Как отучить ребенка от планшета без истерик. Как научить ребенка жить без гаджетов? Как отучить ребенка от планшета? Как отучить ребенка от компьютера и планшета

Речь пойдёт не только о планшетах. Компьютер, мобильный телефон и другие устройства, вошедшие в нашу жизнь, обладают над нами огромной властью. Сейчас сложно найти взрослого, абсолютно независимого от интернета и современных компьютерных технологий. Детская зависимость от гаджетов – явление ещё более распространённое. Сначала родители дают крохе дорогую игрушку, которая моментально завоёвывает детское внимание яркими, картинками, сменяющими друг друга от одного прикосновения к экрану. Но проходит время, и появляется тревога: без планшета или смартфона малыш капризничает, не слушается, отказывается играть с обычными игрушками. У взрослых детей ситуация усугубляется проблемами в учёбе, агрессивным поведением. Что делать? Как отвлечь ребёнка от мобильного телефона? Этот вопрос становится для молодых родителей настоящей проблемой.

Даже взрослые не могу устоять перед соблазном полистать страницы социальных сетей, поиграть в захватывающие компьютерные игры с интересным сюжетом, уносящие игрока далеко от реальности. Для маленького человечка с несформированной эмоционально-психологической организацией взаимодействие с гаджетами, интернетом приводит к серьёзным, часто губительным осложнениям:
  • малоподвижный образ жизни, оказывающий негативное влияние на растущий организм;
  • патологии развития нервной системы;
  • психологические отклонения, развивающиеся в результате доступности контента для взрослых;
  • проблемы с социализацией (малыш не может общаться с другими детьми, замыкается в себе);
  • замещение реального мира виртуальным;
  • развитие глубокой психологической зависимости.
Но есть и другая сторона медали. Если правильно организовать режим, досуг ребёнка, отвести в графике время на развивающие компьютерные занятия для детей, малыш только выиграет. Он научится грамотно использовать возможности интернета для эффективного обучения, получит доступ к новым знаниям, расширит круг своих интересов.

Специалисты в области детской психологии рекомендуют родителям использовать высокотехнологичные устройства только по необходимости, с целью обучения и строго контролировать этот процесс. Как правильно это сделать?
  • установить лимит времени (для малышей 5-6 лет – максимум 35 минут, для старших детей 8-12 лет – до 60 минут);
  • позаботиться о том, чтобы ребёнку было удобно заниматься, чтобы монитор располагался на уровне глаз на оптимальном расстоянии;
  • предлагать крохе полезные игры и занятия, способствующие его всестороннему развитию;
  • применять виртуальные фильтры с целью контроля доступа к нежелательному контенту.

Если же момент упущен, и остро стоит вопрос, как преодолеть зависимость детей от компьютера, необходимо вспомнить основные правила воспитания:
  1. Быть образцом для подражания. У деятельных родителей с большим списком увлечений, насыщенной жизнью дети, как правило, тоже живут активно, с удовольствием взаимодействуют с окружающим миром.
  2. Проводить время вместе. Общие интересы, домашние хлопоты наполняют действия ребёнка смыслом, формируют у него ощущение значимости и принадлежности семейному кругу.
  3. Предоставить возможность регулярно проводить время со сверстниками. Общение, игры с другими детьми оказывают огромное влияние на развитие коммуникабельности, способности адаптироваться в социуме.
  4. Обеспечить всестороннее развитие.
  5. Помнить о рациональном распределении детской энергии. Спортивные занятия, танцы, футбол, плавание – любая физическая активность, в том числе подвижные игры во дворе, катание на роликах только на пользу малышу.
  6. Завести домашнее животное. Забота о питомце поможет формированию у ребёнка ответственности, дисциплины, сострадания.
  7. Будьте последовательны, не отступайте от установленных правил пользования компьютером.
Если вы не знаете, чем отвлечь ребёнка от планшета, как правильно вести себя с малышом, требующим любимую игрушку, вспомните себя в детстве. Дети разных поколений имеют одни и те же интересы и потребности – много внимания, любви, весёлые игры, желание исследовать, узнавать что-то новое. При грамотном использовании, компьютеры тоже могут стать частью естественного всестороннего развития крохи. https://www.youtube.com/watch?v=5g9VXZL_WFI https://www.youtube.com/watch?v=rbppCCO81zs https://www.youtube.com/watch?v=sasUm2eOVdM

Дети и гаджеты.Моя трехлетняя дочурка не расстается с гаджетами и устраивает истерики, при попытке забрать планшет. Увлечение современных детей гаджетами вызывает тревогу у родителей, психологов и окулистов.

