Яндекс навигатор работает ли оффлайн. Как пользоваться «Яндекс Навигатор» и «Яндекс Карты» без подключения к интернету

Компания Yandex успешно зарекомендовала себя на рынке России. Она занимается постоянным улучшением своих продуктов в пользу обычных людей. Яндекс.Навигатор – одна из последних разработок организации, которая уже нашла своих благодарных потребителей. С помощью приложения, которое устанавливается на мобильный телефон, проложить маршрут, чтобы не запутаться во множестве улиц, стало совсем просто. В статье будет рассказано о том, как установить Яндекс. Навигатор бесплатно на смартфон, как настроить программу, и её особенности.

Основные особенности приложения

В интернете можно найти большое количество предложений различных навигаторов на мобильное устройство. Чем же удобнее и практичнее продукт компании Яндекс?

  1. Приложение требует минимальных ресурсов от телефона.

Скачать и установить последнюю версию Яндекс. Навигатор можно на операционную систему Андроид (версия 4.1 и выше), и IOS (версия 8 и выше). Для тех, у кого мобильный версии ниже предложенной, также имеется возможность использовать программу, но без новых дополнений и обновлений. Что, на практике, не так и заметно.

  1. Программа предоставляется абсолютно бесплатно.

После установки, пользователь не столкнётся со скрытыми комиссиями, о которых не говорилось ранее. Единственная плата, которую придётся всё-таки вносить, это оплата мобильного интернета по тарифу оператора. При этом, компания Яндекс делает всё возможное, чтобы сократить и эти расходы.

  1. Навигатор может работать без интернета в режиме оффлайн.

Если у человека не работает на телефоне интернет или он не хочет тратить мобильный трафик, он может загрузить Яндекс.Карты с местностью, которая будет использоваться при поездке, заранее. После чего, продукт компании Яндекс сможет работать без соединения с сетью.

  1. Не требует авторизации.

Пользоваться продуктом можно без регистрации. Но следует помнить, что в таком случае не будет возможности сохранять маршруты, синхронизировать поездки с другими устройствами, просматривать посещенные места.

  1. Язык интерфейса меняется непосредственно в самой программе всего за несколько мгновений.

По умолчанию, для тех, кто устанавливает Яндекс. Навигатор в России, меню разработано на русском языке. Но его всегда можно изменить. Из доступных имеются: турецкий, французский, украинский и английский. При этом, ещё можно выбрать и голос диктора. В разных странах и регионах они незначительно отличаются. Это может быть мужчина, женщина или какая-то знаменитая личность, например, Фёдор Бондарчук.

Как бесплатно установить приложение Яндекс Навигатор

Установить Яндекс.Навигатор можно из магазина приложений, соответствующего установленной операционной системе смартфона – GooglePlay для телефона Андроид, и App.Store для IOS, или скачать apk файл на сервисе Яндекс.Приложения. Рассмотрим каждый способ поэтапно.

GooglePlay

Чтобы установить программу на Андроид неободимо:

  • Зайти с телефона в .
  • В строке поиска ввести название Яндекс.Навигатор.

  • Нажать кнопку «Установить» и дождаться окончания загрузки.

  • Запустить скачанный файл.
  • Включить необходимые разрешения.


На этом установка завершена. Можно переходить к использованию навигатора.

App.Store

Установка Яндекс.Навигатора на смартфон IOS аналогична описанному выше способу

  • Зайти в магазин App.Store с мобильного устройства.


  • Найти нужную программу через систему поиска.


  • Скачать и установить навигатор на Айфон.

Яндекс.Приложения

На сервисе можно скачать бесплатно установочный файл для любого устройства – мобильный телефон, планшет или ПК. Чтобы попасть на ресурс, необходимо перейти по ссылке https://mobile.yandex.ru/apps/androidtab/navigator/#main . Установка Яндекс.Навигатора осуществляется двумя способами:

  1. Переход по ссылке, где можно скачать приложение.
  2. Запрос ссылки на скачивание на электронную почту.


