Проект влияние компьютера на здоровье учащихся. Проект «Влияние компьютера на здоровье ребенка

1-2слайд

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно компьютер подрастающего поколения порой даже заменяет подросткам друзей, родителей, школу...

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности.

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.

3 слайд

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

 Сидячее положение в течение длительного времени;

 Воздействие электромагнитного излучения монитора;

 Перегрузка суставов кистей;

 Стресс при потере информации.

4. Сидячее положение

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

5. Воздействие электромагнитного излучения монитора

Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим - электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.

Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, "зашитая" в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.

6. Воздействие на зрение

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

7. Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

8. Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

9. Признаки развития зависимости у ребенка

По результатам опроса НИИ школьных технологий . Подростки от 10 до 17 лет на вопрос «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» ответили:

1. 12, 2 % - общаюсь в сети;

2. 18, 1 % - читаю книги;

3. 30,1 % - посещаю кружки, секции;

4. 44, 9 % - играют в компьютерные игры;

5. 43, 7 % - общаюсь по телефону;

6. 71,1 % провожу время с друзьями;

7. 74, 2 % - смотрю телевизор.

Проведя анкетирование в своем классе, я получила следующие результаты:

1. 20% учеников заботятся о здоровье своих глаз.

2. Большинство (83 %) учащихся имеют компьютер

3. 10% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером.

4. 10% учащихся проводят за компьютером от 4 до 10 часов.

5. 36% учащихся есть постоянное желание играть в компьютерные игры.

6. 20% ребят выбрали компьютер вместо прогулки на лыжах, 0%- предпочли компьютер вместо общения с другом на яву, большая часть (72%) предпочитают компьютер вместо чтения книг и разгадывания логических игр.

10. Компьютерная зависимость - пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. К. з. наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком К. з. является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.

11. Признаки зависимости

 Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

 Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

 Прогулял школу – сидел за компьютером.

 Приходит домой, и сразу к компьютеру.

 Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

 Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

 Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Первая стадия - интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия - втягивание.

Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия - полная зависимость.

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени - нарушение психики.

12. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером

Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно превышать:

Для учащихся I кл. (6 лет) - 10 мин;

Для учащихся II - V кл. - 15 мин;

Для учащихся VI - VII кл. - 20 мин;

Для учащихся VIII - IX кл. - 25 мин;

Для учащихся X - XI кл. на первом часе занятий - 30 мин, на втором - 20 мин.

13.Основные правила гигиены зрения.

Комфортное рабочее место.

Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

Специальное питание для глаз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Гимнастика для глаз.

Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.

Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОУ «ЛИКИНО-ДУЛЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ»

Научная работа

«ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Крюкова Наталья Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. Влияние компьютера на здоровье человека ………………………………… 5

ГЛАВА 2.Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей...... 6

2. 1. Воздействие электромагнитного излучения монитора …………………………… 6

2.2. Сидячее положение в течение длительного времени ……………………………… 7

2.3.Утомление глаз, нагрузка на зрение ……………………………………………….... 8

2.4. Перегрузка суставов кистей …………………………………………………………. 8

2.5. Стресс при потере информации ……………………………………………………… 9

ГЛАВА 3. . Методы исследования и анализ результатов исследования по проблеме влияния компьютера на жизнь и здоровье старшеклассников ……………………………………. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………... 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………. 15

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………. 16

ВВЕДЕНИЕ

«Мирный атом в каждый дом» – этот лозунг сегодня трансформировался в «современные компьютерные технологии в каждый дом». Компьютер перестал быть предметом роскоши, а стал для многих предметом первой необходимости. Но не всегда мирным. Хотя трудно переоценить все удобства, которые связаны с возможностью использования компьютеров и интернет-ресурсов, с ними в нашу жизнь входят и новые проблемы. Ведь любое явление имеет свою оборотную сторону.

Компьютер (англ. computer - «вычислитель») - машина для проведения вычислений. При помощи вычислений компьютер способен обрабатывать информацию по заранее определённому алгоритму. Кроме того, большинство компьютеров способны сохранять информацию и осуществлять поиск информации, выводить информацию на различные виды устройств вывода информации. Своё название компьютеры получили по своей основной функции - проведению вычислений. Однако в настоящее время полагают, что основные функции компьютеров - обработка информации и управление.

Электронно-вычислительная техника всё шире входит во все сферы нашей жизни. Компьютер стал привычным не только в производственных целях и научных лабораториях, но и в студенческих аудиториях и школьных классах. Непрерывно растёт число специалистов, работающих с персональным компьютером, которые становятся их основным рабочим инструментом. Ни экономические, ни научные достижения невозможны теперь без быстрой и четкой информационной связи и без специального обученного персонала.

Небывалая скорость получения визуальной информации и её передачи адресату, а, следовательно, возможность наиболее эффективного практического использования этой информации - вот основные причины всеобщей компьютеризации. Однако длительное пребывание у экрана компьютера без соблюдения необходимых правил небезвредно для здоровья. В первую очередь, у людей, регулярно работающих на ЭВМ, отмечается нарушение зрения, утомление мышц рук и позвоночника, общая усталость. Основные факторы вредного влияния компьютера на организм - это электромагнитные поля и его мелькание на экране, длительная неподвижность позы оператора. Предупредить воздействие этих факторов - значит сохранить здоровье.

Тема «Влияние компьютера на жизнь и здоровье человека» включает в себя проблемные исследования: “Как влияет компьютер на здоровье человека?” и “Информированность старшеклассников Ликино-Дулевского лицея по проблеме влияния компьютера на здоровье человека».

Объектом исследования являются старшеклассники Ликино-Дулевского лицея.

Предмет исследования – опросник, определяющий информированность о влиянии компьютера на человека.

Цель нашей работы:

1. Выяснить, как компьютер действует жизнь и здоровье человека;

2. Определить степень информированности, осведомленности и компетентности старшеклассников Ликино-Дулевского лицея по проблеме влияния компьютера на жизнь и здоровье человека.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу, рассматривающую проблему влияния компьютера на жизнь и здоровье человека.

2. Исследовать распространенность в молодежной среде осведомленности по проблеме влияния компьютера на человека в целом.
3. Выявить специфические критерии, факторы, действующие на организм человека, работающего за компьютером.

4. Предложить пути решения проблемы влияния компьютера на жизнь и здоровье молодежи.

Актуальность работы по проблеме влияния компьютера на жизнь и здоровье человека определяется практической значимостью. Компьютеры уже совершили революцию в мире. За последнее десятилетие компьютер стал неотъемлемой частью в жизни человека. Благодаря ему, мы получаем огромное количество информации, которую можем использовать для реализации своих идей. Но, наряду с приносимой пользой, компьютер вредно влияет на наше здоровье. Много слов в печати и в других СМИ сказано о вредном влиянии компьютера на здоровье пользователей.

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Почему работа за компьютером наносит вред здоровью человека? О пользе или вреде компьютеров постоянно ведутся дискуссии. Можно встретить даже восторженные отзывы о положительном влиянии компьютеров на здоровье. Но так ли это?

При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные. В чем же выражается зрительное утомление? Сегодня уже миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз – чувство жжения, "песка", покраснение век, боли при движении глаз.

Многих людей больше всего беспокоят всякого рода излучения от компьютера. Измерения рентгеновского излучения показали, что оно находится на уровне фона земли. Электромагнитное излучение от компьютера хорошего качества соответствует нормативам. Однако с боковых и задних стенок компьютера низкого качества уровень низкочастотных электромагнитных излучений может быть повышен. В помещении с работающим компьютером, кроме того, изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27 градусов, относительная влажность - снижаться ниже нормы, то есть до 40-60%, а содержание двуокиси углерода - увеличиваться. Наряду с этим воздух ионизируется, увеличивающееся число положительных (тяжелых) ионов неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути. Некоторые люди, в том числе дети, особенно чувствительны и болезненно реагируют на эти изменения воздуха. У них появляется першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых.

Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Работая за компьютером, дети испытывают своеобразный эмоциональный стресс. Исследования показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников.

Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы детей за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка. Это очень важно хотя бы потому, что, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте работы ребенка на компьютере, а после 20 минут - у 25% детей были зафиксированы неприятные явления как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Таким образом, длительная и непрерывная работа за компьютером стимулирует развитие или обострение хронических заболеваний. Импульсивные сигналы, излучаемые компьютерами, воздействуют не только на оператора, но и на всех, кто находится в помещении, где они установлены. При всей привлекательности компьютера – еще одна угроза человеку. Все большее распространение компьютеров и использование их для обучения и развлечений увеличивает опасность для здоровья, особенно детей.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА, РАБОТАЮЩЕГО ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Без сомнения, компьютеры - великое изобретение человека. В настоящее время без них не обходится ни одно предприятие, ни одна школа. Это чудо техники позволяет во многом облегчить современную жизнь. Но вместе с пользой для прогресса, компьютеры наносят вред здоровью - страдает зрение, позвоночник и даже суставы рук. Движущееся изображение на экране приводит к переутомлению, человек перестаёт моргать и это приводит к сухости глаз, а облучение, исходящее из экрана монитора, способствует нервно-соматическим нарушениям в организме, вследствие чего истощается нервная система.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

    воздействие электромагнитного излучения монитора;

    сидячее положение в течение длительного времени;

    перегрузка суставов кистей;

    стресс при потере информации.

2. 1. Воздействие электромагнитного излучения монитора

Каждое устройство, которое производит или потребляет электроэнергию, создает электромагнитное излучение. Это излучение концентрируется вокруг устройства в виде электромагнитного поля. Некоторые приборы, вроде тостера или холодильника, создают очень низкие уровни электромагнитного излучения. Другие устройства (высоковольтные линии, микроволновые печи, телевизоры, мониторы компьютеров) создают гораздо более высокие уровни излучения.

Электромагнитное излучение нельзя увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или потрогать, но, тем не менее, оно присутствует повсюду. Хотя вредное влияние обычных уровней электромагнитного излучения на здоровье детей и взрослых никем пока не доказано, многих волнует эта проблема. Подобные опасения чаще всего связаны с неправильным пониманием самого термина излучение. У многих из нас этот термин ассоциируется с рентгеновскими лучами (или так называемым ионизирующим излучением), т.е. высокочастотной формой радиации, которая, как доказано, увеличивает шанс заболевания раком людей и животных.

В действительности же, каждый, кто знаком с принципом действия монитора компьютера (называемого также видеотерминалом или дисплеем), согласится с тем, что здесь нет смысла говорить о рентгеновском излучении. Незначительное количество ионизирующего излучения, создаваемого катодно-лучевой трубкой внутри монитора, эффективно экранируется стеклом трубки.

Довольно вредное излучение действует на расстоянии полуметра от экрана, отрицательно влияя на кожу и глаза того, кто сидит перед компьютером. На современных мониторах установлены специальные фильтры, уменьшающие напряженность излучения, но опасность все равно существует.
У жидкокристаллических мониторов тоже есть существенные недостатки. Среди них - маленький угол обзора для качественного изображения: Отклоняясь от него, человек видит нечеткую картинку. Это вредит зрению.

Как обезопасить себя, когда приходится иметь дело с компьютерами или электромагнитными полями?

1. Поскольку электромагнитное излучение исходит от всех частей монитора (многие измерения показали, что уровень излучения по бокам и сзади монитора выше, чем спереди), наиболее безопасно установить компьютер в углу комнаты или в таком месте, где те, кто на нем не работает, не оказывались бы сбоку или сзади от машины.

2. Не оставляйте компьютер или монитор надолго включенными. Если компьютер не используется, выключите его. Эта может быть не очень удобно (и может даже оказать некоторое влияние на срок службы компьютера), но все же это не слишком большая плата за защиту от потенциальной опасности электромагнитного поля.

3. Следите за тем, чтобы сидеть по возможности дальше от экрана компьютера, но не в ущерб удобству. Рекомендуется при работе за компьютером помещать монитор на расстоянии вытянутой руки (руки взрослого с вытянутыми пальцами).

4. Дети и беременные женщины должны проводить за компьютером не больше нескольких часов в день.

5. Применяйте специальный защитный экран. Некоторые фирмы, производящие мониторы для компьютеров, разработали такие модели, которые существенно снижают создаваемые ими магнитные поля.

6. Почаще включать в рацион творог и другие молочные продукты (аминокислоты связывают возникающие свободные радикалы, это особенно относится к проживающим в экологически неблагоприятных условиях).

7. Больше двигаться – необходимо встать из-за компьютера, пройтись, сделать глубокий вдох. Даже такая немудреная гимнастика активирует восстановительные процессы, способствует освобождению организма от шлаков.

2. 2. Сидячее положение в течение длительного времени

Работая на компьютере, мы застываем в неудобной позе на длительный промежуток времени. В результате, от долгого сидения в неподвижном положении, появляются боли в суставах кистей рук, мышцах шеи, спины, головные боли. Это может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы, негативно сказывается на циркуляции крови во всем организме (застой крови).

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник - остеохондроз , а у детей - сколиоз .

Часто длительная работа за компьютером может стать причинойнарушений осанки или искривления позвоночника .

Длительная стесненная поза затрудняет дыхание и может привести к приступам кашля .

Для того чтобы уменьшить вредное влияние неудобной позы, необходимо правильно подобрать рабочую мебель . Она поможет сохранить правильное положение тела при работе за компьютером и уменьшить нагрузку.

1. Кресло должно быть на роликах, с регулируемой высотой сиденья и спинкой, без подлокотников, вращающееся вокруг своей оси.

2. Стол должен иметь специальную выдвижную доску для клавиатуры. В идеале стол должен быть чуть ниже линии талии, чтобы экран располагался несколько ниже линии взгляда. Под столом должно быть достаточно пространства для того, чтобы время от времени вытянуть усталые ноги.

3. Правильная поза. Причем "правильная" - не всегда значит "удобная". Необходимо расправить плечи, выпрямить спину, ноги должны обязательно всей стопой опираться на пол. Но и в самой лучшей с точки зрения ортопеда позе нельзя сидеть долгое время.

4. Правильная организация режима работы. Прежде всего, необходимо по возможности ограничить пребывание у компьютера, а саму работу постоянно сменять перерывами (45 минут работы - 15 минут отдыха, причем не просто выключать монитор, но и потягиваться, встать, а то и выходить на улицу). А за 45 минут непрерывной работы как минимум 3-4 раза сменить позу: встряхнуть плечами, пошевелить ногами, помотать головой - все это поможет избежать усталости, так же как - выполнение упражнений. Они могут быть самыми простыми: так, наклоны и повороты головы улучшают мозговое кровообращение и являются неплохой профилактикой шейного остеохондроза.

Длительная работа за компьютером оказывает негативное воздействие на глаза и зрение.

Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения . Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Также длительная работа за компьютером может увеличить риск таких глазных заболеваний как миопия (близорукость), дальнозоркость , глаукома .
Работая за монитором, человек гораздо реже моргает. Это приводит к пересушиванию коньюктивы глаза. Появляется резь и ощущение «песка в глазах».

Влияние компьютера на зрение уменьшается при работе на современном мониторе с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, существенно снижающей эффект мерцания.

У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными. Как может подтвердить каждый родитель, эти последствия возникают не обязательно только при работе за компьютером.

