Функциональная и структурная организация современного компьютера. Функциональная и структурная организация процессора Функциональная и структурная организация компьютера кратко

Лекция. Архитектура современных высокопроизводительных ЭВМ. Функциональная структура компьютера. Основные концепции функционирования. Программное обеспечение компьютера. Основы алгоритмизации.

Устройство ввода

Блок памяти

Арифметико-логическое устройство

Блок вывода

Блок управления

Основные концепции функционирования

Структура шины

Программное обеспечение

Этапы подготовки и решения задач на ЭВМ

Алгоритмы и способы их описания

Функциональная структура компьютера

Как следует из рис. 3.1, компьютер состоит из пяти главных, функционально не­зависимых частей:

устройство ввода,

устройство памяти,

арифметико-логическое устройство,

устройство вывода и

устройство управления.

Устройство ввода при­нимает через цифровые линии связи закодированную информацию от операто­ров, электромеханических устройств типа клавиатуры или от других компьюте­ров сети. Полученная информация либо сохраняется в памяти компьютера для последующего применения, либо немедленно используется арифметическими и логическими схемами для выполнения необходимых операций. Последователь­ность шагов обработки определяется хранящейся в памяти программой. Полу­ченные результаты отправляются обратно, во внешний мир, посредством устрой­ства вывода. Все эти действия координируются блоком управления. На рис. 3.1. намеренно не показаны связи между функциональными устройствами. Объясня­ется это тем, что такие связи могут быть по-разному реализованы. Как именно, вы поймете несколько позже. Арифметические и логические схемы в комплексе с главными управляющими схемами называют процессором, а все вместе взятое оборудование для ввода и вывода часто называют устройством ввода-вывода (input-output unit).

Теперь обратимся к обрабатываемой компьютером информации. Ее удобно разделять на две основные категории: команды и данные. Команды, или машин­ные команды, - это явно заданные инструкции, которые:



Управляют пересылкой информации внутри компьютера, а также между компьютером и его устройствами ввода-вывода;

Определяют подлежащие выполнению арифметические и логические операции.

Список команд, выполняющих некоторую задачу, называется программой. Обыч­но программы хранятся в памяти. Процессор по очереди извлекает команды про­граммы из памяти и реализует определяемые ими операции. Компьютер полно­стью управляется хранимой программой , если не считать возможность внешнего вмешательства оператора и подсоединенных к машине устройств ввода-вывода.

Данные - это числа и закодированные символы, используемые в качестве опе­рандов команд. Однако термин «данные» часто используется для обозначения любой цифровой информации. Согласно этому определению, сама программа (то есть список команд) также может считаться данными, если она обрабатывается другой программой. Примером обработки одной программой другой является компиляция исходной программы, написанной на языке высокого уровня, в список машинных команд, составляющих программу на машинном языке, которая назы­вается объектной программой. Исходная программа поступает на вход компиля­тора, который транслирует ее в программу на машинном языке.

Рис. 3.1. Базовые функциональные устройства компьютера

Информация, предназначенная для обработки компьютером, должна быть зако­дирована, чтобы иметь подходящий для компьютера формат. Современное аппа­ратное обеспечение в большинстве своем основано на цифровых схемах, у которых имеется только два устойчивых состояния, ON и OFF (см. лекцию 2). В ре­зультате кодирования любое число, символ или команда преобразуется в строку двоичных цифр, называемых битами, каждый из которых имеет одно из двух воз­можных значений: 0 или 1. Для представления чисел (как станет ясно из лекции 4) обычно используется позиционная двоичная нотация. Иногда применяется двоич­но-десятичный формат (Binary-Coded Decimal, BCD), в соответствии с которым каждая десятичная цифра кодируется отдельно, с помощью четырех бит.

Буквы и цифры также представляются посредством двоичных кодов. Для них разработано несколько разных схем кодирования. Наиболее распространенными считаются схемы ASCII (American Standard Code for Information Interchange - американский стандартный код для обмена информацией), где каждый символ представлен 7-битовым кодом, и EBCDIC (Extended Binary Coded Decimal Inter­change Code - расширенный двоично-десятичный код для обмена информаци­ей), в котором для кодирования символа используется 8 бит.

Устройство ввода

Компьютер принимает кодированную информацию через устройство ввода, зада­чей которого является чтение данных. Наиболее распространенным устройством ввода является клавиатура. Когда пользователь нажимает клавишу, соответст­вующая буква или цифра автоматически преобразуется в определенный двоич­ный код и по кабелю пересылается либо в память, либо процессору.

Существует и ряд других устройств ввода, среди которых джойстики, трекболы и мыши. Они используются совместно с дисплеем в качестве графических входных устройств. Для ввода звука могут использоваться микрофоны. Воспри­нимаемые ими звуковые колебания измеряются и конвертируются в цифровые коды для хранения и обработки.

Блок памяти

Задачей блока памяти является хранение программ и данных. Существует два класса запоминающих устройств, а именно первичные и вторичные. Первичное за­поминающее устройство (primary storage) - это память, быстродействие которой определяется скоростью работы электронных схем. Пока программа выполняет­ся, она должна храниться в первичной памяти. Эта память состоит из большого количества полупроводниковых ячеек, каждая из которых может хранить один бит информации. Ячейки редко считываются по отдельности - обычно они обра­батываются группами фиксированного размера, называемыми словами. Память организована так, что содержимое одного слова, содержащего n бит, может запи­сываться или считываться за одну базовую операцию.

Для облегчения доступа к словам в памяти с каждым словом связывается от­дельный адрес. Адреса - это числа, идентифицирующие конкретные местополо­жения слов в памяти. Для того чтобы прочитать слово из памяти или записать его в таковую, необходимо указать его адрес и задать управляющую команду, которая начнет соответствующую операцию.

Количество битов в каждом слове часто называют длиной машинного слова. Обычно слово имеет длину от 16 до 64 бит. Одним из факторов, характеризую­щих класс компьютера, является емкость его памяти. Малые машины обычно мо­гут хранить лишь несколько десятков миллионов слов, тогда как средние и боль­шие машины обычно способны хранить сотни миллионов и миллиарды слов. Типичными еди­ницами измерения количества обрабатываемых машиной данных являются слово, несколько слов или часть слова. Как правило, за время одного обращения к памя­ти считывается или записывается только одно слово.

Во время выполнения программа должна находиться в памяти. Команды и дан­ные должны записываться в память и считываться из памяти под управлением процессора. Исключительно важна возможность предельно быстрого доступа к лю­бому слову памяти. Память, к любой точке которой можно получить доступ за ко­роткое и фиксированное время, называется памятью с произвольным доступом (Random-Access Memory, RAM). Время, необходимое для доступа к одному слову, называется временем доступа к памяти. Это время всегда одинаково, независимо от того, где располагается нужное слово. Время доступа к памяти в современных устройствах RAM составляет от нескольких наносекунд до 100. Память компьюте­ра обычно представляет собой иерархическую структуру, состоящую из трех или четырех уровней полупроводниковых RAM-элементов с различной скоростью и разным размером. Наиболее быстродействующим типом RAM-памяти является кэш-память (или просто кэш). Она напрямую связана с процессором и часто нахо­дится на одном с ним интегрированном чипе, благодаря чему работа процессора значительно ускоряется. Память большей емкости, но менее быстрая, называется основной памятью (main memory). Далее в этой лекции процесс доступа к информа­ции в памяти описывается подробнее, а позднее мы детально рассмотрим прин­ципы ее функционирования и вопросы, связанные с производительностью.

