Сущность государственной информационной политики. Государственная информационная политика

Политика- это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Государственная информационная политика - это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества.

В более широком смысле - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Для России проведение грамотной государственной информационной политики означает:

    развитие гражданского общества;

    обеспечение конструктивного диалога между государством и СМИ и властью и обществом;

    признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав;

    ориентацию главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и ее распространение;

    повышение доверия общества к власти;

    налаживание эффективных взаимоотношений России с другими странами и т.д.

9 сентября 2000 г. Президентом РФ была утверждена "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации", подчеркивающая необходимость проведения государственной информационной политики, в основе которой должен лежать национальный интерес России. Это значит, что в нашем обществе, где функционирует огромное множество СМИ, проповедующие самые разные политические, культурные и ценностные ориентации, государство должно задать некий вектор единого движения - проводить государственную информационную политику, отражающую интересы и потребности всего общества в целом. Также государственная информационная политика должна быть направлена на реализацию национальных интересов России в информационной сфере:

1. соблюдение конституционных прав и свобод в области получения и пользования информацией, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны;

2. информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

3. развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

4. защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Для эффективной реализации государственной информационной политики, естественно, должны быть в полной мере привлечены СМИ - так как это один из важнейших источников и каналов передачи информации. В рамках государственной информационной политики деятельность средств массовой информации должна быть направлена на консолидацию общества.

Безусловно, осуществление государственной информационной политики должно являться приоритетной задачей нашего государства, поскольку она является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.

Практически во всех сферах современного общества наиболее ценным ресурсом является информация. Высокая ценность данного ресурса обязывает общество уметь эффективно использовать информацию, что способствует возникновению информационной политики.

В наиболее общем смысле информационную политику можно определить как политику в информационной сфере деятельности общества, образуемой совокупностью общественных отношений в области информации и информационной инфраструктуры как объектов интересов индивида, государства и общества.

В.Д. Попов определяет информационную политику следующим образом Попов В. Д. Социальная информациология и журналистика: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 201 с. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.webarhimed.ru/assets/files/Raboti_POPOVA_V.D./socialnaj_informaciologij_i_gurnalistika.pdf (дата обращения 07.03.2016).:

Информационная политика - деятельность общества в сфере властных отношений относительно информации, связанная, в первую очередь, с информационно-коммуникативными отношениями. Это навыки и умения управления такими отношениями, всевозможными информационными процессами, потоками информации, системой средств массовой информации (далее СМИ) и массовых коммуникаций (далее МК) в целях реализации интересов и достижения определенных целей.

Государство, как институт управления, занимает особое место среди субъектов информационной политики, что обусловлено специфической ролью государства в обеспечении функционирования политической сферы общества. Рассмотрим далее, что же представляет собой государственная информационная политика.

В.Д. Попов дает следующее определение государственной информационной политике Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В. Д.Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 38.:

Государственная информационная политика -- это совокупность политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, реализуемых государством, направленная на обеспечение права граждан, закрепленного конституционно, на доступ к информации. Государственная информационная политика -- это область жизнедеятельности людей, касающаяся воспроизводства и распространения информации, направленной на удовлетворение интересов государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Как можно заметить, основной акцент в данном определении ставится на том, что государственная информационная политика - сфера жизнедеятельности, сконцентрированная на обеспечиваемых государством вопросах воспроизводства, распространения и доступа к информации, а также на построении диалога между властью и гражданским обществом. Таким образом, государство является главным субъектом в таком роде деятельности общества, однако это не было отмечено в данном определении, что делает его недостаточно полным.

Рассмотрим следующее определение государственной информационной политики, предоставленное А. В. Манойло Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. - М.: МИФИ, 2003.:

Государственная информационная политика - мероприятия системы государственной власти и управления по обеспечению условий для эффективного, устойчивого и непрерывного развития системы социально-политических отношений общества при интенсивном воздействии внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивно информационно-психологическое воздействие.

А. В. Манойло в своем определении подчеркивает доминирующее положение аппарата управления в сфере социально-политических отношений общества. При этом стоит отметить, что автор не уделил внимание деятельности такого важнейшего объекта государственной информационной политики, как гражданское общество.

Ученые П. Юдге, С. Фогель и В. Мотвилов подходят к рассмотрению государственной информационной политики как к естественной реакции общества, групп лиц и отдельных личностей на события, происходящие на национальном и международном уровнях. При таком подходе деятельность государства и прочих элементов общества рассматривается как реакция на процессы, протекающие на различных уровнях информационных пространств, начиная с локального и заканчивая глобальным уровнем. Сущность государственной информационной политики при этом сводится «преимущественно к выявлению функциональной специфики политики данного типа» Малуев П. А. Источники и функции государственной информационной политики в условиях демократии // Вестник Поволжской академии государственной службы, 2008. №4 (17). С. 25-30..

Таким образом, можно констатировать тот факт, что не существует единого определения государственной информационной политики, и существующие определения могут принципиально отличаться. Одна из основных причин таких различий - существование нескольких подходов к исследованию вопроса информационной политики. Автор Беганов в своей магистерской диссертации выделил основные существующие подходы к определению информационной политики Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012.:

· Бессубъектный подход;

· Технико-коммуникационный подход;

· Государственнический подход;

· Социальный подход;

· Специфический информационный подход.

Автором бессубъектного подхода является Н. Ненастьева. Как понятно из названия, при данном подходе к определению информационной политики не выделяется какой-либо субъект деятельности. Вместо этого изучение сосредотачивается на влиянии информационной политики на широкий круг социальных объектов. При бессубъектном подходе информационная политика - систематическое распространение специализированными группами сообщений среди численно больших, разнообразных и рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей и институтов Ненастьева Н. Л. Информационная политика в условиях реформирования социальной структуры современной России: Автореф. дис. канд. полит. наук. - М.: «Ярославль», 2007. - с. 4..

Представителями следующего, технико-коммуникационного, подхода можно назвать И. Наумова, Ю. Сазонова, И. Флис. Главная проблема данного подхода - развитие средств коммуникации. Исходя из этого, прерогатива в изучении полностью отдается развитию отдельной коммуникационной составляющей - техническим средствам коммуникации Наумов И. Информационная политика России - вызовы XXI века. /И. Наумов, Ю. Сазонов, И. Флис. // Парламентская газета, 2003..