Как настроить программу

Для тех, кто впервые установил программу и не знает, как ей пользоваться, разработчики создали специальный раздел «Обучение и подсказки», перейти в которое можно из основного меню.

Основные настройки Яндекс.Навигатора, вход в которые осуществляется кнопкой «Меню»:

  1. Вид карты.

Вид карты можно изменять схематичным изображением или картинками со спутниками.

Данный параметр позволяет загрузить карты для использования оффлайн.

  1. Курсор.

Изменяет вид используемого курсора.

  1. Звук и язык.

Остальные пункты: сообщать о превышение, голосовое сопровождение, голосовая активация — лучше всего всегда оставлять включенными, чтобы по максимуму использовать возможности приложения. Голосовое сопровождение всегда сообщит о неожиданных поворотах, пробках на дороге, скажет о превышении скоростного режима. А раздел голосовой активации позволяет запускать навигатор двумя словами «Слушай, Яндекс».

Подсказки по работе приложения, используемым значкам, как установить, настроить и обновить Яндекс.Навигатор можно посмотреть по ссылке https://yandex.ru/support/navigator/index.html .


Иногда в интернете можно увидеть вопрос: «Почему не работает Яндекс.Навигатор?». Определённого ответа здесь нет. Компания Яндекс рекомендует в таких случаях:

  1. Удалить и заново установить программу.
  2. Проверить загруженную версию и сменить её на более раннюю.
  3. Написать в службу поддержки клиентов по ссылке https://yandex.ru/support/navigator/troubleshooting/faq.html#faq_feedback .


Теперь владельцам устройств, работающих на ОС Android, потеряться на бескрайних просторах нашей страны стало еще сложнее, ибо в PlayMarket появился удобный Яндекс навигатор для Android. Приложение открывает доступ к картам стран СНГ, в частности Украины и России, причем прокладка маршрута навигатором выполняется с учетом текущей ситуации на дорогах, наличием пробок, перекрытий, ремонтных работ и т.п.
Яндекс навигатор для Андроид умеет если не все, что должен уметь софт такого типа, то многое. И самая важная функция – непосредственная прокладка наиболее удобных и коротких маршрутов от точки «А» до точки «Б». Строятся маршруты, как в масштабах городских трасс, так и между городами, областями и даже странами.

Управление голосом

Приложением Yandex навигатор Android можно управлять не только тапами по дисплею гаджета, а и голосом. На голосовые подсказки программа реагирует отлично и, что важно она «понимает» русский язык. Голосовое управление очень удобно для автомобилистов, чтобы не отвлекаться от работы, да и при выезде за город на велосипедах также куда проще «попросить» приложение проложить интересующий маршрут голосом, чем останавливаться и настраивать все моменты руками. К слову, навигатор Yandex для Андроид и сам неплохо разговаривает, напоминая о приближающихся поворотах, дорожных знаках и прочих важных моментах при движении. Голосовые подсказки, при необходимости, можно отключить.

Динамическое изменение маршрута

Эта функция во всех аналогах приложения отсутствует, хотя ее важность явно прослеживается. Так, навигатор может перестраивать маршрут в зависимости от происходящих на маршруте событий. Яндекс навигатор для Андроид карты, созданные этим же разработчиком, отлеживает автоматически, и в зависимости от возникающих аварий и пробок предлагает поменять маршрут следования в нужную точку.

Установка приложения

Устанавливается приложение на любое устройство, работающее на базе Андроид, прямиком из PlayMarket. Также найти программу можно на Яндексе, откуда ее придется скачать и вручную установить на смартфон или планшет. Инструкция для Яндекс навигатор для Android также едва ли понадобится, ибо интерфейс интуитивно понятен и прост.
После установки никаких настроек приложение не требует, но для его работы необходимо наличие постоянного подключения к сети интернет по любой существующей технологии.

