Кто такой регоператор по обращению с тко и чем он занимается. Какую информацию региональный оператор раскрывает в ГИС ЖКХ

Власти Подмосковья определили региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами для семи зон области.

Как следует из данных официального сайта РФ о проведении торгов, в ходе проведенных в марте-апреле областным министерством экологии и природопользования конкурсов были выбраны операторы для:

Алексинская зона - оператор "Экопромсервис".
Воскресенская зона - оператор "СПМ Долгопрудный".
Ногинская зона - оператор "Хартия".
Сергиево-Посадская зона - оператор "Растрим-МО".
Чеховская зона (в нее входит Подольск) - оператор "МСК-НТ".
Каширская зона - оператор "Каширский РО".
Рузская зона - оператор "Рузский РО".

Со всеми ними будет заключены договоры на десять лет.

Общая сумма контрактов составляет почти 162 миллиарда рублей без НДС, следует из протоколов конкурсов. Самая большая сумма договора (37,9 миллиарда рублей) определена для Сергиево-Посадской зоны, самый дешевый контракт (6,8 миллиарда рублей) будет заключен по Алексинской зоне.

По данным базы “БИР-Аналитик”, ООО “Хартия”, ставшее оператором Ногинской зоны, входит в “Экогрупп” сына генпрокурора РФ Игоря Чайки.

Операторы Сергиево-Посадской, Каширской и Рузской зон входят в аффилированную с госкорпорацией “Ростех” группу “РТ-Инвест”, которая строит в Подмосковье мусоросжигательные электростанции.

Как сообщили в компании, “РТ-Инвест” намеревается вложить в создание системы раздельного сбора отходов более 10 миллиардов рублей за два года. Объем отходов по зонам, где операторами станут компании группы, составляет более 2 миллионов тонн в год — более 60 % годового объема коммунального мусора Подмосковья.

Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за сбор, вывоз, обработку, утилизацию и захоронение бытового мусора. В каждом регионе РФ может быть определен один или несколько регоператоров в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.

Планируется, что система обращения с отходами с участием регоператоров будет действовать по всей России к 1 января 2019 года.

О том, что «мусорный» кризис в Подмосковье неизбежен, если не начать предпринимать меры, экологи говорили еще в 2015 году. Основные факторы:

стремительный рост населения, а следовательно, увеличение количества мусора;
неконтролируемая многоэтажная застройка и сокращение свободных территорий;
исчерпание ресурсов действующих полигонов (из 39 закрыто 24, остальные 15 работают на пределе мощности);
бездействие или недостаточность мер со стороны правительств Москвы и Московской области.
В настоящее время решение проблемы идет с сильным опозданием: только с 2019 года в Московской области заявлено внедрение раздельного сбора отходов.

В Москве, производящей 7 млн тонн отходов в год и вывозящей свой мусор в область, раздельный сбор отходов фактически не налажен:

в территориальной схеме по обращению с отходами нет ни слова о раздельном сборе отходов и сокращению их образования
согласно долгосрочным госконтрактам компании, занимающиеся вывозом московского мусора, обязаны ставить 1 пункт для раздельного сбора на 12 500 человек (и даже эти нормативы не выполняются), отсутствуют целевые показатели, прозрачность отчетности по количеству вывезенного и сданного на переработку вторсырья по данным на мая 2018 года (круглый стол в Общественной палате Москвы) компании-операторы собирают не более 1 % отходов на переработку и более делать не будут, так как чисто технически выполнили условия контрактов.

Московская область производит 4 млн тонн отходов в год. На данный момент правительство Московской области вопреки иерархии обращения с отходами по 89-ФЗ делает ставку на сжигание мусора и сортировку смешанных отходов. Мощные комплексы должны быть построены в течение ближайших лет. Однако сжигание - наиболее убыточный способ обращения с отходами. А сортировка смешанных отходов, во-первых, не позволяет эффективно отсортировать многие полезные фракции (ведь они портятся, смешавшись с пищевыми отходами и становятся непригодными для переработки). А во-вторых, исключают из цепочки непосредственных участников жителей.

