Что должен знать дизайнер. Что должен знать и уметь каждый веб-дизайнер, чтобы не ударить в грязь лицом

Как понять, стоит ли становиться дизайнером? На что стоит обратить внимание при выборе этой профессии? Как выбрать учебное заведение? Задали эти вопросы Степану Бугаеву, основателю студии «Точка дизайна» и стартапа Flatplan, куратору направления «Дизайн интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Если человек хочет стать дизайнером, на наличие каких качеств в себе ему стоит обратить внимание?

Очень важно, чтобы человек, захотевший стать дизайнером, ощущал в себе внутреннюю потребность что-то постоянно улучшать, оптимизировать. Думаю, это одно из важнейших личностных качеств для дизайнера интерьера. Кроме того, важно быть внимательным к деталям: ведь иногда даже маленькая ошибка в чертеже может в будущем стоить большого количества денег и потраченного времени.

Если какие-то "противопоказания" к этой профессии? Например, если человек нетерпимо относится к правкам и недостаточно стрессоустойчив, ему стоит отказаться от идеи стать дизайнером? Или необходимые качества могут сформироваться в процессе обучения и работы?

Конечно, если выбор профессии – это неуверенный эксперимент, то каждая небольшая трудность будет поводом свернуть с намеченного пути. Однако, есть некоторые качества, которые могут особенно насторожить. К примеру, если вы чувствуете в себе неспособность принимать конструктивную критику или не готовы мириться с тем, что у других людей вкус и видение может отличаться от вашего – то это поводы поработать над собой.

Самолюбование своими проектами тоже не будет способствовать профессиональному росту. Надо постоянно напоминать себе, что дизайн все-таки делается для людей. А потому необходимо уметь находить баланс между тем, что нравится вам и тем, что хотят видеть заказчики. Если же вы долгое время его не находите – это может стать серьезной преградой на пути к успеху. А вот стресса в работе дизайнера не так много, по сравнению, например, с профессией врача. Скорее, больше решаемых задач, чем стрессовых ситуаций.

Стоит ли идти учиться на дизайнера, не имея четкого представления о том, как и где ты сможешь зарабатывать?

Получать образование в сфере дизайна интерьера можно по разным причинам. К примеру, если у вас есть своя квартира: вы хотите оптимизировать это пространство и самостоятельно разработать его стилистическое решение. Или, например, вам интересна сама тема дизайна, и вы хотите лучше ориентироваться в этой области.

Если же вы стремитесь стать профессионалом, но пока не вполне понимаете, как устроена бизнес-среда в дизайне, лучше всего пойти учиться к преподавателю-практику. Хорошо, если это будет опытный дизайнер, или эксперт, который входит в профессиональную среду и, основываясь на своём опыте, сможет рассказать вам, как она устроена.

Какое образование для дизайнера вы считаете необходимым, базовым?

Профессионал должен ориентироваться в теории дизайна, быть знакомым с историей развития и канонами стилей, понимать базовые конструктивные особенности здания и иметь представление о правилах проектирования инженерных систем.

Используя мебель, светильники, декор или отделочные материалы в своих проектах, дизайнер не должен действовать вслепую. Нужно хорошо понимать предмет какого производителя вы используете, кто из дизайнеров работал над его созданием, и всегда уметь квалифицированно объяснить свой выбор клиенту. Чтобы это сделать, вам также потребуется умение представить свои идеи: с помощью скетча, коллажа, 3D-визуализации или другого авторского способа. В любом случае какую-то из этих техник необходимо освоить, также, как и программы для создания чертежей, без которых не обойтись. Уметь рисовать – тоже важно. Этот навык и умение видеть перспективу - сильно отличают настоящего дизайнера от простого организатора.

А ещё любой профессионал в этой сфере должен не терять своего любопытства по отношению к миру, уметь взаимодействовать с ним и не переставать учиться. Нужно постоянно расширять свой кругозор, быть в курсе главных тенденций и даже иметь представление о базовых инструментах self-брендинга и PR.

Есть ли шанс того, что образование плохо повлияет на начинающего специалиста? По аналогии с тем, как говорят про начинающих актеров, что их "ломают" в театральных школах?

