Методика быстрого изучения таблицы умножения. Другие удивительные и простые закономерности

В современной начальной школе таблицу умножения начинают учить во втором классе и заканчивают в третьем, причем часто выучить таблицу умножения задают на лето. Если же летом вы не занимались, и до сих пор ребенок "плавает" в примерах на умножение, расскажем, как выучить таблицу умножения быстро и весело - с помощью рисунков, игр и даже пальцев рук.

Проблемы, которые часто возникают у детей в связи с таблицей умножения:

  1. Дети не знают, чему равно 7 × 8.
  2. Не видят, что задачу надо решать умножением (потому что в ней не сказано прямо: "Чему равно 8 умножить на 4?")
  3. Не понимают, что если ты знаешь, что 4 × 9 = 36, то ты знаешь также, чему равно 9 × 4, 36: 4 и 36: 9.
  4. Не знают, как воспользоваться своими знаниями и восстановить по ним забытый кусочек таблицы.

Как быстро выучить таблицу умножения: язык умножения

Прежде чем начать учить вместе с ребенком таблицу умножения, стоит отойти немного в сторону и осознать, что простой пример на умножение можно описать удивительным количеством разных способов. Возьмите пример 3 × 4. Можно прочитать его как:

  • трижды четыре (или четырежды три);
  • три раза по четыре;
  • три умножить на четыре;
  • произведение трех и четырех.

Поначалу ребенку далеко не очевидно, что все эти фразы означают умножение. Вы можете помочь сыну или дочери, если, вместо того чтобы повторяться, будете как бы между прочим использовать разный язык в разговорах об умножении. К примеру: "Так сколько будет трижды четыре? Что получится, если взять три раза по четыре?"

В каком порядке учить таблицу умножения

Наиболее естественный для детей способ выучить таблицу умножения состоит в том, чтобы начать с самого простого и постепенно двигаться к самому сложному. Разумна такая последовательность:

Умножение на десять (10, 20, 30...), которое дети усваивают естественно в процессе обучения счету.

Умножение на пять (все-таки у всех нас по пять пальцев на руках и ногах).

Умножение на два. Пары, четные числа и удвоение знакомы даже маленьким детям.

Умножение на четыре (ведь это всего лишь удвоение умножения на два) и восемь (удвоение умножения на четыре).

Умножение на девять (для этого существуют достаточно удобные приемы, о них ниже).

Умножение на три и шесть.

Умножение на семь.

Почему 3×7 равно 7×3

Помогая ребенку запомнить таблицу умножения, очень важно объяснить ему, что порядок чисел не имеет значения: 3 × 7 дает тот же ответ, что и 7 × 3. Один из лучших способов наглядно показать это - использовать массив . Это специальное математическое слово, обозначающее набор чисел или фигур, заключенный в прямоугольник. Вот, к примеру, массив из трех строк и семи столбцов.

*******
*******
*******

Массив - простое и визуальное средство помочь ребенку разобраться в том, как работают умножение и дроби. Сколько всего точек в прямоугольнике 3 на 7? Три строки по семь элементов насчитывают 21 элемент. Иными словами, массивы - доступный для понимания способ наглядно представить умножение, в данном случае 3 × 7 = 21.

Что, если мы нарисуем массив другим способом?

***
***
***
***
***
***
***

Очевидно, что в обоих массивах должно быть одинаковое число точек (их не обязательно при этом считать поштучно), поскольку, если первый массив повернуть на четверть оборота, он будет выглядеть в точности как второй.

Оглядитесь, поищите рядом, в доме или на улице, какие-нибудь массивы. Взгляните, к примеру, на пирожные в коробке. Пирожные уложены в массив 4 на 3. А если повернуть? Тогда 3 на 4.

А теперь взгляните на окна многоэтажки. Вот это да, это тоже массив, 5 на 4! А может быть, 4 на 5, как посмотреть? Стоит начать обращать внимание на массивы, как выяснится, что они всюду.

Если вы уже усвоили с детьми идею о том, что 3 × 7 - это то же самое, что 7 × 3, то число фактов умножения, которые вам необходимо запомнить, резко уменьшается. Стоит заучить 3 × 7 - и в качестве бонуса вы получаете ответ на 7 × 3.

Знание переместительного закона умножения снижает число фактов умножения со 100 до 55 (не ровно наполовину из-за случаев возведения в квадрат, таких как 3 × 3 или 7 × 7, которые не имеют пары).

Каждое из чисел, расположенных выше пунктирной диагонали (к примеру, 5 × 8 = 40), присутствует и ниже нее (8 × 5 = 40).

Приведенная таблица содержит и еще одну подсказку. Дети обычно начинают учить таблицу умножения при помощи счетных алгоритмов. Чтобы сообразить, чему равно 8 × 4, они считают так: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32. Но если ты знаешь, что восемью четыре - то же самое, что четырежды восемь, то 8, 16, 24, 32 будет быстрее. В Японии детей специально учат "ставить меньшее число первым". Семь раз по 3? Не делайте так, считайте лучше 3 раза по 7.

Заучивание квадратов чисел

Результат умножения числа на само себя (1 × 1, 2 × 2, 3 × 3 и т. д.) известен как квадрат числа . Это потому, что графически такое умножение соответствует квадратному массиву. Если вы вернетесь к таблице умножения и посмотрите на ее диагональ, то увидите, что всю ее составляют квадраты чисел.

У них есть интересная особенность, которую вы можете исследовать вместе с ребенком. Перечисляя квадраты чисел, обратите внимание, на сколько они каждый раз увеличиваются:

Квадраты чисел 0 1 4 9 16 25 36 49...
Разность 1 3 5 7 9 11 13

Эта любопытная связь между квадратами чисел и нечетными числами - прекрасный пример того, как разные виды чисел связаны между собой в математике.

Таблица умножения на 5 и 10

Первая и самая простая таблица, которую следует заучить - таблица умножения на 10: 10, 20, 30, 40...

Кроме того, дети относительно легко заучивают таблицу умножения на пять, и помогают им в этом руки и ноги, наглядно представляющие четыре пятерки.

Удобно также, что числа в таблице умножения на пять всегда заканчиваются на 5 или 0. (Так, мы точно знаем, что число 3 451 254 947 815 присутствует в таблице умножения на пять, хотя и не сможем в этом убедиться с помощью калькулятора: на экране устройства такое число просто не поместится).

Дети легко удваивают числа. Вероятно, это связано с наличием у нас двух рук по пять пальцев на каждой. Однако дети не всегда связывают удвоение с умножением на два. Ребенок может знать, что, если удвоить шесть, получится 12, но когда вы спрашиваете его, чему равно шестью два, ему приходится считать: 2, 4, 6, 8, 10, 12. В таком случае следует напомнить ему, что шестью два - то же самое, что дважды шесть, а дважды шесть - это и есть удвоенная шестерка.

Таким образом, если ваш ребенок хорошо удваивает, то он, по существу, знает таблицу умножения на два. При этом он вряд ли сразу сообразит, что с ее помощью можно быстро представить себе таблицу умножения на четыре - для этого нужно всего лишь удвоить и еще раз удвоить.

Игра: двойная бродилка

Можно приспособить любую игру, в которой игроки бросают кубик, таким образом, чтобы все броски считались двойными. Это дает сразу несколько преимуществ: с одной стороны, детям нравится идея пройти с каждым броском вдвое дальше, чем показывает кубик; с другой - они постепенно осваивают таблицу умножения на два. Кроме того (что немаловажно для родителей, занятых другими делами), игра заканчивается вдвое быстрее.