Когда дети переусердствуют в любом занятии, они часто становятся раздражительными. Если ребенок возбужден больше, чем обычно, и для этого нет другой очевидной причины, то это вполне может быть вызвано длительным пребыванием его за компьютером. Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением. Многие дети страдают незначительным ухудшением зрения, которое можно расценивать как "неприятность". Со временем здесь потребуется коррекция зрения, но вмешательства медицины, возможно, удастся избежать до достижения юношеского или взрослого возраста.

Но если дети столь сильно увлечены компьютером, что все свободное время проводят за клавиатурой, то эта "неприятность" может перерасти в нечто большее, что потребует коррекции в раннем возрасте. Хотя еще и не доказано, что компьютеры действительно могут вызвать ухудшение зрения, некоторые офтальмологи высказывают опасение, что чрезмерное увлечение ими в раннем возрасте может оказать негативное влияние на мышцы, управляющие глазами, в результате чего ребенку очень трудно будет концентрировать зрение на определенном предмете, особенно в таких занятиях, как чтение. Если это произойдет, проблему коррекции зрения придется решать с помощью очков. К счастью, большинства этих проблем удается достаточно легко избежать.

    Выбор хорошего монитора. Мониторы с высоким разрешением всегда удобнее для глаз, чем мониторы с низким разрешением. Оптимальный размер экрана для малыша - 15 дюймов, а для школьника подойдет 17-дюймовый монитор.

    Правильное расстояние до монитора - около 45-60 см, желательно, чтобы он находился ниже уровня глаз.

    Правильное освещение - естественный свет, падающий слева. В темное время суток лампа должна освещать только документ, но не экран монитора. Это поможет избежать бликов, осложняющих работу.

    Ограничение времени работы на компьютере - важный фактор сохранения здоровья. Школьникам можно разрешить проводить перед монитором до двух часов, устраивая 10-15 минутные перерывы каждые полчаса. Идеальной "разрядкой" между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения - прогулка, игра в мяч на воздухе.

    Упражнения для глаз, помогающие детям избежать проблем, связанных с использованием компьютера. Это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах. Чередование работы за компьютером с другими видами деятельности полезно еще и тем, что последние часто включают в себя зрительные движения, являющиеся хорошими упражнениями для глаз.

    Глазам (да и всему организму) необходима дополнительная поддержка изнутри. К сожалению, из пищи наш организм не может получить всех необходимых веществ. Возникающий дефицит необходимых, полезных, важных витаминов и микроэлементов приводит к постепенному, но неуклонному ухудшению здоровья.
    Например, биологически активные добавки, кисель и компот «Витаминный для глаз» содержат все необходимые компоненты для помощи глазам при повышенных нагрузках на зрительный аппарат. Витаминно-минеральные комплексы направленного действия – это насущная потребность для каждого, кто хочет сохранить здоровье.

Если, несмотря на эти меры предосторожности, дети жалуются на головную боль, если воспаляются и чешутся глаза или если неожиданно возникают трудности с чтением или другими школьными занятиями, то необходимо показаться оптометристу или офтальмологу.

2.4. Перегрузка суставов кистей

Длительная работа за компьютером может стать причиной серьезных нервно-мышечных расстройств. Особенно чувствительными участками тела являются пальцы, кисти рук и предплечья. Руки выполняют основную часть механической работы при работе за компьютером, при этом важна не амплитуда физической нагрузки (она, как правило, довольно низкая), а время работы. Как известно подушечки пальцев являются наиболее чувствительными участками человеческого тела. На этом уровне сконцентрировано большое количество чувствительных нервных окончаний (благодаря этому пальцы выполняют функцию осязания). При длительной работе за компьютером (на клавиатуре) нервные окончания пальцев подвергаются постоянному раздражению. Со временем это приводит к истощению нервных путей осуществляющих связь пальцев с корой головного мозга. В результате возникают нарушения координации движений пальцев и судороги кисти и предплечья. Английские исследователи назвали это заболевание RSI (repetitive strain injury), что переводится как хроническое заболевание кистей рук.

У людей, зарабатывающих на жизнь работой на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Наиболее распространен кистевой туннельный синдром (carpal tunnel syndrome), при котором нервы руки повреждаются вследствие частой и длительной работы на компьютере.

В наиболее тяжелой форме этот синдром проявляется в виде мучительных болей, лишающих человека трудоспособности. У детей такие проблемы возникают редко, все-таки самые увлекающиеся из них не проводят столько времени за компьютером, как взрослые профессионалы. Однако все же имеет смысл следить за положением ребенка, если он чересчур засиделся за компьютером.

2.5. Стресс при потере информации

1. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случаются и инфаркты.

2. Человек, работающий за компьютером, вынужден все время принимать решения, от которых зависит эффективность его работы. Порой бывает довольно сложно предположить последствия того или иного шага (особенно на фоне хронической усталости). Поэтому, длительная работа за компьютером, часто является причиной хронического стресса .

3. Необходимость перерабатывать большое количество неоднородной (и в большинстве своем ненужной информации), так же приводит к развитию стресса.

Таким образом, по сути дела только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека. В наше время использование компьютеров во всех сферах жизни становится все шире и потому все больше людей вынуждены проводить целые дни у мониторов компьютеров.

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

С целью выявления влияния компьютера на здоровье человека, а также информированности старшеклассников Ликино-Дулевского лицея по данной проблеме, мы использовали метод опроса (Приложение 1) . Испытуемым предлагается ответить на 9 вопросов, касающихся влияния компьютера на человека. Последний, 10, пункт метода, заключается в том, что испытуемые дают свои рекомендации по сохранению здоровья человека при длительной работе за компьютером. Вопросы данной методики затрагивают различные области работы человека с компьютером: насколько часто используется компьютер испытуемыми, как часто делается перерыв в сеансах, каково влияние на здоровье в целом, а также каково влияние на развитие личностных качеств и т.д.

В опросе приняли участие 93 старшеклассников Ликино-Дулевского лицея. Исходя из проведенного исследования, мы выявили следующие результаты.

1. На вопрос «влияет ли компьютер на здоровье человека» (Приложение 2) , 70 % испытуемых ответили, что компьютер оказывает негативное воздействие на человека, 30 % – не оказывает.

2. Вопрос «сколько времени испытуемые проводят за компьютером в сутки» (Приложение 3) дал следующие результаты:

До 2 часов в сутки – 27 % испытуемых;

До 4 часов в сутки – 23 % испытуемых;

До 6 часов в сутки – 30 % испытуемых;

До 8 часов в сутки – 2 % испытуемых;

Более 8 часов в сутки – 18 % испытуемых.

3. Нас заинтересовало мнение испытуемых о том, какое воздействие оказывает длительное времяпровождение за компьютером на зрение, позвоночник и циркуляцию крови (Приложение 4) .

82 % испытуемых считают, что компьютер оказывает негативное воздействие;

16 % - не оказывает совсем никакого воздействия;

2 % - не знают

4. Вопрос о влиянии электромагнитного излучения компьютера на здоровье человека показал следующие результаты (Приложение 5):

7 % учеников считают, что электромагнитное излучение не влияет на здоровье человека;

70 % учащихся указывают на негативное влияние компьютера на здоровье человека;

23 % испытуемых не осведомлены в данном вопросе и затрудняются ответить.

5. Вопрос «Что Вы испытываете, работая долго за компьютером» (Приложение 6) :

54 % учеников ответили, что испытывают неприятные ощущения, усталость, боль в глазах, неудобство, уныние;

22 % учащихся испытывают при длительной работе за компьютером радость, удовлетворение, наслаждение, позитив и счастье;

24 % испытуемых затруднились ответить на данный вопрос.