Если ваш преподаватель «плавает» в теме, а знания подаются разрозненно, хаотично и мало применимы на практике – то, вероятно, такого образования для успешного старта карьеры будет недостаточно. А ведь в любой профессиональной дисциплине очень важны первые шаги. К примеру, если вам, как футболисту неправильно «поставили удар» - скорее всего, в будущем по воротам вы попадать не будете. Также и для дизайнера важны те базовые знания и навыки, которые он приобретает в учебном заведении. Именно поэтому так важно серьезно подойти к его выбору.

Как выбрать образовательное учреждение?

В первую очередь, стоит познакомиться с разными учебными программами, изучить их и понять, на чем в том или ином курсе делается акцент (например, на теории или на практических кейсах). И уже потом выбирать институцию в зависимости от ваших потребностей. Обратите внимание на преподавательский состав, оцените профессиональный опыт кураторов и то, насколько хорошо они ориентируются на рынке интерьерного дизайна. Портфолио студентов – тоже отличный показатель уровня преподавания. Если работы выпускников вам нравятся, то вполне вероятно, что подход преподавателей вам также окажется близок.

Какими навыками, помимо собственно дизайнерских, желательно обладать? В каких сферах еще поучиться?

Дизайн интерьера - это сфера на пересечении архитектуры, предметного дизайна, инженерии и даже искусства. Познания в архитектуре помогут лучше разрабатывать планировочные решения, а умение разбираться в инженерных коммуникациях – сделают их реализуемыми. Знание предметного дизайна поможет создать более продуманную концепцию и сторителлинг для вашего проекта, а искусство будет дарить вдохновение для работы.

Что вы еще посоветуете начинающему дизайнеру?

Не стоит бояться выходить на рынок и конкурировать с более опытными специалистами. На начальном этапе можно присматриваться к работе уважаемых вами профессионалов, но при этом помнить: чем быстрее вы выработаете свой собственный стиль, тем скорее станете успешным дизайнером. Важно постоянно работать над своим портфолио (3-4 проекта в год – это минимум для успеха), поэтому мы в Школе дизайна интерьера НИУ ВШЭ уделяем особое внимание вопросу его подготовки. Во многих других вузах студенты систематизируют свои знания при помощи дипломной работы. Мы же стараемся ориентировать их на более релевантную составляющую результата – портфолио.

Затем, уже после завершения обучения лучше пойти работать в успешную студию – место, где вы сможете начать получать хороший опыт, прежде чем отправляться в самостоятельное профессиональное плавание. Важно не прекращать самообразование: ходить на выставки, общаться с представителями профессиональной среды, анализировать тренды и новые техники работы. Ведь дизайн – одна из самых динамично развивающихся сфер, и, чтобы оставаться востребованным специалистом, важно за этой динамикой успевать.

Я не заканчивала дизайнерских курсов и не училась дизайну в институте, но мне удалось пройти свой собственный курс обучения за 6 месяцев, замечу, что в процессе обучения я параллельно занималась полный день своей основной работой. Хотя я не думала, что уже готова устраиваться на новую работу дизайнером, все же мне сильно повезло и удалось найти неплохое место.

Конечно, я понимаю, что у меня нет тех навыков, которые есть у многих профессиональных дизайнеров, которые учились этому несколько лет и имеют большой стаж работы, тем не менее, я чувствую, что могу работать на хорошем уровне, создавая неплохой дизайн. В настоящее время я занимаюсь дизайном веб-сайтов.

Эта статья поможет начинающим дизайнерам сделать первые шаги в изучении дизайна самостоятельно, здесь вы найдете ссылки на те книги и ресурсы, которые помогли мне в изучении и оказались полезными. Замечу, что ссылки указывают на англоязычные ресурсы, которые я использовала для самообучения.

Уровень первый: учимся видеть

Основная ошибка, которую совершают начинающие дизайнеры – это попытка сразу начать с изучения Photoshop и рисования дизайна. Но Photoshop не сделает вас дизайнером, так же как покупка красок и кисточки не сделает из вас художника. Поэтому начнем с освоения самых азов дизайна.

Учимся рисовать

Для выполнения этой задачи не потребуется прилагать больших усилий или записываться в школу художников, вам не придется рисовать натюрморты и раскрашивать картины маслом, ограничимся изучением основ рисования, чего будет достаточно, чтобы сделать набросок на бумаге. Поможет в этом одна хорошая книга по рисованию – «Как научиться рисовать за 30 дней» . Практикуясь по полчаса в течение 30 дней вы сможете изучить основы рисования.