Таблица умножения на 9: метод компенсации

Один из способов освоить таблицу умножения на девять состоит в том, чтобы взять результат умножения на десять и вычесть лишнее.

Чему равно девять раз по семь? Десять раз по семь - это 70, вычитаем семь, получаем 63.

7 × 9 = (7 × 10) - 7 = 63

Возможно, быстрый набросок соответствующего массива поможет закрепить эту идею в сознании ребенка.

Если вы заучили таблицу умножения на девять только до "девятью десять", то девятью 25 поставит вас в тупик. Но десять раз по 25 это 250, вычитаем 25, получаем 225. 9 × 25 = 225.

Проверьте себя

Сможете ли вы решить пример 9 × 78 в уме методом компенсации (умножив на 10 и отняв 78)?

Существует и другой удобный способ освоить таблицу умножения на девять. В нем используются пальцы, а дети обожают это.

Держите руки перед собой ладонями вниз. Представьте, что ваши пальцы (включая и большой) пронумерованы от 1 до 10. 1 - мизинец на левой руке (крайний палец слева от вас), 10 - мизинец на правой (крайний палец справа).

Чтобы умножить какое-то число на девять, загните палец с соответствующим номером. Скажем, вас интересует девятью 7. Загните палец, который вы мысленно обозначили как седьмой номер.

А теперь взгляните на свои руки: число пальцев слева от загнутого даст вам число десятков в ответе; в данном случае это 60. Количество пальцев справа даст число единиц: три. Итог: 9 × 7 = 63. Попробуйте: этот метод работает со всеми однозначными числами.

Таблица умножения на 3 и на 6

Для детей таблица умножения на три - одна из самых сложных. В данном случае практически не существует никаких приемов, и таблицу умножения на 3 придется просто вызубрить.

Таблица умножения на шесть следует непосредственно из таблицы умножения на три; здесь, опять же, все сводится к удвоению. Если умеешь умножать на три, просто удвойте результат - и получите умножение на шесть. Таким образом, 3 × 7 = 21, 6 × 7 = 42.

Таблица умножения на 7 - игра в кости

Итак, все, что у нас осталось, - таблица умножения на семь. Есть хорошая новость. Если ваш ребенок успешно овладел таблицами, описанными выше, нет нужды вообще ничего заучивать: все уже есть в остальных таблицах.

Но если ваш ребенок захочет выучить таблицу умножения на 7 отдельно, мы познакомим вас с игрой, которая поможет ускорить этот процесс.

Вам потребуется столько игральных кубиков, сколько сможете найти. Десять, к примеру, - отличное количество. Скажите сыну или дочери, что хотите посмотреть, кто из вас сможет быстрее сложить выпавшие на кубиках числа. Однако позвольте детям самим решить, сколько кубиков бросать. А чтобы повысить шансы ребенка на выигрыш, можете договориться, что тот должен сложить числа, указанные на верхних гранях кубиков, а вы - те, что и на верхних, и на нижних.

Пусть каждый ребенок выберет по крайней мере два кубика и положит их в стакан или кружку (в них удобно трясти кости, добиваясь случайности броска). Вам нужно знать лишь, сколько кубиков взял ребенок.

Как только кубики брошены, вы можете сразу же посчитать, какую сумму дадут числа на верхних и нижних гранях! Каким образом? Очень просто: умножив число кубиков на 7. Таким образом, если было взято три кубика, сумма верхних и нижних чисел составит 21. (Причина, разумеется, в том, что числа на противоположных гранях игральной кости всегда дают в сумме семь.)

Дети будут так поражены скоростью ваших подсчетов, что тоже захотят овладеть этим методом, чтобы когда-нибудь воспользоваться им в игре с приятелями.

В эпоху так называемой Британской имперской системы мер и "недесятичных" денег каждому необходимо было владеть счетом до 12 × 12 (тогда в шиллинге было 12 пенсов, а в футе 12 дюймов). Но и сегодня 12 то и дело всплывает в расчетах: множество людей по-прежнему меряет и считает в дюймах (в Америке это стандарт), а яйца продают дюжинами и полудюжинами.

Мало того. У ребенка, свободно перемножающего числа больше десяти, начинает вырабатываться понимание того, как перемножаются большие числа. Знание таблиц умножения на 11 и 12 помогает заметить интересные закономерности. Приведем полную таблицу умножения до 12.

Обратите внимание: число восемь, к примеру, встречается в таблице четыре раза, тогда как 36 - пять раз. Если соединить все ячейки с числом восемь, получится плавная кривая. То же можно сказать и про ячейки с числом 36. В самом деле, если какое-то число появляется в таблице больше двух раз, то все места его появления можно соединить плавной кривой примерно одинаковой формы.

Вы можете подтолкнуть своего ребенка к самостоятельному исследованию, которое займет его (может быть) на полчаса, а то и больше. Распечатайте несколько экземпляров таблицы умножения двенадцати первых чисел на 12, а затем попросите его сделать следующее:

  • раскрасить все ячейки с четными числами красным цветом, а с нечетными - синим;
  • определить, какие числа встречаются там чаще всего;
  • сказать, сколько в таблице встречается различных чисел;
  • ответить на вопросы: "Какое самое маленькое число не встречается в этой таблице? Какие еще числа от 1 до 100 в ней отсутствуют?".

Фокус с одиннадцатью

Таблица умножения на 11 строится проще всего.

1 × 11 = 11
2 × 11 = 22
3 × 11 = 33
4 × 11 = 44
5 × 11 = 55
6 × 11 = 66
7 × 11 = 77
8 × 11 = 88
9 × 11 = 99

  • Возьмите любое число от десяти до 99 - пусть это будет, скажем, 26.
  • Разбейте его на два числа и раздвиньте их, чтобы в середине образовался пробел: 2 _ 6.
  • Сложите между собой две цифры вашего числа. 2 + 6 = 8 и вставьте то, что получилось, в середину: 2 8 6

Это ответ! 26 × 11 = 286.

Но будьте осторожны. Что получится, если вы перемножите 75 × 11?

  • Разбиваем число: 7 _ 5
  • Складываем: 7 + 5 = 12
  • Вставляем результат в середину и получаем 7125, что очевидно неверно!

В чем дело? В этом примере есть небольшая хитрость, которую нужно применять тогда, когда цифры, использующиеся для обозначения числа, в сумме дают десять или больше (7 + 5 = 12). Прибавляем один к первой из наших цифр. Следовательно, 75 × 11 будет не 7125, а (7 + 1)25, или 825. Так что фокус на самом деле не так прост, как может показаться.

Игра: победи калькулятор

Цель этой игры - развить навык быстрого пользования таблицей умножения. Вам потребуется колода игральных карт без картинок и калькулятор. Решите, кто из играющих первым будет использовать калькулятор.

  • Игрок с калькулятором должен перемножить два выпавших на картах числа; при этом он должен использовать калькулятор, даже если знает ответ (да, это может быть очень тяжело).
  • Другой играющий должен перемножить те же два числа в уме.
  • Тому, кто получает ответ первым, достается очко.
  • После десяти попыток игроки меняются местами.

Страх и ужас охватывают родителей, когда приходит пора учить таблицу умножения! Не стоит паниковать! Есть множество приемов и советов, способных облегчить освоение трудной темы. Зазубривание по порядку, оказывается, не считается эффективным методом запоминания чисел.

