Информационное обеспечение военной деятельности. Учебное пособие: Место и роль офицеров в реализации требований Министра обороны Российской Федерации по информационному обеспечению реформы Вооруженных Сил РФ

Г ибридные способы ведения современных войн делают крайне важным обеспечение информационной безопасности вооруженных сил России. На смену войне горячего типа, предусматривающей прямые военные столкновения, приходит война гибридного характера, имеющая своей основной целью развитие гражданских войн и создание управляемого информационного хаоса на территории противника. Для этого используются все возможности - от хакерских атак на важнейшие системы жизнеобеспечения государства до целенаправленной работы СМИ.

Создание глобального пространства существенно усилило угрозы применения стратегическим противником или мировым терроризмом мер информационного характера как при разворачивании отдельных военно-политических операций, так и для развития своего стратегического потенциала в целом.

Защиту от угроз подобного характера требуют и сами вооруженные силы, и их личный состав, работа с которым средствами гибридной войны ведется в первую очередь.

Повышается и ценность информации. Степень ее защиты от преступных посягательств становится все выше, а возможностей по ее получению - все больше. Умение правильно управлять информационными массивами и их использованием становится важнейшей задачей, стоящей перед военнослужащими.

Управлять данными в информационной системе организации помогает DLP-система. реагирует на несоблюдение политик безопасности - правил обработки и использования конфиденциальной информации.

Типичные угрозы и их происхождение

Информационная безопасность вооруженных сил как важнейшего государственного института является и гарантией безопасности самого государства. Защита информационных ресурсов войск должна стать приоритетной задачей для специалистов по безопасности. Чтобы нейтрализовать угрозы наилучшим способом, необходимо их выявить и классифицировать по происхождению, характеру воздействия, степени опасности. Специалисты подразделяют виды источников угроз на две группы:

  • внутренние;
  • внешние.

Иногда в одном явлении можно обнаружить и внешние, и внутренние источники угроз. Это может происходить в случае, когда направленное воздействие, имеющее внешний источник происхождения, транслируется через операторов, находящихся в стране. Сегодня такие подразделения имеют в своем распоряжении серьезные электронные средства распространения информационных потоков, иногда они привлекают к работе и профессиональных хакеров, и волонтеров из числа российских граждан.

Внутренние источники угрозы

Одним из основных источников угроз информационного характера является напряжение или дестабилизация социально-политической обстановки в местах расположения вооруженных сил. Создание искусственно накаленной атмосферы, провокация конфликтов личного состава с местным населением, иногда даже беспорядки, вызванные направленным информационным воздействием, становятся серьезными угрозами стабильности ситуации в военной части и в войсках в целом. Такие ситуации происходили и происходят на Кавказе, на российских базах, находящихся в странах СНГ, в других регионах. Противостоять им можно, только проводя целенаправленную психологическую и воспитательную работу с личным составом, при параллельном контакте с региональными властями с целью недопущения провокационной работы СМИ и других источников распространения информационных атак.

Важной угрозой является направленное воздействие на моральный дух войск путем фальсификации фактов военной истории, усиления социального напряжения, попытка задействовать личный состав в развитии политических конфликтов. Виновником возникновения таких угроз информационного характера наиболее часто становятся средства массовой информации, нацеленные на создание напряженной обстановки. В ряде случаев даже контакты личного состава с представителями прессы могут стать способом специальной обработки, которая приведет к возможной потере боевого духа.

Иногда мерами подобного воздействия достигаются не только психологические срывы, которые приводят к воинским преступлениям или дезертирству, но и создание групп внутри войск, имеющих своей целью намеренный подрыв обороноспособности страны. Серьезной угрозой информационной безопасности армии может стать и распространение радикального исламизма. Военнослужащий, прошедший специальную психологическую обработку, относит себя уже не к рядам армии, а к религиозной общине, и выполняет не приказы командования, а советы своих учителей. Такой боец становится серьезной угрозой информационной безопасности воинских частей, особенно находящихся в регионах с преимущественно мусульманским населением.

важно составлять с учетом актуальных угроз. Например, «КИБ СёрчИнформ» можно настроить на поиск в переписке, документах и браузерной истории ключевых слов, указывающих на интерес определенных сотрудников к экстремизму и терроризму.

Технические угрозы информационного характера касаются как работы используемых в войсках информационных систем, включая системы управления, так и сохранности конфиденциальной информации, передаваемой по каналам военной связи. Виды технических угроз деятельности Вооруженных сил могут носить различный характер: от намеренного повреждения систем и похищения информации до халатности отдельных сотрудников. Мерами защиты в этом случае станут и наращивание уровня защищенности систем автоматизированного управления, и обучение личного состава необходимым требованиям, связанным с защитой информации. Стандарты безопасности определяются ГОСТами и другими методиками, разрабатываемыми и утверждаемыми на государственном уровне, но часто на практике происходит задержка с внедрением новых программных и технических средств, которые могут противостоять угрозам со стороны противника. Такая задержка обусловлена особенностями функционирования системы государственных заказов и сама по себе становится угрозой безопасности.

В рамках этого типа атак может быть рассмотрено и намеренное повреждение оборудования и линий связи, иногда возникающее и по вине личного состава, и по вине местного населения, и в результате направленной деятельности противника. Нарушение систем жизнеобеспечения военного корабля, вызванное халатностью или спланированными атаками, может привести к гибели экипажа. Контроль над сохранностью воинского оборудования - одна из важнейших задач, стоящая перед ответственными сотрудниками войск. Особенно серьезными могут быть проблемы с информационными системами на объектах космических войск или относящихся к ядерным. Нарушение систем управления космическим аппаратом из-за внедренного в программный продукт неэффективного кода часто приводит не только к финансовым потерям, но и к нарушению целостности системы безопасности страны. По одной из версий, высказанных на госкомиссии, крушение аппарата Фобос-Грунт было вызвано именно вторжением в системы управления.

Крайне важной становится и угроза внедрения ложной информации в системы отслеживания вероятного нападения. Риск срабатывания систем ПВО на ложную информацию, посланную противником намеренно, сохраняется. Мнимые угрозы в прошлом едва не привели к началу атомной войны, сейчас этот риск снижен, но он сохраняется.

Серьезной проблемой на сегодняшний день является и недостаточная разработка нормативно-правовой базы, касающейся защиты информации и работы с новыми угрозами. Большое количество явлений информационного пространства еще не было классифицировано и отражено в нормативных актах, в связи с чем затруднено применение мер ответственности за реализацию каких-либо действий или организацию деятельности, которая может нанести урон информационной безопасности вооруженных сил и военнослужащих. Но эти направления развиваются, принимаются нормативно-правовые акты, законодательно регламентирующие допустимость применения той или иной техники иностранного производства, например чипов, в оборудовании, которое поставляется в войска. Доктрина информационной безопасности России, принятая в этом году, оценила и описала все возможные типы угроз, теперь на ее основе создаются новые нормативные акты, разработанные правительством.

Внешние угрозы

К внешним источникам угроз следует отнести те, чье место дислокации находится вне территории России или ее союзников. Этот тип угроз отличается разнообразием, новые меры информационно-психологического воздействия на личный состав разрабатываются и применяются противником регулярно. При этом уже достаточно реальной угрозой становится использование новых видов информационного оружия, часть из которых направлена на выведение из строя информационных систем, а часть - на прямое психологическое воздействие на личный состав. При этом механизм действия такого оружия, по данным аналитиков, основан на применении ультразвука, электромагнитных полей, микроволн различного характера. Не исключено и использование медицинских и химических средств, которые помогут целенаправленно действовать на поведение военнослужащих в мирной и боевой обстановке. Такие средства ведения психологических операций могут быть применены в тех местах, где вооруженные силы России участвуют в текущих конфликтах. Пресса называет большое количество типов психологического оружия, но пока нет официального подтверждения их применения.