Проблема излишней увлеченности ребенка планшетом не обошла стороной и меня. Современные дети и гаджеты практически с рождения на одной волне, и это нужно разумно использовать для развития ребенка. В первые же дни после покупки я сама закачала туда несколько приложений для развития мелкой моторики. Первые сутки я была очень довольна, видя в этом только плюсы, минусы гаджетов для детей я поняла буквально через пару дней.

Гаджеты и маленькие дети: в чем плюсы

  • Различные развивающие приложения
  • Скорость реакции
  • Усидчивость
  • Логика
  • Можно учить тому, чем сам не владеешь в совершенстве (английский для малышей)
  • У родителей появляется свободное время

Для понятия картины опишу некоторые закачанные приложения. Цель покупки была, чтоб дочурка развивала мелкую моторику не только лепкой из пластилина. Очень понравилось пр
иложение “пазлы”. В нем была сортировка: животные, цифры, машинки, лица людей.

Смысл в том, что на экране в центре появляется какое-то изображение, а с четырех сторон различные выемки-силуэты и нужно не только угадать, но и, ведя пальчиком отправить это изображение на нужное место.

Первый день были даже “психи” если не получалось что-то, и я помогала конечно, с умилением любуясь картиной. Второе достойное внимания приложение называется “Умный малыш”, хотя к 3 годам там уже все знакомо почти. Понравилось мне очень вариант приложения “рисование для малышей” там высвечиваются постепенно контуры животных, которые малыш выбрал для рисования. Программа не дает вылезать за поля. В конце нарисованное животное, издает звуки, скачет.

Приходя с работы практически в половине восьмого домашних дел было всегда предостаточно: ужин, вымыть пол, глажка вещей на утро в садик, купание своего сокровища. И это время, дочурка меня не беспокоила. В первые два дня я была чрезвычайно довольна. На третий день появились явные минусы.

Гаджеты и маленькие дети: в чем минусы

Стоило мне уйти из поля зрения, как моя кроха буквально носом приклеивалась к планшету, да еще и лежа. Началась игра: “отодвинь планшет”. Четкая зависимость проявилась уже на 4 день. Укладываться спать мой вытянувшийся карапуз желал спать теперь не с мишкой, а только с планшетом. Любая здравомыслящая мама понимает, что деткам спать даже вблизи телевизоров вредно, в радиусе минимум 3 метров не должно быть мобильников, а тут спать в обнимку с планшетом. Первая истерика взяла своё. Как только дочурка уснула, я вытянула новую игрушку и спрятала подальше.

Это была пятница. Субботнее утро началась у меня в 5 утра со слез сквозь сон…планшет. Все попытки сказать, что он спит, еще рано, дать взамен другую игрушку и хоть как-то отвлечь, не дали результата. Я сдалась, включив мультики. Фиксиков она может смотреть бесконечно. Сделав звук на минимум, и установив планшет на спинку дивана, я надеялась, что так она мигом уснет. Наивная мама. Вначале доча уселась, а затем вообще взяла его в руки и улеглась с ним смотреть мультики на расстоянии 10 см. К своему стыду я просто уснула рядом. Проснулась в 6.20 и увидела, что мой карапуз не спит, а преспокойно лежит рядом, продолжая смотреть мультики.

Забрать предмет нового увлечения не вышло. Снова слезы. В общем, через пару часов у меня был разряженный планшет и зареванный ребенок. Еще неделя пролетела быстро. У дочи уже укоренилась привычка смотреть видео про деток и мультики, про обезьянку с малышами часами. Я приходила с работы и заставала её уже за планшетом. Садясь рядом, я расспрашивала её о том, как прошел день в садике, и дочка даже при виде меня отрывалась ненадолго. Все нижеперечисленное конечно бывает не со всеми детками, но это лично мои выводы.