6. Вопрос о влиянии компьютерных игр на развитие личностных и моральных качеств дал следующие показатели (Приложение 7) :

42 % учащихся считают, что компьютерные игры негативно влияют на психику человека;

25 % учеников полагают, что компьютерные игры ни в какой степени не влияют на психику человека;

33 % ребят затруднились ответить на данный вопрос.

7. На вопрос «Считаете ли Вы, что длительное времяпровождение за компьютером оказывает негативное влияние на психику человека» (Приложение 8)

67 % ребят ответили, что компьютер отрицательно влияет на психику человека;

32 % учеников думают, что длительное времяпровождение не оказывает влияния на психику;

1 % - затрудняются ответить на данный вопрос.

Согласно проведенному тесту, было установлено, что компьютер оказывает негативное влияние на организм человека. В опытах была проведена анкета под названием «Ваше отношение к компьютеру». Большинство ответов учащихся на вопрос: «Влияет ли компьютер на здоровье человека?» (70 %) были положительными, т е компьютер оказывает негативное воздействие на человека. Но, всё же, они думают о своём здоровье, хотя и продолжают заниматься на компьютере.

Удивителен тот факт, что 18 % старшеклассников проводят за компьютером более 8 часов в сутки, что, безусловно, может сказаться на успехах в учебе – большая часть времени проводится не за уроками, а за компьютером.

27 % учеников проводят за компьютером менее 2 часов в сутки, а то и меньше. В основном в эту долю входят старшеклассники 11 классов, что объясняется, по нашему мнению, нехваткой времени из-за подготовки учеников к выпускным экзаменам и подготовки к поступлению в ВУЗы.

Примечетельно, что 74 % испытуемых уверены, что компьютер оказывает вред при длительном времяпровождении на зрение, позвоночник и циркуляцию крови. Хотя 14 % учащихся полагают, что нет никакого влияния на вышеперечисленные аспекты.

23 % старшеклассников затруднились ответить на вопрос о влиянии электромагнитного излучения компьютера на здоровье человека, что объясняется, как мы полагаем, низким уровнем осведомленности.

54 % ребят при длительной работе за компьютером испытывают утомление, усталость, боль в глазах. Но, даже, испытывая столь неприятные ощущения в организме, учащиеся не перестают меньше работать за компьютером. Что удивительно, 22 % старшеклассников испытывают при работе за компьютером радость, счастье, удовлетворение, любовь, эйфорию.

25 % учеников полагают, что компьютерные игры ни в какой степени не влияют на психику человека.

А вот 67 % учащихся уверены, что длительное времяпровождение оказывает негативное влияние на психику человека.

Таким образом, по результатам анализа анкеты можно сделать вывод, о том, что компьютер в большей степени негативно влияет на психику и на состояние человека в целом. Что касается здоровья, то здесь огромное негативное влияние оказывают излучения, которые действуют как на зрение, так и на некоторые другие внутренние органы человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пожалуй, среди достижений современной цивилизации компьютерную технику можно по праву назвать предметом наибольшей любви и обожания человека. Человек, благодаря своей уникальной способности мыслить, уже немало сделал для того, чтобы облегчить себе жизнь и добиться максимального комфорта. И если некоторые годами ломают голову, трудясь над созданием новых технологий, и совершают научные открытия, то большая часть весьма умело научилась пользоваться плодами их труда. Пожалуй, среди достижений современной цивилизации компьютерную технику можно по праву назвать предметом наибольшей любви и обожания человека.

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Часто приходиться слышать такие вопросы: А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?

К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера. И все же компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Таким образом, по результатам анализа анкеты можно сделать вывод о том, что компьютер в большей степени негативно влияет на психику и на состояние человека в целом. Что касается здоровья, то здесь огромное негативное влияние оказывают излучения, которые действуют как на зрение, так и на некоторые другие внутренние органы человека.

Но необходимо помнить, что только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека.

Если мысленно представить себе весы на разных чашах, на которых лежат положительные и отрицательные стороны компьютера то можно предположить, что эти чаши будут находиться в равновесии. Но возможно около 20 % населения будут с нами не согласны, так как они против компьютера, потому что он воздействует на психику, состояние и здоровье человека в целом.

На основе данной работы сделаны выводы :

1). Согласно большинству литературных источников воздействие электромагнитных излучений компьютера на организм человека оказывают целый ряд негативных воздействий - от зрения до психики.

2). Изучение воздействия компьютера на человеческий организм составляет большую сложность из - за слабой разработки методик.

3). Исследования по теме «Влияние компьютера на здоровье старшеклассников» проводились в основном методом тестирования, как наиболее доступным способом в условиях школы.

4). Согласно полученным данным большинство учащихся положительно относятся к компьютеру, хотя о вредном влиянии компьютера на состояние своего здоровья не задумывались.

5) В результате исследования мы выявили, что примерно 70 % старшеклассников Ликино-Дулевского лицея информированы по проблеме негативного влияния компьютера на здоровье человека. Однако данная осведомленность в этих вопросах не снижает уровня проводимого времени за компьютером, что ведет к резкому ухудшению здоровья в целом, так и к снижению работоспособности. В результате – снижается уровень школьной успеваемости.

1. Необходимо, по возможности, ограничить пребывание у компьютера, а саму работу постоянно сменять перерывами (45 минут работы - 15 минут отдыха.

2. Правильно подобрать рабочую компьютерную мебель (кресло должно быть на роликах; в идеале стол должен быть чуть ниже линии талии и должен иметь специальную выдвижную доску для клавиатуры).

3. Правильное расстояние до монитора - около 45-60 см

4. Проводить специальные упражнения для глаз (слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах).

5. Больше двигаться – необходимо встать из-за компьютера, пройтись, сделать глубокий вдох.

6. Почаще включать в рацион творог и другие молочные продукты, биологически активные добавки для глаз.

7. Пользоваться компьютерными очками со специальными цветными фильтрами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Безруких М.М. Компьютер и здоровье ребенка / М.М. Безруких. – М.: Вентана-Графф, 2003.

    Грановская Р.М. Дети и компьютеры / Р.М. Грановская, М.С. Гринева, Д.В. Третьяков // Вопр. психич. здоровья детей и подростков. – 2001. – № 1. – С.40 – 45.

    3отов А.А. Потенциальная опасность применения компьютеров в школах и профилактика заболевания детей / А.А. 3отов, В.Е. Когут, Л.Ю. Кулева // Экология человека и природы: сб. материалов... конф. – Иваново, 1997 – С.61.

    Краснова О.А. Излучение компьютера и здоровье детей / О.А. Краснова, И.В. Левченко // Информатика и образование. – 1995.

    Леонова Л.А. Компьютер и здоровье ребенка / Л.А. Леонова, Л.В. Макарова, С.С. Савватеева // Материнство. – 1998.

    Петроченков А. Персональный компьютер и здоровье школьников / А. Петроченков // Учитель. – 2002. – № 5.

    Степанова М.И. Компьютер и самочувствие школьника / М.И. Степанова // Информатика и образование. – 1989. – № 5.

    Компьютерные излучения и профилактика заболеваний детей / В.Я. Володарский [и др.] // Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине: тез. междунар. конгр. – СПб., 1997.– С.221.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 2.

Тест «Влияние компьютера на здоровье человека»

    Как Вы считаете, влияет ли компьютер на здоровье человека?

    Сколько времени Вы проводите за компьютером в сутки (24 часа)?

    Какую работу чаще Вы выполняете, пользуясь компьютером: печатаете, играете и т. д

    Через какой промежуток времени Вы делаете перерыв между сеансами, работая за компьютером

    Думаете ли Вы, что длительное времяпровождение за компьютером негативно сказывается на зрении, позвоночнике, циркуляции крови во всем организме

    Как Вы полагаете, какое влияние оказывает электромагнитное излучение компьютера на здоровье человека

    Что Вы испытываете, работая долго за компьютером

    Как Вы предполагаете, каково влияние компьютерных игр на развитие личностных и моральных качеств

    Считаете ли Вы, что длительное времяпровождение оказывает негативное влияние на психику человека

Приложение 2.

