Как узнать сенсор мыши. С точки зрения оптических мышей…

Оптические мыши точнее лазерных. Чем DPI выше, тем лучше. Акселерация – зло. Беспроводные мыши лагают. Значение чувствительности мыши в настройках Windows нужно ставить на 6.

Если вы хоть что-нибудь из этого поняли, то, вероятно, вы уже потратили какое-то время на чтение различных статей о выборе игровой мыши, пытаясь выяснить, что же на самом деле имеет значение.

В сети существуют странные, исключительно подробнейшие статьи и форумные посты о каждом аспекте игровых мышей (дрожания, акселерации и считывание на дюйм), причём многое из этого наполнено устаревшей информацией, техно-вуду и интернет-фольклором. Я попытался выяснить правду о некоторых наиболее запутанных элементах технологии игровых манипуляторов, и развеять некоторые из самых распространённых заблуждений.

Миф – оптические мыши лучше лазерных

Вывод: верно , но всё несколько сложнее. Лазерные мыши, на самом деле, это оптические для новичков.
Это, пожалуй, самое распространённое мнение об игровых мышах, какое только можно встретить в сети. Оптические мыши лучше и точнее лазерных. Лазерные мыши просто барахло! Увы, но всё чаще и чаще в игровые мыши ставят лазерные сенсоры, делая из оптических редких и особенных зверьков. Так пишут в Интернете. А как дела обстоят на самом деле?

Для начала, между лазерными и оптическими сенсорами больше общего, чем вы можете себе представить.

В лазерных мышах, по правде говоря, вовсе не лазерный сенсор, а оптический. Просто он использует лазерную подсветку. Однако людям проще свести все к оптике против лазера, хотя, на самом деле, это инфракрасный или красный LED (в оптических мышах) против VCSEL (поверхностно-излучающий лазер с вертикальным резонатором). Всё ещё LED, но уже лазер. Все сенсоры за секунды снимают множество тысяч кадров, исходя из сравнения которых и определяется направление и расстояние движения манипулятора.

И оптические мыши, и те, что с лазерной подсветкой, для съёмки поверхности под собой используют CMOS сенсоры, и по этим изображениям определяется движение мыши. Этот сенсор похож на тот, что установлен в вашем смартфоне или цифровой камере, хотя работает он совсем иначе (например, делает тысячи снимков в секунду). А раз сенсор тот же самый, чем же оптика «лучше» лазерной подсветки?

У лазера другой длина волны, делающая его больше похожим на материю, чем на LED излучение. Это делает лазер более чувствительным к неровностям поверхности. Свет LED же менее чувствителен, его проще восстановить. На поверхности есть пики, которые он и считывает.

Если вы поближе взглянете на тряпичные коврики, то увидите, что они сотканы из волокон, и лазер прекрасно «видит» их структуру. Но никому это не нужно, когда всё, что необходимо, это измерить пройденное мышью расстояние. Лазер же углубляется под поверхность, где, особенно на низких скоростях, действует по-другому. Вот почему между низкой и высокой скоростями такая разница.

Сенсоры с лазерной подсветкой необычайно хорошо работают на жёстких ковриках, но на мягких, с большей глубиной поверхности, они собирают слишком много бесполезной информации, что приводит к разнящейся эффективности на разных скоростях. Это то, что большинство называет «акселерацией» или «погрешность разрешения из-за скорости».

И всё-таки, насколько велика разница между оптическим сенсором и сенсором с лазерной подсветкой? У последних есть 5-6% отклонений при считывании на разных скоростях. У лучших оптических сенсоров этот параметр ниже 1%.

Миф – проблема «акселерации» – мышь по-разному ведёт себя на разных скоростях движения

Вывод: ложь . Проблема реальная, но термин «акселерация» в данном случае неприменим. Эксперты Logitech предлагают две альтернативы: «погрешность разрешения из-за скорости» и «зависящая от скорости вариативная точность».

Акселерация – крупная, сложная проблема. Вот как её обычно описывают в Интернете: если быстро погонять мышь по коврику, а затем медленно вернуть её в точку, откуда начали, курсор тоже должен вернуться к первоначальной позиции. Если нет, мышь страдает от некой формы акселерации, что значит, по-разному считывает разные скорости движения. Плохо, да? Нам ведь нужно, чтобы мышь и курсор двигались в унисон, а иначе, в напряжённой перестрелке в FPS, это может привести к промахам.
Так что же вызывает эту проблему? И почему «акселерация» – неудачное название?

Акселерация, как пишут люди в Интернете, наблюдается лишь на определённом семействе сенсоров с лазерной подсветкой. Это погрешность точности относительно скорости, с которой перемещается мышь. Сам манипулятор не имеет никакой собственной акселерации, ни позитивной, ни негативной. Сложность в том, чтобы заставить курсор переместиться на то же расстояние, что с разной скоростью проходит мышь. Действительно, проще выговорить «у лазера есть акселерация».

Если назвать акселерацию «погрешностью разрешения из-за скорости», важно отметить, что «разрешение» не имеет ничего общего с качеством изображения (не стоит думать об этом, как о 1080р, 4К и прочем). Разрешение – это связь между движением руки и пройденным на экране расстоянием. Параметр, складывающийся из того, сколько пикселей на экране преодолевается при перемещении мыши на один дюйм.