Не секрет, что в составе вооруженных сил стратегического противника или организаций мирового терроризма есть специальные подразделения информационно-психологического воздействия. Их деятельность изучается на уровне специализированных НИИ, и меры борьбы с новыми угрозами разрабатываются и активно внедряются в практику.

Часто применение целенаправленного информационного воздействия заранее тщательно подготавливается работой средств массовой информации. Военнослужащие обязаны уметь классифицировать и выявлять такие угрозы, для чего необходимо проводить соответствующую подготовку.

Серьезнейшей проблемой для безопасности становятся социальные сети, с помощью которых военнослужащие могут случайно выдать важную информацию. Одной из основных задач по защите безопасности государства должно стать выявление таких угроз и своевременное их устранение.

- модуль «КИБ СёрчИнформ», который отслеживает переписку в социальных сетях и мессенджерах.

Меры по обеспечению информационной безопасности

Меры, которые могут быть применены в целях защиты информации и обеспечения безопасности, также делятся на две группы:

  • защита информационных систем от повреждения и информации от утечки и перехвата;
  • защита психики личного состава от намеренного информационно-психологического воздействия.

Эти меры должны приниматься в совокупности, опираясь на все новейшие научные разработки и программные продукты.

Первая группа мер:

  • защита объектов дислокации войск и расположенных в них АСУ и элементов компьютерной техники от огневого поражения или иного намеренного выведения из строя;
  • защита систем от удаленного проникновения в них противника, в частности с установлением программных продуктов, обеспечивающих полную защиту периметра от проникновений, например, DLP-систем и SIEM-систем;
  • защита информации, носящей характер государственной или военной тайны, от утечек или намеренного похищения;
  • радиоэлектронная защита;
  • использование защищенных моделей компьютеров и программных средств, которые не могут быть повреждены заранее созданными проблемами в их кодах;
  • развитие средств электронной разведки;
  • использование социальных сетей для намеренного дезинформационного воздействия на противника;
  • защита систем связи.

Ко второй группе мер относится:

  • предохранение психики войск от намеренного психологического воздействия;
  • корректировка информации, транслируемой потенциальным противником.

Для разработки и реализации комплекса этих мер необходимо создание отдельных подразделений, действующих в сфере информационной безопасности.

Защита личного состава войск от направленного психологического воздействия

Морально-психологическое обеспечение войск включает в себя применение комплекса мероприятий, направленных на блокирование мер, применяемых в ходе гибридной войны. Сегодня существуют институты и мозговые центры, направившие все свои усилия на разработку различных способов воздействия на морально-психологическое состояние войск. В рамках этих исследований изучаются психология, психотроника, безопасность психоэнергетической деятельности.

Противостоять направленному информационно-психологическому воздействию командование Вооруженных сил предполагает следующими способами:

  • проведение исследований способов направленного воздействия на психику;
  • использование всех доступных видов психологической работы с военнослужащими,
  • проведение целенаправленных защитных мероприятий.

Все эти меры нужны для того, чтобы создать устойчивую защиту от информационного воздействия и готовность военнослужащего отсечь информацию, несущую признаки направленного воздействия в целях дестабилизации его морально-психологического состояния. Нападение противника не должно становиться причиной снижения боеспособности войск, их мотивации, подавления воли. Важным будет и проведение воспитательной работы, организация досуга войск.

Особенно важным становится контроль над теми военнослужащими, в чью зону ответственности входит работа со средствами связи, АСУ, передачей информации. Они наиболее вероятно станут мишенями для разработки противником.

Для контроля за доступом к секретным сведениям в предусмотрено разграничение ролей. Руководитель службы внутренней безопасности может ограничить доступ рядовых ИБ-сотрудников к определенным функциям системы, например, к просмотру отчетов.

Меры превентивного воздействия

Предполагая, какой именно комплекс мер будет использовать потенциальный противник, необходимо применять и средства нападения, чтобы блокировать его возможности. Могут быть произведены такие действия, как:

  • намеренное введение противника в заблуждение касательно предполагаемых мер и способов борьбы с угрозами информационной безопасности;
  • уничтожение средств связи и информационных систем;
  • внесение намеренных искажений в работу информационных систем противника;
  • выявление точек поддержки противника, действующих на территории России, и их уничтожение;
  • получение конфиденциальной информации о намерениях противника по снижению степени безопасности войск и использование этих сведений для формирования стратегий защиты;
  • использование средств морально-психологического подавления информационных войск противника.

Информационное оружие

Как отдельное направление стратегии защиты рассматривается и разработка информационного оружия. Оно должно быть призвано не только отражать угрозы, но и предвосхищать их. Противник использует информационное оружие достаточно эффективно, как можно наблюдать на примере стран, охваченных военными конфликтами. Оружие применяется не только в зонах военных действий, но и в тех регионах, которым только предстоит стать очагами дестабилизации. Такой же и больший уровень действенности должно показать и аналогичное отечественное оружие. Возможность его использования не исключена и в ближайшем будущем.

Практически каждый объект армии сейчас находится в зоне возможного поражения, поэтому необходимо комплексно подходить к защите его безопасности. Решением этих задач государство занимается неуклонно и наращивает защитный потенциал. Разработка собственного программного обеспечения помогает избежать системных рисков, возникших, например, в Иране, когда программы, которые должны были управлять системами ПВО, отказались функционировать при начале военных действий. В них был заложен изначально неверный код.

Также собственные каналы передачи данных в Интернете должны обеспечить возможность коммуникации при нарушении архитектуры Всемирной сети.

Проекция задач на общество

Дополнительно следует учитывать, что меры защиты военной информации не всегда применяются при формировании документации, на базе которой создаются массивы данных военного ведомства. Утечки могут происходить на уровне транспортных компаний, научных институтов, сервисных служб. Поэтому безопасность в полном объеме должна создаваться и на этих этапах. Отсутствие должного контроля над поставщиками и подрядчиками приводит к тому, что в войска поставляется оборудование, которое допускает удаленный доступ со стороны потенциального противника. О таких ситуациях уже писала пресса. В ряде случаев использование таких устройств запрещено законодательно, но пока не все техническое оснащение армии было модернизировано.

Серьезная уязвимость систем АСУ армии возникает и из-за передачи информации закрытого характера по открытым линиям связи, что иногда позволяют себе гражданские специалисты. Эта угроза должна быть устранена максимально оперативно.

Угрозы возникают и при распространении частными лицами случайно полученных ими сведений в социальных сетях. Такие риски блокируются только разъяснительной работой с населением, так как ситуации с возбуждением уголовных дел по статье «Государственная измена» за пост в Сети не являются достойной превентивной мерой.

Комплексный подход к обеспечению информационной безопасности Вооруженных сил и личного состава должен обеспечить укрепление обороноспособности России. Опираясь на Доктрину информационной безопасности, можно разрабатывать новые комплексные способы борьбы с нарастающими угрозами.

  • Специальность ВАК РФ22.00.08
  • Количество страниц 200

Раздел I. Информационное обеспечение деятельности органов военного управления как объект социологического анализа.

Раздел II. Современное содержание и состояние информационного обеспечения деятельности органов военного управления Вооруженных

Сил Российской Федерации.

Раздел III. Информационное обеспечение деятельности органов военного управления в условиях военной реформы.

