Кэт 1а схема подключения. Зажигание мотоцикла восход и приборы электрооборудования

Коммутаторы КЭТ-1А, БКС 251.3734, БКС 261.3734, БКС 1МК211, БКС 70.3734, БКС 94.3434 предназначены для работы с генераторами 26.3701 (6В 45Вт), Г-427 (6В 65Вт), 43.3701 (12В 65Вт), 80.3701 (12В 90Вт), ГМ-02.02, ГМ-03.02, Р71, 92.3702М-02.02, ГМ-03.02, Р71, 92.3702 .

Схема работает следующим образом. Переменное напряжение генератора с обмотки зажигания L1 поступает на выпрямительный диод V1. Выпрямленное напряжение через цепочку R6 V5 и катушку зажигания заряжает батарею конденсаторов C2 C3. Через некоторое время после зарядки конденсаторо в поступает сигнал с датчика генератора L2 на управляющий электрод тиристора V6. Тиристор V6 замкнет батарею конденсаторов C2 C3, что вызовет резкое изменение индукции в катушке зажигания и искрообразование на электродах свечи (напряжение на вторичной обмотке зажигания достигает несколько десятков киловольт ). Токоограничивающий резистор R6 и сглаживающий конденсатор C1 используются для ограничения тока обмотки зажигания L1 и более плавной зарядке батареи конденсаторов C2 C3. Стабилитроны V3 V4 обеспечивают стабилизацию напряжения на уровне 150 В. Стабилизация напряжения необходима чтобы батарея конденсаторов C2 C3 и тиристор V6 не вышли из строя из-за перенапряжения. Цепочка V2 R2 необходима для выпрямления и согласования сигнала с датчика L2 с управляющим электродом тиристора V6. Данный коммутатор имеет ряд недостатков и слабых мест :

  • Максимальное рабочее напряжение конденсаторов C2 C3 составляет 160 В, а поскольку напряжение стабилизировано стабилитронами V2 V4 на уровне 150 В, конденсаторы работают на грани своих возможностей. Стабилитроны серии Д817 имеют погрешность 10%, поэтому риск выхода из строя конденсаторов C2 C3 довольно велик.
  • При длительной работе коммутатора сопротивление R6 сильно нагревается. В результате может оплавиться пайка или выгореть сам резистор.
  • Цепь между датчиком генератора и управляющим электродом тиристора V6 не содержит фильтра от помех и наводок, а так же защиты от перенапряжения (стабилизатора). В итоге – неустойчивая работа и вероятность отказа тиристора V6 на высоких оборотах.
  • На высоких оборотах двигателя емкость С2 С3 не успеет зарядиться – резистор R6 ограничит ток заряда конденсаторов .

Схема коммутаторов БКС 251.3734, БКС 261.3734 представлена на рисунке.

Все коммутаторы БКС содержат в себе две схемы: зажигания и освещения. Схема зажигания аналогична коммутатору КЭТ-1А, поэтому имеет те же недостатки . Правда в коммутаторах более поздних выпусков (начиная с конца 80-х) емкость С1 составляет 2,2 мкФ 250 В (как в 2МК211). Рассмотрим принцип действия схемы стабилизатора освещения . С обмотки освещения генератора L3 переменное напряжение напрямую поступает на контакт 02 выхода коммутатора (по схеме справа). Тиристор V5 закрыт. В момент когда напряжение обмотки L3 превысит заданное значение (14 В или 7 В ), тиристор V5 откроется замкнет обмотку L3 на землю. Это произойдет только при положительном полупериоде (относительно массы) на клемме 02. Цепь управления тиристором работает следующим образом: переменное напряжение выпрямляется диодным мостом V9 и подается на делитель напряжения R2 R3 R4. Соотношение R2 и R3+R4 определяет коэффициент деления. Сглаживающий конденсатор C3 обеспечивает стабильную работу схемы. Когда напряжение на участке R2 R3 превысит определенное значение, стабилитрон откроется, подав напряжение управляющий электрод тиристора . Для 12 В цепи освещения стабилитрон V7 Д814А (порог открытия 7,7 В), а для 6 В соответственно КС147А (порог открытия 4,7 В). Стабилитроны подобраны таким образом, чтобы напряжение на управляющем электроде не превышало 3 вольт , иначе тиристор быстро выйдет из строя. Поэтому при переделки коммутатора под другое напряжение необходимо заменить стабилитрон. Подбором резистора R3 выполняется подстройка напряжения на выходе коммутатора. Достоинством схемы является то, что напряжение с обмотки L3 не уменьшается когда тиристор V5 закрыт, поскольку он включен параллельно обмотке освещения. Это важно при работе двигателя на холостых оборотах .