Так вот, ни курсор, ни сенсор не ускоряются, когда вы двигаете мышью с разной скоростью. Проблема в несовпадении данных, которые манипулятор считывает при движении с разным ускорением. Объяснять, почему так происходит, довольно сложно, а мы и так углубимся в технические дебри в разборе следующего мифа о DPI. Но, если упростить, погрешность разрешения из-за скорости возникает от того, что сенсор мыши принимает слишком много шума в сделанным им снимках рабочей поверхности. И, как вы помните из предыдущего мифа, такая особенность больше свойственна манипуляторам с лазерной подсветкой.

При движении мыши сенсор лишь одно направление считает «правильным»: то, в котором вы её передвигаете. Когда сенсор начинает принимать шум, тот преобразуется в «считывание» движений в ложных направлениях – например, мельчайшие рыки вверх и вниз, пока вы уводите мышь в сторону. Добавление подобных ложных считываний «меняет число считываний, которые получаем в конце перемещения мыши. Так, вы сдвигаете мышь строго горизонтально, но ваша система теряет часть этого движения, принимая его как вертикальное, в результате чего траектория будет короче».

Миф – чем выше DPI, тем лучше

Вывод: ложь . Некоторые значения DPI (6000 и выше) просто смехотворно велики для размеров и разрешения современных мониторов, да и многие мыши оснащены сенсорами, не приспособленными для таких значений, что негативно сказывается на производительности.

Если вы когда-либо следили за рынком смартфонов или цифровых камер, вы должно быть, знакомы с гонкой за мегапикселами: камеры наращивали разрешение, поскольку это прекрасно для маркетинга. Но на качество фотографии влияет множество других факторов, вроде качества линз и истинного размера пиксела на CMOS матрице. Вот почему камеры в айфонах становятся год от года всё лучше, оставаясь с 8-ю мегапикселами со времен iPhone 4S.

Это же справедливо и для сенсоров, применяемых в игровых манипуляторах. Так вот, высокий DPI вовсе не обязательно плох. Ведь 30 мегапиксельный DSLP сенсор может быть фантастическим, верно? Проблема с высокими значениями DPI мыши в том, как сенсорам удаётся достигать таких показателей.

Нужно понять, как работает CMOS сенсор в мыши. Его матрица намного меньше, чем в цифровой камере, и у неё нет глубины цвета. Но она может делать тысячи снимков в секунду. К примеру, Logitech G502 может снимать 12000 кадров в секунду. Сравнивая эти снимки, сенсор определяет направление движения мыши и пройденное ею расстояние.

Разрешение мыши отличается от того, что называют этим словом в цифровых камерах, где это связано с числом пикселов в матрице. Оптический сенсор работает не так. Его разрешение – это число пикселов на столе. Представьте себе пиксель (у нас же линзы и оптическая система), решите, какой он величины, вот здесь, на столе. Теперь решите, сколько их войдет на отрезок в один дюйм. Вот это и есть разрешение. К примеру, на матрице один пиксел – 30 микрон. Сколько таких тридцатимикроновых малышей войдет в один дюйм?

Если CMOS сенсор использует пиксели в 30 микрон, его разрешение составит около 840 DPI или CPI, то есть, число считываний, которые сделает мышь, пройдя один дюйм. А вот дальше всё усложняется: у мыши с 8400 DPI вовсе не обязательно размер пиксела в 10 раз меньше, как, по идее, должно быть. Почему? Потому что DPI часто повышается делением реальных пикселов на всё меньшие и меньшие доли. И этот тот момент, когда более высокий DPI оказывает медвежью услугу.

Физическое разрешение так и остаётся один пиксель, но система способна видеть менее одного благодаря обработке кадра, она способна понимать фракции пикселов. Если система мощная, то может различить, скажем, одну восьмую часть пиксела. То есть, берёте пиксел, делите его на восемь частей, затем эти минипикселы в одну восьмую от 30 микрон выкладываете на стол. Сколько таких войдет в один дюйм? Очень много, но ведь изначальное разрешение не изменилось, это всё ещё нативный физический пиксел.

Обработанное разрешение, создаваемое алгоритмами сенсора, позволяет оперировать гораздо большим количеством нарезанных «пикселов», но для точности это бесполезно. Всё, что вы получаете – скорость. Чтобы получить одно считывание, мышь надо сдвинуть совсем на чуть. Пикселы крохотные, одна восьмая от 30 микрон, и, благодаря этому, чувствительность очень высокая, гораздо выше, чем на системе с большими 30 микронными пикселами.

Иллюстрация уровня шума на примере wi-fi роутера.

Каждый сенсор манипулятора принимает определённое количество валидных сигналов и определённое количество шума, так называемый уровень шума. Представьте себе, что вы работаете с полноценными 30 микронами: будет (относительно) просто отфильтровать сигнал от шума. А теперь попробуйте вообразить тот же процесс с одной восьмой объема данных. Чем больше вы делите пиксел, тем теснее сходятся сигнал и уровень шума, тем сложнее отделить необходимые данные от мусора. Когда система уже не может их различить, сенсор начинает передавать шум, что выражается в неточных движениях.

Вот в чём опасность повышения DPI, если главный инженер не понимает базовых возможной сенсора. Если нацелиться лишь на высокое значение DPI, и весь дизайн строить вокруг этого, проект ждет неудача, система на выходе получится слабая. Она будет страдать, что называется, ложным движением, это когда вы ничего не делаете, просто оставляете мышь на столе, а курсор сам потихоньку ползёт в сторону, собирая шум и создавая считывания. Вот она, проблема неправильного дизайна. Верный же подход заключается в том, чтобы разработать мышь для низкого разрешения, крепкую и надёжную систему, не гнаться за высоким разрешением, ломая все законы дизайна и разработки.

