Днепровско бугский канал на карте. Путешествие из днепра в буг

Днепровско-Бугский канал (ранее - Королевский канал) - судоходный канал на территории Полесья, построенный в период с 1775 по 1783 год. Соединяет реки Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) и Мухавец (приток Западного Буга; бассейн Вислы). Общая длина 244 км.

Впервые идея строительства судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, впервые была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Юрием Оссолинским.

Работы по сооружению канала начались в 1775 году в годы правления последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Весной 1784 года по инициативе Матеуша Бутримовича суда, гружёные копченой рыбой, мёдом, воском и другими местными товарами, впервые отправились по каналу из Пинска в Варшаву и далее в Гданьск. В сентябре того же года строительство канала посетил король, который официально открыл судоходство на канале, проплыв по нему со свитой в 40 человек на выдолбленном из одного дубового ствола судне. Король четыре дня провёл в местечке Городец под Кобрином - с тех пор канал стал называться не иначе как Королевский.

В конце столетия общий кризис Речи Посполитой фактически погубил дело строительства канала, которое было возобновлено только в 1837 году уже российскими властями. Основные работы осуществлялись в период с 1846 по 1848 год. Ширина по дну пути была доведена до 14 м, а максимальная осадка судов составляла 70 см.

В XIX и начале XX века канал имел для Российской империи стратегическое значение, так как был единственным судоходным каналом - внутренним водным путем, соединяющим Балтийское и Чёрное моря. В частности, в 1886 и 1890 гг. на буксире колесного парохода и силами бурлаков по нему от места постройки в Эльбинге в Севастополь были переведены пять миноносцев водоизмещением от 89 до 164 т, одних из первых в составе Черноморского флота.

В 1919 году территория канала оказалась в составе второй Речи Посполитой. Польские власти, осознавая значимость канала, начали его планомерную реконструкцию. В период с 1929 по 1939 год построено два ближайших к Пинску шлюза (Дубой и Переруб).

В ходе операции по присоединению Западной Белоруссии к СССР канал стал находится на территории СССР. Советское правительство отвело каналу ещё большую роль. Восстановление Днепровско-Бугского водного пути было поручено Народному комиссариату речного флота СССР. За 7 месяцев (с декабря 1939 по июль 1940 года) проведено проектирование и основное строительство восьми гидроузлов, проложена сократившая протяженность водного пути на 12 км новая трасса канала Выгода - Кобрин. В августе 1940 года судоходство по каналу было возобновлено.

В июне 1941 года канал был захвачен частями вермахта. Началось активное использование канала оккупационной властью. Так, по данным Главного управления Красной Армии, за 1942 год по каналу было перевезено 200 тыс. тонн грузов. Однако весной 1943 года партизанами были взорваны шлюзы и тем самым канал был выведен из строя.

После освобождения Белоруссии началось активное восстановлению канала. Основные ремонтные работы проходили в период с сентября 1944 по июль 1945 года. Уже в 1945 году судоходство было восстановлено.

Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19 января 1996 года канал является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (Гданьск - Варшава - Брест - Пинск - Мозырь - Киев - Херсон). С помощью канала теоретически возможна водная связь бассейнов Балтийского и Чёрного морей. Тем не менее, сквозное судоходство по этому водному пути пока невозможно из-за того, что участок от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен, а также из-за того, что река Мухавец перегорожена в Бресте глухой плотиной.

соединяет р. Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) с р. Мухавец (приток Буга; бассейн Вислы). Длина 196 км (канализованная часть р. Пина - 74 км , водораздельная часть канала - 58 км ; канализованная часть р. Мухавец - 64 км ).

Работы по сооружению Д.-Б. к. начались в 1775, но вскоре были заброшены, строительство возобновлено в 1837, основные работы произведены в 1846-48. С захватом в 1919 Западной Белоруссии панской Польшей канал был разрушен. После воссоединения Западной Белоруссии с БССР канал восстановлен и введён в эксплуатацию. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гидросооружения канала были разрушены; в 1945-46 канал восстановлен и реконструирован. Канал тупиковый, выхода на р. Буг не имеет (в устье Мухавца - глухая плотина для подпора воды), движение судов до г. Бреста. Перевозятся главным образом железная руда (на экспорт с перегрузкой в Бресте на железную дорогу), лес, минеральные строительные материалы.

