Басманная д 20 стр 1. Городская усадьба И

Жилой дом Старая Басманная 20к1 расположен по адресу Москва, Старая Басманная, 20 к1 и соответствует по техническим параметрам классу. Жилой дом состоит из общей площадью 0 м² . Надежная конструкция пожаротушения (спринклерная система пожаротушения). Приняты меры для комфорта и безопасности.

  • Охрана

Инфраструктура Старая Басманная 20к1

Инфраструктура объекта включает отделение банка. Старая Басманная 20к1 находится в современном и обустроенном районе Басманный, принадлежащем к округу ЦАО (Центральный административный округ). Инфраструктура соответствует требованиям крупных компаний и предприятий. В шаговой доступности расположены остановки для общественного транспорта: автобусов, маршрутных такси и троллейбусов.

Дополнительно на цену влияют следующие параметры: наличие и количество парковочных мест, возраст здания, контроль доступа посетителей и ряд других факторов. На сайте представлены подробные презентации каждого блока, содержащие фотографии, планировки и цены. Специалист компании Relocom составит подробный список свободных блоков с учетом требований вашей организации. Оставьте заявку или позвоните нам и мы оперативно подберем оптимальный блок напрямую от собственника, сэкономив Ваше время и деньги. Являясь посредником, агентство недвижимости Relocom не берет комиссию с арендатора.

Клуб ТЕАТРЪ - это универсальная концертная площадка с двумя залами. Танцпол большого зала способен вместить до 800 зрителей, VIP-ложа рассчитана на 70 гостей. Малая сцена - небольшой зал на 200 человек. Концерты будут проводиться в обоих залах на постоянной основе: каждый день, кроме понедельника и вторника. По пятницам и субботам - ночные мероприятия различной направленности. Концертная политика клуба эклектичная, со сцены «Театра» будет звучать современная российская и зарубежная музыка всех стилей и направлений, от рока до хип-хопа, от металла до актуальной электроники.

Клуб разместился в историческом здании 18 века на Старой Басманной улице. Изначально зал был построен для проведения приемов и балов, здесь располагался крепостной театр и театр марионеток, а с 90-х годов стали проводить концерты. Название клуба отчасти отсылает к богатой истории строения. Другой немаловажный момент связан с тем, что помещение, спроектированное для театральных постановок и светских мероприятий, обладает отличной акустикой, что для современной Москвы большая редкость.

Большая сцена клуба с красным занавесом и балконы с лепниной, восстановленной по образцам 18 века; современное звуковое и световое оборудование; «ТеатрЪ» - это комфортный и отлично звучащий клуб, позволяющий проводить концерты самого высокого уровня. Кроме того, в клубе будет ресторан с европейской и японской кухней, площадка идеально подходит и для проведения закрытых мероприятий самого разного формата - от банкета на 250 персон в большом зале до свадьбы или дня рождения в малом. Отдельно стоит упомянуть большой гардероб на 1200 мест, который позволит избежать проблемы большинства московских клубов с долгими очередями на входе в холодное время года.

В этой книге собраны истории о людях и домах Москвы. Истории о тех, кого мы совсем не знаем или знаем очень мало. В городских легендах о Москве автор, журналист и москвовед Олег Фочкин через личное восприятие рассказал о не обычных местах столицы, мимо которых мы проходим каждый день и даже если замечаем их, то очень редко знаем их настоящую судьбу. На протяжении нескольких лет собранные автором истории печатались в газете «Вечерняя Москва» и вызвали большой резонанс читателей. Фактически эта книга стала результатом разговора с читателями, дополнившими ее и предложившими свои маршруты путешествий по родному городу. Немецкая слобода и Петровский парк, Замоскворечье и Тверская, Маросейка и Коломенское… И это лишь несколько названий, по которым нам предстоит пройти вместе и открыть их заново.

Из серии: Москва (Рипол)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Городские легенды (О. В. Фочкин, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Красный дом шпионов и чекистов

(Старая Басманная, 20)

Этот дом бросается в глаза, с какой бы стороны вы к нему ни шли. И от станции метро «Бауманская», и от Земляного Вала.

Объясняется все просто – он самый высокий на Старой Басманной улице и служит прекрасным ориентиром, чтобы не заблудиться. Одно «но» – не вписывается он в концепцию старой московской улицы, коей до этого места она является (если идти от Садового кольца).

И все равно я его люблю. Он тоже своеобразный символ эпохи. Он впитал в себя ее дух, ее загадки и тайны, и продолжает возвышаться вопреки всему.

Кооператив «Бауманский строитель»

Когда-то на этом месте стояла усадьба табачного магната Бостанжогло. Но часть домов и пристроек в начале 30-х годов снесли. По указанию самого Сталина улицу хотели расширить, просто проведя карандашом красную линию на чертеже. По этой линии и должны были строить новые дома, а старые – купеческие и дворянские усадьбы приговорили к сносу. Хорошо, что до конца это дело так и не довели. Иначе многие из тех домов, про которые мы с вами беседуем, остались бы только в воспоминаниях да на старых фотографиях.

Дом этот почти вписывается в концепцию улицы, поскольку не выходит своими розовыми боками и фасадом прямо на улицу, а прячется за небольшим сквером, чуть в глубине.