Коммутатор БКС94.3734 предназначен для работы с генераторами ГМ-02.02, ГМ-03.02, Р71, 92.3702 . Основная особенность коммутатора — отсутствие искрообразование при реверсе генератора . ЦепочкаV2 R5 VT1 шунтирует сигнал с датчика L2 при вращении ротора в обратную сторону и при наличии ложного сигнала (датчики расположены внутри генератора ).

Блок БКС 70.3734 предшественник ковроского 2МК211. Блоки предназначены для генераторов с внутренним датчиком и практически не отличаются. Ниже представлены схемы коммутаторов БКС 1МК211 и БКС 70.3734.

Устройство блока БКС 70.3734 а так же топология печатной платы .

Схема зажигания немного отличается от КЭТ-1А. Указанные выше недостатки устранены . Цепь датчика содержит выпрямитель V6, фильтр R1 C4 С5, а так же стабилизатор напряжения R1 V3. Такой коммутатор более устойчив к наводкам и помехам в цепи датчика. Однако для форсированных моторов он не подойдет. Цепь освещения коммутатора аналогична БКС 261.3734.

Как повысить (лампы светят тускло) или понизить (лампы перегорают) напряжение из коммутатора. Если речь не идет о переделке 6В под 12В или наоборот, то необходимо подобрать сопротивление R3. Для начала нужно вскрыть корпус коммутатора, а именно удалить монтажную пену . Процесс довольно нудный, может занять 30-40 минут. Это легче сделать если предварительно нагреть корпус – облить кипятком из чайника или поставить в теплое место (например, на батарею). Далее нужно найти резистор R3 (на фото он выделен красным цветом).

Обратите внимание, что этот резистор припаян сверху к плате. Отпаяйте этот резистор и припаяйте переменный резистор (реостат) номиналом 200…1000 Ом с проводами 20…30 см. После чего поставьте коммутатор на мотоцикл и заведите его. Подстраивая переменный резистор, найдите его оптимальное положение – свет в фаре на холостых оборотах двигателя не должен мерцать а на высоких гореть не слишком ярко (перегорают лампы ) . После подстройки замерьте сопротивление мультиметром и подберите номинал резистора. Если значение получилось некратное номиналам, можно взять несколько резисторов, включив их последовательной цепочкой (сопротивления суммируются). Впаяйте сопротивления и залейте корпус монтажной пеной.

Как переделать 6 В коммутатор под 12В и наоборот. Для этой переделке потребуется полностью очистить корпус от пены и вытащить плату.

Удалите пену с обратной стороны платы.

Замените стабилитрон V7: для 12 В цепи Д814А (подойдет любой стабилитрон на 7…9 В), а для 6 В КС147А (подойдет любой стабилитрон на 4…5 В). На фото стабилитрон Д814А-1 выделен красным цветом.

Далее необходимо проделать все операции по подбору сопротивления R3 (см. выше). При желании можно вместо R3 впаять переменный резистор и вывести наружу подвижную часть рукоятки сопротивления, чтобы сразу залить коммутатор пеной и осуществлять регулировку «по месту».

Уже несколько лет отечественные мопеды (мокики) и легкие мотоциклы ковровского и минского заводов оборудуются бесконтактной электронной системой зажигания (БЭСЗ), которая была подробно описана в октябрьском номере «За рулем» за 1978 год. Она обеспечивает более надежный по сравнению с обычной системой пуск двигателя, менее чувствительна к нагару на свече, практически не требует обслуживания.