"Днепровско-Бугский канал" в книгах

Английский канал

Из книги Жизнь моряка автора Лухманов Дмитрий Афанасьевич

Английский канал Большим парусным кораблям плавать в Английском канале трудно. Приливные и отливные течения, отражаясь у извилистых берегов Англии и Франции, расходятся в разные стороны и достигают большой силы. Здесь бывают частые туманы. Канал кишит судами,

Суэцкий канал

Из книги Где небом кончилась земля: Биография. Стихи. Воспоминания автора Гумилев Николай Степанович

Суэцкий канал Стаи дней и ночей Надо мной колдовали, Но не знаю светлей, Чем в Суэцком канале, Где идут корабли Не по морю, по лужам, Посредине земли Караваном верблюжьим. Сколько птиц, сколько птиц Здесь на каменных скатах, Голубых небылиц, Голенастых, зобатых! Виден

172. Что называется «прокачиванием ци через канал чун» и «прохождением ци через канал дай». Что называется «большим небесным кругом»

Из книги Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун. автора Хоушен Линь

172. Что называется «прокачиванием ци через канал чун» и «прохождением ци через канал дай». Что называется «большим небесным кругом» Канал чун (чун-май) является важнейшим узловым пунктом всех каналов, несущих ци и кровь. Он проходит от головы до ног, поэтому может

Вступление Днепровско-Карпатская стратегическая наступательная операция (24 декабря 1943 - 17 апреля 1944 года)

Из книги Освобождение Правобережной Украины автора Мощанский Илья Борисович

Вступление Днепровско-Карпатская стратегическая наступательная операция (24 декабря 1943 - 17 апреля 1944 года) Эта книга посвящена одной из крупнейших по своему размаху операций Второй мировой войны. В течение почти четырех месяцев пять фронтовых объединений Красной Армии

Бугский переулок

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Бугский переулок Переулок проходит от 5-й до 6-й линии Васильевского острова по южной стороне Андреевского рынка. С 1821 года здесь существовал Рыночный переулок; он отходил от 5-й линии, поворачивал углом вдоль рынка и шел в тупик за Большой проспект. Так как Рыночных

БУГСКИЙ ПЕРЕУЛОК

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

БУГСКИЙ ПЕРЕУЛОК Переулок проходит от 5-й до 6-й линии Васильевского острова по южной стороне Андреевского рынка. С 1821 года здесь существовал Рыночный переулок; он отходил от 5-й линии, поворачивал углом вдоль рынка и шел в тупик за Большой проспект. Так как Рыночных

Канал

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Канал Канал – Кроме общепринятого понятия об искусственном водотоке или соединении вод, напр. Суэцкий К., Мариинский К., употребляется еще и в значении пролива (нем. Kanal соответствует англ. channel), потому это слово и входит в состав многих географических имен, как, например,

Днепровско-Бугский канал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДН) автора БСЭ

Эмс-Яде канал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭМ) автора БСЭ

Эри-канал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭР) автора БСЭ

Канал 1: СМИ

Из книги Персональный бренд. Создание и продвижение автора Рябых Андрей Владиславович

Канал 1: СМИ Первое, что приходит в голову и с чем чаще всего приходится работать при построении персонального бренда, – это средства массовой информации, то есть

Глава 9. ДНЕПРОВСКО-БУГСКИЙ ЛИМАН

Из книги Суворов автора Богданов Андрей Петрович

Глава 9. ДНЕПРОВСКО-БУГСКИЙ ЛИМАН

ГЛАВА 11. БОИ ЗА ДНЕПР И ДНЕПРО-БУГСКИЙ ЛИМАН

Из книги автора

ГЛАВА 11. БОИ ЗА ДНЕПР И ДНЕПРО-БУГСКИЙ ЛИМАН В ночь на 15 августа советские части оставили Николаев и отступили к Херсону. Согласно сводке Совинформбюро, 12 августа 1941 г. все судостроительные заводы Николаева были взорваны. Но, увы, это была дезинформация, причем не для

Канал

Из книги Эмиграция (июль 2007) автора Русская жизнь журнал

Канал Ну и зачем ехать в Смоленск за реалити-шоу, когда их и на центральном телевидении предостаточно? Тот же излюбленный мною «Дом-2», помянутый в прошлом номере журнала - еще, так сказать, лира не остыла, струны дрожат. В Москве и денег, и вольностей побольше. Смоленский же