Многие исследователи целиком и полностью относят информационную политику в сферу задач государства. Субъектам, задействованным в информационной деятельности и, при этом, не являющимся государственными, уделяется лишь незначительное внимание, либо их деятельность вообще не рассматривается. В. Ницевич сформулировал следующее определение: «информационная политика - это область деятельности всех органов и структур государства во всех сферах общественной жизни, определяемая его законами, нормами его общественной морали» Ницевич В. Ф. Военно-информационная политика государства: теория, императивы, приоритеты. - М.: ВУ, 2001.. В этом заключается государственнический подход к определению информационной политики. Представителями такого подхода также являются А. Брега Брега А. В. Информационное обеспечение военно-политической деятельности государства: Дис. канд. филос. наук. - М, 2000. и Е. Карасева Карасева Е. В. Информационная политика органов исполнительной власти современного мегаполиса: особенности ее формирования и реализации (на примере деятельности г. Москвы): Дис. канд. полит. наук. - М, 2004.. Важно заметить, что развитие лишь государственной сферы и ее ресурсов, без развития аналогичных сфер и ресурсов общественного сектора, как показывает нам исторический опыт, в том числе и российский, является низкоэффективным и ограниченным путем, в особенности в современных условиях информационного общества, при которых развитие информационной сферы должно быть приоритетным как в государственном, так и в гражданском направлениях.

В рамках социального подхода информационная политика - это те или иные регулирующие действия только лишь в информационной сфере общественной жизни Нисневич Ю. А. Информационная политика как фактор демократизации и оптимизации государственного устройства в России: Авторев. Дис. Д-ра политю наук. - М, 2000. С. 25.. Согласно разработчикам «Концепции государственной информационной политики», такая политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегические направления их достижения (задач) и систему мер по их реализации Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012.. Сторонниками социального подхода являются В. Цыгичко, Г. Смолян, Д. Черешкин Цыгичко В. Н., Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент политики. - М.: Институт системного анализа РАН, 1997., Ю. Авинова Авинова Ю. Информационная политика Российского государства на современном этапе: концептуальные и основные задачи. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/books/info-open/MSU_1a(63-84).pdf (дата обращения: 25.03.2016)..

Специфический информационный подход заключается в отношении к информационной политике как к действиям, направленным на регулирование информационных отношений и наращивание информационных ресурсов. Б. Коваленко, один из представителей рассматриваемого подхода, определяет информационную политику как «...составную часть обшей политики государства, партий, других институтов гражданского общества, направленную на создание благоприятных условий для осуществления информатизации всех сфер общественной жизни, обеспечение информационной безопасности государства, общества и личности, контроля за использованием национальных информационных ресурсов, а также формирование цивилизованного информационного рынка и правовое регулирование информационных отношений в обществе и государстве» Коваленко Б. В. Государственная информационная политика в деятельности ФПС России: Автореф. дис. д-ра филос. наук. - М, 1998. - с. 17-25.. Представителями специфического информационного подхода также являются О. Зубков Зубков О. В. Политика информатизации в военной сфере российского общества: Дис. канд. филос. наук. - М, 2000. и А. Кочетков Кочетков А. А. Информационная политика НАТО: концепция и реализация: Дис. канд. полит. наук. - М, 2003..

Таким образом, рассмотрев несколько ключевых подходов к изучению информационной политики, мы можем убедиться в том, что информационная политика - это сложный и многообразный процесс, в рамках изучения которого возможно множество принципиально разных подходов. Отчасти такая сложность объясняется наличием нескольких основных парадигм информационной политики. Исследователи выделяют три основные парадигмы среди них Попов В. Д. Социальная информациология и журналистика: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 201 с. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.webarhimed.ru/assets/files/Raboti_POPOVA_V.D./socialnaj_informaciologij_i_gurnalistika.pdf (дата обращения 25.03.2016).:

1. тоталитарная, механистическая;

2. манипулятивная;

3. дискурсная, диалоговая.

Наиболее эффективной представляется последняя, дискурсная, диалоговая парадигма информационной политики. Диалог между субъектами и объектами информационной политики позволяет подходить к решению значимых проблем для общества с учетом пожеланий всех сторон, а, значит, и наиболее эффективно. К сожалению, данная парадигма редко реализуется на практике, в отличие от первых двух.

Наибольший интерес для данной работы представляет манипулятивная парадигма.

Говоря о манипулировании, следует упомянуть еще один подход к изучению информационной политики, о котором не было сказано ранее. Исследователи кафедры информационной политики Российской академии государственной службы анализируют следующую цепь: государство - СМИ - общественная (социальная) психика, общественное и массовое сознание. Связь между элементами данной цепи имеет крайне сложный характер, обусловленный информационными процессами, отношениями и всем прочим, что имеет место в информационном пространстве Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012.. Среди перечисленных, такой подход наилучшим образом подходит для дальнейшего решения целей и задач настоящего исследования, так как следуя именно этой цепи, возможно проанализировать метод манипулирования, применяемый в государственной информационной политике.

Кафедра информационной политики Российской академии государственной службы выделяет в качестве объекта политики государственное управление в сфере информации, в частности, управление системой СМИ и МК; состояние общественного мнения; процессы восприятия, преобразования и распространения информации, т.е. процессы, обеспечивающие права личности, потребности общества и цели государства Попов В. Д. Информационная политика /Под общ. Ред. В. Д, Попова. М.: РАГС, 2003..

Предмет же определен как общие направления развития информации и всего, что с ней связано: информационные процессы, отношения, связанные с информацией, инструменты воздействия на общественное сознание у СМИ и МК, их эффективность, гражданское общество и государство Там же..

В более общем виде, как было упомянуто в начале работы, объект государственной информационной политики - политическое сознание и общественное мнение, а предмет - методы и средства государственного информационного воздействия на общество.

Таким образом, наиболее полным определением государственной информационной политики представляется следующее:

Государственная информационная политика -- это комплекс увязанных по целям и задачам мероприятий институтов государственной власти, проводящихся при взаимодействии с иными институтами политической системы, институтами гражданского общества и другими субъектами и объектами общественных отношений в целях развития общества, его регулирования с помощью информационных средств, развития личности, модернизации и контроля информационной и технологической областей деятельности общества и государства Судоргин О. Информационная политика в информационном обществе: тавтология или смысловой детерминант? // Власть, 2008. №9. С. 23..

Правовая база государственной информационной политики в РФ строится на следующих нормативно-правовых актах: Конституция РФ, Доктрина информационной безопасности РФ (одобрена Советом Безопасности РФ на заседании 23 июня 2000 г.), Гражданский кодекс РФ, Концепция государственной информационной политики РФ (одобрена на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г.), федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», закон №2124-1 «О средствах массовой информации», федеральный закон №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», федеральный закон №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», федеральный закон №126-ФЗ «О связи», закон №5485-1 «О государственной тайне», другие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения субъектов в информационной сфере Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012..