Как быстро выучить таблицу умножения? Лучший способ - превратить учебу в занимательную игру. Игра в любой форме позволяет ребенку сразу же применить новые знания на практике, и это заметно улучшает запоминание!

Из этой статьи вы узнаете

Помогите ребенку понять смысл умножения

Первое, что нужно сделать, - объяснить удобство умножения. Вы можете начать изучение таблицы умножения задолго до ее появления в школьной программе. Например, заранее расскажите, что существует такое волшебное математическое действие, которое позволяет не складывать поочередно одни и те же числа, а в одно действие получить результат.

Психологический бонус. Такое опережающее обучение не только поможет ребенку лучше понять математику, но и немного повысит самооценку, ведь он будет знать чуточку больше, чем его одноклассники.

Наглядное чудо

Предположим, в семье есть традиция подсчитывать расходы за месяц. Попросите ребенка принять участие в домашней бухгалтерии. Он ведь у вас уже такой взрослый и даже сам ходит за хлебом!

Пускай юный математик посчитает нарастающим итогом каждый день или сразу весь месяц. А потом просто покажите ему как волшебство единственное действие:

А я знаю один удивительный математический секрет: 20 рублей х 30 дней = 600 рублей за месяц

Этот прием - своеобразная презентация важного навыка. В результате родители получают неплохой мотивационный инструмент для ребенка: «Давай учить таблицу умножения, чтобы можно было легко и быстро считать».

Школа математических фокусов

Фокусы с числами не должны заканчиваться на подсчете семейного бюджета. Теперь предложите своему второкласснику самостоятельно найти взаимосвязь между сложением и умножением. Разберите с учеником задание-продолжение.

- Два дня подряд мы с тобой покупали чупа-чупсы по 9 рублей. Сколько денег мы на них потратили?

- 9+9 = 18 рублей, - ответит школьник.

- А если я буду покупать тебе такие конфеты всю неделю, сколько денег я потрачу?

- ?.. В неделе 7 дней, значит: 9+9+9+9+9+9+9=…, - задумается и станет долго считать. Позвольте ему дописать пример и получить 63.

- 7! - выберите столбец на 7.

- А сколько стоит каждая конфета?

- 9 рублей! - найдите строку на 9.

- Смотри, сколько получается?

- Тоже 63! Ого!

- Калькулятор тоже знает таблицу умножения. Смотри: 7 умножаем на 9, равно 63. Видишь, как быстро! Здорово?

Ведите диалог занимательно, старайтесь увлекать ребенка, создавать интригу, указывать на «чудесные» свойства чисел.

Важно! Не запрещайте игры с калькулятором. Сами задавайте вопросы. Разброс тем любой. Пусть малыш посчитает, например, сколько граммов муки в двух стаканах, если известно, сколько вмещает один. Такие задания учат ориентироваться в понятиях множителей, слагаемых, сумм и произведений.

Другие удивительные и простые закономерности

Мальчики и девочки быстро понимают, что умножение - это облегченное сложение. Сразу же можно поведать и о других интересных закономерностях произведений:

«Я каждый день даю тебе в школу по 1 яблоку. Сколько яблок за неделю? А за 30 дней? А за 365?»

«Ты каждый день уходишь и не берешь с собой яблоки. Сколько моих яблок ты не съешь в школе за неделю? А за 30 дней? А за 365?»

«Первый множитель «такой-то», второй - 10. Чтобы получить значение произведения, нужно дописать нолик к первому множителю справа».

  • Умножение на 100, 1000 и более лучше пока отложить, если только ребенок сам не задаст вопрос.

От практики к теории: закономерности таблицы

Когда чадо окончательно увлечется всевозможными подсчетами, можно переходить к освоению теории. Обычно в классе над доской висит таблица Пифагора, которую дети и изучают в течение года по столбцам и строкам. Здесь есть несколько моментов, укажите на них ребенку:


Таблицу желательно повесить в нескольких местах в доме, где на нее можно почаще смотреть. Зрительная память будет работать сама, а в случае необходимости малыш сможет обратиться к шпаргалке при подсчете бытовых предметов и игрушек.

Полезный совет! Купите набор солдатиков или достаньте свои старые коллекции игрушек из «киндеров». Выстраивайте их в ряды и колонны, прямо на распечатанную таблицу - один солдатик на клетку. Так абстрактное и наглядное мышления соединятся.

Пары и тройки

Счет парами, как и счет тройками, тоже легко освоить по принципу армии солдатиков. Для объяснения подойдут бусины или пуговицы, которые нужно выкладывать на таблицу в разных конфигурациях.


Четверки, восьмерки и пятерки

Четверки примечательны тем, что это пара пар. Выходит, чтобы умножить число на 4, достаточно 2 раза умножить на 2: 2х2=4, 4х2=8.


А в случае восьмерок число трижды увеличивается вдвое: 2х2=4, 4х2=8, 8х2=16.


Счет пятерками - это не только соединение двоек и троек, но еще и особый результат. Помогите малышу заметить, что все произведения оканчиваются на 0 для четных чисел или 5 для нечетных. А еще при умножении числа на 5 результат вдвое меньше, чем при умножении этого же числа на 10.


«Побочный» эффект. При работе с пуговицами и бусинами к изучению таблицы добавится еще и мелкая моторика, которая сама по себе является движущей силой интеллектуального развития ребенка.

Шестерки и девятки

С помощью таблицы легко разобраться и со счетом шестерками (пара троек).


Счет девятками легко объяснить по принципу от обратного: если из произведения на 10 вычесть умножаемое число, то получится результат умножения на 9:

2х10=20, => 20-2=18.

Другой способ манипулирования девятками - через уже известные тройки: три тройки - это девятка.

Отмечайте прогресс

Самооценка ребенка в восемь лет очень хрупка. Обязательно не забывайте хвалить юного математика за отличную память и умение ориентироваться по таблице умножения. Когда ему удастся освоить произведение единицы или десятка, устройте небольшой праздник. А потом переходите к следующим столбцам.

Нет необходимости запоминать таблицу в строгом порядке от 1 до 9. Ребенку гораздо проще осваивать разнобой:

  1. единица и десяток;
  2. ноль;
  3. пять;
  4. пары и четверки;
  5. тройки и шестерки;
  6. семь.

Перед каждой новой ступенью закрепляйте предыдущий материал вразброс. Хорошо, если ребенок самостоятельно придет к выводу о том, что семерка - это сумма произведений одного числа на 3 и 4. Упражняйтесь с наглядной таблицей до тех пор, пока память школьника не начнет выдавать ответы автоматически.

Закрашивайте или штрихуйте те ячейки в таблице, которые хорошо освоены, чтобы ученик видел свой прогресс. Лучше всего делать это после каждого занятия. Но возвращаться к упражнениям на уже изученные примеры - обязательно.

Играй и запоминай

Даже самая идеальная армия солдатиков может наскучить ученику второго-третьего класса. Поэтому запаситесь другими играми и упражнениями. В арсенале родителей всегда должны быть запасные варианты дидактики по математике.

Математика - действительно очень увлекательная наука. Ребенку будет в разы интереснее, если вы вместе с ним заново погрузитесь в волшебство чисел и поиграете всей семьей.