ТВ канал

Из книги 50 эффективных техник привлечения клиентов автора Кочеткова Наталья

ТВ канал Если в вашей компании есть свой ТВ канал, приглашайте туда людей, давайте визитки с адресом ТВ канала, оставляйте ссылки с приглашение через интернет. Обязательно перезванивайте и узнавайте мнение людей о просмотренной передаче.Если человек говорит, что ему

"Рыбалка в любом случае - это деньги на ветер. Если б моя жонка знала о некоторых расходах… убила бы, как за любовницу. Хотя рыбалка, она и есть любовница". (Из разговоров).Днепровско - Бугский канал создавался в конце 18 века в течение восьми лет с целью судоходства. Этот водный путь между притоком рекой Пина и притоком Западного Буга Мухавцом подвёл речные воды, а с ними и рыбные богатства, ко многим Полесским деревням.

Днепровско - Бугский канал представлен такими видами рыб , как окунь, щука, подлещик, краснопёрка, плотва, густера, судак, жерех и сом.

Весной

Неплохо съездить ранним утром в район деревни Селищи для ловли белой рыбы. Там не заросшее дно, ровное плато с последующим плавным понижением. Рыбные места на глубине от 2 метров. Со штекером и 3 гр. плоским поплавком, после простой, но утяжелённой лещевой прикормки (заброс и потом более точная подача на чашке), ловится плотва товарного размера, густера . Для подлеща нужен поплавок тяжелее в два раза. Можно попробовать наживку из червя и опарыша. Когда поводок достигнет дна в месте прикорма, остаётся только ждать. Наградой могут стать несколько хороших подлещиков.

Летом

Канал не создан природой, но и его водная стихия дарит несравненные впечатления тем, кто любит рыбалку. Вблизи плотины у Ляховичей, хоть и быстрое течение мутит воду, и несёт всякий растительный мусор, но облюбовавшие это место завсегдатаи не изменяют своей надежде на хороший улов. И даже, если в итоге только плотва, рыбак благодарит за то, что не мелкая. А у Иваново в июне случается окунёвый жор. Бросаются на шарики пенопласта стаями. И в створе деревни Белин с раннего утра поклёвки на опарыша такие же непрерывные. Среди приманок первенствуют перловка с опарышем, кукруза, пшёнка, а червяк не в почёте.

Осенью

В выборе мест и снастей на канале в августе и сентябре почти нет различий. У деревни Ямник перед самым перевалом с мелководья на глубину можно рассчитывать на поклёвку щуки. Снасть обычная на хищника - , виброхвосты и колебалки. Попытать удачу на щуку можно и у деревни Селищи, в тех местах, где кончаются травянистые заросли. На прикорм белой рыбы знатоки советуют в выбранные готовые смеси добавлять панировочные сухари и измельчённое льняное семя. Подлещики и плотва - основной улов в таких местах, как у деревни Заречка, в устье Ляховического канала.

Зимой

На стыке двух рыболовных сезонов идут последние рыбалки на полностью открытой воде. На канале и в глухозимье лёд крепким бывает только там, где нет быстрого течения. Так что выходят на рыбалку и с летними, и с зимними снастями . Поплавочные удочки с живцом - плотвичкой или другой мелкой рыбёшкой - поднимают щук возле Ляховичского гидроузла. Здесь же пытаются ловить и на кружки, хотя ветер их часто сносит. Первый месяц подлёдного рыболовства на шлюзе Радгощ приносит окуней и краснопёрку (на балансир). А в Дрогочинском районе можно попробовать половить с расчётом на хорошего окуня. В феврале возле деревни Переруб, на шлюзе ловятся на мотыля окунь, на Рагодощи ездят за лещом. А в Ивановском районе в феврале канал весь во льду, если не было оттепели.

Сложилась странная ситуация: Днепровско-Бугский канал существует с 18 века, а мы еще там не побывали. Вот мы и решили с Алексеем Козлитиным (кстати, автором фотографий) эту ситуацию исправить. Ночная электричка доставила нас в Жабинку в 7 часов утра. Минут через 30 городской автобус довез нас до больницы, откуда до моста через Мухавец всего метров 600. Под мостом ровный твердый берег, там и собрали байдарку.