Замеченные мной минусы гаджетов:

  • Быстро появляется зависимость
  • Маленькому ребенку трудно объяснить, что это вредно
  • Быстро снижается зрение
  • Давать играть строго по часам не выходит
  • У малыша пропадает желание заниматься другими занятиями: читать, лепить
  • Оставленный без присмотра ребенок при просмотре мультиков сможет нечаянно попасть на “взрослый” канал
  • Живое общение с мамой заменяется просмотром мультиков, так теряется связь
  • Облучение часами тоже хорошего не дает

Как отучить маленького ребенка от гаджета

Так пронеслись 3 недели, и, наступила очередная пятница. Для кого-то половина 9 ранее утро, а у меня было время “мозгового штурма» на тему: “Как отучить ребенка от планшета”. В силу того, что дети к гаджетам быстро привыкают, отвыкают они так же быстро. Мне удалось это буквально за 2 выходных. Перечитав море литературы, я была решительно настроена, и это наверно главный секрет успеха. В пятницу утром я его надежно припрятала и, позвонив с работы домой предупредила, чтоб к приходу ребенка из садика его никто не доставал.

Нужно отдать должное членам моей семьи, что в этом вопросе наши взгляды совпали на 100 %. Забрав дочку с садика, её не повели сразу домой, а отправились кататься на качели.

Вечером пошли меня встречать и поход в магазин за продуктами с непременным катанием на тележке. Едва я переступила порог дома, как начались просьбы дать посмотреть видео про деток (я добавила в закладки пару смешных видео и целую серию развивающих).

Варианты ответов, что не могу найти, где планшет вызывали слезы, я начинала сердиться на неё за эти слезы, а на себя за слабохарактерность. Тогда отложив в сторону абсолютно все дела, я взяла дочурку на руки и стала пояснять, что очень за ней соскучилась и хочу с ней поиграть. Она отказалась рисовать, читать книжки, лепить и вообще что-то делать, постоянно хныча и даже закатив истерику на полу. Очень было её жаль, хотелось поддаться искушению дать ребенку вожделенное успокоение в виде гаджета, но настрой покончить с этой зависимостью взял вверх.

Среди ночи моё сокровище дважды просыпалось в слезах с требованием планшета и мультиков. 4.30 утра и снова слезы. Злясь на неё, на себя снова спокойно беру её на руки и отправляюсь в соседнюю комнату – вышагивать взад и вперед, успокаивая и убаюкивая её, говоря, что планшет отдали поиграть на время старшей сестре Настюшке (сейчас она живет уже отдельно) и она скоро его вернет. Днем мы вместе мыли пол, пылесосили, читали. Потом я попросила старшую дочь на пару-тройку часов забрать принцессу к себе. Поскольку в планах была грандиозная купорка баклажанов на зиму.

Перед сном я дала ей планшет, в котором оставалось 6% зарядки, поясняя, что скоро он тоже ложится спать, а заметив, что мой карапуз трет вовсю глаза, сказала, что это от планшета глазки сильно устают и начинают щипать и болеть. Нужно пожалеть глазки и ложиться спать. Первая победа! Принцесса спокойно отдала гаджет, чтоб поставить его на зарядку. Утром я не дала ей даже шанса вспомнить о нем, убрав с глаз подальше, а с раннего утра взяв кукол, мишек отправилась читать с ними сказки. Днем я снова дала ей поиграть буквально с часик. Каким было моё удивление, когда Анечка отдала мне его сама со словами: «Он стал горячий, пусть спит”. Проснувшись, она снова захотела смотреть видео. Но моя настойчивость взяла верх, и немного похныкав, мы отправились на улицу. Вечером засыпали без планшета, а в воскресенье утром она о нем даже не вспомнила.

Правила использования гаджетов в семьях с маленькими детьми:

  • планшет ребенок получает только в исключительных случаях (её зрение мне дорого)
  • только в выходные (в остальные дни есть садик и няня, которые занимают ребенка)
  • Не дольше часа

Постепенно она перестала капризничать, приняв “правила”. Надеюсь, что мой опыт того, как отучить маленького ребенка от гаджета окажется полезным многим мамам. Я специально в соцсетях списалась с такими же мамочками и убедилась, что во многих семьях есть проблема именуемая: ”Дети и гаджеты”. И напоследок, не начинайте процесс, пока в вас не созреет100% уверенность, что это необходимо и непреклонная решимость. Настройтесь, что просто не будет, но победа того стоит. Нет ничего дороже здоровья наших детей.