Несмотря на обширность данного списка, многие эксперты считают, что нормативное обеспечение государственной информационной политики является разрозненным и неполным, а по некоторым вопросам даже содержит противоречия. Например, с одной стороны, статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что информация - объект гражданских правоотношений, и данный объект нельзя отнести ни к имуществу, ни к результатам интеллектуальной деятельности, с другой стороны, этот закон не только не предоставляет никакой правовой характеристики информации как объекта гражданских прав, но и вообще не предусматривает возможности возникновения каких-либо абсолютных или относительных гражданских прав (правоотношений) по поводу информации Сидорова О. Ю. Информация как объект абсолютных и относительных гражданских правоотношений: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Волгоградская академия МВД России. - Волгоград: Изд-во Волгоградской академии МВД России, 2003. С. 3..

Данная проблема также подчеркивается в самой Доктрине информационной безопасности РФ Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // Правовая система «КонсультантПлюс».. Государственная информационная политика, порядок и структура ее формирования должно быть четко определены для эффективной реализации данной политики на практике. Для решения данных проблем Доктриной предусмотрены разработка нормативно-правовых актов, регулирующих процессы распространения информации, ответственности за ее неправомерное использование, реализация норм, регулирующих процесс сотрудничества государственных органов со средствами массовой информации и коммуникации, формирование органов и структур, занимающихся обеспечением информационной безопасности. Автор Ю. А. Нисневич для решения этой же проблемы предлагает создание единого Информационного кодекса Российской Федерации, который по своей сути являлся бы структурированной программой развития информационного законодательства в Российской Федерации, способной менять приоритеты развития вместе с изменениями приоритетов государственной информационной политики. По мнению Ю. А. Нисневича, Информационный кодекс Российской Федерации должен обладать нормативным характером и, при существовании соответствующей возможности, закреплен в виде нормативно правового акта федерального уровня. При этом, данный документ не должен устанавливать единые, неизменные условия, цели и задачи государственной информационной политики Российской Федерации, он должен быть адаптивным к постоянно меняющимся условиям деятельности, приспособлен к возможной смене государственных целей и задач в информационной сфере Нисневич Ю. А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра. // Информационное общество, 1999. №2. С. 4-9..

Таким проектом можно считать Концепцию государственной информационной политики Российской Федерации, о которой было упомянуто ранее. Данная Концепция объединяет перечисленные в списке правовой базы нормативные документы, в том числе и Доктрину информационной безопасности РФ, уточняет и развивает ключевые положения данных документов. Несмотря на одобрение Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г. и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 г., данный законопроект до сих пор не принят Беганов А.В. Методы социально-психологического воздействия в рамках государственной информационной политики. - МД, 2012.. В качестве ее целей Концепцией выдвигается определение ключевых целей, задач и объектов государственной информационной политики, формирование структуры и порядка ее реализации, определение результатов влияния государственной информационной политики на социально-экономическую, политическую и культурную сферы общества Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. // Государственная дума

Федерального Собрания Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.unesco.kz/ip/countries/russia_ru.htm (дата обращения: 30.03.2016)..

В Концепции также определены основные принципы, цели и задачи государственной информационной политики РФ, которые будут подробнее рассмотрены в следующем параграфе.

Государство занимает особое место среди субъектов информационной политики. Это обусловлено его специфической ролью в обеспечении функционирования политической системы общества.

Во-первых, будучи политико-территориальной суверенной организацией публичной власти, «способной делать свои веления обязательными для населения всей страны», государство является гарантом устойчивости общественного, в том числе политического, развития. В рамках выполнения данной задачи оно традиционно осуществляет:

управленческо-обеспечительные функции, связанные с созданием условий, стабильных и устойчивых норм, правил поведения людей, общественных объединений при реализации общественных отношений, с принятием мер для реализации этих норм, правил;

охранительные функции, связанные с пресечением нарушения установленных порядков, воздействием на нарушителей, восстановлением нарушенного состояния, защитой от внешних и внутренних угроз общества и государства.

Во-вторых, в обществе с рыночной экономикой и демократическим режимом, базирующемся на умеренных идеологиях (либерализм, консерватизм), государство приобретает черты «правового государства» и кроме выделенных выше традиционных функций дополнительно осуществляет функцию обслуживания гражданского общества . Эта функция связана, прежде всего, с укреплением и расширением гарантий реализации прав и свобод граждан, с оказанием государственными органами и должностными лицами установленных законодательством услуг гражданам, снижающих затраты на удовлетворение потребностей и интересов граждан и организаций гражданского общества.

Наконец, в-третьих, осуществление функций публичной власти государством происходит под руководством субъекта политики, обладающего этой властью. Данный субъект для решения стоящих перед ним политических задач в установленных законом рамках обладает правом использования государственного аппарата и «публичной» материальной базы (государственного, казенного имущества, своих источников доходов, налогов). С этой точки зрения государство может рассматриваться в качестве общественного инструмента объединения людей, привлечения ресурсов общества для разрешения наиболее острых проблем общественного развития на основе идеологии субъекта политики, обладающего публичной властью.

Необходимо отметить, что одной из важнейших функций государства как организации публичной власти является легитимизация политики в качестве формы выявления приоритетов общественного развития на основе борьбы социально активных сил общества, то есть правовое регулирование отношений в области ведения политической борьбы и обеспечение соблюдения требований законодательства всеми ее субъектами. При невыполнении государством данной функции политическая борьба выходит за пределы правового поля и ведется с позиции социальной силы, часто связанной с социальным и индивидуальным насилием. Типичным примером таких ситуаций являются так называемые «цветные революции», в которых нетрудно найти внешних субъектов политики, заинтересованных в подобном нелегитимном, «насильственном» развитии борьбы. Эти силы включаются в политическую борьбу (в политику) на стороне одного из субъектов политики, увеличивая его шансы на овладение публичной властью и реализацию политической идеологии, связанной с разрешением наиболее острых проблем общественного развития.


Государство выступает в качестве активного субъекта политики и, следовательно, политической борьбы в связи с тем, что обеспечивает законодательное закрепление правил, форм и границ этой борьбы, осуществляет правоприменительную и правоохранительную практику в этой области, а также в установленных законом рамках участвует в этой борьбе на стороне субъекта, обладающего публичной властью.