Начать движение пришлось против течения реки, благо течение едва угадывалось, и скорость его была не более 0,4 км в час. К тому же, дул западный (попутный) ветер, что создавало иллюзию, будто мы идем по течению. Чтобы не путаться при описании маршрута по Днепровско-Бугскому каналу, какой берег считать правым, а какой левым, сразу решили, что правым будет тот, который по правую руку, независимо от того, как мы движемся, по течению, или против течения. Через километр от моста слева зона отдыха, справа сосновый лес, где можно остановиться на ночлег, если маршрут придется начать вечером. На пятом километре нас ожидал первый обнос: река была перегорожена земснарядом.

На 8-м километре слева подходит лес, Есть условия для высадки на берег. Еще одно неплохое место для привала справа, выше устья реки Тростяницы (8 км). На 9-м км гидроузел Залузье, а перед ним по обоим берегам есть места для привала с удобным выходом на берег. (фото7) перед водоподъёмной плотиной поверхность воды покрыта толстым слоем пены, сразу поглотившей байдарку. Лирическое отступление. Мне не раз снился сон: я сижу в байдарке, которая потеряла управление и медленно уходит из-под меня вниз, под воду, а я ничего не могу с этим поделать, и тогда становится страшно, и я просыпаюсь.
Именно этот сон я вспомнил, когда пена накрыла байдарку и меня самого до пояса.

За плотиной река разливается, образуя водохранилище. Есть места для высадки на берег, но весь правый берег – это зона отдыха санатория Буг, а по левому берегу тянется деревня Залузье. Еще дальше берега для стоянок непригодны из-за заболоченной береговой линии. На 17-м километре справа база отдыха. 17,4 км – остановились на низком левом берегу с удобным пологим выходом, в лиственном лесочке на оборудованной стоянке.

Навес оказался очень кстати, поскольку вот уже несколько часов с небольшими перерывами сыпал меленький холодный дождик. Ближе к ночи дождь значительно усилился.

Второй день.
На 20-м км гидронамыв справа, ровный, твердый берег, удобный выход, недалеко лес, но метрах в 200 видна деревня. Места, пригодные для стоянок, встречаются несколько раз на 20-21-м километре, затем река разделяется на 2 рукава, образуя остров. За островом река расширяется до размеров руслового озера. Дальше начинается твердый луговой берег, окаймленный зарослями ольхи. Постепенно, по Днепровско-Бугскому каналу приближаемся к Кобрину. 26 км – первый мост, 27 км – второй мост. Справа тянется красивая набережная, спортивные сооружения, храмы. На 31-м км мост, а сразу за ним гидроузел. Длинный обнос по левому берегу (метров 400-450).

31,7 км - еще один мост. Дальше начинается канал (русло Мухавца еще в Кобрине ушло влево). Вопреки ожиданиям, на берегах канала много мест, удобных для стоянок. По обоим берегам канала тянутся дамбы, поросшие кустами, ивами, березами. Встречается много удобных ровных площадок. Удобны и выходы на берег. На 37-м км слева, затем на 39-м км справа к каналу подступает сосновый лес (может это и не лес, а небольшие по площади посадки сосны, но с воды выглядит как лес). 40,3 км - слева брошенный хутор, справа памятник жителям деревни, которую постигла судьба Хатыни.

42 км – справа подходит снова клин соснового леса. Перевалив через дамбу, мы оказались в чистом сосновом леске, где и остановились на ночлег

Третий день.
46,1 км - проходим большой пляж (остатки гидронамыва). Но в целом характер берегов не изменился, только увеличилась высота берегов местами до 6 метров. Прошли паром возле деревни Большой Рудец, а через 2 км ответвление от Днепровско-Бугского канала влево: русло Мухавца или собственно Королевский канал. В 500 метрах от места отхождения Королевский канал перегорожен шлюзом, но небольшое количество воды пробивается через щели в препятствии. Русло отводящей части канала (за шлюзом) заполнено застойной загнившей водой, заилено и сильно заросло, но создается впечатление, что канал все-таки проходим для байдарок. На берегу у шлюза стоит домик, рядом сарай-развалюха, а чуть дальше еще один сарай и старый умирающий сад. Все это называется громко «гидроузел» и висит табличка с соответствующей запрещающей надписью. Территорию, прилегающую к гидроузлу, можно использовать для стоянки, особенно в том случае, когда надо будет идти по старой части Королевского канала и делать обнос шлюза. Но мы вернулись в основное русло и продолжили поход. Прошли устье Ореховского канала, а метров через 800 от разветвления прошли еще один паром у деревни Выгода.
Ровные берега канала сменились берегами канализированной реки. Постепенно все меньше растительности становилось на берегах и все хуже становились выходы на берег, причем, чем дальше, тем хуже. Уже в сумерках прошли деревню Новоселки и паром. Быстро стемнело, и уже в темноте прошли деревни Ямник и Галик. Радовало то, что дождь, преследовавший нас весь день, наконец, стих, небо очистилось. При свете луны река прослеживалась неплохо, но берег тянулся сплошной черной массой, поэтому пришлось включить фонарики. В темноте с трудом и далеко не сразу нашли выход на берег и остановились на ночлег на дамбе, за которой в низине был заболоченный березовый лес. Было потеряно много времени на поиск места для ночлега, заготовку дров и прочие бивачные работы.

