Что такое оператор цикла в информатике. Операторы циклов

Оператор является неделимым элементом программы, который дает возможность выполнять определенные алгоритмические действия. Отличием оператора, по отношению к другим элементам, является то, что под ним всегда подразумевается какое-то действие. В языке Паскаль операторы состоят из служебных слов. Операторы, используемые в программе, отделяются между собой и от других элементов программы символом (;). Все операторы языка Паскаль можно условно разбить на две группы :

  1. простые;
  2. структурированные.

Простые операторы - это операторы, не содержащие в себе других операторов. К ним относятся:

  • оператор присвоения (:=);
  • оператор процедуры;
  • оператор безусловного перехода (GOTO).

Структурированные операторы - это операторы, которые содержат в себе другие операторы. К ним относятся:

  • составной оператор;
  • операторы условий (IF, CASE);
  • операторы цикла (FOR, WHILE, REPEAT);
  • оператор присоединения (WITH).

Простые операторы

Оператор процедуры

Оператор процедуры служит для вызова процедуры.

Формат: [имя_процедуры] (список параметров вызова);

Оператор процедуры состоит из идентификатора процедуры, непосредственно за которым в скобках расположен список параметров вызова. В Паскале имеются процедуры без параметров. В этом случае, при вызове, список параметров отсутствует. Выполнение оператора процедуры приводит к активизации действий описанных в ее теле. В языке Паскаль имеется два вида процедур:

  • Стандартные, которые описаны в самом языке и являются принадлежностью языка;
  • Процедуры пользователя, которые создает пользователь.

Для вызова стандартных процедур необходимо подключение в разделе USES имени модуля (библиотеки), где описана данная процедура. Ряд процедур, находящихся в модуле SYSTEM всегда подключается к программе автоматически и их подключение в разделе USES не нужно. Стандартные процедуры языка Паскаль - READ, WRITE, REWRITE, CLOSE, RESET.

READ ([файловая_переменная], [список_ввода])

READ (x,y)

Процедуры пользователя (нестандартные) должны быть созданы перед их использованием в программе и находятся либо в разделе описания самой программы, либо в отдельные программные единицы модуля. Если процедура находится в модуле, то имя этого модуля необходимо упомянуть в приложении USES.

Оператор безусловного перехода GOTO

Формат: GOTO [метка];

GOTO - зарезервированное слово в языке Паскаль. [метка] - это произвольный идентификатор, который позволяет пометить некий оператор программы и в дальнейшем сослаться на него. В языке Паскаль допускается в качестве меток использовать целое число без знаков. Метка располагается перед помеченным оператором и отделяется от него (:). Один оператор можно помечать несколькими метками. Они так же отделяются друг от друга (:). Перед тем как использовать метку в разделе оператора ее необходимо описать в разделе LABEL (раздел описания).

Действие GOTO передает управление соответствующему помеченному оператору. При использовании меток нужно руководствоваться следующими правилами:

  • метка должна быть описана в разделе описаний и все метки должны быть использованы;
  • если в качестве меток используются целые числа, их не объявляют.

Противоречит принципам технологии структурного программирования. Современные языки программирования не имеют в своем составе такого оператора, и в его использовании нет необходимости. Кроме того в современных компьютерах используется так называемый конвейерный способ. Если в программе встречается оператор безусловного перехода, то такой оператор ломает весь конвейер, заставляя создавать его заново, что существенно замедляет вычислительный процесс.

Структурированные операторы

Операторы условия IF

Условный оператор используется в программе для реализации алгоритмической структуры - ветвления. В данной структуре вычислительный процесс может продолжаться по одному из возможных направлений. Выбор направления обычно осуществляется проверкой какого-либо условия. Существует два вида структуры ветвления: структура вилка и обход.

В языке Паскаль условный оператор IF это средство организации ветвящегося вычислительного процесса.

Формат: IF [логическое_выражение] Then [оператор_1]; Else [оператор_2];

IF, Then, Else - служебные слова. [оператор_1], [оператор_2] - обыкновенные операции языка Паскаль. Часть Else является необязательной (может отсутствовать).

Оператор IF работает следующим образом: вначале проверяется результат логического выражения. Если результат Истина(TRUE), то выполняется [оператор_1], следующий за служебным словом Then, а [оператор_2] пропускается. Если результат Ложь(FALSE), то [оператор_1] пропускается, а [оператор_2] исполняется.

