Целочисленные типы данных. Pascal

На занятии рассматриваются основные стандартные типы данных в Паскаль, понятие переменной и константы; объясняется, как работать с арифметическими операциями

Паскаль — это типизированный язык программирования. Это означает, что переменные, в которых хранятся данные, имеют определенный тип данных. Т.е. программе напрямую надо указать, какие данные могут храниться в той или иной переменной: текстовые данные, числовые данные, если числовые — то целочисленные или дробные, и т.п. Это необходимо в первую очередь для того чтобы компьютер «знал», какие операции можно выполнять с этими переменными и как правильно их выполнять.

Например, сложение текстовых данных, или как это правильно называется в программировании — конкатенация — это обычное слияние строк, тогда как сложение числовых данных происходит поразрядно, кроме того, дробные и целые числа складываются тоже по-разному. То же самое касается и других операций.

Рассмотрим наиболее распространенные в Pascal типы данных.

Целочисленные типы данных в Паскаль

Тип Диапазон Требуемая память (байт)
byte 0..255 1
shortint -128..127 1
integer -32768.. 32767 2
word 0..65535 2
longint -2147483648..2147483647 4

Нужно иметь в виду, что при написании программ в паскале integer (в переводе с англ. целое) является наиболее часто используемым, так как диапазон значений наиболее востребуем. Если необходим более широкий диапазон, используется longint (long integer, в переводе с англ. длинное целое). Тип byte в Паскале используется, когда нет необходимости работать с отрицательными значениями, то же самое касается и типа word (только диапазон значений здесь значительно больше).

Примеры того, как описываются (объявляются) переменные в Паскале:

program a1; var x,y:integer; {целочисленный тип} myname:string; {строковый тип} begin x:=1; y:=x+16; myname:="Петр"; writeln ("имя: ",myname, ", возраст: ", y) end.

Результат:
имя: Петр, возраст: 17

Комментарии в Паскале

Обратите внимание на то, как используются комментарии в Паскале . В примере комментарии, т.е. служебный текст, который «не видим» для компилятора, заключаются в фигурные скобки. Обычно комментарии делаются программистами с целью пояснения фрагментов кода.

Задача 3. Население Москвы равняется а=9000000 жителей. Население Нью-Васюков равняется b=1000 жителей. Напишите программу, которая определяет разницу в числе жителей между двумя городами. Используйте переменные величины

Вещественные типы данных в Паскаль

Вещественные числа в Паскале и вообще в программировании — это название дробных чисел.

Тип Диапазон Требуемая память (байт)
real 2.9 * 10E-39 .. 1.7 * 10E38 6
single 1.5 * 10 E-45 .. 3.4 * 10E38 4
double 5 * 10E-324 .. 1.7 * 10E308 8
extended 1.9 * 10E-4951 .. 1.1 * 10E4932 10

Тип real в Паскале — наиболее часто используемый из вещественных типов.

Выше были представлены простые типы данных в Паскаль, к которым относятся:

  • Порядковые
  • Целые
  • Логические
  • Символьные
  • Перечисляемые
  • Интервальные
  • Вещественные

Для вывода значений переменных вещественного типа обычно используется форматированный вывод:

  • в формате используется либо одно число, означающее число позиций, отводимых на это число в экспоненциальной форме;
  • p:=1234.6789; Writeln(p:6:2); {1234.68}

    Наряду с простыми типами в языке еще используются структурированные типы данных и указатели , которым будут посвящены последующие уроки по Паскалю.

    Константы в Паскале

    Зачастую в программе заранее известно, что переменная будет принимать какое-то конкретное значение и не менять его на протяжении выполнения всей программы. В таком случае необходимо использовать константу.

    Объявление константы в Паскале происходит до объявления переменных (до служебного слова var) и выглядит следующим образом:

    Пример описания константы в Паскале:

    1 2 3 4 5 6 const x= 17 ; var myname: string ; begin myname: = "Петр" ; writeln ("имя: " , myname, ", возраст: " , х) end .

    const x=17; var myname:string; begin myname:="Петр"; writeln ("имя: ",myname, ", возраст: ", х) end.

    «Красивый» вывод целых и вещественных чисел

    Для того чтобы после вывода значений переменных оставались отступы, чтобы значения не «сливались» друг с другом, принято через двоеточие указывать какое количество символов нужно предусмотреть для вывода значения:


    Арифметические операции в Паскале

    Порядок выполнения операций

    1. вычисление выражений в скобках;
    2. умножение, деление, div, mod слева направо;
    3. сложение и вычитание слева направо.

    Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal

    Здесь стоит более подробно остановиться на некоторых арифметических операциях.

    • Операция inc в Паскале, произносимая как инкремент, это стандартная процедура pascal, которая обозначает увеличение на единицу.
    • Пример операции inc:

      x:=1; inc(x); {Увеличивает x на 1, т.е. x=2} writeln (х)

      Более сложное использование процедуры inc:
      Inc(x,n) где x — порядкового типа, n — целого типа; процедура inc увеличивает x на n.

    • Аналогично работает процедура Dec в Паскале: Dec(x) — уменьшает x на 1 (декремент) или Dec(x,n) — уменьшает x на n.
    • Оператор abs представляет собой модуль числа. Работает следующим образом:
    • a: =- 9 ; b: = abs (a) ; { b = 9}

      a:=-9; b:=abs(a); { b = 9}

    • Оператор div в паскале является часто используемым, так как целый ряд задач связан с действием деление нацело.
    • Остаток от деления или оператор mod в pascal тоже незаменим при решении ряда задач.
    • Заслуживающей внимания является стандартная функция odd Паскаля, которая определяет, является ли целое число нечетным. Т. е. возвращает true (истина) для нечетных чисел, false (ложь) для четных чисел.
    • Пример использования функции odd:

      var x:integer; begin x:=3; writeln(sqr(x)); {ответ 9} end.

    • Операция возведение в степень в Паскале отсутствует как таковая. Но для того чтобы возвести в степень число можно использовать функцию exp .
    • Формула такая: exp(ln(a)*n) , где а — число, n — степень (а>0).

      Однако в компиляторе pascal abc возведение в степень осуществляется значительно проще:

      var x:integer; begin x:=9; writeln(sqrt(x)); {ответ 3} end.

    Задача 4. Известны размеры спичечной коробки: высота — 12.41 см., ширина — 8 см., толщина — 5 см. Вычислить площадь основания коробки и ее объем
    (S=ширина * толщина, V=площадь*высота)

    Задача 5. В зоопарке три слона и довольно много кроликов, причем количество кроликов часто меняется. Слону положено съедать в сутки сто морковок, а кролику — две. Каждое утро служитель зоопарка сообщает компьютеру количество кроликов. Компьютер в ответ на это должен сообщить служителю общее количество морковок, которые сегодня нужно скормить кроликам и слонам.

    Задача 6. Известно, что x кг конфет стоит a рублей. Определите, сколько стоит y кг этих конфет, а также, сколько килограмм конфет можно купить на k рублей. Все значения вводит пользователь.

    При описании переменной необходимо указать ее тип. Тип переменной описывает набор значений, которые она может принимать, и действия, которые могут быть над ней выполнены. Описание типа определяет идентификатор, который обозначает тип.

    Простые типы делятся на стандартные (порядковые) и перечисляемые (ограниченные).

    Стандартные типы

    Турбо-Паскаль имеет четыре встроенных стандартных типа: integer (целое), real (вещественное), boolean (логический) и char (символьный).