Рекомендованный список диссертаций

  • Средства массовой информации и их роль в обеспечении управления военной организацией Сирийской Арабской Республики 2001 год, кандидат социологических наук Кутейш Ахмед Унад

  • Информационно-правовое обеспечение безопасности военной службы в Федеральной службе специального строительства Российской Федерации: Военно-правовое и криминологическое исследование 2001 год, кандидат юридических наук Исаев, Олег Юрьевич

  • Политика информатизации в военной сфере российского общества 2000 год, кандидат философских наук Зубков, Олег Владиславович

  • Современные концепции войны: философско-политологический анализ 2011 год, кандидат политических наук Люткене, Галина Викторовна

  • Информационные технологии в системе принятия военно-политического решения 2001 год, кандидат политических наук Жало, Николай Николаевич

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

  • Информационное противоборство в условиях вооруженного конфликта: Содержание, технологии, тенденции 2004 год, кандидат политических наук Резник, Андрей Николаевич

  • Управление информационной безопасностью в Вооруженных Силах РФ: современное состояние и пути оптимизации 2012 год, кандидат социологических наук Мешков, Евгений Петрович

  • Военно-техническая политика и ее влияние на безопасность Российской Федерации 2008 год, кандидат политических наук Зинин, Олег Анатольевич

  • 2006 год, кандидат политических наук Чабан, Олег Яковлевич

  • Военная организация России в условиях социальной трансформации: Политологический анализ 2003 год, доктор политических наук Кривенко, Анатолий Михайлович

Заключение диссертации по теме «Социология управления», Шаталов, Анатолий Федорович

Таким образом, современная практика и опыт военного строительства в Российской Федерации позволяют определить основные требования и направления развития системы информационного обеспечения деятельности органов военного управления для решения целей и задач провозглашенной в Российской Федерации военной реформы.

1. Система информационного обеспечения деятельности органов военного управления должна ориентироваться на коренные национально-государственные интересы в области обороны и военной безопасности страны.

2. Цели, методы и средства информационного обеспечения деятельности органов военного управления должны соответствовать их функциональному предназначению в рамках положений Конституции страны, федерального законодательства, концептуальных положений Военной доктрины государства и других нормативных документов в области обороны.

3. Развитие системы информационного обеспечения органов военного управления должно строиться на основе не столько текущего, сколько

158 долгосрочного прогноза изменения геостратегической ситуации и военно-политической обстановки в стране, регионах планеты и в мире, с учетом существующих и потенциальных военных опасностей и угроз интересам и безопасности страны.

4. Система информационного обеспечения деятельности органов военного управления должна обеспечивать комплексный подход к руководству всеми компонентами военной организации и быть сопряжена с другими органами государственного управления. При этом должны быть соблюдены требования гражданского контроля над сферой обороны и в допустимых пределах транспарентности (открытости) гражданскому обществу и т.д.

Заключение

В процессе исследования установлено, что информационное обеспечение деятельности органов военного управления Вооруженных Сил РФ представляет собой важнейшее направление современных преобразований военной организации государства в рамках реализации Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года и Военной доктрины России.

При этом информация, играя роль наиболее значимого ресурса органов военного управления и источника их влияния на многоуровневые социальные процессы в Вооруженных Силах, обеспечивает оптимальное и эффективное руководство социальными процессами и военно-организационными системами на различных уровнях их функционирования. Это является объективной закономерностью, реализующейся в рамках общемировой тенденции информатизации процессов управления. Следствием проявления данной тенденции является, факт все возрастающего влияния информации на сферу деятельности военной организации и соответственно информационного обеспечения органов военного управления.

Об этом со всей очевидность свидетельствует военно-политическая практика последнего десятилетия, в процессе которой ставка ведущих мировых военно-политических центров силы делается именно на информационные технологии и собственно информационные ресурсы в процессе управления крупными воинскими контингентами для достижения военно-политических и геостратегических целей.

Информатизация военной деятельности в современной военно-политической практике, таким образом, приобретает вид наиболее значимой тенденции перспективного функционирования и развития современных военно-политических социумов, в силу которого объективной реальностью становится перефразированное изречение К.Клаузевица о том, что «война является продолжением политики иными, информационными средствами». В рамках

160 данной тенденции особую значимость обретает информационное обеспечение деятельности органов военного управления в процессе принятия и реализации важнейших управленческих решений в области военного и государственного строительства и непосредственно реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Все это предполагает выход самой проблемы информационного обеспечения деятельности органов военного управления на общегосударственный уровень и определяет ее особую значимость в ходе военного строительства и реформирования Вооруженных Сил, достижения оптимального и эффективного управления ими в современной сложной внешне- и внутриполитической обстановке в интересах обеспечения безопасности и обороны государства.

Именно в этом контексте и следует рассматривать сущность информационного обеспечения деятельности органов военного управления. Опираясь, на имеющиеся взгляды отечественных и зарубежных ученых, автор осуществляет дальнейшее развитие взглядов на определение сущности информационного обеспечения деятельности органов военного обеспечения, под которым понимается информационное обеспечение деятельности органов военного управления представляет собой «снабжение органов военного управления актуальной информацией (информационными ресурсами) и информационными средствами, предоставление им разнообразных услуг в информационной среде для осуществления управляющего воздействия на подчиненные силы и средства в конкретных условиях их применения в интересах успешного выполнения поставленных задач».

При этом сущность информационного обеспечения деятельности органов военного управления заключается в наилучшем использовании информационных ресурсов для подготовки и осуществления управляющего воздействия на подчиненные силы и средства. Речь при этом идет об

161 управлении вооруженными силами в целом, и управлении войсками (силами) как в повседневной деятельности, так и в ходе операций и боевых действиях.

Содержание информационного обеспечения деятельности органов военного управления определяется современной международной военно-политической обстановкой и социально-экономическими возможностями развития страны, практикой реализации отдельных мероприятий военного строительства и реформирования Вооруженных Сил РФ в области создания, распространения и использования информации, а также мировым опытом проведения информационной политики в военной области и представляет собой комплекс мероприятий по сбору и анализу данных военно-политической обстановки (ситуации), принятие на их основе решений по использованию подчиненных сил и средств и др.

При этом на характер и содержание информационного обеспечения деятельности органов военного управления оказывает существенное влияние множество факторов, среди которых наиболее значимыми являются факторы политического, экономического, духовного, военного и собственно информационного плана.

В структурном плане информационное обеспечение деятельности органов военного управления, включает в себя создание информационного пространства деятельности органов военного управления, обеспечение информационной безопасности, формирование массового сознания, становление отрасли информационных услуг в интересах деятельности органов военного управления, расширение правового поля регулирования общественных отношений в сфере управления военно-социальными системами, связанных с получением, распространением и использованием информации.

Сложный и динамичный характер развития современной военно-политической обстановки в мире, цели и задачи военного строительства в Российской Федерации, характер и содержание мероприятий по военному реформированию предполагают наличие эффективного информационного

162 обеспечения. В целях реализации данной задачи необходим постоянный поиск наиболее адекватных форм и методов ее эффективного функционирования и соответствие решаемых задач основному замыслу в системе органов военного управления Российской Федерации.

Все это предполагает выделение информационного обеспечения деятельности органов военного управления в самостоятельную научно-теоретическую и прикладную проблему, требующую своего постоянного развития и исследования.

Специальное социологическое исследование проблемы информационного обеспечения деятельности органов военного управления Вооруженными Силами Российской Федерации позволило автору диссертации сформулировать следующие теоретические выводы.

