Если ребенок не хочет ходить в детский сад. SOS! Ребенок не хочет идти в сад

С ситуацией, когда ребенок не хочет ходить в детский сад, сталкиваются многие родители. Если это происходит в самом начале, понять можно - у некоторых деток период адаптации занимает до нескольких недель. Но как быть, если время идёт, а желания ходить в садик у вашего чада по-прежнему нет?

Для начала стоит понять, почему ребенок не хочет ходить в детский сад. Самая простая и очевидная причина - это нежелание малыша привыкать к смене обстановки и В особенности это относится к тем деткам, которых отдают в садик в возрасте 4-5 лет, когда те уже основательно привыкли к домашним условиям. Кроме того, нужно понимать, что в детском саду построен с учетом средней нормы для того или иного возраста. Индивидуальные особенности малышей при этом почти не учитываются. Чтобы таких проблем не возникало, специалисты рекомендуют постепенно переводить детей на режим, приближенный к детсадовскому, примерно за месяц. Чтобы переход на новый распорядок не стал для вашего чада стрессом, нужно делать это осторожно, сдвигая обыденные дела на 10-15 минут ежедневно.

Данный совет можно отнести и к питанию. Как показывает практика, довольно часто ребенок не хочет ходить в детский сад именно из-за того, что тамошняя еда кажется ему невкусной, непривычной. Лучше заранее узнать о том, чем вашего малыша будут кормить в садике, и вводить некоторые блюда в его повседневный рацион.

Больше всего проблем, как правило, вызывает «тихий час». Опять-таки, с этим лучше поработать дома. Нужно приучить ребенка к тому, что после утренних игр ему нужно пару часиков вздремнуть. При этом не стоит ложиться с ним в одну постель, также следует исключить все лишние прикосновения - маловероятно, что воспитатели будут каждого ребенка в группе гладить по спине. Многие опытные мамочки советуют укладывать малыша вместе с любимой игрушкой - плюшевым медвежонком или другой, которую затем можно будет взять с собой в садик. В незнакомой обстановке этот родной предмет успокоит кроху и поможет ему заснуть.

Поступление ребенка в детский сад - всегда испытание для него. Покидая уютную домашнюю среду, он впервые контактирует с внешним миром, своими ровесниками и посторонними старшими людьми. Естественно, на этой почве возникают первые конфликты, к которым его также следует подготовить. Очень часто и стараются сделать всё возможное, чтобы не идти в садик тогда, когда у них там не получается завести друзей. Как правило, детки попадают в уже сформированные группы, где все остальные друг друга хорошо знают. Некоторое время ваше чадо, скорее всего, не будут принимать в общие игры, с ним не будут делиться и так далее. Ситуация усугубляется еще и в случаях, когда ребенок говорит не так хорошо, как остальные. Ваша задача - помочь ему. К примеру, вы можете узнать, с кем из одногруппников он хотел бы подружиться, и постараться сблизить детей: подсказать им идею для совместной игры и т. д. Можно пообщаться с другими родителями, договориться погулять вместе или пойти, скажем, в цирк. В такой обстановке дети намного быстрее найдут общий язык.

Стоит знать и ещё кое-что. Как правило, и воспитатели, и другие дети относятся с крайним неодобрением к тем ученикам, которые не обладают элементарными навыками самообслуживания: не могут сами сходить на горшок, одеться, поесть. Лучше всего, если вы научите своё чадо делать всё это - тогда неприятных конфликтных ситуаций с воспитателями и насмешек со стороны ровесников будет намного меньше или не будет вовсе.

Случается и так, что ребенок не хочет ходить в детский сад из-за воспитателей. Вряд ли малыш сам расскажет вам обо всём, что происходит с ним во время вашего отсутствия. Однако заметить неладное очень просто. Если вы слышите от ребёнка, что воспитатель - плохой, он начинает бояться сказочных персонажей женского пола - скорее всего, эти мысли имеют под собой подоплеку. Это сложные отношения с воспитателями. Вам стоит отправиться в садик и поговорить с ними, выяснить, что не так. Ни в коем случае не следует набрасываться на воспитателей с обвинениями и угрозами. Покажите, что вы готовы идти на сотрудничество и помочь им найти взаимопонимание с вашим чадом. Впрочем, если ситуация не улучшится за несколько недель, стоит задуматься о смене воспитательного учреждения.

И еще несколько советов для тех, кто хочет подготовить ребенка к детскому саду. Во-первых, нельзя пугать малыша садиком - в противном случае он никогда не сможет стать для ребенка безопасным и любимым местом. Не следует обсуждать воспитателей и всё, что окружает малыша в детсаду, при нём - вполне вероятно, у него сложится впечатление, что он попал в окружение злых, плохих людей. Если ваш всякий раз, как вы уходите, не нужно ругать его и наказывать за это - лучше мягко напомнить о том, что вы вернётесь за ним. Но и обманывать малыша нельзя: если вы оставляете его на целый день или даже на полдня, не нужно говорить, что вы придёте совсем скоро - так кроха перестанет вам доверять.

Сохраняйте спокойствие и всегда говорите о детском садике с позитивом. Пусть это настроение передастся ребёнку. Только тогда он сможет чувствовать себя там комфортно.

С ситуацией, когда ребенок не хочет идти в садик, многие родители знакомы не понаслышке. В одних случаях проблемы возникают уже в первые дни посещения дошкольного учреждения. В других – малыш неожиданно начинает капризничать при необходимости пойти в сад, несмотря на то, что раньше ему там нравилось.

Встречаются родители, которые идут на поводу у малышей и стараются организовать их досуг дома, не пытаясь даже вникнуть в причины проблемы. Но в большинстве своем люди все же ценят удобства социальной организации и не готовы от них отказаться, поэтому прилагают все усилия для выявления и устранения факторов, провоцирующих неудобства.

Основные причины отказа детей от посещения садика

Первая же истерика не является поводом к выяснению отношений с ребенком или воспитателями в детском саду, особенно, если она ничем не мотивирована. В случае повторения ситуации уже стоит задуматься о возможных причинах такого развития событий. Чаще всего проблема заключается в следующем:

  • У малыша возникли трудности в общении с другими детьми. Это может быть спровоцировано избалованностью самого чада, его замкнутостью или агрессивностью. В некоторых случаях играет роль наличие физических особенностей или дефектов (очки, заикание, пигментация на коже, этнические особенности).
  • Ребенок еще не готов посещать детский сад. Если родители изначально не приучают своих детей к режиму, общению с другими людьми, послушанию, то они точно не смогут обучиться всему этому за несколько дней в садике. Совсем наоборот, подобные вещи будут восприниматься малышом в штыки, особенно, если раньше ему все позволялось.

Совет: Не стоит затягивать с первым посещением детского сада. Чем меньше малыш, тем быстрее пройдет его адаптация. В среднем у ребенка на это уходит 3-4 дня. А вот если попытаться отправить в незнакомую обстановку холеного и избалованного вниманием 5-летнего карапуза, то вероятность возникновения проблем составляет не менее 90%.

