пети и Симы, это подготавливает их к восприятию тех необыкновенных событий, которые произойдут в следующих главах. Особый динамизм события приобретают с того момента, когда Петя Буржуйчиков, швырнув щенка, расквасил ему «нос и четверо колен»: Вдруг, откуда ни возьмись, сто ворон слетают вниз. Весь оскаленный, шакал из-за леса пришагал. Согласно советской идеологии, такое отрицательное качество как жадность есть один из так называемых пережитков капитализма, которые нужно активно преодолевать. Используя традиционные формы народной сказки, Маяковский бичует в глазах детей то чуждое новому обществу, что осталось ему «в наследство» от буржуазного быта и морали. В то же время очень естественно, не впадая в назидательность, он утверждает, как полагалось согласно политической доктрине большевизма, то новое, что принесла с собой революция, славит труд, направленный на благо общества, человечность, величие настоящей дружбы, коллективизм.

Поэт убеждает, не боясь высказывать открытую, бьющую прямо в цель мораль. В ней нет сухого дидактизма и резонерства. Концовки стихотворений звучат как лозунг - требовательный призыв к действию.

Сказка сказкою,

сделайте из сказки вывод.

полюбите, дети, труд –

как написано тут.

Защищайте

всех, кто слаб,

от буржуевых лап.

Вот и вырастете

силачами-коммунистами.

Создавая лирику для детей, Маяковский стремился по-новому раскрыть тему, учитывая детский угол зрения на мир. Он прекрасно понимал, что в произведении для маленьких читателей есть свои секреты. Многое позаимствовал поэт из русского фольклора. В «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» широко использованы элементы традиционной сказки и гротескной литературы. Человеку труда Маяковский противопоставляет бездельников и резко высмеивает лень и тунеядство.

Капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму - первой фазе коммунизма. (Большая советская энциклопедия)

Социали́зм - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.

Коммуни́зм (от лат. commūnis - «общий») - в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.

Резонёрство - один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.

Буржуй - Презрительное или бранное обозначение буржуа. Буржуази́я - социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности

Начнем с произведения Н. Носова «Незнайка на Луне».

«Незнайка на Луне» - роман-сказка Николая Носова из серии о приключениях Незнайки с элементами научной фантастики и социальной сатиры и антиутопии. Это заключительная часть трилогии романов Носова, состоящей из произведений: Сначала о том (очень кратко), что герои романа попадают из мира абсолютного взаимного доверия между людьми, бескорыстия и коммунистического равенства, где даже не знают, что такое деньги, в мир капитализма, описанный советским писателем как мир жестокости, лжи и беспредельной жадности.

Мне кажется, что на эту книгу надо обратить особое внимание. Трудно назвать какое-нибудь детское литературное произведение, где так рельефно было бы показано непримиримое идеологическое противоборство капитализма и социализма (бесспорно, оценка Носовым этого противостояния однозначна - иного и не могло быть в советской литературе того периода). Любимый всеми детьми герой Незнайка попадает на Луну - мир товарно-денежных отношений, общества, где святыми являются институты частной собственности и свободы предпринимательства, где мерилом достоинств и качеств человека является его капитал, где царит жадность и алчность. Здесь действуют иные законы, совсем не похожие на порядки незнайкиной страны идеального коммунизма.

Книга чрезвычайно идеологизирована. Писатель яркими красками расцвечивает ужасы алчного («Лунного») мира: нищету, безработицу, безнравственность, жадность, стремление к наживе.

Здесь немного расписать, т.е. привести примеры того, как жадность правит миром Луны: Мига и Жулио, Большой бредлам, Скуперфильд, ну, и цитату ввернуть с указанием актуальности в современной России.

«- К чему же богачам столько денег? - удивился Незнайка. - Разве богач может несколько миллионов проесть?

- «Проесть»! - фыркнул Козлик. - Если бы они только ели! Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать свое тщеславие.

Это какое тщеславие? - не понял Незнайка.

Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить»

Но это маловато и поэтому мало понятно. Поискать более убедительную.

"Незнайка на Луне" - отражение современной действительности в России. В мире, в котором правит только жажда денег, наживы и развлечений, превращающих людей в баранов. Фрагменты сказки 1964 года звучат как никогда актуально...