Изучаем теорию графического дизайна

- Начните с книги – «Нарисуй это» . Эта книга поможет понять основы дизайна.
- Изучайте работу с цветом, типографию и создание дизайна на основе сетки.
- Проходите по несколько обучающих уроков с этого сайта каждый день.

Изучите основы опыта взаимодействия

Написано огромное количество книг на эту тему, начать можно с этих двух:
- «Дизайн повседневных вещей» .
- «Не заставляй меня думать!»

Учимся писать

Абракадабра вроде Lorem Ipsum должна настораживать, это прямой указатель на плохого дизайнера. Хороший дизайнер должен уметь хорошо общаться со своими пользователями, он видит весь процесс оценки его дизайна в целом и не упускает таких деталей как презентационный текст. Каждое слово подбирается вдумчиво, с умом, а сам текст пишется с расчетом, что его будут читать люди. Не используйте заумный язык, которым пользуются учителя в школе.

Не включайте абсолютно все свои работы в портфолио, выберите только самые лучшие.
На начальных этапах не старайтесь быть оригинальным, это придет со временем, с опытом, с мастерством. Вначале все изучают основы и повторяют простые вещи за учителем, а когда накопится достаточно опыта, можно переходить к более продвинутым и самостоятельным работам.

Для вдохновения посещайте Dribbble (просматривайте работы лучших дизайнеров) и zurb.com/patterntap (веб-дизайн).

Вы - профессиональный дизайнер, или еще только начинаете свою дизайнерскую деятельность. Тем не менее, как для новичков, так и для специалистов, существуют простые правила профессионального дизайна.

Научить дизайну, вот так, путем написания нескольких заметок, нельзя. Если по HTML-верстке или азам проектирования веб-сайта еще можно написать пошаговую инструкцию, то с дизайном не так. Здесь нужно наличие таких качеств, как талант, творческое воображение, художественный вкус. Мало того, что эти понятия не поддаются описанию и классификации, так у многих людей такие качества попросту отсутствуют.

"Профессионализм" - это единственное качество, которым должен обладать дизайн любого веб-сайта. Дизайн может быть простым и сложным, текстовым и графическим, цветным и черно-белым - но при первом же взгляде на него посетителю должно становиться понятно, что этот сайт делал мастер своего дела, а не человек, который Интернет увидел только вчера.

Профессиональный дизайн основывается на четырех правилах. Конечно, есть и еще много разных аспектов, но если вы не будете соблюдать хотя бы эти четыре правила, у вас точно ничего не получится. И еще раз напоминаем: это правила, а не пошаговая инструкция. Применять их будете вы, и насколько удачно - будет зависеть только от вас и ваших способностей.

Правило первое

Побольше мелких деталей.

Дело в том, что крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Нужно быть большим мастером, чтобы дизайн, основанный на таких объектах, выглядел хорошо. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран - все это придает дизайну непрофессиональный вид.

Если же добавить в элементы дизайна мелкие детали, а крупные объекты визуально разбить на более мелкие (например, применив градиентную заливку) - картина значительно улучшится.

Вот что конкретно можно предпринять для "размельчения" дизайна:

1) если позволяет содержание сервера, заголовки, набранные шрифтом большого размера, дополните подзаголовками, выполненные более мелким кеглем;

2) по возможности применяйте верстку в несколько колонок. При этом "разбивайте" колонки и по вертикали, выделяя их части, например, разными цветами (или оттенками одного цвета);

3) не заливайте большие объекты (например, линии-разделители) одним цветом. Выберите градиентную заливку или просто разделите объект на несколько частей с помощью линий и других графических примитивов;

4) не делайте кнопки навигации, заголовки колонок и другие подобные объекты однотонными. Придумайте какую-нибудь интересную рамку, визуально выделите часть объекта (например, угол), добавьте тень;

5) добавьте там, где, на ваш взгляд это требуется, декоративные элементы: пиктограммы, горизонтальные полоски или даже что-нибудь типа орнамента.

Естественно, бросаться в крайности не нужно. Чувство меры - такое же необходимое качество дизайнера, как и буйная фантазия. Не делайте так, чтобы от мелких деталей у зрителя рябило в глазах. Следите, чтобы все заголовки, кнопки навигации, текст читались хорошо. Добавленные вами мелкие детали не должны сбивать с толку читателя: он не должен принимать их, например, за элементы навигации и пытаться ткнуть в них мышью.