Во многих игровых мышах, в особенности с лазерной подсветкой, используются сенсоры, спроектированные годы назад. Апгрейд манипулятора модели 2013 года до модели 2015 может обойтись тем же сенсором, но предложить больший DPI благодаря дроблению изначального разрешения. При делении пикселов получается больше шума, а потом достигается тот предел, когда сенсоры старых поколений начинают массово снимать уж совсем подозрительные кадры.

И это плохо. Просто ужасно. Конечно, это не означает, что манипулятор со старым, c разогнанным DPI сенсором будет хуже при любых условиях. При низких значениях DPI он будет работать, как и старая модель, поскольку этот параметр будет близок (или равен) его изначально спроектированной величине. Но задерите DPI вверх до упора, и вы увидите всё: ложное движение, погрешность разрешения из-за скорости, рябь курсора и прочие проблемы. Поэтому, наблюдая выход на рынок новой мыши, хвалящейся высокими значениями DPI, будь осторожны. Всякое может быть.

Миф – проводные игровые мыши быстрее и точнее беспроводных

Вывод: это было истиной на протяжении многих лет, но сейчас вы, вероятно, не увидите разницы между хорошей беспроводной мышью и обычной «хвостатой».

Во время тестирования беспроводных игровых мышей у меня был и хороший опыт, и не очень. Были те, что лаговали, а были и такие, что работали на уровне проводных. У многих беспроводных игровых мышей частота опроса не превышает 500 гц, в то время как проводные обычно предлагают 1000 Гц. В последнем случае данные посылаются мышью на ПК каждую 1 миллисекунду вместо 2, как у беспроводных. Если вы исключительно, невероятно чувствительны к отклику мыши, вы, быть может, заметите разницу. Но помните, что у большинства мониторов частота обновления всего 60 Гц или, в лучшем случае, 144 Гц. Вы скорее заметите проблемы в работе мыши, связанные с качеством сенсора, чем с частотой опроса.
Франсуа Морьер твердо уверен в том, что можно создать превосходную беспроводную игровую мышь, главное, чтобы проект изначально опирался на беспроводную модель.

Всё начинается с сенсора. Если говорить о беспроводном дизайне, то сенсор – наиболее требовательная часть продукта. Если поставить в него сенсор, спроектированный для проводной мыши, то всё упрётся в малый срок автономной работы и, возможно, большой отклик, поскольку ради сохранения энергии придётся пойти на компромисс с остальными модулями. И это всё последствия непродуманного дизайна. Но, если вы понимаете, что требуется игроку, в какой момент ему нужен отклик, а в какой он его не заботит, вы сможете оптимизировать проект. Получить приличную автономность и сохранить замечательную производительность.

Если вы пользуетесь беспроводной игровой мышью, держите приёмник на столе, поближе к мыши. Случайные радиосигналы от телефонов, роутеров и других устройств могут вмешиваться в работу и снижать эффективность манипулятора. Ограничивая подобные возможные вмешательства, вы, скорее всего, не отличите свою мышь от проводной.

Миф – чувствительность мыши в Windows должна быть установлена на 6 из 11

Вывод: для игр – ложь , поскольку ни одна современная игра не использует настройки указателя из ОС.
Настройка на 6 из 11 в Windows, предположительно, даст вам ощутить работу мыши и движение курсора в ОС идеальнейшим образом. Правда в том, что для обычной работы в Windows вам вообще не следует трогать этот ползунок. К примеру, если вы поставите его на 11/11, то мышь начнет пропускать считывания и глючить.

А что с играми? Для них эти настройки не имеют значения. Большинство игр работают с мышью напрямую, обходя все установки операционной системы. Нет ничего страшного в том, что скорость указателя будет установлена на 6/11, но в играх, вышедших за последние полтора десятилетия, вы не увидите никакой разницы.

Миф – MX 518 до сих пор остается лучшей игровой мышью

Вывод: ложь , но ностальгия – это прекрасно.

Нет на свете игровой мыши более обожаемой, чем Logitech Mx 518, выпущенная в 2005 году. Ещё есть игроки, которые приносят на ней клятвы. Бесспорно, в свое время это была великолепная мышь, но любой, кто всё ещё считает её лучшей, упускает из виду огромный шаг вперёд, сделанный манипуляторами с 2005 года: более высокие значения DPI (иногда это может быть плохо, как мы уже разобрались выше, но существует множество мышей, которые легко бьют 1600 DPI MX 518 без страшных потерь), более высокая частота опроса и годы исследований в эргономике и использовании материалов.

Более значительно то, что одна из самых очернённых ныне функций мышей, названная (prediction), появилась в MX 518. Предсказание, также известное как сглаживание углов (angle snapping), сглаживает движения мыши, помогая прочертить прямую линию. Для гейминга, очевидно, оно не особо нужно, поскольку там требуется точная корреляция движений, а не мышь, пытающаяся предсказывать их. Хотя современные игровые мыши часто предлагают возможность отключения предсказания, оно почти всегда и так выключено на уровне драйвера. В MX 518, однако же, оно было включено по умолчанию. И без возможности отключения.

