Организация безопасности данных и информационной защиты. Основы информационной безопасности

История возникновения и развития информационной безопасности

С развитием средств информационных коммуникаций, а следовательно и возможности нанесения ущерба информации, которая хранится и передается с их помощью, возникла информационная безопасность (ИБ).

Основной задачей ИБ до 1816 года была защита разного рода информации, которая имеет для субъекта (организации или конкретного человека) особое значение.

Внедрение и использование возможностей радиосвязи выявило необходимость обеспечения защищенности радиосвязи от помех с помощью применения помехоустойчивого кодирования и декодирования сигнала. Позже появились радиолокационные и гидроакустические средства (1935 год), ИБ которых обеспечивалась через повышение защищенности радиолокационных средств от воздействия радиоэлектронных помех.

Начиная с 1946 года, с широким использованием в практической деятельности электронно-вычислительных машин (ЭВМ), ИБ достигалась, в основном, с помощью ограничения физического доступа к оборудованию, которое содержало или обрабатывало защищаемую информацию.

С 1965 года развивались локальные сети, информационная безопасность которых в основном достигалась путём администрирования и управления доступом к сетевым ресурсам.

С началом использования мобильных коммуникационных устройств угрозы информационной безопасности стали гораздо серьёзнее и сложнее. Потребовалась разработка новых методов безопасности, так как для передачи и хранения информации широко использовались беспроводные сети передачи данных. Появились хакеры – сообщества людей, целью которых было нанесение ущерба ИБ разного объема (от отдельных пользователей до целых стран). С тех пор обеспечение информационной безопасности становится важнейшей и обязательной составляющей безопасности страны.

С развитием глобальных сетей для решения задачи информационной безопасности должны решаться через создание макросистемы информационной безопасности всего человечества. Передача, обработка, хранение информации сегодня происходит исключительно с помощью информационных систем. Глобальные сети позволяют решать огромный спектр задач области связи (например, через электронную почту, мобильные телефоны), развлечений (MP3, цифровое телевидение, игры), транспорта (двигатели, навигация), торговли (кредитные карты, интернет-магазины), медицины (оборудование, архивы медицинских материалов) и т.д.

Замечание 1

Таким образом, задачи информационной безопасности состоят в защите информации методами обнаружения, предотвращения и реагирования на атаки.

Проблемы информационной безопасности

Информационная безопасность является одним из важнейших аспектов любого уровня безопасности – национального, отраслевого, корпоративного или персонального.

Основная проблема ИБ состоит в том, что она является составной частью информационных технологий.

Технологии программирования не позволяют создавать безошибочные программы, что не может обеспечить информационную безопасность. То есть существует необходимость создавать надежные системы ИБ с использованием ненадежных программ. Такая необходимость требует соблюдения архитектурных принципов и контроля защищенности при использовании ИС. Также с развитием информационно-коммуникационных технологий, с постоянным использованием сетей значительно выросло количество атак. Но это нельзя назвать самой большой проблемой информационной безопасности, так как гораздо значительнее проблемы, связанные с постоянным обнаружением новых уязвимых мест в программном обеспечении и, как следствие, появления новых видов атак.

Над уничтожением таких уязвимых мест трудятся разработчики абсолютно всех разновидностей операционных систем, поскольку новые ошибки начинают активно использоваться злоумышленниками.

Замечание 2

В таких случаях системы ИБ должны иметь средства противостояния разнообразным атакам. Атаки могут длиться как доли секунды, так и несколько часов, медленно прощупывая уязвимые места (в таком случае вредоносная активность практически незаметна). Действия злоумышленников могут быть нацелены на нарушение как отдельно взятых, так и всех составляющих ИБ – доступности, целостности и конфиденциальности.

Масштаб последствий нарушения работоспособности программного и технического обеспечения ИС можно представить по затратам на решение «Проблемы–2000». По одним оценкам экспертов общий объём мировых инвестиций, который был потрачен на подготовку к 2000 году, составил 300 млрд. долларов, по другим данным эта сумма завышена на порядок.

Методы защиты информации

Для обеспечения безопасности информации в ИС используются следующие методы:

  • препятствие;
  • управление доступом;
  • методы криптографии;
  • противодействие атакам вредоносных программ;
  • регламентация;
  • принуждение;
  • побуждение.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Определение 1

Препятствие – физическое преграждение пути к защищаемой информации (к техническому оборудованию, носителям информации и т.д.).

Управление доступом – методы защиты информации через регулирование использования ресурсов информационных технологий и информационной системы. Управление доступом должно препятствовать абсолютно всем возможным путям несанкционированного доступа к защищаемой информации.

Защита информации с помощью управления доступом происходит через:

  • идентификацию пользователей и персонала(присвоение персонального идентификатора);
  • опознание объекта по идентификатору;
  • проверку полномочий доступа к информации или объекту;
  • регистрацию обращений к информации;
  • реагирование (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе и т.п.) при попытках несанкционированных действий.

Криптографические методы защиты – шифрование информации. Методы шифрования широко применяются при обработке и хранении информации. Особенно надежным данный метод является при передаче информации по сети.

Защиту от атак вредоносных программ призван обеспечить комплекс различных методов организационного характера и использование антивирусных программ, результатом чего является снижение вероятности заражения ИС, определение фактов инфицирования системы; снижение или предотвращение последствий информационных заражений, уничтожение вирусов; последующее восстановление информации.

Определение 2

Регламентация – ограничение времени работы, ограниченный доступ людей к информации, ограничение доступа по определенным дням, времени суток, часам и т.п. Создание таких условий работы с защищаемой информацией нормы и стандарты по защите будут выполняются в наибольшей степени.

Определение 3

Принуждение – метод защиты информации, при котором пользователи и персонал ИС соблюдают правила работы с защищаемой информацией под угрозой ответственности (материальной, административной или уголовной).

Определение 4

Побуждение – метод, который побуждает (за счет соблюдения уже сложившихся морально-этических норм) субъектов ИС не нарушать установленные порядки.

Технические средства защиты информации делятся на аппаратные и физические.

К аппаратным средствам относятся устройства, которые встраиваются непосредственно в техническое оборудование ИС или связываются с ним по стандартному интерфейсу.

К физическим средствам относят инженерные устройства и сооружения, которые препятствуют физическому проникновению на объекты защиты и осуществляют защиту персонала, материальных, информационных и других ценностей (например, решетки, замки, сейфы, сигнализация и т.п.).

Также широко используются программные средства, предназначенные для защиты информации в ИС. К ним относятся программы паролирования, антивирусные программы, программы ограничения доступа, программы шифрования (криптографии).