Первичные запоминающие устройства являются исключительно важными компонентами для компьютера, но они довольно дороги. Поэтому компьютеры оборудуются дополнительными, более дешевыми вторичными запоминающими устройствами, используемыми для хранения больших объемов данных и боль­шого количества программ. В настоящее время таких устройств имеется доста­точно много. Но наиболее широкое распространение получили магнитные диски, магнитные ленты и оптические диски (CD-ROM).

1. Основные блоки персонального компьютера и их назначение.

2. Характеристика внешних устройства персонального компьютера.

1. Основные блоки персонального компьютера и их назначение Понятие архитектуры и структуры пк

Персональный компьютер (персональная ЭВМ, ПК, ПЭВМ)) – это настольная или переносная ЭВМ, удовлетворяющая требованиям общедоступности и универсальности применения.

Возможности ПК определяются составом и характеристиками его функциональных блоков (рис. 1).

Архитектура ПК определяется совокупностью его свойств, существенных для пользователя. Основное внимание при этом уделяется структуре и функциональным возможностям машины, подразделяемых на основные и дополнительные.

Основные функции определяют назначение ПК: обработка и хранение информации, обмен информацией с внешними объектами.

Дополнительные функции повышают эффективность выполнения основных функций: обеспечивают эффективные режимы работы, диалог с пользователем, надежность и др. Указанные функции ПК реализуются с помощью аппаратных и программных средств.

Достоинствами ПК являются:

    относительно малая стоимость для индивидуального пользователя;

    автономность эксплуатации без специальных требований к условиям окружающей среды;

    большое разнообразие номенклатуры технических средств, использующих последние достижения науки; гибкость архитектуры, обеспечивающая ее адаптивность к разнообразным применениям в сфере управления, науки, образования, в быту;

    модульное устройство и интеграция компонентов, возможность легкой модернизации, в том числе силами самих пользователей;

    наличие огромного количества программ, охватывающих практически все сферы человеческой деятельности; «дружественность» операционной системы и иного программного обеспечения, обусловливающая возможность работы пользователя без специальной профессиональной подготовки;

    относительно высокие возможности по переработке разнообразной информации при высокой надежности работы.

Структура компьютера – это модель, устанавливающая состав, порядок и принципы взаимодействия входящих в ПК компонентов.

В составе ПК выделяются две основных компоненты:

    аппаратная (техническая) часть (hardware );

    программное обеспечение (software ).

Аппаратная часть ПК в типовой конфигурации включает (см. рис. 1):

      системный блок : центральный процессор, блоки оперативной памяти, блок питания, жесткий диск, дисководы для дискет, дисковод для компакт-дисков (CD,DVD), контроллеры устройств, звуковая и графическая карта и др.;

      устройства ввода и управления : клавиатура, мышь, сканер и т.д.;

      устройства вывода : монитор, принтер, плоттер и др.;

      дополнительные устройства : модем, сетевые устройства, звуковые колонки и т.п.

В системном блоке располагается самая большой электронная плата – системная (илиматеринская ) плата, на которой находятся: центральный процессор, оперативная и кэш-память, шины, BIOS (базовая система ввода-вывода) и некоторые контроллеры.

Структурная схема ПК приведена на рис. 2.

Рассмотрим состав ПК, назначение и характеристики его основных блоков.

Микропроцессор (МП) – центральный блок ПК, расположенный на системной плате и предназначенный для выполнения арифметических и логических операции над информацией, а также управления работой всех блоков машины. В его состав входят:

    устройство управления (УУ ), формирующее и подающее во все блоки ПК в нужные моменты времени сигналы управления, обусловленные спецификой выполняемой операции и результатами предыдущих операций. Опорную последовательность импульсов устройство управления получает от генератора тактовых импульсов;

    арифметико-логическое устройство (АЛУ ), предназначенное для выполнения всех арифметических и логических операций над числовой и символьной информацией;

    микропроцессорная память (МПП ) и внутренняя кэш-память , служащие для кратковременного хранения, записи и выдачи информации, непосредственно используемой в вычислениях в ближайшие такты работы машины. МПП строится на регистрах и используется для обеспечения высокого быстродействия машины. Внутренняя кэш-память обеспечивает согласование скорости работы АЛУ и обмена данными с основной памятью;

    интерфейсная система МП реализует сопряжение и связь с другими устройствами ПК и включает внутренний интерфейс * МП, буферные запоминающие регистры и схемы управления портами ввода-вывода * * (ПВВ) и системной шиной.

Чипсет системной платы – набор микросхем, управляющих процессором, оперативной памятью и ПЗУ, кэш-памятью, системными шинами и интерфейсами передачи данных, а также рядом периферийных устройств. Обычно состоит из нескольких специализированных интегральных микросхем (ASIC -application-specific integration circuits ), как правило, от одной до четырех, выпущенных одним производителем. Чипсеты конструктивно привязаны к типу используемого МП.

Генератор тактовых импульсов (ГТИ) вырабатывает последовательность электрических импульсов, частота повторения которых определяет тактовую частоту машины. Частота генератора тактовых импульсов является одной из основных характеристик ПК и во многом определяет скорость его работы, так как каждая операция в машине выполняется за определенное количество тактов.

Системная шина – основная интерфейсная система ПК, обеспечивающая сопряжение и связь всех устройств между собой. Она включает в себя:

    кодовую шину данных (КШД ), обеспечивающую параллельную передачу всех разрядов числового кода (машинного слова) операнда;

    кодовую шину адреса (КША ), обеспечивающую параллельную передачу всех разрядов кода адреса ячейки основной памяти или порта ввода-вывода внешнего устройства;

    кодовую шину инструкций (КШИ ), обеспечивающую передачу инструкций (управляющих сигналов, импульсов) во все блоки ПК;

    шину питания , имеющую провода и схемы сопряжения для подключения блоков ПК к системе энергопитания.

Системная шина обеспечивает три направления передачи информации:

1) между МП и основной памятью;

2) между МП и портами ввода-вывода внешних устройств;

3) между основной памятью и портами ввода-вывода внешних устройств (в режиме прямого доступа к памяти).

Все блоки через порты ввода-вывода, через соответствующие унифицированные разъемы (стыки) подключаются к шине единообразно: непосредственно или через контроллеры (адаптеры). Управление системной шиной осуществляется МП либо непосредственно, либо через дополнительную микросхему – контроллер шины , формирующий основные сигналы управления. Обмен информацией между внешними устройствами и системной шиной выполняется с использованием ASCII-кодов.

Основная память (ОП) предназначена для хранения и оперативного обмена информацией с другим блоками ПК. Она содержит:

    постоянное запоминающее устройство (ПЗУ ), служащее для хранения неизменяемой (постоянной) программной и справочной информации. Позволяет оперативно только считывать хранящуюся в нем информацию. К ПЗУ относятся микросхемаBIOS (Basic Input - Output System – базовая система ввода/вывода), в которой хранятся программы проверки оборудования ПК, настройки конфигурации компьютера, установки некоторых характеристик устройств, инициирования загрузки операционной системы и выполнения базовых функций по обслуживанию устройств ПК, а также микросхемаCMOS , хранящая параметры конфигурации ПК и управляющая системными часами;

    оперативное запоминающее устройство илиоперативная память (ОЗУ ,ОП ), предназначенное для оперативной записи, хранения и считывания информации (программ и данных), непосредственно участвующей в информационно-вычислительном процессе, выполняемом ПК в текущий период времени. Эта память является электрозависимой, т.е. после выключения питания информация в ОЗУ стирается. Главными достоинствами ОП являются ее высокое быстродействие и возможность обращения к каждой ячейке памяти отдельно (прямой адресный доступ к ячейке).;

    внешняя кэш-память – высокоскоростная память, являющаяся буфером между ОП и МП и позволяющая увеличить скорость выполнения операций. Регистры кэш-памяти недоступны для пользователя. В кэше хранятся данные, которые МП получил и будет использовать в ближайшие такты своей работы, а также часто используемые фрагменты программы.