    Целочисленный тип (integer)

    В Турбо-Паскале имеется пять встроенных целочисленных типов: shortint (короткое целое), integer (целое), longint (длинное целое), byte (длиной в байт) и word (длиной в слово). Каждый тип обозначает определенное подмножество целых чисел, как это показано в следующей Таблице.

    Встроенные целочисленные типы.

    Диапазон

    Формат

    8 битов со знаком

    16 битов со знаком

    2147483648 +2147483647

    32 бита со знаком

    8 битов без знака

    16 битов без знака

    Арифметические действия над операндами целочисленного типа осуществляются в соответствии со следующими правилами:

    1. Тип целой константы представляет собой встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим значение этой целой константы.
    2. В случае бинарной операции (операции, использующей два операнда), оба операнда преобразуются к их общему типу перед тем, как над ними совершается действие. Общим типом является встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим все возможные значения обоих типов. Например, общим типом для целого и целого длиной в байт является целое, а общим типом для целого и целого длиной в слово является длинное целое. Действие выполняется в соответствии с точностью общего типа и типом результата является общий тип.
    3. Выражение справа в операторе присваивания вычисляется независимо от размера переменной слева.

    Операции совершаемые над целыми числами:

    “+” - сложение

    “-“ - вычитание

    “*” - умножение

    SQR - возведение в квадрат

    DIV - после деления отбрасывает дробную часть

    MOD - получение целого остатка после деления

    ABS - модуль числа

    RANDOM(X)-получение случайного числа от 0 до Х

    А:=100 ; b:=60 ; a DIV b результат - 1 а MOD b результат - 40

    Описываются переменные целого типа следующим образом:

    var список переменных: тип;

    Например: var а,р,n:integer;

    Вещественный тип(real)

    К вещественному типу относится подмножество вещественных чисел, которые могут быть представлены в формате с плавающей запятой с фиксированным числом цифр. Запись значения в формате с плавающей запятой обычно включает три значения - m, b и e - таким образом, что m*b е, где b всегда равен 10, а m и e являются целочисленными значениями в диапазоне вещественного типа. Эти значения m и e далее определяют диапазон и точность вещественного типа.

    Имеется пять видов вещественных типов: real, singlе, duble, exnende, comp. Вещественные типы различаются диапазоном и точностью связанных с ними значений

    Диапазон и десятичные цифры для вещественных типов

    Диапазон

    Цифры

    2.9x10Е-39 до 1.7x10Е 38

    1.5x10Е-45 до 3.4x10Е 38

    5.0x10Е-324 до 1.7x10Е 308

    3.4x10Е-493 до 1.1x10Е 403

    2Е 63 до 2Е 63

    Операции совершаемые над вещественными числами:

    • Все операции допустимые для целых чисел.
    • SQRT(x)-корень квадратный из числа х.
    • SIN(X), COS(X), ARCTAN(X).
    • LN(X)-натуральный логарифм.
    • EXP(X)-экспонента Х (е х).
    • EXP(X*LN(A))-возведение в степень (А х).
    • Функции преобразования типов:
      • TRUNC(X)-отбрасывает дробную часть;
      • ROUND(X)-округление.
    • Некоторые правила арифметических операций:
      • Если в арифметическом действии встречаются числа типа real и integer, то результат будет иметь тип real.
      • Все составные части выражения записываются в одну строку.
      • Используются только круглые скобки.
      • Нельзя подряд ставить два арифметических знака.

    Описываются переменные вещественного типа следующим образом:

    var список переменных: тип;

    Например:

    var d,g,k:real ;

    Символьный тип(char)

    K типу char относится любой символ заключенный в апострофы. Для представления апострофа как символьную переменную, надо заключить его в апостроф:’’’’.

    Каждый символ имеет свой код и номер. Порядковые номера цифр 0,1..9 упорядочены по возрастанию. Порядковые номера букв также упорядочены по возрастанию, но не обязательно следуют друг за другом.

    К символьным данным применимы знаки сравнения:

    > , < , >=, <=, <> .

    Например: ‘A’ < ‘W’

    Функции, которые применимы к символьным переменным:

    1. ORD(X) - определяет порядковый номер символа Х. ord (‘a’) =97 ;
    2. CHR(X) - определяет символ по номеру. chr (97 ) =’a’;
    3. PRED(X) - выдает символ, стоящий перед символом Х. pred (‘B’) =’A’;
    4. SUCC(X) - выдает символ, следующий после символа Х. succ (‘A’) =’B’;

    Перечислимый тип

    Перечислимый тип данных назван так потому, что задается в виде перечисления констант в строго определенном порядке и в строго определенном количестве. Перечислимый тип состоит из списка констант. Переменные этого типа могут принимать значение любой из этих констант. Описание перечислимого типа имеет вид:

    Type <имя типа>=(список констант) ; Var <имя переменной>:<имя типа>;

    где <список констант> - это особый вид констант, задаваемых через запятую и имеющих свой порядковый номер, начиная с 0.

    Например:

    type направление=(север, юг, запад, восток) ; месяц=(июнь,июль,август,январь) ; емкость=(ведро,бочка,канистра,бак) ; var поворот:направление; отъезд:месяц; объем:емкость; var поворот:(свер, юг, запад, восток) ; отъезд:(июнь, июль, август, январь) ; объем:(ведро, бочка, канистра, бак) ;

    Можно выполнить такие операторы присваивания:

    Поворот:=юг; отъезд:=август; объем:=бак;

    но нельзя выполнять смешанные присваивания:

    Отъезд:=юг; объем:=август;

    К переменным перечислимого типа применимы следующие функции:

    1. ORD - порядковый номер

    2. PRED - предшествующий элемент

    3. SUCC - последующий элемент.

    PRED (бочка) =ведро; SUCC (юг) =запад; ORD (июль) =1 ;

    Переменные перечислимого типа можно сравнить, так как они упорядочены и пронумерованы. Так выражения: север < юг, июнь < январь имеют значения TRUE, а юг>запад и бак<бочка значение FАLSE.

    Ограниченный тип

    Если переменная принимает не все значения своего типа, а только в некотором диапазоне, то ее можно рассматривать как переменную ограниченного типа. Каждый ограниченный тип задается путем накладывания ограничения на базовые типы.

    Описывается так:

    TYPE <имя типа>=константа1 ..константа2

    При этом должны выполняться следующие правила:

    1. Обе ограниченные константы должны быть одного типа.
    2. В качестве базового типа можно использовать любой простой тип, кроме действительного(real).
    3. Начальные значение при определении ограниченного типа не должно быть больше конечного значения.
    type index =0 ..63 ; letter=’a’..’z’; var char1,char2:letter; a,g:index ;

    Можно описывать сразу в разделе описания переменных:

    var a,g:0 ..63 ; char1,char2:’a’..’z’.

    Для того чтобы машина смогла обработать какие бы то ни было входные данные, она должна «понимать», к какому типу принадлежат переменные, в которые занесены значения. При отсутствии информации о формате данных компьютер не сможет определить, допустима ли в конкретном случае та или иная операция: например, интуитивно понятно, что нельзя возвести букву в степень или взять интеграл от строки. Таким образом, пользователь должен определить, какие действия позволительно осуществлять с каждой переменной.

    Как и в других языках программирования высокого уровня, типы переменных в Паскале оптимизированы для выполнения задач различной направленности, имеют различный диапазон значений и длину в байтах.