Если часть Else отсутствует, то оператор IF имеет не полную форму:

IF [логическое_выражение] Then [оператор];

В этом случае, если результат Истина(TRUE), то выполняется [оператор], если Ложь(FALSE), то управление передается оператору, следующему за оператором IF.

имеются 2 числа A и B. Найти максимальное число.

Составной оператор

Составной оператор - это последовательность произвольных операций в программе, заключенная в так называемые операторные скобки (Begin-End).

Формат: Begin [операторы]; End;

Составные операторы позволяют представлять группу операторов, как один оператор.

Оператор выбора CASE

Предназначен для реализации множественных ветвлений, поскольку оператор IF может реализовать всего два направления вычислительного процесса, использовать его для реализации множественных ветвлений не всегда удобно. Множественное ветвление реализуется оператором CASE.

Формат: CASE [ключ_выбора] OF

[константа_выбора_1]:[оператор_1];

[константа_выбора_2]:[оператор_2];

[константа_выбора_N]:[оператор_N];

ELSE [оператор];

CASE, OF, ELSE, END - служебные слова. [ключ_выбора] - это параметр одного из порядковых типов. [константы_выбора] - константы того же типа, что и ключ выбора, реализующие выбор. [оператор_1(N)] - обыкновенный оператор. ELSE может отсутствовать.

Оператор выбора работает следующим образом: до работы оператора определяется значение параметра ключ выбора. Этот параметр может быть либо выражен как переменная в программе, либо другим путем. Затем параметр ключ выбора последовательно сравниваем с константой выбора. При совпадении значения ключа выбора с одной из констант выбора, выполняется оператор, следующий за этой константой, а все прочие операторы игнорируются. В случае не совпадения ключа выбора ни с одним из констант, выполняется оператор, следующий за Else. Часто Else является не обязательной и в случае несовпадения ключа выбора ни с одной из констант выбора и при отсутствии Else, управление передается оператору, следующему за оператором CASE.

В операторе CASE нет явной проверки условия, характерного для оператора IF. В тоже время в неявном виде операция сравнения выполняется. CASE вносит диссонанс в программу на языке Паскаль, поскольку данные оператор завершается служебным словом End, которому нет парного Begin.

Составить алгоритм и программу задачи, моделирующей работу светофора. При вводе символа первой буквы цветов светофора, программа должна выводить сообщение о соответствующем цвете и действиях.

Программа работает следующим образом: с клавиатуры процедурой Read вводится символ буквы цвета светофора. Если введена буква ‘з’ соответствующая зеленому цвету, то в операторе CASE введено значение в списке выбора найдет константу выбора ‘з’ и будет выведено сообщение “Зеленый цвет, движение разрешено”. При вводе символа букв ‘к’ и ‘ж’ буду выведены аналогичные сообщения. При вводе любого другого символа будет выведено сообщение “Светофор не работает”, поскольку в этом случае работает часть Else, оператора CASE.

Операторы цикла

Циклической алгоритмической структурой считается такая структура, в которой некоторые действия выполняются несколько раз. В программировании имеются два вида циклических структур: цикл с параметром и итерационный цикл.

В цикле с параметром всегда имеются так называемые параметры цикла: X, X n , X k , ∆X. Иногда цикл с параметром называют регулярным циклом. Характерной чертой является то, что число циклов и повторений можно определить до выполнения цикла.

В итерационном цикле невозможно определить число циклов до его выполнения. Он выполняется до тех пор, пока выполняется условие продолжение цикла.

В языке Паскаль имеются три оператора, реализующих циклические вычислительные структуры:

  • счетный оператор FOR. Он предназначен для реализации цикла с параметром и не может быть использован для реализации итерационного цикла;
  • оператор цикла с предусловием WHILE;
  • оператор цикла с постусловием REPEAT.

Последние два ориентированы на реализацию итерационного цикла, однако их можно использовать и для реализации цикла с параметром.

Оператор FOR

Формат: FOR [параметр_цикла] := [н_з_п_ц] To [к_з_п_ц] Do [оператор];

FOR, To, Do - служебные слова. [параметр_цикла] - параметр цикла. [н_з_п_ц] - начальное значение параметра цикла. [к_з_п_ц] - конечное значение параметра цикла. [оператор] - произвольный оператор.

Параметр цикла должен быть переменой порядкового типа. Начальное и конечное значения параметра цикла должны быть того же типа, что и параметр цикла.