Организационные средства обеспечивают мероприятия, которые делают невозможными или затрудняют разглашение, утечку, несанкционированный доступ к информации на нормативно-правовой основе.

Законодательные средства защиты регламентируют правила работы с информацией и устанавливают порядок ответственности за их нарушение. Законодательные средства защиты определяются законодательными актами страны.

Морально-этические средства защиты включают нормы поведения, которые могут быть неписанными (например, честность) или оформленными в виде правил и предписаний. Как правило, они не утверждены законодательством, но считаются обязательными для исполнения. Примером таких правил может быть свод этических правил общения в сети и т.п.

Сущность понятия «информационная безопасность»

В то время как информационная безопасность - это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс , направленный на достижение этого состояния.

Информационная безопасность организации - целенаправленная деятельность её органов и должностных лиц с использованием разрешённых сил и средств по достижению состояния защищённости информационной среды организации, обеспечивающее её нормальное функционирование и динамичное развитие.

Кортеж защиты информации - это последовательность действий для достижения определённой цели.

Информационная безопасность государства - состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищённости законных прав личности и общества в информационной сфере .

Стандартизированные определения

Состояние защищённости информации (данных), при котором обеспечены её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

Информационная безопасность - защита конфиденциальности, целостности и доступности информации.

  1. Конфиденциальность : свойство информационных ресурсов, в том числе информации, связанное с тем, что они не станут доступными и не будут раскрыты для неуполномоченных лиц.
  2. Целостность : неизменность информации в процессе её передачи или хранения.
  3. Доступность : свойство информационных ресурсов, в том числе информации, определяющее возможность их получения и использования по требованию уполномоченных лиц.

Информационная безопасность (англ. information security ) - все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчётности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки.

Безопасность информации (данных) (англ. information (data) security ) - состояние защищённости информации (данных), при котором обеспечиваются её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.

Безопасность информации (данных) определяется отсутствием недопустимого риска, связанного с утечкой информации по техническим каналам, несанкционированными и непреднамеренными воздействиями на данные и (или) на другие ресурсы автоматизированной информационной системы, используемые в автоматизированной системе.

Безопасность информации (при применении информационных технологий) (англ. IT security ) - состояние защищённости информации (данных), обеспечивающее безопасность информации, для обработки которой она применяется, и информационную безопасность автоматизированной информационной системы, в которой она реализована.

Безопасность автоматизированной информационной системы - состояние защищённости автоматизированной системы, при котором обеспечиваются конфиденциальность, доступность, целостность, подотчётность и подлинность её ресурсов.

Информационная безопасность - защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений. Поддерживающая инфраструктура - системы электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, системы кондиционирования и т. д., а также обслуживающий персонал. Неприемлемый ущерб - ущерб, которым нельзя пренебречь.

Существенные признаки понятия

В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:

Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:

В Государственном стандарте РФ приводится следующая рекомендация использования терминов «безопасность » и «безопасный»:

Слова «безопасность» и «безопасный» следует применять только для выражения уверенности и гарантий риска .

Не следует употреблять слова «безопасность» и «безопасный» в качестве описательного прилагательного предмета, так как они не передают никакой полезной информации. Рекомендуется всюду, где возможно, эти слова заменять признаками предмета, например:

  • «защитный шлем» вместо «безопасный шлем»;
  • «нескользкое покрытие для пола» вместо «безопасное покрытие».

Для термина «информационная безопасность» следует придерживаться тех же рекомендаций. Желательно использовать более точные характеристики объектов, разделяемые как признаки понятия «информационная безопасность». Например, точнее будет использовать аргумент «для предотвращения угроз на доступность объекта» (или «для сохранения целостности данных») вместо аргумента «исходя из требований информационной безопасности».

Объём (реализация) понятия «информационная безопасность»

Системный подход к описанию информационной безопасности предлагает выделить следующие составляющие информационной безопасности :

  1. Законодательная, нормативно-правовая и научная база.
  2. Структура и задачи органов (подразделений), обеспечивающих безопасность ИТ.
  3. Организационно-технические и режимные меры и методы (Политика информационной безопасности).
  4. Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности.

Ниже в данном разделе подробно будет рассмотрена каждая из составляющих информационной безопасности.

Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение Системы обеспечения информационной безопасности данного объекта (СОИБ). Для построения и эффективной эксплуатации СОИБ необходимо :

  • выявить требования защиты информации, специфические для данного объекта защиты;
  • учесть требования национального и международного Законодательства;
  • использовать наработанные практики (стандарты, методологии) построения подобных СОИБ;
  • определить подразделения, ответственные за реализацию и поддержку СОИБ;
  • распределить между подразделениями области ответственности в осуществлении требований СОИБ;
  • на базе управления рисками информационной безопасности определить общие положения, технические и организационные требования, составляющие Политику информационной безопасности объекта защиты;
  • реализовать требования Политики информационной безопасности, внедрив соответствующие программно-технические способы и средства защиты информации;
  • реализовать Систему менеджмента (управления) информационной безопасности (СМИБ);
  • используя СМИБ организовать регулярный контроль эффективности СОИБ и при необходимости пересмотр и корректировку СОИБ и СМИБ.

Как видно из последнего этапа работ, процесс реализации СОИБ непрерывный и циклично (после каждого пересмотра) возвращается к первому этапу, повторяя последовательно все остальные. Так СОИБ корректируется для эффективного выполнения своих задач защиты информации и соответствия новым требованиям постоянно обновляющейся информационной системы.

Нормативные документы в области информационной безопасности

В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся :

Акты федерального законодательства:

  • Международные договоры РФ;
    • Конституция РФ;
    • Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);
    • Указы Президента РФ;
    • Постановления правительства РФ;
    • Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;
    • Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.

Подробнее списки и содержание указанных нормативных документов в области информационной безопасности обсуждаются в разделе Информационное право .

К нормативно-методическим документам можно отнести

  • Методические документы государственных органов России:
    • Доктрина информационной безопасности РФ;
    • Руководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии России);
    • Приказы ФСБ;
  • Стандарты информационной безопасности , из которых выделяют:
    • Международные стандарты;
    • Государственные (национальные) стандарты РФ;
    • Рекомендации по стандартизации;
    • Методические указания.

Органы (подразделения), обеспечивающие информационную безопасность

В зависимости от приложения деятельности в области защиты информации (в рамках государственных органов власти или коммерческих организаций), сама деятельность организуется специальными государственными органами (подразделениями), либо отделами (службами) предприятия.

Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации:

  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России);
  • Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия

  • Служба безопасности персонала (Режимный отдел);
  • Отдел кадров;

Организационно-технические и режимные меры и методы

Для описания технологии защиты информации конкретной информационной системы обычно строится так называемая Политика информационной безопасности или Политика безопасности рассматриваемой информационной системы .

Политика безопасности (информации в организации) (англ. Organizational security policy ) - совокупность документированных правил, процедур, практических приёмов или руководящих принципов в области безопасности информации, которыми руководствуется организация в своей деятельности.

Политика безопасности информационно-телекоммуникационных технологий (англ. ІСТ security policy ) - правила, директивы, сложившаяся практика, которые определяют, как в пределах организации и её информационно-телекоммуникационных технологий управлять, защищать и распределять активы, в том числе критичную информацию.

Для построения Политики информационной безопасности рекомендуется отдельно рассматривать следующие направления защиты информационной системы :

  • Защита объектов информационной системы;
  • Защита процессов, процедур и программ обработки информации;
  • Защита каналов связи (акустические , инфракрасные, проводные, радиоканалы и др.);
  • Подавление побочных электромагнитных излучений;
  • Управление системой защиты.

При этом по каждому из перечисленных выше направлений Политика информационной безопасности должна описывать следующие этапы создания средств защиты информации:

  1. Определение информационных и технических ресурсов, подлежащих защите;
  2. Выявление полного множества потенциально возможных угроз и каналов утечки информации;
  3. Проведение оценки уязвимости и рисков информации при имеющемся множестве угроз и каналов утечки;
  4. Определение требований к системе защиты;
  5. Осуществление выбора средств защиты информации и их характеристик;
  6. Внедрение и организация использования выбранных мер, способов и средств защиты;
  7. Осуществление контроля целостности и управление системой защиты.

Политика информационной безопасности оформляется в виде документированных требований на информационную систему . Документы обычно разделяют по уровням описания (детализации) процесса защиты.

Документы верхнего уровня Политики информационной безопасности отражают позицию организации к деятельности в области защиты информации, её стремление соответствовать государственным, международным требованиям и стандартам в этой области. Подобные документы могут называться «Концепция ИБ», «Регламент управления ИБ», «Политика ИБ», «Технический стандарт ИБ» и т. п. Область распространения документов верхнего уровня обычно не ограничивается, однако данные документы могут выпускаться и в двух редакциях - для внешнего и внутреннего использования.

Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 , на верхнем уровне Политики информационной безопасности должны быть оформлены следующие документы: «Концепция обеспечения ИБ», «Правила допустимого использования ресурсов информационной системы», «План обеспечения непрерывности бизнеса».

К среднему уровню относят документы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности. Это требования на создание и эксплуатацию средств защиты информации, организацию информационных и бизнес-процессов организации по конкретному направлению защиты информации. Например: Безопасности данных, Безопасности коммуникаций, Использования средств криптографической защиты, Контентная фильтрация и т. п. Подобные документы обычно издаются в виде внутренних технических и организационных политик (стандартов) организации. Все документы среднего уровня политики информационной безопасности конфиденциальны.

В политику информационной безопасности нижнего уровня входят регламенты работ, руководства по администрированию, инструкции по эксплуатации отдельных сервисов информационной безопасности.

Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности

В литературе предлагается следующая классификация средств защиты информации.

Организационная защита объектов информатизации

Организационная защита - это регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающей или существенно затрудняющей неправомерное овладение конфиденциальной информацией и проявление внутренних и внешних угроз. Организационная защита обеспечивает:

  • организацию охраны, режима, работу с кадрами, с документами;
  • использование технических средств безопасности и информационно-аналитическую деятельность по выявлению внутренних и внешних угроз предпринимательской деятельности.

К основным организационным мероприятиям можно отнести:

  • организацию режима и охраны. Их цель - исключение возможности тайного проникновения на территорию и в помещения посторонних лиц;
  • организацию работы с сотрудниками, которая предусматривает подбор и расстановку персонала, включая ознакомление с сотрудниками, их изучение, обучение правилам работы с конфиденциальной информацией, ознакомление с мерами ответственности за нарушение правил защиты информации и др.;
  • организацию работы с документами и документированной информацией, включая организацию разработки и использования документов и носителей конфиденциальной информации, их учёт, исполнение, возврат, хранение и уничтожение;
  • организацию использования технических средств сбора, обработки, накопления и хранения конфиденциальной информации;
  • организацию работы по анализу внутренних и внешних угроз конфиденциальной информации и выработке мер по обеспечению ее защиты;
  • организацию работы по проведению систематического контроля за работой персонала с конфиденциальной информацией, порядком учёта, хранения и уничтожения документов и технических носителей.

В каждом конкретном случае организационные мероприятия носят специфическую для данной организации форму и содержание, направленные на обеспечение безопасности информации в конкретных условиях.

Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности

Объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесён ущерб путём воздействия на средства информационных коммуникаций , наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума.

Учитывая влияние на трансформацию идей информационной безопасности, в развитии средств информационных коммуникаций можно выделить несколько этапов :

  • I этап - до 1816 года - характеризуется использованием естественно возникавших средств информационных коммуникаций . В этот период основная задача информационной безопасности заключалась в защите сведений о событиях, фактах, имуществе, местонахождении и других данных, имеющих для человека лично или сообщества, к которому он принадлежал, жизненное значение.
  • II этап - начиная с 1816 года - связан с началом использования искусственно создаваемых технических средств электро- и радиосвязи . Для обеспечения скрытности и помехозащищённости радиосвязи необходимо было использовать опыт первого периода информационной безопасности на более высоком технологическом уровне, а именно применение помехоустойчивого кодирования сообщения (сигнала) с последующим декодированием принятого сообщения (сигнала).
  • III этап - начиная с 1935 года - связан с появлением радиолокационных и гидроакустических средств . Основным способом обеспечения информационной безопасности в этот период было сочетание организационных и технических мер, направленных на повышение защищённости радиолокационных средств от воздействия на их приёмные устройства активными маскирующими и пассивными имитирующими радиоэлектронными помехами.
  • IV этап - начиная с 1946 года - связан с изобретением и внедрением в практическую деятельность электронно-вычислительных машин (компьютеров). Задачи информационной безопасности решались, в основном, методами и способами ограничения физического доступа к оборудованию средств добывания, переработки и передачи информации.
  • V этап - начиная с 1965 года - обусловлен созданием и развитием локальных . Задачи информационной безопасности также решались, в основном, методами и способами физической защиты средств добывания, переработки и передачи информации, объединённых в локальную сеть путём администрирования и управления доступом к сетевым ресурсам.
  • VI этап - начиная с 1973 года - связан с использованием сверхмобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач. Угрозы информационной безопасности стали гораздо серьёзнее. Для обеспечения информационной безопасности в компьютерных системах с беспроводными сетями передачи данных потребовалась разработка новых критериев безопасности. Образовались сообщества людей - хакеров , ставящих своей целью нанесение ущерба информационной безопасности отдельных пользователей, организаций и целых стран. Информационный ресурс стал важнейшим ресурсом государства, а обеспечение его безопасности - важнейшей и обязательной составляющей национальной безопасности. Формируется информационное право - новая отрасль международной правовой системы.
  • VII этап - начиная с 1985 года - связан с созданием и развитием глобальных информационно-коммуникационных сетей с использованием космических средств обеспечения. Можно предположить, что очередной этап развития информационной безопасности, очевидно, будет связан с широким использованием сверхмобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач и глобальным охватом в пространстве и времени, обеспечиваемым космическими информационно-коммуникационными системами. Для решения задач информационной безопасности на этом этапе необходимо создание макросистемы информационной безопасности человечества под эгидой ведущих международных форумов.