    Подразделение типов переменных

    Типы переменных в Паскале делятся на простые и структурированные. Простые включают в себя вещественные и порядковые типы. К структурированным относятся массивы, записи, множества и файлы. Отдельно выделяются указатели, объекты и процедурные типы.

    Рассмотрим порядковые и вещественные типы. К порядковым относятся 5 целых типов, перечисляемый и тип-диапазон.

    Порядковые типы

    Существует 5 целых типов, различающихся длиной в байтах и диапазоном значений.

    Длина Byte и ShortInt - 1 байт. Различие между ними состоит в том, что Byte хранит только неотрицательные значения, а ShortInt позволяет хранить и отрицательные (от -128 до +127). Аналогично соотносятся друг с другом типы Word и Integer, с тем лишь различием, что их размер - 2 байта.

    Наконец, LongInt позволяет хранить и отрицательные, и положительные значения, используя 4 байта - в числовом измерении 16-й степени в обе стороны от нуля. Различные виды переменных в Паскале способствуют эффективному решению пользовательских задач, поскольку в каждом конкретном случае может требоваться как малый, так и большой диапазон значений, а также не исключено наличие ограничений по объему выделяемой памяти.

    Важно понимать, что нуль занимает столько же места в памяти, сколько и любое другое число. Таким образом, при формировании диапазона значений минимальное отрицательное число по модулю будет на единицу больше, чем положительное: например, от -128 до +127.

    Переменные, принадлежащие к могут принимать значение TRUE (истина) или FALSE (ложь) и требуют 1 байт памяти.

    Тип CHAR позволяет хранить любой из множества символов, существующих в памяти компьютера. При этом в символьных переменных в Паскале реально хранится лишь код знака, в соответствии с которым отображается его графическая форма.

    Вещественные типы

    Среди типов переменных в Паскале выделяется несколько числовых с возможностью записи дробной части. Различие между типами Single, Real, Double и Extended сводится к диапазону принимаемых значений, количеству значащих цифр после запятой и размеру в байтах.

    В соответствии с порядком, представленным выше, переменная каждого типа будет занимать 4, 6, 8 или 10 байт.

    Массивы

    Структурированные типы данных являются сложными и позволяют объединять в рамках одной переменной ряд простых значений. Яркий пример представляет собой массив, который можно задать следующим образом:

    String=array of char;

    Таким образом, мы получили тип под названием String, позволяющий задавать переменные длиной в 100 символов. В последней строке задан непосредственно одномерный массив Y, имеющий тип String. Описание переменных в Паскале осуществляется путём размещения с левой стороны идентификатора, а справа, после знака равенства, значения переменной.

    Диапазон индексов, записанный в позволяет обращаться к каждому конкретному элементу массива:

    В данном случае мы произвели чтение второго элемента созданного ранее массива Y.

    Частным случаем одномерного массива являются и строковые переменные в Паскале, ведь строка - это последовательность символов, т. е. элементов типа char.

    Записи

    Запись состоит из нескольких полей, заполненных данными любых типов кроме файлового. В целом переменная такого типа похожа на элемент базы данных. Например, можно занести в неё имя человека и номер его телефона:

    type NTel = Record

    В первой строке слева указывается имя типа, а справа - служебное слово record. Во второй строке задано поле с именем, в третьей - номер телефона. Слово «end» говорит о том, что мы ввели все поля, которые хотели, и на этом процесс создания записи завершается.

    Наконец в последней строке мы задаём переменную One, имеющую тип NTel.

    Обращаться можно как к записи в целом, так и к отдельным её компонентам, например: one.NAME (т. е. имя_переменной.имя_поля_записи).

    Файлы

    Паскаль позволяет работать с текстовыми, типизированными и нетипизированными файлами, которые представляют собой структурированную последовательность компонент, имеющих одинаковый тип.

    При чтении из файла или записи в него может использоваться как полный адрес, так и краткая его форма:

    ‘C:\Folder\File2.txt’

    Краткая форма используется в случае размещения файла в папке, где хранится сама программа, обращающаяся к нему. Полная форма может использоваться в любых обстоятельствах.

    Задать переменную файлового типа можно следующим образом:

    f1: file of integer;

    Для работы с файлами используются различные функции и процедуры, связывающие переменную с файлом на диске, открывающие его для чтения, записи и перезаписи, закрывающие по окончании работы, позволяющие создавать новое имя и удаляющие файл с компьютера.

    В заключение

    Без умения использовать различные типы переменных в Паскале пользователь не сможет реализовать даже простейшую задачу. Для того чтобы программа выполняла алгоритм без ошибок, требуется выучить как служебные слова, так и синтаксис, поскольку машина умеет «понимать» команды только в том случае, если они написаны единственно верным способом.

    В любой программе нужно определить вид и тип величин, которые будут использоваться при решении задачи. По виду простые величины (в программировании они все называются данными) делятся на константы и переменные.

    Константы – это данные, значения которых в процессе выполнения программы не могут изменяться. Вводятся в блоке const.

    В общем виде описание простой нетипизированной константы делается так:

    Const имя_константы = выражение;

    Типизированные константы описываются в виде:

    Const имя_константы: тип = выражение;

    В выражениях могут быть использованы:

    · числа или набор символов в апострофах;

    · математические операции;

    · операции отношения и логические операции;

    · функции abs(x), round(x),trunc(x);

    · функции chr(x), ord(x), pred(x), succ(x) и другие.

    Формат описания констант:

    идентификатор=значение;

    1. Целочисленные – определяются посредством чисел, записанных в десятичном или шестнадцатеричном формате, не содержащих десятичной точки.

    2. Вещественные – определяются посредством чисел, записанных в десятичном формате данных.

    3. Символьные – это любой символ персонального компьютера, заключенный в апострофы.

    4. Строковые – определяются последовательностью произвольных символов, заключенных в апострофы.

    5. Логические – это либо False, либо True.

    Тип константы не указывается, но определяется автоматически при компиляции: значения выражений сразу вычисляются, а в последующем только подставляются вместо имен.

    Переменные – это данные, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Каждая переменная имеет свою именованную ячейку/ячейки памяти. Т.е. переменная это своеобразный контейнер, в который можно положить какие-то данные и там их хранить. Переменные имеют имя, тип и значение.

    Имя переменной – должно начинаться обязательно с буквы, не может содержать пробелы, и может содержать только:

    · буквы латинского алфавита;

    · знак подчеркивания.

    Примеры: A, A_1, AА, i, j, x, y и т.п. Неверные имена: My 1, 1A. Длина имени переменной может быть до 126 символов, поэтому старайтесь подбирать осмысленные имена переменных. Однако, компилятор различает в именах первые 63 символов. Зато он не различает строчные и прописные буквы, как в именах переменных, так и в написании служебных идентификаторов.

    Тип переменной – должен быть обязательно определён в блоке описания переменных VAR. Значением переменной является константа того же типа.

    Каждая программа работает с данными. Данные – это в широком смысле слова объекты, которые обрабатывает программа. Тип данного – это его характеристика. От типа зависит:

    · в каком виде будет храниться это данное,

    · сколько ячеек памяти на его хранение будет отведено,

    · какое минимальное и максимальное значение оно может принимать,

    · какие операции с ним можно выполнять.

    Некоторые простые типы данных Pascal:

    1. Целые типы (ShortInt, Integer, LongInt, Byte, Word).