Математическое лото

Можно купить готовое или распечатать и нарисовать совместно с мамой, папой, и старшим ребенком. У участников - карточки с заданиями, у ведущего - ответы-произведения. Учитывая, что одно и то же произведение можно получить с помощью разных множителей, кто-то закроет поле быстрее, если быстрее сосчитает:

18= 1х18, 2х9, 3х6, 6х3, 9х2, 18х1.

Карточки и карты

Начать можно с простых карточек без ответов. Если ребенок отвечает верно, забирает себе очко. Если ответа нет или он неверен - задание возвращается в колоду. Можно добавить одно из условий:

  • назвать больше верных ответов в единицу времени;
  • дать верный ответ минимум на семь из десяти заданий и т.д.

Усложнить эту игру можно, превратив ее из дидактической в карточную. Участники берут из колоды по четыре карты. Право первого хода можно определить по жребию или считалочкой.

Задача игроков - вычислять значения произведений (или любых других математических действий). У кого произведение больше, тот и забирает кон.

Посмотрите, как здорово с помощью игры запоминают таблицу умножения в семье Бровченко.

Бытовые задачки

Позвольте своему юному гению участвовать в решении некоторых семейных вопросов. Пусть подсчитывает вместе с мамой продукты и столовые приборы для праздника, а с папой - расход бензина на поездку в магазин и обратно.

Рифмованные строки

Развитие памяти у детей проще всего стимулировать стишками и песенками. Тем более что в школе им редко разрешены веселые способы заучивания правил. То, что изучается в позитивном настроении, на эмоциональном подъеме, запоминается быстрее и прочнее. Поэтому малыш обязательно оценит стремление мамы и папы подурачиться всем вместе и почитать математические речевки перед ужином.

Обратите внимание на специальные пособия с готовыми стихами. Одно из них - стихи Марины Казариной «Про умножение» и Андрея Усачева «Умножение». Также можно попытаться самостоятельно вместе с детьми сочинить несколько стишков. Они точно запомнятся на всю жизнь! Готовые рифмы можно найти в Сети, а сюжеты подскажет детская фантазия.

Кстати. Песня про «дважды два - четыре» может стать лишь точкой отсчета в совместном творчестве. Сочинительство и упражнения по подбору рифм помогут освоить одновременно с математикой еще и русский язык и литературное чтение. Чем не межпредметные связи?

Цветные квадраты

Распечатайте таблицу Пифагора, заштрихуйте в ней квадраты по любой схеме для вышивки крестом. Чтобы рисунок был закончен, школьнику придется заполнить цветные квадраты произведениями чисел.

Обратный вариант упражнения: задайте шифр, в котором будут даны значения произведений и цвет, а ребенку нужно закрасить квадратики в соответствии с шифром.

Чудеса продолжаются

Изучать таблицу умножения дольше 5-10 минут в день - наказание для ученика второго класса, но делать это нужно обязательно. Поговорите с ним о том, что нет в мире человека, который бы не пользовался умножением в обычной жизни или работе. Знания о числах - это основа многих наук. Приведите примеры из биологии и генетики, из истории и искусства.

Половина Пифагора

Как только переместительный закон будет усвоен, можно уполовинить таблицу умножения ровно по диагонали. Разделительная черта пройдет через квадраты чисел. И тут ребенку открывается еще одно удивительное свойство произведений - квадраты чисел в таблице Пифагора не повторяются, как остальные. Число умножается само на себя только один раз.

Меньший множитель - вперед. Подскажите школьнику технику быстрого счета: пусть усвоит, что три раза по шесть считается быстрее, чем шесть раз по три.

Умножение на пальцах: волшебная девятка

Для родителей этот прием может стать открытием. На пальцах принято складывать и отнимать, но никак не умножать числа. Однако этот прием умножения на 9 куда занимательнее, чем зубрежка равенств.

Попросите ребенка обвести левую и правую руку. Пронумеруйте каждый пальчик от левого мизинца (1) к правому (10). Чтобы умножить на девятку какое-то число, обведите соответствующий палец на бумаге кругом. Теперь объясняйте ребенку принцип счета: слева от обведенного - число десятков, а справа - количество единиц. Проверьте сами.

Есть также гиф-анимации и видео «Почему нас не учили этому в школе». Покажите такие ролики ребенку. Он обязательно оценит.

Тренируйте навык

Лучший способ запомнить большой объем информации - позволить этой информации поступать по разным каналам: звук, изображение, действия с предметами. Распечатайте яркие плакаты. Развесьте их в значимых частях жилья: на холодильник, входную дверь, на экран телевизора или доску для заметок над рабочим столом.

Каждое новое упоминание вызывает в мозге ребенка электрический импульс. Чем чаще он пробегает по своему пути, тем прочнее становится связь между внешним стимулом (заданием, примером) и внутренним ответом на него (активацией ячейки памяти).

Периодически чередуйте набор актуальных карточек и плакатов. Взгляду легче зацепиться за что-то новое. Привычный пейзаж психологически не вызывает интереса, особенно в восемь лет.

Небольшая хитрость. Попробуйте нарочно допустить ошибку, а затем обязательно похвалите ребенка, когда он сообщит вам о ней: «Какой ты молодец! Видишь, я не заметила, а ты у меня такой внимательный!»

Книги и игрушки для запоминания таблицы умножения уже изобретены и поступили в продажу. Купить их можно в спецмагазинах или через интернет. Обращайте внимание на красочность, но выбирайте пособия с минимумом отвлекающих деталей. Чтобы сделать учебные картинки дома, понадобится лишь фантазия, принтер и картон.

Книги

Возьмите на вооружение небольшой список литературы, которую можно использовать дома:

Игрушки и пособия

Отдавайте предпочтение таким пособиям, которые сочетают подачу через разные каналы восприятия. Карточки должны быть приятны глазу, плакаты лучше интерактивные, а электронные игрушки - говорящие и показывающие.

Хорошо, если игра рассчитана на нескольких участников. Например, в начальной школе детям очень нравятся настольные игры-ходилки - с фишками и кубиком. Поищите такую для своего чада и его соседей по подъезду. Их совместные игры сразу же станут полезными, образовательными, а перемежать их с войной или прятками никто не запрещает!

Интернет-проекты

Один из самых известных и нравящихся детям - учи.ру . Здесь можно тренироваться бесплатно по 20 заданий в день (около 20 минут) либо оплатить неограниченный доступ. Как бонус ребенок получает возможность изучать другие предметы из числа обязательных: русский язык, английский, окружающий мир. Видеоуроки и олимпиады хорошо мотивируют к учению.

Учить таблицу умножения можно и на других школьных проектах.

Учи.ру отличается забавным приложением для мобильных устройств. Можно играть в учебные игры, осваивать одновременно умножение и деление. Продуманная методика позволяет за 5 минут в день надежно закрепить материал.

Малышу удастся выучивать по столбцу в день, если родители будут помогать ему на каждом этапе. На изучение этой сложной темы в школе отводится как минимум целое полугодие. Математические диктанты, письменные задачки, игры - учительница в классе, как может, занимает детскую память. Старайтесь, чтобы домашние занятия не были утомительными. Цель родителей - учение с увлечением.