Это дом № 20, корпус 1, по Старой Басманной улице. Изначально восьмиэтажный дом строился под нужды местных жителей. Но странное дело. Как минимум один подъезд в итоге оказался заселен семьями сотрудников НКВД. Многие из них еще недавно жили в этом доме и делились воспоминаниями с автором этих строк о прежних годах и о легендарном разведчике-диверсанте Николае Кузнецове. Здесь он прожил несколько лет. По воспоминаниям жильцов – на восьмом этаже пятого подъезда, что подтверждает мемориальная доска возле дверей подъезда.

Здание строилось несколько лет, с 1934 по 1938 год. Построено оно добротно, с учетом пожеланий будущих жильцов (а далеко не все из них жили в коммуналках). Высокие потолки, деревянные перекрытия, огромное бомбоубежище, в которое можно попасть через подвал. Оно во время войны было рассчитано на все окрестные дома. И очень странные воздухоотводы в квартирах, больше напоминающие шахты лифтов. Старые жильцы говорят, что через них слушали, о чем говорят чекисты и их семьи. Но это только легенда, которую нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть…

Дом кооператива в постконструктивистском стиле строило бюро «11 Моспроекта» – самое компактное и спокойное в те годы. А проект дома разработал архитектор А.А. Кесслер. По его проекту в 1934 году еще были построены дома по Земляному валу (бывшая улица Чкалова) № 14–16.

О жильцах дома ходит много легенд и сказок. Говорят, еще до начала 1990-х годов здесь с гордо поднятой головой жила одна из любовниц всесильного Берии – медсестра, с которой боялись связываться и в ее преклонном возрасте. А о секретах бомбоубежища и его объемах, похоже, даже сотрудники коммунальных служб не все знают. К тому же часть его завалена во время недавних коммуникационных работ во дворе.

Колонист

Но самым известным жильцом дома по праву считают Николая Кузнецова. О нем написано немало правды и лжи. Большинство им восхищается. Но и сегодня на Украине есть те, кто его люто ненавидят. Рассказывать всю историю Кузнецова – дело долгое, да она и не для этой публикации. Мы вспомним немного его предысторию и московский период жизни. Ведь именно отсюда он был заброшен в тыл к гитлеровцам, где и совершил свой подвиг.

Несколько раз в год к его мемориальной доске на этом доме приносят цветы. Мне ни разу не удалось увидеть людей, которые чтят его память в день рождения, 22 июня и в другие важные даты его жизни и истории страны. Но я точно знаю, что среди тех, кто приносит сюда красные гвоздики, есть старые чекисты и их молодая смена.

Николай Кузнецов прожил в этом доме всего два года. С 1940-го по 1942-й. Жильцы дома не догадывались, что этот подтянутый, аккуратный и педантичный инженер – гроза гитлеровской шпионской агентуры, усиленно засылаемой в те годы в нашу страну. На него и доносы постоянно писали. А что? Часто в рабочее время бывает дома. К нему ходят разные люди, красивые девушки. Иностранцы. Компании бывают шумные. Без застолья не обходится. Как не написать письмо в соответствующие инстанции?

Взяла Кузнецова в разработку и наша контрразведка, установила за ним слежку. Даже клички ему давали: «Франт» – за элегантность в одежде и «Атлет» – за мускулистую фигуру. Могли рано или поздно его взять. Но он умело уходил из-под наблюдения и вербовал немцев. Добывал секретные документы.

Он сам добыл летную форму старшего лейтенанта, чтобы соответствовать возрасту и званию, и работал по «легенде», которая просто притягивала разномастных шпионов: работает в Филях, на заводе, где выпускаются самолеты.

Он выдавал себя за инженера-испытателя. Купил фотоаппарат и быстренько переснимал передаваемые ему секретные документы. Машину научился водить тоже сам.

А имя ему тоже выбрали неслучайно – Рудольф Вильгельмович Шмидт. То есть в переводе все тот же Кузнецов. Имя же он поменял при первой женитьбе. Родители назвали его не Николай, а Никандр.

Он набирался языкового опыта с детства в деревне Зырянка, что теперь в Талицком районе Свердловской области. У мальчика был природный талант не только к языкам. Он легко имитировал многие диалекты. Что было особенно ценно в разведке. Судьба у Кузнецова была нелегкой: несколько раз судили, подставляли, потом завербовали. Но обо всем этом уже давно можно прочитать. Например в книгах уже ушедшего, к сожалению, журналиста и историка Теодора Гладкова.

Когда Кузнецов работал в Свердловске уже как секретный агент, у него была приятельница полька – актриса местного театра. И юноша легко изучил польский. Уже в отряде «Победители» под командованием Дмитрия Медведева испанцы, служившие там же, забеспокоились, доложили командиру: боец Грачев (Кузнецов был зачислен в отряд под этой фамилией) понимает, когда мы говорим на родном. А это у Кузнецова, с его лингвистическим талантом, открылось понимание незнакомого до того языка.

А вот личная жизнь не сложилась. Развелся с женой. 4 декабря 1930-го – свадьба, а уже 4 марта 1931-го – развод. Почему – так и осталось тайной. Его первая жена Елена Чугуева окончила медицинский, завершила войну в звании майора и демобилизовалась после победы над Японией. Никому не рассказывала, не хвасталась: я – жена героя.

Но это все до Москвы.

В это время будущий герой работал под псевдонимом «Колонист».

Курировать Кузнецова поручили чекисту Василию Рясному. Первая встреча, чтобы не засветить агента, состоялась около памятника первопечатнику Ивану Федорову. Потом на конспиративных квартирах, в Парке культуры, в Саду имени Баумана.