    2. Вещественные типы (Real, Single, Double, Extended, Comp).

    3. Логический (Boolean).

    4. Символьный (Char).

    5. Строковые типы (String, String [n]).

    9. Безусловные операторы в Паскале. Описание и использование.

    Вид оператора

    goto <метка>;

    Назначение – передача управления в программе на оператор, помеченный меткой <метка>. Меткой может выступать имя (написанное по правилам для имен языка) или целое число без знака, описанное в операторе описания метокLabel, и стоящее перед помеченным оператором, но только в одном месте программы. Метка отделяется от оператора символом «:».Переход на метку может встречаться в блоке несколько раз, но сама метка - только один раз. Если на какую-то метку нет передачи управления, ошибки не будет.

    Оператор безусловного перехода, вообще говоря, не разрешен в структурном программировании. Хотя он позволяет сократить текст программы, его использование в паскале ограничено рядом правил и рекомендаций. Запрещается переходить внутрь составного оператора, внутрь или на начало подпрограммы и выходить из подпрограммы в вызвавшую ее программу. Не рекомендуется выполнять переход за пределы страницы (экрана) текста программы, кроме перехода на завершающие операторы программы. Все это связано с возможностью пропуска важных операторов для правильного функционирования программы. Обычно оператор безусловного перехода используется только для возврата на начало тела цикла, если цикл конструируется с помощью условного и безусловного операторов.

    Отметим, что следующий за goto оператор должен быть также помечен другой меткой, (если goto не последний в группе операторов). В противном случае, на следующий заgoto оператор никак не попасть.

    10. Операторы ветвления в Паскале. Описание и использование.

    К операторам, позволяющим из нескольких возможных вариантов выполнения программы (ветвей) выбрать только один, относятся

    Т.е. эти операторы позволяют изменить естественный порядок выполнения операторов программы.

    if <условие> then < оператор 1 >

    else <оператор 2> ;

    if a>=b then Max:=a else Max:=b;

    В операторе if по обеим ветвям (then и else) может выполняться только один оператор!

    Пример задачи на операторы ветвления в паскале. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее из них.

    Идея решения: надо вывести на экран первое число, если оно больше второго, или второе, если оно больше первого.

    Особенность: действия исполнителя зависят от некоторых условий (если … иначе …).

    var a, b, max: integer;

    writeln("Введите два целых числа");

    if a > b then max:=a else max:=b;

    writeln ("Наибольшее число ", max);

    Сложные условия

    Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых условий (отношений), связанных с помощью логических

    операций:

    Not – НЕ (отрицание, инверсия)

    And – И (логическое умножение, конъюнкция,

    одновременное выполнение условий)

    Or – ИЛИ (логическое сложение, дизъюнкция,

    выполнение хотя бы одного из условий)

    Xor – исключающее ИЛИ (выполнение только

    одного из двух условий, но не обоих)

    Простые условия (отношения)

    < <= > >= = <>

    Порядок выполнения (приоритет = старшинство)

    Выражения в скобках

    <, <=, >, >=, =, <>

    Особенность – каждое из простых условий обязательно заключать в скобки.

    Оператор выбора case

    Оператор case позволяет сделать выбор между несколькими вариантами.

    Оператор варианта состоит

    Øиз выражения, называемого селектором,

    Øи списка операторов, каждый из которых отмечен константой того же типа, что и селектор.

    Селектор должен относиться только к порядковому типу данных, но не к типу longint.

    Селектор может быть переменной или выражением.

    Список констант может задаваться как явным перечислением, так и интервалом или их объединением. Повторение констант не

    допускается.

    Тип переключателя и типы всех констант должны быть совместимыми.

    Case < выражение {селектор}> of

    <список констант 1> : < оператор 1>;

    < список констант K> : < оператор K>;

    Выполнение оператора case происходит следующим образом:

    1)вычисляется значение селектора;

    2)полученный результат проверяется на принадлежность к тому или иному списку констант;

    3)если такой список найден, то дальнейшие проверки уже не производятся, а выполняется оператор, соответствующий

    выбранной ветви, после чего управление передается оператору, следующему за ключевым словом end, которое закрывает всю

    конструкцию case;

    4)если подходящего списка констант нет, то выполняется оператор, стоящий за ключевым словом else; если else-ветви нет,

    то не выполняется ничего.

    В операторе ветвления case по всем ветвям может выполняться только один оператор!

    При необходимости выполнения нескольких требуется использовать операторные скобки begin-end.

    case Index mod 4 of

    1: x:= y*y – 2*y;

    11.Оператор варианта (выбора) в Паскале. Описание и использование.

    Оператор выбора (вариант, переключатель) реализует выбор одной из возможных альтернатив, т.е. вариантов продолжения программы.

    Формат записи:

    Case – выбор, вариант;

    S – селектор, выражение порядкового типа;

    Ki – константы выбора, константа, тип которой совпадает с типом селектора;

    OPi – любой оператор в том числе пустой;

    Оператор выбора реализует следующую конструкцию:

    Работа оператора выбора в Паскале: Вычисляется выражение селектора. Вычисленное значение последовательно сравнивается с константами альтернатив и передается управление оператору константа выбора, которого совпадает с вычисленным значением селектора. Выполняется оператор и передается управление за пределы оператора выбора. Если вычисленное значение селектора не совпадает ни с одной из констант, то управление передается на ветвь Else, наличие которой, не обязательно в этом случае управление передается за пределы оператора выбора.

    Структурная схема оператора выбора.

    Структуру оператора выбора можно реализовать с помощью вложенных условных операторов, но это ухудшает наглядность программы. Рекомендуется не более 2-3 уровней вложений.

    12. Виды операторов цикла в Паскале, их назначение.

    5. Алгоритмические конструкции циклов. Виды циклов.

    Существует три типа циклических алгоритмов: цикл с параметром (который называют арифметическим циклом), цикл с предусловием и цикл с постусловием (их называют итерационными).

    12.13 Арифметический цикл. В арифметическом цикле число его шагов (повторений) однозначно определяется правилом изменения параметра, которое задается с помощью начального (N) и конечного (К) значений параметра и шагом (h) его изменения. Т.е., на первом шаге цикла значение параметра равно N, на втором - N + h, на третьем - N + 2h и т.д. На последнем шаге цикла значение параметра не больше К, но такое, что дальнейшее его изменение приведет к значению, большему, чем К.

    Циклы со счетчиком используются тогда, когда циклическая часть программы должна повторяться фиксированное число раз. В таких циклах имеется переменная целого типа, которая называется счетчиком цикла.

    Если необходимо, чтобы фрагмент программы повторился заданное число раз, то используется конструкция:

    FOR <имя счетчика цикла> = <начальное значение> ТО <конечное значение> DO <оператор>;

    FOR, TO, DO - зарезервированные слова (англ.: для, до, выполнить);

    <счетчик (параметр) цикла> - переменная типа INTEGER, которая изменяется на отрезке от <начального значения>, увеличиваясь на единицу в конце каждого шага цикла;

    <оператор> - любой (чаще составной) оператор.

    Существует другая форма этого оператора:

    FOR <имя счетчика цикла>:= <начальное значение> DOWNTO <конечное значение> DO <оператор> :

    Замена ТО на DOWNTO (англ.: вниз до) означает, что шаг изменения параметра цикла равен - 1 , т. е. происходит пошаговое уменьшение счетчика на единицу.