См. также

  • Абстрактные модели защиты информации
  • Государственная информационная политика России
  • Критерии определения безопасности компьютерных систем
  • Недекларированные возможности
  • Стандарт Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации (СТО БР ИББС)
  • Правонарушения в области технической защищённости систем
  • Защита информации от утечки по материально-вещественным каналам

Примечания

  1. Национальный стандарт РФ «Защита информации. Основные термины и определения» (ГОСТ Р 50922-2006).
  2. Национальный стандарт РФ «Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью» (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005) .
  3. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
  4. Информационная безопасность (2-я книга социально-политического проекта «Актуальные проблемы безопасности социума»). М.: «Оружие и технологии», 2009.
  5. Национальный стандарт РФ «Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 1. Концепция и модели менеджмента безопасности информационных и телекоммуникационных технологий» (ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335-1 - 2006) .
  6. Рекомендации по стандартизации «Информационные технологии. Основные термины и определения в области технической защиты информации» (Р 50.1.053-2005) .
  7. Поиск. Глоссарий.ru
  8. Рекомендации по стандартизации «Техническая защита информации. Основные термины и определения» (Р 50.1.056-2005).
  9. Государственный стандарт РФ «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» (ГОСТ Р 51898-2002) .
  10. Домарев В. В. Безопасность информационных технологий. Системный подход - К.: ООО ТИД Диа Софт, 2004. - 992 с.
  11. Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
  12. Информационная безопасность в современных системах управления базами данных

Литература

  • Бармен Скотт . Разработка правил информационной безопасности. М.: Вильямс, 2002. - 208 с. - ISBN 5-8459-0323-8 , ISBN 1-57870-264-X .
  • Галатенко В. А. Стандарты информационной безопасности. - М.: Интернет-университет информационных технологий, 2006. - 264 с. - ISBN 5-9556-0053-1 .
  • Галицкий А. В., Рябко С.Д., Шаньгин В.Ф. Защита информации в сети - анализ технологий и синтез решений. М.: ДМК Пресс, 2004. - 616 с. - ISBN 5-94074-244-0 .
  • Запечников С. В., Милославская Н. Г., Толстой А. И., Ушаков Д. В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х тт.
    • Том 1. Угрозы, уязвимости, атаки и подходы к защите. М.: Горячая Линия - Телеком, 2006. - 536 с. - ISBN 5-93517-291-1 , ISBN 5-93517-319-0 .
    • Том 2. Средства защиты в сетях. М.: Горячая Линия - Телеком, 2008. - 560 с. - ISBN 978-5-9912-0034-9 .
  • Лепехин А. Н. Расследование преступлений против информационной безопасности. Теоретико-правовые и прикладные аспекты. М.: Тесей, 2008. - 176 с. - ISBN 978-985-463-258-2 .
  • Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек, общество, государство Серия: Безопасность человека и общества. М.: 2000. - 428 с. - ISBN 5-93598-030-4 .
  • Родичев Ю. Информационная безопасность: Нормативно-правовые аспекты. СПб.: Питер, 2008. - 272 с. - ISBN 978-5-388-00069-9 .
  • Петренко С. А., Курбатов В. А. Политики информационной безопасности. - М.: Компания

Программно-аппаратные средства защиты от несанкционированного доступа включают в себя меры идентификации, аутентификации и управления доступом в информационную систему.

Идентификация – присвоение субъектам доступа уникальных идентификаторов.

Сюда относят радиочастотные метки, биометрические технологии, магнитные карты, универсальные магнитные ключи, логины для входа в систему и т.п.

Аутентификация – проверка принадлежности субъекта доступа предъявленному идентификатору и подтверждение его подлинности.

К процедурам аутентификации относятся пароли, pin-коды, смарт-карты, usb-ключи, цифровые подписи, сеансовые ключи и т.п. Процедурная часть средств идентификации и аутентификации взаимосвязана и, фактически, представляет базовую основу всех программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности, так как все остальные службы рассчитаны на обслуживание конкретных субъектов, корректно распознанных информационной системой. В общем виде идентификация позволяет субъекту обозначить себя для информационной системы, а с помощью аутентификации информационная система подтверждает, что субъект действительно тот, за кого он выдает. На основе прохождения данной операции производится операция по предоставлению доступа в информационную систему. Процедуры управления доступом позволяют авторизовавшимся субъектам выполнять дозволенные регламентом действия, а информационной системе контролировать эти действия на корректность и правильность полученного результата. Разграничение доступа позволяет системе закрывать от пользователей данные, к которым они не имеют допуска.

Следующим средством программно-аппаратной защиты выступает протоколирование и аудит информации.

Протоколирование включает в себя сбор, накопление и сохранение информации о событиях, действиях, результатах, имевших место во время работы информационной системы, отдельных пользователей, процессов и всех программно-аппаратных средств, входящих в состав информационной системы предприятия.

Поскольку у каждого компонента информационной системы существует заранее заданный набор возможных событий в соответствии с запрограммированными классификаторами, то события, действия и результаты разделяются на:

  • внешние, вызванные действиями других компонентов,
  • внутренние, вызванные действиями самого компонента,
  • клиентские, вызванные действиями пользователей и администраторов.
Аудит информации заключается в проведении оперативного анализа в реальном времени или в заданный период.

По результатам анализа либо формируется отчет об имевших место событиях, либо инициируется автоматическая реакция на внештатную ситуацию.

