Какой сенсор мыши лучше. С точки зрения оптических мышей…

Сенсор - основной компонент мыши. Именно сенсор в наибольшей степени определяет, насколько качественно мышь будет передавать движения вашей руки. Данный материал представляет собой краткий обзор наиболее популярных оптических сенсоров, В первой части мы рассмотрим наиболее слабые из представленных на рынке игровых сенсоров.

Следует помнить, что производители игровых устройств не производят сенсоры сами, а используют продукцию других фирм. Поэтому, как правило, мышки, построенные на одних и тех же сенсорах, но от разных производителей, будут иметь схожие характеристики, такие как качество трекинга, разрешение (dpi), максимальная скорость и т.д. Тем не менее, некоторые компании (особенно крупные) могут вносить существенные модификации в оптическую систему своего устройства, могут использовать специфическую прошивку, микроконтроллер и т.д. Это надо иметь ввиду.

Примечание. После того, как компания Pixart купила "сенсорное" подразделение компании Avago (Agilent), фактически, на рынке игровых устройств фактически один производитель - Pixart.
СЛАБЫЕ СЕНСОРЫ

Avago A5050

В действительности, А5050 не является игровым сенсором (это упрощенная версия действительно игрового A3050). Однако на рынке сейчас сейчас огромное количество дешевых мышек с этим сенсором от разных производителей, которые заявляют, что их мышь - действительно игровая. ЭТО НЕ ТАК. За красивой оберткой 10-долларовой мышки с aliexpress (или с полки гипермаркета) скрывается обычный офисный сенсор, главные минусы которого - очень низкая предельная скорость работы (менее одного метра в секунду: ускорение не более 8g) и высокая угловая ошибка. Конечно, для любителей танков и доты этого вполне хватит, но для серъезной игры A5050 точно не подходит. Интересно то, что официальная спецификация говорит, что максимальные dpi для А5050 - 1375. А по факту, производители пишут что хотят. Можно встретить мышки и 1600 dpi и 2400 dpi и 5500 dpi.

Выводы: А5050 один из худших сенсоров на рынке игровых устройств

"Игровая" мышь Aula killing the soul. 2000 dpi. Сенсор A5050.

Pixart 3305

История данного сенсора тесно связана с мышью SteelSeries Kana. В лице новой серии мышек от SteelSeries (Kana и Kinzu v2) весь игровой мир ждал убийц эталонной на тот момент Microsoft 1.1A. В итоге ничего необычного мы не увидели. Kana и Kinzu v2 получили крайне посредственный сенсор - Pixart PAW3305. При довольно большой матрице 32х32 пикселя, скорость фотографирования в Pixart 3305, почему-то, оказалась всего 3600 кадров/с, что в итоге сделало этот сенсор технически хуже предыдущего поколения (A3060/A3080/S3888)

У стандартного PAW3305DK очень низкая предельная скорость работы - 1.5-2 м/с. Этого не хватает профессиональным игрокам - сенсор "срывается" при резких движениях. В качестве решения этой проблемы был предложен вариант сенсора PAW3305DK-H с более слабой (0.5х) линзой. Это помогло увеличить максимальную скорость до приемлемых 3+ м/с. При этом dpi, естественно, уменьшились в два раза и 3200 dpi на мышках с "H" модификацией - миф.

Второй вопрос - угловая привязка. Она не очень большая, но она есть.

Также в PAW3305 есть небольшая положительная акселерация и непонятный, но небольшой лаг сенсора на некоторых моделях.

Как результат, движения мыши с сенсором PAW3305 воспринимаются, как немного неправильные и неестественные.

Интересно, что бывший игрок команды NaVi Starix некоторое время играл на SteelSeries Kana (PAW3305-H), после чего вскоре ушел из команды и занял должность тренера.

Сейчас Pixart 3305 устанавливается в мышках A4tech V-серии, а также практически в любой мышке, на которой указано 3200 dpi, которых на рынке сейчас тысячи.

Выводы: Pixart PMW3305 вполне подойдет начинающим игрокам. Но точно не настоящим геймерам.

A4tech Bloody V3. PAW3305. Удобная и неточная.

Avago A3050

Теперь уже Pixart A3050. Самый дешевый и простой игровой сенсор от Pixart. Матрица 19x19 пикселей и 6666 fps. Максимальные 4000 dpi (на коробке часто указывают 2000, иногда 3500). Но 4000 dpi лучше не использовать - абсолютно не играбельно. Лучшие значения dpi для этого сенсора - это 500 или 1000 (немного похуже). Часто у мышек на А3050 высокая дистанция отрыва. В наличии регулируемая (но не до конца) угловая привязка. И вообще, с обсчетом углов есть проблемы (что естественно для такой маленькой матрицы). Кроме того, У А3050 довольно сильная акселерация. Из плюсов - быстрый отклик сенсора на движения пользователя, а также максимальная скорость - около 3 м/с в зависимости от коврика.

Сенсор A3050 очень популярен, благодаря А-серии мышек от A4tech. Также его активно используют многие другие производители. Наиболее известные модели на А3050 - SteelSeries Kinzu v3 (быстро снята с рынка в пользу Rival 100), CM Storm Xornet.

Выводы: Pixart A3050 - ничем не примечательный сенсор средней руки. Лучше немного добавить и взять что-нибудь более достойное.

Заключение

К сожалению, нам пришлось говорить о сенсорах, покупка которых не обещает ничего хорошего. В настоящее время, в том же ценовом диапазоне есть много крепких середнячков, типа A3090, PMW3320, AM010, без каких-либо существенных недостатков, которые имеют гораздо лучшее соотношение цена/качество. В итоге, получился материал из серии "как не надо делать". Впрочем, представленная информация будет крайне полезной тем, кто собирается покупать недорогое устройство.

В этой статье мы рассмотрим принципы работы сенсоров оптических мышей, прольем свет на историю их технологического развития, а также развенчаем некоторые мифы, связанные с оптическими «грызунами».

Кто тебя выдумал…

Привычные для нас сегодня оптические мыши ведут свою родословную с 1999 года, когда в массовой продаже появились первые экземпляры таких манипуляторов от Microsoft, а через некоторое время и от других производителей. До появления этих мышей, да и еще долго после этого, большинство массовых компьютерных «грызунов» были оптомеханическими (перемещения манипулятора отслеживались оптической системой, связанной с механической частью - двумя роликами, отвечавшими за отслеживание перемещения мыши вдоль осей × и Y; эти ролики, в свою очередь, вращались от шарика, перекатывающегося при перемещении мыши пользователем). Хотя встречались и чисто оптические модели мышей, требовавшие для своей работы специального коврика. Впрочем, такие устройства встречались не часто, да и сама идея развития подобных манипуляторов постепенно сошла на нет.

«Вид» знакомых нам нынче массовых оптических мышек, базирующихся на общих принципах работы, был «выведен» в исследовательских лабораториях всемирно известной корпорации Hewlett-Packard. Точнее, в ее подразделении Agilent Technologies, которое только сравнительно недавно полностью выделилось в структуре корпорации НР в отдельную компанию. На сегодняшний день Agilent Technologies, Inc. - монополист на рынке оптических сенсоров для мышей, никакие другие компании такие сенсоры не разрабатывают, кто бы и что не говорил вам об эксклюзивных технологиях IntelliEye или MX Optical Engine . Впрочем, предприимчивые китайцы уже научились «клонировать» сенсоры Agilent Technologies, поэтому, покупая недорогую оптическую мышь, вы вполне можете стать владельцем «левого» сенсора.

Откуда берутся видимые отличия в работе манипуляторов, мы выясним чуть позднее, а пока позвольте приступить к рассмотрению базовых принципов работы оптических мышей, точнее их систем слежения за перемещением.