В эпоху холодной войны Николай Носов написал замечательную детскую книжку - "Незнайка на Луне". Она поражает вдумчивого читателя размахом затронутых проблем, скрытых под маской детской сказки.

В его книге доводятся до гротеска все недостатки институтов системы бизнеса. Так, фондовая биржа предстает перед читателем как Давилонская баржа, монополистические объединения - в виде больших бредламов. Карикатурно изображается полиция, которая, по Носову, совершенно не следит за соблюдением порядка в государстве. На фоне всего этого резким контрастом выступает общественное устройство земных коротышек. Юный читатель не может устоять перед силой носовских аргументов. Он твердо становится на сторону земных коротышек – предвестников "светлого будущего".

Даже окончательная победа социализма над капитализмом осуществляется не в результате борьбы народа с его поработителями-капиталистами и "вселунной" революции (что соответствовало бы догмам учебников марксизма-ленинизма), а совершенно фантастическим образом. Коротышкам удается разрешить проблему редкости экономических благ (по крайней мере, бесконечно раздвинуть границы области производственных возможностей) за счет резкого увеличения КПД всех отраслей промышленности в результате использования невесомости и внедрения в агротехнику гигантских земных растений. Решение неразрешимой, с точки зрения современной экономической теории, проблемы редкости автоматически приводит к смене формаций.

Проанализировав данные произведения можно сделать вывод, о том что писатели, изображая алчных, жадных взрослых людей, показывают как эти пороки оказывают разрушительное действие на них самих и на их детей. Алчные люди, их облик и поступки, изображаются отталкивающими как с этической, так и эстетической стороны. Проблемы алчности и наживы поднимаются как в реалистической, так и в сказочно-фантастической литературе.


Жили были

Сима с Петей.

Сима с Петей

были дети.

а Симе 7 —

и 12 вместе всем..

Петин папа

был преважным:

в доме жил пятиэтажном

и, как важный господин,

в целом доме

жил один.

Очень толстый,

очень лысый,

злее самой злющей крысы.

В лавке сластью торговал,

даром сласти не давал.

Сам себе под вечер в дом

сто пакетов нес с трудом,

а за папой,

друг за другом,

сто корзин несет прислуга.

с Петею деля,

мармелад и кренделя.

и ручкой маме машет:

— Положи еще, мамаша! —

варенье в вазе,

прямо в вазу мордой лазит.

Грязен он, по-моему,

как ведро с помоями.

Ест он целый день,

и глядь —

Пете некогда гулять.

С час поковыряв в носу,

спит в двенадцатом часу.

Дрянь и Петя

и родители:

общий вид их отвратителен.

даже и ежу —

этот Петя

был буржуй.

жил с отцом,

залихватским кузнецом.

Папа — сильный,

на заводе

с молотками дружбу водит.

Он в любую из минут

подымает пальцем пуд.

Папа явится под вечер,

поздоровавшись для встречи,

скажет маме:

нам с товарищем тащи! —

Кашу съев

да щи с краюшкой,

пьют чаи цветастой кружкой.

У рабочих денег нету.

в редкость есть конфету.

она и слаще,

чем для Пети

целый ящик.

Чай попив,

во весь опор

Сима с папой

мчат во двор.

Симин папа

всех умнее,

всё на свете он умеет,

Колесо нашел

сделал Симе самокат.

Сима тоже деловит:

у него серьезный вид.

Хоть ручонки и тонки,

трудится вперегонки.

Из мешка,

на радость всем,

Сима сам смастачил шлем;

Красную надев звезду,

Сима всех сумел бы вздуть!

Да не хочет —

не дерется!

Друг ребячьего народца.

Сима чистый,

чище мыла.

Мылся сам,

и мама мыла.

Вид у Симы крепыша,

пышет, радостью дыша.

Ровно в восемь

Сима спит.

Спит, как надо —

не сопит.

Птицы с песней пролетали,

«Сима — пролетарий!»

выйдя на балкончик,

жадно лопал сладкий пончик:

словно дождик по трубе,

льет варенье по губе.

Четверней лохматых ног

шел мохнатенький щенок.

Глаза на Петю вскинул:

— Дай мне, Петя, половину!

При моем щенячьем росте

не угрызть мне толстой кости.