Работу оператора рассмотрим на его алгоритме:

На первом шаге значение параметра цикла принимает [н_з_п_ц], затем осуществляется проверка параметр цикла меньше или равен [к_з_п_ц]. Это условие является условием продолжения цикла. Если выполнено, то цикл продолжает свою работу и выполняется [оператор], после чего параметр цикла увеличивается (уменьшается) на единицу. Затем с новым значением параметр цикла, проверяется условие продолжения цикла. Если оно выполняется, то действия повторяются. Если условие не выполняется, то цикл прекращает свою работу.

Оператор For существенно отличается от аналогичных операторов в других языках программирования. Отличия следующие:

  • телом оператора For. Оператор может не выполниться ни разу, поскольку проверка условия продолжения цикла выполняется до тела цикла;
  • шаг изменения параметра цикла постоянный и равен 1;
  • тело цикла в операторе For представлено одним оператором. В том случае, если действие тела цикла требует более одного простого оператора, то эти операторы необходимо превратить в один составной оператор посредством операторных скобок (BEGIN-END);
  • Параметр цикла может быть только переменой порядкового типа.

Пример использования оператора FOR: составить таблицу перевода рублей в доллары.

Оператор WHILE (оператор цикла с предусловием)

Формат: WHILE [условие] Do [оператор];

WHILE, Do - служебные слова. [условие] - выражение логического типа. [оператор] - обыкновенный оператор.

;

Оператор While работает следующим образом: вначале работы проверяется результат логического условия. Если результат истина, то выполняется оператор, после которого осуществляется возврат на проверку условия с новым значением параметров в логическом выражении условия. Если результат ложь, то осуществляется завершение цикла.

При работе с While надо обратить внимание на его свойства:

  • условия, использованные в While, являются условием продолжения цикла;
  • в теле цикла всегда происходит изменение значения параметра входящего в выражение условия;
  • цикл While может, не выполнится ни разу, поскольку проверка условия в продолжение цикла выполняется до тела цикла.

Оператор REPEAT (оператор цикла с постусловием)

Формат: REPEAT [тело_цикла]; UNTIL [условие];

Оператор REPEAT работает следующим образом: сначала выполняются операторы тела цикла, после чего результат проверяется логического условия. Если результат ложь, то осуществляется возврат к выполнению операторов очередного тела цикла. Если результат истина, то оператор завершает работу.

Оператор Repeat имеет следующие особенности:

  • в Repeat проверяется условие завершения цикла и если условие выполняется, то цикл прекращает работу;
  • тело цикла всегда выполняется хотя бы один раз;
  • параметр для проверки условия изменяется в теле цикла;
  • операторы тела цикла не надо заключать в операторские скобки (BEGIN-END), при этом роль операторных скобок выполняют Repeat и Until.

Вычислить y=sin(x), где xn=10, xk=100, шаг равен 10.

Задачи целочисленной арифметики

Командой повторения или циклом называется такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий повторяется до тех пор, пока сохраняется значение некоторого логического выражения. При изменении значения логического выражения на противоположное повторения прекращаются (цикл завершается).

Для организации цикла необходимо выполнить следующие действия:

перед началом цикла задать начальное значение параметра;

внутри цикла изменять параметр цикла с помощью оператора присваивания;

проверять условие повторения или окончания цикла;

управлять циклом, т.е. переходить к его началу, если он не закончен, или выходить из цикла в противном случае.

Различают циклы с известным числом повторений (цикл с параметром) и итерационные (с пред- и постусловием).

В цикле с известным числом повторений параметр изменяется в заданном диапазоне.

Если в цикле изменяется простая переменная, то она является параметром цикла; если в цикле изменяется переменная с индексом, то индекс этой переменной является параметром цикла.

Для организации цикла с известным числом повторений в Pascal используется оператор for.

Структура цикла, организованного с помощью этого оператора, имеет вид:

For I:= A To B Do Begin <операторы> End;

For I:= A DownTo B Do Begin <операторы> End;

Здесь I - параметр, изменяющийся в цикле; A, B - выражения порядкового типа, обозначающие начальное, конечное значение параметра цикла. Шаг изменения номера параметра цикла равен 1, если в заголовке цикла стоит To (т.е. реально следующее значение параметра цикла вычисляется с помощью функции succ); и -1 - при DownTo (вычисление производится с помощью функции pred).