Первый. Острота и значимость проблемы информационного обеспечения деятельности органов военного управления предопределила особое внимание к процессам информационной поддержки и непосредственно информационного обеспечения процессов военного строительства и реформирования Вооруженных Сил РФ, в целях создания благоприятной информационной обстановки их проведения. Это является необходимым условием их успешной реализации и достижения, определенных в программных и нормативных документах по военному строительству целей и задач. Для этого, по мнению автора, необходимо, чтобы, проблема информационного обеспечения деятельности органов военного управления по реформированию Вооруженных Сил воспринималась в российском обществе не как узковедомственная и корпоративная, а как задача общенационального масштаба, в оптимальном решении которой должны быть заинтересованы широкие слои общества и, прежде всего, представители структур государственной власти. Сама проблема информационного обеспечения деятельности органов военного управления должна принять общегосударственный характер и решаться посредством консолидированного участия в информационном освещении и сопровождении

163 замысла и хода реформирования Вооруженных Сил, военной реформы в целом всех конструктивных сил и нравственно здоровых ресурсов российской общественности.

Второй. Анализ динамики и тенденций развития современного вооруженного противоборства, функционирования военно-социальных общностей в системе государственно-организованных и наднациональных социумов предполагают выделение информационного обеспечения деятельности органов военного управления в качестве наиболее значимого фактора их эффективной деятельности по реализации военно-политических интересов и безопасности.

Об этом убедительно свидетельствует анализ военно-политической практики последнего десятилетия и особенно наиболее масштабных вооруженных конфликтов с участием ведущих мировых центров силы, ход и результаты которых со всей очевидностью продемонстрировали приоритетность информационного обеспечения в процессе управления военно-организованными системами. Доминирующее влияние информационных факторов в обеспечении деятельности органов военного управления продиктовано самой спецификой информатизации военной сферы, современного вооруженного противоборства, возросшей значимостью информационных ресурсов, грамотное и эффективное использование которых способно обеспечить военную победу даже при минимальном использовании средств вооруженных насилия.

Особую актуальность данное обстоятельство приобретает в свете проведения контртеррористической операции в Северокавказском регионе и развернутым в связи с этим информационным прессингом в отношении России целым рядом зарубежных информационных структур. В этой связи является настоятельной необходимостью в процессе практического использования оперативных группировок войск Российской Федерации совершенствование форм и методов информационной работы, оптимизация системы

164 информационного обеспечения органов военного управления, внедрение в практику их деятельности современных и перспективных информационных технологий, обеспечивающих их эффективное функционирование и защищенность от информационного поражения противостоящей стороны.

Третий. Особую актуальность и значимость в процессе информационного обеспечения деятельности органов военного управления Российской Федерации приобретает их взаимодействие со средствами массовой информации, являющихся выразителем общественного мнения, его отношения к наиболее актуальным проблемам, в том числе и по вопросам военной политики и армейской проблематики.

Значимость СМИ определяется их способностью обеспечивать представителям различных социальных групп возможность публично выражать свое мнение по важнейшим военно-политическим проблемам, фокусировать оценочные суждения социальных групп по вопросам военной политики в систему групповых мнений. В своей совокупности это дает широкую панораму общественного мнения вплоть до национального масштаба. Учитывая степень влияния на общественное мнение средств массовой информации России органам военного управления необходимо сделать их своими союзниками в процессе обеспечения информационной поддержки проводимых преобразований в рамках военной реформы.

При этом главным условием и важнейшим принципом взаимодействия органов военного управления и средств массовой информации должна стать открытость информационного обеспечения и возможность доступа к основной (нережимной) информационной базе в сфере военного реформирования. Целью данного взаимодействия является достижение согласия между общественностью и органами военного руководства по принципиальным вопросам военной безопасности страны и строительства Вооруженных Сил, по основным направлениям военной политики. Как показывает отечественный и зарубежный военно-политический опыт вооруженные силы государства не

165 могут эффективно выполнять поставленные перед ними задачи без социально-психологической «легитимности» и общественной поддержки. На достижение этой согласованной позиции органов военного управления и общества и должна быть направлена информационная политика в области военного строительства.

Четвертый. Практика военного реформирования последнего десятилетия со всей очевидностью продемонстрировала, что в процессе реализации важнейших задач обеспечения функционирования и практического использования Вооруженных Сил настоятельной потребностью является повышение роли и статусного положения военных СМИ, как наиболее заинтересованных информационных структур в реализации задач военного строительства и не подверженных рыночной конъюнктуре.

Важнейшим направлением реализации данной задачи является повышение престижа ведущих военных печатных и иных информационных органов, реализуемого посредством обеспечения их приоритетности в получении и распространении информации по военно-политической проблематике от органов военного управления, а также усиление существующих информационных структур Министерства обороны РФ.

С целью исключения ведомственного подхода к информационному обеспечению деятельности органов военного управления, распыленности их сил и средств является назревшей необходимостью сосредоточение всех или большей части информационных ресурсов Министерства обороны РФ в рамках одного из его управлений, которое должно обрести статус Главное информационно-аналитического управления и реализовывать функции не только распространения информации, но и ее соответствующей обработки и подготовки к практическому использованию в процессе управления войсками. О необходимости данных структурных преобразований свидетельствует современная отечественная и зарубежная практика управления вооруженными силами, особенно в период военно-политических кризисов и конфликтов.

Пятый. Особую актуальность в процессе информационного обеспечения деятельности органов военного управления приобретает постоянное развитие и внедрение в практику принятия и реализации решений новых информационных технологий. В силу того, что объектом воздействия информационных технологий (особенно аудио- и видеосредств) является индивидуальная психика или общественное сознание, а целями - выявление (диагностика) состояние этого сознания и формирование соответствующих политических идей, установок, позиций и ценностных ориентаций - важнейшей задачей органов военного управления является защита и противодействие негативному воздействию на индивидуальное и групповое мнение российских граждан в сфере восприятия военно-политической проблематики, проблем касающихся интересов национальной безопасности и интересов Российского государства. Условием реализации данной задачи является постоянное совершенствование и внедрение в практику управления военно-организованными системами отечественных информационных технологий.

В данном случае особого внимания заслуживает, полученный органами военного управления опыт организации информационной работы в ходе практического использования вооруженных сил в войнах и конфликтах. Особое внимание в этом плане, очевидно, должно быть уделено практической организации информационного обеспечения деятельности органов военного управления в ходе проведения контртеррористической операции в Северокавказском регионе.

Таким образом, информационное обеспечение деятельности органов военного управления представляет собой важнейший вид обеспечения, жизнедеятельности Вооруженных Сил, как одного из ведущих компонентов военной организации государства. Учитывая же тот факт, что к органам военного управления, помимо структурных управленческих элементов военной организации, относятся также и высшие органы государственной власти -проблема информационного обеспечения принимает общегосударственный

167 характер и ее оптимальное решение во многом будет определять не только результаты военной реформы, но и перспективы развития военной организации в целом.

Главный вывод, который представляется возможным сделать на основе исследования заключается в том, что реализация комплекса мер по созданию и поддержанию эффективной системы информационного обеспечения является отражением насущных потребностей государства и общества в приведении военной организации государства в состояние надежно обеспечивающее их безопасность и защищенность национальных интересов.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций, реализация которых, по мнению автора, помогла бы решить некоторые проблемы, связанные как с развитием системы информационного обеспечения деятельности органов военного управления, так и непосредственно с повышением их роли и эффективности управленческой деятельности в ходе военного строительства и реформирования Вооруженных Сил.

Исследование показало, что дальнейшее развитие теории и практики информационного обеспечения деятельности органов военного управления в процессе реализации целей и задач, определенных в нормативных документах по военному строительству и реформированию Вооруженных Сил РФ потребует проведения развернутых и взаимосогласованных научно-теоретических исследований и комплекса методических и организационно-практических мероприятий.

В области дальнейшего научно-теоретического осмысления проблемы представляется необходимым проведение дальнейших исследований проблемы совершенствования и оптимизации информационного обеспечения органов военного управления Российской Федерации.