Предупреждения родителям:

. 3 минуты в начале изучения таблицы достаточно.
  • Не спешите заставлять ребенка учиться - принуждение никогда не было хорошим способом.
  • Нельзя смешивать организационные моменты и выполнение заданий . Перед занятием будет правильно дать ребенку время на подготовку рабочего места и приготовление ручки, тетради и счетного материала.
  • Начинать и заканчивать занятие нужно только на позитивной ноте .
  • Любой тренажер эффективен, если используется дозированно . Не стремитесь выучить все и сразу, разделяйте информацию на мелкие блоки.
  • Информация должна повторяться многократно, но не монотонно , иначе вы переутомите ребенка и получите обратный результат - плохой аппетит и сон, снижение памяти.
  • Игровой метод запоминания - лучший выбор для домашних упражнений. Играючи, дети не замечают, что их учат. Именно такое восприятие уроков позволяет информации надежно укорениться в памяти ребенка.
  • Ребенку нужно помогать учить наизусть . Вряд ли второклассник сумеет сам себя заставить сидеть и зубрить. Старайтесь хотя бы часть занятия проговаривать равенства вслух вместе. Сначала подряд, затем вразнобой.
  • Память лучше работает на сон грядущий , на ночь. Перед тем как отправить малыша спать, задайте несколько примеров вразброс.
  • Старайтесь, чтобы усложнение заданий происходило не часто и не слишком рано . Иначе ребенок перестанет понимать материал.
  • Меняйте порядок заданий от занятия к занятию . Чередуйте подвижность и сосредоточенность в играх.
  • Предложите ребенку записать на диктофон таблицу . Собственный голос лучше любого тренажера укладывает информацию в память.
  • В России прошлых веков таблицу умножения изучали через муштру, зубрежку и розги. Сегодня эффективно осваивать сложный материал помогают уникальные авторские учебные пособия, табличный и рисуночный стимулирующий материал, электронные устройства и приложения.

    Заинтересовывать детей учебой стало легче, но им по-прежнему требуется присутствие и участие родителей, ведь в общении и совместной деятельности любые уроки даются легче.

    ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

    Как легко выучить таблицу умножения ребенку – таким вопросом задается родитель, понимая, что зубрежка цифр не ведет к пониманию процесса. Хотя для детей с хорошей памятью это и будет самый легкий способ. Сегодня мы поговорим об интересных играх (не компьютерных), которые дадут возможность осознать суть математических действий и закрепить их знание.

    Приветствую, уважаемые читатели. Уверяю, что в статье Вы найдете интересные игры, на подготовку которых у меня ушло от 2 до 5 минут. Если вы задались целью объяснить чаду смысл данного математического процесса, то устраивайтесь поудобней и читайте внимательно. Как всегда, советую подбирать задания по уровню знаний.

    Первое, что хочется сделать, вводя новый материал, объяснить кто основатель метода. К сожалению с вопросом кто придумал таблицу умножения по математике, не всё так просто. Мы привыкли считать, что ее основоположником является древнегреческий создатель философской школы – Пифагор. Для многих его имя является синонимом обсуждаемого метода вычислений, но оказывается так ее называют только на русском, французском, итальянском языках.

    Никаких доказательств, что именно этот математик был ее прародителем – нет! А вот обратной информации предостаточно. Оказывается старейшая таблица обнаружена в Древней Месопотамии, ее возраст более 4000 лет. В то время как Пифагор проживал 570-490 гг. до нашей эры. Также имеются факты подобных вычислений в Древнем Китае. Мне очень понравилось объяснение профессора Круглова, которое он дал ученику 3-го класса:

    Всё это я пишу для того, чтобы вы не запутывали своих детей. Ведь многие родители, свято верящие в нашу образовательную систему, даже не подумают заглянуть в поиск информации, а будут с пеной у рта доказывать отпрыскам, что таблица создана Пифагором.

    Если вам хочется рассказать об этом ученом своим деткам, то стоит воспользоваться информацией из Википедия , где подробно описаны его научные достижения. Но все это будет интересно более старшим школьникам. А в каком возрасте начинают учить предмет нашего обсуждения?

    В Советском союзе, надеюсь такое время помню не я одна, задавали эту программу на лето после 1-го класса. В настояще время, в большинстве школ, таблицу умножения учат во второй половине второго класса. Мой сын обучается во французском лицее в Доминиканской республике, именно во 2 классе. О том, почему шестилетний ребенок учится во 2 классе, я писала .

    Расскажу как у них начался ввод данной “науки”. Практически с начала учебного года, дети начали проходить состав числа путем сложения двух одинаковых чисел.

    Другими словами, задание на дом может быть следующим:

    Напишите из каких равных чисел состоят номера 26, 32, 48, 65.

    Да, да обязательно будет с подвохом. Дитя выполняя записывает, например:
    26=13+13
    65 – сложение двух равных чисел невозможно (на данном этапе это правильный ответ).

    В итоге, за полтора месяца дети легко усвоили умножение и деление на 2 в пределах 100, даже не осознавая этого. Как программа будет развиваться дальше, пока не знаю, но начало мне понравилось.

    В 3,5 года мой сыночек раскладывал карточки, скажем четверками, вот таким образом:

    Это была его маленькая победа! Как видно, счет ведется достаточно наглядно, ребенок визуально может оценить правильность своей математической работы. Уже через год подобные занятия выглядели по другому. Я перемешивала все карточки:


    И зная, что мой мальчик имеет соревновательный характер, я предлагала ему собрать “линейку счета” на скорость. Например, он собирает линейку теми же четверками, а я семерками. Конечно каждый раз цифры менялись, чтобы усвоились все до 10. Пришлось сделать копии нескольких карточек, чтобы хватало на сбор двух линеек.

    Итак, счет четверками через год, выглядел так:


    Ну что же, мы с вами выяснили в каком классе учат таблицу умножения и как можно подготовить дитя к ее изучению. А как еще помочь выучить предмет без зубрежки, какие дополнительные материалы помогут в этом?

    Полезные материалы для изучения

    Если у чада тяга к музыкальному обучению, то подобная песенка поможет выучить счет на 3. Мой сын обожает мультик про этих птичек и подпевать он тоже любит, так что после двух просмотров, тройка была усвоена.

    Через книгу тоже можно помочь ребенку выучить таблицу. Я покажу вам два замечательных экземпляра.

    Первый “Занимательная таблица” от издательства Робинс. Очень рекомендую! Во-первых, представленные действия здесь даются не до 10, а до 12. Во-вторых, сказочные окошки еще не оставляли равнодушным ни одного дитя. В-третьих, это не голые цифры, а возможность легко проверить себя по веселым картинкам. А в конце есть возможность действительно пройти проверку своих знаний.


    Как легко выучить таблицу умножения ребенку? В веселых стихах! И в этом нам поможет второй экземпляр. Это действительно чудесная книжка , с которой Александр не расставался неделю! Андрей Усачев применив юмор, смог воспроизвести арифметические действия, привязав их к самым неожиданным персонажам. Издательство АСТ, как всегда, порадовало отличным качеством и эта небольшая книжица стала на полки нашей деткой библиотеки. Единственное о чем хочу предупредить, умножение на 2 начинается с двойки, на 3 с тройки, на 4 с четверки и так далее. Но здесь включается “переместительный закон”.

    И последний, но не менее полезный материал по авторской методике Шамиля Ахмадуллина “Как выучить таблицу умножения за 3 дня в игровой форме?” Суть здесь состоит на понимании принципов, а ведь это так важно!

    И вот наконец-то мы подошли с вами к развлекательным занятиям.

    Как легко выучить таблицу умножения ребенку через игру

    Везде говорится и пишется о позитивном влиянии занятий в игровой форме, наши я описывала не так давно. На этот раз пришлось осваивать новые – на умножение. Составляла я их и проводила по нарастающей, наблюдала за возможностями сына и двигалась дальше.