Примеров работы этого правила - масса. Например, в 1997 году главную страницу rambler.ru "украшал" здоровенный бело-синий логотип, и при этом он занимал около 50% всей главной страницы. Зрелище было довольно тоскливое (даже директор проекта Д.Крюков в одном из интервью сетовал, что с дизайном у них не очень). Теперь же логотип сильно уменьшился, на главную страницу вынесли ссылки категорий Rambler"s Top100 (отличный "размельчитель" дизайна), появились разноцветные колонки с новостями и другой информацией - и, как результат, сервер теперь выглядит гораздо лучше (хотя дизайн, конечно, еще далек от идеала).

Правило второе

Из-за чего случается большая часть несчастных случаев на производстве, аварий сложной техники и прочих бедствий с участием человека? Почему, несмотря на отточенность технического процесса, множество испытаний и тщательный контроль качества, взрываются электростанции, падают самолеты и тонут подводные лодки?

Чаще всего это происходит от того, что кто-то просто-напросто махнул на сущие, как ему показалось, мелочи и подумал: "Авось обойдется". Потому что еще надо подняться на два уровня в "Тетрисе", или не пропустить сериал по ТВ, или банально лень. В конце концов, вахтенный на "Титанике" заметил злосчастный айсберг слишком поздно всего лишь из-за того, что один из офицеров просто забыл бинокль для дежурного в своей каюте.

Если в жизни результатом пренебрежения мелочами становятся человеческие жертвы и многомиллиардные убытки, то в интернете беспечность дизайнера, хотя и имеет гораздо менее катастрофические последствия, тоже не приносит ничего хорошего. Если и удастся облапошить заказчика, то отзывы разочарованных посетителей сайта и насмешки коллег по цеху в конечном итоге создадут дизайнеру дурную репутацию. И тогда единственное, что ему останется - сшибать по 10 долларов за сайт с мелких лавочников, желающих "дешево и сердито" приобщиться к современным информационным технологиям.

Поэтому каждый профессиональный дизайнер уделяет повышенное внимание мелочам и никогда не позволяет себе халатного отношения к делу. Это и есть второе правило профессионального дизайна - "Повышенное внимание к мелочам" .

Продумывайте до конца все элементы дизайна. Следите, чтобы каждый из их был на своем месте и хорошо сочетался с другими. Не ленитесь потратить лишний час на дизайн кнопки размером 15x15 пикселей - вам обязательно воздастся. Не пожалейте времени, чтобы выяснить, какой именно тег в 10 килобайтах вашего HTML-кода вызывает смещение таблицы на всего лишь один ничтожный пиксель. Не думайте: "А, фиг с ним. Так сойдет." Не получится.

Из тщательно "вылизанных" в графическом редакторе кнопок и пиктограмм, грамотно составленного текста, отлаженного HTML-кода, как из кирпичиков, и складывается профессиональный дизайн.

Правило третье

"Гармоничное сочетание цветов".

Сочетание цветов на сайте должно быть таково, чтобы, во-первых, текст, размещенный на веб-страницах, читался хорошо, а во-вторых, общий цветовой фон не вызывал у пользователя раздражения.

С читаемостью текста все просто. Но почему-то для многих дизайнеров выбор цветов текста/фона составляет проблему.
Критерий оценки допустимости того или иного сочетания цветов для использования их в качестве цветов фона и текста таков: чтение текста не должно вызывать у пользователя никакого дискомфорта. Критерий достаточно субъективный, но если вам показалось, что текст на странице выглядит недостаточно контрастно, или для его чтения нужно всматриваться в экран, то данное сочетание цветов не годится.

Да, кстати, дело не только в контрастности. Например, в ярко-зеленом тексте на темно-синем фоне контраста - хоть отбавляй, но любой профессиональный дизайнер такое сочетание использовать не будет.

Если данный способ у вас применять не получается, то сделайте скриншот страницы, а затем в Photoshop переведите ее в режим grayscale (градации серого):
Обратите также внимание, что большие тексты (например, статьи) нужно размещать на светлом фоне, так как в этом случае их читать гораздо легче. Для отдельных же предложений и слов можно выбрать и темный фон.