Прежде всего Кузнецова следовало обустроить в Москве. С жильем в столице всегда было трудно, большинство кадровых сотрудников разведки ютились в коммуналках, отдельные квартиры получали только работники высокого ранга. Кузнецову же, с учетом той деятельности, которой ему предстояло заниматься, требовалась именно отдельная квартира. Остановился Кузнецов в гостинице «Урал», была тогда в Столешниковом переулке недорогая гостиница с рестораном, тоже недорогим, а потому популярным, тем более что кормили хорошо… Теперь это здание дореволюционной постройки снесено.

В период гостиничной жизни Николай Кузнецов всерьез увлекся молодой светской львицей. Богемной художницей, жившей в большом доме на Петровке возле Пассажа. Несколько раз он встречал ее на улице, а потом как-то увидел на знаменитом, очень престижном динамовском катке на той же Петровке и завязал наконец знакомство. У нее было красивое имя Ксана и громкая фамилия Оболенская.

Ксане тоже понравился молодой летчик-командир тоже с необычным именем, к тому же заграничным – Руди. Летчиков тогда вообще обожали. У Ксаны было множество поклонников, в том числе знаменитости из мира кино и театра. Однажды Николай встретил ее в доме кинорежиссера-документалиста Романа Кармена, в другой раз – у популярнейшего артиста Михаила Жарова.

Но перед началом войны к немцам – а Кузнецов был известен девушке как Шмидт – уже относились настороженно. И Ксана решила с ним расстаться. А Кузнецов страдал до самой смерти. Уже в партизанском отряде он просил командира Дмитрия Медведева: вот адрес, если погибну, обязательно расскажите обо мне правду Ксане. И Медведев, уже Герой Советского Союза, отыскал после войны в центре Москвы эту самую Ксану, выполнил волю другого Героя. Но домой вернулся злой и хмурый. О разговоре ничего не рассказал даже жене…

Вскоре молодой и стройный клиент гостиницы, вызывавший неизменный интерес постоялиц, съехал. Василий Рясной поселил его в конспиративную квартиру, где и сам был прописан под фамилией Семенов, на улице Карла Маркса. Квартира была напичкана разной техникой. (Поначалу, правда, Кузнецову пришлось пожить в коммуналке, в доме № 10 по Напрудному переулку, 1.) «Колониста» прописали как родственника Семенова. По воспоминаниям Рясного, квартира состояла из двух комнат. Окно одной комнаты выходило на улицу, вернее, в палисадник перед домом, другой – в боковой дворик между домами.

Но поскольку квартиры здесь четырехкомнатные, то, скорее всего, вместе с ними жили и другие люди – возможно, тоже сотрудники НКВД. К сожалению, об этом Рясной ничего в своих воспоминаниях не говорит.

Из мебели имелись кровать, стулья, платяной шкаф, этажерка для книг, радиоприемник. На кухне – газовая плита, столик, табуретки. О домашних холодильниках тогда никто и понятия не имел. Кузнецов был своим человеком в богемном московском обществе, где возле артистов, и в первую очередь артисток, певиц, балерин, вращались писатели, журналисты, партийные деятели, военные, дипломаты, в том числе и иностранные. Местами встреч с ними Кузнецова-Шмидта были рестораны «Метрополь» и «Националь», театры, концертные площадки. В это время он активно работает также и под руководством майора госбезопасности Виктора Ильина, курировавшего творческую интеллигенцию. Очень помогал ему в работе неизменный успех у женщин – от горничных до прима-балерин Большого театра.

Однажды в театре Шмидт познакомился с одним из членов делегации из Германии, а тот в свою очередь познакомил его с женщиной – сотрудницей германского посольства. Завязался роман. Советская разведка стала получать информацию. При участии Кузнецова были добыты документы у немецкого военно-морского атташе Норберта Вильгельма фон Баумбаха.

В интересах контрразведки Кузнецов сумел очаровать горничных норвежского и иранского послов (обе были немками), а также жену личного камердинера посла Германии Ганса Флегеля Ирму. Потом, кстати, подобрались и к самому Флегелю. Он был страшным бабником, на этом подловили и его. Это тоже было значительное личное достижение Кузнецова. Флегель был настолько убежден в прогерманских и пронацистских симпатиях Шмидта, что на Рождество 1940 года подарил ему… членский значок НСДАП, а позже достал экземпляр книги Гитлера «Майн кампф». Потом Кузнецов добился прямо-таки невероятного: во время очередного кратковременного отъезда Шуленбурга в Германию он уговорил камердинера показать ему квартиру посла в Чистом переулке (теперь в этом особняке резиденция Патриарха) и потом составил точный план расположения комнат и подробнейшее описание кабинета. Не забыл даже указать, что на столе Шуленбурга стояли в рамках две фотографии: министра иностранных дел Германии фон Риббентропа и… берлинской любовницы, русской по происхождению…

В марте 1941 года Флегель стал проявлять особый интерес к новейшим советским самолетам и начал убеждать Шмидта-Кузнецова вести скрытую фотосъемку. Ему подсунули хорошо проработанную дезинформацию.

Часовщик

Благодаря Шмидту в 30-х годах удалось завербовать советника миссии Словакии Крно, по совместительству немецкого разведчика. Крно знал Кузнецова как летчика-офицера, который помогал ему сбывать контрабандные часы. Но интересовался и нашими самолетами. Вскоре было принято решение о вербовке.