Порядок выполнения цикла с шагом 1 следующий: вычисляются значения начального и конечного значений параметра цикла; параметр если I принимает начальное значение; если I меньше или равно конечному значению, исполняется тело цикла; значение параметра цикла увеличивается, т.е. I:= succ(I); проверяется условие I<=B (для отрицательного шага условие I>=B) и при его выполнении цикл повторяется. Выход из цикла осуществляется, если I>B (IB (или A

Если в операторе цикла с параметром начальное или конечное значение параметра заданы переменными или выражениями, то значения этих переменных должны быть определены в программе до оператора цикла. Не следует внутри цикла изменять параметр цикла, его начальное и конечное значения с помощью операторов присваивания или ввода.

Задача 1. Дано натуральное n, действительное x. Вычислить

Разработаем алгоритм решения задачи:

1) ввести данные - количество слагаемых n и число x;

2) присвоить переменной, в которой будем хранить степени sin x, значение 1; S:= 0;

3) присвоить параметру цикла значение 1;

4) если значение параметра цикла меньше n, перейти к следующему пункту, иначе к п. 9;

5) вычислить очередную степень sin x;

6) добавить вычисленное значение к сумме;

7) увеличить параметр цикла на 1;

8) перейти к п.4;

9) вывести на печать сумму S;

{Программа вычисления суммы степеней sin x}

Var S, X, Pr: Real; N, I: Integer;

Write("Введите число слагаемых и x: "); ReadLn(N, X);

Pr:= 1; {в этой переменной хранятся последовательные степени sin x}

For I:= 1 To N Do

Pr:= Pr * Sin(X); {Очередная степень Sin(x)}

WriteLn("Сумма равна ", S: 7: 4)

Достаточно часто цикл с параметром используется при разработке программ обработки массивов.

Примечание. Как видно из рассказа, приведённого выше, область применения цикла с параметром в языке Pascal значительно ограничена: ограничения связаны с шагом изменения параметра цикла, с типом параметра цикла, его начального и конечного значения. В некоторых языках, например, в Basic, таких ограничений не существует.

По сравнению с циклом с параметром итерационные циклы являются универсальными. Для организации итерационных циклов используются операторы цикла с предусловием while и цикла с постусловием repeat..until.

Эти операторы не задают закон изменения параметра цикла, поэтому необходимо перед циклом задавать начальное значение параметра с помощью оператора присваивания, а внутри цикла изменять текущее значение этого параметра.

Соответствующие структуры циклов:

while B Do Begin <операторы> End;

Repeat <операторы> Until C;

Здесь B, C - логические выражения.

Для оператора цикла с предусловием проверяется значение логического выражения, если оно имеет значение True, то операторы, входящие в цикл, выполняются, в противном случае осуществляется выполнение оператора, следующего за циклом.

Цикл с постусловием выполняется хотя бы один раз. Затем проверяется значение логического выражения, если оно False, то операторы, входящие в цикл, выполняются, в противном случае осуществляется выход из цикла.

Входить в цикл можно только через его начало, т.е. нельзя входить внутрь цикла с помощью управляющего оператора, т.к. в этом случае параметр цикла не определен.

Задача 2. Найти наименьший номер члена последовательности, для которого выполняется условие |an-an-1|

Поскольку по ходу решения задачи необходимо знать an и an-1, будем запоминать их соответственно в переменных ANew и AOld.

Var Eps, AOld, ANew: Real; N: Integer;

Write("Введите число Epsilon "); ReadLn(Eps);

AOld:= 0; ANew:= ArcTan(AOld) + 1;

WriteLn(AOld: 8:5); WriteLn(ANew: 8:5);

While Abs(ANew - AOld) >= Eps Do

ANew:= ArcTan(AOld) + 1;

WriteLn(ANew: 8:5);

WriteLn("Искомый номер ", N)

Внутрь одного цикла может входить один или несколько других. При этом охватывающий цикл называется внешним, а вложенные циклы - внутренними. Правила организации как внешнего, так и внутренних циклов такие же, как и простого цикла.

Задача 3. На интервале найти натуральное число с максимальной суммой делителей.

Предлагаемая задача может быть отнесена к классу «задачи целочисленной арифметики», где аргументы, результаты и промежуточные величины относятся к целому типу. Следует заметить, что в такого рода задачах довольно часто используются операции DIV и MOD; наиболее типичной подзадачей является определение количества цифр в записи числа.