Навигатор от Яндекс: удобно, быстро, функционально

Навигация от Яндекса

Как показывает практика использования, карты для Яндекс навигатора Android достаточно подробны и точны. Разве что не очень удобно обязательное наличие связи с интернетом для его использования, но покрытие мобильных сетей в Украине и России довольно плотное, потому, в крайнем случае, подойдет и мобильный интернет, доступный практически везде.
По ходу тестирования приложения выяснилось, что Яндекс навигатор кэш Android сохранять умеет. Иными словами, в пару тапов интересующий маршрут можно сохранить в памяти устройства, дабы потом получить к нему доступ в случае, когда связи с сетью не окажется. Это конечно хорошая страховка, но тогда о динамичной смене маршрута при возникновении разнообразных дорожных проблем и думать не стоит.
Порадовала возможность создавать уникальные голосовые команды, соответствующие маршрутам. Как вариант: «поехали домой», и пр. Помогает и возможность сохранения путей в избранном, пригодится тем, кто часто вынужден ездить по ряду однотипных маршрутов.
В целом приложение очень полезное и удобное, но, как и подобает Яндексу, есть ряд недочетов и несколько не самых полезных функций. Вскоре ожидается пополнение базы карт, а также исправление ошибок приложения, в частности его медленная загрузка на устройствах с маленьким экраном.


Российская компания «Яндекс» очень сильно порадовала всех автомобилистов в России, – теперь фирменными приложениями «Яндекс Навигатор» и «Яндекс Карты» можно пользоваться без подключения к сети Интернет. Такую возможность принес вместе с собой крупный апдейт, который стал доступен для загрузки и установки на iPhone, iPad и Android-устройства еще 1 декабря 2017 года. Обновленные версии приложений можно загрузить из магазинов App Store и Google Play совершенно бесплатно.

У очень многих россиян возникает простой вопрос – как использовать сервисы «Яндекс Навигатор» и «Яндекс Карты» без подключения к интернету, чтобы не расходовать мобильный интернет-трафик при поездках по городу или во время путешествий. На самом деле, все невероятно просто и удобно, однако стоит заметить, что постоянное использование офлайн-режима навигации не очень рационально, поскольку в таком случае информацию о ситуации на дорогах (пробках, авариях, перекрытиях и т.д.) узнавать не получится, а навигационное ПО будет строить маршрут без учета заторов на дорогах.

Чтобы приложения «Яндекс Навигатор» и «Яндекс Карты» работали без подключения к интернету необходимо обновить их до последней версии из магазина Google Play (Android) или App Store (iOS), после чего запустить в перейти в раздел «Меню», а затем выбрать вариант «Офлайн-карты». В списке следует выбрать нужный регион, после чего загрузить карту во встроенную память. Все, больше делать ничего не нужно.

Теперь для использования приложения в офлайне достаточно просто отключить мобильный интернет или Wi-Fi, после чего построить свой маршрут и следовать по нему. Для удобства и экономии трафика можно отключить мобильный интернет-трафик только для приложений «Яндекс Навигатор» и «Яндекс Карты». Соответствующие настройки есть в iPhone, и Android-устройствах. Впрочем, если карты загружены в память устройства, то во время навигации с подключением к сети будет осуществляться загрузка информации только о ситуации на дорогах – это сильно экономит интернет-трафик.

Отметил, что компания «Яндекс», несмотря на внедрение офлайн-режима, рекомендует хотя бы один раз в месяц проверять карты на предмет обновлений, поскольку в российских городах часто открываются новые дороги, либо же меняются правила, поэтому со временем карта может стать неактуальной. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию ее следует регулярно обновлять.

Не упусти свой шанс! До 21 апреля включительно у всех желающих есть уникальная возможность Xiaomi Mi Band 3, потратив на это всего 2 минуты своего личного времени.