Внешняя память используется для долговременного хранения любой информации, которая может когда-либо потребоваться для решения задач. Как правило, во внешней памяти хранится все программное обеспечение ПК. Внешняя память содержит разнообразные виды запоминающих устройств, к наиболее распространенным из которых относятся накопители нажестких (НЖМД ) игибких (НГМД ) магнитных дисках.

Назначение этих накопителей – хранение больших объемов информации, запись и выдача хранимой информации по запросу в ОП. Различаются НЖМД и НГМД лишь конструктивно, объемами хранимой информации и временем поиска, записи и считывания информации.

В качестве устройств внешней памяти используются также запоминающие устройства на кассетной магнитной ленте (стримеры ), накопители на оптических дисках (CD Compact Disk - компакт-диск,DVD Digital Versatile Disc - цифровой многоцелевой диск) и др.

Источник питания – блок, содержащий системы автономного и сетевого энергопитания ПК.

Таймер – внутримашинные электронные часы, обеспечивающие при необходимости автоматический съем текущего момента времени (год, месяц, часы, минуты, секунды и доли секунд). Таймер подключается к автономному источнику питания – аккумулятору и при отключении машины от сети продолжает работать.

Внешние устройства (ВУ) обеспечивают взаимодействие пользователя ПК с окружающей средой. К ним относятся:

    диалоговые средства пользователя :

    • видеомониторы (дисплеи ) – устройства отображения вводимой и выводимой информации;

      устройства речевого ввода-вывода информации – микрофонные акустические системы; «звуковые мыши», позволяющие распознавать произносимые человеком буквы и слова, идентифицировать их и кодировать; синтезаторы звука, выполняющие преобразование цифровых кодов в буквы и слова, воспроизводимые через громкоговорители (динамики) или звуковые колонки;

    устройства ввода информации:

    • клавиатура – устройство для ручного ввода числовой, текстовой и управляющей информации в ПК;

      манипуляторы (устройства указания):джойстик – рычаг;мышь ,трекбол – шар в оправе,световое перо и др. – для ввода графической информации на экран дисплея путем управления движением курсора по экрану с последующим кодированием координат курсора и вводом их в ПК;

      графические планшеты (дигитайзеры ) – для ручного ввода графической информации, изображений путем перемещения по планшету специального указателя (пера) (при перемещении пера автоматически выполняются считывание координат его местоположения и ввод этих координат в ПК);

      сканеры – для автоматического считывания с бумажных носителей и ввода в ПК машинописных текстов, графиков, рисунков, чертежей;

      сенсорные экраны – для ввода отдельных элементов изображения, программ или команд с полиэкрана дисплея в ПК.

    устройства вывода информации:

    • принтеры – печатающие устройства для регистрации информации на бумажный носитель;

      графопостроители (плоттеры ) – для вывода графической информации (графиков, чертежей, рисунков) из ПК на бумажный носитель;

      звуковые колонки – для вывода звуковой информации из ПК.

    устройства связи и телекоммуникации , используемые для организации взаимодействия с приборами и другими средствами автоматизации (согласователи интерфейсов, адаптеры, цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи и т.п.), а также для подключения ПК к каналам связи, к другим ЭВМ и вычислительным сетям (сетевые интерфейсные платы, «стыки», мультиплексоры передачи данных, модемы).

К системной шине наряду с типовым внешними устройствами могут быть подключены дополнительные платы с интегральными микросхемами, расширяющие и улучшающие функциональные возможности микропроцессора: контроллер прямого доступа к памяти, контроллер прерываний, видеоадаптер, звуковая карта и др.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Внутренняя память - это электронное устройство, которое хранит информацию, пока питается электроэнергией. При отключении компьютера от сети информация из оперативной памяти исчезает. Программа во время ее выполнения хранится во внутренней памяти компьютера. (Принцип фон Неймана -принцип хранимой программы). Внешняя память - это различные магнитные носители (ленты, диски), оптические диски. Сохранение информации на них не требует постоянного электропитания. На рисунуке показана схема устройства компьютера с учетом двух видов памяти. Стрелки указывают направления информационного обмена

3 слайд

Описание слайда:

1. Устройства, входящие в состав системного блока 1.1. Материнская плата Материнская плата обеспечивает связь между всеми устройствами ПК, посредством передачи сигнала от одного устройства к другому. На поверхности материнской платы имеется большое количество разъемов предназначенных для установки других устройств: sockets – гнезда для процессоров; slots – разъемы под оперативную память и платырасширения; контроллеры портов ввода/ вывода. Материнская плата - печатная плата, на которой осуществляется монтаж большинства компонентов компьютерной системы. Название происходит от английского motherboard, иногда используется сокращение MB или слово mainboard - главная плата.

4 слайд

Описание слайда:

A – разъем (гнездо) центрального процессора B – разъемы под оперативно-запоминающее устройство C – разъемы подключения видеокарты, внутреннего модема и пр. D – разъемы для подключения внешних устройств ввода/вывода 1. Устройства, входящие в состав системного блока 1.1. Материнская плата Установите соответствие между обозначенными на рисунке разъемами (устройствами для осуществления коммутации) и их назначением:

5 слайд

Описание слайда:

На процессоре установлен большой радиатор, охлаждаемый вентилятором (cooler). Конструктивно процессор состоит из ячеек, в которых данные могут не только храниться, но и изменяться. Внутренние ячейки процессора называют регистрами. Устройства, входящие в состав системного блока 1.2. Центральный процессор Центральный процессор, или центральное процессорное устройство (ЦПУ) (англ. central processing unit - CPU) - основная микросхема компьютера, в которой и производятся все вычисления.

6 слайд

Описание слайда:

Адресная шина. У процессоров Intel Pentium (а именно они наиболее распространены на сегодняшний день в персональных компьютерах) адресная шина 32-разрядная, то есть состоит из 32 параллельных линий. Шина данных. По этой шине происходит копирование данных из оперативной памяти в регистры процессора и обратно. В компьютерах, собранных на базе процессоров Intel Pentium, шина данных 64-разрядная, то есть состоит из 64 линий, по которым за один раз на обработку поступают сразу 8 байтов. Шина команд. Для того чтобы процессор мог обрабатывать данные, ему нужны команды. Он должен знать, что следует сделать с теми байтами, которые хранятся в его регистрах. Эти команды поступают в процессор тоже из оперативной памяти, но не из тех областей, где хранятся массивы данных, а оттуда, где хранятся программы. Команды тоже представлены в виде байтов. Самые простые команды укладываются в один байт, однако есть и такие, для которых нужно два, три и более байтов. Устройства, входящие в состав системного блока 1.2. Центральный процессор С остальными устройствами компьютера, и в первую очередь с оперативной памятью, процессор связан несколькими группами проводников, называемых шинами. Основных шин три: шина данных, адресная шина и командная шина.