  • Малышу пришлось идти в новый детский сад. Новая обстановка – это стресс для большинства детей, даже если в первый садик они ходили с удовольствием. Это может быть результатом их тоски по друзьям и воспитателям или сложностью с вливанием в уже сформированный коллектив.
  • Ребенку не нравится отношение к нему воспитателя. По статистике причина отказа карапузов от посещения детских дошкольных учреждений в 30% случаев связана с агрессивностью, авторитарностью или сухостью воспитателя. К такому человеку идти не то, что не хочется, ребенку просто страшно.
  • Некоторые дети не могут привыкнуть к новой обстановке. Не такая вкусная, как у мамы еда. Строгие правила поведения. Обязательный сон в отличное от дома время. Все эти факторы давят на ребенка. Если в течение нескольких лет он жил по особому режиму, то перестроиться ему всегда нелегко.
  • Натянутые отношения у родителей, проблемы в семье. Иногда случается, что дети не то чтобы не хотят идти в садик, просто они не хотят уходить из дома. Проблемы внутри семьи, безразличие родителей к малышу или друг у другу, недавний развод или смерть кого-то из близких – события, которые давят на детскую психику изнутри, провоцируя депрессию. Случается и так, что детям кажется, что если их отведут в садик, то в один день просто не заберут.
  • Ребенка напрягают конкретные мероприятия в садике. Нередко дети готовы отказаться от всех приятных моментов, связанных с посещением дошкольного учреждения всего из-за одного раздражающего фактора. Например, педагог слишком перенасыщает уроки действиями, и малыш просто не успевает все сделать. Иногда случается и наоборот – занятия получаются скучными или однообразными. Некоторые малыши на дух не переносят детсадовскую кухню и иногда с этим действительно сложно не согласиться.
  • У малыша отсутствуют определенные навыки, которыми обладают другие дети. Если изначально родители не ставили своей целью саморазвитие ребенка, надеясь, что именно этим и займутся воспитатели в детском саду, можно спровоцировать ряд проблем и в этом плане. Новенький не может самостоятельно одеться, завязать шнурок, почистить зубы, помыть руки… Все это вызывает насмешки или шутки от более самостоятельных детей, травмируя детскую психику.
  • Индивидуальные особенности развития малышей. Сегодня все чаще детские врачи диагностируют у маленьких пациентов особенности развития. Если с одними из них ребенок может спокойно посещать обычную детсадовскую группу, то с другими придется рассмотреть вариант устройства его в специализированное учреждение.

В большинстве случаев абсолютно бесполезно напрямую спрашивать детей, почему они отказываются от посещения садика. Нередко они и сами не подозревают, в чем кроется причина. Здесь придется либо подключить всю свою наблюдательность и навыки психолога, либо отправиться к профильному специалисту.

Словесная форма протеста и истерика

Дети редко пытаются скрыть тот факт, что посещение садика не доставляет им удовольствия. Чаще всего в качестве оружия они используют словесные протесты, но проявляться они могут по-разному:

  1. Малыш спокойно, например, перед сном, рассказывает о том, что произошло сегодня в группе, незаметно для себя проявляя недовольство или агрессию по отношению к ситуации. В этом случае нужно просто подождать, пока он забудет о случившемся и не акцентировать внимания на проблеме, если, конечно, его рассказы и жалобы не повторяются с завидной регулярностью.
  2. Негативная информация вываливается на родителей утром, во время сборов в садик. Она сопровождается судорожными протестами, слезами, криками. Зачастую в смысле подобного выброса сложно разобраться, ребенок не приводит никаких аргументов. При таком развитии событий лучше опоздать в садик, но дождаться, пока малыш успокоится, чтобы попытаться разобраться в ситуации. Вполне вероятно, что у карапуза просто что-то болит или начинается интоксикация на фоне простуды, а он просто не может выразить это словами.

Крайней формой протеста является истерика. Во время подобных приступов дети не замечают ничего вокруг, не реагируют на попытки их успокоить. Они буквально могут биться головой о пол и стену, не замечая боли, нанося себе травмы. Данное состояние не может быть случайным. Либо причина, по которой ребенок отказывается отправляться в сад, действительно веская, либо у малыша пошел какой-то сбой в плане психического или эмоционального развития. Лучше не рисковать, и отправиться с ним на прием к психологу, психотерапевту, неврологу.

Скрытые формы протеста

В чуть более старшем возрасте дети уже понимают, что походы в садик – это что-то вроде их обязанности, поэтому не всегда выражают свои протесты открыто. Родителям рекомендуется проявлять повышенное внимание по отношению к детям, в поведении которых наблюдаются следующие особенности:

  • Собираясь в садик, ребенок очевидно тянет время, стараясь максимально отложить выход из дома.
  • Использует всю свою безграничную фантазию, чтобы придумать себе выходной день без садика. В ход идут вымышленные болезни, плохая погода, интересный фильм по телевизору, болезнь собаки, визит бабушки и многое другое.
  • По утрам малыш хоть и не проявляет открыто свое нежелание уходить из дома, пребывает в угнетенном настроении. По вечерам он радуется, когда его забирают и старается поскорее уйти из заведения. Так повторяется изо дня в день.
  • Если в играх возникает сценка, предусматривающая поход в садик, малыш развивает ее с конфликтным или трагическим уклоном. Рисуя садик, воспитателей или друзей по группе, дети могут использовать темные тона или агрессивную штриховку.
  • Ребенок начинает мучиться от бессонницы и потери аппетита.

В случае обнаружения хотя бы одного из перечисленных факторов, не стоит торопиться забирать кроху из обжитого учреждения и переводить его в новое. Это далеко не всегда помогает решить проблему. Сначала нужно разобраться с причиной развития подобной ситуации. Вполне возможно, что все получится решить быстро и безболезненно.

Как выяснить причину отказа?

Выявление раздражающего фактора – это уже половина победы. Чтобы быстрее добраться до сути, можно воспользоваться следующими правилами и рекомендациями:

  • Прежде всего, нужно поговорить с ребенком, но естественно, между делом. Забирая его из садика, стоит поинтересоваться, как прошел день малыша, что нового он сегодня узнал, с кем общался. В 80% случаев этого бывает достаточно, чтобы выяснить причину создавшейся ситуации.

Совет: Бывает, что дети пытаются рассказать родителям о своих проблемах, проецируя ситуации на других людей. Например, мальчик Коля каждый день рассказывает, что в группе обижают второго мальчика Колю. На деле такого ребенка в садике может вообще не быть.

