Устройство аккумулятора от 159 рации чем заряжать. Тренировка нового АКБ

Портативные рации незаменимы в турпоходе, на спортивном соревновании - везде, где требуется независимость от сетей сотовой связи. Аналогично телефонам, многие из них питаются от аккумуляторов, нуждающихся в периодической зарядке.

Инструкция

  • Приобретите два одинаковых аккумулятора либо комплект перезаряжаемых батарей. Они должны подходить к вашей рации как по электрическим параметрам, так и по форм-фактору.
  • В случае, если приобретенные вами аккумуляторы являются литий-ионными, литий-полимерными, литий-железными или аналогичными, содержащими литий в любом виде, применяйте для их зарядки только фабричные устройства. К свинцовым, никель-кадмиевым и никель-металл-гидридным аккумуляторам подходят и самодельные зарядные устройства.
  • Зарядите при помощи зарядного устройства сначала один аккумулятор или комплект, затем другой. При зарядке руководствуйтесь рекомендациями производителя батарей в отношении значения зарядного тока и продолжительности операции.
  • Установите один из комплектов в рацию. После того как его заряд израсходуется, смените его на другой, а предыдущий поставьте на зарядку. В дальнейшем всегда пользуйтесь одним комплектом, пока другой заряжается, а затем меняйте их местами.
  • При помощи специального прибора, состоящего из вольтметра и нагрузки, выявляйте в комплекте изношенные элементы. Заменяйте на новые только их, а не весь комплект. Но если аккумуляторы являются литиевыми, и весь комплект помещен в единый корпус, при износе меняйте его целиком.
  • Некоторые рации комплектуются специальными зарядными подставками. Они аналогичны базам, на которые устанавливаются трубки DECT-телефонов, однако, в отличие от последних, ничего, кроме зарядного устройства, не содержат. Некоторые из них позволяют одновременно заряжать аккумуляторы в двух одинаковых рациях. Оставляйте станции на зарядку в таких устройствах на ночь, когда ими все равно не пользуются. Ни в коем случае не ставьте рацию в зарядную подставку, если вместо аккумуляторов в нее установлены обычные щелочные батарейки.
  • Одной из важных деталей в радиостанции является её аккумулятор. Все знают, что аккумулятор надо периодически заряжать, но многие не знают как правильно это делать.
    Когда аккумулятор «садится», потребитель подключает рацию к зарядному устройству и заряжает до готовности. Однако с каждым разом время работы рации с заряженным аккумулятором становится меньше, чем было раньше.

    В чём дело?

    Дело в так называемом «эффекте памяти», свойственном в бОльшей степени никель-кадмиевым NiCd, в меньшей степени и никель-металл-гидридным NiMH аккумуляторам.

    Причина этого явления заключается в том, что в процессе эксплуатации с каждым новым циклом заряда-разряда рабочее вещество внутри NiCd и NiMH аккумуляторов постепенно изменяет свою структуру, уменьшая площадь активной поверхности. Это приводит к уменьшению реальной емкости. Такой эффект развивается Оттого, что заряжаются не полностью разряженные аккумуляторы на основе никеля и сильнее всего проявляется в никель-кадмиевых аккумуляторах. Никель-металл-гидридные аккумуляторы подвержены эффекту памяти в меньшей степени.

    В процессе эксплуатации рации, потребители обычно не дожидаются полной разрядки аккумулятора перед очередным зарядом. Впрочем, это вполне естественно, когда отсутствует запасной аккумулятор. Однако в результате такой практики через несколько месяцев (в зависимости от частоты заряда, глубины разряда, условий эксплуатации, качества аккумулятора и фирмы-изготовителя) реальная емкость аккумулятора заметно уменьшается. Кстати, сокращается также и время заряда. Словом, начинает проявляться эффект памяти.

    Как с этим бороться? Для предотвращения эффекта необходимо применять тренировку аккумуляторов. Тренировка аккумулятора – это процесс периодического (3-4 раза) цикла зарядов и последующих разрядов. Процесс этот проще всего выполнять на настольных зарядных устройствах, имеющих функцию разряда. Выполнение тренировочных циклов непосредственно в радиостанции тоже возможно, но не так эффективно, поскольку рация, как правило, успевает отключиться раньше, чем аккумулятор полностью разрядится. Да и времени для этого требуется значительно больше.

    Рекомендации о периодичности данного процесса таковы: для никель-кадмиевых аккумуляторов - один раз в месяц, для никель-металл-гидридных - раз в три месяца. Если делать это чаще, то полезный эффект увеличивается незначительно, а износ аккумулятора значительно возрастает.
    Часто на эффект памяти списывают повреждения аккумулятора, вызванные неправильной эксплуатацией: использованием неисправного или «неродного» зарядного устройства, длительным пребыванием в зарядном устройстве, переохлаждением или перегревом аккумулятора, да и просто браком по вине изготовителя.