Я сильнее прочих блюд

эти пончики люблю.

Да никак не купишь их:

заработков никаких.-

Но у Пети

грозный вид.

Отвернуться норовит.

Не упросишь этой злюни.

Щен сидит,

глотает слюни.

Невтерпеж,

поднялся —

впился в пончиковый бок.

посинев от злости,

отшвырнул щенка за хвостик.

и четверо колен

об земь в кровь расквасил щен.

Омочив слезами садик,

сел щенок на битый задик.

— Ну, и жизнь —

не пей, не жуй!

Обижает нас буржуй.

Выйди, зверь и птичка!

Накажи обидчика! —

откуда ни возьмись,

сто ворон слетают вниз.

Весь оскаленный, шакал

из-за леса пришагал.

За шакалом

волочится

разужасная волчица.

на три версты

распустив свои хвосты,

два огромных крокодила.

Как их мама уродила?!

Ощетинивши затылки,

выставляя зубы-вилки

и подняв хвостища-плети,

подступают звери к Пете.

— Ах, жадаба!

Ах ты, злюка!

Уязви тебя гадюка!

Ах ты, злюка!

Ах, жадаба!

Чтоб тебя сожрала жаба!

сию минутку,

как поджаренную утку,

так съедим

или ин_а_че.

Угнетатель ты зверячий! —

как только мог,

хвать пузана

за пупок!

понемногу

крокодил нацелил ногу

и брыкнул,

как футболист.

Вались! —

Плохо Пете.

Пете больно.

Петя мчит,

как мяч футбольный.

от шишек страшный,

до Сухаревой башни.

Для принятья строгих мер —

к Пете милиционер.

Говорит он грозно Пете:

— Ты ж не на велосипеде!

Что ты скачешь, дрянный мальчик?

Ты ведь мальчик,

а не мячик.

Беспорядки!

Сущий яд —

дети этих буржуят!

Образина милая,

как твоя фамилия? —

Петя стал белей, чем гусь:

— Петр Буржуйчиков зовусь.

— Где живешь,

мальчишка гадкий?

— На Собачьевой

площадке. —

Собеседник Петю взял,

вчетверо перевязал,

затянул покрепче узел,

поплевал ему на пузо.

страшный страж

свой чернильный карандаш,

вывел адрес без помарки.

наклеил марки,

— не зря ж торчать! —

сургучовую печать.

Сунул Петю

почтовому ящику.

Щелка узкая в железе,

Петя толст —

пищит, да лезет.

— Уважаемый папаша,

получайте

чадо ваше!

Сказка сказкой,

ковылял четверкой ног.

Ковылял щенок,

проходил известный Сима,

получивший

что-то вроде леденца.

Щений голод видит Сима,

невыносимо.

выпятивши грудь:

— Кто посмел щенка отдуть?

Объявляю

к общей гласности:

все щенята

в безопасности!

Я защитник слабого

и четверолапого. —

Взял конфету из-за щек.

— Н_а_, товарищ!

ешь, щенок! —

Проглотил щенок

кланяться концом хвоста.

Сел на ляжечки

Симе лапу подает.

— Спасибо

от всей щенячьей души!

Люби бедняков,

богатых круши!

Узнается из конфет,

добрый мальчик

Животные домашние —

друзья всегдашние. —

Замолчал щенок,

появляется верблюд.

Зад широкий,

морда _у_же,

весь из шерсти из верблюжьей.

рабочий честный скот,

вот штаны,

и куртка вот!

Чтобы их тебе принесть,

выстриг шерсть.

А потом пришел рабочий,

взял с собою

шерсти клочья.

Чтобы шерсть была тонка,

день работал у станка.-

За верблюдиной баранчик

преподносит барабанчик

собственного пузыря.

— Барабаньте, чуть заря! —

А ближайший красный мак,

цветший, как советский флаг,

на Симу прикололся.

восторг на морде:

красный орден! —

Смех всеобщий пять минут.

В это время,

тут как тут,

шла четверка

из ребят,

развеселых октябрят.

Ходят час,

не могут стать.

— Где нам пятого достать?

Как бы нам помножиться? —

Обернули рожицы.

Тут фигура Симина.

— Вот кто нужен именно! —

Видно — красный,

а не белый.