7 слайд

Описание слайда:

Рабочее напряжение процессора обеспечивает материнская плата, поэтому разным маркам процессоров соответствуют разные материнские платы (их надо выбирать совместно). Ранние модели процессоров имели рабочее напряжение 5В, а в настоящее время оно составляет менее 3В. Разрядность процессора показывает, сколько бит данных он может принять и обработать в своих регистрах за один раз (за один такт). Первые процессоры были 4-разрядными. В основе работы процессора лежит тот же тактовый принцип, что и в обычных часах. Исполнение каждой команды занимает определенное количество тактов. В персональном компьютере тактовые импульсы задает одна из микросхем, входящая в микропроцессорный комплект (чипсет), расположенный на материнской плате. Чем выше частота тактов, поступающих на процессор, тем больше команд он может исполнить в единицу времени, тем выше производительность процессора. Обмен данными внутри процессора происходит в несколько раз быстрее, чем обмен с другими устройствами, например с оперативной памятью. Для того чтобы уменьшить количество обращений к оперативной памяти, внутри процессора создают буферную область – так называемую кэш-память. Это как бы «сверхоперативная память». Когда процессору нужны данные, он сначала обращается в кэш-память, и только если там нужных данных нет, происходит его обращение в оперативную память Устройства, входящие в состав системного блока 1.2. Центральный процессор Основными параметрами процессоров являются: рабочее напряжение, разрядность, рабочая тактовая частота, коэффициент внутреннего умножения тактовой частоты и размер кэш-памяти.

8 слайд

Описание слайда:

Существует два типа оперативной памяти - память с произвольным доступом (RAM - Random Access Memory) и память, доступная только на чтение (ROM - Read Only Memory). Оперативная память с произвольным доступом (RAM) служит для размещения программ, данных и промежуточных результатов вычислений в процессе работы компьютера. Данные могут выбираться из памяти в произвольном порядке, а не строго последовательно, как это имеет место, например, при работе с магнитной лентой. Устройства, входящие в состав системного блока 1.3. Оперативная память Оперативная память (ОЗУ - оперативное запоминающее устройство). Память, доступная только на чтение (ROM) используется для постоянного размещения определенных программ, например, программы начальной загрузки ЭВМ – BIOS (basic input-output system – базовая система ввода-вывода). В процессе работы компьютера содержимое этой памяти не может быть изменено. Оперативная память - энергозависимая, т. е. данные в ней хранятся только до выключения ПК.

9 слайд

Описание слайда:

В отличие от «гибкого» диска (дискеты), информация в НЖМД записывается на жёсткие (алюминиевые или стеклянные) пластины, покрытые слоем ферромагнитного материала. Считывающие головки в рабочем режиме не касаются поверхности пластин благодаря прослойке воздуха, образуемой при быстром вращении дисков. Устройства, входящие в состав системного блока 1.4. Жёсткий диск Накопитель на жёстких магнитных дисках, жёсткий диск или винчестер (англ. Hard Disk Drive, HDD) - энергонезависимое, перезаписываемое компьютерное запоминающее устройство

10 слайд

Описание слайда:

Название «винчестер» жёсткий диск получил благодаря фирме IBM, которая в 1973 выпустила жёсткий диск модели 3340, впервые объединивший в одном неразъёмном корпусе диски и считывающие головки. При его разработке инженеры использовали краткое внутреннее название «30-30», что означало два модуля (в максимальной компоновке) по 30 Мб каждый. Кеннет Хотон, руководитель проекта, по созвучию с обозначением популярного охотничьего ружья «Winchester 30-30» предложил назвать этот диск «винчестером». В Европе и Америке название «винчестер» вышло из употребления в 1990-х годах; в российском же компьютерном сленге название «винчестер» сохранилось, сократившись до слова «винт». Устройства, входящие в состав системного блока 1.4. Жёсткий диск

11 слайд

Описание слайда:

Интерфейс - способ, использующийся для передачи данных. Современные накопители могут использовать интерфейсы ATA (IDE, EIDE), Serial ATA, SCSI, SAS, FireWire, USB и Fibre Channel. Ёмкость - количество данных, которые могут храниться накопителем. Ёмкость современных устройств может достигать до 1.5 Tб, в ПК сегодня распространены винчестеры ёмкостью 80, 120, 200, 320 Гб. В отличие от принятой в информатике системе приставок, обозначающих кратную 1024 величину (кило=1024), производителями при обозначении ёмкости жёстких дисков используются кратные 1000 величины. Так, напр., «настоящая» ёмкость жёсткого диска, маркированного как «200 Гб», составляет 186,2 Гб. Физический размер - почти все современные накопители для персональных компьютеров и серверов имеют размер либо 3,5, либо 2,5 дюйма. Последние чаще применяются в ноутбуках. Скорость вращения шпинделя - количество оборотов шпинделя в минуту. От этого параметра в значительной степени зависят время доступа и скорость передачи данных. В настоящее время выпускаются винчестеры со следующими стандартными скоростями вращения: 4200, 5400 и 7200 (ноутбуки), 7200 и 10000 (персональные компьютеры), 10000 и 15000 об./мин. (серверы и высокопроизводительные рабочие станции). Устройства, входящие в состав системного блока 1.4. Жёсткий диск Характеристики

12 слайд

Описание слайда:

Обычно видеокарта является платой расширения и вставляется в специальный разъём (ISA, VLB, PCI, AGP, PCI-Express) для видеокарт на материнской плате, но бывает и встроенной. Современная графическая плата состоит из следующих основных частей: Графический процессор (GPU) - занимается расчетами выводимого изображения, освобождая от этой обязанности центральный процессор, производит расчеты для обработки команд трехмерной графики. Графическая плата (известна также как графическая карта, видеокарта, видеоадаптер) (англ. videocard) - устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора. Устройства, входящие в состав системного блока 1.5. Графическая плата Видеоконтроллер - отвечает за формирование изображения в видеопамяти. Видеопамять - выполняет роль буфера, в котором в цифровом формате хранится изображение, предназначенное для вывода на экран монитора. Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) - служит для преобразования изображения, формируемого видеоконтроллером, в уровни интенсивности цвета, подаваемые на аналоговый монитор

13 слайд

Описание слайда:

На материнскую плату звуковая плата устанавливается в слоты ISA (устаревший формат) или РСI (современный формат). Когда звуковая плата установлена, на задней панели корпуса компьютера появляются порты для подключения колонок, наушников, микрофона Устройства, входящие в состав системного блока 1.6. Звуковая плата Звуковая плата (также называемая звуковая карта, аудиоадаптер) используется для записи и воспроизведения различных звуковых сигналов: речи, музыки, шумовых эффектов. 1.7. Сетевая плата Сетевая плата (также известная как сетевая карта, сетевой адаптер, Ethernet card, NIC (англ. network interface card)) - печатная плата, позволяющая взаимодействовать компьютерам между собой, посредством локальной сети. Обычно, сетевая плата идёт как отдельное устройство и вставляется в слоты расширения материнской платы (в основном - PCI, ранние модели использовали шину ISA).

14 слайд

Описание слайда:

Обычно дискета представляет собой гибкую пластиковую пластинку, покрытую ферромагнитным слоем, отсюда английское название «floppy disk» («гибкий диск»). Эта пластинка помещается в защитную оболочку, защищающую магнитный слой от физических повреждений. Оболочка бывает гибкой или прочной. Запись и считывание дискет осуществляется с помощью специального устройства - дисковода (флоппи-дисковода). Дискеты обычно имеют функцию защиты от записи, посредством которой можно предоставить доступ к данным только в режиме чтения. Устройства, входящие в состав системного блока 1.8. Дисковод 3,5’’ Дискета - портативный магнитный носитель информации, используемый для многократной записи и хранения данных сравнительно небольшого объема Первая дискета диаметром в 200 мм (8″) и ёмкостью 80 килобайт была представлена фирмой IBM в 1971. В 1981 году фирма Sony выпустила на рынок дискету диаметром 3½" (90 мм). Поздняя её версия имеет объём 1440 килобайт или 1,40 мегабайт. Именно этот тип дискеты стал стандартом и используется по сей день.