Алгоритм решения задачи:

1) ввести число n;

2) переменной для хранения максимальной суммы делителей присвоить

значение 1 (это сумма делителей числа 1);

3) запомнить число с максимальной суммой делителей;

4) параметру цикла I присвоить значение 2;

5) если I больше n, перейти к п. 13, иначе - к следующему пункту;

6) переменной для хранения очередной суммы делителей присвоить значение 0;

7) параметру цикла K присвоить значение 1;

8) если K больше I/2, перейти к п. 11, иначе - к следующему пункту;

9) если I делится на K без остатка, добавить K к текущей сумме делителей;

10) увеличить K на 1 и перейти к п. 8;

11) сравнить текущую сумму делителей с максимальной, если максимальная меньше,

запомнить новое значение и число, соответствующее этой сумме;

12) увеличить I на 1 и перейти к п. 5;

13) вывести число с максимальной суммой делителей и эту сумму;

Program Sum_Del;

Var N, I, Sum_Max, Sum, K, Ch: Integer;

Write("Введите число N: "); ReadLn(N);

Sum_Max:= 1; {Максимальная сумма делителей}

Ch:= 1; {Число с максимальной суммой делителей}

For I:= 2 To N Do {Это цикл по количеству чисел}

For K:= 1 To I Div 2 + 1 Do {В этом цикле находим сумму делителей}

If I Mod K = 0 Then {Если I нацело делится на K, то K - делитель I}

If Sum > Sum_Max Then Begin Sum_Max:= Sum; Ch:= I End;

WriteLn("Максимальную сумму делителей ", Sum_Max, " имеет число ",Ch)

Задача 4. Дано натуральное число n. Получить все простые делители этого числа.

{Программа отыскания простых делителей данного числа}

Var N, I, Vsp: Integer;

Log_Per, Priznak: Boolean;

Write("Введите натуральное число: ");

Priznak:= True; {Признак того, не является ли введенное число простым}

{Пока параметр цикла не превысил квадратного корня из данного числа,

продолжаем поиск простых делителей}

For I:= 2 To Round(Sqrt(N)) Do

If N Mod I = 0 Then

Priznak:= False; {Введенное число не является простым}

Log_Per:= False; {Логическая переменная, принимающая значение True,

если нашлись делители I, отличные от 1 и I}

If (I Mod Vsp = 0) And (I <> Vsp) Then Log_Per:= True;

Until (Vsp > I Div 2 + 1) Or Log_Per;

If Not(Log_Per) Then WriteLn(I) {Если число I простое, печатаем его}

If Priznak Then WriteLn(N)

Предлагаем читателю самостоятельно разобраться с представленным решением.

Оборудование: Персональный компьютер, компилятор языка С#.

Цель работы: Ознакомиться с операторами цикла и научиться применять их в С#-программах.

Циклическая управляющая структура применяется для организации многократного выполнения некоторого оператора. Оператор цикла включает <заголовок цикла> и <тело цикла>. Заголовок определяет количество повторений цикла, а тело - повторяемые операторы.

В C реализовано три вида оператора цикла.

(1) Цикл while

while<условие>

<тело цикла>

Условие - это логическое выражение булевского типа.

Тело цикла - это оператор, или последовательность операторов, заключенная в операторные скобки { }.Алгоритм выполнения цикла while

1. Вычисляется значение условия.

2. Если условие истинно, то выполняются операторы тела цикла и повторяется шаг 1.

3. Если условие ложно, то цикл завершается и происходит переход к следующему за whileоператору.

(2) Циклdo while

<телоцикла>

while(<условие>);


Условие - это выражение булевского типа.

Тело цикла - это оператор, или последовательность операторов, разделенная символом ";".

Алгоритм выполнения цикла do while

1. Выполняются операторы тела цикла.

2. Вычисляется значение условия.

3. Если условие ложно, то повторяется шаг 1.

4. Если условие ложно, то цикл завершается и происходит переход к следующему за do оператору.

Замечания.

1. Оператор dowhile, в отличии от оператора while, обязательно выполнится по крайней мере один раз.

2. Выйти из цикла можно минуя вычисление условия с помощью оператора go, однако это не соответствует принципам структурного программирования.

3. Если операторы тела цикла не влияют на значение условия и условие истинно перед выполнением цикла while и после выполнения цикла dowhile, то цикл будет выполняться бесконечно (эффект "зацикливания").