Ведь проблема мусора - социальная. И только вовлекая население в раздельный сбор, обращая внимание людей на проблему, можно достичь главную цель, прописанную в федеральном законе: сокращение образования отходов. Гораздо более эффективное, менее затратное и комплексное решение разработано российскими практиками. Оно включает сортировку отходов на уровне квартиры на три составляющие:

Органические/пищевые отходы.
Перерабатываемые сухие отходы.
Смешанный мусор.

При таком подходе большую часть отходов можно безопасно переработать, а оставшиеся неперерабатываемые «хвосты» прессовать и складировать на полигоне (то есть на полигоны пойдёт на 80 % меньше отходов ТКО, чем сейчас!)

Такой подход позволяет перерабатывать более 80 % мусора, извлекать ценные и полезные материалы, сокращать промышленные отходы при производстве новых вещей, исключать выделение фильтрата и свалочных газов (метан, сероводород) на полигоне, а впоследствии - извлечь из земли и переработать неперерабатываемые сегодня отходы.

К 2019 году должна завершиться масштабная «мусорная» реформа. Регионы сейчас вовсю выбирают региональных операторов по обращению с ТКО, утверждают региональные программы и территориальные схемы обращения с отходами. Читайте о том, кто такой регоператор, чем он занимается и как заполняет ГИС ЖКХ.

Кто такой региональный оператор по обращению с ТКО

Регоператор по обращению с ТКО - компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами. Только она может осуществлять деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).

Региональным оператором становится только юридическое лицо любой организационно-правовой формы, отвечающее следующим требованиям:

  • зарегистрировано в России;
  • осуществляет деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
  • есть действующая лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

На территории субъекта действует один или несколько региональных операторов. Это зависит от региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы.

Выбрать региональных операторов нужно к 1 мая 2018 года. По данным на 9 апреля с этим справились только 45 регионов. С отстающими работает Минстрой РФ.

Чем занимается региональный оператор

Региональный оператор по обращению с ТКО занимается сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением ТКО. Делает он это не самостоятельно, а через помощников - операторов по обращению с ТКО.

Регоператор отвечает за весь цикл обращения с ТКО: приёмку - транспортировку - обработку - захоронение. Услуги регоператора оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов.

Ответственность за обращение с ТКО появляется у регионального оператора с момента их погрузки в мусоровоз в местах сбора и накопления. Контейнерную площадку содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п. 13 ПП РФ № 1156 .

Собственниками контейнерных площадок могут быть управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и содержит местная администрация.

Бывает, что дом расположен на спорной земле, не поставленной на кадастровый учёт, собственник которой не установлен. В таком случае содержать её будет региональный оператор до тех пор, пока собственник не будет достоверно установлен.

Региональный оператор занимается ликвидацией несанкционированных свалок. Ему сообщают о несанкционированной свалке, он выезжает на место, составляет акт, делает в доказательство фотографии. Затем определяет координаты свалки и отправляет уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.

Если собственник такого земельного участка не ликвидирует её самостоятельно в течение тридцати дней, её убирает региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесённые расходы.

Ещё одна важная задача регионального оператора по обращению с ТКО - обеспечивать переработку мусора. Сейчас в системе обращения с ТКО работают множество компаний, проконтролировать которые очень сложно. Они вывозят отходы на законные и незаконные объекты. Регоператор должен будет направлять потоки ТКО на законные объекты и обрабатывать их перед размещением.

Что касается перехода на раздельный сбор мусора, за который будет также отвечать региональный оператор, то он будет проходить постепенно.

Как выбрать регионального оператора по обращению с ТКО

Выбирается региональный оператор на 10 лет по итогам открытого конкурса (ч. 4 ст. 24.6 № 89-ФЗ). Конкурс проводит уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 .

ПП РФ № № 881 предусматривает два механизма проведения конкурсного отбора регионального оператора:

  1. В два этапа оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе.
  2. В один этап оценки и сопоставления заявок. Этот механизм можно применить только при первом проведении конкурсного отбора регионального оператора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора.