Диаграмма 1. Вопрос «Как Вы считаете, влияет ли компьютер на здоровье человека»

Приложение 3 .

Диаграмма 2. Вопрос «Сколько времени Вы проводите за компьютером в сутки (24 часа)»


Приложение 4 .

Диаграмма 3. Вопрос «Думаете ли Вы, что длительное времяпровождение за компьютером негативно сказывается на зрении, позвоночнике, циркуляции крови во всем организме»


Приложение 5 .

Диаграмма 4. Вопрос «Как Вы полагаете, какое влияние оказывает электромагнитное излучение компьютера на здоровье человека»


Приложение 6 .

Д
иаграмма 5. Вопрос «Что Вы испытываете, работая долго за компьютером»

Приложение 7 .

Д
иаграмма 6. Вопрос «Как Вы предполагаете, каково влияние компьютерных игр на развитие личностных и моральных качеств»

Приложение 8 .

Диаграмма 7. Вопрос «Считаете ли Вы, что длительное времяпровождение оказывает негативное влияние на психику человека»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Реферат по ОБЖ на тему:

Компьютер и его влияние на современного школьника

Иркутск, 2016

Введение

3. Польза и вред компьютера

Заключение

Введение

Цель моей работы - выяснить, почему компьютер может быть опасным для здоровья школьника. Найти оптимальное решение проблемы взаимоотношения современного школьника и компьютера.

1. Дать определение компьютера, как источника влияния на здоровье человека;

2. Узнать, почему в современном мире школьник больше нуждается в информационных технологиях;

3. Раскрыть положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на человека;

4. Найти варианты безопасного для здоровья школьника общения с компьютером.

1. Компьютер с точки зрения влияния на здоровье человека

Рассмотрим основные факторы влияния компьютера на здоровье человека:

1) каждый прибор, работающий на электроэнергии, излучает электромагнитное излучение, в том числе и компьютер;

2) слишком сильное мерцание и яркость экрана (монитора) компьютера;

3) неправильное положение при работе с компьютером;

4) компьютер является источником пагубного влияния на эмоциональное состояние человека.

Таким образом, компьютер излучает электромагнитное излучение, пагубно влияет на зрение, при работе с ним, человек часто принимает неправильное положение, а также компьютер портит психику человека.

2. Современный школьник и компьютер

компьютер здоровье школьник

Некоторые школьники используют компьютер как средство развлечения. Они играют в компьютерные игры (пагубное влияние на психику), злоупотребляют общением в социальных сетях и т. д..

Компьютер стал неотъемлемой частью жизни так и взрослого человека, так и школьника. В образовательных учреждениях всё чаще требуют писать доклады, рефераты, проекты и т. д.. Раньше для этого использовались бумажные носители информации, но компьютер значительно упрощает задачу. Также в школах стали появляться электронные учебники, интерактивные доски, цифровые лаборатории, электронные планшеты для рисования и т. п..

Таким образом, школьник не может полностью отказаться от общения с компьютером, даже если будет использовать бумажные носители информации, так как это будет отнимать очень много времени, потеряется оперативность, концентрация, а с помощью компьютера это можно сделать легко и быстро.

3. Польза и вред компьютера

Несомненно, компьютер даёт человеку возможность расширять его знания (конечно, при правильном использовании!). С помощью компьютера человек может получить сведения о любом предмете (причём очень точные), оказаться на любой точке планеты, совершать покупки не выходя из дома и т. д..

Но есть и отрицательная сторона влияния компьютера на человека (в частности на здоровье).

Как мы уже говорили, компьютер излучает электромагнитное излучение. Оно может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечно-сосудистой системы и аномалии в процессе беременности и соответственно пагубное воздействие на плод. Также компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения.

Из-за мерцания монитора компьютер оказывает очень высокое напряжение для глаз. Мышцы, которые фокусируют глаза на определённом предмете, очень устают. Чрезмерное увлечение компьютером оказывает негативное влияние на эти мышцы, и вскоре ухудшается зрение. Если не предпринимать мер, то человек ослепнет, и будет видеть, как через запотевшее стекло.

Неправильное положение при работе с компьютером также оказывает негативное влияние на здоровье. Может онеметь шея, появиться боль в плечах, пояснице, спине. Также покалывание в ногах, защемление нерва в запястном канале. Неправильное положение при работе с компьютером может быть признаком развития серьёзных заболеваний, таких как: остеохондроз, грыжи межпозвонковых дисков, сколиоз, лордоз, кифоз и т. д..

Помимо этого, компьютер является источником постоянного раздражения. Наверное, нет такого человека, у которого никогда не зависал бы компьютер, не было бы проблем с какими либо программами и т.д.. Не секрет, что общение с компьютером, а особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает, своеобразный, эмоциональный стресс. Вскоре появляется зависимость.

Как мы видим, вреда от компьютера гораздо больше, чем пользы. Поэтому постоянное общение с компьютером может привести к очень серьёзным, порой даже неизлечимым заболеваниям.

4. Решение проблемы взаимоотношения школьника и компьютера

Давайте рассмотрим некоторые правила работы за компьютером:

1) отрегулируйте стул таким образом, чтобы вы могли сидеть ровно, но комфортно;

2) ваша спина должна слегка опираться на спинку стула;

3) чтобы избежать излишнего напряжения плеч, шеи и поясницы, поднимите сиденье стула таким образом, чтобы ваши локти были согнуты под углом в 90 градусов, а запястья комфортно лежали на столешнице;

4) монитор и клавиатуру расположите прямо перед собой. При работе на клавиатуре, расположите ее так, чтобы она была прямо перед вами. При работе с цифрами, расположите клавиатуру так, чтобы панель цифр была перед вашей рабочей рукой. Ваш корпус должен располагаться на расстоянии 20 см. от клавиатуры;

5) ваши локти должны быть согнуты и удобно расположены на подлокотниках кресла или же на столешнице;

6) расположите компьютерную мышку таким образом, чтобы вы могли управлять ей, держа локоть согнутым и лежащим на подлокотнике кресла или столешнице. При этом ваше запястье должно быть расслаблено и направлено вперед. Для удобства вы можете подложить под него специальную эргономическую подушечку;

7) расположите предметы на своем рабочем столе так, чтобы вы могли дотянуться до нужных вещей, не разгибая локтя. Вещи, которые вы не используете, рекомендуется убрать со стола.

8) Распрямите ноги и удобно поставьте их на твердую поверхность (пол или специальную подставку), но не располагайте их согнутыми под стулом;

9) вытяните руку перед собой: если вы не можете дотянуться до верхнего края экрана кончиками пальцев, подвиньте его ближе к себе;

10) верхняя часть экрана должна располагаться на уровне ваших глаз. Если вы носите очки, то наклоните экран примерно под тем же углом, под которым вы обычно читаете книгу в очках;

11) подростку можно работать на компьютере не более 30 минут в день;

12) Каждые 7-10 минут необходимо делать перерывы, выполняя простейшие физические упражнения.

Таким образом, соблюдение этих правил может значительно уменьшить риск развития серьёзных заболеваний. Причём как раз школьнику удобнее всего соблюдать эти правила, так как он может ограничить свой доступ к компьютеру, нежели работник-экономист, программист и т. д., нужно только иметь способность к самовоспитанию.