  • Можно поговорить и с воспитателем. Спокойно, без претензий, даже на отвлеченные темы. Именно во время пустых разговоров родители нередко узнают много нового о своих детях, их окружении, самом воспитателе.
  • Стоит поговорить и с другими родителями детей из садика. Если в группе случаи отказа малышей не единичны, стоит организовать собрание и попытаться вместе разобраться в ситуации.
  • Довольно четкую картину дают результаты психологических тестов. Самым простым вариантом является создание ребенком рисунка своего садика. Использование маленьким художником ярких цветов указывает на его положительное отношение к заведению, темных – на негативное. Также стоит попросить свое чадо изобразить воспитателя, других детей из группы.

Помимо этого, можно попросить воспитателя показать поделки, выполненные малышом, результаты занятий. Стоит сравнить их с изделиями других детей. Если разница очевидна, и она не в пользу ребенка, стоит позаниматься с ним дома дополнительно.

Правильный подход к устранению неблагоприятных факторов

Действовать необходимо в зависимости от типа причины, провоцирующей ситуацию. Главное, все делать мягко, без нажима. Ребенку даже не нужно знать, для чего проводятся те или иные манипуляции, иначе он может только сильнее отгородиться от помощи.

  • Детей, у которых проблемы в общении с другими детьми, нужно активнее внедрять в различные коллективы. Частые прогулки, игры на детских площадках, поездки в парки развлечений, посещение бассейна или аквапарка раскрепостят малыша и повысят уровень его социальной активности.
  • Не стоит всегда и во всем потакать малышу, пытаться баловать его. Нельзя забывать, что, считая себя демократичными родителями, многие люди в корне душат самостоятельность ребенка, его ответственность перед окружающими.
  • Сегодня ситуация с садиками такова, что вскоре после рождения младенца приходится становиться на очередь в группу. В этом есть и положительный момент – можно заранее понять, по какому распорядку живут в саду дети и спроецировать его на своего малыша. Это позволяет детям быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям.
  • К субординации и уважению требований старших детей нужно приучать с самых ранних лет.
  • Если проблема в низкой квалификации персонала, от которой страдают все дети в группе, не нужно переводить своего ребенка, лучше посоветоваться с другими родителями и добиться назначения более профессионально подкованных людей на должности.
  • Менять сад нужно в случае личного конфликта ребенка и воспитателя, если его не удается решить мирным путем.

Если есть возможность, то стоит понаблюдать за ребенком пока он находится в группе. Может получить ответы на все вопросы и не удастся, но картина станет более ясной.

Важность своевременного выявления и устранения патологий

Одной из причин, по которой дети с неохотой посещают детский сад является наличие у них особенностей развития, из-за чего они выделяются на общем фоне. Родители должны помнить, что:

  1. Если им картавость или заикание малыша кажутся милыми, и они считают, что дети это перерастут, то другим ребятам это даст повод для дразнилок и насмешек. Любые отклонения от нормы нужно лечить своевременно и только под контролем специалиста.
  2. Наличие рада патологий (ДЦП, синдром Дауна, аутизм, олигофрения, нарушения слуха и зрения) подразумевают перевод ребенка в специализированное заведение. Не стоит настаивать на том, что малыш должен развиваться в группе с обычными детьми, в профильном садике ему будет комфортнее и спокойнее.
  3. Повышенная эмоциональность и чувствительность – не повод запирать ребенка за семью замками и переводить на домашнее воспитание. Просто нужно посетить психолога и посоветоваться с ним по поводу релаксационной терапии.

Помимо этого, каждого маленького человечка нужно по возможности оберегать от стрессов. Не нужно делать его свидетелем ссор между родителями, даже если они бытовые и несерьезные. Любая мелочь способна отложиться в детском подсознании.

Вещи, делать которые категорически запрещено

Несмотря на то, что подход к каждому малышу должен быть индивидуальным, родители нередко допускают одни и те же ошибки, пытаясь найти выход из ситуации. Существуют приемы и манипуляции, прибегать к которым не рекомендуется:

  1. Нет смысла ругать детей, у них нервы и так на пределе. Воспитание в резких тонах только обострит ситуацию.
  2. Не нужно прибегать к взяткам. Обещания подарков взамен на поход в садик приведет только к тому, что малыш поймет, как легко получить желаемое с помощью истерик.
  3. Если делается все возможное для решения проблемы, а чадо продолжает капризничать по привычке, придется научиться проявлять твердость при виде милого заплаканного личика.
  4. Не действует вариант с попыткой хождения в садик через день. Малыш вскоре привыкнет и сложно будет ему объяснить, что посещать заведение нужно ежедневно.

При всем этом нельзя полностью игнорировать капризы ребят, не пытаясь разобраться в ситуации. Не стоит врать детям, обещая, что сегодня короткий день и их заберут через часик или два. Так они просто перестают верить всем взрослым и замыкаются в себе.

Детский сад – это первое учреждение в жизни ребенка, которое накладывает на него соблюдение определенных правил и внутренних устоев, следовать которым следует неукоснительно. Мало какому малышу такое придется по душе. Поэтому, чтобы сгладить первое впечатление от детского сада и нового жизненного уклада, необходимо следовать нехитрым правилам. С их помощью адаптация ребенка в детском саду произойдет в максимально сжатые сроки.

Малыша может многое расстраивать на новом месте, и вместо положительных эмоций, он будет получать негатив. Это приведет к тому, что ребенок откажется идти в садик, а каждое утро маму будет ожидать очередная детская истерика. Малыш может не только плакать и высказываться о своем нежелании, посещать детский сад, но так же может жаловаться на боли в животе, тошноту и головокружение. Причем не обязательно, что это будет им придумано. В действительности у каждого десятого ребенка, который категорически не хочет идти в садик может наблюдаться повышение температуры тела, тошнота, сопровождающаяся рвотой, боли в области живота и обострение любых хронических заболеваний. Во избежание таких неприятностей родителям необходимо обратить внимание на основные причины, по которым ребенок не хочет ходить в садик.

Почему ребенок не хочет идти в садик – причины

Основных причин может быть несколько. Поэтому, чтобы избрать правильную тактику с ребенком, необходимо точно выявить следствие, из-за которого ребенок не хочет идти в садик.

1. Питание.


Одной из часто встречающихся причин, по которым ребенок отказывается идти в садик, является явная смена блюд. Это не означает, что еда в детском саду плохая или, наоборот, намного полезнее домашней. Просто, она действительно другая: по вкусу, по консистенции, по набору продуктов и своему виду. Это может испугать малыша и оттолкнуть от посещения учреждения. Некоторым детям очень сложно начинать пробовать что-то новое в больших количествах. Им необходимо привыкать медленно и постепенно.

Адаптация в детском саду занимает около двух месяцев. Поэтому родителям необходимо набраться терпения и ни в коем случае не заставлять малыша есть непривычную для него пищу, насильно. Мама может заранее узнать меню детского сада и попробовать приготовить данные блюда дома. Так малыш легче пройдет адаптацию по питанию. Готовить пищу, как в детском саду, необходимо начать за 1-2 месяца до первого посещения. Узнать подробное меню не составит труда, его каждый день вывешивают в детской раздевалке, около столовой, а так же размещают на сайте учреждения. Но даже несмотря на это, малыш может наотрез отказаться питаться в саду. Маме стоит морально к этому подготовиться и переждать несколько дней.