Исходя из этого, сущность государства в общественном измерении заключается в легитимном использовании принуждения и иных ресурсов публичной власти для объединения людей ради общественного блага, в том числе для сохранения целостности общества и обеспечения его эффективного развития, а в субъектном измерении – в использовании ресурсов публичной власти для реализации идеологических представлений субъекта, обладающего этой властью, о рациональных способах разрешения наиболее острых противоречий общественного развития.

Сущность государства проявляется посредством государственной политики, которая может быть определена как основанная на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность государственных органов и должностных лиц по поддержанию функционирования институтов общества и государства, обеспечению безопасности территории и населения, а также по реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью.

Это определение не противоречит раскрытию данного понятия в законодательстве Российской Федерации.

Исходя из этого, сущность государственной политики в общественном измерении заключается в легитимном использовании ресурсов публичной власти для объединения людей ради общественного блага, в том числе ради сохранения целостности общества и обеспечения его эффективного развития.

Сущность государственной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для реализации идеологических представлений субъекта политики, обладающего публичной властью, о рациональных механизмах разрешения наиболее острых противоречий общественного развития.

Как известно, к числу наиболее действенных средств реализации государственной политики относятся:

правовое регулирование общественных отношений;

планирование и программирование деятельности органов исполнительной власти по приоритетным направлениям политики;

бюджетное финансирование и иное ресурсное обеспечение деятельности органов государственной власти, других субъектов реализации государственной политики;

правоприменительная деятельность.

Термин «государственная информационная политика» не является новым. Он достаточно широко используется в законодательстве.

Так, в регламентах деятельности Совета Федерации и Государственной Думы содержание термина «информационная политика Российской Федерации» не раскрывается, но в предметах ведения соответствующих комиссии и комитета к предметной сфере этой политики отнесены вопросы средств массовой информации, информационных технологий и информатизации, развития единого информационного пространства Российской Федерации, издательской и полиграфической деятельности, информационного обмена, развития компьютерных сетей общего пользования, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции, аудио- и видеопродукции, такие конституционные права граждан как свобода слова, право на получение и распространение информации, а также вопросы Интернета, распространения печатной продукции и книгоиздательства, функционирования электронных средств массовой информации, защиты прав журналистов и информационной безопасности.

В Концепции государственной информационной политики Российской Федерации, одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи, закреплена следующая дефиниция государственной информационной политики – «совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и системы мер, их реализующих». При этом долгосрочной стратегической целью государственной информационной политики предложено считать «обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество». Аналогичным образом дефиниция «информационная политика» раскрыта в Концепции информационной политики Республики Бурятия.

В концепции информационной политики Сахалинской области введено понятие «информационная политика администрации Сахалинской области», которое раскрывается как совокупность целей, средств и механизмов реализации мер правового, экономического, политического, маркетингового, социального и организационного характера, используемых администрацией Сахалинской области для создания своего информационного поля.

В положении об Управлении по связям с общественностью и информационной политике мэрии Москвы дефиниция «информационная политика» отсутствует. В то же время к предмету данной политики отнесено изучение общественного мнения о деятельности Мэрии Москвы, информационное взаимодействие с центральными и региональными средствами массовой информации для доведения до жителей Москвы, Российской Федерации в целом и до граждан зарубежных государств официальной позиции Мэрии Москвы о ее деятельности на городском, межрегиональном и международном уровнях, по другим актуальным вопросам городской, российской и международной политики, формирование городской политики в отношении средств массовой информации, предусматривающей в качестве важнейшей задачи обеспечение жителей Москвы, страны в целом, а также граждан зарубежных государств объективной информацией о политике Москвы.

Как следует из приведенных примеров, термин «государственная информационная политика» трактуется в законодательстве как особая область деятельности в информационной сфере государственных органов и должностных лиц по выполнению основных функций государства.

Данная область включает общественные отношения, связанные с использованием информационной сферы для выполнения:

управленческо-обеспечительных и охранительных функций государства;

функции обслуживания гражданского общества;

функции поддержания (в установленных законом рамках) борьбы субъектов политики в информационной сфере за обладание публичной властью.

Использование информационной сферы для выполнения управленческо-обеспечительных и охранительных функций государства охватывает вопросы формирования и развития процедур информационного взаимодействия государственных органов с организациями гражданского общества и между собой в процессе осуществления правотворчества и правоприменительной практики, судебного рассмотрения дел, развития информационной инфраструктуры государственного управления, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В рамках этого измерения государственной информационной политики рассматриваются также вопросы развития информационной сферы общества, системы средств массовой информации и коммуникации, обеспечения безопасности и устойчивости их функционирования, содействия развитию информационных и коммуникационных технологий, увеличению информационных ресурсов общества, а также противодействия попыткам оказания «информационного давления» на государство и общество со стороны субъектов политики зарубежных стран, преступных организаций и социальных групп, не участвующих в легитимной борьбе за право обладания публичной властью.

Использование информационной сферы для выполнения функции обслуживания гражданского общества связано, прежде всего, с обеспечением открытости общества для граждан и тем самым с созданием условий для их компетентного участия в управлении делами общества, эффективного использования прав и свобод в целях удовлетворения нужд и потребностей граждан.

Использование информационной сферы для выполнения функции поддержания (в установленных законом рамках) борьбы субъектов политики в информационной сфере за обладание публичной властью охватывает вопросы правового регулирования отношений в области использования средств массовой информации и коммуникации для пропаганды идеологических программ субъектов политики, агитации за эти программы, конкурентной борьбы за общественную поддержку идеологических программ, соблюдения установленных законом ограничений в осуществлении информационной деятельности субъектами политики.

Как было отмечено выше, отдельной функцией государства является реализации идеологической программы субъектов, обладающих публичной властью. Использование информационной сферы для выполнения функции реализации идеологической программы субъектов, обладающих публичной властью, охватывает вопросы обеспечения общественной поддержки мероприятий государственной политики, направленных на разрешение наиболее острых противоречий общественного развития. Эта поддержка необходима для решения задач как по созданию условий для деятельности людей, направления их усилий в наиболее важных (по мнению субъектов политики, обладающих публичной властью) сферах общественной жизни, так и по актуализации сознания общества в соответствии с идеологией субъектов политики, обладающих публичной властью. Она необходима также для стимулирования осознанного участия всех социальных групп общества и отдельных граждан в выполнении государственной политики, для поддержания представления о государстве как о символе общественного единения граждан, их решимости обеспечить достижение или сохранение конкурентоспособности общества.