Давным-давно, еще в прошлом веке, Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья».

Но самое страшное, когда только телефон - друг. А зависимость способна привести к этому: когда соцсети заменяют личные встречи и общение, СМС - разговоры и звонки, онлайн-просмотры - походы в кино и театр. Начинать борьбу с гаджет-зависимостью нужно с детства.

Ситуация №1: подросток все свободное время проводит с планшетом

«Мои друзья не знают, что делать с ребенком - все свободное от школы время он проводит за планшетом, сидя в соцсетях. На все их предложения пойти куда-то с одноклассниками, друзьями, даже просто прогуляться, он отвечает: "Мне это неинтересно". Забирать планшет - действовало как временная мера, но в целом ситуация не меняется». Мария, 32 года.

Различают психологические и физические симптомы интернет-зависимости.

Психологические симптомы

  • эйфория за компьютером;
  • увеличение количества времени за компьютером;
  • пренебрежение семьей, друзьями;
  • проблемы с учебой, отказ делать уроки;
  • сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, игнорирование такой просьбы;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира.

Физические симптомы

  • сухость в глазах;
  • головные боли и боли в спине;
  • пропуск приемов пищи, нерегулярное питание;
  • пренебрежение гигиеной;
  • расстройство сна, изменение режима сна.

Подросток может начать страдать компьютерной зависимостью, если ему не с кем обсудить проблемы, у него нет друзей, а родители полноценно не общаются с ним (присутствие всех членов семьи в одном помещении не всегда означает их общение, сопричастность друг другу).

К сожалению, проблему интернет-зависимости своего ребенка родители осознают иногда очень поздно, ведь с виду все вполне прилично: сын или дочь не шляется по улицам, сидит дома, ну а компьютер - это часть современной жизни. Родителям удобно: ребенок не мешает, можно заниматься своими делами. Такой образ жизни постепенно приводит семью к отдалению друг от друга и уходу подростка в альтернативную реальность.

Решение проблемы:

  • Предложите своему ребенку поиграть в игру «день тишины» - отключите в субботу или воскресение все сотовые телефоны и посвятите это время общению друг с другом. Постарайтесь сделать так, чтобы день прошел интересно для ребенка и ему захотелось и в следующие выходные устроить «день тишины».
  • Придумайте семейную традицию, например, «вечернее чаепитие». Пусть это будет особое время, когда можно говорить друг с другом по душам.
  • Старайтесь быть для своего сына или дочери не только заботливым и строгим родителем, но и добрым другом.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или клуб.

Чего не следует делать:

Не запрещайте ребенку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.

Если подросток проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на замечания и не идет с вами на контакт - обратитесь за помощью к психологу.

Ситуация № 2: школьник не делает уроки

«8-летний сын моих друзей как-то после школы сказал: "У меня есть только один настоящий друг и пять ненастоящих. Я сегодня специально не взял с собой телефон, так ненастоящие не стали со мной даже разговаривать". Но в то же время ребенок признался, что без телефона ему было очень дискомфортно, он нервничал. А дома он постоянно играет либо что-то смотрит в смартфоне причем в ущерб урокам. Помогает только одно - отбирать, но в этом случае мальчик становится нервозным и обижается, что его ущемляют в правах». Анна, 36 лет.

Причины телефонной зависимости (номофобии) сходны с компьютерной, поскольку современный телефон - это тот же компьютер.

Признаки номофобии

Специалисты считают, можно говорить о болезненной зависимости от сотового телефона, если:

  • ребенок не может хотя бы на короткое время отключить его или расстаться с ним даже на минуту;
  • проявляет постоянное беспокойство по поводу того, что батарейка может разрядиться;
  • непрестанно проверяет SMS-сообщения, электронную почту;
  • часто просит пополнить счет своего мобильника.

Мобильный телефон является своего рода диагностическим критерием эффективности всех родительских усилий. Если ребенок достаточно общается с родителями, а они всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством. Ну а если он одинок, на помощь всегда готов прийти телефон с интернет-общением.

Зависимость от электронных устройств специалисты в области психологии считают гормональной.