    12.14 Цикл с предусловием. Количество шагов цикла заранее не определено и зависит от входных данных задачи. В данной циклической структуре сначала проверяется значение условного выражения (условие) перед выполнением очередного шага цикла. Если значение условного выражения истинно, исполняется тело цикла. После чего управление вновь передается проверке условия и т.д. Эти действия повторяются до тех пор, пока условное выражение не примет значение ЛОЖЬ. При первом же несоблюдении условия цикл завершается.

    Этот наиболее часто используемый оператор повторения имеет вид:

    WHILE <условие> DO <оператор>;

    WHILE, DO - резервированные слова (англ.: пока, делать);

    <условие> - выражение логического типа;

    <оператор> - произвольный (возможно составной) оператор.

    Особенностью цикла с предусловием является то, что если изначально условное выражение ложно, то тело цикла не выполнится ни разу.

    Циклы с предусловием используются тогда, когда выполнение цикла связано с некоторым логическим условием. Оператор цикла с предусловием имеет две части: условие выполнения цикла и тело цикла.

    12.15 Цикл с постусловием (итерационный цикл). Как и в цикле с предусловием, в циклической конструкции с постусловием заранее не определено число повторений тела цикла, оно зависит от входных данных задачи. В отличие от цикла с предусловием, тело цикла с постусловием всегда будет выполнено хотя бы один раз, после чего проверяется условие. В этой конструкции тело цикла будет выполняться до тех пор, пока значение условного выражения ложно. Как только оно становится истинным, выполнение команды прекращается.

    Этот оператор имеет вид:

    REPEAT <тело цикла> UNTIL <условие>:

    REPEAT, UNTIL - резервированные слова (англ.: повторять, пока не);

    <условие> - выражение логического типа, если его значение истинно, то происходит выход из цикла.

    Следует отметить, что в данной конструкции последовательность операторов, определяющих тело цикла, не заключается в операторные скобки BEGIN ... END, поскольку ими служит пара REPEAT ... UNTIL.

    Циклы с постусловием похожи на циклы с предусловием, но в них условие находится после тела цикла.

    В отличие от цикла с предусловием, который может закончить работу, ни разу не выполнив тела цикла (если условие выполнения будет ложно при первом проходе цикла), тело цикла с постусловием обязательно выполняется хотя бы один раз, после чего условие проверяется.

    Один из операторов тела цикла должен влиять на значение условия выполнения цикла, иначе цикл будет повторяться бесконечное число раз.

    Если условие истинно, то происходит выход из цикла, иначе операторы цикла повторяются.

    16. Массив - это множество однотипных элементов, объединённых общим именем и занимающих в компьютере определённую область памяти. Количество элементов в массиве всегда конечно. В общем случае массив - это структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип. Название регулярный тип (или ряды) массивы получили за то, что в них объединены однотипные (логически однородные) элементы, упорядоченные (урегулированные) по индексам, определяющим положение каждого элемента в массиве. В качестве элементов массива можно использовать любой тип данных, поэтому вполне правомерно существование массивов записей, массивов указателей, массивов строк, массивов и т.д.Элементами массива могут быть данные любого типа, включая структурированные.Тип элементов массива называется базовым. Особенностью языка Паскаль является то, что число элементов массива фиксируется при описании и в процессе выполнения программы не меняется. Элементы, образующие массив, упорядочены таким образом, что каждому элементу соответствует совокупность номеров (индексов), определяющих его местоположение в общей последовательности. Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется путем индексирования элементов массива. Индексы представляют собой выражения любого скалярного типа (чаще целого), кроме вещественного. Тип индекса определяет границы изменения значений индекса. Для описания массива предназначено словосочетание array of (массив из).

    Массивом называется- совокупность данных, выполняющих аналогичные функции, и обозначаемая одним именем. Если за каждым элементом массива закреплен только один его порядковый номер, то такой массив называется линейным, или одномерным.

    17. Одномерный массив – это фиксированное количество элементов одного типа, объединенных одним именем, причем каждый элемент имеет свой уникальный номер, и номера элементов идут подряд.

    Для описания подобных объектов в программировании предварительно следует ввести соответствующий тип в разделе описания типов.

    Тип массив описывается следующим образом:

    Имя типа = Array [тип индекса (ов)] Of тип элементов;

    Имя переменной: имя типа;

    Переменную типа массив можно описать сразу в разделе описания переменных Var:

    Var Имя переменной: array [тип индекса (ов)] Of тип элементов;

    Array – служебное слово (в переводе с английского означает «массив»);

    Of – служебное слово (в переводе с английского означает «из»).

    Тип индекса – любой порядковый тип, кроме типов integer, longint.

    Тип же самих элементов может быть любым, кроме файлового типа.

    Количество элементов массива называется его размерностью. Несложно подсчитать, что при последнем способе описания множества индексов размерность массива равна: максимальное значение индекса – минимальное значение индекса + 1.

    Например:

    mas = array of real;

    Массив Х – одномерный, состоящий из двадцати элементов вещественного типа. Элементы массива хранятся в памяти компьютера последовательно друг за другом.

    При использовании переменных для обозначения индекса их значения к моменту использования должны быть определены, а в случае арифметических выражений их результат не должен выходить за границы минимального и максимального значения индексов массива.

    Индексы элементов массива могут начинаться с любого целого числа, в том числе и отрицательного, например:

    Type bb = Array [-5..3] Of Boolean;

    Массивы данного типа будут содержать 9 логических переменных, пронумерованных от -5 до 3.

    18. Двумерный массив в Паскале трактуется как одномерный массив, тип элементов которого также является массивом (массив массивов). Положение элементов в двумерных массивах Паскаля описывается двумя индексами. Их можно представить в виде прямоугольной таблицы или матрицы.

    Рассмотрим двумерный массив Паскаля размерностью 3*3, то есть в ней будет три строки, а в каждой строке по три элемента:

    Каждый элемент имеет свой номер, как у одномерных массивов, но сейчас номер уже состоит из двух чисел – номера строки, в которой находится элемент, и номера столбца. Таким образом, номер элемента определяется пересечением строки и столбца. Например, a 21 – это элемент, стоящий во второй строке и в первом столбце.

    Описание двумерного массива Паскаля.

    Существует несколько способов объявления двумерного массива Паскаля.

    Мы уже умеем описывать одномерные массивы, элементы которых могут иметь любой тип, а, следовательно, и сами элементы могут быть массивами. Рассмотрим следующее описание типов и переменных:

    Основные действия с двумерными массивами Паскаля

    Все, что было сказано об основных действиях с одномерными массивами, справедливо и для матриц. Единственное действие, которое можно осуществить над однотипными матрицами целиком – это присваивание. Т.е., если в программе у нас описаны две матрицы одного типа, например,

    matrix= array of integer;

    то в ходе выполнения программы можно присвоить матрице a значение матрицы b (a:= b). Все остальные действия выполняются поэлементно, при этом над элементами можно выполнять все допустимые операции, которые определены для типа данных элементов массива. Это означает, что если массив состоит из целых чисел, то над его элементами можно выполнять операции, определенные для целых чисел, если же массив состоит из символов, то к ним применимы операции, определенные для работы с символами.

    21.Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности.

    олее совершенные текстовые редакторы (например, Microsoft Word и OpenOffice.org Writer), которые называют иногда текстовыми процессорами, имеют широкий спектр возможностей по созданию документов (вставка списков и таблиц, средства проверки орфографии, сохранение исправлений и др.).