Четвертый день.
На 81-м км подошли к водоразделу. Справа впадает канал Белозёрский, слева деревня Селище, а на берегу стоит колонна, символизирующая границу водораздела бассейнов Мухавца (Вислы) и Пины (Днепра).

Практически сразу за водоразделом на берегах появляется лес, преимущественно лиственный, реже смешанный. Много удобных выходов на берег и мест для стоянки по обоим берегам. С 85-го км лес уходит, хотя берега остаются твердыми. Еще через 2 км мост и деревни Заречка (справа) и Ляховичи (слева). Перед деревнями на левом берегу заросли облепихи.

Берега остаются непригодными для стоянок до следующего гидроузла (90 км). Территория, прилегающая к гидроузлу, чистая, ухоженная, справа сосновый лес, где можно планировать стоянку, совмещенную с обносом плотины

Сам обнос водоподъёмной плотины по правому берегу короткий и удобный. Ниже гидроузла по берегам лес, но берега высокие и крутые, что делает швартовку и выгрузки очень неудобной. Хорошее место для высадки и ночевки возле паромной переправы (96,7 км). Но мы остановились на 100-м километре на левом берегу, где низкий и ровный твердый берег, окаймленный густыми зарослями кустов, березы и осины.

Пятый день.
На 105-м км подошли к гидроузлу Овзичи. Схема шлюзового комплекса и территории похожа на предыдущий. Снова короткий обнос по правому берегу. При осмотре комплекса общались с дежурным.

Несмотря на всякие официальные запреты на посещение гидрокзла посторонними лицами, отнеслись к нам очень доброжелательно. На этом гидроузле (точнее, рядом с ним) тоже можно планировать при необходимости ночевку, место для этого есть. За гидроузлом мест для стоянки нет. 111,5 км – бетонные опоры старого моста и паромная переправа Глинно.

До очередного гидроузла (Радгощь) берега для стоянки непригодны. На гидроузле короткий обнос справа. За полтора километра до автомобильного моста (д.Вулька) по левому берегу появляется сосновый лесок, где есть удобные выходы и можно планировать стоянку. 126,7 км обнос плотины гидроузла Переруб. Возле гидроузла можно найти место для стоянки. Ниже плотины впадает Пина. 130,5 км – устье р. Неслухи, справа д. Потаповичи, паром. 140 км – последний перед Пинском гидроузел. Такой же несложный обнос плотины по правому берегу. Есть твердая ровная площадка для палаток. Тут мы остановились на ночлег, но к гидроузлу мы подошли в темноте и дров для костра не нашли. Переночевали без костра. Хорошо, что в этот день дождь был незначительный, и нам нечего было сушить.

Шестой день.
На 144-м км справа на берегу сосновый лес, есть выходы на берег. На 145 и 148 км слева сосновый лесок, где можно найти место для привала. Долго и утомительно подходили к Пинску (чувствовалась усталость от похода). Высадились на левом берегу под мостом у ДОТа в центре города. Пройдено 165 километров. Такси до вокзала, через час маршрутка до Минска.

В заключение хочется сказать, что маршрут по Днепровско-Бугскому каналу имеет полное право на существование. Мы проходили маршрут в ноябре, в дождливую и пасмурную погоду, при коротком световом дне (закат в 16.30), поэтому испытывали неудобства при выборе места для ночлега. При длинном световом дне этих затруднений можно избежать. В качестве варианта можно попробовать прохождение по старому руслу Королевского канала в направлении из Пинска в Брест. Но это уже в другой раз.

P.s. А может, кто-нибудь ходил по старому Королевскому каналу? Буду рад получить информацию.

Журавлёв В.В.
фотографии Алексея Козлитина