Для этого требовалось завлечь Крно на квартиру Кузнецова. Когда дипломат в очередной раз вернулся из Братиславы с товаром, то сразу позвонил Руди – пора забирать товар. Телефон был предусмотрительно «посажен на кнопку». Николай сказал ему, что прийти на встречу не может (обычно их свидания происходили в Сокольниках или Центральном парке, а однажды дипломат передал Шмидту большую партию товара в туалете Дома Союзов в антракте концерта «гвоздя сезона» – джаз-оркестра Эдди Рознера), так как при аварийной посадке повредил ногу и в течение недели, а то и двух вынужден сидеть дома. Крно такого не ожидал и растерялся. Кузнецов заверил, что у него есть хороший оптовый покупатель, который может сразу взять всю партию, поэтому он предлагает дипломату завезти ему товар домой. А дабы Крно ничего не заподозрил, даже попросил купить для него кое-что из съестного: сосиски, хлеб, масло, бутылку молока. Весь визит, мол, займет не больше пяти минут. Крно колебался, прекрасно понимая, что ему, дипломату, лишний раз являться на дом к перекупщику, хоть и командиру Красной Армии, никак нельзя. Но и возможный куш упускать не хотелось.

Кузнецову забинтовали ногу, принесли костыли, на улице расставили людей для наружного наблюдения.

В назначенное время Крно приехал на трамвае № 28, вышел за остановку раньше – у Сада имени Баумана. А потом пешком дошел до дома Кузнецова, проверившись по дороге нет ли за ним слежки.

Кузнецов встретил его, прыгая на костылях, иногда морщился от боли. И это была не игра: ему наложили слишком тугую повязку, ступня затекла, а перебинтовывать ногу было поздно.

Дипломат успокоился, снял пиджак – под ним обнаружился широкий полотняный пояс со множеством кармашков на молниях. В каждом лежало по паре мужских или дамских часов «мозер», «лонжин», «докса», других известных фирм.

И вдруг раздался требовательный звонок в дверь. Кузнецов проковылял на костылях в прихожую, открыл. Вошел Рясной с двумя оперативниками.

– Мы из домоуправления, в квартире под вами протечка потолка. Надо проверить ванную и кухню.

Трое вошли в прихожую, в раскрытую дверь комнаты увидели незнакомого человека без пиджака и какой-то странный предмет, вроде дамского корсажа на столе перед ним.

– А вы кто такой? – спросил Рясной.

Крно, запинаясь, что-то пробубнил в ответ.

– Предъявите ваши документы.

– Но зачем? – запротестовал Кузнецов. – Ваше дело протечка, вот и ищите ее.

– Никакой протечки нет, это предлог. Я начальник уголовного розыска района Семенов. К нам поступил сигнал, что в доме скрывается опасный преступник. Мы проверяем все квартиры подряд. Так что попрошу вашего гостя предъявить документы.

Крно растерялся. Меж тем один из оперативников уже расстегивал кармашки пояса и доставал часы.

Николай, продолжая игру, прилег на кровать, поудобнее пристроив ногу.

– Я дипломат, – заявил Крно и трясущимися руками протянул Рясному свою аккредитационную карточку.

– В таком случае, – сказал псевдо-Семенов, бросив взгляд на груду часов, – я должен сообщить о вашем задержании в наркомат иностранных дел.

Он поднял трубку и стал вращать диск. Крно схватил его за руку и стал умолять:

– Пожалуйста, не надо никуда звонить. – Он указал пальцем на часы. – Здесь целое состояние, забирайте.

По знаку Рясного оперативники вышли, но один из них перед этим вынул из-под плаща фотоаппарат ФЭД и сделал несколько снимков. Уже все поняв, Крно окончательно сник.

– Часики нам не нужны, – ответил Рясной. – Но договориться можно.

Крно молча кивнул. Вербовка состоялась.

За линию фронта

Вскоре началась Великая Отечественная война, и инженер Шмидт остался не дешифрован немецкой разведкой. Рудольфу Шмидту предстояло исчезнуть, чтобы уступить место Паулю Зиберту. Последующие месяцы учебным классом стала его собственная квартира. Основными наставниками в эти дни стали лейтенант госбезопасности Саул Львович Окунь и сержант госбезопасности Федор Иванович Бакин. Кузнецов тщательно изучал структуру и методы работы гитлеровских спецслужб. Разведчик должен был знать очень многое, вплоть до содержания книг, написанных уже в гитлеровские времена, а также сюжеты кинофильмов, имена актеров, спортивные события… Провал мог случиться из-за любой ерунды. Рабочий стол Кузнецова был завален книгами, уставами, наставлениями, схемами. Преимущественно на немецком языке, но были и на русском – всякого рода пособия для советских военных переводчиков, словари.

Имена, фамилии, чины огромного количества высших сановников и военачальников третьего рейха.

Правила ношения военной формы – в немецкой армии предусматривалось четырнадцать вариантов различных комбинаций предметов обмундирования и обуви. К примеру, точно регламентировалось, в каких случаях брюки носить навыпуск, а в каких – заправлять в сапоги.

Для лучшего ознакомления с бытом и нравами вермахта было решено заслать Кузнецова на своеобразную стажировку в среду немецких военнопленных. Под Москвой, в Красногорске, находился центральный лагерь немецких пленных № 27/11. В одном из офицерских бараков и объявился однажды с очередной партией пехотный лейтенант. Там он почерпнул много нового, что было расхожим только в немецкой офицерской среде. Вторжение в Польшу по этим неписаным правилам полагалось называть только «поленфельдцуг» – «Польский поход». О немецком народе в целом полагалось выражаться: «фольксгемайншафт» – «народное сообщество». Беспартийных официально называли «фольксгеноссе» – «товарищ по народу».