Миф – если заклеить половину сенсора мыши, это поможет снизить расстояние отключения мыши при её поднятии

Вывод: ложь . Технически, это работает, но идея плохая, так как негативно сказывается на работе сенсора.
Расстояние отключения – точка, на которой мышь прекращает считывать поверхность под собой. Для определённой группы игроков, играющих с низкой чувствительностью (чаще всего в старые игры, вроде Counter-Strike 1.6), низкое расстояние отключения очень важно, потому как они часто поднимают мышь и переставляют её на другую сторону коврика.

Если это расстояние слишком велико, сенсор продолжит считывать поверхность после понятия, что вызовет нежелательное движение курсора. Лайфхак с заклеиванием части сенсора призван решить эту проблему.

Лента скрывает часть света, испускаемого LED, что уменьшает время, за которое сенсор понимает, что мышь оторвана от поверхности. Возникает такое чувство: «Ура, я уменьшил это расстояние!», а, на самом деле, вы к этому ещё и снизили скорость работы мыши. Работать остается лишь половина матрицы, что негативно сказывается на скорости считывания. Низкие скорости это затрагивает не так заметно, но для высоких на некоторых поверхностях это может оказаться критичным. Сомнительный компромисс. Обычно, если человек доволен таким положением, он не слишком высокоскоростной игрок, и вполне может смириться с этим. Но, правда же, оно того не стоит.

На сегодняшний день несколько «мышиных» компаний предлагают функцию калибровки поверхности, которая подстраивает мышь под рабочую поверхность, а затем и позволяет задать расстояние отключения. Это уж точно лучше, чем заклеивание сенсора лентой, потому как сохраняет высокую скорость работы манипулятора. Большое расстояние отключение типично для производителей, выбирающих шаблонные настройки, позволяющие сенсору работать на поверхностях с различными цветами и текстурами.

С калибровой поверхности нет нужды в подобных шаблонах, поскольку можно настроить расстояние отключения на свой вкус.

Сенсор - основной компонент мыши. Именно сенсор в наибольшей степени определяет, насколько качественно мышь будет передавать движения вашей руки. Данный материал представляет собой краткий обзор наиболее популярных оптических сенсоров, В первой части мы рассмотрим наиболее слабые из представленных на рынке игровых сенсоров.

Следует помнить, что производители игровых устройств не производят сенсоры сами, а используют продукцию других фирм. Поэтому, как правило, мышки, построенные на одних и тех же сенсорах, но от разных производителей, будут иметь схожие характеристики, такие как качество трекинга, разрешение (dpi), максимальная скорость и т.д. Тем не менее, некоторые компании (особенно крупные) могут вносить существенные модификации в оптическую систему своего устройства, могут использовать специфическую прошивку, микроконтроллер и т.д. Это надо иметь ввиду.

Примечание. После того, как компания Pixart купила "сенсорное" подразделение компании Avago (Agilent), фактически, на рынке игровых устройств фактически один производитель - Pixart.
СЛАБЫЕ СЕНСОРЫ

Avago A5050

В действительности, А5050 не является игровым сенсором (это упрощенная версия действительно игрового A3050). Однако на рынке сейчас сейчас огромное количество дешевых мышек с этим сенсором от разных производителей, которые заявляют, что их мышь - действительно игровая. ЭТО НЕ ТАК. За красивой оберткой 10-долларовой мышки с aliexpress (или с полки гипермаркета) скрывается обычный офисный сенсор, главные минусы которого - очень низкая предельная скорость работы (менее одного метра в секунду: ускорение не более 8g) и высокая угловая ошибка. Конечно, для любителей танков и доты этого вполне хватит, но для серъезной игры A5050 точно не подходит. Интересно то, что официальная спецификация говорит, что максимальные dpi для А5050 - 1375. А по факту, производители пишут что хотят. Можно встретить мышки и 1600 dpi и 2400 dpi и 5500 dpi.

Выводы: А5050 один из худших сенсоров на рынке игровых устройств

"Игровая" мышь Aula killing the soul. 2000 dpi. Сенсор A5050.

Pixart 3305

История данного сенсора тесно связана с мышью SteelSeries Kana. В лице новой серии мышек от SteelSeries (Kana и Kinzu v2) весь игровой мир ждал убийц эталонной на тот момент Microsoft 1.1A. В итоге ничего необычного мы не увидели. Kana и Kinzu v2 получили крайне посредственный сенсор - Pixart PAW3305. При довольно большой матрице 32х32 пикселя, скорость фотографирования в Pixart 3305, почему-то, оказалась всего 3600 кадров/с, что в итоге сделало этот сенсор технически хуже предыдущего поколения (A3060/A3080/S3888)

У стандартного PAW3305DK очень низкая предельная скорость работы - 1.5-2 м/с. Этого не хватает профессиональным игрокам - сенсор "срывается" при резких движениях. В качестве решения этой проблемы был предложен вариант сенсора PAW3305DK-H с более слабой (0.5х) линзой. Это помогло увеличить максимальную скорость до приемлемых 3+ м/с. При этом dpi, естественно, уменьшились в два раза и 3200 dpi на мышках с "H" модификацией - миф.

Второй вопрос - угловая привязка. Она не очень большая, но она есть.

Также в PAW3305 есть небольшая положительная акселерация и непонятный, но небольшой лаг сенсора на некоторых моделях.