Завоевание общественной поддержки предполагает, кроме того, установление устойчивой «отрицательной обратной связи» с обществом, с субъектами политики, не обладающими публичной властью, с гражданами. Только в этом случае у субъекта политики, обладающего публичной властью, возникает возможность получения независимой, но заинтересованной общественной оценки успешности предпринимаемых ими усилий по достижению политических целей, возникает возможность «со стороны» посмотреть на качество работы его органов и учреждений, оценить уровень поддержки его деятельности со стороны общества, а у общества, у граждан возникает доверие к государству, его должностным лицам и органам, формируется понимание государственной политики и желание в ней участвовать.

Исходя из этого, государственная информационная политика может быть определена как основанная на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность в информационной сфере государственных органов и должностных лиц по выполнению основных функций государства и реализации идеологической программы субъектов, обладающих публичной властью.

Государственная информационная политика может рассматриваться в двух измерениях – общественном и субъектном.

В общественном измерении государственная информационная политика представляет собой явление жизни общества в целом и направлена на содействие достижению общего блага. Это благо заключается в удовлетворении следующих общественных нужд:

поддержание конкурентоспособности общества;

сохранение социальной стабильности;

противодействие субъектам политики, наносящим своими действиями в информационной сфере ущерб конкурентоспособности общества и социальной стабильности.

Без удовлетворения этих нужд общество не может в реальном мире конкурентного взаимодействия социальных единений рассчитывать на устойчивое развитие и на повышение качества жизни его членов, что составляет смысл и цель любого социального единения.

Нужда общества в поддержании конкурентоспособности , наряду с развитием экономики и социальной сферы, удовлетворяется посредством развития общественного сознания, обусловливающего возможность адаптации общества к изменениям окружающей действительности. Эти изменения могут затрагивать природные условия существования (ухудшение экологии), условия экономической деятельности (появление открытий и изобретений, существенно изменяющих условия производства и потребительские качества продуктов), международную обстановку (увеличение опасности вооруженной агрессии, террористических актов) и другие факторы. Данная адаптация происходит за счет смены культурных доминант в общественном сознании народа. Так, уменьшение запасов пресной воды, находящихся в распоряжении общества, порождает потребность в формировании культурных доминант, связанных с ее сбережением и эффективным использованием во всех областях человеческой деятельности, появление новых средств производства - с их эффективным и безопасным применением в производственном процессе, возникновение военной или террористической угрозы – с повышением бдительности членов общества и повышением оборонного потенциала государства.

В результате соответствующего развития общественного сознания данные культурные доминанты приобретают особую социальную ценность, позволяющую детерминировать поведение людей и направлять их деятельность на достижение общественного блага. В этом смысле трудно не согласиться с К.Марксом в том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Нонеобходимо также отметить, что общественное сознание определяет способность общества адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, то есть духовный потенциал его конкурентоспособности и, следовательно, определяет общественное бытие.

Нужда в сохранении социальной стабильности обусловливает необходимость формирования и поддержания в обществе определенных нравственных ценностей, следование которым стандартизирует отношение людей к фактам и событиям окружающей действительности. В социальной жизни нравственные ценности проявляются, в частности, посредством института общественного мнения, в рамках которого формируется эмоциональное отношение людей к социально важным событиям жизни общества.

Выявление общественных приоритетов в формировании культурных и нравственных ценностей происходит в результате политической борьбы социально активных сил общества за обладание публичной властью. Эта борьба, как правило, ведется в рамках правового поля, определяемого национальным законодательством. В силу значительной социальной важности общественных приоритетов в формировании культурных и нравственных ценностей результаты этой борьбы затрагивают интересы не только национальных субъектов политики, но и субъектов политики, находящихся вне национального правового поля. В связи с этим последние часто предпринимают попытки либо влияния на исход политической борьбы в рассматриваемой области, либо нанесения ущерба процессу формирования данных ценностей. Следствием таких действий является нанесение ущерба конкурентоспособности общества и социальной стабильности. В связи с этим у общества возникает нужда в противодействии субъектам политики, наносящим своими действиями в информационной сфере ущерб конкурентоспособности общества и социальной стабильности.

В обществах, обладающих развитыми механизмами удовлетворения указанных нужд через привлечение потенциала его членов, участие государства в данной деятельности минимально. Соответственно и государственная информационная политика охватывает сравнительно узкую, небольшую область общественных отношений, связанную, прежде всего, с использованием легитимного принуждения в отношении субъектов, наносящих ущерб потребностям общества. В обществах со слабыми механизмами привлечения его членов к рассматриваемой деятельности участие государства более значительно и может затрагивать достаточно широкую область общественной деятельности. Однако при этом государство использует присущие именно ему средства воздействия на соответствующие общественные отношения.

Общественно приемлемый уровень участия государства в рассматриваемой деятельности определяется в результате борьбы субъектов политики за общественную поддержку их идеологических программ, за право использования публичной власти для реализации этих программ.

Исходя из изложенного, государственная информационная политика в общественном измерении представляет собой социальный механизм определения и реализации общественных приоритетов в развитии информационной сферы для выполнения основных функций государства и обеспечения законности использования этой сферы в борьбе субъектов политики за обладание публичной властью.

Сущность государственной информационной политики в общественном измерении заключается в создании условий для развития информационной сферы, обеспечивающих конкурентоспособность общества и его устойчивое развитие, а также для привлечения людей к объединению ради развития культурных и сохранения нравственных ценностей общества.

В субъектном измерении государственная информационная политика представляет собой явление жизни субъекта политики, обладающего публичной властью, и направлена на удовлетворение его политических интересов, связанных с реализацией идеологической программы разрешения наиболее острых противоречий общественного развития. В силу того, что субъект политики получает возможность использования публичной власти в результате конкурентной борьбы с другими субъектами политики, положения его идеологической программы объективно отражают нужды большей или более активной части общества в развитии культурных и сохранении нравственных ценностей, в противодействии субъектам политики, стремящимся нанести ущерб процессу удовлетворения данных нужд. Соответственно, реализация упомянутых положений становится одной из важных функций публичной власти. Учитывая, что важным условием выполнения идеологической программы является общественная поддержка деятельности субъекта по ее реализации как внутри страны, так и за рубежом (по существу, поддержка государственной политики), государство объективно вынуждено в рамках, определенных законодательством, оказывать содействие субъекту, обладающему публичной властью, в решении этого вопроса.