В специфической среде военнопленных Кузнецов прижился легко, никто его ни в чем так до конца и не заподозрил, хотя он держался с предельной осторожностью.

26 августа 1942 года самолет по специальному заданию НКВД вылетел за линию фронта. В составе группы из 11 парашютистов находился Николай Иванович Кузнецов.

В дом № 20 по улице Карла Маркса Кузнецов уже не вернулся. Сейчас красная ветка рябины склонилась под тяжестью ягод к памятной доске разведчика. И снова лежат гвоздики…

Старая Басманная

Улица за свою историю меняла название не один раз. До 1730 года она носила название Басманная. Затем, когда рядом появилась еще одна, сходящаяся возле Разгуляя со своей соседкой, улица стала Старой Басманной. А вторая, соответственно, Новой Басманной.

Так «Старая» и звалась до конца 1917 года. Тогда здесь шли затяжные бои между мальчишками-юнкерами, оборонявшими Кремль и рабоче-крестьянскими и солдатскими отрядами. И два года после этого улица носила имя Коммуны. Затем она стала Марксовой, вплоть до того момента, как Сталин решил провести красной линией широкие проспекты и в 1938-м приказал снести часть старых домов. И до 1994 года улица Чернышевского (нынешняя Покровка) плавно переходила, пересекая Садовое кольцо, в улицу Карла Маркса. Сейчас ей вернули прежнее название – Старая Басманная.

Одним из самых длинных маршрутов столичных трамваев в 30-е годы прошлого века был маршрут № 28. Он проходил почти через весь центр города, начиная свой бег от Синичкиного пруда у Солдатской улицы и делая заключительный круг возле Екатерининской площади и Уголка Дурова. Пробегал он и по Старой Басманной, где раньше по булыжной мостовой грохотала конка.

Общежития раннего конструктивизма

Купеческие и доходные дома стали сносить на Старой Басманной в 20-е годы. А на их месте появились пятиэтажные корпуса, выстроенные в 1927–1929 годах по проекту архитектора Б. Сидорова.

Из особенностей – полосы на фасадах, подчеркивающие лестничные клетки. Необычная форма балконов – у каждого дома своя: где-то закругленные и длинные, почти во весь этаж, где-то традиционные. Эти дома все числится как дом № 20, только корпуса разные: 2, 3 и 4, на 30, 24 и 44 квартиры соответственно. Затем, когда снесли остатки усадьбы и фабрики табачного короля Бостанжогло, на их месте уже в 1957 году появились 4-этажные жилые дома, на 25 и 16 квартир. Впрочем, строили их сразу под коммуналки. И, как и у домов 20-х годов, отличительной чертой так и остались длинные коридоры вдоль всех комнат да общие кухни.

В этой книге собраны истории о людях и домах Москвы. Истории о тех, кого мы совсем не знаем или знаем очень мало. В городских легендах о Москве автор, журналист и москвовед Олег Фочкин через личное восприятие рассказал о не обычных местах столицы, мимо которых мы проходим каждый день и даже если замечаем их, то очень редко знаем их настоящую судьбу. На протяжении нескольких лет собранные автором истории печатались в газете «Вечерняя Москва» и вызвали большой резонанс читателей. Фактически эта книга стала результатом разговора с читателями, дополнившими ее и предложившими свои маршруты путешествий по родному городу. Немецкая слобода и Петровский парк, Замоскворечье и Тверская, Маросейка и Коломенское… И это лишь несколько названий, по которым нам предстоит пройти вместе и открыть их заново.

Из серии: Москва (Рипол)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Городские легенды (О. В. Фочкин, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Судьба табачных королей

(Старая Басманная, 20, стр. 15)

Мануфактурная изба

Если со Старой Басманной улицы завернуть за массивный, времен конструктивизма 30-х годов прошлого века, дом № 20 – к которому мы еще обязательно вернемся в следующий раз, – то вдруг перед вами окажется небольшая двухэтажная усадьба. Она тоже значится под номером 20, только с дополнением – строение 8. Помните, в прошлый раз, когда мы прошлись по улице Лукьянова и вспомнили, что раньше это был Бабушкин переулок, то говорили, что на противоположной стороне Старой Басманной находилась шелковая ткацкая мануфактура купцов Бабушкиных, существовавшая с 1757 года. Вот здесь она и располагалась довольно длительное время (дом был построен годом раньше открытия фабрики). И тогда, конечно, никакого восьмиэтажного дома здесь и быть не могло.

Усадебное здание, о котором мы поговорим сегодня, носит довольно классический характер. Но стоит оно над более древними палатами. Наиболее древняя – левая часть дома. Несколько лет назад его ремонтировали и сбили штукатурку. На фасаде оказались хорошо видны следы барочных наличников и украшений времен его постройки.

Напомним, что именно на их деньги князь Ухтомский воздвиг на Старой же Басманной церковь Никиты Мученика. Кстати, Андрей Иванович Бабушкин не только продавал текстиль, но и имел производящие товар фабрики: на Ильинке и в Сыромятниках. Не гнушался он и питейным подрядом, а кроме того, вырабатывал шелк – причем одно предприятие, где уже в 1770-х насчитывалось свыше 100 станов, располагалось подле жилья, напротив переулка. Теперь этого дома (строение 11) уже нет. А ранее он носил название «мануфактурная каменная изба». После Бабушкиных этой усадьбой с 1787 года владел сенатор, генерал-поручик Иван Львович Чернышев.