Гэри Смолл Нейропсихолог

Дофамин - гормон удовольствия - выделяется, как только человек получает очередную порцию новой информации. Мы постоянно сканируем пространство в поисках чего-то, на что можно отвлечься: СМС, сообщение в соцсети, телефонный звонок. Дофаминовые рецепторы возбуждены - мы находимся в состоянии перманентного предвкушения чего-то новенького и, как нам кажется, более интересного, чем то, чем мы сейчас должны заниматься.5 родительских ошибок, которые мешают детям стать взрослыми

Но гаджеты формируют зависимость, и рано или поздно каждому родителю придется вступить в борьбу с ними. В чем же опасность? А разве это ужасно, когда ребенок часами сидит и тыкает в кнопки? Ведь он, как бы то ни было, развлекается. Мелкую моторику развивает, быстроту реакции, внимание. Получает массу позитивных эмоций, в то время как родители могут заняться своими делами. Однако опасность гаджетов велика, когда увлечение ими переходит границы разумного.

Детские психологи советуют детей до трех лет вообще не допускать к электронным устройствам (в том числе к телевизору). А в более старшем возрасте необходимо строго контролировать время, которое дети проводят за гаджетами. В идеале оно не должно превышать часа в день. Гаджеты увлекают ребенка в мир, где все легко и просто, где самая сложная проблема решается нажатием кнопки, и откуда так нелегко вырваться. Это вредит не только осанке и зрению. В конце концов это сказывается и на характере: не получив любимый гаджет, дети плохо едят, ссорятся с родителями, способны даже впасть в буйство с порчей вещей или, наоборот, в депрессию.

Иногда для решения запущенной проблемы требуется помощь психиатра. Но если вы упустили ребенка «совсем чуть-чуть», что можно сделать, чтобы вырвать его из виртуального мира?

Правило №1 Личный пример. Если вы не мыслите свою жизнь без виртуальной действительности, постоянно сидите за ноутбуком, не расстаетесь с айпадом и мобильником, тогда можете быть уверены, что и ваше чадо станет ярым поклонником гаджетов. Если вы не в состоянии справиться со своей тягой к соцсетям, форумам и играм, сидите за компьютером не на глазах у ребенка. Например, отводите своему хобби вечернее время, когда малыш уже спит. Ведь ребенок, особенно маленький, в первую очередь копирует поведение самых близких людей - родителей. Если вы подаете правильный личный пример, то другие советы вам и не нужны. Попробуйте раз в неделю устраивать семейный день без гаджетов. Условие только одно: никто не играет в планшетах, мобильниках, айпадах, не пользуется Интернетом, не смотрит телевизор.

Правило №2 Создайте ощущение успеха. Понятно, что в играх ребенок ас и здорово расстреливает врагов. Получается, что в виртуальной действительности он более успешен, чем в реальной. Поиграйте с ребенком в старые добрые настольные игры - и, может быть, имеет смысл разок-другой ему поддаться. Главное при этом - хвалить ребенка, рассказывая ему, какой он умный.

Правило №3 Покажите альтернативу. Старайтесь не оставлять ребенку излишков свободного времени. Конечно, отдых необходим, но в пределах разумного. Убедитесь, что у вашего сына или дочери есть и другие интересы, помимо гаджетов. Отдайте ребенка в спортивную секцию или выберите какой-нибудь кружок.

Правило №4 Не ругайте компьютеры и игры. Если ребенок привык к ним, он может начать видеть в вас человека, который покушается на святое. Тем более если другие дети играют, то почему родители говорят, что это плохо? Обсудите с ребенком вопрос безопасности в Интернете. Установите на гаджет программу контроля времени игры, а также защиту от посещения «недетских» сайтов.

Правило №5 Полноценный отдых. Сделайте так, чтобы малыш не скучал по гаджетам, чтобы они не попадались ему на глаза. Побольше проводите с ним времени на улице, организуйте поход загородную поездку, займите его, чтобы ему как можно реже приходило в голову попросить: «Мама, дай мне планшет». Отправляйтесь на мероприятие целой компанией, с несколькими детьми. Но обязательно договоритесь с остальными взрослыми: никаких гаджетов на отдыхе!