Как «видят» компьютерные мыши

В этом разделе мы изучим базовые принципы работы оптических систем слежения за перемещением, которые используются в современных манипуляторах типа мышь.

Итак, «зрение» оптическая компьютерная мышь получает благодаря следующему процессу. С помощью светодиода, и системы фокусирующих его свет линз, под мышью подсвечивается участок поверхности. Отраженный от этой поверхности свет, в свою очередь, собирается другой линзой и попадает на приемный сенсор микросхемы - процессора обработки изображений. Этот чип, в свою очередь, делает снимки поверхности под мышью с высокой частотой (кГц). Причем микросхема (назовем ее оптический сенсор) не только делает снимки, но сама же их и обрабатывает, так как содержит две ключевых части: систему получения изображения Image Acquisition System (IAS) и интегрированный DSP процессор обработки снимков.

На основании анализа череды последовательных снимков (представляющих собой квадратную матрицу из пикселей разной яркости), интегрированный DSP процессор высчитывает результирующие показатели, свидетельствующие о направлении перемещения мыши вдоль осей × и Y, и передает результаты своей работы вовне по последовательному порту.

Если мы посмотрим на блок-схему одного из оптических сенсоров, то увидим, что микросхема состоит из нескольких блоков, а именно:

  • основной блок, это, конечно же, Image Processor - процессор обработки изображений (DSP) со встроенным приемником светового сигнала (IAS);
  • Voltage Regulator And Power Control - блок регулировки вольтажа и контроля энергопотребления (в этот блок подается питание и к нему же подсоединен дополнительный внешний фильтр напряжения);
  • Oscillator - на этот блок чипа подается внешний сигнал с задающего кварцевого генератора, частота входящего сигнала порядка пары десятков МГц;
  • Led Cоntrоl - это блок управления светодиодом, с помощью которого подсвечивается поверхность под мышью;
  • Serial Port - блок передающий данные о направлении перемещения мыши вовне микросхемы.

Некоторые детали работы микросхемы оптического сенсора мы рассмотрим чуть далее, когда доберемся к самому совершенному из современных сенсоров, а пока вернемся к базовым принципам работы оптических систем слежения за перемещением манипуляторов.

Нужно уточнить, что информацию о перемещении мыши микросхема оптического сенсора передает через Serial Port не напрямую в компьютер. Данные поступают к еще одной микросхеме-контроллеру, установленной в мыши. Эта вторая «главная» микросхема в устройстве отвечает за реакцию на нажатие кнопок мыши, вращение колеса прокрутки и т.д. Данный чип, в том числе, уже непосредственно передает в ПК информацию о направлении перемещения мыши, конвертируя данные, поступающие с оптического сенсора, в передаваемые по интерфейсам PS/2 или USB сигналы. А уже компьютер, используя драйвер мыши, на основании поступившей по этим интерфейсам информации, перемещает курсор-указатель по экрану монитора.

Именно по причине наличия этой «второй» микросхемы-контроллера, точнее благодаря разным типам таких микросхем, довольно заметно отличались между собой уже первые модели оптических мышей. Если о дорогих устройствах от Microsoft и Logitech слишком плохо отозваться я не могу (хотя и они не были вовсе «безгрешны»), то масса появившихся вслед за ними недорогих манипуляторов вела себя не вполне адекватно. При движении этих мышей по обычным коврикам курсоры на экране совершали странные кульбиты, скакали чуть ли не на пол Рабочего стола, а иногда… иногда они даже отправлялись в самостоятельное путешествие по экрану, когда пользователь совершенно не трогал мышь. Доходило и до того, что мышь могла запросто выводить компьютер из режима ожидания, ошибочно регистрируя перемещение, когда манипулятор на самом деле никто не трогал.

Кстати, если вы до сих пор боретесь с подобной проблемой, то она решается одним махом вот так: выбираем Мой Компьютер > Свойства > Оборудование > Диспетчер устройств > выбираем установленную мышь > заходим в ее «Свойства» > в появившемся окне переходим на закладку «Управление электропитанием» и снимаем галочку с пункта «Разрешить устройству вывод компьютера из ждущего режима» (рис. 4). После этого мышь уже не сможет вывести компьютер из режима ожидания ни под каким предлогом, даже если вы будете пинать ее ногами:)

Итак, причина столь разительного отличия в поведении оптических мышей была вовсе не в «плохих» или «хороших» установленных сенсорах, как до сих пор думают многие. Не верьте, это не более чем бытующий миф. Или фантастика, если вам так больше нравится:) В ведущие себя совершенно по-разному мыши часто устанавливались совершенно одинаковые микросхемы оптических сенсоров (благо, моделей этих чипов было не так уж много, как мы увидим далее). Однако вот, благодаря несовершенным чипам контроллеров, устанавливаемых в оптические мыши, мы имели возможность сильно поругать первые поколения оптических грызунов.

Однако, мы несколько отвлеклись от темы. Возвращаемся. В целом система оптического слежения мышей, помимо микросхемы-сенсора, включает еще несколько базовых элементов. Конструкция включает держатель (Clip) в который устанавливаются светодиод (LED) и непосредственно сама микросхема сенсора (Sensor). Эта система элементов крепится на печатную плату (PCB), между которой и нижней поверхностью мыши (Base Plate) закрепляется пластиковый элемент (Lens), содержащий две линзы (о назначении которых было написано выше).

В собранном виде оптический элемент слежения выглядит как показано выше. Схема работы оптики этой системы представлена ниже.

Оптимальное расстояние от элемента Lens до отражающей поверхности под мышью должно попадать в диапазон от 2.3 до 2.5 мм. Это рекомендации производителя сенсоров. Вот вам и первая причина, почему оптические мыши плохо себя чувствуют «ползая» по оргстеклу на столе, всевозможным «полупрозрачным» коврикам и т. п. И не стоит клеить на оптические мыши «толстые» ножки, когда отваливаются или стираются старые. Мышь из-за чрезмерного «возвышения» над поверхностью может впадать в состояние ступора, когда «расшевелить» курсор после пребывания мыши в состоянии покоя становится довольно проблематично. Это не теоретические измышления, это личный опыт:)

Кстати, о проблеме долговечности оптических мышей. Помниться, некоторые их производители утверждали что, дескать «они будут служить вечно». Да надежность оптической системы слежения высока, она не идет ни в какое сравнение с оптомеханической. В то же время в оптических мышах остается много чисто механических элементов, подверженных износу точно так же, как и при господстве старой доброй «оптомеханики». Например, у моей старой оптической мыши стерлись и поотваливались ножки, сломалось колесо прокрутки (дважды, в последний раз безвозвратно:(), перетерся провод в соединительном кабеле, с манипулятора слезло покрытие корпуса… зато вот оптический сенсор нормально работает, как ни в чем не бывало. Исходя из этого, мы смело можем констатировать, что слухи о якобы впечатляющей долговечности оптических мышей не нашли своего подтверждения на практике. Да и зачем, скажите на милость, оптическим мышам «жить» слишком долго? Ведь на рынке постоянно появляются новые, более совершенные модели, созданные на новой элементной базе. Они заведомо совершеннее и удобнее в использовании. Прогресс, знаете ли, штука непрерывная. Каким он был в области эволюции интересующих нас оптических сенсоров, давайте сейчас и посмотрим.

Из истории мышиного зрения

Инженеры-разработчики компании Agilent Technologies, Inc. не зря едят свой хлеб. За пять лет оптические сенсоры этой компании претерпели существенные технологические усовершенствования и последние их модели обладают весьма впечатляющими характеристиками.

