Прозрачность и маскирование в Adobe Illustrator. Как убрать белый фон у изображения Как сохранить файл иллюстратора с прозрачным фоном

При работе с изображениями, приходится отделять мух от котлет, т.е. фон от картинки.

Существует множество мест, где можно скачать отличные клипарты, которые, в своем большинстве, идут с белым фоном. От него, понятное дело, нужно избавляться. Я вспомнил четыре способа как это можно сделать. О них и пойдет речь в настоящей статье.

Способ 1

Убрать белый фон у изображения, применив инструмент Волшебный ластик .

Это один из самых простых и быстрых способов выполнения такого рода операции. Выбрав ластик на панели инструментов, щелкните им по белому фону. В результате все белые пикселы будет удалены и вы увидите шахматный фон, который говорит о наличии прозрачности вместо фона.

Но может так случиться, что помимо белого фона, на самом изображении могут удалиться пикселы близкие к белому оттенку.

Как видите, на изображении выше, удалилась часть меча и некоторые элементы на доспехах рыцаря. Существуют две причины такого неприятного эффекта. Обратимся к панели параметров инструмента.

1. Смежные пикселы . посмотрите, стоит ли галочка в этой настройке. Ее отсутствие говорит о том, что будут удалены все пикселы подобного цвета (именно поэтому исчезли вышеуказанные части изображения). Поставьте галочку и фотошоп будет удалять только те пикселы, которые соприкасаются между собой.

2. Допуск. Часто фон состоит из целого набора оттенков, например, того же белого цвета. Чем выше значение допуска, тем больше этих оттенков программа удалит. Чаще всего, это относится к кайме вокруг изображения (небольшая окантовка из оставшихся от фона пикселов). Увеличивайте допуск и кайма будет становится все меньше и меньше.

Есть еще одна полезная команда для удаления каймы: Слой — Обработка краев — Убрать кайму .

Способ 2 Выделение фона при помощи инструмента Волшебная палочка .

Самое важное — не забыть разблокировать фоновый слой. Я об этом уже не раз писал, но повторю вновь. Если на палитре слоев, возле миниатюры слоя имеется маленький замочек, значит он заблокирован. Двойной клик по этому слою Образует его в новый , который можно будет редактировать.

Теперь, выбрав Волшебную палочку, сделайте клик по фону. Он выделится «Марширующими муравьями». Остается лишь нажать клавише Backspace. Появится вновь шахматный фон.

Как и с волшебным ластиком, обратите внимание на параметры допуска и смежных пикселов. Они работают аналогично.

Способ 3

Вкратце это выглядит так:

1. У нас есть изображение. Хотим убрать все белое, чтобы остался только прозрачный фон.

2. Создаем дубликат синего канала. Нажимаем Ctrl+L. Появилось окно Уровни. Начинаем двигать ползунки так, чтобы все серое стало максимально близким к черному. Другими словами, нужно добиться такого результата, чтобы то, что хотим удалить, стало белым, а остальное черным.

3. Теперь кликаем по миниатюре созданного нами дубликате канала с зажатой клавишей Ctrl. Появилось выделение. Скорее всего, выделение придется инвертировать — нажимаем Shift+Ctrl+I. Теперь можно либо нажать Backspace, чтобы удалить лишнее, либо создать дубликат слоя, нажав Ctrl+J, чтобы перенести выделение на новый слой. На своем примере я добавил текстуру, вот как получилось:

Способ 4

Если в предыдущих способах после удаления оставалась прозрачная часть, то сейчас мы научимся менять на другой фон. Этот способ связан с особенностью режимов наложения Затемнение и Умножение .

Итак, на рисунке ниже, слева мы имеем все того же рыцаря, а справа текстуру.

На палитре слоев текстуру размещаем вверху и указываем наложение Затемнение или Умножение. Рыцаря стало видно. Но есть загвоздка. Некоторые элементы изображения, которые также были белыми, стали цвета текстуры.

Сейчас исправим. К верхнему слою (с текстурой) добавим слой-маску. Взяв инструмент Кисть, начинаем стирать текстуру с видимых мест. Аккуратно, не спеша, в результате получилось так:

О сведении прозрачности

Если документ или графический объект содержит прозрачность, то для печати такого документа обычно необходимо выполнить процедуру, называемую сведением . Эта процедура разделяет прозрачный графический объект на векторную и растрированную области. Чем сложнее становится графический объект (в результате смешения изображений, векторов, шрифта, плашечных цветов, наложения красок и т. д.), тем сложнее процедура сведения и ее результаты.

Сведение может потребоваться при печати, а также при сохранении или экспорте в другие форматы, не поддерживающие прозрачность. Если при создании файла PDF нужно сохранить прозрачность без сведения, сохраните файл в формате Adobe PDF 1.4 (Acrobat 5.0) или более поздней версии.

Примечание.

Обработку прозрачности невозможно отменить после сохранения файла.

При сведении наложенные друг на друга изображения разделяются


Примечание.

Дополнительную информацию о проблемах с прозрачностью при выводе см. на странице «Print Service Provider Resources» в Adobe Solutions Network (ASN) (только на английском языке), доступной на веб-сайте Adobe .

Форматы файлов с поддержкой прозрачности

При сохранении файлов программы Illustrator в некоторых форматах сохраняется исходная информация о прозрачности. Например, при сохранении файла в формате Illustrator CS (или более поздних версий) EPS в файле будут находиться исходные данные Illustrator и данные EPS. При повторном открытии файла в программе Illustrator считываются исходные данные (без сведения). При открытии файла в другом приложении используются данные EPS (со сведением).

По возможности сохраняйте файлы в формате с поддержкой исходной прозрачности. При необходимости такие файлы можно свободно редактировать.

Исходные данные о прозрачности сохраняются в следующих форматах:

    AI9 и более поздних версий

    AI9 EPS и более поздних версий

    PDF 1.4 и более поздних версий (если установлен флажок «Сохранять возможность редактирования в программе Illustrator»)

Illustrator выполняет сведение иллюстрации при выборе любой из следующих операций.

    Печать файла с прозрачностью.

    Сохранение файла с прозрачностью в старых форматах, например Illustrator 8 и более ранних версий, Illustrator 8 EPS и более ранних версий или в формате PDF 1.3 (для форматов Illustrator и Illustrator EPS можно выбрать отмену прозрачности, а не сведение).