    В последние годы началось активное использование литий-ионных (Li-Ion) аккумуляторов. Они практически не подвержены эффекту памяти. Более того, Li-ion аккумуляторы предпочитают заряженное состояние незаряженному. Их можно ставить на заряд в любой момент и держать в зарядном устройстве сколько угодно. Зарядные устройства для Li-ion аккумуляторов снабжены схемой автоматического отключения после окончания заряда, поскольку Li-ion аккумуляторы нельзя перезаряжать. Важно только, чтобы это устройство было предназначено для заряда Li-ion аккумуляторов именно этого производителя. В противном случае аккумулятор может быть либо недозаряжен, либо испорчен. Другая важная особенность Li-ion аккумуляторов - это необходимость их хранения только в заряженном состоянии.

    Однако, несмотря на более высокую устойчивость аккумуляторов этого типа, все же при их эксплуатации наблюдается снижение емкости, что приводит к сокращению времени работы аккумулятора без подзарядки.

    В процессе эксплуатации аккумулятора следует стараться не подзаряжать аккумулятор при его частичном разряде (тем более с использованием автомобильных и простых зарядных устройств), и раз в три месяца проводить тренировку аккумулятора 2-3 циклами полного заряда/разряда;
    Настоятельно рекомендуется при покупке рации приобретать также настольное зарядное устройство и дополнительный аккумулятор. Можно будет заряжать и рацию с её стандартным аккумулятором и дополнительный аккумулятор, и в случае полного разряда основного - использовать запасной аккумулятор - это позволит всегда держать радиостанцию работоспособной.

    Очень часто покупатели нашего интернет магазина задают вопрос:

    В последнее время практически все радиостанции комплектуются литий-ионными или литий-полимерными аккумуляторными батареями, которые имеют ряд преимуществ перед никель-кадмиевыми.

    Это уменьшение веса и габаритов, отсутствие необходимости полных циклов заряда и разряда, зарядные устройства всегда автоматические, вам не нужно считать время зарядки.

    Для того чтобы ваши аккумуляторы на рациях прослужили как можно дольше следует соблюдать следующие правила:

    -Первая зарядка АКБ

    Покупая новый аккумулятор перед использованием его нужно обязательно полностью зарядить . Литиевые АКБ поставляются заводом с уровнем заряда от 50 до 70%, но первая зарядка очень важна для сохранения работоспособности батарей. Очень часто пользователи берут новый аккумулятор и разряжают его в «глубокий ноль». После этого на каждой банке литиевой батареи напряжение получается ниже 3-х Вольт и контролер зарядного устройства перестает ее видеть. Восстановить данную АКБ будет очень сложно, а если она пролежит в этом состоянии достаточно долго, то батарея полностью выйдет из строя.

    Поэтому соблюдайте правило — новый АКБ ставим сразу на полную зарядку.

    -Тренировка нового АКБ

    Для того чтобы новый аккумулятор достиг номинальной емкости необходимо после первоначальной зарядки произвести как минимум три полных цикла заряда и разряда. После такой тренировки Ваша батарея выйдет на штатную емкость и прослужит максимальный срок.

    -Как хранить батареи?

    Во избежание глубокого разряда, батареи для радиостанций необходимо хранить отсоединив ее от тела рации. При длительном хранении литиевой батареи она должна быть заряжена от 50 до 70% номинальной емкости. По исследованиям производителей аккумуляторов, емкость литиевых батарей теряется различно в зависимости от степени ее заряда.

    Радиоприёмник будет работать, не зависимо от того, какие элементы питания типа АА в него установлены, но только Ni-MH аккумуляторы можно зарядить в радиоприёмнике. Если установлены обычные батарейки типа АА, встроенная система защиты не позволит произвести их зарядку независимо от того какой КОД 28 или 29 установлен в СИСТЕМНЫХ НАСТРОЙКАХ.

    ВНИМАНИЕ: Используйте только фирменный адаптер из комплекта поставки для зарядки Ni-MH аккумуляторов. Использование любого другого устройства может привести к перегреву аккумуляторов и их повреждению, а также к повреждению радиоприемника. Встроенная система защиты работает только с адаптером из комплекта поставки. Повреждение радиоприёмника, вызванное игнорированием данного предупреждения, не подлежит гарантийному обслуживанию.

    Ni-MH аккумуляторы различаются своей мощностью, которая может быть от 1000 до 2400 миллиампер час (mAh). Время необходимое для правильной и полной зарядки аккумуляторов зависит от обозначенной на них мощности. Для правильной зарядки аккумуляторов без их повреждения необходимо установить в СИСТЕМНЫХ НАСТРОЙКАХ КОД 28 и указать встроенному зарядному устройству мощность используемых аккумуляторов. Подключите радиоприёмник к сети через сетевой адаптер и выключите радиоприёмник . Далее:

    1.Войдите в системные настройки и введите КОД 28 (см. главу 7).

    2.На экране замигает "1000 ", кнопками "UP" и "DOWN" установите нужные mAh соответствующие вашим Ni-MH аккумуляторам.

    Зарядка Ni-MH аккумуляторов:

    Зарядка аккумуляторов возможна только при выключенном радиоприёмнике .

    1 Вставьте в радиоприёмник три Ni-MH аккумулятора типоразмера AA.