Эти качества по достоинству оценены мотолюбителями. Однако специфичность БЭСЗ для многих из них становится камнем преткновения, как только возникает необходимость устранить какую-нибудь неисправность, сказывающуюся на работе двигателя. Как правило, в этих случаях мотолюбитель покупает и последовательно заменяет приборы системы, пока не обнаружит отказавший. Разумеете такой путь ведет к лишним затратам и неоправданному расходу запасных частей.

Между тем, обладая элементарными электротехническими навыками и зная порядок проверки узлов системы, можно в большинстве случаев самостоятельно определить и отремонтировать неисправный прибор. О том, как это сделать, рассказывает специалист ВНИИмотопрома А. СИНЯЕВ.
Прежде чем заняться системой зажигания, надо обязательно убедиться, что неполадки в работе двигателя вызваны именно ею. Поэтому сначала проверяют регулировку карбюратора, состояние воздушного фильтра, выпускной системы, правильность установки момента зажигания.

Неисправность системы зажигания в конечном счете проявляется в том, что на свече нет искры, или она очень слаба, или возникает в произвольный момент.

Поиски начинают со свечи. Вывертывают ее из цилиндра, надевают наконечник и прикладывают к двигателю («массе»). Включив зажигание, поворачивают коленчатый вал кик-стартером, как при пуске двигателя. Если искра возникает между электродами, можно предположить, что свеча исправна; когда электрический разряд идет через корпус свечи на «массу», свеча подлежит замене.

Оценивая качество искры на свече, надо иметь в виду, что мощность ее будет достаточна для поджигания смеси, если разряд образуется между «массой» и высоковольтным проводом (без наконечника), отнесенным от нее на 5—7 мм.

А вот когда искры вообще нет или она появляется только при зазоре 1— 2 мм между корпусом свечи и «массой», следует заменить высоковольтный провод вместе с наконечником. Если эта замена не восстановит нормальное искрообразование, приступают к проверке электрических параметров приборов зажигания, показанных на фото 1 и 2. Контролируемые величины указаны в таблице. Для измерений удобнее всего универсальный или автомобильный тестер. Один провод его соединяем с указанной в таблице клеммой, другой — с клеммой М («массой»).

Следующий этап — проверка зазора между ротором и статором датчика, который должен быть в пределах 0,3— 0,5 мм, и наличия электрического сигнала на нем. Для этого подсоединяем тестер, настроенный на предел измерения 2,5 В, к клемме Д генератора и «массе». Поворачиваем кик-стартером коленчатый вал, наблюдая за показанием прибора. Его стрелка должна кратковременно отклониться до величины 0,5—0,6 В. Если сигнала нет, проверяем надежность контакта между выводом и катушкой датчика (нарушение его довольно часто встречается на мин-
ских мотоциклах). Настроив тестер на предел измерения 10 В, таким же образом определяем наличие напряжения на клемме 3 генератора, которое должно составлять 1—2 В. При отсутствии его проверяем контакт между выводами и обмотками зажигания генератора и попутно смотрим, не замыкают ли они на «массу». В таких местах обычно видны черные следы обгорания. Если здесь все в порядке, проверяем следующие участки цепи, определяя сигнал непосредственно на клеммах Д и Г коммутатора КЭТ-1А или клеммах Д и 3 блока БКС. При исправной электропроводке величины напряжения должны быть такими же, как на генераторе. Здесь же надо удостовериться в надежности контакта коммутатора с «массой», отсутствие которого вызывает перебои в работе двигателя.

Наконец, проверяем катушку зажигания Б300Б, измеряя тестером сопротивления ее первичной и вторичной обмоток. Они должны быть равны 0,9— 1,2 Ом и 5,8—6,2 кОм соответственно.