17 ноября 1786 года ему было поручено отправиться в Москву из Костромского наместничества для присутствия в особом комитете по делу о разных беспорядках в комиссариате, и с этого времени Чернышев поселился в Москве. Умер он в 1791 году и похоронен был в Донском монастыре.

Его сын, Александр Иванович, сделал блестящую карьеру и был представителем императора при дворе Наполеона до самого начала Отечественной войны 1812 года. Наполеон уважал его и доверял ему. В царствование императора Николая Павловича А.И. Чернышев получил княжеское достоинство.

Табачный король

В 1859 году в домовладении № 20 по Старой Басманной разместилась табачно-гильзовая фабрика купца Михаила Ивановича Бостанжогло, для которой были построены производственный корпус (строение 13) и фабричная школа (строение 9, архитектор Н.Н. Кюлевейн).

Товарищество табачной фабрики «Бостанжогло М.И.» было основано в 1872 году с уставным капиталом в 650 тысяч рублей на паевой основе (650 паев по 1000 рублей). На фабрике насчитывалось 700 рабочих и существовала собственная реализационная сеть. Магазины располагались в Москве (на Кузнецком Мосту и Никольской улице) и других российских городах, а также в Берлине.

Надо сказать, что это была не единственная табачная фабрика в городе. В 1891 году, когда строится новая табачная фабрика «Дукат» (название было образовано из сочетания двух фамилий: Дуван и Катык), в городе, помимо предприятия грека Бостанжогло, существовало еще два крупных табачных предприятия: купчихи А.Ю. Габай (современная «Ява») и папиросно-гильзовая фабрика Абрама Катык.

Владельцы многих русских табачных фабрик в те годы занимались благотворительностью, меценатством, вкладывали значительную часть своих капиталов в культуру, образование, медицину, религию.

По преданию, именно Михаил Бостанжогло первым познакомил москвичей с папиросами и нанес «жестокое поражение чубукам и трубкам, измыслив для замены их бумажные гильзы или патроны».

В 1920-е годы в усадьбе Бостанжогло располагался Бауманский райком, в котором работал мало кому известный тогда Никита Хрущев – будущий руководитель партии и правительства. Потом райком снесли и построили новый. На месте снесенного здания теперь стоит здание кооператива «Бауманский строитель».

Нынешний арендатор здания – бывшей усадьбы Чернышева-Бабушкина-Бостанжогло – «Газэкономика».

Семья Бостанжогло

Происходили табачные фабриканты Бостанжогло (хотя нередко встречается и другое написание их фамилии – Бостан Джогло) из нежинских греков.

Основателем династии был Михаил Иванович Бостанжогло (1789–1863). В знаменитых мемуарах «Моя жизнь в искусстве» Станиславский упоминает Михаила Ивановича как «старика Б». Жену свою – Елену (Йорганду) Яковлевну Милиоти (1802–1885) – тот похитил в гареме турецкого султана. «И было у него с „султаншей“ шестеро детей, греков и гречанок по отцу и турок и турчанок по матери, два сына и четыре дочери». Оба сына – Василий Михайлович и Николай Михайлович – соучредили с отцом табачную фабрику «М.И. Бостанжогло и сыновья». А две из четырех дочерей – Александра Михайловна и Елизавета Михайловна – удачно вышли замуж, связав через своих мужей роды Бостанжогло и Алексеевых, купцов первой гильдии.

Наиболее прославился в Москве сын основателя династии Василий Михайлович (1826–1876). Как писали современники, был он человек крайне тщеславный, и за это в купеческой среде его недолюбливали.

Известный предприниматель Найденов писал о Василии Михайловиче, что «он из-за какого-нибудь ордена не побережет отца родного». Регулярно можно было встретить его в приемной московского генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова.

В 1875 году Василий Бостанжогло устроил празднование восьмилетия его службы в качестве купеческого старшины. По этому поводу была даже выпущена брошюра «Русское спасибо Василию Михайловичу Бостанжогло от Московского купеческого общества 1 января 1875 г.».

В том же году Василий Михайлович серьезно заболел и отправился для лечения за границу. А в это время Москву посетил император Александр II и по обычаю награждал орденами московских деятелей. Отсутствующего Бостанжогло орденом обнесли. Огорчение его было безгранично. Через князя Долгорукого он все же выхлопотал себе очередную звезду, которую ему и привезли за границу. Несмотря на плохое самочувствие, он тут же сфотографировался в мундире с новым орденом.

Василий Бостанжогло был женат на своей двоюродной сестре Любови Сергеевне Алексеевой (сестре Константина Станиславского).

Алексеевы – «текстильные фабриканты, выходцы из крепостных ярославских русаков, работали с хлопком, шерстью, золотой и серебряной канителью».

Дети основателя табачной династии

Александра Михайловна Бостанжогло вышла замуж за Василия Абрамовича Яковлева, владевшего каменоломнями в Финляндии и поставлявшего мрамор и гранит в Санкт-Петербург. Александровская колонна на Дворцовой площади (вырубленная из двух цельных глыб) – его (и архитектора Монферрана) детище, как и Исаакиевский собор, построенный из поставленного им гранита.

Яковлев к моменту женитьбы на Александре Михайловне уже имел двух дочерей от первого брака с актрисой Мари Варле. После крещения девочки из Мари и Адели Яковлевых превратились в Марию и Елизавету.