15 слайд

Описание слайда:

Устройства, входящие в состав системного блока 1.9. Накопители на компакт-дисках Цифровая информация представляется на CD чередованием впадин (не отражающих пятен) и отражающих свет островков. Компакт-диск имеет всего одну физическую дорожку в форме непрерывной спирали, идущей от наружного диаметра диска к внутреннему. Считывание информации с компакт-диска происходит при помощи лазерного луча, который, попадая на отражающий свет островок, отклоняется на фотодетектор, интерпретирующий это как двоичную единицу. Луч лазера, попадающий во впадину, рассеивается и поглощается: фотодетектор фиксирует двоичный ноль. Скорость передачи данных для привода определяется скоростью вращения диска. Обычно она указывается в сравнении со стандартом Audio CD, для которого скорость считывания данных составляет порядка 150 Кбайт/с. Т.е. CDx2 означает, что скорость обмена данными с таким диском вдвое больше, чем 150 Kбайт/с. Максимальная скорость вращения CD диска превышает скорость чтения Audio CD в 52 раза. 52х150 Kбайт/с=7800 Kбайт/с. В настоящее время массовому пользователю стали доступны приводы с возможностью однократной записи (CD-R) и перезаписи (CD-RW) информации.

16 слайд

Описание слайда:

Устройства, входящие в состав системного блока 1.10. Накопители на DVD дисках DVD (Digital Versatile Disc, цифровой многоцелевой, или универсальный, диск) - это оптические диски большой емкости, которые применяются для хранения полнометражных фильмов, музыки высокого качества, компьютерных программ. Существует несколько вариантов DVD, отличающихся по емкости: односторонние и двухсторонние, однослойные и двухслойные. Односторонние однослойные DVD имеют емкость 4,7 Гбайт информации, двухслойные - 8,5 Гбайт; двухсторонние однослойные вмещают 9,4 Гбайт, двухслойные - 17 Гбайт. Луч лазера в обычном приводе CD-ROM имеет длину волны 780 нм, а в устройствах DVD - от 635 нм до 650 нм, благодаря чему плотность записи DVD существенно выше. Помимо чтения данных с DVD со скоростью порядка 1,2 Мбайт/с, накопители DVD способны читать обычные CD-ROM со скоростью, примерно соответствующей 8-10-скоростным приводам CD-ROM.

18 слайд

Описание слайда:

Процессор, или более полно микропроцессор, а также часто называемый ЦПУ (CPU - central processing unit) является центральным компонентом компьютера. Это разум, который управляет, прямо или косвенно, всем происходящим внутри компьютера. Когда фон Нейман впервые предложил хранить последовательность инструкций, так называемые программы, в той же памяти, что и данные, это была поистине новаторская идея. Опубликована она в "First Draft of a Report on the EDVAC" в 1945 году. Этот отчет описывал компьютер состоящим из четырех основных частей: центрального арифметического устройства, центрального управляющего устройства, памяти и средств ввода-вывода. Сегодня, более полувека спустя, почти все процессоры имеют фон-неймановскую архитектуру.

На первый взгляд, процессор – просто выращенный по специальной технологии кристалл кремния (не зря его ещё называют «камень»). Однако камешек этот содержит в себе множество отдельных элементов – транзисторов, которые в совокупности и наделяют компьютер способностью «думать». Точнее, вычислять, производя определённые математические операции с числами, в которые преображается любая поступающая в компьютер информация. Таких транзисторов в любом микропроцессоре многие миллионы.

Сегодняшний процессор – это не просто скопище транзисторов, а целая система множества важных устройств. На любом процессорном кристалле находятся:

Собственно, процессор, главное вычислительное устройство, состоящее из миллионов логических элементов – транзисторов.

Сопроцессор – специальный блок для операций с «плавающей точкой». Применяется для особо точных и сложных расчётов, а так же для работы с рядом графических программ.

Кэш-память первого уровня – небольшая (несколько десятков килобайт) сверхбыстрая память, предназначенная для хранения промежуточных результатов вычислений.

Кэш-память второго уровня – эта память чуть помедленнее, зато больше – от 128 кбайт до 2048 кбайт.

Все эти устройства размещаются на кристалле площадью не более 4-6 квадратных сантиметров. Только под микроскопом можно разглядеть крохотные элементы, из которых состоит микропроцессор, и соединяющие их металлические «дорожки» (для их изготовления ранее использовали алюминий, сейчас же на смену ему пришла медь). Их размер поражает воображение – десятые доли микрона! Сейчас большая часть процессоров производится по 0,09-микронной технологии. Но это не самое важное. Существуют другие, гораздо более важные для нас характеристики процессора, которые прямо связаны с возможностями и скоростью работы.

Основные функциональные компоненты процессора

Ядро: Сердце современного процессора - исполняющий модуль. Современный процессор имеет два параллельных целочисленных потока, позволяющих читать, интерпретировать, выполнять и отправлять две инструкции одновременно.

Предсказатель ветвлений: Модуль предсказания ветвлений пытается угадать, какая последовательность будет выполняться каждый раз когда программа содержит условный переход, так чтобы устройства предварительной выборки и декодирования получали бы инструкции готовыми предварительно.

Блок плавающей точки. Третий выполняющий модуль внутри процессора, выполняющий нецелочисленные вычисления

Первичный кэш: Pentium имеет два внутричиповых кэша по 8kb, по одному для данных и инструкций, которые намного быстрее большего внешнего вторичного кэша.

Шинный интерфейс: принимает смесь кода и данных в CPU, разделяет их до готовности к использованию, и вновь соединяет, отправляя наружу.

Все элементы процессора синхронизируются с использованием частоты часов, которые определяют скорость выполнения операций. Самые первые процессоры работали на частоте 100kHz, сегодня рядовая частота процессора - 200MHz, иначе говоря, часики тикают 200 миллионов раз в секунду, а каждый тик влечет за собой выполнение многих действий. Счетчик Команд (PC) - внутренний указатель, содержащий адрес следующей выполняемой команды. Когда приходит время для ее исполнения, Управляющий Модуль помещает инструкцию из памяти в регистр инструкций (IR). В то же самое время Счетчик команд увеличивается, так чтобы указывать на последующую инструкцию, а процессор выполняет инструкцию в IR. Некоторые инструкции управляют самим Управляющим Модулем, так если инструкция гласит "перейти на адрес 2749", величина 2749 записывается в Счетчик Команд, чтобы процессор выполнял эту инструкцию следующей.

Многие инструкции задействуют Арифметико-логическое Устройство (ALU), работающее совместно с Регистрами Общего Назначения - место для временного хранения, которое может загружать и выгружать данные из памяти. Типичной инструкцией ALU может служить добавление содержимого ячейки памяти к регистру общего назначения. ALU также устанавливает биты Регистра Состояний (Status register - SR) при выполнении инструкций для хранения информации о ее результате. Например, SR имеет биты, указывающие на нулевой результат, переполнение, перенос и так далее. Модуль Управления использует информацию в SR для выполнения условных операций, таких как "перейти по адресу 7410 если выполнение предыдущей инструкции вызвало переполнение".