Исходя из этого, государственная информационная политика в субъектном измерении может быть определена как деятельность государственных органов и должностных лиц в информационной сфере по реализации положений идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, связанных с развитием политического сознания общества и с обеспечением общественной поддержки его деятельности.

Сущность государственной информационной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для воздействия на информационную сферу общества и привлечения субъектов политики к разрешению (на основе идеологической программы субъекта политики, обладающего публичной властью) наиболее острых противоречий социально-экономического и политического развития общества.

Объектами государственной информационной политики являются политическое сознание и общественное мнение, а предметом – методы и средства государственного воздействия на политическое сознание и общественное мнение в целях привлечения граждан к поддержке мероприятий государственной политики, к участию в этих мероприятиях, а также методы и средства противодействия «информационному давлению» на государство и общество со стороны нелегитимных политических сил общества и политических сил зарубежных государств.

Сущность государственной информационной политики проявляется в ее содержании и форме.

Форма государственной информационной политики отражает внешнее проявление политической деятельности государства по воздействию на процессы развития политического сознания и формирования общественного мнения. По мнению специалистов, деятельность государства, в том числе по реализации политики, осуществляется в форме механизмов нормативного правового регулирования общественных отношений в областях, связанных с развитием политического сознания, формированием общественного мнения и закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах (правовая форма), а также в форме организационно-управленческих мероприятий, выполняемых государственными органами и должностными лицами в приоритетных областях государственной информационной политики (организационная форма).

Таким образом, сущность государственной информационной политики в значительной степени зависит от позиции исследователя, который может рассматривать данное явление как с точки зрения общества, так и с точки зрения субъектов политики. Важнейшее сущностное качество государственной информационной политики заключается в борьбе субъекта политики, обладающего публичной властью, за общественную поддержку его идеологической программы разрешения противоречий общественного развития и деятельности по реализации этой программы.

Выводы

1. Основным сущностным качеством политики, обусловливающим все остальные ее качества, свойства и черты как явления жизни общества, является борьба между субъектами политики, другими заинтересованными субъектами общественной жизни (включая зарубежных и асоциальных).

Политика обладает ярко выраженным дуализмом и при ее исследовании выделяются два основных измерения политики – общественное и субъектное.

Общественное измерение политики акцентирует внимание, прежде всего, на роли политики в стимулировании общественного развития, в разрешении проблем и противоречий этого развития. В рамках этого измерения политика представляет собой универсальный механизм определения и реализации приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти. Сущность политики в общественном измерении заключается в выявлении приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за привлечение ресурсов публичной власти к разрешению наиболее острых противоречий общественной жизни.

Субъектное измерение политики акцентирует внимание на процессе достижения конкретным субъектом политики поставленных им целей и удовлетворении его политических интересов. С этой стороны, политика представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с борьбой за овладение (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) ресурсами публичной власти (финансовыми, духовными, кадровыми, материально-техническими, социальными, информационными) и за использование этих ресурсов для реализации представлений субъекта политики об общественном благе. Сущность политики в субъектном измерении заключается в достижении и сохранении субъектом политики (в конкурентной борьбе с политическими оппонентами и в сотрудничестве с политическими союзниками) преимущества в обладании публичной властью и в использовании этой власти для достижения политических целей данного субъекта.

2. Информационная политика в общественном измерении представляет собой основанный на конкурентной борьбе субъектов политики в информационной сфере универсальный социальный механизм достижения и удержания общественной поддержки субъектов политики, их представлений о содержании общественного блага и путях его достижения.

Информационная политика в субъектном измерении представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с достижением и удержанием (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) общественной поддержки

а) его представлений о наиболее острых проблемах общественного развития и путях решения этих проблем;

б) его притязаний на обладание публичной властью.

3. Государственная политика представляет собой основанную на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность государственных органов и должностных лиц по поддержанию функционирования институтов общества и государства, обеспечению безопасности территории и населения, а также по реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью.

Сущность государственной политики в общественном измерении заключается в легитимном использовании ресурсов публичной власти для объединения людей ради общественного блага, в том числе ради сохранения целостности общества и обеспечения его эффективного развития.

Сущность государственной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для реализации идеологических представлений субъекта политики, обладающего публичной властью, о рациональных механизмах разрешения наиболее острых противоречий общественного развития.

4. Государственная информационная политика в общественном измерении представляет собой социальный механизм определения и реализации общественных приоритетов в развитии информационной сферы для выполнения основных функций государства и обеспечения законности в использовании этой сферы в борьбе субъектов политики за обладание публичной властью. Сущность государственной информационной политики в общественном измерении заключается в создании условий для развития информационной сферы, обеспечивающих конкурентоспособность общества и его устойчивое развитие, а также для привлечения людей к объединению ради развития культурных и сохранения нравственных ценностей общества.

Государственная информационная политика в субъектном измерении представляет собой деятельность государственных органов и должностных лиц в информационной сфере по реализации положений идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, связанных с развитием политического сознания общества и с обеспечением общественной поддержки его деятельности. Сущность государственной информационной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для воздействия на информационную сферу общества и привлечения субъектов политики к разрешению (на основе идеологической программы субъекта политики, обладающего публичной властью), наиболее острых противоречий социально-экономического и политического развития общества.

Определите сущность политики.

Понимание сущности государственной политики в информационной сфере человеческой деятельности позволяет выявить качественные признаки этого самостоятельного и весьма важного явления социальной и политической жизни общества, определить некоторые закономерности в содержании и форме данной политики.

В научной литературе термин "государственная политика в области информатики" в научном его понимании не имеет широкого распространения. Этому можно найти объяснение хотя бы потому, что понятие "информатика", как мы уже упоминали, представляет собой область знаний о природе информации, а также методах и средствах ее обработки и использования. Для государственной же политики имеет значение не столько область знаний, сколько часть сферы практической человеческой деятельности, связанной с информацией. Относительно обособленная и самостоятельная деятельность государства в этой сфере обычно определяется как государственная информационная политика, хотя выбранный наукой термин (слово), как мы знаем, не всегда отражает сущность тех явлений и процессов, которые он призван выражать.

2.Каковы смысловые свойства государственной информаци­онной политики?

Термин "государственная информационная политика" применим именно в качестве определения новой области деятельности государства в XXI в. Учитывая это обстоятельство, необходимо его рассматривать не только в качестве рабочего термина, но и на уровне понятия, объединяющего крупные институты информационных знаний в области государственной деятельности. Во всяком случае, для правоведов, обладающих профессиональными знаниями в области развития государственной деятельности, выбранный термин "государственная информационная политика" наиболее приемлем для понимания сущности организованной информационной деятельности. Более того, ускорение процесса информатизации государственных органов, как предметной основы правового регулирования, все больше становится реальностью юриспруденции как науки и правовой системы в целом.