Важнейшим направлением реализации данного аспекта проблемы является дальнейшая работа по уточнению понятийно-категориального

168 аппарата проблемы информатизации военной сферы, исследование сущности и содержания информационных процессов в управлении военно-социальными организациями и построение на этой основе целостного представления о состоянии и перспективах развития информационного обеспечения деятельности органов военного управления на всех уровнях.

С этой целью целесообразно:

Спланировать и провести цикл научно-практических конференций и семинаров с обсуждением современного состояния, проблем и перспектив информатизации Вооруженных Сил, а также основных тенденций и перспектив развития и использования новых информационных технологий в военно-политической практике, особенно в ходе вооруженных конфликтов и при решении других важнейших проблем современного социально-политического развития Российской Федерации.

Необходимым также является постоянное совершенствование приемов и способов внедрения информационных технологий в практику военного управления.

С этой целью представляется необходимым развертыванию Н И ОКР по разработке систем информационного обеспечения, обеспечивающих эффективное информационное воздействие на военно-социальные организации.

На методическом уровне наряду с научными исследованиями проблемы совершенствования информационного обеспечения деятельности органов военного управления должна постоянно проводиться работа по проектированию и внедрению в практику их управленческой работы новых методик информационного управления на различных уровнях военно-организационных систем и в разных сферах военной организации с последующей их оценкой и корректировкой, обязательным анализом полученных результатов.

Является необходимым также продолжение работы по определению важнейших методологических аспектов информационного обеспечения

169 деятельности органов военного управления, исследование наиболее общих законов, закономерностей и принципов информатизации управления в военной сфере.

С этой целью целесообразно:

Определение оптимального состава и структуры системы информационного обеспечения деятельности органов военного управления в соответствии с задачами, решаемыми Вооруженными Силами в условиях их реформирования;

Формирование адекватного целям и задачам военной реформы статусного поля информационных структур Министерства обороны Российской Федерации.

Кроме того, является насущной и требующей своей реализации проблемой проектирование и внедрение в практику управления военно-организованными системами новых современных и перспективных информационных технологий, особенно в системы управления боевой и морально-психологической подготовкой личного состава, а также системы боевого управления войсками и силами флота.

Все вышесказанное диктует необходимость разработки комплексной программы внедрения в практику военного управления постоянного совершенствования информационного обеспечения деятельности органов военного управления, а также привлечения в сферу проектирования и внедрения информационных специалистов соответствующей квалификации, координирования и интенсификации их деятельности на всех уровнях управления военной организации. Первоочередными направлениями в реализации этой программы являются:

Создание системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области информатизации военной сферы; разработку учебных программ и тематических планов подготовки специалистов в области информационных технологий в военно

170 учебных заведениях Министерства обороны и других силовых ведомств.

Важнейшей задачей в этом плане является подготовка специалистов в области информационного обеспечения.

С этой целью представляется необходимым восстановить существовавшую систему подготовки и переподготовки военных журналистов с высшим военным образованием на базе Военного университета МО.

Непосредственно в практику подготовки управленческих кадров для Вооруженных Сил необходимо ввести специализированный курс по информационной подготовке, в рамках которого должны найти отражение основные аспекты информатизации вооруженных сил, информационного обеспечения органов военного управления и информационной безопасности.

Систему подготовки и переподготовки специалистов в области информационного обеспечения органов военного управления необходимо сделать непрерывной и многоуровневой, обеспечить ее функционирование не только в рамках военно-учебных заведений, но и в процессе общественно-государственной и командирской подготовки военных руководителей.

В области организационно-практической деятельности необходимо постоянное совершенствование организационной системы информационного обеспечения в интересах решения задач военного строительства.

С этой целью необходимо в процессе информационного обеспечения деятельности органов военного управления информационным структурам Министерства обороны РФ перейти от оборонительно-выжидательной позиции к активно-наступательной тактике завоевания информационных ниш в коммуникативном пространстве вокруг Вооруженных Сил, деятельности органов их управления, а также в целом армейской проблематики.

Назревшей необходимостью является сосредоточение всех или большей части информационных ресурсов в рамках одного из главных управлений. Речь

171 идет о преобразовании Пресс-службы в Главное информационно-аналитическое управление.

Крайне необходимо также восстановить в системе высших органов военного управление полноценные научно-исследовательские структуры социологического профиля. Это является необходимым условием реализации принципа «обратной связи» в процессе управления военно-организационными системами и позволит оперативно доводить до сведения военно-политического руководства страны о социально-политическом частей и подразделений Вооруженных Сил и позволит оптимизировать и приблизить к войскам деятельность органов военного управления.

В силу высказанного, с учетом выводов и практических рекомендаций в заключении представляется необходимым констатировать, что исследование проблемы информационного обеспечения органов военного управления познавательно не завершено, представляет собой лишь авторски завершенный вариант исследования ее основных направлений и предполагает рубеж дальнейшего изучения и осмысления проблемы.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Проникновение цифровых технологий во все сферы человеческой жизни стало одним из знаковых явлений первых десятилетий 21 века. Сегодня состояние и боеготовность войск в немалой степени определяется уровнем развития информационных технологий. Принятие на вооружение новейших систем высокоточного оружия и комплексная автоматизация процессов управления войсками и оружием коренным образом меняет условия ведения боевых действий. Вот почему необходимость в «оцифровке» боевой и повседневной деятельности Вооруженных сил Российской Федерации остро назрела. Один из российских отраслевых интеграторов — компания RedSys — готов предложить российским военным свое решение, предназначенное для автоматизации повседневной деятельности ВС РФ — «Цифровая армия». О перспективах этого решения «Защищать Россию» побеседовало с заместителем директора департамента по работе с ключевыми клиентами компании RedSys Эдуардом Капитоновым.

Как возникла идея создания такой системы?

В нашей компании накоплен большой опыт внедрения передовых информационных технологий в гражданском секторе. С учетом тенденций в современном мире появилась идея поставить эти технологии на службу в Вооруженные силы России. При этом надо понимать, что деятельность вооруженных сил делится на боевую и повседневную. Повседневная деятельность, направлена на обеспечение поддержания боевой готовности, а также жизни и быта личного состава ВС РФ. В рамках повседневной деятельности, условно, можно выделить следующие направления: учебно-боевая деятельность; воспитательная деятельность; административно-хозяйственная деятельность; военно-техническая деятельность; служебно-распорядительная деятельность; контрольно-исполнительная деятельность.

Решение «Цифровая армия» предназначено для автоматизации повседневной деятельности и не затрагивает вопросов боевого управления ВС РФ.

Какие решения вами используются в «Цифровой армии»?

Часто такие технологии, наоборот, приходили в гражданскую сферу из военной. В нашем случае наблюдается обратная тенденция, когда передовым наработкам в сфере IT мы пытаемся найти применение в Вооруженных силах. В составе «Цифровой армии» можно выделить несколько решений. Первое — информационная среда.

В настоящее время значительно возросла (и продолжает возрастать) скорость изменений — как в технической составляющей средств ВС РФ, так и в вопросах организации внутривидового и межвидового взаимодействия. Сегодня в российской армии функционирует различное количество сложных информационных систем. Количество данных систем имеет тенденцию к увеличению. Несмотря на то, что эти системы могут обмениваться данными, исполнителю, особенно при организации межвидового взаимодействия, так или иначе приходится работать с разными системами, интерфейсы которых различаются.

Технология единой информационной среды позволяет пользователю в своей работе взаимодействовать со всеми системами, как с одной, через один экран. Использование системы ведет к повышению эффективности взаимодействия, оперативности, контроля и исполнительской дисциплины личного состава ВС РФ.