Реализация протоколирования и аудита решает следующие задачи:

  • обеспечение подотчетности пользователей и администраторов;
  • обеспечение возможности реконструкции последовательности событий;
  • обнаружение попыток нарушений информационной безопасности;
  • предоставление информации для выявления и анализа проблем.

Зачастую защита информации невозможна без применения криптографических средств. Они используются для обеспечения работы сервисов шифрования, контроля целостности и аутентификации, когда средства аутентификации хранятся у пользователя в зашифрованном виде. Существует два основных метода шифрования: симметричный и асимметричный.

Контроль целостности позволяет установить подлинность и идентичность объекта, в качестве которого выступает массив данных, отдельные порции данных, источник данных, а также обеспечить невозможность отметить совершенное в системе действие с массивом информации. Основу реализации контроля целостности составляют технологии преобразования данных с использованием шифрования и цифровые сертификаты.

Другим важным аспектом является использование экранирования, технологии, которая позволяет, разграничивая доступ субъектов к информационным ресурсам, контролировать все информационные потоки между информационной системой предприятия и внешними объектами, массивами данных, субъектами и контрсубъектами. Контроль потоков заключается в их фильтрации и, в случае необходимости, преобразования передаваемой информации.

Задача экранирования – защита внутренней информации от потенциально враждебных внешних факторов и субъектов. Основной формой реализации экранирования выступают межсетевые экраны или файрволлы, различных типов и архитектуры.

Поскольку одним из признаков информационной безопасности является доступность информационных ресурсов, то обеспечение высокого уровня доступности является важным направление в реализации программно-аппаратных мер. В частности, разделяется два направления: обеспечение отказоустойчивости, т.е. нейтрализации отказов системы, способность работать при возникновении ошибок, и обеспечение безопасного и быстрого восстановления после отказов, т.е. обслуживаемость системы.

Основное требование к информационным системам заключается в том, чтобы они работали всегда с заданной эффективностью, минимальным временем недоступности и скоростью реагирования.

В соответствии с этим, доступность информационных ресурсов обеспечивается за счет:

  • применения структурной архитектуры, которая означает, что отдельные модули могут быть при необходимости отключены или быстро заменены без ущерба другим элементам информационной системы;
  • обеспечения отказоустойчивости за счет: использования автономных элементов поддерживающей инфраструктуры, внесения избыточных мощностей в конфигурацию программно-аппаратных средств, резервирования аппаратных средств, тиражирования информационных ресурсов внутри системы, резервного копирования данных и т.п.
  • обеспечения обслуживаемости за счет снижения сроков диагностирования и устранения отказов и их последствий.

Другим типом средств обеспечения информационной безопасности выступают защищенные коммуникационные каналы.

Функционирование информационных систем неизбежно связано с передачей данных, поэтому для предприятий необходимо также обеспечить защиту передаваемых информационных ресурсов, используя защищенные коммуникационные каналы. Возможность несанкционированного доступа к данным при передаче трафика по открытым каналам коммуникации обусловлена их общедоступностью. Поскольку "коммуникации на всем их протяжении физически защитить невозможно, поэтому лучше изначально исходить из предположения об их уязвимости и соответственно обеспечивать защиту" . Для этого используются технологии туннелирования, суть которого состоит в том, чтобы инкапсулировать данные, т.е. упаковать или обернуть передаваемые пакеты данных, включая все служебные атрибуты, в собственные конверты. Соответственно, туннель является защищенным соединением через открытые каналы коммуникаций, по которому передаются криптографически защищенные пакеты данных. Туннелирование применяется для обеспечения конфиденциальности трафика за счет сокрытия служебной информации и обеспечения конфиденциальности и целостности передаваемых данных при использовании вместе с криптографическими элементами информационной системы. Комбинирование туннелирования и шифрования позволяет реализовать виртуальную частную сеть. При этом конечными точками туннелей, реализующих виртуальные частные сети, выступают межсетевые экраны, обслуживающие подключение организаций к внешним сетям.

Межсетевые экраны как точки реализации сервиса виртуальных частных сетей

Таким образом, туннелирование и шифрование выступают дополнительными преобразованиями, выполняемыми в процессе фильтрации сетевого трафика наряду с трансляцией адресов. Концами туннелей, помимо корпоративных межсетевых экранов, могут быть персональные и мобильные компьютеры сотрудников, точнее, их персональные межсетевые экраны и файрволлы. Благодаря такому подходу обеспечивается функционирование защищенных коммуникационных каналов.

Процедуры обеспечения информационной безопасности

Процедуры обеспечения информационной безопасности принято разграничивать на административный и организационный уровень.

  • К административным процедурам относятся действия общего характера, предпринимаемые руководством организации, для регламентации всех работ, действий, операций в области обеспечения и поддержания информационной безопасности, реализуемых за счет выделения необходимых ресурсов и контроля результативности предпринимаемых мер.
  • Организационный уровень представляет собой процедуры по обеспечению информационной безопасности, включая управление персоналом, физическую защиту, поддержание работоспособности программно-аппаратной инфраструктуры, оперативное устранение нарушений режима безопасности и планирование восстановительных работ.

С другой стороны, разграничение административных и организационных процедур бессмысленно, поскольку процедуры одного уровня не могут существовать отдельно от другого уровня, нарушая тем самым взаимосвязь защиты физического уровня, персональной и организационной защиты в концепции информационной безопасности. На практике, обеспечивая информационную безопасность организации, не пренебрегают административными или организационными процедурами, поэтому логичнее рассматривать их как комплексный подход, поскольку оба уровня затрагивают физический, организационный и персональный уровни защиты информации.

Основой комплексных процедур обеспечения информационной безопасности выступает политика безопасности.

Политика информационной безопасности

Политика информационной безопасности в организации – это совокупность документированных решений, принимаемых руководством организации и направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов.

В организационно-управленческом плане политика информационной безопасности может являться единым документом или оформлена в виде нескольких самостоятельных документов или приказов, но в любом случае должна охватывать следующие аспекты защиты информационной системы организации:

  • защита объектов информационной системы, информационных ресурсов и прямых операций с ними;
  • защита всех операций, связанных с обработкой информации в системе, включая программные средства обработки;
  • защита коммуникационных каналов, включая проводные, радиоканалы, инфракрасные, аппаратные и т.д.;
  • защита аппаратного комплекса от побочных электромагнитных излучений;
  • управление системой защиты, включая обслуживание, модернизацию и администраторские действия.

Каждый из аспектов должен быть подробно описан и документально закреплен во внутренних документах организации. Внутренние документы охватывают три уровня процесса защиты: верхний, средний и нижний.