Это почти все что касается самого общего рассказа о процессорах - почти любая операция может быть выполнена последовательностью простых инструкций, подобных описанным. Большинство процессоров сегодня применяют поточную обработку (pipelining), которая больше похожа на фабричный конвейер. Одна стадия потока выделена под каждый шаг, необходимый для выполнения инструкции, и каждая стадия передает инструкцию следующей, когда она выполнила свою часть. Это значит, что в любой момент времени одна инструкция загружается, другая декодируется, доставляются данные для третьей, четвертая исполняется, и записывается результат для пятой. При текущей технологии одна инструкция за тик может быть достигнута.

Более того, многие процессоры сейчас имеют суперскалярную архитектуру. Это значит, что схема каждой стадии потока дублируется, так что много инструкций могут передаваться параллельно.

Что отличает микропроцессор от его предшественников, сконструированных из ламп, отдельных транзисторов, малых интегральных схем, такими какими они были первое время от полного процессора на едином кремниевом чипе.

Кремний или силикон - это основной материал из которого производятся чипы. Это полупроводник, который, будучи присажен добавками по специальной маске, становится транзистором, основным строительным блоком цифровых схем. Процесс подразумевает вытравливание транзисторов, резисторов, пересекающихся дорожек и так далее на поверхности кремния.

Сперва выращивается кремневая болванка. Она должна иметь бездефектную кристаллическую структуру, этот аспект налагает ограничение на ее размер. В прежние дни болванка ограничивалась диаметром в 2 дюйма, а сейчас распространены 8 дюймов. На следующей стадии болванка разрезается на слои, называемые пластинами (wafers). Они полируются до безупречной зеркальной поверхности. На этой пластине и создается чип. Обычно из одной пластины делается много процессоров.

Электрическая схема состоит из разных материалов. Например, диоксид кремния - это изолятор, из полисиликона изготавливаются проводящие дорожки. Когда появляется открытая пластина, она бомбардируется ионами для создания транзисторов - это и называется присадкой.

Чтобы создать все требуемые детали, на всю поверхность пластины добавляется слои и лишние части вытравливаются вновь. Чтобы сделать это, новый слой покрывается фоторезистором, на который проектируется образ требуемых деталей. После экспозиции проявление удаляет те части фоторезистора, которые выставлены на свет, оставляя маску, через которую проходило вытравливание. Оставшийся фоторезистор удаляется растворителем.

Говоря о скорости процессора, подразумевается его тактовая частота. Это величина, измеряемая в мегагерцах (МГц), показывает, сколько инструкций способен выполнить процессор в течение секунды. Тактовая частота обознается цифрой в названии процессора (например, Pentium 4-2400, то есть процессор поколения Pentium 4 с тактовой частотой 2400 МГц или 2.4 ГГц).

Тактовая частота – бесспорно, самый важный показатель скорости работы процессора. Но далеко не единственный.

Системная шина (FSB = Front Side Bus или System Bus) служит для связи процессора с остальным компьютером. Системная шина является основой для формирования частоты других шин передачи данных компьютера – AGP, память, PCI, путем умножения на определенный коэффициент.

Современные процессоры работают быстрее, чем память.Чем медленнее память, тем больше процессору ждать новых данных от нее и ничего не делать. В кэш памяти находятся машинные слова (можно их назвать данными), которые чаще всего используются процессором. Если ему требуется какое-нибудь слово, то он сначала обращается к кэш памяти. Существует принцип локализации, по которому в кэш вместе с требуемым в данный момент словом загружаются также и соседние с ним слова, т.к. велика вероятность того, что они в ближайшее время тоже понадобятся. В современных десктопных процессорах существует два уровня кэш-памяти (для серверов существует процессоры с третьим уровнем кэша, его также). Кэш первого уровня (Level 1 = L1) обычно разделён пополам, половина выделена для данных, а другая половина под инструкции. Кэш второго уровня (Level 2 = L2) предназначается только для данных. Пропускная способность оперативной памяти конечно высока, но кэш память работает в несколько раз быстрее. У старых процессоров микросхемы кэша L2 находились на материнской плате. Скорость работы кэша при этом была довольно низкой (равнялась частоте FSB), но её хватало. У последних процессоров, в целях увеличения быстродействия, упрощения и удешевления производства, кэш L2 интегрирован в ядро и работает на его полной частоте. Чем больше кэш, тем лучше, но с другой стороны, при увеличении кэша увеличивается время выборки (поиска и извлечения) данных из него. Хотя увеличение кэша L2, не смотря на это, почти всегда дает прирост по скорости.

Ядром называют сам процессорный кристалл, ту часть, которая непосредственно является "процессором". Сам кристалл у современных моделей имеет небольшие размеры, а размеры готового процессора увеличиваются очень сильно за счет его корпусировки и разводки. Процессорный кристалл можно увидеть, например, у процессоров Athlon, у них он не закрыт. У P4 вся верхняя часть скрыта под теплорассеивателем (который так же выполняет защитную функцию

Форм-фактор – это тип исполнения процессора, его «внешности» и способа подключения к материнской плате.

Как правило, все элементы процессора расположены на одном и том же кристалле кремния и имеют квадратную форму (тип разъёма «Socket»). Прямоугольный корпус с торчащими из него ножками-контактами.

Процессоры имеют разные разъёмы по причине принципиальных конструктивных отличий (количество транзисторов, архитектура и т. п.). Пока было только два принципиально разных типа разъёмов - Slot и Soсket. По заверениям Intel (но если посмотреть на Pentium Pro, то всё становится ясно), Slot 1 был использован только из-за необходимости помещения кэша поближе к ядру и больше применяться, скорее всего, не будет. Socket же продолжает развиваться - количество контактов все растёт и растёт (если увеличение числа контактов можно считать развитием)

Коэффициент умножения (Frequency Ratio / Multiplier), это то число, на которое умножается частота системной шины, в результате чего получается рабочая частота процессора. Заблокированный коэффициент означает, что процессор будет умножать системную шину всегда на одну и ту же цифру. Т. е. разгон без увеличения частоты шины для такого процессора невозможен.

Обобщенная структурная схема процессора.

Схема состоит из:

GR – регистр общего назначения

ALU – арифметико-логическое устройство

A – регистр аккумулятор

RB – буферный регистр

F – регистр флагов (признаков)

IP – указатель команд (счетчик команд)

RI (IR) – регистр команд

DC – дешифратор команд

CU – устройство управления

IB –внутренняя общая магистраль

FB – устройство сопряжения с внешней шиной.

Код операции попадает в регистр команд, затем в дешифратор и в устройство управления.

В регистр флагов записывается:

1) С – carry (переполнение)

2) Z (флаг) – z=1, если результат равен 0, z=0 если результат не равен 0.

3) S – флаг указания положительного или отрицательного результата (положительный – s=0, отрицательный – s=1)

4) P – флаг четности (четное либо нечетное количество единиц в операнде)

р=1 – четное число единиц; р=0 – нечетное число единиц;

При выполнении арифметических и логических операций флаги формируются всегда.

Флаги помогают организовать ветвление программы.

Основными особенностями организации современных микропроцессоров и микро-ЭВМ является:

А) Модульная структура, в которой модули являются функционально законченными устройствами

Б) Магистральная организация связей между модулями, при которой общие шины используются разными модулями

В) Микропрограммное управление

Г) Байтовая адресация памяти и побайтовая обработка данных

Д) Использование внутренних сверхоперативных регистров.