    С чего начать

    Начать нужно с визуального объяснения. Это можно сделать при помощи пуговиц, палочек, счетных мишек. Ребенок должен увидеть ряды предметов, которые нужно сосчитать. Я выдала сыну его любимые ракушки, на фото разбираем 5×2, то есть 2 ряда по 5 ракушек. Если задав несколько примеров с разными числами, вы видите, что суть понята, переходите к игровым действиям, не затягивайте этот процесс.


    Еще стоит объяснить, что от перестановки чисел, ответ не поменяется. Второклассник уже знаком с “переместительным законом сложения”. На практике пусть увидит, что он касается и данного математического процесса. Попросите выложить действие “наоборот”, в нашем случае 2×5 – две ракушки в ряду, а рядов пять.


    Если же правило не было хорошо усвоено в школе, или вы занимаетесь с дошкольником, советую посмотреть видео из Шишкиной школы:

    Игра первая

    Нам понадобится:

    • Лист бумаги;
    • линейка и карандаш;
    • кубики зарики;
    • фломастеры.

    Расчертите лист бумаги на секции. В каждой секции будет место для одного примера.


    Игрок бросает кубики и смотрит:

    • Один кубик показывает количество кругов, которое нужно нарисовать;
    • второй количество крестиков, размещающихся в этих кругах.

    Играть интересно в группах среди 2-4 игроков, так будет присутствовать дух соревновательности. Кидать кубики следует поочередно, и записывать результаты у каждого на листе. Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.

    Мы же с сыном играли вдвоем. В конце мы обменивались листами, я предлагала ему проверить мои ответы, а сама проверяла его. Но не по памяти, а пересчитывая количество крестиков в каждом. Таким образом Александр легко мог увидеть из чего сложились числа. Это подобие пересчета ракушек, где в случае сомнений, можно пересчитать крестики во время выполнения.


    Фото увеличивается при клике

    Игра вторая

    Практически все дети любят Lego, а есть ли математическая игра с ним на развитие творческого мышления и внимательности? Да! Если вы задались вопросом как легко выучить таблицу умножения ребенку, который обожает Лего, то ответ вас ждет здесь!

    Нам понадобится:

    • Блоки Лего разных калибров;
    • подставки для строительства;
    • ручки;
    • небольшие листики бумаги.

    Процесс позволяет иметь визуальную модель, и при необходимости пересчитать точки. Здесь тоже можно устроить соревнование. Не думайте, что это не честно по отношению к вашему ученику. Задумайтесь лучше, что наблюдая за вашими действиями, он быстрее научится делать как вы, а потом и лучше вас.

    Итак, предлагаем на выданной доске составить наибольшее количество примеров. Они могут быть абсолютно любыми. Какой-то ребенок захочет остаться в “зоне комфорта” и будет составлять их из маленьких деталей. Другой же намеренно захочет показать, что он может работать с большими числами. После укладывания блоков, нужно на подготовленных кусочках бумаги, написать примеры и ответы. Выигрывает тот кто закончил первый, и самое главное, правильно посчитал.

    Александр влюбился в это занятие, оно и не удивительно, о наших постройках из я писала отдельно. Поиграв несколько раз, мы пришли к выводу, что оптимальное время проведения 10 минут, контролировать его нам помогли кухонные часики с будильником. Как только прозвенит звонок – нужно остановиться. Таким образом, считается какое количество вариантов получилось у каждого, сколько из них правильных и выбирается победитель. Как и раньше, я предлагаю сыну проверить мои ответы, а я проверяю его.


    Фото увеличивается при клике

    Игра третья

    Борьба ведется между двумя игроками, каждый из которых старается закрыть “поле”.

    Нам понадобится:

    • Лист бумаги в клеточку;
    • кубики зарики;
    • 2 разных цвета фломастеров или шариковых ручек.

    Условия игры

    1. Первый игрок бросает зарики. Те числа, которые выпали, должны быть перемножены между собой. Например, кубики остановились на 4 и 5, игрок рисует на бумаге множество размером 4 на 5 клеток. То есть, своим цветом фломастера он “забирает себе” клетки и вписывает внутри пример 4×5=20.
    2. Теперь черед соперника, он делает то же самое с противоположного конца листа.
    3. Последующие ходы имеют правило: каждый следующий пример должен касаться хотя бы одной стороной другого примера того же игрока. Если он использует например, красный цвет, то присоединяет свои “земли” только к нему.
    4. Когда места остается мало и выпадают суммы не помещающиеся в оставшееся пространство – пропускается ход.
    5. Выигрывает тот, кто первым заполняет всё свое пространство.

    Так что если вы задались вопросом, как помочь ребенку выучить таблицу умножения, данное развлечение вам в помощь. В нее также включены элементы соревновательности. Под конец действительно пропускается много ходов, когда например, остается одна свободная клетка и подходит только 1×1.

    Четвертая игра

    Это уже серьезные действия, хотя и в игровой форме. Преимущества в том, что можно готовить карточки с нужными числами по мере изучения. Сделать их легко самим, расчертив лист.

    Нам потребуется:

    • Фишки – у меня прозрачные плашки из . Можно использовать пуговицы, круги из цветной бумаги или любой другой подходящий материал;
    • карточки с номерами, я их ламинировала, так как играли много раз;
    • кубики зарики.

    Условия игры

    Играющим выдается по 10 фишек, цвет у каждого должен быть свой. Посередине стола кладется карточка с цифрами, которые получаются при умножении. Я делала до 12, т.е. каждое число от 2 до 10, умножалось на 12.

    1. Первый игрок бросает кубики, полученные числа складывает между собой и умножает, например, на 3. На полученный результат он ставит свою фишку.
    2. Бросает соперник, повторяя действия. Если его фишка должна встать на занятое соперником место, он выбрасывает ее и ставит свою.
    3. Если любой из игроков попадает на номер дважды, он ставит фишку поверх своей, таким образом блокируя место. Соперник больше не может его выбросить.
    4. Если выпал номер, который заблокирован, он пропускает ход. При этом не важно заблокировал ли его он сам или оппонент.
    5. Кто остается без фишек – выигрывает.


    Пятая игра

    Изготовить данный набор для тренировки навыков, относительно просто.

    Вам понадобятся:

    • Палочки для мороженного;
    • фломастеры черного и красного цвета;
    • лист бумаги;
    • емкость по длине палочек.

    Напишите различные примеры без ответов у основания каждой палочки. Для каждых 10-15 – одно слово БУМ! Мне нравится помещать 30-40 примеров и 3-4 слова БУМ.


    Вы можете легко приспособить это занятие к любому уровню, просто изменив цифры. Это занятие я подготовила в последнюю очередь, практически для тренировки навыков. Действия составлены от 2 до 9, умноженные на число от 3 до 15. На фото видна первая партия с маленькими числами. Вы же можете сделать одну баночку на 2-6, другою на 7-10 и при желании на 11-15. Итак, вставьте подготовленный материал “лицом” вниз, чтобы дети не видели что на нем написано.