Документы верхнего уровня политики информационной безопасности отражают основной подход организации к защите собственной информации и соответствие государственным и/или международным стандартам. На практике в организации существует только один документ верхнего уровня, озаглавливаемый "Концепция информационной безопасности", "Регламент информационной безопасности" и т.п. Формально данные документы не представляют конфиденциальной ценности, их распространение не ограничивается, но могут выпускать в редакции для внутреннего использования и открытой публикации.

Документы среднего уровня являются строго конфиденциальными и касаются конкретных аспектов информационной безопасности организации: используемых средств защиты информации, безопасности баз данных, коммуникаций, криптографических средств и других информационных и экономических процессов организации. Документальное оформление реализуется в виде внутренних технических и организационных стандартов.

Документы нижнего уровня разделены на два типа: регламенты работ и инструкции по эксплуатации. Регламенты работ являются строго конфиденциальными и предназначены только лиц, по долгу службы осуществляющих работу по администрированию отдельных сервисов информационной безопасности. Инструкции по эксплуатации могут быть, как конфиденциальными, так и публичными; они предназначены для персонала организации и описывают порядок работы с отдельными элементами информационной системы организации.

Мировой опыт свидетельствует, что политика информационной безопасности всегда документально оформляется только в крупных компаниях, имеющих развитую информационную систему, предъявляющих повышенные требования к информационной безопасности, средние предприятия чаще всего имеют только частично документально оформленную политику информационной безопасности, малые организации в подавляющем большинстве вообще не заботятся о документальном оформлении политики безопасности. Вне зависимости от формата документального оформления целостный или распределенный, базовым аспектом выступает режим безопасности.

Существует два разных подхода, которые закладываются в основу политики информационной безопасности :

  1. "Разрешено все, что не запрещено".
  2. "Запрещено все, что не разрешено".

Фундаментальным дефектом первого подхода заключается в том, что на практике предусмотреть все опасные случаи и запретить их невозможно. Вне всяких сомнений, следует применять только второй подход.

Организационной уровень информационной безопасности

С точки зрения защиты информации, организационные процедуры обеспечения информационной безопасности представляются как "регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающей или существенно затрудняющей неправомерное овладение конфиденциальной информацией и проявление внутренних и внешних угроз" .

Меры по управлению персоналом, направленные на организацию работы с кадрами в целях обеспечения информационной безопасности, включают разделение обязанностей и минимизацию привилегий. Разделение обязанностей предписывает такое распределение компетенций и зон ответственности, при котором один человек не в состоянии нарушить критически важный для организации процесс. Это снижает вероятность ошибок и злоупотреблений. Минимизация привилегий предписывает наделение пользователей только тем уровнем доступа, который соответствует необходимости выполнения ими служебных обязанностей. Это уменьшает ущерб от случайных или умышленных некорректных действий.

Физическая защита означает разработку и принятие мер для прямой защиты зданий, в которых размещаются информационные ресурсы организации, прилегающих территорий, элементов инфраструктуры, вычислительной техники, носителей данных и аппаратных каналов коммуникаций. Сюда относят физическое управление доступом, противопожарные меры, защиту поддерживающей инфраструктуры, защиту от перехвата данных и защиту мобильных систем.

Поддержание работоспособности программно-аппаратной инфраструктуры заключается в предупреждении стохастических ошибок, грозящих повреждением аппаратного комплекса, нарушением работы программ и потерей данных. Основные направления в этом аспекте заключаются в обеспечении поддержки пользователей и программного обеспечения, конфигурационного управления, резервного копирования, управления носителями информации, документирование и профилактические работы.

Оперативное устранение нарушений режима безопасности преследует три главные цели:

  1. Локализация инцидента и уменьшение наносимого вреда;
  2. Выявление нарушителя;
  3. Предупреждение повторных нарушений.

Наконец, планирование восстановительных работ позволяет подготовиться к авариям, уменьшить ущерб от них и сохранить способность к функционированию хотя бы в минимальном объеме.

Использование программно-аппаратных средств и защищенных коммуникационных каналов должно быть реализовано в организации на основе комплексного подхода к разработке и утверждению всех административно-организационных регламентных процедур обеспечения информационной безопасности. В противном случае, принятие отдельных мер не гарантирует защиты информации, а зачастую, наоборот, провоцирует утечки конфиденциальной информации, потери критически важных данных, повреждения аппаратной инфраструктуры и нарушения работы программных компонентов информационной системы организации.

Методы обеспечения информационной безопасности

Для современных предприятий характерна распределенная информационная система, которая позволяет учитывать в работе распределенные офисы и склады компании, финансовый учет и управленческий контроль, информацию из клиентской базы, с учетом выборки по показателям и так далее. Таким образом, массив данных весьма значителен, причем в подавляющем большинстве это информация, имеющая приоритетное значение для компании в коммерческом и экономическом плане. Фактически, обеспечение конфиденциальности данных, имеющих коммерческую ценность, составляет одну из основных задач обеспечения информационной безопасности в компании.

Обеспечение информационной безопасности на предприятии должно быть регламентировано следующими документами:

  1. Регламент обеспечения информационной безопасности. Включает формулировку целей и задач обеспечения информационной безопасности, перечень внутренних регламентов по средствам защиты информации и положение об администрировании распределенной информационной системы компании. Доступ к регламенту ограничен руководством организации и руководителем отдела автоматизации.
  2. Регламенты технического обеспечения защиты информации. Документы являются конфиденциальными, доступ ограничен сотрудниками отдела автоматизации и вышестоящим руководством.
  3. Регламент администрирования распределенной системы защиты информации. Доступ к регламенту ограничен сотрудниками отдела автоматизации, отвечающими за администрирование информационной системы, и вышестоящим руководством.

При этом данными документами не следует ограничиваться, а проработать также нижние уровни. В противном случае, если у предприятия иных документов, касающихся обеспечения информационной безопасности, не будет, то это будет свидетельствовать о недостаточной степени административного обеспечения защиты информации, поскольку отсутствуют документы нижнего уровня, в частности инструкции по эксплуатации отдельных элементов информационной системы.

Обязательные организационные процедуры включают в себя:

  • основные меры по дифференциации персонала по уровню доступа к информационным ресурсам,
  • физическую защиту офисов компании от прямого проникновения и угроз уничтожения, потери или перехвата данных,
  • поддержание работоспособности программно-аппаратной инфраструктуры организовано в виде автоматизированного резервного копирования, удаленной проверки носителей информации, поддержка пользователей и программного обеспечения осуществляется по запросу.