1. Легитимизация политики;

2. Организационное и законодательное закрепление правил, форм и границ политической борьбы;

3. В установленных законом рамках участвует в политической борьбе на стороне субъекта, обладающего политической властью;

3.Перечислите цели и задачи государственной информацион­ной политики.

Характеризовать достижимую в реальных условиях социально-политического развития общества степень проявления сущности рассматриваемой политики;

Представить собой духовные блага общественного развития и результаты программы деятельности властвующего субъекта в информационной сфере, в том числе по разрешению наиболее острых проблем и противоречий информационного общества;

В России:

Содействие устойчивости общественного развития;

Обеспечение общественной поддержки мероприятий государственной политики.

Желаемый результат деятельности государственных органов и должностных лиц в информационной сфере;

Достижение цели государственной информационной политики на определенном, относительно стабильном интервале или в некоторый конкретный момент общественного развития.

4.Назовите принципы государственной информационной по­литики.

Принципы государственной информационной политики представляют собой базовые положения, которыми руководствуются государственные органы и должностные лица при выполнении задач государственной информационной политики.

Эти принципы, с одной стороны, отражают подходы к организации выполнения основных функций государства (общие принципы), а с другой - конкретизируют положения теоретико-концептуальной предметной области информационной политики субъекта, обладающего публичной властью (специальные принципы).

К числу общих принципов государственной информационной политики следует отнести, прежде всего:

Принцип законности при формировании и реализации государственной информационной политики заключается в строгом соблюдении норм законодательства с верховенством норм Конституции РФ и федеральных законов;

Принцип научной обоснованности - в использовании при подготовке предложений по содержанию и форме государственной информационной политики результатов научных исследований в соответствующих областях знаний;

Принцип единства заключается в разработке и соблюдении единых для всех субъектов информационной деятельности подходов и требований к разработке программных мероприятий государственной информационной политики и их реализации в практике информатизации;

Принцип системности - в учете при определении мероприятий государственной информационной политики и их реализации всех основных факторов, оказывающих существенное влияние па выполнение задач политики, включая объемы необходимых для этого финансовых, материальных, технологических, кадровых и иных ресурсов;

Принцип эффективности - в использовании государством для реализации политики методов и средств, являющихся наиболее рациональными применительно к конкретным социально-политическим и иным условиям реализации государственной деятельности (например, минимизирующих затраты материальных и финансовых средств для достижения цели государственной информационной политики, сокращающих сроки ее достижения, уменьшающих объемы привлекаемых для этого ресурсов и т.п.).

К числу специальных принципов государственной информационной политики относятся положения, определяющие прежде всего развитие информационного общества в Российской Федерации: партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; свобода и равенство доступа к информации и знаниям; поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Специальные принципы государственной информационной политики можно найти, например, в Концепции формирования вертикально-интегрированной автоматизированной системы государственного управления (ГАС "Управление").

Глава 4.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

1.Перечислите основные признаки информационного обще­ства.

Понятие " информационного общества " – правопреемник понятия "постиндустриального общества", его детализация. Синонимы: "интеллектуальное общество", "общество знания ", "образованное общество". Информационное общество как информационная (знаниевая) ступень развития материальной и духовной культуры постиндустриальной цивилизации – это цивилизационная формация.

Первые упоминания понятия информационного общества относятся к 60 гг. 20 в. (США, Япония). В ту пору полагалось, что главным отличительным признаком нового общества будет информационная экономика, основным продуктом и ресурсом которой станет информация и ее высшая форма – знание, а основной функцией – экономия времени с помощью информационных технологий. В то же время высказывались опасения, что информация может стать мощным властным ресурсом, концентрация которого потенциально может привести к возникновению информационного варианта тоталитарного государства.

Со временем стало ясно, что одной информационной экономикой информационное общество не обойдется. Чтобы не возникло в нем упомянутой опасности для демократии, чтобы общество развивалось гармонично и в интересах всех граждан, оно должно быть многогранным, учитывающим все стороны жизни. Иными словами, необходимые признаки информационного общества не должны ограничиваться материально-экономическими интересами граждан, но учитывать и их духовные потребности. В настоящее время сложилось следующая совокупность таких признаков:

· культ знаний;

· информационная экономика;

· информационная культура;

· информационный рынок труда;

· информационная инфраструктура;

· информатизация социальных технологий;

· информационное законодательство.

Политика – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Государственная информационная политика (ГИП) – это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. В более широком смысле – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Информационная политика государства включает в себя два аспекта :

1. Осуществление в информационном поле нор­мативно-правового регулирования в соответствии с требовани­ями демократического и гражданского общества об информа­ционной безопасности.

2. Осуществление управления собственным инфор­мационным пространством на основе ведения публичного диалога с общественностью с использованием полноценных PR-структур.

Остановимся подробнее на каждом выделенном нами аспекте.

Разработка нормативно-правовой базы функци­онирования информационной инфраструктуры - это актуальная комплексная задача в рамках системы госу­дарственного и муниципального управления. В этом аспекте в нашей стране сделан серьезный шаг в утвержденной в 2000 г. Президентом РФ Доктрине информационной безопас­ности Российской Федерации, которая служит базой для фор­мирования государственной информационной политики. Под информационной безопасностью, являющейся частью нацио­нальной безопасности страны, здесь понимается состояние за­щищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных ин­тересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключают­ся в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в ин­тересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключа­ются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упроче­нии демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духов­ном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере за­ключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реали­зации конституционных прав и свобод человека и гражда­нина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, поли­тической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Практика регулирования информационной сферы демок­ратических обществ позволяет выделить ряд направлений деятельности государственных и муниципальных органов , к чис­лу которых относятся:

Поощрение конкуренции: борьба с монополизмом, конт­роль за концентрацией собственности в СМИ, принятие реше­ний по дезинтеграции монополистов;

Юридическое и технологическое обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и инфор­мационным ресурсам всего населения; сужение области ве­домственных тайн;

Реализация концепции универсального доступа, предпола­гающая гарантию государства на постоянно расширяющийся набор информационных и телекоммуникационных услуг своим гражданам (телефон, электронная почта, мультимедийное образование);

Соблюдение свободы слова независимо от технологической среды распространения информации;

Защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере, особенно в сфере: нравственности;

Укрепление национальной культуры, языка, противо­стояние культурной экспансии других стран, реализация про­ектов по переводу в цифровую форму художественного и научного наследия;

Переориентация системы образования с учетом требований информационного общества, внедрение дистанционного обучения;

Широкое использование телемедицины для оказания ус­луг населению отдаленных районов;

Обеспечение информационной безопасности личности и общества, включая борьбу с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;

Охрана интеллектуальной собственности;

Целенаправленное использование информационных ре­сурсов для формирования более открытого, демократического государства, расширение диалога с гражданами.

