Макростейшн се загрузка координат из текстого файла. Курсы AutoCAD! Работа с программой

Одним из наиболее популярных вопросов по программированию под nanoCAD является «Как мне импортировать точки из текстового файла?». Задача это несложная, но профессиональный проектировщик не обязан быть профессиональным программистом, поэтому эту статью мы написали в стиле «для начинающих».

Импортировать координаты в чертёж можно на любом из существующих в nanoCAD видов API. Мы решили выбрать.NET и сравнить два близких API: классический.NET API и кросс-САПР-платформенный MultiCAD.NET API. Под катом - первая часть - импорт точек на классическом.NET API.

Дано: текстовый файл с координатами X, Y, Z точек, одна точка на строке. Координаты разделены пробелом, разделитель дробной части - точка.

Требуется: написать приложение, которое по команде IMPORTCOORDS запрашивает имя файла и импортирует найденные координаты в текущее пространство чертёжа в виде объектов DatabaseServices.DBPoint . Координаты объектов должны импортироваться в текущей пользовательской системе координат (UCS) чертежа.

Создание и настройка рабочего проекта
Для создания приложения нам понадобятся следующие инструменты:
  • nanoCAD (версия не ниже 3.5)
  • Microsoft Visual Studio 2008 (nanoCAD 3.5 - nanoCAD 5.0 поддерживают загрузку.NET-приложений, построенных на.NET Framework 3.5).
Ну и, конечно же, подразумевается, что вы хотя бы немного умеете программировать на языке C#. Если нет - добро пожаловать в библиотеку MSDN .

Создаем новый проект в Visual Studio со следующими настройками:

  • Project type: Visual C#
  • Template: Class Library
Таким образом, наше приложение представляет собой обычную.NET-сборку (DLL), которая впоследствие будет загружена в nanoCAD.
Во вкладке References подключаем следующие библиотеки, входящие в состав комплекта nanoCAD:
  • hostdbmgd.dll
  • hostmgd.dll
Теперь можно смело переходить к написанию самой программы.
Структура программы
Реализацию можно разбить на следующие шаги:
  1. Зарегистрировать команду IMPORTCOORDS.
  2. Получить базу данных текущего чертежа и редактор командной строки.
  3. Запросить имя файла с координатами.
  4. Открыть файл, прочитать строки с координатами.
  5. Создать объекты DBPoint с отдельными координатами. Преобразовать их координаты в текущую пользовательскую систему координат.
  6. Добавить созданные объекты в текущее пространство чертежа (Model Space или Paper Space).
Для того, чтобы зарегистрировать команду, которая будет вызывать наше приложение в nanoCAD нужно перед определением метода, который будет вызываться по этой команде, объявить аттрибут и указать имя команды. Обратите внимание, метод должен иметь модификатор public:

Public void importCoords() { ... }
Прежде чем продолжить, хотелось бы остановиться и в двух словах рассказать, что же такое «база данных чертежа». .dwg-файл представляет собой базу данных, имеющую строгую структуру, основные элементы которой - таблицы (Symbol Tables), которые содержат все объекты чертежа. Это не только графические объекты, которые мы видим на чертеже (прямые, дуги, точки и тд.), но и множество других объектов, которые определяют содержимое и настройки чертежа. Например, таблица слоев (Layer Table) содержит в себе все слои, которые имеются на чертеже, таблица типов линий (Linetype Table) хранит все стили линий, определенные в чертеже, таблица пользовательских систем координат (UCS Table) - все системы координат, созданные пользователем для данного чертежа, и др. Таким образом, создать новый объект чертежа - значит создать соответствующий объект базы данных.

Итак, продолжаем. В первую очередь нам необходимо выбрать из всех открытых документов текущий и открыть его базу данных. Для этого мы получаем объект-менеджер всех открытых документов, и затем с его помощью и базу данных, с которой мы будем дальше работать.