Елизавета Васильевна впоследствии вышла замуж за Сергея Владимировича Алексеева, и у них родился сын Костя, ставший великим Станиславским. Елизавета Васильевна родила девятерых детей и поднимала еще четырех – рано ушедшей сестры Марии Бостанжогло.

Младший брат Александры Николай Михайлович Бостанжогло (1826–1891) женился на Марии Васильевне Яковлевой (1838–1864). Другими словами, мачеха и муж Марии Васильевны были родными братом и сестрой.

Бабочка Бостанжогло

Сын Николая и Марии Василий Николаевич Бостанжогло родился в 1860 году. В сведениях о купеческом роде Алексеевых про него написано: «Он был очаровательный, душевный, умный человек, всегда веселый, остроумный, располагающе уютный и беззаботный. Окончил московский университет по юридическому отделению, ученый-естественник, всю жизнь изучавший бабочек и открывший бабочку, названную его именем. После национализации фабрики он работал делопроизводителем в Шаляпинской студии. Был расстрелян 9 июля 1920 года „за спекуляцию николаевскими рублями“».

Он собрал коллекцию из 1184 птиц. В коллекции Государственного дарвиновского музея и сегодня хранятся 17 тушек и 12 чучел из его сборов. Трагическая судьба постигла и его сына Василия Васильевича. Он тоже был осужден за хранение немецких журналов, а также обвинен в том, что помог продать за бесценок табачное дело иностранцам. Затем был сослан, где получил новое обвинение и «высшую меру».

Шахматный меценат

Его младший брат Михаил Николаевич родился двумя годами позже. Воспитывался вместе с Константином Станиславским.

Был «бонвиваном, балетоманом и картежником». Михаилу Бостанжогло принадлежит своеобразный рекорд России: за один вечер в Английском клубе он выиграл у купца Михаила Морозова больше миллиона рублей! На почве карт и общего театрального круга сошелся с князем Сумбатовым-Южиным, знаменитым актером и драматургом, с которым разрабатывал систему игры в казино и даже собирался играть с ним на пару в Монако.

После смерти отца с 1891 по 1918 год возглавлял «Товарищество М.И. Бостанжогло и сыновья», занимая должность директора-распорядителя, владел 40 процентами паевого капитала (столько же было у брата Василия Николаевича). Одновременно Михаил Николаевич был попечителем Александро-Мариинского приюта для беззащитных детей, членом Московского губернского присутствия по квартирному налогу, старшиной Русского охотничьего клуба, старостой церкви Святого Никиты Великомученика, избирался гласным Московской городской Думы…

В 1918 году фабрика была национализирована, и Михаил Николаевич был принят на работу в сменившую название фабрику «Красная звезда» на должность кассира. Теперь рабочие получали зарплату из рук бывшего владельца.

После расстрела брата (ближайшие родственники тоже проходили по «делу»), Бостанжогло выгнали и с этого места работы. Помог кузен: Михаила Николаевича устроили кассиром Первой студии Художественного театра. К тому времени Бостанжонгло «неузнаваемо переменился, стал безропотным, болезненно тихим».

В 1929 году «бывшего потомственного почетного гражданина Москвы сначала арестовали, а затем наказали – при полном отсутствии улик, за „богатую фамилию“ – лишением прав проживания в Москве, Ленинграде и областях этих городов, Киеве, Харькове и Одессе. ОГПУ потребовало прикрепления лишенца к определенному месту жительства за пределами означенных точек».

Михаил Николаевич выбрал Воронеж, где в это время находилась его племянница с мужем (своей семьи и детей у Бостанжогло не было). 2 декабря 1929 года он прибыл в место ссылки. Очень скоро родственники переехали в Свердловск, а Михаил Николаевич так и остался один в Воронеже, где 17 августа 1931 года скончался в психиатрической городской больнице. Хоронить его было некому.

Надо отдать должное Константину Сергеевичу Станиславскому: как свидетельствуют документы, он в разные годы многократно обращался с письмами к Ягоде, Енукидзе, Вышинскому с просьбами о смягчении участи своих родственников. Иногда это давало результат: отправку вместе в один лагерь двух членов семьи можно было считать удачей.

Михаил Николаевич Бостанжогло также хорошо известен как шахматный меценат.

Он был почетным членом Московского шахматного кружка и Санкт-Петербургского шахматного собрания, а также главным спонсором крупнейших шахматных соревнований, проводимых в России на протяжении двадцати лет.

«Вишневый сад»

Лето 1902 года Чехов провел на подмосковной даче Константина Станиславского в сельце Любимовка по Ярославской железной дороге на берегу живописной речки Клязьмы.

Среди прототипов героев «Вишневого сада», который там и писался, были и члены семьи Станиславского. Например, Шарлотта Ивановна – это Лили Глассби, гувернантка детей Елены Николаевны Смирновой-Бостанжогло. Она была влюблена в Чехова и в шутку называла его братом. Он тоже флиртовал. Но после отъезда уже не писал ей.

После смерти хозяйки в 1912 году Лили взяла на себя заботу о детях. А вскоре стала Еленой Романовной Смирновой, мачехой «смирновских девиц», своих воспитанниц.

В 1920 году был расстрелян уже упомянутый Василий Николаевич Бостанжогло, родной брат покойной Елены Николаевны. И в том же году Лили-Елена овдовела. Обрусевшая англичанка, уплотненная подселенцами в бывшем роскошным особняке Бостанжогло на Старой Басманной в две комнатки, выгороженные из парадного зала, осталась в советской России одна. Через несколько долгих лет, потраченных на получение визы, ей удалось вернуться в Англию, где она и умерла под фамилией Смирнова в начале 1950-х.