Исходя из перечисленных выше целей, функционал системы обеспечивает решение двух крупных блоков задач: взаимодействие на уровне «система-система» и взаимодействие на уровне «человек-человек» . Таким образом, «Единая информационная среда» выступает в качестве ядра для всех систем, обеспечивает прозрачную интеграцию всех информационных систем, позволяет формализовать и автоматизировать регламент взаимодействия между всеми участниками повседневной деятельности личного состава ВС РФ, обеспечить их персональными рабочими местами и наладить информационный обмен в режиме, близком к реальному времени. Являясь ядром решения, подсистема «Единая информационная среда», задает следующие стандарты унификации:

  • информационного обмена между системами;
  • внешнего вида рабочих мест личного состава для выполнения задач в рамках повседневной деятельности;
  • формализации и автоматизации регламентов взаимодействия личного состава;
  • правил и методик модернизации и развития инфраструктуры информационных систем.

С помощью «Единой информационной среды» производится качественная обработка потоков информации (снижение потери пакетов информации, обработка слабо структурированной и разнородной информации, быстрая обработка больших объемов данных в режиме реального времени). Интеграция всех подсистем в подсистему «Единая информационная среда» позволит объединить их функциональные возможности, а также повысить эффективность использования оборудования и каналов связи. Подсистеме «Единая информационная среда» отводится основная роль в обеспечении высокого качества исполнительской дисциплины личного состава по всем направлениям повседневной деятельности.

Спасибо за подробный рассказ о «Единой информационной среде», что еще интересного вы предлагаете Вооруженным силам России?

Многообразие типов ВВСТ, находящихся на вооружении в ВС РФ, возрастная и технологическая разнородность используемых ВВСТ, эксплуатация техники и оборудования в предельных и запредельных режимах нагрузки диктуют очень серьезные требования к системе технического обслуживания и ремонта, обеспечивающей требуемый уровень технической готовности ВС РФ.

Компанией RedSys разработано решение «Управление надежностью ВВСТ». Данное решение направлено на: поддержание заданной технической готовности ВВСТ, повышение живучести ВВСТ за счет быстрого восстановления работоспособности в условиях внешних воздействий, обеспечение оперативного и качественного ремонта и обслуживания ВВСТ. Это достигается за счет автоматизации постоянного контроля эксплуатационно-технических характеристик узлов, агрегатов, оборудования ВВСТ, прогнозирования возможных отказов, своевременного выявления, оценки и приоритизации потенциальных рисков, автоматической оптимизации мероприятий по обслуживанию и ремонту.

В предлагаемом решении осуществляются:

  • контроль и прогнозирование эксплуатационно-технических характеристик ВВСТ;
  • расчет и оценка показателей технической готовности, надежности и рисков систем ВВСТ;
  • расчет видов, объемов и сроков необходимых ремонтных работ на основании значений показателей готовности, надежности, технического состояния и рисков;
  • формирование и оптимизация программ обслуживания и ремонтов в условиях требований нормативно-технической документации и существующих ограничений;
  • расчет потребности в материально-техническом обеспечении, трудовых и финансовых ресурсах с оценкой стоимости обслуживания и ремонта каждой единицы ВВСТ и по ВС РФ в целом.

Такой подход позволяет связать воедино: планы применения ВС РФ, текущее состояние ВВСТ, требования нормативно-технической документации, показатели технической готовности и надежности, а также имеющиеся ограничения, в том числе и финансовые.

Соединение данной системы с ранее описанной «Единой информационной средой» позволит объединить накопленный опыт и профессионализм специалистов ВС РФ и поставщиков ВВСТ и построить систему технического обслуживания и ремонта ВВСТ на совершенно новом уровне, в соответствии с требованиями времени.

Внедрение данного решения значительно повысит надежность ВВСТ, обеспечит определенный производителем срок ее службы без дорогостоящего капитального ремонта и заданный уровень технической готовности.

Также в составе нашего решения «Цифровая армия» используется «Подсистема мониторинга и контроля личного состава», которая:

  • обеспечивает получение оперативной и достоверной информации о местонахождении и состоянии личного состава подразделений ВС РФ;
  • помогает определять различные данные, включая тип движения объекта, его положение в пространстве, окружающую температуру, частоту пульса;
  • повышает эффективность действий личного состава ВС РФ при решении различных задач в мирное и военное время;
  • позволяет оперативно реагировать на возникновение угрозы жизни и здоровья личного состава ВС РФ.

В боевых условиях такая система значительно ускорит получение информации о потерях в сухопутном подразделении или на боевых постах корабля. Соответственно и принятие решения командирами в разы ускорится. Перспективы у такой системы большие, но есть определенная специфика — надо понимать, во что эти датчики будут встроены, чтобы не мешать военнослужащим. На флоте, например, личный состав не должен носить на себе никаких лишних предметов во избежание травм.

Не меньший интерес представляет подсистема « / », которая обеспечивает деятельность врачей в условиях мирного и с целью предоставления своевременной и качественной медицинской помощи в условиях дефицита времени и отсутствия вспомогательных информационных материалов. Данная подсистема связана с автоматизацией работы военных врачей, в том числе корабельных докторов — то есть лиц, которые могут действовать изолированно от возможности получения дополнительной информации. Мы разработали программный продукт, который на основании симптомов и показаний приборов определяет более точный диагноз, отслеживает и оперативно реагирует на изменения состояния пациента с учетом прописанных ему лекарств.

Среди ее функциональных возможностей: поддержка принятия клинических решений, мониторинг состояния здоровья личного состава, проведение лабораторных исследований биоматериалов, воды и продуктов питания, экспресс-диагностика и выявление вспышек инфекционных заболеваний. Здесь мы не изобретаем велосипед, наша работа во многом построена на кооперации с производителями медицинских приборов и оборудования, с лечащими врачами, научными и учебными медицинскими заведениями.

Мы знаем, что на ваша компания представляла специальные защищенные мобильные устройства. Расскажите, пожалуйста, о них более подробно.

Мы живем в то время, когда мобильные гаджеты стали неотъемлемой частью жизни человека. Тем не менее, в Вооруженных силах России они должным образом не применяются. С одной стороны, человек, приходящий на службу в армию, уже является подготовленным пользователем такого устройства, а с другой — у него нет возможности использовать свои знания в рамках службы в армии.

«Специализированные защищенные мобильные устройства» — является логическим продолжением единой информационной среды и предназначена для оперативного получения и обмена информацией, позволяя личному составу ВС РФ получать, анализировать и вводить информацию вне своих стационарных рабочих мест. С помощью мобильных решений значительно сокращается трудоемкость выполнения личным составом рутинных операций, обеспечивается должный уровень оперативного контроля и укрепляется исполнительская дисциплина. Особое значение имеет проведенная интеграция данных устройств с персональной электронной карточкой военнослужащего (ПЭК), что значительно упрощает учетные функции, обеспечивает идентификацию и может использоваться в качестве электронно-цифровой подписи.

В рамках «Цифровой армии» вы выделяете «Цифровой гарнизон» и «Цифровой корабль». В чем принципиальные различия «гарнизона» и «корабля»?

Главная особенность заключается в местонахождении объекта. Например, в «Цифровом гарнизоне» у нас есть функция подготовки к отопительному сезону. Войсковые части у нас находятся в разных климатических поясах, и отопительный сезон там начинается в разное время. На корабле же эта проблема не стоит, поскольку в море он действует автономно и обеспечивается теплом от своих энергетических установок. А в остальном многие используемые решения совпадают. И это неслучайно — мы стараемся учесть все особенности эксплуатации, но при этом максимально унифицировать предлагаемые решения.

Впервые мы представили решение «Цифровая армия» на форуме «Армия-2015» , затем экспонировали ее на международном военно-морском салоне. Сейчас мы активно работаем и с органами военного управления, и с компаниями-поставщиками вооружения и военной техники. Можно сказать, что сейчас мы находимся на стадии знакомства и уточнения функциональных требований. Военные заинтересовались нашим решением, был проведен ряд совещаний, на основании поступивших запросов нами было подготовлено и передано заинтересованным лицам детальное описание предлагаемых решений.