DocumentCollection dm = Application.DocumentManager; Database db = dm.MdiActiveDocument.Database;
Для того, чтобы наше приложение запрашивало имя файла, необходимо получить объект Editor и вызвать метод, который запрашивает пользовательский ввод определённого типа (в нашем случае имя файла):

// Получаем редактор командной строки Editor ed = dm.MdiActiveDocument.Editor; // Объект для получения результата запроса PromptFileNameResult sourceFileName; // Выводим запрос в командную строку и получаем результат sourceFileName = ed.GetFileNameForOpen("\nEnter the name of the coordinates file to be imported:"); if (sourceFileName.Status == PromptStatus.OK) { ... }
Получить координаты из файла довольно просто, используя C#-функционал для чтения текстовых файлов и работы со строковыми типами данных:

// Читаем файл, получаем содержимое в виде массива строк string lines = File.ReadAllLines(sourceFileName.StringResult); // Для каждой строки записываем массив из подстрок, разделенных пробелом (т.к по условию задачи в качестве разделителя координат выступает символ пробела). // Таким образом получаем массив из координат, только в текстовом виде, затем конвертируем их в числа типа double. string coord; foreach (string s in lines) { coord = s.Split(new char { " " }); double coordX = Convert.ToDouble(coord); double coordY = Convert.ToDouble(coord); double coordZ = Convert.ToDouble(coord); }
Переходим к созданию графических примитивов (Entity). Как уже отмечалось выше, для того, чтобы создать любой объект (не только графический), который будет храниться в чертеже, его необходимо добавить в базу данных чертежа, а именно в соответствующий объект-контейнер. Так, например, все слои хранятся как записи в таблице слоев (Layer Table), которая является в этом случае для них объектом-контейнером. Общая структура базы данных выглядит следующим образом:

Графические примитивы хранятся в базе не напрямую, а в структуре отдельных блоков, которые в свою очередь являются записями в таблице блоков (Block Table). Это очень удобно, поскольку такой механизм позволяет легко группировать объекты в именованные блоки и управлять ими, как единым целым. К слову, пространство модели и пространства листа в базе также представлены отдельными блоками. Таким образом, для графического примитива контейнером будет являться отдельный блок, который, в свою очередь, будет принадлежать родительскому объекту - таблице блоков.

Раз мы работаем с базой данных, то необходимо обеспечить ее целостность и защиту в случае, если во время выполнения программы произошла какая-то ошибка. Для этой цели применяется механизм транзакций. Транзакции объединяют в себе целый ряд операций, которые выполняются как единое целое: если что-то пошло не так, транзакция отменяется, и объекты, созданные в рамках этой транзакции не будут добавлены в документ. Если же все операции завершились успешно, то транзакция подтверждается, и объекты добавляются в базу.

Вооружившись этими знаниями, можем смело добавлять в текущее пространство чертежа примитивы «точка» по координатам, которые мы прочитали из файла.

Using (Transaction tr = db.TransactionManager.StartTransaction()) { // Можно обойтись без таблицы блоков и получить блок текущего пространство чертежа прямо из объекта, представляющего базу данных BlockTableRecord btr = (BlockTableRecord)tr.GetObject(db.CurrentSpaceId, OpenMode.ForWrite); string lines = File.ReadAllLines(sourceFileName.StringResult); string coord; foreach (string s in lines) { coord = s.Split(new char { " " }); double coordX = Convert.ToDouble(coord); double coordY = Convert.ToDouble(coord); double coordZ = Convert.ToDouble(coord); DBPoint point = new DBPoint(new Point3d(coordX, coordY, coordZ)); btr.AppendEntity(point); tr.AddNewlyCreatedDBObject(point, true); } btr.Dispose(); tr.Commit(); }
Задача практически решена. Осталось выполнить одно условие: примитивы-точки должны создаваться в координатах пользовательской системы координат (UCS). Необходимо отметить, что примитивы хранятся в базе данных чертежа в мировой системе координат (WCS). Следовательно, при создании примитивов необходимо выполнить преобразование: UCS->WCS. Делается это при помощи матрицы пользовательской системы координат:

Matrix3d ucsMatrix = ed.CurrentUserCoordinateSystem;
Добавим преобразование:

{ ... point.TransformBy(ucsMatrix.Inverse()); ... }
Итак, программа полностью написана. Что же дальше?

Загрузка приложения в nanoCAD
Осталась самая приятная часть - загрузить программу в nanoCAD и любоваться результатами своей работы. Как вы помните, мы создавали рабочий проект как библиотеку классов, поэтому после успешной компиляции будет построена сборка с именем вашего проекта. Открываем nanoCAD, в командной строке пишем команду NETLOAD, выбираем из списка построенную библиотеку и загружаем. Для запуска программы просто введите имя команды IMPORTCOORDS в командной строке.
Импорт координат. Версия 2.0
Усовершенствуем первую версию приложения, добавив несколько полезных функций и элементы пользовательского интерфейса.