Теперь о выборе цветов для дизайна в целом. С одной стороны, зеленый с розовым явно не сочетаются, но с другой стороны, в Сети полно зелено-розовых сайтов. То есть многие дизайнеры в принципе не способны определить, какие цвета сочетаются, а какие нет. По-моему, тут медицина бессильна.

Предположим, что вы сидите перед открытой в Photoshop"е палитрой и все не можете решить, какие же из цвета вам выбрать. Вот вам универсальный "рандомайзер" для генерации совершенно невообразимых сочетаний цветов, которые в зависимости от случая могут привести профессионального дизайнера как в шок, так и в восторг. Так сказать, рабочий инструмент для страдающего кризисом выбора дизайнера:-)

Сначала все-таки поднапрягитесь и выберите какие-нибудь несколько цветов - пусть даже те, которые вам давно надоели. Нарисуйте ими какую-нибудь простую композицию (надпись на фоне нескольких прямоугольников, например). Далее сохраните получившуюся картинку в GIF или JPEG и загрузите в Internet Explorer. Теперь - финальный шаг: нажмите Ctrl+A или выберите из меню команду пункт "Правка-Выделить все". Выделение инвертирует цвета, и получаются довольно интересные сочетания. А теперь, если понравилось, делайте скриншот и используйте найденные цвета на здоровье, а если нет - продолжайте эксперементы.

Правило четвертое

"Гармоничное сочетание шрифтов".

Повышенное внимание к шрифтам со стороны любого профессионального дизайнера вполне закономерно. Текст - важнейший элемент дизайна всех веб-сайтов, на которые ходят посетители - ведь ходят они за информацией, представленной в большинстве случаев в текстовой форме. Исполнение логотипа, заголовков, основного текста во многом определяют внешний вид сайта.

Конечно, обо всех аспектах применения шрифтов в одной заметке не расскажешь - это тема для отдельной книги. Но кое-какие общие рекомендации изложить вполне возможно.

Как и в случае с подбором цветов, здесь нужно брать в расчет несколько важных моментов.

Во-первых, не стоит в дизайне одного сайта использовать много разных шрифтов. Вполне достаточно одного-двух.

Особенно хорошо действие этого правила заметно в полиграфии. В подавляющем количестве печатных изданий и других публикаций используется один шрифт с засечками для набора основного текста и рубленый (без засечек) шрифт для заголовков. Да взять хотя бы русский народный текстовый редактор MS Word: в качестве стандартных стилей он предлагает шрифт Times New Roman для обычного текста и Arial - для заголовков.

Естественно, никто не заставляет вас набирать весь текст шрифтом одного и того же размера и начертания. Экспериментируйте. Только, как всегда, нужно придерживаться "логического единообразия": уж если вы решили выделять важные участки текста полужирным, то не нужно какой-нибудь из абзацов непонятно почему делать подчеркиванием. А если для текстового меню навигации вы решили сделать, то ни в коем случае не нужно половину пунктов меню делать в "Фонт сайз равно плюс один".

Во-вторых, не используйте декоративные и стилизованные шрифты - например, рукописные, церковно-славянские, имитирующие штамповку на военный манер или буквы на LCD-дисплее, и т.п. О них нужно забыть и вспоминать только тогда, когда понадобится сделать именно стилизацию под конкретную тематику или временную эпоху. Как писал Артемий Лебедев о создании дизайна-стилизации для Рекламы.Ру: "Тут мне пригодились такие гарнитуры, которые я даже спьяну никогда бы не использовал в своих работах":

В основном профессиональные дизайнеры не любят использовать декоративные гарнитуры потому, что эти шрифты сами по себе слишком сложны, чтобы являться всего лишь средством для передачи информации, опубликованной на сайте. Декоративная гарнитура представляет собой законченную композицию, тогда как в большинстве случаев она сама должна являться составной частью дизайна. В результате применения таких шрифтов трудно добиться хорошей сочетаемости всех элементов, формирующих внешний вид сайта, так как гарнитура буквально лезет на передний план. Пожалуй, единственная возможность избежать негативных последствий выбора декоративной гарнитуры - это использовать ее при оформлении небольших по размеру и второстепенных по значению элементов. Как, например, сделано в дизайне проекта "Logotype Free":

Кроме того, шрифты, как и многие другие вещи, подвержены влиянию моды, и декоративные шрифты - особенно. Большинство из них уже устарели и выглядят точно так же, как одежда, которая пользовалась сумасшедшим успехом 10 лет назад - банально и нелепо. Многие же классические шрифты популярны уже десятки лет - например, Futura был создан в 1928 году, а Garamond ведет свою историю вообще с XV века.