Инфографика

Созданы ли прототипы предлагаемых вами решений?

Мы разработали данное решение в инициативном порядке. Какие-то элементы уже созданы, с ними можно ознакомиться и даже подержать в руках — например, прототипы защищенных мобильных устройств. Другие пока что описаны в технической документации. Начинать полнофункциональное развертывание решения без подтверждения интереса со стороны министерства обороны России, на наш взгляд, нецелесообразно. Но когда поступит предложение — мы готовы, и те элементы системы, которые сейчас пребывают в виртуальном состоянии, приобретут реальные формы. Это не значит, что мы стоим на месте и ждем. Ведется постоянная работа с органами военного управления, проектантами, поставщиками, в том числе и по тестированию подсистем.

Существуют ли подобные системы за рубежом и, если сравнивать вашу разработку с зарубежными продуктами, то какие преимущества можно выделить?

Мы внимательно, на основе публикаций в открытых источниках, отслеживаем аналогичные разработки за рубежом. Да, такие работы ведутся, и существуют целевые программы. Сравнивать ТТХ и говорить о преимуществах не буду по ряду причин. Могу с уверенностью сказать одно: имея большой разрыв в начале данного процесса, мы можем строить автоматизацию наших Вооруженных сил на базе последних передовых технологий — нам не придется исправлять и «перевнедрять», и это, пожалуй, самое главное преимущество.

Аналитическое обеспечение информационной деятельности

Минобороны (на примере ежегодного сборника

«Вооруженные Силы Российской Федерации»)

Решение задач военного строительства объективно предполагает наличие достаточно мощной поддержки широкими общественными слоями действий Минобороны. Признавая это утверждение в качестве аксиомы , большинство органов военного управления в настоящее время становится все более открытыми в тех вопросах, которые волнуют органы государственной власти, общественные организации и граждан в сфере обороны и безопасности страны. Вместе с тем в Минобороны понимают, что информационная деятельность автоматически не станет современной и эффективной.

Одним из путей, который может реально повысить качество информационной деятельности военного ведомства , является развитие ее аналитической составляющей. Фактически с созданием в Аппарате Министра обороны Экспертного центра и Управления информации и общественных связей была сделана достаточно плодотворная попытка отладить профессиональную информационно-аналитическую деятельность. Весомым результатом нового вида такой деятельности стал выпуск ежегодного информационно-аналитического сборника «Вооруженные Силы Российской Федерации». Его первый выпуск состоялся в начале 2006 года и он был полностью посвящен развитию Российских Вооруженных Сил в 2005 году.

В Минобороны понимали, что издание подобного сборника придаст новый импульс отношениям военного ведомства с органами государственной власти, общественными организациями, средствами массовой информации , экспертным сообществом и гражданам России. Предполагалось, что издание сборника информационно-аналитических материалов будет способствовать:

· поддержке органами госвласти и обществом усилий Минобороны, предпринимаемых по выработке и проведению государственной политики в области обороны;

· распространению в стране и за рубежом объективной и достоверной информации о деятельности Вооруженных Сил и мерах, принимаемых руководством Минобороны по их дальнейшему развитию;

· доведению информации о ходе реализации задач, определенных высшим руководством государства, а также позволит продемонстрировать изменения в стиле руководства Минобороны и Вооруженных Сил России.

Достижению намеченных целей на начальном этапе предшествовала подготовительная работа. Был проанализирован зарубежный опыт по выпуску «Белых книг», в частности, изучено содержание аналогичных изданий в США, Германии, Чехии. Кроме того, специалисты Минобороны проанализировали результаты мониторинга сферы массовой информации и определили наиболее актуальные вопросы жизнедеятельности войск. Такими вопросами для подавляющего большинство граждан страны явились: подготовка соединений и воинских частей к выполнению задач по предназначению, соблюдение законности, правопорядка и дисциплины в войсках, комплектование Вооруженных Сил, социальное обеспечение военнослужащих, членов их семей, а также ход выполнения решений высшего руководства государства.

Соотношение

публикаций и сообщений по приоритетным направлениям военного строительства и задачам Вооруженных Сил РФ в 2006 году

Информационное обеспечение" href="/text/category/informatcionnoe_obespechenie/" rel="bookmark">информационного обеспечения войск, но при этом учитывалось, что через средства массовой информации на него непрямое воздействие оказывают армейские и флотские органы информационного обеспечения.

Для изучения мнения и установления диалога и обратной связи с ключевыми группами в заинтересованные государственные, научные и общественные организации было разосланы предложения высказаться по содержанию будущего сборника. Наиболее полезными для экспертов Минобороны стали предложения Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Московского государственного технического университета им. , Фонда развития политического центризма, Академии имиджелогии.

Собрав и обобщив рабочие материалы, эксперты приступили к разработке план-проспекта информационно-аналитического сборника и подготовки указаний одного из заместителей Министра обороны Российской Федерации по привлечению к работе главных и центральных управлений Министерства обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации. Когда рабочий план будущего сборника был сформирован, указания о подготовке соответствующих аналитических материалов направили в подчиненные Минобороны органы военного управления.

Нужно сразу отметить, что не все центральные органы военного управления в середине 2005 года понимали значимость данного сборника для формирования позитивного имиджа Вооруженных Сил. Плохо представляли себе тот объем аналитической работы, который предстояло провести. Основная трудность, на наш взгляд, оказалась психологического характера. То есть, большинство экспертов, работающих в органах военного управления, на тот момент не знали (да и не могли знать) в каком стиле излагать запрашиваемый материал с тем, чтобы он были интересен и понят определенными целевыми группами российского общества (находящимся вне армейских коллективов). Некоторые тексты были перегружены техническими подробностями, были написаны по-военному кратко и могли быть понятны только военным специалистами.

Еще одна проблема психологического характера состояла в том, чтобы объяснить представителям органов военного управления целевую установку руководства Минобороны на настоящий сборник: не нужно скрывать недостатки, а нужно показывать общественности, что руководство Вллруженных Сил, командование соединений и воинских частей видят пути их решения и предпринимает определенные меры по улучшению положение дел. В первую очередь, было непросто прояснить эту установку специалистам в области воинской дисциплины и правопорядка, культурно-досуговой работы, представителям Военно-Морского Флота, Главного финансо-экономического управления Минобороны и ответственным за проведение военно-технической политики.

Ответственные эксперты своевременно выявили эту проблемы и провели дополнительную работу по ее преодолению. В результате на местах к идее выпуска сборника отношение изменилось. Стало поступать много предложений по структуре и содержанию, а количество предлагаемого рабочего материала было многократно больше, чем требовалось экспертам. При этом специалисты с пониманием отнеслись к стремлению исполнителей как можно больше осветить свою деятельность по широкому спектру вопросов деятельности центральных органов военного управления. В этот момент основная задача специалистов Экспертного центра сводилась к аналитическому и даже конструктивно-критическому осмыслению представленных материалов, определению их места в соответствии со спланированной структурой сборника. Для решения этой задачи были привлечены квалифицированные эксперты, в том числе один доктор наук и восемь кандидатов наук.

Были изучены материалы ведущих социологических центров страны по армейской проблематике, таких как Фонд «Общественное мнение», Всероссийский центр изучения общественного мнения, агентство Romir Monitoring, Левада-Центр. Но социологической основой сборника стали аналитические материалы Социологического центра Вооруженных Сил РФ, функционирующего, как известно, по решению Правительства Российской Федерации. Центр ежемесячно проводит мониторинг основных проблем Вооруженных Сил России в округах (флотах), воинских гарнизонах, воинских частях и военных комиссариатах среди военнослужащих и граждан, находящихся в запасе.