    2 Соедините радиоприёмник через сетевой адаптер из комплекта поставки с сетью.

    3 Нажмите и отпустите кнопку "CHARGE ON/OFF " (16). Сегменты символа батарейки начнут перемещаться от основания вверх, вместо будильника в правом верхнем углу экрана появятся цифры "Charge"00:00, на которых будут показывать истёкшее время зарядки, а надпись "Charge" слева от этих цифр будет мигать.

    Встроенное зарядное устройство автоматически выбирает необходимое время зарядки в зависимости от указанной ему мощности установленных аккумуляторов в миллиампер часах mAh. Время зарядки может быть от 05:30 часов для 1000 mAh до 13:00 часов для 2300 mAh. Встроенное зарядное устройство определяет, когда аккумуляторы полностью зарядятся, и автоматически переходит в режим подзарядки малым током, защищая, таким образом, их от чрезмерной зарядки.




    Как только зарядка закончена, все сегменты символа батарейки становятся тёмными и перестают перемещаться, "Charge" перестаёт мигать, на экране в правом верхнем углу показывается время, потраченное на зарядку "Charge"05:30.

    Для прекращения зарядки отсоедините сетевой адаптер (сначала от сети, а затем от радиоприёмника) или нажмите кнопку "CHARGE ON/OFF".


    ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

    ВКЛЮЧЕНИЕ С ТАЙМЕРОМ (для экономии аккумуляторов):

    Совершите быстрое, короткое нажатие кнопки "POWER/SLEEP " (1). На экране появляется символ 30 и символ таймера сна , который мигает в течение 3 секунд. Это значит, что радио автоматически выключится через 30 минут работы. Для того, чтобы поменять автоматическое время выключения с 30 минут на другое, сразу при включении, пока горит 30 и мигает , воспользуйтесь кнопками UP или DOWN (6, 7). Так можно задать от 1 до 120 минут времени работы приёмника, прежде чем он автоматически выключится. Цифры минут, которые вы установили в последний раз, запоминаются и действуют при следующем включении радио.

    ВКЛЮЧЕНИЕ БЕЗ ТАЙМЕРА:

    Нажмите и удерживайте кнопку "POWER/SLEEP" (1) 1 секунду , потом отпустите её. На экране промелькнёт "On ". Далее приёмник будет работать, пока его не выключат, если работает от сетевого адаптера или до разряда аккумуляторов, если адаптер не подключен.

    ВЫКЛЮЧЕНИЕ (OFF): Нажмите кнопку "POWER/SLEEP" (1).

    Для того, чтобы рация всегда была заряжена и при необходимости оперативного выхода на связь не произошло нештатной разрядки, надо приобрести два (или более) аккумулятора (одной модели) или два комплекта батарей. Они должны подходить к рации как по электрическим показателям, так и по инструкциям производителя. К литиевым аккумуляторам подходят только фирменные зарядные устройства, к никель-кадмиевым или содержащим свинец могут подойти и самодельные. Вопрос, как зарядить рацию без подходящих аккумуляторов - не рассматривается. Источник тока же может быть разным.

    Оба комплекта аккумуляторов должны быть заряжены. Специалисты, хорошо знающие, как пользоваться рацией, обычно один комплект всегда держат у источника питания. Когда один из комплектов аккумуляторов стоит в используемой рации, второй должен стоять на подзарядке. Изношенные элементы комплекта аккумуляторов можно установить с использованием прибора, собранного из двух частей - вольтметра и нагрузки. Элементы литиевых аккумуляторов замене не подлежат. Перед выездом нелишним будет проверить степень зарядки всех комплектов аккумуляторов.

    В комплект к некоторым рациям идет подставка для зарядки или станционарное зарядное устройство. С её помощью можно зарядить два одинаковых аккумулятора в двух рациях одной модели одновременно. Лучше всего оставлять аккумуляторы заряжаться на всю ночь или привал - когда их использование не необходимо. Рацию со щелочными батарейками так не заряжают. Эффекта не будет, а без связи можно остаться. Иногда в поле возникает вопрос - как настроить антенну для рации. Для выполнения настройки необходим специальный прибор – КСВ-метр. О его зарядке тоже нужно подумать заранее, еще перед выездом.

    Выезжая в поход, никогда не надо забывать, для чего и как работает рация. Если цель всегда иметь заряженную рацию для переговоров в лесу или в поле серьезна, то желательно, наряду с аккумулятором, всегда иметь несколько комплектов новых батареек. Понятно, что это лишний груз. Но если это ответственное ралли, джиппировка или группа спасателей ищет в лесу пропавшего ребенка - подстраховка никогда не бывает лишней.

    Да, и никогда не следует забывать, что рация должны быть зарегистрированной. В случае, если к цели похода будет привлечено внимание отделов внутренних дел или силовых структур - незарегистрированная рация может вызвать лишние вопросы. Собственно, все знают, как зарегистрировать рацию, но многие этого не делают. И зря. Зарегистрированная рация придает спокойствие владельцу, а это значит - обеспечивает зарядку его собственных нервных батареек. Приятного путешествия.