    Условия игры

    1. Первый игрок вытаскивает палочку.Если на ней написан пример, он его читает и затем предоставляет ответ. Если тот правилен – ребенок оставляет трофей у себя. Если же не верный – он должен вернуть его в емкость.
    2. Игроки продолжают по кругу, отвечая на вытащенные вопросы.
    3. Как только кто-то из игроков достает БУМ!, все его накопленные трофей возвращаются в емкость. Это может казаться резким, но происходит часто, так что, все играющие в какой-то момент получат БУМ!
    4. Процесс может длиться очень долго, потому что в конечном счете кто-то опустит все палочки обратно! Если хочется, чтобы был победитель и дети не устали, или просто была возможность завершить без капризов, то лучше обзавестись кухонными часиками. Заводя их например на 15-20 минут, считаем палочки после звонка будильника и победителем становится тот у кого их больше.

    Дополнительно

    Если не хочется делать игру своими руками, то для оттачивания знаний можно воспользоваться покупной, например, вот такой .

    Собираетесь изучать дроби с ребенком? Банда умников выпустила отличную игру Делиссимо. В нее можно играть уже с 6 лет, но если вы включите ее в ваш досуг дома, ученик начальных классов точно не будет иметь проблем в решении примеров с дробями. Смотрите в Лабиринт . В видео ниже объясняются правила и уровни игры.

    Если ваши детки азартны и хочется еще больше настольных математических развлечений, посетите , где она дает игровые карточки для распечатывания.

    Заключение

    Уважаемые родители, я постаралась показать вам весь процесс, от начала до конца, как легко выучить таблицу умножения ребенку. Мне больше нравится мысль не вызубрить цифры и быстро получить пятерку в дневник, а провести детский мозг через планомерное понимание из чего складывается пример, какими способами можно посчитать ответ. Ведь нашим деткам скоро входить в высшую математику, а там на одной зубрежке не выедешь. Если вы знаете, пользовались другими играми, чтобы научить ребенка таблице умножения, поделитесь со мной, пожалуйста, в комментариях. Чтобы не потерять статью, можно сохранить ее в соц.сетях, воспользовавшись кнопками ниже. Ознакомьтесь с .

    Очень часто родители учеников младших классов сталкиваются с проблемой, как выучить таблицу умножения. У некоторых мам такой вопрос вызывает недоумение: «Что значит выучить? Нужно просто сесть и выучить». Но вспомните, сколько вам в свое время доставляла трудностей школьная зубрежка. Это нудно и скучно, кроме того, у ребенка может быть недостаточно развита механическая память, и заучивание в данном случае не принесет никаких плодов. Предлагаем вниманию родителей и их детей способы, позволяющие легко и эффективно освоить искусство умножения.

    Как быстро выучить таблицу умножения (быстрый способ)

    День первый.
    Как же поступить? Бывалые родители для начала советуют написать таблицу на альбомном листе – не распечатать с компьютера, а именно написать! Желательно как можно ярче, фломастерами или гелевыми ручками. Пусть ваш первоклассник в этот момент находится рядом с вами, активно участвует в творческом процессе – может, к примеру, сделать для таблицы красивую рамочку. Побольше говорите с ребенком, подбадривайте его: «У тебя все обязательно получится, ты же у меня такой умница! Теперь ты совсем взрослый, поэтому должен выучить таблицу умножения!»

    На этой таблице можно специальными маркерами-текстовыделителями отмечать те примеры, ответы на которые ребенок уже знает. Тогда материал будет усваиваться более легко.
    Теперь на отдельном листочке можно написать примеры умножения на 1 – сначала без ответов. Начните решать примеры – и ваш школьник очень быстро подхватит и самостоятельно впишет остальные ответы.
    Зачеркните маркером известные примеры, порадуйтесь вместе, что учить осталось не так уж много.
    Теперь можно вспомнить, что 2*1=1*2=2. И написать столбик наоборот.
    2*1=2
    3*1=3 и т. д.
    В большой таблице зачеркните и эти примеры.

    Затем можно сразу перейти к примерам умножения на 10. Объясните своему чаду, что это так же легко, как на 1, просто к числу нужно приписать нолик. Закрепите результат. Поспрашивайте ребенка вразброс.
    Следующий шаг – таблица умножения на 2. С этой задачей дети, у которых нет проблем со сложением, обычно тоже легко справляются. Умножить число на 2 – это значит прибавить к числу такое же число. Можно потренироваться с помощью конфет: «У тебя есть 1 друг – всего вас двое. Сколько всего тебе понадобится конфет, чтобы ты мог две отдать другу, а 2 оставить себе.

    А если вас будет трое? Четверо?»
    Теперь перейдем к примерам посложнее. Умножение на 9. Для этого необходимо умножить число на 10 и вычесть из него это же число.
    2*9=2*10 – 2=18
    3*9=3*10-3=27
    И так далее.

    Закрепив результат, можно переходить к умножению на 4. Это значит умножить число на 2 и полученный результат еще раз умножить на 2.
    Обязательно правильно распределяйте нагрузку. Каким бы способным ни был ваш малыш, за один день выучить всю таблицу невозможно. Но за неделю это вполне реально.
    Итак, в первый день занятий математикой достаточно.

    День второй .
    Начните занятие с повторения пройденного. Обязательно хвалите сына или дочку, «удивляйтесь» его (ее) успехам.

    Теперь настало время заняться цифрой 5. Обратите внимание ребенка на то, что результат всегда заканчивается на 5 или 0. Если число четное, то ответ заканчивается на 0, если нечетное, то на 5. Напишите столбик примеров.
    5*1=5
    5*2=10
    5*3=15
    5*4=20
    5*5=25
    5*6=30
    5*7=35
    5*8=40
    5*9=45
    5*10=50
    Начиная с примера 5*2, на месте первой цифры в ответе ставим по две 1, 2, 3, 4.
    И тоже все закрепляем, доводим до автоматизма.

    День третий .
    Настало время разобраться с умножением на 3 и 6.
    Можно попробовать использовать конфеты, как с умножением на 2. Только не позволяйте своему любимцу вместо обучения без остановки хрумкать карамельки.
    Сложно? Заготовьте карточки: на одной стороне пример, на другой – ответ. Ребенок берет карточку, если отвечает правильно, оставляет ее себе. Если неправильно, карточку забираете вы. В игровой форме выучить что-либо гораздо проще. Аналогичным образом можно постепенно одолеть умножение на 6, 7 и 8.

    Особый случай.
    Кому-то, возможно, покажется, что выучить саму таблицу намного проще, чем стихотворение. Посоветуйтесь с ребенком.

    Еще один нестандартный способ рассчитан на детишек, у которых слабо развита механическая память, зато нет проблем с образным мышлением. В школе такие дети, как правило, лучше всех пишут сочинения, хорошо рисуют или обладают хорошим музыкальным слухом. Для начала позвольте ребенку пофантазировать вдоволь и представить, с чем у него ассоциируются цифры от 1 до 9. Используйте фломастеры, карандаши, краски – пусть он зарисует свои ассоциации. К примеру, 0 может напоминать колесо, 1 – Буратино, 2 – лебедя, 3 – сердечко. Главное, чтобы эти образы были придуманы самим ребенком. Далее нужно закрепить эти ассоциации, для этого вразброс показывайте вашему ученику нарисованные им картинки. Потом вместе со своим чадом сочините историю на каждый пример умножения.
    В частности, 2*3=6. Одна девочка придумала рассказ: «Гулял как-то лебедь (2), встретил сердечко (3) и влюбился в него. Стал он ухаживать за сердечком. Увидел это клоун (6) и стал дразнить их: «Тили-тили-тесто, жених и невеста». Подобные истории малыши с богатым воображением запоминают достаточно быстро.
    Главное, помните: даже если ваш сын (или дочка) запоминает таблицу умножения немного медленнее своих одноклассников, это совсем не значит, что он обделен интеллектом. Просто образовательная система не учитывает особенностей ребенка. Традиционная зубрежка не для него, к школьным заданиям нужно подходить более креативно.