На данную тему ходит немало споров, как между воспитателями, так и между родителями. Одни могут посоветовать докармливать малыша дома, тогда как другие категорически против этого. Ведь, если кроха позавтракает дома, то, скорее всего он не будет притрагиваться с утра к еде в детском саду. Если же малыш удостаивает своего внимания детсадовский полдник, то докармливая его дома полноценной порцией, можно с легкостью спровоцировать набор лишнего веса из-за перекармливания и получить проблемы с пищеварением.

Выходом из ситуации будет обговорить с воспитателями заранее, чтобы они не принуждали ребенка к еде. Возможно, что у малыша идет отторжение какого-то продукта (капуста, вареный лук в супе или пенки на молоке). Если в саду допустимо брать некоторую пищу из дома, то ребенка можно снабдить небольшой порцией нарезанных фруктов или овощей. Брать в детский сад печенье, конфеты и прочие сладости крайне нежелательно. Это может вызвать ажиотаж среди детей и еще хуже испортить аппетит.

Только в том случае, когда ребенок, посещая сад более двух месяцев, по прежнему отказывается от питания, необходимо обратиться за консультацией к педиатру и психологу.

2. Дневной сон.


Частой проблемой, по которой ребенок не хочет идти в садик, является именно обязательный дневной сон. Малышу бывает сложно расслабиться в комнате, полной детей. Помочь исправить ситуацию поможет любимая игрушка, взятая из дома.

Во многих садах Запада тихий час не предусмотрен. Детские сады не оборудованы спальнями и детскими кроватками. Если какой-то ребенок устанет и захочет поспать, то он ложиться прямо в той одежде, в которой играет, на спортивный мат и спит. Российские врачи и педагоги придерживаются обратного мнения, что сон для детей дошкольного возраста крайне необходим. Но, к сожалению, для многих детей 3-4 летнего возраста это может стать большой проблемой, так как дневной сон им уже не обязателен. Детский сад относится к режимному предприятию, поэтому хочет ребенок спать днем, или нет, но он в обязательном порядке должен лечь в кроватку и не шуметь. Для некоторых детей это является пыткой и следствием того, что в итоге ребенок отказывается идти в садик.

Как правило, после того, как пройдет адаптация в детском саду, ребенок не желающий спать в тихий час, все-таки засыпает и его режим дня в саду налаживается. Но как быть родителям, чьи дети даже по прошествии длительного времени нахождения в саду не могут засыпать во время дневного сна и при этом капризничают? Из данной ситуации существует несколько выходов.

Во-первых, родители могут отправлять малыша в сад с его любимой игрушкой, с которой он спит дома. Она поможет ему расслабиться и настроиться на сон.

Во-вторых, договорившись с воспитателями, ребенок во время тихого часа может слушать через плеер аудио сказки.

В-третьих, вместо тихого часа малыш может играть сам с собой в игровой зоне. Но такой вариант рассматривается крайне редко, потому как с одной стороны, мало какой ребенок может играть тихо, не привлекая к себе внимание со стороны других детей или взрослых. А с другой стороны, редкие воспитатели пойдут на такой шаг, ведь режим есть режим, и заниматься одним «нережимным» ребенком никто не будет. Но пускать на самотек данную ситуацию не нужно, ведь с каждым днем она может лишь усугубляться.

В итоге ребенок категорически не захочет идти в садик, и взрослых каждое утро будут ждать нескончаемые детские истерики. И это будут не просто детские капризы. Взрослые могут на себе убедиться, как это тяжело насильно ежедневно по два часа проводить лежа в кровати, глядя в потолок. Родителям необходимо обсудить сложившуюся ситуацию не только с воспитателями, но и с заведующей, а по окончании беседы найти выход из сложившейся ситуации. Лучшим выходом из сложившегося положения по советам психологов является использование плеера с аудио сказками. Но прибегать к нему стоит лишь тогда, когда адаптация малыша, которая занимает несколько месяцев, прошла, но он так и не приучился спать днем.

3. Деликатная проблема.


Еще одной проблемой, с которой могут столкнуться взрослые, отведя чадо в детский сад, это его отказ от дефекации вне дома. Такая ситуация сигнализирует о том, что ребенку крайне некомфортно в саду и он никак не может привыкнуть к новым для него условиям. Если это продолжается в период адаптации, первые 2-3 месяца, то это нормальная ситуация. Но когда малыш и после данного периода наотрез отказывается справлять свою нужду в детском саду, причем это никак не связано с умением пользоваться горшком, то тут взрослым следует обратиться к психологу, либо составить так детский режим, чтобы моменты дефекации приходились на часы, когда ребенок находится дома.

4. Конфликты с детьми.

В некоторых ситуациях причина, когда ребенок не хочет ходить в садик, кроется в его конфликтах со сверстниками. Для детского возраста не только ссора, но и драка является естественным проявлением. Ведь с идеальными манерами никто не рождается. А в процессе обучения нормам и правилам поведения, у детей обязательно проскользнет агрессия, ругань или драка. Мама, гуляя с малышом на детской площадке, может постоянно обучать малыша, как правильно сделать в той или иной ситуации, а как делать не стоит, но все познается в практике, а не теории.

Конфликт может исходить, как от самого ребенка, так и от сверстников. Если малыш сам затевает драки, то не только воспитатели ответственны за это, но и родители. Ведь воспитывают именно родители дома. Поэтому, узнав, что ребенок проявляет агрессию, необходимо действовать не выжидая. Одних разговоров может оказаться мало, дети в возрасте 3-4 лет мало воспринимают всерьез все то, что говорят родители. Помочь иногда смогут только наказания и лишения. К примеру, за драки малыш остается без мороженого или новой игрушки.

Бывает и так, что малышу сложно вписаться в коллектив. Все дети разные, кому-то необходимо больше общения, а кому-то меньше. Иногда ребенку сложно воспринять, когда его нечаянно толкнут, обнимут или даже укусят. Родителям стоит заранее подготовить малыша к тому, что в детском саду личные границы могут нарушаться и в этом нет ничего страшного. А еще необходимо объяснить малышу, что комфортно и безопасно может быть не только дома с мамой. Для этого необходимо привлечь папу или бабушку. В отсутствии мамы, другим членам семьи стоит придумать интересную детскую игру и показать малышу, что в отсутствии мамы тоже можно весело и интересно проводить время.