    Экспорт файла с прозрачностью в векторный формат, не поддерживающий прозрачность (например, EMF или WMF).

    Копирование и вставка объектов с прозрачностью из Illustrator в другое приложение с установленными флажками «AICB» и «Сохранять оформление» (в разделе «Обработка файлов и буфер обмена» диалогового окна «Установки»).

    Экспорт в формат SWF (Flash) или использование команды «Обработка прозрачности» при установленном флажке «Сохранять альфа-прозрачность». Эта команда позволяет предварительно просмотреть, как будет выглядеть иллюстрация после экспорта в формат SWF.

Примечание.

Подробнее о создании и печати файлов с прозрачностью см. документ «Прозрачность» в папке «Technical Info/White Papers» на компакт-диске Illustrator. Дополнительную информацию о печати и сведении файлов с прозрачностью можно также найти в форуме пользователей Adobe Illustrator. Это открытый форум с множеством советов и ответов на вопросы, расположенный по адресу www.adobe.com/support/forums.

Настройка параметров сведения прозрачности для печати

    Выберите команду «Файл» > «Печать».

    В левой части диалогового окна «Печать» выберите пункт «Дополнительно».

    Выберите стиль обработки в меню «Стиль» или нажмите «Заказной» для задания параметров сведения.

    Если изображение содержит объекты с наложением цветов, которые взаимодействуют с прозрачными объектами, установите соответствующий параметр в меню «Наложения». Наложение цветов можно сохранять, имитировать или удалять.

    Примечание.

    Если иллюстрация не содержит прозрачности, сведение документа не выполняется, параметры сведения не используются. Для определения областей иллюстрации, содержащих прозрачность, используйте палитру

Параметры сведения прозрачных областей можно задать при создании, изменении или просмотре стилей сведения в приложениях Illustrator, InDesign или Acrobat.

Параметры подсветки (просмотр)

Нет (просмотр в цвете)

Отменяет просмотр.

Растрировать сложные области

Выделяет области, которые будут растрированы для повышения производительности (в зависимости от положения ползунка «Растры/векторы»). Учтите, что на границе области света больше вероятность появления нежелательного эффекта швов (в зависимости от настроек драйвера принтера и разрешения растрирования). Чтобы свести к минимуму проблемы, связанные с эффектом швов, установите параметр «Выполнить обтравку сложных областей».

Прозрачные объекты

Выделяет объекты, являющиеся источниками прозрачности, например, частично непрозрачные объекты (включая изображения с альфа-каналами), объекты с режимами наложения и объекты с непрозрачными масками. Кроме того, обратите внимание, что стили и эффекты могут содержать прозрачность, и наложенные друг на друга объекты могут рассматриваться как источники прозрачности, если их затрагивают прозрачные области или наложение необходимо свести.

Все затронутые объекты

Выделяет все объекты, на которые влияет прозрачность: сами прозрачные объекты и объекты, на которые они наложены. Сведение прозрачности затрагивает выделенные объекты - их обводка или узоры будут растянутыми, часть их может оказаться растрированной и т. д.

Затронутые связанные файлы EPS (только в Illustrator)

Выделяет все связанные файлы EPS, на которые влияет прозрачность.

Обрабатываемые изображения (только в InDesign)

Выделяет все размещенное содержимое, содержащее прозрачность или эффекты прозрачности. Этот параметр удобен для поставщиков услуг, которым для правильной печати необходимо увидеть изображения, требующие особого внимания.

Разобранные узоры (Illustrator и Acrobat)

Выделяет все узоры, которые будут разобраны, если они содержат прозрачность.

Обводка в кривых

Выделяет все обводки, которые будут преобразованы в контуры, если они содержат прозрачность или если выбран параметр «Преобразовать все обводки в контуры».

Текст, преобразованный в кривые (Illustrator и InDesign)

Выделяет весь текст, который будет преобразован в контуры, если он содержит прозрачность или если выбран параметр «Преобразовать весь текст в контуры».

Примечание . В окончательном варианте преобразованная в контур обводка и текст могут выглядеть несколько иначе, чем в первоначальном. Особенно это касается очень тонких линий и очень мелкого текста. Однако при обработке прозрачности эти изменения внешнего вида не отображаются.

Текст и контуры с растровой заливкой (только в InDesign)

Выделяет текст и обводку, получившие растровую заливку в результате сведения.

Все растрированные области (Illustrator и InDesign)

Выделяет объекты и пересечения объектов, которые будут растрированы, поскольку нет другого способа представления их в PostScript или сложность их структуры превышает пороговое значение, установленное ползунком «Растры/векторы». Например, пересечение двух прозрачных градиентов всегда будет растрироваться, даже если значение «Растры/векторы» равно 100. При установленном параметре «Все растрированные области» также отображаются растровые изображения (например, файлы Photoshop), в которых есть прозрачность, а также эффекты растрирования - тени и растушевка. Обратите внимание, что этот параметр требует больше времени для обработки, чем другие.

Параметры стиля обработки прозрачности

Имя/стиль

Определяет имя стиля. В зависимости от диалогового окна можно ввести имя в текстовом поле «Имя» или принять имя по умолчанию. Чтобы изменить существующий стиль, можно изменить его имя. Однако стили по умолчанию изменять нельзя.

Баланс растровой/векторной графики

Определяет объем сохраняемой векторной информации. Высокие значения позволяют сохранять больше векторных объектов, а при низких значениях больше векторных объектов будет растрировано. При промежуточных значениях простые области будут сохранены в векторной форме, а сложные - растрированы. Для растрирования всего изображения необходимо выбрать самое низкое значение параметра.

Примечание . Объем растрирования зависит от сложности страницы и от типов наложенных друг на друга объектов.

Разрешение для штриховых и текстовых объектов

Растрирует все объекты, включая изображения, векторные графические объекты, текст и градиенты с применением выбранного разрешения. Acrobat и InDesign позволяют использовать максимальное разрешение 9600 пикс/дюйм для векторного объекта и 1200 пикс/дюйм для сетчатого градиента. Illustrator позволяет использовать максимальное разрешение 9600 ppi как для штриховых объектов, так и для сетчатого градиента. Разрешение влияет на точность областей пересечения при сведении. Разрешение векторных объектов и текста должно быть в пределах от 600 до 1200 пикс/дюйм для высококачественного растрирования, особенно при использовании шрифтов с засечками или малого размера.