Но давайте обо всем по порядку. Первыми массово выпускаемыми оптическими сенсорами стали микросхемы HDNS-2000 (рис. 8). Эти сенсоры имели разрешение 400 cpi (counts per inch), то бишь точек (пикселей) на дюйм, и были рассчитаны на максимальную скорость перемещения мыши в 12 дюймов/с (около 30 см/с) при частоте осуществления снимков оптическим сенсором в 1500 кадров за секунду. Допустимое (с сохранением стабильной работы сенсора) ускорение при перемещении мыши «в рывке» для чипа HDNS-2000 - не более 0.15 g (примерно 1.5 м/с 2).

Затем на рынке появились микросхемы оптических сенсоров ADNS-2610 и ADNS-2620 . Оптический сенсор ADNS-2620 уже поддерживал программируемую частоту «съемки» поверхности под мышью, с частотой в 1500 либо 2300 снимков/с. Каждый снимок делался с разрешением 18х18 пикселей. Для сенсора максимальная рабочая скорость перемещения по прежнему была ограничена 12 дюймами в секунду, зато ограничение по допустимому ускорению возросло до 0.25 g, при частоте «фотографирования» поверхности в 1500 кадров/с. Данный чип (ADNS-2620) также имел всего 8 ножек, что позволило существенно сократить его размеры по сравнению с микросхемой ADNS-2610 (16 контактов), внешне похожей на HDNS-2000. В Agilent Technologies, Inc. задались целью «минимизировать» свои микросхемы, желая сделать последние компактнее, экономнее в энергопотреблении, а потому и удобнее для установки в «мобильные» и беспроводные манипуляторы.

Микросхема ADNS-2610 хотя и являлась «большим» аналогом 2620-й, но была лишена поддержки «продвинутого» режима 2300 снимков/с. Кроме того, этот вариант требовал 5В питания, тогда как чип ADNS-2620 обходился всего 3.3 В.

Вышедший вскоре чип ADNS-2051 представлял собой гораздо более мощное решение, чем микросхемы HDNS-2000 или ADNS-2610, хотя внешне (упаковкой) был также на них похож. Этот сенсор уже позволял программируемо управлять «разрешением» оптического датчика, изменяя таковое с 400 до 800 сpi. Вариант микросхемы также допускал регулировку частоты снимков поверхности, причем позволял менять ее в очень широком диапазоне: 500, 1000,1500, 2000 или 2300 снимков/с. А вот величина этих самых снимков составляла всего 16х16 пикселей. При 1500 снимках/с предельно допустимое ускорение мыши при «рывке» составляло по прежнему 0.15 g, максимально возможная скорость перемещения - 14 дюймов/с (т. е. 35.5 см/с). Данный чип был рассчитан на напряжение питания 5 В.

Сенсор ADNS-2030 разрабатывался для беспроводных устройств, а потому имел малое энергопотребление, требуя всего 3.3 В питания. Чип также поддерживал энергосберегающие функции, например функцию снижения потребления энергии при нахождении мыши в состоянии покоя (power conservation mode during times of no movement), переход в режим «сна», в том числе при подключении мыши по USB интерфейсу, и т.д.. Мышь, впрочем, могла работать и не в энергосберегающем режиме: значение «1» в бите Sleep одного из регистров чипа заставляло сенсор «всегда бодрствовать», а значение по умолчанию «0» соответствовало режиму работы микросхемы, когда по прошествии одной секунды, если мышь не перемещалась (точнее после получения 1500 совершенно одинаковых снимков поверхности) сенсор, напару с мышью, переходил в режим энергосбережения. Что касается остальных ключевых характеристик сенсора, то они не отличались от таковых у ADNS-2051: тот же 16-и контактный корпус, скорость перемещения до 14 дюймов/с при максимальном ускорении 0.15 g, программируемое разрешение 400 и 800 cpi соответственно, частоты осуществления снимков могли быть точно такими же, как и у вышерассмотренного варианта микросхемы.

Такими были первые оптические сенсоры. К сожалению, им были свойственны недостатки. Большой проблемой, возникающей при передвижением оптической мыши по поверхностям, особенно с повторяющимся мелким рисунком, являлось то, что процессор обработки изображений порой путал отдельные похожие участки монохромного изображения, получаемые сенсором и неверно определял направление перемещения мыши.

В итоге и курсор на экране перемещался не так, как требовалось. Указатель на экране даже становился способен на экспромт:) - на непредсказуемые перемещения в произвольном направлении. Кроме того, легко догадаться, что при слишком быстром перемещении мыши сенсор мог вообще утратить всякую «связь» между несколькими последующими снимками поверхности. Что порождало еще одну проблему: курсор при слишком резком перемещении мыши либо дергался на одном месте, либо происходили вообще «сверхъестественные»:) явления, например, с быстрым вращением окружающего мира в игрушках. Было совершенно ясно, что для человеческой руки ограничений в 12-14 дюймов/с по предельной скорости перемещения мыши явно мало. Также не вызывало сомнений, что 0.24 с (почти четверть секунды), отведенные для разгона мыши от 0 до 35.5 см/с (14 дюймов/с - предельная скорость) это очень большой промежуток времени, человек способен двигать кистью значительно быстрее. И потому при резких движениях мыши в динамичных игровых приложениях с оптическим манипулятором может придтись несладко…

Понимали это и в Agilent Technologies. Разработчики осознавали, что характеристики сенсоров надо кардинально улучшать. В своих изысканиях они придерживались простой, но правильной аксиомы: чем больше снимков в секунду сделает сенсор, тем меньше вероятность того, что он потеряет «след» перемещения мыши во время совершения пользователем компьютера резких телодвижений:)

Хотя, как мы видим из вышеизложенного, оптические сенсоры и развивались, постоянно выпускались новые решения, однако развитие в этой области можно смело назвать «очень постепенным». По большому счету, кардинальных изменений в свойствах сенсоров так и не происходило. Но техническому прогрессу в любой области порой свойственны резкие скачки. Случился такой «прорыв» и в области создания оптических сенсоров для мышей. Появление оптического сенсора ADNS-3060 можно считать действительно революционным!

Лучший из

Оптический сенсор ADNS-3060 , по сравнению со своими «предками», обладает поистине впечатляющим набором характеристик. Использование этой микросхемы, упакованной в корпус с 20-ю контактами, обеспечивает оптическим мышам невиданные ранее возможности. Допустимая максимальная скорость перемещения манипулятора выросла до 40 дюймов/с (то есть почти в 3 раза!), т.е. достигла «знаковой» скорости в 1 м/с. Это уже очень хорошо - вряд ли хоть один пользователь двигает мышь с превышающей данное ограничение скоростью столь часто, чтобы постоянно чувствовать дискомфорт от использования оптического манипулятора, в том числе это касается и игровых приложений. Допустимое же ускорение выросло, страшно сказать, во сто раз (!), и достигло величины 15 g (почти 150 м/с 2). Теперь на разгон мыши с 0 до предельных 1 м/с пользователю отводится 7 сотых секунды - думаю, теперь очень немногие сумеют превзойти это ограничение, да и то, вероятно, в мечтах:) Программируемая скорость осуществления снимков поверхности оптическим сенсором у новой модели чипа превышает 6400 кадров/с, т.е. «бьет» предыдущий «рекорд» почти в три раза. Причем чип ADNS-3060 может сам осуществлять подстройку частоты следования снимков для достижения наиболее оптимальных параметров работы, в зависимости от поверхности, над которой перемещается мышь. «Разрешение» оптического сенсора по прежнему может составлять 400 или 800 cpi. Давайте на примере микросхемы ADNS-3060 рассмотрим общие принципы работы именно чипов оптических сенсоров.