Если же малыш чрезвычайно застенчив, и уговорить ребенка пойти в садик до сих пор является проблемой, хотя он отходил в него уже около года, но так и не смог привыкнуть, а так же не обзавелся друзьями, то это свидетельствует об его особенном аутистическом характере. Родителям необходимо подтолкнуть ребенка к общению с другими детьми. Возможно, маме следует взять все под свой контроль и подружиться с некоторыми родителями детей из садика. Можно позвать их вместе с детьми в гости, чтобы малыш привык к общению и лучше адаптировался в обществе. Возможно, что вначале маме наравне с детьми, придется принимать участие в детских играх. Но главное показать ребенку, что играть со сверстниками это не страшно, а очень даже интересно и увлекательно.

Характер малыша, как правило, заметен уже с пеленок. Поэтому, если мама подмечает в возрасте 1-2 лет чрезмерную застенчивость, то она может попытаться приучить ребенка к садику заранее. Для этого можно отвести малыша в какой-нибудь кружок, где все игры будут проводиться с другими такими же детьми, но мама будет под боком.

5. Смена режима.

Очень сложно привыкать к режиму садика тем деткам, у которых до сада отсутствовал какой-либо режим. Советы психолога гласят, что родителям необходимо, за 2-3 месяца до посещений детского сада, дома начать соблюдать похожий режим. Ребенок должен осознать, что такие процессы, как принятие пищи, гуляния и игры происходят в четко спланированной последовательности и в определенное время.

Ребенок не хочет ходить в садик зачастую от того, что ему очень тяжело дается утренний подъем. Хорошее настроение с утра является залогом хорошего самочувствия на весь день. Родителям следует быть готовыми к тому, что утренние сборы станут совместными, и чтобы не опоздать, не торопиться и не злиться из-за пустяков, необходимо правильно спланировать время подъема и сборов. Когда малыш с утра будет видеть раздраженную и спешащую маму, то в половине случаев это спровоцирует детские слезы и негативную реакцию на все происходящее. Ребенок после такого «доброго» утра придет взвинченный и несговорчивый. Такие частые утренние ситуации могут отодвинуть процесс адаптации в детском саду на долгие месяцы вперед.

Выход из ситуации достаточно прост. В случаях, когда малыш привык поздно ложиться спать, необходимо укладывать его гораздо раньше. Это можно сделать при помощи раннего подъема. Такая схема позволяет уже за неделю полностью подстроиться под садовский режим раннего подъема. Если у мамы есть возможность, то начинать посещать сад лучше весной или летом, когда протяженность дня больше, а с утра уже светло. Казалось бы, такая мелочь, но помогает приучить ребенка к садику гораздо быстрее.

Если ребенок не хочет ходить в садик, ни при каких обстоятельствах, то родители должны не заставлять и не ругать, а помочь ребенку преодолеть все свои страхи. Советы психолога в этом случае направлены на родительское поведение. Для того чтобы уговорить ребенка пойти в садик без слез, родителям не возбраняется в первые дни посещать детский сад совместно. Многие воспитатели практикуют данный вид адаптации и сами просят маму побыть с сыном или дочерью в группе. Но если по каким бы то ни было причинам это не выполнимая задача, то мама может дать малышу с собой в садик «частичку дома». Это может быть игрушка, привычная еда в контейнере (главное условие, чтобы она не сильно пачкала, это может быть порезанное яблоко) или придуманный талисман. Им может выступить любая маленькая вещица, которая уберется в кармашек.

6. Нелюбимая воспитательница.


Многие родители задаются вопросом – что делать, если ребенок не хочет ходить в садик по причине неприязни к воспитательнице? Специалисты советуют обдумать эту ситуацию еще до момента посещения сада ребенком. Наличие в саду квалифицированных воспитателей, которые действительно любят детей, является самым важным критерием по выбору детского садика. Никакие укомплектованные игровые комнаты и яркие декорации сада не заменят доброго отношения к ребенку. Если явно выделяется ситуация, когда малыш к одной воспитательнице бежит безо всякого, а видя другую, не хочет покидать маму, то необходимо разобраться в причинах.

К сожалению, в раннем возрасте малышу тяжело описать проблему конфликта, поэтому, для выявления причины нелюбви к воспитательнице, на помощь придут игры. Не следует давить на ребенка и особо заострять на этом внимание, следует просто поиграть в детский сад. Необходимо взять набор игрушек и предложить ребенку самому распределить роли, кто будет воспитателем, а кто – ребенком. Во время такой игры родители узнают не только о сути конфликта между ребенком и воспитателем, но и много нового о своем чаде. Возможно, что ребенок не хочет ходить в садик потому, как воспитатель излишне строг или заставляет съедать все до крошки во время обеда, а может воспитатель не обращает внимания, как другие дети дразнят и обижают малыша. Не следует задвигать данную проблему в дальний ящик, а стоит до конца разобрать этот конфликт с воспитателем. Когда по прошествии разговора, проблема не исчерпывается, то, увы, изменить ситуацию навряд ли получится. Выходом остается сменить детский садик.

Что следует заблаговременно предпринять родителям, чтобы ситуации, когда ребенок отказывается идти в садик, не возникло

1. Необходимо помнить, что привычку нельзя выработать за несколько дней. Поэтому подводим малыша к детсадовскому режиму заблаговременно и постепенно. В особенности это касается подъема и приемов пищи.

2. В обязательном порядке нужно поощрять и всячески способствовать развитию у ребенка навыков и умений. Зачастую, чтобы сэкономить время, мама сама убирает игрушки, одевает малыша и кормит его. Это ни в коем случае не развивает у малыша самостоятельность. Позже, очутившись в детском саду, ребенок столкнется с множеством трудностей. Поэтому маме необходимо поощрять любые попытки ребенка к самостоятельности. Когда малыш начнет участвовать в сборах в садик, выбирать одежду, завязывать сам шнурки и прочее, то с уверенностью можно сказать, что адаптация прошла успешно.

3. Какой бы общительный ни был ребенок, но разлука с мамой и новая обстановка детского сада – это безусловно стресс. Поэтому, в первые дни адаптации все взрослые родственники, и в особенности мама, должны показать малышу, что они его любят и он для них очень нужен и важен. В это время необходимо играть во все любимые игры малыша, забыть на некоторый период о своих хобби и всецело посвятить себя малышу.

Когда родители хотят приучить ребенка к садику, то они категорически должны избегать следующих вещей:

1. Иногда, если родителям не удалось уговорить ребенка пойти в садик, то они запросто могут оставить его дома, чтобы избежать истерик по дороге. Такая ситуация вполне ожидаема, если один из родителей не работает или семья проживает с бабушкой. Но делать этого категорически нельзя. Ведь, чтобы привыкнуть к саду необходимо его посещать, не раз от раза, а ежедневно, не считая, конечно, выходных. Если ребенок отказывается идти в садик, то в этом случае можно прийти к общей договоренности, что его заберут пораньше. К примеру, первые месяцы, если малышу тяжело привыкнуть и адаптироваться к новым условиям, можно забирать его до дневного сна.