Критериями оценки и сопоставления заявок являются стоимость и качество услуг регоператора.

В первом случае на первом этапе конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки, чтобы выявить лучшие условия исполнения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.

Второй этап проводится в случае поступления уведомлений от участников конкурсного отбора после объявления результатов первого этапа. В данном этапе принимают участие участники конкурсного отбора, которые владеют объектами по обработке и (или) обезвреживанию ТКО или имеют обязательства по строительству и (или) модернизации таких объектов.

Побеждает в конкурсе победитель второго этапа или победитель первого этапа оценки и сопоставления заявок, если второй этап не состоялся.

По итогам конкурса определяется дата начала деятельности регоператора, до этой даты все потребители услуги по обращению с ТКО должны обратиться к региональному оператору для заключения договора.

Потребители услуги по обращению с ТКО - это собственники помещений в МКД, юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяева частных домовладений. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от оплаты за услуги по обращению с ТКО.

С региональным оператором по обращению с ТКО можно перейти на прямые договоры. Такое решение могут принять собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у УО долги за два месяца.

Цена за услуги регионального оператора по обращению с ТКО определяется в пределах утверждённого в регионе единого тарифа на услугу регионального оператора. С момента начала действия в регионе регионального оператора услуга по сбору, вывозу и утилизации ТКО начинает относиться к коммунальным услугам и на неё распространяются все льготы, которые предоставляются по всем остальным коммунальным услугам.

Какую информацию региональный оператор раскрывает в ГИС ЖКХ

Региональные операторы по обращению с ТКО, как и другие поставщики информации, размещают сведения о своей работе в ГИС ЖКХ. Делают это они согласно разделу 11 приказа № 74/114/пр . Обратите внимание, с 1 октября 2018 года начинает действовать обновлённая версия приказа, состав информации для раскрытия немного изменится.

Мы перечислим данные, актуальные на сегодняшний день. Регоператор по обращению с ТКО размещает в системе сведения о (об):

  • самом себе: ОГРН, ФИО руководителя, адрес и телефон, часы приёма и режим работы, адреса сайта и электронной почты, платёжные реквизиты, сведения о банке и др.;
  • состоянии расчётов с лицами, управляющими МКД (по каждому договору) и соответствующие договоры на оказание услуг по обращению с ТКО;
  • состоянии расчётов с потребителями и соответствующие договоры на оказание услуг;
  • лицевых счетах, присвоенных потребителям, по каждому жилому или нежилому помещению в МКД, жилому дому;
  • качестве услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
  • договорах, заключенных с операторами по обращению с ТКО;
  • местах накопления твердых коммунальных отходов;
  • ответах на обращения по вопросам ЖКХ, поступивших с использованием системы.

Пока в регионах выбирают региональных операторов по обращению с ТКО, напомним про следующие два шага, которые нужно успеть сделать до начала 2019 года:

  • до 1 июля 2018 года - обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в орган регулирования;
  • не позднее 1 января 2019 года - обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.

В России проблема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) стоит довольно остро. В крупных городах и малых поселениях есть множество несанкционированных, вредящих окружающей среде, свалок.

Немногие многоквартирные дома (МКД) обеспечены контейнерами для раздельного сбора мусора. Отходы, независимо от класса их опасности, могут уничтожаться без соблюдения правил обращения с ними, что также неблагоприятно сказывается на экологической системе.

Вывозом и обработкой отходов занимались отдельные компании, чью деятельность было сложно контролировать и регулировать на государственном уровне, из-за чего во многих жилых областях работа выполнялась некачественно или не выполнялась вовсе.

Поэтому была разработана и принята к исполнению региональная программа по обращению с отходами. В рамках программы полностью пересматривается само понятие твердых коммунальных отходов и все аспекты работы с ними. Ответственным за выполнение программы в каждой части страны становится региональный оператор.

Федеральный закон от N 89-ФЗ в редакции 29.07.2018 года «Об отходах производства и потребления» вступает в силу с 1 января 2019 года. К этому времени во всей стране на региональном уровне должна быть разработана территориальная схема (ТС), программа и выбран свой единый оператор, который займется решением “мусорной” проблемы в своей области.