Тем не менее, даже если вы решите для разработки дизайна воспользоваться парой каких-нибудь классических шрифтов, это еще не гарантирует того, что их сочетание будет смотреться органично. Например, однотипные, но немного разные шрифты (скажем, рубленые Arial и Futura) в паре выглядят плохо. Полагайтесь на свой художественный вкус и интуицию.

Графический дизайн - это создание художественных произведений визуального искусства, творческое преобразование окружающей действительности. Конечный продукт должен быть эстетичным и нести смысловую нагрузку. Так, помогает структурировать информацию, делает ее более легкой для восприятия.

Произведения дизайнера должны не только привлекать к себе внимание, но и учитывать специфические особенности компании, для которой они создаются. Так, именно айдентика и фирменный стиль формируют первое впечатление потенциальных клиентов о компании. Поэтому, кроме таланта к рисованию и творческого мышления, для этой профессии необходимо развивать логику, чтобы создаваемый продукт соответствовал поставленной задаче.

Графический дизайн включает в себя символики и эмблем компании, разработку макетов книг, журналов и рекламной полиграфии, а также проектирование внешнего вида сувенирной продукции.

Что должен знать и уметь дизайнер

Необходимо знать основы графического дизайна и применять эти знания на практике. Колористика, рисунок и построение живописи - это области знаний, которые нужно освоить, чтобы овладеть профессией.

Вопреки расхожему мнению, уметь рисовать руками дизайнеру не обязательно (но желательно освоить этот полезный навык, если позволяют способности). Тем не менее другие практические навыки должны быть на высоте. Это и свободное владение Adobe Photoshop (для создания Adobe Illustrator и Corel Draw (для создания векторной графики), и 3D-моделирование.

Разработка макетов полиграфии требует дополнительных навыков работы с программой Adobe InDesign, умения работать со шрифтами и знания основ типографики.

Помимо всего перечисленного, хорошо бы иметь вкус и чувство стиля - без этого реализовать себя в данной области не получится.

Где искать заказчиков

Графический дизайн - это очень востребованный тип деятельности, так что при должном уровне дизайнер не будет испытывать недостатка в клиентах.

На первых порах, пока у вас нет опыта и имени, можно искать заказчиков через Интернет. Для этого необходимо создать сайт-портфолио с самыми эффектными работами. Поиск клиентов с помощью социальных сетей также даст ощутимые результаты. Создайте тематическую группу и наполните ее примерами ваших работ.

Если у вас много готовых работ (баннеры, макеты сайтов и полиграфии, иллюстрации), то вы можете выставить их на продажу на специализированных ресурсах в сети Интернет: на стоках векторной и растровой графики, на бирже фриланса. Покупатели заинтересуются вами и, возможно, превратятся в постоянных заказчиков.

Заработок профессионального дизайнера - от 1000 долларов в месяц, а его верхняя планка зависит исключительно от вас. Так что дерзайте, прилагайте все усилия для достижения цели! Тогда вы обязательно получите желаемое.

Почему дизайнер может отказаться от авторского надзора, где заканчивается его зона ответственности и на что не нужно рассчитывать, заказывая проект у известного профессионала – о тонкостях работы над дизайн-проектом, которые не помешает знать заказчикам, поговорили с Викторией Киорсак.

О дизайне интерьеров как услуге

Дизайн интерьеров как услуга – это опция для достаточно состоятельных людей. Состоятельных и состоявшихся во всех смыслах. Которые и «жить не торопятся и чувствовать не спешат»! Дизайн интерьеров в немыслимые сроки и в немыслимые бюджеты – это ИКЕА. У компании, кстати, есть удобный планировщик помещений, если что.

О договоре

Если вы четко и, внимание, заранее не прописали в договоре бюджет, не надо ожидать, что дизайнер угадает сумму, о которой вы с мужем говорили за чаем на кухне. И даже если вы ее вскользь упомянули на предварительных переговорах – это тоже не считается. Если вы хотите четкого соблюдения бюджета, пропишите его в договоре.

Хорошо и дешево – быстро не бывает никогда!