Общая схема анализа перемещений мыши не изменилась по сравнению с более ранними моделями - полученные блоком IAS сенсора микроснимки поверхности под мышью обрабатываются затем интегрированным в этой же микросхеме DSP (процессором), который определяет направление и дистанцию перемещения манипулятора. DSP вычисляет относительные величины смещения по координатам × и Y, относительно исходной позиции мыши. Затем внешняя микросхема контролера мыши (для чего он нужен, мы говорили ранее) считывает информацию о перемещении манипулятора с последовательного порта микросхемы оптического сенсора. Затем уже этот внешний контроллер транслирует полученные данные о направлении и скорости перемещения мыши в передаваемые по стандартным интерфейсам PS/2 или USB сигналы, которые уже от него поступают к компьютеру.

Но вникнем чуть глубже в особенности работы сенсора. Блок-схема чипа ADNS-3060 представлена выше. Как видим, принципиально его структура не изменилась, по сравнению с далекими «предками». 3.3 В питание к сенсору поступает через блок Voltage Regulator And Power Control, на этот же блок возложена функции фильтрации напряжения, для чего используется подключение к внешнему конденсатору. Поступающий с внешнего кварцевого резонатора в блок Oscillator сигнал(номинальная частота которого 24 МГц, для предыдущих моделей микросхем использовались более низкочастотные задающие генераторы) служит для синхронизации всех вычислительных процессов, протекающих внутри микросхемы оптического сенсора. Например, частота снимков оптического сенсора привязана к частоте этого внешнего генератора (кстати, на последний наложены не весьма жесткие ограничения по допустимым отклонениям от номинальной частоты - до +/- 1 МГц). В зависимости от значения, занесенного по определенному адресу (регистру) памяти чипа, возможны следующие рабочие частоты осуществления снимков сенсором ADNS-3060.

Значение регистра, шестнадцатеричное Десятичное значение Частота снимков сенсора, кадров/с
OE7E 3710 6469
12C0 4800 5000
1F40 8000 3000
2EE0 12000 2000
3E80 16000 1500
BB80 48000 500

Как нетрудно догадаться, исходя из данных в таблице, определение частоты снимков сенсора осуществляется по простой формуле: Частота кадров = (Задающая частота генератора (24 МГц)/Значение регистра отвечающего за частоту кадров).

Осуществляемые сенсором ADNS-3060 снимки поверхности (кадры) имеют разрешение 30х30 и представляют собой все ту же матрицу пикселей, цвет каждого из которых закодирован 8-ю битами, т.е. одним байтом (соответствует 256 градациям серого для каждого пикселя). Таким образом, каждый поступающий в DSP процессор кадр (фрейм) представляет собой последовательность из 900 байт данных. Но «хитрый» процессор не обрабатывает эти 900 байт кадра сразу по поступлении, он ждет, пока в соответствующем буфере (памяти) накопится 1536 байт сведений о пикселях (то есть добавится информация еще о 2/3 последующего кадра). И только после этого чип приступает к анализу информации о перемещении манипулятора, путем сравнения изменений в последовательных снимках поверхности.

С разрешением 400 или 800 пикселей на дюйм их осуществлять, указывается в бите RES регистров памяти микроконтроллера. Нулевое значение этого бита соответствует 400 cpi, а логическая единица в RES переводит сенсор в режим 800 cpi.

После того как интегрированный DSP процессор обработает данные снимков, он вычисляет относительные значения смещения манипулятора вдоль осей × и Y, занося конкретные данные об этом в память микросхемы ADNS-3060. В свою очередь микросхема внешнего контроллера (мыши) через Serial Port может «черпать» эти сведения из памяти оптического сенсора с частой примерно раз в миллисекунду. Заметьте, только внешний микроконтроллер может инициализировать передачу таких данных, сам оптический сенсор никогда не инициирует такую передачу. Поэтому вопрос оперативности (частоты) слежения за перемещением мыши во многом лежит на «плечах» микросхемы внешнего контроллера. Данные от оптического сенсора передаются пакетами по 56 бит.

Ну а блок Led Cотtrоl, которым оборудован сенсор, ответственен за управление диодом подсветки - путем изменения значения бита 6 (LED_MODE) по адресу 0x0a микропроцессор оптосенсора может переводить светодиод в два режима работы: логический «0» соответствует состоянию «диод всегда включен», логическая «1» переводит диод в режим «включен только при необходимости». Это важно, скажем, при работе беспроводных мышей, так как позволяет экономить заряд их автономных источников питания. Кроме того, сам диод может иметь несколько режимов яркости свечения.

На этом, собственно, все с базовыми принципами работы оптического сенсора. Что еще можно добавить? Рекомендуемая рабочая температура микросхемы ADNS-3060, впрочем как и всех остальных чипов этого рода, - от 0 0С до +40 0С. Хотя сохранение рабочих свойств своих чипов Agilent Technologies гарантирует в диапазоне температур от -40 до +85 °С.

Лазерное будущее?

Недавно сеть наполнили хвалебные статьи о мыши Logitech MX1000 Laser Cordless Mouse, в которой для подсветки поверхности под мышью использовался инфракрасный лазер. Обещалась чуть ли не революция в сфере оптических мышей. Увы, лично попользовавшись этой мышью, я убедился, что революции не произошло. Но речь не об этом.

Я не разбирал мышь Logitech MX1000 (не имел возможности), но уверен, что за «новой революционной лазерной технологией» стоит наш старый знакомый - сенсор ADNS-3060. Ибо, по имеющимся у меня сведениям, характеристики сенсора этой мыши ничем не отличаются от таковых у, скажем, модели Logitech МХ510 . Вся «шумиха» возникла вокруг утверждения на сайте компании Logitech о том, что с помощью лазерной системы оптического слежения выявляется в двадцать раз (!) больше деталей, чем с помощью светодиодной технологии. На этой почве даже некоторые уважаемые сайты опубликовали фотографии неких поверхностей, дескать, как видят их обычные светодиодные и лазерные мыши:)

Конечно, эти фото (и на том спасибо) были не теми разноцветными яркими цветочками, с помощью которых нас пыталась убедить на сайте Logitech в превосходстве лазерной подсветки системы оптического слежения. Нет, конечно же, оптические мыши не стали «видеть» ничего подобного на приведенные цветные фотографии с разной степенью детализации - сенсоры по-прежнему «фотографируют» не более чем квадратную матрицу серых пикселей, отличающихся между собой лишь разной яркостью (обработка информации о расширенной цветовой палитре пикселей непомерным грузом легла бы на DSP).

Давайте прикинем, для получения в 20 раз более детализированной картинки, нужно, извините за тавтологию, в двадцать раз больше деталей, передать которые могут только дополнительные пиксели изображения, и ни что иное. Известно, что Logitech MX 1000 Laser Cordless Mouse делает снимки 30х30 пикселей и имеет предельное разрешение 800 cpi. Следовательно, ни о каком двадцатикратном росте детализации снимков речи быть не может. Где же собака порылась:), и не являются ли подобные утверждения вообще голословными? Давайте попробуем разобраться, что послужило причиной появления подобного рода информации.

Как известно, лазер излучает узконаправленный (с малым расхождением) пучок света. Следовательно, освещенность поверхности под мышью при применении лазера гораздо лучше, чем при использовании светодиода. Лазер, работающий в инфракрасном диапазоне, был выбран, вероятно, чтобы не слепить глаза возможным все-таки отражением света из-под мыши в видимом спектре. То, что оптический сенсор нормально работает в инфракрасном диапазоне не должно удивлять - от красного диапазона спектра, в котором работает большинство светодиодных оптических мышей, до инфракрасного -«рукой подать», и вряд ли для сенсора переход на новый оптический диапазон был труден. Например, в манипуляторе Logitech MediaPlay используется светодиод, однако также дающий инфракрасную подсветку. Нынешние сенсоры без проблем работают даже с голубым светом (существуют манипуляторы и с такой подсветкой), так что спектр области освещения - для сенсоров не проблема. Так вот, благодаря более сильной освещенности поверхности под мышью, мы вправе предположить, что разница между местами, поглощающими излучение (темными) и отражающими лучи (светлыми) будет более значительной, чем при использовании обычного светодиода - т.е. изображение будет более контрастными.