«Вы представляете, — возмущенно рассказывает мама пятилетней Алеси, — пришли на новогодний утренник в театр кукол, а один из мальчиков во время представления ни разу на сцену не глянул. Все это время смотрел на экран электронной игрушки, которая была у него в руках. Хороводов не водил, песен не пел, зачем родители привели его на праздник?» И действительно, сейчас планшеты и телефоны заменили нашим детям родителей, друзей, подруг, обычное человеческое общение.

Кто виноват и что делать — вот вопросы, которые задают сегодня многие мамы и папы. Почему куклы и машинки сейчас пылятся на полках и чем можно заинтересовать ребенка, читайте в материале АП.

Телефон и планшет — вот мои друзья

— Сына из детсада привожу, даю планшет, он играет — не слышу и не вижу его. С одной стороны, хорошо — могу заняться своими делами, что‑нибудь приготовить, а с другой — ведь он со мной почти не разговаривает, да и других игрушек не признает, — вздыхает Анна Горлова, мама шестилетнего Даниила.

— А моя дочка знает, где в телефоне игры, нажмет кнопочку и играет, — с гордостью рассказывает Ольга Спиридонова, мама двухлетней Алины, — в наше время были совсем другие игрушки, любому пупсу радовались.

И действительно, если лет 10 назад, к примеру, в поликлинике или магазине детей успокаивали куклами, плюшевыми медведями и машинками, сейчас в основном — сотовыми телефонами. Хочешь, чтобы ребенок не плакал, дай ему мобильник. Как говорится, дети довольны, родители спокойны.

— Конечно, родители радуются: мой такой молодец — третий уровень прошел. Но надо понимать, что в этой игре ребенок только пассивный зритель. Он просто нажимает на кнопки и наблюдает за тем, что происходит, но по большому счету ничего не делает, — комментирует примеры из нашей жизни Елена Улькина, заведующая детским клубом раннего развития «Супердетки». — Вот таким образом и происходит подмена нашего родительского внимания электронными игрушками. Ребенок взял телефон, тычет на кнопочки, родителям не мешает — и может часами так играть.

В детском саду не забалуешь

Так играть не получается лишь в детском саду, если ваши дети, конечно, туда ходят. Здесь порой разворачиваются настоящие баталии за игрушки. Причем просить у своего товарища по группе ребенок может вовсе не его, а свою, принесенную из дома машинку или черепашку. Однако компромисс все равно удается найти, говорит воспитательница младшей группы одного из детских садов Благовещенска Светлана Пасяда.

— У нас мальчишки могут с удовольствием играть в куклы, а одна девочка все машинки в гараж загоняет, с интересом слушают сказки — сама читаю или ставлю аудиозапись. Конструктор учатся собирать, а на творческих занятиях и лепим, и рисуем.

По словам воспитательницы, телевизора в группе нет. Кстати, дети про него и не вспоминают. А вот от выполнения творческих заданий ребенок может отказаться. Заставлять его никто не будет. Но таких детей в группе Светланы Викторовны нет. Правда, один малыш вместо табуретки вылепил из пластилина снеговика, ругать его за такой полет фантазии не стали.

— Малыши любят и стол к обеду накрывать, раскладывают ложки, расставляют тарелки, кружки, в этом тоже им не препятствуем, — продолжает Светлана Пасяда. — Это же социальная адаптация ребенка, родители потом рассказывают, что дети и дома просят фартук с косынкой — играют в маленьких поварят.

Покажи своим примером

Играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком советует и Елена Улькина.

— Играйте в тот же магазин, дочки-матери, парковку какую‑нибудь постройте для машин. Ведь такие занятия никто не отменял, именно они дают ребенку развитие, понимание окружающей среды, социальные контакты.

Педагог -психилог советует: чтобы детей повернуть в сторону игрушек, надо их заинтересовать. И желательно проводить как можно больше времени с ребенком. Если малыш хочет вам что‑то рассказать или усаживает рядом с куклой и просит стать для игрушки мамой, не отказывайтесь. Возможно, пять-десять минут, проведенные с ребенком, помогут в дальнейшем решить многие проблемы. Сейчас вы услышите его — через несколько лет он услышит вас.