(3) Оператор for

Оператор for - это наиболее общий способ организации цикла. Он имеет следующий формат:

for (выражение 1 ; выражение 2 ; выражение 3) тело

Выражение 1 обычно используется для установления начального значения переменных, управляющих циклом. Выражение 2 - это выражение, определяющее условие, при котором тело цикла будет выполняться. Выражение 3 определяет изменение переменных, управляющих циклом после каждого выполнения тела цикла.

Схема выполнения оператора for:

1. Вычисляется выражение 1.

2. Вычисляется выражение 2.

3. Если значения выражения 2 отлично от нуля (истина), выполняется тело цикла, вычисляется выражение 3 и осуществляется переход к пункту 2, если выражение 2 равно нулю (ложь), то управление передается на оператор, следующий за оператором for.

Существенно то, что проверка условия всегда выполняется в начале цикла. Это значит, что тело цикла может ни разу не выполниться, если условие выполнения сразу будет ложным.

for (i=1; i<10; i++)

В этом примере вычисляются квадраты чисел от 1 до 9.

Другим вариантом использования оператора for является бесконечный цикл. Для организации такого цикла можно использовать пустое условное выражение, а для выхода из цикла обычно используют дополнительное условие и оператор break.


Так как согласно синтаксису языка С# оператор может быть пустым, тело оператора for также может быть пустым. Такая форма оператора может быть использована для организации поиска.

for (i=0; t[i]<10 ; i++) ;

В данном примере переменная цикла i принимает значение номера первого элемента массива t, значение которого больше 10. Типы параметра цикла, начального и конечного значений должны быть совместимы. Допускается любой скалярной тип кроме вещественного, т.е. любой порядковый тип. Порядок, установленный на множестве значений таких типов, позволяет для любого значения определить следующее за ним и предыдущее.

Тело цикла - это оператор, или последовательность операторов, заключенная в операторные скобки { }.

Замечания

1. Цикл for целесообразно использовать в тех случаях, когда заранее известно количество повторений цикла.

2. Значение параметра цикла нельзя изменять внутри тела цикла и следует считать это значение неопределенным при выходе из цикла.

3. Выйти из цикла можно преждевременно с помощью оператора goto, однако это не соответствует принципам структурного программирования.

Лабораторная работа 3 включает 4 задания.

1. Обработка последовательностей значений.

При обработке последовательности ее элементы не запоминаются, а обрабатываются непосредственно после ввода.

Даны натуральное число n и целые числа A1,A2,...,An. Выяснить, какое число встретится в последовательности раньше положительное или отрицательное. Если все члены равны нулю, то сообщить об этом.

Рассмотримкодпроцедуры Main()

Console.WriteLine("Введите n");

N = Console.ReadLine();

n = Convert.ToInt32(N);

while ((a == 0) && (i < n))

Console.WriteLine("Введите a");

A = Console.ReadLine();

a = Convert.ToInt32(A);

Console.WriteLine("Всеэлементыравны 0");

Console.WriteLine("Первый не нулевой элемент отрицательный");

Console.WriteLine("Первый не нулевой элемент положительный");

Console.ReadLine();

2. Распечатка в виде таблицы значения заданной функции.

Вычислить значения функции:

для а=1,1.1,1.2,...,1+0.1n и распечатать в виде таблицы значений с 2 знаками после десятичной точки.

N = Console.ReadLine();

n = Convert.ToInt32(N);

for (i = 1; i < n + 1; i++)

f = ((a - 3) * a + 2) / Math.Sqrt(2 * a * a * a - 1);

Console.WriteLine("* {0} * {1} ", a, f);

Console.WriteLine("********************************");

Console.ReadLine();

3. Вычисление суммы (произведения) заданного числа слагаемых (сомножителей), каждое из которых есть функция от своего индекса (номера).

Для заданных действительного x и целого n (n>0) вычислить

Рассмотрим код процедуры Main():


double x, s, h, f;

Console.WriteLine("Введите количество элементов");

N = Console.ReadLine();

n = Convert.ToInt32(N);

Console.WriteLine("Введите значение x");

X = Console.ReadLine();

x = Convert.ToDouble(X);

for(i = 0; i < n; i++)

f = f*(2*n)*(2*n+1);

Console.WriteLine("Summa = {0}",s);

Console.ReadLine();

Обратите внимание, что на каждом шаге очередное слагаемое вычисляется с использованием значения предыдущего слагаемого. Это полезный прием при вычислении значений типа x n ,(-1) n , (sin x) n , sin x n и т.д.