    Для подготовки к изданию книг, журналов и газет в процессе макетирования издания используются мощные программы обработки текста - настольные издательские системы (например, Adobe PageMaker, Microsoft Office Publisher).

    Для подготовки к публикации в Интернете Web-страниц и Web-сайтов используются специализированные приложения (например, Microsoft FrontPage).

    Текстовые редакторы - это программы для создания, редактирования, форматирования, сохранения и печати документов. Современный документ может содержать, кроме текста, и другие объекты (таблицы, диаграммы, рисунки и т. д.).

    Редактирование - преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа. Редактирование документа обычно производится путем добавления, удаления или перемещения символов или фрагментов текста.

    Форматирование - это оформление текста. Кроме текстовых символов форматированный текст содержит специальные невидимые коды, которые сообщают программе, как надо его отображать на экране и печатать на принтере: какой шрифт использовать, каким должно быть начертание и размер символов, как оформляются абзацы и заголовки.

    Форматированные и неформатированные тексты несколько различаются по своей природе. Это различие надо понимать. В форматированном тексте важно все: и размеры букв, и их образ, и то, где заканчивается одна строка и начинается другая. То есть форматированный текст неразрывно связан с параметрами листа бумаги, на котором напечатан.

    При оформлении текстовых документов часто требуется добавлять в документ не текстовые элементы или объекты. Продвинутые текстовые редакторы позволяют это делать – они имеют широкие возможности по вставке в текст рисунков, диаграмм, формул и так далее.

    Документы бумажные и электронные. Документы могут быть бумажными или электронными. Бумажные документы создают и форматируют так, чтобы обеспечить их наилучшее представление при печати на принтере. Электронные документы создают и форматируют с целью наилучшего представления на экране монитора. Постепенное вытеснение бумажного документооборота электронным - одна из тенденций развития информационных технологий. Сокращение расхода бумаги благотворно сказывается на сбережении природных ресурсов и уменьшении загрязнения окружающей среды.

    Форматирование бумажных и электронных документов может существенно различаться. Для бумажных документов принято так называемое абсолютное форматирование. Печатный документ всегда форматируется под печатный лист известного размера (формата). Например, ширина строки документа зависит от ширины листа бумаги. Если документ был оформлен для печати на листах большого формата, то его нельзя напечатать на маленьких листочках - часть документа на них не поместится. Одним словом, форматирование печатного документа всегда требует предварительного выбора листа бумаги с последующей привязкой к этому листу. Для печатного документа всегда можно точно назвать (в любых единицах измерения) размеры шрифтов, полей, расстояний между строками или абзацами и т. п.

    Для электронных документов принято так называемое относительное форматирование. Автор документа не может заранее предсказать, на каком компьютере, с каким размером экрана документ будут просматривать. Более того, даже если бы размеры экранов и были известны заранее, все равно невозможно предсказать, каков будет размер окна, в котором читатель увидит документ. Поэтому электронные документы делают так, чтобы они подстраивались под текущий размер окна и форматировались «на лету».

    Автор электронного документа не знает также, какие шрифты имеются на компьютере будущего читателя, и потому не может жестко указать, каким шрифтом должны изображаться текст и заголовки. Но он может задать такое форматирование, при котором на любом компьютере заголовки будут выглядеть крупнее, чем текст.

    Относительное форматирование используют для создания электронных документов Интернета (так называемых Web-страниц), а абсолютное - для создания печатных документов в текстовых процессорах.

    22.Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы.

    Форматирование шрифта (символов).

    Символы – это буквы, цифры, пробелы, знаки пунктуации, специальные символы. Символы можно форматировать (изменять их внешний вид). Среди основных свойств символов можно выделить следующие: шрифт, размер, начертание и цвет.

    Шрифт – это полный набор символов определенного начертания. Каждый шрифт имеет своё название, например Times New Roman, Arial, Comic Sans MS. Единицей измерения шрифта является пункт (1 пт = 0,367 мм). Размеры шрифтов можно изменять в больших пределах. Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное, полужирное курсивное.

    По способу представления в компьютере различаются шрифты растровые и векторные. Для представления растровых шрифтов служат методы растровой графики, символы шрифта - это группы пикселей. Растровые шрифты допускают масштабирование только с определенными коэффициентами.

    В векторных шрифтах символы описываются математическими формулами и возможно произвольное их масштабирование. Среди векторных шрифтов наибольшее распространение получили шрифты типа TrueType.

    Можно также установить дополнительные параметры форматирования символов: подчеркивание символов различными типами линий, изменение вида символов (верхний и нижний индекс, зачеркнутый), изменение расстояний между символами.

    Если планируется цветная печать документа, то можно задать различные цвета для различных групп символов.

    Для проверки орфографии и синтаксиса используются специальные программные модули, которые обычно включаются в состав текстовых процессоров и издательских систем. Такие системы содержат словари и грамматические правила для нескольких языков, что позволяет исправлять ошибки в многоязычных документах.

    24. База данных - это информационная модель, позволяющая упорядоченно хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

    Существует несколько различных типов баз данных: табличные (реляционные), иерархические и сетевые.

    Табличные базы данных.

    Табличная база данных содержит перечень объектов одного типа, т. е. объектов с одинаковым набором свойств. Такую базу данных удобно представлять в виде двумерной таблицы.

    В реляционных базах данных все данные представлены в виде простых таблиц, разбитых на строки и столбцы, на пересечении которых расположены данные. Запросы к таким таблицам возвращают таблицы, которые сами могут становиться предметом дальнейших запросов. Каждая база данных может включать несколько таблиц.

    Главное достоинство таблиц - в их понятности. С табличной информацией мы имеем дело практически каждый день. Загляните, например, в свой дневник: расписание занятий там представлено в виде таблицы. Когда мы приходим на вокзал, смотрим расписание электричек. Какой вид оно имеет? Это таблица! А еще есть таблица футбольного чемпионата. И журнал учителя, куда он выставляет вам оценки, - тоже таблица.

    Кратко особенности реляционной базы данных можно сформулировать следующим образом:

    1.Данные хранятся в таблицах, состоящих из столбцов («атрибутов», «полей») и строк («записей»);

    2.На пересечении каждого столбца и строчки стоит в точности одно значение;

    3.У каждого столбца есть своё имя, которое служит его названием, и все значения в одном столбце имеют один тип.

    4.Запросы к базе данных возвращают результат в виде таблиц, которые тоже могут выступать как объект запросов.

    5.Строки в реляционной базе данных неупорядочены - упорядочивание производится в момент формирования ответа на запрос.

    6.Обычно информация в базах данных хранится не в одной таблице, а в нескольких взаимосвязанных.

    В реляционных БД строка таблицы называется записью , а столбец - полем . Каждое поле таблицы имеет имя.

    Поля - это различные характеристики (иногда говорят – атрибуты) объекта. Значения полей в одной строке относятся к одному объекту.

    Первичным ключом в базе данных называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей.

    С каждым полем связано еще одно очень важное свойство – тип поля . Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.

    В реляционных базах данных используются четыре основных типа поля:

    Числовой;

    Символьный;

    Логический.

    25. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выражения); порядок и ключи сортировки.

    Системы управления базами данных (СУБД).

    Для создания баз данных, а также выполнения операции поиска и сортировки данных предназначены специальные программы - системы управления базами данных (СУБД).