Присоединяйтесь к нам в

Яндекс Карты сейчас являются просто незаменимой вещью в нашей жизни. Теперь, для того чтобы добраться из одного в пункта в другой, не нужно спрашивать всех прохожих где находится эта улица или плутать по незнакомым местам. Так же, эта программа позволяет значительно экономить время объезжая пробки, о которых она уведомляет вас в реальном времени. И это еще не все. В последних версиях сами пользователи программы могут рассказывать друг другу о дорожных проишествиях, каких-либо неполадках на дороге и других вещах, важных автомобилистам. Итак, как установить яндекс карты?

Инструкция по установке зависит от того, на какое именно устройство вы хотите поставить это полезное приложение, поэтому рассмотрим самые популярные варианты.

Как установить яндекс карты на андроид?

Телефоны под управлением системы Android имеют огромное преимущество перед обычными телефонами тем, что у них есть свой собственный магазин приложений Яндекс. Карты также в нем имеются и являются бесплатными, то есть вы можете скачать их на любое устройство бесконечное количество раз.

  1. Итак, откройте Google Play (или если у вас старая версия прошивки, то Android Market).
  2. В открывшемся окне выберите поле поиска и введите туда Яндекс карты.
  3. В результатах поиска будет несколько программ. Одна из них будет непосредственно самими картами, а другая является навигатором. Вы можете установить обе, если думаете что будете использовать еще и навигацию для автомобиля.
  4. После установки каждую из программ вы сможете найти в меню

Как установить яндекс карты на телефон?

Приложение Яндекс. Карты поддерживает огромное количество моделей телефонов, а точнее почти все, которые поддерживают Java. Давайте рассмотрим пример установки на самый обычный телефон.

Для установки и работы самой программы вам понадобится настроенное интернет соединение!

  1. Откройте в своем телефоне программу для просмотра интернет страниц (рекомендую использовать стандартное решение телефона, то есть не использовать Opera Mini)
  2. Зайдите на m.ya.ru/maps и обязательно проверьте то, чтобы ваш телефон определился правильно. Это важно, ведь в случае ошибки, программа может работать некорректно или вообще не запуститься.
  3. Если все верно, скачайте программу. Если была какая-то ошибка с определением, нажмите на кнопку "Другая модель" и найдите свой телефон в списке.
  4. После скачивания установите программу утвердительно отвечая на все вопросы телефона.
  5. Готов! Теперь вы можете пользоваться картами на своем телефоне!

Как установить яндекс карты на навигатор?

Для того, чтобы убедиться, что ваш навигатор сможет поддерживать Яндекс Карты, вам нужно узнать, на какой операционной системе он работает. Если это Android, то стоит воспользоваться инструкцией, которую я написал чуть выше (установка на телефоны под управлением Android). Этот процесс не будет никак отличаться ставите вы на телефон, планшет или навигатор. То есть, вам нужно всего лишь зайти в магазин Google Play и скачать приложение себе на телефон, а после установить.

Если ваш навигатор работает под управлением Windows CE, то вам повезло. Существует версия и под подобные устройства.

  1. Скачайте приложение для Win CE к себе на компьютер отсюда "yandexmaps-wince.zip ".
  2. Распакуйте у себя на компьютере скачанный архив и отправьте все файлы к себе на навигатор.
  3. С помощью файлового менеджера найдите эти файлы и нажмите на них для установки.
  4. Готово! Теперь вы можете пользоваться всеми возможностями Яндекс. Карт прямо в своем навигаторе.

По данным самой компании, «Яндекс.Навигатором» пользуются 13 миллионов пользователей. Недавно навигатор заговорил голосом Василия Уткина и Оптимуса Прайма, но пользователи все равно недовольны: кто-то считает, что навигатор строит неоптимальные маршруты, ведет прямо по пробке или часто сбивается с траектории. В апреле появилась новость о том, что вскоре сервис станет частично платным, а в июне в навигаторе стал доступен поиск свободных мест на парковках. The Village попросил Михаила Высоковского из «Яндекс.Навигатора» рассказать о том, как сервис строит маршрут, откуда берется прогноз пробок и каких нововведений ждать.