Разрешение для градиента и сетки

Определяет разрешение градиентов и сетчатых объектов программы Illustrator, растрированных в результате сведения прозрачности. Диапазон значений - от 72 до 2400 пикс/дюйм. Разрешение влияет на точность областей пересечения при сведении. Разрешение для градиента и сетки должно быть в промежутке от 150 до 300 пикс/дюйм, так как качество градиентов, теней и растушевки не улучшится при более высоком разрешении, но время печати и размер файла увеличатся.

Преобразовать весь текст в контуры

Преобразует все типы объектов (точечные, линейные и площадные) в контуры и удаляет всю информацию о глифах на страницах, содержащих прозрачные области. Этот параметр гарантирует, что ширина текста при обработке прозрачности будет оставаться согласованной. Обратите внимание, что выбор этого параметра приведет к незначительному утолщению шрифтов малого размера при просмотре их в окне Acrobat или при печати на настольных принтерах с низкой разрешающей способностью. Этот параметр не влияет на качество печати на принтерах или фотонаборных аппаратах с высокой разрешающей способностью.

Преобразовать все обводки в контуры

Преобразует все обводки в простые закрашенные контуры на страницах, содержащих прозрачность. Этот параметр гарантирует, что ширина обводок во время сведения прозрачности будет оставаться согласованной. Обратите внимание, что установка этого параметра приведет к тому, что тонкие обводки будут выглядеть несколько толще, при этом производительность сведения прозрачности может упасть.

Вырезать сложные участки

Гарантирует, что границы векторных и растровых участков будут проходить вдоль контуров объектов. Этот параметр уменьшает количество нежелательных эффектов швов, которые возникают, если одна часть объекта растрируется, а другая остается векторной. Однако при выборе этого параметра могут возникать контуры, слишком сложные для принтера.

Примечание . Некоторые драйверы печати обрабатывают растровые и векторные участки по-разному, что иногда может приводить к появлению эффекта цветовых швов. Чтобы свести вероятность этой проблемы к минимуму, нужно отключить некоторые параметры управления цветом в драйвере печати. Эти настройки различаются для каждого принтера, более подробную информацию см. в документации к конкретному принтеру.


(Только в Illustrator) Сохранять альфа-каналы (только в диалоговом окне «Обработка прозрачности»)

Сохраняет общую непрозрачность сведенных объектов. При выборе этого параметра режимы наложения теряются, но внешний вид обработанных графических объектов и уровень альфа-прозрачности (например, при растрировании графического объекта на прозрачном фоне) сохраняются. Сохранение альфа-каналов может понадобиться при экспорте SWF- или SVG-файлов, так как оба эти формата поддерживают альфа-прозрачность.

(Только в Illustrator) Сохранять плашечные цвета и наложение цветов (только в диалоговом окне «Обработка прозрачности»)

Сохраняет плашечные цвета. Кроме того, этот параметр сохраняет наложение цветов для объектов, не содержащих прозрачные области. Этот параметр следует выбирать при печати цветоделенных форм, если документ содержит плашечные цвета и объекты с наложением. Снимите флажок с этого параметра при сохранении файлов, используемых в приложениях для создания макетов страниц. Если этот параметр выбран, то области с наложением цветов, взаимодействующие с прозрачными участками, сводятся, а наложение цветов в других областях сохраняется. При выводе этого файла в приложении для создания макетов страниц могут возникать непредсказуемые результаты.

Сохранять наложение (только в Acrobat)

Смешивает цвет прозрачного изображения с фоновым цветом для создания эффекта наложения цветов.

Просмотр областей графического объекта, предназначенных для сведения

Выделить области, которые будут затронуты при сведении прозрачности, можно с помощью параметров просмотра в окне «Предварительный просмотр обработки прозрачности». Эту информацию о кодировании цветов можно использовать для настройки параметров сведения прозрачности.

Примечание.

Окно «Предварительный просмотр обработки прозрачности» не предназначено для точного отслеживания плашечных цветов, наложения цветов и режимов наложения. Для этих целей используется режим Просмотр наложения цветов .

    Отображение палитры (или диалогового окна) «Сведение прозрачности»:

    • В приложении Illustrator выберите команду «Окно» > «Просмотр результатов сведения».

      В приложении Acrobat выберите команду «Инструменты» > Допечатная подготовка > «Сведение прозрачности».

      В приложении InDesign выберите команду «Окно» > «Вывод» > «Сведение прозрачности».

    В меню «Выделение» выберите типы областей, которые необходимо выделить. Доступность параметров зависит от содержимого графического объекта.

    Выберите нужные параметры сведения: выберите стиль либо (если это возможно) укажите конкретные параметры.

    Примечание.

    (Illustrator) Если параметры сведения недоступны, выберите для их отображения команду «Показать параметры» из меню палитры.

    Если изображение содержит объекты с наложением цветов, которые взаимодействуют с прозрачными объектами, установите в меню «Наложение цветов» программы Illustrator соответствующий параметр. Наложение цветов можно сохранять, имитировать или удалять. В приложении Acrobat установите параметр «Сохранять наложение», чтобы смешать цвет прозрачного графического объекта с фоновым цветом для создания эффекта наложения.

    В любое время можно нажать кнопку «Обновить» для просмотра версии с текущими параметрами. В зависимости от сложности изображения оно может отобразиться в окне предварительного просмотра с задержкой в несколько секунд. Кроме того, в приложении InDesign можно выбрать параметр «Автоматически обновлять индикацию».

    Примечание.

    Чтобы увеличить изображение, в приложениях Illustrator и Acrobat щелкните область предварительного просмотра. Чтобы уменьшить масштаб вывода, щелкните область предварительного просмотра, удерживая клавишу Alt или Option. Для панорамирования предварительного просмотра нажмите клавишу «Пробел» и перетащите указатель мыши в области просмотра.

Обзор палитры «Просмотр результатов сведения»

Параметры предварительного просмотра в палитре «Просмотр результатов сведения» применяются для выделения областей, на которые оказывает влияние сведение. Эту информацию также можно использовать для настройки параметров сведения и для сохранения стилей сведения прозрачности. Для отображения палитры выберите команду «Окно» > «Просмотр результатов сведения».


A. Меню палитры B. Кнопка «Обновить» C. Меню «Выделение» D. Меню «Наложение» E. Параметры обработки прозрачности F. Область предварительного просмотра

Параметры меню палитры позволяют управлять скоростью и качеством миниатюры. Для самого быстрого просмотра изображения команду «Ускоренный просмотр». Чтобы добавить параметр «Все растрированные области» в раскрывающееся меню «Выделение», выберите «Детальный просмотр» (этот параметр требует больших вычислений).