И действительно, если мы посмотрим на реальные снимки поверхности, сделанные обычной светодиодной оптической системой, и системой с использованием лазера, то увидим, что «лазерный» вариант куда более контрастен - отличия между темными и яркими участками снимка более значительны. Безусловно, это может существенно облегчить работу оптическому сенсору и, возможно, будущее именно за мышами с лазерной системой подсветки. Но назвать подобные «лазерные» снимки в двадцать раз более детализированными вряд ли можно. Так что это еще один «новорожденный» миф.

Какими будут оптические сенсоры ближайшего будущего? Сказать трудно. Вероятно, они перейдут таки на лазерную подсветку, а в Сети уже ходят слухи о разрабатываемом сенсоре с «разрешением» 1600 cpi. Нам остается только ждать.

Лазерная или оптическая мышь лучше? Данный вопрос наверняка волновал многих людей. Работа оптической мыши основывается на светодиодах. При помощи них устройство способно принимать информацию. После этого она подвергается обработке. За данный процесс отвечает встроенный процессор персонального компьютера. В лазерных мышах какие-либо светодиоды отсутствуют. Вся работа данных устройств построена на использовании полупроводникового лазера. Дополнительно в них установлен специальный сенсор. С его помощью персональный компьютер способен определить длину волны свечения. В результате точная позиция девайса становится ясной.

Что все-таки лучше - оптическая мышь или лазерная? Для правильного выбора необходимо узнать обо всех преимуществах и недостатках данных устройств. Дополнительно следует ознакомиться с основными производителями, которые выпускают качественные лазерные, а также оптические мыши.

Плюсы и минусы оптических мышей

Главным преимуществом всех оптических мышей является их стоимость. На рынке они обойдутся человеку гораздо дешевле, нежели лазерные устройства. Дополнительно оптическая мышь способна похвастаться небольшим зазором с рабочей поверхностью. В результате можно не использовать коврик для мыши. Однако на некоторых поверхностях оптические устройства не способны работать. В первую очередь это касается глянцевых и стеклянных покрытий.

Еще следует учитывать небольшую точность курсора. Также показатель скорости по сравнению с лазерными мышами также отстает. В целом чувствительность устройства довольно плохая. Подсветка, которую имеет оптическая мышь, иногда может отвлекать человека. При этом данный девайс потребляет много электричества. Особенно это сильно заметно у беспроводных моделей.

Каковы особенности лазерных мышей?

Лазерные мыши способны работать на любых поверхностях. Показатель точности довольно высокий. При этом скорость курсора быстрая. В целом чувствительность лазерной мыши хорошая. Видимое свечение в данных устройствах отсутствует. Потребление электроэнергии довольно низкое, даже в беспроводном варианте. Дополнительно следует выделить многофункциональность лазерных мышей. Если говорить о недостатках, то следует упомянуть о высокой стоимости данных девайсов. Второй минус кроется в большом зазоре с рабочей поверхностью. При эксплуатации лазерной мыши желательно использовать коврик.

Оптические мыши компании UFT

Данные оптические мыши выделяются своим интересным дизайном. Корпус большинства моделей изготавливается из бамбука. Подключение оптической мыши происходит через USB-кабель. Формы устройства эргономичны, и в ладони человека это чувствуется. Наиболее популярной считается модель UFT M5. Она имеет две кнопки без вспомогательных. Размеры этой модели следующие: ширина - 50 мм, высота - 30 мм, а глубина - 105 мм. На рынке стоимость данной мыши составляет примерно 900 руб.

Чем отличаются оптические мыши "Свен"?

Компания "Свен" производит лучшие оптические мыши отменного качества. Многие модели имеют разрешение до 800 dpi. Длина кабеля проводных устройств составляет 1.5 м. Средняя масса девайса находится в районе 0.112 кг. В целом конструкция оптических мышей довольно проста. Компания "Свен" славится своей высокоскоростной технологией по всему миру. При этом многие мыши способны работать практически на любой поверхности.

Наиболее популярной считается модель "Свен RX-111". Данная оптическая беспроводная мышь оснащена двумя клавишами и колесом прокрутки. В работе она практически беззвучна. Точность манипуляций довольно высокая. Форма у данной модели полностью ассиметричная. В целом ее можно охарактеризовать как простую и экономичную. Ее стоимость на рынке составляет только 300 руб.

Еще одной интересной моделью является "Свен CS-306". Данная оптическая мышь очень компактная. Ширина устройства составляет 125 мм, высота - 69 мм, глубина - 44 мм. Кабель девайса имеет длину стандартную - 1.5 м. Корпус модели пластмассовый и довольно прочный. Также следует отметить неплохой дизайн девайса. Стоимость данной оптической мыши составляет 450 руб.

Оптическая модель "Залман ZM-M300"

Данный производитель считается не особенно популярным, но эта модель пользуется большим спросом. В основном оптическая мышь "Залман ZM-M300" славится своей функциональностью. Для этого предусмотрено целых 5 кнопок. Дополнительно имеется колесико для прокрутки. Разрешение устройства составляет 2500 dpi. При этом частота обновлений находится на отметке 4500 fps.

Длина кабеля данной модели составляет 1.5 м. Размеры этот девайс имеет следующие: ширина - 132 мм, высота - 65 мм, а глубина - 42 мм. Общая масса устройства равна 0.078 кг. Как отмечают владельцы оптической мыши, она очень удобна благодаря своей эргономической форме. Колесико данной модели покрыто резиной. При этом на нем имеются рельефные полоски. В целом пользоваться данной моделью очень приятно.

Лазерные мыши компании Genius

Данная компания известна во многих странах. В целом лазерные мыши этой торговой марки способны похвастаться хорошим разрешением сенсора. Существует множество дорогих, а также экономных моделей для дома и офиса. Дополнительно они все отличаются по дизайну. Учитывая это, всегда можно подобрать подходящий вариант. Наиболее популярной считается модель Genius NS 200. На ней имеется две клавиши и одно колесо прокрутки.

Разрешение сенсора данного девайса составляет 800-1600 dpi. Размеры модели следующие: длина - 126 мм, высота - 80 мм, а глубина - 44 мм. Операционные системы поддерживаются самые разнообразные. Цена этой модели составляет 450 руб. В целом данная лазерная мышь больше подходит для офиса. Небольшая чувствительность не позволит играть дома в видеоигры комфортно. Дополнительно у мыши маленький показатель скорости курсора.

Genius GX Gaming

Более продвинутой версией считается модель Genius GX Gaming. Данная лазерно-оптическая мышь идеально подходит для геймеров. Производители оснастили эту модель одиннадцатью кнопками. Максимальный показатель разгона составляет 8200 dpi. При этом имеется подсветка трех областей. Дополнительно можно отметить хорошую функциональность данной лазерной мыши. Команд в этой модели можно назначить 72. Время отклика курсора составляет только 1 мс.

Вес лазерной мыши можно легко регулировать. Происходит это за счет специальных металлических грузиков, которые имеются в комплекте. Всего есть 6 пластин весом по 4.5 г. Учитывая это, данную лазерную мышь можно легко подстроить под свой тип игры. В стандартном наборе девайса также предусмотрен драйвер для пользовательского интерфейса.

Плюс ко всему производители включают специальный чехол, который позволяет хранить отдельно металлические грузики устройства. Длина кабеля немного больше стандартного размера и составляет 1.8 м. Размеры данной модели следующие: ширина - 114 мм, высота - 72 мм, глубина - 44 мм. Цена устройства - 4500 руб.