Михаил Высоковский

руководитель сервиса «Яндекс.Навигатор»

Откуда навигатор берет данные

Открывая навигатор, мы видим, как стрелочка красиво движется по линии дороги. Но на самом деле сигнал GPS вообще не такой - это что-то, что постоянно скачет: пять метров налево, 20 метров направо. Поэтому точно показывать местоположение и вести человека по маршруту - большая задача для любого навигатора.

Навигатор получает информацию о местоположении от мобильного устройства: сначала смартфон должен понять свою географическую координату и сообщить интернет-сервису. Например, у айфона есть несколько сенсоров: GPS, ГЛОНАСС, данные базовых станций сотовой сети и Wi-Fi. Айфон это автоматически анализирует и выдает приложению конкретную координату, условно говоря: «Друг, я точно знаю, что твои координаты такие». Как именно их определило устройство - по GPS, ГЛОНАСС или сотовой сети, - остается на усмотрение операционной системы. С Android чуть проще: можно узнать, откуда исходит сигнал.

После того, как координаты от устройства получены, нужно понять куда на самом деле движется автомобиль, по какой дороге он едет. Данные об этом навигатор получает каждые несколько секунд. Это непростая задача, особенно если пользователь находится на сложной развязке. Алгоритм делает ряд предположений о том, где пользователь находится на самом деле. Если пришло несколько сигналов, что человек едет ближе к дублеру, чем к основной дороге, то навигатор перекидывает его на дублер. В какой-то момент, проанализировав все предыдущие сигналы, система может поменять решение - тогда стрелочка окажется на основной дороге. В каждый момент времени это принятие решения на основании маршрута пользователя, предыдущих сигналов и новых, которые поступают.

«Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» используют идентичные алгоритмы. Иногда их прогнозы и выбор маршрутов расходятся: так может случиться, потому что даже рядом лежащие устройства могут получить немного разные координаты или построить маршрут с разницей в несколько секунд. Притом что платформа единая, в «Яндексе» над геосервисами работают разные команды. Команда «Навигатора» отвечает за всю автомобильную тему и маршрутизацию - так проще синхронизироваться.

Как навигатор строит маршрут

В то время как пользователь строит маршрут из точки А в точку Б, система рассматривает большое количество альтернатив и выбирает оптимальные варианты маршрута. Есть граф дорог - это информация карты, где отмечены маневры: куда можно поворачивать и куда нельзя. Система перебирает разные варианты сочетания маневров, отдавая преимущество оптимальному по времени, и предлагает этот маршрут, но с учетом пробок и текущих перекрытий. Помимо этого, навигатор обычно предлагает два других маршрута, они должны содержательно отличаться - мы не будем предлагать точно такой же маршрут, но с заездом на заправку, чтобы сэкономить 30 секунд.

Сейчас «Яндекс.Навигатор» предлагает максимум три варианта маршрута. Мы можем предложить и 50 разных маршрутов, а пользователь пусть думает, что с ними делать. Но результаты юзабилити-тестирования свидетельствуют: когда человеку выдается огромное количество маршрутов, понять, какой из них нужно выбрать на самом деле, довольно трудно.

Во время движения каждые две минуты навигатор проверяет, нет ли маршрута быстрее. При этом есть некое ограничение на то, когда этот маршрут можно предложить. Ситуация в городе быстро меняется, и, если навигатор будет все время говорить: «Найден маршрут на 30 секунд быстрее», будет довольно тяжело. Сейчас система предлагает альтернативу, если экономия времени составляет больше пяти минут, когда до маневра есть немного времени. При этом, если человеку важны даже 30 секунд, он может запросить поиск быстрого маршрута самостоятельно, зайдя в «Обзор» на панели приложения.