    Таким образом, необходимо различать собственно базы данных (БД) - упорядоченные наборы данных, и системы управления базами данных (СУБД) - программы, управляющие хранением и обработкой данных. Например, приложение Access, входящее в офисный пакет программ Microsoft Office, является СУБД, позволяющей пользователю создавать и обрабатывать табличные базы данных.

    Реляционная база данных, по сути, представляет собой двумерную таблицу. Под записью здесь понимается строка двумерной таблицы, элементы которой образуют столбцы таблицы. В зависимости от типа данных столбцы могут быть числовые, текстовые или содержать дату. Строки таблицы нумеруются.

    Работа с СУБД начинается с создания структуры базы данных, т. е. с определения:

    количества столбцов;

    названий столбцов;

    типов столбцов (текст/число/дата);

    ширины столбцов.

    Основные функции СУБД:

    Управление данными во внешней памяти (на дисках);

    Управление данными в оперативной памяти;

    Журнализация изменений и восстановление базы данных после сбоев;

    Поддержание языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).

    В командах СУБД условие выбора записывается в форме логического выражения.

    Логическое выражение, подобно математическому выражению, выполняется (вычисляется), но в результате получается не число, а логическое значение: истина (true) или ложь (false).

    Выражение, состоящее из одной логической величины или одного отношения, будем называть простым логическим выражением.

    Часто встречаются задачи, в которых используются не отдельные условия, а совокупность связанных между собой условий (отношений). Например, нужно выбрать учеников у которых вес больше 60 и рост меньше 168.

    Выражение, содержащие логические операции, будем называть сложным логическим выражением.

    Объединение двух (или нескольких) высказываний в одно с помощью союза «и» называется операцией логического умножения или конъюнкцией.

    В результате логического умножения (конъюнкции) получается истина, если истинны все логические выражения.

    Объединение двух (или нескольких) высказываний с по мощью союза «или» называется операцией логического сложения или дизъюнкцией.

    В результате логического сложения (дизъюнкции) получается истина, если истинно хотя бы одно логическое выражения.

    Присоединение частицы «не» к высказыванию называется операцией логического отрицания или инверсией.

    27. Электронные таблицы, назначение и основные функции.

    Электронная таблица - это программа обработки числовых данных, хранящая и обрабатывающая данные в прямоугольных таблицах.

    Электронная таблица состоит из столбцов и строк. Заголовки столбцов обозначаются буквами или сочетаниями букв (A, G, АВ и т. п.), заголовки строк - числами (1, 16, 278 и т. п.). Ячейка - место пересечения столбца и строки.

    Каждая ячейка таблицы имеет свой собственный адрес. Адрес ячейки электронной таблицы составляется из заголовка столбца и заголовка строки, например: А1, F123, R1. Ячейка, с которой производятся какие-то действия, выделяется рамкой и называется активной.

    Типы данных. Электронные таблицы позволяют работать с тремя основными типами данных: число, текст и формула.

    Числа в электронных таблицах Excel могут быть записаны в обычном числовом или экспоненциальном формате, например: 195,2 или 1,952Е + 02. По умолчанию числа выравниваются в ячейке по правому краю. Это объясняется тем, что при размещении чисел друг под другом (в столбце таблицы) удобно иметь выравнивание по разрядам (единицы под единицами, десятки под десятками и т. д.).

    Формула должна начинаться со знака равенства и может включать в себя числа, имена ячеек, функции (Математические, Статистические, Финансовые, Дата и время и т. д.) и знаки математических операций. Например, формула «=А1+B2» обеспечивает сложение чисел, хранящихся в ячейках А1 и B2, а формула «=А1*B» - умножение числа, хранящегося в ячейке А1, на 5. При вводе формулы в ячейке отображается не сама формула, а результат вычислений по этой формуле. При изменении исходных значений, входящих в формулу, результат пересчитывается немедленно.

    Абсолютные и относительные ссылки. В формулах используются ссылки на адреса ячеек. Существуют два основных типа ссылок: относительные и абсолютные. Различия между ними проявляются при копировании формулы из активной ячейки в другую ячейку.

    Относительная ссылка в формуле используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула. При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически обновляются в зависимости от нового положения формулы. Относительные ссылки имеют следующий вид: А1, BЗ.

    Если символ доллара стоит перед буквой (например: $A1), то координата столбца абсолютная, а строки - относительная. Если символ доллара стоит перед числом (например, А$1), то, наоборот, координата столбца относительная, а строки - абсолютная. Такие ссылки называются смешанными.

    Пусть, например, в ячейке С1 записана формула =A$1+$J31, которая при копировании в ячейку D2 приобретает вид =В$1+$B2. Относительные ссылки при копировании изменились, а абсолютные - нет.

    Сортировка и поиск данных. Электронные таблицы позволяют осуществлять сортировку данных. Данные в электронных таблицах сортируются по возрастанию или убыванию. При сортировке данные выстраивают - ся в определенном порядке. Можно проводить вложенные сортировки, т. е. сортировать данные по нескольким столбцам, при этом назначается последовательность сортировки столбцов.

    В электронных таблицах возможен поиск данных в соответствии с указанными условиями - фильтрами. Фильтры определяются с помощью условий поиска (больше, меньше, равно и т. д.) и значений (100, 10 и т. д.). Например, больше 100. В результате поиска будут найдены те ячейки, в которых содержатся данные, удовлетворяющие заданному фильтру.

    Построение диаграмм и графиков. Электронные таблицы позволяют представлять числовые данные в виде диаграмм или графиков. Диаграммы бывают различных типов (столбчатые, круговые и т. д.); выбор типа диаграммы зависит от характера данных.

    28. Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы.

    Электронная таблица - это программа обработки числовых данных, хранящая и обрабатывающая данные в прямоугольных таблицах. Электронная таблица состоит из столбцов и строк. Заголовки столбцов обозначаются буквами или сочетаниями букв (A, G, АВ и т. п.), заголовки строк - числами (1, 16, 278 и т. п.). Ячейка - место пересечения столбца и строки. Каждая ячейка таблицы имеет свой собственный адрес. Адрес ячейки электронной таблицы составляется из заголовка столбца и заголовка строки, например: Al, B5, E7. Ячейка, с которой производятся какие-то действия, выделяется рамкой и называется активной. Электронные таблицы, с которыми работает пользователь в приложении, называются рабочими листами. Можно вводить и изменять данные одновременно на нескольких рабочих листах, а также выполнять вычисления на основе данных из нескольких листов. Документы электронных таблиц могут включать несколько рабочих листов и называются рабочими книгами.

    29. Типы данных в электронных таблицах (ЭТ): числа, формулы, текст. Правила записи формул.

    Типы данных.

    Электронные таблицы позволяют работать с тремя основными типами данных: число, текст и формула.

    Числа в электронных таблицах Excel могут быть записаны в обычном числовом или экспоненциальном формате, например: 195,2 или 1.952Ё + 02. По умолчанию числа выравниваются в ячейке по правому краю. Это объясняется тем, что при размещении чисел друг под другом (в столбце таблицы) удобно иметь выравнивание по разрядам (единицы под единицами, десятки под десятками и т. д.).

    Текстом в электронных таблицах Excel является последовательность символов, состоящая из букв, цифр и пробелов, например запись «32 Мбайт» является текстовой. По умолчанию текст выравнивается в ячейке по левому краю. Это объясняется традиционным способом письма (слева направо).