Если первая версия приложения «понимала» текстовый файл, в котором координаты разделены только пробелами и в качестве десятичного разделителя использовалась точка, то теперь приложение сумеет «распознать» координаты, разделенные символом табуляции, пробелом или точкой с запятой. Что же касается десятичного разделителя, то в качестве него теперь может выступать как точка, так и запятая, импорт будет производиться без учета региональных настроек. По команде IMPORTCOORDS теперь будет открываться модальный диалог импорта координат, в котором пользователь может выбрать файл и указать желаемые настройки импорта координат.

Общий механизм импорта координат и создания примитивов остается практически без изменений, однако теперь это будет происходить в рамках класса формы, а задача метода-обработчика команды IMPORTCOORDS теперь сводится лишь к созданию объекта формы и выводу формы на экран в виде модального диалога:

Public void importCoords() { Form form = new ImportForm(); HostMgd.ApplicationServices.Application.ShowModalDialog(form); }
После чего управление будет передано окну формы импорта координат.

Форма приложения
Форма для приложения включает в себя следующие элементы:
  • Кнопка для открытия файла
  • Диалог открытия файла
  • Группа чекбоксов для выбора символов-разделителей координат: табуляция, пробел, точка с запятой
  • Текстовое поле для предварительного просмотра разбора строк c координатами
  • Кнопка для импорта координат
  • Кнопка отмены
Используя эти элементы управления, пользователь теперь может указать желаемые символы-разделители, проверить результат в поле предварительного просмотра (примерно так, как это сделано в MS Excel при импорте текстового файла) и инициировать импорт координат:

Совместимость с AutoCAD
В заключение хотелось бы отметить, что приложение, написанное для nanoCAD, может быть с легкостью перекомпилировано и для работы в AutoCAD. Для этого необходимо сделать следующее:
  • Во вкладке References подключить следующие библиотеки, входящие в состав ObjectARX:
    • AcCoreMgd.dll
    • AcDbMgd.dll
    • AcMgd.dll
  • Добавить в код приложения директиву условной компиляции, для определения пространств имен, которые будут использоваться для компиляции под nanoCAD или AutoCAD:
    #if ACAD using Autodesk.AutoCAD.ApplicationServices; using Autodesk.AutoCAD.DatabaseServices; using Autodesk.AutoCAD.EditorInput; using Autodesk.AutoCAD.Geometry; using Autodesk.AutoCAD.Runtime; using Platform = Autodesk.AutoCAD; using PlatformDb = Autodesk.AutoCAD; #else using HostMgd.ApplicationServices; using HostMgd.EditorInput; using Teigha.DatabaseServices; using Teigha.Geometry; using Teigha.Runtime; using Platform = HostMgd; using PlatformDb = Teigha; #endif
  • Заменить в коде специфичные для каждой платформы пространства имен на определенные выше псевдонимы: Platform и PlatformDb .
Обе версии проекта доступны

Мне приходилось работать с различными исходными данным, но файлы точек, полученные от изыскателей, всегда доставляли особое удовольствие. Причина этому ‑ в них можно было получить все что угодно и в совершенно не предсказуемом виде. Поэтому очень часто приходилось пользоваться услугами Excel , для того чтобы, например, выкинуть не нужные столбцы или провести арифметические действия.

Всё бы ничего, но после того, как вы сохраните текстовый файл (*.txt ) в Excel , Civil откажется воспринимать это файл и выдаст- Соответствующий формат файла не найден . Хотя, если вы проверите данные в Excel , то увидите - все данные верны и столбцы стоят в нужном виде.

Причиной этому служит табуляция, которую вставляет Excel в качестве разделителя между столбцами, если сохранять файл в формате txt . Вне зависимости от того выберите ли вы Текст Юникод, DOS , Macintosh или Текстовые файлы с разделителями табуляции . Везде в качестве разделителя будет табуляция, а AutoCAD Civil 3D эту табуляцию не воспринимает. Что делать?

Для начала скажу как правильно импортировать данные из текстового файла в Excel . Естественно, когда вы нажмёте Открыть в Excel , там по умолчанию стоит открытия файлов с расширением *.xls и т.п. Выберите Все файлы и укажите ваш txt , выпадет окно как, на Рисунке 1.


Выбираем С разделителями . Если сразу же нажать Готово , то в нашей таблице все данные поместятся в один столбец, для нормальной работы необходимо разделение на столбцы, а значит надо указать что является разделителем, поэтому жмем Далее . В новом окне надо выставить что разделителем является пробел , как на рисунке 2. Затем можно жать Готово . После этого можете производить нужные действия и сохранять файл в формате txt .