Регоператор: кто это такой и для исполнения каких функций он необходим

Региональный оператор по обращению с отходами - это избранная компания, которая будет координировать все этапы обращения с отходами. Начиная с его сбора и утилизации, заканчивая уничтожением несанкционированных мусорных свалок.

Его основная цель - соблюдение требований региональной политики, согласно разработанной схеме и программе. С момента вступления реформы в силу, только оператор имеет право на обращение с ТКО, и только он будет нести ответственность за свою деятельность. Это необходимо для того, чтобы сфера мусорообработки могла экологически и экономически регулироваться на государственном уровне.

Статус регионального оператора присваивается на срок не менее 10 лет, но компания может быть лишена этого статуса досрочно из-за невыполнения своих обязанностей или иных правонарушений.

Порядок проведения выборов регионального оператора

Оператором ТКО может стать только юридическое лицо, которое отвечает ряду требований:

  1. Компания зарегистрирована в Российской Федерации.
  2. Деятельность фирмы связана с ТКО.
  3. Имеется лицензия на работу с отходами с 1 по 4 классы опасности.
  4. Компания не была признана банкротом.
  5. Нет административных нарушений, из-за которых деятельность организации была приостановлена.
  6. Нет задолженностей больше определенной суммы средств по всем выплатам за прошедший год.
  7. У руководителей организации и начальников отдела бухгалтерии нет судимостей за махинации с деньгами.

От региональной программы по обращению с ТКО зависит количество региональных операторов, которые будут работать на территории субъекта.

Выборы регоператора проводятся на конкурсной основе. Для принятия решения собирается независимая комиссия, состоящая не менее чем из пяти человек. Среди них нет заинтересованных лиц (супруги и родственники конкурсантов, сотрудники принимающих участие в конкурсе организаций и т.д.).

Выбор основывается на двух критериях: заявленная компанией стоимость услуг и уровень их качества.

Обязанности регионального оператора

Для выполнения своих задач, регоператор должен заключить соглашения с жильцами, УК, и ТСЖ на выполнение своих услуг. Также ему необходимо подписать договоры с организациями, проводящими сбор и вывоз мусора. А также с компаниями, обрабатывающими и обезвреживающими отходы перед захоронением, согласно правилам проведения торгов.

Регоператор несет ответственность за все процессы, происходящие с твердыми отходами с того момента, как их погрузили в мусоровоз.

До тех пор, за складирование и содержание места сбора ответственность несет собственник участка, на котором расположена контейнерная площадка. Когда мусорные баки стоят на площадке, которая относится к имуществу многоквартирного дома, то за ее содержание и реставрацию ответственна управляющая организация. Если баки расположены на общественной территории, то их содержит и ремонтирует администрация района.

В случае, если права собственности на дом не установлены, его должен содержать регоператор до той поры, пока хозяин территории не будет достоверно известен.

Одна из важных функций регионального оператора - устранение незаконных свалок.

Получив сообщение о такой свалке, регоператор выезжает на место, составляет акт и уведомляет собственника земли, на которой расположена свалка. Этот человек обязан уничтожить ее за тридцать дней. Если этого не происходит, то несанкционированную свалку ликвидирует оператор по вывозу мусора, а затем через суд возмещает понесенный финансовый ущерб.

Еще одна задача, которая стоит перед региональным оператором - обеспечить правильную переработку мусора. Оператор будет обрабатывать потоки мусора перед тем, как отправить их на законный для размещения объект.

Постепенно планируется обеспечить переход на раздельный сбор мусора и, соответственно, обеспечение площадок контейнерами для разных видов отходов.

Информацию о своей деятельности оператор заносит в электронную форму территориальной схемы.

Виды отходов, с которыми работает оператор

Регоператор работает со всеми видами отходов, которые ежедневно появляются в процессе жизнедеятельности человека. Также с потребительскими товарами, которые утратили свои полезные качества.