    Формула должна начинаться со знака равенства и может включать в себя числа, Имена ячеек, функции (Математические, Статистические, Финансовые, Дата и время и т.д.) и знаки математических: операций. Например, формула «=А1+В2» обеспечивает сложение чисел, хранящихся в ячейках А1 и В2, а формула «=А1*5» - умножение числа, хранящегося в ячейке А1, на 5. При вводе формулы в ячейке отображается не сама формула, а результат вычислений по этой формуле. При изменении исходных значений, входящих в формулу, результат пересчитывается немедленно.

    Правила записи формул в электронных таблицах

    1. Формулы содержат числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций

    2. Арифметические операции и их знаки:

    Название операции Знак Комбинация клавиш

    сложение + {Shift + +=}или {+} на дополнительной клавиатуре

    вычитание – {-}

    умножение * {Shift + 8} или {*}на дополнительной клавиатуре

    деление / {Shift + | \} или {/}на дополнительной клавиатуре

    возведение в степень ^ {Shift + 6} на английском

    3. Формула пишется в строку, символы последовательно выстраиваются друг за другом, проставляются все знаки операций; используются круглые скобки.

    4. В первую очередь выполняются операции в скобках, если нет скобок, то порядок выполнения определяется старшинством операций. По убыванию старшинства операции располагаются в таком порядке:

    1. возведение в степень

    2. умножение, деление

    3. сложение, вычитание

    Операции одинакового старшинства выполняются в порядке их записи слева направо.

    5. Формулы можно вводить в режиме отображения расчетов, т.е. запись формулы в текущую ячейку пользователь начинает со знака = и в ячейке после нажатия клавиши Enter отображается результат вычисления по формуле.

    6. Формулы можно вводить в режиме отображения формул, т.е. пользователь в текущую ячейку записывает формулу без знака = и в ячейке после нажатия клавиши Enter отображается формула.

    30.Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки в элект-ронных таблицах (ЭТ).

    Относительная ссылка в формуле используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула. При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически обновляются в зависимости от нового положения формулы. Относительные ссылки имеют следующий вид: А1, ВЗ.

    Абсолютная ссылка в формуле используется для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании формулы абсолютные ссылки не изменяются. В абсолютных ссылках перед неизменяемым значением адреса ячейки ставится знак доллара (например, $А$1).

    Если символ доллара стоит перед буквой (например: $А1), то координата столбца абсолютная, а строки - относительная. Если символ доллара стоит перед числом (например, А$1), то, наоборот, координата столбца относительная, а строки - абсолютная. Такие ссылки называются смешанными. Пусть, например, в ячейке С1 записана формула =А$1+$В1, которая при копировании в ячейку D2 приобретает вид =В$1+$В2. Относительные ссылки при копировании изменились, а абсолютные - нет.

    3.2. Простые типы данныхв Turbo Pascal 7

    Простой тип определяет упорядоченное множество значений параметра. В Turbo Pascal имеются следующие группы простых типов:

    • целые типы;
    • логический тип;
    • символьный тип;
    • перечисляемый тип;
    • тип-диапазон;
    • вещественные типы.

    Все простые типы, за исключением вещественных, называются порядковыми типами. Для величин порядковых типов определены стандартные процедуры и функции: Dec, Inc, Ord, Pred, Succ (см. п. 13.1).

    3.2.1. Целые типы

    В отличие от языка Паскаль, где определен единственный целый тип Integer, в Turbo Pascal имеется пять стандартных типов целых чисел: Shortint, Integer, Longint, Byte, Word. Характеристики этих типов приведены в табл. 2.

    Таблица 2. Целые типы данных

    Тип Диапазон Формат Размер в байтах
    Shortint -128 .. 127 Знаковый 1
    Integer -32768 .. 32767 Знаковый 2
    Longint -2147483648 .. 2147483647 Знаковый 4
    Byte 0 .. 255 Беззнаковый 1
    Word 0 .. 65535 Беззнаковый 2

    3.2.2. Логический тип

    Стандартный логический тип Boolean (размер - 1 байт) представляет собой тип данных, любой элемент которого может принимать лишь два значения: True и False. При этом справедливы следующие условия:
    False Ord (False) = 0
    Ord (True) = 1
    Succ (False) = True
    Pred (True) = False

    В Turbo Pascal 7.0 добавлено еще три логических типа ByteBool (размер - 1 байт), WordBool (размер - 2 байта) и LongBool (размер - 4 байта). Они введены для унификации с другими языками программирования и со средой Windows. Отличие их от стандартного типа Boolean заключается в фактической величине параметра этого типа, соответствующей значению True. Для вех логических типов значению False соответствует число 0, записанное в соответствующее количество байтов. Значению же True для типа Boolean соответствует число 1, записанное в его байт, а для других типов значению True соответствует любое число, отличное от нуля (хотя функция Ord в этом случае дает значение 1).

    3.2.3. Символьный тип

    Стандартный символьный тип Char определяет полный набор ASCII-символов. Функция Ord от величины типа Char дает код соответствующего символа. Сравниваются величины символьного типа по своим кодам.

    3.2.4. Перечисляемый тип

    Перечисляемый тип не является стандартным и определяется набором идентификаторов, с которыми могут совпадать значения параметра. Список идентификаторов указывается в круглых скобках, идентификаторы разделяются запятыми:

    type
    = ();)

    Важно, в каком порядке перечислены идентификаторы при определении типа, т. к. первому идентификатору присваивается порядковый номер 0, второму - 1 и т. д. Один и тот же идентификатор можно использовать в определении только одного перечисляемого типа. Функция Ord от величины перечисляемого типа дает порядковый номер ее значения.

    Пример. Перечисляемый тип.

    type Operat = (Plus, Minus, Mult, Divide);

    Логический тип является частным случаем перечисляемого типа:

    type Boolean = (False, True);

    3.2.5. Тип-диапазон

    В любом порядковом типе можно выделить подмножество значений, определяемое минимальным и максимальным значением, в которое входят все значения исходного типа, находящиеся в этих границах, включая и сами границы. Такое подмножество определяет тип-диапазон. Тип-диапазон задается указанием минимального и максимального значений, разделенных двумя точками:

    type = . . ;

    Минимальное значение при определении такого типа не должно быть больше максимального.

    Пример. Определение типов-диапазонов.

    type
    Dozen = 1..12; {числа от 1 до 12}
    AddSub = Plus..Minus; {операции сложения и вычитания}

    3.2.6. Вещественные типы

    В отличие от стандарта языка Паскаль, где определен только один вещественный тип Real, в Turbo Pascal имеется пять стандартных вещественных типов: Real, Single, Double, Extended, Соmр. Характеристики этих типов см. в табл. 3. Таблица 3. Вещественные типы данных

    Тип Диапазон Число значащих цифр Размер в байтах
    Real 2.9*10-39..1.7*1038 11-12 6
    Single 1.5*10-45..3.4*1038 7-8 4
    Double 5.0*10-324.-1.7*10308 15-16 8
    Extended 3.4*10-4932..1.1*104932 19-20 10
    Comp -263+1..263-1 19-20 8

    Тип Comp фактически является типом целых чисел увеличенного диапазона, однако порядковым не считается.

    Типы Single, Double, Extended и Comp можно использовать в программах только при наличии арифметического сопроцессора или при включенном эмуляторе сопроцессора (см. пп. 17.5.8 и 17.7.1).