Как результат, движения мыши с сенсором PAW3305 воспринимаются, как немного неправильные и неестественные.

Интересно, что бывший игрок команды NaVi Starix некоторое время играл на SteelSeries Kana (PAW3305-H), после чего вскоре ушел из команды и занял должность тренера.

Сейчас Pixart 3305 устанавливается в мышках A4tech V-серии, а также практически в любой мышке, на которой указано 3200 dpi, которых на рынке сейчас тысячи.

Выводы: Pixart PMW3305 вполне подойдет начинающим игрокам. Но точно не настоящим геймерам.

A4tech Bloody V3. PAW3305. Удобная и неточная.

Avago A3050

Теперь уже Pixart A3050. Самый дешевый и простой игровой сенсор от Pixart. Матрица 19x19 пикселей и 6666 fps. Максимальные 4000 dpi (на коробке часто указывают 2000, иногда 3500). Но 4000 dpi лучше не использовать - абсолютно не играбельно. Лучшие значения dpi для этого сенсора - это 500 или 1000 (немного похуже). Часто у мышек на А3050 высокая дистанция отрыва. В наличии регулируемая (но не до конца) угловая привязка. И вообще, с обсчетом углов есть проблемы (что естественно для такой маленькой матрицы). Кроме того, У А3050 довольно сильная акселерация. Из плюсов - быстрый отклик сенсора на движения пользователя, а также максимальная скорость - около 3 м/с в зависимости от коврика.

Сенсор A3050 очень популярен, благодаря А-серии мышек от A4tech. Также его активно используют многие другие производители. Наиболее известные модели на А3050 - SteelSeries Kinzu v3 (быстро снята с рынка в пользу Rival 100), CM Storm Xornet.

Выводы: Pixart A3050 - ничем не примечательный сенсор средней руки. Лучше немного добавить и взять что-нибудь более достойное.

Заключение

К сожалению, нам пришлось говорить о сенсорах, покупка которых не обещает ничего хорошего. В настоящее время, в том же ценовом диапазоне есть много крепких середнячков, типа A3090, PMW3320, AM010, без каких-либо существенных недостатков, которые имеют гораздо лучшее соотношение цена/качество. В итоге, получился материал из серии "как не надо делать". Впрочем, представленная информация будет крайне полезной тем, кто собирается покупать недорогое устройство.


Продолжаем делать мини-обзоры наиболее популярных сенсоров мыши. Сегодня речь пойдет о сенсорах средней руки - не самых лучших, но покупка которых в определенных ситуациях может быть вполне оправдана.


Если вы знаете, какой сенсор установлен в вашей будущей мышке, вы можете еще до покупки узнать о достоинствах и недостатках той или иной модели устройства. Однако следует помнить, что реализация одного и того же сенсора может отличаться в зависимости от производителя.

Разговор пойдет о сенсорах среднего сегмента в техническом плане (не в ценовом).

Pixart A9800 (А9500)

По ощущениям, лазерный оптический сенсор А9800 занимает свыше 95% рынка лазерных мышек. А9800 и его предшественник А9500 (технически они не сильно различаются) является первым и единственным лазерным сенсором, который действительно можно назвать игровым.

Технические характеристики впечатляют:

Скорость работы >4,5 м/с
- ускорение 30G
- скорость фотографирования поверхности 12000 fps
- регулируемая высота отрыва
- большая светочувствительная матрица 30х30 пикселей
- 8200 dpi(cpi) с шагом 50 (dpi и шаг могут отличаться у разных производителей)

Технически все идельно. Но что-то с этим сенсором не так. Ведь 99% профессиональных игроков в Counter-Strike используют именно оптические мыши, а не лазерные.

Главная проблема лазерного сенсора А9800 (и соответственно А9500) - это СЛУЧАЙНАЯ АКСЕЛЕРАЦИЯ, достигающая 5-6%. Что такое акселерация можно прочитать . Говоря простым языком, А9800 имеет довольно большую случайную погрешность. И это факт. Об этом говорят и создатели игровых устройств, и данные различных тестов.

Акселерация А9800 является следствием особенностей лазерного излучения. Она физически "зашита" в сенсор и программно никак не убирается.

Важно знать, что эффект акселерации в А9800 (А9500) можно существенно уменьшить, если использовать в качестве поверхности коврики из твердых материалов: пластмасса, алюминий. Но это создает пользователю лишние проблемы: такие ковры дороже и имеют свойство истираться и истирать ножки мышек.

Любители теории заговора могут также порассуждать на тему: почему капитан команды Natus Vincere - Zeus не считается крутым аимером? Может потом, что уже очень долго использует SteelSeries Xai (A9500) а сочетании с тряпичным ковром? А бывший игрок вышеназванной команды Ceh9 понял, что "не тащит" разве не после того, как пересел на SteelSeries Sensei (A9800)? Совпадение? Не думаю!

К сожалению, пока не удалось найти объективную информацию по акселерации в новых модифицированных вариантах А9800 (Razer Taipan, Logitech g500s). Имеющиеся данные противоречивы.

В интернете также можно найти информацию,будто бы акселерация в А9800 была исправлена новой прошивкой. Это не так! Вброс действительно был получен от сотрудника одного из производителей игровых устройств, но он имел в виду отсутствие алгоритма "сглаживания" в последних версиях прошивки А9800. С включенным сглаживанием задержка А9800 при высоких значениях dpi могла достигать более 20 мс.