Подведение итогов

Подводя итоги можно, наконец, ответить на вопрос: "Оптическая мышь или лазерная - что лучше?" Учитывая все вышесказанное, лучшим считается именно второй вариант. Для домашнего использования лазерные мыши являются более комфортными. При этом существует большой ассортимент моделей, и подобрать подходящий вариант - не проблема.

Лазерная мышь Genius GX Gaming, естественно, больше подходит для геймеров, однако Genius NS 200 - вполне хороший выбор. В свою очередь, оптические устройства стоят гораздо дешевле. Из представленных выше моделей можно отметить компанию "Свен". Мышь "Свен RX-111" вполне подойдет для домашнего использования. Особой чувствительности у нее нет, но большинство людей просто не заметят эту разницу.


Разобраться в современных мышках подчас бывает очень непросто. На одной десяток кнопок, на другой два джойстика, да еще и рычажок какой-то тут слева... Упс, сломался. Извините, а это гарантийный случай? А в голове после всего этого лишь одна мысль: «Да мне нужна просто хорошая мышь! С нормальной и простой формой, а также человеческой эргономикой. И точным сенсором! Ну, правда, хочется, чтобы в руке сидела хорошо, да и внешне смотрелась привлекательно... Ну и программное обеспечение очень желательно, а то как же без него настроить мышь?» Все это очень знакомо.


Всего и сразу не бывает, однако можно подобрать мышь, которая при наличии определенных целей удовлетворит большинство ваших потребностей. В чем-то игровые мыши схожи между собой – хорошее качество сборки и материалов; грамотная техническая база, продуманная эргономика и так далее. Однако именитые производители имеют в своем арсенале много достойных моделей, и стоят все эти мышки немалых денег. Поэтому в статье я расскажу про все основные аспекты, на которые следует обратить внимание при выборе игровой мыши.

Форма


Форма – первое, на что следует обращать внимание. Чем удобнее держать мышь, тем приятнее играть и работать за компьютером. Если мышь удобно лежит в руке, то все остальное не очень важно. И тут уже не будут решать ни сенсор, ни материалы, ни качество сборки. Форма мыши – субъективный фактор, поэтому невозможно выбрать мышь, основываясь только на технических характеристиках и сухих данных. Равно как и на чужом мнении. Идеальной формы попросту не существует – для каждого она своя. И следуя своим предпочтениям можно выбрать подобрать ту мышь, которая будет ближе всего к заветному идеалу.


По типу формы мыши делятся на два основных типа – эргономичные и симметричные (также они называются «Ambidextrous»). Первые мыши также можно назвать ассиметричными, поскольку они выполнены с учетом особенностей только одной руки (правой или левой). Вторые же имеют одинаковое исполнение как с левой, так и с правой стороны, поэтому они могут использоваться как правшами, так и левшами.


По размерам мыши можно разделить на большие, средние и маленькие. Маленькие мыши довольно компактны, и они удобнее при работе с ноутбуком, нежели в играх. Оптимальным выбором будет мышь среднего или большого размера, ведь их удобнее держать всей рукой. И тут все зависит от вашего хвата. Если любите класть ладонь на мышь целиком – мышь больших размеров будет предпочтительнее; если же любите цепкую хватку пальцами, то мышь средних размеров вполне подойдет под ваш хват.

Сенсор


Сенсор – вторая после формы составляющая, на которую следует обращать самое пристальное внимание. Есть в игровом сегменте один стереотип разрешение сенсора: чем больше dpi – тем лучше. Это не так. Важнее сам тип и модель сенсора, а также его технические характеристики, ведь от него зависит качество считывания, именуемое трекингом. Чем лучше трекинг, то есть чем лучше мышь считывает поверхность, тем точнее будет отслеживание любых перемещений. На языке шутеров: тем точнее вы будете раздавать хедшоты и совершать резкие рывки и любые развороты.

Разрешение сенсора всегда обозначается в dpi, хотя можно встретить другие наименования (dpi, cpi, ppi). Все это одно и то же, просто называется по-разному, и означает разрешение сенсора – количество точек на дюйм. Качество работы сенсора напрямую связано с его техническими характеристиками. Чем выше эти характеристики, тем точнее работает сенсор. И не стоит забывать простое и полезное правило: хорошему сенсору – хороший ковер.

Сенсоры делятся на три типа:
оптические светодиодные
оптические лазерные
лазерные сенсоры (работающие по технологии допплеровского сдвига, иногда они также именуются «настоящим лазером»)

Основными параметрами любого сенсора являются:
скорость (ips)
ускорение (g)
количество кадров в секунду (fps)


Какому сенсору отдать предпочтение и почему?

Оптический светодиодный (их называют просто оптическими). Самый популярный тип сенсора, устанавливаемый в мышки. Он отличается универсальностью и беспроблемностью – срабатываются с большинством ковров, а также у них наблюдается меньше всего проблем при считывании. Топовые модели оптических сенсоров наилучшим образом показывают себя в игровом плане – они обладают великолепным трекингом, низкой дистанцией отрыва от поверхности, при этом у них отсутствуют различные недостатки вроде акселерации, угловой привязки и некоторых других недугов, присущие бюджетным моделям или другим типам сенсоров. Отличный универсальный вариант для шутеров и повседневной работы за компьютером, в том числе и при работе с графикой.

Оптический лазерный (они именуются просто лазерными). Менее популярный тип сенсоров, который отличается работой практически на любой поверхности, а также сниженным энергопотреблением. В отличие от оптики, лазерные сенсоры имеют некоторые недостатки вроде неустраняемой акселерации, что приводит к незначительным потерям в трекинге, и потому это может быть критичным в играх, где требуется максимальная точность сенсора. За счет всеядности и низкого энергопотребления эти сенсоры ставят в беспроводные мыши, но в целом они проигрывают хорошей оптике. Для лазерного сенсора предпочительны жесткие типы поверхностей (пластиковые ковры).

Лазерный (Doppler Shift, именуется иногда как «настоящий лазер»). Этот тип сенсора встречается реже, поэтому иногда его путают с оптическим лазерным сенсором. Технически это самые совершенные сенсоры на рынке, однако они требовательны к прошивке, и потому не каждая компания берется устанавливать их в свои мышки. К тому же у них есть несколько недостатков, из-за которых они имеют «капризное» поведение и гораздо более требовательны к поверхности, чем вышеприведенные варианты. В данный момент это не позволяет им стать массовым продуктом на рынке, хотя потенциал этих сенсоров невероятно велик.

При выборе мыши важно уделить внимание не только форме, но и модели сенсора, установленного в нее. По этой причине профессиональные игроки и киберспортсмены часто выбирают мышки с лучшим оптическим сенсором, но ставят на нем умеренные значения dpi, которые находятся в диапазоне от 400 до 1600 dpi. В этом диапазоне сенсоры работают самым лучшим образом, у них не наблюдается ошибок или неточностей в считывании, а потенциал сенсора с его техническими параметрами раскрываются на максимум возможного.

Эргономика


Эргономика мыши – субъективный фактор, который индивидуален для каждого человека. Эргономика неразрывно связана с цельным восприятием формы, однако здесь речь пойдет про отдельные детали исполнения мыши. Проще говоря, эргономика – это то, как продуманы те или иные элементы управления, из каких материалов сделана мышь, какая у нее масса, кабель и прочие мелочи, которые делают устройство дружелюбным для пользователя.