4. Задание на итерационный цикл с заранее неизвестным количеством шагов. Реализовать метод Ньютона нахождения приближения к корню степени k из действительного неотрицательного x.

Пусть y0 - начальное приближение к корню. Будем последовательно получать значения:


y1=y0-(y0 k - x)/(k*y0 k-1),

y2=y1-(y1 k - x)/(k*y1 k-1),

y3=y2-(y2 k - x)/(k*y2 k-1) и т.д.

Процесс будем продолжать до тех пор, пока модуль разности двух последовательных приближений больше некоторого заданного e. Полученное значение будет приближением к корню степени k из x с точностью e. Заметим, что на каждом шаге нам нужны только два последних приближения. Рассмотрим код функции Main():

string K, X, EPS;

double x, d = 1, y, eps;

Console.WriteLine("Введитестепень");

K = Console.ReadLine();

k = Convert.ToInt32(K);

Console.WriteLine("Введитезначениепервогоэлемента");

X = Console.ReadLine();

x = Convert.ToDouble(X);

Console.WriteLine("Введите значение эпсилент");

EPS = Console.ReadLine();

eps = Convert.ToDouble(EPS);

while (Math.Abs(d)>eps)

d=(x/Math.Exp((k-1)*Math.Log10(y))-y)/k;

Console.WriteLine("Приближениеккорнюравно {0}", d);

Console.ReadLine();

Упражнения для контрольной работы № 2

Вариант 1

1. Даны целые числа а1,...,аn,an+1,...;а1>0, среди а2,а3,... есть хотя бы одно отрицательное. Пусть а1,...,аn члены предшествующие первому отрицательному. Получить min(a1+a2,a2+a3,...,an-1+an).

2. Дано натуральное число n.Вычислить сумму и распечатать

3. Даны действительные числа а и b (a

4. Вычислить сумму ряда

и распечатать. Вычисления прекращаются при условии

Вариант 2

1. Даны натуральные числа n, a 1 , ..., a n .Определить количество членов а к последовательности а 1 , ..., а n , являющихся квадратами четных чисел.

2. Даны натуральное число n , действительное - х. Вычислить:

3. Получить значения функции Z и распечатать в виде колонки X i , Z i

Оператор цикла

Оборудование: Персональный компьютер, компилятор языка С#.

Цель работы: Ознакомиться с операторами цикла и научиться применять их в С#-программах.

Циклическая управляющая структура применяется для организации многократного выполнения некоторого оператора. Оператор цикла включает <заголовок цикла> и <тело цикла>. Заголовок определяет количество повторений цикла, а тело - повторяемые операторы.

В C реализовано три вида оператора цикла.

(1) Цикл while

While <условие>

<тело цикла>

Условие - это логическое выражение булевского типа.

Тело цикла - это оператор, или последовательность операторов, заключенная в операторные скобки { }. Алгоритм выполнения цикла while

1. Вычисляется значение условия.

2. Если условие истинно, то выполняются операторы тела цикла и повторяется шаг 1.

3. Если условие ложно, то цикл завершается и происходит переход к следующему за while оператору.

(2) Цикл do while

<тело цикла>

while (<условие>);


Условие - это выражение булевского типа.

Тело цикла - это оператор, или последовательность операторов, разделенная символом ";".

Алгоритм выполнения цикла do while

1. Выполняются операторы тела цикла.

2. Вычисляется значение условия.

3. Если условие ложно, то повторяется шаг 1.

4. Если условие ложно, то цикл завершается и происходит переход к следующему за do оператору.

Замечания.

1. Оператор do while , в отличии от оператора while, обязательно выполнится по крайней мере один раз.

2. Выйти из цикла можно минуя вычисление условия с помощью оператора go, однако это не соответствует принципам структурного программирования.

3. Если операторы тела цикла не влияют на значение условия и условие истинно перед выполнением цикла while и после выполнения цикла do while, то цикл будет выполняться бесконечно (эффект "зацикливания").