В настоящее время социологические знания, полученные Социологическим центром Вооруженных Сил и влиятельными российскими социологическими центрами, используются небольшим числом органов военного управления и военных специалистов при организации налаживания связей с общественностью. В то же время, без научно обоснованного социологического сопровождения связей Минобороны с общественностью трудно принять обоснованное и верное решение по руководству процессом информационного обеспечения и рассчитывать на достижение ожидаемых результатов. Социальные ожидания граждан и общественное мнение в Российской Федерации о военной службе, о фактическом состоянии и тенденциях развития Вооруженных Сил в значительной степени воздействуют на военную сферу общественной жизни в целом и на идущие в ней процессы. Очевидно, что позитивное общественное мнение позволяет найти необходимое количество добровольцев для службы по контракту, препятствует уклонению граждан от призыва в ряды Вооруженных Сил и т. д.

Полученный материал для сборника на начальном этапе структурирования информации был приведен к виду, упрощающему его дальнейшую обработку. Для этого требовалось ответить на ряд вопросов:

насколько подобранный материал соответствовал стратегии задуманного сборника;

насколько материалы актуальны на сегодняшний день для граждан Российской Федерации и для самих органов военного управления;

соответствуют ли подготовленные рабочие материалы требованиям по защите государственной тайны.

Для решения основных задач использовались специфические методологические подходы, которые рассматривались в качестве самостоятельных аналитических систем и содержали статистический, логический, экспертный, лингвистический и концептуальный анализ. Такое разнообразие аналитических систем было отнюдь не случайным, поскольку каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны и не позволяет в отдельности обеспечить экспертов Минобороны достоверной информацией о целостности и глубине происходящих процессах в российских вооруженных силах.

При этом надо признать, что в процессе изучения представленного материала у специалистов Минобороны нередко возникали разные мнения не только по форме подачи, но и по его структуре и содержанию материала. Важную роль в разрешении существовавших противоречий сыграли методы активизации мышления, как говорят программисты, «выходить из проблемы и заходить снова» через некоторое время.

Применение метода коллективной генерации идей (мозговой атаки и мозговых штурмов и ряда других) позволило:

· осуществить переход от эмоционального восприятия представленных материалов (поскольку большинство экспертов Экспертного центра ранее служили в войсках и различных органов военного управления) к абстрактно-логическому;

· перейти к конструктивным интеллектуальным процедурам вплоть до переосмысления той или иной проблемы и практически полной переработки некоторых представленных материалов;

· приступить к генерированию путей решения проблем, характерных для тех или иных войсковых структур и органов военного управления.

Итогом аналитической работы явился проект информационно-аналитического сборника, который представлял собой принципиально новый информационный продукт. На данном этапе были привлечены дополнительные эксперты, ранее не знакомые с представленными первоначальными материалами. Их задача заключалась в оценке информационного продукта и его соответствия идее замысла сборника. Задача оказалась достаточно сложной, в первую очередь потому, что кроме военных журналистов, в учебных заведениях Минобороны не готовят специалистов по подготовке различных текстов для невоенной аудитории. Поэтому к ее выполнению был привлечен ограниченный круг наиболее подготовленных специалистов, причем специалисты не столько в области военного дела, а, в первую очередь, политологи, философы, социологи, юристы, филологи.

Для достижения поставленных целей специалистам пришлось анализировать материал в целом, то есть, многократно прочитывать «от корки до корки». В ходе работы требовалось максимум внимания и умение определять взаимное соответствие между разделами на основе объективных критериев. Надо признать, с учетом временных параметров сделать это было не так просто.

В связи с тем, что сборник планируется издавать ежегодно по итогам прошедшего года, руководством Министерства обороны было принято решение о включении в структуру сборника докладов Президента Российской Федерации и Министра обороны на ежегодном сборе руководящего состава Вооруженных Сил РФ. Наполнение содержания сборника изображениями основных образцов вооружения и военной техники Вооруженных Сил Российской Федерации и материалами справочного характера придало изданию «живой» характер. По нашему мнению, информация о месторасположении органов военного управления, военных учебных заведений и их контактных телефонах помогает сориентироваться представителям целевых групп при решении возникающих вопросов.

Мнения, полученные в Минобороны из МГТУ имени, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации после выхода в 2006 году первого выпуска сборника убедили специалистов Министерства обороны Российской Федерации, что направление сосредоточения основных усилий информационного обеспечения было выбрано правильно.

Специалисты получили практику аналитической работы с материалами главных и центральных органов военного управления. Приобрели большой опыт по выстраиванию взаимоотношений с целевыми группами и сами органами военного управления. Нельзя не признать, что в ходе работы были выявлены определенные недостатки, над которыми специалистам необходимо целенаправленно поработать.

В мае 2007 года начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первый заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии провел вторую презентацию информационно-аналитического сборника «Вооруженные Силы Российской Федерации 2006». По его словам «российское общество проявляет большой интерес к деятельности Вооруженных Сил… . На взгляд Минобороны очень важно, чтобы российское общество могло получать информацию, что называется, их первых рук».

Подводя итог работе, проделанной в течение двух лет, можно говорить о том, что идея подготовки и издания ежегодного информационно-аналитического сборника оправдала себя. Тираж сборника в 2007 году вырос в 3,5 раза и составил 7 тысяч экземпляров. Это косвенно подтверждает, что качественное аналитическое обеспечение информационной деятельности приносит свои результаты.

Безусловно, приведенный пример работы над сборником нуждается в дальнейшем осмыслении. При этом автор обращает внимание на то, что такой подход к выполнению задач информационного плана должен носить системный характер. Создание системы аналитического обеспечения представляет собой комплексную междисциплинарную задачу, требующую совместной работы специалистов различных областей. В Министерстве обороны Российской Федерации прилагают значительные усилия к формированию такой системы, понимая, что моральные, физические и материальные затраты оправдают надежды.

В заключении обозначим ряд вопросов, требующих дальнейшей организационной и аналитической проработки.

В Минобороны России понимают, что публичное обсуждение содержания сборников среди целевых групп российского общества пока не состоялось. При этом объективная необходимость развития обратной связи существует. Специалисты, которые непосредственно задействованы в работе по его выпуску, рассчитывают на такое обсуждение в будущем. Нуждается в изучение также мнение такой целевой группы как офицерский состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

В зарубежных армиях подобные издания размещаются на официальных сайтах военных ведомств. Существует мнение о целесообразности размещение информационно-аналитического сборника «Вооруженные Силы Российской Федерации» на официальном сайте Министерства обороны. В перспективе в целях охвата более широкого круга общественности требуется рассмотреть возможность выпуска сборника на компактных дисках различного формата.

В Экспертном центре принимают во внимание, что по качеству оформления, емкости и тиражу сборник не является доступным большинству граждан Российской Федерации. Существует мнение о необходимости выпуска информационного сборника с учетом региональной специфики Российской Федерации (может быть за счет снижения затрат на издержки, сделать его более доступны).

Не возникает сомнения, что роль аналитического обеспечения информационной деятельности Министерства обороны Российской Федерации с каждым выпуском сборника будет повышаться.

Александр Петрунин

Например, см.: Вооруженные Силы Российской Федерации 2005. – М.: РИЦ МО РФ, 2006. – С. 13-14.

Информационный продукт – результат выполнения неких действий над данными, приводящих к получению нового массива данных в целях их дальнейшей обработки и интерпретации.

См.: Вооруженные Силы Российской Федерации 2006. – М.: Военинформ, 2007.

См., подробнее: Фаличев О. Приоритеты армии // Военно-промышленный курьер. – 2007. – № 18. – С. 4.