Заключение

Компьютер действительно является очень опасным для здоровья человека (в частности школьника). Благодаря соблюдению простейших правил безопасной работы за компьютером, школьнику доступна возможность уберечь себя от вредного воздействия компьютера и опасных заболеваний. Нужно только стремиться к этому.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Факторы риска, которыми сопровождается влияние компьютера на организм человека. Вред: для зрения, для детей, иммунитета, мышц и костей, зависимость от виртуальной реальности. Условия, сводящие к минимуму пагубное влияние электромагнитного излучения.

    реферат , добавлен 23.02.2011

    Влияние компьютера на здоровье человека, основные аспекты длительной работы за компьютером. Ультрафиолетовое излучение, благоприятное влияние излучения на организм, воздействие ультрафиолета на кожу, на глаза м иммунную систему. Влияние шума на здоровье.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Виды электромагнитных излучений. Влияние излучений монитора компьютера и экрана телевизора на человека. Биологическое действие электромагнитных излучений на организм человека. Санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером и телевизором.

    реферат , добавлен 28.05.2012

    Рассмотрение основных способов влияния компьютера на здоровье. Изучение последствий длительного сидячего положения, нагрузки на зрение, кисти рук и пальцы, влияния на нервную систему и психику. Воздействие пыли и грязи машины на организм человека.

    презентация , добавлен 01.02.2015

    Негативные факторы воздействия персонального компьютера на здоровье человека: излучение, проблемы, связанные с мышцами и суставами, компьютерный зрительный синдром, компьютерный стресс. Система взаимодействия человека, машины и окружающей среды.

    презентация , добавлен 10.06.2011

    Влияние персонального компьютера на здоровье человека. Классификация опасностей для человека при работе за компьютером Рекомендации по уменьшению вредного воздействия компьютера на человека. Уровень излучения мобильных телефонов и способы борьбы с ним.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2010

    Вредные излучения при работе компьютера, ионизирующее (рентгеновское) и электромагнитное излучения, электростатическое поле. Причины специфического зрительного утомления у пользователей дисплеев. Синдром длительной статической нагрузки, его профилактика.

    презентация , добавлен 29.05.2010

    Персональные компьютеры как источники широкополосных электромагнитных излучений. Схема электронно-лучевой трубки и принцип действия жидкокристаллической панели. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером, и меры предосторожности.

    презентация , добавлен 27.04.2012

    Проблема негативного влияния компьютера на здоровье человека. Синдром компьютерного стресса и компьютерная зависимость, ухудшение зрения, депрессионное состояние, проблемы в общении. Советы родителям по предотвращению развития компьютерной зависимости.

    реферат , добавлен 24.10.2010

    Основные вредные факторы воздействия компьютера на организм человека, симптомы заболевания СКС (синдром компьютерного стресса). Организация безопасной работы на компьютере, требования к производственным помещениям. Правила размещения рабочих мест.










Задачи: 1. Изучить литературу по данной проблеме 2. Определить вредоносные факторы длительного пребывания за компьютером 3. Собрать и проанализировать данные о признаках нездоровья учащихся, проявляющих у них в процессе работы за компьютером 4. Дать рекомендации по предотвращению и уменьшению проявленных признаков нездоровья 5. Разработать комплекс упражнений для профилактики негативного воздействия на здоровье человека












Основные правила гигиены зрения Комфортное рабочее место Специальное питание для глаз Препараты для улучшения зрения Гимнастика для глаз Снятие усталости, предотвращение болезни глаз Снятие усталости, предотвращение болезни глаз Очки с компьютерным спектральным фильтром Очки с компьютерным спектральным фильтром




Компьютерный стресс ____________________________ Вы включаете компьютер, а на экране вместо привычной процедуры загрузки - "Disk C: not found" или "Boot sector is failure"... А вы уже и забыли, когда и куда дублировали свою информацию... Ваше состояние в этот момент психологи называют "острый стресс". ______________________________________________ Потеря информации Неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера Информационные перегрузки. Спам


Психологические симптомы, которые может начать испытывать человек: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой. Опасными сигналами являются также: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых он-лайн










ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их Повтори это 4-6 раз 2. Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев 3. Делай круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз- направо-вверх-налево-вниз. Повтори упражнение 10 раз 4.Вытяни вперёд руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори упражнение 5 раз 5.Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты








Анкета Время работы за компьютером. 1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером? а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов 2.Со скольки лет вы работаете на компьютере? а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________ Зависимость от компьютера. 1.Есть ли постоянное желание играть в игры? а) да; б) нет; в) не знаю 2.С лёгкостью можете оторваться от игры? а) да; б) нет; в) не знаю Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером. 1.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером? а) 1 час; б) 2часа; в) 10 часов 2.Устают ли глаза при работе с компьютером? а) да; б) нет; в) не придаю значения 3.Вы делаете гимнастику для глаз? а) да; б) нет; в) как получится 4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? а) да; б) нет; в) мне все равно





Исследовательский проект

«Влияние компьютера и компьютерных сетей на здоровье школьников»

В целях профилактики «компьютерных заболеваний» современной наукой разработан ряд норм и правил работы на ПК. Согласно СанПиН 2.2.2.542-96 «Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ » непрерывная длительность работы школьников на ПК не должна превышать 10 – 30 минут в зависимости от возраста. После работы должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого часа работы – физические упражнения для профилактики общего утомления. Длительность перемен между сеансами работы на компьютере должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из помещения, где установлен компьютер.

Кроме того, установлено, что оптимальной является освещенность рабочего места 500 лк., высота стола должна регулироваться от 680 до 800 мм, либо стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног. Рабочий стул должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья. Клавиатура должна располагаться на поверхности стола на расстоянии 100 – 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы. Оптимальное расстояние глаз от экрана видеомонитора – 60-70 см.4

Убрать блики и повысить контрастность изображения можно при помощи защитных фильтров, при покупке которых также нужно проверять наличие паспорта с результатами проверки именно этого образца. Коэффициент его зеркального отражения должен быть не более 1%, а коэффициент пропускания 35 – 40% при низкой освещенности и 55 – 60% при высокой.

Изучая данную литературу можно сделать следующий вывод:

а) риск при работе за ПК может повлиять на здоровье человека. Вред для здоровья пользователей ПК объясняется неправильным выбором рабочего места, использованием компьютеров с неудовлетворительными гигиеническими характеристиками, превышением нормативной продолжительности работы с ним, гиподинамией, неправильным освещением рабочего места, неудовлетворительными микроклиматическими параметрами в помещении с ПК.

б) в целях профилактики «компьютерных заболеваний» современной наукой разработан ряд норм и правил работы на ПК.

2. Изучение влияния компьютера на здоровье учащихся 10-11 классов МОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино

2.1 Методы исследования

В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, так как симптомы КЗС и скелетно-мышечных расстройств, вызываемых работой на ПК, носят описательный характер. Этот метод также позволяет провести исследование соблюдения правил и норм работы на ПК.

Для решения поставленных задач мной была разработана анкета, состоящая из 22 вопросов (см. приложение 1).

Анкетирование было письменным и анонимным, т. к. это позволяет повысить достоверность получаемых данных. Были опрошены учащиеся десятых и одиннадцатых классов Мурыгинской средней школы , все из которых пользуются услугами Internet.

2.2. Результаты исследования

Основные результаты анкетирования приведены в таблицах 1 и 2 (см. приложение 2), а также диаграммах 1 – 3 (см. приложение 3).