Параметры выходного сигнала на клеммах К коммутаторов КЭТ-1А и БКС 251.3734 можно измерить только при помощи специального стенда, поэтому в случае, когда все предыдущие проверки показали исправность генератора, датчика и катушки, остается заменить коммутатор. Однако стоит иметь в виду, что дефекты в этом приборе встречаются крайне редко, если он, конечно, не был поврежден механически. Кстати, следует оберегать от ударов и другие приборы, особенно датчик.

Величины сопротивлений на разных обмотках генераторов

Проверяемая обмотка

Генератор 26.3701 (рис. 1) Генератор Г427 (рис. 2)
обозначение клемм *

сопротивление, Ом

обозначение клемм

сопротивление, Ом

датчика Д 39 Д 39
зажигания З 390 З 540
освещения О 0,34 О 0,7
указателей
поворота
- - У 1,6

* Маркировки клемм на генераторе нет

: 1 — генератор 26.3701; 2 — блок коммутатор стабилизатор БКС 251.3734; 3 — катушка зажигания Б300Б; 4— штеккерная колодка проводов генератора (вид снизу); 3. О, Д — выводы натушен соответственно зажигания, освещения, датчика; М — «масса».

: 1 — генератор Г427; 2 — коммутатор КЭТ-1А; 3 — катушка зажигания Б300Б; З, У, Т, Д, О — выводы катушек соответственно зажигания, указателей поворота, тормоза, датчика, освещения; М — «масса».

Недавно у меня на мотоцикле отказался работать коммутатор, типа КЭТ – 1А. Этот коммутатор используется в старых мотоциклах Минск и Восход. Он относится только к зажиганию и никакого отношения к остальной электроники мотоциклов не имеет.

В общем, то коммутаторы этого типа не отличаются высокой надёжностью, по этой причине у меня скопилось уже с десяток данных устройств. Среди поломок в коммутаторе бывают разные, могут сгореть диоды, стабилитроны, тиристор, конденсатор. Это самые первые места поиска. Резисторы редко перегорают. Часто может быть отпаивания контактов.У меня в каждом из коммутаторов поломки были разные, но чаще всего, из – за не герметичного корпуса окислялись дорожки платы или выводы некоторых компонентов. Когда очередной коммутатор накрылся, я решил не покупать новый, а собрать его из имеющихся у меня деталей от старых подобных устройств.

Пошарив немного в Интернете, нашёл схему и перерисовал её в .

Пояснения к разметке:
К – катод тиристора КУ201
U –управляемый электрод тиристора КУ201
А – анод тиристора ку202
К2 – катод диода D4

Готовую печатную плату необходимо покрыть защитным лаком, для предотвращения окисления дорожек.

Необходимые компоненты:
- 2 стабилитрона Д817В
- тиристор КУ201В
- 3 диода КД105В
- 2 конденсатора 1мкФ 160В
- 1 конденсатор 1мкФ 250В
- резистор 1К
- резистор 100

Устройство собирается в стандартном алюминиевом корпусе коммутатора.
При установки крышки коммутатора необходимо промазать все стыковочные швы герметикам, чтобы исключить попадание влаги во внутрь.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
T1 Тиристор & Симистор

КУ201И

1 В блокнот
D1-D3 Диод

КД105Б

3 В блокнот
D4, D5 Стабилитрон

Д817В

2 В блокнот
C1 1 мкФ 250 В 1 В блокнот
C2, C3 Электролитический конденсатор 1 мкФ 160 В 2 В блокнот
R1 Резистор

1 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R2 Резистор

100 Ом

1 2 Вт В блокнот
L1 Обмотка зажигания 1 В блокнот
L2 Датчик 1

В электрооборудование мотоцикла Восход 2м входит генератор Г-427, коммутатор КЭТ-1, высоковольтный трансформатор, фара, центральный и другие переключатели

Генератор Г-427 переменного тока с возбуждением от постоянного магнита с индуктивным датчиком электронной системы зажигания. В пазах статора, набранного из штампованных пластин электротехнической стали, помещены восемь катушек, которые образуют четыре самостоятельные цепи:
- питание накопительного конденсатора зажигания;
- освещение и звукового сигнала;
- указателей поворота;
- сигнала торможения.