Примечание.

Следует учитывать, что палитра «Просмотр результатов сведения» не предназначена для точного просмотра плашечных цветов, наложений цветов, режимов наложения и разрешения изображения. Чтобы предварительно посмотреть, как плашечные цвета, наложение цветов и режимы наложения будут видны на печати, используйте режим Просмотр наложения цветов .

Сведения о стилях обработки прозрачности

Если приходится регулярно печатать или экспортировать документы, содержащие прозрачность, то сведение прозрачности можно автоматизировать. Для этого нужно сохранить соответствующие параметры в стиле обработки прозрачности . Можно затем применять эти параметры для вывода на печать, а также для сохранения и экспорта файлов в форматы PDF 1.3 (Acrobat 4.0), EPS и PostScript. Кроме того, в приложении Illustrator их можно применять при сохранении файлов для более ранних версий Illustrator или при копировании их в буфер обмена, а в приложении Acrobat их также можно применять при оптимизации PDF-файлов.

Кроме того, эти параметры управляют сведением при экспорте в форматы, не поддерживающие прозрачность.

Стиль обработки прозрачности можно выбрать в палитре «Дополнительно» диалогового окна «Печать» или в соответствующем формату диалоговом окне, которое отображается после начального диалогового окна «Экспорт» или Сохранить как . Можно создать собственные стили сведения прозрачности или выбирать параметры по умолчанию, поставляемые с программой. Параметры по умолчанию разработаны таким образом, чтобы качество и скорость сведения соответствовали подходящему разрешению растрированных прозрачных областей в зависимости от сферы применения документа.

В программе Illustrator существует несколько вариантов настройки прозрачности как для векторных, так и для растровых объектов. Простейший из них — выделить объект и установить для него нужный вариант непрозрачности, используя движок Opacity (Непрозрачность) специализированной палитры Transparency (Прозрачность). Данная палитра, которая может быть открытой или закрытой, вызывается из списка палитр, открывающегося при активизации команды Window (Окно). Если при выборе команды Window=>Transparency палитра открывается в неполном виде, то необходимо последовательно воспользоваться командами Show Thumbnails (Развернуть из пиктограммы) и Show Options (Показать опции) из меню палитры.

Кроме того, видимостью отдельных участков изображения можно управлять при помощи масок слоя (отсекающих масок — clipping mask ) и масок полупрозрачности (opacity mask ). Маски, напоминающие трафареты, определяют, каким образом отдельные слои накладываются друг на друга, могут сделать отдельные фрагменты изображения полностью или частично видимыми либо полностью невидимыми и позволяют произвести сложную настройку прозрачности для любого объекта. А поскольку прозрачность в этом случае реализована как маска поверх объекта, пользователь может редактировать объект на любом этапе работы, не затрагивая маску. Настраивать прозрачность можно и для групп объектов, правда в случае необходимости редактирования отдельных объектов из группы последнюю из них придется разгруппировать, и при этом все настройки прозрачности для группы будут уничтожены.

Настройка непрозрачности без маскирования

Палитра Transparency (Прозрачность) позволяет без труда изменять прозрачность у любых объектов — как растровых, так и векторных (сформированных самыми разными способами: с применением контуров разных типов, символов из палитры Symbols (Символы) или как текст) и сделать так, чтобы нижележащие объекты эффектно просвечивались. Обратите, например, внимание на рис. 1, который взят в качестве исходного изображения. Затем к нему была добавлена серия контуров: верхний контур создан инструментом Pen (Перо) и залит линейным градиентом, а серия капелек воды получена при помощи палитры Symbols . Для всех задействованных контуров установлены собственные уровени прозрачности (рис. 2, 3).

Рис. 3. Окончательный внешний вид фотографии после настройки прозрачности отдельных объектов

Установление конкретного варианта прозрачности не является препятствием для последующего редактирования объектов, для которых при необходимости всегда можно изменить вариант заливки или обводки, размер и положение, уровень прозрачности и пр.

Кроме того, в палитре Transparency (Прозрачность) имеется возможность выбирать режимы смешивания цветов (Blending mode ): Normal (Нормальный) (данный режим устанавливается по умолчанию), Multiply (Умножение), Screen (Осветление) и др., которые могут быть применены не только к отдельному объекту, но также к группе или к слою и в сочетании с уровнем прозрачности позволяют добиться нужного эффекта видимости объекта.

Настройка непрозрачности для векторных объектов

Рассмотрим вариант настройки непрозрачности для отдельных объектов. Для этого нарисуйте несколько простых пересекающихся объектов. Такие объекты предпочтительнее, поскольку на их примере проще ознакомиться с различными вариантами непрозрачности. В данном примере в роли объектов будут выступать три накладывающихся друг на друга цветка на черном фоне (рис. 4). Выберите два объекта, например два верхних цветка, и измените значения их прозрачности в палитре Transparency , например так, как показано на рис. 5, — для этого потребуется просто перетащить движок Opacity (Непрозрачность). Обратите внимание, что цветы теперь стали прозрачны как относительно друг друга, так и по отношению к фону (рис. 6).

При втором варианте необходимо восстановить значение прозрачности до 100%. Для этого вначале сгруппируйте оба выделенных цветка командой Object=>Group (Объект=>Группировка), что автоматически приведет к включению флажка Knockout Group Transparency . Затем вновь измените непрозрачность, установив значение параметра Opacity (Непрозрачность) равным 70%. В итоге объекты станут прозрачными по отношению к фону, но не относительно друг друга (рис. 7). Дело в том, что включение флажка Knockout Group (Группа с удаленным фоном) в палитре Transparency позволяет удалить (правда, только визуально) просвечивание полупрозрачных объектов группы, которые перекрывают друг друга в данной группе.

Дополнительно нарисуйте серию из нескольких однотипных небольших элементов, например звездочек (рис. 8). Объедините их в группу при помощи команды Object=>Group (Объект=>Группировка) и установите для них режим смешивания цветов Screen (Осветление) с непрозрачностью (рис. 9). В итоге звездочки изменят свой цвет и станут выглядеть приблизительно так, как показано на рис. 10.