Городской голова

Еще один представитель рода Бостанжогло по материнской линии – городской голова Николай Александрович Алексеев (1852–1893), сын Елизаветы Бостанжогло.

Первое крупное пожертвование Алексеев сделал в память о своем отце Александре – 71 807 рублей (в переводе на современные деньги около 72 миллионов) на строительство двух городских начальных училищ, каждое на 100 детей (1883). Всего за восемь лет службы Алексеева на посту городского головы было открыто более 30 школ.

В 27 лет он стал гласным (депутатом) Московского губернского земства от Москвы, а через год, в 1881-м, гласным Московской городской думы.

В течение семи дней Алексеев решил тянувшийся годами вопрос о больнице для душевнобольных. Журнал «Русское обозрение» писал, что он заявил гласным Московского губернского земского собрания, настаивавшим на предварительной переписи умалишенных: «Если бы взглянули на этих страдальцев, лишенных ума, из которых многие сидят на цепях в ожидании нашей помощи, вы не стали бы рассуждать ни о каких… переписях и прямо приступили бы к делу. Нужно найти помещение, сегодня его отопить, завтра наполнить койками, а послезавтра – больными!» В тот же день Алексеев нашел заем в 25 тысяч рублей, подходящий дом на Воробьевых горах, койки, постельное белье. Уже через десять дней 45 больных были переведены в новую больницу из мрачных сырых комнат Матросской богадельни, где самых буйных из них действительно приковывали цепями.

В 1880-е годы нехватка мест в больницах стала хронической. Поступок городского головы показал, что проблема решаема.

В 1889 году Алексеев обратился к гласным Московской думы и купечеству с призывом собрать деньги на расширение Преображенской психиатрической больницы. И первым внес 350 тысяч рублей. За год было собрано более 1,5 миллиона рублей. Было решено одновременно с обновлением Преображенской больницы устроить новую лечебницу на купленной городом «даче Канатчикова» (загородный участок купца Канатчикова). Больница, названная «Алексеевской», приняла первых пациентов в 1894 году.

При правлении Алексеева в Москве возникли и два крупнейших дома призрения. Один был создан на пожертвования братьев Бахрушиных, другой – на деньги Николая Боева.

В период руководства Алексеева была проведена муниципализация сферы здравоохранения и общественного призрения. Под опеку города в 1887 году были взяты ранее подведомственные Приказу общественного призрения больницы: Первая городская, Преображенская, Старо-Екатерининская, Яузская, Басманная и Мясницкая, Императорский Екатерининский богаделенный дом, Ахлебаевский странноприимный дом.

Москвич в седьмом поколении, Алексеев стремился преобразовать родной город в цивилизованную европейскую столицу. Два срока его пребывания на посту городского головы (1885–1893) стали переломными для городского бюджета и коммунального хозяйства. При нем были построены Верхние торговые ряды на Красной площади и здание Исторического музея, 110-километровый мытищинский водопровод и бойни, начато устройство канализации, замощены улицы и налажена их уборка, на местах свалок устроены скверы и бульвары. Строительство водонапорных башен у Крестовской заставы Алексеев оплатил из своего кармана. А жалованье городского головы – 12 тысяч рублей в год – отдавал на пособия малооплачиваемым служащим городской управы.

Традиции благотворительности были привиты ему в семье. Мать Елизавета, урожденная Бостанжогло, дочь крупнейшего московского табачного фабриканта, пожертвовала свыше 40 тысяч рублей на создание богадельни Пресненского попечительства о бедных.

Алексеевы владели крупнейшей в России золотоканительной фабрикой (основана в 1785 году), сдавали в аренду принадлежавшие им лавки в Старом Гостином дворе и в Верхних торговых рядах. После смерти отца купец первой гильдии и потомственный почетный гражданин Николай Алексеев стал одним из директоров товарищества «Владимир Алексеев» и прочих семейных предприятий.

В 1892 году было построено новое здание Московской городской думы (в советский период – музей Владимира Ленина, сейчас один из корпусов Исторического музея). В этом здании во время приема посетителей психически больной новохоперский мещанин Андрианов выстрелил в Алексеева. За его жизнь боролись лучшие хирурги во главе с Николаем Склифосовским, но операция не помогла из-за тяжести ранения. 14 марта 1893 года в последний путь городского голову провожали 200 тысяч москвичей (четверть городского населения), стоявших вдоль всего десятикилометрового пути траурного кортежа.

Газета «Московский листок» писала: «Погиб ЧЕЛОВЕК! – с какою же тоскою в голосе говорили все. – Молодой, счастливый, богатый, окруженный семьею, погиб от руки варвара, который ворвался к нему вооруженный!» Алексеев был похоронен на семейном участке в Новоспасском монастыре. Могила уничтожена в начале 1920-х годов.

Папиросы «Голубка»

Эти папиросы третьего сорта были одними из самых известных в царской России во втором десятилетии XX века. «Голубка» была одним из самых дешевых «горлодеров» с фабрики Бостанжогло. После революции фабрика братьев Бостанжогло была национализирована и стала называться «Красная звезда».

Фабричная школа

Старая Басманная, дом 20, строение 9 – деревянный дом 1859 года постройки. Он пережил несколько пожаров, но стоит и сегодня. В нем находится теперь жилищное управление. А построен домик по указанию Михаила Бостанжогло как школа. Чтобы можно было обучать детей работников табачно-гильзовочной фабрики. Архитектор Н.Н. Кюлевейн.