Его сфера деятельности распространяется не только на жителей частного сектора и многоквартирных домов, но и на отходы юрлиц и ИП, если состав этих отходов схож с мусором, производимым частными лицами.

На каких основаниях определяется стоимость услуг

Стоимость услуг определяется по двум схемам:

  1. В зависимости от того, сколько человек имеют прописку на жилплощади или фактически проживают.
  2. В зависимости от размера площади недвижимости.

Выбор расчета стоимости зависит от региональной программы субъекта.

Важным фактором в начислении оплаты становятся нормативы накопления ТКО, которые различны для частных лиц, крупных компаний и индивидуальных предпринимателей. Нормативы устанавливает правительство РФ.

Уполномоченный областной орган определяет тариф на стоимость услуг регионального оператора в тех случаях, если на территории его работ образуется менее 30% от общего объема отходов.

Каким образом будет начисляться оплата за услуги по обработке ТКО

Плата начисляется в зависимости от выбранного расчета тарифа. В том случае, если собственники МКД самостоятельно приняли решение раздельно собирать мусор или заключили договор с регоператором, то оплата рассчитывается исходя из общего объема убранных отходов, поделенного между квартирами.

Таким образом, при самостоятельной сортировке отходов, можно сэкономить на оплате ЖКХ счетов.

Сумма уплаты денежных средств снижается, если человека не было в доме более пяти дней. Тогда он может обратиться за перерасчетом платы. Перерасчет делается и в том случае, если мусор не вывозят вовремя.

Что происходит после выбора регоператора

После выборов в субъекте оператора, собственники заключают с ним договор. Это публичный документ.

Согласно условиям договора, регоператор должен выполнять взятые на себя обязательства, а собственники оплачивать эти услуги через УК, либо напрямую на спецсчет регионального оператора.

Кто обязан заключать договор с региональным оператором

Согласно жилищному кодексу, договор необходимо подписать всем частным лицам, юрлицам и ИП.

Юридические лица могут не заключать договор с регоператором, только в том случае если на их участке есть легальное место для размещения ТКО.

Во всех других случаях за незаключение договора предусмотрена административная ответственность.

Нужно ли заключать договор между РО и владельцами частных домов

Жители частных домов также обязаны заключить договор, чтобы избежать штрафных санкций. Для них заключение договора планируется через публичную оферту. Вносить оплату за услуги нужно будет непосредственно на счет регионального оператора.

В средствах массовой информации будет размещен текст договора, а первая оплата по счетам будет означать автоматическое соглашение с ним.

Нужно ли заключение договора между РО и владельцами дач, садоводческих обществ, хозяев гаражных объединений

Договор с региональным оператором должны заключать все организации, в процессе деятельности которых появляются ТКО. Дачные, садоводческие, гаражные кооперативы подходят под это определение, так как мусор образуется не только в месте постоянного жительства людей, но и в местах их периодического пребывания.

Система заключения договора для указанных собственников такая же, как у жителей частного сектора.

Новая система обработки твердых отходов пока не совершенна, над ее улучшением продолжают работать на региональном, межрегиональном и на государственном уровне.

При нынешнем положении дел в сфере мусорооборота, региональным оператором предстоит реализовать большое количество задач. Требуется построить четкую схему всех действий, направленных на борьбу с отходами, постоянно появляющимися в больших количествах.

1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

2. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.

4. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

5. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям , определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

8. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

9. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 10 ст. 24.6 применяется со дня заключения соглашения по ТКО между субъектом РФ и региональным оператором; в части соглашения между городом федерального значения и другими субъектами РФ - с даты вступления в силу соглашения, но не позднее 01.01.2021, после 01.07.2020 разногласия по соглашению рассматриваются Правительством РФ.

10. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Региональный оператор по обращению с отходами – одно из нововведений нашего государства в «мусорной» сфере. Отходы образуются постоянно и в огромных количествах, управлять ими достаточно сложно. Именно для улучшения регулирования процессов в данной области в настоящее время проводится реформирование системы обращения с ТКО.