Сейчас алгоритм устроен так, что он оптимизирует время для каждого конкретного пользователя, то есть строит маршрут конкретно для вас. И не учитывает общественное благосостояние, пытаясь развести потоки. (В интернете появлялись предположения , что «Яндекс.Навигатор» пытается глобально влиять на транспортную ситуацию в Москве. - Прим. ред.) Но, так как пользователей много, мы неизбежно влияем на ситуацию на дорогах. Несколько лет назад навигатор был таким элитным клубом - была небольшая доля людей, которая пользовалась навигатором, и остальные москвичи. Тогда пользователи видели: здесь пробки, а тут нет пробок - и навигатор на ситуацию на дорогах никак не влиял. Сейчас, когда миллионы пользователей каждый день строят маршруты с навигатором, а мы им говорим, что здесь нет пробки, - все едут сюда, и, наверное, пробка может появиться в том числе из-за этого.

Как навигатор учитывает пробки

Каждый раз, когда пользователи едут с приложением «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор», они передают анонимную информацию о своих перемещениях. Всего в России нашим навигатором пользуются 13 миллионов человек.

Получая эти данные, мы автоматически анализируем их на сервере и понимаем, что на определенной дороге, если люди едут медленнее, скорее всего, образовалась пробка. Эту информацию мы учитываем и доводим до пользователей двумя способами. Первое - это цветовой показатель в приложении, второе - пробки учитываются во времени, которое прогнозирует навигатор. Это полностью автоматическая система: данные обновляются каждую минуту.

Некоторое время назад мы строили маршрут, учитывая только текущие пробки. Хотя на самом деле ситуация постоянно меняется, и часы пик - это тяжелое время для всех навигаторов. Трафик хаотично вырастает, а навигатор, когда строит маршрут по текущим пробкам, не учитывает новые, и из-за этого врет во времени. Поэтому сейчас мы в экспериментальном режиме учитываем прогноз пробок на ближайший час. Для такого прогноза у нас есть два фактора: первый - ситуация на прошлых неделях в этот день недели и в это время, а второй - обстановка на дорогах на данную минуту.

После того как мы спрогнозировали пробки, мы анализируем, насколько качественно это сделали. Если человек доехал с навигатором до конца, мы знаем, за сколько времени он это сделал, и можем сравнить с обещанием навигатора. Вторая наша метрика называется «Яндекс врет». Люди часто жалуются на то, как ведет себя навигатор, в «Разговорчиках». Мы считаем долю разговорчиков, в которых ругают «Яндекс», по ключевым словам «врет», «говорит неправду» и всяким другим ругательствам. Когда мы отображаем что-то неточно, то видим резкий взлет таких разговорчиков - получается достаточно чувствительный инструмент.

Почему навигатор барахлит около Кремля

Навигатор, как и другие приложения с геолокацией, получает информацию о текущем местоположении от устройства. И не может определить, насколько они достоверны. Устройство при этом не сообщает, что это плохие координаты, оно ведет себя стандартным образом - только координаты находятся не на Кремлевской набережной, а где-то в другом месте.

Простым способом навигатор с изменением сигнала GPS ничего сделать не может. Он ведет себя по принципу «что устройство сказало, то я и делаю». Когда в конце прошлого года мы поняли, что ситуация на Кремлевской набережной - не разовая история, а регулярная проблема, то придумали новый алгоритм. Теперь, если навигатор видит, что координата очень быстро меняется (например, пользователь будто перелетел со скоростью 200 километров в час из одной точки в другую), система блокирует это перемещение. Стрелочка навигатора никуда не перемещается: в этот момент не работает ведение по маршруту и не определяется точная позиция, но человек хотя бы может ориентироваться по карте, куда ехать, а не обнаружить себя в серой зоне Внукова. Это работает, когда происходит «телепортация». К сожалению, есть и более сложные схемы. Иногда координату может перебросить не на десятки километров, а на соседнюю улицу, потом еще чуть-чуть и еще. В этом случае навигатор не может понять, ложный это переброс или нужно доверять последнему значению.