И без всяких разногласий

обратился к Симе Вася:

— Заживем пятеркой братской,

звездочкою октябрятской? —

с Симой ходят, барабаня.

радостью пылая,

впереди несется, лая.

Перед ними

автобусы

рассыпаются, как бусы.

Вся милиция

отдает отряду честь.

Сказка сказкою,

едет, как письмо, в пакете.

Ехал долго он и еле

был доставлен в две недели.

Почтальон промеж бумажками

сунул в сумку вверх тормашками.

Проработав три часа,

начал путать адреса.

Сдал, разиня из разинь,

не домой, а в магазин.

скисши от поста,

распечатался и встал.

плоский, как рубли.

Он уже не шар,

Воскресенье —

в лавке пусто.

вмиг приходит в чувство

и, взглянув на продовольствие,

расплывается от удовольствия.

Рот раскрыл,

слюна на нем.

— Ну, — сказал, —

с чего начнем? —

Запустил в конфеты горсти

и отправил в рот для скорости.

и еле-еле

все прикончил карамели.

Петя, переевши сласть,

начал в пасть закуски класть

и сожрал по сей причине

все колбасы и ветчины.

Худобы в помине нет,

весь налился,

как ранет.

Все консервы Петя ловкий

скушал вместе с упаковкой.

Все глотает, не жуя:

аппетит у буржуя!

Без усилий

и без боли

съел четыре пуда соли.

Так наелся,

что не мог

устоять на паре ног.

Петя думает:

«Ну, что же!

кушать лежа».

но он не сыт,

слопал гири и весы.

Видано ли это в мире,

чтоб ребенок

лопал гири?!

жадности образчик;

гири хрустнули,

как хрящик.

Пузу отдыха не дав,

вгрызся он в железный шкаф.

Шкаф сжевал

и новый ищет…

Вздулся вербною свинищей.

С аппетитом сладу нет.

велосипед —

съел колеса,

ест педали…

Тут их только и видали!

Но не сладил Петя бедный

с шиною велосипедной.

С грустью

объявляю вам:

лопнул пополам.

с места срыв,

загремел ужасный взрыв.

Люди прыгают, дрожа.

«Это, — думают, — пожар!»

От вел_и_ка до мал_а_

все звонят в колокола.

Вся в сигналах каланча,

все насосы волочат.

Подымая тучи пыли,

носятся автомобили.

Кони десяти мастей.

Сбор пожарных всех частей.

на видном месте

вскачь несется

сам брандмейстер.

Сказка сказкою,

ходит городом

Вместе с Симою в ряд

весь отряд октябрят.

Все живут в отряде дружно,

каждый делает что нужно, —

как товарищ,

если туго,

выручит друг друга.

Радуется публика —

детская республика.

Воскресенье.

Сима рад,

за город ведет отряд.

В небе флаг полощется,

дети вышли в рощицу.

Дети сели на лужок,

надо завтракать ужо.

Сима, к выдумкам востер,

в пять минут разжег костер.

Только уголь заалел,

стал картошку печь в золе.

Почернел картошкин бок.

Сима вынул,

— Есть картошка,

нету соли. —

Плохо детям,

хоть кричи,

приуныли, как грачи.

раздался страшный гром.

стихли впятером.

Луг и роща в панике.

к ногам компанийки

в двух мешках упала соль —

ешь, компания,

Вслед за солью

монпасье

с доставкой на дом.

Льет и сыплет,

к общей радости,

булки всякие

и сладости.

Смех средь маленького люда:

— Вот так чудо!

чудо-юдо!

не чудо это, дети,

а — из лопнувшего Пети.

Все, что лопал Петя толстый,

рассыпается на версты.

Ливнем льет

и валит валом —

так беднягу разорвало.

Масса хлеба,

сласти масса —

и сосиски,

и колбасы!

Сели дети,

съел с восторгом всё подряд.

Пир горою и щенку:

и вновь набьет щеку —

кожицею от колбаски.

Кончен пир —

конец и сказке.

Сказка сказкою,

сделайте из сказки вывод.

Полюбите, дети, труд —

как написано тут.

Защищайте

всех, кто слаб,

от буржуевых лап.

Вот и вырастете —

силачами-коммунистами.