В структуре можно выделить три основные части: центральный процессор, блок управления и постоянная память микропрограмм. Центральный процессор содержит АЛУ, сверхоперативную память в виде программно доступных общих регистров и функциональные регистры – командный, индексный, адресный, указатель стека и программный счетчик. АЛУ состоит из двоичного сумматора, сдвигающего регистра, двух регистров операндов и регистра результата. Схемы АЛУ выполняют команды сложения, вычитания, логическое И, ИЛИ, сложение по модулю 2 и сдвигов. Более сложные операции реализуются программно. Блок микропрограммного управления содержит дешифратор кода операции, схему формирования функций перехода к следующему адресу в микропрограмме и регистр адреса микрокоманды. Система прерывания в микропроцессорах достаточно проста и предназначена только для восприятия прерываний от внешних источников. Микропроцессоры имеют упрощенные схемы управления ПУ. В значительной степени управление этими устройствами реализуется посредством микропрограммного управления. Блок постоянной памяти микропрограмм, реализующих команды микропроцессора, обычно выполняется в виде отдельной БИС. В микропроцессорах используют косвенную, непосредственную, индексную адресации основной оперативной памяти и прямую адресацию общих регистров. Сверхоперативная память на общих регистрах, позволяет сократить количество обращений к внешней памяти и уменьшить необходимое количество выводов корпуса за счет сокращения формата команды. Из-за ограниченного числа выводов корпуса БИС не удается реализовать интерфейс микропроцессора с высокой пропускной способностью. Поэтому микропроцессоры имеют так называемый общий интерфейс, обслуживающий как внешнюю оперативную память, так и ПУ. Если не удается выделить для интерфейса достаточное количество выводов, применяют мультиплексирование шин (использование шин для разных целей на основе разделения времени). Для обеспечения совместной работы микропроцессора и внешнего оборудования шины интерфейса снабжаются буферными схемами, в которых используются электронные схемы с тремя состояниями и спец. линии управления выдачи данных.

В любом устройстве обработки цифровой информации можно выделить операционный и управляющий блоки. Такой подход упрощает проектирование, а также облегчает понимание процесса функционирования вычислительного устройства.

Операционный блок состоит из регистров, сумматоров и других узлов, производящих прием из внешней среды и хранение кодов, их преобразование и выдачу результатов работы во внешнюю среду, а также выдачу в управляющий блок и внешнюю среду оповещающих сигналов.

Процесс функционирования во времени устройства обработки состоит из последовательности тактовых интервалов, в которых операционный блок производит элементарные преобразования кодов (передачу кода из одного регистра в другой, взятие обратного кода, сдвиг и т.д.).

Элементарная функциональная операция, выполняемая за один тактовый интервал и приводимая в действие одним управляющим сигналом называется микрооперацией.

Управляющий блок вырабатывает распределенную во времени последовательность управляющих сигналов, порождающих в операционном блоке нужную последовательность микроопераций.

Последовательность управляющих сигналов (микрокоманд) определяется кодом операции, поступающим извне, состоянием операндов и промежуточными результатами преобразований.

Существует два основных типа управляющих автоматов:

1) Управляющий автомат с жесткой логикой.

Для каждой операции, задаваемой кодом операции команды, строится набор комбинационных схем, которые в нужных тактах возбуждают соответствующие управляющие сигналы.

2) Управляющий автомат с хранимой в памяти логикой.

Каждой выполняемой в операционном устройстве операции ставится в соответствие совокупность хранимых в памяти слов - микрокоманд, содержащих информацию о микрооперациях, подлежащих выполнению в течение одного машинного такта, и указание, какая микрокоманда должна выполняться следующей.

Последовательность микрокоманд, обеспечивающая выполнение некоторой операции (например, умножения), называется микропрограммой данной операции.

Любой биологический объект (человек, животное, насекомое) в процессе своей жизнедеятельности должен адекватно реагировать на воздействия со стороны объектов окружающего его мира. Это возможно только при наличии у биологических объектов органов, реализующих необходимые функции работы с информацией (данными) (Рис. 18.1.).

Функции объекта, реализующего обработку данных

Рис. 18.1.


  1. Ввод (приём) данных (информации0 от другого объекта;

  2. Хранение данных (информации);

  3. Обработка данных (информации);

  4. Вывод (передача) данных (информации) другому объекту.
Человек создал подобные себе устройства, но не в смысле внешнего вида, а в смысле реализации тех же функций, необходимых для работы с информацией.

18.1. Функции компьютера, как системы обработки данных

Рис. 18.1.1.

На рисунке 18.1.1. представлена схема антиблокировочной системы торможения (АСТ). Очевидно, что управление любым объектом основано на особенностях функционирования этого объекта управления. Управление состоит в том, что объект управления переводится в различные состояния с помощью установленной на компьютере программы управления. Смысл АСТ состоит в том, чтобы колесо автомобиля всегда вращалось. При блокировке колеса возникнет неуправляемое рулём движение автомобиля.

Водитель при торможении нажимает на педаль тормоза. Задача АСТ: не допустить блокировки колеса.

Первая функция (ввод) состоит в том, что аналоговые сигналы от датчика вращения колеса преобразуются в цифровые сигналы (коды) и вводятся в память компьютера. Вторая функция (хранение) состоит в том, что хранимые в памяти коды состояния колеса воспринимаются программой управления. Если код соответствует вращению колеса, система управления «молчит». Если код соответствует состоянию колеса «неподвижность», программа формирует код управления, который выдаётся (функция вывода) на ЦАП. Этот код преобразуется ЦАП в напряжение и воспринимается АСТ как управляющее воздействие «ослабить тормозное усилие». АСТ ослабляет тормозное усилие, и колесо начинает вращаться.

Анализ этой схемы показывает, что компьютер можно рассматривать, как устройство обработки данных, т.к. в этом устройстве реализуются все 4 функции. Однако необходимо отметить, что эти функции реализуются с помощью аппаратных и программных средств. Очевидно, что собственно задача управления электронным микроскопом реализована программой. Аппаратура играет вспомогательную роль. Именно по этой причине говорят об аппаратно- программных управляющих средствах.

На рисунке 18.1.2. представлено более сложное аппаратно-программное средство.



Рис. 18.1.2.

В данной схеме управления электронным микроскопом в контуре управления присутствует человек. Сигналы об исследуемом объекте преобразуются в коды, и выводятся на устройство отображения (дисплей). Человек, рассматривая изображение объекта, может управлять электронным микроскопом, выдавая ему команды: увеличить изображение (приблизить объектив микроскопа к объекту), уменьшить изображение, переместить объектив вправо и т.д. Команды человека преобразуются программой в управляющие коды, которые, в свою очередь, преобразуются ЦАП в сигналы различного напряжения. Сигналы воспринимаются органами управления электронным микроскопом, и он выполняет заданные пользователем команды.

Анализ двух рисунков показывает, что компьютер может функционировать без такого устройства, как дисплей. Дисплей можно рассматривать как устройство отображения, а также как устройство вывода информации. Ввод информации человеком осуществляется с помощью клавиатуры.

Функциональное устройство компьютера: аппаратное средство, реализующее конкретную функцию компьютера.

Магистрально-модульный принцип организации компьютера: все функциональные элементы компьютера соединяются друг с другом с помощью общей (системной) магистрали (шины) и обмениваются друг с другом данными через это функциональное устройство (Рис. 18.1.3.).

Состав системной магистрали:


    • шина данных;

    • шина адреса;

    • шина управления.


Рис. 18.1.3.

Мы уже рассматривали процесс исполнения программы. Процессор должен обратиться к ОП за очередной командой, затем процессор должен обратиться к ОП для выборки операндов и, наконец, процессор должен обратиться к ОП для записи результата выполнения операции над операндами. Если в процессе исполнения программы необходимо выполнить операции вводи или вывода, то только разработчик программы знает момент начала этих операций. Это значит, что в составе системы команд могут быть не только арифметические и логические команды, но и команды управления устройствами. Вывод: первичным источником обмена двух устройств между собой является процессор, который выполняет команду программы. Процессор выдаёт на шину адреса (ША) адреса устройств (абонентов), между которыми должен произойти обмен данными. Абоненты с помощью сигналов управления по шине управления должны согласовать свои действия. Данные, естественно, должны передаваться по шине данных. На рисунке 18.1.4. представлена в обобщённом виде функциональная структура компьютера.