Открывайте ваш послеекселевский файл в Microsoft Word и включите отображения невидимых знаков, вот что должно получиться:


Рисунок 3. Отображения данных в MS Word

Стрелочка показывает, что разделителем является табуляция. Решение простое - выделите значок стрелочки и скопируйте его. Затем зайдите в поиск во вкладку Заменить . Там в строке Найти вставьте из буфера обмена табуляцию, курсор должен отпрыгнуть. А в Заменить на поставьте пробел и смело можете заменять всё. После этого Civil воспримет этот файл как родной.

Так же нужно упомянуть про расширение CSV , если вы захотите сохранить в этом формате, то Excel тоже сделает вам сюрприз. Вместо разделителя в виде запятой, он вставляет точку с запятой. Соответственно, Civil тоже не воспринимает такой файл. Решение такое же - заменяем точку с запятой в Word на запятую или пробел.

Что отличает эффективные быстрые курсы AutoCAD от простых и долгих курсов по Автокад? Отличает главное – на эффективных вы не теряете времени на зубрежку, учитесь легче и с удовольствием, после окончания курсов умеете применять свои знания на практике.

Autocad – самая популярная программа по автоматизации двухмерного проектирования и трехмерного моделирования. Она применяется во всем мире. Без знания этой программы сегодня не могут обойтись:

  • Инженеры-проектировщики;
  • Архитекторы;
  • Дизайнеры;
  • Строители;

и другие специалисты, чья деятельность подразумевает разработку проектов.

Если вы занимаетесь подобной работой, но все еще не прошли курсы AutoCAD, вполне вероятно, что скоро вас просто спишут с профессиональных счетов.

Интерфейс программы продуман до мелочей, все нужные инструменты и функции находятся под рукой, разработка элементарного проекта возможна уже при первом знакомстве с этой программой.

Необходимый начальный уровень знаний и навыков для пользования программы минимален.

Но для программы такого класса и такого широкого поля применения интуитивная понятность интерфейса оказывается первостепенным требованием, а элементарный набор операций – лишь базой для освоения всех ее возможностей.

Логика работы проста почти до неприличия, но для работы над серьезным проектом в AutoCAD необходимо наработать целый арсенал хитростей, многоходовых стандартных решений и заготовок. Плюс множество настроек и коммерческих продуктов на основе этой программы. В них тоже необходимо разобраться, чтобы получить право называться специалистом по проектированию.

Теории, как уже очевидно в процессе учебы не так уж и много – все и без того разработано для пользователей без подготовки и навыков работы конкретно с AutoCAD. А как же тогда удобнее изучать ее?

AutoCAD видеоуроки.

Видео по Автокад раскрывает максимум возможностей программы, а профессиональный преподаватель может буквально на пальцах объяснить принципы разработки даже сложных проектов. Ведь не требуется уславливаться о специальной терминологии, нет необходимости в дополнительных комментариях к применяемым элементам управления. На видео, Автокад предстает простым и понятным инструментом.

Автокад предоставляет возможность в логическом пространстве разработать и смоделировать чертеж или схему практически любой сложности. Но ключевое слово тут – пространство, в котором нужно уметь ориентироваться, которое обладает своими характеристиками. Видео курсы Автокад позволяют параллельно усвоению информации привыкнуть осмысленно действовать в трехмерной системе отсчета и эффективно оперировать ее возможностями.

Мой сайт дает вам уникальную возможность – пройти видео курсы Автокад , а именно:

  1. Б есплатные видеоуроки, статьи, программы, миникурсы Автокад.
  2. О знакомиться с каталогом моих платных курсов по Автокад, благодаря которым уже несколько тысяч людей благодаря Интернету, освоили эту программу
  3. П осмотреть на видеоуроки Автокад и редчайшие курсы по этой программе, которые уже собираются в специальную базу.
  4. В случае возникновения проблем по использованию программы, можно мне задавать вопросы.

А пройдя мои курсы Автокад , вы гарантированно научитесь:

  • Чертить кривые, полилинии, фигуры и научитесь создавать блоки в программе;
  • Работать со слоями;
  • Орудовать инструментами для быстрого проектирования;
  • Делать фаски, массивы и сопряжения;
  • Проставлять размерные цепи;
  • Масштабировать чертежи
  • Строить динамические блоки
  • Разбираться с атрибутами
  • Работать с внешними ссылками
  • Применять шаблоны файлов чертежей
  • Создавать интерактивные таблицы
  • Чертить простые и сложные чертежи
  • Создавать простые и сложные трехмерные модели
  • Узнаете тонкости настроек Автокад

и многое, многое другое

(DWG, DXF). Импортированный текст может быть переведен с применением с использованием переводческих памятей () и глоссариев, что позволяет сэкономить время, необходимое на перевод. Переведенный текст с помощью утилиты TXT2DXF может быть импортирован обратно в чертеж AutoCAD. Утилиты DXF2TXT и TXT2DXF являются утилитами командной строки, крайне просты в применении и обеспечивают эффективные результаты.