Регулировка напряжения в цепях осветительных нагрузок осуществляется по принципу параметрического регулирования, т.е. обмоточные данные генератора выбраны с таким расчетом, чтобы с увеличением скорости вращения ротора напряжение на клеммах генератора изменялось в определенных пределах на определенную нагрузку. Крепление статора генератора к картеру двигателя обеспечивает регулировку угла опережения зажигания.

На крышке статора генератора расположены выводы:
- зарядных катушек цепи питания накопительного конденсатора зажигания Восход;
- указателей поворотов;
- сигнала торможения;
- освещения;
- датчика.

Которые соответственно маркированы: <<З>>, <<У>>, <<Т>>, <<О>> и <<Д>>.

Датчик крепится на крышке статора генератора при помощи винтов.


Ротор генератора с расположенным на нем ротором датчика крепится на правой полуоси коленчатого вала двигателя болтом и от поворота фиксируется шпонкой.

Уход за генератором мотоцикла восход - как снять, что проверить и правильно установить

Уход за генератором в основном сводится к подтягиванию резьбовых креплений статора и ротора генератора, а также клемм проводов.

Для того чтобы снять генератор, необходимо:

  • отсоединить провода цепи зажигания, датчика, освещения стоп-сигнала и указателей поворотов от клемм генератора;
  • отвернуть три винта, крепящие статор к картеру, и снять статор;
  • отвернуть болт крепления ротора генератора и легкими осторожными ударами деревянного молотка по противоположным сторонам ротора снять его с цапфы и вынуть шпонку.

Проверка снятых деталей

После снятия статора и ротора генератора детали промыть чистым бензином, тщательно осмотреть. На статоре разобрать клеммы крепления проводов. Насухо протереть все изоляционные детали клемм.

Установка генератора

Установку произвести в обратной последовательности, при этом необходимо:

  • проверить биение ротора генератора, которое должно быть не более 0,1мм при закрепленном болте;
  • затяжку статора генератора производить без перекосов, обеспечив плотное прилегание ко всем трем опорам;
  • правильно произвести установку зажигания;
  • провода генератора должны быть надежно закреплены и хорошо изолированы друг от друга.

Регулировка зажигания Восход

Момент зажигания устанавливается поворотом статора генератора после предварительного ослабления трех винтов, крепящих статор к картеру. Для нормальной работы двигателя необходимо, чтобы момент искрообразования (на генераторе этот момент определяется совпадением паза ротора датчика с выступом на каркасе катушки датчика. рис) совпал с моментом, когда поршень не дошел до верхней мертвой точки 2,5-3,0 мм (при работе двигателя на бензине с октановым числом 92).

Зазор между ротором и сердечником катушки датчика должен быть в пределах 0,3±0,05мм.

Установку зазора следует производить следующим образом:

  • ослабить винты крепления статора датчика к крышке статора генератора;
  • перемещая статор датчика в пазах крышки статора генератора установить требуемый зазор, после чего затянуть винты крепления.

Катушка Восход - высоковольтный трансформатор Б-300Б


Высоковольтный трансформатор расположен под топливным баком и служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения. Трансформатор состоит из сердечника,первичной и вторичной обмоток, корпуса и крышки с клеммами. В процессе эксплуатации ухода не требует и ремонту не подлежит.


Коммутатор электронный КЭТ-1 предназначен для работы в системе зажигания в комплекте с генератором Г-427 и высоковольтным трансформатором Б-300Б. Позволяет получить вторичное напряжение до 18 кв, при частоте вращения ротора генератора от 250 до7500 об/мин. Коммутатор установлен в правом инструментальном ящике. Основание коммутатора соединено с массой мотоцикла. При выходе из строя коммутатор можно разобрать и отремонтировать

Коммутатор электронный имеет три выходные клеммы с буквенной маркировкой на корпусе <<Г>>, <<К>> и <<Д>>. Массовой клеммой служит основание коммутатора.