Рис. 18.1.4.

Процессор: функциональное устройство, исполняющее команды программы.

Память компьютера: функциональное устройство, обеспечивающее хранение данных, представленных в электронном виде.

Процессор не обладает функцией хранения. По этой причине, как было уже ранее рассмотрено, процессор постоянно должен обращаться к памяти. В каждом цикле между процессором и памятью происходит обмен 1 словом. Очевидно, что память должна обладать такой же скоростью работы (быстродействием), как и процессор. Были найдены технические элементы, которые обладают быстродействием, близким к быстродействию процессора. Однако эти элементы имеют 2 недостатка. Первый недостаток: хранимые в этой памяти данные пропадают при отключении питания. Второй недостаток относится к сфере экономики: эти устройства достаточно дорогие. Поэтому в современных компьютерах существует 2 уровня памяти. Первый уровень – оперативная память (ОП). Именно только с ней обменивается данными процессор во время исполнения программы.

Память второго уровня составляет жёсткий магнитный диск (ЖМД). Это медленное устройство. Оно обменивается данными с ОП и другими функциональными элементами компьютера. Если проследить развитие персональных компьютеров, то можно видеть постоянный рост объёмов оперативной памяти. Это связано также с экономическим фактором: по мере увеличения выпуска, развития технологий производства элементной базы модули оперативной памяти становятся всё дешевле. Эволюция объёмов ОП: 128 кб, 256 кб, 512 кб, 1 мб, 128 мб, 256 мб, 512 мб, 1 гб, 2 гб и т.д.

В каждом цикле ОП обменивается с процессором 1 словом. В каждом цикле ОП обменивается с ЖМД блоком, состоящим из нескольких слов (Рис. 18.1.5.).

Ядро компьютера: набор функциональных устройств, реализующих функции хранения и обработки. В состав ядра компьютера входят: процессор, оперативная память, ЖМД.

Рис. 18.1.5.

Примечание. Обратите внимание, понятие «ядро компьютера» является функциональным, а не техническим (формальным). Примером формального подхода является разделение памяти на внутреннюю и внешнюю. Внутренней считается оперативная память, внешней - долговременная. Критерием такого разделения является формальная способность устройств памяти хранить информацию после отключения питания. В то же время при этой классификации не объясняются понятия «внутренняя» и «внешняя». Что является тем объектом, по отношению к которому используются эти понятия?

Совет. При введении любой классификации, необходимо чётко определять критерий классификации и все понятия, используемые при описании классификации.

Остальные устройства являются по отношению к ядру устройствами ввода-вывода.

Клавиатура является простейшим устройством ввода в персональном компьютере.

Принтер: устройство вывода данных на бумажный носитель.

Для удобстваработы пользователя в состав персонального компьютера введены графический манипулятор и дисплей.

Графический манипулятор: функциональное устройство, обеспечивающее перемещение графического указателя по экрану дисплея и выдачу программе сигнала на выполнение указанной графическим указателем команды.

Конструктивные реализации графического манипулятора: мышь (mouse), трекбол (trackball), прикосновительная прокладка (touch pad).

Графический указатель: значок, с помощью которого пользователь определяет для программ объект, над которым должна быть выполнена указанная пользователем операция.

Дисплей: функциональное устройство компьютера, обеспечивающее визуальное отображение на экране информации, позволяющей пользователю эффективно использовать возможности компьютера.

Как можно видеть, графический указатель и дисплей не выполняют ни одну из 4-х функций устройства обработки данных.

Привод флоппи-диска: устройство ввода-вывода для обмена данными с внешним носителем данных на базе флоппи-диска (дискеты).

Привод CD -диска: устройство ввода-вывода для обмена данными с внешним носителем данных на базе CD-диска.

Базовая конфигурация персонального компьютера: минимальный набор функциональных устройств, поставляемый покупателю.

Базовый набор меняется в соответствии с технологическими возможностями производителей. В настоящее время в базовую конфигурацию входят: ядро, дисплей, привод CD (DVD) – диска. Привод флоппи-диска уже не всегда поставляется в составе компьютера при продаже.

Модем: устройство ввода-вывода для обмена данными компьютера с каналами аналоговых сигналов (преобразования аналоговых сигналов в дискретные и наоборот).

Магистрально – модульный принцип организации компьютера объединяет функциональный и конструктивный аспекты организации компьютера.

Модуль: функциональный элемент компьютера, реализованный в виде определённой конструкции.

Например, процессор реализован на микросхеме, которая конструктивно оформлена в виде параллелепипеда с множеством контактов для электрического соединения с другими функциональными элементами и вставляется в разъём. Привод CD-диска, DVD-диска, жёсткий магнитный диск выполнены в виде параллелепипедов- коробочек.

Компьютер, как техническая система, должен иметь в своём составе модули, реализующие вспомогательные функции: охлаждение различных устройств (принудительное), защита человека от облучения, соединение всех модулей в виде удобной для установки и переноса конструкции (сборочные элементы).

Каждое функциональное устройство может быть реализовано на различных физических принципах и иметь различное конструктивное исполнение. Сборка компьютера выполняется путём установки и закрепления модулей в сборочных элементах. Ремонт компьютера выполняется на уровне замены модулей.

Сборочные элементы персонального компьютера: системный блок, материнская плата, корпус дисплея, корпус модема.

18.2. Назначение контроллера функционального устройства

В современных персональных компьютерах каждое функциональное устройство компьютера подключается к системной магистрали (Рис. 18.2.1.).


Рис. 18.2.1.

Чтобы можно было управлять функциональным устройством, выдавать ему команды, получать от него информацию о результатах исполнения команд, при необходимости выдавать ему данные или принимать от него данные, между ним и системной магистралью должен происходить обмен сигналами, как управляющими, так и информационными. Естественно, обмен этими сигналами должен происходить по определённым правилам.

Интерфейс: правила взаимодействия между собой технических или программных средств.

В связи с увеличением спроса на компьютеры возникли новые фирмы-разработчики. Результатом их работы стало появление компьютерных платформ и семейств компьютеров с разными интерфейсами у системных магистралей. При этом производители функциональных устройств оказались в сложной ситуации. Им приходилось выпускать разные промышленные изделия, обладающие одинаковыми функциями. Для снижения производственных затрат было найдено следующее решение. Функциональное устройство разделяется на 2 части (Рис. 18.2.2.). Первая часть обладает всеми необходимыми функциями и имеет базовый постоянный интерфейс. Эта часть наиболее сложная и, как правило, определяет стоимость всего функционального устройства. Вторая часть, называемая контроллером , обеспечивает лишь согласование базового аппаратного интерфейса функционального устройства с интерфейсом системной магистрали конкретной компьютерной платформы.

Таким образом, производитель может выпускать одно сложное изделие и несколько простых, которые обеспечивают применение одного сложного устройства в компьютерах с различными интерфейсами системных магистралей.


Рис. 18.2.2.

Применительно к дисплеям эта идея была развита (Рис. 18.2.3.). Контроллер – видеоадаптер (видеоконтроллер) является настолько сложным изделием, что выпускается третьими производителями, но его интерфейс с дисплеями стандартизован. По этой причине производители дисплеев не выпускают видеоконтроллеры.