Как изменения в городе влияют на работу навигатора

На самом деле алгоритмы нуждаются в постоянном улучшении. Казалось бы, сделал - и все должно работать бесконечно. В целом так бы оно и было, но мир постоянно меняется. Кроме истории с Кремлевской набережной, есть и другие кейсы. Например, год назад в Москве появилось очень много выделенных полос для общественного транспорта: по ним ездят такси, но еще ездят нарушители. В этом случае мы видим, что часть сигналов намертво стоит в жуткой пробке, а часть сигналов проезжает спокойно. Алгоритм автоматически определял это как пробку и выделял желтым - получалась глупость. Мы научились выявлять сигналы, которые отличаются от основного потока. А вот программу «Моя улица» достаточно сложно учесть, потому что ситуация каждый день меняется. Сегодня здесь ремонт, а завтра на соседней улице. Ее мы учитываем стандартными способами - отмечаем и проверяем все сообщения о перекрытиях.

Как навигатор ищет свободные парковки

Как-то раз я ехал в театр. Представьте ситуацию. Спектакль начинается в 19:00, после третьего звонка входить плохо. Я посмотрел состояние пробок и решил поехать на машине. Подъехал к конечному пункту, навигатор отчитался, что мы приехали, только на самом деле я никуда не приехал: я все еще за рулем машины, вижу театр справа, но это мне никак не помогает. Дальше вижу, что слева есть парковка, подъезжаю ближе и обнаруживаю знак «Только для инвалидов». Справа тоже есть парковка, но она стоит 200 рублей. Я вроде и хочу припарковаться, но надеюсь найти место подешевле. Пока думаю, куда ехать, оказывается, что стою на пешеходном переходе, а еще мне бибикают сзади. Возникает куча проблем. Дальше я сворачиваю в ближайший переулок и оказываюсь черт знает где. В итоге я худо-бедно оставляю машину и добегаю до театра, но это супернекомфортная история.

Мы поняли, что парковки - это новые пробки. Если раньше основной проблемой для москвичей были пробки, то сейчас они все равно остаются проблемой, но при этом навигаторы научились их предсказывать. С парковками ни один навигатор раньше не помогал. Мы сделали пять вещей. Первое - начали при подъезде к пункту назначения показывать, где разрешено и запрещено парковаться. В этот момент человек находится в стрессе и часто не видит знаков, и если все стоят, то это совершенно не значит, что здесь разрешена парковка - может, они номера бумажками закрыли. Следующее - когда человек понял, где можно парковаться, ему хочется припарковаться не за 200 рублей. Поэтому мы начали показывать, где и за сколько можно оставить машину. Третье - при подъезде к пункту назначения навигатор предлагает специальный маршрут, чтобы пользователь проехал по соседним переулкам и с большой вероятностью нашел парковку, не уходя далеко от пункта назначения. Иначе можно повернуть в односторонний переулок, а потом на Третьем кольце оказаться.

Но в идеале пользователь должен видеть, где на самом деле свободно. И это очень сложная история. Таких данных просто нет. Мы пытаемся своими алгоритмами задетектить, что место освободилось. Сейчас навигатор на Android в фоновом режиме предоставляет нам информацию - мы фиксируем, что человек изменил способ передвижения с автомобильного на пешеходный и наоборот. Делаем вывод, что он, скорее всего, оставил или забрал машину. Мы накладываем эти данные на карту парковок и показываем свободные точки в течение пять минут. Но сейчас мы не гарантируем, что там действительно свободно: место может быть занято и за 30 секунд. При этом вероятность найти свободное место все равно высока. Эта функция уже доступна пользователям: можно включить слой парковок и увидеть зеленые точки. После того как человек припарковался, ему еще нужно оплатить парковку - мы сделали интеграцию с платежным сервисом и тестируем функцию оплаты.