(3) Оператор for

Оператор for - это наиболее общий способ организации цикла. Он имеет следующий формат:

for (выражение 1 ; выражение 2 ; выражение 3) тело

Выражение 1 обычно используется для установления начального значения переменных, управляющих циклом. Выражение 2 - это выражение, определяющее условие, при котором тело цикла будет выполняться. Выражение 3 определяет изменение переменных, управляющих циклом после каждого выполнения тела цикла.

Схема выполнения оператора for:

1. Вычисляется выражение 1.

2. Вычисляется выражение 2.

3. Если значения выражения 2 отлично от нуля (истина), выполняется тело цикла, вычисляется выражение 3 и осуществляется переход к пункту 2, если выражение 2 равно нулю (ложь), то управление передается на оператор, следующий за оператором for.

Существенно то, что проверка условия всегда выполняется в начале цикла. Это значит, что тело цикла может ни разу не выполниться, если условие выполнения сразу будет ложным.

for (i=1; i<10; i++)

В этом примере вычисляются квадраты чисел от 1 до 9.

Другим вариантом использования оператора for является бесконечный цикл. Для организации такого цикла можно использовать пустое условное выражение, а для выхода из цикла обычно используют дополнительное условие и оператор break.


Так как согласно синтаксису языка С# оператор может быть пустым, тело оператора for также может быть пустым. Такая форма оператора может быть использована для организации поиска.

for (i=0; t[i]<10 ; i++) ;

В данном примере переменная цикла i принимает значение номера первого элемента массива t, значение которого больше 10. Типы параметра цикла, начального и конечного значений должны быть совместимы. Допускается любой скалярной тип кроме вещественного, т.е. любой порядковый тип. Порядок, установленный на множестве значений таких типов, позволяет для любого значения определить следующее за ним и предыдущее.

Тело цикла - это оператор, или последовательность операторов, заключенная в операторные скобки { }.

Замечания

1. Цикл for целесообразно использовать в тех случаях, когда заранее известно количество повторений цикла.

2. Значение параметра цикла нельзя изменять внутри тела цикла и следует считать это значение неопределенным при выходе из цикла.

3. Выйти из цикла можно преждевременно с помощью оператора goto, однако это не соответствует принципам структурного программирования.

Лабораторная работа 3 включает 4 задания.

1. Обработка последовательностей значений.

При обработке последовательности ее элементы не запоминаются, а обрабатываются непосредственно после ввода.

Даны натуральное число n и целые числа A1,A2,...,An. Выяснить, какое число встретится в последовательности раньше положительное или отрицательное. Если все члены равны нулю, то сообщить об этом.

Рассмотрим код процедуры Main()

Console.WriteLine("Введите n");

N = Console.ReadLine();

n = Convert.ToInt32(N);

while ((a == 0) && (i < n))

Console.WriteLine("Введите a");

A = Console.ReadLine();

a = Convert.ToInt32(A);

Console.WriteLine("Все элементы равны 0");

Console.WriteLine("Первый не нулевой элемент отрицательный");

Console.WriteLine("Первый не нулевой элемент положительный");

Console.ReadLine();


Include main() { int i=0; /*i=0, а не единице*/ do i++; while (getchar()!=’R’); printf("Символ R %d-й",i); } Программа, представленная выше, теперь написана с циклом do-while. Результат программы будет таким же. Оператор цикла for Описание: for (выражение 1; выражение 2; выражение 3) оператор; Действие: В круглых скобках содержится три выражения. Первое из них служит для...

Если в операторе цикла с параметром начальное или конечное значение параметра заданы переменными или выражениями, то значения этих переменных должны быть определены в программе до оператора цикла. Не следует внутри цикла изменять параметр цикла, его начальное и конечное значения с помощью операторов присваивания или ввода. Задача 1. Дано натуральное n, действительное x. Вычислить Разработаем...

А вложенные циклы - внутренними. Правила организации как внешнего, так и внутренних циклов такие же, как и простого цикла. Задача 3. На интервале найти натуральное число с максимальной суммой делителей. Предлагаемая задача может быть отнесена к классу «задачи целочисленной арифметики», где аргументы, результаты и промежуточные величины относятся к целому типу. Следует заметить, что в...

Определяющее, как будет меняться параметр цикла. В операторе for сначала проверяется условие и если значение условия "истинно", то идёт выполнение тела цикла (блока операторов или простого оператора). Задание №3. «Массивы и подпрограммы» Результатом выполнения третьего задания должна быть программа, написанная с использованием подпрограмм – не менее 2 процедур и 1 функции. Задание...