Выводы: во многом А9800 прекрасен: точно считает углы, тонко настраивается. Кроме того, на рынке просто ОГРОМНЕЙШИЙ ВЫБОР мышек с этим сенсором. Каждый найдет форму/размер/вес на свой вкус. Но проблема с акселерацией не позволяет причислить его к "лику святых". А9800 остается отличным выбором для игр типа Dota 2, League of Legends и т.д. Для Counter-Strike лучше поискать что-нибудь другое.

А3090

А3090 впервые появился во второй версии Logitech G400 и получил маркировку S3095 (видимо Logitech вносили какие-то свои изменения). Позже сенсор стал окрытым и для других производителей.

Техническая часть:
- максимальная скорость: до 4.5 м/с (может быть существенно ниже на некоторых моделях)
- матрица 30х30 (А3090 является приемником А3080/А3060)
- 6400 fps
- LED-подстветка (красная), инфракрасная в Roccat Savu.
- максимальные dpi зависят от прошивки: 3500 на более ранеей и 4000 на поздних.
- нативные dpi сенсора: 1800/3500 (3500 dpi версия) и 800/4000 (4000 dpi версия)
- высота отрыва существенно зависит от конкретной реализации, но чаще всего довольно высокая

А3090 дал начало новой эры топовых сенсоров: высокая скорость работы без существенной акселерации, отсутствие угловой привязки (и вообще углы неплохо считает), низкий уровень шума.

Многие производители испытывали сложности с А3090 в плане технической реализации. Как правило, это касается высота отрыва и максимальной скорости работы. Но в целом, на 800 dpi сенсор ведет себя отлично практически на всех моделях (прошивка 4000 dpi).

Во многих вариантах А3090 применяется технология "сглаживания" (smoothing ). Суть в том, что мышь не выдает результаты трекинга сразу, а применяет в данным некоторый алгоритм обработки. Это позволяет существенно уменьшить уровень шума на высоких dpi, но привносит некоторую специфику в работу сенсора. Может ощущаться задержка отклика мыши, некоторая неточность при маленьких движениях, неестественность при быстрых длинных переводах. Вероятно, при 800 dpi сглаживание в А3090 не используется, либо его эффект не заметен.

В 4000 dpi версии A3090 могут быть проблемы с мертвой зоной. Когда вы начинаете движение, мышь реагирует не сразу, а с некоторой задержкой, что может приводить к движению "рывками" и пропускам пикселей.

Популярные мыши на сенсоре А3090: Zowie AM/FK/EC-evo, Logitech G400/G400s, SteelSeries Kana V2, Roccat Savu.

На сегодняшний день все крупные бренды отказались от выпуска мышек с А3090 в пользу более свежих PMW3310 и S3988. Тем не менее, на рынке остались некоторые модели от малоизвестных производителей за небольшую цену: Hama uRage, Genius Maurus X и др. Кроме того, всегда можно купить подержанную мышь из high-end сегмента.

Logitech g400s. Версия 4000 dpi. (c) gamezone.com

Выводы: А3090 может быть хорошим вариантом на небольшую цену, если вас устраивает 800 dpi.


SDNS-SS-3059

SS-3059 явлется модифицированным вариантом А3050. В настоящее время производится исключительно для SteelSeries Rival 100. Ключевые отличия по сравнению с исходным А3050:

Сведена к минимуму акселерация
- предельная скорость работы увеличина с 3 до 4.5 м/с

В итоге получился очень неплохой сенсор. Но, как и в случае предшественника, dpi лучше ставить поменьше. Также остаются вопросы по точности обсчета углов.

Rival 100 уже засветился в элите Counter-Strike: Global Offensive: на нем играет Dupreeh - лучший игрок команды Astralis.

50 оттенков Rival 100. (c) lelong.com.my

AM010 и PMW3320

AM010 представлен линейкой игровых мышей компании Logitech: модели g100s, g302, g402. По-видимому, данный сенсор - это совместная разработка Logitech и Pixart. PMW3320 является открытой версией AM010, с некоторыми изменениями, в частности увеличен фреймрейт с около 3000 до 5000+ fps.

AM010 отлично проявил себя в мышках Logitech. Практически нулевая акселерация (обходит даже топовые 3310 и 3988) и максимальная скорость свыше 3 м/с. Наверное, лучший сенсор по соотношению цена/качество. Единственное слабое место - обсчет углов. Высота отрыва также относительно высокая. На сегодняшний день АМ010 морально устарел, и, скорее всего, в новых моделях мы его не увидим.

В этом отношении PMW3320 явлется крайне перспективным сенсором. 3320 появился на рынке в конце 2015 года, и количество мышек с этим сенсором постоянно увеличивается. CM Storm Xornet 2, Azio Exo 1, Ozone Neon 3k, Roccat Kova 2016, QPad DX-20 построены на PMW3320

В теории, 3320 должен сохранить все лучшие качества AM010 при этом должен улучшиться обсчет углов засчет увеличенного фреймрейта. Однако, судя по первым обзорам, не у всех производителей получилось справиться с новым сенсором. Где-то проблемы с шагом dpi, где-то с максимальной скоростью.

Вероятно, PMW3320 - это также будущее компании A4tech. В этом случае, А4tech сильно продвинется в соотношении цена/качество (естественно, при нормальной реализации сенсора).