Рис. 9. Настройка непрозрачности и режима смешивания для новой группы

Рис. 10. Внешний вид всего изображения после настройки параметров непрозрачности

Выберите обе группы объектов, затем сгруппируйте их еще раз и установите флажок Isolate Blending (Изолировать режим наложения) в палитре Transparency — это позволит изолировать объекты при установке для них режима смешивания. В итоге в отношении объектов, входящих в группу, будет применен режим смешивания цветов, а все остальные объекты (в данном случае — одна единственная звездочка на зеленом цветке) будут проигнорированы (рис. 11). Имейте в виду, что флажок Isolate Blending (Изолировать режим наложения) имеет смысл использовать только в тех случаях, если речь идет о режимах смешивания цветов, отличных от режима Normal (Нормальный).

Рис. 11. Изменение внешнего вида изображения в результате изоляции объектов

Настройка непрозрачности растрового изображения

А теперь попробуем поэкспериментировать с растровым изображением (рис. 12). Сформируйте вокруг изображения векторный контур в виде прямоугольника с заливкой белого цвета (рис. 13). Измените непрозрачность в палитре Transparency , например так, как показано на рис. 14. Изображение станет напоминать рис. 15. Результат может оказаться намного более интересным, если прямоугольник будет закрашен радиальным градиентом (рис. 16, 17). Кроме того, стоит поэкспериментировать с режимами непрозрачности, сменив, например, устанавливаемый по умолчанию режим Normal на режим Screen (рис. 18).

Рис. 15. Внешний вид изображения после изменения непрозрачности прямоугольника

Рис. 16. Настройка непрозрачности прямоугольника в палитре Transparency после заливки радиальным градиентом

Рис. 17. Внешний вид изображения после заливки прямоугольника градиентом и изменения непрозрачности в режиме Normal

Рис. 18. Внешний вид изображения после заливки прямоугольника градиентом и изменения непрозрачности в режиме Screen

Управление непрозрачностью через слой-маску

Слой-маска, или отсекающая маска (clipping mask ), позволяет убирать, или, как принято говорить, маскировать ненужные области изображения (рис. 19, 20), не разрушая содержимого слоя.

Рис. 20. Видимость изображения после создания слой-маски в виде овала

Создание слой-маски осуществляется в несколько этапов. Вначале над слоем с изображением формируется контур, который в дальнейшем предполагается использовать в качестве маски. Затем нужно выделить изображение и контур. Часто удобнее сделать это в палитре Layers , последовательно щелкая на соответствующих объектам круглых кнопках при нажатой клавише Shift — при этом внешний вид кнопки-круга для каждого выделенного элемента будет меняться. После этого нужно нажать кнопку Make/Release Clipping Mask на палитре Layers или воспользоваться командой Object=>Clipping Mask=>Make . В итоге все, что попадет внутрь контура, останется видимым, а область вне контура окажется скрытой. Если обрезание по маске было сделано неудачно, то от него можно в любой момент отказаться, вызвав команду Object=>Clipping Mask=>Release или нажав на кнопку Make/Release Clipping Mask на палитре Layers .

Обратите внимание, что кнопка Make/Release Clipping Mask на палитре Layers обычно недоступна и становится активной только в том случае, если в палитре Layers активизирована область Group (рис. 21). Кроме того, следует иметь в виду, что любые объекты, которые впоследствии добавляются в группу слоя со слой-маской, также обрезаются по маске (рис. 22) и становятся невидимыми. В то же время объекты, внедренные в слой над группой, будут видимы (рис. 23).

Рис. 22. Результат обрезания добавленных звездочек по слой-маске — часть звездочек стала невидима

Рис. 23. Внешний вид изображения с открытой палитрой Layers — добавленная над группой со слой-маской звездочка видима

Текстурный текст

Очень часто слой-маски используются при создании текстурного текста, то есть текста, вырезанного из какой-то текстуры или просто из фотографии. Для примера воспользуемся фотографией (рис. 24) и напечатаем поверх нее произвольный текст (рис. 25). Выделите текст вместе с контуром фотографии и примените команду Object=>Clipping Mask=>Make . В итоге изображение станет напоминать рис. 26, а палитра Layers примет вид, соответствующий рис. 27. Полученное изображение при желании можно подвергнуть дальнейшему редактированию, например сделать обводку (рис. 28), наложить подходящий фильтр (рис. 29) и пр.

Заливка текстурой произвольных векторных контуров

Откройте подходящую текстуру (рис. 30), которую планируете использовать для заливки некоторого контура (рис. 31) — в данном примере использован фрагмент контура ящерицы, созданный нами в одном из предыдущих уроков, — и через буфер обмена скопируйте контур на текстуру (рис. 32), при необходимости подредактировав его размеры и положение. Чтобы скрыть пространство вне контура, что визуально равносильно заливке контура текстурой, выделите контур вместе с текстурой и воспользуйтесь командой Object=>Clipping Mask=>Make . В итоге изображение станет напоминать рис. 33, а палитра Layers примет вид, соответствующий рис. 34.

Чтобы изображение приняло законченный вид, сделайте копию контура через буфер обмена, щелкните на копии правой кнопкой мыши и для ее зеркального отображения выберите команду Transform=>Reflect с параметрами, как на рис. 35. Разместите копию должным образом (рис. 36) и придайте ящерице слегка изогнутую форму при помощи фильтра Twist (Изгиб) — команда Effect=>Distort & Transform=>Twist (Эффект=>Искажение и трансформация=>Изгиб) примерно с такими параметрами, как на рис. 37. Полученный результат может напоминать рис. 38.

Рис. 36. Внешний вид изображения, полученного на основе двух совмещенных контуров, предварительно залитых текстурой

Имитация эффекта пересечения объектов

А теперь рассмотрим более сложный вариант создания отсекающей маски — она нам потребуется для имитации эффекта пересечения объектов. Вначале сформируйте три круга (в данном примере их роль будут играть латинские буквы ”o ”) таким образом, чтобы каждый следующий круг частично накладывался на предыдущий (рис. 39). Выделите все три круга и сделайте их копию в буфер обмена командой Edit=>Copy (Редактирование=>Копировать). Затем вставьте копию из буфера при помощи команды Edit=>Paste in Front (Редактирование=>Вставить на передний план) для того, чтобы исходное изображение и его копия оказались наложенными друг на друга. После этого инструментом Restangle сформируйте в месте пересечения первого и второго кругов прямоугольник без заливки и без границ (рис. 40). Обратите внимание, что прямоугольник должен оказаться на том же слое Layer 1 , но выше всех прочих объектов (рис. 41).