Сюда также следует отнести регламентированные меры по реагированию и устранению случаев нарушений информационной безопасности.

На практике часто наблюдается, что предприятия недостаточно внимательно относятся к этому вопросу. Все действия в данном направлении осуществляются исключительно в рабочем порядке, что увеличивает время устранения случаев нарушений и не гарантирует предупреждения повторных нарушений информационной безопасности. Кроме того, полностью отсутствует практика планирования действий по устранению последствий после аварий, утечек информации, потери данных и критических ситуаций. Все это существенно ухудшает информационную безопасность предприятия.

На уровне программно-аппаратных средств должна быть реализована трехуровневая система обеспечения информационной безопасности.

Минимальные критерии обеспечения информационной безопасности:

1. Модуль управления доступом:

  • реализован закрытый вход в информационную систему, невозможно зайти в систему вне верифицированных рабочих мест;
  • для сотрудников реализован доступ с ограниченным функционалом с мобильных персональных компьютеров;
  • авторизация осуществляется по формируемым администраторами логинам и паролям.

2. Модуль шифрования и контроля целостности:

  • используется асимметричный метод шифрования передаваемых данных;
  • массивы критически важных данных хранятся в базах данных в зашифрованном виде, что не позволяет получить к ним доступ даже при условии взлома информационной системы компании;
  • контроль целостности обеспечивается простой цифровой подписью всех информационных ресурсов, хранящихся, обрабатываемых или передаваемых внутри информационной системы.

3. Модуль экранирования:

  • реализована система фильтров в межсетевых экранах, позволяющая контролировать все информационные потоки по каналам коммуникации;
  • внешние соединения с глобальными информационными ресурсами и публичными каналами связи могут осуществляться только через ограниченный набор верифицированных рабочих станций, имеющих ограниченное соединение с корпоративной информационной системой;
  • защищенный доступ с рабочих мест сотрудников для выполнения ими служебных обязанностей реализован через двухуровневую систему прокси-серверов.

Наконец, с помощью технологий туннелирования на предприятии должна быть реализована виртуальная частная сеть в соответствии с типичной моделью построения для обеспечения защищенных коммуникационных каналов между различными отделениями компании, партнерами и клиентами компании.

Несмотря на то, что коммуникации непосредственно осуществляются по сетям с потенциально низким уровнем доверия, технологии туннелирования благодаря использованию средств криптографии позволяют обеспечить надежную защиту всех передаваемых данных.

Выводы

Основная цель всех предпринимаемых мероприятий в области обеспечения информационной безопасности заключается в защите интересов предприятия, так или иначе связанных с информационными ресурсами, которыми оно располагает. Хотя интересы предприятий не ограничены конкретной областью, все они концентрируются вокруг доступности, целостности и конфиденциальности информации.

Проблема обеспечения информационной безопасности объясняется двумя основными причинами.

  1. Накопленные предприятием информационные ресурсы представляют ценность.
  2. Критическая зависимость от информационных технологий обуславливает их широкое применение.

Учитывая широкое многообразие существующих угроз для информационной безопасности, таких как разрушение важной информации, несанкционированное использование конфиденциальных данных, перерывы в работе предприятия вследствие нарушений работы информационной системы, можно сделать вывод, что все это объективно приводит к крупным материальным потерям.

В обеспечении информационной безопасности значительную роль играют программно-аппаратные средства, направленные на контроль компьютерных сущностей, т.е. оборудования, программных элементов, данных, образуя последний и наиболее приоритетный рубеж информационной безопасности. Передача данных также должна быть безопасной в контексте сохранения их конфиденциальности, целостности и доступности. Поэтому в современных условиях для обеспечения защищенных коммуникационных каналов применяются технологии туннелирования в комбинации с криптографическими средствами.

Литература

  1. Галатенко В.А. Стандарты информационной безопасности. – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2006.
  2. Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. – М.: Форум, 2012.

В повседневной жизни часто информационная безопасность (ИБ) понимается лишь как необходимость борьбы с утечкой секретной и распространением ложной и враждебной информации. Однако, это понимание очень узкое. Существует много разных определений информационной безопасности, в которых высвечиваются отдельные её свойства.

В утратившем силу ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под информационной безопасностью понималось состояние защищённости информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства .

В других источниках приводятся следующие определения:

Информационная безопасность - это

1) комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих целостность данных и конфиденциальность информации в сочетании с её доступностью для всех авторизованных пользователей ;

2) показатель, отражающий статус защищенности информационной системы;

3) состояние защищённости информационной среды ;

4) состояние, обеспечивающее защищенность информационных ресурсов и каналов, а также доступа к источникам информации.

В. И. Ярочкин считает, что информационная безопасность есть состояние защищённости информационных ресурсов, технологии их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности .

Достаточно полное определение дают В. Бетелин и В. Галатенко, которые полагают, что

В данном пособии мы будем опираться на приведённое выше определение.

ИБ не сводится исключительно к защите информации и компьютерной безопасности. Следует различать информационную безопасность от защиты информации.

Иногда под защитой информации понимается создание в ЭВМ и вычислительных системах организованной совокупности средств, методов и мероприятий, предназначенных для предупреждения искажения, уничтожения или несанкционированного использования защищаемой информации.

Меры по обеспечению информационной безопасности должны осуществляться в разных сферах - политике, экономике, обороне, а также на различных уровнях - государственном, региональном, организационном и личностном. Поэтому задачи информационной безопасности на уровне государства отличаются от задач, стоящих перед информационной безопасностью на уровне организации.

Субъект информационных отношений может пострадать (понести материальные и/или моральные убытки) не только от несанкционированного доступа к информации, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в работе. ИБ зависит не только от компьютеров, но и от поддерживающей инфраструктуры, к которой можно отнести системы электро-, водо- и теплоснабжения, кондиционеры, средства коммуникаций и, конечно, обслуживающий персонал. Поддерживающая инфраструктура имеет самостоятельную ценность, важность которой переоценить невозможно.

После событий 11 сентября 2001 года в законодательстве США в соответствии с законом «О патриотизме» было определено понятие «критическая инфраструктура», которая понимается как «совокупность физических или виртуальных систем и средств, важных для США в такой мере, что их выход из строя или уничтожение могут привести к губительным последствиям в области обороны, экономики, здравоохранения и безопасности нации». Понятие критической инфраструктуры охватывает такие ключевые области народного хозяйства и экономики США, как национальная оборона, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, гражданская авиация, морской транспорт, автомобильные дороги и мосты, тоннели, дамбы, трубопроводы, водоснабжение, здравоохранение, службы экстренной помощи, органы государственного управления, военное производство, информационные и телекоммуникационные системы и сети, энергетика, транспорт, банковская и финансовая системы, химическая промышленность, почтовая служба.