— Если бы родители хоть чуть‑чуть обращали внимание на своих деток, показывали свою заинтересованность, воспитывать их было бы проще. Можно строить и вырезать домики из картонных коробок вместе с ребенком. Но многие родители делают так: принесли красивую коробку с игрушкой, поставили перед ребенком — на, играй, он ее открыл, повертел и также на стол поставил. Купите конструктор — чтобы предмет можно было собирать, а значит — думать.

Отвлекать ребенка от мультфильмов и компьютера можно не только с помощью игр. Если хотите показать ребенку, что он вам не безразличен, что вы готовы проводить с ним время, слушать и разговаривать, зовите на кухню. Пусть моет овощи, раскладывает хлеб, помогает готовить ужин, к примеру. Полезный труд даст передышку воспаленным к вечеру глазам и уставшему мозгу. Вечером старайтесь найти для своего сына или дочери спокойное занятие — пусть лепит, рисует. Ребенок, как и взрослый, за день устает, и ему тоже нужно отдохнуть от насыщенных событий.

Ограничивайте время ребенку на просмотр телевизора или компьютерные игры. Старайтесь объяснить, что это вредно, не нудными нотациями, а примерами. Можно сходить на консультацию к окулисту. Врач расскажет ребенку, сколько времени можно уделять развлечениям и как это повлияет на его здоровье. Таким образом, малыш услышит мнение авторитетного человека.

Чем заинтересовать ребенка:

— играйте в сюжетно-ролевые игры

— из множества игрушек покупайте ту, которая побуждает к творчеству, действию, движению

— выбирайте тематические игрушки (дом, кухня, сад, клумба)

— играйте в настольные, подвижные игры

— проводите больше времени с детьми

МНЕНИЕ

Елена Улькина , педагог-психолог: Игрушки перестали быть сюрпризом

— Еще одна проблема, с которой сталкиваются взрослые, помимо планшетов и телефонов, — изобилие игрушек. В супермаркетах детских товаров глаза у родителей разбегаются — не знаем, чем ребенка порадовать и что купить. Все почему‑то считают, что малышей нужно завалить игрушками. Огромные слоны и тигры, Барби в разных платьях, с косметикой и украшениями, человек-паук, робот — вот только малая часть, которая сейчас хранится в детской почти каждого ребенка. Мы сами портим своих детей. Раньше игрушки были сюрпризом, неожиданностью. Сейчас их дарят каждый день и мамы, и папы, и бабушки с дедушками. Порой кукол и кубиков так много, что в детской ходить можно только с препятствиями. Наши сыновья и дочери игрушками пресытились, удивить их чем‑то почти невозможно. Конструкторы, машины, целые дома и кухни — все это попросту обесценивается: чем игрушек больше, тем меньше им внимания.

Мой совет: выдавайте игрушки ребенку небольшими порциями. Сегодня в машины играет, завтра железной дорогой управляет. Все должно быть дозировано. А вообще: ни одна самая дорогая игрушка не заменит живого общения, любви и ласки.

КАК ОТВЛЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ КОМПЬЮЕТАР

Советы мамы 12‑летнего Георгия Натальи Марьиной

Совет № 1

Не надо ругать компьютер и игры, чтобы ребенок не видел в вас врага, покушающегося на святое.

Совет № 2

Предложите адекватную замену компьютеру. В играх он более успешен, чем в реальной жизни? Значит, надо создавать в жизни ситуации успеха и больше хвалить. Если он играет, потому что потом игру можно обсуждать с друзьями — значит, надо сводить мальчишек на каток или в боулинг.

Совет № 3

Предложите ребенку реальные занятия, которые покажутся более захватывающими, чем компьютерные игры. Все зависит от того, что ему нравится. Если любит пиццу — испеките ее вместе.

Совет № 4

Сядьте рядом и поиграйте вместе или по очереди. Главное, чтобы вы оба пришли к выводу, что играть вместе — круто. Это, кстати, хороший инструмент мотивации: «Сделаешь уроки — поиграем вместе». Или: «Сходишь со мной в магазин, я пройду в твоей игре один уровень».

Совет № 5

Введите правило: если приходят в гости друзья, компьютер выключается однозначно. Первые 10 минут они обижаются и недоуменно слоняются по квартире, но потом чем‑нибудь обязательно увлекутся. Приучайте ребенка к мысли, что в гости приходят общаться.