Схема обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами, ранее ТБО, читайте ) претерпевает в настоящее время ряд изменений. Внедряемая в 2017-2019 гг. система призвана преобразовать структуру работы с ТКО.

С тем чтобы удовлетворять новым требованиям, все российские регионы должны осуществить разработку территориальной схемы (ТС) обращения с ТКО, региональной программы и произвести выбор оператора, отвечающего за все виды работ, проводимых с отходами на конкретной местности.

Итак, единый региональный оператор по обращению с отходами представляет собой компанию, которая осуществляет координацию всех этапов процесса обращения с мусором (от его сбора до уничтожения незаконных свалок) в границах определенного региона, устанавливаемых ТС. Статус оператора организация получает после прохождения конкурса не менее чем на десятилетний срок.

Главная цель, преследуемая оператором «по мусору», – реализация требований региональной политики в области обращения с ТКО на территории вверенного субъекта РФ. Таким образом, региональный оператор нужен в качестве инструмента для экологического и экономического регулирования данной сферы государством.

Как происходит выбор регионального оператора

Как уже упоминалось, регионального оператора выбирают по результатам конкурсного отбора, все правила которого подробно прописаны в постановлении Правительства РФ от 5 сентября 2016 г.

В документе говорится, что выбор организации для работы с ТКО осуществляется специально собранной конкурсной комиссией, к членам которой предъявляется ряд требований. Так, в постановлении указаны лица, выпадающие из списка возможных участников комиссии. К последним относятся мужья/жены руководителей компаний-конкурсантов, их близкие родственники, оценщики заявок, сотрудники организаций, участвующих в конкурсе и т.д.

Комиссия, состоящая как минимум из 5 человек, называет решение на основании большинства голосов участников заседания. При равном количестве голосов выбор оператора осуществляется председателем экспертной группы.

Конкурсные документы размещаются на сайте torgi.gov.ru примерно за 20 суток до даты окончания времени подачи заявок. Организатором конкурса устанавливаются требования к обеспечению заявки, которые прописываются в соответствующих документах.

Конкурсанты в свою очередь должны удовлетворять следующим основным положениям:

  • они обязаны иметь государственную регистрацию в РФ и лицензию на работу с отходами 1-4 классов опасности;
  • не должны быть признаны банкротами;
  • их деятельность не может быть приостановлена в результате административного нарушения;
  • у них должна отсутствовать задолженность выше определенного размера по выплате налогов, штрафов и т.п. за прошлый календарный год;
  • руководители и главные бухгалтеры компаний не должны иметь судимостей за экономические махинации.

При выборе оператора комиссией оценивается 2 критерия: указанная стоимость всех услуг и степень их качества, определяемая по ряду показателей.

Заявки на конкурс подаются в письменном виде в закрытом конверте, который не позволяет просмотреть его содержание до непосредственного вскрытия.

Обязанности регионального оператора

Региональным оператором по обращению с ТКО должен выполняться ряд обязанностей, в перечень основных входят:


Об одном из региональных операторах и его задачах рассказывают корреспонденты новостей Ставропольского края в следующем видео.

Перечень региональных операторов

За декабрь 2017 г. были отобраны следующие региональные операторы:

  • МУП «Иультинское», Чукотский АО, предприятие осуществляет деятельность в пределах округа Эгвекинот;
  • АО «Управление по обращению с отходами», Сахалинская область;
  • ЗАО «Управление отходами – НН», Нижегородская область;
  • АО «Управление отходами», Саратовская область.

Кроме того, конкурсные отборы операторов будут осуществлены к концу 2018 г. в Свердловской, Ростовской, Кемеровской, Челябинской и др. областях, а также в Красноярском крае, Карелии, на Алтае и в Санкт-Петербурге.

По состоянию дел на 01.01.2018 региональные операторы выбраны в 21 регионе РФ.

Работа региональных операторов направлена на реализацию множества задач, качественное решение которых позволит выстроить четкую схему всех действий, осуществляемых с постоянно образующимся мусором. Однако после внедрения изменений были выявлены некоторые проблемы. Поэтому новая система по работе с ТКО требует усовершенствования.