Элементы управления. Стандартный набор любой игровой мыши включает в себя как минимум 5 элементов управления: основные, боковые кнопки и колесо. Любителям шутеров и простых устройств этих кнопок будет достаточно, тогда как людям, часто играющим в MMORPG или MOBA, а также работающим в сложных программах, может потребоваться куда бóльшее количество кнопок. Интересной тенденцией в последнее время стало создание мышек, где можно настраивать элементы устройства по своему усмотрению – можно настроить массу, заменить или вовсе убрать боковые кнопки, а также трансформировать ту или иную часть мыши для более удобного хвата.


Материалы. При создании игровых девайсов любой производитель стремится создать мышь из практичных материалов. Преимущества материалов игровых мышек очевидны: приятные тактильные ощущения, практичность и простота в уходе, цепкость в руке, что особенно важно при напряженной игре, а также привлекательный внешний вид. Для этого используются различные виды покрытий: крашеный пластик, софт-тач пластик, обычный матовый пластик, глянцевый пластик, прорезиненное покрытие и резиновые накладки. Эти материалы встречаются чаще всего, и они могут быть как гладкими, так и фактурированными.


Масса и кабель. Маленькая масса позволяет с легкостью контролировать мышь на ковре, что актуально при игре в шутеры. В то же время есть пользователи, которые предпочитают мышь потяжелее, поскольку так она «хорошо ощущается в руке». Это дословная фраза многих людей, которые предпочитают тяжелые мышки. Сюда же можно отнести и кабель. Кабели бывают в оплетке и без нее, тонкими и толстыми, и они частично влияют на игру. Тонкий кабель не ощущается при резких смещениях мыши, а оплетка позволяет сохранить его в сохранности, тогда как толстый провод может помешать игре, лишая части свободы движений, или же попросту утягивая мышь за собой.

Особенности и возможности


Программное обеспечение и встроенная память для хранения настроек. Известные производители подкрепляют свое устройство ПО, с помощью которого можно детально настроить кнопки и некоторые технические параметры мыши (например, поменять чувствительность, откалибровать мышь или настроить частоту опроса порта). ПО пригодится тем, что хочет настроить макросы или переназначить стандартные кнопки мыши на более удобные для себя. А встроенная память позволит сохранить все настройки внутри мыши, чтобы при подключении устройства к другому компьютеру эти настройки можно было вызвать из памяти мыши.


Необычные фишки. Производители часто придумают очень удобные штуки, которые существенно упрощают игровой и рабочий процесс, и у каждого производителя они свои. Так, компания SteelSeries стала оснащать последние модели своих мышей вибромоторами и дисплеями, которые дают существенные преимущества в тех же шутерах, а Logitech отличились созданием инерционного колеса, которое позволяет проматывать множество страниц разом. Другие примеры – возможность смены сенсора, аналоговые элементы управления и даже джойстики, а также модификация мыши с помощью замены боковых кнопок и панелей у мыши.


Техническое оснащение и качество сборки. Часто от установленных компонентов и зависит надежность и долговечность девайса, к тому же они отвечают за тактильные ощущения при нажатии кнопок и прокрутке колеса. Это касается микропереключателей под основными и боковыми кнопками, а также типа используемого энкодера у колеса. Не менее важным является качество сборки у мыши – у игровых мышей этот параметр находится на очень хорошем уровне, поскольку к ним предъявляются повышенные требования. С учетом стоимости такие устройства должны оправдывать возложеные на них ожидания. Тут уже все зависит от компании, и передовые производители периферии имеют довольно жесткий контроль качества.

Внешний вид


Внешний вид – второстепенный параметр, который может сыграть свою роль при выборе игровой мыши. Кому-то нравится агрессивное и навороченное исполнение, а кто-то, как истинный эстет, выбирает лаконичность и аскетизм с минимумом оформительских элементов. Внешний вид зависит от используемых видов пластика, и чаще всего встречаются черные мышки во всевозможных вариантах исполнения. Однако некоторые предпочитают выделяющиеся устройства, поэтому всегда можно найти мышь в какой-нибудь яркой и сочной расцветке. Если хочется собрать набор девайсов в единой цветовой стилистике (например, в белой), то в этом случае черная мышь будет смотреться неуместно.


В последнее время крайне широкие возможности для персонализации дает RGB-подсветка, которой оснащаются многие игровые мыши. Такая подсветка работает во всем цветовом спектре, зачастую проходя через весь корпус устройства, что выглядит очень необычно и запоминающеся, особенно в ночное время. А различные световые эффекты дают почти безграничный простор и свободу для фантазии при обустройстве рабочего места. К тому же многие производители предлагают комплексную систему подсветки для взаимодействия различных устройств между собой.

Беспроводные мыши


Это просто новое слово в жанре! Попытки создать производительные и точные игровые мыши ведутся уже не первый год, но только за последний год удалось достичь по-настоящему впечатляющих результатов. Ранее все беспроводные мыши трудно было назвать игровыми, поскольку у них был целый ряд проблем: бюджетный и непроизводительный сенсор, задержки при передаче данных, большая масса, непродолжительное время работы. К тому же «игровые» варианты стоили огромных денег, никак не соизмеримых с их качеством.

В последнее время на рынке беспроводных игровых девайсов наблюдается повышенная активность. Приход некоторых компаний ознаменовал новую эру беспроводных мышей, поскольку им удалось обуздать лучший оптический сенсор и избавиться от всех недостатков прошлых беспроводных мышей. Теперь такие девайсы имеют умеренную массу, относительно немалое время работы, у них отсутствуют задержки при передаче данных, а стоят они чуть дороже проводных собратьев. Провода, конечно же, никуда не денутся – иначе как заряжать мышь? Однако такие изменения способны в ближайшее время подарить нам светлое будущее беспроводных игровых девайсов.

Заключение


Самое главное, на что следует опираться при выборе мыши – форма и сенсор. Две важнейшие составляющие, от которых зависит все удобство работы с устройстом. Форма идет во главе, а следом за ней – сенсор. Все остальное – на ваш вкус и усмотрение. Чтобы найти свою мышь, опирайтесь на свой прошлый опыт владения различными мышками. Тип формы, хват, размеры – все это влияет на выбор мыши. Прикиньте тип формы, размеры мыши, а также хват, который для вас удобнее всего – все это поможет понять, что вам нравится и не нравится в нынешней мышке. Например, если всегда нравились эргономичные мыши, а от симметрии руку воротит, то есть смысл придерживаться эргономичных мышей. Выбрать мышь чисто по техническим параметрам – длина ладони и прочие – невозможно, поэтому единственный безошибочный совет – пробуйте. Все, что поможет при выборе мыши – ваш личный опыт и ощущения.

Игровых мышек сейчас очень много, поэтому найти удобную форму не так уж и трудно, поэтому всегда желательно иметь представление, чего еще вы хотите от мыши. Материалы, масса, внешний вид, наличие тех или иных элементов управления, а также техническое оснащение и программное обеспечение – все эти факторы также могут сильно повлиять на дальнейший выбор устройства. Чем больше конкретных требований, тем меньше вариантов при выборе, но тем больше вероятность найти именно ту мышь, которая идеально подойдет вам. С учетом последних тенденций, вполне возможно, предпочтение перепадет на беспроводные мыши.

И потому здесь будет полезным упомянуть про цену. Ценообразование игровых устройств не всегда бывает логичным – затраты на устройство, маркетинг, ПО и прочие особенности всегда входят в конечную стоимость девайса. Так что совет тут простой – выбирать то, что больше нравится. Ведь один раз правильно выбранное устройство, пусть и дорогое, подарит вам удовольствие от использования на долгие годы вперед.

Итак, вы решили попробовать себя в киберспорте, но вдруг оказалось, что CS GO и Dota 2 не так уж и просты. То и дело вы попадаете в просак, в то время как соперники наживаются фрагами. В чем же дело? Профессионалы знают: в мышке.

Лучшие игровые аксессуары: мыши, клавиатуры, гарнитуры 2018 - читать

Что нужно знать об игровых мышках?