Кроме того, выяснилось, что:

    средний стаж работы старшеклассников на ПК – 4 года, использования Интернет-2 года; симптомы КЗС наблюдаются у 35,5% опрошенных; Симптомы скелетно-мышечных расстройств после и во время работы за ПК периодически появляются примерно у 44,4% опрошенных; У 4,4% в результате работы на ПК появились расстройства рефракции (близорукость и астигматизм); Подавляющее большинство старшеклассников (71%) проводит за ПК менее 2-х часов в день, что соответствует норме; Нормы и правила работы на ПК полностью соблюдают только 7,8% опрошенных; У 8,6% на мой взгляд, наблюдается синдром интернет-зависимости, а у 5,5% – симптомы компьютерной игромании; Случаев появления аллергии, учащения её приступов и снижения иммунитета в результате использования ПК не выявлено; Среди соблюдающих нормы и правила работы на ПК только у 1 человека периодически появляется головная боль; остальных симптомов КЗС и скелетно-мышечных расстройств в данной группе старшеклассников не выявлено;

В результате анализа полученных данных я пришёл к следующим выводам:

1) симптомы компьютерного зрительного синдрома и скелетно-мышечных расстройств появляются в результате работы на ПК более, чем у 35% старшеклассников;

2) работа на ПК может явиться причиной появления расстройств рефракции;

3) чрезмерное увлечение компьютерными играми и сетью Internet может привести к появлению компьютерной игромании и Интернет - зависимости;

4) нормы и правила работы на ПК полностью соблюдают только 7,8% старшеклассников;

5) основной причиной появления «компьютерных» заболеваний является непрерывная работа за ПК в течение длительного времени (более 20 минут) и неудовлетворительные условия работы (в данном случае плохое освещение), а также не выполнение профилактических мероприятий (перерывы в работе, гимнастика для глаз и физкультурные минутки).

В целях защиты от электромагнитного излучения и других вредных факторов при работе на ПК я предлагаю выполнять следующие рекомендации:

1. По возможности пользоваться жидкокристаллическим монитором.

2. При приобретении монитора необходимо обращать внимание на наличие гигиенического сертификата, кроме того он должен быть правильно настроен.

3. Располагать системный блок и монитор как можно дальше от пользователя.

4. Так как электромагнитное излучение от стенок монитора наиболее сильное, располагать монитор в углу, так, что бы излучение поглощалось стенами.

5. Не оставлять компьютер включенным в течение длительного времени без надобности.

6. Разместить монитор так, что бы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше.

7. Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства.

8. Стул должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ноги пользователя могут прочно стоять на полу.

9. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.

10. По возможности сократить время работы за компьютером и делать перерывы в работе каждые 10 – 20 минут.

11. Выполнять комплекс упражнений для глаз и общую лечебную гимнастику.

12. Как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его.

13. Единственным средством профилактики Intrnet-зависимости и игромании является самоконтроль и саморегуляция. Следите за тем, сколько времени вы посвящаете Интернету и компьютерным играм, не стали ли вы более раздражительны в последнее время.

Заключение

Компьютер – это наше будущее. Работа на нём обучает детей просто и быстро получать информацию. В отношении, например, некоторых игр у подростков формируется зависимость, которая вызывает агрессивный настрой, но есть и такие игры, которые развивают положительные качества. С появлением Интернета люди меньше стали общаться лично, предпочитая общение по чатам, электронной почте. Всё это влияет на здоровье человека. Если соблюдать правила нормы работы за компьютером, он будет помогать, а не вредить здоровью. Ведь здоровье – важная составляющая нашей жизни. Помните об этом.

В своём исследовании я постарался раскрыть причины возникновения «компьютерных» заболеваний, оценил степень неблагоприятного воздействия ПК и сети Интернет на здоровье старшеклассников через сравнительный анализ здоровья лиц, соблюдающих правила работы на ПК, и тех, кто их не соблюдает. Этим самым, я доказал своё предположение, что несоблюдение санитарно-гигиенических норм работы на компьютере приводят к больших проблемам со здоровьем человека.

Изучая работу А. Франса по вопросу работы за компьютером я полностью согласен с его высказыванием: «Не разум пагубен для человека, а ошибки разума».

Проводя исследования «Компьютер и здоровье» я составил общие рекомендации при работе с компьютерами. Где отметил принцип правильной рабочей позы, принцип правильного дыхания и релаксации, принцип правильной организации работы зрительного аппарата, принцип соблюдения режима работы и принцип выполнения оздоровительно-профилактических комплексов упражнений (см. приложение 4).

Список использованной литературы

1. Сеть и наркомания //Компьютерный еженедельник «Компьютерра» №16, 1998 г., стр.13-15.

2. «Психология и интернет на пороге ХХI века»// Психологическая газета №12, 1996 г., стр.4-6.

3. «Все о компьютерном зрительном синдроме»// http: www. .

4. Мархоцкий: учеб. Пособие – Мн.: Выш. шк., 2006.

5. Интернет-зависимость и ее психологическая харатеристика, Смоленск 2003.

6. СанПин 2.2.2.542-96 «Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ».

7. Сурин компьютера на здоровье человека, Сыктывкар, 2005.

8. Один на один с монитором// НГ - наука, # 2, 2000 г.

9. Чеботарев П. Н., Свижевский и здоровье// www. aires. *****/pdf/ rus/interest/computer&health. pdf.

10. «Computer Vision Syndrome»// http://library. thinkquest. org/C0123325/synd. htm

11. RSI Facts & Figures/ www. .

12. Sheedy JE. The bottom line on fixing computer-related vision and eye problems. J Am Optom Assoc, 67(9):512-17, 1996.

Приложение 1

Анкета

Дата рождения:_____________________________________________

1. Как давно вы пользуетесь компьютером: ____________________________________ лет.

2. Сколько времени Вы проводите за компьютером:

а) до 2-х часов в день;

б) от 2-х до 5 часов в день;

в) более 5-ти часов в день.

3. Какими программами Вы пользуетесь чаще всего:

а) текстовым редактором (Word);

б) графическим редактором (Paint, Photoshop);

в) играми;

г) другое _____________________.

4. Сколько времени Вы проводите в Интернете:

а) до 2 часов в неделю;

б) от 2 до 5 часов в неделю;

в) до 2 часов в день;

г) от 2 до 5 часов в день.

5. Какова Ваша потребность в компьютерных играх:

а) отношусь к ним равнодушно;

б) периодически возникает желание поиграть;

в) и дня не могу без них обойтись.

6. Как Вы относитесь к Интернету:

а) равнодушно;

б) пользуюсь им только по необходимости;

в) испытываю ежедневную потребность в Интернете;

г) не представляю свою жизнь без Интернета.

7. Влияет ли Интернет на Вашу учебу:

а) не влияет;

б) помогает учиться;

в) мешает учебе.

8. Как давно Вы пользуетесь Интернетом:_________________________________ лет.

9. Как влияет Интернет на Ваше общение с окружающими:

а) никак не влияет;

б) благодаря Интернету у меня появились новые друзья, общение с прежними не изменилось;

в) с появлением Интернета стал (а) меньше общаться с друзьями;

г) Интернет заменяет мне реальное общение.

10. После работы за компьютером затуманивается ли у Вас зрение (предметы кажутся неясными, расплывчатыми):

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

11. Вызывает ли у Вас работа за компьютером раздражение глаз (покраснение, жжение, зуд, чувство «песка» под веками):

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

12. Появляется ли у Вас головная боль во время работы за компьютером:

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

13. Имеются ли у Вас нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость или астигматизм):

14. Если имеются, то связано ли их появление с компьютером:

15. Вы работаете за компьютером:

а) в освещенной комнате;

б) в темноте;

в) при тусклом свете.

16. Как часто Вы делаете перерывы в работе на компьютере:

а) вообще не делаю;

б) каждый час;

в) каждые 20 минут;

17. Выполняете ли Вы упражнения для глаз:

а) вообще не делаю;

б) каждый час во время работы на компьютере;

в) каждые 30 минут во время работы на компьютере;

г) другое __________________________________.