Уход за коммутатором в процессе эксплуатации сводится в основном к подтягиванию резьбовых соединений, не допуская при этом срыва резьбы. Необходимо оберегать коммутатор от попадания внутрь него и на клеммы влаги от резких ударов и воздействия высоких температур. Следует также систематически проверять надежность электрического соединения основания коммутатора с << массой >>, т.к. при нарушении этого условия прекращается искрообразование на свече.


Д1-Д226Б, Д2-Д226Б, Д3-Д226Б, Д4-Д817В, Д5-Д817Б, Д6-КУ201Л.
С1 - 1 мкф 250 в, С2 - 1 мкф 160 в, С3 - 1 мкф 160 в.
R1 - 100 ом, R2 - 1 ком.
Точка Г - 45вольт, Точка К - 150вольт, Точка Д - 0,65вольт.


Установлен в правом инструментальном ящике. От цепи сигнала торможения генератора через дроссель, который является устройством, дополняющим параметрическое регулирование генератора, питается цепь ламп подсвета спидометра, городской езды и освещения номерного знака.

Свеча Восход - искровая зажигания типа А-23


В процессе эксплуатации свечу периодически нужно очищать от нагара и регулировать зазор между электродами, который должен быть в пределах 0,6-0,7мм, что обеспечивается подгибанием внешнего электрода. Для уплотнения между свечой и головкой цилиндра ставится медноасбестовая прокладка. Для устранения радиопомех, создаваемых системой зажигания, на свечу надевается экранированный наконечник типа А-4.

Фара Восход ФГ - 133


В процессе эксплуатации специального ухода не требует. В основном уход за фарой сводится к удалению пыли с внутренне полости оптического элемента путем продувки воздухом.

Замок зажигания Восход - центральный переключатель


В качестве центрального программного переключателя, обеспечивающего необходимую коммутацию осветительной аппаратуры на мотоцикле, применен переключатель 124005490201. Переключатель имеет три рабочих положения <<0>>, <<1>>, <<2>> в соответствии со следующими режимами работы:

  • в положении <<0>> - цепь датчика генератора замкнута на массу, что обеспечивает остановку двигателя.
  • в положении <<1>> (езда днем) - включается цепь зажигания, работает цепь указателей поворотов (при включенном переключателе указателей поворотов) и цепь сигнала торможения (при нажатии на педаль тормоза);
  • в положении <<2>> (езда ночью) включаются две цепи:
  • а) цепь ламп подсветки спидометра, освещения номерного знака и городской езды (через дроссель, служащий устройством, дополняющим параметрическое регулирование генератора);
  • б) цепь лампы головного света А6-32+32 (через переключатель света на руле).

Уход за центральным переключателем сводится к периодической проверке надежности крепления переключателя в фаре и очищению подвижных и неподвижных контактов от пыли и грязи путем промывки их в бензине.

Переключатель П-200


Переключатель света с кнопкой звукового сигнала (расположен на руле с левой стороны). Для коммутации цепи ближнего и дальнего света используется переключатель типа П-200 со встроенным кнопочным включателем звукового сигнала на три рабочих положения:
нейтральное - лампа головного света выключена; крайнее правое - включен ближний свет; крайнее левое - включен дальний свет.

Кнопка звукового сигнала имеет подвижный контакт, подсоединенный к массе, и неподвижный, соединенный с одним из проводов, идущим от клеммы звукового сигнала. При нажатии на кнопку контакты замыкаются, и замыкается цепь сигнала.