Рис. 40. Появление прямоугольника в месте пересечения двух первых кругов

Для создания слой-маски выделите сформированный прямоугольник и первый круг и примените команду Object=>Clipping Mask=>Make (рис. 42). Затем точно так же создайте прямоугольник в месте пересечения второго и третьего кругов и выделите данный прямоугольник вместе со вторым кругом (рис. 43). Если обычным путем сделать это не удастся, то выделите нужные объекты через палитру Layers : для этого при нажатой клавише Shift щелкните на кнопках-кругах, имеющихся для каждого элемента слоя (рис. 44), и в этом случае внешний вид кнопки-круга для каждого выделенного элемента изменится. Создайте отсекающую маску командой Object=>Clipping Mask=>Make — получившееся в итоге изображение станет напоминать рис. 45.

Рис. 44. Окно палитры Layers с выделенными вторым кругом и вторым прямоугольником

Под конец, чтобы изображение стало более эффектным, выделите на палитре Layers три нижних круга и наложите на них тень командой Effect=>Stylize=>Drop Shadow (Эффект=>Стилизация=>Тень), а затем оформите фон под кругами градиентом, для чего потребуется создать новый слой Layer 2 . С этой целью активизируйте слой Layer 1 , откройте меню палитры Layers и выберите команду New Layer (Новый слой) — в результате над слоем Layer 1 появится слой Layer 2 . Нарисуйте на нем прямоугольник (это приведет к тому, что круги окажутся под прямоугольником и будут невидимыми), который будет играть роль фона, залейте его подходящим градиентом и наложите тень командой Effect=>Stylize=>Drop Shadow (Эффект=>Стилизация=>Тень). Чтобы круги расположились поверх прямоугольника-фона, поменяйте слои Layer 1 и Layer 2 местами, перетащив один на другой в палитре Layers (рис. 46). Возможно, что изображение примет примерно такой вид, как показан на рис. 47.

Рис. 47. Окончательный внешний вид пересекающихся кругов на градиентном фоне

Настройка непрозрачности путем создания Opacity mask

Маска полупрозрачности (Opacity mask ) определяет, какие участки изображения должны быть видны отчетливо, а какие — только частично, то есть полупрозрачны или совсем не видны. При этом видимыми сквозь указанную полупрозрачную маску могут быть любые цвета, а также декоративные и градиентные заливки, расположенные ниже и находящиеся внутри маски.

Процесс формирования маски достаточно прост и заключается в наслаивании двух или нескольких объектов один поверх другого, и в установке для каждого из них необходимого уровня прозрачности и в определении самого верхнего из них в качестве маски с помощью команды Make Opacity Mask (Создать полупрозрачную маску) из меню палитры Transparency . О создании маски непрозрачности будут свидетельствовать появление в палитре Transparency пиктограммы маски рядом с пиктограммой маскируемых объектов, разделенных пиктограммой «цепочки», и изменение видимости фрагментов изображения (рис. 48, 49, 50). Внешний вид палитры Layers будет изменяться в зависимости от того, что активно на данный момент времени — изображение (рис. 51) или маска (рис. 52).

Рис. 50. Палитра Transparency — слева пиктограмма изображения, справа пиктограмма маски

Рис. 51. Изображение и палитры Layers и Transparency — активно изображение

Рис. 52. Изображение и палитры Layers и Transparency — активна маска

Маска непрозрачности создается по форме самого верхнего из выделенных объектов, причем выделены должны быть как минимум два верхних объекта — выделение только одного из них приведет к созданию пустой маски. Добавление новых объектов к изображению никак не влияет на созданную перед этим маску полупрозрачности; все добавленные объекты по умолчанию будут видимы, так как создаются поверх маски (рис. 53), хотя при желании их можно переместить под маску.

Рис. 53. Результат добавления нового объекта в виде рамки поверх маскированного изображения

В итоге верхний объект станет маской, а его заливка в режиме оттенков серого цвета будет влиять на то, в какой степени будет видна та или иная область лежащего под ним изображения. Например, полная заливка маски белым цветом приведет к тому, что фрагменты изображения в пределах маски будут видны полностью, при черной маске маскированные объекты будут невидимы, а использование градиентной черно-белой маски приведет к тому, что маскированные объекты будут проявляться там, где начинается белая область, и постепенно исчезать там, где градиент становится черным. Кроме того, создавать маску полупрозрачности можно с использованием любых градиентных заливок, градиентных сеток и даже декоративных заливок.

Стоит отметить, что вышеприведенное правило относительно цвета маски и видимости объектов неоднозначно. Так, включение флажка Invert Mask (Инвертировать маску) в палитре Transparency приведет к тому, что черно-белый эффект инвертируется и черные области становятся прозрачными, а белые, наоборот, непрозрачными (рис. 54); включение/выключение же флажка Clip (Обрезка) позволяет менять местами маскированные и немаскированные области.

Рис. 54. Изменение внешнего вида изображения в результате инвертирования маски

Маска полупрозрачности может быть сформирована на основе любого векторного объекта и преобразована с помощью различных искажающих фильтров, что позволяет добиться очень интересных эффектов. Текст тоже можно сохранить как непрозрачную маску, чтобы быстро создавать нестандартные текстовые заголовки (при этом текст остается редактируемым). Форму маски непрозрачности можно корректировать — для этого достаточно щелкнуть по пиктограмме маски в палитре Transparency при нажатой клавише Alt . В итоге объект, на основе которого была создана маска, выделится и станет доступным для редактирования. По окончании редактировании необходимо щелкнуть на пиктограмме изображения.

Для полного удаления маски непрозрачности необходимо выделить ее и воспользоваться командой Release Opacity Mask (Удалить маску прозрачности), а для ее временного скрытия — командой Disable Opacity Mask (Снять маску прозрачности). Обе команды выбираются из меню палитры Transparency .

Эффекты с фотографией

Для начала откройте какую-нибудь фотографию (рис. 55) и сформируйте поверх нее прямоугольник, залейте его линейным градиентом и обработайте фильтром ZigZag (Effect=>Distort & Transform=>ZigZag — Эффект=>Искажение и трансформация=>Зигзаг) (рис. 56).