На этом средние сенсоры закончились. На очереди разговор о топовом сегменте рынка. В следующей части мы посмотрим, чем отличается PWM3310 от S3988, и узнаем, какой же сенсор самый мощный на сегодняшний день.

Лазерная или оптическая мышь лучше? Данный вопрос наверняка волновал многих людей. Работа оптической мыши основывается на светодиодах. При помощи них устройство способно принимать информацию. После этого она подвергается обработке. За данный процесс отвечает встроенный процессор персонального компьютера. В лазерных мышах какие-либо светодиоды отсутствуют. Вся работа данных устройств построена на использовании полупроводникового лазера. Дополнительно в них установлен специальный сенсор. С его помощью персональный компьютер способен определить длину волны свечения. В результате точная позиция девайса становится ясной.

Что все-таки лучше - оптическая мышь или лазерная? Для правильного выбора необходимо узнать обо всех преимуществах и недостатках данных устройств. Дополнительно следует ознакомиться с основными производителями, которые выпускают качественные лазерные, а также оптические мыши.

Плюсы и минусы оптических мышей

Главным преимуществом всех оптических мышей является их стоимость. На рынке они обойдутся человеку гораздо дешевле, нежели лазерные устройства. Дополнительно оптическая мышь способна похвастаться небольшим зазором с рабочей поверхностью. В результате можно не использовать коврик для мыши. Однако на некоторых поверхностях оптические устройства не способны работать. В первую очередь это касается глянцевых и стеклянных покрытий.

Еще следует учитывать небольшую точность курсора. Также показатель скорости по сравнению с лазерными мышами также отстает. В целом чувствительность устройства довольно плохая. Подсветка, которую имеет оптическая мышь, иногда может отвлекать человека. При этом данный девайс потребляет много электричества. Особенно это сильно заметно у беспроводных моделей.

Каковы особенности лазерных мышей?

Лазерные мыши способны работать на любых поверхностях. Показатель точности довольно высокий. При этом скорость курсора быстрая. В целом чувствительность лазерной мыши хорошая. Видимое свечение в данных устройствах отсутствует. Потребление электроэнергии довольно низкое, даже в беспроводном варианте. Дополнительно следует выделить многофункциональность лазерных мышей. Если говорить о недостатках, то следует упомянуть о высокой стоимости данных девайсов. Второй минус кроется в большом зазоре с рабочей поверхностью. При эксплуатации лазерной мыши желательно использовать коврик.

Оптические мыши компании UFT

Данные оптические мыши выделяются своим интересным дизайном. Корпус большинства моделей изготавливается из бамбука. Подключение оптической мыши происходит через USB-кабель. Формы устройства эргономичны, и в ладони человека это чувствуется. Наиболее популярной считается модель UFT M5. Она имеет две кнопки без вспомогательных. Размеры этой модели следующие: ширина - 50 мм, высота - 30 мм, а глубина - 105 мм. На рынке стоимость данной мыши составляет примерно 900 руб.

Чем отличаются оптические мыши "Свен"?

Компания "Свен" производит лучшие оптические мыши отменного качества. Многие модели имеют разрешение до 800 dpi. Длина кабеля проводных устройств составляет 1.5 м. Средняя масса девайса находится в районе 0.112 кг. В целом конструкция оптических мышей довольно проста. Компания "Свен" славится своей высокоскоростной технологией по всему миру. При этом многие мыши способны работать практически на любой поверхности.

Наиболее популярной считается модель "Свен RX-111". Данная оптическая беспроводная мышь оснащена двумя клавишами и колесом прокрутки. В работе она практически беззвучна. Точность манипуляций довольно высокая. Форма у данной модели полностью ассиметричная. В целом ее можно охарактеризовать как простую и экономичную. Ее стоимость на рынке составляет только 300 руб.

Еще одной интересной моделью является "Свен CS-306". Данная оптическая мышь очень компактная. Ширина устройства составляет 125 мм, высота - 69 мм, глубина - 44 мм. Кабель девайса имеет длину стандартную - 1.5 м. Корпус модели пластмассовый и довольно прочный. Также следует отметить неплохой дизайн девайса. Стоимость данной оптической мыши составляет 450 руб.

Оптическая модель "Залман ZM-M300"

Данный производитель считается не особенно популярным, но эта модель пользуется большим спросом. В основном оптическая мышь "Залман ZM-M300" славится своей функциональностью. Для этого предусмотрено целых 5 кнопок. Дополнительно имеется колесико для прокрутки. Разрешение устройства составляет 2500 dpi. При этом частота обновлений находится на отметке 4500 fps.

Длина кабеля данной модели составляет 1.5 м. Размеры этот девайс имеет следующие: ширина - 132 мм, высота - 65 мм, а глубина - 42 мм. Общая масса устройства равна 0.078 кг. Как отмечают владельцы оптической мыши, она очень удобна благодаря своей эргономической форме. Колесико данной модели покрыто резиной. При этом на нем имеются рельефные полоски. В целом пользоваться данной моделью очень приятно.

Лазерные мыши компании Genius

Данная компания известна во многих странах. В целом лазерные мыши этой торговой марки способны похвастаться хорошим разрешением сенсора. Существует множество дорогих, а также экономных моделей для дома и офиса. Дополнительно они все отличаются по дизайну. Учитывая это, всегда можно подобрать подходящий вариант. Наиболее популярной считается модель Genius NS 200. На ней имеется две клавиши и одно колесо прокрутки.