Электрическая схема мотоцикла Восход


Центральный переключатель. 2. спидометр. 3. Лампа подсветки спидометра. 4. Фара. 5. Лампа головного света. 6. Лампа городской езды. 7. Звуковой сигнал. 8. Лампа указателей поворотов. 9. Указатели поворотов. 10. Переключатель указателей поворотов. 11. Электронный коммутатор. (Д - клемма датчика, К - клемма катушки зажигания, Г - клемма генератора.) 12. Дроссель. 13. Реле-прерыватель. 14. Генератор. 15. Лампа освещения номерного знака. 16. Лампа сигнала торможения. 17. Задний фонарь. 18. Соединительная колодка проводов. 19. Выключатель сигнала торможения. 20. Экранированный колпачок свечи. 21. Свеча зажигания. 22. Провод высокого напряжения. 23. Катушка зажигания. 24. Переключатель света.

Расцветка проводов: сн. - синий, ср. - серый, г. - голубой, ж. - желтый, з. - зеленый, к. - красный, кор. - коричневый, ор. - оранжевый, ф. - фиолетовый, ч. - черный.

В старых мотоциклах Минск и Восход использовались коммутаторы типа . Они относились только к зажиганию и никакого отношения к освещению не имели. Современные коммутаторы мотоциклов Минск и Восход имеют дополнительно стабилизаторы напряжения, поэтому выполняют играющую роль во всей электрической цепочки. В данной статье я расскажу о коммутаторе именно КЭТ-1А к 6-вольтовым мотоциклам. Но сам принцип работы коммутатора зажигания везде один и тот же, а значит статью стоит почитать и владельцам современных мотоциклов, если есть желание разобраться в бесконтактной системе зажигания.

Как уже заметили, в статье имеется несколько фотографий. Я специально нашел схемы коммутатора КЭТ 1А и даже сфотографировал его самого внутри. Это намного прояснит ситуацию, если кто-то не знает даже какой он внешне.

На одном из фото мы видим электронную схему системы зажигания и в ней схему и самого коммутатора. Именно на основе данной схемы мы и будем объяснять принцип работы КЭТ-1А . А теперь к сути, читаем очень внимательно и сразу же сопоставляем все сказанное со схемой зажигания с рисунка.

Когда начинает вращаться коленчатый вал, допустим, мы нажимаем на кикстартер или просто берем какой-то момент при работе двигателя, в катушке 1 возникает ток. Этот ток течет (переменный ток) с клеммы 3 на вход коммутатора, попадает на диод D1 (диод его выпрямляет в постоянный), далее проходит через резистор R1 (это нагрузочный резистор), входит в диод D2 (здесь снова выпрямляется) и поступает в конденсатор С2. Другой конец конденсатора соединен с высоковольтным трансформатором, а значит ток в данном случае заряжает конденсатор С2. Высоковольтный трансформатор в этой цепочке ведет роль нагрузки, обычного резистора, а еще проще, обычного соединительного провода. Разобравшись в сказанном, мы видим, что лишь верхняя часть схемы нами обговорена. Теперь приступаем к другим частям коммутатора КЭТ-1А . Их можно разделить на нижние слева и справа, левая часть имеет два диода D4 и D5. Это стабилитроны, которые выполняют роль стабилизации. Рассчитаны они на напряжение 150 В. Благодаря им, напряжение превышающее 150 В идет на массу через эти стабилитроны. Внедрены они для стабилизации тока, чтобы на бобину (высоковольтный трансформатор) не шел слишком большой ток, от чего она может выйти из строя. Теперь остался правый нижний угол. Здесь мы видим тиристор, соединенный с массой и конденсатором, и диод D3 с резистором R2. Объясняю эту часть. Что такое тиристор? Это элемент, подобно диоду, но он не пропускает ток лишь до определенного момента. Чтобы тиристор пропустил ток, надо подать определенный сигнал на его третий контакт, так называемый «ключ», его «затвор». Когда туда поступит этот сигнал, то есть определенной структуры ток, тиристор откроется и пустит через себя напряжение. Вот именно благодаря тиристору и получилось создавать искру только в определенный момент. Когда поршень цилиндра подходит к ВМТ (верхней мертвой точке), тиристор коммутатора КЭТ-1А открывается и, мы имеем цепочку, которая уже состоит из конденсатора и высоковольтного трансформатора, соединенные параллельно. А что это значит? Конденсатор разряжается и мгновенно подает всю свою энергию, то есть ток, на бобину, а она, преобразовав его в высокое напряжение, подает ток на свечу зажигания. В этот момент мы и имеем искру. Когда поршень проходит ВМТ, сигнал на «затвор» тиристора пропадает и он закрывается, активируя сразу же цепочку описанную выше. То есть снова поступает напряжение с генератора и идет новая зарядка конденсатора С2. Последние детали, о которых ничего почти не сказали, это диод D3 и резистор около него. Предназначены они, чтобы на «ключ» тиристора шел сигнал лишь нужный, а не любой, иначе он может случайно открыться и на схожих сигналах, ведь датчик постоянно подает некий ток.