Рис. 56. Внешний вид объекта? на основе которого будет создана полупрозрачная маска

Создайте маску с помощью команды Make Opacity Mask Transparency . В результате изображение станет напоминать рис. 57, а в палитре Transparency появится пиктограмма созданной маски (рис. 58). А теперь попробуйте отредактировать маску: выделите ее, щелкнув на пиктограмме в палитре Transparency при нажатой клавише Alt , воспользуйтесь эффектом Inner Glow (Effect=>Stylize=>Inner Glow — (Эффект=>Стилизация=>Внутренний свет) и добавьте подходящую тень (Effect=>Stylize=>Drop Shadow — Эффект=>Стилизация=>Тень). Возможно, что изображение станет напоминать рис. 59.

Рис. 57. Внешний вид фотографии после наложения полупрозрачной маски

Текстурный текст

Как уже было сказано выше, текстурный текст довольно часто создается с применением слой-маски, но не менее широкие возможности по вырезанию текста из текстуры или любой фотографии открываются и при использовании полупрозрачных масок.

Возьмите в качестве исходного изображения, например, рис. 60 и напечатайте поверх него текст черного цвета (как и при создании любого текстурного текста буквы должны быть достаточно большими и широкими) (рис. 61). Выделите текст и фотографию и воспользуйтесь командой Make Opacity Mask (Создать полупрозрачную маску) из меню палитры Transparency при включенном флажке Clip (Обрезка). Возможно, что результат будет напоминать рис. 62, а в палитре Transparency появится пиктограмма созданной маски (рис. 63). Обратите внимание, что в случае неудачного изначального расположения текста его несложно переместить после создания маски, предварительно выделив его инструментами Selection (Выделение) или Direct Selection (Частичное выделение).

Рис. 62. Внешний вид текстурного текста, вырезанного из фотографии с помощью полупрозрачной маски

В заключение попытайтесь придать тексту эффект объемности. Для этого выделите текст и сделайте его копию в буфер обмена командой Edit=>Copy (Редактирование=>Копировать). Затем вставьте копию из буфера при помощи команды Edit=>Paste in Front (Редактирование=>Вставить на передний план) для того, чтобы исходное изображение и его копия оказались наложенными друг на друга. Затем слегка переместите нижнюю копию текста вправо и вниз и на палитре Transparency уменьшите ее прозрачность со 100% примерно до 50-40%. Полученный текстурный текст будет похож на тот, что представлен на рис. 64.

Не менее интересный результат может быть получен при градиентной заливке текста (рис. 65). При этом для формирования в самом конце эффектной тени перед созданием маски скопируйте созданный текст в буфер обмена, а затем создайте маску обычным образом — в таком случае после создание маски палитра Transparency будет иметь тот же вид, что представлен на рис. 66, а текст будет напоминать рис. 67.

Рис. 67. Внешний вид текстурного текста на основе градиентной полупрозрачной маски

Далее вставьте копию текста из буфера командой Edit=>Paste in Back (Редактирование=>Вставить на задний план), чтобы копия оказалась под исходным текстом. Под конец переместите нижнюю копию текста на 2-3 пиксела вправо и вниз (рис. 68).

Полупрозрачный цветной текст

Откройте фотографию, на основе которой будет создан полупрозрачный текст (рис. 69). Напечатайте поверх загруженной фотографии текст любым ярким цветом, например оранжевым (рис. 70) — палитра слоев примет такой вид, как на рис. 71 (обратите внимание, что слой текста расположен поверх слоя с фоном). Поменяйте слои местами обычным перетаскиванием мышью, затем выделите оба слоя в палитре Layers и создайте маску командой Make Opacity Mask (Создать полупрозрачную маску) (рис. 72). Полученный таким способ текст сохранит свой первоначальный цвет (то есть оранжевый), но сквозь него будет весьма эффектно просвечивать фон (рис. 73). По окончании наложите на текст тень командой Effect=>Stylize=>Drop Shadow (Эффект=>Стилизация=>Тень) с подходящими параметрами (рис. 74).

Полупрозрачная кнопка

Создайте окружность и залейте ее радиальным черно-белым градиентом (рис. 75). Затем сделайте две копии окружности и разместите каждую копию командой Edit=>Paste (Редактирование=>Вставить) на отдельном слое, после чего в палитре Layers появятся три слоя: Layer 1 , Layer 2 и Layer 3 с одной и той же окружностью на каждом. Временно заблокируйте и сделайте невидимыми слои Layer 2 и Layer 3. Перейдите на слой Layer 1, активизируйте палитру Gradient и измените настройки градиентной заливки примерно так, как показано на рис. 76. В итоге окружность на первом слое примет вид в соответствии с рис. 77, а внешний вид палитры Layers будет напоминать рис. 78.

Разблокируйте слой Layer 2 , выделите инструментом Selection оба нижних слоя и создайте маску с помощью команды Make Opacity Mask (Создать полупрозрачную маску) из меню палитры Transparency при включенных флажках Clip (Обрезка) и Invert Mask (Инвертировать маску). Для проверки маски временно включите режим Transparency Grid (Сетка прозрачности) командой View=>Show Transparency Grid (Вид=>Показать сетку прозрачности), и вы увидите, что круг просвечивает в своей центральной части (рис. 79, 80).

Рис. 80. Внешний вид окружности после создания маски при включенном режиме Transparency Grid

Разблокируйте слой Layer 3 , выделите окружность, залейте ее белым цветом и с помощью инструмента Select Direction (Частичное выделение) измените контур окружности, чтобы она стала похожа на фигуру, показанную на рис. 81. Сформируйте поверх видоизмененной белой окружности прямоугольник так, чтобы он полностью закрыл будущую маску. Затем залейте его линейным черно-белым градиентом (рис. 82). Выделите оба объекта инструментом Selection (Выделение), создайте маску командой Make Opacity Mask (Создать полупрозрачную маску) и настройте параметры прозрачности в соответствии с рис. 83. Полученная кнопка будет напоминать ту, что представлена на рис. 84.

Последним штрихом может стать добавление черной тени справа и снизу от кнопки. Для ее создания поверх слоя Layer 3 создайте новый слой Layer 4 , скопируйте окружность со слоя Layer 1 в буфер обмена и вставьте ее на слой Layer 4 командой Edit=>Paste (Редактирование=>Вставить). Затем удалите заливку окружности, сделайте вокруг нее черную границу толщиной в 4 пиксела, размойте ее по Гауссу с параметров размытия в 5 пикселов (команда Effect>=Blur>=Gaussian Blur — Эффект>=Размытие>=Размытие по Гауссу) и переместите ее с небольшим смещением вправо и вниз в отношении созданной кнопки (рис. 85).