Не секрет, что многие люди считают компьютерные игры бездельем. Ну и пусть! На самом-то деле именно в игровой индустрии мы находим самые передовые технологии, ведь компьютерные игры сегодня – это дисциплины киберспорта, а геймерские девайсы – спортивные орудия.

Игровые мыши, конечно же, универсальны. Их можно использовать точно так же, как и обычные, но в играх они раскрывают свой потенциал: дорогие сенсоры, японские переключатели, тефлоновые ножки, грузики, куча кнопок – чего здесь только нет! И все это для того, чтобы дать вам максимум контроля над игровой ситуацией. Важно знать, что все игровые мыши имеют:

Быстрое время отклика. В большинстве случаев время, за которое команда от мышки передает на ПК, – 1 мс. У обычной офисной мышки оно составляет 16-18 мс.
Высокое разрешение. Чем выше разрешающая способность мыши, тем быстрее и точнее вы сможете быть в игре. В некоторых моделях разрешение достигает 12000 dpi, хотя многие считают, что достаточно и 3000 dpi. Для сравнения, в офисных мышках среднее разрешение редко превышает 1000 dpi.
Дополнительные кнопки. Их можно программировать, назначая на них быстрые действия, за которыми обычно нужно лезть в меню, или многокомандные макросы, чтобы в один клик можно было сделать сразу несколько действий. Благодаря встроенной памяти вам не придется каждый раз настраивать профиль в специальном ПО – мышь сама все запоминает, поэтому ее можно смело брать собой на встречу с незнакомым компьютером.
Внимание к деталям. Даже к таким, как провод, ведь он не должен касаться коврика и обязан быть защищенным от перетирания, и ножки, которые должны быть максимально скользкими.

Одни модели заточены под шутеры, другие же – имеют больше кнопок, с которыми удобнее играть в Dota 2 и MMORPG-игры. Поэтому мы разделили весь ассортимент игровых мышей в НОУ-ХАУ согласно типа игры – мыши для шутеров и мыши для MMO/MOBA/DOTA2.

Мыши для шутеров: мало кнопок

A4Tech Bloody V8M – хотя это бюджетная мышь, сделана она на совесть: провод в тканевой оплетке, суперскользящие металлические ножки, переключатели с ресурсом 10 млн нажатий. Разрешение мыши 3200 dpi, и многие геймеры убеждены, что выше и не нужно. Фишка A4Tech Bloody V8M – это три кнопки рядом с колесиком, которые позволяют переключать режимы стрельбы: одиночный выстрел, очередь из двух и из трех выстрелов. С помощью приложения от A4Tech можно менять профили, а функции кнопок переназначать. Интересно, что приложение позволяет активировать в мышке A4Tech Bloody V8M читерские функции, разработанные специально для шутеров! Мышка компенсирует отдачу оружия и концентрирует траекторию пуль. В итоге, что ни выстрел, то headshot! Заманчиво? Правда, опытные геймеры предупреждают: за такие фокусы могут и забанить. Что мы можем на это ответить? Волков бояться в лес не ходить.

A4Tech Bloody R8 metal feet Skull design – функционально мышь аналогична A4Tech Bloody V8M и имеет ту же начинку. Разница лишь в том, что эта модель – беспроводная. Производитель обещает полное отсутствие «лагов» благодаря гибким настройкам защиты радиоканала. Работает мышка от встроенного аккумулятора – экономим на батарейках!

A4Tech Bloody A9 Blazing – мышка имеет вставки из резины, с которыми управление остается точным, даже если рука уже вспотела и ее давно пора бы вытереть об штаны. В главных кнопках установлены японские переключатели Omron, рассчитанные на 20 млн кликов. В отличие от предыдущих моделей, разрешение здесь уже 4000 dpi, которое можно на ходу менять нажатием одной кнопки – это полезно при переключении в снайперский режим. В остальном, здесь есть те же три кнопки для быстрого переключения режимов стрельбы и читерский софт, с которым вы и глазом не успеете моргнуть, как ваш пулемет превратится в снайперскую винтовку.


Corsair Katar – вообще, эта мышь одинаково подходит как для шутеров, так и для MOBA-игр, однако конструкция ее настолько минималистична, что мы решились назвать ее именно шутерской, поскольку для MOBA и уж тем более для MMORPG все-таки хотелось бы побольше кнопок, чем две основные, колесико и еще одна программируемая. Corsair Katar – симметричная модель, подойдет и правшам и левшам. Внутри установлены переключатели Omron и высокочувствительный сенсор Pixart с разрешением 8000 dpi. Программное обеспечение позволяет детально настроить профили и макросы.

Logitech G402 Hyperion Fury – самая быстрая в мире игровая мышь со скоростью отслеживания до 500 дюймов в секунду, заявляет Logitech! Секрет в том, что помимо оптического сенсора с разрешением 4000 dpi здесь установлены еще гироскоп и акселерометр, которые не дают сенсору «сорваться» даже если температура боя достигла точки кипения. На мышке всего восемь кнопок, которые можно настроить под разные задачи – бросок гранаты, смена оружия, понижение чувствительности в снайперском режиме и т.д.


Logitech G700S Wireless – беспроводная перезаряжаемая мышь. Когда заряд никель-металгидридных АА-аккумуляторов приближается к критической отметке – быстро вставляйте USB-шнур и продолжайте игру. Аккумуляторы же тем временем подзарядятся. Разрешение лазерного сенсора составляет 8200 dpi, ножки выполнены из мегаскользкого тефлона, а корпус имеет влагостойкое покрытие, которые предотвращает прилипание ладони. Да, это быстрая и точная мышка, с которой вы будете буквально стричь «фраги»!


Logitech G502 Proteus Core – в этой мышке Logitech собрала все лучше маркетинговые фишки: можно настраивать вес и балансировку с помощью пяти грузиков по 3,6 г каждый, гонять с чувствительностью до 12000 dpi (сенсор Pixart PMW3366) и менять цвет подсветки – возможно 16,8 млн вариантов! Для профилей и макросов у Logitech G502 Proteus Core целых 11 кнопок.


Corsair Gaming M65 RGB – еще одна мышка с 16,8 млн вариантов подсветки, возможностью регулировать вес и балансировку и сенсором с разрешением 8200 dpi. Алюминиевый корпус, переключатели Omron и скользящие полимерные подушечки обещают, что это оружие никогда не подведет вас. Среди восьми программируемых кнопок есть одна особенная, снайперская. Но это не A4Tech и никаких читов здесь нет – она просто позволяет быстро понижать разрешение лазерного сенсора, когда нужен сверхточный контроль.

Мыши для MMO/MOBA/DOTA2: много кнопок

Logitech G302 Deadalus Prime – симметричная мышка, которая подойдет как правшам, так и левшам. Производитель позиционирует ее именно как MOBA-мышь. Он отмечает, что в MOBA-играх идет предельная нагрузка на две главные кнопки, поэтому было решено укрепить их металлическими пружинами, которые быстро возвращают кнопку в исходное положение. Есть дополнительные кнопки для макросов и оперативного переключения разрешения в пределах четырех ступеней – от 240 dpi до 4000 dpi.



Logitech G602 Wireless – беспроводная мышь с внушительным временем автономной работы. Двух пальчиковых батареек хватит на 250 часов игры! Производитель отмечает, что это в восемь раз больше, чем предлагают «обычные беспроводные модели». Logitech G602 Wireless не так быстра, как ее проводные собратья – время опроса 2 мс, а разрешение 2500 dpi, но такова плата за отказ от провода и относительно низкую стоимость. Всего для игровых команд и многокомандных макросов здесь 11 программируемых кнопок, 6 из которых вынесены под большой палец – для MMO достаточно!