Данные о парковках мы ищем разными способами. Есть открытые данные от департамента транспорта, но часто они бывают устаревшими и из-за реконструкции в центре постоянно меняются. Мы их перепроверяем. Данные про другие парковки, например при торговых центрах, мы собираем вручную при помощи справочника организаций.

Будет ли навигатор платным

Мы чувствуем, что навигатор не должен делать все всем одинаково. Сейчас работаем над тем, чтобы предложить профессиональным пользователям навигатора особенные решения. Например, таксистам навигатор должен показывать дорожную ситуацию на выделенных полосах, а дальнобойщикам - строить маршруты с учетом того, где им разрешено ехать, и показывать нагрузку на ось. Сейчас у многих логистических и транспортных компаний есть приложения, из которых автоматически запускается наш навигатор. Раньше мы не знали, что это за компании и чего они хотят. Может быть, для курьерской компании надо вывести на карту 50 точек и показать оптимальный маршрут между ними. Мы попросили их зарегистрироваться в системе и сейчас пытаемся понять, на что есть спрос. Ближайшее, что появится, - навигация для таксистов по выделенным полосам. Для обычных пользователей «Яндекс.Навигатор» останется бесплатным.

Каких нововведений ждать

Сидя в комнате, можно сколько угодно рассуждать о том, как навигатор полезен или не полезен. Но за рулем ситуация меняется. Поэтому мы регулярно тестируем систему, делая заезды с пользователями и смотря, где навигатор хорошо работает, а где нет. Помимо этого, много читаем отзывы - через службу поддержки, в сторах и социальных сетях. Если какая-то проблема выходит на первый план, делаем прототип функции, устраиваем заезды, а потом тестируем на части пользователей.

Недавно стало возможным построить маршрут полностью голосом, без использования рук. Есть статистика, которая утверждает, что пользование смартфоном во время движения в 24 раза повышает вероятность аварий. Сейчас, садясь за руль, можно сказать: «Слушай, „Яндекс“, поехали домой».

Только появляется поиск по подъездам. Навигация на последней миле, когда надо понять, с какой именно стороны дома подъехать, где есть шлагбаум, а где нет, раньше была довольно трудной. Сейчас в «Народной карте» - в специальном редакторе, где пользователи могут самостоятельно наносить на карты дополнительную информацию, - мы объявили неделю подъездов. Если подъезд внесли на эту карту, то навигатор уже сейчас сможет его найти. Когда данных станет много, мы добавим более удобный способ поиска.

В России пользователи часто жалуются на плохую связь. Сейчас можно только скачать в навигаторе карты, и мы активно работаем над тем, чтобы можно было построить маршрут офлайн.

Мы хотим быть не просто сухим инструментом, который ведет сквозь пробки. Поэтому в навигаторе появляются новые озвучки: раньше были стандартные голоса Оксаны и Дмитрия, потом появились Василий Уткин и Федор Бондарчук, Оптимус Прайм и Бамблби из «Трансформеров». Запись голосов звезд длилась несколько часов. Когда навигатор говорит: «Через 200 метров поверните направо», на самом деле это пять склеенных кусочков. Сейчас доступен и синтезированный машинный голос: он отличается от обычных голосов тем, что может произносить гораздо больше фраз, например названия улиц. Будут появляться новые голоса для разных аудиторий.

Сейчас из приложения «Навигатор» можно вызвать эвакуатор. Это не связанная с навигатором напрямую вещь. Но мы собираемся развиваться в этом направлении. Возникла проблема с машиной? Иди в «Навигатор». Нужно оплатить парковку? Иди в «Навигатор». Не знаешь, что делать? Иди в «Навигатор».