Рис. 82. Формирование прямоугольника поверх контура белой видоизмененной окружности

Программа "фотошоп" позволяет не только отредактировать и устранить дефекты на фото, но изменить изображение до неузнаваемости. Одним из интересных эффектов является смена цвета глаз. Вам понадобится- фотошоп;- выбранная…

У каждого человека есть фотографии, которые помогают воскресить в памяти самые интересные, важные, фееричные моменты жизни. И в наше время часть таких изображений хранятся в электронном варианте. Что дает возможность изменить что-то в них,…

Иногда владельцам фотоаппаратов хочется сделать фотографии необычными, отличными от скучного прямоугольного стандарта. Благодаря возможностям фотошопа вполне возможно сделать фотографию овальной, круглой или любой другой произвольной формы. Вам…

Очень часто при обработке изображений возникает необходимость удалить какой-то фрагмент или, наоборот, добавить. Возможно, эта деталь украсит другой рисунок, или же она стала лишней на исходной картинке. Photoshop предлагает несколько способов…

Каждый пользователь такого программного продукта, как Adobe Photoshop, знает, что в этой программе при желании и умении можно создать что угодно: ретушировать фотографии, создавать объемные изображения и т.д. Лучшим подарком на день Святого…

Многим знакома ситуация, когда вы на фотографии вышли хорошо, но вот фон - неинтересный или скучный. А может, вам просто хотелось бы заменить задний план, чтобы сделать фотографию оригинальной, более живописной и яркой. Или поэкспериментировать,…

Удаление фона с портрета или фотографии объекта производят, если он загромождает снимок либо если нужно перенести объект на другой фон. Осуществить эту операцию можно при помощи растрового графического редактора, например, GIMP. Инструкция …

Вырезать какой-либо элемент с фотографии совсем не сложно, особенно если располагать подходящими программами. Некоторые из них позволяют вырезать фото по контуру буквально в несколько кликов мышкой. Инструкция 1Откройте программу Microsoft…

Adobe Photoshop является одной из самых распространенных программ для обработки изображений. С его помощью можно изменить внешность, фигуру, и даже «поменяться телами». Данное приложение дает невообразимые просторы для творчества. …

Иногда для того, чтобы фотография смотрелась законченной, не хватает сущей мелочи. Стоит закруглить края фото, и вид совершенно другой. Придать своей фотографии небольшую изюминку в виде мягких округлых краев можно двумя вариантами6 либо с помощью…

Умение работать в Фотошопе дает вам возможность не только ретушировать фотографии и добавлять к ним красивые цветовые эффекты, но и кардинально преображать фотоснимки, делая их необычными и привлекающими внимание. Например, вы можете из любой…

Фотошоп открывает перед вами большие возможности по созданию разнообразных визуальных эффектов в фотографиях и любых других изображениях. С помощью Фотошопа вы сможете сымитировать практически любое явление – например, изобразить на любой фотографии…

В большинстве случаев не только на любительских, но и на профессиональных фотоаппаратах кадры получаются своеобразным полуфабрикатом – для того, чтобы добиться максимального качества и красоты изображения, фотографии нужно ретушировать, выравнивая…

Как сделать PNG с прозрачностью в Adobe Illustrator? Очень просто. Открываем нужный файл и заходим в меню File > Save for Web & Devices (Alt+Ctrl+Shift+S). В открывшемся окне в списке Optimized file format выбираем PNG и отмечаем флажок Transparency (Прозрачность).

Затем определяем, какие цвета будут прозрачными. Все цвета, присутствующие в изображении, содержатся во вкладке Color Table (Таблица цветов) и отображаются в виде цветных квадратиков. Выбираем в панели инструментов в левой части окна инструмент Eyedropper (пипетка).

Определить цвета можно двумя способами. Проще всего указать цвет пипеткой непосредственно на изображении - после этого цвет выделится на таблице цветов темной обводкой. Если вы точно знаете, какой цвет должен быть прозрачным, можно выделить его прямо на таблице цветов, нажав соответствующий цветной квадратик. И в первом и втором случае при необходимости выбора нескольких цветов нужно работать с нажатой клавишей Shift (или Ctrl). Теперь сделаем выбранные цвета прозрачными. Для этого нажимаем иконку Maps selected colors to Transparent (Сделать выбранные цвета прозрачными). На верхнем рисунке эта иконка обведена кружком, и красный цвет выбран прозрачным. На изображении появится прозрачная область, а квадратик на таблице цветов изменит свой вид - часть его станет белым треугольником. Повторное нажатие на иконке Maps selected colors to Transparent отменит прозрачность выбранного цвета.

Несколько слов о способе задания прозрачности. За него отвечает выпадающее меню Specify Transparency Dither Algorithm , по-русски - Алгоритм имитации прозрачности (рис. внизу). Можно сделать четыре выбора: No Transparency Dither — нет алгоритма, Diffusion Transparency Dither — диффузный алгоритм, Pattern Transparency Dither — алгоритм на основе узора и Noise Transparency Dither — алгоритм на основе шума. В режиме диффузного алгоритма становится активным ползунок Amount (Величина), позволяющий менять значение диффузии. Что применять на практике? В зависимости от цели и изображения. Я же всегда оставляю по умолчанию - No Transparency Dither.

Нажимаем Save - прозрачный PNG готов. Работа производилась в Adobe Illustrator версии CS4, но все действия и клавиатурные сокращения актуальны и для более ранних версий.

Если изображение имело четкие границы, то дальнейшей обработки не требуется. В случае использования теней либо если границы прозрачности не совсем четкие иногда приходится повозиться, заново открыв созданный прозрачный PNG в Photoshop и стирая резинкой по одному пикселю границы изображения. В случае, если прозрачный PNG сделан кем-то другим, а вам нужно использовать его и при этом цвет фона изображения существенно отличается от цвета фона web-страницы, то такая обработка краев просто необходима. Придется инструментом Pencil выравнивать по краям цвета, подбирая близкие к фону страницы. При этом необходимо перед обработкой перевести изображение в RGB, а по окончании ее - обратно в индексированные цвета. На рисунках показано, как это делается. Первый рисунок - прозрачный PNG, приготовленный для красного фона (на белом фоне видна грубая красная граница), второй - увеличенная граница, полностью убрав которую получим «зубцы».