2. Приучить ребенка к садику будет сложно, если мама или бабушка идут у него на поводу. Малыш может громко плакать и упираться, но если его уже довели до дверей сада, то обратный путь – отрезан. Очень часто, когда ребенок категорически не хочет идти в садик, взрослые его начинают жалеть, и в итоге поворачивают обратно к дому. Это крайне опасный путь. Ведь так, малыш может подумать, что при помощи слез он может управлять взрослыми. И в следующий раз родители могут не удивляться, что в ситуации, когда ребенок не хочет пойти в садик, детские слезы станут лить сильнее, а крики обретут еще большую громкость.

3. Держать эмоции под контролем. Иногда мамы задаются вопросом – почему ребенок не хочет идти в садик, ведь вчера ему там нравилось? В этом случае, мама должна обратить внимание на свои эмоции. Дети очень чувствительны и с легкостью улавливают любое изменение в мамином настроении. А когда, отводя сына или дочь в сад, мама заливается слезами, нервничает и переживает о малыше, то о каком хорошем настроении у ребенка может быть речь?

Несомненно, каждая мама будет переживать о своем ребенке, у нее в голове будет крутиться рой вопросов – Никто ли его там не обидит? Поест ли он? Будет ли плакать? Появятся ли у него друзья? Но, несмотря на такой сумбур чувств, маме следует отпускать ребенка с улыбкой и уверенностью, что у него все будет хорошо. Не помешает вселять эту уверенность и в самого ребенка, постоянно напоминать ему, что в садике интересно, его там ждут новые друзья и открытия, и что он очень любимый для своей семьи и его, конечно же, заберут домой. Если ребенок будет чувствовать мамину поддержку и уверенность в своих силах и умениях, то у мамы не возникнет с утра вопроса – как уговорить ребенка пойти в садик?

Самым лучшим возрастом для начала посещения дошкольного учреждения является 2,5-3 года. Раньше психика крохи не готова справиться со стрессом и с общением с чужими людьми. До трех лет связь с матерью так сильна, что ни один учитель, даже самый внимательный, заменить ее не сможет. Но иногда обстоятельства складываются так, что малыша приходится отдавать в дошкольное учреждение.

Для того, чтобы облегчить адаптацию к яслям, чаще играйте со сверстниками, учите контактировать с детьми. Готовьте в домашних условиях еду, максимально приближенную к детсадовскому меню. Умения пользоваться горшком, держать ложку, пить из кружки, надевать брюки и сандалии существенно облегчат жизнь вашей крохе.


Когда приходит время отдавать отпрыска в детское дошкольное учреждение, каждая мама понимает, что это важный этап в жизни. И он сопровождается множеством трудностей.

Причины

  • Не сформировано желание родителей - страшно за свое чадо, им кажется, что малыш болезненный, недостаточно развит физически, будут обижать сверстники, учителя. Неосознанно они передают нервозность своему малышу, здоровая реакция - желание остаться дома.
  • Собственные воспоминания - негативные. Если сами родители испытывали отвращение при посещении детсада, помнят, как им там было несладко, отпрыск впитывает от них, что это место плохое. Зачем идти туда, где плохо?
  • Страх перед будущим. Маме трудно отпустить чадо, трудно менять привычную жизнь, где все время посвящалось заботам. Чувствуя подсознательные страхи родителей, он стремится сохранить гармонию в семье.
  • Большая ответственность. Если папа и мама придают большое, зачастую даже слишком, значение развитию дошкольника, выражая это нетерпимостью: «Вот Наташа уже освоила горшок, а ты нет». Взваливая на малыша непосильный груз, вы способствуете развитию страхов. И он выбирает самое безопасное место - дом, ведь в садике поджидают новые испытания, с которыми он боится не справиться.



  • Плохо подобран гардероб. Самое важное правило - удобство. Простые застежки, мягкая натуральная ткань одежды. Конечно лучше, когда ваше чадо, владеет навыками самообслуживания. Если он сам одевается и обувается, адаптация пройдет гораздо легче. Замысловатой одеждой можно вызвать агрессию воспитателя, ведь отпрыск не понимает, что взрослый злится не на него, а на мелкие пуговицы. Как следствие, он не желает идти на контакт с преподавателем.
  • Особенный ребенок. Например, страх прикосновений может появится, когда ребенка пугают, что можно серьезно заболеть, если дотрагиваться до незнакомцев. Некоторые дети могут плохо переносить громкие звуки, а в садике дети находятся в постоянном тактильном контакте и шуме. Также у ребенка могут быть проблемы со сном или он так активен, что взрослые не успевают за ним следить. В любом случае, знайте, что ваши дети в порядке и их не нужно переделывать под детский сад. Следует создать им максимально комфортные условия, ищите учреждение, которое сможет предоставить их.

Если вы впервые идете в детский сад, то, вероятно, встретитесь с сопротивлением ребенка. Смена режима и круга общения даже у взрослых вызывает стресс, что говорить о трехлетнем малыше.

Посмотрите выпуск программы доктора Комаровского, который называется "несадиковский ребенок". Возможно, после просмотра вам будет легче понять причины нежелания ребенка посещать дошкольное учреждение?

Что стоит делать, чтобы облегчить адаптацию?

Постепенно приучайте свое чадо к садику. Вначале придите познакомиться, посмотрите группу и шкафчик. Поиграйте на площадке. Каждый день узнавайте, как он провел свой день. Постепенно вы оба привыкните, и малыш будет рассказывать все больше и подробнее. Что делал, что кушал, с кем играл и т. п. Поощряйте за хорошее поведение, но не покупайте походы в сад. Иначе впоследствии это послужит поводом для шантажа. «Пойду, если купишь что-то».

Проиграйте ситуации, которые возникают в группе. Предложите, как можно реагировать на то или иное действие. Так будет легче адаптироваться, и он будет знать, как поступить в той или иной ситуации. Разрешите взять из дома любимую игрушку, пусть она напоминает ему дом. По выходным не нарушайте детсадовский режим. Учите делиться, взаимодействовать с детьми.


Попробуйте поиграть в "детский сад" с крохой до начала посещения учрежения

Малыш должен высыпаться. Организуйте его ночной сон так, чтобы утром он просыпался сам. Уделяйте ему как можно больше времени вечером и в выходные дни. Если вы переложите всю ответственность на учреждение, думая, что там им хорошо занимаются, он может почувствовать себя покинутым и нелюбимым.

Если вы видите, что тревожность повысилась сильно, ребенок вздрагивает и плохо спит по ночам, или все это еще сопровождается рвотой и поносом - нужно срочно выяснять причину такой реакции.

Чего делать нельзя?