18. Появляется ли у Вас боль и усталость плеч и спины во время работы на компьютере:

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

19. Появляется ли у Вас боль и усталость рук, кистей и пальцев во время работы на компьютере:

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

20. Стали ли Вы чаще болеть с появлением компьютера:

в) не обращал (а) внимания.

Приложение 2

Таблица 1 «Частота появления симптомов КЗС и заболеваний скелетно - мышечной системы во время работы на ПК»

Частота появления, %

каждый раз

Головная боль

«Глазные» симптомы КЗС

«Зрительные» симптомы КЗС

Боль и усталость рук, кистей и пальцев

Боль и усталость плеч и спины

Таблица 2 «Соблюдение учащимися правил профилактики при работе на ПК»

Вид мероприятия

Интервал, минут

5…20 минут

Более 60 минут

Перерывы

Рисунок 2 - Диаграмма «Время, проводимое в сети Internet»

Рисунок 3 - Диаграмма «Освещение при работе на ПК»

Не разум пагубен для человека, а ошибки разума
А. Франс

ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Принцип 1. Правильная рабочая поза.

На протяжении всего времени работы необходимо следить, чтобы ваше тело занимало оптимальную эргономическую позу (См. рис).

Ø Не сутультесь.

Ø Не прогибайте позвоночник в нижней его части назад.

Ø Не сидите, положив ногу на ногу.

Ø Не скрещивайте ступни.

Ø Старайтесь сохранять прямые углы в локтевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах.

Найдите такое положение головы, при котором шея устает меньше всего. Отрегулируйте в соответствии с ним высоту стола, кресла, угол наклона и высоту подставки монитора.

Если в течение рабочего дня приходится неоднократно подниматься с кресла и вновь садиться, то при подъеме старайтесь держать голову и торс прямо; садясь, опускайте тело легко и мягко, голова должна быть направлена вперед и вверх, шея расслаблена, позвоночник вытянут, не "плюхайтесь" со всего маха на кресло - этим каждый раз наносится удар по позвонкам.

Принцип 2. Правильное дыхание и релаксация.

Регулярное глубокое дыхание и релаксация (расслабление) позволяют сохранять умственную активность, хорошее самочувствие и ясность мышления при работе на компьютере на одном уровне в течение длительного промежутка времени.

Неглубокое, нерегулярное дыхание, его задержка, сбои частоты и ритма наблюдаются в критических ситуациях, при концентрации усилий, при плохом настроении, а также являются признаком напряженной умственной деятельности. Но нужно помнить, что подобные изменения в дыхании ухудшают эффективность работы мозга, ведут к напряженности и усталости и наносят вред всему организму.

Ø Дышите регулярно и свободно.

Ø Научитесь расслабляться.

Когда вы сидите, внимательно следите за тем, чтобы тело оставалось в расслабленном состоянии, особенно в области лба (брови), шеи, спины и нижней челюсти.

Ø Сохраняйте расслабленными плечи и руки.

Если вы почувствуете напряженность в какой-либо части тела во время работы, воспользуйтесь простым и доступным приемом расслабления: сделайте глубокий вдох и напрягите эту часть тела (так сильно, как можете), после чего задержите дыхание на 3-5 с. На выдохе расслабьтесь. Повторите, если необходимо.

Принцип 3. Правильная организация работы зрительного аппарата.

Для того чтобы глаза не утомлялись и зрение сохраняло свою ясность при работе за компьютером, выполняйте следующие рекомендации.

1. Моргайте каждые 3-5сек.

Моргание - это естественный способ увлажнения и очищения поверхности глаз. Благодаря морганию ваши глаза защищены от неприятных ощущений и сохраняют ясность зрения. Моргание служит также расслаблению лицевых и лобных мышц без сдвигания бровей, что могло бы лишь усиливать общую мышечную напряженность. Однако многие люди не имеют привычки регулярно моргать. Даже, наоборот, в момент интенсивной мыслительной работы они еще шире раскрывают глаза и почти перестают моргать. Уменьшение частоты моргания ведет к покраснению глаз, к зуду и чувству жжения, особенно быстро это ощущают люди, которые носят контактные линзы.

Как правильно моргать:

Следите, чтобы при моргании двигались только веки

Ни в коем случае лоб, лицо или щеки;

Моргайте без усилий, соприкосновения верхних и нижних век должны быть мягкими;

Сохраняйте брови в расслабленном состоянии.

2. Старайтесь при работе видеть не только экран.

Ваше зрение должно быть "открытым". Это означает, что даже когда вы, не отрываясь, смотрите на экран, вы должны видеть окружающее пространство - стол, стены, проходящих мимо людей и т. д. Использование периферийного зрения значительно снижает риск возникновения визуального стресса, физической и умственной усталости. Периферийное зрение можно развить путем идентификации различных предметов с правой и левой стороны при взгляде, направленном строго вперед.

Полная визуальная ориентация будет обеспечивать визуальную, физическую и умственную релаксацию, а также способствовать сохранению хорошего зрения.

3. Чаще смотрите вдаль.

Продолжительное фиксирование глаза на экране дисплея неизбежно приводит к утомлению, нагрузкам и, как следствие, глазным заболеваниям. Отсутствие кратких периодов отдыха для глаз является основной причиной возникновения близорукости среди пользователей компьютеров. Не дожидайтесь возникновения болей в глазах, или пелены перед глазами, лучше приобретите привычку давать глазам небольшие передышки. Короткий взгляд вдаль каждые 2-3 минуты не занимает "реального" времени, но помогает расслабить глазные мышцы, препятствует накоплению стресса и усталости, способствует сохранению способности к длительной зрительной концентрации, а также точности и эффективности зрения. Сколь бы простой не казалась вам эта процедура, она надежно обезопасит вас от дискомфортных зрительных ощущений и принесет больше пользы, чем 5-минутные перерывы для отдыха через каждый час работы.
Итак, правильное моргание, расширение поля зрения и соблюдение коротких периодов отдыха для глаз помогает сохранить зрение и повысить эффективность операторской работы.

Принцип 4. Соблюдение режима работы.

По возможности придерживайтесь режима работы, который установлен санитарными нормами, кратковременные, но регулярные перерывы позволят минимизировать отрицательное воздействие компьютера и в течение рабочего дня восстанавливать работоспособность.

Принцип 5. Выполнение оздоровительно-профилактических комплексов упражнений.

Международные конференции, посвященные работе с дисплеями (Берлин, Милан и др.) продемонстрировали широкий размах исследований в области компьютерной безопасности в развитых странах. Вместе с тем отмечалась недостаточность исследований, направленных на использование средств физической культуры для целей оптимизации работы операторов, тогда как именно они могут сыграть решающую роль в сохранении здоровья работающих с компьютерами.

Выполнение операторами ПК комплексов оздоровительных и профилактических упражнений, как выяснили в процессе исследовательских работ специалисты Всероссийского НИИ физкультуры, уменьшает зрительное утомление, усталость пальцев рук, утомление всего организма, способствует улучшению функционирования зрительной, сердечнососудистой и центральной нервной систем.

    не работайте на клавиатуре непрерывно более 30 минут; меняйте характер своей работы в течение дня; используйте любую возможность, чтобы периодически подниматься с места и разминаться; устраивайте разминку перед продолжительной работой; если стынут руки, надевайте легкие перчатки без пальцев; при первых признаках недомогания немедленно обращайтесь к врачу.
    организовывайте работу сотрудников таким образом, чтобы характер выполняемых операций изменялся в течение рабочего дня; проведите оценку регулируемости рабочих мест; проводите учебу персонала, во время которой сообщайте ему о болезнях, связанных с работой на клавиатуре, и о важности их профилактики;
    содействуйте тому, чтобы служащие не скрывали своих проблем, связанных с работой на компьютере.