Что касается второго аспекта государственной информационной политики – осуществления управления собственным инфор­мационным пространством , то здесь можно сказать следующее.

Стратегия доверия и со­циального партнерства в государственном и муниципальном управлении обусловливает, с одной стороны, необходимость иметь собственную коммуникационно-информационную сис­тему, способную позиционировать власть, актуализировать ее программы, вести конструктивный публичный диалог с об­щественностью и гармонизировать общественные отношения. С другой стороны, действия власти должны быть открыты, по­нятны и контролируемы общественностью. Для этого надо «раз­говаривать» с людьми. Данные цели не могут быть достигнуты без помощи соот­ветствующих средств - PR-структур (стэйт-PR: state - госу­дарство), которыми органы ГМУ должны уметь эффективно пользоваться. Данная концепция «власти-партнерства» фактически оз­начает переориентацию государственной службы исходя из фундаментальных устоев, на которые она должна опираться:

Не граждане для общества, а общество для граждан: от­ношение к гражданам должно быть как к субъекту управления (а не к послушному объекту), открывающее возможности для равноправного и социально ответственного сотрудничества;

Не собственность подчиняется общему благу, а обще­ственное благо вытекает из собственности;

Не государство дает свободу гражданам, а граждане - меру свободы государству;

Не законы лежат в основе прав людей, а права человека – в основе законов;

Деятельность государственной службы должна быть от­крытой (прозрачной) и подконтрольной «снизу», что делает ее отзывчивой к нуждам и запросам граждан.

Главная задача PR-структур - разработка действий власти в диалоговом режиме с общественностью, моделей сотрудничества между ними.

На сегодняшний день можно констатировать, что информационная политика органов ГМУ в организации собственного информационного пространства, к сожалению, но­сит во многом декларативный характер. Это связано с тем, что основ­ное средство ее реализации - PR-структуры на региональном и местном уровне не получили должного раз­вития, и работа по связям с общественностью на новых кано­нах PR-действий продолжает оставаться пионерской работой.

Однако сегодня приходит понимание, что лимит деятельности бюрократии типа «сверху вниз» исчерпан, и задача заключается в том, чтобы прибли­зить государственный и муниципальный аппарат к гражданам и их организациям, сделать его работу более открытой, отзывчивой, демократической и укрепить связь с общественностью.

В связи с этим отметим концептуальные установки , на которые должна опираться организация PR-служб.

1. Обладание самостоятельной компетенцией и активной конструктивной деятельностью, конституирующими обще­ственные связи и отношения с помощью комплекса «убежда­ющих» коммуникационно-информационных технологий при наличии собственного бюджета.

2. Создание системной сети информационно-коммуника­ционных каналов прямой и обратной связи («нервы правитель­ства»); власть должна осуществлять информирование обще­ственности и быть информированной.

3. Реализация единой информационной политики адми­нистрации, обеспечивающей интеграцию информационных по­токов с управленческими решениями и позициями.

4. Достижение программы гражданского согласия в реше­нии управленческих задач на основе согласования интересов общественности (управляемые) и государственных структур (управляющие), чтобы их решения были приняты (узнаваемы, понятны, желанны).

5. Включение (соучастие) общественности в управленчес­кую деятельность как равноправного субъекта общественных отношений: диалог власти с общественностью, чтобы ее инте­ресы, желания, стремления были приняты во внимание.

6. Создание комплекса условий для системной реализации потенциала службы связи с общественностью и представления интересов администрации за пределами региона (правительс­тво, другие регионы, международные связи).

7. Подготовка (переподготовка) квалифицированных PR-специалистов по связям с общественностью, владеющих знаниями и навыками для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационно-ин­формационной структуры, общественных связей, взаимоотно­шений со СМИ, формирования общественного мнения, корпо­ративной культуры, имиджмейкерства и др.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для оправдания всех надежд, возложенных на ГИП, необходимо разработать ее научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать эффективную систему управления информационными ресурсами на основе диалога власти и общественности.

В связи с этим осуществление ГИП можно обозначить как приоритетную задачу нашего государства, поскольку она является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.

Резюме

В современном обществе информационная компонента предопределяет эффективность и продуктивность обществен­ных отношений: информатизация общества о его реальном со­стоянии, имеющихся проблемах и возможных вариантах их разрешения позволяет носителям групп интересов, субъектам социальных действий находить в процессе свободного информационного обмена консенсусные решения, обеспечивающие демократический социальный порядок и мир.

Информационную инфраструктуру (инфоструктура) об­щества составляет совокупность массовой информации: ин­формационные потоки, пространства, образующие информа­ционное поле, являющееся объектом плюралистической ин­формационной политики социальных организаций, властно-управленческих структур.

Информационная политика в демократическом и граж­данском обществе осуществляется на основе принципа свободы слова и печати, массовой информации как идеала. В его реали­зации активная роль принадлежит СМИ, выполняющим роль «общественного наблюдателя», «информатора» («четвертая власть») обо всех действиях властно-управленческих структур и свободных от любого цензурного контроля.

В процессе капитализации российского общества принци­пиальными новациями являются отмена прямой цензуры, многосубъектность и коммерциализация СМИ. При этом необхо­димость обеспечения информационной безопасности общества, защиты от дисбалансов, творческой вольности журналистов в деятельности СМИ обусловливает потребность ее регуляции посредством правовых нормой социальных институтов, допус­кающих наложение ограничений и наказаний в судебном по­рядке за нарушение конституционных положений и законов о свободе слова и печати, массовой информации.

К новациям также относится образование в системах уп­равления корпоративных PR-структур и потребность их взаи­модействия с независимыми СМИ, которое носит двусторонний и взаимовыгодный характер.

Информационная политика государства включает два ас­пекта:

а) осуществление в информационном поле нормативно-правового регулирования в соответствии с Доктриной инфор­мационной безопасности РФ;

б) осуществление управления собственным информационным пространством на основе веде­ния публичного диалога с общественностью с использованием полноценных PR-структур.