  • Не грозите детским садом за плохое поведение. Тем более не говорите, что не заберете его.
  • Не оставляйте ребенка последним в группе . Ожидание, когда дети уже разошлись по домам, сопровождается грустными и негативными эмоциями.
  • Не обманывайте, что уходите на минутку. Спокойно объясните, как пройдет день, озвучьте основные этапы (завтрак, обед, сон). Заверьте в своей любви и пообещайте забрать, например, после ужина. Конечно, обещание нужно сдержать. Поддержите ребенка, во время разговора присядьте на его уровень.
  • Проявляйте терпение , не ругайте за слезы и отказ от пищи.
  • Не обсуждайте, особенно в негативном ключе, пренебрежительно воспитателей и в целом учреждение при детях.
  • Не растягивайте прощание, обнимите и уверенно уходите. Не сбегайте, пока ребенок отвлекся, он увидит, что вас нет и испугается.
  • Никаких таблеток. Успокоительные - для взрослых, конечно, если нет назначения лечащего врача. Крошка справляется с ситуацией так, как может. Дайте время, все вернется на круги своя, когда он освоится.

Несколько советов о том, как приучить ребенка к детскому саду, смотрите в видео:

Как уговорить идти в садик

Ребенок должен знать, что садик - это очень важное и ответственное дело. У каждого своя работа, у мамы, папы и у него - сад.

Сдерживайтесь в момент расставания, плачете вы - плачет и ребенок. Проявляйте только позитивные эмоции, шутите. Если ребенок успокаивается, как только вы уходите, возможно лучше, если его будет отводить кто-то другой, с кем он имеет не такую крепкую эмоциональную связь (папа, бабушка, брат или сестра). Относитесь бережно, радуйтесь поделкам, аппликациям и принесенным рисунком. На отказ вставать утром можно завлечь его тем, что сегодня будет интересное занятие с воспитателем. Всем мамам сделают что-то красивое, а мне ничего.


Избегайте длительных прощаний с ребенком по утрам

Гордитесь и рассказывайте всем в присутствии дошкольника, тем, что он ходит в детский сад. Рассказывайте о том, как это важно и какую помощь он вам этим оказывает.

Чаще говорите о том, что детский сад хороший, и как там много интересного. Красивые игрушки, внимательный воспитатель, увлекательные сказки. Будьте последовательны, не поддавайтесь на слезы и уговоры, даже если кажется, что он не может привыкнуть. Он должен знать, что это обязательно. Проявляйте твердость, но без фанатизма.

Придумайте что-то интересное. Например, по дороге домой покормите голубей или надуйте шарики в группе - все будут играть и радоваться. Таким образом закрепятся положительные эмоции.

Заведите друга . Обычно все дети в группе из одного района. Познакомьтесь с родителями, поиграйте на площадке в выходной, пригласите в гости. Малыши подружатся, будут скучать и рады друг друга видеть.

Малыш не хочет идти сад, потому что там обижают

Это рассказывает он сам или вы заметили изменения и «следы» обид, психологические и/или физические. Если он длительное время ходил в садик с удовольствием, а потом внезапно стал отказываться, это повод задуматься. Обсудите ситуацию с ребенком, выясните в игровой форме, кто его обижает. Не проявляйте гнев, спокойно все уточните.

Конфликт с детьми: в первую очередь выясните, что происходит и почему. Возможно, ваш малыш сам агрессивен, а детки только защищаются. Понаблюдайте за ним, когда гуляете во дворе, песочнице. Обратите внимание, как он контактирует. Это поможет вам выяснить причины раздора.

О том, что следует делать при ситуации, когда малыша обижают в группе, смотрите в видео:

Часто бывает, что один агрессор нападает на нескольких детей. Возьмите ситуацию под свой контроль, сам он не справится. Поговорите с педагогом, попросите внимательнее отнестись к ситуации. Строгим тоном побеседуйте с виновником. Не угрожайте, но донесите, как поступать нельзя. Познакомьтесь с его родителями, возможно вместе вам удастся быстрее разрешить противоречия.

Следующий шаг - обратитесь к заведующей. В случае, если ничего не меняется, переведите малыша в другую группу.

Научите защищаться. Конечно, драться в ответ не учите, иначе последствия будут еще хуже. Учите внешнему спокойствию, держать голову высоко поднятой, смотреть в глаза, говорить уверенно. Придумайте, как отвечать: «Не обижай меня», «Мне так не нравится», «Отойди».


Прежде чем предпринимать какие-либо действия, нужно разобраться в ситуации

Если проблема в воспитателе

Понять, что ребенка обижает воспитатель, поможет следующее:

  • Спросите о проблеме, но не утверждайте. Вопрос должен быть открытым, например: «Когда ты балуешься, что делает Анна Ивановна?»
  • Рисунок . Иногда проще нарисовать, чем сказать. Попросите нарисовать детский сад, выслушайте объяснения, кто что делает. Это позволит отчасти понять, что происходит.
  • Игры . Сюжетно ролевые. Возьмите роль педагога, а после предложите ее своему ребенку. То, как он будет обращаться с вами и с игрушками, вероятнее всего, имеет место в группе.
  • Придумайте вместе со своим чадом сказку. Пусть героями будут реальные люди из садика.
  • Адекватно оценивайте ситуацию. Рассмотрите ее со всех сторон, дети имеют богатое воображение. Он может преувеличивать или копировать поведение из мультиков/фильмов.

Несколько советов детского психолога о том, что делать в случае, если вашего малыша обижают в садике, смотрите ниже:

Действия, когда вы удостоверились, что виновен воспитатель:

  • Разговор с педагогом. Не переходя на личности, спросите было ли такое. Похвалите воспитателя, покажите, как вы уважаете его за труд. В мирном ключе разрешите конфликт.
  • Когда наставник вас не слышит, а жалобы продолжаются, поговорите с родителями других деток. Узнайте, возникла ли подобная проблема у них.
  • Обратитесь к заведующей, также спокойно просите проконтролировать происходящее.
  • Если ничего не помогает, обратитесь в Департамент дошкольного образования. Объединитесь с другими родителями и потребуйте замену педагога.

Обычно адаптация занимает от одного месяца до полугода, если малыш плачет целыми днями и никак не хочет оставаться в детском саду. Подумайте о частном учреждении или няне, уговорите бабушку или сами, хотя бы на время откажитесь от работы, ведь здоровье и душевное спокойствие очень важно. Через некоторое время попробуйте снова отвести крошку в садик, возможно, позже все получится.


После периода адаптации в детском саду малыши начинают скучать по своему коллективу на выходных

Посмотрите передачу, в которой проблема нежелания ходить в садик рассматривается достаточно подробно с разных сторон.

Период адаптации перед детским садом проходит каждый ребенок. У всех он выражается по-разному, но основный посыл - «мама, не оставляй меня здесь». Что делать с нежеланием ребенка ходить в детский сад? Как сократить период адаптации? Поговорили с детским психологом, мамами-коллегами,чтобы узнать лайфхаки, которые помогут приучить ребенка к садику.

В каком возрасте начинать ходить в сад?

Детский психолог Екатерина Ильичева советует отдавать ребенка в садик в возрасте до 2,5 лет или после 3,5. Дело в том, что ребенок переживает кризис трех лет, и случается он, как правило, в промежутке от 2,5 до 3,5 лет. Кризис сопровождается истериками, упрямством, резкой сменой настроения. Приучение к детскому саду и так большой стресс для ребенка, поэтому нежелательно сочетать эти два непростых периода.