    Дайте понять ребенку, что вы всегда на его стороне, и вы станете для вашего школьника настоящим другом, а сам процесс обучения превратится в увлекательную игру. Удачи!

    Видео-таблица умножения для самых маленьких!

    В определенный момент перед родителями обязательно встанет вопрос: как быстро выучить таблицу умножения ребенку ? Сам он с этой задачей не справится, нужна помощь взрослых. А еще - правильно выбранные методы запоминания.

    Азы обучения

    Чтобы помочь ребенку быстро выучить таблицу умножения, лучше всего сначала объяснить ему суть этого действия. Понятие о сложении и вычитании он уже имеет. Поясняем, что 2 умножить на 2 - это значит сложить две двойки, то есть 2+2.

    Можно и более сложные примеры привести: 3 умножить на 4 означает сложить тройку 4 раза - 3+3+3+3.

    Хорошо свои объяснения подкреплять реальными, понятными ребенку примерами: «Дедушка принес 2 набора фломастеров тебе и Ксюше. В каждом по 5 штук. А всего сколько фломастеров получится? Как будем считать: 5 плюс 5 или 2 умножим на 5? И так, и так получим 10».

    Игровые приемы

    Как быстро выучить таблицу умножения ребенку? Конечно, использовать игровые наглядные приемы. Берем коробку и мячики. Кладем их в коробку парой. Потом следующие два мячика, затем еще и еще. Получилось вот так:

    Методы изучения таблицы умножения

    Быстро выучить таблицу умножения ребенку помогут разные методы. Дело в том, что кто-то из деток хорошо заучивает цифры просто механическим путем (в этом возрасте такой тип памяти у них развит достаточно неплохо).

    Кому-то понадобится визуальное подкрепление: видеосюжеты, рисунки, эмоциональная подпитка, хорошо работают игровые приемы и такие средства, как онлайн-игры и стихи.

    Таблица умножения - с чего начать?

    Ребенку нужно объяснить, как устроена таблица Пифагора: есть числа в столбиках и в строчках, а там, где они пересекаются, ищем ответ - произведение чисел, например, шесть на восемь будет сорок восемь (6x8=48).

    Можно начинать изучение таблицы с обычного ее варианта. Сразу объясните ребенку - не стоит пугаться того, что она такая большая на первый взгляд. Многие примеры там уже известны и не требуют запоминания.

    Например, умножение на 1 и на 10. Что значит умножить число на 1 - взять его 1 раз. Два так и останется двойкой, четыре - четверкой и так далее. То есть число не изменится. А умножать на 10 тоже просто - всего лишь добавить нолик к цифре: 5x10=50.

    Умножаем на 2, на 5 и учим квадраты чисел

    Как быстро выучить таблицу умножения ребенку - запоминать вначале более простые варианты. Умножать на 2 детям обычно не трудно. Это как к числу прибавить еще одно такое же.

    После этого можно выучить, как умножать на 5. Ответы будут заканчиваться или на 0 (четные числа) или на 5 (нечетные).

    Следующий этап - запоминание квадратов чисел. Без повторения и закрепления здесь не обойтись. Ребенку предстоит просто запомнить, что 8 на 8 — это 64, а 9 на 9 - 81.

    Обычно с умножения на 3 начинаются первые сложности. Здесь пора вводить дополнительные методы запоминания - визуальные приемы, например, игры в карточки или ассоциации с использованием стихов. О них - чуть ниже.

    Как умножать на 6, 7, 8 и 9

    Этот этап самый сложный, и некоторые примеры нужно просто запомнить. Повторять эти несколько самых трудных произведений вместе с ребенком придется постоянно, пока цифры не дойдут до автоматизма.

    Главное, показать ребенку, что он уже знает практически всю таблицу, а остались сущие пустяки. Вот эти коварные значения, которые так трудно запоминать:

    6x7=42
    6x8=48
    6x9=54
    7x8=56
    7x9=63
    8x9=72

    О перемене сомножителей

    Взрослым-то понятно, что 4х3=3х4. А вот ребенку нужно объяснить, что если поменять местами сомножители, результат не изменится.

    Тогда вашему ученику будет гораздо проще вспомнить, сколько будет, к примеру, 7 на 4. Если забыл, пусть вспомнит умножение 4 на 7. Это важный момент в изучении таблицы умножения.

    Разные методики изучения таблицы умножения

    Разнообразие способов изучения таблицы умножения помогает найти подходящий именно вашему ребенку.

    Карточки для запоминания

    Всякие онлайн-игры в Интернете тоже способствуют запоминанию, но самым надежным и проверенным остается визуальный метод, использующий карточки для запоминания.

    Изготовьте карточки с примерами: например, на одной стороне пишите 7х8, а на другой - ответ. Как играем - ребенок берет карточку, отвечает на вопрос и переворачивает, чтобы посмотреть ответ. Ответил правильно - оставляет карточку себе, если нет - берет другую карточку. Побеждает тот, у кого наберется больше карточек. В процессе игры происходит повторение и запоминание, но в веселой игровой форме.

    Один из подобных вариантов - цифровое лото. В карточки вписываете ответы из таблицы, изготавливаете карточки с заданиями-примерами. Игровой процесс стимулирует запоминание.

    Умножаем на пальцах

    Есть такой способ счета - на пальцах. Подходит для умножения на 9. Нужно опустить руки вниз ладонями и выпрямить пальцы. Нам нужно умножить 7 на 9. Загибаем 7-й по счету палец и смотрим - количество пальцев до него будет равно десяткам в ответе - 6, а после 7-го пальчика - единицам, то есть трем. Получаем 63.

    Для умножения на 9 есть еще один интересный метод. Нужно умножить заданное число, к примеру 6, на 10 (6 на 10 = 60). А теперь отнимем 6, получится 54.

    Повторение - залог запоминания

    Чтобы ребенку было легче запоминать, сделайте ему наглядные пособия. Он должен постоянно видеть примеры перед глазами и повторять их. Можно ярко и красочно оформить таблицу и повесить ее в детской комнате и на кухне. Так информация будет запоминаться легче.

    Обучающие стихи

    Многим деткам, особенно гуманитариям, гораздо легче запоминать таблицу, используя стихотворную форму. Самые известные подобные стихи написали Марина Казарина и Александр Усачев:

    Пять на шестерку умножаем,
    В итоге ТРИДЦАТЬ получаем.
    И пятью семь - легко считать —
    Ответ короткий: ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ!
    Раз олень спросил у лося:
    — Сколько будет семью восемь? —
    Лось не стал в учебник лезть:
    — Пятьдесят, конечно, шесть!

    Мультфильмы для запоминания

    Если задаться целью, то можно найти массу интересных мультов в помощь изучающим азы умножения. Дети всегда хорошо воспринимают такую форму подачи материала, так что мы советуем активно ее использовать. Пример - в этом видео:


    Забирай себе, расскажи друзьям!

    Читайте также на нашем сайте:

    Показать еще

    Думаете, изображать людей на бумаге сложно, и это искусство доступно только одаренным? Ничего подобного! Мы расскажем, как нарисовать человека, разбив процесс на этапы и максимально упростив его. Следуя нашей инструкции, изобразить homo sapiens сможет даже ребенок.