Автор програмы : mikegor (Михаил), страничка DXF2TXT и TXT2DXF и контакт с автором

Условия распространения : Бесплатная .

Подробное описание :

Утилиты DXF2TXT и TXT2DXF предназначены для экспорта текста из чертежей AutoCAD (DWG, DXF) и импорта переведенного текста обратно в чертежи. Утилиты DXF2TXT и TXT2DXF являются утилитами командной строки. Поддерживается формат DXF 2004. История программы с 2006 года описана по следующей ссылке: Autocad -> Text -> TM -> Autocad .

Инструкция по использованию

  1. Подготовка чертежа для перевода: нередко в чертежах большой текстовой блок бывает разбит на отдельные блоки типа TEXT. Рекомендуется объединить их в единые блоки MTEXT при помощи Express-Utilities: отмечаем нужные блоки TEXT и затем Express -> Text -> Convert Text to Mtext. Далее чертеж следует экспортировать в формат DXF. Если в чертеже присутствуют объекты, которые трудно экспортировать, то можно собрать в один слой весь текст, нуждающийся в переводе, и экспортировать в DXF только его.
  2. Предположим, что чертежи Machine1.dxf и Machine2.dxf находятся в папке C:\Translate\ZhadinaGovyadina\Project200. Исполняемые файлы утилит dxf2txt.exe и txt2dxf.exe должны быть либо помещены в эту же папку, либо в папку, которая включена в системную переменную PATH. Например, если утилиты находятся в папке C:\Program Files\DXFUtil, то правый клик на "Мой компьютер" - Свойства - Дополнительно - Переменные среды . Там в системных переменных либо в переменных для текущего пользователя находим переменную PATH и в конце дописываем: ;C:\Program Files\DXFUtil (точка с запятой является разделителем разных путей в этой переменной).
  3. Вызываем командную строку: Пуск - Выполнить - cmd . Вводим следующие команды, завершая каждую из них клавишей ENTER :C: cd C:\Translate\ZhadinaGovyadina\Project200
    С: dxf2txt Machine1.dxf Machine2.dxf

    После этого в этой папке появятся файлы Machine1.txt и Machine2.txt. В этих файлах каждый экспортированный текстовой блок имеет формат:

    {n-mmm}
    Текст, текст, текст

    n - число от 1 до 4, обозначающее тип блока MTEXT/TEXT/DIMENSION/ATTDEF, mmm - порядкой номер блока. Блоки разных типов нумеруются отдельно.

  4. Полученные текстовые файлы переводим в любимой программе TM. Так, например, если мы пользуемся Традосом, то импортируем текстовой файл в Word и далее действуем стандартным способом. Структуру файла не следует менять, т.е. нельзя удалять метки блоков и вставлять концы абзацев. Когда перевод готов, экспортируем его обратно в текстовой файл. Пусть, например, исходный файл имеет вид:

    {2-001}
    I have a cat.
    {1-001}
    I like apples.

    Перевод должен выглядеть полностью аналогично:

    {2-001}
    У меня есть кот.
    {1-001}
    Я люблю яблоки.

  5. После этого импортируем перевод обратно в чертеж. Допустим, что переведенные текстовые файлы имеют те же имена, Machine1.txt и Machine2.txt. Тогда в командной строке набираем команду:txt2dxf Machine1.dxf Machine2.dxf

    После этого в текущей папке появятся файлы Machine1_TR.dxf и Machine2_TR.dxf (оригиналы чертежей Machine1.dxf и Machine2.dxf сохраняются). Если имена файлов другие, скажем, Machine1_RU.txt и Machine2_RU.txt, то и DXF-файлы, в которые текст будем импортироваться, надо скопировать в файлы с аналогичными именами Machine1_RU.dxf и Machine2_RU.dxf, а после импорта будут созданы файлы Machine1_RU_TR.dxf и Machine2_RU_TR.dxf.

    Если все было сделано правильно, то переведенные текстовые блоки появятся точно там, где были исходные тексты. Если блоки сбились, то ищите лишние строки в текстовом файле с переводом.