Воспитатели советуют водить ребенка в группу короткого дня, на три-четыре часа, потому что впоследствии ребенок намного легче и быстрее привыкает к нахождению в саду в течение всего дня.

Игровая комната

Начну с личной истории. Моя дочь Элина пошла в группу короткого дня в 2,3 года (на полный день пока еще не перешли). Не скажу, что были большие проблемы, истерики, но стоило нам пропустить несколько дней, как возвращались слезы. А еще каждый день она повторяла одну и ту же фразу: «Я не хочу в садик».

Вместе с тем я заметила, что дочка с большой охотой проводит время в игровых комнатах, не обращая внимания, есть ли поблизости мама. Однажды после очередного перерыва хождения в сад я ей сказала примерно следующее: «Садик - это и есть игровая комната, там много игрушек, давай пойдем туда завтра поиграть». Признаюсь, сама этого не ожидала, но дочке идея понравилась! Теперь она запрещает называть садик садиком 😉 Только игровая комната!


В садиках часто устраивают дни открытых дверей. Обязательно посмотрите комнату, в которой будет находиться ваш ребенок.

Некоторые родители говорят детям, что садик - это работа, поэтому ребенок должен туда ходить. Почему это не совсем верный подход объясняет детский психолог Екатерина Ильичева.

Последите за собой, что вы говорите о работе: обычно родители отзываются о ней в негативном ключе. Конечно, ребенок это слышит. Для него работа представляется местом, куда не хочется идти, где тяжело, откуда приходишь совершенно без сил. И представьте, что он должен чувствовать, когда ему говорят, что теперь надо ходить на работу! Я бы лучше ребенку сказала правду: там много игрушек и деток, некоторые малыши будут плакать, а некоторые веселиться, тебе придется делиться игрушками, но их много и они все интересные !

Лайфхаки от психолога

Вот советы от Екатерины, как психологически облегчить для ребенка период адаптации.

  • Дать «кусочек мамы». Это какой-либо предмет от мамы, чтобы ребенку было не так тоскливо: например, платочек, пахнущей ее духами, или другая безопасная для малышей вещь.
  • Ввести ритуалы встреч и прощания. Это может быть общий жест или волшебная фраза, особое рукопожатие или объятие. Главное - договориться с ребенком, что отныне вы будете так встречаться и прощаться. Такие вещи помогают детям переключаться.
  • Оставить игрушку на ночь в саду . А утром сказать: в садике нас ждет зайчик, ему, наверное, грустно без нас, пойдем его заберем.

Коллега Наталья Бондарь рассказала, какие советы давал психолог в детском саду, когда она впервые привела дочку Елизавету (3 года).

Психолог говорила: обязательно нужно преподносить посещение сада, как отличное событие в жизни малыша, рассказывать, как там интересно. Также можно «проживать» ситуацию в игровой форме: давай поиграем, как мамочка с малышом идут в садик (пусть ребенок в этой ситуации будет в роли родителя), как мама и папа идут на работу, а ребенок играет, читает, гуляет, веселится, а потом за ним приходят папа и мама. Также нам советовали брать с собой любимую игрушку. Если есть возможность, в первое время желательно устраивать ребенку выходной в среду, так будет легче привыкнуть.

Еще воспитатели у нас спрашивали, какое любимое занятие малыша, и чтобы увлечь, рисовали, танцевали, лепили, строили с детьми - кому что нравилось.

От подарков до фотографии

У контент-менеджера МИФа Екатерины Зениной есть дочь Кристина (3 года). К детскому саду они готовились заранее.

Совет всем родителям: приходите гулять вместе с ребенком в садик, который собираетесь посещать, рассказывайте про него, что там есть игрушки и воспитатели, показывайте, как там гуляют детки. Ребенка необходимо готовить к походу в детский сад. Нельзя прийти в первый день, отдать ребенка и потом надеяться, что он полюбит детский сад и будет с радостью туда ходить изо дня в день. Если есть возможность, познакомьтесь с будущими воспитателями. Морально готовьте ребенка к тому, что в скором времени он будет находиться без мамы в садике, что мама будет в это время работать и обязательно вернется за ним.

В первый день лучше всего сходить с малышом на прогулку вместе с группой. Если нет такой возможности, то оставьте его не более, чем на 2 часа. Во второй день, если все прошло благополучно, можно оставить на 3-4 часа и постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

Екатерина рассказала, что ей также помог метод «задаривания», хотя он неоднозначен. После садика они с дочкой заходили в магазин и не покупали там что-то, а «выигрывали» в автомате мяч-попрыгун за 10 рублей. Конечно, мама переживала, не перерастет ли это в привычку, поэтому она объясняла ребенку, что так будет не всегда. «Мы скоро выиграем все попрыгунчики и другим деткам ничего не останется, давай оставим мячики другим». В их случае удалось не превратить это в зависимость и вскоре отказаться от «задаривания».


Вот такая гора попрыгунчиков накопилась у Кати с дочкой.

Екатерина делится и другими лайфхаками.

  • Действуйте в соответствии с интересами ребенка. Например, ребенок любит Деда Мороза. Расскажите, что в садике будет утренник, на котором Дед Мороз будет дарить подарки.
  • Дайте ключик от дома. И скажите примерно следующее: «Я отдаю тебе ключик от дома и пойду на работу, без ключика я домой не попаду. Я приду за тобой с работы и мы вместе пойдем домой». Так ребенок будет понимать, что вы обязательно вернетесь за ним!
  • Положите в кармашек платья или рубашки фотографию мамы , чтобы ребенок не так сильно скучал.


Екатерина с дочкой Кристиной. Фото из личного архива

Немалую роль при подготовке к походу в детский сад играют книги. Екатерина пользовалась следующей литературой: Корнелия Спилман «Когда я скучаю», «Иду в детский сад» из серии «Читаем детям», Карина Овсепян «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации», а также «Мыша в детском саду» . Последняя книга не только подготовит ребенка к переменам, но и расширит словарный запас. Помогут и книги по психологии общей тематики - «Эмоциональный интеллект ребенка» , «Ребенок-оптимист» , «Ваш ребенок может все» .

Роль воспитателя

Наша читательница откликнулась на статью, и мы решили включить ее мнение в этот материал 😉

«Считаю, что 90% успеха в желании ребенка посещать детский сад - это Личность Воспитателя! Да! Оба слова с большой буквы, так как Воспитатель, так же как Врач и Учитель - люди от Бога! Это «сверхчеловеки», способные сохранять спокойствие в течении всего рабочего дня, они находят выход из любой конфликтной или психологически трудной ситуации, видят в ребенке личность и многие другие качества. Причем к какому Воспитателю будет ходить ваш ребенок, точно не спрогнозируешь».