Разрешение сенсора данного девайса составляет 800-1600 dpi. Размеры модели следующие: длина - 126 мм, высота - 80 мм, а глубина - 44 мм. Операционные системы поддерживаются самые разнообразные. Цена этой модели составляет 450 руб. В целом данная лазерная мышь больше подходит для офиса. Небольшая чувствительность не позволит играть дома в видеоигры комфортно. Дополнительно у мыши маленький показатель скорости курсора.

Genius GX Gaming

Более продвинутой версией считается модель Genius GX Gaming. Данная лазерно-оптическая мышь идеально подходит для геймеров. Производители оснастили эту модель одиннадцатью кнопками. Максимальный показатель разгона составляет 8200 dpi. При этом имеется подсветка трех областей. Дополнительно можно отметить хорошую функциональность данной лазерной мыши. Команд в этой модели можно назначить 72. Время отклика курсора составляет только 1 мс.

Вес лазерной мыши можно легко регулировать. Происходит это за счет специальных металлических грузиков, которые имеются в комплекте. Всего есть 6 пластин весом по 4.5 г. Учитывая это, данную лазерную мышь можно легко подстроить под свой тип игры. В стандартном наборе девайса также предусмотрен драйвер для пользовательского интерфейса.

Плюс ко всему производители включают специальный чехол, который позволяет хранить отдельно металлические грузики устройства. Длина кабеля немного больше стандартного размера и составляет 1.8 м. Размеры данной модели следующие: ширина - 114 мм, высота - 72 мм, глубина - 44 мм. Цена устройства - 4500 руб.

Подведение итогов

Подводя итоги можно, наконец, ответить на вопрос: "Оптическая мышь или лазерная - что лучше?" Учитывая все вышесказанное, лучшим считается именно второй вариант. Для домашнего использования лазерные мыши являются более комфортными. При этом существует большой ассортимент моделей, и подобрать подходящий вариант - не проблема.

Лазерная мышь Genius GX Gaming, естественно, больше подходит для геймеров, однако Genius NS 200 - вполне хороший выбор. В свою очередь, оптические устройства стоят гораздо дешевле. Из представленных выше моделей можно отметить компанию "Свен". Мышь "Свен RX-111" вполне подойдет для домашнего использования. Особой чувствительности у нее нет, но большинство людей просто не заметят эту разницу.

Подобный вопрос довольно часто всплывает на различных геймерских форумах. Даже после долгих и бурных обсуждений форумчане, как правило, приходят к выводу – мышка должна просто устраивать вас в тех играх, в которых вы чаще всего «зависаете». Чаще всего даже не разрешение или тип датчика являются основными приоритетами при выборе той или иной модели.

Игровые мышки в первую очередь должны быть максимально удобны для каждой конкретной ладони. Непривередливые геймеры обычно довольствуются среднестатистическими эргономичными мышками, продвинутые приобретают дорогие девайсы с изменяемой геометрией корпуса.

Те, кто играет в RPG или стратегии не особенно заморачиваются на весе мышки. А вот любители шутеров обычно обращают на это внимание. И потому выбирают мышки с возможностью регулировки веса и центра тяжести.

Также немаловажным параметром является наличие дополнительных кнопок и возможность записи на них макросов с комбинациями тех или иных действий.

Наконец, что особенно важно, игровые мышки создаются в первую очередь со значительно большим запасом прочности и долговечности, нежели обычные «офисные».

Что же касается конструкции и разрешения, то здесь есть несколько нюансов.

Лазерные мышки, как правило, намного точнее, чем оптические. Однако последние отлично работают буквально на любых поверхностях, даже неровных. Лазерные же мышки крайне капризны в этом параметре. Приподняв мышку даже на долю миллиметра над ковриком, вы сразу же «теряете» контроль над курсором или, если это игра – прицелом. С оптической мышкой такого не произойдет. Кроме того, даже маленькая соринка, попавшая под сенсор лазерной мышки, может привести к «прыжку» курсора, что иногда в игре может стоить вашей жизни, пусть и виртуальной.

Если говорить о разрешении сенсора, то, конечно же, у оптических мышек оно обычно не превышает 800 dpi. Игровые мышки чаще всего лазерные и имеют возможность регулировки разрешения сенсора от скромных 400 до 2000 (и даже 5200 dpi у топовых моделей).

К слову, объективно обозначение «DPI» не слишком корректный термин и используется скорее для обозначения значения разрешения при печати . По отношению к сенсору мышки намного корректнее было бы говорить «CPI», то есть Count Per Inch, то есть количество «значений» на дюйм. Фактически это число «изменений» положения мышки, которое фиксирует датчик при перемещении ее на один дюйм.

На практике это выражается так: чем выше разрешение, тем медленнее двигается курсор или, если хотите – прицел. С одной стороны повышается точность наведения, но с другой – ухудшается скорость прицеливания.

На сегодняшний день оптимальными параметрами разрешения сенсора мышки считаются: 400-600 для работы, 600-800 для шутеров и 900-1200 для стратегий и RPG, включая MMO.

В любом случае, выбирая игровую мышку, обрате внимание на то, как она лежит у вас в руке. От этого напрямую зависит удовольствие, которое вы получите от процесса игры. А потом уже обращайте внимание на количество возможных разрешений сенсора, возможность регулировки веса и центра тяжести и, конечно же – наличию дополнительных кнопок, желательно с возможностью записи макросов .

Иван Ковалев