А теперь вторая часть, без каких либо вступлений.

Я уже сказал научно-популярным стилем, как работает КЭТ-1А. Не знаю, получится ли проще все описать, но попробую, если кто-то не понял все упомянутое в первой части.

В коммутаторе есть конденсатор, он заряжается от генератора. Вся схема выполнена так, что ток не идет на бобину сам по себе напрямую с генератора. Чтобы ток пошел, надо сделать конденсатор С2 своеобразным аккумулятором. Делается это при помощи специального электронного включателя. Этот включатель соединяет конденсатор С2 с массой в тот момент, когда надо сделать искру. Все это происходит электронным путем, а не механическим. И вот когда искра должна проскочить в свечке, этот электронный тумблер – тиристор, подает другой конец конденсатора на массу, получается что весь заряд в нем течет на бобину и, преобразовавшись в высокое напряжение, на свечу. Проходит искра. Вот еще один способ объяснить коммутатор электронного зажигания.

Очень надеюсь, что я доступно объяснил суть электронной системы зажигания и схему, устройство коммутатора КЭТ 1А . Повторяюсь, здесь ничего сложного нет, если соображаете хоть на уровне школы в электрике. При желании можно еще больше узнать о зажигании, ищем мои старые статьи с прошлого года. Я там в некоторых заметках очень много говорил о зажигании с контактами и с коммутатором. Почитайте, это очень ценная информация.

Среди поломок в коммутаторе бывают разные, сейчас немного перечислю. Могут гореть диоды, стабилитроны, тиристор, конденсатор С2. Это самые первые места поиска. Резисторы редко перегорают. Часто может быть отпаивания контактов. Лично у меня было три раза, когда от времени отваливались детали внутри. Чтобы усомниться действительно это дело в коммутаторе или нет, проверить просто, берем другой коммутатор и пробуем. Снять эту запчасть не сложно, поэтому и сосед и тем более друг может легко согласиться выручить. Можно еще попробовать проверить перед этим идет ли ток в сам коммутатор. Приложив рук к выходу генератора на КЭТ прощупываем ток слегка проворачивая кикстартером. Не бойтесь, сильно бить не будет, если на кикстартер не сильно стучите.

По предоставленным фото, как упоминал, можно увидеть и сам КЭТ 1А и его структуру, размеры, внутренности. На окончание хочется сказать, что многие мотолюбители называют КЭТ-1А шестивольтовым коммутатором. Это не правильно! В коммутаторе КЭТ 1А проходит только напряжение на зажигание, притом порядка около 150 вольт. Это в новых коммутаторах идет стабилизатор сети и их можно по идее называть двенадцативольтовыми, хотя и это не совсем верно. И еще, вполне можно использовать для новых мотоциклов, структура та же, но соединения не подойдут. Освещение при этом можно подать через другой коммутатор (если в нем сгорела лишь часть на зажигание, а на освещение исправна) или напрямую. При этом свет будет зависеть от «газа» и на высоких будут гореть лампочки. Но подключать можно не боясь, бобины те же, напряжения тоже одинаковые. Лично я сам устанавливал на Минск 12 В и Восход 12 В такой коммутатор (кстати, тот что на фото, я на нем ездил когда-то) и вполне прилично все работало. Что и понятно, сам принцип работы полностью стопроцентно сходится.