В социальном плане информационная безопасность предполагает борьбу с информационным «загрязнением» окружающей среды, использованием информации в противоправных и аморальных целях.

Также объектами информационного воздействия и, следовательно, информационной безопасности могут быть общественное или индивидуальное сознание.

На государственном уровне субъектами ИБ являются органы исполнительной, законодательной и судебной власти. В отдельных ведомствах созданы органы, специально занимающиеся информационной безопасностью.

Кроме этого, субъектами ИБ могут быть:

Граждане и общественные объединения;

Средства массовой информации;

Предприятия и организации независимо от формы собственности.

Интересы субъектов ИБ, связанных с использованием информационных систем, можно подразделить на следующие основные категории:

Доступность - возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. Информационные системы создаются (приобретаются) для получения определенных информационных услуг (сервисов). Если по тем или иным причинам получение этих услуг пользователями становится невозможным, это наносит ущерб всем субъектам информационных отношений. Особенно ярко ведущая роль доступности проявляется в разного рода системах управления: производством, транспортом и т.п. Поэтому, не противопоставляя доступность остальным аспектам, доступность является важнейшим элементом ИБ.

Целостность -актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения. Целостность можно подразделить на статическую (понимаемую как неизменность информационных объектов) и динамическую (относящуюся к корректному выполнению сложных действий (транзакций)). Практически все нормативные документы и отечественные разработки относятся к статической целостности, хотя динамический аспект не менее важен. Пример области применения средств контроля динамической целостности - анализ потока финансовых сообщений с целью выявления кражи, переупорядочения или дублирования отдельных сообщений.

Конфиденциальность - защита от несанкционированного ознакомления. На страже конфиденциальности стоят законы, нормативные акты, многолетний опыт соответствующих служб. Аппаратно-программные продукты позволяют закрыть практически все потенциальные каналы утечки информации.

Цель мероприятий в области информационной безопасности - защита интересов субъектов ИБ.

Задачи ИБ:

1. Обеспечение права личности и общества на получение информации.

2. Обеспечение объективной информацией.

3. Борьба с криминальными угрозами в сфере информационных и телекоммуникационных систем, с телефонным терроризмом, отмыванием денег и т.д.

4. Защита личности, организации, общества и государства от информационно-психологических угроз.

5. Формирование имиджа, борьба с клеветой, слухами, дезинформацией.

Роль информационной безопасности возрастает при возникновении экстремальной ситуации, когда любое недостоверное сообщение может привести к усугублению обстановки.

Критерий ИБ - гарантированная защищённость информации от утечки, искажения, утраты или иных форм обесценивания. Безопасные информационные технологии должны обладать способностью к недопущению или нейтрализации воздействия как внешних, так и внутренних угроз информации, содержать в себе адекватные методы и способы её защиты.

Аннотация: В лекции рассмотрены основные понятия информационной безопасности. Ознакомление с ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

ГОСТ " Защита информации . Основные термины и определения" вводит понятие информационной безопасности как состояние защищенности информации, при котором обеспечены ее конфиденциальность , доступность и целостность .

  • Конфиденциальность – состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на него право.
  • Целостность – состояние информации, при котором отсутствует любое ее изменение либо изменение осуществляется только преднамеренно субъектами, имеющими на него право;
  • Доступность – состояние информации, при котором субъекты, имеющие право доступа, могут реализовывать его беспрепятственно.

Угрозы информационной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность нарушения безопасности информации [ , ]. Атакой называется попытка реализации угрозы, а тот, кто предпринимает такую попытку, - злоумышленником . Потенциальные злоумышленники называются источниками угрозы .

Угроза является следствием наличия уязвимых мест или уязвимостей в информационной системе. Уязвимости могут возникать по разным причинам, например, в результате непреднамеренных ошибок программистов при написании программ.

Угрозы можно классифицировать по нескольким критериям:

  • по свойствам информации (доступность, целостность, конфиденциальность), против которых угрозы направлены в первую очередь;
  • по компонентам информационных систем, на которые угрозы нацелены (данные, программы, аппаратура, поддерживающая инфраструктура );
  • по способу осуществления (случайные/преднамеренные, действия природного/техногенного характера);
  • по расположению источника угроз (внутри/вне рассматриваемой ИС).

Обеспечение информационной безопасности является сложной задачей, для решения которой требуется комплексный подход . Выделяют следующие уровни защиты информации:

  1. законодательный – законы, нормативные акты и прочие документы РФ и международного сообщества;
  2. административный – комплекс мер, предпринимаемых локально руководством организации;
  3. процедурный уровень – меры безопасности, реализуемые людьми;
  4. программно-технический уровень – непосредственно средства защиты информации.

Законодательный уровень является основой для построения системы защиты информации, так как дает базовые понятия предметной области и определяет меру наказания для потенциальных злоумышленников. Этот уровень играет координирующую и направляющую роли и помогает поддерживать в обществе негативное (и карательное) отношение к людям, нарушающим информационную безопасность .

1.2. ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

В российском законодательстве базовым законом в области защиты информации является ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года номер 149-ФЗ. Поэтому основные понятия и решения, закрепленные в законе, требуют пристального рассмотрения.

Закон регулирует отношения, возникающие при:

  • осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • применении информационных технологий;
  • обеспечении защиты информации.

Закон дает основные определения в области защиты информации. Приведем некоторые из них:

  • информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
  • информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
  • информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
  • обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
  • оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
  • конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя .

В статье 4 Закона сформулированы принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации:

  1. свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  2. установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  3. открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
  4. равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
  5. обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  6. достоверность информации и своевременность ее предоставления;
  7. неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  8. недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Вся информация делится на общедоступную и ограниченного доступа . К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация , доступ к которой не ограничен. В законе, определяется информация , к которой нельзя ограничить доступ , например, информация об окружающей среде или деятельности государственных органов. Оговаривается также, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

  1. информацию, свободно распространяемую;
  2. информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  3. информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  4. информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Закон устанавливает равнозначность электронного сообщения, подписанного электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, и документа, подписанного собственноручно.

Дается следующее определение защите информации - представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

  1. обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
  2. соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
  3. реализацию права на доступ к информации.

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

  1. предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
  2. своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
  3. предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
  4. недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
  5. возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
  6. постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Таким образом, ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" создает правовую основу информационного обмена в РФ и определяет права и обязанности его субъектов.