И сразу к цифрам – скорее всего, это приведет к серьезным задержкам по срокам реализации оного, так как в этот момент сразу нужно припомнить мой любимый треугольник: хорошо и дешево – быстро не бывает никогда! А если быстро и очень дешево, то ждите «побочки» в отношении качества.

Об авторском и техническом надзоре

Услуги «Комплектация проекта» и «Управление строительством» – это разные вещи. Каждая услуга оплачивается дополнительно и в договор на дизайн-проект не входит.

Это дорогая и нервная работа. Особенно – коммуникации со строителями, бухгалтерия, взаиморасчеты, согласования. И нет – это не то же самое и не одно и то же, что авторский надзор. Авторский надзор – это исключительно регулярная проверка текущей стройки на соответствие подписанной вами документации. Ничего более.

Почему дизайнер может сказать «Нет»?

При желании дизайнер может отказаться от авторского надзора. Я, кстати, очень часто это делаю. Именно по той самой причине, которая описана выше, когда от меня в рамках дизайн-надзора еще ждут все остальные неоплаченные услуги.

Про подбор мебели

Мебель из массива в наших климатических условиях в не очень ясных условиях эксплуатации действительно ведет себя достаточно непредсказуемо. Оказывается, специалист студии был прав, когда предупреждал об этом заказчика.

Иногда даже мебель одно бренда ведет себя в одном и том же помещении очень по-разному.

Я большой любитель мебели из массива, у меня ее много из разных пород. Поэтому точно могу сказать, что даже мебель одного бренда иногда ведет себя в одном и том же помещении очень по-разному. А если вы еще и просите цельный слэб дерева и не готовы к красиво склеенным ламелям, то тем более – жди беды: вероятность, что дерево будет рассыхаться, – 90%. Ну разве что вы поставили сложнейшую систему умного дома, который будет следить за увлажнением и температурой.

О выборе подрядчиков

Спецификации, особенно на мебель по спецзаказу, любые подрядчики делают достаточно долго! Их считает не руководитель дизайн-студии и даже не сам дизайнер, а специально обученные люди на конкретных производствах. Которые тоже болеют и уходят в отпуск, не сдав дела.

Это ни в коей мере не говорит о непрофессионализме дизайн-студии, а вот о чрезвычайно завышенных ожиданиях клиентов – очень!
И поверьте мне, мы их выбираем по цене, качеству и по надежности, а не из соображений увеличить вам смету на 300%!

О логистике

Даже люди, которые профессионально долгие годы занимаются логистикой, не могут вам сказать заранее во сколько обойдется груз. Представляете? А людей с таким опытом среди российских дизайнеров не так и много.

И да, мы, конечно же, знаем, что в среднем грузовая линия сейчас стоит из Нью-Джерси до Питера 4500 долларов. Но еще есть доставка внутри страны производителя до логистического склада. Еще есть услуги склада, а еще в зависимости от того, какой вес у вашей мебели, это влияет на стоимость платежей на таможне. И контейнер может пройти по минимальной таможенной ставке, а может и в 2–2,5 раза оказаться дороже. И нет, дизайнер не обязан все это знать.

Даже люди, которые профессионально долгие годы занимаются логистикой, не могут вам сказать заранее во сколько обойдется груз.

Я уже не говорю, что ситуация на рынке меняется сейчас мгновенно и в не самую благоприятную сторону, и никто в своем уме заранее не станет вам давать никаких цифр. Потому что пока вы будете делать проект, разрабатывать концепцию и рисовать дизайн, она раз 100 поменяется в неизвестную всем сторону.

О сотрудничестве

У меня есть очень разные клиенты. И есть клиенты, которые сами прекрасно все понимают о своем бюджете, но которым настолько интересна я как дизайнер, что они идут на то, чтобы ждать, пока я найду подходящий им по бюджету, но устраивающий меня по надежности вариант подрядчиков. Или ждут суперскидки на выбранный свет или сами готовы заморочиться, поднять свои связи и привезти себе красивые ручки, выбранные мною, потому что могут и хотят получить великолепный интерьер.

Не поверите, но для дизайнера прежде всего важно сделать проект красиво.

Или, если они сами наугад выбирают подрядчика на какой-то участок, они понимают, что это их риски. И с уважением и благодарностью относятся к работе дизайнера, понимая, что я делаю все, что могу.
Просто потому, что, не поверите, но для дизайнера прежде всего важно сделать проект красиво.